Восемь стадий развития по эриксону. Возрастные кризисы в теории Эрика Эриксона (концепция социальной идентичности)

  • 17.10.2019

Возрастная периодизация Эриксона - это теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии "Я-индивида".

Эриксон предлагает периодизацию в виде таблицы. Что это за таблица?

  • Обозначение периода;
  • Обозначение той социальной группы, которая выдвигает задачи развития, и в которой человек совершенствуется (или еще можно увидеть вариант формулировки "радиус значимых отношений");
  • Задача развития или тот психосоциальный кризис, в котором человек стоит перед выбором;
  • В результате прохождения этого кризиса, он обретает или сильные качества личности или, соответственно, слабые.

    Заметьте, как психотерапевт, Эриксон никогда не может быть оценочным. Он никогда не говорит про человеческие качества в формате хорошие и плохие.

Качества личности не могут быть хорошими или плохими. Но сильными качествами он называет те, которые помогают человеку решать задачи развития. Слабыми он будет называть те, которые мешают. Если человек приобрел слабые качества личности, следующий выбор ему делать труднее. Но никогда он не говорит о том, что это невозможно. Просто сложнее;

Черты, приобретаемые вследствие разрешения конфликтов называются добродетелями ("virtues").

Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.

Хотя Эриксон и привязал свою теорию к хронологическому возрасту, каждая стадия зависит не только от возрастных изменений человека, а также от социальных факторов: учёба в школе и институте, рождение детей, выход на пенсию и т.п.


Младенчество

От рождения до года - первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия.

Главным условием выработки чувства доверия к людям является способность матери так организовать жизнь своего маленького ребёнка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности и узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает своё окружение как надёжное и предсказуемое. Он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу "отделения" от неё. Главный ритуал - взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет окружающему миру, исходя из меры доверия к матери. Чувство недоверия, страха и подозрительности появляется, если мать ненадёжна, несостоятельна, отвергает ребёнка.

Недоверие может усилиться, если ребёнок перестает быть для матери центром её жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребёнка).

Надежда, как оптимизм в отношении своего культурного пространства - это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта доверие/недоверие.

Раннее детство

Вторая стадия продолжается от одного до трёх лет и соответствует анальной фазе в теории Зигмунда Фрейда. Биологическое созревание создаёт основу для появления самостоятельных действий ребёнка в целом ряде областей (передвигаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребёнка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребёнка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей.

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребёнка.

В случае постоянной чрезмерной опеки или завышенных ожиданий у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие.

Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешённого и запрещённого, красивого и безобразного. Идентичность ребёнка на этой стадии может быть обозначена формулой: “Я сам” и “Я - то, что я могу”.

При удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе - слабоволие.

Возраст игры, дошкольный возраст

Третий период - "возраст игры", от 3 до 6 лет. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребёнка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится "Я - то, что я буду".

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребёнок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события.

Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением "атаковать" задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. Ребёнок легко идентифицирует себя со значимыми людьми, с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель.

На этой стадии в результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины.

Дети, охваченные чувством вины - пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Школьный возраст

Четвертый период соответствует возрасту от 6 до 12 лет и хронологически сходен с латентным периодом в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено, происходит выход ребёнка за пределы семьи и приобщение к технологической стороне культуры.

В это время ребёнок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.

Термин "трудолюбие", "вкус к работе" отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребёнка теперь выражается так: "Я - то, чему я научился". Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Школа помогает ребёнку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым подтверждая чувство личностной силы. Связанный со школьными порядками ритуал - совершенство исполнения.

Построив на ранних стадиях чувства доверия и надежды, автономности и "силы желания", инициативности и целеустремлённости, ребёнок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни.

Наиболее важные умения, которые он должен приобрести - это аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования.

Если ребёнка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, "умелости", уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребёнка одно баловство и помеху для "серьезных занятий", то появляется опасность выработки у него чувства неполноценности и некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников. На этой стадии у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, если ожидания взрослых завышены или занижены.

Вопрос, на который отвечают на этом этапе: Способен ли я?

Юность

Пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона от 12 до 20 лет, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека:

"Юность - это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности.

Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни". Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют об идеальной семье, религии, общественном устройстве мира.

Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: Кто он есть и кем он станет? Ребёнок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чем будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека?

Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нем и что он сам должен думать о себе. Ритуализация становится импровизационной, в ней выделяется идеологический аспект. Идеология предоставляет молодым людям упрощённые, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.

Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения.

Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, - с другой. Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы. Группы "равных" очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, - это верность себе, способность сделать свой выбор, найти путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

Резкие социальные изменения, неудовлетворённость общепринятыми ценностями Эриксон рассматривает как фактор, мешающий развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределённости и неспособности выбрать карьеру или продолжить образование. Отрицательный выход из кризиса выражается в плохой самоидентичности, чувстве своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Чрезмерная идентификация со стереотипными героями или представителями контркультуры подавляет и ограничивает развитие идентичности.

Молодость

Шестая психосоциальная стадия продолжается от 20 до 25 лет и обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Интимность (достижение близости) - как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.

Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития:

  • человеку, который не доверяет другим, будет трудно довериться самому;
  • в случае сомнений и неуверенности, будет тяжело позволить другим пересечь свои границы;
  • человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно сближаться с другими и проявлять инициативу;
  • отсутствие трудолюбия приведёт к инертности в отношениях, а непонимание своего места в обществе - к душевному разладу.

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнёрские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов.

Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, поиск компромиссов в общих целях - все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на стадии молодости.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса "интимность/изоляция" - это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире - как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить вместе все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Опасность данной стадии - избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости.

Избегание опыта близости из боязни "потерять независимость" приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?

Зрелость

Седьмая стадия приходится на средние годы жизни от 26 до 64 лет, её основная проблема - выбор между продуктивностью (генеративность) и инертностью (стагнация). Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.

"Зрелая взрослость" приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя.

"Я" проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким.

В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

Продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену, - о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии - забота.

Трудности в "производительности" могут включать: навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребёнком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощённость.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой, когда основной предмет заботы - их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения.

Это явление, как кризис среднего возраста выражается в чувстве безнадёжности и бессмысленности жизни.

Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

Старость

Восьмая стадия, старость, начинающаяся после 60-65 лет - это конфликт цельности и безнадёжности. В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь ещё раз.

Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определённых целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадёжности и страх смерти.

Литература и источники

https://www.psysovet.ru

Стадии и возраст в годах Область отношений Результаты развития (сильная сторона) Полярности механизмов приспособляемости Психосоциальный кризис (ущественные полярности в личности)
1. Орально-сенсорная (младенчество), от 0 до 1года мать или заместитель энергия и жизненная радость приобрести – дать доверие – недоверие; надежда – безнадежность
2. Мышеечно-анальная (раннее детство), от 1 до 3 лет родители контроль над собой и стремление к власти обладать – отказаться автономия – сомнение, стыд
3. Локомоторно-генитальная (дошкольный возраст), от 3 до 6 лет родители, братья, сестры целеустремленность стараться – притворяться инициативность – пассивность, вина
4. Латентная (младший школьный возраст), от 6 до 12 лет школа, соседи овладение методами и умениями соревноваться – конструировать умелость – неполноценность
5. Подростковая (юность), от 13 до 18 лет группы сверстников преданность и верность быть самим собой – быть принужденным к одиночеству эго-идентичность – ролевое смешение
6. Ранняя зрелость, от 20 до 25 лет друзья любовь потерять и найти себя в других сотрудничество, интимность – отчуждение, изоляция
7. Средняя зрелость, от 26 до 64 лет профессия, родной дом творчество и забота создать из себя нечто – заботиться о ком-нибудь продуктивность – застой, инертность
8. Поздняя зрелость, от 65 лет до смерти человечество, ближние отрешенность, мудрость черпать из прошлого – сопротивляться небытию эго-интеграция – отчаяние

тания. Дети, принадлежащие к сообществам практически оди­накового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, свя­занных с основным видом занятий, и принятых стилей воспита­ния. В разных индейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени – Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок - рыба­ков и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают ту­го, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрят­ностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племе­ни – сильного, отважного охотника в бескрайних прериях – и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано от­нимают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, по­дозрительными, скупыми, склонными к накопительству.



Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью про­ходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразова­ние), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, от рождения до глубокой старости. Общая характеристика стадий развития по Э. Эриксону представлена в таблице 2.

Весь жизненный путь, по Эриксону, включает в себя восемь стадий, каждая из которых имеет свои специфи­ческие задачи и может благоприятно или неблагоприятно разрешаться для будущего развития. Центральным мо­ментом концепции Э. Эриксона является представление о психосоциальной идентичности как итоговом, интегри­рующем свойстве личности. Понятие идентичности озна­чает тождественность человека самому себе. Как это понимать? Если человек обладает идентичностью, то он обладает самим собой: у него сложился совершенно опре­деленный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, у него развито чувство адекватности и стабильного владе­ния собственным «Я» независимое как от изменений «Я», так и различных ситуаций, у него сформирована способ­ность к полноценному решению задач, возникающих пе­ред ним на каждом возрастном этапе. Идентичность – это, прежде всего, показатель зрелой (взрослой) личности, которая в своем развитии проходит ряд стадий.

Э. Эриксон считает, что на каждой новой стадии возни­кают новые явления и свойства, которых не было на пред­шествующих стадиях. Эти психологические новообразова­ния становятся центром психической жизни и поведения человека на определенной возрастной ступени. Содержание и форма этих новообразований определяются условиями общения ребенка и взрослого с социальным окружением, с миром значимых для него людей, с социальными общно­стями, с миром труда, и с готовностью ребенка (взросло­го) к тому или иному типу общения. Однако это общение опирается на индивидуальные внутренние предпосылки или, как пишет Э. Эриксон, потенциальности, которые подчиня­ются внутренним законам развития. Именно эти внутрен­ние предпосылки (потенциальности) и определяют изби­рательное воздействие на индивида его социального окру­жения. Э. Эриксон придавал большое значение воспитанию, считая его неотъемлемой, интегральной частью обществен­ной системы, через посредство которой ценности и нормы общества передаются новому поколению.

На первой стадии развития, соответствующей младенческому возрасту , возникает доверие или недоверие к миру.При прогрес­сивном развитии личности ребенок «выбирает» доверительное от­ношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, не­напряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окру­жает, без особой тревога и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его по­требности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материн­ская любовь и нежность определяет «количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта» ребенка. В это время ребенок как бы «вбирает» в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формиро­вания идентичности развивающейся личности.

Вторая стадия соответствует раннему детству . Резко возраста­ют возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельностине должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы. Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений.Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним с осуждением, и стре­мится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать не­видимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются «внутрен­ние глаза мира» - стыд за свои ошибки, неловкость, испач­канные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возни­кают страх «потерять лицо», постоянная настороженность, ско­ванность, необщительность. Если стремление ребенка к независи­мости не подавляется, устанавливается соотношение между спо­собностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

На третьей стадии , совпадающей с дошкольным возрастом, ре­бенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре от­ношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сфе­рах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом, закладываются новые внутренние инстанции – совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказа­нием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность. На этом возрастном этапе происходит половая идентификация,и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.

Четвертая стадия – младший школьный возраст (предпубертатный, т.е. предше­ствующий половому созреванию ребенка). Эта стадия связана с воспитанием у детей трудолюбия, необ­ходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа стано­вится для них «культурой в себе», со своими особыми целями, дости­жениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социаль­ного опыта дает возможность ребенку получить признание окружаю­щих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения не­велики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невы­годное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Период начального школьного обучения – это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с пред­ставителями определенных профессий.

Пятая стадия - подростковый возраст (юность) - период самого глубокого кризи­са. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию идентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентифика­ции ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, ини­циативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, - задачу самоопре­деления, выбора жизненного пути.

Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности.Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошен­ности. Диффузность идентичности может проявиться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профес­сиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем» (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).

Шестая стадия – ранняя зрелость. Стадия формального начала взрослой жизни. В целом, это период ухаживания, раннего брака, и начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство». До этого времени большинство проявлений сексуального поведения индивидуума были мотивированы поиском эго-идентичности. Раннее достижение личной идентичности и начало продуктивной работы дают толчок новым межличностным отношениям. На одном полюсе этого измерения находится интимность, а на противоположном – изоляция. Э. Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый и по значению и по широте охвата. Он имеет в виду интимность как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям и другим родственникам. Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Положительное качество, которое связано с нормальным входом из кризиса интимность – изоляция, - это любовь. Э.Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Социальным установлением, связанным с этой стадией является этика. Люди с недостаточно развитым нравственным чувством плохо подготовлены к вступлению в следующую стадию психосоциального развития.

Седьмая стадия – средняя зрелость . Ее основная проблема - выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить и работать это будущее поколение. Творческие и производительные элементы продуктивности персонифицированы во всем, что передается от поколения к поколению (технические изделия, произведения искусства и т.п.). Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности на столько выражена, чтопреобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – забота. Забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии. Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются личные потребности и удобства. Жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление получило название кризиса старшего возраста.

Восьмая стадия – поздняя зрелость . Последняя психосоциальная стадия завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и смерти друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. По убеждению Э. Эриксона для этой фазы зрелости характерен на столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго. Чувство интеграции эго проистекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни пред лицом самой смерти. На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие интеграции у этих людей проявляется в скрытом страхе смерти, в страхе оказать в доме для престарелых. Если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего «Я», они должны делать гораздо больше, чем просто размышлять о своем прошлом.

Завершая рассмотрение периодизаций психического развития человека в онтогенезе, перечислим периоды и стадии, традиционно выделяемые в жизненном цикле человека:

I. Пренатальный период:

Предзародышевая стадия - 2 недели;

Зародышевая (эмбриональная) – с 3 недели до конца 2 месяца;

Стадия плода – с 3 месяца до родов.

II. Период детства:

Кризис новорожденности

Стадия новорожденности и младенчество – от рождения до 1 года;

Кризис 1 года;

Стадия раннего детства (первое детство) – от 1 до 3 лет;

Кризис 3 лет;

Стадия дошкольного детства (второе детство) – от 3 до 6 лет;

Кризис 7 лет;

Стадия младшего школьного детства (третье детство) – от 6 до 10-12 лет.

III. Отрочество:

Подростковый кризис (кризис 13-14 лет);

Подростковый (пубертатный) период – от 11-12 до 14-17 лет;

Кризис 17-18 лет;

Юношеский период – с 17-18 до 20-23 лет.

IV. Зрелость:

Стадия ранней зрелости или молодость – от 20-23 до 30-33;

Кризис 33 лет;

Расцвет – 33-40;

Кризис 40 лет;

Зрелость – 40-55 лет;

V. Старость:

Кризис 50-55 лет;

Пожилой возраст – 55-75 лет;

Старческий возраст – 75-90 лет;

Долгожительство – свыше 90 лет.

Литература :

Основная:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.

3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1997.

4. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3 / Под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982.

5. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1997.

6. Немов, Р.С. Психология. Кн. 2 / Р.С. Немов. – М., 1997.

7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Пед. об-во России, 1995.

8. Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.

9. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

10. Эльконин, Д.Б. Избранное / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия педагогических и социальных наук, 1996.

Дополнительная:

1. Выготский, Л.С. Собр. соч. В 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1982-83.

2. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2007.

3. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989.

4. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии: Учеб. пособие / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачев. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

5. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

6. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 2000.

7. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. – М., 1995.

8. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002.

9. Шульга, Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко. – М., 1997.

Ведущие виды деятельности

«Нормальный» человек для Д.Б. Эльконина - это человек, который обладает автономностью сознания, индивидуальностью и спонтанностью, необходимыми для осуществления внутренних законов психического развития.

В более поздних работах отечественных психологов в периодизацию психического развития проникли идеи А.Н. Леонтъева о ведущей деятельности, то есть той форме активности, которая определяет развитие ребенка в конкретный период . Сегодня считается, что периодизация Д.Б. Эльконина и уточнение ее А.Н. Леонтьевым связаны с общей психологической концепцией Л.С. Выготского. Новый тип деятельности , лежащий в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, и был назван«ведущим».

В современной психологии есть и другая исследовательская позиция, я бы назвала ее позицией наблюдателя, находящегося внутри исследуемого процесса. Это позиция Э. Эриксона, которая представлена в его периодизации жизненного цикла человека.

Э. Эриксон находит черты «нормального» человека, его обобщенный образ в характеристиках зрелой личности, которые позволяют ему, ориентируясь на этот образ, искать истоки ее организации на предшествующих стадиях жизни.

Зрелость личности Э. Эриксон понимает как ее идентичность. Это очень обобщенное понятие, которое включает в себя проявление психического здоровья человека, принимаемый человеком образ самого себя и форму поведения, соответствующую окружающему миру.



Э. Эриксон выдвигает положение о том, что в самой природе человека существует потребность в психосоциальной идентичности.

Идентификация , по Э. Эриксону, интегративный центр личности, определяющий ее целостность, систему ценностей, социальную роль, идеалы, жизненные планы индивида, его способности и потребности. Через него человек осознает и оценивает свою психосоматическую организацию, вырабатывает механизмы психологической защиты, формирует самоконтроль.

Среди качеств зрелой личности Э. Эриксон выделяет индивидуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других. Через воспитание человеку передаются ценности и нормы общества.

В теории Э. Эриксона, как и у Д.Б. Эльконина, присутствует идея о последовательном формировании у человека психологических новообразований, каждое из которых в определенный момент становится центром психической жизни и поведения человека. Развитие личности представляется как непрерывный процесс формирования новых качеств. Каждое из новообразований выражает отношение человека к обществу, к другим людям, к себе, к миру.

Переход от одной личностной целостности к другой Э. Эриксон называет кризисами - временем усиливающейся уязвимости и одновременно возрастающего потенциала человека . Каждый процесс роста приносит в это время энергию для дальнейшего развития, а общество предлагает человеку новые и специфичес­кие возможности для реализации этой энергии.

Э. Эриксон выделяет восемь стадий развития личности (таблица 2). На каждой из них человек должен осуществить выбор между возможными полярными отношениями к миру и к себе. На каждой стадии развития есть новый конфликт, который влияет на появление новых качеств личности, который дает материал для возрастания силы человеческой личности при благоприятном его разрешении, а при деструктивном выборе становится источником ее слабости. По мнению Э. Эриксона, ускорение или относительная задержка на какой-то стадии окажет видоизменяющее влияние на все позднейшие стадии.

Восемь стадий, описанные Э.Эриксоном, не представляют собой шкалы достижений. Личность человека постоянно противостоит различным опасностям существования, в том числе и «негативным» чувствам, на протяжении всей жизни.

Он перечисляет основные сильные качества личности , считая их постоянным результатом «благополучного соотношения» личностных качеств, отмеченных на каждой из психологических стадий: близость против одиночества: групповое объединение и любовь; производительность против застоя: производство и забота .

Стадии развития человека (по Э. Эриксону)

Стадия Базовый конфликт Пояснения Приобретения
А Орально-сенсорная Вера и надежда против безнадежности Решается, можно ли доверять этому миру вообще, есть ли в нем опора Уверенность
B Мышечно-анальная Автономность против стыда и сомнений Стыд и сомнения ставят ребенка в зависимость от других людей, способность к собственному контролю помогает развить автономность Сила воли
C Локомо-торно-генитальная Инициативность против вины Желание действовать соотносится с общественными нормами и собственными возможностями; если действия не соответствуют нормам, появляется чувство ви­ны Целеустремленность
D Латентная Трудолюбие против неполноценности Ребенок стремится овладеть но­выми навыками и знаниями; в случае неудачи у него возникает чувство неполноценности Новые знания и умения
Е Пубертатная (подростковый возраст) Индивидуальность против ролевого смеш Ответы на вопросы: кто я? Каков я? Чем я похож на других людей и чем я от них отличаюсь? Уста­навливаются критерии идентификации и происходит выбор социальных ролей Верность
F Ранняя юность Близость против одиночества Формирование интимных (близких) отношений или изоля­ция от людей Любовь, эротика
G Взрослость Производительность против застоя Стремление либо к творчеству и развитию своей личности, либо к покою и стабильности Способность заботиться
H Зрелость Личностная целостность против отчаяния Подведение итогов прожитой жизни. В результате – покой и удовлетворение или недовольство собой и страх смерти Устойчивость, умудренность

Стадия А. Для Э. Эриксона связана с формированием первого уровня идентичности и первых, самых глубинных механизмов психологической защиты - механизма проекции, то есть приписывания окружающим своих свойств и механизма интроекции - «вбирания» внутрь внешних источников, особенно образов родителей. Биологическим условием перехода на следующую стадию является созревание мышечно-двигательной системы, позволяющей ребенку иметь относительную автономность от взрослого.

Стадия В. Ставит ребенка в условия выбора - обрести уверенность в себе или сомневаться в себе, стыдиться себя. Этот выбор осложняется требованиями взрослых и их отрицательными оценками ребенка. Э. Эриксон говорит о «глазах мира», которые ребенок ощущает на себе как присутствие осуждающих взрослых. Переживание нового содержания выбора приносит ребенку овладение теми формами поведения, которые способствуют формированию психосоциальной идентичности.

Стадия С. Характерное поведение ребенка на этой стадии - активное вторжение вопросами, действием. Действия начинают регулироваться идеальными целями, ценностями. Ребенок уже способен к самонаблюдению, саморегуляции, у него формируются моральные чувства. Развитие интеллекта, способность к сравнениям дают ребенку огромный психологический материал для идентификации себя по половым признакам и соответствующего этим признакам поведения.

Стадия D. Связана со вступлением ребенка в школьную жизнь, а это качественно новые социальные связи с миром. Это важное время для формирования социальной и психологической полноценности - адекватного отношения к труду. Появляется важнейшее чувство идентичности себя с каким-то видом труда, с результатами и процессом производства вещи или мысли. Дети осваивают, по словам Э. Эриксона, «технологический этнос культуры».

Стадия Е. Происходит поиск подростком нового чувства целостности и индивидуальности. Это уже осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с переживаниями, связанными с физиологическим созреванием организма, и возможностями, предлагаемыми социальными ролями. Чувство собственной идентичности, внутренней индивидуальности связано с перспективой карьеры, то есть целостности, имеющей значение для себя и для других.

В поисках социальных ценностей, управляющих идентичностью, подросток сталкивается с проблемами идеологии и руководства (управления) обществом.

Стадия F. На этой стадии общество требует от человека определения в нем своего места, выбора профессии, то есть самоопределения. В то же время происходит возмужание, изменение внешнего облика, что существенно меняет представление человека о себе, перемещает его в другие демографические и социальные группы.

Формирующееся чувство пределов долга перед другими людьми становится предметом того этического чувства, которое характерно для взрослого. В это время юный взрослый, экспериментируя, ищет место в обществе, и общество признает за молодыми людьми право поиска, обеспечивая его соответствующими социальными нормами. Человеку требуется много собственных сил и помощи со стороны общества, для того чтобы подняться на уровень самодетерминации, обеспечиваемый теорией жизни, понятой и принятой в период юности.

Стадия G. На стадии взрослого, по мнению Э. Эриксона, зрелый человек нуждается в том, чтобы чувствовать свою значимость для других людей, особенно для тех, о ком он заботится и кем руководит. Для него понятие производительности связано не только с количественными характеристиками жизни человека, но, прежде всего, с заботой о порождении и воспитании нового поколения. Эта деятельность требует от человека продуктивности и творчества, которые сами по себе (в других сферах жизни) не могут заменить производительности.

Стадия Н. Характерной чертой человека на этой стадии Э. Эриксон считает появление качества индивидуальности, которая обеспечивает человеку его целостность и неповторимость, смелость быть самим собой.

Для человека тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, становится основой для переживания своей целостности. Отношение человека к жизни, подходящей к своему физическому концу, определяется той верой и надеждой в нее, которые отличают любовь к жизни от страха смерти.

В этом смысле практический психолог может не углубляться в теоретические сложности понятия «нормальный человек», а выбрать для себя какую-то схему развития или построить собственную и работать в соответствии с ней. Его работа будет заключаться в том, чтобы определить, на какой жизненной стадии находится человек, с которым он работает. Это даст ему возможность более четко ориентироваться в содержании его проблемы, учитывая соотношение проявления индивидуальности и общей схемы жизненного развития.

Современная практическая психология в виде психотерапевтической и консультационной деятельности накопила большой эмпирический (практический) материал, который может быть представлен с точки зрения проблем ребенка на разных возрастных этапах. Учитывая вышесказанное, необходимо обсуждать и пути решения этих проблем, ориентируясь на социальную и психотерапевтическую практику помощи современному ребенку и его семье.

Эгани Коуэн построила «Схему развития», в которой отражены жизненные циклы человека (таблица 3). В ее первой колонке «Жизненные стадии» отмечено естественное возрастное изменение человека, «Ключевые системы» позволяют более содержательно обсуждать социальное окружение человека в каждый период его жизни. «Задачи развития» связаны с выживанием человека и достижением счастья. «Ресурсы развития» - содержание, необходимое человеку для решения его жизненных задач развития. Каждая стадия имеет свои кризисы развития, которые будут разрешаться в зависимости от характера решения жизненных задач (с использованием ресурсов). Эта схема развития позволяет соотносить содержание задач той или иной жизненной стадии и особенности их решения с физическим, паспортным возрастом человека, анализировать конкретное проявление различных чувств как содержание кризиса.

Одним из наиболее актуальных и острых социальных аспектов общественной жизни являются проблемы правильного развития и качественного воспитания личности. Эти проблемы всегда требуют глубокого высоконаучного обоснования сути факторов данного процесса с психологической точки зрения.

Согласно известной эпигенетической теории, предложенной психологом Эриком Эриксоном, каждый человек в процессе своего роста и развития в течение жизни проживает определенные базовые стадии, и на каждой из них его поведение и ощущения мира отличаются. Что же представляют собой этапы развития личности человека по эпигенетической теории Эриксону?

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПО ЭРИКСОНУ

Всего, согласно эпигенетической теории Э. Эриксона, человек проходит восемь этапов развития как . При этом каждый из этих этапов может пройти как позитивно, так и негативно, то есть сценарий событий в жизни может развиваться по позитивному пути (ПП), или по негативному пути (НП).

Каждый этап, по теории Эриксона, имеет свое название и захватывает определенный промежуток времени, а именно определенный возраст человека, выглядит это следующим образом:

  • первый этап: с 0 до 1 года – доверие/недоверие;
  • второй этап: 2-3 года – самостоятельность/нерешительность;
  • третий этап: 4-5 лет – предприимчивость/чувство вины;
  • четвертый этап: 6-11 лет – умелость/неполноценность;
  • пятый этап: 12-18 — идентификация личности/спутанность ролей;
  • шестой этап: 18-25 лет – интимность/изоляция (ранняя зрелость);
  • седьмой этап: 26-64 года – продуктивность/инертность (средняя зрелость);
  • восьмой этап: после 64 лет – интеграция/отчаяние ().

Успешность каждого последующего этапа напрямую зависит от того, как прошел предыдущий этап.

ПЕРВЫЙ ЭТАП: ДОВЕРИЕ/НЕДОВЕРИЕ

Если воспитание идет по позитивному пути, то ребенку уделяется достаточно внимания, о нем заботятся и его опекают. На любой крик малыша тут же прибегают взволнованные родители и тут же решают его проблемы: жалеют его, помогают с какими-либо действиями, лечат его, меняют мокрый подгузник и прочее. Малыш постоянно видит маму и папу, которые рады друг другу и ему, счастливы и приветливы. У малыша формируется позитивное представление о мире, он его видит уютным местом, где все к нему доброжелательно относятся и всем можно доверять.

В случае развития событий по негативному сценарию ребенок видит частые ссоры родителей, ощущает общий негативный фон и недостаток внимания, даже если уход за ним осуществляется на должном уровне. Родителей он видит редко, часто бывает один, грустит и плачет. Как результат происходит формирование стойкого подозрительного отношения к миру, развивается повышенная тревожность и мнительность.

ВТОРОЙ ЭТАП: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ/НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ

При позитивном развитии событий в жизни ребенка в этом возрасте он становится более самостоятельным, это поощряется и стимулируется родителями. Для исследования ребенку открыт весь мир, за исключением особо опасных его участков. У ребенка в этот период происходит выработка стратегии «Я сам», поэтому при условии, что родители аккуратно ограничивают этот процесс, а не угнетают его, ребенок переходит к следующему этапу воспитания личности с установками на самостоятельность.

Совсем иначе дела обстоят у малыша, воспитание которого идет по негативному пути. В этом случае активность и самостоятельность ребенка постоянно угнетается родителями. Все намерения малыша принимать самостоятельно какие-либо решения жестко пресекаются, происходит постоянное разубеждение ребенка в его способности что-либо делать правильно, инициатива пресекается на корню. Шагая дальше по жизни, ребенок будет всяческими путями избегать любой ответственности и оглядываться на родителей при любом действии.

ТРЕТИЙ ЭТАП: ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ/ЧУВСТВО ВИНЫ

Если события развиваются в позитивном ключе, в возрасте 4-5 лет у ребенка происходит активное осознание собственной личности. Формирование личности на этом этапе воспитания происходит в форме игры. Ребенок начинает осознавать свой пол и часто стремится занять позицию одного из родителей в отношениях с мамой или папой. Этот возраст является очень деликатным, поэтому родители ни в коем случае не должны обделять ребенка заботой и вниманием, чтобы его стремление подражать отцу (для мальчика) или матери (для девочки) вылилось в дальнейшем в уверенность и предприимчивость.

Если ничего не изменилось с прошлого этапа и развитие все также проходит в негативном ключе, инициативы ребенка подражать кому либо из родителей подавляются и он начинает испытывать чувство вины. Поведение становится не совсем адекватным, так как ребенок не может осознать и понять, за что именно ему стыдно и за что он испытывает эту вину.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ: УМЕЛОСТЬ/НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ

Жизнь продолжается с позитивным настроем и игры ребенка переходят на новый, более сложный и интересный уровень. Теперь он старательно учится соблюдать определенную очередность каких-либо действий, например, он уже может сыграть с родителем в шашки. Просыпается острое желание конструировать и мастерить, и если его поделки и «изобретения» поощряются родителями, если они подбадривают его в случае неудач, помогают по мере необходимости, ребенок развивается, становится умелым, его интеллект повышается.

При негативном развитии ребенок воспитывается бездельником, любое его желание заниматься чем-либо пресекается и называется бесполезной тратой времени. При этом любые попытки смастерить что-либо высмеиваются. Такое поведение родителей воспитывает в нем острое чувство неполноценности и со временем он теряет инициативу.

ЭТАП ПЯТЫЙ: ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ/СПУТАННОСТЬ РОЛЕЙ

Воспитанный в благополучной и позитивной обстановке уютного дома и собственного внутреннего мира, совсем уже взрослый ребенок встречает переходный возраст спокойно и уверенно. Он твердо , знает чего хочет и к чему стремится. Направленность личности и его мечты активно формируются. Происходит объединение всех «ролей» в одну общую, целую – взрослого самого себя.

При негативном сценарии развития личности в этом возрасте ребенок превращается в неуверенного в собственных силах и умениях перепуганного подростка, испытывающего серьезные проблемы с самоидентификацией. Девочки часто начинают половую жизнь, а у мальчиков возникают проблемы с обществом – они начинают вести себя так, как запрещают взрослые. Единственным их ориентиром в жизни становится желание всем все делать «на зло».

ЭТАП ШЕСТОЙ: ИНТИМНОСТЬ/ИЗОЛЯЦИЯ

На этом этапе при положительном сценарии развития событий молодая личность вступает в период зрелости, начинаются серьезные отношения, в том числе интимные. Речь идет не об интимной зрелости, а об умении брать на себя ответственность за другого человека, разделять его трудности, входить с ним в духовную и физическую близость.

Если же все протекает неблагополучно, ранняя зрелость может обернуться изоляцией, одиночеством, чувством брошенности и внутренними неурядицами. Жажда обретения привязанности и любви так и остается неудовлетворенной из-за неумеренности в своих силах, внутренних противоречий и неспособности принимать самостоятельные решения и строить отношения.

ЭТАП СЕДЬМОЙ: ПРОДУКТИВНОСТЬ/ИНЕРТНОСТЬ

Это самый продолжительный этап человеческой жизни, и при благоприятном развитии именно сейчас человек начинает думать и беспокоиться не только о себе, но и об окружающих его людях. Он становится внимательным и заботливым, причем не только к своим родителям, детям и близким людям, но и в целом к посторонним окружающим.

Плохой вариант развития и воспитания личности в этот период оборачивается цинизмом. Человек, прикрываясь надменностью и напускным высокомерием, начинает яростно защищать свои, и только свои интересы, теории и цели, отстаивать свою точку зрения и доказывать всем свою исключительность. Хотя на самом деле, причиной такого поведения является глубокая неуверенность в себе и сильная боязнь быть высмеянным за свои благие намерения.

ЭТАП ВОСЬМОЙ: ИНТЕГРАЦИЯ/ОТЧАЯНИЕ

На этом последнем этапе своей жизни, человек, развивавшийся в положительном ключе, обретает покой и спокойно наблюдает за жизнью. Он перестает активно работать, заменяя рабочие заботы общением с детьми и внуками, берется за дела, которые были отложены в долгий ящик, старается жить в удовольствие. Такой человек остается положительным во всем. Внутренне он уже полностью готов к окончанию жизни и оглядывается на прожитые годы с благодарностью.

Человек, развивавшийся и живший все время негативно, совсем не готов подводить итоги своей жизни, потому что он, наконец, понимает, что положительного счета ему не увидеть в итоге. Ему становится горько и обидно, мысли о том, что все могло сложиться совсем иначе, занимают практически все его свободное время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие личности является очень сложным процессом, в котором базовые познавательные психические процессы, чувства и эмоции, воля и потребности, сознание и самосознание, теории и интересы, идеалы и убеждения, способности, характер и темперамент, умения, навыки и привычки находятся в очень сложном межэтапном взаимодействии.

По мнению Эрика Эриксона, очень оптимистично смотревшего на собственную теорию воспитания личности, ошибки одного периода при достаточном внимании и усердии можно изменить на следующем этапе. Однако далеко не все психологи и социологи разделяют его оптимизм и советуют родителям внимательно относиться к своим детям и себе самому, обеспечивая им безболезненный переход от одного этапа к следующему этапу.

Развитие личности по Эриксону определяется тем, насколько она успешно решает стоящие задачи, определяемые взаимодействием биологических и социальных факторов. В зависимости от того, справляется или не справляется человек с задачами конкретного возрастного периода, у него формируются либо положительные (прогрессивные), либо отрицательные (регрессивные) психические новообразования (качества). В этой ситуации выбора человек сталкивается с кризисами, которые, по мнению Эриксона, присущи всем возрастным стадиям и представляют собой «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. Этот выбор определяется характером разрешения существующих противоречий. Если противоречие разрешается благоприятно для личности (т.е., с учетом личных ценностей, особенностей жизненной ситуации и т.д.), то развитие человека прогрессивно. Если же человек «уходит» от противоречий или разрешает их неоптимально для своего «Я», то это вызывает отрицательные последствия, обуславливает регресс личности.

Эриксоном выделяется восемь стадий психосоциального развития личности. Их описание приводится ниже по учебнику Г. Крайг «Психология развития» (СПб, 2002, С. 88-91).

«По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда - коренным образом...

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако, несмотря на то, что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни…

Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.

1. Доверие или недоверие. По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.

2. Автономия или стыд и сомнение. Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи, и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

З. Инициатива или чувство вины. Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

4. Трудолюбие или чувство неполноценности. В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

5. Идентичность или смешение («путаница») ролей. До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей - ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

6. Близость или изоляция. В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

7. Генеративность или стагнация. Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на разрешение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней озабоченности своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворить свои психологические потребности, уберечь свой покой и т. п.

8. Целостность эго или отчаяние. На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов».

РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

ТЕМА. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Структура темы:

Врожденные формы психики и поведения человека. Основные врожденные рефлексы, обеспечивающие органические потребности ребенка (дыхательный, сосательный, защитный). Способность к выработке условных рефлексов в младенческом возрасте.

Содержание социальной ситуации развития младенца. Разрешение противоречий ситуации развития (между биологической беспомощностью и отсутствием речи) в ведущей деятельности возраста. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми как ведущая деятельность младенческого возраста. Значение общения со взрослыми на ход физического и психического развития младенца. Характеристика и психологическое значение «комплекса оживления». «Госпитализм» как результат дефицит полноценного общения ребенка с матерью.

3. Физическое и психическое развитие младенца. Физическое развитие в младенческом возрасте. Нормы физического развития младенца по месяцам. Индивидуальные различия в физическом развитии. Развитие познавательных процессов младенца. Развитие ощущения и восприятия (зрительное сосредоточение на объектах, развитие пространственного восприятия, различение цветов и т.д.). Развитие памяти (узнавание, ассоциативная память). Развитие речи (произнесение звуков, понимание к концу возраста некоторых слов и др.).

Краткая расшифровка темы

1. Врожденные формы психики и поведения человека . Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка.

Ребенок рождается беспомощным, не может самостоятельно удовлетворить ни одной своей потребности (его кормят, купают, одевают). Он обладает сравнительно ограниченным фондом безусловно рефлекторных форм поведения, приспособления к внешней среде – это наследственно закрепленные механизмы. К ним относятся рефлексы, регулирующие протекание различных физиологических функций: дыхательный, сосательный, оборонительные и ориентировочные, защитные и др. Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания).

В первые дни можно также отметить следующeе: сильное раздражение кожи (укол, например) вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом – зажмуривание, а резкое увеличение яркости света – сужение зрачка и т.д. Эти реакции – защитные рефлексы.

Кроме защитных, можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы. Наблюдениями установлено, что уже в период от первого до третьего дня сильный источник света вызывает поворот головки (головка поворачивается в сторону света). У ребенка легко вызываются и ориентировочно-пищевые рефлексы. Прикосновение к углам губ, к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот.

Кроме перечисленных у ребенка обнаруживается еще несколько врожденных реакций: сосательный рефлекс – ребенок сейчас же начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельный рефлекс – прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания; рефлекс отталкивания (ползания) – при прикосновении к подошвам ног.

Таким образом, ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения.

Большинство врожденных реакций необходимы ребенку для жизни. Они помогают ему приспособиться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексам для ребенка становится возможным новый тип дыхания и питания. После рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и так называемому оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт). Это приспособление происходит рефлекторно. После того как легкие наполняются воздухом, целая система мышц включается в ритмические дыхательные движения. Дыхание осуществляется легко и свободно. Питание происходит с помощью сосательного рефлекса. Врожденные действия, включенные в сосательный рефлекс, на первых порах еще плохо согласованы между собой: ребенок при сосании захлебывается, у него быстро иссякают силы. Очень большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции: организм ребенка все лучше приспосабливается к температурным перепадам.

На большую часть внешних воздействий новорожденный отвечает глобальными, недифференцированными движениями ручек и ножек. Кора больших полушарий еще не полностью сформировалась: нервные клетки почти не имеют ответвлений, проводящие пути не покрыты защитными миелиновыми оболочками. Это приводит к широкой иррадиации возбуждения и затрудняет образование условных рефлексов. Отсутствие значительного количества врожденных форм поведения составляет не слабость, а силу ребенка – он обладает почти безграничными возможностями усвоения нового опыта, приобретения новых форм поведения, присущих человеку.

Люди, которые окружают младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, воспитывают, обучают его, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного существования.

Младенец уже при рождении обладает запасом практически готовых к употреблению сложных сенсорных и двигательных способностей-инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. У новорожденного с рождения, например, имеется немало сложных движений, развивающихся в основном по генетически заданной программе

2. Содержание социальной ситуации развития младенца . Социальная ситуация развития в младенчестве, по мнению Л.С.Выготского, состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним. Поэтому он назвал ее «Мы» (ребенок не может существовать без взрослого), что позволяет считать ребенка социальным существом, его отношение к действительности изначально социально.

Говоря о социальной ситуации развития, нужно отметить следующее. Младенец биологически беспомощен, он полностью зависит в удовлетворении потребностей от взрослых. Реакция на взрослого является не только первой собственно психологической реакцией ребенка, но и первой его социальной реакцией. Л.С.Выготский, говоря о развитии младенца, писал о том, что это максимально социальное существо, и отчасти это действительно так, потому что ребенок полностью зависит от взрослого. Сам ребенок никогда не смог бы выжить, именно взрослый, окружая его вниманием, заботой и уходом, помогает ему нормально сформироваться. При этом он лишен основного средства социального общения – речи. Ведущий вид деятельности младенческого возраста – непосредственное эмоциональное общение. Эмоциональное общение со взрослым сильно сказывается на хорошем настроении ребенка. Если малыш капризничает и не хочет играть, то подошедший к нему взрослый одним своим появлением поднимает настроение ребенка, и он может вновь остаться один и развлекаться теми игрушками, которые перестали было его интересовать. К четырем-пяти месяцам общение со взрослыми приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг.

Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может, однако, приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы на минуту оставят одного.

При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять действие, направляя его движения.

Общение есть условие всех других видов деятельности человека как общественного существа. Младенец еще не владеет речью – средством социального общения, но у него развивается аппарат тонкой эмоциональной чувствительности по отношению к взрослым. Контакт ребенка с окружающим миром осуществляется через взрослого. Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребенка к действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком. Иначе говоря, отношение ребенка к действительности оказывается с самого начала социальным, общественным отношением.

Младенец очень рано вводится в ситуацию общения со взрослыми. В общении всегда проявляется направленность одного человека на другого, происходит взаимодействие участников коммуникации, когда действие одного предполагает ответное действие другого и внутренне на него рассчитано.

Потребность в общении не является врожденной, а возникает под воздействием определенных условий. Таких условий два.

Первое условие - объективная нужда младенца в уходе и заботе окружающих. Только благодаря постоянной помощи близких взрослых ребенок может выжить в тот период, когда он не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои органические потребности. Однако подобная зависимость ребенка от взрослого не есть потребность в общении. Младенец еще не адресует свои сигналы конкретному лицу, пока еще нет общения.

Второе условие - поведение взрослого, обращенного к ребенку. Взрослый с первых дней появления ребенка на свет обращается с ним так, как будто тот может включаться в общение. Взрослый разговаривает с младенцем и неустанно ищет любого ответного знака, по которому можно судить, что ребенок включился в общение.

Эмоциональные контакты с детьми в возрасте двух, трех, четырех месяцев показывают, какой глубокий восторг вызывает у них ласковый разговор взрослого человека, который никогда никого из них не кормил и не пеленал, но теперь, нагнувшись, улыбается и нежно гладит.

Первоначально ребенка втягивает в общение мама, позднее у него возникает потребность контакта и отрабатываются средства для включения в общение других людей. Наиважнейшим средством общения в младенчестве являются экспрессивные действия (улыбки, активные двигательные реакции). Младенец, в свою очередь, нуждается в избирательном наборе средств общения, предлагаемом взрослым: не все средства, существующие в человеческой культуре, с первых недель и месяцев жизни имеют для него эмоциональную значимость.

Наблюдения показали, что попытки организовать общение с младенцем трех месяцев на основе чисто словесных воздействий взрослого бесплодны – ребенок «берет» лишь экспрессивную сторону речи. Годовалых детей длинные монологи раздражают, причем примерно так же, как поглаживание по голове; в этом возрасте общение детей с окружающими людьми строится на основе совместной предметной деятельности.

Так, у младенца в процессе собственной деятельности, в общении со взрослыми формируется некоторое «целостное психическое образование, как бы централизующее его психическую жизнь и опосредующее его поведение в ответ на воздействия внешней среды», образование, субъективно выражающееся в эмоционально окрашенном самоощущении.

Основными новообразованиями данного возраста являются:

1) инстинктивная психическая жизнь, для которой характерно: неспособность выделять себя и других людей из общей ситуации; возникновение переживания в связи со своим состоянием.

2) формирование автономной речи, для которой характерно: непостоянство и многозначность слов и др.

К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется улыбка как реакция на взрослого, как выражение радостного переживания. Ребенок останавливает взгляд на лице матери, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки, улыбается. Это бурная эмоционально-двигательная реакция названа «комплексом оживления». Комплекс оживления является своего рода доминантой, так как другие потребности для ребенка теряют свое значение. Когда к нему подходит взрослый – он замирает, а затем начинает усиленно двигать ножками и ручками, делает все, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.

«Комплекс оживления» - это специфический акт поведения младенца в отношении взрослого, это первая простейшая форма взаимодействия ребенка с окружающим миром. Он знаменует собой появление первой социальной потребности – потребности в познании и общении. «Комплекс оживления» включает в себя 3 компонента:

1) улыбка: первые улыбки могут фиксироваться на 1-ой неделе 2-го месяца жизни. Первые улыбки легкие, с растягиванием рта, но без размыкания губ. Постепенно ребенок начинает улыбаться спокойно, с серьезной спокойной мимикой. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой;

2) вокализации: ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает навстречу взрослому;

3) двигательные реакции, оживление: открывается «комплекс оживления» поворачиванием головки, скашиванием глазок на взрослого, слабым движением ручек и ножек. Постепенно ребенок начинает вскидывать ручки, сгибать ноги в коленях, поворачивается на бок с выгибанием спинки. В развитом комплексе отмечаются энергичные повторные прогибы спинки с упором затылком и пятками («мостики») со столь же энергичным выпрямлением, а также шагающие движения ножками, вскидывание, размахивание и опускание ручек.

По данным М.И.Лисиной, систематическое эмоционально-словесное воздействие взрослого, начиная с 2,5 месяцев, оказывает положительное влияние на повышение общей активности ребенка, существенно влияет на развитие его познавательной деятельности, направленной на ознакомление с предметами.

«Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализм + двигательное оживление (к 3 месяцам). Кроме того, начало «комплекса оживления» связано с генерализованным привлечением любого взрослого, конец характеризуется появлением избирательного общения. Так, уже 3-месячный ребенок выделяет свою мать из окружения, а к 6 месяцам начинает отличать своих от чужих. С 8-9 месяцев ребенок будет проявлять активность, затевая первые игры со взрослыми (не из-за самой игры, а из-за удовольствия общения со взрослым), а к 11-12 месяцам дети уже умеют не только наблюдать за взрослыми, но и обращаться к ним за помощью. Подражает ребенок всегда только человеку.

Примерно до 5 месяцев «комплекс оживления» развивается и сохраняется как целое, а к 6 месяцам отмирает как единая комплексная реакция, но его компоненты начинают трансформироваться: улыбка – в мимику, гуление - в речь, двигательное оживление – в хватание.

Итак, в младенческом возрасте главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Для ребенка очень важна уверенность матери в своих действиях. Если мать тревожна, невротична, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют мало внимания (например, ребенок в доме сирот), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения ребенка с матерью, если он ограничен в контактах со взрослыми, то развивается глубокая физическая и психическая отсталость, именуемая госпитализмом. Его проявлениями являются: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и т.п.).

  • Авторская оценка значимости данной работы для развития психологии