Борьба за влияние в африке. Новая и новейшая история стран Африки

  • 26.08.2019

После. Второй мировой войны в колониях на территории. Азии и. Африки сложились условия для получения государственной независимости многими народами. Этому способствовало много факторов, в том числе капитуляция. Японии ослабление позиций. Великобритании,. Франции,. Нидерландов и изменения в их колониальной политике. Сыграли свою роль в регионах укрепление национальной буржуазии и появление других социальных слоев и гр уп людей, способных к самостоятельному управлению своими странами, а также возникновение здесь патриотических партий и организаций, под лозунгами национального единства провозгласили курс на достижение независимости. Большое влияние на освобождение колониальных стран оказала"холодная война"между. СССР и. США, которая давала возможность маневрировать между великими державами и способствовала упадку колониализм колоніалізму.

Колониализм - явление неоднозначное: с одной стороны, он разрушал традиционную структуру жизни. Востока, навязывал на местах необычный европейский стандарт экономических и общественных отношений, что приводило к в энергичного сопротивления колонизаторам, а с другой - колониальный капитал подталкивал социально-экономическое развитие этих стран, втягивал в рыночные отношения европейского типа. Однако в XX в колониализм в основном уже исчерпал себя исторически и в условиях, когда во время борьбы с гитлеровским нацизмом человечество охватила идея национальной свободы и независимости, стал анахронизмом и был обречений.

Исторически закономерный процесс деколонизации можно разделить на следующие этапы:

o 1945 г - середина 50-х годов - освобождение народов. Азии;

o середина 50-х - середина 60-х годов - освобождение народов. Северной и. Тропической. Африки;

o начало 70-х годов - 1990 г - окончательный упадок колониализма, освобождение. Южной. Африки

Великобритания решила свои колониальные проблемы преимущественно мирным путем: в 1947-1950 гг стали независимыми ее крупнейшие колонии -. Индия,. Пакистан,. Бирма,. Цейлон. Франция и. Нидерланды пытались ост пиниты процесс деколонизации с помощью войны: в 1946-1954 гг продолжалась война. Франции в. Индокитае, в 1954-1962 гг - в. Алжире; в 1945-1950 гг - война. Нидерландов в. Индонезинезії.

Мировая общественность и. ООН поддержали процесс деколонизации 14 декабря 1960 г. ООН приняла декларацию"О предоставлении независимости колониальным странам и народам", которая этот процесс поставила под международный й контроль и ускорила. В 1960 г. 17 стран. Африки получили независимость. Последней колонией в мире была. Намибия, которая стала независимой от. ЮАР в 1990ід. ПАР у 1990 р.

Освободившись от колониальной зависимости и получив политическую самостоятельность, молодые государства не стали экономически независимыми. Страны. Азии и. Африки остались аграрно-сырьевыми придатками бывших мет трополий, зависели от поставок машин, оборудования, притока внешних инвестиций. Отсталость, войны, эпидемии, голод, финансовая задолженность, этнические и территориальные проблемы были для них привычными явлениями. Перед новообразованными странами появились такие общие сложные проблемы определения путей дальнейшего развитияку:

o выработка собственной внутренней и внешней политики;

o установления характера власти и формы общественно-политического устройства;

o экономическая ориентация

О государственно-политического устройства молодых государств. Азии и. Африки, то после обретения независимости в них начали создаваться политические институты преимущественно по западным образцам: были приняты конституции, избирались парламенты как представительные законодательные органы власти, основывались посты президентов или законодательно оформлялась монархическая власть, образовывались политические партии и т.д.. Однако все эти ин туты результате цивилизационных ной специфики афро-азиатских обществ приобретали особое внутреннего"окраску"Как правило, в этих странах утверждалась однопартийная система власти во главе с признанным м лидером, всенародным вождем, так называемая патерналистская (от лат слова"патер"- отец), которая формировалась по этническим, племенным и подобными принципами. Важную роль в обществе играла армия, которая часто вмешивалась в государственные дела. Социально-политическая нестабильность стран региона проявлялась во второй половине XX в в революциях, государственных переворотах, военных мятежах, гражданских е йнах, межгосударственных конфликтах тощждержавних конфліктах тощо.

Сложными были проблемы и в развитии экономики. Большинство стран. Азии и. Африки выбрала капиталистический путь развития - рыночные отношения, частную собственность, ограничение вмешательства государства в экономику. В о основном это страны с богатыми природными ресурсами, сравнительно высоким уровнем развития промышленноститі.

Слаборазвитые страны в условиях экспансии. СССР на. Восток выбирали социалистический путь развития - отказ от приватноринко-вых отношений, предпочтение государственного сектора в экономике. Благодаря пропаганде. Коминтерн ном (позже -. Коминформ) марксистских положений, решающей победе. СССР над фашизмом, непосредственной поддержке советских войск на путь социализма в. Азии стали. Китай,. Северная. Корея,. Вьетнам,. Ла ос,. Камбоджа. Позже прокоммунистические режимы были установлены в. Африке (Мали,. Эфиопия,. Сомали,. Танзания,. Мозамбик,. Гана,. Конго,. Гвинея,. Ангола и др.),. Латинской. Америке (Куба). СССР поддерживал любые и режимы, которые заявляли о своей преданности идеям социализма (Никарагуа,. Афганистан). Правда, эти режимы советского образца, как правило, были неустойчивымйкими.

В последней четверти XX в страны. Азии и. Африки, следуя положительный пример стран. Латинской. Америки, пересмотрели стратегию своего развития: политику противодействия мировой экономике они изменили на полеты ику приспособления ее к своим потребностям. Они начали форсированно развивать экспортный потенциал и способствовать ввозу иностранного капитала, что привело к ускоренной модернизации большинстве стран региона им в далось создать отечественную промышленность, внедрить новые технологии, атак называемая"зеленая революция"при поддержке. США и других стран. Запада сняла угрозу массового голода. Продолжается процесс постепенного форму ния демократических институтов в странах. Азии и. АфрикАзії та. Африки.

Бывшие колониальные страны активно борются за новый мировой экономический порядок, при котором учитывались бы и их интересы. Они пытаются противостоять экономической зависимости от развитых стран. Прибежище алося это немногим. Так, новыми индустриально развитыми странами стали"азиатские тигры":. Южная. Корея,. Тайвань,. Гонконг,. Сингапур, ориентиром для которых была. Япония. С 60-х годов они самые высокие среднегодовые темпы экономического развития в мире: на конец 90-х годов темпы экономического роста этих стран досятлы 8,8% в год (в. Европе в среднем 3,7%), увеличивался их валютный запас (Тай колебаний занимает 1-е - 2-е место в мире по валютным резервам - 82,5 млрд долл.). Этим странам присущ синтез традиционных"восточных"отношений и приватноринкових основ. Так, если. Гонконг и. Сингапур процветут ають благодаря замечательному геополитическому положению (перекресток важных морских путей), то. Юго. Корея и. Тайвань - за счет целенаправленной политики правительства и упорного труда населениюаполегливої праці населення.

Чрезвычайно острыми проблемами для международного сотрудничества остаются неурегулированные международные и внутригосударственные конфликты, международный терроризм , пиратство. Более 60 лет длится не урегулирование ьований арабо-израильский конфликт, история которого наполнена многочисленными кризисами, войнами и вооруженными столкновениями. На. Кавказе до сложных и затяжных конфликтов принадлежит. Нагорно-Карабахский между. Арменией и. Азербайджаном, в результате которого последний потерял на только. Карабах, но и 16% собственной территории и вынужден содержать около 600 тыс. беженцев. Косвенное вмешательство со стороны. России и. Турции определенной мы отделения затрудняет возможности его решения. Непосредственное вмешательство. России в конфликты между. Грузией и. Абхазией,. Грузией и. Южной. Осетией чрезвычайно обострило международную обстановку в регионе. Особенно ярко это продемонстрировала российско-грузинская война в августе 20082008 р.

В декабре 2003 американские войска взяли. С. Хусейна. После судебного процесса бывшего иракского диктатора 30 декабря 2006 г были казнены, однако ситуация в. Ираке остается напряженной. Несмотря н на пребывание почти 150-тысячного контингента американских войск, в стране продолжается война"всех против всех"Основными противоборствующими сторонами остаются американские оккупационные войска, бывшие прибич ники. С. Хусейна и партии. БААС, шиитское население. Ирака и различные террористические группы. Регулярные террористические акты подрывают стабильность правительства и возможности для реализации проектов социально-эко номической развития странго розвитку країни.

Проблема терроризма остается одной из ключевых в мирном урегулировании в. Афганистане. После первых в истории страны президентских выборов в октябре 2004 г представитель народа пушту. Г. Карзай был провоз. Ошен президентом страны. Однако насилие со стороны групп террористов и вооруженные конфликты на региональной и этнической основе остаются нерешенной проблемой. Шаткий этнический баланс между основными национал ьнимы группами значительной мере поддерживается. Международными силами по поддержанию мира (около 8500 человек), действующих в рамках. НАТО с 2002 г до 3 млн афганских беженцев вернулись домой время развитие. Афганистана по мирному сценарию осложняется слабой экономической основой. В последние годы наблюдается увеличение производства опиумного мака"также является социальных и политических проблемчною проблемою.

Серьезным ударом по стабильности международных отношений в. Азии являются попытки нескольких стран ставят разные задачи, завладеть ядерным статусом. Если в случае с. Индией и. Пакистаном, которые в 1998 г почти в одновременно провели ядерные испытания, ведущим мировым странам не удалось адекватно помешать процессу нуклеаризации, то по иранской и северокорейской ядерных программ большинство проводников х государств пытаются не допустить попадания такого вида оружия в руки политически"непередба-бдений"режимов сих пор продолжается спор между. Тегераном с одной стороны и. ООН,. МАГАТЭ,. ЕС и. США с другой ежедн в проблемы обогащения урана и других действий. Ирана в области ядерной энергетикої енергетики.

Независимые африканские страны формировались в сложных международных и внутренних условий. Бывшие колонии европейских государств обрели независимость разными путями, однако совместное колониальное прошлое давалось знать. Искусственные границы, отсутствие в большинстве стран национальной основы, трайбализм, помноженные на вмешательство сверхдержав во время"холодной войны", привели к длительным гражданских войн и межгосударственных конфликтов. Логическим следствием такой ситуации стала значительной степени маргинал-зация. Африки в международных экономических и политических отношениях, проблемы нищеты, распространение болезней, инфекций и др.. Для большинства африканских стран все еще актуален вопрос политической стабильности, перехода жизни на мирные рельсы, что в значительной степени тормозит плана развитияплани розвитку.

В 2002 г в. Анголе завершилась одна из самых затяжных гражданских войн, продолжавшейся с момента обретения независимости страны в 1975 г. и унесла жизни около 1,5 млн человек

Если в. Анголе линия конфликта в целом пролегала между враждующими политическими группировками, то в 1993 г??в. Бурунди начался настоящий геноцид. Доминирующее в государственной власти племя тутси начало кровавую р резню другого племени - хуту. Война продолжалась почти 10 лет, в результате которой погибло 200 тысяч граждан страны, преимущественно хутуту.

Одной из характерных для. Африки проблема. Дарфура, восточной провинции. Судана, в которой при поддержке правительства (где доминируют арабы-мусульмане) неарабских и неисламских население подвергается кровавом истреблены нню. Лишь вмешательство мирового сообщества -. ООН и. Африканского союза - несколько облегчило эту гуманитарную катастрофу.

Попытки объединения страны вокруг авторитарной личности были осуществлены при правлении в. Заире (теперь Демократическая. Республика. Конго) диктатора. Мобуту. Но после его изгнания в 1997 г межнациональные суп перечности не дают возможности этой богатой промышленное сырье государстве. Африки превратиться в стабильную развивающуюсяся.

Экономической основой африканских государств остается экспорт сырья, как промышленной, так и сельскохозяйственной. Цены на нее не могут в современных условиях обеспечить устойчивого фундамента для экономически ого развития, поскольку стоимость сырья не способна адекватно компенсировать потребности в импорте продуктов питания и продукции машиностроенияя.

Завершающим этапом деколонизации после Второй мировой войны стало освобождение от колониальной зависимости народов Африки. Свыше четырех десятков независимых государств были созданы на развалинах колониальных империи Великобритании, Франции, Португалии.

Большинство из освободившихся стран, обретя независимость, не имели собственного политического опыта. Новые африканские государства стали самоопределяться на базе племенных связей, при этом часто обращение к традиции не сплачивало,а скорее разъединяло жителей новых государствпо племенному, клановому или земляческому признаку.

Нередко и сами границы новых государств определялись исключительно географией колониальных захватов. Европейские державы определили такие границы своим африканским колониям, что представители многих этнических групп, не имеющих ничего общего друг с другом, фактически оказались перемешаны между собой или, напротив, были разделены.

Традиционные формы африканской жизни были абсолютно не приспособленными для создания устойчивой политической структуры.Добившись независимости, правящие образованные верхи нередко обращались к опыту метрополии.

В первые годы после провозглашения независимости государств на Африканском континенте надежды на то, что это придаст импульс экономическому росту и развитию, не оправдались. Вместо процветания экономика большинства стан фактически стала деградировать.

Пытаясь переломить неблагоприятную тенденцию, Всемирный банк выдвинулидею «планированного развития», опирающуюся на государственный сектор. Были предприняты шаги по внедрению доктрины «основных потребностей». Международный валютный фонд предложил идею о необходимости политики реформ, направленных на либерализацию хозяйственной деятельности, отказа от государственного вмешательства в экономику и стабилизации финансовой системы.

Учитывая, что ранее внешняя помощь, выделяемая африканским странам на реализацию конкретных хозяйственных задач, обычно оказывалась неэффективной, МВФ, желая предотвратить разбазаривание средств, фактически установил контроль над действиями правительств стран-должников.

В начале 80-х гг. страны континента постигла засуха, что привело ксокращению выручки от экспорта с\х продукции.Большинство африканских стран отличал низкий годовой доход на душу населения, прирост ВНП. Основными причинами кризиса стали:

– незавершенность процесса образования класса крестьянства;

– отсутствие структур гражданского общества, ярко выраженное авторитарное начало;

– региональные конфликты (Сомали, Руанда, Ангола, ЮАР, Мозамбик, Персидский залив и др.);

– экспортно-сырьевая специализация, зависимость от конъюнктуры мирового рынка;

– большая внешняя задолженность;

– демографическая проблема;

– неравномерность развития. На севере Африки располагаются относительно высокоразвитые страны – Алжир, Тунис, Ливия. В Тропической Африке есть менее развитые – Чад;

– большинство Африканских стран не производят хлеба, почти все продовольствие ввозится.

В Алжире и Ливии наблюдалась большая доля государственного сектора , так как это нефтедобывающие страны и нефтедобыча была национализирована. Но эта тенденция оказывалась не всегда эффективной, наблюдался отход от приоритетов государственного регулирования экономикой. Заметного прогресса в экономическом развитии добились те африканские государства, где основу экономики составляли местный частный и смешанные секторы – Тунис, Марокко, Кения, Нигерия.

Требования МВФ сократить финансирование социальной сферы с самого начала таили в себе опасность провоцирования нестабильности.

Недостаточное знание социально-экономических условий и самобытной жизни основной группы африканского населения – крестьянства, привело к тому, что рекомендации МВФ и Всемирного банка, направленные на модернизацию сельского хозяйства, также были обречены на провал.

Либерализация внутреннего рынка также не была проведена должным образом, так как власти опасались недовольства отсталых районов, получающих дотации. Но наибольшее сопротивление в африканских странах вызвали рекомендации о девальвации местных валют. Это приводило к резкому повышению стоимости импорта, задевало интересы элиты, средних классов.

В 90-е гг. на Африканском континенте обозначились позитивные сдвиги в области экономики. Вырос ВВП, впервые был зарегистрирован экономический рост даже в наиболее отсталых африканских странах.

В целом, темпы экономического роста африканских стан находились под воздействием сдерживающих факторов , среди которых:

Негативное влияние расточительного государственного сектора;

Неразвитая экономической инфраструктуры;

Продолжающаяся внутренняя политическая нестабильность;

Межгосударственные конфликты;

Сокращение притока финансовых ресурсов извне;

Ухудшение условий торговли;

Затруднение доступа к международным рынкам.

Основными причинами, негативно влияющими на приток иностранного производственного капитала в Африку, стали:

Политическая нестабильность;

Низкие темпы роста ВВП в большинстве стран континента;

Ограниченность внутреннего рынка;

Неразвитость инфраструктуры;

Высокий уровень государственного долга;

Медленное осуществление рыночных реформ.

Главными кредиторами африканских государств стали МВФ и Всемирный банк.

Не довольствуясь западными рецептами, африканские страны все более пристально обращали свои взоры на новые индустриальные страны Азии : Сингапур, Малайзию, Индонезию, Южной Кореи, Таиланд и др. Африканских лидеров устраивали также существующие в азиатских странах авторитарно-командные формы правления.

1996 г. - созданиеСоюза за индустриализацию Африки. Цель Союза – содействие промышленному развитию африканских государств, повышению конкурентоспособности их промышленной продукции на международном рынке, привлечение международного сообщества к участию в индустриализации Африки и оказанию ей помощи.

В отличие от предшествующих трех десятилетий,конец XX в. ознаменовался относительным улучшением политической ситуации в ряде стран Африканского континента. Смена режима в ЮАР благоприятно сказалась на политической ситуации Юга Африки. Мозамбик, Намибия перестали быть ареной непримиримой политической борьбы.

Но общая ситуация на Африканском континенте была далека от стабильной в политическом плане. Многие страны по-прежнему продолжали пребывать в состоянии внутренних конфликтов и междоусобиц (Ангола, Конго, Руанда, Уганда, Заир, Судан, Кот-д"Ивуар, Нигерия и др.). Особую опасность для мирового судоходства в первое десятилетие XX в. представляли пираты Сомали , захватывающие проходящие суда. И если международному терроризму мир как-то научился противостоять, то в отношении деятельности пиратских групп находящегося в бедственном положении Сомали трудно было выработать эффективные меры.

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ АФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ

В ликвидации колониальных режимов и переходе политической власти к африканцам вся Африка видела огромное достижение. С провозглашением независимости африканцы связывали большие надежды. Была широко распространена уверенность, что коренное улучшение жизни наступит почти немедленно. Вместе с большинством населения радужные надежды разделяли, хотя и с меньшей степенью наивности, многие африканские лидеры.

Улучшения действительно последовали. Африканцы сами стали формировать все звенья государственного аппарата, армии, полиции. Открылись широкие возможности к развитию африканских культур. Полноправное участие в работе ООН и во многих международных организациях способствовало самоутверждению новых стран и их граждан. Молодые государства начали получать значительную помощь от многих стран мира, от специализированных организаций ООН, от международных фондов, банков.

В обстановке "холодной войны" началась борьба между соперничавшими блоками за влияние на африканские государства. Вопрос о выборе пути социально-экономического развития решался правительствами государств Африки зачастую в связи с их отношением к этим блокам. Поскольку капитализм в представлении африканцев был связан с колониализмом и уже поэтому вызывал разочарование, социалистические идеи представлялись крайне привлекательными. Советский Союз и другие страны социалистического лагеря использовали это, подчеркивая, что ни одна из этих стран не несла на себе вины за колониализм в Африке. Еще более действенным было утверждение, что социалистический лагерь поможет африканским государствам вообще избежать тягот капитализма и перейти к более высоким фазам развития, минуя капитализм.

С конца 50-х годов в марксистско-ленинской теории все большее внимание уделялось разработке концепции "некапиталистического развития" и "социалистической ориентации". Эти идеи были горячо поддержаны многими лидерами африканских государств. Правящие партии объявляли своей идеологией "африканский социализм", а затем некоторые - марксизм-ленинизм. Первые шаги в этом направлении сделали правительства Ганы, Гвинеи и Мали, затем на этот путь встали Танзания, Конго, Малагасийская Республика и некоторые другие государства. Вскоре опыт этих страны показал, что эксперимент не удается. Но идеи некапиталистического развития продолжали привлекать, и на место стран, сходивших с этого пути, становились новые. С середины 70-х - Эфиопия, Ангола и Мозамбик.

Зачастую в странах, выбравших некапиталистический путь развития, ситуация складывалась напряженно, диктатура лидера и правящей партии оказывалась жесткой, а гражданские войны - кровопролитными. Но ряд самых основных трудностей был примерно один и тот же, что и в государствах, согласившихся с неизбежностью капиталистического пути.

Большинство африканских стран после провозглашения независимости остались, как и были, в ряду беднейших в мире. Строительство государственности оказалось очень сложным процессом. Многие из трудностей были вызваны колониальным прошлым, другие же - традициями доколониального времени. Каков бы ни был аппарат колониального управления, он базировался на долгом опыте, обслуживался профессионалами и действовал как уже отлаженный механизм. С его развалом всю систему управления надо было создавать заново во всех ее звеньях, снизу доверху, а к власти приходили люди, не обладавшие для этого опытом.

В большинстве государств Африки возник разбухший, непрофессиональный и неэффективный бюрократический аппарат, насквозь пронизанный коррупцией, казнокрадством, непотизмом, вертикальной солидарностью трайбалистского типа. При аморфности социальных структур единственной организованной силой оставалась армия. Результат - бесконечные военные перевороты. Диктаторы, приходившие к власти, присваивали себе несметные богатства. Капитал Мобуту, президента Конго, к моменту его свержения составлял 7 млрд. долл. Экономика функционировала плохо, и это дало простор для "деструктивной" экономики: производства и распространения наркотиков, нелегальной добычи золота и алмазов, даже торговли людьми. Доля Африки в мировом ВВП и ее удельный вес в мировом экспорте снижались, выпуск продукции на душу населения сокращался.

Становление государственности крайне осложнялось абсолютной искусственностью государственных границ. Африка получила их в наследство от колониального прошлого. Они устанавливались при разделе континента на сферы влияния и имеют мало общего с границами этническими. Созданная в 1963 г. Организация африканского единства, сознавая, что любая попытка исправить ту или иную границу может привести к непредсказуемым последствиям, к "эффекту домино" или карточного домика, призвала считать эти границы незыблемыми, сколь бы несправедливы они ни были. Но эти границы все же превратились в источник этнических конфликтов и перемещений миллионов беженцев.

Колониализм, используя политику "разделяй и властвуй", все-таки приглушал многие острые этнические распри, уходящие корнями в доколониальные времена - иначе бы колониальная экономика не могла работать. С уходом колониальных режимов эти конфликты взорвались, как мины замедленного действия. Межэтнические распри, как между государствами, так и в пределах одного государства, стали трагедией Африки. Гражданская война в 1967-1970 гг. в Нигерии, когда восточная часть страны, населенная народом игбо, решила отделиться и провозгласить себя Республикой Биафра, унесла от 1 до 2 млн. жизней. Иди Амин, кровавый диктатор Уганды в 1971-1979 гг., расправлялся с целыми народами и привел страну в состояние разрухи. Вражда между народами хуту и тутси в Руанде и Бурунди нанесла этим государствам и их населению неисчислимый урон.

Стремясь спастись от нищеты, войн и геноцида, вырваться из перенаселенных городов, где невозможно найти работу из-за отсутствия промышленности, африканцы уезжали за пределы своего континента. В 60-х годах, когда в Западной Европе был экономический бум и требовались дешевые рабочие руки, туда эмигрировали, наряду с индо-пакистанцами и арабами, и африканцы. В Великобритании, Франции и других государствах Европы их сейчас миллионы. Достоверных данных об их количестве нет, поскольку многие из них - нелегальные иммигранты. В Европе возникают стремления пресечь приток иммигрантов из Африки, но этот процесс уже вряд ли остановится. Подавляющее число иммигрантов не стремится к скорому возвращению в родные края, а борется за свои права в нынешних местах обитания.

При всех межгосударственных и межэтнических противоречиях Африка оставалась единодушна в осуждении последнего колониального режима на Африканском континенте - системы апартхейда в Южно-Африканской Республике.

Упорную борьбу против колонизаторов развернули страны Северной Африки. В 1951 г. добилась независимости бывшая итальянская колония Ливия. В июле 1952 г. в Египте произошла антиимпериалистическая и антифеодальная революция. Монархия была свергнута. К власти пришла группа офицерства во главе с Г. Насером. Его правительство начало борьбу за укрепление политической независимости Египта и за вывод английских войск с его территории. Оно оказывало поддержку национально-освободительному движению в других арабских странах.

Подъем освободительной борьбы арабских народов, независимая политика Египта, Сирии, некоторых других стран угрожали западным странам потерей важных экономических и политических позиций. 26 июля 1956 г. правительство Г. Насера объявило о национализации компании Суэцкого канала, в которой доминировал англо-французский капитал, обещая выплатить компенсацию и гарантировать свободный проход по каналу судов всех стран.

В ответ последовала бурная реакция Великобритании и Франции, решивших наказать Египет и любой ценой восстановить свои позиции в зоне канала. Причина была в том, что отныне доходы от канала предназначались на развитие самого Египта. Хозяева Компании и стоявшие за их спиной колониальные структуры Англии и Франции имели здесь колоссальные прибыли. Канал обеспечивал кратчайший путь морским перевозкам по маршруту Европа – Восток. По нему в 1955 г. было пропущено почти половина мирового экспорта нефти.

Советский Союз поддержал право Египта на национализацию канала и осудил попытки вмешательства в его внутренние дела. Египетское правительство отказалось отменить акт о национализации канала, и тогда Великобритания и Франция совместно с Израилем предприняли вооруженное нападение на Египет. В ночь на 30 октября 1956 г. 100-тысячная армия Израиля внезапно перешла границу Египта и устремилась через Газу и Синайский полуостров к Суэцкому каналу. 31 октября англо-французская авиация бомбардировала египетские города. 5 ноября англо-французские войска высадились в Порт-Саиде, в зоне канала, к которому уже подошли израильские войска. Египетская армия оказала упорное сопротивление, хотя силы были неравны.

Тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта вызвала протест во всем мире. Советский Союз сразу же осудил агрессию. Отказались поддержать военное вторжение в Египет и США, стремившиеся усилить собственные позиции на Ближнем Востоке. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН 2 ноября приняла резолюцию о прекращении огня в Египте. Поскольку агрессия продолжалась, советское правительство вечером 5 ноября потребовало немедленного прекращения боевых действий и очищения территории Египта, предупредив, что в противном случае СССР не останется безучастным и окажет помощь жертве агрессии, в том числе посылкой добровольцев и любым оружием. Это заставило агрессоров в ночь на 7 ноября прекратить военные действия. В декабре англо-французские войска были выведены из зоны канала, а в марте 1957 г. завершился вывод с египетской территории израильских войск.

Ослаблением позиций Великобритании и Франции на Ближнем Востоке воспользовались США. В январе 1957 г. президент США Д. Эйзенхауэр выдвинул доктрину, согласно которой после ухода Великобритании и Франции на Ближнем Востоке образовался «вакуум силы», который призваны заполнить США. Осенью 1957 г. США создали угрозу военного вторжения в Сирию, а тотчас после иракской революции с согласия президента Ливана К. Шамуна ввели свои войска в Ливан. Одновременно английские войска вошли в соседнюю с Ираком Иорданию под предлогом защиты ее королевского режима. В обоих случаях Советский Союз поддержал арабские народы и выразил протест против ввода иностранных войск. К концу 1958 г. войска США и Великобритании были выведены из Ливана и Иордании.

Все шире развертывалась борьба за независимость во французских протекторатах в Северной Африке - Марокко и Тунисе. В 1956 г. они добились независимости. В Алжире, также находившемся под властью французских колонизаторов, 1 ноября 1954 г. началось вооруженное восстание. Французские власти попытались подавить его силой, и в Алжире началась колониальная война, длившаяся почти 8 лет.

В середине 1950-х гг. многие африканские страны получили независимость: в 1956 г. – Судан, Марокко, Тунис. Весной 1957 г. добилась независимости Гана, народ которой долго вел упорную борьбу против иностранного ига. Организующей силой выступала партия Народный конвент под руководством видного деятеля национально-освободительного движения Кваме Нкрума. Осенью 1958 г. народ Гвинеи отверг новую конституцию Франции и тем самым создал суверенное государство.

В конце 50-х начале 60-х годов весь африканский континент был охвачен борьбой за независимость. В марте 1957 г. бывшая английская колония Золотой Берег стала первой независимой страной Тропической Африки. С целью удержать Золотой Берег в своем подчинении англичане долго лавировали, но, в конце концов, им пришлось согласиться с новым политическим устройством страны. Борьбу за независимость вели колонии, входившие во Французскую Западную Африку и Французскую Экваториальную Африку. Крушение колониальной системы в Экваториальной Африке привело к появлению новых независимых государств. В Гвинее, французское правительство попыталось демократическими инструментами удержать колонию, вынеся на референдум новую Конституцию. Однако население подавляющим большинством отвергло ее, что заставило Париж признать независимость Гвинеи. Вслед за ней, независимость получили Того и Камерун. На стороне национально-освободительных движений выступила ООН, которая поддерживала независимость новых африканских государств.

В 1960 г. (вошел в историю как «год Африки») независимость объявили 17 африканских стран. В 60-е годы от колониальной зависимости освободились также страны Восточной и Центральной Африки. В 1961 г. была провозглашена самостоятельность английских колоний Сьерра –Леоне и Танганьики, в 1962 г. – Руанды, Бурунди, Уганды, в 1963 г. – Кении, Занзибара; распались на независимые государства Родезия и Ньясаленд. К середине 1964 г. в Африке появилось уже 35 независимых государств, в 1975 г. – 47, к 1984 г. – более 50. Крупнейшим успехом прогрессивных сил Африки было провозглашение независимости Эфиопии и некоторых других стран.

Наиболее жестокая политика по отношению к местным африканским народам проводилась в колониях Португалии. Режим диктатора Салазара держался на штыках в метрополии, а в африканских ее владениях любые проявления инакомыслия просто свирепо подавлялись. Однако, с 1961 г. начинается вооруженное выступление свободолюбивых сил в Анголе, затем восстание охватило Гвинею-Бисау и в 1964 г. поднимается на борьбу и Мозамбик. Патриотам этих стран пришлось вести кровопролитные военные действия до середины 70-х гг. Как известно, Португалия была одной из первых европейских держав, создавших колониальную империю из захваченных территории в Азии, Африке, Латинской Америке. Ей же досталась позорная честь последней пасть под натиском объединенных сил народов колоний на африканском континенте. Правда, это произошло не без содействия демократической революции в самой Португалии, свергшей профашистский строй в апреле 1974 г.

Наряду с национально-освободительными восстаниями в Анголе, Гвинее-Бисау, Мозамбике вооруженные действия против расистско-колониальных режимов развернулись в Южной Родезии, Намибии, ЮАР. Это были аръергардные столкновения европейских колонизаторов в заповедном поле позорного колониализма на африканском континенте. Система апартеида и расизма, в создании которой активно участвовала правящая элита Англии, оказалась, в конце концов, настолько отжившей, что ООН пошла на бойкот правительств расистов. На ЮАР и Южную Родезию были введены экономические санкции. Терпя поражение, правительство Яна Смита вынуждено было согласиться на проведение парламентских выборов в стране, которые завершились победой национальных партий ЗАПУ и ЗАНУ. В апреле 1980 г. была провозглашена Республика Зимбабве.

Ситуация в Юго-Западной Африке (Намибии) несколько отличалась от остальных колоний. Дело в том, что это бывшее германское владение в годы первой мировой войны было захвачено англичанами и передано под управление своего доминиона Южно-Африканского Союза (ЮАС). Уже после второй мировой войны она была аннексирована и считалась одной из провинций ЮАС. Намибийцы добивались самостоятельного независимого существования во главе возникшего в 1960 г. движения Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО). Однако, правительство расистов ЮАС (с 1961 г. – Южно-Африканская Республика - ЮАР) игнорировало их волю. Тогда СВАПО призвала население к вооруженной борьбе (1966 г.). Ее лидер Сэм Нуйома пользовался большой поддержкой СССР, КНР, движения солидарности, Организации Африканского Единства (ОАЕ). ООН также была за самоопределение народа, отменив мандат ЮАР на управление Намибией. Уже в конце 80-х гг., когда многие районы страны находились под контролем партизанских отрядов СВАПО, власти Пре Бори дали согласие на проведение всеобщих выборов в парламент Намибии. Одержав победу, СВАПО 21 марта 1990 г. провозгласила независимость страны.

Наконец пал режим апартеида в ЮАР. До 1960 г. демократические силы выступали мирными методами за слом системы расизма и колониального угнетения африканцев. Во главе массовых движений находились Африканский Национальный Конгресс (АНК), компартия и другие организации. В марте 1960 г. власти расстреляли демонстрацию гражданского неповиновения в Шарпевиле. После этого молодое поколение решительно берется за оружие. Вооруженную борьбу начинает вести «Умконто ве сизве» («Копье нации») – военизированное крыло АНК. Кроме того, правительство ввязалось в гражданскую войну в Анголе на стороне реакционных групп. В 1989 г. президентом ЮАР избирается новый лидер НП ф. де Клерк, который приступил к демонтажу основ апартеида. В следующем году легализируется деятельность оппозиционных партий, профсоюзов, из тюрем освобождаются политзаключенные. Переходный период завершился в апреле 1994 г., когда состоялись всеобщие выборы на нерасовой основе. Они принесли полный успех АНК, лидер которой Н.Мандела через месяц был избран президентом ЮАР. Так закончилась черная полоса колониального правления в самой богатой и развитой стране Африки. Тем самым вся Африка от берегов Нила до мыса Кейптауна стала свободной.

После получения самостоятельности во многих странах Африки сохранялась неспокойная ситуация. Колониальные власти не хотели терять своего влияния, постоянно вмешиваясь в дела уже независимых государств. Многие из них обладали стратегически важными природными ресурсами, за контроль над которыми и велась ожесточенная борьба. Более того, молодые государства попали в орбиту интересов США и СССР, стремившихся обозначить сферу своих интересов, навязывая незрелым режимам тот или иной путь развития. Идеологический фактор, доминировавший в международных отношениях того периода, негативно повлиял на процесс становления новых независимых стран региона.

Обобщая историю деколонизации двух континентов можно выделить следующие ее этапы:

Первый с 1945 г. до середины 50-х гг., когда значительная часть Азии и некоторые районы Африки избавились от колониального господства.

На второй этап приходится середина 50-х гг. до 1960 г., в эти годы почти вся Азия и Северная Африка, а также два государства черной Африки – Гана и Гвинея вступили на путь самостоятельного развития.

Третий этап начинается с 1960 г. – года Африки и завершается в конце 80-х гг. – начале 90-х гг. освобождением последних осколков колониальных империй на юге Африки.

В результате распада колониальных империй Великобритании, Франции, Бельгии и Португалии на карте Африки появилось сорок с лишним новых независимых государств. В 1958 г. в результате ре-ферендума стала самостоятельной Гвинейская Республика. В 1960 г. независимость получили сразу 17 стран, в том числе бывшие фран-цузские колонии Сенегал, Мали, Мавритания, Нигер, Верхняя Вольта (ныне Буркина-Фасо), Дагомея, Берег Слоновой Кости (Кот-Д’Ивуар), Чад, Габон и Конго. Этот год теперь принято назы-вать Годом Африки .

Возникнув на базе колоний, часто не обладая государственно-стью в прошлом, новые страны не имели почти никакого опыта управления. Создавать государственный аппарат и политические традиции пришлось с нуля. Даже большинство границ определялись случайностью колониального раздела, многие народы и племена оказались разделены. Ряд стран континента при выборе пути разви-тия склонился в сторону социалистической модели. Почти для всех них это закончилось крахом экономики и политическими кризиса-ми, после чего африканские государства обратились к капитализму.

Политические режимы независимых африканских государств оказались нестабильными, военные перевороты стали привычным делом. Многие внутренние кризисы были вызваны национальными спорами. Партии нередко формировались по этническому принци-пу. В итоге многопартийная система, позаимствованная у стран Евро-пы, означала столкновение не политических принципов, а народов.

Трайбализм

В жизни молодых африканских государств торжествовал трайбализм — стремление одних племён и народов («наших») противопос-тавить себя «чужим», при этом никого не интересовало, что враж-дующие группы состоят из граждан одной страны. Нередко такое противопоставление выливалось в попытки отделения части терри-тории. Именно так в конце 1960-х гг. произошло в Нигерии (провин-ция Биафра), в Заире (провинция Катанга), а сегодня происходит в Сомали. В 1990-х гг. стала независимой часть Эфиопии — Эритрея. Иногда трайбализм приводил к кровавым столкновениям. В 1990-х гг. в Руанде произошли массовые убийства граждан тутси их соотечест-венниками хуту. Только вмешательство соседних государств положи-ло конец резне, в которой погибли сотни тысяч человек.

Политические проблемы Африки

В большинстве государств Африки действует республиканская форма правления. Её независимые страны унаследовали от колони-альных метрополий, с этой системой была знакома правящая эли-та, получившая образование в Европе. Но реальное влияние пар-тий и парламентов невелико. Даже гражданские правительства нередко контролируются военными, которые под предлогом «ста-билизации» довольно часто берут власть в свои руки. Такая борьба с кризисами на практике оборачивается полным лишением оппози-ции права голоса. В итоге возникают новые споры и вспыхивают гражданские войны (так случилось в Анголе в 1975-2002 гг., в Чаде в 1970-1980-х гг.).

В конце XX столетия благодаря посредничеству стран мира и ООН закончились или снизили остроту несколько военных и по-литических конфликтов в Африке. В результате переговоров ус-пешно завершилась партизанская борьба за освобождение Нами-бии. Начался мирный процесс в соседней Анголе. Завершились свя-занные с сепаратизмом войны в Нигерии и Заире. Усилия соседей Эфиопии и Эритреи не дали превратиться в полномасштабную вой-ну столкновениям этих двух стран. Африканские и европейские ми-ротворцы сумели положить конец гражданской войне в Либерии. Усилия мирового сообщества и ряда стран континента заставили власти Южно-Африканской Республики отказаться от режима апар-теида (разделения белых и чернокожих жителей) и дискриминации цветного населения. Материал с сайта

Экономические проблемы Африки

Большинство стран Африки южнее Сахары остаются экономи-чески неразвитыми. На континенте проживает 14 % населения планеты, а промышленной продукции (без учёта ЮАР) здесь про-изводится менее 1 %. И хотя в Африке начали действовать первые транснациональные корпорации (ТНК) с совокупным капиталом в середине 1990-х гг. 25 млрд долларов, подавляющая часть этих де-нег остаётся вне региона. 1980-1990-е гг. запомнились африкан-ским странам ужасной засухой. Особенно пострадали Эфиопия, Чад, Центральноафриканская Республика и Нигер. Обострилась нищета, сотни тысяч, а то и миллионы людей умерли от голода. Внешний долг стран Африки измеряется сотнями миллиардов дол-ларов. Континент испытывает демографический взрыв (стреми-тельный прирост населения — с 300 млн до 600 млн за 30 лет), но ни рабочих мест, ни продовольствия, ни жилья для такого количе-ства жителей нет и не предвидится. Люди живут ещё беднее, чем несколько лет назад. В ряде стран (Кения, Нигерия, Ботсвана, Зам-бия, Зимбабве) власти пытаются ограничить рождаемость, но поч-ти безрезультатно.

Помощь Африке

Мировое сообщество не раз принимало программы помощи аф-риканским государствам, поставляло продовольствие и выделяло денежные средства, но это так и не помогло континенту выбраться из затяжного кризиса. Пока сами африканцы не сумеют наладить эффективное рыночное хозяйство, не отвыкнут от практики соци-альных иждивенцев и не станут настоящими хозяевами у себя дома, независимые страны Африки будут обречены на нищенское сущест-вование.

На этой странице материал по темам:

  • Проблемы африки кратко история

  • Проблемы африки в начале 21 века кратко

  • Проблема трайбализма в африке

  • Экологические проблемы африки доклад

  • Проблемы независимой африки

Вопросы по этому материалу: