Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в.
Начало строительства социализма.
В годы Второй мировой войны в странах Восточной Европы значительно возрос авторитет левых сил, прежде всего коммунистов. В ряде государств они возглавили антифашистские восстания (Болгария, Румыния), в других руководили партизанской борьбой. В 1945 - 1946 гг. во всех странах приняли новые конституции, ликвидировали монархии, власть перешла к народным правительствам, были национализированы крупные предприятия и проведены аграрные реформы. На выборах коммунисты заняли прочные позиции в парламентах. Они призывали к еще более радикальным переменам, против чего выступали буржуазные демократические партии. Одновременно всюду развернулся процесс слияния коммунистов и социал-демократов при доминировании первых.
Мощную поддержку коммунистам оказывало присутствие в странах Восточной Европы советских войск. В условиях начавшейся «холодной войны» была сделана ставка на ускорение преобразований. Это в значительной мере соответствовало настроениям большинства населения, среди которого был велик авторитет Советского Союза, а в строительстве социализма многие видели способ быстрого преодоления послевоенных трудностей и дальнейшего создания справедливого общества. СССР оказывал этим государствам огромную материальную помощь.
На выборах 1947 г. коммунисты получили большинство мест в сейме Польши. Сейм избрал президентом коммуниста Б. Берута. В Чехословакии в феврале 1948 г. коммунисты в ходе многодневных массовых митингов рабочих добились создания нового правительства, где они играли ведущую роль. Вскоре президент Э. Бенеш подал в отставку, а новым президентом был избран лидер компартии К. Готвальд.
К 1949 г. во всех странах региона власть оказалась в руках коммунистических партий. В октябре 1949 г. образовал ась ГДР. В некоторых странах сохранилась многопартийная система, но она во многом стала формальностью.
СЭВ и ОВД.
С образованием стран «народной демократии» начался процесс формирования мировой социалистической системы. Экономические связи между СССР и странами народной демократии осуществлялись на первом этапе в форме двустороннего внешнеторгового соглашения. Одновременно СССР жестко контролировал деятельность правительств этих стран.
С 1947 г. этот контроль осуществлял наследник Коминтерна Коминформ. Большое значение в расширении и укреплении экономических связей стал играть Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), созданный в 1949 г. Его членами являлись Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия, позже вступила Албания. Создание СЭВ явилось определенным ответом на создание НАТО. Целями СЭВ были объединение и координация усилий в развитии экономики стран - членов Содружества.
В политической области большое значение имело создание в 1955 г. Организauии Варшавского договора (ОВД). Его создание стало ответом на прием ФРГ в НАТО. В соответствии с условиями договора его участники обязались в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Создавалось объединенное военное командование, проводились совместные военные учения, унифицировались вооружение и организация войск.
После окончания Второй мировой войны и до начала XXI века общественно-политические процессы в странах западного мира проходили довольно в противоречивой обстановке. С одной стороны, в 1960-1970-х гг. среди населения Европы (в особенности молодёжи) наблюдались просоциалистические и антикапиталистические настроения. С другой стороны, в 1980-х гг., западное общество резко переметнулось на позиции антисоциализма и горячо приветствовало крушение мировой социалистической системы. Вместе с тем, общество Запада позиционировало себя как развитая демократия, где права человека священны и превыше всего, что было далеко не всегда. Процессам, происходившим в западном обществе во второй половине ХХ века, посвящён данный урок.
Общественно-политические процессы в странах Запада во второй половине ХХ века
Предпосылки
После окончания Второй мировой войны страны Западной Европы, освободившись от нацистской оккупации, вернулись к традициям парламентаризма и политической конкуренции. США и Великобритания, не подвергавшиеся оккупации, от этих традиций и не отступали.
На послевоенное общественно-политическое развитие западных стран решающее влияние имела холодная война, в рамках которой западному капиталистическому миру противостоял социалистический лагерь во главе с СССР. Также имели значение уроки, вынесенные из Второй мировой войны и предшествующих событий: Запад получил определенную «прививку» от диктатуры и фашистской идеологии.
Основные тенденции развития
Коммунистическая угроза
Если в межвоенный период борьба с коммунистической идеологией была прежде всего характерна для фашистских организаций и правительств, то начало холодной войны означало противостояние коммунизму западного мира в целом (в первую очередь США). Первая половина 1950-х годов в США ознаменовалась политикой маккартизма (по фамилии ее вдохновителя, сенатора Маккарти), получившей название «охоты на ведьм». Суть маккартизма заключалась в преследовании коммунистов и сочувствующих им. В частности, Коммунистической партии США было запрещено участвовать в выборах; ограничивались в правах миллионы американцев, так или иначе поддерживавших коммунистов.
Протесты 1968 года
К концу 1960-х годов в Европе и США выросло поколение молодых людей, которые, в отличие от своих родителей, не застали ни мирового экономического кризиса 1930-х годов, ни войны и выросли в условиях экономического благополучия. В то же время для этого поколения было характерно разочарование в обществе потребления (см. Общество потребления), обостренное чувство справедливости, свобода нравов, интерес к идеям коммунизма, троцкизма, анархизма. В 1967-1969 годах именно это поколение стало инициатором волны протестов: в США - против войны во Вьетнаме, во Франции - против авторитарной политики де Голля и за улучшение положение рабочих («Красный май» во Франции) и т.д. Одновременно с этим в США активизировалась борьба за права чернокожих и сексуальных меньшинств, которая дала свои плоды.
Политический спектр
В целом для политической жизни послевоенного Запада характерна определенная узость политического спектра. Если в континентальной Европе в межвоенный период ожесточенная политическая борьба во многом велась между радикалами правого и левого толка, которые были непримиримыми противниками с противоположными взглядами, то в послевоенный период наиболее радикальные элементы оказались маргинализованы. После войны между основными политическими силами, разумеется, по-прежнему существовали противоречия, однако определенные основы взаимодействия (сменяемость власти посредством выборов, принципы парламентаризма, ценность гражданских прав и свобод и пр.) были признаны всеми сторонами. По сравнению с межвоенным периодом послевоенный является временем определенной политической стабильности. Ближе к концу XX века на политической арене активизировались силы крайне правого толка, однако значительной поддержки в странах Запада они не получили. В целом политическая жизнь западных стран заключается в открытой политической конкуренции достаточно умеренных политических сил.
Глобализация
В то же время в западном мире постоянно слышна антиглобалисткая критика; оппоненты процессов консолидации в европейских странах выступают за главенство национального суверенитета, выступая в том числе против чрезмерного влияния США на политику европейских государств. Особенно заметны подобные настроения стали уже в XXI веке.
Во второй половине ХХ в. интеграционные процессы получили развитие в различных регионах мира. Заключая региональные торгово-экономические соглашения, государства брали курс на устранение ограничений в движении товаров, услуг, капиталов, людских ресурсов, на создание надгосударственных механизмов управления хозяйственным взаимодействием, на гармонизацию национальных законодательств. Однако, по мнению исследователей, в большинстве случаев региональное сотрудничество в Латинской Америке, Южной Азии, Африке, Среднем Востоке пока еще находится на начальных этапах и не дает существенного эффекта . Вместе с тем, некоторым интеграционным объединениям, таким как Европейский Союз, НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), АТЭС (Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество») удалось достичь реального прогресса в осуществлении поставленных целей. В частности, европейские государства последовательно сформировали таможенный союз, единый внутренний рынок, Экономический и валютный союз, а также дополнили экономическое измерение интеграции сотрудничеством в области обеспечения внутренней и внешней безопасности.
В Западной Европе существовали весомые предпосылки для развития интеграционных процессов. «Здесь раньше, чем в других районах мира, сложилась достаточно развитая рыночная экономика, имелась сравнительная близость экономической, общественнополитической, правовой и культурной среды, а относительно небольшие размеры территорий государств подчеркивали узость национальных границ и внутреннего рынка, подталкивая страны к взаимовыгодному объединению усилий» . Различные авторы, начиная с эпохи Средневековья, разрабатывали проекты объединения европейских государств. Практическая реализация «европейской идеи» во второй половине ХХ века была представлена несколькими моделями.
Во-первых, западноевропейские государства сформулировали общие цели и создали организации межправительственного сотрудничества в определенных областях. Так, в 1948 г. были образованы Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) и Совет Европы. ОЕЭС была призвана решить проблему восстановления экономики Европы в рамках плана Маршалла; Совет Европы – обеспечить эффективную защиту прав человека. После того, как основные задачи ОЕЭС были выполнены, ее заменила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Она была создана в декабре 1960 г. для содействия экономическому росту и повышению уровня жизни в государствах-членах, для выработки согласованной экономической политики в отношении третьих стран, для развития мировой торговли на многосторонней и недискриминационной основе. Данная организация не распределяет финансовые средства и не обладает развитым механизмом принятия решений. По выражению бывшего генерального секретаря ОЭСР Ж.К. Пайе, «ОЭСР – это не наднациональная организация, а место, где творцы политики могут встретиться и обсудить свои проблемы, где правительства могут сравнить свои точки зрения и свой опыт» [Цит. по: 2, с. 132].
Во-вторых, Франция и Германия выдвинули инициативу создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в рамках которого предлагалось подчинить всю совокупность сталелитейного и угледобывающего производства государств-участников наднациональному органу. Парижский договор о создании ЕОУС был подписан в 1951 г. шестью европейскими государствами (Францией, Германией, Италией, Бельгией, Люксембургом, Нидерландами). Центральное место в системе институтов ЕОУС было отведено Высшему руководящему органу. Он был наделен правом принимать решения, обязательные, причем во всех своих частях, для государств-членов. В 1957 г. этими же государствами были созданы два новых интеграционных объединения – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). В 1992 г., на основе Европейских Сообществ, дополненных новыми «политиками и формами сотрудничества», был создан Европейский Союз.
В-третьих, на этапе создания ЕЭС, основой которого должен был стать таможенный союз, усилились разногласия между европейскими государствами по вопросу о более предпочтительной модели либерализации торговли. В 1956 г. Англия выступила с предложением ограничиться созданием зоны свободной торговли, которая должна была охватить все страны-участницы ОЕЭС. Однако, как уже говорилось выше, в 1957 г. были подписаны договоры об учреждении ЕЭС и Евратома, а в декабре 1958 г. британский проект
«большой» зоны свободной торговли не был принят на сессии Совета ОЕЭС . Тогда семь из оставшихся вне ЕЭС государств (Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция) подписали в 1960 г. Стокгольмскую конвенцию о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). В отличие от таможенного союза, данная модель позволяла избежать существенного ограничения национального суверенитета во внешнеторговой сфере, предоставляя государствам-членам свободу действий в области торговли с третьими странами. Соответственно, взаимодействие в рамках ЕАСТ осуществлялось на межгосударственной основе, без создания сильных наднациональных институтов. Данная организация продолжает существовать и в настоящее время, но сейчас в ее состав входят всего четыре государства – Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн.
В-четвертых, в 1949 г. по инициативе СССР был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), членами которого стали государства Центральной и Восточной Европы, а затем и ряд неевропейских государств (Монголия, Куба, Вьетнам). Исследователи поразному характеризуют данное объединение. Одни видят в нем
«пример интеграционной группировки не рыночного, а плановораспределительного, командно-административного типа» . Другие полагают, что «в СЭВ имела место система квазиинтеграционных международных отношений, внешне весьма схожая с реальной интеграцией, но по существу таковой не являвшаяся» .
В-пятых, в Европе возникали субрегиональные интеграционные объединения, которые иногда даже опережали общеевропейские тенденции. Так, в 1921 г. был создан Бельгийско-Люксембургский экономический союз как союз таможенный и валютный. В 1943 г. Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали валютное соглашение, а в 1944 г. – таможенную конвенцию, которая вступила в силу в январе 1948 г. Таможенный союз Бенилюкс просуществовал до ноября 1960 г. 3 февраля 1958 г. Бельгия, Нидерланды и Люксембург заключили в Гааге договор об учреждении экономического союза Бенилюкс, вступивший в силу 1 ноября 1960 г., после его ратификации парламентами трёх стран. Договор предусматривал создание единого рынка его участников, свободное движение лиц, товаров, капиталов и услуг между тремя странами, координацию их экономической, финансовой и социальной политики, выступление странучастниц как единого целого в области внешних экономических связей . Государства Бенилюкса уделили внимание и развитию инструментов коллективной безопасности. Кроме того, уже в 1960 г. они подписали соглашение «О переносе личных проверок на внешние границы пространства Бенилюкс» , опередившее более чем на двадцать лет Шенгенские соглашения. Примером развития интеграционных процессов на субрегиональном уровне может служить также опыт стран Северной Европы в области создания Северного паспортного союза в 1950-х гг., а также в сфере гармонизации социального законодательства, защиты окружающей среды, развития транспортных сетей и др.
В 1990-е гг., после распада социалистической системы, сформировалась так называемая «Вышеградская группа». В феврале 1991 г. в венгерском городе Вышеграде была подписана Декларация о сотрудничестве между Польшей, Чехословакией и Венгрией с целью последующей интеграции в структуры Европейских сообществ / Европейского Союза. В декабре 1992 г. в Кракове Венгрия, Польша, Словакия и Чехия подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), которое вступило в силу
1 марта 1993 г. В данном случае субрегиональная интеграция рассматривалась как промежуточный этап, предшествующий вступлению в ЕС и позволяющий государствам-кандидатам подготовить необходимую экономическую, законодательную, институциональную основу для принятия соответствующих обязательств.
Круг участников практически всех объединений, рассмотренных в рамках пяти моделей, на определенных этапах расширялся. Но в долгосрочной перспективе наиболее эффективной и избранной большинством европейских государств оказалась интеграционная модель Европейских сообществ / Европейского Союза. К первоначальному однородному «ядру», состоящему из шести государствучредителей, присоединились Великобритания, Ирландия и Дания (1973), Греция (1981), Испания и Португалия (1986), Австрия, Швеция и Финляндия (1995). Последнее расширение Европейского Cоюза стало наиболее масштабным – в 2004 г. новыми членами организации стали сразу десять государств. Данная тенденция не могла не оказать влияние на характер европейской интеграции. Различия в уровнях экономического развития государств-участников и степени стабильности демократии, особенности политической культуры и специфика социального законодательства, несовпадение взглядов на допустимую степень ограничения национального суверенитета, – эти и другие проявления нарастающей внутренней неоднородности Европейского Союза обусловили возникновение феномена дифференцированной интеграции. Как справедливо отмечают исследователи, «дифференцирован не только сам процесс, но и его обозначение – в современном политическом и научном лексиконе Западной Европы можно встретить свыше десятка самых различных его наименований» . Вопрос о том, в какой мере каждый из этих терминов («Европа разных скоростей», «Европа a la carte», «более тесное сотрудничество», «концентрические круги»,
«вариабельная конфигурация» и др.) отражает идею дифференцированной интеграции, является дискуссионным .
Дифференцированная интеграция, на наш взгляд, предполагает существование особых режимов, представляющих собой исключения из единых правил, установленных источниками европейского коммунитарного права для государств-участников. Необходимость подобных исключений возникает в следующих случаях: 1) когда государство не соответствует критериям, позволяющим осуществлять наднациональное регулирование; 2) когда государство не заинтересовано в расширении компетенций наднациональных институтов;
3) когда группа государств, напротив, готова сделать шаг вперед и делегировать наднациональным институтам дополнительные полномочия, не дожидаясь согласия всех государств-участников. Рассмотрим соответствующие примеры.
В первом случае классической иллюстрацией могут служить
«переходные периоды», устанавливаемые для новых государствчленов, в течение которых они обязаны создать у себя необходимые условия для применения всего комплекса норм права Европейского Союза (так называемого «acquis communautaire»), до тех пор, пока эти условия не будут созданы, выполнение соответствующих обязательств, связанных с членством в Европейском Сообществе / Европейском Союзе, допустимо в ограниченном объеме. Так, например, были случаи поэтапного включения в общий рынок таких отраслей, как энергетика, телекоммуникации и сельское хозяйство. Особые условия, регламентирующие доступ к единому рынку рабочей силы, предусмотрены в рамках последнего расширения Европейского Союза. Следует подчеркнуть, что договоры о присоединении строго фиксируют сроки «переходных периодов». Соответственно, исключения носят временный характер и не представляют опасности для стабильности интеграционного объединения.
Можно вспомнить также опыт создания Экономического и валютного союза. Право участвовать в его третьем этапе, в ходе которого была введена единая валюта – евро, получили лишь те государства, которые соответствовали так называемым «критериям конвергенции». Эти критерии, перечисленные в Маастрихтском договоре 1992 г. (в ст.104 Договора о Европейском Сообществе и Протоколах № 5, 6), установили допустимые пределы дефицита государственного бюджета, общего государственного долга, курсовых колебаний, уровня инфляции и долгосрочных процентных ставок. Греция, которой потребовалось более длительное время для выполнения этой комплексной задачи, вошла в «зону евро» 1 января 2001 г., на два года позже других участников.
Оба примера свидетельствуют о возможности достижения единых целей различными темпами, и к ним может быть также применен термин «разноскоростная интеграция».
В случае, когда обнаруживается противодействие одного или нескольких государств расширению компетенций наднациональных институтов, возникает гораздо больше вопросов и проблем. Наиболее осторожную политику, в силу ряда причин , здесь проводит Великобритания. Она, в частности, заняла особую позицию по вопросам обеспечения внутренней безопасности, введения единой валюты, выработки социальной политики (правительство консерваторов не поддержало в начале 1990-х гг. положения, регламентирующие отношения профсоюзов и предпринимателей, а также условия труда ). Препятствием на пути развития интеграционного процесса стала и позиция Дании. Если датский парламент в мае 1992 г. одобрил Маастрихтский договор, в соответствии с которым был создан Европейский Союз, то на референдуме в июне 1992 г. был дан отрицательный ответ. 50,7 % его участников высказалось против расширения компетенций институтов ЕС, особенно в области иммиграции, гражданства, общей оборонной политики, введения единой валюты.
Необходимость преодоления подобных противоречий наделила европейскую интеграцию в 1980–90-е гг. следующими характерными чертами.
Во-первых, особенностью европейской интеграции стали различные темпы ее развития в экономической и политической областях. Эта тенденция неоднократно проявлялась еще в 1950-е гг. (можно вспомнить нереализованные проекты создания Европейского оборонительного сообщества и Европейского политического сообщества), а затем нашла воплощение в построении трех «опор» ЕС. Маастрихтский договор впервые включил в сферу компетенций Европейского Союза сотрудничество в области правосудия и внутренних дел (так называемая третья «опора» Европейского Союза) и во внешнеполитической сфере (так называемая вторая «опора» Европейского Союза). Вместе с тем, здесь был установлен особый режим правового регулирования. Его характерными чертами стали наличие собственной системы актов, на которые не распространялся юрисдикционный контроль со стороны Суда Европейских Сообществ, и приоритет инструментов межгосударственного сотрудничества в процессе принятия решений.
Во-вторых, получило развитие более тесное сотрудничество группы государств-членов ЕС вне рамок учредительных договоров. Примером могут служить Шенгенские соглашения (Соглашение «О постепенной отмене проверок на общих границах» от 14 июня
1985 г. и Конвенция от 19 июня 1990 г. о применении Соглашения 1985 г.). Основное их содержание заключалось в следующем: вопервых, внутри Шенгенского пространства отменялись все виды пограничного контроля; во-вторых, устанавливался единый визовый режим на его внешних границах; в-третьих, усиливалось взаимодействие правоохранительных органов государств-участников (в частности, в 1995 г. начала функционировать Шенгенская информационная система). Нормотворческую деятельность в сфере шенгенского права был призван осуществлять Шенгенский исполнительный комитет, не являвшийся институтом Европейских сообществ.
Шенгенские соглашения 1985 и 1990 гг. были изначально подписаны Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. В 1990 г. к Шенгенским соглашениям присоединилась Италия, в
1991 г. – Испания и Португалия, в 1992 г. – Греция, в 1995 г. – Австрия, в 1996 г. – Дания, Финляндия, Швеция, Исландия и Норвегия (последние два государства не являются при этом членами ЕС). Реализация положений Шенгенских соглашений на практике требовала значительной технической и юридической подготовки. Поэтому о фактическом существовании Шенгенского пространства можно говорить, начиная с 1995 г., а о реальном участии в нем всех пятнадцати государств, принявших на себя соответствующие обязательства, – с 2001 г. В декабре 2007 г. Шенгенское пространство расширилось за счет Венгрии, Латвии, Литвы, Мальты, Словакии, Словении, Польши, Чехии и Эстонии; в декабре 2008 г. – за счет Швейцарии (которая, как Исландия и Норвегия, не входит в ЕС). Таким образом, в настоящее время в Шенгенское пространство из стран ЕС не входят Великобритания, Ирландия, Румыния, Болгария и Кипр, но входят три государства, не являющиеся членами ЕС – Исландия, Норвегия и Швейцария.
Следует отметить, что в данном случае последовательное расширение круга участников Шенгенских соглашений позволило на определенном этапе включить их в правопорядок ЕС на основе соответствующего протокола. Это произошло с подписанием Амстердамского договора 1997 г., который вступил в силу в 1999 г. Полномочия Шенгенского исполнительного комитета перешли к Совету Европейского Союза. Новые источники шенгенского права теперь издаются в стандартных формах, которые предусмотрены учредительными документами ЕС (регламент, директива и др.).
В-третьих, некоторые государства-члены получили возможность участвовать не во всех составляющих интеграционного процесса.
Так, Великобритания, Дания и Швеция сохранили национальные валюты и не вошли в «зону евро». Дания, в соответствии с Эдинбургской декларацией 1992 г., получила также право не участвовать в общей оборонной политике и сохранить для себя межгосударственную основу сотрудничества в области правосудия и внутренних дел. Гражданство Союза будет дополнять, но не заменять национальное гражданство Дании (принцип, ставший действовать в отношении всех государств-членов с подписанием Амстердамского договора).
Черты, о которых говорилось выше, и сам факт отказа одного или нескольких государств-членов от участия в новых этапах интеграционного процесса, ставит на повестку дня вопрос об опасности, которую содержит в себе так называемая «Европа a la carte» (в дословном переводе «Европа по выбору» или «Европа на заказ»). Этим термином исследователи обозначают, в отличие от «разноскоростной интеграции», сотрудничество при отсутствии единых целей, к достижению которых должны стремиться все государствачлены . Каждое государство само выбирает те цели, которые соответствуют его интересам, и, соответственно, ищет единомышленников или уклоняется от участия в нежелательных сферах сотрудничества. Так, характеризуя британскую политику в социальной сфере, Э. Редер подчеркивает, что «решения в области одной из политик Европейского Союза принимаются не всеми государствами-членами, и создается впечатление, что позиция государства, остающегося в стороне, пересмотру не подлежит». Это, по мнению исследователя, представляет собой классический пример «Европы a la carte», которая «угрожает общему acquis communautaire и будущему интеграции всего Союза, поскольку отрицает общепризнанные принципы единообразной интеграции» .
Вместе с тем, наблюдаются и позитивные изменения. В отношении позиции Великобритании их можно проследить как в области общей социальной политики (после прихода лейбористской партии к власти положения Соглашения о социальной политике были включены в 1997 г. в текст Договора о Европейском Сообществе), так и в сфере шенгенского сотрудничества. С 2000 г. Великобритания и Ирландия приняли на себя ряд обязательств в области борьбы с распространением наркотиков, участия в Шенгенской информационной системе и др. . Изменился, как говорилось выше, и механизм регулирования самого шенгенского сотрудничества, центральное место в котором теперь занимают институты ЕС. Отвечая в декабре 2007 г. на вопрос корреспондента «Евроньюс», можно ли говорить, что люди больше верят в европейскую идею сейчас, после ряда трудных лет, Председатель Европейской комиссии Ж.М. Баррозу отметил, что «сейчас ситуация лучше, чем за все предыдущие 8 лет, а по ряду вопросов и 15 лет, если взять Данию» .
Интересной тенденцией последнего десятилетия является развитие в рамках ЕС правовых основ так называемого «продвинутого сотрудничества», т. е. включение в учредительные договоры положений, которые предоставляют группам государств-членов возможность наделять органы Европейского Союза дополнительной компетенцией [см., напр., раздел VII Договора о Европейском Союзе]. На сегодняшний момент для реализации данной модели необходима соответствующая заинтересованность со стороны как минимум восьми государств (независимо от общего количества государств-членов и дальнейшего расширения Европейского Союза). Таким образом, возможно, что в перспективе противодействие со стороны некоторых государств станет менее существенным препятствием для углубления европейской интеграции.
Таким образом, европейские интеграционные процессы во второй половине ХХ в. развивались в рамках различных моделей. Наиболее эффективной и избранной большинством европейских государств оказалась интеграционная модель Европейских сообществ / Европейского Союза. Сочетание различных форм дифференцированной интеграции – это одна из особенностей развития Европейского Союза на современном этапе. Она закономерно связана с последовательным расширением круга государств-членов данной организации и позволяет сохранить единое направление интеграционного процесса в условиях возрастания внутренней неоднородности ЕС.
Список литературы
1. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред.
проф. Н.Н. Ливенцева. – М.: Экономистъ, 2006.
2. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации
/ Под ред. П.А. Цыганкова. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007.
3. Право Европейского Союза в вопросах и ответах: учеб. пособие / отв.
ред. С.Ю. Кашкин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
4. Право Европейского Союза: докум. и коммент. / под ред. С.Ю. Кашкина –
М.: Терра, 1999.
5. Топорнин Б.Н. Европейское право. – М.: Юрист, 1998.
6. Четвериков А.О. Комментарий к Шенгенским соглашениям.
7. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века: Почему не интегрируются страны СНГ. – М.: III тысячелетие, 2001.
8. Баррозу Ж.-М.: Европейська ідея знаходить все більше підтримки.
9. Chaltiel F. Pour une clarification du debat sur l’Europe a plusieurs vitesses // Revue du Marche commun et de l’Union europeenne. – 1995. – № 384. – P. 5–10.
10. Cloos J. Les cooperations renforcees// Revue du Marche commun et de l’Union europeenne. – 2000. – № 441. – P. 512–515.
11. Decision du Conseil du 29 mai 2000 relative a la demande du Royaume-Uni et d’Irlande de participer a certaines dispositions de l"acquis de Schenge // Journal officiel des Communautes Europeennes. – L 131/43. – du 01.06.2000.
12. Duff A. La Grande-Bretagne et l’Europe – la relation differente // L’Union europeenne au-dela d’Amsterdam. Nouveaux concepts d’integration europeenne/ Sous la dir. de M. Westlake. – Bruxelles: PIE, 1998. – P. 67–87.
13. Les traites de Rome, Maastricht et Amsterdam. Textes compares. – Paris: La Documentation francaise, 1999.
14. O"Keeffe D. Non-Accession to the Schengen Convention: The Cases of the United Kingdom and Ireland // Schengen en panne/ Sous la dir. de Pauly A. Maastricht: European Institute of Public Administration, 1994. – P. 145–154.
15. Quermonne J.-L. L’Europe a « geometrie variable » // Revue politique et parlementaire. – 1996. – № 981. – P. 11-18.
16. Roeder E. Integration at multiple speeds in the European Union.
Международные общественные движения
После второй мировой войны на новую ступень развития
поднялись массовые общественные движения. Особенно широ-
кий размах они получили в 70–80-е годы. Ряд из них возник вне
рамок политических партий, отражая кризис политических
партий как института демократического общества.
Ведущие общественные движения выступали в защиту мира,
демократии и социального прогресса, против всех проявлений
реакции и неофашизма. Общественные движения современнос-
ти вносят большой вклад в защиту окружающей среды, отстаи-
вание гражданских прав и свобод, борются за участие трудя-
щихся в управлении предприятиями и государством. Широкую
поддержку оказывают общественные движения справедливым
требованиям женщин, молодежи, национальных меньшинств.
Ведущая роль во многих движениях принадлежала рабо-
чим. Однако в последние десятилетия социальный состав мно-
гих общественных движений значительно расширился. В неко-
торые из них входят представители всех социальных слоев
современных западных обществ.
Коммунисты. Важную роль в победе над фашизмом сыгра-
ли коммунисты. Героическая борьба на фронтах и в тылу врага,
активное участие в движении Сопротивления в порабощенных
ческих партий в мире. Их влияние и численность значительно
возросли. Если в 1939 г. в мире имелась 61 коммунистическая
партия численностью около 4 млн., то к концу 1945 г. коммуни-
стические партии существовали в 76 странах, которые объеди-
няли 20 млн. человек. В первые послевоенные годы численность
коммунистов еще более выросла. В 1950 г. в мире действовала 81
партия, а численность коммунистов выросла до 75 млн. человек.
В 1945–1947 г. коммунисты входили в состав коалиционных
правительств Франции, Италии, Австрии, Бельгии, Дании,
Исландии, Норвегии и Финляндии. Их представители были
избраны в парламенты большинства государств Западной Ев-
ропы. В период с 1944 по 1949 г. компартии стали правящими в
странах Центральной и Юго-Восточной Европы и в ряде стран
Азии, позднее – на Кубе.
В годы войны (1943 г.) был распущен Коминтерн. Однако
зависимость компартий от КПСС сохранилась. Новые задачи
требовали укрепления интернациональных связей коммунис-
тов планеты. В сентябре 1947 г. в Польше состоялось Совещание
представителей Компартий СССР, Болгарии, Венгрии,
Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Франции и
Италии. На совещании были заслушаны информационные со-
общения о деятельности представленных на совещании партий.
Был также обсужден вопрос о международном положении. В
принятой Декларации перед компартиями ставились коренные
задачи борьбы за мир, демократию, национальный суверени-
тет, за сплочение всех антиимпериалистических сил. Для коор-
динации деятельности компартий, обмена опытом работы было
принято решение создать Информационное бюро и наладить
издание печатного органа. На совещаниях, проведенных в июне
1948 г. в Румынии и в ноябре 1949 г. в Венгрии, были приняты
документы о защите мира, необходимости крепить единство
рабочего класса и коммунистов.
Серьезные разногласия между КПСС и Компартией Юго-
славии, давление Сталина на другие компартии привели к ис-
ключению из Информбюро Компартии Югославии. После 1949 г.
Информбюро не собиралось. Впоследствии связи между ком-
партиями стали осуществляться в форме двусторонних и мно-
госторонних встреч и международных совещаний на доброволь-
ной основе.
В 1957 и 1966 г. в Москве состоялись международные сове-
щания представителей коммунистических партий. Наиболее
актуальные проблемы коммунистического движения, демок-
ратии, мира и социального прогресса нашли свое отражение в
принятых на совещаниях документах. Однако в последующие
годы стали проявляться опасные тенденции и разночтения,
связанные с отходом руководства Компартии Китая от марк-
сизма-ленинизма и пролетарского интернационализма.
В 60-е годы произошло значительное ухудшение отношений
между КПСС и Компартией Китая, между КПК и другими ком-
мунистическими партиями. Разрыв между КПК и КПСС тяжело
отразился на единстве МКД. Некоторые компартии перешли на
маоистские позиции, в других появились маоистские группы. Ос-
трый кризис в МКД возник в связи с вводом войск государств-
участников Варшавского Договора в Чехословакию. 24 компар-
тии, в том числе итальянская и французская, осудили военную
интервенцию. После этого с трудом удалось созвать Совещание
коммунистических и рабочих партий в июле 1969 г. Разногласия
продолжали усиливаться. Пять компартий отказались подписать
итоговый документ Совещания, четыре партии, в том числе ита-
льянская и австралийская, согласились подписать только один
раздел, некоторые подписали документ с оговорками.
В 1977 г. Генеральные секретари влиятельных компартий
Западной Европы – итальянской (Э.Берлингуэр), французской
(Ж.Марше) и испанской (С.Каррильо) приняли декларацию
против ориентации МКД на советскую модель социализма. Новое
течение получило название «еврокоммунизм». «Еврокоммунис-
ты» выступали за мирный путь развития стран к социализму.
ССCP подвергался критике за отсутствие демократии и нару-
шение прав человека. Страны «реального социализма» осужда-
лись за подчинение государства партии. «Еврокоммунисты»
высказывали мнение, что Советский Союз утратил свою рево-
люционную роль.
Новое течение поддержали многие компартии, в том чис-
ле Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Японии. Не-
которые партии – Австралии, Греции, Испании, Финляндии,
Швеции – раскололись. В результате в этих странах образова-
лось по две, а то и по три компартии.
В последние десятилетия увеличилось расхождение идей-
но-политической ориентации коммунистических партий с ре-
альным общественным развитием. Это привело к кризису взгля-
дов, политики и организации коммунистических партий. Больше
всего он поразил те партии, которые находились у власти и
несли ответственность за развитие своих стран. Крушение «ре-
ального социализма» в странах Восточной Европы, уход со сце-
ны КПСС сделали очевидной необходимость серьезного пере-
смотра традиционных взглядов, политики и организации
коммунистических партий, разработки ими новой идейно-
политической ориентации, соответствующей происходящим в
мире глубоким изменениям.
Социалисты и социал-демократы. Социалистический ин-
тернационал. В 1951 г. на конгрессе во Франкфурте-на-Майне
был основан Социалистический интернационал (СИ), кото-
рый провозгласил себя преемником РСИ, существовавшего с
1923 по 1940 г. Ведущую роль в создании СИ сыграли британ-
ские лейбористы, СДПГ, социалистические партии Бельгии,
Италии, Франции. На первых порах в его состав вошли 34 со-
циалистические и социал-демократические партии, насчиты-
вающие около 10 млн. человек.
В программной декларации «Цели и задачи демократиче-
ского социализма» была выдвинута цель: постепенно, без клас-
совой борьбы, революции и диктатуры пролетариата добиться
трансформации капитализма в социализм. Мирный эволюци-
онный процесс противопоставлялся марксистско-ленинскому
учению о классовой борьбе. В декларации было объявлено, что
главной угрозой миру является политика СССР. Создание СИ
и его стратегия в первые послевоенные десятилетия усилило
конфронтацию двух ветвей международного рабочего движе-
ния – социал-демократической и коммунистической.
В конце 50-х и особенно в 60 – начале 70-х годов социал-
демократия существенно расширила массовую поддержку своей
политики. Этому способствовали объективные обстоятельства,
которые благоприятствовали осуществлению политики социаль-
ного маневрирования. Важное значение имело расширение со-
става Социнтерна. Вступление в его ряды социалистических
партий стран Азии, Африки и Латинской Америки привело к
ларации «Мир сегодня – социалистическая перспектива» при-
знавалась необходимость мирного сосуществования государств
с различным общественным строем, содержался призыв к меж-
дународной разрядке и разоружению. Впоследствии СИ все ак-
тивнее выступал за укрепление мира и всеобщей безопасности.
В 70-е годы СИ продолжал придерживаться идеологии и
принципов «демократического социализма». Больше внимания
стало уделяться проблемам социально-экономического поло-
жения трудящихся. СИ активнее и более конструктивно выска-
зался за мир и разоружение, поддерживал новую «восточную
политику» В.Брандта, советско-американские соглашения по
вопросам ограничения и сокращения вооружений, за укрепле-
ние разрядки, против «холодной войны».
В 80-е годы социал-демократы столкнулись с определенны-
ми трудностями. Сократилась численность некоторых партий. В
ведущих странах Запада (Англия, ФРГ) они потерпели пораже-
ние на выборах и уступили власть неоконсерваторам. Трудности
80-х годов были порождены рядом факторов. Более остро прояви-
лись противоречивые последствия НТР и экономического роста.
Обострились экономические и другие глобальные проблемы. Не
удавалось остановить безработицу, и в ряде стран она приняла
угрожающие масштабы. Активное наступление вели неоконсерва-
тивные силы. По многим волнующим вопросам СИ разработал
новую стратегию и тактику, которые нашли свое отражение в
программных документах социал-демократических партий и в
Декларации принципов Социнтерна, принятой в 1989 г.
Конечная цель, провозглашаемая социал-демократами,
состоит в достижении социальной демократии, т.е. в обеспече-
нии всех социальных прав трудящихся (права на труд, образо-
вание, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение), в
ликвидации всех форм гнета, дискриминации, эксплуатации
человека человеком, в гарантии всех условий для свободного
развития каждой личности как условия свободного развития
всего общества.
Цели демократического социализма должны достигаться,
подчеркивают социал-демократические партии, мирными, де-
мократическими средствами, путем постепенной эволюции
общества, с помощью реформ, классового сотрудничества. В
послевоенные годы социал-демократы находились у власти в
ряде стран (Австрия, Англия, ФРГ, Франция, Испания, Шве-
ция, Норвегия, Финляндия).
Несмотря на то, что они нередко шли на уступки буржуа-
зии и крупному капиталу, объективная оценка деятельности
свидетельствует о том, что, прежде всего, они отражали и за-
щищали интересы трудящихся. Значителен их вклад в защиту
демократии, становление и развитие государства, благососто-
яния, в улучшение материального положения трудящихся, в
продвижение их стран на пути социального прогресса, в утвер-
ждение всеобщего мира и международной безопасности, в улуч-
шение отношений между Западом и Востоком, в решение слож-
ных проблем «третьего мира».
В 1992 г. состоялся ХІХ конгресс СИ. Он проходил в Берлине.
Председателем был избран французский социалист Пьер Моруа. В
ряде стран возникли новые социалистические и социал-демокра-
тические партии, в том числе, в независимых государствах СНГ.
Партии Социалистического интернационала представлены круп-
ными фракциями в парламентах многих западных стран.
листического интернационала. На съезда присутствовали 1200
делегатов, которые представляли 143 партии из 100 стран. О
важности проходившего съезда говорит и то, что среди делега-
тов присутствовали президент Аргентины и одиннадцать пре-
мьер-министров. В единогласно принятой декларации среди
многих важных положений, отражающих современные пробле-
мы мира, особое внимание было уделено необходимости «при-
дать процессам глобализации социальное изменение», «улуч-
шать представительную демократию», защищать «равновесие
между правами и обязанностями».
Несмотря на то, что в последние десятилетия в ведущих
странах Запада усилилась «неоконсервативная волна», социал-
демократия оказала и оказывает заметное влияние на полити-
ческую и общественную жизнь в западном мире. Частное пред-
принимательство остается регулируемым, демократия – всеобщей.
Социальные права трудящихся обеспечиваются государством.
Профессиональные союзы. В послевоенные годы возросла роль
профсоюзов – самой массовой организации работников наем-
ного труда. К началу 90-х годов только объединенные в между-
народные организации профсоюзы насчитывали свыше 315 млн.
человек. Уже в 50–60-е годы миллионы членов ВФП, созданной
на 1-м Всемирном конгрессе профсоюзов в Париже в сентябре
1945 г., активно выступали за улучшение материального поло-
жения трудящихся. Много внимания уделялось борьбе с безра-
ботицей, развитию системы социального страхования, отстаи-
ванию прав профсоюзов. Важное место в деятельности
профсоюзов занимали вопросы, связанные с борьбой народных
масс за запрещение атомного оружия, прекращение войн и ре-
гиональных конфликтов, укрепление всеобщей безопасности.
Постоянной поддержкой ВФП пользовалось националь-
но-освободительное движение. Выработке стратегии и тактики
международного профсоюзного движения, восстановлению
единства профсоюзов, борьбе за насущные права трудящихся,
за мир и национальную независимость трудящихся были по-
священы Всемирные конгрессы профсоюзов: в Вене (1953 г.),
в Лейпциге (1957 г.), в Москве (1961 г.), в Варшаве (1965 г.), в
Будапеште (1969 г.). Они сыграли важную роль в поднятии ав-
торитета и роста влияния ВФП в международном профсоюз-
ном движении.
На Всемирном конгрессе в Будапеште (1969 г.) был одоб-
рен «Ориентационный документ профсоюзных действий». Этот
документ ориентировал трудящихся добиваться ликвидации
экономического и политического господства монополий, со-
здания демократических институтов власти, обеспечения ак-
тивного участия рабочего класса в управлении экономикой. В
центре внимания были также вопросы единства международ-
ного профсоюзного движения. В 70 – 80-е годы ВФП по-пре-
жнему уделяла первостепенное внимание проблемам сокраще-
ния вооружений и укрепления мира, прекращения гонки
вооружений, выступала в поддержку народов Индокитая, Аф-
рики, Латинской Америки, которые в разные годы в отдель-
ных странах вели борьбу за укрепление своей независимости,
за демократические свободы. Важное место занимали вопросы
единства действий. ВФП призывала другие международные
профсоюзные центры к совместным выступлениям в защиту
интересов трудящихся, борьбы против безработицы, к отпору
монополистическому капиталу. Прошедшие в этот период Все-
мирные конгрессы и конференции профсоюзов показали все
многообразие форм борьбы ВФП в отстаивании коренных ин-
тересов трудящихся.
Важную роль в международном профсоюзном движении
играет Международная конфедерация свободных профсоюзов
(МКСП). В нее входят профсоюзы индустриальных и некоторых
развивающихся стран. Для лучшей координации деятельности
входящих в нее профсоюзов МКСП создала региональные орга-
низации: Азиатско-Тихоокеанскую, Межамериканскую, Афри-
канскую. Как часть МКСП в 1973 г. была создана Европейская
конфедерация профсоюзов (ЕКП). МКСП стала более энергич-
но выступать в поддержку социально-экономических требова-
ний трудящихся, за укрепление мира и разоружение, против
конкретных актов агрессии. Она приветствовала демократиче-
ские революции в странах Восточной Европы, перестройку в
СССР, поддерживала усилия международного сообщества по
оказанию им помощи, более активно стала выступать за пре-
кращение региональных военных конфликтов.
В послевоенные годы в странах Запада активизировали свою
деятельность профсоюзы, находящиеся под влиянием церкви. В
1968 г. Международная конфедерация христианских профсоюзов
(МКХП) изменила свое название. XII конгресс МКХП поста-
новил именовать организацию Всемирной конфедерацией тру-
да (ВКТ). ВКТ защищает права человека и профсоюзные свобо-
ды, борется за улучшение положения населения в «третьем мире»,
призывает к активизации женщин в общественной жизни; при-
зывает к борьбе против всех видов эксплуатации и дискримина-
ции. Важное место уделяется глобальным проблемам современ-
ности, особенно экологическим. ВКТ поддерживала перемены,
происшедшие в Восточной Европе, приветствует позитивные
изменения в международных отношениях.
Профсоюзы, являясь наиболее массовыми организациями
рабочего движения, способствовали значительным его успе-
хам, социальному прогрессу в целом.
В начале 90-х годов мировое профсоюзное движение на-
считывало, по разным оценкам, 500 – 600 млн. человек, что
составляло 40 – 50% армии наемного труда. Они не охватывают
всей массы наемных работников в развитых странах Запада,
включая преимущественно занятых в традиционных отраслях
материального производства.
Кризисное состояние профсоюзов в современных условиях
связано с неадекватностью их деятельности тем глубоким изме-
нениям, которые произошли в характере труда и структуре за-
нятости в ведущих странах Запада, под воздействием ИТР. Проф-
союзы стараются изменить свою стратегию и тактику, в более
широком плане защищать интересы трудящихся, больше вни-
мания уделять глобальным проблемам, укреплять сотрудниче-
ство с другими массовыми демократическими движениями.
Другие массовые общественные движения. В послевоенные
годы почти во всех странах шел отток из традиционных поли-
тических партий и профсоюзов. Разочаровавшиеся члены этих
организаций стремились обрести больше свободы, не хотели
мириться с жесткими идеологическими установками. Особенно
это было характерно для студенческой молодежи. Появилось
множество различных групп, которые на добровольной основе
объединялись в движения, не связанные ни строгой дисципли-
ной, ни общей идеологией.
В условиях кризисных явлений в социально-экономической
и политической сферах в 70-е годы возникли новые движения,
охватившие людей различных социальных слоев, разных возрас-
тов и политических взглядов.
Массовые общественные движения в 70 – 80-е годы име-
ли различную направленность. Наиболее распространенными и
оказавшими значительное влияние на общественно-политиче-
скую жизнь западного мира были экологические и антивоен-
ные движения.
Представители экологического движения во многих стра-
нах активно выступают против сверхиндустриализации, не-
рациональной эксплуатации природных ресурсов. Особое вни-
мание уделяется проблемам, связанным с опасностью
перерастания экологического кризиса в экологическую ката-
строфу, которая может привести к гибели человеческой ци-
вилизации. В связи с этим экологическое движение выступа-
ет за запрещение испытаний ядерного оружия, ограничение
и прекращение военной деятельности, разоружение. Эколо-
гическое движение рассматривает разоружение и связанную
с ним конверсию военного производства как важнейший по-
тенциальный источник дополнительных ресурсов, матери-
альных и интеллектуальных, для решения экологических про-
блем. Среди массовых общественных движений экологические
течения являются наиболее организованными и развитыми в
теоретическом и практическом планах. Они создали во мно-
гих странах свои политические партии «зеленых» и междуна-
родные организации (Гринпис), единую фракцию в Евро-
парламенте. Движение «зеленых» поддерживает активное
сотрудничество в рамках ООН, многими неправительствен-
ными организациями.
Среди массовых движений в западных странах важное ме-
сто занимает антивоенное движение. Еще в годы второй миро-
вой войны оно консолидировалось на демократической анти-
фашистской основе, ставшей в послевоенный период базой
массового движения сторонников мира. На II Всемирном кон-
грессе в Варшаве (1950 г.) учреждается Всемирный Совет Мира
(ВСМ), который организует кампанию по подписанию Сток-
гольмского воззвания, квалифицировавшего атомную войну как
преступление против человечества. В середине 50-х годов в стра-
нах Запада широкое развитие получил антиядерный пацифизм.
Во второй половине 50-х годов во многих странах Запада созда-
ются массовые антиядерные организации или их коалиции. В
начале 70-х особый размах получило движение против войны
во Вьетнаме. Во второй половине 70-х – начале 80-х годов уча-
стники антивоенного движения активно выступали против ней-
тронной бомбы, размещения американских и советских ракет
средней дальности в Европе.
В 60–70-e годы усилилось женское движение. В русле моло-
дежного бунта возникло неофиминистское движение, высту-
павшее с позиций новейших концепций «смешанного», а не
«сексуально разделенного» общества, и «социального созна-
ния полов», преодоления «насилия над женщиной». Предста-
вители женского движения в странах Запада активно выступа-
ют против монополии мужчин на власть в обществе, за равное
представительство женщин во всех сферах деятельности и всех
социальных институтах.
В последние десятилетия возросла гражданская активность
женщин. Они все большее влияние оказывают на политику,
избираются в парламенты многих стран, занимают высокие
государственные посты. Повысился интерес женщин к глобаль-
ным проблемам современности. Женщины активно участвуют
в антивоенном движении. Все это говорит о наметившейся тен-
денции возрастания роли женщин в жизни своих стран и пре-
вращении женского движения во влиятельную силу современ-
ной демократии.
На рубеже 60-х годов в США и других странах Запада
возникло движение молодежного протеста (хиппи). Это дви-
жение возникло как реакция на специфические черты со-
временного бюрократизма и тоталитаризма, на стремление
поставить все сферы жизни индивидуума под бюрократиче-
ский контроль, противоречие между демократической идео-
логией и тоталитарной практикой, все растущее обезличива-
ние бюрократической структуры. Стиль и лозунги хиппи
получили довольно широкое распространение в 70 – 80-е
годы, оказав сильнейшее влияние на ценностный мир Запа-
да. Многие идеалы контркультуры стали составной частью
массового сознания. Поколение хипстеров пустило в оборот
увлечение рок-музыкой, ставшей ныне существенным эле-
ментом традиционной культуры.
В ряде западных стран в 60 – 80-е годы получил развитие
экстремизм, который традиционно делится на «левый» и «пра-
вый». Левые экстремисты апеллируют обычно к идеям марк-
сизма-ленинизма и другим левым взглядам (анархизм, левый
радикализм), объявляя себя наиболее последовательными бор-
цами «за дело пролетариата», «трудящихся масс». Они крити-
ковали капитализм за социальное неравенство, подавление
личности, эксплуатацию. Социализм – за бюрократизацию,
забвение принципов «классовой борьбы» («Фракция Красной
Армии» в Германии, «Красные бригады» в Италии). Правые
экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне
консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эго-
изм, потребительство и «массовую культуру», отсутствие «по-
рядка», господство плутократии. И для правого, и для левого
экстремизма характерен антикоммунизм («Итальянское соци-
альное движение» в Италии, Республиканская и Националь-
но-демократическая партии в Германии, различные правора-
дикальные и откровенно фашистские группы и партии в США).
Часть «левых» экстремистских организаций находится на неле-
гальном положении, ведет партизанскую войну, совершает тер-
рористические акты.
В 60–70-е годы в западном мире получили развитие и та-
кие движения, как «Новые левые» и «Новые правые». Предста-
вители «Новых левых» (преимущественно студенческая моло-
дежь и некоторая часть интеллигенции) отличались разной
критикой всех современных ему форм социально-политического
устройства и организации экономической жизни с позиций
крайнего радикализма (включая терроризм) и анархизм. «Но-
вые правые» (в основном, интеллигенция, технократы и неко-
торые другие привилегированные слои развитых западных
стран) опирались на идеологию неоконсерватизма.
Современные массовые общественные движения являют-
ся важнейшей частью демократического процесса. Приоритет-
ными для них являются идеи мира, демократии, социального
прогресса, спасения человеческой цивилизации. Общественные
движения в подавляющем большинстве являются сторонника-
ми ненасильственных действий, считая, что гуманные цели не
могут быть достигнуты негуманными средствами.
В 90-е годы ХХ века в сознании широких народных масс
получило развитие критическое отношение к современным
процессам глобализации. В дальнейшем оно переросло в мощ-
ное сопротивление особенно экономической глобализации,
выгоды от которой получают наиболее развитые страны За-
пада. Занимая передовые позиции в мировой экономике и
новейших технологиях, они ограждают свои интересы, про-
водя политику двойных стандартов. В то же время экономи-
ческие, социальные и другие издержки глобализации тяже-
лым бременем ложатся на слабые экономики развивающихся
стран и на беднейшие социальные слои населения даже в
развитых странах.
В этих условиях новое социальное движение, направлен-
ное против политики глобализации, стали называть «антигло-
балистским». Транснациональное по своим масштабам и харак-
теру, оно включает представителей самых различных движений
протеста, которых объединяет неприятие глубочайшего соци-
ально-экономического неравенства современного мира.
ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
Третья Республики.
Турция после II мировой войны. Роль турецкого государства в мировой политике. Относительная слабость позиций Турции на международной арене и её причины.
Турция в 1945 - I960 гг. Основные тенденции внутренней и внешней политики в период кризиса Первой Республики.
Кемалистский режим и его эволюция. Исмет Инёню как политический и государственный деятель в истории Турции. Кризисные явления в политике и идеологии, экономике и социальных отношениях, их основные причины. Падение престижа Народно-республиканской партии /НРП/ в широких слоях населения. Общественный подъём во второй половине 40-х гг. XX века. Выдвижение требования демократизации турецкого государства и общества. Начало процесса формирования многопартийной системы. Раскол НРП и образование Демократической партии /ДП, 1946 г./. Создание и деятельность Социалистической рабоче-крестьянской партии Турции /СРКПТ, 1946 г./. Стремление кемалистов к стабилизации политической ситуации и сохранению монополии на власть. Парламентские выборы 1950 г. и поражение НРП.
Приход к власти правительства ДП. Политические портреты и деятельность Джеляля Баяра и Аднана Мендереса. Пересмотр политики этатизма и формирование государственно-бюрократической прослойки крупной турецкой буржуазии. Привлечение иностранного капитала и занятие последним ведущих позиций в экономике Турции. Оттеснение на второй план среднего и мелкого национального предпринимательства. Ограниченные реформы в сельском хозяйстве и взращивание слоя крупных аграриев капиталистического типа. Частичный отказ от политики лаицизма и определённый уклон в сторону исламизации общественной жизни. Снижение темпов экономического роста и обострение социальных противоречий. Наступление реакции, попрание конституционных прав и свобод. «Процесс 167» в Стамбуле /октябрь 1953 г./ и раздувание антикоммуни-стической истерии в Турции. Дальнейшее обострение внутренней обстановки. Экономи-ческий и финансовый кризисы, резкое обнищание населения и поляризация основных социально-политических сил. Забастовочное движение, аграрные беспорядки и студен-ческие волнения. Падение Первой Республики.
Подчинение внешней политики Турции интересам США. «Доктрина Трумэна» и заключение военно-политического союза между США и Турцией /март - июль 1947 г./. Распространение на Турцию действия «Плана Маршалла» /июль 1948 г./. Превращение страны в стратегический плацдарм США у южных границ СССР и социалистических стран Юго-Восточной Европы, на Ближнем и Среднем Востоке. Участие Турции в Корейской войне /1950 - 1953 г./, вступление в НАТО /1951 г./ и СЕНТО /1955 - 1959 гг./. Ухудшение отношений с СССР.
Турция в I960 - 2000 гг. Вторая и Третья Республики. Чередование у власти воен- ных и гражданских правительств. Роль армии в политической жизни страны. Причины и характер военных переворотов в Турции.
Военный переворот 27 мая 1960 г. в Турции. Свержение режима ДП, арест и преда-ние суду Д.Баяра, А.Мендереса и их ближайших сподвижников. Роспуск правительства и Великого Национального Собрания Турции /ВНСТ/, запрет деятельности политических партий. Переход власти в руки Комитета национального единства /КНЕ/ во главе с генералом Гюрселем. Умеренные и радикалы в КНЕ, их взгляды на проблемы внутрен- ней и внешней политики Турции. Борьба за выбор курса развития страны, победа умеренных и вытеснение радикалов из КНЕ. Созыв Учредительного собрания /май 1961 г./, принятие Конституции Второй Республики, её основные положения. Пере-ход к гражданскому правлению. Новый этап в становлении многопартийной системы. Создание партий буржуазно-либеральной ориентации - Партии справедливости /ПС, 1961 г./ и Партии новой Турции /ПНТ, 1961 г./. Возобновление деятельности НРП и эволюция её в партию социал-демократического типа. Активизация демократических и прогрессивных сил, образование Рабочей партии Турции /РПТ, 1961 г./. Коалиционное правление в Турции и однопартийные кабинеты ПС. Меморандум командования воору-жённых сил Турции /12 марта 1971 г./ и сдвиг вправо в политической жизни страны.
Основные тенденции социально-экономического развития Турции в эпоху Второй Республики. Пятнадцатилетняя программа индустриализации страны и её реализация /1963 - 1977 гг./. Влияние мирового экономического спада 1973 - 1975 гг. на Турцию. Снижение темпов промышленного развития и стагнация в сельском хозяйстве. Обост-рение социальных проблем, рост безработицы в городах, аграрное перенаселение в деревне, трудовая эмиграция турецких граждан в страны Западной Европы.
Нарастание кризисных явлений в политической жизни Турции на протяжении 70-х гг. XX века. Перегруппировка сил в стане партий буржуазно-либеральной и центристской ориентации. Раскол НРП и образование Республиканской партии доверия /РПД, 1972 г./. Вхождение ПНТ в состав ПС /1973 г./. Консолидация консервативных сил и зарождение политического исламизма в Турции. Создание Партии националистического движения /ПНД, 1972 г./ и Партии национального спасения /ПНС, 1972 г./. Соперниче-ство в борьбе за власть между ПС, НРП и РПД. Коалиционное правление и его издержки. Основные политические фигуры Второй Республики - Фахри Корутюрк /ПС/, Сулейман Демирель /ПС/, Бюлент Эджевит /НРП/, Турхан Фейзиоглу /РПД/, Альпарслан Тюркеш /ПНД/ и Неджметтин Эрбакан /ПНС/, их характеристика. Разгул правого и левого экстремизма в Турции, волна анархии и террора. Неспособность гражданских правительств вывести страну из политического тупика. Меморандум командо-вания вооружённых сил Турции /1 января 1980 г./ и его последствия. Заседание Совета национальной безопасности /СНБ/ 22 января 1980 г. как последняя попытка мирного разрешения кризисной ситуации. Падение Второй Республики.
Внешняя политика Турции в эпоху Второй Республики. Отказ от односторонней ориентации на США, пересмотр Турцией условий военно-политического союза двух государств. Активизация и расширение политических, экономических и иных контактов с ФРГ и другими странами Западной Европы. Нормализация отношений с СССР и реали-зация ряда совместных экономических проектов. Кипрский кризис и конфронтация с Грецией. Вторжение турецкой армии на Кипр под предлогом защиты этнических турок - жителей острова /20 июля 1974 г./, его последствия. Участие Турции в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе и подписание ею Заключительного акта /Хельсинки, август 1975 г./.
Военный переворот 12 сентября 1980 г. в Турции. Устранение правительства С.Демиреля, роспуск ВНСТ и приостановление деятельности политических партий. Переход власти в руки СНБ во главе с генералом Кенаном Эвреном. Образование и деятельность надпартийного кабинета Бюлента Улусу из числа политиков и технократов консервативного крыла. Политический карантин в Турции и постепенная нормализация обстановки. Всенародный референдум и принятие Конституции Третьей Республики /ноябрь 1982 г./, её основные положения. Переход к гражданскому правлению и вос-создание многопартийной системы. Партийное строительство в Третьей Республике и его особенности. Партии правоцентристской, буржуазно-либеральной ориентации - Партия Отечества. /ПО, 1983 г./ и Партия верного пути /ПВП, 1983 г./. Партии левоцентристской, социал-демократической ориентации - Демократическая левая партия /ДЛП, 1983 г./ и Социал-демократическая народническая партия /СДНП, 1983 г./. Кризис и раскол СДНП, образование на её основе новой Народно-республиканской партии /НРП, 1992 -1995 гг./. Партии правонационалистической и исламистской ориентации - Националистическая трудовая партия /НТП, 1983 г./, Партия благоденствия /ПБ, 1983 г./ и Партия справедливости и развития /ПСР, 2000 г./
Эволюция политической системы Третьей Республики. Однопартийные кабинеты ПО и коалиционное правление с участием ПВП, СДНП и ПБ. Рост националистических, пантюркистских и исламско-фундаменталистских тенденций в турецком обществе и государстве. Победа исламистов на парламентских выборах в ноябре 2002 г. и приход к власти правительства ПСР. Существенное изменение баланса сил в политическом спектре Турции в пользу консерваторов и ретроградов, его причины. Позиция армейских кругов в сложившейся ситуации. Основные политические фигуры Третьей Республики - Кенан Эврен, Тургут Озал и Месут Йылмаз /ПО/, Сулейман Демирель и Тансу Чиллер /ПВП/, Бюлент Эджевит /ДЛП/, Дениз Байкал /НРП/, Альпарслан Тюркеш /НТП/, Неджметтин Эрбакан /ПБ/, Абдуллах Гюль и Реджеп Тайип Эрдоган /ПСР/, Ахмед Неждед Сезер.
Курдская проблема в Турции. Отказ турецких властей от признания за курдами права на национальное самоопределение. Политика насильственной ассимиляции курдов. Освободительное движение в Турецком Курдистане и его организационные формы, сред-ства и методы борьбы. Рабочая партия Курдистана /РПК, 1979 г./ и Армия освобождения Курдистана /АОК, 1984 г./. Абдуллах Оджалан как лидер турецких курдов.
Качественный скачок в социально-экономическом развитии Турции в эпоху Третьей Республики. Т.Озал как архитектор турецких реформ. Отказ от модели догоняющего развития на базе импортозамещения и переход к экспортноориентированной модели. Реформа финансовой системы в духе монетаризма и конвертация национальной валюты. Приватизация и ограничение механизма государственного регулирования экономики. Стимулирование развития среднего и мелкого предпринимательства в городе и деревне. Отмена государственной монополии внешней торговли. Изменение социальной структуры турецкого общества вследствие урбанизации. Зарождение среднего класса. Превращение Турции в индустриально-аграрную страну со средним уровнем развития капитализма. Издержки реформ. Рост инфляции и снижение темпов промышленного строительства в середине 90-х гг. XX века. Высокий уровень безработицы, стагнация заработной платы лиц работающих по кайму, жилищный кризис, низкий уровень медицинского обслужи-вания, неразвитость системы социального обеспечения.
Основные тенденции внешней политики Турции в конце XX века. Трансформация внешнеполитических концепций турецкого государства после окончания «холодной войны». Сохранение и упрочение военно-политического союза между Турцией и США. Роль Турции в НАТО. Позиция Анкары в период югославского и иракского кризисов. Проблема и перспективы вступления Турции в ЕС. Эволюция отношений с арабскими государствами и Ираном. Сотрудничество Турции с Израилем. Претензии Анкары на роль регионального лидера в Центральной и Юго-Западной Азии. Попытка создания исламской «большой восьмёрки» в составе Турции, Ирана, Пакистана, Египта, Малайзии, Индонезии и Нигерии /Стамбул, январь 1997 г./.
Россия и Турция в постконфронтационную эпоху. «Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики» /25 мая 1992 г./ и его значение. Активи-зация и расширение контактов в политической, экономической, научной и культурной сферах. Создание Организации Черноморского экономического сотрудничества /ОЧЭС, июнь 1992 г./. Реализация проекта «Голубой поток», ввод в действие газопровода Россия - Чёрное море - Турция. Участие турецких фирм в совместных проектах на территории России. «Челночный бизнес» и туризм как формы народной дипломатии. Перспективы взаимовыгодного сотрудничества двух стран.
Турция и государства Центральной Азии и Закавказья - члены СНГ. Пантюркизм и возрождение идеи «Великого Турана». Турецкое проникновение в Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан. Диалог с Грузией и блокада Армении. Позиция Анкары в отношении конфликтов на постсоветском пространстве.
Общий итог политического и социально-экономического развития Турции во второй половине XX века.
«плюсы» и«минусы» демократии
Геодезист. Кто такой геодезист? Описание профессии. Профессия геодезист Геодезист обучение
Магеллановы облака: кто они?
Перечный соус для стейка Сливочный перечный соус
Как составить грамотное портфолио дизайнеру