Европротокол плюсы и минусы. Подводные камни российского европротокола

  • 14.02.2024

По новым правилам о прямом возмещении убытков оформить аварию можно без инспекторов ГИБДД. Это становится возможным, если ущерб не превышает 25 000 рублей. Но помните, что если в последующем вскроются дополнительные, скрытые повреждения, то этих денег может не хватить.

Как правило, страховщики не желают полностью компенсировать ущерб и сознательно занижают результаты оценки. Главный их козырь – отсутствие единой методики оценки. Фактически, «независимые» эксперты могут сами написать методику оценки и успешно по ней работать. Ситуация вряд ли изменится с введением прямого урегулирования убытков и европротокола, когда пострадавшие смогут обратиться за выплатой в свою страховую. Просто теперь компании будут договариваться между собой, какую сумму заплатить клиенту.

Воспользоваться европротоколом по ОСАГО можно только при очень многих условиях:

  • В аварии участвует исключительно два автомобиля;
  • Не причинен вред здоровью;
  • Сумма ущерба не превышает 25 тыс. рублей. Если же ремонт окажется дороже, то даже через суд компенсировать ущерб будет практически невозможно, ведь авария не оформлена в ГАИ.
  • Также упрощенное оформление ДТП не распространяется на так называемые «обоюдки».

В связи с нововведением страховщики боятся всплеска мошенничества, и подозревать будут каждого. Вполне возможно, что доказывать свою добросовестность придется в суде. Так что разгрузить дороги от пробок из-за мелких аварий с помощью европротокола не получится. Чтобы избежать проблем, автовладельцам придется оформлять столкновения по-старому.

Хитрая схема

Типичная ситуация: утром, в самый час пик, случилось мелкое ДТП (ущерб менее 25 000 рублей). Более 80% городских аварий носит незначительный характер, инспекторы выезжают на них в последнюю очередь. А наши водители опаздывают на работу и ждать несколько часов приезда ИДПС просто не могут.

Выходом в данной ситуации будет использовать по ОСАГО. Для этого достаточно заполнить извещение о ДТП, нарисовать там примерную схему аварии и получить подпись второго участника. После этого каждый отвозит документы в свою страховую компанию, ведь именно там определяю виновника. Как видим, сотрудники ГИБДД в данной цепочке полностью отсутствуют.

Если же обстоятельства происшествия не столь очевидны (есть разногласия), то можно пойти другим путем. Мало кто знает, что в России уже давно существует альтернатива европротоколу. Дело в том, что правила позволяют самим составить схему ДТП, а затем приехать на ближайший пост ГАИ, где и будет произведено дальнейшее оформление аварии. В этом случае, в отличие от европротокола, вы получите на руки реальные справки, а виновника аварии будет определять не страховщик, а дознаватель (группа разбора). Главное, очень тщательно составить схему, указав адрес, ширину проезжей части и расположение автомобилей. Здесь имеет значение каждая мелочь: разброс осколков, состояние дорожного полотна и погодные условия.

Помните, если есть хоть малейшие сомнения или разногласия в обстоятельствах ДТП, то лучше оформляйте все по полной программе и дожидайтесь приезда наряда ГИБДД.

Сегодня в больших городах население ежедневно сталкивается с проблемами огромных пробок на дорогах из-за того, что автомобили, которые попали в незначительные ДТП, должны часами ждать сотрудников ГАИ для оформления происшествия. Это создает массу неприятностей и водителям, и простым гражданам, которые вовремя не могут добраться на работу или домой. Частично разрешить проблему может введение в Украине европротокола. Европротокол поможет разгрузить дороги, так как водителям не придется долго ждать ГАИ на месте аварии, если она незначительна. Европротокол - это также возможность для потерпевшего в результате ДТП обратиться за возмещением убытка в свою страховую компанию, а не в компанию причинителя вреда, как это было ранее.

Фото: PHL По своей форме и сути европротокол - это всего лишь официальное сообщение о ДТП

По своей форме и сути европротокол - это всего лишь официальное сообщение о ДТП, составленное его участниками, которые застраховали свою ответственность на условиях ОСАГО, и подписанное каждым из них лично. Его появление в украинском правовом поле связано с приближением Евро-2012. Но, вопреки расхожему мнению, европротокол не исключает протоколов ГАИ, а только дополняет их. Другими словами, заполнять этот документ с нехитрыми вопросами на тему "каким образом вы попали в аварию?" придется вне зависимости от того, вызывается ли на место происшествия автоинспекция, или водители улаживают проблемы самостоятельно. Просто в последнем случае для страхового возмещения не придется ждать решения суда, платить штраф и контактировать с милицией.

Родоначальником европротокола является Франция. В течение последних 30 лет система распространилась на многие страны Европы. Правда, единого европейского законодательства на этот счет не существует. Каждая страна устанавливает свои правила и предельные суммы страхового возмещения. Единственное, что унифицировано, - сам бланк европротокола. Во всех странах, его признающих, бланки и вопросы совпадают. Разница лишь в том, что в Великобритании европротокол - на английском, в Испании - на испанском, в Украине будет на украинском языке и т.д.

Кстати, в соседней России, где европротокол появился раньше, используется французская модель. Во Франции водители-участники ДТП могут договариваться без вызова полиции в любом случае, если вред нанесен исключительно автомобилям. То есть, в аварии нет пострадавших и не повреждено имущество, находившееся в авто. В Бельгии, например, правила либеральнее: полицию можно не вызывать, даже если есть травмированные (но не погибшие).

Фото: PHL Европротокол составляется и подписывается на месте ДТП страхователем и пострадавшим

Европротокол составляется и подписывается на месте ДТП страхователем и пострадавшим, в нем должно быть изложено общее видение страхователя и пострадавшего относительно обстоятельств ДТП и схема этого происшествия.

У потерпевшего есть выбор: обратиться в страховую компанию виновного в ДТП или к своему страховщику. Если прямой страховщик откажет в прямом возмещении убытков, потерпевший будет иметь возможность обратиться в страховую компанию виновника. При этом, условия обращения в страховую компанию прямого страховщика оговорены законом об ОСАГО. Прямое урегулирование возможно, если вред причинен только имуществу, а ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств. Во всех иных случаях потерпевший должен по-прежнему обращаться в компанию виновного в ДТП.

Польза для ГАИ и водителей от введения европротокола будет обоюдная. Европротокол даст возможность потерпевшим в результате ДТП договориться о возмещении ущерба без участия представителей Госавтоинспекции, что позволит урегулировать происшествие в более короткий срок. В то же время, оформление ДТП без участия ГАИ позволит потерпевшим избежать административной ответственности, которая сейчас наступает практически во всех случаях.

По данным ГАИ, в 2009 г. зафиксировано 230 тысяч ДТП. Только 30 тысяч из них - это случаи с потерпевшими, которые требуют вмешательства со стороны государства. Оставшиеся 200 тысяч ДТП - это имущественные споры, которые могут урегулировать страховые компании.

Причин задержки с введением европротокола несколько. Первая - недостаточная популярность ОСАГО среди водителей, что исключало возможность полюбовного решения проблемы при ДТП. Вторая - сопротивление ГАИ. Хотя официально Госавтоинспекция всячески поддерживает идею урегулирования вопросов по мелким ДТП без своего участия, но неофициально это может повлечь за собой сокращение штата автоинспекции. Также снизятся показатели по штрафам, поступления за выдачу справок. Третья - неготовность украинских страховых компаний. С введением прямого урегулирования убытков страховой рынок должен быть готов к скачку убыточности по этому виду страхования. Страховые эксперты прогнозируют также увеличение количества случаев страхового мошенничества на рынке примерно на 10%. С введением европротокола страховым компаниям придется задуматься о возможностях оптимизировать расходы на ведение дел по ОСАГО. Одним из таких методов могло бы стать введение бездокументарного оборота полисов по ОСАГО. Это могло бы сэкономить страховщикам расходы на ОСАГО приблизительно на 25%. Но для этого нужно обеспечить безупречную работу централизованной базы данных МТСБУ.

Фото: PHL В России европротокол не прижился совсем

Однако, даже, если европротокол будет введен в Украине, неизвестно как он здесь приживется. В России, к примеру, он не прижился совсем. Во-первых, пока законопроект предусматривает, что сотрудники ГАИ не будут выезжать на место ДТП, если речь идет о причинении вреда исключительно транспортному средству. Если же в машине был портфель с важными документами и деньгами и пострадал, то без ГАИ по-прежнему не обойтись, ибо повреждение дополнительного имущества не учитывается при оформлении европротокола.

Во-вторых, вопреки закону, далеко не все транспортные средства до сих пор обеспечены полисами обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). К тому же, европротокол касается только возмещения вреда, нанесенного обеспеченным транспортным средством другим обеспеченным автомобилям в рамках ОСАГО.

Так что для Украины, несомненно, положительным моментом является то, что уменьшится количество заторов, так как участники ДТП не будут тратить время на ожидание приезда сотрудников ГАИ. Но есть и целый ряд отрицательных моментов. Например, у наших людей другая, по сравнению с гражданами Европы, ментальность, и потому неизбежно возрастет количество случаев мошенничества, при этом сводится на нет возможность страховых компаний реализовать свое право регресса, предусмотренное ст. 38 Закона Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств".

Много слышал про европротокол. Например, что юристы категорически не рекомендуют им пользоваться. Почему? Что с этим европротоколом не так?

Василий

Европротокол – система, которая позволяет оформить ДТП самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД, а также убрать с дороги свои транспортные средства. Ее принципы полностью соответствуют новой норме законодательства, которая вступила в силу 1 июля 2015 года. Этот термин пришел к нам из Европы, где подобный способ оформления ДТП без участия полиции используется уже давно.

Европротокол возможен при следующих обстоятельствах:

  • в ДТП принимало участие не более двух автомобилей;
  • не был причинен вред жизни и здоровью водителей, пешеходов, пассажиров;
  • не был нанесен ущерб другому имуществу, кроме автомобилей участников ДТП;
  • наличие ОСАГО у каждого из водителей;
  • если у участников ДТП нет разногласий относительно его обстоятельств, а также перечня и характера повреждений автомобилей.

Минусы европротокола

Рассказывает руководитель юридического отдела Агентства по урегулированию споров со страховыми компаниями Елена Чувашова.

1. Максимальный размер компенсации, которую выплатит страховая, составляет 50 тыс. руб.

2. На автомобиле могут оказаться скрытые повреждения, невидимые при беглом осмотре. Исправление некоторых из них порой обходится очень дорого. А водители, которые не являются экспертами, могут их не заметить.

3. При заполнении европротокола (это двусторонний бланк с двумя колонками, каждый водитель заполняет свою) обязательно должно быть написано, что виновник признает свою вину полностью и претензий не имеет. Если в протоколе будет фраза «свою вину частично признаю», то в выплате по страховке пострадавшему будет отказано.

! Кстати, получить бланк можно в страховой компании при оформлении ОСАГО.

4. С момента ДТП в течение 5 дней оба участника должны отнести бланк в свою страховую компанию. Если нарушить это правило, потерпевший может также остаться без выплат.

5. В протоколе обязательно должны расписаться оба водителя. Если один из них не ставит свою подпись – европротокол недействителен, и нужно вызывать ГИБДД. Если есть необходимость внести корректировки или дополнения в документ извещения о ДТП после подписания и разъединения бланков, они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП.

6. Если бланк порван, испорчен или трудночитаем, нужно заполнить новый бланк. После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.

После заполнения бланков место ДТП можно покинуть. Если вы намерены обратиться в страховую компанию, приложите к заявлению свой экземпляр европротокола.

По данным Российского союза автостраховщиков, 12% из 1368 ДТП, которые произошли в Ижевске в 2015 году, были оформлены по европротоколу

В небольших авариях повреждения часто несоизмеримы со временем, которое нужно потратить на оформление ДТП. Решением стал европротокол, который заполняется на месте самими участниками инцидента без привлечения ГАИ. Здесь много плюсов: во-первых, не будет штрафа за создание аварии, во-вторых, на это уйдет не больше пятнадцати-двадцати минут, в-третьих, проезжающие водители не будут бросать на вас злобные взгляды - мол, тут создали пробку из-за царапины на бампере.

Сложностей тоже набирается прилично: то бланка нет, то максимально предусмотренной суммы потом не хватает для покрытия ущерба. Николай Гомин, директор аукциона «Автолот » по продаже разбитых автомобилей с КАСКО, объяснил все нюансы европротокола. К слову, сейчас максимальная сумма выплаты составляет 400 евро, идет обсуждение о поднятии лимита до 1000 евро . Увеличение порога до тысячи евро позволит оформлять без ГАИ аварии с более крупными повреждениями, что тоже будет экономить ваше время.

Первая проблема, с которой сталкиваются водители - отсутствие этого самого документа. Взять его можно в своей страховой компании, но при оформлении полиса «автогражданки» либо КАСКО обычно никто не вспоминает о европротоколе. При мелких авариях люди и рады бы оформить документ и быстро разъехаться по делам, однако бланка у них просто нет. Лучше взять у страховщика сразу несколько экземпляров. Они выдаются бесплатно, а лишними точно не будут. В этом мы убедились, когда составляли документ на импровизированное ДТП, сделав все правильно только с третьего раза (об этом читайте во второй части материала). Ни помарок, ни зачеркиваний не допускается . Поэтому важно, чтобы у вас всегда были с собой несколько экземпляров европротокола.

Придумываем ДТП. Случилась мелкая авария почти новых «бюджетников», популярных у белорусов: Nissan Almera на перекрестке задел Kia Rio , оба седана 2014 года выпуска. На Kia поцарапано крыло, у Nissan треснул бампер. Машины стоят на оживленном перекрестке - пр. Машерова и ул. Богдановича. Если оставить автомобили, минут за пятнадцать успеет собраться пробка. У вас есть выбор: либо ждать ГАИ, которое приедет к вам в течение некоторого времени, либо заполнить европротокол.

Можно составлять документ прямо на месте ДТП, не передвигая автомобили. Важно: сразу после ДТП все пассажиры должны отойти в безопасное место - на обочину или тротуар. Водитель должен выставить знак аварийной остановки. Знак нужно выставить не возле машины, а за 50-150 метров, в зависимости от интенсивности потока и скорости движения автомобилей. Иначе последствия могут оказаться гораздо хуже, чем помятая дверь или поцарапанное крыло. Вспомните, например, случай на МКАД в 2013 году, когда в сломавшийся Daewoo Matiz врезался МАЗ - в той аварии можно было обойтись без погибших, если бы водитель и пассажир неисправной легковушки перешли за ограждение кольцевой.

Главный нюанс - потерпевшей и виновной стороне необходимо сфотографировать место аварии с разных сторон. Нужно снять положение машин, дорожные знаки, несколько общих планов с ДТП, а также повреждения с близкого расстояния. На изображениях должно быть однозначно понятно, кто виновник аварии. Это обязательно нужно сделать до того, как убирать машины на обочину , чтобы не затруднять движение, и составлять европротокол. Может случиться так, что вы отъехали, а создавший аварию водитель мигом заявляет, что он невиновен и это вы нарушили ПДД. Фотографии будут доказательством вашей правоты. Для виновника также есть нюанс: потерпевший может на следующий день осознать, что ремонт обходится дороже 400 евро, пригнать автомобиль на место ДТП, вызвать ГАИ и сказать, что виновник съехал с места аварии. При этом виновник, на радостях и с мыслями «легко отделался», мог взять да и выбросить европротокол.

Возвращаемся к европротоколу. Необходимо сразу оценить полученный ущерб . Сделать это непросто - многие автовладельцы не знают (да и не должны знать), сколько стоит покраска элемента либо новая фара. В нашем примере автомобили почти новые и обслуживаются на официальных сервисах, поэтому звонок дилеру (на СТО) с вопросом о цене ремонта детали поможет определить сумму за восстановление повреждения. Следует узнать общую цифру: работы по снятию, покраске и установке элемента. Также уточните цвет машины - для разных оттенков стоимость работ может отличаться. Если автомобиль постарше, дилер не нужен - просто наберите любой сервис, занимающийся кузовным ремонтом. На всякий случай ищите сервис на сайте Белорусского бюро по транспортному страхованию. Тогда у страховой компании не будет к вам лишних вопросов, если вы решите восстановить автомобиль на том или ином СТО.

Основной момент при звонке - нужно точно определить, хватит вам 400 евро или нет. Названная сумма близка к предельной и нет уверенности, что этих денег будет достаточно - лучше не рисковать и вызывать ГАИ. Укладываетесь в максимум европротокола - просто заполняете со вторым участником аварии бланк и разъезжаетесь.

Чуть другая ситуация - когда машина имеет КАСКО . При подаче документов в страховую компанию появляется нюанс. В полисах КАСКО есть пункт: «N обращений без вызова ГАИ». Обычно их два-три. Подача европротокола означает как раз такой случай. Если исчерпаете лимит, в дальнейшем сможете заявлять о повреждениях машины только с протоколом от сотрудников Госавтоинспекции. Некоторые страховые компании готовы платить за обращение без привлечения ГАИ не более 5% от суммы автомобиля. То есть даже если ваша машина застрахована по КАСКО, вы все равно получите не более пяти процентов от ее стоимости, потому как не вызывали ГАИ для составления документов о ДТП. В случае с «бюджетником», как Nissan Almera или Kia Rio , 5% - это порядка десяти миллионов рублей, что примерно равняется максимальной выплате по европротоколу. В страховую компанию обращается только владелец машины, который указан в техпаспорте, либо лицо, у которого есть генеральная доверенность. При себе нужно иметь заполненный европротокол, техпаспорт, страховой полис, медицинскую справку (при наличии КАСКО) и сертификат техосмотра.

Рассмотрим другую ситуацию: виновник аварии сдавал назад и фаркопом повредил бампер вашей машины. Тот отъезжает, пластик вдруг выпрямляется, остается только мелкая царапина. Больше повреждений, казалось бы, нет. Потерпевший приезжает на сервис, и ему говорят, что сломаны внутренние крепления. Четырехсот евро на ремонт никак не хватит. Если при этом был оформлен европротокол, страховая компания не выделит больше этой суммы. Придется доплачивать из своего кармана, либо подавать на виновника аварии регрессный иск, чтобы получить недостающую разницу. Также на виновника может подать регрессный иск страховая компания по системе КАСКО, если стоимость восстановительных работ составила более 400 евро. Бывает, что участники ДТП неправильно оценивают ущерб и думают, что легко отделались, а потом нужно начинать судебное разбирательство. Такое часто случается с новыми машинами: вроде бы просто фронтальная решетка треснула, а потом оказывается, что она меняется только в сборе с бампером, который стоит больше 400 евро. Правильно оценивайте ущерб , о чем мы писали выше. Это важно как для виновника, так и для потерпевшего в ДТП.

Виновнику аварии нужно хранить европротокол и фотографии с места ДТП три года . Потерпевшая сторона, видя, что сумма ремонта превышает лимит выплаты по европротоколу, может выбросить свой экземпляр документа и обратиться в ГАИ с заявлением об аварии, виновник которой скрылся. Если же у создавшего ДТП водителя есть заполненный европротокол, претензий от ГАИ к автомобилисту не будет. Срок ответственности по линии Госавтоинспекции - два месяца. Установленный срок исковой давности - три года, поэтому документ лучше держать его у себя все это время. При подаче на вас регрессного иска европротокол может быть хорошим аргументом: второй водитель согласился с повреждениями, и кто знает, вдруг «доломал» какой-то элемент ради большей выплаты.

Есть несколько других важных моментов. Когда люди получили травмы и это необходимо зафиксировать, следует обращаться к ГАИ для оформления ДТП. Попавшая в аварию машина зарегистрирована в другой стране - вновь без Госавтоинспекции не обойтись.

Получается, что европротокол - удобный и быстрый способ разобраться с мелкой аварией. Но почему регулярно встречаются ситуации, когда из-за едва заметной царапины перекрыты два ряда из трех и скапливаются огромные пробки? Основная причина - люди боятся, что не получат страховой выплаты. К тому же у многих нет с собой бланков. Сам документ двойной, но заполнять его нужно только один раз: на вторую страницу вся информация продавливается - поэтому, кстати, лучше писать с сильным нажимом. После заполнения европротокола нужно внимательно проверить все записанные данные - не только свои, но и второй стороны. В случае любых неточностей страховая компания не примет документ и, само собой, выплаты не последует.


«Лично с моим автомобилем случались мелкие ДТП дважды. И европротокол был испытан в действии. Это действительно удобно. В одном случае после того, как мы освободили полосы движения, врезавшийся в меня водитель сказал, что он невиновен. Спасли фотографии с места ДТП, которые были сделаны мною сразу же после аварии», - рассказывает Николай.

Мы предлагаем вам, уважаемые читатели, попробовать свои силы в заполнении европротокола. Смоделируйте мелкое ДТП - например, вы остановились на светофор, а позади идущая машина не успела и ударила бампер вашего авто. Распечатайте копию бланка и заполните его с коллегой, родственником или знакомым. Через несколько дней мы опубликуем продолжение статьи, которое будет посвящено правильному составлению европротокола - и тогда вы узнаете, сможете получить 400 евро страховки или нет. Возможно, в будущем это пригодится. Ведь, как известно, лучше помучаться на учениях и чувствовать себя уверенно во время боя.

Станислав Иванейко