Главные плюсы и минусы демократии. «плюсы» и«минусы» демократии

  • 25.01.2024

Историческая оценка демократического политического режима

В современном мире демократические основы государственного управления признаются и в разной степени обеспечиваются во всех развитых и развивающихся государствах. При этом, рассматриваемый политический режим не следует идеализировать, признавая его безусловным благом, на что, в том числе, указывают неоднозначные исторические оценки демократии.

В частности, известно, что древнегреческий философ Аристотель, в работах которого большое внимание уделялось изучению форм правления и поиску наиболее оптимальных из них, в зависимости от особенностей государственного устройства, относил демократию к «плохой» форме правления, обращая внимание на то, что абсолютная власть народа, безотносительно к имущественному положению, образованию граждан, и т.д. (власть «черни»), не отвечает потребностям поступательного эффективного развития государства, поскольку, в конечном итоге, соответствующая власть используется преимущественно в личных, а не общественных интересах.

В Средние века и Новое время отношение к демократии постепенно менялось, в том числе в связи с повышением грамотности населения и совершенствованием политической культуры граждан, и, постепенно, демократия перестала считаться «плохой» формой правления, при сохранении неоднозначного отношения к ней представителей различных направлений политической науки.

Кроме того, и среди крупных государственных деятелей демократия не всегда признавалась абсолютным благом.

Пример 1

Так, например, широко известно высказывание британского государственного и политического деятеля XX в. Уинстона Черчилля, который называл демократию «наихудшей» формой правления, за исключением всех других форм, выработанных человечеством.

Иными словами, отношение к демократии может быть охарактеризовано как неоднозначное, но тем не менее, по словам У. Черчилля, ничего лучшего мировой политической наукой не придумано.

В этой связи, представляется целесообразным рассмотреть положительные и отрицательные стороны демократического политического режима, исходя из содержания которых возможно формирование целостного представления и выработка собственного отношения к рассматриваемой форме государственной организации.

Общая характеристика положительных и отрицательных сторон демократии

Переходя к рассмотрению вопроса о плюсах и минусах демократического политического режима, прежде всего, следует обратить внимание на то, что безотносительно к признакам, которые будут описаны ниже, подлинная демократия способствует сохранению политической стабильности при минимизации использования принудительных механизмов со стороны государства. Во многом это становится возможным благодаря тому, что в демократических условиях между властными решениями и населением страны существует устойчивая, прозрачная обратная связь, отражающая критику или поддержку соответствующих решений со стороны граждан.

Анализ специальной литературе позволяет сделать вывод о том, что в числе положительных аспектов демократического правления можно назвать:

  • Признание на высшем законодательном уровне и реальное гарантирование естественных, неотчуждаемых прав и свобод личности;
  • Обеспечение формального равенства граждан, то равенства их положения перед законом и судом, безотносительно к имущественному и социальному положению;
  • Обеспечение возможности и реальная поддержка активного участия населения страны в ее политической жизни;
  • Постепенное формирование эффективных механизмов общественного контроля и самоуправления;
  • Разумное ограничение государственной власти, необходимое для недопущения ее абсолютизации;
  • Существование условий для постоянного обновления властных структур, отказа от необоснованного применения насилия с их стороны, как способа решения политических вопросов;
  • Четкое распределение функций между органами государственной власти, в условиях функционирования системы разделения властей, предполагающей эффективные механизмы сдержек и противовесов, для недопущения сосредоточения всей полноты государственной власти в одних руках.

Замечание 1

В то же время отмечается, что даже сформировавшийся демократический режим отличается наличием ряда негативных признаков, в числе которых можно назвать фактическое отсутствие реального равенства возможностей политических партий и граждан, несмотря на их юридическое провозглашение; зависимость принимаемых решений от лоббизма со стороны крупных промышленников, сохранение коррупционной составляющей, нередко – также слабость механизмов общественного контроля за выдвижением кандидатов в органы государственной власти.

Плюсы и минусы различных форм демократии

Выше были рассмотрены положительные и отрицательные стороны демократии в целом, безотносительно к тому, о какой конкретно ее форме идет речь. При этом в литературе подчеркивается, что прямая и представительная демократии, как основные типы рассматриваемого политического режима, также отличаются наличием сильных и слабых сторон.

Так, например, в числе недостатков прямой демократии принято называть сложность принятия согласованных решений в условиях больших социальных групп, нередко – также недостаточность компетенции и излишнюю эмоциональность населения в процессе принятия политически значимых решений, и связанную с этим высокую подверженность общественного сознания манипулированию со стороны профессиональных политиков.

В свою очередь, сильными сторонами прямой демократии выступает непосредственное участие народа в выработке и принятии важных решений, обеспечение возможности совершенствования политической культуры граждан, и т.д.

В свою очередь, негативными сторонами представительной демократии можно назвать:

  • Отрыв органов государственной власти и их конкретных представителей от избирателей;
  • Расширение возможностей для влияния мощных групп давление;
  • Ослабление подлинно демократического контроля;

Плюсами представительной демократии выступают:

  • Высокая компетенция лиц, принимающих государственно-властные решения;
  • Повышение оперативности и эффективности политической деятельности и т. д.

Развитые страны относят себя к демократическим. С ней принято отождествлять благосостояние и экономические достижения. Во время предвыборных дебатов, политики с трибун используют ее, как инструмент привлечения голосов избирателей. Так ли демократия хороша, как описывают ее журналисты?

Общее описание

Любой гражданин участвует в принятии государственных решений. Народ – главный источник власти, а депутаты представляют его интересы.

Основные признаки:

  1. Свобода слова и самоопределения.
  2. Личные права человека.
  3. Социальное равенство.

Возникла демократия в Древней Греции, а с течением веков меняла формы. До 18 столетия управлением государства занимались народные собрания, где меньшинство подчинялось решению большинства. Затем этот способ утратил актуальность. Появилось делегирование, при котором люди доверяли руководство монархам, выбранным на открытом голосовании. Такой подход сохранился до настоящего времени.

Цель демократии – это ограничение произвола управленцев . Антитеза – диктатура, политическое устройство, где власть принадлежит одной партии, а мнение остальных не учитывается.

Сегодня, количество действующих демократических институтов является самым большим за всю историю, однако они по-прежнему остаются предметами споров среди политологов.

Преимущества

  • Права человека . Свобода слова – это великое достижение за последние годы. Конституция защищает интересы всех слоев общества, закрепляя за каждым гражданином ряд прав, среди которых: право на жизнь, неприкосновенность жилища, недопустимость насилия, самоопределение и другое. Никто не заставит действовать против воли. Документ состоит из 137 положений.
  • Сменяемость правительства . Демократия является инструментом борьбы с коррупцией и злоупотреблением властью. Трудно представить, чтобы действующий президент светского государства передавал полномочия по наследству, игнорируя процедуру выборов. Любой гражданин вправе выдвигать свою кандидатуру для участия в прозрачном избирательном процессе. Смена правителя происходит по демократической традиции, без кровавых революций и гражданских столкновений.
  • Доступность информации . Отсутствие цензуры в новостях и объективное освещение действительности. Внедрение кодекса этики журналиста. К сожалению, большинство издательств, принадлежит частным владельцам, и показывают реальность с учетом их интересов.
  • Независимые суды . Они функционируют по принципу разделения власти. В случае нарушения справедливости, гражданин вправе обратиться в суд, который примет решение исходя из статей Конституции. Обвиняемым, предоставляется государственная защита. Исключено стороннее вмешательство в правосудие.
  • Рыночная экономика . Она основана на свободном предпринимательстве и многообразии форм собственности. Гражданин, при выборе производителя и покупателя, исходит из личных предпочтений. Ограничена монополия государства. Честная конкуренция – это главная черта демократических взаимоотношений.
  • Интеллектуальный рост человека и право на образование . Любой имеет свободу выбора профессии. Исчезает распределение должностей на основании родственных связей, и талантливым людям открыта карьерная лестница.
  • Укрепление мира . Демократические страны не враждуют друг с другом. Конфликты обычно начинают авторитарные режимы, стремящиеся переключить гнев народа с внутренних проблем, на внешнюю угрозу. Развитые правительства предпочитают торговать и развиваться. Горячие точки на карте появляются в государствах, где установлена диктатура.

Недостатки

  • Утопическая идея . Никакая модель демократии, не создаст механизма народовластия. Основная часть населения – это некая аморфная масса. Решения всегда принимают личности. Благодаря конкретным гениям достигается научно-технический прогресс.
  • Избрание некомпетентной власти . Сильная сторона демократии также ее и недостаток. Научно доказано, что большинство людей по мыслительным способностям мозга, не могут анализировать реальную ситуацию в стране. По этой причине на выборах, побеждают не умные кандидаты, а обладающие лучшим ораторским мастерством. Популизм стал главным инструментом приобретения голосов.
  • Власть инстинктов . Большинство не продвигает уникальных идей развития. Прежде всего, людей заботит их личное благосостояние. Требование хлеба и зрелищ не приведет к развитию искусства и науки. Общество способно только на банальные решения.
  • Опасность возникновения диктатуры . Такие правители приходят к власти, прикрываясь маской демократии. Обещают свободу каждому, а затем проводят политику удовлетворения интересов лишь одной партии. В этих странах начинает процветать коррупция и безнаказанность чиновников.
  • Приводит к упадку цивилизации . Демократические ценности ограничивают применение инструментов жесткой борьбы с преступлениями. Защита свобод граждан приводит к терактам, незаконной миграции и росту сепаратизма. Ярким примером в истории стало падение Древнего Рима, когда власть от элиты перешла к плебеям. Это привело к распаду империи существовавшей несколько столетий.

Возможна ли демократия в современном мире?

Постепенно идеи равенства и свободы теряют свое неоспоримое значение. В западных странах демократия стала избирательной. Разговаривать прилюдно разрешено не на любые темы. Например, если в отдельных европейских странах негативно выразиться об африканских мигрантах, то можно потерять работу или получить значительный штраф. В России это проявляется при критике власти, когда за публикацию фотографии в интернете, людей привлекали к уголовной ответственности.

При описании преимуществ и недостатков, подразумевается демократия в первоначальном варианте. Безусловно, демократические черты сформировали цивилизованное общество. Однако в реальной жизни, такие ценности полностью внедрить невозможно.

В современной политической мысли существуют два подхода к обоснованию демократии как наилучшей системы правления: ценностный и рационально-утилитарный. Ценностные обоснования рассматривают демократию как ценность саму по себе, как политический строй, который в наибольшей степени воплощает в себе важнейшие гуманистические ценности: свободу, равенство, справедливость и т.п. В рамках ценностного подхода обычно приводятся следующие аргументы в пользу демократии.

1. Демократия гарантирует гражданам основополагающие политические права и свободы , которые недемократическая система предоставить не может: право на политическое участие, высказывать свои взгляды по политическим вопросам, в том числе право на критику правительства, право рассматривать альтернативные варианты, право на свободное волеизъявление на выборах и честный подсчет голосов и т. д.

2. Демократия предоставляет гражданам более широкий диапазон личных прав и свобод , чем любая иная политическая система, например, право на личную неприкосновенность, на защиту чести и достоинства, на справедливый, независимый и публичный суд, свободное выражение мнений, свобода передвижения и др.

3. Только демократическое правление предоставляет личности максимальную возможность осуществить свободу самоопределения , то есть жить по законам, которые личность выбирает для себя сама посредством сложного процесса согласования своих интересов с интересами других людей.

4. Демократия предоставляет максимальную возможность для моральной ответственности , для тщательного изучения всех вариантов принятия решения, их последствий и осуществления выбора в соответствии с моральными принципами.

5. Демократия содействует социализации личности в большей степени, чем всякая иная форма организации общества, например, она обеспечивает условия, при которых наиболее полное развитие получают такие человеческие свойства и качества, как честность, порядочность, ответственность, самостоятельность, гражданственность, терпимость, склонность к диалогу и компромиссу и т. д.

6. Только демократия способна обеспечить относительно высокий уровень политического равенства, например, равенства избирательных прав, равенства прав на создание партий и других независимых ассоциаций, на участие в них, на информацию и т.д., без чего невозможна реализация всего комплекса прав и свобод человека.

7. Вышеперечисленные преимущества дают основания считать, что демократический режим является более справедливым и с большим уважением относится к фундаментальным интересам человека, чем недемократический.

Ценностный подход подвергается критике прежде всего за его аппелирование к демократически мыслящему человеку, действительно стремящемуся к свободе и политическому равенству. Однако в современном мире очень многие люди, если не большинство, отдают предпочтение не свободе (которая нередко воспринимается ими даже как антиценность), а материальному благополучию, безопасности, порядку. Поэтому они вкладывают неполитический, социальный смысл и в наиболее почитаемые ценности равенства и справедливости, связывая их с обеспечением равенства жизненных возможностей или воздаянием по заслугам, к чему реальная демократия имеет весьма слабое отношение. Все это ставит под сомнение ценностную группу аргументов в пользу демократии.

Рационально-утилитарный подход не отрицает определенной значимости ценностных обоснований демократии, но при этом оттесняет их на второй план. Данный подход трактует демократию прежде всего как наиболее рациональный , полезный для граждан способ организации политической системы, позволяющий им артикулировать и гармонично сочетать свои интересы. Наиболее последовательно рационально-утилитарная группа аргументов выражается в системных обоснованиях демократии. Их суть сводится к следующему.

1. Демократия способствует тому, чтобы не допустить правления диктаторов, обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола . Проблема того, как избежать диктаторского правления, остается в политике одной из самых фундаментальных. На протяжении всей истории зафиксировано немало случаев жестокого и аморального лидерства. Число жертв деспотизма сопоставимо по масштабам с жертвами эпидемий, голода и войн. Так, в период с 1900 по 1987 гг. около 170 млн. людей были убиты по политическим причинам, не связанным с войной. При этом тоталитарные государства умертвили около 140 млн. человек. В странах с авторитарным режимом было убито около 30 млн. человек. В демократических государствах за этот период погибло около 2 млн. человек, прежде всего в результате военных ударов по гражданским объектам.

2.Распространение демократии способствует укреплению мира, поскольку демократические государства не воюют друг с другом . В период с 1945 по 1989 гг. произошло 34 международных вооруженных конфликта, но при этом не было ни одного, который возник бы между демократическими странами. Это справедливо и по отношению к предшествующему периоду. Американский ученый Р. Дж. Раммел исследовал 353 пары враждовавших сторон в период с 1816 по 1991 гг. Демократическое государство воевало с недемократическим государством в 155 случаях. Диктаторское государство воевало с диктаторским государством в 198 случаях. Раммел не нашел ни одного примера, когда демократическое государство вступало в войну с другим демократическим государством.

3. Демократия обеспечивает более высокий уровень экономического развития и более высокие темпы экономического роста. Так, например, статистически бесспорна взаимосвязь демократии и экономического развития . В 1994 г. из 25 стран, относимых по классификации Мирового банка к числу высокоразви­тых (по критерию ВВП на душу населения), 22, то есть 88%, отно­сились к числу стабильных демократий (за исключением Сингапура, который хотя и продвинулся значительно по пути демократизации, но к стабильным демократиям отнесен быть не может, Кувейта и ОАЭ). И наоборот, в числе 51 наименее экономически развитой, беднейшей страны, по классификации Мирового банка, 49, то есть примерно 96%, относились к недемократическим, автори­тарным режимам и лишь две страны (Индия и Шри-Ланка) имели опыт де­мократического развития, да и тот был существенно отягощен межэтни­ческими и межконфессиональными столкновениями, задаваемыми жесткостью социальной стратификации, ограничениями на политическое участие, терроризмом и иными авторитаристскими тенденциями. Наконец, в числе 57 стран, относимых, по классификации Мирового банка, к средне экономически развитым, среднедоходным, 23 можно было отнести к стабильным демократиям, еще 25 – к недемократическим режимам и 9 – к странам, совершающим переход от недемократии к демократии.

Сколько-нибудь дискутабельной еще могла быть тема взаи­мосвязи экономического роста и уровня демократической свободы. Здесь также налицо корреляция, но не такая прямая. Действи­тель­но, есть немало примеров, когда страны, подавляющие политиче­ские свободы, добиваются высоких темпов экономического роста. Однако они достигают этого преимущественно в краткосрочном аспекте, иногда – в среднесроч­ном, но никогда – в долгосрочном. Более того, по мере экономического развития они неизбежно развивают демократические институты. Это проис­ходит, например, в быстро развивающихся странах Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд, Филип­пины, Малайзия).

Гуманизм и социально-экономическая эффективность демократической системы объясняются ее четырьмя дополнительными преимуществами.

4. Свойственный современной демократии политический и иделогический плюрализм , множественность центров власти и влияния обеспечивает многообразие социальных и духовных альтернатив, что тем самым расширяет диапазон политического выбора и повышает вероятность нахождения оптимальных путей развития общества.

5. Стимулируемое демократией политическое участие обеспечивает артикуляцию взглядов и позиций представителей самых различных групп общества, что содействует наиболее полному учету и согласованию их интересов и позволяет избежать политических ошибок еще на стадии подготовки политических решений.

6. Наличие политической оппозиции дает возможность всесторонне анализировать проекты политических решений, находить их слабые стороны и предлагать альтернативы.

7. Периодическая конкурентная смена парламента и правительства содействует своевременному исправлению допущенных ошибок и гибкой коррекции политического курса в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Разумеется, и демократия, как любая другая политическая система, не свободна от серьезныхнедостатков , которые на деле являются продолжением ее достоинств. Обычно обращают внимание на следующие слабости демократии.

1. Угроза дестабилизации политической системы, вытекающая из самого принципа выборности.

2. Политическая конкуренция может обернуться конфликтогенностью, конфронтацией, открытыми столкновениями и, следовательно, дестабилизацией обстановки в обществе.

3. Опасность тирании большинства , уверенного в своей «правоте» и подавляющего волю тех, кто остался в меньшинстве.

4. Возможный непрофессионализм должностных лиц , избранных некомпетентным большинством.

Однако подобные недостатки характерны для тех, как правило, молодых, демократических стран, в которых отсутствуют необходимые предпосылки демократии или, по крайней мере, демократия еще не консолидирована (см. подробнее Тему 8). В этом случае они могут играть роль дополнительных факторов, вследствие которых демократии оказываются неэффективными и терпят крах. В странах устоявшейся, консолидированной демократии эти недостатки носят характер потенциальных угроз, которые в значительной степени ослабляются преимуществами демократической системы.

Основным реальным недостатком всех современных демократий является замедленная скорость принятия политических решений. Демократическая процедура требует бесконечных согласований и договоренностей между различными субъектами политики. Для всего этого необходимо время и иные ресурсы. В этом слабость и одновременно сила, жизнеспособность демократии. Высокая цена политического решения – обратная сторона такого преимущества демократии, как минимизация риска ошибки в принятии решения .

В свою очередь, общий недостаток всех недемократических политических систем состоит в том, что политический курс вырабатывается одним человеком или очень ограниченным кругом лиц, неподконтрольных гражданам. Это позволяет наладить достаточно быстрый и оперативный процесс принятия решений, но одновременно резко увеличивает вероятность того, что многие из таких решений будут ошибочными, экономически и социально неэффективными.

Таким образом, чем меньше субъектов политики участвует в подготовке, обсуждении и принятии решения, тем ниже цена решения и выше риск ошибки; и наоборот, чем больше субъектов политики вовлечено в процесс принятия решения, тем его цена становится более высокой, а риск ошибки – более низким (см. рис.5). Определенный баланс цены решений и риска ошибок обеспечивают институты представительной демократии : парламент, местные легислатуры, депутатские фракции и различные каналы представительства групп интересов в правительственных структурах.

Итак, никакой, даже самый развитый демократический строй не лишен определенных недостатков. Тем не менее, демократия – самая эффективная и гуманная система правления из всех до сих пор известных. У. Черчилль как-то сказал о демократии, что это «ужасная форма правления, но остальные еще хуже». Во всяком случае, ущерб, причиняемый демократией основным правам и интересам граждан, значительно меньше, чем ущерб, причиняемый любым недемократическим режимом.

Всем известен такой термин, как «демократия», который в переводе с греческого языка означает «власть народа». Именно при данном политическом режиме считается, что власть не должна быть захвачена силой, и она не дана Богом, а принадлежит лишь исключительно народу. Известно, что демократия берет свои истоки в Древней Греции, Древнем Риме, а также в средневековых городах - государствах. Однако лишь в 1776 году впервые за всю историю человечества была реализована идея демократии на масштабе целой страны, которая получила название США. Демократия характеризуется такими признаками, как: провозглашение и полное признание прав и свобод человека; принятие решений большинством; выборность органов государственной власти и управления, должностных лиц своим избирателям; гласность в деятельности государства. Однако от степени участия народа в управлении демократию делят на: прямую и представительную. Прямая демократия - это такая форма политической организации общества, при которой основные решения и выдвигаются, и принимаются, и исполняются непосредственно гражданами «1, 430». Хочу отметить, что данная форма организации жизни общества обеспечивает эффективный контроль над политическими институтами и должностными лицами, предупреждает злоупотребление властью «2, 87», не допускает отрыва правящей стороны от народа. Также нельзя не заметить и то, что при прямой демократии растет политическая активность населения, появляются возможности для свободного волеизъявления народа, а также происходит самореализация и самоутверждение личности как части политической системы. Да, я полностью согласна с тем, что прямая демократия представляет собой такую форму государственной власти, при которой растет гражданская позиция всех членов общества, где голос каждого гражданина будет не просто услышан, а принят во внимание и будет иметь свой вес в принятии решений. Но я не могу и раскрыть некоторые отрицательные стороны данной формы. Во-первых, очень сложно привлекать большинство граждан к активному участию в политической жизни страны без принуждения, так как очень многие граждане не желают добровольно заниматься политикой. Также хочу отметить и то, что мнение большинства легко поддается влиянию, и зачастую это может закончиться тем, что власть попадет в руки не истинным лидерам, а демагогам. Еще можно сказать о том, что большой разброс мнений мешает выборке единого решения. Представительная демократия - это такая политическая форма организации жизни людей, при которой народ является источником власти, но государством управляют представительные органы, которые были выбраны гражданами страны. Рассматривая положительные моменты данной формы демократии, необходимо сказать о профессионализме власти, о том, что представительная демократия при обсуждении того или иного вопроса в парламенте дает возможность достичь баланса интересов, в отличие от прямой демократии, где решения принимаются простым большинством. Полагается, что при репрезентативной демократии гарантируется политическая стабильность, порядок «3, 122». Но не могу не заметить и некоторые негативные стороны. Прежде всего, при данной форме народ фактически лишается истинной власти, за исключением того времени, когда происходят выборы в органы государственной власти. Также при таком роде демократии происходит отдаление депутатов и чиновников от народа, а это, в свою очередь, приводит к бюрократизации власти. Представляется, что представительная демократия имеет свой здравый смысл. Но если мы рассматриваем общество в целом, то понимаем, что при данной форме демократии люди лишены реальной власти и возможности влияния на нее. Сложная иерархическая система управления лишает простой народ власти. И тогда о какой демократии идет речь? Конечно, если отталкиваться от «идеальной» демократии, пусть даже и представительной, то мы понимаем, что человек обладает правом голоса на выборах, референдумах; теоритически он способен влиять на политическую жизнь страны. Но зачастую идеал далек от реальности. Тогда в данном случае мне приходится говорить о том, что подобного рода демократия является красивой сказкой для граждан страны, под которой и прячутся высшие должностные лица, руководствуясь не интересами своей родины, своего народа, а какими - то личными желаниями и целями. Подводя итоги, хочу сказать, что демократия является примером такого политического режима, где соблюдаются интересы, взгляды и позиции всех граждан страны. Однако на свете не бывает ничего идеального, так и демократию в целом нельзя отнести к какой - то совершенной модели, особенно учитывая те негативные моменты, представленные в статье. Система человеческого общества слишком сложна и многогранна, да и мнение разных людей никогда не будет совпадать. Поэтому, на мой взгляд, такой политический режим, как демократия, имеет свой здравый смысл, а с недостатками необходимо бороться, обеспечивая комфортные условия для жизни в стране.

1.3 О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ ДЕМОКРАТИИ

Все положительные и отрицательные черты демократии я бы хотела рассмотреть на примере двух основных её разновидностей: прямой и представительной.

Прямая демократия:

Минусы: сюда необходимо отнести такие вещи как сложность принятия согласованных решений, вследствие большого разброса мнений; недостаточная компетентность; эмоциональная неуравновешенность народа; высокая степень манипулируемости общественным мнением в ходе публичных дебатов со стороны профессиональных политиков; высокая стоимость и сложность проведения референдумов; низкий уровень гражданской активности; уклонение избирателей от голосования (абсентеизм).

Плюсы: к ним можно отнести истинность и расширение политического кругозора граждан.

Представительная демократия:

Минусы: отрыв депутатов от народа; возможность коррупции; приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления; отстраненность рядовых депутатов от принятия решений; ослабление демократического контроля снизу.

Плюсы: некомпетентность обывателя заменяется профессионализмом депутатов, к тому же могут использовать экспертов для оценок этих решений; присутствует возможность достичь баланса интересов.

Как мы видим, что в прямой, что в представительной демократии отрицательные черты превосходят положительные, доминируют над ними. Это говорит лишь о том, что в настоящее время нет абсолютно идеальной и до конца продуманной модели, которая устраивала бы всех до едина. Необходимо работать и совершенствовать системы государственного устройства и политические режимы.

Но, на мой взгляд, всё равно демократия это наиболее нужный и необходимый политический режим не только для нашей страны, но и для всего мира.

Благодаря ей обеспечивается свобода слова, свобода выбора, равные права всех кандидатов, стремящихся стать представителями власти, разрешается свободная критика власти, в том числе на центральных телеканалах, закон распространяется на всех, от власти до простых граждан. Самое главное это верно, честно и правильно придерживаться этих критериев и законов. Уметь их соблюдать, контролировать и совершенствовать во благо народа.

Основные модели демократии

Как выразился Бернард Крик, «в лексиконе публичной политики демократия, возможно, является самым надежным словом». Термин, который может обозначать все что угодно, в конце концов не означает ничего. Среди значений...

Основные модели демократии

Различают три главные формы демократии - прямую (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов)...

Основные модели демократии

демократия власть народ Несмотря на многообразие определений понятия «демократия», на самом деле существует несколько конкурирующих моделей (или теорий) демократии, каждая из которых предлагает свою собственную версию народовластия...

Партиципаторная демократия

Термин «демократия» является одним из наиболее распространенных в политологии и юридической литературе в Беларуси и других государствах. Едва ли существует какое-либо другое конституционно-правовое понятие помимо «демократии»...

Политические режимы

Понятие «модель демократии» является более сложным. Широкое признание оно заслужило благодаря работам Дэвида Хэлда. Как отмечает Хэлд, модель демократии - это «теоретическая конструкция...

Политические режимы

Современные теории демократии

Понятие "демократия" происходит от греческого слова "demos", означающего "народ". В демократических странах именно народ обладает суверенной властью над законодателем и правительством. Несмотря на то...