Круглый стол Навстречу новым образовательным стандартам: современные тенденции развития дополнительного образования детей.  Вестник Образования России - Круглый стол «Развитие системы дополнительного образования детей через интеграцию с дру

  • 07.02.2024


Дополнительное образование обладает целым рядом качеств: личностная ориентация образования; личностная ориентация образования; профильность; профильность; практическая направленность; практическая направленность; мобильность; мобильность; многофункциональность; многофункциональность; разноуровневость; разноуровневость; разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.


Смысл развития системы дополнительного образования состоит прежде всего: в сохранении и культивировании уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении; в сохранении и культивировании уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении; в удовлетворении естественной потребности детей в познании себя, осмыслении себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим; в удовлетворении естественной потребности детей в познании себя, осмыслении себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим; в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям. в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям.


Развитие дополнительного образования предполагает решение следующих задач: изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения; определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения; формирование условий для создания единого образовательного пространства; формирование условий для создания единого образовательного пространства; расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам; расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам; создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности. обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.


Главная задача педагога дополнительного образования развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать. Речь должна идти не о навязывании человеку тех или иных образцов культуры, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут «присваиваться» и «переживаться» как собственные достижения и открытия.


Взаимопроникновение основного и дополнительного образования может обеспечить: целостность всей образовательной системы школы со всем ее многообразием; целостность всей образовательной системы школы со всем ее многообразием; определенную стабильность и постоянное развитие; определенную стабильность и постоянное развитие; необходимый уровень ЗУН школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно- нравственных качеств; необходимый уровень ЗУН школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно- нравственных качеств; сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов; поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов; сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми. сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.




Первая модель случайный набор случайный набор кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается.


Вторая модель внутренней организованностью отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего.


Третья модель тесного взаимодействия строится на основе тесного взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.


Четвертая модель цен существует в цен). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.


Дополнительное образование представлено целым рядом направлений. художественно-эстетическое; художественно-прикладное; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое; экономико-правовое.


Организация творческой работы в системе дополнительного образования решает задачи: Выровнять стартовые возможности развития личности ребенка. способствовать выбору его индивидуального образовательного пути. Развитие творческих способностей и творческой активности школьников. Развитие их познавательных интересов. Формирование мотивации успеха. Создание условий для самоутверждения и самореализации.. Создание условий всестороннего развития личности.


Инновационные формы организации дополнительного образования Факультативные курсы Кружки Спортивные секции Элективные курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения Компьютерный центр Научно-исследовательская деятельность Центр подготовки дошкольников к школе Детское общественное объединение Студии Клубы Музейная педагогика Мастерские Издательская деятельность Комплексная программа по подготовке в ВУЗ Работа органов самоуправления ГПД Психологическая служба


Дополнительное образование ГОУ СОШ 1096 Художественно -эстетическое направление Художественно -прикладное направление Спортивно -техническое направление Научно -техническое направление Эколого -биологическое направление Физкультурно- оздоровительное направление Туристско- краеведческое направление Военно- патриотическое направление Культуро- логическое направление Психолого- педагогическое направление «Театр кукол» «Кумпарсита» «Хор» «Умелец» «Мягкая игрушка» «В мире искусства» «Фантазия и мир увлечений» «Минифутбол» «Гандбол» «Настольный теннис» «Баскетбол» «Математика вокруг нас» «Информатика вокруг нас» «Химия и медицина» «Введение в Интернет» «Мир цветов» курсы «АБВГДейка» ГПД «Юнкор» «Этика» «Культура общения» клуб «Вымпел» музей «Терем» «Фортуна» летний оздоровительный лагерь «Солнышко»


ГОУ СОШ 1096 Молодежный центр Дети улиц Бассейн СВОУО на ул. Касаткина Детская школа искусств им. С.И.Мамонтова Психолого -педагогический центр На Снежной Театры Психологический центр Возрождение Детская поликлиника 9 Дом юного техника Взаимодействие с организациями




Диагностика интересов учащихся 5-7 классов п/п Направление% 1 Физика и математика 18 2 Химия и биология 30 3 Радиотехника, электроника 30 4 Механика, конструирование 16 5 География, геология 27 6 Литература, искусство 42 7 История, политика 15 8 Педагогика, медицина 33 9 Предпринимательство, домоводство Спорт, военное дело 54


Диагностика интересов учащихся 8-11 классов Биология География Геология Медицина Легкая и пищевая промышленность Физика Химия Техника, механика Электротехника, электроника Обработка материалов Информационные технологии Строительство Транспорт, авиация, морское дело Психология Военные специальности История Литература, филология Журналистика, реклама Социология, философия Педагогика Право, юриспруденция Сфера обслуживания Математика Экономика, бизнес Иностранные языки, лингвистика Изобразительное искусство Сценическое искусство Музыка Физкультура, спорт


В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой для классных руководителей при проведении воспитательных мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола»

по профессиональной ориентации старшеклассников

в системе дополнительного образования детей

Логинова Н.Н., к.т.н., методист,

Пояснительная записка.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указано, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию. Для удовлетворения интересов подростка за пределами школьной учебной деятельности в системе дополнительного образования ему может быть оказана психолого-педагогическая и информационная поддержка в выборе пути дальнейшего обучения, а также в выборе профессии.

При осуществлении этой задачи можно использовать различные формы работы. Опыт ЦВР «Академический» Санкт-Петербурга по реализации образовательных программ для подростков показывает, что наиболее действенной и интересной групповой формой работы с детским коллективом, в частности при проведении профориентационных мероприятий, является «круглый стол». Главной особенностью данной формы работы является коллективная беседа, посвященная конкретной проблеме. Оптимальное число участников такой встречи составляет 15 человек, что обеспечивает свободный обмен мнениями по актуальным вопросам в беседе за «круглым столом», позволяет без «нажима» со стороны взрослых подойти к осознанному решению поставленной проблемы, например, к выбору своего образовательного маршрута.

При разработке мероприятия (занятия) прежде всего уточняются проблемы, которые выносятся на «круглый стол», анализируется собственный опыт, опыт коллег и литературные данные по возможности и условиям использования данной формы в практике. Затем материалы систематизируются и составляются план и конспект занятия. Большое внимание при планировании и проведении мероприятия (занятия) мы уделяем рефлексии, которая позволяет участникам осознать, насколько им близки и интересны идеи, которые они обсуждали.

В качестве примера нами приводится мероприятие по профессиональной ориентации, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой для классных руководителей при проведении воспитательных мероприятий.

Круглый стол: «Мой выбор будущей профессии»

Подготовлен к проведению в рамках районного мероприятия отдела технического творчества ГБОУ ДОД ЦВР Калининского района СПб «Академический» «Неделя детского технического творчества»

  1. Логинова Н.Н., методист,
  2. Лавриненкова Я А., педагог-психолог, методист.

Тема:

Дополнительное образование в профессиональном самоопределении учащихся

Характеристика группы:

  1. ребята старшего школьного возраста (разновозрастная группа старших подростков 8-11 классов). Количество человек – от 10 до 25,
  2. классные руководители;
  3. обучающиеся по программе «Полиграфическое производство»;
  4. гости, представители УДОД и техникума.

Цель

Ознакомить школьников с основами выбора профессии и заинтересовать в получении дополнительной информации по вопросам профессионального самоопределения в системе дополнительного образования детей.

Задачи:

  1. дать представление об основных понятиях профориентологии;
  2. познакомить с основными факторами выбора профессии;
  3. познакомить с типичными ошибками в профессиональном самоопределении;
  4. ознакомить с возможностями дополнительного образования в допрофессиональной подготовке.

Материально-техническое обеспечение:

  1. помещение со столами и стульями,
  2. мультимедийное оборудование,
  3. ручки,
  4. маркеры,
  5. листы бумаги,
  6. раздаточный материал, бланки опросника и т.д. - в соответствии с количеством участников.

Регламент:

  1. 45-50 минут – круглый стол,
  2. 30 минут - презентация проекта «Мир техники и современных технологий в моей будущей профессии».
  3. 10 минут - подведение итогов, рефлексия.

Структура проведения мероприятия

  1. Приветствие. Знакомство. Вводная часть.
  2. Обсуждение основных понятий (профессия, должность, специальность, специализация).
  3. Обсуждение возможностей дополнительного образования детей при выборе профессии (выступления зам. директора техникума, обучающихся по системе сетевого обучения).
  4. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

1. Приветствие. Знакомство. Вводная часть.

Педагог приветствует гостей, представляется, предлагает каждому гостю написать свое имя на листочке, сделать домик и поставить его перед собой на все время занятия, чтобы было удобно и легко обращаться к человеку (листочки бумаги, маркеры должны быть подготовлены заранее). (На экран выведен слайд 1 «Мир профессий »).

В качества разминки педагог проводит мини-беседу. В качестве примера можно использовать интерпретацию материалов Грецова А.Г. (Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005):

«Сколько существует профессий? Прежде чем двигаться дальше, предлагаю сделать паузу… и записать на листочке бумаги те профессии, которые вы знаете.

Итак, сколько их получилось в вашем списке? Обычно в пределах 20-30. если вспомнилось 50 или больше – значит, вы ориентируетесь в мире профессий гораздо лучше, чем большинство подростков. А сколько их всего? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессий… По мере технического прогресса и изменения общественного устройства появляется и множество новых профессий.

На самом деле, молодой человек, живущий в среднем по масштабу российском городе, выбирает из примерно 700 профессий, а в крупных мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, - 2000 – 3000. Какой процент от этого количества вы смогли назвать? Скорее всего, лишь 3-5%. Так как же выбирать, если толком и не знаешь из чего?

Разумеется, обучать по такому огромному числу профессий и специальностей крайне сложно… Но… многие профессии и специальности предъявляют сходные требования к базовой подготовке работников, а разнообразные тонкости и нюансы успешно осваиваются непосредственно на рабочем месте. Подготовка в учебных заведениях осуществляется по так называемым учебным профессиям и специальностям. Каждая из них имеет более или менее обобщенный характер и соответствует нескольким реальным профессиям и специальностям. Подобных учебных специальностей около 1000… Они, в свою очередь, объединяются в более крупные группы (например, такую – «строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы»).

Существует тысячи профессий. Хотите выбрать ту, которая лучше всего подходит именно для вас? Постарайтесь познакомиться с максимальным их количеством. Трудно сделать выбор, если не знаешь из чего!».

С помощью наводящих вопросов педагог подводит гостей к самостоятельному формулированию цели.

Например, можно спросить: «Что вы ждете от работы круглого стола «Мой выбор будущей профессии» (причем можно задать вопрос всем, а можно адресовать конкретному участнику - школьнику, обратившись к нему по имени), или вопрос: «Есть ли те, кто еще не определился в своем профессиональном будущем?», или: «Кто-нибудь из Вас сталкивался с трудностями в своем самоопределении? Например, родители говорят одно, а Вы хотите совсем другое, или вы бы очень хотели стать тем-то, но не знаете, имеете ли Вы к этому способности и талант». Или другого рода вопросы, отвечая на которые, ребята в итоге вместе с педагогом озвучивают цель этого занятия, для чего оно проводится, что оно может дать полезного ребятам.

Педагог раздает учащимся «Маршрут непрерывного образования» и предлагает обозначить свой предполагаемый маршрут. Схемы предлагает сохранить для дальнейшей работы.

2. Обсуждение основных понятий (профессия, должность, специальность, специализация).

На экран поочередно выводятся понятия. Ребятам предлагается описать свое понимание, представление о сущности этого явления. Ассистент фиксирует на листках идеи ребят. Используя формулировки ребят, педагог подводит к четкому определению данного понятия.

После работы над каждым этапом на экран выводится определение (слайды 2-9): Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации (слайд3).

Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии (слайд5).

Специализация – 1) сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний в определенной области (часть специальности); 3) разделение труда по его отдельным формам, видам (слайд7).

Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения (слайд9).

Затем приводятся с комментариями педагога :

– слайд 10 «Примеры»,

Слайд 11 «Выбери специальность»,

Слайд 12 «Выбери профессию»,

Слайд13 «Ответы».

  1. Обсуждение основных факторов выбора профессии и типичных ошибок при выборе.

Педагог спрашивает, какие качества являются профессионально важными , совместно с участниками формулирует ответ (это те качества личности, характера, особенности познавательной сферы, которые необходимы человеку для успешного освоения данной профессии) (слайд14) .

Затем он спрашивает, на основании чего обычно выбирают профессию и подводит к побудительным факторам при выборе профессии (слайд15).

Обсуждаются побудительные факторы (слайды - 16-интересы, 17-склонности, 18-востребованность) .

Обращаясь к школьникам, педагог спрашивает, на основании чего школьники собираются выбрать профессию. Дети думают и обсуждают основные факторы выбора профессии, предложения детей фиксирует ассистент. На основании их предложений педагог совместно с детьми делает выводы (слайд19).

Одновременно подобную работу педагог проводит с гостями (учителями), предлагая им определить типичные ошибки при выборе профессии, затем формулирует итоги (слайд20 ).

Незнание мира профессии

Незнание себя

Незнание правил

выбора профессии

Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии.

Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии.

Ведущий переходит к роли дополнительного образования, которое может помочь избежать ошибок.

4. Обсуждение возможностей дополнительного образования детей при выборе профессии (выступления зам. директора техникума, обучающихся по системе сетевого обучения

Ассистент показывает аудитории карту выбора, составленную на основе данных, которые получил от детей, и комментирует общую тенденцию.

Рассказ педагога (основные позиции):

«Начальное профессиональное образование – подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (ПТУ И др.)

Среднее профессиональное образование – подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование – профессиональная подготовка и переподготовка специалистов на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ВУЗах)

Основное общее, среднее (полное) образование и дополнительное образование занимается допрофессиональной подготовкой , т.е. дает детям так называемые общетрудовые навыки, умения и важные для любого труда личные качества. Так, к области общетрудовых общепроизводственных навыков, умений относятся, например, планирование, организация своей работы (учебной деятельности), самоконтроль, вычисления и т.д. Строго говоря, часть из того, что делает учащийся в школе или при внеучебной активности, фактически содержит своеобразные (пусть упрощенные) модели того или иного труда»

Педагог обсуждает с детьми возможности занятий в системе дополнительного образования. Завершается этот разговор тем, что педагог подводит участников к идее, что в учреждениях дополнительного образования можно реализовывать программы, которые знакомят школьников с конкретной профессией и даже специальностью. Такое знакомство дает возможность правильного выбора в жизни.

Предлагается вернуться к схеме «Маршрут непрерывного образования» и цветными фломастерами отметить, на каком этапе образования ученики видят помощь в профориентации дополнительного образования детей. Ассистент собирает схемы.

Педагог дает слово представителю техникума и студентам техникума.

5. Презентация проекта сетевого взаимодействия образовательных учреждений по профессиональной ориентации школьников

6. Заключение. Рефлексия (оценка мероприятия)

Педагог:

  1. в качестве разрядки просит заполнить шуточную анкету «Найди профессию для знакомого персонажа», пользуясь матрицей;
  2. просит участников оценить уровень новизны полученной информации;
  3. благодарит участников за активную работу, просит заполнить оценочные листы и ответить на вопросы, что было интересного и полезного во время проведения круглого стола;
  4. предлагает школьникам взять с собой «Матрицу выбора профессии».

Круглый стол был посвящен итогам исследования «Рейтинг востребованности вузов в РФ – 2018». В рамках мероприятия были рассмотрены вопросы, связанные с формированием рейтинга (источники данных, критерии, оценка); тенденции и тренды развития, динамика развития продуктивности как сети российских университетов, так и отдельных групп; основные результаты рейтинга, представленные на https://na.ria.ru/20181212/1547815645.html .

В обсуждении приняли участие:

  • научный руководитель исследования, научный руководитель Федерального института развития образования (ФИРО) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Ефим Коган;
  • заместитель Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова;
  • директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Артемий Рожков ;
  • директор Федерального института развития образования (ФИРО) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Максим Дулинов ;
  • заместитель руководителя Аппарата Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по образованию Алексей Майоров ;
  • директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Татьяна Клячко ;
  • исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова;
  • ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Стриханов;
  • ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова;
  • ректор Томского университета систем управления и радиоэлектроники Александр Шелупанов;
  • ректор АНО ВО «Российский новый университет» Владимир Алексеевич Зернов.

Модератор - Начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере, руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина.

22.05.2018 - в Иваново прошел круглый стол «Практико-ориентированное обучение: проблемы и перспективы», посвященный обсуждению работы сетевой экспериментальной площадки ФИРО «Развитие форм обучения на рабочем месте при внедрении практико-ориентированной модели СПО»

Место проведения: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Ивановский радиотехнический техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (г. Иваново, ул. Музыкальная, д. 4)

В круглом столе приняли участие представители Департамента образования Ивановской области, Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» г. Москва, руководители, преподаватели, мастера производственного обучения профессиональных образовательных организаций.

Модераторы: Екатерина Юрьевна Есенина, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО», доктор педагогических наук; Ирина Васильевна Киселева, заместитель директора по НМР Ивановского колледжа сферы услуг, кандидат педагогических наук.

Ивановский колледж сферы услуг работает с 85 предприятиями Ивановской области в сфере сервиса и туризма. В ОАО “Комплекс Экспересс” создана базовая кафедра колледжа, где помимо производственной практики студентов организуется повышение квалификации преподавательского состава. Представители работодателей являются соруководителями курсовых и дипломных проектов студентов, из 24 выпускников прошлого (2017) года 16 трудоустроены именно на ОАО “Комплекс Эксперсс”.

Колледж также использует материально-техническую базу Ресурсного центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, созданного при колледже. В Ресурсном центре действуют учебные фирмы по поварскому искусству и гостиничному сервису. Это решает проблему проведения учебной и производственной практики студентов.

Колледж также работает с рядом турагенств Ивановской области. Как правило, это малые предприятия, поэтому на практику не могут взять большое количество студентов. На рпактику студенты распределяются по 102 человека, есть компании, предоствляющие базы практик в Ярославле, Москве, Санкт-Петербурге. Среди предприятий Ивановской области, например, ООО “Горизонт Плюс”, представитель которого также принял участие в работе круглого стола. В этом году пед.коллектив колледжа, ООО “Горизонт Плюс” и студенты запустили проект на тему “Создание туристического агентства”. Вместе просчитали его стоимость (порядка 300 тысяч рублей) и намерены воплотить проект в жизнь. Анализ потребностей населения показал, что востребованными являются водные приключенческие маршруты. На этом основании преокт получил второе название - “Пираты Черного моря”. Задуман запуск в действие с сентября 2018 года турагентства “Ивановский меридиан”, где студенты будут проходить практику и будут иметь возможность получить опыт реальной профессиональной деятельности.

Еще одно направление такой проектной деятлеьности - работа со школниками, организация пешеходных экскурсий по г. Иваново. Это и социальный преокт, поддержанный губернатором Ивановской области.

В Вичугском многопрофильном колледже реализуются профессии в области поварского искусства и машиностроения. В Иваново и области нет крупных машиностроительных предприятий. Например, в КБ “Фрезеровщик” работает всего 10 человек. Поэтому в колледже было принято решение использовать потенциал МЦПК, созданного поэтапно в период с 2009 по 2014 годы. МЦПК на сегодня обладает новейшим оборудованием на общую сумму 59 млн. рублей. Создан учебно-производственный участок, который принимает заказы от граждкн Ивановской области и различных предприятий (например, ООО Вичуга-мебель, ООО Армос и др). Бригады студентов под руководством мастеров производственного обучения изготавливают детали для сборки мебели, садово-хозяйственный инвентарь, флюгеры и другие изделия. Недавно был получен заказ на проектирование и изготовление каркаса для кровати-раскладущки. За 2017 год получена прибыль от учебно-производственного участка в размере 200 тысяч рублей. Студенты колледжа, помимо участия в соревнованиях ВорлдСкиллс Россия, участвовали в конкурсе компании DMG Mori и получили приз - программное обеспечение на сумму 800 тысяч рублей для организации обучения по профессиям на станках с ЧПУ.

Самый крупный партнер колледжа - Вичугская промышленная компания. Там организована система наставничества на производстве, представители компании участвуют в экзаменационных комиссиях, помомгают колледжу поставкой расходных материалов для обучения. Взамен компания может исопльзовать потенциал учебно-производственного участка МЦПК для выполнения своих заказов.

В Тейковском многпрофильном колледже готовят парикмахеров и поваров. В колледже также действует МЦПК. К сентябрю 2018 года планируется запустить работу учебной фирмы “Поварское искусство”. Существует широкая договорная сеть с малыми предприятиями, где студенты проходят практику. В большинстве случаев практика оплачивается, что свидетельствует о высокой готовности студентов к профессиональной деятельности уже во время практико-ориентированного теоретического обучения в колледже.

Еще один участник сетевой ЭП - Ивановский радиотехнический техникум-интернат Минтруда России. Техникум работает с лицами с ОВЗ в возрасте от 15 до 54 лет со всей страны (26 регионов). Основная задача - профессиональная реабилитация и трудоустройство. ДЛя учпешного овладения будущей профессией используется уже потенциал общеобразоватлеьного цикла. Проблемные задачи, связанные с профессиональной деятельностью, по физике, математике помогают студентам быть успешнее в общепрофессиональном и профессиональном циклах обучения. ДЛя каждого студента находится свой подход. В колледже работают специалисты-психологи, специалисты, сопровождающие обучение людей с проблемами слуха, зрения, двигательного аппарата и т.д.

6.03.2018 - в Общественной палате прошел круглый стол «Перспективы развития добровольчества в сфере здравоохранения»

В круглом столе приняли участие специалисты в области здравоохранения, председатель Совета Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев, эксперты, представители и экспериментальные площадки ФГБУ «ФИРО», участвующие в общественном движении «Волонтеры-медики» в рамках Образовательного проекта Департамента образования города Москвы «Медицинский класс в московской школе».

Были рассмотрены вопросы роли Федерального центра поддержки добровольчества (ФЦПД) в сфере охраны здоровья в общей структуре медицинского добровольчества и основные направления его деятельности; проанализированы план работы и перспективы развития волонтерской деятельности в медицинских образовательных организациях на 2018 год.

2.03.2018 - в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Развитие добровольчества (волонтерства) в музеях: актуальные проблемы и лучшие практики»

Участники круглого стола, состоявшегося 2 марта 2018 г. в Общественной палате РФ, в том числе и представители ФГБУ «Федеральный институт развития образования», обсудили актуальные проблемы волонтерства в музеях, а также обменялись лучшими практиками привлечения детей и молодежи к музейной деятельности в качестве добровольцев.

В Год добровольца (волонтера) и в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства), у музеев, как и у волонтеров, расширились границы взаимодействия. Об этом шла речь на круглом столе, посвященном актуальным проблемам культурно-просветительского волонтерства.

Особое место здесь занимают образовательные программы музеев для детей и молодежи и привлечение добровольцев в государственные и негосударственные музеи. Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Денис Кирис отметил актуальность развития волонтерской деятельности в музеях России.

«Сегодня музеи, особенно в глубинках страны, не получают должного финансирования, поэтому вклад волонтеров в этом деле неоценим. Радует, что волонтерская деятельность набирает обороты», - сказал он, добавив, что добровольческие инициативы должны быть поддержаны государством на законодательном уровне.

Председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по развитию добровольчества Артем Демидов напомнил, что 2018 год объявлен Годом добровольцев и волонтеров.

«Круглый стол и обсуждение этой актуальной темы необходимы, чтобы придать новые импульсы для развития волонтерского движения в музеях. Ведь музей - это не только экспонирование коллекций, это взаимодействие с обществом. Замечательно, когда в музее есть команды волонтеров из неравнодушных людей», - сказал он.

Член Комиссии по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Артем Метелев отметил главную задачу в деле волонтерства.

«Нам нужно снять максимальное количество барьеров у волонтеров и раскрыть огромный потенциал россиян в формате добровольческой работы, будь это музеи, библиотеки или любая другая социальная сфера», - сказал он.

Круглый стол № 3

Круглый стол № 2

Круглый стол № 1

Круглый стол № 3 «Актуальные подходы к организации дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Круглый стол № 2 «Нормативно-правовое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и оценка качества дошкольного образования»

Круглый стол № 1 «Научно–методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта и примерной основной образовательной программы дошкольного образования»

28.09.2017 - состоялся круглый стол «Реализация Концепции развития дополнительного образования в Российской Федерации: результаты по приоритетным направлениям»

В рамках освещения результатов мероприятий по обновлению содержания и технологии дополнительного образования, модернизации организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей среди руководителей, специалистов органов управления образованием, руководителей и педагогов образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы состоялся круглый стол «Реализация Концепции развития дополнительного образования в Российской Федерации: результаты по приоритетным направлениям».

Цель круглого стола - информирование руководителей и специалистов органов управления образованием, культуры и спорта регионального и муниципального уровней, руководителей и специалистов организаций, осуществляющих дополнительное образование детей.

Основные спикеры:
1. Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, к.п.н.

2. Татьяна Анатольевна Мерцалова, ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, к.п.н.

Вопросы, которые рассматривались в рамках круглого стола:

  • Государственная политика в сфере дополнительного образования детей;
  • Независимая оценка качества дополнительного образования.

В мероприятии приняли участие заместитель главного редактора информационно-методического журнала «Внешкольник», заместитель руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «ФИРО», к.п.н., доцент И.Н.Попова и главный редактор журнала «Дополнительное образование» В.В. Юнак.

15.09.2017 - прошел круглый стол «Эффективные инструменты для профориентации и развития навыков трудоустройства детей и подростков»

15 сентября 2107 г. в Федеральном институте развития образования состоялся круглый стол тему: «Эффективные инструменты для профориентации и развития навыков трудоустройства детей и подростков». Мероприятие было организовано Центром социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ ФИРО и Фондом социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА», который является экспериментальной площадкой ФГАУ «ФИРО».

В круглом столе участвовали руководитель Центра социализации, Х.Т. Загладина, старший научный сотрудник Центра С.А. Коваль, заместитель директора Фонда «ФОКУС-МЕДИА», О.Г. Баркаловой, тренеры проекта и представители учреждений СПО г. Москвы. Участники обсудили инновационные возможности экспериментальных площадок ФГАУ «ФИРО», новые подходы и инструменты для решения актуальных задач развития личности, самостоятельности и будущего трудоустройства молодежи. Фонд «ФОКУС-МЕДИА» представил проект «Развитие навыков трудоустройства» и инновационный инструмент, разработанный в рамках этого проекта – интернет-платформу «Моя карьера» http://career4me.ru/ .

Заместитель директора Фонда рассказала о результатах проекта, представила интерактивные методы работы с молодежью, способствующие повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда – возможности формирования мотивации, обеспечения доступа к необходимой информации, обучения навыкам и предоставления услуг по трудоустройству с помощью интернет технологий.

Тренеры проекта, Виктория Копейкина и Ирина Стеба, провели презентацию дистанционной образовательной платформы «Моя карьера» для педагогов. После чего был организован мозговой штурм «Опыт деятельности СПО по развитию навыков трудоустройства студентов», во время которого педагоги представили свой опыт и механизмы профориентации и трудоустройства студентов своих учреждений.

В заключение круглого стола присутствующие обсудили как наиболее эффективно внедрить платформу «Моя карьера» в образовательную деятельность СПО и начали разрабатывать план совместных действий проекта. Результатом круглого стола стали договоренности о проведении мастер-классов в колледжах для запуска работы платформы «Моя карьера» в учреждениях СПО г. Москвы.

26.05.2017 - состоялся круглый стол «Космическое образование школьников: проблемы и перспективы»

26 мая 2017 г. в Институте космических технологий Российского университета дружбы народов в состоялся Круглый стол «Космическое образование школьников: проблемы и перспективы» при участии научной и педагогической общественности: профессорско-преподавательского состава профильных и специализированных ВУЗов России, а также представителей отраслевых корпораций РКК «Энергия» им. С.П. Королёва, учёных академических институтов ИКИ РАН, ФГАУ ФИРО, Института географии, сотрудников общественно-научных и просветительских организаций - Российская Академия космонавтики им. К.Э. Циолковского, Федерация космонавтики РФ, учителей и педагогов дополнительного образования.

Участники Круглого стола подтвердили значительную роль аэрокосмического образования (АКО) детей (школьников) в системе среднего (общего) и дополнительного образования и озабоченность профессионального сообщества чрезвычайно медленными темпами его развития, а также и отставанием от потребностей научно-технического развития и системы образования страны.

Отмечено, что переход системы АКО на качественно более высокий уровень возможен в рамках новых подходов в реализации государственной политики и интеграции усилий промышленных предприятий, научных, образовательных и общественных организаций, музеев музейных и культурных центров.

Участники круглого стола предложили широкий спектр конкретных мер по развитию системы среднего аэрокосмического образования в (Московском регионе и в) стране, требующих разработки новых подходов.

От ФГАУ «ФИРО» был представлен доклад заместителя руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования к.п.н. И.Н. Поповой по проблеме проектирования программ дополнительного образования нового поколения. Доклад вызвал интерес у участников круглого стола и вызвал дискуссию о перспективах развития АКО в системе дополнительного образования.

15.03.2017 - состоялся круглый стол по вопросам гражданского участия в развитии российского образования

15 марта 2017 г. на базе ФГАУ «Федеральный институт развития образования» по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества по правам человека состоялся экспертный круглый стол.

Работа круглого стола была посвящена обсуждению вопросов гражданского участия в развитии российского образования. Основная цель мероприятия заключалась в экспертном обсуждении, формировании основного круга проблемных вопросов и подготовке специального заседания Совета при Президенте Российской Федерации по теме гражданского участия в развитии российского образования.

В работе круглого стола приняли участие: представители органов исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, федерального и муниципального уровней, учителя, научные сотрудники ФГАУ «ФИРО», представители профсоюзных организаций, работники высшей школы и некоммерческих организаций.

В ходе обсуждения вопросов гражданского участия в развитии российского образования были представлены доклады участников, а так же состоялось профессиональное экспертное обсуждение заявленных вопросов.

На мероприятии выступили:

  • Федотов М.А. - советник Президента Российской Федерации, Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;
  • Каганов В.Ш. - заместитель министра образования и науки Российской Федерации;
  • Асмолов А.Г. - директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования», академик РАО, профессор;
  • Адамский А.И. - научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»;
  • Зинченко Ю.П. - вице-президент РАО, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Меркулова Г.И. - председатель общероссийского профсоюза образования;
  • Бунимович Е.А. - уполномоченный по правам ребенка в г. Москве;
  • Соболева А.К. - председатель Постоянной комиссии Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

В качестве экспертов в работе круглого стола приняли участие:

  • Брагинская Н.И. - профессор РГГУ;
  • Солдатова Г.В. - профессор МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Лукашевич М.Б. - советник директора ФГАУ «ФИРО»;
  • Бабушкин А.В. - член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;
  • Сафонова А.В. - исполнительный директор издательства «Музыка»;
  • Хромов А.М. - Председатель Общероссийской общественной организации «Российский студенческий союз»;
  • Кудюкин П.М. - член Совета Конфедерации труда России.

По итогам проведения круглого стола были сформированы предложения к заслушиванию на специальном заседании Совета при Президенте Российской Федерации

Мероприятие завершено

Круглый стол проводится с целью информирования специалистов органов управления образованием, культуры и спорта регионального и муниципального уровней, руководителей и специалистов организаций, осуществляющих дополнительное образование детей о текущих результатах реализации проектов, содействующих достижению показателей Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы.*

Организаторы круглого стола:

электронные порталы ПЕРЕМЕНКА.ДЕТИ и ПОЗНАЕМ-МИР.ДЕТИ , при поддержке Министерства образования и науки РФ и Института образования Высшей школы экономики.

Спикеры:

Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования (ЦСЭРШ) НИУ ВШЭ;
Борис Викторович Куприянов, ведущий аналитик ЦСЭРШ НИУ ВШЭ;
Семен Васильевич Янкевич, руководитель Центра прикладных правовых разработок Института образования НИУ ВШЭ.

Вопросы для обсуждения:

Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей;

Приоритетные направления Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы в сфере дополнительного образования детей;

Инновационные практики в сфере дополнительного образования детей.

Место проведения : г. Москва, Потаповский переулок, д. 16/10, ауд. 309

Для очного участия зарегистрируйтесь, пожалуйста, по ссылке . В здании действует пропускная система – не забудьте паспорт.

Для тех, кто не сможет присутствовать очно, будет организована онлайн-трансляция . Регистрация по ссылке .

Контакты:

по вопросам участия – Андрей Васильевич Петлин: 8-962-921-8487;
аккредитация СМИ – Максим Николаевич Петров: [email protected]

* В 2016 год впервые проведен конкурсный отбор на право получения грантов в форме субсидий из федерального бюджета организациям, реализующим пилотные проекты по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям в рамках мероприятия 3.1 «Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей» задачи 3 «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей» ФЦПРО на 2016-2020 годы. Победителями конкурсного отбора стали 16 организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, из 15 субъектов Российской Федерации.

Детей в системе Столичного образования»

в рамках городской Конференции

«Модернизация физического воспитания в системе столичного образования»

от 01.01.2001 г.

В настоящее время основной предпосылкой для дальнейшего совершенствования процессов развития сферы физической культуры и спорта стало усиленное внимание государства к улучшению качества жизни и благосостоянию россиян, укреплению здоровья, физического развития детей , духовному воспитанию молодежи, к вопросам создания материально-технической базы, к повышению значимости физической культуры и спорта как инструмента для решения социальных и экономических задач .

На основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», городских целевых программ «Столичное образование» и «Спорт Москвы», образовательные учреждения с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий, средства физического воспитания и виды спорта, а также проводят внеурочную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования, физкультурно-спортивных объединений, в том числе федераций по различным видам спорта и др.

Перед системой образования поставлена конкретная задача – создавать такие условия обучения, при которых ребенку было бы комфортно и психологически и физически, при которых к каждому обучающимуся и воспитаннику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.


Одной из приоритетных задач своей деятельности мы видим создание целостной системы физкультурных и спортивных мероприятий на разных уровнях, способствующих привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

В столичной системе образования растет сеть учреждений с приоритетом оздоровления обучающихся, в том числе и средствами физической культуры. В настоящее время учреждения образования всех типов используют инновационные физкультурно-спортивные технологии укрепления здоровья учащихся; в образовательный процесс внедряются эффективные системы физического воспитания, ориентированные на особенности развития детей и подростков.

Развиваются нетрадиционные виды спорта, увеличивается сеть школьных спортивных клубов , улучшаются показатели физической подготовленности учащихся.

Вместе с тем участники круглого стола отмечают, что несмотря на определенные достижения в развитии физической культуры и спорта в городе Москве, в организации внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию имеются определенные проблемы.

К сожалению, сегодня многие образовательные учреждения не имеют достаточного количества спортивных сооружений, что не позволяет в полной мере решать задачи образования в области развития физической культуры и спорта.

Одним из вариантов решения проблемы представляется использование находящегося в региональной и муниципальной собственности не зависимо от ведомственной принадлежности физкультурно-оздоровительных комплексов для проведения учебной и внеурочной спортивно-массовой деятельности.

Требует совершенствования система проведения соревнований школьных спортивных лиг.

Отсутствуют цели, подходы, преемственность в проведении соревнований ШСЛ с последующим выступлением лучших школьных команд Москвы на соревнованиях Всероссийского и Международного уровней.

Нет тесного взаимодействия и идеологии с Федерациями по видам спорта осуществляемого в рамках взаимовыгодных соглашений.

Отсутствует система выстраивания работы с ДООЦ, блоком дополнительного образования школ, УДОД.

В связи с вышеизложенным, участники круглого стола рекомендуют:

1. Совершенствовать систему межведомственных взаимодействий по развитию физической культуры, массового спорта и школьного физкультурного движения;

2. Обновить содержание и педагогические технологии физкультурно-спортивного образования в соответствии с образовательными запросами населения и перспективными тенденциями развития общего образования;

3. Продолжить реализацию программ дополнительного образования детей;

4. Продолжить формирование инфраструктуры образовательных услуг физкультурно-спортивной направленности, обеспечивающих территориальную доступность;

5. Повышать качество образовательных услуг физкультурно-спортивной направленности в блоке дополнительного образования;

6. Совершенствовать работу школьных спортивных лиг;

7. Создать единый календарь спортивно-массовых мероприятий независимо от ведомственной принадлежности;

8. Не допускать проведение внеплановых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в течение учебного года.

9. Продолжить развитие сети школьных спортивных клубов;

10. Совершенствовать систему подготовки юных спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентноспособности столичного спорта на Российской и Международной арене из числа обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы;

11. Повысить качество проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

12. Увеличить загрузку школьных спортивных залов, спортивных площадок, межшкольных стадионов во внеурочное время;

13. Совершенствовать работу по мониторингу показателей индекса физической готовности учащихся в блоке дополнительного образования;

14. Создать современные условия для работы педагога дополнительного образования, повысить статус специалиста по физической культуре;

15. Повысить качество преподавания на курсах повышения квалификации и переподготовки работников физической культуры и спорта.