Тема. Правописание глаголов в прошедшем времени

  • 10.04.2024

71. Правописание глаголов.

Правописание окончаний глаголов.

1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

Ко II спряжению относятся:

  • глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться, которые относятся к I спряжению),
  • 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть),
  • 4 глагола на -ать (тать, дышать, держать, слышать).
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:

2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов, не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать.

1 лицо читаю, беру
2 лицо читаешь, берешь
З лицо читает, берет

1 лицо читаем, берем
2 лицо читаете, берете
3 лицо читают, берут

хочу
хочешь хочет

хотим
хотите
хотят

бегу
бежишь бежит

бежим
бежите
бегут

ем
ешь
ест

едим едите едят

создам
создашь
создаст

создадим создадим создадут

дай
дашь
даст

дадим дадите дадут

3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например, сравните спряжение глаголов обессилеть (кого-ниБудь) и обессилеть (самому).

4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -«те, а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (ср.: Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)

Ь (мягкий знак) а глагольных формах.

1. Ь (мягкий знак) пишется:

  • в инфинитиве (писать, желать, хотеться, мыться),
  • в окончаниях 2 лица единственно числа настоящего или простого будущего времени (выберешь, помоешь, делаешь, умываешься),
  • в повелительном наклонении (исправь, спрячься), НО ляг, лягте,
  • в возвратной частице, которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь);

2. Ь (мягкий знак) не пишется:

  • в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается).

Правописание суффиксов глаголов

1. Если в 1 лице настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ую(-юю), то в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева- (заведую - заведовать, заведовал, воюю - воевать, воевал);

если же в 1 лице настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю, то в инфинитиве и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ыва-, -ива- (накладываю - накладывать, накладывал).

2. Глаголы на -пять, -ваю имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в инфинитиве без этого суффикса (продлить - продлевать).

Задачи и тесты по теме "Правописание глаголов."

  • Правописание глаголов - Глагол 5 класс
  • Правописание гласных в суффиксах глаголов - Глагол 6 класс

    Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1

Урок 145 Тема: Работа над ошибками. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с правилом написания глаголов в прошедшем времени; совершенствовать умение образовывать форму глагола прошедшего времени с помощью суффикса -л- ; способствовать развитию умений определять род глаголов прошедшего времени и выделять окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего
времени; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с правилом написания глаголов в прошедшем времени; научатся определять глаголы в прошедшем
времени; обозначать ударение в глаголах прошедшего времени; указывать род глаголов прошедшего времени; выделять окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего времени; находить в тексте омонимы; образовывать форму глагола прошедшего времени с помощью суффикса
-л-

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и речевых ситуаций из собственного опыта

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять уважение
к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 228).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Прочитайте составленный рассказ.

Однажды во дворе ребята нашли щенка. Он был совсем крохотный. Малыш дрожал от холода. Дети решили забрать щенка домой.

Дома Миша приготовил питомцу уголок для отдыха. Катя накормила щенка. Ребята дали ему кличку Дружок.

Каждый день Миша занимался с Дружком во дворе. Учил выполнять собаку команды. Когда Дружок вырос, он стал служить у пограничников

Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель
и задачу.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 140).

Прочитайте возвратные глаголы.

Запишите данные глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени так:
в первый столбик – глаголы I спряжения, во второй – глаголы II спряжения.

Составьте и запишите предложение с любым
из данных глаголов.

Читают глаголы.

II спряжение

Расчесываться,
прощаться, волноваться, здороваться

Веселиться,
хвалиться, учиться, жмуриться

Записывают предложение.

В школе дети учатся, а после уроков веселятся во дворе.

Минутка чистописания.

Запишите буквосочетания и слова.

Спишите предложение, вставляя пропущенные

буквы.

Работа над словами с непроверяемым
написанием

Прочитайте ребус.

ПОТОМ – спустя некоторое время, после. В старину выражение ПО ТОМ означало «по тому» или «там». Затем слово ПОТОМ стало относиться не к месту, а ко времени.

Прочитайте ребус.

ОКОЛО – 1. Предлог с родительным падежом. Поблизости, рядом с чем-нибудь или кем-нибудь. 2. Почти, приблизительно. Слово «около» произошло от древнего КОЛО – «круг». ОКОЛО – КОЛО – «круг».

Синоним : возле.

Фразеологизм :

ВОКРУГ ДА ОКОЛО – не доходя до сути дела.

III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Прочитайте тему урока.

Определите цели урока, используя опорные
слова

Сегодня на уроке мы научимся правильно писать глаголы в прошедшем времени

Принимать

и сохранять учебную
задачу

IV. Объяснение нового
материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Прочитайте пары глаголов на экране и сравните их.

Угадать – угадал.

Потерять – потерял.

Что заметили интересного? В каком времени
стоят эти глаголы? Запишите их.

Все ли возможные глаголы прошедшего времени образовали? Чем формы женского и среднего рода, множественного числа будут отличаться
от формы мужского рода?

Проверим вашу догадку, о том, что основа инфинитива и глагола в прошедшем времени одна и та же. Выделите ее. Сделайте вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени.

Создайте схему образования глаголов прошедшего времени.

Еще раз посмотрите на глаголы в неопределенной форме и в форме прошедшего времени. Как вы думаете, суффиксы -ть- и -л- служат для обра-зования новых слов? Нужно ли включать их
в основу слова?

Суффикс -ть- поменялся на суффикс -л-, а основа осталась прежней. В каждой паре второй глагол стоит в форме прошедшего времени.

Не хватает форм женского, среднего рода
и формы множественного числа. Они будут отличаться от глагола в мужском роде ненулевым
окончанием.

Делают вывод: глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Форма прошедшего времени образуется от инфинитива при помощи суффикса
-л- и родовых окончаний, а также окончания -и
во множественном числе. Чаще всего основы глагола в неопределенной форме и в прошедшем времени совпадают.

Составляют схему образования глаголов прошедшего времени.

Ходить – ть + л = ходил

Суффиксы -ть- и -л- не образуют новые слова. Они служат для образования новых форм слова. Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глагола, суффикс -ть служит для образования
неопределенной формы, и в основу слова они
не входит.

Осуществлять анализ объектов. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной форме. Учитывать мнение соседа по парте.

Осуществлять контроль
по результату

Работа по учебнику (упражнение 229)

Прочитайте. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

По каким признакам можно определить глаголы прошедшего времени? Объясните свой ответ.

Выделите в глаголах приставки. В каких глаголах приставки имеют значение «начало действия»?

Списывают, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выделяют в глаголах приставки.

Тут Соловей являть свое искусство стал:

На тысячу ладов, тянул,

То нежно он

И томной вдалеке свирелью

То мелкой дробью вдруг по роще

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 230).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

Прочитайте отрывок стихотворения Я. Козлов-ского.

Определите, какими частями речи являются слова, которые произносятся одинаково.

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Укажите над глаголами в прошедшем времени их род, выделите окончания.

Списывают, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Указывают над глаголами в прошедшем времени их род, выделяют окончания.

Солнце еще облаков не задел (ср. р.),

Трава на лугу еще ро́сы пил (ж. р.),

А плотник проснул£ся (м. р.)

и взял£ся (м. р.) за дело.

Слышится, как зазвенел (ж. р.) пила.

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение.

Работа по учебнику (упражнение 231)

Прочитайте таблицу. Поставьте вопрос к каж-
дому глаголу. Сравните окончания в вопросах
и в глаголах.

Делают вывод: формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива или прошед-шего времени с помощью суффикса -л- и оконча-

Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?

В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

ний рода и числа. В формах мужского рода единственного числа показателем рода и числа является нулевое окончание. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. Форм лица у них нет

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа по учебнику (упражнение 232).

Прочитайте. Какие формы глаголов прошедшего времени образованы от неопределенной формы?

Запишите глаголы в прошедшем времени в муж-ском, женском и среднем роде и во множественном числе.

Обозначьте ударение. Запомните произношение глаголов в этих формах.

Лить – лил£, лил лил лил

Плыть – пил£, пил пил пил

Спать – спал£, спал спал спал

Начать – начал£, начал начал начал

Понять – понял£, понял понял понял

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Работа в тетради (задание 141).

Прочитайте отрывок стихотворения В. Фетисова. Вставьте пропущенные буквы.

Подчеркните глагол, который может изменяться
по родам. Укажите его род.

Устно разберите второе предложение по членам предложения.

Солнце с длинными лучами

Землю вымыло (ср. р.) ручьями.

И раскрыли веки

реки.

Работа в тетради (задание 143)

Прочитайте. Укажите время глагола.

Запишите это предложение, употребив глагол
в форме прошедшего времени

Записывают предложение.

Ребята ловят (наст. вр.) на озере окуней.

Ребята ловили (прош. вр.) на озере окуней.

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

Что нового узнали на уроке?

Расскажите о правописании глаголов прошед-шего времени.

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению
правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее
задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

Выполнить задание 142 в рабочей тетради

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение

Цель. Расширить знания учащихся об особенностях употребления глаголов в форме прошедшего времени. Раз­вивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. На материале упр. 191 дети наблюдают за изменением глаголов в прошедшем времени по числам, а в единственном числе - по родам. После выполнения задания учащиеся де­лают вывод о том, что подлежащее согласуется со сказуемым, выраженным глаголом в прошедшем времени, в чис­ле, а в единственном числе - в роде. Упражнение выполняем с комментированием.

6. Перед выполнением упр. 192 следует познакомить уча­щихся с правилом на с. 117. Сначала учащиеся читают корот­кие предложения, которые состоят исключительно из глав­ных членов - подлежащих и сказуемых, затем ставят имена существительные (подлежащие) в форму единственного чис­ла и записывают полученные предложения.

Физкультминутка

7. Согласно заданию к упр. 193 учащиеся должны со­ставить и записать по одному предложению о каждом весе­лом человечке. Для того чтобы рассказ получился связным, следует найти к нему начало, которое оправдывало бы упо­требление глаголов в прошедшем времени. Могут быть та­кие варианты.

Вчера в Солнечном городе все шло как обычно. Знайка решал за­дачи по математике. Цветик сочинял стихи и читал их с балкона... С утра в Солнечном городе кипела работа...

8. Домашнее задание. Упр. 194.

9. Подведение итогов урока.

10. Рефлексия

Урок 95

Тема. Правописание глаголов прошедшего времени.

Цель. Учить правильно употреблять на письме безудар­ные гласные перед -л- в глаголах прошедшего времени. Со­ставлять текст по рисункам.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. Упр. 195 подводит учащихся к восприятию правила написания безударных гласных перед суффиксом -л- в гла­голах прошедшего времени.

Целесообразно наглядно показать школьникам, что перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределенной форме глагола: видеть - видел, строить - строил. Этот вывод учащиеся могут сделать самостоятельно, затем можно предложить им прочитать правило. В целях экономии времени текст можно не спи­сывать, а записать только глаголы в форме прошедшего времени.

6. Упр. 196 направлено на закрепление умения школь­ников правильно писать глаголы в форме прошедшего времени. Упражнение можно предложить выполнить самостоя­тельно. Коллективная проверка поможет выявить, как усвои­ли дети данную тему.

Физкультминутка

7. Составляя рассказ по серии сюжетных рисунков (упр. 197), учащиеся употребляют следующие глагольные словосочетания: полил цветы, раздала тетради, чисто вытер доску, следил за порядком, проветрила класс, подмел пол, похвалила ребят.

9. Домашнее задание. Упр. 200.

10. Подведение итогов урока.

11. Рефлексия

Урок 96

Тема. Изменение по временам глаголов, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что сде­лать?

Цель. Познакомить детей с особенностью изменения по временам глаголов, отвечающих в неопределенной форме на вопрос что сделать? Работать над развитием речи уча­щихся.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. Таблица, данная в упр. 201, знакомит детей с тем, как образуются временные формы глаголов от неопределенной формы совершенного и несовершенного вида (термин детям не сообщается). Делается вывод : от глаголов, неопреде­ленная форма которых отвечает на вопрос что сде­лать?, невозможно образовать глаголы настоящего времени, а форма будущего времени, образованная от этих глаголов, состоит из одного слова (поиграет, про­читает, скажет). От глаголов, неопределенная форма которых отвечает на вопрос что делать?, форма бу­дущего времени образуется из двух слов (будет играть, будет читать, будет говорить).

6. Упр. 202 выполняется коллективно. Сначала учащиеся читают глаголы, затем образуют от них все возможные вре­менные формы. Желательно использовать таблицу.


7. На материале упр. 203 отрабатывается умение подби­рать видовую пару к глаголам неопределенной формы (выпе­кать - выпечь, сберегать - сберечь, подстригать -
подстричь, зажигать - зажечь, ловить - поймать).

Физкультминутка

8. Прежде чем строить устное высказывание (упр. 204), нужно напомнить детям об основных призна­ках текста-рассуждения, его построении. Целесообразно
выслушать всех желающих, можно организовать дискус­сию. Следует подчеркнуть, что чувство юмора необходимо каждому, оно помогает людям преодолевать трудные си­туации, уместная и добрая шутка создает хорошее настро­ение.

9 Упр. 205 знакомит детей с частушками. По определе­нию С. И. Ожегова, «частушка - произведение устной на­родной поэзии - четверостишие или двустишие (лирическое
или злободневное, шутливое), исполняемое на определенный напев». Дети убеждаются в том, что частушку без глаголов сочинить трудно, потому что в ней, как правило, описывается
какое-либо действие.

10. Домашнее задание. Упр. 206. В классе рекомен­дуется прочитать стихотворение и дать возможность детям доказать, что в нем содержится шутка, что вредные советы выполнять не следует.

11. Подведение итогов урока. 12. Рефлексия

Урок 97

Тема. Обобщение изученного о глаголе.

Цель. Закрепить знания, полученные детьми при изуче­нии глагола.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. Урок можно начать с самостоятельной работы. На доске запись:

на, сиял, ладони, моей, светлячок

зеленым, он, светом, светился, темноте, в, полной

я, светом, этим, наслаждался, прекрасным

Дети читают слова, составляют из них предложения и записывают.

Затем предлагается первое предложение разобрать по чле­нам, подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания.

6. После чтения по абзацам текста «Он живой и све­тится» (упр. 207) детям предлагаются вопросы: дают ли теп­ло огоньки светлячков? Раскрыт ли секрет их свечения? Для чего зажигается светлячок? Затем текст пересказывается. Списывание концовки выполняется самостоятельно, а может сопровождаться комментированием. Учитель разре­шает детям работать в парах - советоваться, помогать друг другу. В заключение ребятам предлагается прочитать вы­писанные глаголы в прошедшем времени, объяснить их на­писание.

7. Упр. 208 выполняется устно. Важно научить детей правильно ставить ударение в глаголах прошедшего времени женского рода (взяла, дала, брала, жила, ждала и др.).

Физкультминутка

8. Работая над упр. 209, следует обратить внимание на воспитывающий характер текста и предоставить учащимся возможность рассказать о своей семье, выразить свои теплые
чувства к старшим ее членам - дедушкам и бабушкам.

9. Работа над упр. 210 способствует воспитанию у детей внимательного отношения к слову. В заглавии слово теплый употребляется как в прямом, так и в переносном значении (теплый - приветливый, добрый).

10. Домашнее задание. Упр. 211.

Четыре урока по теме «Глагол» учитель может провести по своему усмотрению.

11. Подведение итогов урока.

12. Рефлексия

Ур ок 99

Тема. Понятие о наречии.

Цель. Дать представление о наречии как о неизменяе­мой части речи. Учить детей ставить к наречиям вопросы от глаголов, находить наречия в текстах.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. На материале упр. 213 учащиеся наблюдают за употреблением в тексте наречий, учатся ставить вопросы от глаголов к наречиям.

6. После знакомства с правилом на с. 129 школьникам предлагается составить предложения со словом однажды. Дети называют свои предложения. Учитель выбирает из них словосочетания «глагол + наречие» и записывает их на до­ске. Например: встретили (когда?) однажды, увидел (когда?) однажды, сказала (когда?) однажды, случи­лось (когда?) однажды, шел (когда?) однажды. На при­мере выписанных словосочетаний школьники убеждаются в том, что наречие является неизменяемой частью речи. Целе­сообразно показать детям, что часто наречия образуются от имен прилагательных при помощи суффикса : быстрый -быстро , хороший - хорошо , дорогой - дорого .

Глагол, чаще всего выступающий в предложении сказуемым, является исключительно самостоятельной частью речи. Он обозначает действие или состояние подлежащего. Весна идёт, тепло несёт.

Правила глаголов

Все глаголы имеют начальную (инфинитив, неопределённую) форму. Отличить её можно по окончаниям -ть, -ться, также эти слова отвечают на вопросы «что делать», «что сделать». В предложении чаще всего выступает сказуемым или его частью и подлежащим, но может выполнять роли других членов.

Мы хотим увидеть новые учебники.

Видеть - это смотреть душой.

Она любила смотреть на звезды.

Если к глаголу можно задать вопрос «что делать», то он относится к совершенному виду (радоваться, молчать) . Когда к нему можно задать вопрос «что сделать» - это несовершенный глагол (обрадоваться, помолчать). Иногда встречаются также двувидовые глаголы, они могут относиться то к одному, то к другому виду, в зависимости от контекста.

Я исследовал подвал вчера. (совершенный вид).

Я уже исследовал подвал. (несовершенный вид).

Возвратные глаголы означают действие, которое направлено на себя. Они образуются с помощью постфиксов -ся, -ться (играться, кусаться). Невозвратными называются все остальные глаголы (играть, кусать).

Сказуемые, соединяющиеся с другими частями предложения в форме винительного падежа без использования предлога, относятся к переходным глаголам (вымыть кружку, позвать маму). В категорию переходных входят те, которые не могут сочетаться без дополнительных частей речи (лететь, лежать). В эту группу входят также все глаголы возвратной формы (умываться, убираться).

Правописание глаголов

В предложениях, по правилам глаголов, они могут относиться к одному из трёх наклонений. В форме изъявительного - глаголы можно менять по временам (жили, живём, будем жить), числам (моет, моют), лицам (я повторяю, ты повторяешь, он повторяет). Если для выполнения действия требуется соблюдение некоторых правил, то такие сказуемые относятся к условным (Если всем будет удобно, я подошёл бы). Данная форма образуется частичками бы, б (заглянул бы, смогла б) и может изменяться в родах и числах. Особенно следует отметить повелительный вид сказуемых, который может заставлять, побуждать, призывать к действию (Придите ко мне!). Глаголы такого наклонения могут меняться в лицах и числах.

По правилам глаголов, в прошедшем времени они означают уже произошедшее/происходившее действие (Я сам купил вещи). Также они не могут менять личную форму. К сказуемому настоящего времени можно подставить вопрос «что делает» (Он сам покупает вещи.). Совершенные глаголы не используются в настоящем времени. В правилах глаголов будущего времени существуют две формы: составная (с дополнительным словом будет ) и простая (однословная). Соответственно можно задавать разные вопросы: «что сделаешь» (Ты сам купишь вещи.); «что будешь делать» (Ты будешь покупать вещи сам).

Изменение глаголов

Перемена сказуемых в лице и числе объясняется их спряжениями. Они проявляется исключительно в изъявительной форме и несомненно в виде времени настоящего или будущего.

Для формы в единственном числе личные глаголы изменяются так :

  • 1 лицо - Я открываю. Я люблю.
  • 2 лицо - Ты открываешь. Ты любишь.
  • 3 лицо - Он открывает. Он любит.

Для формы во множественном числе личные глаголы изменяются так:

  • 1 лицо - Мы открываем. Мы любим.
  • 2 лицо - Вы открываете. Вы любите.
  • 3 лицо - Они открывают. Они любят.

Если есть возможность поставить под ударение, разновидность спряжения можно определить так:

  • -е меняется на -у(-ю) - 1 спряжение смотреть-смотрю ;
  • -и меняется на -а(-я) - 2 спряжение звонит-звонят.

В остальных случаях суффикс в начальной форме определяет спряжение:

  • 2 спряжение -и(ть) (красить) и особые исключения;
  • 1 спряжение включает в себя остальные глаголы на -а(ть), -я(ть), -у(ть), -е(ть), -ы(ть), -о(ть) (хотеть, знать );
  • Бывает 4 слова-исключения: зыбиться, зиждиться, брить и стелить и образованные от них.

Слова без упомянутых суффиксов - жить, бить.

Встречаются также такие глаголы, которые меняются и как первое спряжение, и как второе.

Ед. число:

  • 1 лицо - Я побегу. Я захочу.
  • 2 лицо - Ты побежишь. Ты захочешь.
  • 3 лицо - Он побежит. Он захочет.

Мн. число:

  • 1 лицо - Мы побежим. Мы захотим.
  • 2 лицо - Вы побежите. Вы захотите.
  • 3 лицо - Они побегут. Они захотят.

У глагола-исключения брезжить существуют только формы 3 лица в разделе единственного числа или множественного (брезжит - брезжат ).

Слова есть и дать и производные от них являются исключениями и образуют особенные личные формы.

Безличные глаголы

Местами попадаются безличные глаголы. К ним относятся слова, обозначающие пассивное сказуемое, которое происходит без участия подлежащего (вечереет, смеркается).

Основным признаком, с которым можно определить безличность правильного глагола, является его неизменность в числах и лицах. Чаще всего эти виды глаголов выступают в виде сказуемых в простых односоставных предложениях. Для формы настоящего времени применяются в качестве 3 лица и только единственного числа, а в прошлом - как единственное число и средний род.

Обычные глаголы иногда используются для замещения безличных, если появляются в виде единственного сказуемого предложения.

  • Небо посветлело - личный глагол.
  • За окном посветлело - безличный.

Несколько важных правил

Грамотное правописание глаголов и гласных в настоящем времени или формах простого будущего зависит от спряжения:

1 спряжение - в нем используются окончания -е, -у(-ю) забывает, забудут;

2 спряжение - стоит ставить окончания -и, -а(-я) красит, красят.

  • Для повелительного наклонения второго лица глаголов обоих спряжений употребляют суффикс -и (Мы идём домой. - Идите домой.);
  • В случае с прошедшим временем: перед суффиксом -л ставится такая же буква, как в инфинитиве перед -ть (красить - красил, свистеть - свистел );
  • Если есть обес-/обез-: переходные - пишется суффикс -и- (обеспечил «кого?» «что?» ); непереходные - используется -е- (обеспокоен );
  • Леденеть, оледенеть, окровенить и подобные глаголы, образованные от существительного, пишутся с гласной -е- после корня (в ;
  • В инфинитиве, в случае использования прошедших форм, пишутся -ова-, -ева-, в том же случае, когда выбирается настоящее или простое будущее время и единственное число, форма написания первого лица имеет суффиксы -у(ю), -ю(ю) (чередовать - чередую, завоевать - завоюю).

Если же чередования не происходит, употребляются суффиксы -ыва-, -ива-; (перечитывать - перечитываю, перекраивать - перекраиваю).

Если имеется окончание -вать, -ваю под ударением и суффикс -ва-, тогда по правилам русского языка у глагола перед суффиксом пишется такая же буква, что и в начальной форме (полить - поливать -поливаю).

Заключение

Эти несколько простых правил и примеров помогут запомнить, как нужно использовать глаголы при написании. Конечно, чтобы изучить все нормы и исключения, понадобятся более глубокие исследования. Однако для написания более-менее простых текстов, не претендующих на публикации в журналах и газетах, этого будет вполне достаточно.

        1. В прошедшем времени перед суффиксом -л- сохраняется та же гласная, что была перед суффиксом -ть в неопределённой форме: сеять - сеял, видеть - видел.
        2. Буква ь пишется:
а) в неопределённой форме: беречь, учиться;
б) в форме 2-го л. ед. ч.: пишешь, читаешь;
в) в форме повелительного наклонения после согласных: брось(те), отрежь(те); но: лечь - ляг, лягте.

3. Следует различать близкие по звучанию формы изъявительного и повелительного наклонения:

ете
I спр.: выйд
^ вЪ1йди\те\ II спр.: смотр ите\ ^ смотри\т"ё|

4. Если в 1-м л. ед. ч. настоящего (будущего простого) времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то в прошедшем времени и в неопределённой форме глагола будут суффиксы -ова-, -ева-; если оканчивается на -иваю, -ываю, то будут суффиксы -ива- или -ыва-.
От глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, -ива-, -ыва- следует отличать глаголы, имеющие ударный суффикс -ва-, перед которым стоит корневая гласная: запевать - запеть, запивать - запить. Исключения: затмевать (хотя затмить), застревать (хотя застрять), разевоать (хотя разинуть).

          1. Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без не глагол не употребляется: не был; ненавидеть.
          2. Глаголы с частицей не следует отличать от глаголов с приставкой недо-, которая указывает на неполноту действия, т. е. действие, совершающееся ниже положенной нормы: Больной не доедал обеда. - Ленинградцы в блокаду недоедали.
          3. В глаголах с приставкой обез- (обес-) пишется суффикс -е-, если глагол непереходный, и суффикс -и-, если глагол переходный: обессилить (перех.) противника - противник обессилел (не- перех.).
I Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание I слов.
Гора обезлес..ла, гору обезлес..ли, крестьян обезземел..ли, крестьяне обезземел..ли, посёлок обезлюд..л, посёлок обезлюд..ли, спортсмены обессил..ли, переход обессил.. л туристов.


От данных глаголов образуйте форму прошедшего времени, а также неопределённую форму. Обозначьте суффиксы.
Образец: участвую - участвовал - участвовать.

Чувствую, расхаживаю, заливаю, узнаю, горюю, призываю, запеваю, признаю, рассматриваю, советуюсь, раздеваю, затмеваю, агитирую, докладываю, развиваю, согреваю, присутствую, чередую, сознаю.
Объясните значение фразеологизмов. Обратите внимание на разницу в лексическом значении при употреблении одних и тех же глаголов.

1) Брать голыми руками. - Брать грех на душу. - Брать быка за рога. 2) Висеть на волоске. - Висеть на телефоне. - Висеть на хвосте. 3) Встать в позу. - Встать на ноги. - Встать с левой ноги. 4) Выйти в свет. - Выйти из моды. - Выйти из себя. - Выйти сухим из воды. 5) Выбросить из головы. - Выбросить на ветер. 6) Положить под сукно. - Положить зубы на полку.
Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение. От глаголов образуйте и запишите форму 1-го лица единственного числа настоящего времени.
Образец: блокировать - блокирую.

Б..л(?)отировать, б..льзамировать, гравировать, дипломировать, дирижировать, дисквалифицировать, д..стил(?)ировать, меблировать, компрометировать, к..пировать, ратифицировать, р..зюмиро- вать, к..нст..тировать, д..скутировать.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1) Правда суда (не)боит(?)ся. 2) Умел ошибит(?)ся - умей и исправиться. 3) Чем сердит(?)ся, лучше помирит(?)ся. 4) Обожжёшься на молоке, дуеш(?) на воду. 5) Как поживёш(?), так и прослывёшь). 6) Хорошо трудит(?)ся - хлеб уродит(?)ся. 7) Снега надует - хлеба пр..буд..т, вода разольёт(?)ся - снега наберёт(?)ся. 8) Кто пахать (не)лен..т(?)ся, у того и хлеб родит(?)ся. 9) Много всего говорит(?)ся, да не всё в дело годит(?)ся. 10) (Не)стыдно (не) знать - стыдно (не)учит(?)ся.
(Пословицы)

I Определите наклонение глаголов, вставьте пропущенные буквы.
1) Когда вы пиш..те, помн..те о правилах правописания. Пиш..те внимательно! 2) Вынес..те цветы из комнаты. Когда вынес..те, откройте форточку. 3) Выбер..те себе книгу. Когда выбер..те, покаж.. - те ее мне. 4) Тян..те сильнее, вы тян..те очень слабо. 5) Ид..те быстрее, (не)смотр..те по сторонам. 6) Покаж..те мне вашу работу. Когда покаж..те, мож..те идти домой. 7) Расскаж..те мне о ваших впечатлениях от экскурсии. Когда расскаж..те, вероятно, всем захочется поехать.
I Не или недо-? Раскройте скобки, объясните написание.
1) Шест (не)достаёт до дна. Ему (не)доставало времени. 2) Ребёнок (не)досчитал до десяти. Экскурсовод (не)досчитался двух туристов. 3) Рабочий (не)выполнил норму. Завод (не)довыполнил месячный план. 4) Охотник (не)добрался до зимовки. Абитуриент (не) добрал один балл.