Министерская чехарда. Новый этап либеральных реформ

  • 23.08.2019

«Министры скачут, скачут, скачут...»


То, что наметилось в правительственной сфере с середины 1915 года, а в 1916 году окончательно расцвело пышным цветом, получило с легкой руки известного правомонархического деятеля В.М. Пуришкевича определение «министерской чехарды», свидетельствующей об абсолютном кризисе власти.

Сменилось четыре главы правительства, шесть министров внутренних дел, четыре военных министра, четыре министра юстиции, три министра путей сообщения.

В.Н. Коковцов писал по поводу этой ситуации:

«Правительство терпело все большие и частые перемены, так как министры сменялись с невероятною быстротою, и на смену ушедших приходили люди все более и более неведомые, и все громче стали говорить о так называемом влиянии «темных сил», так как никто не понимал откуда берутся эти новые люди, с их сомнительным прошлым, сумбурными планами и полною неподготовкою к делу управления, да еще в такую страшную пору» .

Особенно широкое распространение явление получило в 1916 году, что ярче всего заметно на примере лиц, возглавлявших Совет министров.

В январе в отставку ушел И.Л. Горемыкин, замененный Б.В. Штюрмером. В ноябре на место последнего был назначен бывший министр путей сообщения А.Ф. Трепов. Но он продержался чуть более месяца. 27 декабря председателем правительства утвердили князя Н.Д. Голицына, занимавшего этот пост до Февральской революции.

Определяющей роли в министерских назначениях «темных сил» в реальности не наблюдалось. Все это именно не более чем на уровне «стали говорить». Скорее прав С.В. Куликов: «Тасуя министров, Николай пытался создать свой вариант «министерства доверия», альтернативный предлагавшемуся оппозицией» . Стоит, однако, добавить, что и в соответствии со своими мировоззренческими идеалами.

Проблемы это не решало, «единению царя и народа» не способствовало...

Наибольший ущерб нанесло, пожалуй, назначение 20 января 1916 г. на пост председателя правительства Б.В. Штюрмера.

По мнению американского исследователя Р. Пайпса, отставка Горемыкина и замена его Штюрмером была вызвана опасением, что престарелый Горемыкин (ему было 77 лет) может не справиться с оппозиционной Думой, которой предстояло возобновить сессию . Вполне вероятно. Не случайно в одном из своих писем Александра Федоровна писала Николаю II, что Штюрмер «решительный и лояльный человек», который «будет держать других в руках» . Но назначение Штюрмера шокировало даже членов правительственного кабинета, отказывавшихся первоначально верить в подобную возможность.

Шокировало оно и союзнические дипломатические круги. Английский посол Дж. Бьюкенен добился аудиенции у Николая II и настойчиво попытался убедить императора «вступить на более либеральный путь», упрочить «узы между государем и народом». Успеха не достиг. Царь заявил, что «время для уступок еще не пришло» .

Ограничились формальным реверансом. Впервые за многие годы Николай II посетил Думу в день открытия ее сессии. Но курс при этом сохранили неизменным.

Начался очередной пересмотр состава правительства.

Постепенно устранили последних министров «либерального направления», которые «нелояльно», в представлении императора, проявили себя в ходе августовского (1915 г.) правительственного кризиса (А.А. Поливанов, С.Д. Сазонов). Расставались и с «лояльными министрами», но полагавшими необходимым более деловые отношений с думской общественностью. Некоторые не выдерживали и сами просились в отставку (как, например, министр земледелия А.Н. Наумов). На прощание царь обнимал их, целовал, но... не удерживал и курса не менял.

Правительственный кабинет приобретал более однородный и более правоконсервативный характер. Были расширены полномочия председателя Совета министров при разрешении конфликтов между отдельными ведомствами. Оформлялась система власти, получившая у современников определение «диктатуры Штюрмера», который занимал помимо председательского места и важнейшие министерские посты.

В марте, после увольнения интриговавшего против Распутина А.Н. Хвостова (племянник министра юстиции А.А. Хвостова), Штюрмер возглавил министерство внутренних дел. После отставки в июле 1916 г. С.Д. Сазонова он стал министром иностранных дел, передав портфель руководителя МВД Хвостову-дяде. Стоит при этом заметить, что против подобной концентрации власти выступали и императрица и Распутин.

В обществе Штюрмер имел репутацию «беспринципного человека» и «полного ничтожества», да еще с «немецкой фамилией». Помимо фамилии он был известен своими немецкими симпатиями и близкими отношениями с Распутиным. И его назначение и действия воспринимались в качестве «бесспорного доказательства» влияния «темных сил» и «предательства», якобы существовавшего при Дворе и ассоциировавшегося с «окружением императрицы».

Тем более, что еще с осени 1915 года циркулировали слухи, что Александра Федоровна намерена насильственно устранить Николая II от власти в пользу наследника Алексея, а самой стать регентшей и заключить мир с немцами .

Чувство отчуждения переросло в откровенную непрязнь и враждебность к «немке». Их не скрывали и открыто демонстрировали даже в «высших сферах».

По свидетельству А.А. Вырубовой, при приездах Александры Федоровны в Ставку, приглашенные к царскому завтраку старались «заболеть» и не явиться, включая великих князей. А иностранные представители, не снижая голоса, делали различные «замечания» в ее адрес.

Что же говорить о низах?..

С осени царизм начал очередную волну правительственных подвижек, которые должны были несколько смягчить обстановку, продемонстрировав «стремление» к нормализации отношений с общественностью.

В частности, в сентябре 1916 года министром внутренних дел назначили октябриста А.Д. Протопопова. Ранее он был товарищем (заместителем) председателя IV Государственной думы, возглавлял думскую делегацию, которая в течение апреля – июня 1916 г. посещала союзные и нейтральные государства. Сам Николай II в качестве одного из мотивов его выбора на пост главы МВД называл необходимость министра внутренних дел, который «будет работать совместно с Думой» . Это повторяло маневр годичной давности, когда на смену князю Н.Б. Щербатову министром внутренних дел впервые назначили депутата Государственной думы А.Н. Хвостова.

Было это, однако, запоздало и выглядело крайне неуклюже. Никто не поверил в действительность уступки и в реальность поворота штурвала. Французский посол М. Палеолог записал:

«Новый министр внутренних дел – один из товарищей председателя Думы, Протопопов. До сих пор император редко выбирал своих министров из среды народного представительства. Выбор Протопопова не представляет, однако, никакой эволюции в сторону парламентаризма. Далеко не так...»

Соответствующие «убеждения» (предубеждения) уже сформировались и прочно укоренились. И царские назначения воспринимались с обратной реакцией, были обречены «быть осужденными общественным мнением». Особенно, если они получали поддержку и одобрение Г.Е. Распутина и Александры Федоровны, как в случае с Протопоповым.

«Министерская чехарда» окончательно дискредитировала правительственную власть. Характерен стишок того периода:

Министры скачут, скачут, скачут
В неутомимой чехарде,
А россияне плачут, плачут
Все об еде...
О россиянин! Ради Бога,
Не верь министрам вообще!

Более того, «министерская чехарда» ее просто парализовала.

Дело не только и не столько в лицах, «непригодных к управлению». Среди вновь назначаемых министров имелись и вполне дельные и знающие люди. Но они сами не верили в возможность за «отведенный им срок» (месяц, год, а может и неделя?) что-то реально осуществить.

К тому же надеяться на поддержку императорской власти в проведении реформаторских мер, как уже было очевидно, не приходилось. Николай II упорно придерживался позиции, что «никаких внутренних реформ до окончания войны проводить нельзя». Императрица так и вообще называла это «мелочами», призывала мужа «быть самодержцем» и «показывать кулак».

«Автомобиль Романовых» лихо катился к пропасти, подпрыгивая на ухабах проблем, создаваемых во многом самим же самодержавием...

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: УРОКИ ИСТОРИИ*

«Министерская чехарда»

Александр Елисеев,
кандидат исторических наук

Последние два года существования Российской империи царское правительство было подвержено постоянной кадровой ротации, которую современники метко окрестили «министерской чехардой»

Еще бы! За два года – с начала 1915-го по февраль 1917 года – сменилось четыре премьер-министра, шесть министров внутренних дел, четыре военных министра и четыре министра юстиции. Чем не чехарда?

В чем же причина такой кадровой нестабильности? Первая мировая война резко обострила социальные и политические противоречия в стране. На волне недовольства военными неудачами окрепла и консолидировалась либеральная думская оппозиция. Возник Прогрессивный блок, объединивший большинство депутатов, среди которых были и те, кто придерживался правомонархических взглядов. При содействии недовольной общественности новая коалиция развернула мощное наступление на царское правительство. Поддержку ей оказал и Верховный главнокомандующий, дядя царя великий князь Николай Николаевич.

Находясь в крайне тяжелом положении, власть решила уступить оппозиции и пойти на некоторую жертву. Так, в отставку были отправлены четыре «самых правых» министра, входивших в состав правительства Ивана Горемыкина (1839–1917), – Николай Маклаков , Владимир Саблер и Иван Щегловитов .

Однако проблем эти уступки не решили: думское большинство мечтало установить контроль над всем кабинетом и такие полумеры депутатов не устраивали. Более того, теперь в оппозиции к царю оказалось и большинство членов самого правительства (первую скрипку здесь играл министр землеустройства и земледелия Александр Кривошеин ).

Иван Горемыкин

Монарху было написано коллективное письмо, в котором министры-фрондеры заявили о своем «разномыслии» с премьером Горемыкиным.

Но тут колесо фортуны повернулось в сторону власти. В августе 1915 года ситуация на фронте стабилизировалась, и царь решил, что может позволить себе радикальные меры. Он отправил правительственных «смутьянов» в отставку, а «заодно» снял с должности Верховного главнокомандующего – своего амбициозного дядю, самолично возглавив Русскую армию. Оппозиция стала зализывать раны и готовиться к новому штурму. Власть отлично понимала его неизбежность, что диктовало необходимость новых кадровых подвижек. Горемыкин был надежным проводником воли царя, поддерживал тесные связи с монархическими организациями и пользовался уважением выдающихся деятелей монархического движения. Но возраст брал свое, тогда как на этом посту требовался человек более энергичный, ведь от премьера ждали новых подходов – при безусловной лояльности государю.

на фото (слева направо):
Николай Маклаков, Владимир Сухомлинов, Иван Саблер

Таковым человеком сочли Бориса Штюрмера (1848–1917), которому доверили возглавить не только правительство, но и два важнейших министерства – иностранных и внутренних дел. Штюрмер стал во главе кабинета 20 января 1916 года и пребывал в этой должности до ноября того же года. Он был энергичным и одновременно уравновешенным политиком, отлично знавшим, как работают все механизмы борьбы за власть. Штюрмер организовал консервативно-монархический кружок, включавший членов Государственного совета, сенаторов и чиновников. Это собрание, насчитывавшее 30–40 человек, представляло собой великолепно функционирующий политический клуб. Каждую неделю проходили заседания кружка, где обсуждались специально подготовленные доклады, по которым выносились резолюции. На базе данного клуба возникли правая группа Госсовета и Постоянный совет объединенных дворянских обществ. Это были очень солидные элитные объединения, уровень которых был выше, чем уровень массовых монархических организаций (Союза русского народа и других).


Борис Штюрмер

Штюрмер предложил правительству, Думе и общественности «новый курс», основанный на конструктивном сотрудничестве. Однако оппозиционно настроенная общественность этого курса не приняла. Встретив примирительные жесты Штюрмера с холодным равнодушием, позже она стала относиться к премьеру уже с откровенной враждой. Оппозиции нужно было правительство, подчиненное Думе, ее либеральному большинству. Она предпочла конфронтацию, а Штюрмер оказался фигурой, удобной для нападок. Свою роль сыграло и то, что он был выходцем из семьи обрусевших немцев. Дело в том, что оппозиция любила поэксплуатировать «немецкую тему», обвиняя власть в потворстве Германии. Вот и на Штюрмера навесили ярлык «соглашателя» и даже говорили о его стремлении заключить с немцами сепаратный мир. Конечно, ничего подобного он не желал – просто занимал твердую позицию в отношении союзников, считая, что они должны выполнить требования России, касающиеся послевоенного будущего. Поэтому сами союзники относились к нему не лучшим образом.

Во время премьерства Штюрмера произошли две важнейшие отставки. Своих постов лишились министр внутренних дел и министр иностранных дел . Надо сказать, что Хвостов был человеком идейным: он принимал активное участие в деятельности монархических организаций и даже в какой-то момент стал главой фракции правых в Четвертой Государственной Думе. И вместе с тем он признавал возможность некоторого компромисса с оппозицией и призывал идти навстречу общественности там, где это допустимо (без сдачи позиций). На этом Хвостов стоял и будучи министром внутренних дел. Тогда он часто посещал Думу, общался с депутатами. Предпринимал попытки (и не без успеха) примирить разные враждующие друг с другом направления правых. Был у него и некий «социальный» уклон: так, Хвостов готовил всероссийский рабочий съезд, а также поддержал создание потребительских лавок, призванных бороться с дороговизной. Сгубило его политическое интриганство: он попытался составить тайный заговор против Григория Распутина .

На фото (слева направо): Алексей Хвостов, Сергей Сазонов

Сергей Сазонов противился тому, чтобы Николай II стал Верховным главнокомандующим, да еще и вынашивал планы образования «правительства народного доверия». Он уверял, что такое правительство только укрепит власть царя, но больно уж это попахивало «ответственным министерством», о котором мечтали либералы. К слову, сами либералы постоянно критиковали сазоновское министерство.

Штюрмер занял посты отставленных министров, сосредоточив в своих руках солидный властный ресурс. Начали даже поговаривать о его «диктатуре». И оппозиция, конечно, не преминула обыграть эту тему. На Штюрмера была организована мощная атака. Неожиданно в ней приняли участие великие князья, которые находились во взаимодействии с либеральной оппозицией. Этот странный альянс был основан на общем стремлении ограничить власть монарха – каждая из сторон, разумеется, преследовала свои интересы. Великие князья Николай Михайлович, Георгий Михайлович и Михаил Александрович направили в адрес царя письма, в которых пытались внушить ему мысль о необходимости создания «ответственного министерства».

Тут следует подчеркнуть, что каждая из элитных группировок имела свои виды на власть, отыскивая к ней собственные заветные тропки. Так, начальник штаба Ставки Верховного главнокомандующего Михаил Алексеев предлагал ввести должность «верховного министра обороны», который руководил бы всеми другими министерствами. По сути, речь шла об армейской диктатуре, которую, по замыслу Алексеева, нужно было замаскировать карманным «правительством доверия», включающим в свой состав популярных общественных деятелей.


Михаил Алексеев


Александр Гучков

После убийства Петра Столыпина политический горизонт Российской империи лишился ярких и харизматичных фигур. Период 1915-1917 гг. получил среди историков и современников определение «министерской чехарды». Обычно он характеризуется как время беспрецедентного хаоса на самом высоком уровне управления Российской империи, когда министры и даже председатели правительства лишались своих должностей по прихоти всесильного Григория Распутина и других «темных сил», окруживших монархию. В конце концов, неспособность государственного аппарата функционировать в нормальном рабочем режиме и сделала Февральскую революцию возможной.

В самом деле, период 1915-1917 гг. не стал для России временем творчества гениев от управления. Зачастую назначенные чиновники не успевали вникнуть в суть проблем своего ведомства до своей отставки или изначально были слабо подготовлены для государственной работы в не самое простое для страны время. Однако справедливо и то, что многие представления об этом периоде сложились под влиянием советской исторической школы, по понятным причинам склонной демонстрировать несостоятельность «царизма». В результате, сформировался ряд мифов, которые дают во многом искаженное представление о политической жизни последних лет правления Николая II.

Попробуем разобраться в наиболее характерных из них.

1. «Министерская чехарда» — явление, характерное для Российской империи.

Первая мировая война стала тяжким бременем для всех основных её участников по обе стороны фронта. Огромные государственные машины оказались вовлечены в глобальное противостояние, не имевшее аналогов в истории. Новые вызовы требовали новых решений в экономике, финансах, управлении, военном деле. Очень часто даже подающие большие надежды в довоенное время чиновники оказывались неспособны совладать с грузом задач, которые предстояло решать быстро и эффективно.

Кадровую нестабильность испытывали, в частности, союзники России по Антанте.

В Британской империи за период 1915-1917 гг. на своих постах побывало 2 премьера, 4 министра внутренних дел, 2 министра иностранных дел, 4 военных министра, 3 морских министра, 3 министра финансов. Во Франции сменилось 2 премьера, 1 министр внутренних дел, 5 министров иностранных дел, 5 военных министров, 3 морских министра, 2 министра финансов.

Российская империя в целом не выделялась из этой тенденции. Несколько чаще менялись только председатели правительства и министры внутренних дел.

2. За годы войны управленческая система России полностью обновилась.

Масштаб обновления государственного аппарата в России в годы войны был значителен. Произошло около 300 крупных кадровых перемен. Но говорить о полной перетряске бюрократии, тем не менее, не представляется возможным.

Так, ни одной крупной перемены не претерпели следующие ведомства: Государственная канцелярия, Статс-секретариат великого княжества Финляндского, Министерство императорского двора, Ведомство учреждений императрицы Марии, Собственная его величества канцелярия и Главное управление государственного здравоохранения.

Некоторые другие министерства и ведомства были затронуты кадровыми перестановками в незначительной степени. Они практически не задели столь важные для военного времени ведомства, как министерства финансов, торговли и промышленности, путей сообщения, военное и морское, государственный контроль.

Самые значительные изменения произошли в годы войны в Министерстве Внутренних Дел. Аппарат этого министерства претерпел около 90 персональных перемен и оставил далеко позади все остальные министерства. Кроме 6-ти министров за два с половиной года войны в МВД сменилось 15 товарищей министров, 4 директора Департамента полиции, 4 директора Департамента общих дел, 4 начальника Главного управления по делам печати, 3 председателя ветеринарного комитета, 3 управляющих земским отделом, 3 директора Департамента духовных дел иностранных исповеданий, 2 председателя медицинского совета, 2 начальника управления по делам местного хозяйства, 2 начальника управления воинской повинности и т.д.

Хронологически «министерская чехарда» также неравномерна. Около половины всех крупных перемен относятся к 1916 году. В ноябре этого года произошли 23 перемены, 12 назначений. При этом 8 значительных кадровых перемен произошло в первый день месяца – 1 ноября 1916 г.

3. Все назначения происходили по указанию Распутина и императрицы Александры Федоровны

И современники, и советские историки были склонны абсолютизировать влияние «старца» Григория Распутина и императрицы Александры Федоровны на политику назначений на государственные посты. Это подтверждало тезис о «прогнившей» системе управления Российской империи, где личностный фактор оказывал решающие значение в вопросах государственной важности.

Однако современные историки, внимательно проанализировав причины кадровых перетасовок «министерской чехарды», пришли к выводу, что Александра Федоровна в основном лишь одобряла уже предложенные варианты и её позиция не имела решающего значения в подавляющем большинстве кадровых назначений.

Так, по словам российского историка Ф. Гайды, судя по личной переписке императора и императрицы в июне 1915-ноябре 1916 гг. она настаивала на отставке 12 членов Совета министров, однако с учетом контекста событий нет оснований считать, что её голос был решающим. В то же время в августе 1915-декабре 1916 гг. императрица выступала за назначение 14 кандидатов на различные правительственные посты, 8 из которых были назначены. Во всех случаях назначений Александра Федоровна выступала за кандидатуры, ранее уже инициированные иными лицами.

Кадровая политика «министерской чехарды» действовала, опираясь на две стратегии:

1. Решение о кадровом назначении исходило от премьера-министра или стоящего за его спиной неформального правительственного лидера. В случае с военным министерством кадровые инициативы исходили от самого Николая II.

2. Уходящие министры выдвигали себе на замену собственного кандидата. При этом сами отставки, как правило, происходили по желанию самого чиновника (хотя и здесь есть весьма яркие исключения)

Таким образом, весь кадровый хаос провоцировался общей логикой функционирования государственного аппарата в экстремальных условиях войны.

«Министерская чехарда», безусловно, усложняла жизнь российского общества в годы Первой мировой войны. Многочисленные кадровые перестановки не смогли сформировать эффективную команду в правительстве, которая смогла бы справиться с многообразием задач. Никто из высших чиновников не соответствовал в полной мере духу времени, требовавшему решительных действий. Это делало революционные перемены практически неизбежными.

«Установление Советской власти» - Гражданская война. Принятие декретов. Установление Советской власти. Основные события. Брестский мир. Учредительное собрание. Условия. Окончание войны с Польшей. Большевики. Политика «военного коммунизма». Восстание в Кронштадте. Белые наносят удар по разным направлениям. 2 съезд Советов. Установление советской власти в Средней Азии.

«Революция 1917 года в России» - В Таврическом дворце 27 февраля 1917 г. Петроградский Совет Солдатских и рабочих депутатов 27 февраля 1917 Члены первого Временного правительства России. Февральские события – историческая закономерность, трагическая случайность или заговор против России и монархии? Отречение Николая II от престола 2 марта 1917 г.

«Владимир Ильич Ленин» - Памятники Ленину стали неотъемлемой частью советской традиции монументального искусства. Начало революционной деятельности. 10(22) апреля 1870, Симбирск – 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния. Всех арестованных исключили из университета и выслали на "место родины". Для лечения были вызваны ведущие немецкие специалисты по нервным болезням.

«Владимир Ленин» - Семья Ульяновых. Учёный-марксист, философ и публицист, основоположник ленинизма, идеолог и создатель Третьего Коммунистического интернационала, основатель Советского государства. Один из самых известных политических деятелей XX века. Мавзолей Ленина. «Ленин провозглашает Советскую власть» (художник В. А. Серов, 1947).

«Первый год Советской власти» - Земельные участки. Всероссийская чрезвычайная комиссия. Декрет о мире. Судьба Учредительного собрания. Экономическая политика новой власти. Техническое сотрудничество. Сословное деление общества. Формирование советской государственности. Декрет о земле. Декрет о власти. Право частной собственности. Позиции большевиков.

«Становление Советской власти» - Развал экономики. Выборы. Последствия Брестского мира. Программы действий. Вопрос снабжения городов продовольствием. Борьба в большевистском руководстве. Зимний Дворец. Диктатура пролетариата. Захват власти большевиками в Петрограде. Декрет о земле. Установление Советской власти. Становление Советской власти.

Когда Президент России Борис Ельцин отправил в отставку правительство Виктора Черномырдина .Некоторые считают, что причина отставки в том,что Ельцин уже тогда начал задумываться об уходе в отставку, и начал искать себе преемника.

Сергей Кириенко

Евгений Примаков

Затем новым премьером был назначен Евгений Примаков , который, надо сказать,преодолел самые тяжелые последствия дефолта. В России начался рост реального сектора экономики. Но президент отправил в отставку правительство Примакова в мае 1999 года. Это произошло вследствии конфликта Примакова с Ельциным и закулисной политической борьбы в российском руководстве.

Сергей Степашин

Вместо Примакова премьером стал Сергей Степашин .Его правительство считается самым коротким- оно продлилось всего 3 месяца.В ту пору началась операция "Преемник", и Ельцин остановил свой выбор на Владимире Путине, который в тот период был директором ФСБ .В августе правительство Степашина было отправлено в отставку.

Владимир Путин

Последним из чехарды премьеров стал Владимир Путин , который за месяц завоевал доверие россиян своими действиями в Чечне и Дагестане .По опросам, в декабре 1999 за Путина готовы были проголосовать 85% россиян.

Конец чехарды

Окончилась министерская чехарда 31 декабря 1999 года с уходом в отставку Ельцина.. Указом нового президента Владимира Путина премьер-министром стал Михаил Касьянов .

Список премьер-министров

  • март-август 1998 - Сергей Кириенко
  • август 1998 - май 1999 - Евгений Примаков
  • май -август 1999 - Сергей Степашин
  • август-декабрь 1999 - Владимир Путин

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Министерская чехарда" в других словарях:

    Авторство этого выражения принадлежит депутату 4 й Государственной Думы, известному черносотенцу Владимиру Митрофановичу Пуришкевичу (1870 1920): 12 февраля 1916 г. на заседании Думы он назвал «министерской чехардой» частую смену министров в… … Словарь крылатых слов и выражений

    ЧЕХАРДА, чехарды, мн. нет, жен. 1. Игра, в которой играющие поочередно прыгают через своих партнеров, стоящих в согнутом положении или на четвереньках. Играть в чехарду. 2. перен. Частые изменения в чем нибудь, создающие неустойчивое и запутанное … Толковый словарь Ушакова

    Чехарда игр … Википедия

    ЧЕХАРДА, ы, жен. 1. Игра, в к рой один из игроков, разбежавшись, перепрыгивает через другого, подставляющего ему для упора согнутую спину. 2. перен. Частые изменения в чём н., создающие неопределённое, неустойчивое положение (разг. неод.).… … Толковый словарь Ожегова

    Русская императрица, урожденная принцесса гессенская (1872 1918), жена Николая II с ноября 1894. В истории падения династии Романовых сыграла приблизительно такую же роль, что Мария Антуанетта в истории падения Бурбонов. Но сравнение с Марией… … Большая биографическая энциклопедия

    Падение крепостного права. Падение крепостного права, оформленное правительственными актами 19 февраля 1861 рубеж смены в России феодально крепостнической формации капиталистической. Главным фактором, сделавшим отмену крепостного права… …

    - (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

    - (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

    Принятое в литературе название придворной камарильи в государственном аппарате, одно из ярких проявлений кризиса правящей верхушки Российской империи накануне Февральской революции. В последние годы царского режима неограниченный влиянием… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Пятилетка пышных похорон (также встречаются названия эпоха пышных похорон … Википедия