Политическое мнение. Роль общественного мнения в политике

  • 03.08.2019

Вопросы и ответы приведены в режиме твиттера: не более 140 знаков в сообщении.

1. Если не Путин, то кто?
Тот, кто наберет больше всего голосов на честных выборах после смены власти.

2. Где ваша экономическая и социальная программа?
Наша задача сменить власть и провести реформы, в т.ч. честные выборы. На них вы будете выбирать кандидатов с лучшими программами.

3. Революция – это гражданская война.
Нет. Никто из пресловутых 86% по своей воле на улицу никогда не выходил. Нет у них опыта ни политической, ни физической борьбы.

4. Путин позовет Кадырова и Рамзан Ахматович со своими головорезами вам накостыляет.
В горячую пору Кадырову придется защищать себя (на Кавказе много противоборствующих кланов). Ну и российские военные сведут с ним свои счеты.

5. Вас всех разгонят.
Если нас будет мало – да, разгонят. Если выйдет миллион решительно настроенных людей – не разгонят.

6. В вас будут стрелять.
Могут. Но жить в рабстве нельзя.

7. Без оружия власть сменить не получится.
Получится. В августе 1991 года в России получилось. Получилось в Восточной Европе, Прибалтике, Грузии и на Украине.

8. Вы должны отвечать за тех людей, кого выводите на улицу.
Ответственность у всех равная и у лидера, и у рядового оппозиционера. Мера ответственности – одна 143-х миллионная.

9. Какие первоочередные реформы вы сделаете после смены власти?
Люстрация, честные выборы, независимый суд и свободные СМИ.

10. Страна после революции распадется на части.
Если регионам дать власть и не отбирать деньги – страна не распадется. Децентрализация власти – одна из будущих реформ.

11. После смены власти придут те же самые люди, что правят сейчас, поскольку у них есть деньги и они всё купят.
Во-первых, будет люстрация, а во-вторых, после смены власти мы должны контролировать чиновников, всех, даже самых демократических.

12. Чей Крым?
Крым – это Украина. Равно как и Донбасс – тоже Украина.

13. Что делать с Крымом после смены власти?
Крым и Донбасс будут переданы Украине. За убийство людей Украине будет выплачена компенсация, а виновные в аннексии пойдут под трибунал.

14. Эти уже наворовали, им много не надо, а вот новые, голодные придут и еще больше воровать будут.
Если пустить всё на самотек, то воровать действительно будут. Поэтому мало сменить власть, надо научиться чиновников контролировать.

15. Вам платит Госдеп США.
За 17 лет правления Путина (подполковника КГБ) его ведомство не выявило ни одного случая получения оппозиционерами денег из Госдепа.

16. А вот вы, оппозиционеры, работать не пробовали?
Большинство оппозиционеров работают, а протестом занимаются вне работы. Некоторых кстати за оппозиционную деятельность увольняют.

17. Вместо того, чтобы протестовать занялись бы делом, например, помогли бы детскому дому?
Помогаем и детским домам, и больницам, и приютам. Но бить по хвостам бесполезно, нужно менять всю систему власти.

18. Почему оппозиция не объединяется?
У ряда оппозиционеров много амбиций и мало боли за страну. Не смотрите на них, действуйте сами, ищите единомышленников и объединяйтесь.

19. Как менять власть?
Власть надо менять на улице путем мирной демократической революции, то есть путем выхода огромного количества решительно настроенных людей.

20. Большинство населения не хочет менять власть, почему вы, меньшинство, хотите навязать свое мнение?
Да, нас меньшинство, но именно меньшинство и делает перемены. Для революции нужны 1-2% населения и 10-15% в поддержке.

21. Вы, демократы, уже были у власти в 90-х и у вас ничего не получилось, ходите взять реванш?
Мы хотим прогнать воров и международных террористов. Мы хотим передать власть народу. Это не предосудительно. Это борьба за свою страну.

22. Во всем виноваты США, Запад, англосаксы, масоны, евреи, мировое правительство, это они желают России беды и несчастья.
Запад опасается авторитарных режимов и не хочет, чтобы Россия была таковым. Запад не враг, он хочет вовлечь нас в круг цивилизованных стран.

23. Выходить на пикеты, прогулки и митинги смысла нет. Вот когда начнется настоящая буча, тогда я выйду.
По щелчку пальца революция не начнется. Она начинается с предреволюционной ситуации и ее надо готовить акциями протеста различного масштаба.

24. Что делать с нынешними чиновниками после смены власти?
Наиболее одиозные фигуры предстанут перед судом и трибуналом и сядут в тюрьму, вплоть до пожизненного срока, а их помощников ждет люстрация.

25. Нужна ли после смены власти национализация предприятий?
Национализировать нужно только украденные у государства предприятия. Собственность честных предпринимателей нужно защищать.

26. Нужно ли вводить визовый режим с соседними странами?
Визовый режим обычно вводят страны с низким уровнем демократии – к ним нужно применять ответный визовый режим.

27. У вас, оппозиционеров, нет специалистов, вы не сможете управлять страной после смены власти.
У нас есть специалисты во всех отраслях народного хозяйства. Достаточно сказать, что в социальный протест вовлечены все слои населения.

28. А что я могу сделать один? Я тут в городе единственный оппозиционер. Кругом «болото».
Ты совершенно точно не один! Организуй вокруг себя протестную ячейку, позови людей. Увидишь, что единомышленники есть.

29. Власть падет сама, поскольку экономика рушится, перемены неизбежны. Зачем суетиться?
Перемены неизбежны, но если просто ждать, то возможен захват власти авторитарными структурами. Перемены надо готовить и делать самим.

30. К кому мне присоединяться? Чем я могу быть полезен оппозиции?
Найдите протестную ячейку в своем городе. Если таковой нет – создайте ее сами. Шумите и на улице, и в сети. Зовите к себе людей!

A. Определение

Выражение "политическое мнение" не следует рассматривать только в узком смысле участия в политической партии или политическом процессе. Как пояснил один известный американский иммиграционный эксперт, смысл "политического мнения" в определении беженца "следует понимать в широком смысле, включая, в пределах основных ограничений, разрабатываемых сейчас в основном в сфере прав человека, любое мнение по любому вопросу, который может быть принят в аппарате государства, правительства и полиции".

Четвертый Окружной суд США описал "политическое мнение" как "изначально" обнародованные "словесными или открыто выраженными поведением просителя политического убежища доказательства в соответствии с определенным случаем". Признавая, что "менее явные символические действия также могут выражать политическое мнение", суд установил в качестве основы, что "какое бы поведение проситель политического убежища не стремился продвигать как политическое, оно должно быть мотивировано идеалом или определенным убеждением, прежде чем оно сможет составить основу для политического убежища в США".

Выражение политического мнения может принимать разные формы — есть много типов мнений и взглядов, которые могут попадать под общую категорию "политических". В зависимости от конкретного прошения политического убежища в США, некоторые примеры выражения политических убеждений, вне традиционного политического процесса, могут включать:

1. Выражение феминистских убеждений

2. Разоблачение нарушений прав человека правительством

3. Мероприятия по защите или установлению права на объединения (такие как профсоюзы), прав трудящихся, или других гражданских свобод

4. Участие в различных студенческих группах

5. Участие в сообществе по улучшению организаций или кооперативов, или в движении за земельную реформу

6. Отказ исполнять приказы, нарушающие права человека

7. Доносительство или иное противодействие правительственной коррупции

Обратите внимание: Информирование органов власти о физических лицах, участвующих в незаконной деятельности, не обязательно является основанием для права на получение политического убежища в США. Однако, такие поступки вполне могут осуществляться в политическом контексте. Например, предоставление правительству информации о партизанской группе, когда партизанская группа воспринимает такое информирование как оппозицию к ней, было бы основанием для вполне обоснованных опасений или преследования в связи с политическим мнением (вмененным).

Примечание. Musabelliu v. Gonzales, 442 F. 3d 991(7th Cir. 2006) (суд решил, что вред просителю политического убежища был причинен не в связи с политическим мнением, так как раскрытие этим просителем убежища коррупции командования и прокуратуры в его военном секторе было частью его обязанностей как бригадного генерала, а не "общественно-политической позицией").

Thuri v. Ashcroft, 380 F.3d 788 (5th Cir. 2004) (доказательства не приводят к выводу о том, что обнародование единственного эпизода совершения преступления сотрудниками полиции рассматривается властями как выражение политического мнения).

B. Мнение должно принадлежать просителю убежища, или приписываться этому просителю

Преследование по признаку политического убеждения означает преследование в связи с политическим мнением просителя убежища , или мнением, приписанным этому человеку, а не мнением преследователя.

Тот факт, что преследователь мотивирован политическими целями или представляет политическую организацию, само по себе не доказывает, что преследование осуществляется в связи с политическим убеждением. Преследователь должен быть мотивирован мнением человека, или его предполагаемым мнением.

C. Нейтралитет

Хотя BIA не предоставил политическое убежище в США или приостановление высылки, основываясь на решении просителя убежища оставаться нейтральным в период споров, Совет проанализировал прошения о политическом убежище в США по принципу, что в некоторых случаях нейтралитет может быть формой политического мнения.

2. Федеральный Окружной Апелляционный Суд США

Первый и Девятый Окружные суды США нашли, что нейтралитет может составлять политическое мнение. Восьмой Окружной суд США также отметил, что нейтралитет может, в некоторых случаях, быть формой политического мнения.

3. Опасный нейтралитет

Девятый Окружной суд США следовал доктрине "опасного нейтралитета". Оставаться нейтральным в среде, где нейтралитет представляет опасность со стороны правительства, или со стороны неконтролируемых антиправительственных сил, это выражение политического мнения.

Например, отказ от выбора обеих сторон в гражданской войне может быть расценен в качестве оппозиционного действия участниками обеих сторон конфликта.

Политический нейтралитет может включать в себя отсутствие любых политических мнений. Нейтралитет может быть доказан высказыванием или действием (действиями).

4. Восприятие нейтральности просителя убежища

Определяющим вопросом является то, как преследователь рассматривает нейтралитет данного просителя убежища и нацелился ли преследователь на этого просителя убежища из-за его нейтралитета. Если проситель политического убежища не высказал или иначе утвердительно не выразил свою нейтральность, преследователь может и не знать о ней.

Часто во время конфликта, с точки зрения преследователя, вообще не может быть нейтралитета. В глазах преследователя "либо вы с нами, либо против нас". Преследователь может вменить оппозиционное политическое мнение каждому, кто нейтрален.

D. Вмененное политическое мнение

Преследования "в связи с политическим мнением" включают и преследования за политическое мнение, которое было приписано человеку, даже если на самом деле не обладал этим мнением. Снова определяющим вопросом является то, как преследователь рассматривает этого человека. Некоторые учитываемые факторы включают:

1. Совершил ли данный проситель политического убежища какие-либо действия, которые преследователь будет рассматривать как политическое мнение, даже если этот проситель убежища не намеревался сделать их таковыми.

Пример. Фактическое правительство Гаити во время изгнания президента Аристида ассоциировало членов общественных комитетов по улучшению жизни с президентом Аристидом. В глазах военных и их сторонников подметание улицы или участие в кампании по ликвидации неграмотности свидетельствовало о поддержке изгнанного президента.

Пример. В 1999 году правительство Китая объявило вне закона практику Фалуньгун, философию, которая сочетает аспекты Даосизма, Буддизм и медитативные техники цигун, с учением Ли Хунчжи. Правительство рассматривало тех, кто практикует Фалуньгун, как обладающих антиправительственными политическими убеждениями. Проситель политического убежища в США, который являлся мишенью для китайских властей за продажу Фалуньгун-литературы, может доказать преследования в связи с вмененным политическим мнением, даже если он не поддерживает движение и продавал книги только для получения прибыли, так как есть доказательства того, что власти воспринимают этого просителя убежища в качестве оппозиционера правительству.

2. Заявления, сделанные преследователем, которые могут предоставить взгляд преследователя на данного просителя убежища или лиц в схожей с этим просителем убежища ситуации

3. Обращение преследователя с лицами в схожей с данным просителем политического убежища ситуации

4. Отчеты об условиях в стране

Понимание всей политической ситуации в стране может предоставить контекст, в котором действует преследователь.

5. Тяжесть любого наказания, понесенного данным просителем политического убежища.

Косвенное доказательство преследовательных намерений "чаще всего состоит в наказании настолько тяжелом, что кажется очевидно направленном на реальных или мнимых врагов, нежели на обычных правонарушителей".

6. Имел ли преследователь причины, не связанные с политическим мнением данного просителя убежища, употребить власть против него (например, законное уголовное расследование преступления, в котором этот проситель убежища был замешан)

E. Попытки свергнуть правительство

1. Основные Правила

a. Преследование за попытку свергнуть правительство может представлять собой преследование в связи с политическим мнением, если нет законных политических механизмов для смены власти.

b. Законное правительственное расследование и наказания лиц, которые боролись против правительства в гражданском конфликте, как правило, не считается преследованием в связи с политическим мнением.

Perlera-Escobar v. EOIR и INS, 894 F.2d 1292, 1299 (11th Cir. 1990) (указано на признанное на международном уровне право должным образом установленного государства защищать себя от нападения и восстания).

2. Рассмотрение

а. Исследование и анализ похожи в обоих случаях, является ли проситель политического убежища участником попытки государственного переворота, или же вооруженного восстания. Сначала надо выяснить мотивацию правительства, которого опасается данный проситель убежища, преследовать этого просителя убежища, а затем установить, не являются ли действия этого просителя убежища препятствием для его защиты предоставлением политического убежища в США. Если в наличии имеются институты, обеспечивающие смену власти мирным путем, преследование человека, который пытается насильственно свергнуть правительство, как правило не будет признано преследованием, если закон и применение этого закона являются нейтральными по намерениям. "Должным образом установленное" правительство имеет право расследовать действия своих подозреваемых врагов.

b. Если власть преследует пытающихся ее свергнуть людей необычайно сурово или не так как обычно тяжело карает людей, разделяющих ту же защищаемую характеристику, проситель политического убежища в США может продемонстрировать, что он был преследуем в связи с защищенной характеристикой, даже если некоторые институты для мирных перемен имеются в наличии.

с. Анализируя страх преследования за действия, предпринятые для свержения власти, Офицер по убежищу должен рассмотреть легитимность примененных к просителю политического убежища законов. Когда правительство не признает международное право человека на мирный протест, наказание за политически мотивированный акт против этого может не быть легитимным применением власти.

d. Офицер по убежищу должен также рассмотреть действия, совершенные просителем убежища во исполнение попытки свержения правительства. Если эти действия связаны с преследованием или пытками других людей, тяжелым ущербом для гражданского населения, или с террористической деятельностью, они могут вызвать обязательный предоставленный на усмотрение решающего отказ. Помните, что это основание для отказа, которое отделено от вопроса, было ли соблюдено требование о "связи".

Пример. Верховный Суд США рассмотрел вопрос о том, не препятствуют ли насильственные действия, предпринятые в рамках усилий по свержению Гватемальского правительства, получению права на политическое убежище в США, или же дисквалифицирует как особо тяжкие преступления. Суд принял оценочный тест BIA, устанавливающий, не перевешивает ли преступный характер действий искомую политическую выгоду. Было решено, что действия, включающие в себя причинение вреда мирным жителям, поджог автобусов и уничтожение имущества, а также уголовный характер этих действий, перевешивают политическую их цель.

Примечание. Помните, что это решение предшествовало изменению антитеррористических запретов для политического убежища в США по американским Patriot Act и Real ID Act. По закону в редакции этих Уставов просителя политического убежища может дисквалифицировать его террористическая деятельность. См. раздел INA 212(a)(3)(B)(iii).

Подробное решение Параграф § 27 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Только ли в словах проявляется отношение человека к политике? Где проходит граница допустимого поведения в политической деятельности?

Политические ценности и нормы являются важнейшими регуляторами политической деятельности. Нормы в политике означают правила политического поведения, ожидания и стандарты, запреты и регуляторы, регламентирующие политическую деятельность индивидов и социальных групп в соответствии с ценностями соответствующей политической культуры, укрепляющие стабильность и единство политической системы общества. В политике, как и в любой другой общественной деятельности, тоже есть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества.

Политические нормы производны от соответствующих политических ценностей и основываются на них, но с другой стороны, последние выражаются в них. Если ценности отвечают на вопрос, как относиться к явлениям политической действительности, к тому, что есть и что может быть, то нормы предписывают, что с ними делать.

Соблюдение политических норм обеспечивается в обществе путем применения поощрения и наказаний. Эти позитивные и негативные политические санкции выступают наиболее конкретным прямым и непосредственным элементом в структуре политической регуляции.

Политические нормы по существу социальны, поскольку отражают интересы людей, формирующиеся в социальной сфере. Именно на основе таких интересов и возникают соответствующие политические институты общества - партии, государство и пр. - взаимодействие между которыми как раз и происходит на основе соблюдения политических норм.

Политические нормы различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, явные или латентные), по степени обобщенности (общие принципы политической деятельности или конкретные образцы политического поведения), по типу политического режима их функционирования (демократические, авторитарные, тоталитарные); в них могут выражаться как позитивные (предписания), так и негативные (табу-запреты) характеристики политического действия.

Политические нормы существуют в трех сферах социальной действительности: в нормативных высказываниях властвующих и подвластных; в социальных отношениях, которые обусловливают правила их функционирования; в сознании - как переживание этих норм.

Вопросы и задания к документу

Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворённым, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где обнаруживается необычайная концентрация социально обездоленных людей.

То, что принимается за апатию, на деле, вполне может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но понятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

Да, можно применить.

Вопрос 3. Как вы думаете, каковы причины и последствия пассивности части граждан России на выборах?

Пассивность некоторых россиян на выборах объясняется просто - они не верят в честные выборы и считают, что от их участия ничего не зависит. Честные выборы в России миф, в который никто не верит.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что называется политическим поведением? Как различаются его формы? Приведите примеры.

Участие в политической жизни может быть рассмотрено и с точки зрения отношения человека к политике, к участвующим в ней людям, к самому себе. Внешним проявлением этого отношения является поведение человека, которое может оцениваться с позиций нравственности и права.

Политическое поведение - это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Это совокупность поступков, сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных действий, вызванных эмоциональным состоянием индивида.

Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, её действия и бездействие.

Участие в политической демонстрации - это возможное политическое действие. Неучастие в выборах - это тоже возможный вариант политического поведения, имеющего форму бездействия. Бездействие в данном случае тоже является поступком, который может иметь те или иные последствия для развития политической ситуации. Участие в выборах, манифестациях, митингах с точки зрения публичности поступков относят к открытым формам политического поведения, а политическую пассивность, стремление уйти от политической жизни - к закрытым формам.

С точки зрения преемственности формы политического поведения делятся на традиционные (соответствующие устоявшимся политическим представлениям, менталитету, типичные для данной политической культуры) и инновационные (создающие новые образцы политического поведения, порождающие новые черты политических отношений).

По своей целевой направленности политическое поведение может быть конструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым. Индивидуальное политическое поведение - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а ещё больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

Вопрос 2. Каковы мотивы политического поведения?

Мотивами политического поведения являются все те ценности и интересы человека, которые касаются политической жизни. Одни воздействуют на политическую область общества положительно путём создания политических объединений, союзов, а другие - отрицательно, что, в свою очередь, означает появление политических противостояний, противоборств.

В поступках наиболее отчётливо выступают ценностные аспекты политического поведения. В реальном политическом поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложных взаимодействиях. Поведение может варьироваться по степени интенсивности от корректных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательности, словесных оскорблений, даже до применения физической силы.

Решающее значение в политическом поведении имеет наличие осознанных политических интересов и ценностей личности. Поскольку политические интересы отражают положение в обществе различных групп населения, представители этих групп, как правило, нацелены на реализацию этих интересов через политику. С этой точки зрения политическое поведение мелких предпринимателей может отличаться от поведения, например, служащих государственного аппарата.

Не менее важными являются ценности, разделяемые той или иной группой населения. Утверждение в сознании людей демократических ценностей во многом определяет и их ориентацию на демократические партии и на демократические, правовые формы политического поведения.

Вопрос 3. В каких случаях имеет место протестное поведение?

В структуре политического поведения выделяются протестные формы. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к её отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме. Такой формой нередко становятся митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, забастовки. Они, как правило, обусловлены состоянием недовольства, вызываемым расхождением между реальным и ожидаемым положением, к которому стремится субъект.

Вопрос 4. Чем характеризуется электоральное поведение?

Электоральное поведение зависит от ряда факторов. В странах, где давно сложилась партийная система, связи избирателей с определёнными партиями довольно устойчивы. От выборов к выборам они голосуют за партию, которую традиционно считают «своей». Значительная часть избирателей голосует за тех кандидатов и за те партии, которые предлагают наиболее приемлемое для них решение существующих проблем. Наконец, имеет место индивидуальная и групповая приверженность к определённым кандидатам. В этом случае голосуют не столько за программу, сколько за кандидата, исходя из положительной оценки того, что он уже сделал или собирается сделать.

Вопрос 5. Объясните, чем опасно экстремистское поведение.

Политическая жизнь демонстрирует и экстремальные (крайние) формы политического поведения. Экстремизм - это приверженность в политике к крайним взглядам и мерам, правовой нигилизм, поведение, преступающее правовые и моральные нормы. За последние десятилетия мир был свидетелем множества проявлений правого и левого политического экстремизма. Например, случаи публичного самосожжения активистов политических движений, стремящихся привлечь таким образом внимание к своим требованиям. Или захват заложников с целью получения выкупа, который используется для финансирования деятельности своей группы. Подобные формы политического поведения возникают под влиянием экстремистских организаций, стремящихся спровоцировать массовые беспорядки. Их воздействию подвержены случайные, временные скопления людей: участники собраний или митингов, демонстраций, толпа на улице.

К экстремистским типам политического поведения относится терроризм. Политический терроризм - систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и т. п.) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное - запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляется в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать всё общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

Политический терроризм в конце XX в. принял международный характер. В его руках современные технические средства вплоть до оружия массового поражения. Задача борьбы с терроризмом стоит перед отдельными государствами и всем мировым сообществом.

Вопрос 6. Каковы возможности регулирования политического поведения?

Политическое поведение людей, как и любое другое, регулируется обществом и государством в различных формах.

Во-первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что эти собрания должны проходить мирно, без оружия. Террор, организация массовых беспорядков и т. п. относятся к числу преступных действий и влекут за собой уголовную ответственность.

Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.

В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции.

В-четвёртых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.

В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их норм, их умения снимать чрезмерную политическую напряжённость и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.

Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъектов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в начале XXI в. сопровождались столкновениями с полицией; они оставили после себя разбитые витрины магазинов, перевёрнутые и сожжённые автомашины, груды мусора. Как оценить политическое поведение участников этого движения?

В политизированной толпе вероятны проявления аффективного, бессознательного поведения. Аффективное поведение проявляется в бурно протекающей реакции субъекта на сильный внешний раздражитель, при которой сознательный контроль человека над своими действиями ослабевает или исчезает полностью. Для толпы характерны нетерпимость, импульсивность, раздражительность, податливость внушению, односторонность чувств и изменчивость. Ответственность человека за свои поступки как бы растворяется в эмоциях толпы. Толпа таит в себе опасность аффективного поведения, агрессивности, массовых беспорядков, насилия.

Вопрос 2. Сопоставьте с приведённым в тексте параграфа высказыванием Г. Лебона следующую характеристику толпы, данную Л. Н. Толстым: «Что бы ни говорили защитники народного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших людей, но соприкасающихся только животными, гнусными сторонами и выражающая только слабости и жестокость человеческой природы». Что общего в рассмотренных характеристиках толпы? Чем они различаются?

Так называемая преступная толпа. Толпа может быть преступна с точки зрения закона, но не будет таковой с психологической точки зрения. Полная бессознательность поступков толпы. Лебон имеет в виду митинги, протесты где толпа (скопление людей, преследующих общий интерес и имеющие единую цель, в общем) переступает через закон, нормы права, установленные и санкционированные государством. Но вместе с тем их интерес не направлен на совершение противоправных действий, т. е. вполне правомерное желание. Л. Н. Толстой напротив утверждает, что толпа не что иное как деструктивный элемент. Ее цели могут быть разные, но пути ее достижения весьма опасны и обязательно сопряжены с переступанием рамок закона. Данной толпе характерно разрушение, уничтожение, унижением человеческого достоинства.

Вопрос 3. Проведённое в 2010 г. социологическое исследование готовности молодых людей содействовать органам государственного управления и муниципального самоуправления в реализации государственной молодёжной политики дало следующие результаты. Готовность участвовать в обсуждении принимаемых законов и планов выразили 32% опрошенных; участвовать в организации различных акций и мероприятий - 31%; не определились - 15%. В то же время 12% заявили: «Это не моё дело». Ещё 7% ответили, что не считают это реальным. Свидетельствуют ли эти данные о политическом поведении молодёжи?

Да, эти данные свидетельствуют о политическом поведении молодёжи.

Вопрос 4. Изучение социологами мнений о том, как искоренить международный терроризм, выявило следующие точки зрения. «Беспощадно уничтожать террористов» ответили 55% опрошенных. «Нужно устранить его причины: неравенство, несправедливость угнетение» - мнение 49% отвечавших на вопрос. Ответ «Усилить контроль на границах, оградиться от возможных террористов» поддержали 46%. Мнение 16% - «Победить международный терроризм можно, ограничив демократические свободы». Что думаете по этому вопросу вы? Аргументируйте свою точку зрения.

Для искоренения международного терроризма нужно устранить его причины: неравенство, несправедливость угнетение.

Под непосредственным влиянием обыденного сознания формируется общественное мнение. Общественное мнение - положение массового сознания, которое включает отношение (скрытое или явное) различных социальных совместно остей, слоев и классов, групп людей к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение реально проявляется через систему социологических исследований, опросов, свобод людей в процессе избирательных кампаний, референдумов, массовых митингов, шествий, собраний, через средства массовой информации. Действуя во всех сферах общественной жизни, общественное мнение одновременно имеет границы, определяемые общественным й значимости событий, явлений, обсуждаемых. Прогрессивная роль общественного мнения наиболее заметна при сочетании обыденного общественного сознания с теориейрією.

Массовое сознание фиксируется в общественном мнении, что составляет, с одной стороны, политический институт, который участвует в осуществлении власти, механизм принятия решений на всех уровнях жизни общества, а с другой - совокупное суждение, делится различными социальными общностями по поводу тех или иных событий, явлений действительности. Общественное мнение занимает определенную позицию, дает совет, рекомендации, вынос ить решение по различным вопросам общественно-политической жизни, регулирует поведение индивидов, общностей и социальных учреждений, поддерживая или отрицая те или иные представления, ценности, нормы. Сплошь на мысль - сфера политического соревнования, соперничества, в которую вовлекаются экономические и политические силы, так как формирование и отражение того, чтоо составляет его содержание, зависит от материальных средств формирования и распространения мысли и политических средств, которые позволят определить границы легальной общественной мысли, предпосылок . Характер влияния общественного мнения на политические процессы зависит от существующего политического строя. Так, в условиях тоталитаризма, авторитаризма с помощью государственных институтов осуществляется манипуляция масс совой сознанием и общественное мнение теряет свой смысл. Общественное мнение как элемент функционирования политических систем - постоянно действующий фактор управления, посредством которого реализуются несколько влиятельных х функций:: экспрессивно-контрольная которая определяет политическую жизнь тех или иных общностей; консультативная, дающего советы по поиску оптимальных политических действий; директивная что выносит решение по тем или иным вопросам, регулирующая поведение индивидов, социальных общностей и учреждений, поддерживает или отвергает те или иные представления, ценности и нормы

Общественное мнение может быть истинной или ложной, иллюзорной, формируется под влиянием не только социально-экономических и политических факторов, но и путем идеологических средств. Действием многих факторов -факторов - составом тех общностей, высказывают свое мнение, степенью совпадения интересов социальных слоев и групп, характером обсуждаемых, и проблем и определяется общественное мнение. Но сам процесс фо рмування и функционирования общественного мнения может происходить стихийно. В современных условиях на формировании общественного мнения отражается определенное влияние со стороны многочисленных политических партий, движений,. Объединенных средств массовой информации. В свя связи с тем, что общественное мнение - важное средство борьбы за власть, политическая история дает немало примеров манипулирования и обработки его в интересах определенных политических с и сил.

На формирование общественного мнения все больше влияют средства массовой информации. Социологические исследования показывают, что абсолютное большинство населения Украины приоритетными источниками политической информа ции называет телевидение и прессу. Велика гражданская и политическая ответственность работников средств массовой информации за правдивость публикации, за предотвращение возможных негативных влияний на сус зверей мнение и создания непродуманных или просто ложных передач и публикацияхій.

В политическом сознании, общественном мнении оказываются интересы людей и важно достигать известной согласованности, гармонии между общественным мнением и сознанием. Любое политическое решение обречено на прова ал, если вступает в конфликт с доминирующими в обществе интересами, с политическим сознанием, сложившейся. Взвешивая на возможность проявления противоречий между общественным мнением по той или иной проблемы и осуществляемой политикой, польский социолог. Ежи. Вятр отмечал, что противоречия следует устранить и они, как правило, устраняются с помощью одного или двух средств: либо путем изменения политики, проводит ься, или путем эффективного воздействия на общественное мнение с целью восстановления соответствия между ней и политикой. Попытки же решения"связать противоречия силовыми, насильственными средствами способны вызвать серьезное и политические последствиядки.

Одним из духовных факторов современного политического процесса является общественное мнение . Общественное мнение - одна из форм общественного сознания, существующая в виде комплекса относительно устойчивых коллективно-массовых представлений, оценок, идей, отражающих позиции и интересы основной массы граждан и фиксирующих их отношение к основным проблемам и реалиям общественной - политической жизни страны .

Общественное мнение – атрибут светского , демократического общества и государства без признаков выраженной полититизации и политического раскола. Акцентированное политическое противостояние в стране препятствует формированию устойчивых массовых представлений. Подобная ситуация существует в Украине, находящейся на стадии формирования демократии в условиях резкого политического раскола главных политических группировок. Следовательно, объективных условий для зрелого общественного мнения в Украине еще не создано, результатом чего является его подвижность и своеобразная конъюнктурность, а также излишняя политизованность.

Политические представления и оценки составляют лишь часть общественного мнения , обозначая наиболее значимые для граждан политические проблемы. Именно политическая составляющая является его наиболее динамичным элементом, отображая повышенную динамику политической сферы общества, смену настроений граждан.

Основными носителями и выразителями общественного мнения выступают средства массовой информации (СМИ): радио, пресса, телевидение. Политическая составляющая общественного мнения может выражаться также в массовых политических акциях: митингах, демонстрациях, шествиях. Своеобразным проявлением общественного политического мнения можно также считать общенациональные выборы в представительные органы власти, референдумы. Так как политические пристрастия граждан в ходе выборов фиксируются в поддержке популярных политиков и авторитетных партий, что есть выражение их поддержки общественным мнением.

Общественное мнение выражается в оценках крупных политических событий, деятельности политических лидеров, поддержке или неодобрении, осуждении деятельности государственных институтов и важных международных политических акций.

Влияние общественного мнения на политику отражается в его характеристике как «Четвертой власти», существующей в стране. По сути, «четвертая власть» и есть отражение авторитета общества, народа, его реальной возможности влиять на политику правящей элиты, партии. Общественное мнение выступает в роли своеобразного духовного посредника между гражданским обществом и государственной властью, важнейшим средством легитимации власти.



К его важнейшим функциям относится:

· Функция легитимации власти , ее институтов и представителей;

· Функция экспертизы, оценки важнейших событий и явлений общественной жизни; действий политиков и известных людей;

· Функция социализации или формирования граждан и их сознания;

· Функция мобилизации и управления поведением граждан;

· Функция стабилизации социально-политичесих процессов;

· Функция коммуникации или средства взаимодействия государства и общества, общественных групп, институтов и граждан и др.

Общественное мнение выступает объектом постоянного воздействия со стороны государства и влиятельных политических партий и групп. Целью этого воздействия является использование его возможностей, авторитета для решения каких-либо корпоративно-групповых или личных проблем. Инструментом этого воздействия выступают СМИ, за контроль над ними идет острая борьба во всех демократических странах. Поэтому наличие свободы прессы и других средств массовой коммуникации является важнейшим условием наличия политического и идеологического плюрализма, а также возможности для существования полноценного общественного мнения.

Его состояние служит предметом постоянного научного изучения, экспертизы представителями социологической, политической и других общественных наук. Опросы общественного мнения, его мониторинг (проведение постоянных исследований по какой – либо социальной проблеме и отношении к ней различных категорий граждан) сегодня осуществляются во всех странных и стали частью практики повседневного управления делами общества и государства. Ни одна политическая партия сегодня не может действовать без изучения и использования информации о состоянии общественных позиций (мнения) граждан по ключевым политическим вопросам.



Практически все современные социальные и политические технологии, используемые государственными институтами, партиями, гражданскими организациями и учреждениями основаны на исследовании общественного мнения и их результатах. Все это позволяет сделать вывод о том, что общественное мнение в развитых странах стало важнейшим фактором и регулятором социально-политических процессов, фактором общей социально-культурной и политической эволюции общества и государства.

Механизм влияния граждан и общественных групп на решения государства также основан на использовании авторитета общественного мнения. Митинги, демонстрации и другие массовые политические акции направлены на общественное мнение, на формировании соответствующей социальной обстановки, гражданского настроения, игнорировать которое правящая партия и лидеры страны не могут, не рискуя при этом утратить поддержку общества. Вместе с этой поддержкой они автоматически теряют власть, или возможность быть избранными как представители общества, народа.