Страны восточной европы после второй мировой войны. Страны Западной Европы: послевоенное устройство

  • 26.08.2019

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания), которые в послевоенный период стали называть просто Восточной Европой, прошли через драматические испытания.

В годы войны некоторые из них были оккупированы германскими и итальянскими войсками (Польша, Чехия, Югославия, Албания), другие оказались союзниками Германии и Италии. С этими странами были заключены мирные договоры (Болгария, Венгрия, Румыния).

Освобождение Европы от фашизма открыло путь к утверждению демократического строя и антифашистских преобразований. Разгром Советской Армией немецко-фашистских войск на территории этих стран оказал решающее влияние на внутренние процессы в государствах Восточной Европы. Они оказались в орбите влияния Советского Союза.

Осуществление в странах Восточной Европы в 1945–1948 гг. демократических преобразований (восстановление парламентских режимов, многопартийности, всеобщего избирательного права, принятие конституций, аграрные реформы, наказание военных преступников, национализация собственности активных нацистских преступников и их союзников) были характерно и для стран европейского Запада. Однако в условиях послевоенного советско-американского соперничества и вследствие прямого давления и помощи СССР в 1947–1948 гг. в странах Восточной Европы утвердились у власти коммунистические партии, которые оттеснили и ликвидировали своих политических противников – либерально-демократические партии. Завершив процесс утверждения единовластия, который был назван тогда периодом народно-демократических революций, коммунистические партии восточноевропейских стран провозгласили начало строительства социализма.

При этом исходной моделью стала социально-экономическая и политическая система, утвердившаяся в СССР. Большая или меньшая степень копирования опыта СССР была характерна для всех стран Центральной и Юно-Восточной Европы. Хотя Югославия избрала несколько иной вариант социально-экономической политики, она в основных параметрах представляла вариант тоталитарного социализма, но с большей ориентацией на Запад.

В восточноевропейских странах утверждалась, как правило, однопартийная политическая система. Созданные народные фронты включали иногда политических представителей партий, не имевших политического влияния.

В послевоенный период во всех странах региона основное внимание уделялось проблемам индустриализации, развитию прежде всего тяжелой промышленности, так как, кроме Чехословакии и ГДР, все остальные страны были аграрными. Индустриализация носила ускоренный характер. В ее основе была национализация промышленности, сферы финансов, торговли. Аграрные реформы завершились коллективизацией, но без национализации земли. Система управления всеми отраслями хозяйства концентрировалась в руках государства. Рыночные отношения были сведены к минимуму, восторжествовала административная распределительная система.

Перенапряжение финансов, бюджета сокращало возможности развития социальной сферы и всей непроизводственной сферы – образования, здравоохранения, науки. Рано или поздно это должно было сказаться и на снижении темпов развития, и на ухудшении условий жизни. Модель экстенсивного типа производства, требующего все большего вовлечения материальных, энергетических и трудовых затрат, исчерпала себя. Мир вступал в иную реальность – эпоху НТР, предполагающей иной, интенсивный тип производства. Страны Восточной Европы оказались невосприимчивыми к новым экономическим требованиям.

Дальнейшее социалистическое развитие все активнее расходилось с естественно-историческим процессом развития европейской цивилизации. Восстания в Польше и забастовки в других странах, восстание в ГДР в 1953 г., венгерское восстание 1956 г. и «пражская весна» 1968 г., подавленные войсками соседних социалистических стран, – все это достаточное свидетельство насаждения социалистического идеала в том варианте, как его понимали коммунистические партии того времени.

Глава 12. СССР И СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Согласно воззрениям многих геополитиков, в силу населенности, обилия ресурсов, довольно высокого уровня экономического развития территория от Рейна до Урала представляет собой «сердце Земли», контроль над которым обеспечивает гегемонию над Евразией, а соответственно и миром. Восточная Европа представляет собой центр «сердца Земли», что определяет особую ее значимость. Действительно, исторически Восточная Европа была полем борьбы держав и ареной взаимодействия различных культур. В прошлые века на господство над ней претендовали Османская империя, империя Габсбургов, Германия, Россия. Были и попытки создания сильных западнославянских государств, наиболее крупным государственным образованием из них была Польша, в XVIII-XIX веках подвергшаяся разделу между Россией, Австрией и Пруссией.

Большинство государств Восточной Европы - Польша, Чехословакия, Венгрия - появились на политической карте мира после первой мировой войны. Будучи в основном аграрными и аграрно-индустриальными, имея территориальные претензии друг к другу, в межвоенный период они стали заложниками взаимоотношений великих держав, разменной монетой в их противоборстве. В конечном итоге в роли сателлитов, младших партнеров, оккупированных протекторатов, они были подчинены фашистской Германии.

Подчиненный, зависимый характер положения Восточной Европы не изменился и после второй мировой войны.

§ 38. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

С разгромом фашизма к власти в восточноевропейских странах пришли коалиционные правительства, в которых были представлены партии антифашистской ориентации (коммунисты, социал-демократы, либералы и т.д.). Первые преобразования носили общедемократический характер, были направлены на искоренение остатков фашизма, восстановление разрушенной войной экономики. С обострением противоречий между СССР с его союзниками по антигитлеровской коалиции, США и Великобританией, началом «холодной войны» в странах Восточной Европы произошла поляризация политических сил на сторонников прозападной и просоветской ориентации. В 1947-1948-е гг. в этих странах, в большинстве из которых находились советские войска, все, кто не разделял коммунистических взглядов, были вытеснены из правительств.

Восточная Европа: особенности модели развития. В странах, получивших название народно-демократических, сохранились остатки многопартийности. Политические партии в Польше, Болгарии, Чехословакии, Восточной Германии, которые признали ведущую роль коммунистов, не были распущены, их представителям выделялась квота в парламентах и правительствах. В остальном, в Восточной Европе воспроизводилась советская модель тоталитарного режима с присущими ему чертами: культом лидера, массовыми репрессиями. По советскому образцу были проведены коллективизация сельского хозяйства (частичным исключением была Польша) и индустриализация.

Формально восточноевропейские страны считались независимыми государствами. В то же время с созданием Информационного бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро) в 1947 г. фактическое руководство «братскими странами» начало осуществляться из Москвы. То, что в СССР не потерпят никакой самодеятельности, показала крайне негативная реакция И.В. Сталина на политику руководителей Болгарии и Югославии - Г. Димитрова и И. Тито. Договор о дружбе и взаимопомощи Болгарии с Югославией включил пункт о противодействии «любой агрессии, с какой бы стороны она ни исходила». Лидеры этих государств выступили с идеей создания конфедерации восточноевропейских стран, что позволило бы им самостоятельно выбирать модель развития.

Задача осуществления модернизации была, бесспорно, актуальна для восточноевропейских стран. Правящие в них коммунистические партии стремились решать эти проблемы социалистическими методами, копируя опыт модернизации в СССР в годы первых пятилеток. При этом не учитывалось, что в небольших странах создание гигантов индустрии рационально лишь при условии интеграции с соседями. Конфедерация в Восточной Европе, объединение ресурсов восточноевропейских стран экономически было бы оправдано. Однако советское руководство увидело в этой идее угрозу своему влиянию на освобожденные от фашизма страны.

Ответом СССР на попытки проявления самостоятельности стал разрыв отношений с Югославией. Информбюро призвало югославских коммунистов к свержению режима Тито, который был обвинен в переходе на позиции буржуазного национализма. Преобразования в Югославии шли так же, как в соседних странах. Создавались кооперативы в сельском хозяйстве, экономика переходила в собственность государства, монополия на власть принадлежала Коммунистической партии. Тем не менее, режим И. Тито вплоть до смерти Сталина определялся как фашистский. По всем странам Восточной Европы в 1948-1949 гг. прокатилась волна расправ над теми, кого подозревали в симпатиях к идеям лидера Югославии. В Болгарии, после смерти Г. Димитрова, также утвердилась линия враждебности к Тито.

Тоталитарные режимы в большинстве восточноевропейских стран оставались неустойчивыми. Послевоенная история Восточной Европы насыщена попытками освобождения от опиравшихся на поддержку СССР режимов, пересмотра идеологических основ социализма. Для населения восточноевропейских стран, несмотря на стену информационной блокады между Востоком и Западом Европы, очень быстро стало очевидно, что экономическая политика правящих коммунистических режимов терпит полный провал. Так, до второй мировой войны уровни жизни в Западной и Восточной Германии, Австрии и Венгрии были примерно одинаковы. С течением времени, к 1980-м гг., в странах, строящих социализм по советским рецептам, уровень жизни был втрое ниже, чем в соседних государствах, где сложилась социально ориентированная рыночная экономика.

Кризис советской модели социализма в Восточной Европе начал развиваться почти сразу со времени ее установления. Смерть И.В. Сталина в 1953 г., породившая надежды на перемены в «социалистическом лагере», вызвала восстание в ГДР.

Разоблачение культа личности Сталина XX съездом КПСС в 1956 г. привело к смене в свое время выдвинутых и поддерживаемых им руководителей правящих партий в большинстве восточноевропейских стран. Ликвидация Информбюро и восстановление отношений между СССР и Югославией, признание конфликта недоразумением породили надежду, что советское руководство откажется от жесткого контроля над внутренней политикой восточноевропейских стран. В этих условиях новые лидеры, теоретики коммунистических партий, в том числе и правящих (М. Джилас в Югославии, Л. Колаковский в Польше, Э. Блох в ГДР, И. Надь в Венгрии), предприняли попытки осмыслить новые явления и тенденции в социально-экономической жизни развитых стран, интересы рабочего движения. Эти попытки вызвали резкое осуждение со стороны КПСС, выступавшей в роли главного защитника неприкосновенности сложившихся в Восточной Европе порядков.

Политика СССР в отношении восточноевропейских стран. Попытки демонтажа тоталитарных структур власти в Венгрии в 1956 г., перехода к многопартийности, предпринятые руководством правящей партии, переросли в антитоталитарную, демократическую революцию. Эти стремления были подавлены советскими войсками. Попытка реформ, перехода к «социализму с человеческим лицом», предпринятая в Чехословакии в 1968 г., также была пресечена вооруженной силой.

Правовое обоснование ввода войск в обоих случаях отсутствовало. Поводом выступала просьба «группы руководителей» об оказании помощи в борьбе с «контрреволюцией», якобы направлявшейся извне и угрожавшей основам социализма. Верность принципу его коллективной защиты неоднократно декларировалась правящими партиями СССР и стран Восточной Европы. Однако в Чехословакии в 1968 г. руководители правящей партии и государства ставили вопрос не об отказе от социализма, а о его совершенствовании. Лица, пригласившие в страну иностранные войска, никем на это не были уполномочены. Руководство КПСС и Советского государства присвоило себе право решать, что отвечает интересам социализма не только в СССР, но и во всем мире. При Л. И. Брежневе была сформулирована концепция реального социализма, согласно которой право на существование имело только принятое в СССР понимание социализма. Любые отклонения от него рассматривались как переход на враждебные прогрессу, Советскому Союзу позиции.

Теория реального социализма, обосновывающая право СССР осуществлять военные вмешательства во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору, получила в странах Запада название «доктрина Брежнева». Подоплека этой доктрины определялась двумя факторами.

Во-первых, это были идеологические соображения. Признание банкротства социализма в Восточной Европе могло вызвать сомнения в правильности курса КПСС и среди народов СССР.

Во-вторых, в условиях «холодной войны», раскола Европы на два военно-политических блока ослабление одного из них объективно оказывалось выигрышем для другого. Разрыв Венгрией или Чехословакией союзных отношений с СССР (это было одним из требованием реформаторов) рассматривался как нарушающее соотношение сил в Европе. Хотя в эпоху ракетно-ядерного оружия вопрос о том, где проходит рубеж противостояния, утратил былое значение, сохранялась историческая память о вторжениях с Запада. Она побуждала Советское руководство стремиться к тому, чтобы войска потенциального противника, которым считался блок НАТО, были развернуты как можно дальше от границ СССР. При этом недооценивалось то обстоятельство, что многие восточноевропейцы ощущали себя заложниками советско-американского противостояния, понимая, что в случае серьезного конфликта между СССР и США территория Восточной Европы станет основным полем боя за чуждые им интересы.

Углубление кризиса «реального социализма». В 1970-е гг. во многих странах Восточной Европы исподволь проводились реформы, открывались ограниченные возможности развития свободных рыночных отношений, активизировались торгово-экономические связи с государствами Западной Европы, ограничивались репрессии против инакомыслящих. В частности, в Венгрии возникло независимое, внепартийное пацифистское движение. Перемены, однако, носили ограниченный характер, проводились с оглядкой на позицию руководства СССР, относящегося к ним неодобрительно.

Наиболее дальновидные лидеры правящих партий восточноевропейских стран стремились сохранить хотя бы минимальную внутреннюю поддержку и необходимость считаться с жесткой, нетерпимой к любым реформам в союзных странах позицией идеологов КПСС.

Своего рода переломом стали события в Польше в 1980- 1981 гг., где сформировался независимый профсоюз «Солидарность», сразу занявший антикоммунистическую позицию. Его членами стали миллионы представителей рабочего класса Польши, отвергшие право коммунистической бюрократии править от его имени. В этой ситуации СССР и его союзники не решились использовать войска для подавления инакомыслия. В Польше было введено военное положение и установлено авторитарное правление генерала В. Ярузельского. Это ознаменовало собой полный крах идеи «реального социализма», который вынужденно был заменен, с одобрения СССР, на военную диктатуру.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из воспоминаний М . Джиласа , члена ЦК СКЮ , в сборнике : «Россия , которую мы не знали , 1939 - 1993 » . М ., 1995. С . 222-223:

«Сталин преследовал две цели. Первая - подчинить Югославию и через нее всю Восточную Европу. Был и другой вариант. Если не получится с Югославией, то подчинить Восточную Европу без нее. Второй у него получился <...>

Об этом нигде не писалось, но я помню из доверительных бесед, что в странах Восточной Европы - Польше, Румынии, Венгрии - была тенденция к самостоятельному развитию <...> В 1946 г. я был на съезде чехословацкой партии в Праге. Там Готвальд говорил, что уровень культуры Чехословакии и Советского Союза различный. Он подчеркивал, что Чехословакия - промышленно развитая страна и социализм в ней будет развиваться иначе, в более цивилизованных формах, без тех потрясений, которые были в Советском Союзе, где индустриализация преодолевала очень тяжелые этапы. Готвальд выступал против коллективизации в Чехословакии В сущности, его взгляды не очень отличались от наших. Готвальду не хватило характера для борьбы со Сталиным. А Тито был сильным человеком <...> Не удалось отстоять свою позицию и Гомулке. На одном заседании Информбюро Гомулка говорил о польском пути в социализм. Димитров тоже думал о самостоятельном развитии».

Из заявления Н . С . Хрущева 26 мая 1955 г . в сборнике : «Россия , которую мы не знали , 1939 - 1993 » . М ., 1995. С . 221:

«Мы искренне сожалеем о том, что произошло, и решительно отметаем все наслоения этого периода <...> Мы обстоятельно изучили материалы, на которых основывались тяжкие обвинения и оскорбления, выдвинутые тогда против руководства Югославии. Факты показывают, что эти материалы сфабрикованы врагами народа, презренными агентами империализма, обманным путем пробравшимися в ряды нашей партии.

Мы глубоко убеждены, что период, когда наши отношения были омрачены, остался позади».

Из воспоминаний 3. Млынаржа , члена ЦК КПЧ , «Мороз ударил из Кремля» . М ., 1992. С . 130:

«Годы сталинизма в Чехословакии лишь укрепили в национальном сознании те идеалы, которые власть всячески пыталась искоренить. Диктатура наглядно показала, к чему приводит их забвение, и это подтолкнуло на путь реформ даже «идейно убежденных» сталинистов. В сознании народов ценности демократии и гуманизма были реабилитированы задолго до 1968 года <...> Жить в страхе, действуя по указке, а не так, как в глубине души считаешь правильным, достойным, тяжкое бремя и для отдельного человека, и для социальной группы, и для всего народа. Поэтому избавление от такого страха приветствуется как воскрешение».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какими факторами был обусловлен выбор модели развития государств Восточной Европы после второй мировой войны? Что было общее и что отличало послевоенное развитие этих стран?

2. Какие события 1940-1980-х гг. показали неустойчивость политических режимов восточноевропейских государств?

3. Что представляла собой «доктрина Брежнева», каков был ее основной идеологический, политический смысл?

§ 39. ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТОТАЛИТАРНОГО СОЦИАЛИЗМА В СССР

XX век был свидетелем не только подъема, но и заката тоталитаризма, крушения тоталитарных политических режимов во многих странах. Это не причуда истории, а скорее закономерный продукт общественного развития.

Советский Союз продемонстрировал поражавшую воображение современников способность к решению крупномасштабных задач. СССР за рекордно короткий срок превратился в мощную индустриальную державу, сумел нанести поражение основным сухопутным силам Германии во второй мировой войне, преодолеть свое отставание от США в создании атомного оружия, первым приступить к освоению космоса.

В то же время в процессе своего развития СССР в полной мере продемонстрировал слабые стороны, органично присущие любому тоталитарному режиму, определившие неизбежность его крушения.

Крах административно-командной системы. При системе принятия решений без широкого обсуждения, одним лидером или группой лидеров приоритеты в распределении ресурсов нередко определялись ошибочно. Ресурсы расходовались на проекты, не дающие отдачи, а то и оборачивающиеся ущербом.

И в СССР, и в странах Восточной Европы было осуществлено немало «строек века», экономическая целесообразность которых была сомнительна, а экологическая ущербность бесспорна. В то же время развитию энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий не уделялось особого внимания. По идеологическим мотивам был наложен запрет на исследования в области создания искусственного интеллекта, генетики, что привело к серьезному отставанию на этих важнейших направлениях научно-технического прогресса. Исходя из идеологических соображений, солидарности с «антиимпериалистическими» режимами в 1957-1964 гг. СССР оказывал экономическую помощь более 20 странам Азии, Африки и Латинской Америки. За его счет покрывалось до 50% расходов Египта на экономическое развитие, до 15% - Индии. Готовность Н.С. Хрущева помогать любому режиму, выразившему интерес к идеалам социализма, вела к расточению ресурсов СССР, не принося сколько-нибудь значимой экономической или военно-политической выгоды. В последующем большая часть получивших помощь режимов вошли в орбиту влияния развитых стран Запада. Из-за чисто волевого решения, принятого даже без его обсуждения руководящими органами правящей партии и государства, СССР силой оружия поддержал в 1979 г. просоветски ориентированную группу в правящей элите Афганистана. Эта акция была расценена народом Афганистана, большинством развивающихся стран как агрессия. СССР был втянут в бессмысленную и бесперспективную войну, стоившую больших людских и материальных потерь, подорвавшую его международный авторитет.

Централизованное, административно-командное управление экономикой по мере роста ее масштабов требовало роста управленческого аппарата, работающего с уменьшающейся отдачей. Один «центр власти» в принципе не способен отслеживать, контролировать и планировать, тем более на несколько лет вперед, все связи между десятками тысяч больших, малых и средних предприятий, изменения конъюнктуры мировых рынков. Это породило анархию в экономике, которая только на словах осталась централизованно планируемой. За все время существования СССР ни разу не были в полном объеме выполнены задания пятилетних планов (не говоря уже о «семилетке» Н.С. Хрущева, итоги которой вообще не подводились). В 1980-е гг. темпы прироста производства стали нулевыми. Формулировавшиеся правящей партией задачи по переводу экономики на интенсивный путь развития, с использованием технологий информационной эры, не выполнялись. Одна из причин этого состояла в том, что руководители отраслей, регионов, предприятий опасались возникновения массовой безработицы, не были готовы решать социальные проблемы модернизации.

Кризис идеологии. Обеспечивая себе массовую поддержку с помощью идеологии, тоталитарный режим должен был постоянно демонстрировать успехи, подтверждать реалистичность сформулированных сверхзадач, в противном случае энтузиазм уступает место разочарованию и раздражению.

Лидеры СССР и других стран, провозгласивших себя достигшими низшей фазы коммунизма, были связаны обязательством построить самое прогрессивное и справедливое в мире общество, где потребности людей (разумеется, разумные) были бы полностью удовлетворены. Так, вождь Компартии Китая Мао Цзэдун выдвинул лозунг - «Пять лет упорного труда, десять тысяч лет счастливой жизни». В Программе КПСС, принятой при Н.С. Хрущеве, содержалось обязательство достичь коммунизма при жизни современного ему поколения советских людей, к 1980 г. превзойти самую развитую страну мира - США по основным показателям развития.

Идеологи КПСС и других правящих родственных ей партий предлагали различные объяснения причин, по которым поставленные цели оказывались недостижимыми. Однако эти объяснения, даже принимаясь всерьез, объективно ослабляли основы тоталитарной государственности. Ссылки на происки внешних и внутренних врагов усиливали в обществе атмосферу всеобщей подозрительности, которая использовалась в карьерных целях своекорыстными фракциями бюрократической элиты, расправлявшейся с наиболее талантливой и творческой частью интеллигенции. Разоблачения просчетов, ошибок и преступлений предыдущих лидеров, нередко будучи справедливы, дискредитировали тоталитарный режим вообще.

Критика лидеров является обычным и привычным делом в условиях демократии. В СССР же, после славословия в адрес мудрых и непогрешимых вождей И.В. Сталина, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, один оказывался виновным в геноциде, истреблении миллионов собственных сограждан, другой в волюнтаризме, нежелании считаться с объективными реальностями, третий - в застое, инертности. Поскольку тоталитарный режим строится на обожествлении вождей, их развенчание или очевидная физическая немощь (Ю.В. Андропов, К.У. Черненко) выступали источником падения доверия к нему. Ложь относительно мнимых успехов играла большую роль в обеспечении стабильности режима, однако с развитием средств массовой информации и их глобализацией, благодаря международному радиовещанию, спутниковому телевидению скрывать правду становилось все сложнее.

Со временем энтузиазм масс неизбежно сменялся апатией, иронией, стремлением к поиску альтернативных путей развития, в 1980-е гг. охватившими руководство КПСС, КПК, других правящих партий.

Разочарование в идеологии постигло не только управляемых, но и многие звенья управленческого аппарата. Лишь у истоков коммунистического движения стояли лидеры, искренне убежденные в правильности своей идеи, способные передать свою убежденность другим. Для многих представителей иерархического, бюрократического механизма управления идеология стала не столько символом веры, сколько данью ритуалу, средством прикрытия обеспечения личных интересов, в том числе и в сфере обогащения.

По мнению ряда теоретиков - от бывшего сподвижника В.И. Ленина Л.Д. Троцкого до М. Джиласа, югославского марксиста, заклейменного в СССР в качестве ренегата, тоталитарный режим, даже если исходно он строится на идеях социального эгалитаризма, неизбежно порождает новый господствующий класс - бюрократическую элиту, номенклатуру. С течением времени ее стремление к легализации накопленных богатств создает в руководстве тоталитарного режима слой, для которого социалистическая идея становится обузой. В регионах, на местах складывается свой слой олигархии, для которого контроль над его деятельностью со стороны центра власти оказывается помехой обогащению, что становится источником сепаратистских тенденций.

Изоляция на международной арене. Советский тоталитарный режим, в силу присущего ему недоверия к политике стран, где господствовала иная идеология, стремлений к полному контролю над всеми сферами жизни общества, с большими опасениями относился к международному сотрудничеству. Возможности использования преимуществ международного разделения труда, научно-технического и гуманитарного сотрудничества сознательно ограничивались. Стремления к самоизоляции подпитывались проводимой странами Запада в годы «холодной войны» политикой ограничений на торговлю, что также было фактором утраты темпов развития.

Первоначально с приходом к власти в странах Восточной Европы коммунистов, каждая из них, следуя советской модели, начала осуществлять индустриализацию, стремясь перейти к полному самообеспечению. С созданием в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи между СССР и восточноевропейскими странами формировалась система международного разделения труда, однако темпы ее развития уступали западноевропейским.

Установление прямых связей между предприятиями, формирование международных фирм в условиях, когда интеграция осуществлялась в рамках и на основе межгосударственных соглашений, требовали бесчисленных согласований и практически не получали развития. Планирование развития внешнеторговых связей с установлением фиксированных цен на пятилетний период приводило к отрыву цен внутри СЭВа от общемировых. Так, при повышении мировых цен на энергоносители после 1973 г. СССР продолжал поставлять их своим партнерам по прежним, заниженным ценам в ущерб своим интересам. Зато в 1980-е гг. цены на советские нефть и газ оказались выше среднемировых. Это стало источником экономических трудностей уже в странах Восточной Европы.

Низкая эффективность интеграции в рамках СЭВ усиливала потаенное недовольство его участников сложившейся моделью взаимоотношений. Росли стремления, в том числе и у самой крупной страны СЭВ - СССР, к развитию торгово-экономических связей с высокоразвитыми странами Запада, приобретению производимых ими высоких технологий, потребительских товаров. Доля стран Запада во внешнеторговом обороте СССР всего за 20 лет, с 1960 по 1980 г., возросла вдвое - с 15% до 33,6%. При этом в основном закупалась готовая продукция, вместо того чтобы налаживать совместное ее производство, что экономически намного выгоднее. (Одним из немногих исключений было создание советско-итальянского автозавода в г. Тольятти, начавшего выпуск автомобилей «Жигули».)

Если СССР имел возможность за счет продажи природных богатств, нефти, газа, которые в 1970-е гг. стали основными в его экспорте, вести сбалансированную торговлю со странами Запада, то его партнеры по СЭВу очень скоро столкнулись с ростом задолженности, инфляцией, подрывом перспектив развития.

Сложности взаимоотношений со странами, которые были ранее причислены к надежным союзникам СССР, к миру социализма, подрывали доверие к идеологии, исповедовавшейся КПСС. Претензии на то, что между странами, строящими социализм, складываются отношения нового типа, выглядели малоубедительными. Трения СССР с Югославией, конфликт СССР с Китаем, переросший в столкновения на советско-китайской границе, война между Китаем и Вьетнамом в 1979 г., неудовлетворенность СЭВом наглядно показывали, что тоталитарный социализм весьма далек от миролюбия.

БИОГРАФИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Н.С. Хрущев (1894- 1971) - преемник И.В. Сталина на посту Первого секретаря ЦЕ£ КПСС (1953-1964), одновременно Председатель Совета министров СССР (1958-1964).

Н.С. Хрущев родился в селе Калиновка Курской губернии, работал пастухом, слесарем на заводах и шахтах Донбасса. В 1918 г. вступил в партию большевиков, участвовал в гражданской войне. Окончил рабочий факультет Донецкого индустриального института и начал довольно быстро продвигаться по ступеням партийной иерархии: от секретаря партячейки рабфака до секретаря парткома Промышленной академии (1929), затем - секретарь райкома в Москве, с 1934 г. - член ЦК партии, руководитель Московской городской и областной парторганизаций. С 1938 по 1949 г. был первым секретарем ЦК Компартии Украины, в 1949-1953 гг. - секретарем ЦК КПСС.

10Программа

... «Всемирная история . История России и мира в XX -начале XXI века» , учебник для 11 класса , М, «Русское слово», 2009 Н.В.Загладин «Всемирная история XX века» ...

Презентация рассказывает об основных политических и социально-экономических процессах в странах Восточного блока после окончания Второй мировой войны. Отдельное внимание ужделено событиям 1980-х - 1990-х гг. Предназначена для учащихся 11-х классов, проведения факультативных занятийи т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Страны Восточной Европы после Второй мировой войны

Страны «народной демократии» После войны под давлением СССР в Восточной Европе возросло влияние коммунистов. Постепенно коммунисты и социалисты объединялись и захватывали власть. 1947-1948 гг. разгром « оппозиционных» партий и приход к власти коммунистов.

Прага в феврале 1948 г. В Югославии и Албании коммунисты взяли верх без борьбы. В Польше Армия Краёва развернула против коммунистов террор и к 1948 г. они репрессиями сломили сопротивление. В Румынии П. Грозу начал сближаться с СССР. В Чехословакии в 1948 г. страна оказалась на грани гражданской войны. Министр обороны отказался бороться с коммунистами и президент Бенеш отказался от власти.

Советская карикатура на И. Тито 1947 г. – вместо Коминтерна возникло Коминформбюро, координировавшее деятельность компартий. Но в Югославии коммунисты претендовали на самостоятельность. И. Тито и Г. Димитров без одобрения И. Сталина договорились о создании федерации балканских народов. Г. Димитров вскоре умер и гнев И. Сталина обрушился на И. Тито. В ответ И. Тито арестовал всех сторонников СССР в своей компартии. И. Сталин объявил его фашистом.

Л. Райк, руководитель компартии Венгрии на судебном процессе Коминформбюро поддержало И. Сталина, но В. Гомулка (Польша) вступился за И. Тито. В ответ И. Сталин развернул репрессии против « титоистов » и «американских шпионов». Преследования инакомыслящих охватили не только Восточную Европу, но и СССР, где под видом борьбы с «космополитизмом», власти развернули антиеврейскую компанию.

Социально-экономическая система, установившаяся в странах Восточной Европы, называется «реальным социализмом». Но она сильно расходилась с теорией. Власть оказалась в руках номенклатуры. Тем не менее были достигнуты успехи - Польша, Румыния, Болгария создали мощную промышленность. Созданный в 1949 г. СЭВ стал инструментом выгодного экономического сотрудничества соц. стран. Трудящиеся получили огромные социальные льготы и выплаты. Коммунизм существует. Голландская карикатура.

В Восточной Европе ощущалось влияние Запада – развивался рок, проходили гастроли артистов, показывались запрещённые фильмы. В то же время экономика переживала жестокий кризис –планирование не успевало за потребностями рынка. От краха эти страны спасала помощь, оказываемая СССР странам «народной демократии», но одновременно росла экономическая и политическая зависимость от СССР. В. Молотов и Г. Жуков подписывают Варшавский договор

1956 г. – выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС – развенчание культа личности Сталина, которое отразилось в Восточной Европе проявилось в появлении движений, выступавших за восстановление демократии. 1956 г. – в Польше сталинисты расстреляли демонстрацию, в итоге массовых забастовок к власти возвратился В. Гомулка. В Венгрии И. Надь начал политику преобразований, но М. Ракоши освободил его от занимаемых постов. СССР добился отстранения М. Ракоши и возвращения Я. Кадара. Но остановить недовольство не удалось. Жители Будапешта разбивают памятник Сталину

23 октября 1956 г. – власти применили оружие против манифестантов. Часть армии перешла на сторону восставших – началось восстание против режима. В ответ СССР ввёл в Венгрию части Красной Армии. И. Надь, возвращённый к власти, договорился о прекращении огня, но заявил о выходе из Варшавского договора. 4 ноября 1956 г. – советские войска взяли Будапешт. К власти пришёл Я. Кадр, а И. Надь был расстрелян. И. Надь среди жителей Будапешта

1968 г. – новое руководство КПЧ во главе с А. Дубчеком заявило о необходимости демократических преобразований. Апрель 1968 г. – пленум ЦК принял план построения «социализма с человеческим лицом». Май 1968 г. – по стране прокатилась волна демонстраций с требованием отменить монополию КПЧ на власть. На прошедших вскоре выборах победу одержали сторонники реформ. Л. Свобода и А. Дубчек «Пражская весна»

21 августа 1968 г. – войска ОВД вошли на территорию ЧССР. Руководство КПЧ было арестовано. Тогда первичные организации досрочно провели съезд и избрали реформистский ЦК. Под давлением СССР результаты съезда были отменены. Апрель 1969 г. – А. Дубчек был отправлен в отставку, а во главе Чехословакии встал Г. Гусак. Советские танки на улицах Праги «Пражская весна»

Совет самоуправления на мебельной фабрике в Сараево Особая модель социализма возникла в Югославии. Предприятия возглавили рабочие советы, в экономике сохранялись рыночные черты, усилилась автономия республик, входивших в состав СФРЮ. Реформы, проведённые И. Тито, не привели к демократии, но производство выросло в 4 раза, довольно успешно решались национальные и религиозные проблемы.

И. Тито проводил независимую внешнюю политику. В 1958 г. новая программа СКЮ объявляла об экономическом развитии на основе «рыночного социализма». В ответ остальные страны соцлагеря подвергли СКЮ резкой критике и СФРЮ взяла курс опоры на собственные силы. После смерти И. Тито в 1980 г. новое руководство не пользовалось таким же авторитетом и в стране обострились межнациональные конфликты.

Борьба за демократию в Польше Сер. 70-х гг. польское руководство, стремясь расплатиться с долгами Западу, усилило нажим на трудящихся. В ответ начались забастовки. Интеллигенция создала правозащитную организацию «КОС-КОР». В обществе росло влияние католической церкви. Летом 1980 г. были повышены цены на мясо и в ответ начались восстания рабочих. В ноябре 1980 г. был создан профсоюз «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. Он потребовал проведения свободных выборов.

ПОРП тянула с проведением реформ, понимая, что если выборы состоятся, то она потеряет власть, ОВД введет в Польшу войска и могут начаться кровавые столкновения. В результате во главе правительства встал генерал В. Ярузельский. 13 декабря 1981 г. он ввёл в стране военное положение. Сотни лидеров оппозиции были арестованы. Лех Валенса и Иоанн Павел II

В к. 80-х гг. по Восточной Европе прокатилась волна «бархатных революций ». СССР уже не мог поддерживать братские режимы. 1990 г. – президентом Польши стал Л. Валенса. 1990 г. – лидером Венгрии стал К. Гросс. Он преобразовал компартию в социалистическую. На выборах 1990 г. победу одержал Демократический форум. «Бархатные революции»

1990 г. – в Болгарии президентом стал диссидент Ж. Желев. 1989 г. – в Чехословакии к власти пришёл В. Гавел. 1989 г. – в ГДР в отставку ушёл Э. Хонекер. На выборах 1990 г. победу одержал ХДС (сторонники объединения Германии). Декабрь 1989 г. – был свергнут румынский диктатор Н. Чаушеску. Конец 80-х гг. – начались демократические реформы практически во всех странах Восточной Европы.

Август 1990 г. – Г. Коль и Л. Де Мезьер подписали договор об объединении Германии. Новые правительства требовали вывода советских войск со своих территорий. 1990 г. – Варшавский договор и СЭВ были распущены. Декабрь 1991 г. – Б. Ельцин, Н. Кравчук и С. Шушкевич распустили СССР.

1993 г. – Чехословакия развалилась на Чехию и Словакию. 1990 г. – начался распад СФРЮ, принявший военный характер. Сербия во главе с С. Милошевичем выступала за сохранение единства, но в 1991 г. из СФРЮ вышли Словения и Хорватия, что привело к началу войны. 1992 г. – начались религиозные столкновения в Боснии и Герцеговине. Гражданская война в Югославии (1991-1995 гг.) Президент СФРЮ Слободан Милошевич

СРЮ поддержала боснийских сербов, а Запад - мусульман и хорватов. 1995 г. – в войну вмешалась НАТО, подвергшая бомбардировкам позиции сербов. 1995 г. – «Дейтонские соглашения» - Босния и Герцеговина провозглашались единым государством. Все народы могли избирать свою администрацию, но не могли выйти из состава республики. Гражданская война в Югославии (1991-1995 гг.)

1998 г. – активизировались албанские террористы в Косово. Они развернули войну за отделение от Югославии. НАТО потребовало от СФРЮ вывести войска, но С. Милошевич ультиматум отверг. Март 1999 г. - НАТО начала бомбардировки Югославии. ООН урегулировать кризис не смогла. Гражданская война в Югославии (1991-1995 гг.)

Гражданская война в Югославии (1991-1995 гг.) Июнь 1999 г. – «Рейд на Приштину» - русские десантники, совершив бросок, заняли аэродром Приштины. Запад пошёл на уступки, но вскоре он потребовал от С. Милошевича уйти в отставку. К власти пришло новое руководство, которое выдало Милошевича.

1999 г. – Польша, Чехия и Венгрия вступили в НАТО. 2004 г. – Венгрия, Польша, Словакия, Словения и Чехия подписали договор об ассоциации с ЕС. 2007 г. – в ЕС вступили Болгария и Румыния. Здание Венгерского парламента

Общий вывод: Таким образом, для стран Восточной Европы II п. XX в. – н. XXI вв. оказалось весьма противоречивым периодом, который вместил в себя как становление на рельсы социалистического общества, так и интеграцию в мировое сообщество в результате компании по преодолению зависимости от Советского Союза. Современное развитие стран Восточной Европы характеризуется, во-первых, непростой экономической ситуацией во многих из них (Болгария, Румыния), во-вторых – нерешенностью «старых» проблем (например, национально-этнические вопросы на Балканском полуострове).

Домашнее задание: & 19-20 + записи в тетради


В каком политическом состоянии оказались страны Восточной Европы в первые послевоенные годы (до конца 1946 г.)?
2. Каково было положение советских республик Прибалтики после войны?
3. Какие общественные настроения были распространены в Восточной Европе после войны? Какими подходами руководствовался СССР при определении своей политики в Восточной Европе?
4. Как относились к СССР в странах Восточной Европы?
5. Как некоммунистические силы потерпели поражение на всеобщих выборах в Польше 19 января 1947 г.? Какие последствия оно имело?
1. В Венгрии после войны коммунисты были не главной силой. Венгрия была союзницей Германии по антикоминтерновскому пакту, и венгерские части участвовали в боевых действиях на стороне Германии в Югославии и на территории Советского Союза. Однако еще в 1943 г. диктатор М. Хорти стал искать пути к выводу страны из войны и вступил в контакты с британскими представителями. Весной 1944 г. он даже попытался получить от Гитлера разрешение отозвать венгерские войска хотя бы с одного из фронтов. Берлин ответил отказом, а 14 марта в Венгрию были введены германские войска.
В августе 1944 г. М. Хорти начал переговоры и с Москвой, прося ее согласие на совместную оккупацию Венгрии силами СССР и западных союзников. В октябре он официально заявил о выходе Венгрии из войны. В ответ на это в Будапешт вошли германские войска.
После падения М. Хорти и освобождения Венгрии советскими войсками первые свободные выборы состоялись 3 ноября 1945 г. Большинство голосов на них получила Партия мелких хозяев. 1 февраля 1946 г. в Венгрии была провозглашена республика. Новое правительство с 1946 г. возглавил представитель Партии мелких хозяев Ференц Надь. Коммунисты участвовали в нем, но не занимали главенствующих позиций.
В других странах коммунисты добились большего. В ноябре 1944 г. в состав румынского правительства были включены коммунисты. Правда, уже с февраля 1945 г. в Бухаресте был сформирован новый кабинет во главе с руководителем Фронта земледельцев Петру Гроза. Это было уже по существу коммунистическое правительство. Заместитель министра иностранных дел СССР А. Я. Вышинский, исполняя решения декабрьского (1945 г.) совещания СМИД в Москве, был даже вынужден специально посетить Румынию, чтобы добиться включения в румынское правительство представителей «исторических» партий - Нацио- нал-либеральной и Национал-царанистской - и таким образом обеспечить румынскому правительству международное признание. Вообще, исчезновение некоммунистических партий и установление однопартийной системы раньше всех произошли именно в тех странах, где советского военно-политического присутствия либо не было вообще (Албания), либо оно сыграло второстепенную роль в формировании послевоенного порядка (Югославия).
Довольно быстро проходила и коммунизация Болгарии, которая в годы войны находилась в союзнических отношениях с Германией и Италией, не объявляя войну СССР. 5 сентября 1944 г. СССР заявил о состоянии войны с Болгарией, туда были введены советские войска. Это позволило активизироваться болгарским коммунистам и другим антигерманским силам. В стране было сформировано некоммунистическое правительство во главе с лидером союза «Звено» Кимоном Георгиевым. В него были включены коммунисты, занявшие ключевые посты. Члены регентского совета были арестованы и казнены. В ноябре 1945 г. в Болгарии были проведены парламентские выборы, на которых победу одержал Отечественный фронт - коалиция разнородных партий во главе с коммунистами. Новый кабинет повторно сформировал К. Георгиев. В ноябре 1946 г. в результате референдума монархия в Болгарии была упразднена, и страна была провозглашена Народной Республикой Болгарией. 21 ноября 1946 г. в Софию из Москвы прибыл Георгий Димитров, который возглавил следующее болгарское правительство.
Более сложно развивалась ситуация в Польше. Во время войны западные области этой страны были включены в Германию, а на восточных - было образовано генерал-губернаторство во главе с немецким губернатором. К концу войны на право представлять интересы польского народа претендовали два польских правительства - одно прозападное эмигрантское в Лондоне (в 1943-1944 гг. его возглавлял лидер Польской крестьянской партии Станислав Миколайчик) и другое - созданное в июле 1944 г. на части освобожденной территории Польши в г. Люблине просоветское Временное национальное правительство Польши.
1 августа 1944 г. патриотические группы поляков, поддерживавших лондонское правительство, подняли в Варшаве вооруженное восстание против германских войск. Оно было начато с учетом наступления на Варшаву советских войск и в расчете на их поддержку. Между тем, Сталин принял решение не поддерживать восстание в Варшаве, чтобы не допустить усиления антисоветских сил в Польше. 14 сентября 1944 г. войска СССР заняли один из пригородов Варшавы, и дальнейшее продвижение остановилось. Восстание продолжалось до 2 октября и было жестоко подавлено гитлеровцами при бездействии советских войск.
Советский Союз стал добиваться того, чтобы послевоенный кабинет в Польше был создан на «люблинской», а не «лондонской» основе. Ключевое соображение, которым продолжал руководствоваться СССР, было обеспечение признания «линии Керзона» как будущей восточной границы Польши. Отступлений в вопросе о границе советская сторона не допускала. Советские представители считали возможным включение в коалиционное правительство только тех представителей «лондонских поляков», которые были согласны с «линией Керзона». США и Британия, не отвергая позицию И. В. Сталина, саботировали формирование польского кабинета на советских условиях. Только в Ялте они согласились с формулой коалиционного правительства «на люблинской основе» с участием умеренных «лондонцев». Но, опасаясь, что западные союзники откажутся от исполнения достигнутых договоренностей, 21 апреля 1945 г. СССР заключил с люблинским правительством Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве сроком на 20 лет. Было ясно, что Москва не допустит формирования коалиционного правительства в Польше вообще, если США, Британия и «лондонские поляки» будут настаивать на ревизии позиции Москвы в вопросе границы. Линия СССР победила.
28 июня 1945 г. из состава «люблинских» и «лондонских» поляков был сформирован коалиционный кабинет во главе с социалистом Э. Особка-Моравским, представлявшим люблинское правительство. С. Миколайчик занял в нем посты вице-премьера и министра земледелия, рассчитывая в перспективе расширить свое влияние, опираясь на популярность среди крестьянства. Некоммунистические партии в Польше имели много сторонников и Польская крестьянская партия Мико- лайчика по численности в 1945 г. превосходила компартию и соцпар- тию вместе взятые. В соответствии с решениями Потсдамской конференции коалиционное правительство было признано западными державами. В августе 1945 г. СССР подписал уже с новым коалиционным правительством Польши Договор о советско-польской государственной границе, в котором подтверждалось ее прохождение (с некоторыми отступлениями) по «линии Керзона».
Из всех стран Восточной Европы некоммунистическая альтернатива казалась наиболее жизнеспособной в Чехословакии. Здесь сказывались и ее демократический опыт между двумя мировыми войнами, и экономическая ориентация страны преимущественно на Запад, и позитивное отношение Москвы к фигуре Э. Бенеша. Москва поддержала его претензии на преемственность довоенного чехословацкого государства, и еще в декабре 1943 г. И. В. Сталин и Э. Бенеш подписали Договор о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве. После освобождения Чехословакии от фашизма Бенеш был автоматически восстановлен как полноправный президент страны. 29 июня 1945 г. был заключен советско-чехословацкий договор о Закарпатской Украине. Закарпатье («Русиния», «Подкарпатская Русь»), принадлежавшее в 1920-1938 гг. Чехословакии, а в 1938-1945 гг. - Венгрии (после уничтожения независимой Чехословакии в 1938 г.), передавалось Советскому Союзу.
Послевоенные реформы (особенно в аграрной сфере) в Чехословакии были менее радикальными, чем в других странах народной демократии, и коммунисты до конца 1947 г. вели себя сравнительно умеренно, придерживаясь концепции «чехословацкого пути к социализму». На выборах в Законодательное собрание Чехословакии в мае 1946 г. коммунистам удалось стать первой по влиянию партией (38% голосов), хотя их победа была обеспечена голосами населенных чешских земель - в Словакии позиции коммунистов были слабее. Словаки настороженно относились к восстановлению единого государства с чехами, опасаясь чешского национализма.
Хотя премьер-министром Чехословакии стал председатель КПЧ Клемент Готвальд (чех), правительство было наполовину некоммунистическим, а пост министра иностранных дел в нем занял сын первого президента Чехословакии, словак Ян Масарик - сторонник прозападной ориентации.
2. Прибалтийские страны - Эстония, Латвия и Литва - были включены в СССР в 1940 г. без учета мнения народов этих стран. После Второй мировой войны их нахождение в составе СССР открыто не оспаривалось правительствами других стран. Однако Соединенные Штаты Америки официально не признали законности присоединения Прибалтики к СССР, хотя и не сделали по этому поводу никаких представлений Москве.
Административные границы прибалтийских республик в составе СССР претерпели изменения. Другой стала линия административной границы между Эстонской ССР и Псковской областью РСФСР - к РСФСР отошел клин территории со смешанным русско-эстонским населением в районе с. Печоры со старинным русским православным Псково-Печорским мужским монастырем. В состав Литовской ССР был передан участок Куршской косы на Балтийском море и бывший Ме- мельский край (г. Мемель стал называться Клайпеда). Советская Литва также сохранила в своем составе Виленский край (совр. г. Вильнюс и прилегающий район) с проживающим там многочисленным польским меньшинством, переданный ей советским правительством после разрушения Польского государства в 1939 г.
После изгнания германских войск из Прибалтики, в начале 1945 г., на территории прибалтийских республик были восстановлены советские органы власти, проведена коллективизация и частичная повторная национализация. Эти меры сопровождались репрессиями и депортациями «буржуазных элементов» в восточные и северные районы СССР. Всего было депортировано около 9% населения Прибалтики, в том числе 300 тысяч человек из Литвы. Еще почти сто тысяч человек бежали на Запад. В Прибалтике возникло антисоветское партизанское движение «лесных братьев», которое занималось террором против регулярных сил Советской Армии, срывом выборов и убийствами местных коммунистов. К концу 1946 г. оно было почти полностью подавлено в Эстонии и Латвии, но продолжало действовать в Литве. Отдельные активисты «лесных братьев» оставались в подполье до 70-х годов XX в.
3, В первые послевоенные годы происходил болезненный процесс массовых перемещений людей в Европе - в основном в западном направлении. Помимо выселения 6 млн немцев из Польши, прибалтийских районов СССР, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Югославии, на Запад бежало или эмигрировало около 380 тыс. поляков, 220 тыс. евреев (значительная часть которых вскоре устремилась в Палестину), 125 тыс. граждан Югославии, 87 тыс. жителей трех республик Прибалтики, включенных в Советский Союз, десятки тысяч украинцев из за- падноукраинских районов СССР. В СССР, во многом насильственно, были возвращены около 5,4 млн «остарбайтеров» и политических эмигрантов, подавляющее большинство которых прошли через советские концентрационные лагеря. Перетоки населения происходили и между восточноевропейскими странами: венгры покидали Румынию и Югославию, украинцы-грекокатолики были изгнаны из Польши (где они проживали в районе Ржешува), сами поляки уходили в Польшу с территории СССР.
Ситуация на востоке Европы политико-психологически в первые послевоенные годы мало отличалась от обстановки на западе. После пяти- шести лет диктата и насилий всюду общественные настроения были пропитаны страхом. К нему добавлялось ощущение усталости как от безжалостного рыночного капитализма, ставшего в понимании рядового европейца причиной кризиса межвоенных лет, так и от «неудавшейся демократии», которая не смогла от этого кризиса защитить. Разочарование в парламентско-республиканских формах правления было частью психологического наследия кризиса 1929-1933 гг., выход из которого в 1930-х годах все страны нашли на пути усиления исполнительной власти.
За исключением Чехословакии доверия к демократическим институтам в Восточной Европе не испытывали ни в одной стране. В Польше режим, существовавший накануне мировой войны и выросший из диктатуры Юзефа Пидсудского, ни по каким критериям не был либеральным, да и интеллигенция в этой стране не успела, в сущности, сформироваться. В Румынии между войнами правили консерваторы, которые в 1940-х годах на удивление легко согласились сотрудничать с гитлеровцами. Правда, в Румынии и Венгрии в 1920-1930-х годах имелись зачатки многопартийности, политические партии были прочно встроены в местные диктатуры, являлись их частями. Не было демократии ни в Болгарии, ни в Югославии, где власть принадлежала аристократии и консервативной бюрократии. В восприятии восточноевропейцев известные им виды политического устройства были дискредитированы, а понятные и привлекательные образцы правления, к созданию которых стоило бы стремиться, отсутствовали.
На заключительном этапе войны и в первые послевоенные годы (примерно до середины 1947 г.), советское руководство не ставило цели формирования в восточноевропейских странах однопартийных коммунистических режимов. В тот период задача заключалась в том, чтобы создать на западной границе СССР пояс безопасности из дружественных государств. Их социально-политическая система после войны формировалась под советским контролем, благодаря которому левые имели преимущества. Однако парламентаризм и многопартийность не отрицались. Москва терпимо относилась к некоммунистическим умеренным партиям и поощряла создание коалиций и объединение партий и движений в народные (национальные, демократические, отечественные) фронты, стоявшие на демократических позициях. Явно антикоммунистические партии в эту схему не вписывались, поскольку они отождествлялись с профашистскими режимами, хотя даже им, как показывает опыт Румынии в 1944-1947 гг., доступ в эти коалиции не закрывался. Такой порядок обеспечивал господство социалистических элементов в экономике и политическом строе без разрушения государственной машины и при сохранении традиционного парламентаризма. Он получил название «народной демократии».
Ключевое слово
Народная демократия - политический строй в странах Восточной Европы, при
котором фактически руководящую роль выполняли местные коммунисты, опиравшиеся на поддержку СССР, при этом некоммунистические партии продолжали существовать под условием их лояльности по отношению к властям.
Относительно мягкий курс СССР до 1947 г. диктовался необходимостью сотрудничества с западными союзниками в обустройстве Европы. Москва противодействовала попыткам антикоммунистических сил прорваться к власти. Но советские руководители сдерживали стремление местных компартий к ускорению антикапиталистических преобразований. Проведенные в 1945-1947 гг. в восточноевропейских странах выборы в парламенты, несмотря на правонарушения, свидетельствовали о росте влияния коммунистов. В Венгрии, Румынии и Болгарии, в которых Советский Союз руководил работой союзных контрольных комиссий, советские представители настаивали на включение в правительства представителей некоммунистических партий, хотя и из числа приемлемых для Москвы.
4. Советский опыт не казался жителям Восточной Европы идеальным. Но он производил впечатление. О сталинских репрессиях 1930-х годов знали мало, и советский режим казался лучше фашистского: по крайней мере, он представлялся ориентированным на вовлечение граждан в государственную систему - в отличие от нацизма, который строился на дискриминации и исключении из общества то одной, то другой категории граждан. СССР не был знамением светлого будущего, но он казался символом ухода от кошмарного прошлого.
В Советском Союзе, в лесах Прибалтики, скрывались «лесные братья» - отряды противников присоединения прибалтийских стран к Советскому Союзу, которые периодически нападали на части Советской Армии. На Западной Украине до 1947 г. продолжали противостоять советской власти не ушедшие вместе с гитлеровцами отряды Украинской повстанческой армии под руководством западноукраинского националиста С. А. Бандеры.
Тем поразительней, что за пределами СССР население не обнаруживало признаков намерения сопротивляться советскому присутствию и натиску местных левых. К примеру, в одной только Польше число противников коммунизма должно было составлять, по западным оценкам, не менее 100 тыс. человек. Но оказалось, что для их нейтрализации польскому коммунистическому правительству достаточно было провести две амнистии (1947 г.), после которых о несогласных на несколько лет просто забыли.
Настроения против местных коллаборационистов - «благоразумных обывателей», терпевших нацистов во время войны ради сохранения своего имущества, - были сильнее опасений в отношении коммунистов. При этом в либеральных и католических кругах восточноевропейских стран надеялись на «недолговечность новой власти» и «скорое начало третьей мировой войны». Ожидая ее, умеренные пассивно наблюдали за событиями. В бедных слоях, напротив, проявлялись признаки активности и жажды перемен. Коммунисты привлекали энергией и целеустремленностью на фоне вялости центристов. Новые прокоммунистические и левые режимы завоевывали поддержку масс. В странах Восточной Европы стали формироваться военизированные отряды местных коммунистов. Простые граждане охотно шли в формирования полиции и новые национальные вооруженные силы.
О. Советский Союз вел себя в Восточной Европе осмотрительно, не желая осложнений с Вашингтоном и Лондоном. Но осторожная линия понималась в Москве как отказ от попыток выйти за географические пределы того, что с 1945 г. по согласию с США и Британией в СССР стали считать поясом безопасности Советского Союза. Действия внутри этого пояса не считались в Москве ни наступательными, ни провоцирующими по отношению к Западу. СССР заботился о безопасности границ и делал это, строя из восточноевропейских стран геополитический заслон.
В принципе, такие режимы могли существовать в форме нейтралистских правительств без участия коммунистов, как это было в Финляндии после отставки 4 марта 1946 г. президента Карла Маннергейма. Но опыт Финляндии, где не было советских войск, оказался не применим к восточноевропейским странам. В них стали преобладать радикальные формы трансформаций. Смена режима в Варшаве оказалась одной из наиболее болезненных перемен.
Прозападные силы в Польше находились в трудном положении. СССР не вызывал симпатий поляков. Но польские крестьяне приступили к освоению новых земель на территориях, полученных от Германии. 30 июня 1946 г. левое правительство представило на референдум и получило одобрение программы национализации промышленности. В стране была проведена земельная реформа, согласно которой в расчет земельных наделов были включены новые земли на западе. Переселенцы в районах, откуда было депортировано немецкое население, получили из руте коммунистической власти дома, инвентарь, имущество и пахотные угодья. Это сформировало слой людей, заинтересованных в ее выживании ради сохранения неизменности западных польских границ.
В это время западные правительства, словно нарочно, делали все для подогрева антизападных подозрений поляков. Британские и американские политики уклонялись от подтверждения законности границ Польши на Западе и указывали на их неокончательный характер. Юридически такие высказывания не противоречили потсдамским договоренностям. Но это вредило репутации Запада в глазах польского населения, опасавшегося, что Вашингтон и Лондон могут «взять назад» свои уступки, сделанные в Ялте и Потсдаме. Только Москва твердо заявляла об окончательном характере польских границ и поддерживала выселение немцев с присоединенных к Польше территорий. Польские левые играли на страхах населения. Прозападным партиям строить свои предвыборные программы было сложно.
Ситуация осложнилась для некоммунистических сил репрессиями правительства. По обвинению в связях с антиправительственным подпольем в 1946 г. было арестовано 17 общественных деятелей и политиков из числа умеренных и центристов. Помимо главных фигурантов начатого процесса, были арестованы тысячи низовых руководителей
Польской крестьянской партии. Начиная с осени 1946 г. она стала подвергаться систематическому давлению, ее собрания разгонялись отрядами компартии, в сельской местности арестовывались активисты ПКП.
На выборах в сейм 19 января 1947 г. партия С. Миколайчика, на которую возлагали надежды как на некоммунистическое ядро польского политического спектра, потерпела поражение, завоевав 28 мест против 394, полученных блоком социалистов и коммунистов. Президентом Польши был избран один из лидеров компартии Болеслав Берут.
14 сентября 1947 г. польское правительство разорвало конкордат с Ватиканом, и в стране начался конфликт государства с Католической церковью.
Ключевое слово
Конкордат -договор между Римским Папой как главой Католической церкви и
государства Ватикан и какой-либо страной о правовом положении в ней Католической церкви и отношениях с папским престолом.
События в Польше вызвали рост настороженности Запада по поводу намерений СССР в Восточной Европе. Запад не признал результатов выборов в Польше. Наблюдая за действиями коммунистов на востоке Европы, западные правительства склонялись к уместности репрессивных мер против коммунистов в своих странах.
Минимум знаний
1. Послевоенная ситуация в Восточной Европе отличалась напряженностью социальных, этнических, экономических и политических отношений. Зто было (связано с усталостью, страхом и социально-экономической истощенностью в результате участия в войне, массовых переселений народов, размещения советских войск. СССР на первом этапе не стремился к установлению власти прокоммунистических сил, соглашаясь на участие в государственных органах традиционных восточноевропейских партий и движений. Новые режимы в Восточной Европе получили название «страны народной демократии».
2. Республики Прибалтики, включенные в состав СССР вопреки желанию значительной части населения этих стран, подверглись массовым репрессиям и смене социально-экономического строя по образу СССР 1920-1930-х годов. Была изменена и административная граница этих республик с соседней РСФСР.
3. Население стран Восточной Европы восприняло доминирование СССР в своих странах без активного сопротивления. СССР воспринимался как победитель в войне и потенциально возможная модель государственно-общественного устройства.
4. Положение в Центральной и Восточной Европе отличалось неопределенностью. Коалиционные правительства в большинстве стран были неустойчивыми, и в них шли процессы соперничества между левыми и центристами. В ряде стран коммунистам не удалось получить явного преимущества, однако, рассчитывая на поддержку СССР, они не собирались упускать шанс захватить власть.
5. После войны СССР фактически «подкупил» польское население, передав ему материальные богатства и земли перешедших к Польше от Германии заладных территорий. С этим было связано и ослабление антикоммунистических сил. Дополнительную роль сыграли репрессии против польской оппозиции. Польша оказалась в руках коммунистов.


Восточная Европа после второй мировой войны.

Становление в этих странах тоталитарного социализма шло различными путями. В странах Восточной Европы разгром фашизма привел к восстановлению независимости там, где она была утеряна, или смену политического режима там, где она сохранилась. Повсеместно утвердился демократический строй, всеобщее избирательное право и многопартийность, были проведены аграрные реформы, уничтожившие крупное землевладение, конфискована собственность предателей и активных сторонников фашизма.

Развитие событий на Западе и на Востоке Европы было в первые послевоенные годы весьма сходным. Отличие состояло в том, что Восточную Европу освободила Советская Армия, и там гораздо более значительной была роль коммунистических партий.

Во-первых, потому что в некоторых из них(Югославия, Албания) компартии руководили партизанским движением и, опираясь на него, стали самой влиятельной политической силой;

во-вторых, потому что пользовались поддержкой СССР, под его давлением коммунисты вошли в состав всех послевоенных правительств этих стран, занимая, как правило, “силовые” министерские посты.

Когда началась “холодная война”, опираясь на уже завоёванные позиции и прямое давление из Москвы, коммунисты сравнительно легко и бескровно установили свою безраздельную власть в 1947-1948 гг.

Страны Азии.

Примерно также к власти пришли и коммунисты в Северной Корее. В Монголии, Китае, Вьетнаме и Лаосе приход коммунистов к власти, хотя и был связан с поддержкой СССР, но в меньшей степени. В гораздо большей степени это было связано с тем. Что коммунисты в этих странах возглавляли освободительное, антиколониальное движение. Благодаря этому они стали влиятельной политической силой и смогли прийти к власти.

Изменения в политической системе.

Придя к власти, компартии приступили к “строительству социализма”. В качестве образца для подражания брался опыт СССР. Была преобразована политическая система. Многопартийность либо ликвидировалась, либо партии теряли политическую самостоятельность, становясь частью руководимых коммунистами коалиций и фронтов. Вся полнота власти сконцентрировалась в руках компартий. Судебная и представительная власть потеряли самостоятельность. По примеру СССР проводились массовые репрессии. Все права и свободы граждан были фактически отменены. С демократией было покончено, хотя при этом формально сохранялись конституции, всеобщее избирательное право, регулярно проводились “выборы”, а руководители этих стран гордо называли их странами “народной демократии”.

Плановая экономика.

В области экономики “строительство социализма” означало завершение национализации промышленности и финансов, проведение индустриализации, кооперирование сельского хозяйства. Рыночная экономика уступила место плановой. Происходила масштабная ломка экономических и социальных структур. Исчезли предприниматели и самостоятельные крестьяне. Большая часть взрослого населения оказалась занята в государственном секторе экономики.

Внешняя политика.

Во внешней политике все эти страны в большей или меньшей степени следовали курсу СССР. Всякое неповиновение Москве вызывало поначалу очень жёсткую реакцию. О чём свидетельствует конфликт Тито-Сталин.

Итоги социалистических преобразований.

В результате общественный и политический строй в этих странах был решительно преобразован. И подобно тому, как мы называем сходные процессы в России после октября 1917 года революцией, мы вправе назвать революционными и эти преобразования. Революции эти были социалистическими, в том смысле, что они утвердили государственную собственность вместо частной. Они привели к формированию в этих странах тоталитарного политического строя. Всё это позволяет назвать эти страны странами тоталитарного социализма.

Политические кризисы.

Смерть Сталина в 1953 году привела к крупным переменам. Освобождение от давящего страха перед ним обнажило глубокие противоречия тоталитарного социализма и массовое недовольство им. В ГДР, а затем в Польше и Венгрии возникли политические кризисы, преодоление которых оказалось невозможным без применения силы.

Перемены в политике.

В ряде стран Восточной Европы компартии оказались вынужденными изменить политику, чтобы снять главные причины недовольства. Были прекращены массовые репрессии и проведена частичная реабилитация их жертв, внесены изменения в предусмотренные темпы индустриализации, смягчены формы кооперирования, а в Польше оно было остановлено. Частично снимались ограничения для мелкого бизнеса. Позже были проведены экономические реформы, ослабившие жёсткий, административный контроль над экономикой. Во многих странах всё это сопровождалось “оттепелью” в сфере идеологии и культуры.

В других странах критика наиболее неприглядных сторон сталинского режима в СССР вызвала тревогу. Правящие лидеры были обеспокоены возможностью перенесения критики на них. Они не только не поддерживали перемены в Москве и некоторых восточноевропейских странах, но и постарались занять собственную позицию. Появляются первые признаки советско-китайских противоречий. В начале 60-х годов всё больше заявляют о своей самостоятельности Румыния и Северная Корея. Порывает связи с СССР Албания.

Однако. Изменения в СССР и некоторых странах Восточной Европы, которые произошли после смерти Сталина, оказались неглубокими. Тоталитарный социализм там не был ликвидирован, а лишь смягчен, чтобы сделать его более приемлемым для масс. Но даже это послабление режимов через некоторое время стало рассматриваться компартиями как опасная уступка. Ярким доказательством такой опасности для них стали события в Чехословакии.

Усиление тоталитаризма.

После интервенции в Чехословакии во всех странах Восточной Европы, переживших попытки обновления социализма, началось ужесточение тоталитарных черт их строя. Экономические реформы были остановлены. Началось попятное движение. Возникшие кое-где элементы рыночных отношений ликвидировались или ограничивались. Все недовольные стали преследоваться. Во многих странах в связи с этим возникло движение правозащитников, “диссидентов”.

Усиление тоталитаризма началось и в странах, где не было попыток реформ и обновления. Там тоталитаризм принял особо крайние формы. В Албании, например, в 60-е годы были запрещены все религии. В Китае попытались “построить коммунизм”: кооперативы превратили в коммуны, у крестьян отобрали приусадебные участки и личную собственность. В этих странах сложились культы личностей вождей: Ким Ир Сена- в Северной Корее, Мао Цзэдуна- в Китае, Энвера Ходжи- в Албании, Николае Чаушеску- в Румынии. От всех граждан требовалось беспрекословное выполнение их указаний.

Ухудшение экономического положения.

Однако экономическое положение стран тоталитарного социализма, начиная с 70-х годов, стало неуклонно ухудшаться. Многие страны Восточной Европы стали брать кредиты у западных стран, пытаясь на эти средства обновить промышленность и ускорить развитие. Но в итоге появилась проблема внешней задолженности. Надо было платить долги. Это ещё более ухудшало их положение. Обновленное после смерти Мао Цзэдуна китайское руководство было вынуждено принять решение с 1978 года начать рыночные реформы, чтобы преодолеть трудности. В странах же Восточной Европы о реформах даже не помышляли. Экономическое положение там всё более осложнялось. Здесь постепенно стали складываться условия для революции.