Признание по всему миру существует. Характеристики независимых государств. Остров Северной Клецки

  • 11.11.2018

Феномен непризнанных государств и проблема их международно-правового статуса

На политической карте мира за последние 100 лет существовали или существуют до сих пор более ста непризнанных государств, которые были провозглашены на территории почти 60 стран. Некоторые существовали и сейчас существуют де-факто, но не признаны в полной мере международным сообществом, другие же признаны, но не имеют собственной территории. Проблема непризнанных государств – одна из актуальных сегодня политических проблем в мире.

Вместе с поддержкой западных и региональных держав группы, стоящие перед исламским государством, могли бы победить этих экстремистов в военном отношении. Даже без координации они могут достичь этого в конечном итоге. Однако ключевая проблема, стоящая перед всеми участниками конфликта, является другой. Что будет на месте исламского государства? На этот вопрос нет ответа.

Исламское государство является суммой всех ошибок Ближнего Востока. Аль-Каида, суннитская организация, сыграла важную роль в гражданской войне в Ираке. Два фактора воскресили «Аль-Каиду» в Ираке, уже известную как Исламское государство Ирак, - отчуждение шиитского иракского правительства умеренных суннитов, которые боролись против «Аль-Каиды»; и сирийская гражданская война, которая сделала страну привлекательным полюсом суннитских радикалов, таких как Афганистан.

Так что же такое непризнанные государства по определению?

Непризнанные государства – это общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности, не имеют международного признания и не могут выступать в качестве субъекта международных отношений.

Непризнанные государства можно классифицировать по контролю самопровозглашённых правительств над заявленной территорией, по степени их международного признания и по причинам их самопровозглашения.

За суннитским отчуждением в Ираке и сирийской гражданской войной является извращенная динамика соперничества между Ираном и Саудовской Аравией и другими монархиями Персидского залива. Эти два блока были геополитическими соперниками на протяжении десятилетий, но спор бушевал и приобретал сектантские контуры с недавнего взлета Ирана из вторжений США, которые свергли Саддама Хусейна в Ираке и талибов в Афганистане. Саудовская Аравия и иранцы никогда не сталкивались друг с другом напрямую, но они ведут «прокси-войны» по всему Ближнему Востоку.

В последнее время в мире появился феномен «частично признанных государств», т.е. признанных хотя бы одной из стран – членов ООН. Их появление связано с практикой использования некоторыми членами мирового сообщества «двойных стандартов» в решении проблемы непризнанных государств. «Опасность» этой проблемы – это противоречия между двумя основополагающими принципами международного права: «территориальной целостностью государства» и «правом народа на самоопределение». И в настоящее время некоторые суверенные государства «злоупотребляют» этими принципами с целью решения собственных политических и экономических задач.

Сегодня центром этого спора является Сирия. Монархи Персидского залива с ужасом увидели так называемую арабскую весну и идею о том, что арабские народы могут восстать. Это не помешало королям и эмирам увидеть сирийскую версию арабской весны, чтобы ослабить Иран, свергнув правительство Асада, одно из немногих столпов возглавляемого Тегераном политического блока. Сразу же Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и другие страны региона начали поддерживать деньгами и оружием многочисленные джихадистские группировки, которые сражались с Асадом.

Вместе с этими экстремистами монархии имели две вещи: интерес к свержению сирийского диктатора и экстремистской идеологии, которая находится под жестким контролем внутри своих границ и служит для легитимации монархов, но яростно освобождена от свержения врагов.

Исходя из названных проблемы и противоречия в определении статуса непризнанных государств, возможно предположить: если будут учтены все уникальные черты государственного образования, все исторические и политические особенности его возникновения, тогда появится возможность определить, имеет ли оно право называться суверенным членом международного сообщества.

В то же время Иран видел угрозу Асаду как важнейшую стратегическую проблему и оказал поддержку своему союзнику. Самая большая помощь сирийскому режиму исходила от «Хизбаллы», которая также присоединилась к Ирану, который пересек границу с Ливаном и продолжал сражаться вместе с Асадом. С момента начала антиправительственных демонстраций Асад попытался представить противников как террористов и стремился к самореализации. В начале конфликта он освободил нескольких задержанных в сирийских тюрьмах, включая джихадистов, и разрешил людям «Аль-Каиды» в Ираке, если они не представляют опасность для Сирии.

Как возникают непризнанные государства?

Условно их можно разделить на 4 группы:

1) государства, образовавшиеся в результате революций и гражданских войн (например, на территории Сомали).

2) государства, образовавшиеся в результате сепаратизма, в том числе самопровозглашённые государства – те, что специальной декларацией заявили о своей независимости (почти все постсоциалистические непризнанные государства).

Теперь заклинание повернулось к нему. На протяжении всей истории суннитские монархии привыкли к поддержке Соединенных Штатов и Европейского Союза в битвах против Ирана, но арабская весна изменила расчеты администрации Обамы. На какой-то момент Белый дом понял, что было бы предпочтительнее видеть, что диктатуры региона идут на руины, хотя зарождающаяся демократия, последовавшая за ними, подразумевала большое политическое участие групп сторонников названного политического ислама, обширной идеологической области, чья общая точка среди ее последователей является, по словам французского аналитика Оливье Роя, идеей, что ислам может и должен решать все проблемы общества.

3) государства, образовавшиеся в результате послевоенного разделения (Р. Корея – КНДР, КНР – КР Тайвань, и т.п.)

4) а также государства, возникшие из-за получения независимости колоний от метрополии.

1. Некоторые из существующих сегодня непризнанных государств появились до 1980-х годов прошлого века по разным причинам. В настоящее время таких государств 4:

Основываясь на новой перспективе и на военной усталости американского общественного мнения, Обама решил держаться подальше от Сирии. Позиция Обамы потрясла арабские монархии не только из-за того, что происходило в Сирии, но и из-за исхода арабской весны в Египте, где к власти пришли Братья-мусульмане. Это разозлило не только Саудовскую Аравию и ее партнеров, но и египетские секторы, выступающие против мусульманских братьев - в течение нескольких месяцев в Египте распространился слух, что администрация Обамы состоит из членов Братства.

За новой позицией Белого дома была довольно очевидная находка: абсолютистские диктатуры и абсолютистские монархии на Ближнем Востоке больше всего ответственны за радикализм ислама. На протяжении десятилетий диктатуры, такие как в Египте, приводили к тому, что их население находилось в бедственном положении и не предоставляли основные государственные услуги, такие как здравоохранение и образование, или эффективно обеспечивали водоснабжение, канализацию и электричество. Безработица и бедность достигают отчаянных уровней, и крупные контингенты населения живут, чтобы получить деньги, чтобы купить завтрашнюю еду.

Китайская Республика Тайвань (с 1949 г.), Государство Палестина (формально по решению ООН – с 1947 г., декларация о независимости – 1988 г.), Сахарская Арабская Демократическая Республика (с 1976 г.) и Турецкая Республика Северного Кипра (с 1983 г.)

2. Новым этапом образования современных непризнанных государств можно считать рубеж 1990-х гг. – период распада социалистических федераций – СССР и Югославии (СФРЮ) и связанные с этим этнотерриториальные конфликты (примеры – Республики Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье; Чеченская Республика Ичкерия (до 1999 г.); Сербская Краина и Республика Сербская (до 1995 г.); и Республика Косово). Первоначально международное сообщество провозгласило приоритет принципа «нерушимости границ», но впоследствии часть стран отошла от этого него.

В то же время, как в диктатуре, так и в богатых монархиях Персидского залива, политические репрессии подавляют почти все формы оппозиции правительству: парламентские, партизанские, средства массовой информации, профсоюзы и студенты. Сегодня братья-мусульмане частично отвергают эту идеологию, но она послужила основой для таких групп, как «Аль-Каида». Аль-Багдади, халиф исламского государства, произвел токсичную смесь между этими двумя радикальными нитями, настолько сильными, что породил столкновения в рамках международного движения джихадистов.

3. Также де-факто существующие непризнанные государства возникли в связи с начавшейся в 1988-м году гражданской войной в Сомали. В результате образовались 2 типа таких государств: Первые объявили целью достижение независимости (Сомалиленд, Нортленд, Джуббаленд), вторые – заявили о создании «автономных государств» с последующим вхождением их в состав единой «Сомалийской Федерации» (Пунтленд, Маахир, Галмудуг, Юго-Западное Сомали).

Уорт в недавнем эссе в «Нью-Йоркском обзоре книг», более умеренные группы, такие как «Братья-мусульмане» и экстремисты, такие как государство Мусульмане в конечном итоге конкурируют за одну и ту же аудиторию. Это означает, что стратегия подавления более умеренных групп и предотвращения их политического участия, как это произошло со стипендией в Египте, и, как и почти во всех арабско-мусульманских странах на Ближнем Востоке, автоматически укрепляет самые радикальные и насильственные группы, такие как Исламское государство.

В Египте они спонсировали переворот, который сверг Морси и установил маршала Абделя Фаттах аль-Сисси в качестве нового диктатора. В Сирии они поощряли джихадистские группировки, пока они не потеряли контроль над ними, создав условия для создания исламского государства. Обезглавленные обезьянами американцы Джеймс Фолли и англичане изменили панораму общественного мнения в Соединенных Штатах. Призыв «что-то сделать», администрация Обамы выбрала худшие пути. Без включения Ирана в дискуссии невозможно будет договориться о том, что делать с Ираком и Сирией.

4. Отдельные самопровозглашённые государства возникли в ходе гражданских войн, и сейчас активно применяют терракты и криминальную «основу» для своего существования. К ним можно было отнести Тамил-Илам на Шри-Ланке, Вазиристан в Пакистане, Государства Шан и Ва в Мьянме.

Часто самопровозглашённые государства прекращают своё существование в результате военных спецопераций – как Республика Сербская Краина («погибшая» в результате военной спецоперации Хорватии в 1995 г.) или Чеченская Республика Ичкерия (прекратившая де-факто существование после второй чеченской войны 1999-2000 гг.)

Чтобы быть стабильными, этим странам необходимо установить эффективное управление, которое включает и объединяет их этнически и религиозно разнообразные группы населения. Если Саудовская Аравия и Иран не достигнут, по крайней мере, молчаливого соглашения о том, как должны быть структурированы сирийские и иракские государства, нет никакой перспективы прекратить эти конфликты. Хуже того, для борьбы с экстремистами в исламском государстве Вашингтон присоединяется к монархиям Персидского залива, которые создают идеологические и социальные условия для экстремизма.

В настоящее время, как уже было отмечено, появились так называемые «частично признанные государства», то есть те, что не признаны мировым сообществом в целом, но признаны отдельными странами-членами ООН. И хотя случаи «выборочного» признания наблюдались и ранее (КР Тайвань, признаваемая 22 государствами-членами ООН и Ватиканом; САДР – Западная Сахара, признаваемая 48 государствами ООН и 12-ю, «заморозившими» признание странами; Государство Палестина, признаваемое в качестве независимого 111-ю странами-членами ООН, но не имеющее возможность вступить в ООН), наиболее хронологически близким прецедентом в признании самопровозглашённых государств можно считать признание Турцией в 1983 г. Северного Кипра, а современным же новейшим прецедентом – признание рядом стран Республики Косово с 17 февраля 2008 г.

Обращение к исламскому государству как к «террористической» группе - теоретическое заблуждение с важными практическими последствиями, поскольку оно минимизирует угрозу, с одной стороны, и максимизирует трудности борьбы ее другим. По словам Джессики Льюис, аналитика Института изучения войны, исламское государство «больше не является проблемой терроризма». «Это армия в движении в Ираке и Сирии, и они захватывают территорию», - сказала она. Так сказать, что исламское государство - всего лишь террористическая группа, заставляет общественность полагать, что проблема менее серьезная, чем кажется.

С 17 февраля 2008 года Республику Косово признали 70 государств, а с 26 августа 2008 г. Республики Абхазию и Южную Осетию признали Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру.

Подобные процессы «частичного признания» продолжаются и по сей день.

Что же такое международно-правовое признание государств?

Под ним в теории международного права принято понимать односторонний добровольный акт государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права.

С другой стороны, террористическая чума затрудняет понимание природы исламского государства как выражение восстания суннитов в Сирии и Ираке. «Это полная группа повстанцев, и говорить об этом как о террористической группе не особенно полезно», - сказал Уильям Маккантс из Института Брукингса. В полноте повстанческого характера исламского государства есть законность, которую группа завоевала в некоторых местах в качестве защитника суннитов.

Обезглавливание Фоли, Сотлоффа и Хейнса - это крошечная часть того, что арабские и мусульманские общины пострадали от рук исламского государства. Неоднократно группа убивала и развертывала органы и руководители сирийских и иракских городов. В общественных квадратах реализуются и передаются на экранах, казнях, камнях, ампутациях и наказаниях, таких как ресницы. Многие люди, включая детей, должны присутствовать. Тот, кому некуда идти, знает, что для этого он должен оставить все свое имущество и рискнуть жизнью.

В международном праве существуют две теории признания: конститутивная и декларативная.

Констутивная теория заключается в том, что только признание придает адресату признания соответствующее качество: государству – международную правосубъектность, правительству – способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях. Признание обладает правообразующим значением: только оно конституирует (создает) новых субъектов международного права. Без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права.

Тем не менее Исламское государство пользуется большим признанием. В Ираке многие люди ужасаются жестокостью группы, которая преследует даже религиозных, а в июне и сентябре убили не менее 40 суннитских священнослужителей, которые отличались от их богословия. Тем не менее, есть поддержка для группы, также потому, что центральное правительство, в основном шииты, больше опасается. В дополнение к политическому отчуждению суннитов в последние годы регулярные иракские силы жестоко отреагировали на захват территории тогдашним исламским государством Ираком и Сирией.

Декларативная же теория заключается в том, что признание не сообщает адресату соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. Иными словами, признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами международного права. То есть признание лишь констатирует появление государства, при этом неважно, сколько стран признали его.

Восстание экстремистов убило сотни невинных суннитов, включая детей, и оставило тысячи бездомных, создав впечатление, что правительство пытается проводить этнические чистки суннитов. Чтобы попытаться предотвратить представление миссии в качестве антисуннитского крестового похода, Вашингтон искал моральную гавань арабских правительств, но именно они отвечают за создание условий для процветания радикализма. Таким образом, нападения приводят к разжиганию цикла репрессий, радикализации и насилия. Последствия этого уже начали ощущаться.

Выделяют также две формы официального признания: де-факто и де-юре

Признание де-факто характеризуется как неполное, оно выражает неуверенность в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно. Оно в принципе может повлечь за собой установление консульских отношений, но не носит обязательный характер, в то время как признание де-юре является полным и окончательным. Оно обязательно влечет за собой установление дипломатических отношений. В любом случае считается, что установление дипломатических отношений означает признание де-юре.

Заявленная цель: возвращение халифата

Эта статья представляет с помощью карт, в первую очередь, требования и риторику исламистской организации, а затем реализуемую в настоящее время стратегию для достижения прогресса против властей, местного сопротивления и международного вмешательства. Ибрагим утверждает, что является преемником Мухаммеда, а также предыдущих халифов. Халиф Ибрагим, Абу Бакр из Багдада, утверждает, что он уничтожает дивизии, наложенные колониальными силами, и осуществляет свою власть над всеми мусульманами, как в золотой век суннитского халифата.

Признание де-юре – полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.

На современном этапе развития международного права следует отметить, что институт признания не кодифицирован: его образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных), которые регулируют все стадии признания новых государств и правительств, включая юридические последствия признания. В международных договорах содержатся лишь отдельные нормы о признании.

Как же должна вести себя любая страна в отношении непризнанных государств, если она стремится оставаться в рамках международного права?

Во-первых, у нее есть полное право признавать или не признавать новообразование. Государство само определяет обоснованность и формы признания. Это должно происходить с учетом собственных интересов и требований реальной политики.

Во-вторых, недопустимо вмешиваться в процесс самоопределения, тем более прибегать к вооружённой агрессии.

В таком случае, признание Россией Абхазии и Южной Осетии вполне вписывается в эту политику. Для этого у России, помимо формального права, имеются и веские политические основания.

1. Прежде всего, следует обеспечить гуманитарные права населения, в том числе российских граждан.

2. Кроме того, необходимо не допускать у наших границ нестабильности. Для этого необходимо придать официальный статус их правительствам, уже в некоторой мере легитимированным на международной арене.

Выводы:

Любая суверенная страна для признания того или иного самопровозглашённого государства полноценным членом международного сообщества должна исходить из того, что в данном случае у неё есть полное право признавать или не признавать такое образование. То есть юридически с точки зрения равноправия народов – это не только право, но и обязанность. Любое государство должно само анализировать реальные параметры государственности самоопределившегося новообразования, определять обоснованность, разновидности, формы признания и т. д.

И всё это должно происходить с учетом собственных интересов, задач, требований реальной политики, в контексте данной конкретной сложившейся ситуации с непризнанным государством

Проблема непризнанных государств меня интересует с точки зрения норм международного права. Изучив данную тему, я пришёл к выводу, что любая суверенная страна должна руководствоваться своими геополитическими и геоэкономическими интересами при решении вопроса «признания» либо «непризнания», требованиями реальной политики, и действовать в контексте данной конкретной сложившейся ситуации с непризнанным государством.

А в этой связи признание Россией Абхазии и Южной Осетии является, на мой взгляд, вполне обоснованным.

Перечень современных непризнанных государств в научных публикациях довольно велик7. В него входят: Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Нагорно-Карабахская Республика (Арцах), Китайская Республика на Тайване, Турецкая Республика Северного Кипра и Косово. Часто к этой когорте «семи непризнанных» добавляют Республику Сомалиленд, Тамил Илам (на Цейлоне), а в последнее время – Исламское Государство Вазиристан, независимость которого была провозглашена в феврале 2006 г. боевиками-пуштунами (сторонниками Талибана) на территории северо-западного Пакистана. Изредка в этом же контексте упоминаются Южный Судан, Кашмир, Западная Сахара, Палестина, Курдистан и некоторые другие территории (например экзотический Силенд8).

Существование непризнанных государств европейской периферии напрямую связано с процессами дезинтеграции Советского Союза и Югославии и рядом этнических вооруженных конфликтов 1990-х годов, которые до сих пор не получили своего политического урегулирования. Непризнанные государства европейской периферии малы территориально, их население немногочисленно даже по европейским меркам. Явным лидером среди непризнанных государств по этим параметрам выступает Косово, лидеры которого контролируют сегодня территорию в 11 000 кв. км с населением около 2 млн. человек. Этнические албанцы составляют в крае значимое большинство, сербы, хорваты, венгры, турки, цыгане и другие этнические меньшинства – до 100 тыс. человек9.

Приднестровье контролирует территорию в 4 163 кв.км, на которой проживает 555,5 тыс. человек. Абхазия занимает территорию в 8 600 кв.км с населением 250 тыс. человек. В Нагорном Карабахе проживает всего 146,6 тыс. человек, которым удается удерживать территорию в 11 000 кв.км с учетом шести оккупированных районов Азербайджана10. Южная Осетия располагает территорией в 3 900 кв.км, населением – в 70 тыс. человек11.Это наименьшее из непризнанных государств.

При этом три из четырех названных государств (за исключением Приднестровья), географически находятся за пределами Европы: они расположены по южную сторону Кавказского хребта, отделяющего Европу от Азии. На этом основании приднестровский конфликт можно отнести к сфере европейской периферии, а три других – к зоне европейского пограничья. Целесообразно изучать непризнанные государства в контексте конфликтов, в результате которых они возникли. Такой подход позволяет свести к минимуму издержки, связанные с анализом перспектив развития подобных государственных образований, сохраняя контекст исследуемого феномена. Рассматривая этнический вооруженный конфликт, порождением которого становится то или иное независимое государство, можно выявить особенности каждой ситуации, прогнозировать перспективы изменения статуса непризнанного государства. Объединение возможностей неоинституционального анализа и теории конфликтов создает фундамент для новой интерпретации процессов институционализации этнических противоборств и расширяет набор аналитических средств для сравнительного исследования отдельных примеров непризнанных государств.

На основе анализа ряда посвященных этой проблеме материалов и эмпирических данных разумно выделить несколько основных параметров комплексного рассмотрения феномена непризнанного государства. Среди них можно назвать:

– историю возникновения непризнанного государственного образования, описание этнического конфликта и основных этапов его развития;

– эффективность переговорного процесса, посредничества, планов мирного урегулирования;

– формирование государственности и хозяйственного комплекса непризнанных государственных образований;

– особенности политического устройства, степень его демократичности;

– наличие или отсутствие реальных возможностей для возвращения непризнанного государственного образования в состав государства, от которого оно отделилось;

– шансы для существования в качестве независимого государства;

– заинтересованность и возможность внешних сил изменить или законсервировать статус непризнанного государственного образования.

При учете перечисленных параметров можно рассчитывать на более или менее точное понимание проблем каждого непризнанного государства. Непризнанные государства могут быть типологизированы по различным основаниям. Ключевой критерий признания непризнанных государств – контроль над своей территорией. По этому показателю их можно подразделить на четыре идеальных типа. Первый – непризнанные государства с полным контролем своей территории (Вазиристан, Приднестровье, Сомалиленд12, Северный Кипр). Второй – непризнанные государства, контролирующие свою территорию частично (Абхазия, Нагорный Карабах, Тамил Илам, Южная Осетия). Третий – образования под протекторатом международного сообщества (Косово, которое юридически является частью Сербии, но фактически управляется администрацией ООН с 1999 г. на основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН). Четвертый – квазигосударства (не получившие право на самоопределение этносы), контролирующие анклавы компактного расселения своей этнической группы (Курдистан, расположенный на территории Турции, Ирана, Ирака, Сирии). Понятие «непризнанное государство», как уже было отмечено, условно. На самом деле к данной когорте государственных образований обычно относят и частично признанные государства. Так, по критерию признания суверенитета можно выделить собственно непризнанные государства (Косово, Приднестровье) и частично признанные государства (Тайвань), некоторые из которых существуют в условиях военной оккупации (Западная Сахара, Палестина). Тайвань имеет дипломатические отношения с двадцатью шестью странами мира, Северный Кипр признается Турцией. Непризнанность государства международным сообществом негативным образом сказывается на его правовом статусе и операционных возможностях. Подобное государство не способно к активной экономической деятельности, не может заключать торговые контракты и осуществлять многосторонние инвестиционные и инфраструктурные проекты. Непризнанное государство рассчитывает только на гуманитарную помощь международного сообщества, социальные и культурные проекты, сотрудничество с различными странами и регионами находится в зачаточном состоянии. Поэтому от политико-правового признания какой-либо территории напрямую зависит ее существование и развитие.

Непризнанные государства европейской периферии и пограничья существуют уже довольно долго: Косово – девять лет, Абхазия, НКР, Южная Осетия – шестнадцать, Приднестровье – восемнадцать лет. Перспективы изменения статуса (признание независимости, ирредента, силовое поглощение, возвращение в состав единого государства посредством урегулирования конфликта) у всех территорий различны.

Наибольшие перспективы в плане возможных трансформаций существующего статуса имеет Косово. Речь идет о получении независимости в той или иной форме, поскольку в этом заинтересованы США и Европейской Союз. По всей видимости, Сербия сможет лишь отсрочить подобное решение или выторговать для себя некоторые политические и экономические уступки (интеграцию Сербии в ЕС или раздел территории Косова).

Абхазия, Приднестровье и Южная Осетия могут рассчитывать на частичное, неполное признание Россией, но их дальнейшие перспективы далеко не очевидны. Подобная «полунезависимость» не будет признана Соединенными Штатами, Европейским Союзом, Индией, Китаем и многими другими государствами.

У Приднестровья и Южной Осетии возможности получения формальной независимости менее реальны по ряду геополитических и организационно-территориальных причин. В случае с ПМР у России пока сохраняются большие возможности по реанимации стратегии объединения Молдавии и Приднестровья. Южная Осетия имеет, как представляется, серьезные экономические основания для воссоединения с Грузией.

Наименьшие шансы на изменение статуса имеет Нагорный Карабах. Подобное положение в основном определяется позицией США, стран ЕС, России, Ирана и Турции. Они в целом заинтересованы в сохранении статус-кво в зоне данного конфликта, а политическая возможность территориального обмена, который мог бы открыть путь к политическому урегулированию, остается незначительной.

Список непризнанных государств

Частично признанные государства с фактическим контролем своей территории:

Китайская Республика (Тайвань), контролирующая остров Тайвань и несколько небольших островов. После гражданской войны в Китае в 1949 году потеряла дипломатическое признание и место в ООН в пользу Китайской Народной Республики 25 октября 1971 года Резолюцией 2758 Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время признаётся лишь 23 государствами. Тайвань осуществляет фактически дипломатические отношения через свои т.н. экономические и культурные представительства (фактически, посольства).

Косово (c 2008) Находится на территории Сербии (Автономный край Косово и Метохия). На основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН) находится под международным управлением. ООН не признаёт Республику Косово как легитимное правительство Косова. В настоящее время признано 43 странами.

Турецкая Республика Северного Кипра находится в северной части Кипра и сформирована после вторжения турецких вооружённых сил на Кипр в 1974 году. Она объявила о своей независимости в 1983 году. В 2004 году её территория была фактически включена в состав Европейского Союза как часть Республики Кипр. Признается только Турцией и непризнанной Абхазией.

Непризнанные государства с фактическим контролем большей части своей территории:

Территории бывшего СССР:

Приднестровье (c 1990) в Молдавии.

Абхазия (c 1992) в Грузии является самопровозглашённым и фактически независимым государством; она не признаётся официально ни одним государством. Расположена между Кавказскими горами и Чёрным морем, юридически является частью северо-западной Грузии. Правительство Абхазии не контролирует восточную часть Кодорского ущелья, находящееся на северо-востоке Абхазии, этот участок находится под контролем МВД Грузии.

Южная Осетия (c 1991) в Грузии.

Нагорно-Карабахская Республика (c 1991) - непризнанное государственное образование, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР. Области НКР - Мартакерт, Мартуни и Шаумян полностью или частично контролируются азербайджанскими властями.

Территория Сомали:

Сомалиленд (с 1991). Находится на северо-западе Сомали. В мае 1991 года северные кланы провозгласили Независимую Республику Сомалиленд, включающую в себя 5 из 18 административных регионов Сомали.

Пунтленд (с 1998) в Сомали.

Галмудуг (с 2006) в Сомали.

Маахир (с 2007) в Сомали.

Нортланд (с 2008) в Сомали.

Вазиристан в Пакистане.

Тамил-Илам на Шри-Ланке.

Частично признанные государства, находящиеся под военной оккупацией

Западная Сахара, большей частью которой управляет фактически Марокко. Сахарская Арабская демократическая республика, управляющая остальной частью, признаётся 48 государствами, является членом Африканского Союза.

Палестинское государство признаётся рядом арабских и мусульманских государств, а также Россией.

Частично непризнаваемые государства:

Израиль не признаётся большинством арабских и мусульманских государств (сейчас 24, отношения с 4 государствами приостановлены), но признаётся Египтом, Иорданией и Турцией.

Китайская народная республика не признаётся государствами, признающими Тайвань.

Кипр не признаётся Турцией.

Северная Корея не признаётся Южной Кореей.

Южная Корея не признаётся Северной Кореей.

Чехия не признаётся Лихтенштейном.

Словакия не признаётся Лихтенштейном.

Лихтенштейн не признаётся Чехией и Словакией.

2. Истоки конфликта в Косово

Истоки конфликта сербов и албанцев в Косово 1998-1999 годов, лежат в конце XIV века.

Албанцы на протяжении столетий стремились к созданию собственного государства, а объективно на пути его создания вставали три силы: Турция, до 1912 года контролировавшая территорию их проживания; сербы, чьи интересы распространялись на территорию Косово и Македонию, отчасти населенную этническими албанцами; и Италия, неоднократно пытавшаяся закрепиться военным путем на столь близком к ней берегу. Стоит напомнить: после поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне Италия, воевавшая на стороне Антанты, потребовала возвращения своей исторической области Далмации, где значительную часть населения составляли хорваты. Не желая уступать эту территорию, хорваты предпочли объединиться с родственными по языку сербами в единое государство, названное в последствии Югославией.

Впервые идея о необходимости осуществить для албанского народа свое право на самоопределение появилась в виде требования создания специального албанского вилайета (области) во времена Оттоманской империи. Албанцы были главным оружием Турции в деле подавления свободы и национальных движений христианских народов на Балканах, которые боролись за воссоздание своего национального государства.

В результате Балканских войн начала века с гегемонией Турции на Балканах было покончено. Албанцы создали свое государство. В 1913 году Республика Албания, получила международное признание. Косово подверглось аннексии со стороны Королевства сербов, хорватов и словенцев. Эти земли Сербия и сейчас считает своими, а албанцы с этим не могут согласиться.

После провозглашения независимости Албании в 1921 г., ее территориальные претензии по отношению к Сербии не только сохранились, но и усилились. С середины 30-х годов Албания стала еще и полигоном стратегических интересов Германии и Италии. В годы второй мировой войны, сражаясь на стороне фашистских оккупантов, албанцы продолжали террор против неалбанского населения, который фактически можно приравнять к геноциду.

После второй мировой войны Косово получило широкую автономию в составе Сербии, которая в свою очередь была частью Социалистической Федеративной Республики Югославия.

Конституция 1946 г. признала словенцев, хорватов, сербов, македонцев и черногорцев нациями.

Отдельные политические группы албанского национального меньшинства упорно добиваются отделения Косово и Метохии от Сербии и с этой целью все более открыто прибегают к непризнанию законных властей, насилию и терроризму. Международная поддержка необходима им прежде всего для создания «Республики Косово» как переходного решения, а потом - «Великой Албании», которая является их настоящей целью и которая бы, кроме значительной части СР Югославии (и Сербии, и Черногории), включала части Македонии и Греции.

В Косово проявляется крайний и агрессивный албанский национализм, сопровождающийся демографическим взрывом и попытками только логикой больших чисел осуществить право на реализацию сепаратистской цели - выхода территории Косово и Метохии из состава государственной территории Сербии и присоединения ее в дальнейшем к Албании. При этом забывается, что с этой территории под давлением албанского террора выехало более 200000 сербов, а на их место только с 1945 года до сегодняшнего дня поселились от 350000 до 400000 людей, бежавших из Албании. Таким образом, долгое время насильственно менялась этническая структура населения в Косово, создавались условия для того, чтобы албанцы выступили на международной политической сцене с требованием предоставить им отдельное государство.

В социалистической Югославии федеративным отношениям всегда уделялось большое внимание. Югославия гордилась достижениями в области межнациональных отношений. Особенно чутко руководство страны относилось к 25 этническим группам, национальным меньшинствам, которых даже стали называть по-новому - народность. В стране выходило 150 газет и журналов на языках национальных меньшинств. В крае Косово существовало 904 албанских начальных и 69 средних школ, университет. Каждое десятилетие приносило существенное расширение прав автономии.

После Второй мировой войны Косово получило статус национальной области в составе Сербии. В 1963 г. Косово становиться автономным краем. Тем не менее, учащаются случаи столкновения албанцев с сербской полицией. Борьба с албанскими диссидентами возложена на Югославское УГБ (аналог КГБ в СССР).

Происходит массовая эмиграция албанцев, в том числе в Турцию.

В 1974 году, с принятием новой сербской конституции, Косово гарантируются широкие права автономии.

Появляются албанские газеты и албанское телевидение. Официальным языком становится албанский, основные должности занимают албанцы

Конституция 1974 г. наделила край такими широкими полномочиями, что он фактически стал самостоятельным субъектом федерации. Представители Косово были членами коллективного органа управления страной - президиума СФРЮ.

Автономный край обладал равными правами с другими республиками, кроме одного - он не мог отделиться от Сербии. Косово долгие годы пыталось добиться статуса республики, мечтая о создании единого албанского государства. Мечтая о создании единого албанского государства на Балканах путем объединения всех земель, на которых проживают албанцы, Косово долгие годы стремилось добиться статуса республики. Там полагали, что это даст возможность ставить вопрос о самоопределении и выходе из состава Югославии

Последние 20 лет албанцы Косово отказываются участвовать в переписи населения. Поэтому данные об их численности разнятся. По одним источникам, в 1981 г. население Автономного края Косово составляло 1584 тыс. человек, из которых албанцев было 1227 тыс., или 77,4%, а сербов? 209 тыс., или 13,2%. Сами албанцы считают, что их в крае около 2 млн. человек. Согласно сегодняшним данным Статистического управления Югославии, албанцев в крае около 917 тыс., или 66%. Сербов, черногорцев и тех, кто считает себя югославами, насчитывается 250 тыс.

В 1981 г. в Косово вспыхнуло антисербское восстание. В крае было введено чрезвычайное положение, однако нормализовать обстановку центральной сербской власти так и не удалось. На протяжении последующих восьми лет массовые выступления албанцев неоднократно повторялись.

Непрекращающийся процесс вытеснения из края жителей сербской и черногорской национальностей стал важнейшим индикатором кризиса. По данным газет сербское население сократилось к 1991 г. до 10%.

Руководство Сербии в 80-е гг. использовало разные методы борьбы: вводилось военное положение и комендантский час; разрабатывались новые экономические программы решения «проблем Косово», которые включали в себя преодоление замкнутости края, изменение его экономической структуры, укрепление материальной основы самоуправления; предпринимались политические попытки формирования единства на классовой, а не национальной основе.

Однако достичь положительного результата не удалось.

Когда над Восточной Европой задул «ветер перемен», вызванный процессами перестройки в СССР, Запад резко усилил поддержку всех антисоциалистических и националистических сил, способных ослабить правящие коммунистические режимы.

Весной 89-го центральные власти Югославии, опасаясь роста сепаратистских настроений среди косовских албанцев, фактически упразднили автономный статус этого края. В мае 1989 года Милошевич избран председателем Президиума Социалистической республики Сербия

Безрезультатность поиска выхода из кризиса привела руководство Сербии к убеждению, что только централизация власти и упразднение некоторых полномочий сможет стабилизировать ситуацию. В Сербии развернулась компания за правовое, территориальное и административное единство республики, за сокращение прав автономных краев. Угроза распрощаться с мечтами о республике вывела на улицы Приштины, столицы края, в январе 1990 г. 40 тысяч албанцев. Гневные, протестующие, готовые сражаться за свои права они представляли угрозу для стабильности Сербии и даже Югославии. Это происходило в то время, когда безрезультатные споры о будущем федерации позволили Словении и Хорватии открыто говорить о независимости. Все происходило на фоне кризиса, охватившего все сферы жизни и структуры власти. Введенные в край военные подразделения и полицейские силой попытались удержать порядок в Косово. Это повлекло столкновения и жертвы.

Принятая в 1990 г. конституция Сербии свела правовой статус края к территориальной и культурной автономии, лишив его всех элементов государственности. В знак протеста албанцы начали компанию гражданского неповиновения: создавались параллельные структуры власти (подпольный парламент и правительство), албанские учителя отказывались следовать новой школьной программе и начали учить по албанской школьной программе в подполье. В условиях подполья занимался и албанский университет. В результате весь край разделился на два параллельных общества - албанское и сербское. Каждое имело свою власть, свою экономику, свое просвещение и культуру. В официальной экономике, несомненно, доминировали албанцы, используя частные фирмы и частный капитал. В политической структуре были представлены исключительно сербы, т.к. албанцы бойкотировали выборы. В сентябре 1991 г. на фоне распада Югославской федерации косовские албанцы провозгласили независимость и создали Республику Косово. В мае 1992-го они провели выборы президента и парламента. Президентом непризнанной республики стал писатель Ибрагим Ругова. Естественно, что Белград считал все эти действия незаконными. В Косово сложилось двоевластие. Албанцы не признавали власть Белграда, а сербы - Косовскую республику.

Летом 1991 г. Югославия начала разваливаться. Роспуск Югославской федерации был совершен в нарушение ее Конституции. Это очень быстро привело к этнической конфронтации и войнам в Хорватии и Боснии.

Из нее вышли и провозгласили независимость Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. В составе Югославии остались Сербия и Черногория. В момент отделения Хорватии, Боснии и Герцеговины жившие там сербы заявили о своем стремлении выделиться из них и присоединиться к Сербии. Их попытка создать автономные районы не получила признания правительств этих двух новых независимых государств. Тогда они начали воевать и получили помощь со стороны Белграда, который хотел сохранить единое югославское государство или создать единое сербское государство. В этой войне Запад был против сербов. Война была жестокой и сопровождалась зверствами с обеих сторон. За три с лишним года боевых действий погибло около 300 тысяч человек. В Европе это был первый самый кровавый конфликт после Второй мировой войны.

В итоге боснийские сербы добились автономии, но не объединения с Сербией. Сербы оказались разделенной нацией на своей исторической земле. И на этом печальном для сербов фоне возникла реальная угроза потери Косово.

На политической карте мира существует около 120 непризнанных государств, которые провозглашены на территории почти 60 стран. Некоторые из них существуют де-факто, но де-юре не признаны в полной мере международным сообществом (остров Тайвань), некоторые, наоборот, признаны, но не имеют собственной территории (Палестина, Сахарская Арабская Демократическая Республика - Западная Сахара), некоторые признаны лишь отдельными странами или региональными организациями, где имеют свои представительства. Непризнанные государства появляются, как правило, в районах действия сепаратистских движений в многонациональных странах, или как результат изменения государственных границ, «разрезавших» ареалы проживания этносов.

Об этих государствах редко пишут в учебниках, большинства - нет на картах. Однако они реально существуют, в них живут люди, работают правительства, президенты, принимаются конституции, они даже пытаются солидарно выступать на международной арене .

Некоторые из них существовали в течение длительного времени, как, например, Тайвань, Палестина, Курдистан, Азад Кашмир, Тибет.

Азия

В Азии насчитывается более 40 непризнанных государств на территории 20 стран. Самыми известными являются Турецкая Республика Северного Кипра (в северной части Кипра), Тайвань, Тибет (на территории Китая), Азад Кашмир, Манипур, Халистан (в Индии), Тамил Илам (в Шри-Ланке), Белуджистан (в Пакистане), Ириан Джайя (в Индонезии), Курдистан (на территории Сирии, Ирака, Ирана, Турции).

Курдистан. Курды - самый большой по численности народ (около 40 млн чел.), не имеющий своего государства. Они проживают в Турции (около 20 млн), Иране (около 8- 9 млн), Ираке (свыше 5 млн), Сирии (около 2 млн). Остальные разбросаны по миру, в том числе около 1 млн человек проживает в государствах Западной Европы и примерно 1 млн человек - на территории СНГ .

После окончания Первой Мировой войны и распада Османской империи в 1921 г. был подписан Севрский договор, предусматривавший возможность создания на части ее территории Курдского государства. Договор не был выполнен, а территория компактного проживания курдов оказалась разделенной между Турцией (около половины предполагаемой территории Курдистана), Ираном, Ираком и Сирией.

В течение всего XX в. курды стремились к национальному суверенитету и созданию собственного государства. Наибольшую силу курдское движение имеет на территории Северного (Турецкого) и Юго-Западного (Сирийского) Курдистана, составляющих более половины территории Курдистана и почти 2/3 всего курдского населения.

Долгие годы в восточных провинциях Турции идет война между частями регулярной турецкой армии и отрядами курдского освободительного движения. Высший представительный орган власти несуществующего государства курдов - Парламент Курдистана - с 1995 г. работает в Гааге.

В Южном Курдистане, расположенном на территории Ирака, в 1974 г. создан Курдский автономный район площадью 38,7 тыс. км2 с населением около 5 млн чел. В 1992 г. парламент Иракского Курдистана воспользовался ослаблением Ирака из-за санкций международного сообщества и объявил об образовании государства Курдистан в составе предполагаемой Федеративной Иракской Республики.

Силами международного сообщества была установлена линия разграничения курдов и правительственных войск Ирака по 36-й параллели: «Свободный Курдистан» стал располагаться к северу от нее на территории провинций Эрбиль, Дохук, Сулеймание. Эта территория находится под патронажем учреждений ООН и заинтересованных государств - США, Великобритании, Саудовской Аравии, Кувейта и др.

В начале 80-х гг. XX в. Турция и Ирак достигли договоренности о преследовании турецкими вооруженными силами курдских повстанцев на иракской территории до 10-15 км от границы. Пользуясь этим, турецкая армия неоднократно наносила удары по курдским военным объектам и населенным пунктам на территории Ирака. Территориальный вопрос осложняется нефтяными проблемами: южный маршрут транспортировки каспийской нефти пролегает через территорию Турецкого Курдистана. Кроме того, Турция планирует создать на севере Ирака «буферную зону» размером от 5 до 10 км, депортировав из этой зоны курдское население. Несмотря на то, что это является актом откровенной аннексии части территории Ирака, подобные планы находят поддержку у соседних государств.

Проблема национально-культурной автономии курдов в Иране и Сирии стоит также остро.

Турецкая Республика Северного Кипра провозглашена в 1983 г. на севере острова Кипр. Она занимает около 36% его территории, здесь проживает около 200 тыс. человек (23% населения острова), в том числе 80 тыс. переселенцев из Турции и 35 тыс. турецких военнослужащих. Столица - Лефкоса (северная часть Никосии).

Кипр - бывшая колония Великобритании - получил независимость в 1960 г. Гарантами его территориальной целостности были признаны Турция, Греция и Великобритания, которые разместили на острове военные силы. Великобритания имеет здесь две военные базы - Декелия и Акро-тири. После государственного переворота и попытки присоединения острова к Греции в 1974 г. Турция ввела на Кипр свои войска, оккупировав более 1/3 его территории. Фактически Кипр раскололся на две части: турецкую, где была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра, не признанная мировым сообществом, и греческую - собственно Республику Кипр. Турки-киприоты (около 18% населения) переселились на север острова, этническое меньшинство было усилено переселенцами из Турции; греки-киприоты сконцентрировались на юге острова. Совет Безопасности ООН осудил оккупацию и раздел Кипра, потребовав вывести с острова турецкие вооруженные формирования, на Кипре были размещены силы ООН по поддержанию мира.

Переговоры между двумя частями страны проходят при посредничестве ООН, которая выступает за сохранение единого государства и политическое равенство общин.

В 2004 г. перед вступлением Кипра в Европейский союз, был проведен референдум об объединении, в ходе которого население высказалось против единого государства.

Тамил Илам. Тамилы проживают в Индии (штат Тамилнад) и в Шри-Ланке, исповедуют индуизм. Соседи тамилов по Шри-Ланке - сингалы - Буддизм">буддисты . Различие в религиозной принадлежности, а также преобладание в структурах власти Шри-Ланки сингалов являются основными причинами конфликта.

Военные действия против регулярных частей армии Шри-Ланки ведут боевики из организации «Тигры Освобождения Тамил Илама», захватывающие с переменным успехом с середины 1970-х гг. районы на востоке острова.

В 1980-е гг. по просьбе правительства Шри-Ланки на острове были размещены миротворческие силы Индии, однако это не привело к установлению мира. «Тигры Освобождения Тамил Илама» имеют свои представительства в нескольких государствах, к их числу относятся Великобритания, Франция, Норвегия.

Азад Кашмир - спорная территория Индии и Пакистана

Азад Кашмир. В августе 1947 г. на части территории Британской Индии образовались два государства: Индия (с преобладанием индуистского населения) и Пакистан (с преобладанием мусульманского населения). В соответствии с планом раздела, предусмотренным в Акте о независимости Индии от 1947 г., небольшое княжество на севере Индии, населенное мусульманами и индуистами - Кашмир - имело право войти в состав либо Индии, либо Пакистана. Его присоединение к Индии стало предметом спора между двумя странами, и в том же году между ними начались боевые действия. В итоге большая часть Кашмира осталась в составе Индии. Пакистану достались лишь труднодоступные горные районы на севере и небольшая территория на юго-западе княжества - Азад Кашмир. В июле 1949 г. Индия и Пакистан подписали соглашение об установлении линии огня, контролируемой наблюдателями. В 1965 г. пакистанцы повторили попытку взять Кашмир под свой контроль, однако потерпели неудачу.

В конце 1971 г. военные действия между Индией и Пакистаном вновь возобновились. В июле 1972 г. Индия и Пакистан подписали соглашение, определяющее контрольную линию в Кашмире, которая с небольшими отклонениями соответствовала линии прекращения огня, установленной в 1949 г. Военные действия в Кашмире велись в 2001-2002 гг., что вынудило Пакистан заявить о готовности использовать ядерные силы для защиты территориальной целостности страны.

Тайвань - одна из провинций Китая, расположенная на одноименном острове между Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями. В 1949 г. после провозглашения КНР на остров Тайвань переехало свергнутое гоминдановское правительство и была провозглашена Китайская Республика. Длительное время (с 1949 по 1971 г.) представитель Тайваня занимал место Китая в ООН.

КНР рассматривает Тайвань как свою неотъемлемую часть и стремится к воссоединению с ним на основе принципа «одно государство - два строя». Во второй половине XX в. Тайвань имел один из самых высоких в мире темпов роста экономики, сегодня он входит в группу новых индустриальных стран, а с 1997 г. по классификации Международного Валютного фонда - в число экономически развитых стран.

Тибет. Тибетское государство возникло еще в VII в. В XVII в. глава буддистской секты гэлугба далай-лама стал духовным и светским главой страны. Китай установил свой суверенитет над Тибетом в 1720 г., однако формально государством продолжал управлять религиозный лидер далай-лама. В 1903-1904 гг. британские войска оккупировали Тибет (из-за выступлений тибетцев в приграничных с Сиккимом районах) и в 1906 г. по англо-китайской конвенции Великобритания признала Тибет сферой влияния Китая. В 1910 г. китайские войска заняли Тибет, и он был объявлен частью Китая, далай-лама эмигрировал в Индию. В 1911 г. после революции в Китае далай-лама возвратился и провозгласил независимость Тибета.

После образования Китайской Народной Республики в Тибет вошли китайские войска. В 1951 г. между правительством КНР и тибетскими властями было заключено соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета. В 1959 г. 14-й далай-лама эмигрировал в Индию, поддерживая оттуда движение за отделение Тибета от Китая.

В Европе очаги сепаратизма и территории самопровозглашенных государств привязаны к районам проживания национальных меньшинств. Потенциально подобных очагов достаточно много, однако лишь в некоторых стремление к национальному самоопределению выражено достаточно сильно. Самопровозглашенные государства (их в Европе около 30) находятся на территории 16 стран. Самыми известными являются Северная Ирландия (Ольстер) в Великобритании, Страна Басков (на границе Испании и Франции), Государство саамов в Финляндии, Швеции и Норвегии и самопровозглашенные государства на Балканском полуострове.

Страна Басков. Баски компактно проживают на северо-востоке Испании и на юго-западе Франции, их язык (эускара) является языком-изолятом и не относится ни к одной языковой семье. Баски и организация ЭТА (ЕТА - Euskadi Ta Askatasuna) борются за создание независимого Баскского государства, устраивая теракты, уличные погромы.

Северная Ирландия (Ольстер) - административная часть Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

В течение почти 700 лет Ирландия была колонией Великобритании. В 1921 г. после трех столетий борьбы за независимость южная часть Ирландии получила статус доминиона (в 1949 г. - провозглашена республика), северная часть (шесть графств) осталась в составе Великобритании. Большинство населения в Ольстере - Протестантизм">протестанты , потомки англичан и шотландцев, колонизировавших территорию после подавления ирландского восстания 1641-1652 гг. Коренные ирландские католики составляют здесь треть населения, веками на их долю традиционно доставалась самая неквалифицированная работа.

За воссоединение с Ирландией выступает партия Шинфейн и ее военизированное крыло - Ирландская республиканская армия (ИРА). Им противостоит протестантский орден «оранжистов» .

В 1969 г. между протестантами и католиками началась настоящая война. Британские войска пытались ликвидировать конфликт, в Северной Ирландии было введено прямое правление - руководство стал осуществлять британский министр по делам Северной Ирландии.

В 1973 г. в Ольстере состоялся референдум о статусе провинции. Так как большинство населения составляли протестанты, исход референдума был предопределен - большинство проголосовало против отделения от Великобритании.

ИРА начала террор на территории Великобритании - были организованы взрывы в Лондоне, обстрелы аэропорта Хитроу, попытка взорвать Букингемский дворец. Затем ИРА заявила о прекращении террора, и британский премьер обязался вернуть провинции самоуправление при условии соблюдения прав всех жителей. В декабре 1999 г. прямое правление Лондона было отменено.

В 2000 г. в ответ на нарушение договоренностей (отказ ИРА разоружиться) королева Великобритании одобрила закон о восстановлении прямого правления, таким образом, самоуправление Северной Ирландии продолжалось всего два месяца.

Африка

В Африке насчитывается около 15 самопровозглашенных государств. Как правило, они возникают в компактных этнических ареалах, на территориях, богатых природными ресурсами. Расцвету сепаратистских движений во многом способствовали колониальные государственные границы, разделившие естественные ареалы проживания племен.

Сахарская Арабская Демократическая Республика провозглашена в 1976 г. Фронтом освобождения Западной Сахары - ПОЛИСАРИО - на землях, оккупированных войсками Марокко. Является членом Африканского Союза с 1984 г., признана почти 70 государствами, не имеет ни столицы, ни действующего правительства.

Западная Сахара и Марокко - территории на северо-западе Африки, ранее принадлежали соответственно Испании и Франции. В 1956 г. получила независимость бывшая колония Франции Марокко, в 1976 г. Испания прекратила свое присутствие в Западной Сахаре, территория которой перешла под временное административное управление Марокко и Мавритании, последние фактически ее оккупировали. В 1979 г. Мавритания отказалась от своих претензий на Западную Сахару, после чего Марокко заняло районы, откуда были выведены войска Мавритании.

В 80-е гг. XX в. марокканцы построили оборонительный вал длиной около 2,5 тыс. км для защиты от действий фронта ПОЛИСАРИО, добивающегося независимости Западной Сахары. С 1983 г. ООН призывает Марокко создать условия для самоопределения Западной Сахары, которая включена в так называемый колониальный список ООН (на нее распространяется требование о предоставлении независимости).

Шаба (Катанга) - богатая минеральными ресурсами, в первую очередь медью, провинция в Демократической Республике Конго (бывшее название - Заир), где в Средние века располагалось огромное царство Луба-Лунда. Самопровозглашенное государство просуществовало с 1960 г. по 1963 г., его президентом был Моис Чомбе - зять Мвато-Ямбо XIV (верховного вождя народности луба). После смерти тестя он пытался унаследовать престол и провозгласить себя императором Лунда, чему воспрепятствовали старейшины и избрали на трон местного царька Мушиди. В 1963 г. провинция была присоединена к Заиру с обещанием предоставления частичной автономии, что не было выполнено. В 1968 г. клан Чомбе взял реванш, императором Лунда был провозглашен Давид Чомбе, получивший из рук старейшин символ власти - медный браслет. Автономия провинции была самопровозглашена в 1993 г., однако не признается правительством страны.

Горнорудное государство Южное Касаи существовало в 1960-1962 гг. в районе алмазных месторождений Калонжи в южной части провинции Касаи (Демократическая Республика Конго).

Сомали . В 1991 г. в Сомали был свергнут диктатор Сиад Баре и началась гражданская война. Борьбу за власть ведут более 20 военно-политических группировок, сформированных на этнической основе и имеющих свои вооруженные отряды.

На территории Сомали провозглашено несколько непризнанных государств:

  • АВТОНОМНЫЙ РАЙОН ПУНТЛЕНД, столица - Гарове , провозглашен повстанцами из северо-восточных районов страны, президент Абдиллахи Юсуф, поддерживается Эфиопией. (В декабре 2001 г. Эфиопия отправила отряд в 200 военных для поддержки бывшего главы автономного района Пунтленд Абдаллы Юсуфа, проигравшего выборы и вступившего в конфронтацию с центральным правительством Сомалийской Демократической Республики (СДР). Министр обороны СДР назвал ввод эфиопского военного подразделения «незаконным вторжением».)
  • СОМАЛИЛЕНД (бывш. Британской Сомали), создан семейными кланами на северо-западе страны, президент Мохамед Ибрагим Эгаль, Территория - 109 тыс. кв. км, население - около 1,5 млн. чел. Столица - Харгейса.
  • ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ СОМАЛИ, провозглашены в центральных районах страны, активно добиваются своего международного признания.
  • ФРОНТ СОПРОТИВЛЕНИЯ РАХАНЙЕН, действует в юго-западных районах, претендует на самостоятельную политическую роль, поддерживается Эфиопией, чьи войска находятся на контролируемой Фронтом территории.

Над страной постоянна угроза голода, т. к. в связи с интенсивными внутренними боями постоянно собирается низкий урожай. Хаос и безвластие делают невозможным оказание гуманитарной помощи. Центральное правительство в Могадишо при помощи президента Джибути пытается примирить стороны,

Сепаратисты (Нигерия)

Биафра - населенная народностью игбо, богатая нефтью восточная провинция Нигерии, провозгласившая независимость в 1967 г. Попытки отделения привели к ожесточенной гражданской войне, продлившейся до 1970 г. Во время войны погибло около 1 млн. человек.

Огониленд - территория на востоке от Порт-Харкорта в штате Риверс Нигерии, площадью около 100 тыс. км 2 , населенная народностью огони. За независимость Огониленда борется движение «За спасение народа огони», созданное в 1990 г. с целью защиты политических и экономических прав жителей Огониленда. С 1994 г. правительство Нигерии ведет вооруженную борьбу против этого движения. В 1995 г. в Огониленд были введены правительственные войска.