Институты государственной власти и институты участия. Институты государственной власти в россии

  • 26.07.2019

2. Процесс становления института президентства в РФ..3

3. Государство – ведущий институт политической системы.

3.1 Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государства……5

4. Заключение……………………………………………10

Введение

Понятие «политический институт» обозначает: 1)определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые, причем безличные, функции; 2)созданные в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций; 3)совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции; 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом.

Словом, политический институт – это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии – суть политические институты. В отличие от социальных политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, поскольку призваны поддерживать санкционированный обществом порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социальные и политические конфликты.

Политические институты, как и политические отношения и интересы, изменяются вместе с изменением общественных организмов, которым они присущи, а также по мере понимания людьми природы и роли институтов в данной исторической ситуации.

Процесс становления института президентства в РФ

Президентство – принципиально новый государственный институт в России, который внес значительные изменения в существующую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. В 1990 – 1991 гг. Был закреплен пост Президента Союза ССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. В1991 г. учрежден пост Президента РФ, создание этого института мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти. Российское государство сделало важный шаг в сторону изменения формы государства. Президентская власть была призвана наладить действенное государственное управление, исполнение законов. Ее определенная самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление ее с помощью единой системы исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость системы управления обществом, предпосылку стабилизации обстановки в стране.

Учреждение президентства происходило на фоне углубляющегося экономического и политического кризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, ее единства. Реализация законов проходила трудно, не принимались необходимые меры по их осуществлению со стороны органов государственного управления, усиливалась рассогласованность союзного и республиканского законодательства. К тому же представительным органам не удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного управления, обеспечить с ними должное взаимодействие. Не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

При создании института президентства в России использовался зарубежный опыт. Этот институт распространен в мире, имея заметные особенности в разных странах. В одних государствах – президент возглавляет государство, а также правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль в управлении страной, обладая большим объемом прав. В других – это парламентарные республики – президентство представляет собой в значительной мере формальную структуру. В этом случае реальные функции управления выполняет правительство, а глава его и занимает первое место в системе исполнительной власти. В мировой практике встречается сочетание черт парламентарной и президентской республик – смешанные формы правления, которые оказали влияние на конструирование института президентства в России.

Наконец, различно избирается и сам президент. Всенародное его избрание обычно свойственно тем странам, где реальная исполнительная власть концентрируется в руках президента, во всяком случае, там он, как правило, играет существенную роль в государстве. При организации президентской власти в Российской Федерации использовался опыт разных государств, но естественно, в Российской Федерации она имеет свои особенности.

Несмотря на исторически короткий период своего существования, отечественный институт президентства претерпел заметные изменения. Статус Президента Российской Федерации по Конституции РФ 1993г. заметно отличается от правового положения Президента, закрепленного в 1991 г. Тогда Президент Российской Федерации рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным и ответственным не только перед ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был наделен правом вето, которое, однако, легко преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда Народных Депутатов Российской Федерации у него такого права не было. Организация власти представляла собой конгломерат черт президентской, смешанной, а также советской формы правления; принцип разделения властей проводился непоследовательно. В Конституции сохранились положения о полновластии высшего представительного органа, его всеобъемлющей компетенции оставались положения о распорядительных полномочиях законодательных органов, что, конечно, влияло на юридический статус главы исполнительной власти.

Понятие Конституции Российской Федерации 1993г. означало начало нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации. В ее основе теперь лежит иная концепция, в основном характерная для смешаной формы правления с преобладанием президентских элементов. Законодательный орган приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения властей. Внесены большие изменения и новшества в правовой статус Президента Российской Федерации, он усилен.

Государство – ведущий институт политической системы

1.Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государства.

В научной литературе существует несколько концепций происхож­дения государства. Теократическая концепция связывает возник­новение государства с божьим установлением.

Патриархальная теория рассматривает государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате со­единения родов в племена, племен в общности.

Договорная концепция выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организа­ции общественной жизни. Государство здесь выступает как орган всеобщего примирения людей, которые в естественном состоянии постоянно конфликтуют.

В XIX в. возникла «теория завоевания», основателем которой был Л. Гумплович. Он считал, что государство возникло как резуль­тат порабощения слабых групп более организованными и более сильными.Марксизм объясняет возникновение государства, развитием производства, имущественной и классовой дифференциацией, стремлением экономически господствующего класса закрепить свое положение и по­литически. Переходной формой к государству признается выделе­ние прослойки вождей.

Современная теория государства является юридической, ибо основание государства она видит в правах народов и связывает власть с правами человека, т. е. основными требованиями определен­ной меры свободы человека по отношению к власти. Эти требования и права народов признаны и зафиксированы в принципах и нормах международного права. Таким образом, современная общая теория государства рассматривает его как правовую форму организации и функционирования политической власти с точки зрения междуна­родного права.

Термином «государство» обозначается особый тип социаль­ных явлений, характеризующийся следующими существенными чертами: а) отношение власти и подчинения; б) монопольным ис­пользованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юри­дического порядка; г) относительным постоянством; д) институцио­нальным измерением. Основными элементами государства являются: территория, население, власть.

Вторым составляющим элементом государства является население, т.е. человеческое сообщество, проживающее на его террито­рии и подчиняющееся его власти. Население государства может со­стоять из одного народа или быть многонациональным.

Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общест­ва. Политическая элита принудительно навязывает власть, исполь­зуя для этого юридические нормы, чтобы направлять поведение масс в определенное русло. Исходя из этого, М. Вебер утверждает, что «го­сударство... - это отношение господства людей над людьми, основы­вающееся на легитимном насилии. Поэтому, чтобы государство су­ществовало, те, над кем осуществляется господство, должны при­знавать власть тех, кто господствует в данный момент».

Итак, государство - это политическая целостность, образуе­мая национальной или многонациональной общностью, закреплен­ной на определенной территории, где поддерживается юридичес­кий порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения.

В современной политологии настойчиво подчеркивается ин­ституциональный аспект государства. С точки зрения этого подхода, государство - это совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, составляющих особую систему управления основны­ми сферами общественной жизни.

Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

  • - - Москва, просп. Вернадского, 84. Психология. См. также Университеты ч489...

    Педагогический терминологический словарь

  • - понятие, использовавшееся конституциями советского периода развития нашего государства, т. е. Конституциями СССР, РСФСР, других союзных республик в составе СССР и автономных республик...
  • - один из принципов, на которых согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ основывается Российская Федерация...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - понятие, широко использовавшееся Конституциями СССР и предшествовавшими ныне действующей Конституциями России и означавшее систему органов, действовавших в пределах автономных областей, автономных округов,...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - орган государства, уполномоченный осуществлять законодательную, исполнительную, судебную власть...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в ГД при прохождении законопроектов и рассмотрении иных вопросов...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в КС при рассмотрении дел, относящихся к компетенции...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в СФ при прохождении законопроектов и рассмотрении иных вопросов...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента, выполняющее свои задачи в соответствующем субъекте РФ. Его основные задачи - представлять Президента РФ в субъекте РФ,...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - правовой акт Государственной Думы РФ. Согласно ч. 3 ст. 103 Конституции РФ, ГД РФ принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. Таким образом, правовую форму постановления имеют...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - одна из палат Федерального Собрания - парламента РФ - в настоящее время. Согласно ст. 11 Конституции РФ, Совет Федерации участвует в осуществлении государственной власти. Он относится к законодательной ветви власти...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - институт Особенной части российского уголовного законодательства, предусмотренный гл. 30 УК РФ. Данный институт относится к субинституту "Преступления против государственной власти"...

    Словарь-справочник уголовного права

  • - верховенство государственной власти, ее независимость от любых властей и сил внутри государства или других государств...

    Политология. Словарь.

  • - один из основных принципов организации власти в социалистических. Означает существование единой системы органов гос. власти с разделением лишь управленческих функций, но не властей...

    Большой юридический словарь

  • - см. субъектов РФ; Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти; Органы судебной власти; Федеральные органы государственной власти...

    Большой юридический словарь

  • - в СССР обязательные для исполнения общие правила или предписания индивидуального характера, издаваемые представительскими учреждениями Советского государства - Советами депутатов трудящихся...

    Большая Советская энциклопедия

"ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в книгах

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Из книги Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" автора России Законодательство

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ Статья 9. Полномочия Президента Российской

2.3 Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Из книги Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России автора Безруков Андрей Викторович

2.3 Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации Основы правового статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены в Конституции РФ, Федеральном

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 6. Полномочия органов государственной власти

автора Автор неизвестен

Статья 333.28. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации 1. За

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 333.29. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации За

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений К ведению федеральных органов

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации 1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной

2.4 Органы государственной власти Российской Федерации

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

2.4 Органы государственной власти Российской Федерации Многообразная деятельность любого государства, в том числе и Российской Федерации, реализуется прежде всего через систему его государственных органов. Орган государства представляет собой организационно и

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

автора Автор неизвестен

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1) принятие

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ СТАТЬЯ 4. Полномочия органов

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации 1. К полномочиям органов государственной власти Российской

27. Избирательные системы и их использование в формировании органов государственной власти Российской Федерации

автора Петренко Андрей Витальевич

27. Избирательные системы и их использование в формировании органов государственной власти Российской Федерации Избирательная система характеризуется совокупностью правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов,

80. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

80. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации В соответствии с Конституцией РФ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:1) государственная и территориальная

В большинстве современных государств структура важнейших органов государственной власти и управления строится в соответствии с идеей о разделении властей , имеющей глубокие исторические корни. Разделение властей демократический принцип функциониро­вания государственной власти, предполагающий ее общее разделе­ние на законодательную, исполнительную и судебную . Такое деление поз­воляет ветвям власти, сохраняя независимость, конструктив­но сотрудничать, предупреждать злоупотребления властными полномочиями и осуществлять взаимный контроль на основе законодательной системы «сдержек и противовесов», препятствующих чьей-либо единоличной монополии на власть, ее опасному сосредоточению в одних руках. Рассматривая институты государственной власти, мы будем опираться прежде всего на схему разделения властей, реализованную в Республике Беларусь, отметив, что при ее разработке были учтены наиболее распространенные мировые политические модели и опыт. В то же время нельзя забывать, что каждое государство обладает своими особенностями построения и функционирования конкретных институтов государственной власти.

Идея разделения государственной власти возникла еще в древности. Здравомыслящие политики уже тогда понимали разрушительные последствия для общества всеобъемлющей и бескон­трольной власти в обществе тех или иных институтов, социаль­ных групп, индивидуумов, о чем можно найти упоминания у Аристотеля, Цицерона, Локка, Монтескье и др. авторов.

Рассмотрение названных ветвей государственной власти целесообразно начинать с законодательной , ибо, несмотря на их равенство и независимость в отношениях друг с другом, источником норм права, в соответствии со своим названием, призвана выступать именно она.

Законодательная власть - это система пред­ставительных органов государственной власти, которые разра­батывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.

Главным органом законодательной власти во многих странах является Парламент. Самый ранний прототип Парламента (англ. parliament, от фр. parler - говорить) появился в Англии еще в XIII в. как орган сословного представительства. В большинстве стран этот важнейший законодательный орган имеет свое особое название (Дума, Сейм, Рада, Бундестаг и т.д.), в Республике Беларусь Парламент представлен как Национальное собрание Республики Беларусь , состоящее, в соответствии с его классической моделью, из двух палат – т.н. верхней и нижней . Нижняя палата Парламента РБ – Пала­та представителей , верхняя – Совет Республики . Состав Палаты пред­ставителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется наоснове всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосова­нии.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики, а также 8 членов назначает Президент.

Конституция Республики Беларусь содержит возрастной ценз для избрания депутатом Палаты представителей (не моложе 21 года) и членом Совета Республики (не моложе 30 лет).

Палата представителей избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Эти руководи­тели Парламента ведут заседания и ведают внутренним распо­рядком палат.

Полномочия Парламента, процедура внесения и рассмотре­ния законопроектов, принятия законов, основные формы дея­тельности Палаты представителей и Совета Республики за­креплены в главе 4 раздела IV Конституции Республики Бела­русь (ст. 90 – 105 Конституции Республики Беларусь).

Срок полномочий Парламента – четыре года . Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия обеих палат могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Право законодательной инициативы, т.е. вынесения законопроекта на обсуждение Парламента, принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, правительству, а также гражданам Республики Беларусь, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек (ст. 99 Конституции Республики Беларусь). Любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики и окончательно подписывается Президентом.

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений , решения Совета Республики - в форме постановлений .

Суть деятельности Парламента составляет законодательный процесс, который включает в себя:

1) вынесение законопроекта на обсуждение;

2) рассмотрение, анализ и обсуждение законопроекта;

3) принятие закона;

4) промульгация принятого закона (подписание Президентом);

Один из самых сложных и долгих этапов, как законодательного процесса, так и общей работы Парламента – всестороннее и скрупулезное рассмотрение законопроекта, связанное прениями и дебатами. Такое рассмотрение проходит при необходимости в несколько периодов – чтений . Всего выделяют 3 чтения. Первое – наиболее принципиальное, изучаются базовые положения законопроекта, затем происходит голосование. Если законопроект одобрен, то он принимается для дальнейшей работы, направляется на согласования, в случае отрицательного результата голосования к нему больше не возвращаются, ибо сама идея законопроекта оказалась непринятой. Второе чтение – доклад лица, ответственного за подготовку законопроекта и голосование по каждой из его статей в отдельности. Третье – обсуждение и голосование в целом по законопроекту со стилистическими поправками (уточнение понятий, устранение двусмысленностей и т.д.). Законопроект принимается при большинстве голосов поддержавших его депутатов.

Исполнительная власть – это система органов государственной власти, реализующих законы и иные норматив­ные правовые акты, обеспечивая тем самым исполнительно-распорядительную, управленческую деятельность в рамках осуществле­ния внутренней и внешней политики государства.

Высший, центральный орган исполнительной власти – Правительство . На региональном уровне исполнительно-распорядитель­ные функции выполняют мест­ные исполннтельно-распорядительные органы – областные, районные, городские, по­селковые, сельские исполкомы, которые формируют институты местной власти.

Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом, слагает свои полномочия перед избраннымПрезидентом (ст. 106 Конституции Респуб­лики Беларусь). Работой Правительства руководит Премьер-министр . Правительство может издавать постановления , имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси. Премьер-министр, как непосредственный руководитель Правительства, в пределах своей компетенции вправе издавать распоряжения.

Основные функции Правительства :

· руководство системой подчиненных ему органов госу­дарственного управления и других органов исполнитель­ной власти;

· разработка основных направлений внутренней и внеш­ней политики и принятие мер по их реализации;

· проведение единой государственной политики в области регулирования экономики, социальных отношений, образования, науки и культуры;

· разработка республиканского бюджета и отчет о его ис­полнении;

· принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, за­щите интересов государства, национальной безопаснос­ти и обороноспособности, охране собственности и об­щественного порядка, борьбе с преступностью;

· организация управления государственной собственнос­тью (ст. 106 Конституции Республики Беларусь).

В свою очередь, институт Президентства (от лат. praesidens, букв. – сидящий впереди) среди иных органов государственной власти занимает промежуточное место, т.е. его нельзя формально отнести ни к одной из трех ветвей власти. Президент является Главой государства , гарантом Конституции стра­ны, прав и свобод граждан. Он является важной фигурой в механизме реализации «системы сдержек и противовесов», предусмотренной в демократическом государстве, выступая арбитром и посредником в конфликтах между всеми другими ветвями власти. В то же время роль Президента значительна в исполнительно-распорядительной сфере через контроль за деятельностью Правительства, а также в законодательной области – через возможность подписания обоснованных декретов и указов, имеющих, как правило, силу закона.

Ключевые политико-идеологические функции Президента : принятие мер по охране суверенитета, национальной безопас­ности и территориальной целостности Республики Беларусь; обеспечение стабильности государства, гарантий реализации его внутренней и внешней политики, преемственности и взаимодействия властных институтов; представительство государ­ственных интересов в системе международных отношений.

Порядок избрания и компетенция Президента, его осво­бождения и смещения с должности закреплены в Главе 3 раздела IV Консти­туции Республики Беларусь (ст. 79 – 89 Конституции Республики Беларусь). Президент Республики Беларусь избирается непосредственно населением (напрямую) с использованием мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства (если его поддержало более половины населения от числа включенных в списки для голосования). Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь, обладающий активным избирательным правом. Установлены два цензовых ограничения: Президентом может быть избран гражданин не моложе 35 лет (возрастной ценз) и постоянно проживающий на терретории Беларуси не менее 10 лет (ценз оседлости). Срок полномочий Президента – пять лет .

Третья ветвь власти, выделяемая на основе принципа разделения властей – судебная власть.

Судебная власть - система государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных пра­вовых актов, законов, рассматривающая дела и споры, возникшие вследствие конфликтов в обществе.

Структура судебных органов :Конституционный Суд Рес­публики Беларусь ; общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, районные, военные суды); хо­зяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и Минский городской хозяйственные су­ды).

Важнейшие задачи судебных органов :защита конституционного строя Республики Беларусь, законных интересов личности, общества и госу­дарства.

Основная функция судебной власти - правоохранительная; важнейший способ ее реализации- правосудие, осуществляемое специально созданными государственными органами в строго определенной процессуальной форме . Решения органов судебной власти общеобязательны, они имеют силу закона и обеспечены принудительным исполнением. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит исключительно судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями.

Основные принципы правосудия : независимость судей и их подчинение только закону; коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе (обвинение и защита); гласность судебного разбирательства; обеспечение обвиняемо­му права на защиту; презумпция невиновности; недопущение осуждения по одному делу повторно; недопущение сбора документов незаконным путем; обязательность судебных актов для всех ор­ганизаций и граждан; неприкосновенность судей; возможность обжалования решения суда (апелляция); ответственность суда за судебную ошибку.

Контроль конституционности принимаемых всеми ветвями власти нормативных актов в госу­дарстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь (ст. 116 Конституции Республики Беларусь).

Главными представителями органов судебной власти выступают : судьи, прокуроры (осуществляют уголовное преследование лиц, совершивших преступление, представляют сторону обвинения), следователи (на этапе сбора доказательств и оформления документов для судебного разбирательства), адвокаты (представляют сторону защиты), нотариусы (на этапе составления и заверения документов, имеющих юридическую силу), судебная полиция (охрана), судебная экспертиза, судебные исполнители (на этапе реализации принятого судом решения).

Отдельно необходимо осветить работу органов местного управления и самоуправления, которые имеют важное значение для осуществления политики государства и руководства на региональном, местном, локальном уровне административно-территориальных единиц.

Местное управление и самоуправлениев Республике Беларусь осуществляется гражданами через местные Советы депутатов , исполнительные и распорядительные органы , органы террито­риального общественного самоуправления, местные референ­думы, собрания и другие формы прямого участия в государ­ственных и общественных делах (ст. 117 Конституции Респуб­лики Беларусь).

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва -- ли не самой главной задачей политологии. Никто до сих пор не может разгадать парадокс власти, которая может иметь как положительное влияние, так и отрицательное. Поэтому изучение власти, как структурной категории необходимо.

Любая власть имеет свои особенности. Одной из важных характеристик власти является принцип разделения властей. Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектом и объектом, между которыми формируются отношения командования и исполнения, господства и подчинения. В политической системе общества, где субъектами власти выступают учреждения, организации, разделение власти означает принятие решений и их исполнение, распределение труда, разделение функций. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов.

Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII веке. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку (сер, XVII в.), разделившему власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями. Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную.

Таким образом, власть в современных государствах делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность.

Легитимность представляет собой форму поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления, либо государством в целом, либо его отдельными структурами.

Трагедии, тесно увязанные с установлением власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и народными массами держится, как правило, на страхе последних.

Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и зарубежными государствами. Такое первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно очень много перечислить, в том числе и в истории России таких примеров очень много, особенно в последние годы.

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти -- это фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика известна под понятием «легитимность» (от лат. legitimus -- законный). Сразу надо сказать, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах.

Организация социальной поддержки существующего режима - главная задача любой политической силы, находящейся у власти. Сегодня в России эта задача понимается в двух смыслах: в узком - как необходимость партийного строительства, в широком - как организация РR-воздействия на электорат.

Власть в России всегда опиралась на определенную часть популяции, или населения, не имевшую четких границ. Именно к ней власть обращается для легитимации своих действий и именно ее интересами мотивирует свои решения.

Эта часть общества представляет социальный вектор, по которому идет распространение политического влияния. Этот вектор и выполняет функцию «носителя легитимности». Из сказанного очевидно, что «носитель легитимности», к которому обращается Власть, не сводится к какому-либо социальному слою и включает в себя представителей разных слоев. В ХХ в. носителем являлись все трудящиеся.

Сущность «носителя легитимности» заключается в том, что именно он легитимирует решения и действия власти. Поэтому с его интересами она считается, и именно от него зависит, кому конкретно эта власть будет принадлежать в смутные периоды российской истории.

Теперь рассмотрим, какие институты власти существуют в Российской Федерации.

Проблема становления и функционирования демократических институтов - одна из наиболее сложных для современной политической науки. Особенно остро она стоит в России. С одной стороны, в стране имеется необходимый минимум институтов. С другой стороны налицо постоянные вторжения власти в приватную сферу, нарушения принципа разделения властей и отсутствие эффективного механизма поддержания легитимно принятых норм, принуждение к исполнению законов.

Система политических институтов в России является становящейся, т.е. в каждый следующий момент не равной себе.

В России большое количество региональных лидеров, имеющих доступ к власти. Наступление на региональных лидеров началось с приходом к власти В. Путина.

Учреждение института полномочий представителей Президента в федеральных округах, приведение региональных законодательств в соответствие с федеральным, изменение способа комплектования Совета Федерации - все это говорит о намерении центральной власти распространить презумпцию виновности на глав администрации субъектов РФ. Например, закреплено Президентом право отстранять губернаторов от исполнения обязанностей.

Презумпция виновности кладется в основу и горизонтальных переговоров. Застраховавшись подобным образом, власть пытается превратить себя в моносубъекта политического пространства. При таком варианте демократические институты перестают противоречить дистанционной природе власти. Презумпция виновности оберегает власть от посягательств изнутри, а демократические процедуры - от критики извне.

Понятие «политический институт» обозначает:

  • 1) определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые, причем безличные, функции;
  • 2) созданные в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций;
  • 3) совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции;
  • 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом.

Словом, политический институт - это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии - суть политические институты. В отличие от социальных политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, поскольку призваны поддерживать санкционированный обществом порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социальные и политические конфликты.

Политические институты, как и политические отношения и интересы, изменяются вместе с изменением общественных организмов, которым они присущи, а также по мере понимания людьми природы и роли институтов в данной исторической ситуации.

Лекция 7

Институты государственной власти.
1. Парламент - высший законодательный и представительный ор-ган власти.
2. Правительство - высший исполнительный орган.
3. Глава государтсва и его роль в структуре интитутов власти.
4. Судебная власть, как вид государственной власти.

1.
Государство располагает разветвленой системой органов власти, клю-чевую роль играют органы законодательной (парламент), исполнительной (правительство) и судебной власти. Эти органы осуществляют разделение властей, осуществляют реальное управление страной. Они должны быть независимы и уравновешены друг другу. Среди институтов власти важ-ное место занимает парламент - высший законодательный и представи-тельный орган. Представительный - в нем заседают избараемые или час-тично назначаемые представители народа - депутаты. Депутат - это чело-век, представляющий народ, от имени народа принимает государственное решение.
Законодательный - его задача принимать закон.
Парламент - слово впервые появилось в Англии. История представи-тельных органов уходит в глубь веков. Они существовали в Древней Гре-ции, Риме. Там оно существует в виде народного собрания, которое изби-рало и изгоняло должностных лиц, принимало или отвергало законы.
Первый парламент возник в 1265 г. в Англии. Однако он не был в бук-вальном смысле слова органом народного представительства. Первый парламент представляел высшие сословия.
Народными представительными органами парламенты стали после буржуазной революции, введение всеобщего избирательного права.
Парламенты в разных странах назывались по разному. Парламент - Великобритания, Франция; Конгресс - США, Латинская Америка; сейм - Польша, Финляндия; кнесет - Израиль, Федеральное собрание - Россия, Народное собрание - Беларусь.
Парламенты бывают 1-2 палатным, 1-палатный в небольших унитар-ных странах - Дания, Швеция, Греция. 2-х палатная - в федеративных и более крупных государствах (Германия, Россия, Беларусь). Парламент Великобритании состоит из нижней палаты (палата общин) и верхней па-латы (палата лордов). Во Франции - из национального собрания (нижняя палата), сенат (верхняя палата). В США - верхняя (сенат), нижняя (палата представителей). В России - нижняя - Дума - верхняя - Совет Федерации. В РБ - нижняя - палата представителей, верхняя - Совет Республики.
Наличие палат имеют положительные и отрицательные черты:
Положительные:
1. Увеличивается народное представительство.
2. Позволяет представляеть народ - регионы, области, местную власть.
3. Позволяет учитывать ее влияние.
4. Способствовать разделению властей.

Отрицательные:
1. Усложнение бюрократии, принятие законов.

Верхняя и нижние палаты имеют отличия:
1. Нижняя палата практически всегда выбирается народом, а верхняя - или выбирает народ (Польша, США); назначается главой государст-ва (Канада), частично избирается или назначается (Беласусь), на-следование (Великобритания - 1360 лордов).
2. Верхняя палата имеет более долгий срок полномочий. В США - верхняя палата - 6 лет, нижняя палата - 2 года. Франция - верхняя палата - 6 лет, нижняя - 5 лет. В РБ - на 4 года.
3. В верхнюю палату выбираются более опытные (сталые люди), а в нижнюю - с 21 года. В РБ верхняя палата - с 30 лет, нижняя - с 21 года.
4. Верхняя палата по количеству меньше нижней.

Верхняя палата избирается по 8 членов из областей; 8 -из Минска, и 8 назначаются президентом. Членом верхней палаты может быть человек, который проживает на данной территории последние 5 лет. Обе палаты в РБ выбираются на 4 года.
Парламент - это проффесиональный постояннодействующий орган. Она работает круглый год. В РБ парламент собирается на 2 сессии в год.
В Западных странах члены парламента не может быть госслужащие, представители духовенства, силовых структур, т.к. они должны выпол-нять законы принятые парламентом.
Депутаты парламента обладают депутатским иммунитетом (депутат-ская неприкосновенность). Депутат не может быть задержан, лишен не-прикосновенности без согласия парламента, кроме измены, тяжелого пре-ступления, задержаны на месте. Уголовные дела рассматривает верхов-ный суд.
Депутаты парламента имеют полномочия:
1. Право законодательной инициативы.
2. Право голоса при принятии закона или решения.
3. Право запроса в устной форме или письменном виде.
4. Имеют право избирать руководящие органы парламента.

В больших странах члены парламента имеют право создавать партии, парламентские блокт. Руководит парламентом - председатель спикер).
Полномочия парламента зависят от формы правления. В президент-ской республике, монархии - роль парламента меньше. В парламентских - большая. В парламентской республике, парлаент формируеет внешнюю и внутреннюю политику, выбирает президента.

Основные полномочия парламента РБ:
1. Рассматривают проекты законов.
2. Выборы президента.
3. Назначение премьер-министра.
4. Заслушивает премьер-министра.
5. Назначение членов суда.

Принимаемые законы рассматриваются нижней, а затем верхней пала-той. Все законопроекты проходят 4 чтения. 1) то, что принимают за осно-ву; 2) дополнения; 3) согласование и уточнение; 4) устранение шерохова-тостей.
Закон принятый парламентом поступает президенту на подпись. Пре-зидент может отклонить, внести изменения. Этот законопроект может быть повторно, если за него проголосовало 75% депутатов. Если в тече-ние 10 дней президент не вернул законопроект, он все равно утвержден.
Парламент может быть распущен досрочно. В РБ может быть распу-щен, если откажет в доверии правительству, откажется принять на пост премьер-министра. Параламент может быть распущен, если будет грубое нарушение закона.
Не допускается роспуск парламента:
- в течение одного года работы;
- в последние 6 месяцев работы президента;
- при отсрочке президента от власти (импичмент);
- в условиях чрезвычайного военного положения.

2.
Среди органов большую роль играет правительство. Оно является цен-тральным институтом управления государством. Ни одно не может суще-ствовать без правительства.
Правительство - центральный коллегиальный орган, т.к. сюда входят министры. Оно осуществляет исполнительную и распорядительную функции. В большинстве стран правительство называют кабинетом ми-нистров, или советом министров. В Швейцарии - федеральный совет. Глава правительсва - премьер-министр (председатель совета министров). В Австрии и Германии - канцлер. В РБ - премьер-министр (Г. Новицкий).
Правительсво формируется по-разному. В парламентских республиках оно формируется парламентом, в президентских - президентом. Но в за-падных странах при обеих формах правления - правительсво формируется из членов, которые победили на выборах или набрало большинство. В Беларуси - только 5 членов правительсва формируются с согласия членов парламента, а остальные называются президентом.
В паралментской республике правительство ответственно перед пар-ламентом, в президентской - перед резидентом.
В РБ подочетно президенту, ответственно перед парламентом.
Правительство в своей структуре включает министерство, государст-венный комитет, общереспубликанские учреждения.
В США входит в состав правительства 12 департаментов.
В РБ в состав входит 24 министерства, 12 государтсвенных комитета, 9 общереспубликанских объединения. Всего в органах государственного управления занято 110000 человек.

Функции правительсва:
1. Осуществляет общее руководство и управление внутриреспубли-канскими и внешними делами.
2. Координирует и согласовывает деятельность министерства.
3. Разрабатывает проект бюджета и после исполняет.
4. Через министерство руководит экономикой, образованием.
5. Обладает законодательной инициативой.
6. Представляет страну на международной арене.

Подобные полномочия выполняет и правительсво РБ, но еще:
1. Разрабатывает направления внешеней и внутренней политики.
2. Издает постановления.

Руководит правительсвом - премье-министр, проводит заседания, под-писывает решения правительсва, информирует президента о своей дея-тельности.
Правительственная деятельность опирается на бюрократический аппа-рат.
В соответствии со ст. №106 РБ првительство может быть отправлено в отставку, если ему откажет в доверии парламент, или сам президент его отстранит в отставку.

3.
Правительсво - распорядительный орган. Важное место занимает глава правительства. Это определено тем, что самое демократическое государ-ство нуждается в управлении. Далжен быть человек олицетворяющий го-сударство, является символом - глава государства. Это может быть:
1. Племенной вождь (Западная Самоа).
2. Наследный принц (Бельгия, Нидерланды).
3. Назначенный монарх (Саудовская Аравия).
4. Имперал-губернатор (Австрия).
5. Глава хунты (Чили, Парагвай).
6. Президент.

В СССР - был председатель президиума.
В РБ - главой был председатель верховного совета.
В 102 странах - глава государтсва - президент.
Если монарх по наследству пожизненно, то президенты избираются на срок и народом. Президент Заира и Малавиии - пожизненный глава госу-дарства.
В современном понимании первый президент - Дж. Вашингтон. В Ри-ме - были цезарь - Юлий и др. Президент ключевая фигура между законо-дательной и исполнительной властью. Он связывает, соединяет законода-тельную, исполнительную и судебную власти - зависит от формы правле-ния.

Формы правления: президентская, парламентская, смешанная.
При президентской и смешанной форме получаются полномочия в ре-зультате выборов. Во Франции, России - президент выбирается народом. В США - голосуют 500 ывборщиков, которые избирались народом.
При параламентской - президент избирается парламентом (Латвия, Греция, Израиль, Чехия). В ФРГ - выбирается собрание уполномоченных земель и параламент. В Швейцарии - федеральный совет.
В большинстве стан президент избирается на 5 лет (Россия, Франция, РБ). В США и Латинской Америке - 4 года. В Швейцарии - 1 год. Не мо-жет быть больше двух сроков подряд.
Ограничения:
1. Возраст.
В РБ:
- президент не моложе 35 лет
- нет судимостей
- проживает в РБ более 5 лет
- гражданин РБ

Полномочия президента.
В президентских и смешанных государствах широкие полномочия. Обладает возможностью воздействия на законодательный процесс, ре-альной исполнительной властью, силами правопорядка, является главно-командующим.
В США - президент - глава государства и правительства. Формируется парламентом и может распустить его.
Здесь существует жесткое разделение властей. Парламент не может распустить правительство, а президент разогнать парламент.
В смешанных государтсвах - двойная ответственность правительства.
Конгрисингатура - дикреты приобретают силу, если их подписывает глава правительства.
В параламентских республиках: президент - символ государства, под-писывает законы парламента, всей деятельностью руководит премьер-министр.
В РБ - президент занимает особое место, его полномочия прямо или косвенно перекрывают все ветви власти. Он - верховный главнокоман-дующий, гарант конституции, олицетворяет единство народа, представля-ет республику на мировой арене.
Он не только глава государства и руководит и формирует правитель-ство. Может назаначать и смещать губернаторов, судей. Может объявля-еть о чрезвычайных событиях. Он может распустить парламент, если пар-ламент вынесет квотум недоверия президенту,если параламент не утвер-ждает премьер-министра дважды.
Президент имеет свою администрацию. Главная задача администрации - обеспечивать взаимодействия президента с органами власти.
В случае смещения президента, исполнителняет обязанности премьер-министр (или вице-президент).

4.
Законодаетльные органы издаеют законы, исполнительные - предо-пределяют в жизнь, суд - наказыет за нарушение законов и их несоблю-дение.
Судебная власть - система независимых государствееных ораганов, судов, признанных от имени государства осуществлять правосудие. Су-дебная власть осуществляется только судом. Судебная власть основыва-ется на авторитетности, уважении, традиции. Решение судебных органов - закон обязательного выполнения.
Судебная власть осущестляется системой судов: конституционный, верховный, высший хозяйственный, областные, муниципальные и другие суды.
Существенное место занимает прокуратура.
Прокуратура:
- Осуществляет надзор за точным исполнением законов, декретов, общественных организаций.
- Надзор за исполнением по гражданско-административными нару-шениеми, поддерживает испонительные суда.
Суд возник вместе с государством (князьями, вождями)

Функции суда:
1. Наказания - за нарушение государственных предназначений.
2. Разрешение споров между государством и гражданином.
3. Разрешение конфликтов между государством и предприятием.
4. Восстановление и реабилитация правосудия.

В демократических государствах:
1. Независимость суда.
2. Выборы суда (США - пожизненен).
3. Коллегиальное рассмотрение больших дел.
4. Право на обжалование решений.
5. Гласность.
6. Состязаетльство судей (прокурор и судья упражняются в красноре-чии).
7. Равенство субъектов перед законом.
8. Никто не виноват, пока суд не вынес этого решения.

Класификая судов:
1. Суды универсальные
- военные.
- Дисциплинарные.
Состема суда строится по принципу территориальной. Суд подчинен закону и никому больше.
Контроль за конституцией. Осуществляется конституционным судом РБ. 6 судей и председатель конституционногго суда - назначается прези-дентом. 6 - назначается высшей палатой. Срок - 11 лет, предельный воз-раст - 70 лет.
Конституционный суд дает заключение о соответствии законов, декре-тов и др. конституции. Это главный орбитр в правомощности, легитивно-сти.
Конституционный суд - гарантирует свободу, право собственности, международные права. Граждане РБ, и проживающие за пределами, неза-висимо от проживания может купить жилье в республике.