Страны восточной европы в начале 21 века. Страны западной европы и сша в первые послевоенные десятилетия

  • 03.08.2019

После десятилетия стабильности в политической жизни западноевропейских стран настало время социальных конфликтов. В 1960-е годы участились выступления разных слоёв населения под различными лозунгами.

Во Франции в 1961 -1962 гг. проходили демонстрации и забастовки (во всеобщей политической забастовке участвовали свыше 12 млн человек) с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил в Алжире (эти силы выступали против предоставления Алжиру независимости). В Италии прошли массовые выступления трудящихся против активизации неофашистов, ширилось движение рабочих, выдвигавших как экономические, так и политические требования. В Англии число забастовок в 1962 г. по сравнению с предшествовавшим годом возросло в 5,5 раза. В борьбу за повышение заработной платы включались также «белые воротнички» - высококвалифицированные работники, служащие.

Высшей точкой социальных выступлений в этот период стали события 1968 г. во Франции.

Даты и события:

  • 3 мая - начало студенческих выступлений в Париже с требованиями демократизации системы высшего образования.
  • 6 мая - осада полицией университета Сорбонны.
  • 9-10 мая - студенты строят баррикады.
  • 13 мая - массовая демонстрация трудящихся в Париже; начало всеобщей забастовки; к 24 мая число бастующих по стране превысило 10 млн человек; среди лозунгов, которые несли участники демонстраций, были и такие: «Прощай, де Голль!», «Десяти лет достаточно!»; рабочие автомобильного завода близ Манта и заводов «Рено» заняли свои предприятия.
  • 22 мая - в Национальном собрании поднят вопрос о доверии правительству.
  • 30 мая - президент Ш. де Голль распустил Национальное собрание и назначил новые парламентские выборы.
  • 6-7 июня - участники забастовки приступили к работе, настояв на повышении заработной платы на 10-19%, увеличении отпусков, расширении прав профсоюзов.

Эти события оказались серьёзным испытанием для властей. В апреле 1969 г. президент де Голль выдвинул на референдум законопроект о реорганизации местного самоуправления, рассчитывая получить подтверждение того, что французы по-прежнему его поддерживают. Но 52 % избирателей отклонили законопроект. Сразу после этого де Голль подал в отставку. В июне 1969 г. новым президентом страны был избран представитель Голлистской партии Ж. Помпиду. Основное направление своего курса он определил девизом «Преемственность и диалог».

1968 г. ознаменовался серьёзными политическими событиями и в других странах. Осенью этого года в Северной Ирландии активизировалось движение за гражданские права .

Историческая справка

В 1960-е годы в Северной Ирландии сложилась следующая ситуация. По религиозной принадлежности население делилось на две общины - протестантскую (950 тыс. человек) и католическую (498 тыс.). Правившая с 1921 г. Юнионистская партия состояла в основном из протестантов и выступала за сохранение связей с Великобританией. Оппозицию ей составляли несколько партий, поддерживавшихся католиками и выступавших за самоуправление Северной Ирландии, объединение Ирландии в одно государство. Ключевые позиции в обществе занимали протестанты, католики чаще находились на низших ступенях социальной лестницы. В середине 1960-х годов безработица в Северной Ирландии составила 6,1 %, тогда как в Великобритании в целом - 1,4 %. При этом безработица среди католиков была в 2,5 раза выше, чем среди протестантов.

В 1968 г. стычки представителей католического населения с полицией переросли в вооружённый конфликт, в который включились протестантские и католические экстремистские группировки. Правительство ввело в Ольстер войска. Кризис, то обостряясь, то ослабевая, затянулся на три десятилетия.


В условиях социальной напряжённости в конце 1960-х годов в ряде стран Западной Европы активизировались неофашистские партии и организации. В ФРГ успехов на выборах в ландтаги (парламенты земель) в 1966-1968 гг. добилась Национал-демократическая партия (НДП) во главе с А. фон Тадденом, которой удалось привлечь в свои ряды молодёжь, создав такие организации, как «Молодые национал-демократы» и «Национальнодемократический союз высшей школы». В Италии расширили свою деятельность Итальянское социальное движение (партия основана сторонниками фашизма ещё в 1947 г.), организация «Новый порядок» и др. «Боевые группы» неофашистов громили помещения левых партий и демократических организаций. В конце 1969 г. руководитель ИСД Д. Альмиранте заявил в одном интервью: «Фашистские молодёжные организации готовятся к гражданской войне в Италии...»

Социальная напряжённость и обострившееся противостояние в обществе находили особый отклик в молодёжной среде. Участились выступления молодых за демократизацию образования, стихийные протесты против социальной несправедливости. В Западной Германии, Италии, Франции и других странах появились молодёжные группы, занимавшие крайне правые или крайне левые позиции. И те и другие применяли в своей борьбе против существующего порядка террористические методы.

Ультралевые группировки в Италии, Германии осуществляли взрывы на вокзалах и в поездах, захваты самолётов и т. д. Одной из наиболее известных организаций такого рода стали «красные бригады», появившиеся в Италии в начале 1970-х годов. Основой своей деятельности они провозгласили идеи марксизма-ленинизма, китайской культурной революции и опыт городской герильи (партизанской войны). Печально известным примером их действий стало похищение и убийство известного политического деятеля, председателя Христианско-демократической партии Альдо Моро.


В Германии «новые правые» создавали «национал-революционные базисные группы», выступавшие за объединение страны силовым путём. В разных странах ультраправые, придерживавшиеся националистических взглядов, устраивали расправы над людьми других убеждений, национальностей, веры, цвета кожи.

Социал-демократы и социальное общество

Волна социальных выступлений в 1960-е годы привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них к власти пришли социал-демократические и социалистические партии.

В ФРГ в конце 1966 г. представители социал-демократов вошли в коалиционное правительство с ХДС/ХСС, а с 1969 г. уже сами формировали правительство в блоке со Свободной демократической партией (СвДП). В Австрии в 1970-1971 гг. впервые в истории страны к власти пришла Социалистическая партия. В Италии основу послевоенных правительств составляла Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то с левыми, то с правыми партиями. В 1960-е годы её партнёрами стали левые- социал-демократы и социалисты. Лидер социал-демократов Д. Сарагат был избран президентом страны (1964).

При различии ситуаций в разных странах политика социал-демократов в этот период имела некоторые общие черты. Своей главной, «никогда не кончающейся задачей» они считали создание социального общества, основными ценностями которого провозглашались свобода, справедливость, солидарность. В этом обществе они рассматривали себя как представителей интересов не только рабочих, но и других слоёв населения. В 1970- 1980-е годы эти партии стали опираться на так называемые «новые средние слои» - научно-техническую интеллигенцию, служащих. В экономической сфере социал-демократы выступали за сочетание разных форм собственности - частной, государственной и др. Ключевым положением их программ являлся тезис о государственном регулировании экономики. Отношение к рынку выражалось девизом «Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо». Особое значение придавалось «демократическому участию» трудящихся в решении вопросов организации производства, установления цен, зарплаты.

В Швеции, где социал-демократы находились у власти в течение нескольких десятилетий, была сформулирована концепция «функционального социализма». Предполагалось, что частного собственника не нужно лишать его собственности, но следует постепенно вовлекать в выполнение общественных функций путём перераспределения прибыли. Государству в Швеции принадлежали около 6 % производственных мощностей, зато доля общественного потребления в валовом национальном продукте (ВНП) в начале 1970-х годов составляла около 30 %.

Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы.

Государственные социальные расходы, % от ВВП

Продвижение в решении социальных проблем было одним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики: чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала формироваться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряжённо трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.

Важной стороной деятельности социал-демократических правительств западноевропейских государств стало изменение внешней политики. Особенно значительные, поистине исторические шаги в этом направлении были сделаны в Федеративной Республике Германии. Пришедшее к власти в 1969 г. правительство во главе с канцлером В. Брандтом (СДПГ) и вице-канцлером и министром иностранных дел В. Шеелем (СвДП) совершило принципиальный поворот в «восточной политике». Сущность нового подхода В. Брандт раскрыл в своём первом выступлении в бундестаге в качестве канцлера: «ФРГ нуждается в мирных отношениях в полном значении этих слов также и с народами Советского Союза, и со всеми народами европейского Востока. Мы готовы к честной попытке достичь взаимопонимания, чтобы можно было преодолеть последствия катастрофы, которую навлекла на Европу преступная клика».


Вилли Брандт (настоящее имя - Герберт Карл Фрам) (1913-1992) . После окончания гимназии начал работать в газете. В 1930 г. вступил в Социал-демократическую партию Германии. В 1933-1945 гг. находился в эмиграции в Норвегии, а затем - в Швеции. В 1945 г. участвовал в воссоздании Социал-демократической партии Германии, вскоре стал одним из её руководящих деятелей. В 1957-1966 гг. занимал пост бургомистра Западного Берлина. В 1969-1974 гг. - канцлер ФРГ. В 1971 г. награждён Нобелевской премией мира. С 1976 г. - председатель Социалистического Интернационала (международной организации социал-демократических и социалистических партий, основанной в 1951 г.).

Даты и события

  • Весна 1970 г. - первые за годы существования двух германских государств встречи их руководителей - В. Брандта и В. Штофа в Эрфурте и Касселе. Август 1970 г. - подписан договор между СССР и ФРГ.
  • Декабрь 1970 г. - подписан договор между Польшей и ФРГ. Оба договора содержали обязательства сторон воздерживаться от угрозы силой или применения силы, признавали нерушимость границ Польши, ФРГ и ГДР.
  • Декабрь 1972 г. - подписан договор об основах отношений между ГДР и ФРГ.
  • Декабрь 1973 г. - договор между ФРГ и Чехословакией признавал «ничтожными» Мюнхенские соглашения 1938 г. и подтверждал нерушимость границ между двумя государствами.

«Восточные договоры» вызвали острую политическую борьбу в ФРГ. Против них выступили блок ХДС/ХСС, правые партии и организации. Неонацисты называли их «договорами о распродаже территории рейха», утверждая, будто они приведут к «большевизации» ФРГ. За договоры высказались коммунисты и другие левые партии, представители демократических организаций, влиятельные деятели евангелической церкви.

Названные договоры, а также четырёхсторонние соглашения по Западному Берлину, подписанные представителями СССР, США, Великобритании и Франции в сентябре 1971 г., создали реальную основу для расширения международных контактов и взаимопонимания в Европе. 22 ноября 1972 г. в Хельсинки состоялась подготовительная встреча по проведению Международной конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Падение авторитарных режимов в Португалии, Греции, Испании

Начавшаяся в 1960-е годы волна социальных выступлений и политических перемен дошла и до Юго-Западной и Южной Европы. В 1974-1975 гг. сразу в трёх государствах произошёл переход от авторитарных режимов к демократии.

Португалия. В результате апрельской революции 1974 г. в этой стране был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществлённый Движением вооружённых сил в столице, привёл к смене власти на местах. Основу первых послереволюционных правительств (1974-1975) составил блок руководителей Движения вооружённых сил и коммунистов. В программном заявлении Совета национального спасения выдвигались задачи полной дефашизации и утверждения демократических порядков, немедленной деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Первыми преобразованиями новой власти стали национализация крупнейших предприятий и банков, введение рабочего контроля.

В ходе развернувшейся затем политической борьбы к власти приходили силы разной ориентации, в том числе правый блок Демократический альянс (1979-1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования. Находившиеся у власти в 1980-1990-е годы правительства основанной М. Соарешем Социалистической партии и Социал-демократической партии приняли меры по укреплению демократического строя и вхождению Португалии в европейские экономические и политические организации.

В Греции в 1974 г. после падения установившейся с 1967 г. военной диктатуры (или «режима полковников») власть перешла к гражданскому правительству во главе с К. Караманлисом. Были восстановлены политические и гражданские свободы. Правительства правой партии Новая демократия (1974-1981, 1989-1993, 2004-2009 гг.) и Всегреческого социалистического движения - ПАСОК (1981-1989, 1993-2004, с 2009 г.) при различиях во внутренней и внешней политике в целом способствовали демократизации страны, включению её в процессы европейской интеграции.

В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. С его одобрения начался постепенный переход от авторитарного режима к демократическому. По определению политологов, этот процесс сочетал в себе «демократический разрыв с франкизмом» и реформы. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. Оно сумело заключить соглашения с наиболее влиятельными, в том числе оппозиционными, левыми партиями.

В декабре 1978 г. на референдуме была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. Обострение экономической и политической ситуации в начале 1980-х годов привело к поражению руководимого А. Суаресом Союза демократического центра. В результате парламентских выборов 1982 г. к власти пришла Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), её лидер Ф. Гонсалес возглавил правительство страны. Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Особое внимание в её программах уделялось мерам по подъёму производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х годов правительство провело ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся, и др.). Политика социалистов, находившихся у власти до 1996 г., завершила процесс мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу в Испании.

1980-е годы: волна неоконсерватизма

К середине 1970-х годов в большинстве западноевропейских стран деятельность социал-демократических и социалистических правительств всё чаще наталкивалась на труднопреодолимые проблемы. Положение ещё больше осложнилось в результате глубокого кризиса 1974-1975 гг. Он показал, что необходимы серьёзные перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для неё при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало.

В сложившейся ситуации свой ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство, индивидуальную активность хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях (вложении денежных средств) в производство.

В конце 1970 - начале 1980-х годов консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.). В 1980 и 1984 гг. президентом США был избран республиканец Р. Рейган. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Прервалось многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах 1976 г. в Швеции и Дании, 1981 г. - в Норвегии.

Победивших в этот период консервативных деятелей не зря назвали неоконсерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперёд, способны на перемены. Их отличали хорошее понимание ситуации, напористость, политическая гибкость, обращение к широким слоям населения. Так, британские консерваторы, возглавляемые М. Тэтчер, выступили в защиту «истинных ценностей британского общества», к которым отнесли трудолюбие и бережливость, пренебрежение к лентяям; самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху; уважение законов, религии, устоев семьи и общества; содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. Использовались и новые лозунги. После победы на выборах 1987 г. М. Тэтчер заявила: «Наша политика заключается в том, чтобы каждый, имеющий доход, стал собственником... Мы строим демократию собственников ».


Маргарет Тэтчер (Робертс) родилась в семье торговца. С молодых лет примкнула к Консервативной партии. Изучала химию, а позже - юриспруденцию в Оксфордском университете. В 1957 г. избрана в парламент. В 1970 г. заняла министерский пост в консервативном правительстве. В 1975 г. возглавила Консервативную партию. В 1979-1990 гг. - премьер-министр Великобритании (по длительности непрерывного пребывания у власти установила рекорд в политической истории Великобритании XX в.). В знак признания её заслуг перед страной была удостоена титула баронессы.

Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись: свёртывание государственного регулирования экономики, курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике неоконсерваторы отвергли принципы равенства, перераспределения прибылей (М. Тэтчер в одном из выступлений даже пообещала «покончить с социализмом в Британии»). Они прибегли к понятию «общество двух третей», в котором считается нормой благополучие или даже «процветание» двух третей населения при том, что оставшаяся треть живёт в условиях бедности. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки.

В дальнейшем, в связи с началом перестройки в СССР, провозглашением М. С. Горбачёвым идей нового политического мышления в международных отношениях, западноевропейские лидеры вступили в диалог с советским руководством.

На рубеже веков

Последнее десятилетие XX в. было наполнено событиями переломного характера. В результате распада СССР и восточного блока коренным образом изменилась ситуация в Европе, мире. Происшедшее в связи с этими переменами объединение Германии (1990) после более чем сорокалетнего существования двух германских государств стало одной из важнейших вех в новейшей истории немецкого народа. Г. Коль, который являлся в этот период канцлером ФРГ, вошёл в историю как «объединитель Германии».


Ощущения торжества идеалов и главенствующей роли западного мира возникали в 1990-е годы у многих лидеров западноевропейских стран. Это, однако, не устраняло собственных, внутренних проблем в названных странах.

Во второй половине 1990-х годов позиции консерваторов в ряде стран ослабли, к власти пришли представители либеральных, социалистических партий. В Великобритании правительство возглавил лидер лейбористов Энтони Блэр (1997-2007). Канцлером ФРГ в 1998 г. был избран социал-демократ Герхард Шрёдер. Однако в 2005 г. его сменила представительница блока ХДС/ХСС Ангела Меркель, первая в истории страны женщина-канцлер. А в Британии в 2010 г. коалиционное правительство сформировали консерваторы. Благодаря такой смене и обновлению власти и политического курса происходит саморегулирование современного европейского общества.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Рассматриваемый период был для стран Западной Европы и США мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий. Доминантой развития названной группы государств во второй половине XX в. принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустри­альному обществу. Однако и в эти десятилетия страны за­падного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений - всем тем, что называют «вызовами времени». Это были масштабные события и процессы в разных сферах, такие, как технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг., социальные выступления в 60-70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и ли­бералы, которые пытались укрепить свои позиции в ме­нявшемся мире.

Первые послевоенные годы в странах Европы стали временем острой борьбы в первую очередь вокруг вопросов общественного устройства, политических устоев государств. В ряде стран, например во Франции, нужно было преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А для Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма, создании новых демократических государств. Значительные политические баталии развернулись вокруг выборов в учредительные собрания, разработки и принятия новых конституций. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику» (страна была провозглашена республикой в результате референдума 18 июня 1946 г.).

Именно тогда заявили о себе силы, наиболее активно участвовавшие в борьбе за власть и влияние в обществе на протяжении последующих десятилетий. На левом фланге находились социал-демократы и коммунисты. На заключительном этапе войны (особенно после 1943 г., когда был распущен Коминтерн) члены этих партий сотрудничали в движении Сопротивления, позже - в первых послевоенных правительствах (во Франции в 1944 г. был создан согласительный комитет коммунистов и социалис­тов, в Италии в 1946 г. было подписано соглашение о единстве действий). Представители обеих левых партий входили в состав коалиционных правительств во Франции в 1944-1947 гг., в Италии в 1945-1947 гг. Но принципиальные расхождения между коммунистическими и социалистическими партиями сохранялись, более того, в послевоенные годы многие социал-демократические партии исключили из своих программ задачи установления диктатуры пролетариата, приняли концепции социального общества, по существу, перешли на либеральные позиции.

В консервативном лагере с середины 40-х гг. наиболее влиятельными стали партии, сочетавшие представительство интересов крупных промышленников и финансистов с выдвижением христианских ценностей в качестве непреходящих и объединяющих разные социальные слои идейных основ. К ним относились Христианско-демократическая партия (ХДП) в Италии (основана в 1943 г.), Народно-республиканское движение (МРП) во Франции (основано в 1945 г.), Христианско-демократический союз (с 1945 г. - ХДС, с 1950 г.- блок ХДС/ХСС) в Герма­нии. Названные партии стремились получить широкую поддержку в обществе, подчеркивали приверженность принципам демократии. Так, первая программа ХДС (1947) включала отражавшие дух времени лозунги «социализации» ряда отраслей хозяйства, «соучастия» рабочих в управлении предприятиями. А в Италии во время референдума 1946 г. большинство членов ХДП проголосовали за республику, а не за монархию. Противоборство правых, консервативных и левых, социалистических партий и составило основную линию в политической истории западноевропейских стран во второй половине XX в. При этом можно заметить, как изменения экономической и соци­альной обстановки в отдельные годы перемещали политический маятник то влево, то вправо.

От восстановления к стабильности (1945-1950-е гг.)

После окончания войны в большинстве западноевропейских стран утвердились коалиционные правительства, в которых решающую роль играли представители левых сил - социалистов и в ряде случаев коммунистов. Основными мероприятиями этих правительств были восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы 5 крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено» (владелец которых сотрудничал с оккупационным режимом), несколько авиационных предприятий. Доля государственного сектора в выпуске промышленной продукции достигла 20-25%. В Великобритании, где у власти в 1945- 1951 гг. находились лейбористы, в собственность государства перешли электростанции, угольная и газовая промышленность, железные дороги, транспорт, отдельные авиакомпании, сталелитейные заводы. Как правило, это были важные, но далеко не самые процветающие и доходные предприятия, наоборот, они требовали значительных капиталовложений. К тому же бывшим хозяевам национализированных предприятий выплачивались значительные компенсации. Тем не менее национализация и государственное регулирование рассматривались социал-демократическими лидерами как высшее достижение на пути к «социальной экономике».

Конституции, принятые в западноевропейских странах во второй половине 40-х гг. - в 1946 г. во Франции (конституция Четвертой республики), в 1947 г. в Италии (вступила в силу с 1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной Германии, стали наиболее демократическими конституциями за всю историю этих стран. Так, во французской конституции 1946 г. в дополнение к демократическим правам провозглашались права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, права трудящихся на участие в управлении предприятиями, профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках за­конов» и др.

В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40-42-часовая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Это делалось в значительной степени под давлением трудящихся. Так, например, в Англии в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.

Особый период в истории западноевропейских стран составили 50-е годы. Это было время быстрого экономического развития (прирост продукции промышленного производства достиг 5-6% в год). Послевоенная промыш­ленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно-техническая революция, одним из основных проявлений которой стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, управ­лявших автоматическими линиями и системами, возрастала и их зарплата.

В Великобритании уровень заработной платы в 50-е гг. повышался в среднем на 5% в год при росте цен на 3% в год. В ФРГ на протяжении 50-х гг. реальная заработная плата выросла в 2 раза. Правда, в некоторых странах, например в Италии, Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же правительства периоди­чески «замораживали» зарплату (запрещали ее повыше­ние). Это вызывало протесты и забастовки рабочих.

Особенно заметным был экономический подъем в Федеративной Республике Германии и Италии. В послевоен­ные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х гг. расценивалась как «экономическое чудо». Оно стало возможным благодаря перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимии, электроники, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъема производства заключалось в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. С другой стороны, существовал значительный резерв дешевой рабочей силы (за счет переселенцев, выходцев из села).

Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х гг., когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации - сокращение рабочих мест и др.

Период стабильного развития совпал с приходом к власти консерваторов. Так, в ФРГ имя К. Аденауэра, занимавшего пост канцлера в 1949-1963 гг., связывали с возрождением германского государства, а Л. Эрхарда назвали «отцом экономического чуда». Христианские демократы отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили об обществе всеобщего благосостояния, социальных гарантиях для людей труда. Но вмешательство государства в экономику было свернуто. В ФРГ утвердилась теория «социального рыночного хозяйства», ориентированного на поддержку частной собственности и свободной конкуренции. В Англии консервативные правительства У. Черчилля, а затем А. Идена провели реприватизацию некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). Во многих странах с приходом к власти консерваторов началось наступление на провозглашен­ные после войны политические права и свободы, принимались законы, в соответствии с которыми граждане преследовались по политическим мотивам, в ФРГ была запрещена компартия.

Перемены 60-х гг.

После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений и перемен, связанных как с проблемами внутреннего развития, так и с крушением колониальных империй.

Так, во Франции к концу 50-х гг. сложилась кризис­ная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В такой обстановке все большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал генерал Ш. де Голль. В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернется Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть Республики» при условии от­мены конституции 1946 г. и предоставления ему чрезвы­чайных полномочий. Осенью 1958 г. была принята кон­ституция Пятой республики, предоставлявшая главе государства самые широкие права, а в декабре де Голля из­брали президентом Франции. Установив «режим личной власти», он стремился противостоять попыткам ослабления государства изнутри и извне. Но в вопросе о колониях, будучи политиком реалистичным, вскоре решил, что лучше провести деколонизацию «сверху», сохранив при этом влияние в бывших владениях, чем дожидаться позорного изгнания, например, из сражавшегося за независимость Алжира. Готовность де Голля признать право алжирцев решать свою судьбу вызвала в 1960 г. антиправительственный мятеж военных. Все в 1962 г. Алжир получил независимость.

В 60-е гг. в европейских странах участились выступления разных слоев населения под разными лозунгами. Во Франции в 1961-1962 гг. организовывались демонстрации и забастовки с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил, выступавших против предоставления Алжиру независимости. В Италии прошли массовые выступления против активизации неофашистов. Рабочие выдвигали как экономические, так и политические требования. В борьбу за повышение заработной платы включались «белые воротнички» - высококва­лифицированные работники, служащие.

Высшей точкой социальных выступлений в этот период стали события мая - июня 1968 г. во Франции. Начавшись как выступление парижских студентов, требовавших демократизации системы высшего образования, они вскоре переросли в массовые демонстрации и всеобщую забастовку (число бастующих по стране превысило 10 млн человек). Рабочие ряда автомобильных заводов «Рено» заняли свои предприятия. Правительство вынуждено было пойти на уступки. Участники забастовки добились повышения заработной платы на 10-19%, увеличения отпусков, расширения прав профсоюзов. Эти события оказались серьезным испытанием для властей. В апреле 1969 г. президент де Голль выдвинул на референдум законопроект о реорганизации местного самоуправления, но боль­шинство голосовавших отклонило законопроект. После этого Ш. де Голль подал в отставку. В июне 1969 г. но­вым президентом страны был избран представитель голлистской партии Ж. Помпиду.

1968 год ознаменовался обострением обстановки в Северной Ирландии, где активизировалось движение за гражданские права. Стычки представителей католического населения с полицией переросли в вооруженный конфликт, в который включились как протестантские, так и католические экстремистские группировки. Правительство ввело в Ольстер войска. Кризис, то обостряясь, то ослабевая, затянулся на три десятилетия.

Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии. В ФРГ в конце 1966 г. представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ) вошли в коалиционное правительство с ХДС/ХСС, а с 1969 г. уже сами формировали правительство в блоке со Свободной демократической партией (СвДП). В Австрии в 1970-1971 гг. впервые в истории страны к власти пришла Социалистическая партия. В Италии основу послевоенных правительств составляла Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то с левыми, то с правыми партиями. В 60-е гг. ее партнерами стали левые - социал-демократы и социалисты. Лидер социал-демократов Д. Сарагат был избран президентом страны.

При различии ситуаций в разных странах политика со­циал-демократов имела некоторые общие черты. Своей главной, «никогда не кончающейся задачей» они считали создание «социального общества», главными ценностями которого провозглашались свобода, справедливость, солидарность. Они рассматривали себя как представителей интересов не только рабочих, но и других слоев населения (с 70-80-х гг. эти партии стали опираться на так называемые «новые средние слои» - научно-техническую интеллигенцию, служащих). В экономической сфере социал-демократы выступали за сочетание разных форм собственности - частной, государственной и др. Ключевым положением их программ являлся тезис о государ­ственном регулировании экономики. Отношение к рынку выражалось девизом: «Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо». Особое значение придавалось «демократическому участию» трудящихся в решении вопросов организации производства, цен, зарплаты.

В Швеции, где социал-демократы находились у власти в течение нескольких десятилетий, была сформулирована концепция «функционального социализма». Предполагалось, что частного собственника не нужно лишать его собственности, но следует постепенно вовлекать в выполнение общественных функций путем перераспределения прибыли. Государству в Швеции принадлежало около 6% производственных мощностей, зато доля общественного потребления в валовом национальном продукте (ВНП) в начале 70-х гг. составляла около 30%.

Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы. Продвижение в решении социальных проблем явилось од­ним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики - чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала утверждаться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряженно трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.

Важной стороной деятельности социал-демократических правительств западноевропейских государств стало изменение внешней политики. Особенно значительные шаги в этом направлении были сделаны в Федеративной Республике Германии. Пришедшее к власти в 1969 г. правительство во главе с канцлером В. Брандтом (СДПГ) и вице-канцлером и министром иностранных дел В. Шеелем (СвДП) совершило принципиальный поворот в «восточной политике», заключив в 1970-1973 гг. двусторонние договоры с СССР, Польшей, Чехословакией, подтверждавшие нерушимость границ между ФРГ и Польшей, ФРГ и ГДР. Названные договоры, а также четырехсторонние соглашения по Западному Берлину, подписанные представителями СССР, США, Великобритании и Франции в сентябре 1971 г., создали реальную почву для расширения международных контактов и взаимопонимания в Европе. 4. Падение авторитарных режимов в Португалии, Греции, Испании. В середине 70-х гг. значительные политические перемены произошли в государствах Юго-Западной и Южной Европы.

В Португалии в результате Апрельской революции 1974 г. был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществленный Движением вооруженных сил в столице, привел к смене власти на местах. Первые послереволюционные правительства (1974-1975), состоявшие из руководителей Движения вооруженных сил и коммунистов, сосредоточились на задачах дефашизации и утверждения демократических порядков, деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Была проведена нацио­нализация крупнейших предприятий и банков, введен рабочий контроль. В дальнейшем к власти пришел правый блок Демократический альянс (1979-1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования, а затем коалиционное правительство социалистической и социал-демократической партий во главе с лидером социалистов М. Соарешем (1983-1985).

В Греции в 1974 г. режим «черных полковников» был сменен гражданским правительством, состоявшим из представителей консервативной буржуазии. Оно не проводило серьезных преобразований. В 1981 -1989 гг. и с 1993 г. у власти находилась партия Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), проводился курс демократизации политического строя и социальных реформ.

В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. При его одобрении начался переход от авторитарного режима к демократическому. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. В декабре 1978 г. была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. С 1982 г. у власти нахо­дилась Испанская социалистическая рабочая партия, ее лидер Ф. Гонсалес возглавлял правительство страны. Особое внимание уделялось мерам по подъему производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х гг. правительством был проведен ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся на предприятиях, и др.). Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Результатом политики социалистов, находившихся у власти непрерывно до 1996 г., стало завершение мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу.

Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XX - начале XXI в.

Кризис 1974-1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западноевропейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях в производство.

В конце 70-х - начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.)- В 1980 г. президентом США был избран республиканец Р. Рейган, победивший и на выборах 1984 г. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Было прервано многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах в 1976 г. в Швеции и Дании, в 1981 г. в Норвегии.

Пришедших в этот период к власти деятелей не зря назвали новыми консерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперед, способны на перемены. Их отличали политическая гибкость и напористость, обращение к широким слоям населения. Так, британские консерваторы, возглавляемые М. Тэтчер, выступили в защиту «истинных ценностей британского общества», к которым отнесли трудолюбие и бережливость; пренебрежение к лентяям; самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху; уважение законов, религии, устоев семьи и общества; содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. Использовались и лозунги создания «демократии собственников ».

Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки (ярким проявлением этого стала война между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских островов в 1983 г.).

Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие - объединение Германии в 1990 г., причастность к которому поставила Г. Коля в число наиболее значимых фигур германской истории. Вместе с тем в годы правления консерваторов не прекращались выступления разных групп населения за социальные и гражданские права (в их числе забастовка английских горняков в 1984-1985 гг., выступления в ФРГ против размещения американских ракет и др.).

В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы. В 1997 г. в Великобритании пришло к власти лейбористское правительство во главе с Э. Блэром, а во Франции по результатам парламентских выборов было сформировано правительство из представителей левых партий. В 1998 г. канцлером Германии стал лидер Социал-демократической партии Г. Шредер. В 2005 г. его сменила на посту канцлера представитель блока ХДС/ХСС А. Меркель, возглавившая правительство «большой коалиции», состоящее из представителей христианских демократов и социал-демократов. Еще раньше во Франции на смену левому правительству пришло правительство из представителей правых партий. Вместе с тем в середине 10-х гг. XXI в. в Испании и Италии правые правительства в результате парламентских выборов вынуждены были уступить власть правительствам во главе с социалистами.

Страны Восточной Европы были захвачены Германией, а затем освобождены войсками стран антигитлеровской коалиции. Часть этих стран (Венгрия, Болгария, Румыния) изначально сражалась на стороне Гитлера. После окончания войны страны Восточной Европы попали под влияние СССР.

События

1940-е г. - в странах Восточной Европы произошла волна переворотов, которая привела к власти коммунистов; в эти годы на карте Европы появляются новые государства.

1945 г. - образование Федеративной Народной Республики Югославии во главе с коммунистическим правительством Иосипа Броза Тито. В Югославию вошли Сербия (в составе Сербии - албанские автономии Косово и Метохия, Воеводина), Черногория, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония.

Первые трещины в едином социалистическом лагере появились в 1948 году , когда югославский лидер Йосип Броз Тито , желавший вести свою политику во многом без согласования с Москвой, в очередной раз сделал своевольный шаг, что послужило обострению советско-югославских отношений и их разрыву (см. Рис. 2). До 1955 года Югославия выпала из единой системы, и больше туда целиком не возвращалась. В этой стране возникла своеобразная модель социализма - титоизм , основанная на авторитете лидера страны Тито. При нём Югославия превратилась в страну с развитой экономикой (в 1950 - 1970 гг. темпы производства выросли в четыре раза), авторитет Тито скреплял многонациональную Югославию. Идеи рыночного социализма и самоуправления были положены в основу югославского процветания.

После смерти в 1980 году Тито в государстве начались центробежные процессы, что привело страну к распаду в начале 1990-х гг., войне в Хорватии, массовому геноциду сербов в Хорватии и Косово. К 1999 году бывшая цветущая Югославия лежала в руинах, сотни тысяч семей были уничтожены, свирепствовали национальная вражда и ненависть. Югославию составляли только две бывшие республики - Сербия и Черногория, последняя из которых отделилась в 2006 году. В 1999-2000 гг. авиация стран НАТО наносила бомбовые удары по мирным и военным объектам , вынуждая действующего президента - С. Милошевича уйти в отставку.

Второй страной, которая вышла из объединённого социалистического лагеря и больше в него не входила, была Албания. Албанский лидер и убеждённый сталинист Энвер Ходжа не согласился с решением ХХ съезда КПСС по осуждению культа личности Сталина и разорвал дипломатические отношения с СССР, выйдя из СЭВ. Дальнейшее существование Албании имело трагический характер. Единоличный режим Ходжи привёл страну к упадку и массовой бедности населения. В начале 1990-х гг. между сербами и албанцами стали вспыхивать национальные конфликты, выливающиеся в массовое уничтожение сербов и оккупацию исконно сербских территорий, продолжающиеся по сей день.

В отношении остальных стран соцлагеря проводилась более жёсткая политика. Так, когда в 1956 году вспыхнули волнения польских рабочих , протестующих против невыносимых условий жизни, колонны были расстреляны войсками, а лидеры рабочих найдены и уничтожены. Но в свете политических преобразований, происходивших в это время и в СССР, связанных с десталинизацией общества , в Москве согласились поставить во главе Польши репрессированного при Сталине Владислава Гомулку . Позже власть перейдёт к генералу Войцеху Ярузельскому , который будет бороться с набиравшим политический вес движением «Солидарность» , представлявшим рабочих и независимые профсоюзы. Лидер движения - Лех Валенса - стал лидером протеста (см. Рис. 3). На протяжении 1980-х гг. «Солидарность» набирало всё большую популярность, несмотря на преследования властей. В 1989 году, с распадом социалистической системы, в Польше к власти пришла «Солидарность». В 1990 - 2000-х гг. Польша встала на путь евроинтеграции , вступила в НАТО.

В 1956 году вспыхнуло восстание в Будапеште . Поводом послужили десталинизация и требование рабочих и интеллигенции честных и открытых выборов, нежелание находиться в зависимости от Москвы. Восстание в скором времени вылилось в преследование и аресты сотрудников венгерской госбезопасности; часть армии перешла на сторону народа. По решению Москвы, в Будапешт были введены войска ОВД. Руководство Венгерской партии трудящихся, возглавляемое сталинистом Матиашем Ракоши, вынуждено было поставить на пост премьер-министра Имре Надя . Вскоре Надь заявил о выходе Венгрии из ОВД, что вызвало гнев Москвы. В Будапешт были опять введены танки, и восстание было жестоко подавлено. Новым лидером стал Янош Кадар , который репрессировал большую часть восставших (Надь был расстрелян), но стал проводить экономические реформы, способствовавшие тому, что Венгрия превратилась в одну из самых процветающих стран соцлагеря. С крушением социалистической системы, Венгрия отказалась от прежних идеалов, к власти пришло прозападное руководство. В 1990-2000 гг. Венгрия вступила в Евросоюз (ЕС) и НАТО.

В 1968 году в Чехословакии было избрано новое коммунистическое правительство во главе с Александром Дубчеком , который хотел провести экономические, социальные и политические преобразования. Видя послабление во внутренней жизни, вся Чехословакия была охвачена митингами. Видя то, что социалистическое государство стало тяготеть к миру капитала, лидер СССР Л.И. Брежнев приказал ввести в Чехословакию войска ОВД. Не изменяемое ни при каких обстоятельствах соотношение сил между миром капитала и социализма после 1945 года получило название «Доктрина Брежнева» . В августе 1968 года войска были введены, всё руководство компартии Чехословакии было арестовано, танки открыли огонь по людям на улицах Праги (см. Рис. 4). Вскоре Дубчек будет заменён просоветским Густавом Гусаком , который будет придерживаться официальной линии Москвы. В 1990-2000 гг. Чехословакия распадётся на Чехию и Словакию («Бархатная революция » 1990 года), которые вступят в ЕС и НАТО.

Болгария и Румыния на протяжении всего периода существования соцлагеря будут оставаться верными Москве в своих политических и экономических преобразованиях. С распадом общей системы, в этих странах к власти придут прозападные силы, которые будут настроены на евроинтеграцию.

Таким образом, страны «народной демократии », или страны «реального социализма » на протяжении последних 60 лет пережили трансформацию от социалистической системы к капиталистической системе во главе с США, оказавшись во многом зависимыми от влияния нового лидера.

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М.: Просвещение, 2011.
  1. Военно-промышленный курьер ().
  2. Интернет-портал Coldwar.ru ().
  3. Интернет-портал Ipolitics.ru ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте параграф 21 учебника Шубина А.В. и ответьте на вопросы 1-4 на стр. 226.
  2. Назовите страны Европы, вошедшие в т.н. «Орбиту СССР». Почему из неё выпали Югославия и Албания?
  3. Возможно ли было сохранить общий социалистический лагерь?
  4. Сменили ли страны Восточной Европы одного покровителя на другого? Почему?

Страны этого региона имеют немало общего в путях исторического и социально-экономического развития, особенно в XX веке. После окончания второй мировой войны все они приступили к осуществлению социалистических преобразований. Кризис авторитарно-бюрократического социализма привел к тому, что на рубеже 80-90-х гг. в странах этого региона произошли новые качественные изменения, оказавшие большое влияние на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь как этих , так и всего мирового сообщества. Наибольшее значение имели следующие факторы.

1.Распад в 1991 году Советского Союза, утверждение политической независимости сначала трех бывших республик Прибалтики, а затем и остальных 12.

2.Массовые, преимущественно мирные (кроме , где произошло вооруженное восстание) народно-демократические революции 1989-1990 гг., повлекшие за собой глубокие преобразования во всех сферах жизни. Эти перемены - отражение общемировой демократической тенденции. Их существо заключается в переходе от тоталитаризма к парламентскому плюрализму (многопартийности), к гражданскому обществу, к правовому государству. Антитоталитарные революции в Восточной Европе приобрели антикоммунистическую направленность.Этот процесс приводит и к глубоким преобразованиям в экономике: формируется новый тип хозяйства, основанный на реальном многообразии форм собственности, расширении товарно-денежных отношений. Новый важный аспект развития восточноевропейских стран на современном этапе - их «возвращение в Европу». Оно выражается прежде всего в начале развития интеграционных связей этих стран с Европейским Союзом. Современный этап в жизни стран Восточной осложняется еще и тем, что крушение в них тоталитарного режима обнажило истинную картину накопившихся в этом регионе межнациональных конфликтов, причем некоторые из них обрели острые формы: положение мусульманского (турецкого) населения в ; начинает выдвигать требования о присоединении Закарпатья, переданного в состав СССР в июне 1945 года; польские национальные меньшинства в стремятся создать автономию в этой стране; положение национального меньшинства в , острый конфликт в Югославии.

3.Прекращение деятельности Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи, серьезно повлиявшее на политическую и экономическую обстановку в Европе.

5.Распад Чехословакии на (со столицей в ) и Словакию (со столицей в Братиславе), завершившийся 1 января 1993 года.

6.Изменение характера деятельности Североатлантического блока (НАТО) и его отношений с бывшими социалистическими странами Европы, означавшее конец «холодной войны» и изменение международной обстановки от конфронтации к сотрудничеству и взаимопониманию, демократизацию международной жизни.

7.Распад СФРЮ, который так же, как и распад Советского Союза, имел глубокие социально-политические корни, Югославия в качестве единого независимого государства была провозглашена 1 декабря 1918 года, и до 1929 года она называлась Королевством сербов, и словенцев.

Хотя , и Воеводина, входившие ранее в состав Австро-Венгерской , были наиболее развитыми в экономическом отношении, правящие круги Сербии стремились занять доминирующие позиции в стране и выступали за централизованное . Это привело к обострению сербохорватских отношений, к активной борьбе политических сил Хорватии за независимость государства. Противоборство Сербии и Хорватии особенно масштабно проявилось в годы второй мировой войны, когда Югославия была оккупирована . В это время на территории Хорватии был установлен профашистский режим, проводивший политику геноцида в отношении населения.

В 1946 году, после освобождения страны, была принята новая конституция, фактически закрепившая федеративный принцип устройства страны. Однако на практике Югославия оставалась унитарным государством, где монополией на власть обладал Союз коммунистов, исключавший всякую возможность устранения бюрократического централизма. Между тем в стране наблюдались глубокие различия в уровне экономического развития республик: так, в Словении валовой национальный продукт на душу населения был в 2,5 раза выше, чем в Сербии, Словения обеспечивала почти 30% экспорта Югославии, хотя население здесь было в 3 раза меньше, чем в Сербии.

Традиционно считалась оплотом федерации, и другие республики воспринимали ее враждебно, так как правящие круги Сербии захватили руководящие позиции в стране. Будучи экономически более развитыми, Словения и Хорватия не хотели делиться своими доходами с более бедными республиками. Это расценивалось как проявление национального эгоизма, так как считалось, что социализм - это прежде всего раздел общего богатства. Поэтому очевидно, что важнейшей причиной распада СФРЮ был общий кризис социализма. В ходе парламентских выборов в 1991 года Сербия и сохранили верность социалистическому выбору, в Словении же и Хорватии к власти пришли антикоммунистические силы. Разразившаяся затем гражданская война была лишь прикрыта «национальными одеждами», фактически же это была социальная несовместимость различных политических группировок внутри федерации.

8 октября 1991 года парламенты Словении и Хорватии подтвердили полную независимость этих республик, а в январе 1992 года все государства - члены ЕС признали эту независимость. Объявили о государственной независимости , а также . Сербия и Черногория объединились в Союзную республику Югославию, объявившую себя правопреемницей СФРЮ. Полный распад Югославии не означает ликвидации югославского кризиса, сильно влияющего на обстановку во всей Европе: продолжается кровавый межнациональный конфликт в Боснии и Герцеговине; очагом напряженности остается автономный край Косово в составе Сербии; непростая обстановка сложилась вокруг независимой Македонии - республики с весьма сложным населения.

Итак, в последние годы в Восточной Европе появились новые независимые государства. Они переживают сложный и болезненный процесс становления национальных экономик, вхождения в мировое сообщество, формирования отношений с соседями в экономическом и общеевропейском пространстве.

Рассматриваемый период был для стран Западной Европы и США мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий.

Доминантой развития во второй половине 20 века принято считать значительное продвижение по пути научно- технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу . Однако и в эти десятилетия страны западного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, такие как технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы 1974-2975 г.г., 1980-1982 г.г., социальные выступления в 60-70-е г.г. др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и либералы, которые пытались укрепить свои позиции в менявшемся мире. Первые послевоенные годы в странах Европы стали временем острой борьбы вокруг вопросов общественного устройства, политических устоев государств. В ряде стран, например во Франции, нужно было преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А для Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма, создании новых демократических государств. Значительные политические баталии развернулись вокруг выборов в учредительные собрания, разработки и принятия новых конституций. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику», страна была провозглашена республикой в результате референдума 18 июня 1946 года.

В консервативном лагере с середины 40-х годов наиболее влиятельными стали партии, сочетавшие представительство интересов крупных промышленников и финансистов с выдвижением христианских ценностей в качестве непреходящих и объединяющие разные социальные слои идейных основ. К ним относились: Христианско- демократическая партия(ХДП) в Италии, Народное Республиканское движение во Франции, Христианско- Демократический Союз в Германии. Названные партии стремились получить широкую поддержку в обществе, подчеркивали приверженность принципам демократии.

После окончания войны в большинстве западно- европейских стран утвердилиськоалиционные правительства , в которых решающую роль играли представители левых сил- социалистов и в ряде случаев коммунистов. Основными мероприятиями этих правительств были восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы 5 крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильный завод Рено(владелец которого сотрудничал с оккупационным режимом).


Особый период в истории западно- европейских стран составили 50-е годы. Это было время быстрого экономического развития(прирост продукции промышленного производства достиг 5-6% в год). Послевоенная промышленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно- техническая революция, одним из основных направлений которых стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, управлявших автоматическими линиями и системами, возросла и их зарплата.

В Великобритании уровень заработной платы в 50-е годы повышался в среднем на 5% в год при росте цен на 3% в год. В ФРГ на протяжении 50-х годов реальная заработная плата выросла в 2 раза. Правда, в некоторых странах, например в Италии, в Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же правительства периодически замораживали зарплату(запрещали ее повышение). Это вызывало протесты и забастовки рабочих. Особенно заметным был экономический подъем в Федеративной Республике Германии и Италии. В послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х г. расценивалось как «экономическое чудо». Оно стало возможным благодаря перестройки промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей(нефтехимии, электроники, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъема производства заключалось в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. С другой стороны, существовал значительный резерв дешевой рабочей силы(за счет переселенцев, выходцев из села). Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х г.г. , когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации- сокращение рабочих мест и др. После десятилетия стабильности в жизни западно- европейских государств настала полоса потрясений и перемен, связанные как с проблемами внутреннего развития, так и с крушением колониальных империй.

Так, во Франции к концу 50-х г.г сложилась кризисная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи(потеря Индокитая, Туниса, Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В такой обстановке все большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал Шарль де Голль. В мае 1958 года командование французских войск в Алжире отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернется Шарль де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть в республике», при условии отмены Конституции 1946 года и предоставления ему чрезвычайных полномочий. Осенью 1958 года была принята Конституция Пятой республики, предоставлявшая главе государства самые широкие права, а в декабре де Голля избрали президентом Франции. Установив режим личной власти, он стремился противостоять попыткам ослабления государства изнутри и извне. Но в вопросе о колониях, будучи политиком реалистичным, вскоре решил, что лучше провести деколонизацию «сверху», сохранив при этом влияние в бывших владениях, чем дождаться позорного изгнания, например из-за сражавшегося за независимость Алжира. Готовность де Голля признать право алжирцев решать свою судьбу вызвала в 1960г. антиправительственный мятеж военных. И все таки в 1962 году Алжир получил независимость.

В 60-е годы в европейских странах участились выступления разных слоев населения под разными лозунгами. Во Франции в 1961-1962 г.г. организовывались демонстрации и забастовки с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил, выступавших против предоставления Алжиру независимости. В Италии прошли массовые выступления против активизации неофашистов. Рабочие выдвигали как экономические, так и политические требования. В борьбу за повышение заработной платы включались «белые воротнички»- высококвалифицированные работники, служащие.

Кризис 1974-1975 г.г. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западно- европейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени пытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывались с объективной потребностью в широких инвестициях в производство.

В конце 70-начале 80 г.г. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 году на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер(партия оставалась правящей до 1997 года). В 1980 году президентом США был избран республиканец Р.Рейган. Пришедших в этот период к власти деятелей не зря назвали новыми консерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперед, способны на перемены. Их отличали политическая гибкость и напористость, обращение к широким слоям населения, пренебрежение к лентяям, самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху.

В конце 90-х г.г. во многих европейских странах консерваторов сменили либералы. В 1997 году в Великобритании пришло к власти лейбористское правительство во главе с Э.Блэром. В 1998 году канцлером Германии сталлидерсоциал- демократической партии Шредер. В 2005 году его сменила на посту канцлера А. Меркель, возглавившая правительство большой коалиции.