Элон маск биография. Илон Маск

  • 19.09.2019

Илон (Элон) Рив Маск (англ. Elon Reeve Musk) — канадско-американский инженер, предприниматель, изобретатель, инвестор. Илон Маск — основатель компаний Paypal, SpaceX, Tesla, а также член совета директоров компании SolarCity, основанной его двоюродными братьями.

Ранние годы и детство Илона Маска

Мать — Мей Маск , была моделью и известным диетологом. Отец — Эррол Маск , — пилот, моряк и инженер. Зарабатывал консультациями.

В семье было трое детей: Илон, Кимбал и дочь Тоска. Мей и Эррол развелись, когда дети были маленькими. Но они остались с отцом, и Эррол Маск смог воспитать успешных детей.

В детстве Илон был необычным ребенком, много читал. Как вспоминал его отец, как-то Илон, когда ему было три или четыре года, спросил у него: «Где заканчивается и начинается мир?».

На фото слева: в возрасте 12 лет с рыбой, которую поймал на семейной рыбалке в Южной Африке. На фото справа: с братом и сестрой (Фото: eastbaytimes.com)

Илон и Кимбал учились в Pretoria Boys High School. Илон окончил школу с отличными отметками по физике и информатике. При этом в школе Маску приходилось нелегко в отношениях с другими детьми, после одного из избиений ему пришлось восстанавливать сломанный нос, говорится в биографии Илона Маска в Википедии.

С детства Илон много читал, любил фантастику, от Жюля Верна до Азимова , Хайнлайна и Толкина . Роман Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» помог ему справиться с личностным кризисом в четырнадцать лет, а книги «Академия» и «Луна — суровая хозяйка» пробудили в Илоне интерес к космосу, говорится в биографии Маска на сайте «Мир фантастики».

Когда Илону Маску было 10 лет, он получил в подарок первый компьютер Commodore VIC-20, который использовал для программирования, уже в 12 лет он продал за 500 долларов свою первую программу, игру Blastar, в которой можно было стрелять по инопланетянам из лазерной пушки.

На фото слева: Илон Маск с мамой, братом и сестрой. На фото справа: отец Илона Маска (Фото: notjustrich.com)

Чтобы избежать призыва в армию в ЮАР, мальчики уехали в Канаду к матери. Отмечается, что деньги на поездку Маск добыл сам, с помощью продажи акций фармацевтической компании.

В 19 лет Илон поступил в Королевский университет в Кингстоне, Онтарио. В 1992 году Маск переехал в США и поступил в Пенсильванский университет, где получил степень бакалавра наук по физике колледжа искусств и наук, а также степень бакалавра по экономике Уортон школы бизнеса. Со временем перешел в Стэнфорд, но обучение не закончил.

Карьера Илона Маска

Zip2 — первая компания, которую организовали совместно братья Маск в 1996 году. Они занимались производством программного обеспечения. Их проектом был цифровой аналог «Жёлтых страниц», с помощью которого в любом районе Сан-Франциско можно было найти ближайшую пиццерию. Стартап развивался не так быстро, как хотелось Илону, но трудолюбие позволило вывести его на такой уровень, что им заинтересовались инвесторы. Вскоре фирма Compac приобрела Zip2 за 307 миллионов долларов, 22 миллиона достались лично Илону Маску и он в 27 лет стал миллионером.

В марте 1999 года Илон Маск стал одним из основателей X.com (вложив 12 млн собственных сбережений), намереваясь сделать революцию в сфере банковских платежей. Уже в 2000 году произошло слияние компаний X.com и Confinity, тем самым объединились системы X.com и PayPal. Маск требовал для нового образования бренд X.com вместо PayPal. Это вызвало разногласия внутри организации, и Илон по решению Совета директоров ушел в отставку. Но стратегически и экономически Маск снова сделал верный ход. В октябре 2002 года PayPal была куплена eBay за 1,5 млрд долларов, а Илон за свои 11,7% акций получил 175 млн долларов.

На фото (слева направо): Питер Тиль и Илон Маск (Фото: strumpeople.com)

Илон Маск и SpaceX

В июне 2002 года Маск основал свою третью компанию — SpaceX. Эта компания Илона связана с космическими разработками, целью ее создания было сокращение расходов на полеты в космос, способствование его освоению и в частности, будущая колонизация Марса.

Илон Маск стал главным инженером и СЕО SpaceX. 24 марта 2006 года состоялся первый для компании запуск ракеты-носителя Falcon 1, но он завершился аварией. Однако в том же году компания SpaceX стала одним из победителей в конкурсе НАСА Commercial Orbital Transportation Services (COTS), получив суммарное финансирование в размере 396 млн долларов, для разработки и демонстрации ракеты-носителя Falcon 9 и корабля Dragon.

На фото: SpaceX Falcon 1 с воздуха вскоре после запуска, когда он поднимается над островом Омелек, на Маршалловых островах. 2006 год (Фото: wikipedia.org)

28 сентября 2008 года состоялся первый успешный запуск ракеты-носителя Falcon 1 и вывод полезной нагрузки на орбиту. Благодаря энергичным действиям Илона Маска, в компании разработаны два типа потенциально многократных ракет-носителей: Falcon 1 и Falcon 9, а также многоразовый космический корабль Dragon.

На фото: Элон Маск, генеральный директор и технический директор SpaceX, представляет космический корабль SpaceX Dragon V2 в штаб-квартире SpaceX в Хоторне, штат Калифорния, 2014 год (Фото: AP Photo/TASS)

В декабре 2008 года NASA подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд. долларов на 12 запусков носителя Falcon 9, а затем и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.

Дальнейшими достижениями SpaceX стали: запуск корабля Dragon, который был выведен на орбиту и возвращен на Землю 8 декабря 2010 года, первая в истории посадка первой ступени на землю, выполненная после вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту (22 декабря 2015 года), первая успешная посадка первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 на морскую платформу Autonomous Spaceport Drone Ship (8 апреля 2016 года) и первый запуск и посадка использованной ступени ракеты-носителя Falcon 9 (31 марта 2017 года).

На фото: основатель SpaceX Илон Маск во время выступления на 67-м Международном астронавтическом конгрессе в Гвадалахаре, Мексика. Маск подробно остановился на своих планах по колонизации Марса, 2016 год (Фото: AP Photo/Refugio Ruiz/TASS)

Одной из фантазий Маска было освоение Марса. По мнению Илона, исследования Марса позволят установить цену на транспортные полеты на планету на уровне $ 500 тыс., что «вполне приемлемо» для жителей развитых стран, а также положить начало освоению других планет.

«Мне нравится участвовать в проектах, которые меняют мир. Это сделал интернет, и космос, вероятно, изменит мир больше, чем, что бы то ни было. Если человечество сможет выйти за пределы Земли, очевидно, что там будет его будущее» — утверждал предприниматель.

Илон Маск неоднократно высказывался за колонизацию Марса, в том числе он предлагал сбросить на полюса Марса термоядерные бомбы, чтобы нагреть поверхность планеты и сделать ее пригодной для жизни.

В апреле 2016 года вышла новость, что корабль Red Dragon («Красный дракон») компании SpaceX не позднее 2018 года полетит на Марс. Есть версия, что Илон Маск, глава SpaceX, именно таким образом отреагировал на сообщение о начале реализации в «железе» перспективного российского космического корабля «Федерация».

SpaceX планирует миссию в 2018 году на Марс (Фото: SpaceX/ZUMAPRESS.com/Global Look Press)

Во время экспедиции на Марс будут отработаны технологии доставки на поверхность планеты больших грузов, передает Twitter компании. В случае успеха миссии SpaceX станет первой частной компанией, отправившей корабль на Марс.

В мае 2017 года СМИ сообщили о том, что американская компания Elysium Space продает места на космическом корабле для праха умерших. На орбиту Elysium Space выведет ракета-носитель Falcon 9 компании Илона Маска Space X.

Сообщается, что за 2,5 тысячи долларов родственники могут отправить останки своих родных в космос, где «звездный катафалк» будет кружить по орбите Земли два года, после чего войдет в атмосферу и сгорит.

В сентябре 2017 года глава компании SpaceX Илон Маск сообщил о возможности использования многоцелевой ракеты для полетов в любую точку Земли за полчаса.

«Долетите до большинства мест на Земле менее чем за 30 минут и куда угодно менее чем за 60. Стоимость билета должна быть примерно такой же, как за полноценный билет на самолет экономического класса», — написал Маск в Instagram.

Для новой ракеты под рабочим названием BFR будут использованы предыдущие достижения компании, как сообщали РИА «Новости». Ракета может заменить Falcon 9 и Dragon, она же может быть использована для полетов на Луну и Марс. Отмечается, что ракета BFR будет дозаправляться после выхода на околоземную орбиту, а потом лететь к пункту назначения, технология позволит летать на Луну и обратно.

Tesla Илона Маска

В 2003 году Илон организовал компанию, которую назвал в честь Николы Теслы «Tesla Motors». Сферой деятельности этой компании является создание экологически чистых электромобилей.

В 2008 году Tesla Motors выпустила первый электромобиль «Tesla Roadster». Автомобиль раскритиковали, но Илон Маск и его компания работали над усовершенствованием машины и уже в 2011 году была представлена модель Tesla Model S.

Tesla Roadster (Фото: CarrrsMag.com)

27 сентября 2012 была запущена революционная сеть супер-заправок для путешествия на дальние дистанции. Были апробированы два электроавтомобиля Tesla Model S, которые с 28 января по 2 февраля 2014 года совершили путешествие с западного побережья до восточного. Для подзарядки использовались только «суперчарджеры» (электро-заправочные станции). Поездка из Лос-Анджелеса заняла 76 с половиной часов, и стоила $ 0, установив тем самым рекорд Гиннеса.

Tesla Model S (Фото: tesla.com)

В конце 2014 года, Tesla Motors представила Tesla Model X — новый электромобиль-кроссовер. В 2016 году была представлена новая бюджетная модель — Tesla Model 3. На 2016 год цена акции компании достигает отметки в $ 231,55, рыночная капитализация составляет $ 29 млрд. Tesla Model 3 построена на новом шасси. Базовая версия электрокара сможет ускоряться с места до 96 километров в час менее чем за шесть секунд, а топовая — за 4 секунды. Запаса батарей хватит на 350−400 километров пробега. Стоимость Model 3 будет начинаться от 35.000 долларов.

Tesla Model X (Фото: tesla.com)

В 2016 году «Тесла» получила не менее 373 тысяч заявок на покупку своей самой доступной модели — Model 3. Маск заявил, что в связи с очень большим количеством заказов на автомобиль компания постарается «увеличить объемы производства настолько быстро, насколько это возможно». Тогда же Илон Маск выпустил перспективный план развития деятельности Tesla, пообещав, что уже в 2017 году будут презентованы новые модели транспорта, которые работают на электрической энергии: тяжелые грузовые автомобили и городской пассажирский транспорт.

Илон Маск также заявил, что Tesla Motors вполне может создать летающий автомобиль, для того чтобы он просто был, но гораздо сложнее сделать его тихим и безопасным. «Вряд ли люди будут рады ревущей над их головами машине», — цитировали СМИ слова Маска.

В марте 2017 года в новостях сообщали , что компания Tesla намерена открыть свои представительства, шоу-румы и сервисные центры в Москве и Санкт-Петербурге.

Hyperloop Илона Маска

В 2012 году Маск, кроме объявления о своих планах по покорению космоса, анонсировал еще один проект — высокоскоростной трубопроводный пассажирский транспорт Hyperloop («гиперпетля»). В 2012 году Маск заявил в интервью, что новое транспортное средство станет в 2 раза быстрее самолета и в 3−4 раза — скоростного поезда, будет безопасным и работать на солнечной энергии, при этом Hyperloop станет намного дешевле проекта California High-Speed Rail*. В январе 2015 года Илон Маск также сообщил о желании построить пробную трассу Hyperloop длиной 5 миль в Техасе.

Проект высокоскоростного трубопроводного пассажирского транспорта Hyperloop (Фото: hyperloop.com)

Сооснователь Hyperloop One Шервин Пишевар выражал надежду на сотрудничество с российскими властями, в частности, говорил о перспективе использования таких поездов для перевозки китайских товаров в Европу через территорию РФ, в новостях писали о возможном использовании технологии на маршруте Москва — Лондон.

Летом 2017 года власти США выдали Илону Маску разрешение на начало работ по строительству тоннеля между Нью-Йорком и Вашингтоном для реализации проекта Hyperloop. Бизнесмен обещает, что его проект поможет жителям этих двух городов преодолевать расстояние в 250 км между ними менее чем за полчаса.

Общественная деятельность Илона Маска

Еще один из перспективных проектов Илона Маска — это SolarCity. Компания занимается производством солнечных панелей для выработки электроэнергии. SolarCity — один из ведущих поставщиков таких панелей во всем мире.

Solarcity, одного из крупнейших в мире установщиков солнечных систем (Фото: solarcity.com/TASS)

Миллиардер Илон Маск не забывает о благотворительности. Илон стал председателем правления благотворительного фонда Musk Foundation. В январе 2015 года фонд пожертвовал 10 млн долларов для Института будущего человечества — на исследования контроля над искусственным интеллектом.

Слова президента России Владимира Путина о создании искусственного интеллекта Илон Маск прокомментировал весьма оригинально:

«Я думаю, что гонка за лидерством в сфере искусственного интеллекта скорее всего приведет к Третьей мировой войне», —

«Илон Маск услышал определенные вещи об ее поведении, которые его категорически не устроили. Эмбер может быть очень эгоистична и часто манипулирует другими», — сообщал источник из близкого окружения пары.

Доходы Илона Маска

В августе 2017 года Forbes сообщил, что состояние Илона Маска, чуть не обанкротившегося после запуска Tesla Motors и ракетной компании SpaceX, впервые превысило $ 20 млрд. В ежегодном списке богатейших технологических миллиардеров. Маск занял 12-е место с $ 20,7 млрд, опередив соучредителя корпорации Microsoft Пола Аллена ($ 20,5 млрд) и председателя совета директоров компании Alphabet Эрика Шмидта ($ 12,4 млрд). Сообщается, что с марта 2017 года, по версии Forbes, Илон Маск разбогател почти на $ 7 млрд.

Эти данные издание пояснило ростом капитализации SpaceX, стоимость которой была оценена в $ 21 млрд. Маску принадлежит более половины SpaceX.

В то же время в биографии Маска в Википедии говорится, что в июле 2017 года он занял 80-е место в списке самых богатых людей мира с 16,1 млрд долл.

В декабре 2016 года Илон Маск занял 21 место в списке самых влиятельных людей мира, составленном Forbes.

Илон Маск в кино

Илон Маск очень популярен в США. По словам Джона Фавро , режиссёра фильма «Железный человек» (2008), Илон Маск послужил прообразом Тони Старка, которого сыграл Роберт Дауни-младший . В 2010 году Маск появился в фильме «Железный человек 2» в роли самого себя (по сюжету Илон — приятель Тони Старка).

Кадр из фильма «Железный человек-2»

Илон Маск озвучил камео в 12 эпизоде 26 сезона мультсериала «Симпсоны», вышедшеем 25 января 2015 года. В 9 эпизоде 9 сезона сериала «Теория большого взрыва» Маск также сыграл камео. В 2017 году снялся в комедии «Почему он?» в роли самого себя.

Маск умеет водить самолет. Илон владел самолетом Aero L-39 Albatros чехословацкого производства, реактивным самолетом Dassault Falcon 900. В октябре 2013 года Маск выкупил на аукционе за 997 тысяч долларов автомобиль-субмарину Wet Nelliе из фильма 1977 года о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил».

* High-speed rail — Калифорнийская высокоскоростная железнодорожная магистраль, находящаяся в настоящее время в процессе строительства, которая соединит Лос-Анджелес с Сан-Франциско. Заявленная скорость поездов составляет до 220 миль (350 км/ч) в час, обеспечивая поездку в один конец за 2 часа 40 минут. Строительство началось в 2015 году, а его завершение ожидается в 2029-м.

Элона Маска называют человеком-легендой и XX века. Он буквально фонтанирует идеями, которые затем успешно претворяет в жизнь. PayPal, Tesla, SpaceX, Solar Citi, Hiperloop ― его стартапы. Его имя популярно не меньше, чем имя ― иконы айтишников.

Неудивительно, что он послужил прообразом главного героя «Железного человека» ― , гения, миллиардера, плейбоя и филантропа. Во второй части фильма Элон Маск появляется в эпизодической роли, где играет самого себя ― друга Тони Старка. В 2015 г. Маск принял участие в озвучке «Симпсонов»: он также озвучил самого себя ― Элона Маска, приехавшего в Спрингфилд, чтобы модернизировать АЭС.

Гениальные идеи Элона Маска, воплощенные в жизнь, приносят ему немалый доход. В 2015 г. его собственный капитал, по версии Forbes, достиг 12,3 млрд долларов.

«Если бы мне сказали ничего не делать, а только отдыхать, я бы сошел с ума», - Элон Маск.

Когда-то он считал, что ему хватило бы тех денег, которые нужно заплатить за жилье и еду. В юности, когда он только приехал в , чтобы начать самостоятельную жизнь, он брался за разную работу и старался выжить на 1 доллар в день, при этом не заболев цингой.

Сейчас к вопросу денег он относится иначе. «Оказалось, что деньги имеют большое значение, особенно если вы ставите перед собой огромные цели», ― говорит он и большую часть вырученных от продажи своих компаний деньги вкладывает в новые стартапы.

«Я читаю книги»

Ответил Элон Маск на вопрос, откуда берутся его бесконечные идеи. С самого детства он любит и, конечно же, отдает предпочтение научной фантастике. Среди любимых ― серия фантастических романов Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». А самые любимые писатели ― А. Азимов и Дж. Толкиен.

В числе книг, которые, как он говорит, изменили его самого, «Властелин колец» Толкиена, «Эйнштейн. Его жизнь и Вселенная» и « » Уолтера Айзексона, цикл «Основание» Айзека Азимова, «Конструкции, или Почему не ломаются вещи» Дж. Гордона, «От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее» Питера Тиля, «Торговцы сомнением» Н. Орестеса и Э. Конвея, «Луна ― суровая хозяйка» Р. Ханлайна, «Последнее изобретение человечества» Джеймса Баррата.

История компании началась с того, что М. Эберхард задумал создать экономичную и экологичную машину, которая бы не нуждалась в заправке. Тем более что были ужесточены требования к автомобилям, загрязняющим воздух. Ни один производитель не мог предложить альтернативу автомобилям, ездящим на бензине.

Эберхард сумел заинтересовать проектом людей, у которых были деньги на его развитие. Одним из них был Элон Маск, который к тому же интересовался «зелеными» технологиями. Кроме него, проект проинвестировали основатели и .

В компанию никто не верил, и некоторое время ее считали убыточной. И действительно, компании довелось пережить трудные времена, когда вследствие просчетов менеджмента отпускная цена превысила заложенную в проекте. Часть офисов была закрыта, а их сотрудники уволены. Самому же Маску пришлось расстаться со своим любимцем ― спортивным автомобилем .

Трудный период переживает не только компания. Он наступил и в личной жизни Маска: он разводится с женой и матерью своих детей Джастин. (Правда, чтобы в 2010 г. жениться на британской актрисе Талуле Райли. Через 2 года они разведутся, с тем чтобы в 2013 г. опять вступить в брак. В начале 2015 г. пара снова подаст на развод, и Маск должен будет выплатить Райли 16 млн долларов «поддержки». Но развод не состоится, примирение наступит …до марта 2016-го. Как будет развиваться ситуация дальше, неизвестно. Похоже, что фильм «Привычка жениться» ― это про них.)

Но вернемся к нашим электрокарам. Благодаря мерам, принятым Элоном Маском, с 2013 г. компания стала прибыльной и оставила своих конкурентов ― Chevrole и далеко позади. Первый электрокар ― Tesla Roadster компания выпустила в 2016 г. Она производила его вплоть до 2012 г. и выпустила 2 с половиной тысячи этих моделей.

Модель Tesla Model S, которую представила компания в 2009 г., завоевала множество наград и получила широкое признание. А министерство транспорта США назвало электрокар в числе наиболее безопасных автомобилей. Его серийный выпуск начался в 2012 г.

Продажи Tesla год от года росли, объявились и новые инвесторы, поверившие в компанию. Понравилась автолюбителям и новая, усовершенствованная модель Tesla Model Х, представленная в 2012 г. В марте 2016 г. была анонсирована Tesla Model 3. Ее стоимость ― примерно 35 тыс. долларов.

Кроме автомобилей, компания занимается строительством завода, который будет производить аккумуляторы для заправки электрокаров, а на всей территории США открываются станции, где можно будет бесплатно зарядить или заменить аккумулятор.

Имя Элона Маска стало широко известным именно благодаря этому стартапу.

Solar City

Еще один проект, в котором участвует Элон Маск - энергетическая компания Solar City, которая была основана в 2006 г. его двоюродными братьями. Она занимается производством солнечных панелей и стала мировым лидером в этой области. Кроме того, ее сотрудники активно продвигают свой продукт в разные сферы жизни. Заправочные станции для электрокаров Tesla - их работа.

Маск - главный инвестор компании, он вложил в этот стартап 10 млн долларов. Он же возглавил и ее совет директоров.

Фантастический Hyperloop

Элон Маск - главный инвестор еще одного стартапа - Hyperloop, который называют транспортом будущего или калифорнийской петлей. С его помощью люди смогут за короткое время преодолевать большие расстояния. Планируется, что расстояние в 550 км между и пассажиры преодолеют за полчаса. Стоимость билета составит примерно 30 долларов.

Суть изобретения заключается в том, что по трубе с низким давлением, установленной на эстакаде, будут передвигаться транспортные капсулы с пассажирами. Вместимость одной капсулы - 28 человек.

О создании проекта Маск уведомил в 2012 г., заявив, что новый вид транспорта «будет быстрее самолета, питаться солнечной энергией и не будет попадать в катастрофы». Интересно и то, что человек не будет зависеть от расписания - капсулы будут курсировать регулярно, поэтому отправиться в путешествие можно будет в любое удобное для пассажира время.

Многие с недоверчивостью отнеслись к этому проекту, объявив его фантастическим. Но ведь и все стартапы Маска поначалу казались из области фантастики. Сам же он представил этот проект в 2013 г., подробно изложив все технические тонкости на 57 страницах.

В работах будут участвовать компании Tesla, SpaceX и SolarCity - это удешевит их стоимость, ведь зачем изобретать велосипед при наличии уже оправдавших себя технических решений.

Интернет - для всех

Еще один проект, над которым работает Маск - это создание глобальной системы спутникового Интернета. Его цель - сделать Интернет доступным для самых отдаленных уголков планеты. 700 спутников весом 113 кг каждый, которые будут выведены на орбиту, словно сеть, окутают Землю и обеспечат бесплатный доступ к глобальной сети всем желающим, в какой бы точке Земли они не находились.

Ad Astra ― К звездам

Стоит заметить, что детство Элона Маска было далеко не безоблачным, и у него были все шансы стать закомплексованным неудачником. Причиной тому ― сложные отношения со сверстниками, которые почему-то выбрали его «мальчиком для битья». Однажды его побили так, что он на неделю угодил в больницу. Школьные годы, когда за ним гонялись банды подростков, чтобы избить, он вспоминает с содроганием. Дома же все было не менее ужасно до тех пор, пока родители не расстались. Его «спасли» книги, уносившие его из реального мира в мир фантастики.

Сейчас Элон Маск вспоминает, что его период взросления был очень трудным. Наверно, это одна из причин, почему он отдал своих пятерых сыновей от первого брака в школу, которую создал сам. Это небольшая школа ―включая детей Маска, в момент создания в ней было всего 14 человек. Называется она Ad Astra, и в ней применяется принципиально новый подход к обучению: нет деления на классы, учитываются личные интересы каждого ребенка, отдается предпочтение практическим занятием. Элон говорит, что дети ходят в нее с удовольствием, а во время каникул не могут дождаться, когда начнутся занятия. Пока школа открыта как экспериментальная.

«Мне не нужно работать с точки зрения стандартной жизни, ― говорит Элон Маск, ― но я работаю. Я работаю каждый день без выходных, и я несколько лет ».

Приветствую! История успеха Илона Маска напоминает сценарий голливудского фильма. Он участвовал в раскрутке популярной платежной системы PayPal, предложил первый электромобиль для массового потребителя Tesla, основал частную космическую компанию SpaceX и всерьез верит в то, что скоро человечество колонизирует Марс.

Список достижений удивительного человека можно продолжать бесконечно. Его называют новым Стивом Джобсом и современным Леонардо да Винчи. Именно он стал прототипом главного героя фильма «Железный человек». В 2016 году журнал Форбс оценил его состояние в $10,7 млрд.

Встречайте! Сегодняшний герой поста – Элон Маск: биография, достижения, секреты успеха и… разоблачения.

Илон Рив Маск (полное имя миллиардера) – пример фантастического взлета на вершину практически с нуля. Будущий миллиардер и «икона новых технологий» родился в Южно-Африканской Республике.

Мать-канадка трудилась диетологом, британец-отец южноафриканского происхождения – инженером. В школе Илон Маск был изгоем-«ботаником».

Однажды его даже забрали в больницу после того, как подростки столкнули его с лестницы и избивали до потери сознания.

Вместо шумных вечеринок Илон изучал компьютерное программирование. В 12 лет он за $500 продал собственный код для видеоигры под названием Blastar.

После окончания школы в ЮАР 17-летний Элон решил эмигрировать в США. Напрямую сделать это было сложно. Поэтому в 1984 году Маск переезжает к родственникам матери в Канаду, где почти год едва сводит концы с концами, хватаясь за любую работу. Зато в итоге у Элона появляется канадское гражданство.

Через несколько лет он, как и хотел, переезжает в США, выиграв стипендию на учебу в университете Пенсильвании. Там Илон Маск и получил высшее образование: в области физики и в области бизнеса (степень бакалавра).

В молодости его кумирами были Никола Тесла и Томас Эдисон.

Завершив учебу в университете, Илон Маск выбрал три интересные для себя области. Причем, по мелочам он решил не размениваться. Маск сосредоточил внимание на Интернете (тогда он только появился), космосе и альтернативных источниках энергии.

Достижения Илона Маска

Читая биографию Илона Маска, понимаешь, почему его называют современным Леонардо да Винчи. За пару десятков лет он занимался (и добился впечатляющих результатов!) абсолютно разными и, мягко говоря, масштабными проектами.

Программное обеспечение

В 1996 году на пару с братом Кимбалом Маск основал компанию по разработке программного обеспечения для новостных компаний. Проект назвали Zip2. Братья разработали и продали «интернет-гид» таким крупным изданиям как Chicago Tribune и The New York Times.

Всего через три года бренд Compaq выкупил стартап за $308 млн. А Илон Маск стал богаче на $22 млн.
PayPal и X.com

Сразу же после продажи Zip2 Маск стал одним из учредителей компании X.com (финансовые онлайн-услуги). Через год X.com объединился с Confinity (которая управляла системой PayPal). Изначально Маск планировал слить вместе PayPal и X.com. Но слияния так и не произошло.

X.com был преобразован в поддомен PayPal, а затем полностью исчез как бренд. Зато вирусная компания от Маска обеспечила взрывной рост популярной сегодня платежной системы.

Осенью 2002 года PayPal была продана на eBay за $1,5 млрд. Из них целое состояние ($165 млн.) получил Маск (ему принадлежало 11,7% акций компании).

SpaceX

SpaceX стала третьей компанией, основанной Илоном Маском. Space Exploration Technologies «родилась» в 2002 году. Причем, Маск выступил одновременно и генеральным, и техническим директором.

Для тех, кто не в курсе: SpaceX разрабатывает и производит космические ракеты-носители. Первыми «детками» компании стали Falcon 1 и Falcon 9, а первым космическим кораблем – Dragon.

В 2008 году (в самый разгар кризиса, между прочим) новая компания Илона Маска получила крупный контракт на $1,6 млрд. от NASA. Falcon 9 и Dragon должны были заменить собой шаттл, который «списали» в 2011 году. К слову, ракета Falcon 1 стала первым космическим средством на жидком топливе, доставившем спутник на орбиту Земли. Первым, профинансированным из частных источников.

Илон Маск ставит перед собой более чем амбициозную цель: снизить стоимость полетов в космос в 10 раз. В компанию SpaceX сумасшедший бизнесмен вложил $100 млн. личных средств.

Он уверен, что зона человеческого влияния должна обязательно расширяться на соседние планеты. Это позволит снизить угрозу уничтожения человека как биологического вида. Илон Маск всерьез изучает возможность поселения людей на Марсе в течение 10-20 ближайших лет.

Tesla Motors

Маск и Страубел случайно встретились в 2003 году. В ходе встречи Маск узнал о концепте электрического спортивного автомобиля. Он тут же попытался убедить руководство AC Propulsion подумать над форматом коммерческого авто «на электричестве». Но предложение было встречено прохладно…

Тогда Маск вместе с Джей-Би Страубелом, Яном Райтом, Марком Тарпеннингом и Мартином Эберхардом решили создать легендарную (в будущем, конечно) компанию Тесла. Причем, именно Маск обеспечил большую часть финансирования проекта на начальном этапе.

В 2008 году Илон взял на себя обязанности генерального директора и главного дизайнера.

Первый спортивный автомобиль Tesla Roadster разошелся «тиражом» 2500 штук в 31 стране мира. В 2014 году компания Илона Маска выпустила Tesla Model S P85D – самый быстрый электрокар в мире. Авто разгоняется до 100 км/ч всего за 3,2 секунды. Без подзарядки Tesla Model S P85D может проехать 440 км.

В своих интервью Илон Маск часто говорит о том, что в ближайшие 30 лет большая часть автомобилей в США будут ездить на электричестве.

В 2016-м Маск анонсировал новый секретный план. А в марте 2017-го компания Тесла выиграла тендер на создание гигантского хранилища энергии. Илон Маск поспорил, что если не построит в Австралии аккумуляторную станцию за 100 дней, то штат получит ее бесплатно.

Спор с губернатором штата Южная Австралия он в итоге выиграл. Огромный литий-ионный аккумулятор Tesla Powerpack заряжается от возобновляемых источников энергии и поставляет электричество потребителям штата в часы «пиковой» нагрузки.

SolarCity

Начальная концепция SolarCity (крупнейший поставщик солнечных энергосистем в США) опять-таки принадлежит вездесущему Илону Маску. В дальнейшем концепцию «доводили до ума» его двоюродные братья: Питер и Линдон Райв.

Что заставило Илона Маска вложить личные средства в очередной безумный проект? Девиз «Никогда не сдамся». И желание помочь человечеству решить проблему с глобальным потеплением.

Компания SolarCity разрабатывает и выпускает фотоэлектрические установки для установки на крышах жилых домов.

Установки полностью обеспечивают «крышуемые» ими дома электроэнергией. Понятно, что для окружающей среды – это как «бальзам на душу».

Скоро «экологичный» товар нашел своего покупателя. Фотоэлектрические установки от SolarCity обеспечивают электроэнергией компанию British Motors, а также офис и сервера eBay.

Чем еще занимается компания кроме создания солнечных батарей? Например, выпускает «энергосберегающее» программное обеспечение. Программа позволяет использовать электроэнергию в жилых домах более рационально. В итоге уменьшаются нагрузки на сети, а потребители экономят на счетах за электричество.

Ну, и конечно, SolarCity производит сеть зарядных станций для электромобилей Tesla Motors.

Hyperloop

«Гиперпетля» — очередной сумасшедший проект Илона Маска. По его задумке Hyperloop должен стать пятым видом транспорта после авто, поезда, самолета и корабля.

Идею скоростной доставки грузов и пассажиров Илон Маск предложил еще в 2012—2013 годах. Позиционировалась идея как альтернатива проекту скоростной железнодорожной магистрали между Сан-Франциско и Лос-Анжелесом.

«Гиперпетля» задумывалась как надземный трубопровод на опорах. Опорные пилоны из железобетона будут установлены на высоте 30, 15 или 6 метров (зависит от ландшафта местности).

Одиночные капсулы длиной до 30 метров с пассажирами и грузом будут перемещаться внутри трубы со скоростью от 480 до 1200 км/ч. По задумке разработчиков, капсулы должны «отправляться» с интервалом в 30 секунд.

За основу проекта Илон Маск взял принцип работы вакуумного поезда. Разработчики решили отказаться от создания полного вакуума в трубе (слишком дорого и сложно технически). Остановились на форвакууме (разреженный воздух). Капсула будет приводиться в движение электродвигателем, а питаться от солнечной энергии.

Для реализации проекта была создана компания Hyperloop One (до 2016-го года у нее было другое название). Трассы Hyperloop планируют строить между крупными городами в США, Великобритании, Канаде, Мексике и даже Индии.

Стоимость поездки в сверхскоростном поезде «Гиперпетли» составит около $1 за 10-12 км.

Будет ли Hyperloop работать? Скептики уверены, что нет. А оптимисты внимательно следят за свежими фото в Инстаграм Маска, новостями «с полей» и… инвестируют в очередной безумный проект «железного человека».

Мошенник и аферист?

Введите в Google запрос «Илон Маск мошенник» и будете вознаграждены сотней ссылок на громкие разоблачения. Авторы статей утверждают, что все проекты Маска, в лучшем случае, заканчивались ничем.

Кто такой на самом деле Илон Маск? По мнению некоторых – всего-навсего харизматичный аферист с большим размахом и безумными амбициями.

Возьмем, к примеру, создание компании PayPal. По версии разоблачителей, платежная система – вовсе не его изобретение. На самом деле в 1999 году еврей Илон Маск создал онлайн-банкинг X.com, вложив в него личные деньги. Через год произошло слияние X.com с основным конкурентом – Confinity. Маск тут же начал серьезно конфликтовать с СЕО Confinity: Питером Тилем и Максом Левчиным.

Их совместные продукты в виде платежных систем работали через пень колоду. Банки шантажировали штрафами, компании грозило разорение. И только когда совет директоров сместил Илона Маска с должности управляющего, PayPal удалось довести до ума.

По мнению критиков, заслуга Илона Маска лишь в том, что на переговорах с покупателями на eBay он сумел поднять цену компании до $1,5 млрд.

Не так однозначно обстояли дела и с проектом SpaceX. На старте Маск, действительно, вложил в свое детище около $100 млн.

Но «душой» и разработчиком проекта был вовсе не он, а инженер Том Мюллер. Создание ракеты Falcon 1 отставало от графика на несколько лет. Три запуска подряд закончились громким пшиком. Проект оказался на грани банкротства.

И вдруг ни с того, ни с сего SpaceX получает крупный контракт от НАСА. Проект тут же делает сумасшедший скачок вперед. Кто-то утверждает, что компания SpaceX – занавес, за которым «прячутся» военные круги США. Под видом частного проекта они занимаются разработкой тех или иных технологий.

В пух и прах в Сети разносят все, за что принято хвалить Илона Маска: его электромобили, планы по колонизации Марса, проект Hyperloop и…все остальное.

Я не буду комментировать посты формата «Илон Маск – обманщик и аферист». Лучше процитирую ехидную запись в Твиттер «Фальсификатор и мошенник Илон Маск снова запустил Falcon. Ультрасовременный батут Рогозина по-прежнему не готов к эксплуатации».

Секреты успеха от Илона Маска

Журналисты любят приводить цитату Илона Маска о том, что в течение 15 лет он работал по 100 часов в неделю. Как ему удалось не сойти с ума, работая на пределе человеческих возможностей?

Объединяйте дела

Илон Маск предпочитает делать несколько дел одновременно (как Юлий Цезарь). Он считает, что многие операции прекрасно сочетаются между собой. Как сыр и вино.

Разговариваете по телефону? Смахните заодно пыль с рабочего стола или заварите чай. Ищете нужный файл в компьютере? Удаляйте «по пути» ненужные папки и документы. Книги можно читать в дороге или слушать в аудиоформате во время пробежки.

Кстати, сам Илон Маск проверяет почту, когда общается с собственными детьми!

Консультируйтесь у экспертов

«Хвалебные речи» только сбивают с толку. Обращайте основное внимание на критику со стороны экспертов! Критика больно бьет по самолюбию, зато заставляет постоянно развиваться и становиться лучше.

Планирование

День Илона Маска распланирован практически поминутно. Привычный утренний просмотр ленты в Фейсбук он советует заменить составлением подробного плана на день.

Старший помощник Маска вносит в его ежедневник все. Вплоть до «пятиминуток» свободного времени. К сожалению, такой сумасшедший темп не оставляет времени на личную жизнь и другие приятные вещи. Последний роман Илона Маска с актрисой Эмбер Херд завершился из-за постоянной занятости обоих.

Но никто и не требует от Вас работать по 100 часов в неделю. Просто не забывайте использовать приемы тайм-менеджмента. Без них добиться успеха в XXI веке нереально.

Умение рисковать

На пути к успеху Илон Маск не раз рисковал по-крупному. Например, когда любимое детище Tesla было практически обречено, он вложил в «реабилитацию» почти все оставшиеся деньги. Прибыль от выпуска модели Model-S с лихвой окупила эти «безумные» вложения.

Пять рецептов успеха от Илона Маска

  1. Постоянно улучшайте свой продукт или услугу. В первую очередь, инвестируйте в исследования и усовершенствования, а не в рекламу.
  2. Работайте все время, когда нужно работать. «Пожиратели времени» делают успешными и богатыми только их создателей.
  3. Нанимайте только тех сотрудников, которые безумно любят свое дело.
  4. Забудьте о трендах.
  5. Чем Вы моложе, тем больший уровень риска можете себе позволить.

А как Вы относитесь к Илону Маску?

Канадско-американский изобретатель, инженер, предприниматель и инвестор Элон Маск является не только реальным образом Тони Старка из фильма «Железный человек». Этот гениальный изобретатель и руководитель сумел приблизить фантастическое будущее и ускорить путь к нему.

Краткая биография Элона Маска

Элон Маск (полное имя – Элон (Илон) Ривз Маск ) родился 28 июня 1971 года в Претории, Южная Африка. Его отец – Эррол Маск , африканский инженер и предприниматель. Его мать – Мэй Халдман , популярный кандаский диетолог.

Юный программист

В возрасте десяти лет Элон получил в подарок свой первый компьютер и научился на нём программировать. В возрасте 12 лет он продал за 500 долларов свою первую программу - видеоигру под названием Blast Star , в которой игрок обстреливал ряды инопланетян из лазерной пушки.

Переезд в Канаду

После окончания школы в ЮАР Элон Маск решает уехать в Канаду, вопреки мнению родителей. Деньги для самостоятельной жизни на первое время у него были – он уже в то время успешно инвестировал в фармацевтику .

Элон поселился в Канаде у родственников своей матери в 1989 году . Получив канадское гражданство, Элон Маск отправляется в Монреаль, где на первых порах, соглашается на любую работу и почти год балансирует на грани нищеты.

Переезд в США

В 1992 году Илон Ривз Маск наконец-то осуществляет свою мечту и перебирается в США, получив стипендию на обучение в университете Пенсильвании. На следующий год он получил степень бакалавра в области бизнеса , но решил задержаться в университете еще на один год для получения степени бакалавра в области физики .

Главный вопрос

У каждого человека в жизни возникает ряд вопросов о своем предназначении и будущем всего человечества. Таким же вопросом задавался и Элон Маск. И в итоге решил, что на будущее человечества повлияют:

…интернет, переход на возобновляемые источники энергии
и переселение людей на другие планеты…

Он решил попытаться внести свой вклад в каждое из этих направлений. Но сначала ему нужны были деньги.

Успех Zip2

В 1995 году Маск со своим братом основал компанию Zip2 , которая специализировалась на программном обеспечении для новостных компаний. В 1999 году Zip2 была приобретена Compaq за 308 млн. долларов. Элон получил 7 % от суммы продажи – 22 миллиона долларов .

На момент создания компании происходило бурное развитие глобальной паутины, однако по-настоящему заработать в интернете еще никому не удавалось. Zip2 сделала это в числе самых первых.

X.com и PayPal

После продажи первой компании Элон Маск решает освоить электронные платежи и создает свой стартап X. com . В марте 2000 года X.com на паритетных началах сливается с компанией-конкурентом Confinity Питера Тиля и Макса Левчина.

Это слияние в последующем приводит к появлению ныне известной платежной системы – PayPal . В 2002 году популярный сервис покупает интернет-аукцион eBay за 1,5 миллиарда долларов . Элон получил с этой сделки 180 млн. долларов.

Инвестиции и управление в Tesla Motors

В 2004 году Элон, имеющий наличность после продажи PayPal, инвестирует 70 миллионов долларов в проект Tesla Motors . Данная компания привлекла его внимание тем, что разрабатывала электромобили. Альтернативные источники энергии – это было в духе принципов Маска.

Главным драйвером финансовых успехов Tesla стал люксовый седан Model S с зарядом батарей на 426 км, ярким дизайном и уникальными скоростными характеристиками (разгон до 96 км/ч за 3,9 с). Модель была запущена в серийное производство по цене от $69900 и удостоилась высокой оценки в рейтинге Consumer Reports.

Основание SpaceX

Амбициозный предприниматель и изобретатель еще на стыке тысячелетий задумался о создании летательного корабля, который можно было бы многократно использовать для путешествий людей в космос, на другие планеты .

В тот момент, когда финансовое состояние Элона Маска увеличилось, он решил начать воплощать эту мечту. Его детищем в этой области стала компания SpaceX (полное название — Space Exploration Technologies Company). Компания была основана в 2002 году.

В проект он вложил более $100 млн. Стоимость предложений на рынке - от $15 млн. за ракету в России до $65 млн. в США - предприниматель счел кратно завышенной. Именно поэтому он решил построить свой космический аппарат.

Первые успехи SpaceX

Несмотря на все трудности и неудачи, SpaceX удалось создать два типа потенциально многоразовых ракет-носителей: Falcon 1 и Falcon 9 , а также многоразовый космический корабль Dragon .

Контракт с NASA

В декабре 2008 года NASA подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд долларов США на 12 запусков носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.

Экспедиция на Марс

Для Элона Маска все нынешние достижения SpaceX - лишь подготовка к осуществлению главной мечты - экспедиции на Марс . До конца своей жизни миллиардер хочет стать пионером-колонизатором «красной» планеты. Для этого в рамках SpaceX ведутся разработки проекта Mars Colonial Transporter (MCP).

Инженеры Маска трудятся над инновационными ракетными двигателями и космическими кораблями для доставки людей с Земли на Марс. Амбициозный предприниматель заявил, что осуществит свою экспедицию в 2020-25 годах .

На базе Falcon планируется создать ракету Grasshoper, умеющую приземляться вертикально, а второе поколение Dragon технически уже способно добираться до Марса, уверяет Маск.

На примере Элона Маска можно проследить путь человека, воплотившего детские мечты , ведь многие люди в детстве хотели полететь в космос, и в скором времени это можно будет осуществить.

Бизнес пришел в космонавтику, а от этого выиграют очень многие, ведь космический туризм в скором времени станет реальностью, в том числе и благодаря Элону Маску.

  • Zip2 и PayPal
  • Tesla Motors
  • SolarCity
  • SpaceX
  • Hyperloop

Компьютерная отрасль дала путевку в жизнь десяткам харизматичных личностей, сумевших создать нечто революционное и заработать на этом невероятное количество денег. Если бы существовал рейтинг таких людей, то первый номер принадлежал бы Биллу Гейтсу , второй - Стиву Джобсу . А вот третьего места, несмотря на большое количество претендентов, больше всего заслуживает малоизвестный в наших широтах предприниматель-миллиардер Элон Маск. Почему? Потому что деньги, заработанные на компьютерных технологиях, он вложил в проекты, способные изменить наш мир сильнее, чем его изменили майкрософты с айфонами вместе взятые.

Forbes оценивает состояние Маска в $2,4 миллиарда. Маск не только бизнесмен, но и инженер: он лично участвует в проектировании дизайна электромобилей и космических кораблей. В свободное от работы время он ездит на дорогих машинах, женится на сексуальных британских актрисах и становится прототипом для героя Роберта Дауни-младшего в «Железном человеке». По всем параметрам Маск скорее напоминает персонажа комиксов, нежели реального человека.

Тем не менее за медийным образом супергероя скрывается один из самых успешных серийных бизнесменов мира. Маск стал вторым предпринимателем в истории Кремниевой долины, которому удалось основать три компании стоимостью больше $1 млрд. – PayPal, SpaceX и Tesla (первым был Джим Кларк). Более того, в эпоху, когда «лучшие умы человечества придумывают, как заставить людей кликать на рекламу», Маск посвятил себя космосу и альтернативной энергетике. Он играет по каким-то другим правилам и делает это крайне успешно. Как у него это получается?

История Успеха, Биография Элона Маска

Элон Маск родился 28 июня 1971 года в Южной Африке. Его семья была смешанной. Отец, южноафриканец, был инженером. А мать, канадка, – диетологом. Детство Маска прошло в Южной Африке. В возрасте 10 лет у него появился первый компьютер. Элон сразу проявил интерес к программированию, которому обучался самостоятельно. В возрасте 12 лет он заработал $500, продав игру Blastar (шутер в духе Space Invaders), которую он сам спрограммировал.

Биографии выдающихся лиц, как правило, содержат эпизоды, в которых герой говорит себе: «Да, я это сделаю», что позже приводит его к ошеломительному успеху. В биографии Элона Маска таких эпизодов было как минимум два. Первое решение Маск принял еще в 17 лет. После окончания школы в Претории, он решил оставить дом и без поддержки родителей, эмигрировать из ЮАР в США. Но сразу в США Элон не попал.

В 1989 году он перебрался в Канаду, к родственникам его матери. Получив гражданство, Элон Маск отправляется в Монреаль, где на первых порах, соглашается на любую работу и почти год балансирует на грани нищеты. Вскоре он поступает в Королевский университет в Онтарио, где знакомится с будущей матерью пятерых своих сыновей (двойняшек и тройняшек) Жюстин. Там он проучился два года, после чего его мечта сбылась – в 1992 году Маск отправился в США.

В Америку он переехал, получив стипендию на обучение в университете Пенсильвании. На следующий год он получил степень бакалавра в области бизнеса, но решил задержаться в университете еще на один год для получения степени бакалавра в области физики.

Когда у Элона Маска началась подростковая депрессия, он начал активно поглощать философскую и религиозную литературу. Но самые ценные уроки, по его словам, он в итоге вынес из книги Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». «Она научила меня, что самое сложное – это придумать правильные вопросы. Как только тебе это удалось, все остальное получается очень просто» , – рассказывает Маск журналу Businessweek. На эти размышления его навел эпизод, в котором гигантский суперкомпьютер после нескольких миллионов лет размышлений отвечает на «главный вопрос Жизни, Вселенной и Всего Остального» бессмысленным числом 42.

«Я пришел к выводу, что мы должны стремиться расширять пределы человеческого сознания, чтобы научиться задавать правильные вопросы» , – говорит Маск. Свой вопрос он придумал уже давно: «Когда я учился в колледже, я постоянно размышлял о том, что больше всего в будущем повлияет на судьбу человечества?» Маск решил, что это будут интернет, переход на возобновляемые источники энергии и переселение людей на другие планеты. Он решил попытаться внести свой вклад в каждое из этих направлений. Но сначала ему нужны были деньги.

Zip2 и PayPal

Второе, самое важное и судьбоносное решение в своей жизни Элон Маск принял летом 1995 года. Он как раз закончил обучение в университете Пенсильвании и поступил в аспирантуру Стенфордского университета для продолжения обучения в области прикладной физики и материаловедения. Однако всего через два дня бросил науку и вместо разработки конденсаторов вместе с братом Кимбалом, находясь в столице Кремниевой долины Пало-Альто, создал свою первую компьютерную компанию Zip2.

«Я работал с утра до ночи. Жил в том же складе, где снимал офис, а принимать душ ходил в раздевалки местного стадиона. Зато я сэкономил на аренде квартиры, и в первые два самых трудных года удержал компанию на плаву.»

На тот момент интернет переживал период бурного развития, однако еще никому не удавалось заработать тут серьезные деньги. Компания Маска смогла это сделать одной из первых: она создала платформу, с помощью которой газеты (в том числе и такие авторитетные, как New York Times) могли предлагать своим клиентам дополнительные коммерческие сервисы.

Через четыре года, в 1999-м, крупнейший в те годы поисковик AltaVista купил Zip2 за $307 млн. наличными и $34 млн. ценными бумагами. Эта сделка установила рекорд по продаже компании «за кеш». Часть вырученных денег ($20 млн.) Маск тут же спустил на люксовые покупки - спорткара McLaren F1 и частного самолета.

Маск начинает осваивать набирающие популярность электронные платежи, а его новым бизнесом на рубеже веков становится стартап X.com. В марте 2000 года X.com на паритетных началах сливается с компанией-конкурентом Confinity Питера Тиля и Макса Левчина, офис которой находится на той же улице в Пало-Альто. Так на свет появляется одна из ведущих платежных систем современности - PayPal. Это сейчас есть огромный выбор для оплаты в интернете, а тогда это была альтернатива оплате банковской картой.

Между командами двух стартапов поначалу возникают разногласия по стратегии и менеджменту, но на динамике развития компании это никак не сказывается. Маск участвует в разработке новой бизнес-модели, проводит удачную вирусную маркетинговую кампанию, аудитория сервиса стремительно растет, и в 2002 году все завершается логичной покупкой системы интернет-аукционом eBay за $1,5 млрд. Так у Элона Маска появилось достаточно средств (основатель X.com получил за свою долю $180 млн.) для других своих увлечений - космонавтики и альтернативных источников энергии. Можно сказать, что на этом он распрощался с интернетом!

«Я не хочу быть дедушкой, который не умеет проверять свою электронную почту. Но я вряд ли в будущем сделаю новый интернет-бизнес. Мне кажется, что мне следует направить свои усилия на создание вещей, которые позитивно могут сказаться на будущем человечества.»

Tesla Motors

Tesla Motors в 2003 году придумали инженеры-предприниматели Мартин Эберхард и Марк Тэппенинг. Компания с самого начала позиционировала себя как первого серийного производителя электромобилей, ее основатели мечтали избавить потребителей от привязки к сырьевой конъюнктуре - миссия вполне в духе Маска.

Разбогатевший на продаже PayPal бизнесмен появился в проекте в феврале 2004 года, возглавив раунд инвестиций в стартап с личным вкладом $70 млн. Он стал председателем совета директоров и на первых порах не брал на себя оперативного руководства компанией. Маск участвовал в проектировании дебютной модели спорткара Roadster, созданной на базе британского Lotus: лоббировал применение в конструкции кузова композитных материалов, разрабатывал модуль батарей и даже детали дизайна вроде передних фар. К 2006 году проект получил хорошую прессу, Маск стал лауреатом престижной экологической премии Global Green (награду ему вручал лично Михаил Горбачев), а в пул инвесторов Tesla вошли «отцы Google» Ларри Пейдж и Сергей Брин . Совокупная сумма привлеченных в проект средств перевалила за $100 млн.

Однако в 2007 году, когда был запланирован запуск конвейерного производства Roadster, в жизни Маска началась черная полоса. Просчеты менеджмента привели к тому, что отпускная стоимость электрокара оказалась практически вдвое выше изначально заложенной в проект - $92000. К тому же гендиректор компании Мартин Эберхард допустил стратегический просчет: его концепция трансмиссии для Tesla Roadster оказалась неэффективной, и выпуск машины пришлось отложить более чем на год.

В кризисной ситуации Элон Маска проявил необходимые на тот момент менеджерские качества: способность безжалостно выбрасывать за борт всех, кто по каким-то причинам мешает проекту. Маск без малейших сантиментов уволил Эберхарда и еще нескольких «отцов-основателей», а спустя какое-то время после этой зачистки сам стал у руля компании. Эберхард подал на него в суд, но дело было улажено во внесудебном порядке, причем настолько эффективно, что практически никакие подробности конфликта не просочились на публику.

На пороге кризиса Элон Маска продолжил энергично «резать косты»: сокращать сотрудников, требовать снижения цен от поставщиков, закрывать офисы и т.д. В итоге Roadster увидел свет в 2008 году с незначительным - менее чем на $20000 - повышением цены в чеке.

В самый сложный момент (параллельно бизнесмен начал громкий бракоразводный процесс с супругой Жюстин, которая не скупилась на критику в адрес отца пятерых своих сыновей в интервью СМИ и личном блоге - за недостаток внимания и домашнюю тиранию) Маск вложил в Tesla последние накопления в $20 млн. (он выручил средства на поглощении корпорацией Dell за $120 млн. разработчика софта Everdream, акционером которого являлся Маск), продал ради спасения проекта любимый McLaren F1 и все-таки уберег автопроизводителя от банкротства. Он даже давал заказчикам личные гарантии возврата средств в случае провала инициативы.

Вскоре дела пошли на лад, что особенно впечатляло на фоне стагнирующего традиционного автопрома. $50 млн. в Tesla инвестировал немецкий концерн Daimler, Минэнерго США санкционировало включение проекта в пул инновационных транспортных компаний - получателей льготного процентного займа. Tesla от государства перепало почти полмиллиарда долларов. Впоследствии скептики критиковали власти за решение поддержать компанию Маска, продукция которой до сих пор ориентирована исключительно на состоятельных покупателей.

Слово «электромобиль», зачастую вызывает ассоциации с чем-то медленным и неповоротливым, но в случае с Tesla Motors это не так. Ее машины быстры и похожи по внешнему виду на роскошные спорткары. Впрочем, в планах есть и создание более простых моделей. Специалисты Tesla Motors сотрудничают с компаниями Daimler и Toyota. Так называемые «гибриды», автомобили этих компаний, оборудованные как электромотором, так и двигателем внутреннего сгорания, используют технологии компании Элона Маска. В 2007 году вице-председатель General Motors Боб Лутц назвал Tesla главной причиной решения автогиганта начать разработку электромобиля Chevy Volt: «Если какой-то стартап из Кремниевой долины смог решить это уравнение, то никто больше не смеет мне говорить, что оно нерешаемо» .

«Tesla Motors названа в честь Николы Теслы, поскольку мы используем некоторые его изобретения. Этот парень совершенно точно достоин большего признания обществом. Однако, если честно, мне всегда больше нравился Томас Эдисон, потому что в отличие от Теслы он смог вывести свои изобретения на массовый рынок и сделать их доступными для всего человечества. Тесла в этом провалился.»

В 2010 году Tesla проводит первое с 1956 года автомобильное IPO в США, когда на биржу вышел Ford. Компания, несмотря на десятилетие убыточной работы, размещается на NASDAQ по верхней планке диапазона в $17 за акцию и привлекает более $225 млн. Лучшего времени для IPO, действительно, было не найти. Нефтяное пятно, которое по вине компании BP покрывает внушительную часть Мексиканского залива, продолжает расти, и поднять в это время вопрос о переходе на новые виды топлива кажется более чем логичным. Сегодня одна бумага Tesla стоит $147, а капитализация автопроизводителя приближается к $18 млрд.

Главным драйвером финансовых успехов Tesla стал люксовый седан Model S с зарядом батарей на 426 км, ярким дизайном и уникальными скоростными характеристиками (разгон до 96 км/ч за 3,9 с). Модель была запущена в серийное производство летом прошлого года по цене от $69900 и удостоилась оценки в 99 из 100 баллов в рейтинге Consumer Reports.

На презентации Model S Маск безапелляционно заявил, что через двадцать лет больше половины произведенных автомобилей будут полностью электрическими: «Я уверен, что так и будет. Готов поставить на это деньги» . Желающих заключить подобное пари найдется достаточно. Даже по самым оптимистичным подсчетам аналитиков, прогноз Маска никак не может сбыться. Но основателя и CEO Tesla это вряд ли смущает: приукрашивая реальность, он ее меняет.

Дело в том, что, по мнению Маска, мир стал слишком зависим от нефти. Эта зависимость привела к изменению климата и перманентной геополитической напряженности. Отказ от двигателей внутреннего сгорания в пользу электричества сможет изменить ситуацию. Поэтому для него Tesla Motors не просто бизнес.

Подогревать интерес к проекту Маск продолжил, устроив медиасражение с обозревателем The New York Times Джоном Бродером из-за критического тест-драйва Model S. Надо сказать, что все эти рекламные трюки принесли свои плоды. Так, за первое полугодие 2013 года электрокар продан в количестве 10500 экземпляров, и предложение до сих пор не поспевает за спросом.

На подходе - выпуск кроссовера Model X и бурное развитие сети станций подзарядки Supercharger. Tesla планирует покрыть «розетками» транспортные артерии с высоким трафиком по всей территории США, а в 2014 году начать и зарубежную экспансию.

SolarCity

Провайдер технологий SolarCity по формальным критериям не совсем проект Маска. В этот стартап он в 2003 году инвестировал $10 млн., вырученных от продажи PayPal. Основателями проекта являются кузены бизнесмена Линдон и Питер Райвы.

SolarCity устанавливает модульные частные солнечные электростанции мощностью в несколько киловатт - идеальное решение для домохозяйств и некрупных организаций. При этом компания не продает продукт, а отдает его клиентам в долгосрочный лизинг с горизонтом 20 лет. Покупатель платит не за саму станцию, а исключительно за энергию, которую та вырабатывает. Сделки финансируют сторонние кредиторы (к примеру, Google), которые за поддержку «зеленой» экономики получают налоговые льготы.

В мае-июне 2008 года были созданы фотоэлектрические установки для обеспечения электроэнергией серверов и офиса eBay, а также для компании British Motors. Также в 2008 году компания начала выпускать программное обеспечение, которое способствует более рациональному использованию электроэнергии в жилых домах, благодаря этому конечные потребители стали меньше платить за электроэнергию, а нагрузки на сети уменьшились.

Концепция SolarCity экономична, экологична и абсолютно совпадает с принципами Маска. Компания, в частности, строит батареи для станций подзарядки электрокаров Tesla. Проект уже состоит из нескольких десятков сервисных центров в США и пользуется ажиотажных спросом у энергопотребителей: в очередь за домашними солнечными станциями люди записываются за несколько месяцев.

Впрочем, лидерство в отрасли не спасает SolarCity от критики: солнечная электроэнергетика никогда не превратится в эффективную бизнес-модель, а в сегменте слишком высокая конкуренция, чтобы удерживать приемлемый потолок цен, рассуждают скептики. Тем не менее, с момента IPO в декабре 2012 года стоимость акций SolarCity подскочила с $8 до $38, а на майском пике достигала $52.

Маск остается основным акционером компании, капитализация которой приближается к $3 млрд. Именно его уверенность в перспективах проекта аналитики называют главным фактором феноменального рыночного успеха компании, до сих пор работающей в убыток ($23,9 млн. во втором квартале 2013 года). Если основатель SpaceX и Tesla делает ставку на технологию, значит у той есть действительно хорошие шансы, чтобы выстрелить, - такое явление на Уолл-стрит уже окрестили «эффектом Маска».

SpaceX

Элон Маск задумался о создании ракетостроительной компании еще на рубеже веков. Им завладела амбициозная мысль создать платформу для многократных путешествий человека на другие планеты. Ближайшей точкой должен стать Марс, решил изобретатель.

«Я был очарован перспективой колонизации Марса и стал учредителем проекта Mars Oasis. Цель – создать на этой планете автоматизированные парники, которые в перспективе могли бы стать инкубатором для самоподдерживающийся экосистемы. И все было хорошо, если бы не огромная цена доставки парников на Марс. Я даже попытался купить ракеты в России и провел переговоры с русскими чиновниками, но друзья объяснили: эта сделка попахивает таким криминалом, что в глазах спецслужб я рискую превратиться во второго бен Ладена. И я подумал: стоп, а почему бы мне не создать свою ракету?»

Как только позволили обстоятельства (eBay купил PayPal), бизнесмен в 2002 году основал Space Exploration Technologies Company, или просто SpaceX. В проект он вложил более $100 млн. Стоимость предложений на рынке - от $15 млн. за ракету в России до $65 млн. в США - предприниматель счел кратно завышенной.

По его подсчетам выходило, что совокупно все детали, необходимые для строительства космического носителя, стоили всего 2% от цены запуска в Штатах. Это возмутило Маска. Корень проблемы он видел в бюрократизации космической отрасли, низкой конкурентоспособности крупных корпораций и их лоббистских усилиях по недопущению на рынок новых игроков.

Маск был уверен, что издержки создания и запуска ракет можно сократить в десять раз. Но вначале ему потребовалось переформулировать цель космических полетов. Главной миссией SpaceX, уверяет Маск, является не доставка астронавтов и грузов на орбиту, а колонизация других планет. Если ты хочешь переселить часть человечества с Земли на какой-нибудь спутник Юпитера, ты, черт возьми, должен придумать способ, как сделать это экономно.

SpaceX начинает проектировать ракету Falcon 1. На разработку уходят четыре года и сотни миллионов долларов частных инвестиций (одним из первых проект Маска поддержал его бывший деловой партнер Питер Тиль, а Маск сохранил за собой две трети долей SpaceX). В итоге ракета и три вида жидкостных двигателей - Merlin, Kestrel и Draco - были созданы «с нуля» без всякого вмешательства государства. В 2006 году на SpaceX обратили внимание в NASA. Агентство сначала заключило с компанией несколько контрактов на тестовые пуски Falcon 1.

«Моя цель – создать не просто ракету, а надежную ракету и по доступной цене. Меня много раз предупреждали: если снижать затраты, то тем самым уменьшается и надежность. На мой взгляд, это в корне неверно. Вот спортивная «феррари» – это очень дорогой автомобиль, но скорее всего «феррари» сломается на первой же грунтовой дороге. И, напротив, самая дешевая «хонда» может надежно работать несколько лет, и вы будете уверены, что у нее не отвалится колесо в первой же канаве. То же с ракетами. Главное – не торопиться.»

Первые три пуска в 2006-2008 годах при этом получились провальными (третий и вовсе закончился казусом - прах исполнителя роли Скотти в культовом сай-фай сериале Star Trek Джеймса Дуана ракета вместо космоса «захоронила» в океанских глубинах). С четвертой попытки ракета стартует успешно - это обходится в $7 млн. С пятой - отправляет на орбиту малайзийский спутник. Впечатленное NASA заключает с SpaceX контракт на 12 миссий по отправке груза к МКС на $1,6 млрд.

«Мы используем те технологии, которые просто невозможно представить себе в арсенале государственных институтов. К примеру, наша компания нуждалась в теодолите, который используется для выравнивания ракеты, и вместо покупки нового я предложил поискать на eBay. Мы и нашли – прекрасный работающий теодолит, сэкономив около 25 тысяч долларов.»

Компания обновляет свой флагманский продукт, и модернизированная Falcon 9 сначала просто выводит на орбиту грузовик разработки SpaceX - Dragon, а 22 мая 2012 года первой в истории частного космоса отправляет корабль к МКС. В октябре Dragon успешно доставил на станцию полтонны полезного груза, а в перспективе должен вмещать экипажи из семи астронавтов. Общий пакет заказов от государственных и коммерческих структур на 50 запусков ракет SpaceX на сегодня составляет около $4 млрд., по консервативной оценке, стоимость компании составляет около $2,5 млрд.

Но Маск не спешит с IPO. Для него все достижения SpaceX - лишь подготовка к осуществлению главной мечты - экспедиции на Марс. До конца своей жизни миллиардер хочет стать пионером-колонизатором Красной планеты. Для этого в рамках SpaceX ведутся разработки проекта Mars Colonial Transporter (MCP). Инженеры Маска трудятся над инновационными ракетными двигателями и космическими кораблями для доставки людей с Земли на Марс (на базе Falcon может быть создана ракета Grasshoper, умеющая приземляться вертикально, а второе поколение Dragon технически уже способно добираться до Марса, уверяет Маск).

По мнению 42-летнего бизнесмена, через 10-20 лет фантастика может стать реальностью. «Я бы хотел умереть на Марсе. Только не разбившись о поверхность планеты» , - шутит миллиардер.

На примере Элона Маска можно проследить путь человека, воплотившего детские мечты, ведь многие люди в детстве хотели полететь в космос, и в скором времени это можно будет осуществить, ведь бизнес пришёл в космонавтику, а от этого выиграют очень многие, ведь космический туризм в скором времени станет реальностью, в том числе и благодаря Элону Маску.

«SpaceX хочет быть компанией, которая сможет поспособствовать переселению людей на другие планеты, поскольку, я думаю, это самая грандиозная цель, которая может стоять перед жизнью. И хотя никогда нельзя забывать о более приземленных вещах, очень полезно иметь такой своеобразный Святой Грааль, поиск которого становится долгосрочной целью и главным источником вдохновения.»

Маск - требовательный перфекционист и педант в технической сфере. Его образование в области физики помогает видеть объективные истины и отделять их от эмоциональных оценок и спекулятивных прогнозов. Он просто мыслит масштабно. Например, он задумывается о средстве общественного транспорта под названием «гиперпетля». Этот электрический сверхзвуковой аппарат должен доставлять людей из Лос Анжелеса в Сан Франциско (350 миль) за 30 минут.

Hyperloop

Планами создания «Петли» Маск впервые поделился с журналистами в сентябре 2012 года. Тогда он не привел технических спецификаций проекта, ограничившись туманным термином «пятый вид транспорта» (после железной дороги, авиации, автотранспорта и судоходства). «Это будет кое-что, что никогда не будет попадать в катастрофы, будет минимум вдвое быстрее самолета, будет питаться солнечной энергией и отправляться в путь не по расписанию, а ровно в тот момент, когда нужно вам» , говорил бизнесмен в интервью Bloomberg .

Со своими разработками Маск намеревался выйти напрямую на губернатора Калифорнии Джерри Брауна и президента США Барака Обаму. Hyperloop, по его мнению, должен стать альтернативой планам властей по прокладке между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом скоростной железнодорожной магистрали стоимостью под $70 млрд. (а с учетом издержек сумма может вырасти и до $100 млрд., уверен бизнесмен). «Они предлагают Калифорнии самый медленный поезд-экспресс с самым высоким показателем строительных затрат на милю пути. Это неправильные рекорды» , – негодовал предприниматель.

12 августа 2013 года «Петля» обзавелась 57-страничной презентацией концепта. Речь, как выяснилось, идет о замкнутой надземной магистрали в форме стальной трубы (точнее, двух параллельных труб, соединенных в конечных точках маршрута), внутри которой почти со скоростью звука в условиях пониженного давления (для уменьшения сопротивления воздуха) перемещается герметичная алюминиевая капсула на аэродинамической подушке. «Разгоняет» конструкцию электромагнитный импульс. Сама капсула пропускает воздух через полость в носовой части и выбрасывает через «сопла» на желобах нижней панели, образуя воздушную прослойку, - схожая технология применяется в поездах на магнитной подушке.

«Большая труба» будет состоять из 100-метровых отрезков, которые будут подняты на пилонах на высоту 20 метров (опоры необходимо строить на расстоянии 45-90 метров друг от друга). Потребности проекта в электроэнергии смогут на 100% удовлетворять солнечные батареи, размещенные вдоль всего маршрута. Как нельзя кстати пришлась синергия с другими проектами Маска: двигатели и электронную «начинку» капсулы могут унаследовать от Tesla Motors, в солнечной энергетике лучше всех понимают инженеры SolarCity, а SpaceX поделится с «Петлей» сплавами для производства транспорта, испытанными в космосе.

Внутри транспортного челнока смогут разместиться до 28 человек (если повысить бюджет проекта с $6 млрд. до $10 млрд., конструкция Hyperloop позволит перевозить по три автомобиля в одной капсуле). Расстояние между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом в 600 км «Петля» будет преодолевать за 35 минут в комфортных для человека условиях (как выражается Маск, «будет суперуютно и тихо, никакой турбулентности»). Стартовый толчок капсулы для пассажиров будет сравним с разгоном самолета по взлетной полосе. Около 70 челноков на линии смогут курсировать с минимальным интервалом в 30 секунд (безопасная дистанция между капсулами – примерно 8 км). Инвестиции должны окупиться за 20 лет при условии стоимости билета на инновационный транспорт $20 и перевозке за этот срок 7,4 млн. пассажиров в каждую сторону.

Первая «Петля» примерно повторит маршрут калифорнийской автомагистрали Interstate-5.

Маск обещает пассажирам беспрецедентный уровень безопасности. «Hyperloop не свалится с небес и не сойдет с рельсов» , - заверил изобретатель. Инженеры из команды проекта учли возможность экстренного торможения при разгерметизации капсулы и даже предложили мостостроительные антисейсмические решения в конструкции пилонов для нивелирования риска разрушения землетрясением.

Рациональным решением «Петля» станет для крупных городов, расположенных на расстоянии не более 1500 км друг от друга. Для дальних дистанций больше подходит авиация, верит изобретатель.

Маск предупредил: сам он пока не готов посвятить достаточное количество времени «Петле» (ему и так «чертовски тяжело» справляться одновременно с управлением SpaceX, Tesla и SpaceX), хотя в любом случае остается инвестором и согласен профинансировать создание прототипа. Все инженерные изыскания своей команды предприниматель на условиях open source разрешил довести до ума любым энтузиастам, гарантировав посильную поддержку. Если смельчаков-инвесторов в ближайшее время не найдется, через несколько лет к реализации проекта вернется Tesla. «Я не боюсь что-то потерять на Hyperloop в финансовом плане, просто было бы круто сделать новый вид транспорта» , - резюмировал миллиардер.

Технологически в «Петле» нет никаких прорывных решений: все компоненты изобретения уже эксплуатируются в других проектах, и это всерьез повышает шансы Hyperloop на «материализацию»: детище Маска выгодно отличается от многочисленных аналогов вроде «вакуумного» поезда RAND Corporation, вот уже несколько десятилетий ходящего в концептах.

«Я всегда первым делом думаю о том, являются ли наши знания о чем-то правдой. Может быть, есть какое-то другое объяснение? Я делал это с первых классов школы. Я всегда все оспаривал. Это доводило родителей до бешенства. Я никогда им не верил и всегда требовал отвечать на вопрос «почему?». Затем я пытался понять, имеет ли смысл их ответ.»

Главным препятствием на пути к истинным инновациям, по мнению Маска, является привычка людей мыслить аналогиями. В результате в большинстве случаев они просто пытаются сделать что-то лучше, вместо того чтобы создавать что-то новое. Маск думает принципиально иначе: «В физике есть понятие основополагающих принципов. Ты препарируешь реальность до ее фундаментальных оснований. И начинаешь выстраивать аргументацию оттуда. Это требует больших ментальных усилий» .

«Думать о компании во сне и наяву – семь дней в неделю и без перерывов. Всегда оставаться максимально сосредоточенным на создании восхитительных продуктов будущего. Это именно то, что нужно делать на старте.»

«Нужно быть готовым к тому, что компания может развалиться в любую минуту. Основать стартап – это как есть стекло и смотреть в бездну, так как предчувствие неудачи никогда вас не оставит.»

Маску всего сорок два года, и уходить на заслуженный отдых он не планирует. А в мире хватает задач, за которые стоило бы взяться человеку с миллиардом долларов в кармане, умеющему воплощать в реальность самые фантастические идеи.