Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг. Саморегулируемые организации на рцб

  • 22.09.2019

Саморегулирование как свойство системы. Принципы саморегулирования. СРО в США. Отечественная модель СРО. Функции СРО. Две идеи СРО. Достоинства и недостатки СРО.

Свойством системы является способность к саморегулированию (сравним: признак организационного единства и органы управления юридического лица). Основная идея саморегулирования - выполнение лицами, действующими на определенном рынке, правил и стандартов, которые исходят не от государства, а от самих этих лиц и ими же утверждаются. В целях сокращения организационных издержек создается статутное образование для осуществления надзора за выполнением правил и стандартов и для применения санкций к нарушителям. Такие организации получили название "саморегулируемые".

Зачатки саморегулирования мы найдем в гильдиях и цехах как предвестниках корпораций, в праве купцов. Но с усилением государственности верховная власть берет на себя задачу устроения частных отношений членов общества и государственное регулирование постепенно заменяет саморегулирование <41>.

Идея саморегулирования субъектов гражданских правоотношений получила глубокое развитие в науке советского гражданского права <42>. "Гражданско-правовые организационные отношения представляют собой правоотношения, основанные на равенстве их участников, выражающие совершаемую в пределах закона деятельность граждан и организаций по упорядочению своих взаимосвязей и координации усилий в процессе реализации государственной или собственной инициативы" <43>.

Применительно к акционерным обществам и рынку ценных бумаг исторически первым возникло саморегулирование, которое осуществлялось фондовыми биржами. Впервые термины "саморегулирование" и "саморегулируемая организация" (selfregulatory organization) появились в США и в Великобритании. Более того, до 1998 г. Великобритания при регулировании фондового рынка опиралась только на органы саморегулирования (справедливости ради отметим, что это уникальный случай и сейчас в этой стране происходят прямо противоположные процессы).

В качестве принципов саморегулирования ИОСКО называет: 1) включение в систему регулирования саморегулируемых организаций (СРО) в той мере, в какой этого требуют размеры и степень развития рынков; 2) контроль за СРО со стороны государственного регулирующего органа; 3) соблюдение СРО этических норм и стандартов при осуществлении своих функций.

В США саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг представлены фондовыми биржами, Национальной ассоциацией фондовых дилеров (НАСД), создание которой было предусмотрено Законом Мэлони 1938 г., Советом по торговле муниципальными ценными бумагами. На них возложена обязанность по контролю за исполнением законодательства о ценных бумагах. СРО требуют от своих членов представления ежемесячной финансовой отчетности, проводят проверки деятельности фирм (в НАСД до 14 тыс. в год), занимаются аттестацией специалистов фирм-членов <44>. Фондовые биржи Конгресс рассматривает как квазиправительственные организации. Членство в НАСД является для брокеров/дилеров обязательным условием допуска к совершению сделок с клиентами, что позволяет некоторым авторам проводить аналогию между участием в СРО и лицензированием <45>. Все фондовые биржи и НАСД создали электронные системы контроля за рынком (Stock Watch) в целях выявления аномальной активности на рынке, которая может быть связана с манипулированием или торговлей с использованием инсайдерской информации. Получив сигнал о подозрительной сделке, органы контроля могут приостановить на время торговлю данной бумагой до выяснения обстоятельств, повлекших резкое изменение цен или объема торговли. К нарушителям законодательства и правил СРО применяются штрафы, исключение из членов организации или приостановка членства, отзыв аттестата специалиста или приостановка его действия. Все дисциплинарные санкции, налагаемые СРО, доводятся до сведения Комиссии по ценным бумагам и биржам и могут дополнительно рассматриваться по инициативе КЦББ или одной из сторон.

Отечественная модель СРО разрабатывалась с учетом зарубежного опыта, где они входят в регулятивное ядро фондового рынка и играют значительную роль. Первые СРО возникли и существовали только на рынке ценных бумаг, и сам термин использовался применительно к фондовому рынку. Это были Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

В настоящее время саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг в России - это добровольное объединение не менее чем 10 профессиональных участников рынка ценных бумаг, учреждаемое ими в основанной на членстве, но без распределения доходов организационно-правовой форме некоммерческой организации в целях:

а) развития и совершенствования системы функционального регулирования рынка ценных бумаг;

б) обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг;

в) осуществления контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг;

г) соблюдения и повышения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг;

д) защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами СРО;

е) установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус СРО на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (лицензируемая деятельность). Уже для получения соответствующей лицензии СРО среди прочих документов обязана представить правила и положения, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми ее членами. Эти правила и положения должны содержать требования, предъявляемые к СРО и к ее членам и:

1) носящие общий для юридических лиц характер (например, в отношении минимальной величины собственных средств);

2) характеризующие СРО как организацию, основанную на членстве (например, в отношении правил вступления в организацию профессионального участника рынка ценных бумаг и выхода или исключения из нее);

3) характеризующие СРО как организацию в сфере профессиональной деятельности (например, в отношении правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности);

4) касающиеся антимонопольного регулирования и регулирования конкуренции (например, в отношении правил, ограничивающих манипулирование ценами);

5) носящие гарантийный для клиентов характер (например, в отношении профессиональной квалификации персонала, обязательств членов СРО по отношению к клиентам и другим лицам по возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при осуществлении членом организации его профессиональной деятельности, а также неправомерных действий члена организации или его должностных лиц и (или) персонала) и др.

СРО наделены властными полномочиями по отношению к участникам. Этим организациям предоставлено право издавать акты (внутренние правила и стандарты), обязательные для участников; создавать контрольный орган; проводить проверки соблюдения членами организации установленных правил и стандартов и знакомить с результатами проверок других членов организации, применять санкции и иные меры в отношении членов организации, их должностных лиц и (или) персонала. Санкции в основном направлены на пресечение противоправной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, так как косвенно осуществляется защита прав акционеров. Механизмы принуждения к исполнению актов СРО тяготеют к административным. Наконец, эти организации вправе разрешать во внесудебном порядке споры как между клиентами и своими членами, так и между членами.

Уровень стандартов и требований, предъявляемых СРО к деятельности ее членов, закрепленных в ее внутренних документах, должен быть не ниже уровня стандартов и требований, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти на рынке ценных бумаг.

СРО действуют в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" <46>. Функции СРО можно классифицировать на: 1) нормотворческие; 2) организационно-обеспечительные; 3) контрольные; 4) пресекательные.

При осуществлении любой из них большое внимание уделяется требованиям по обеспечению открытости информации. В рамках второй группы особо отметим просветительские и образовательные функции <47>, а также тяготеющие к функциям государственного регулирования. В первом случае СРО вправе в соответствии с квалификационными требованиями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты. Во втором - выдает ходатайства для получения в лицензирующих органах лицензий на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

В целях реализации контрольных и пресекательных функций СРО:

1) осуществляет контроль за соблюдением ее членами финансовых, организационно-технических, специальных и иных требований, установленных государственными органами регулирования и самой организацией, включая нормативы достаточности их собственных средств;

2) осуществляет контроль за соблюдением квалификационных требований, предъявляемых к руководителям и специалистам членов СРО;

3) по собственной инициативе или по поручению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг проводит проверки деятельности своих членов, а также лиц, подавших заявления на вступление в СРО;

4) назначает и отзывает инспекторов для осуществления контроля за деятельностью членов;

5) проводит проверки жалоб и заявлений граждан и юридических лиц, содержащих информацию о нарушении их прав членами СРО;

6) запрашивает у своих членов документы и информацию, необходимые для установления фактов нарушения устава и внутренних документов СРО, законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и иных правовых актов;

7) осуществляет контроль за участием своих членов в специальных гарантийных и страховых фондах, создаваемых в целях компенсации рисков, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

8) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (и - при необходимости - в Центральный банк Российской Федерации) информацию о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и отчеты о результатах проведенных проверок;

9) направляет своим членам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и ликвидации их последствий;

10) применяет к нарушителям штрафные и иные санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, уставом и внутренними документами СРО;

11) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг представления о применении санкций по отношению к ее членам, допускающим нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, о приостановлении или аннулировании лицензий, выданных членам СРО (в отношении кредитных организаций указанная информация направляется также в Центральный банк Российской Федерации).

Особо отметим, что СРО налагает санкции и применяет меры воздействия к своим членам, нарушающим не только устав и внутренние документы организации, но и требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, иных правовых актов государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль на рынке ценных бумаг.

Анализ действовавших и действующих правовых актов, а также доктринальных исследований приводит к выделению на современном этапе двух идей СРО:

2) СРО создаются для обеспечения саморегулирования участников гражданских правоотношений. Основная задача СРО - способствовать самоорганизации отношений между ее участниками. Саморегулирование не выступает продолжением государственного регулирования, а противопоставляется ему. СРО разрабатывают стандарты и правила для своих членов, следят только за их соблюдением и не могут наделяться государственно-властными полномочиями.

В связи с тем, что существуют такие полярные мнения, началась разработка Федерального закона "О саморегулируемых организациях", в котором, по мнению разработчиков, предполагается закрепить понятия "саморегулирование" и "саморегулируемая организация". В октябре 2003 г. внесенный Правительством РФ в Государственную Думу соответствующий законопроект <48> был принят в первом чтении. Однако до сих пор нет единого мнения относительного того, каким должен быть Закон о СРО.

Обе выявленные позиции легализованы за рубежом и при их грамотном сочетании не возникает серьезных проблем. Но в отечественной модели регулирования на уровне правовых актов предпринимались попытки сделать участие в СРО на рынке ценных бумаг - добровольном объединении - обязательным. После того как от этой мысли отказались в законодательстве о рынке ценных бумаг, этот подход легализован в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Представляется, что мы имеем дело не с недостатками, имманентно присущими СРО, а с искажениями в правотворчестве и правоприменительной практике.

Сами же СРО обладают рядом достоинств: 1) процессы объединения предпринимателей и профессионалов на взаимовыгодной и правомерной основе; 2) наличие подчас более достоверной, чем у органов государственного регулирования, информации; 3) возможность оперативного реагирования на происходящие изменения внутри определенного профессионального сообщества; 4) снижение бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников СРО.

К недостаткам относится то, что при всей значимости деятельности СРО они могут защищать права только своих клиентов. Однако наряду с ними действуют общественные организации по защите прав вкладчиков и акционеров (иногда их относят к организациям по защите прав потребителей). Не останавливаясь на собственной оценке этих организаций, отметим, что они создаются, как правило, для защиты определенной группы лиц, понесших убытки от конкретной компании.

В целом создание и деятельность СРО являются объективной тенденцией развития социально-экономических отношений и акционерного права. Во всех развитых странах сочетаются государственное регулирование и саморегулирование. При этом они преследуют схожие цели.

Подведем итоги.

Свойством системы является способность к саморегулированию, основной идеей которого выступает выполнение лицами, действующими на определенном рынке, правил и стандартов, которые исходят не от государства, а от самих этих лиц и ими же утверждаются.

Применительно к акционерным обществам и рынку ценных бумаг исторически первым возникло саморегулирование, которое осуществлялось фондовыми биржами.

Предложена классификация функций СРО: 1) нормотворческие; 2) организационно-обеспечительные; 3) контрольные; 4) пресекательные.

На основе анализа правовых актов и доктринальных исследований выделены две идеи СРО:

1) СРО выражают собой продолжение государственного регулирования и частично заменяют его, так как им передаются некоторые государственно-властные полномочия. В отношении субъектов предпринимательской деятельности, являющихся членами СРО, такая организация осуществляет функции контроля за соблюдением ими не только внутренних правил и стандартов СРО, но и законодательства в целом;

2) СРО создаются для обеспечения саморегулирования участников гражданских правоотношений. Основная задача СРО - способствовать самоорганизации отношений между ее участниками. Саморегулирование не выступает продолжением государственного регулирования, а противопоставляется ему. СРО разрабатывают стандарты и правила для своих членов, следят только за их соблюдением и не могут наделяться государственно-властными полномочиями.

Обе выявленные позиции легализованы за рубежом и при их грамотном сочетании не возникает серьезных проблем.

Выделены достоинства и недостатки СРО. К первым относятся: 1) процессы объединения предпринимателей и профессионалов на взаимовыгодной и правомерной основе; 2) наличие подчас более достоверной, чем у органов государственного регулирования, информации; 3) возможность оперативного реагирования на происходящие изменения внутри определенного профессионального сообщества; 4) снижение бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников СРО. Ко вторым - ограничение функций (в первую очередь, охраны и защиты) составом участников.

Создание и деятельность СРО являются объективной тенденцией развития социально-экономических отношений и акционерного права. Во всех развитых странах сочетаются государственное регулирование и саморегулирование, которые преследуют схожие цели. В целом в развитых странах складывается "смешанная система", которую характеризует то, что в ней экономический контроль осуществляется со стороны общества, государства и частных институтов.

Помимо федерального и регионального уровней регулирования РЦБ, важным элементом системы регулирования должны стать саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО).

Их роль заключается в том, чтобы на основании опыта, накопленного непосредственно участниками рынка, вырабатывать более детальные, чем ФКЦБ нормы и требования, контролировать их соблюдение и тем самым приближать регулятора рынка к его участнику.

В то же время и сами участники заинтересованы в определенных общих нормах: стандартах деятельности, документов и форм, в ряде случаев - в контроле деятельности партнеров. Эти функции лучше выполняет орган, расположенный ближе к непосредственным участникам рынка, чем государственный регулирующий орган. Таким органом и является СРО.

Таким образом, эффективная деятельность СРО основана на следующих предпосылках:

* участники рынка лучше всех знают, какие механизмы контроля и правила необходимы на практике;

* они обязаны финансировать контроль своей деятельности;

* их положение позволяет им лучше всех судить о нарушениях;

* они заинтересованы в выполнении высоких этических норм их коллегами.

Права СРО

СРО имеет следующие права:

* получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном ФКЦБ (региональным отделением ФКЦБ);

* разрабатывать в соответствии с законом правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;

* контролировать соблюдение своими членами принятых СРО правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;

* в соответствии с квалификационными требованиями ФКЦБ разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.

Основной задачей ФКЦБ является разработка правил и стандартов, в со-

ответствии с которыми должно будет осуществляться дополнительное к госу-

дарственному регулированию саморегулирование рынка ценных бумаг, т. е.

подготовка правовой базы для саморегулирования участников рынка.

Организационно-правовая форма СРО

Согласно ФЗ «О саморегулируемых организациях», саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Исходя из смысла ст. 6 ФЗ «О саморегулируемых организациях», у саморегулируемой организации может быть только та цель, которая предусмотрена указанным Законом и другими федеральными законами, посвященными саморегулированию. Говоря другими словами, целью деятельности саморегулируемых организаций является разработка и установление стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
В то же время отдельные цели саморегулируемых организаций указаны в иных федеральных законах. Так, в соответствии со ст. 55.1 ГрК РФ [Парламентская газета, 2005, N 5-6], основными целями саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются:
- предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
- повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Статья 34 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" [Российская газета, 2007, N 165] предусматривает, в том числе, специфические цели саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности. Так, кадастровые инженеры вправе создавать на добровольной основе некоммерческие объединения в форме некоммерческого партнерства, основанного на членстве кадастровых инженеров, в целях обеспечения условий для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, установления обязательных для членов таких объединений правил осуществления ими кадастровой деятельности, правил поведения при осуществлении этой деятельности, правил деловой и профессиональной этики кадастровых инженеров, а также в целях осуществления контроля за соблюдением данных правил, повышения квалификации кадастровых инженеров.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Особенность деятельности профессиональных участников в том, что она требует лицензирования со стороны государства. Лицензии выдаются Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) или уполномоченными ею организациями. Существуют три вида лицензий: профессионального участника, на осуществление деятельности по ведению реестра, фондовой биржи. Физические лица, работающие в организациях - профессиональных участниках РЦБ, связанные с осуществлением сделок с ценными бумагами, должны иметь аттестат ФКЦБ, дающий им право заниматься этим видом деятельности.

Для того чтобы реализовать указанные цели, необходимо создание стройной системы регулирования фондового рынка, которая должна включать в себя следующие основные элементы:

Создание нормативно-правовой базы;

Аттестация специалистов фондового рынка;

Лицензирование деятельности профессиональных участников фондового рынка;

Контроль за деятельностью на рынке ценных бумаг и применение санкций за нарушения порядка работы на фондовом рынке.

17. Основными профессионалами рынка ценных бумаг являются: брокеры (посредники при заключении сделок, сами в них не участвующие); дилеры (посредники, участвующие в сделках своим капиталом); управляющие (лица, распоряжающиеся переданными им в доверительное управление ценными бумагами); клиринги (организации, занимающиеся определением взаимных обязательств); депозитарии (оказывают услуги по хранению ценных бумаг и учету прав на них); регистраторы (ведут реестры ценных бумаг); организаторы торговли на рынке ценных бумаг (оказывают услуги, способствующие заключению сделок с ценными бумагами) и джобберы (специалисты по конъюнктуре рынка ценных бумаг).

В зависимости от проф-ой принадлежности: проф-ые и непроф-ые. Проф участники: брокеры,дилеры,депозитарии,регистраторы,доверительные управляющие,расчетно-клиринговые орг, орг-ры торгов

Брокерская деятельность

Брокерская деятельность – это деятельность по заключению сделок с ценными бумагами на основе договоров комиссии или поручения. Брокер выступает в качестве посредника или агента инвестора, который действует от имени клиента и по его поручению и получает вознаграждение в виде комиссионных. Следует отметить, что брокер обязан лично исполнять поручения клиентов, за исключением случая передоверия совершения сделок другому брокеру, если эта возможность предусмотрена в договоре с клиентом или брокер вынужден к этому силой обстоятельств для охраны интересов своего клиента с уведомлением последнего.

Брокеры обязаны исполнять следующие действия:

1. Доводить до сведения клиентов всю информацию, связанную с поручениями клиентов и исполнением обязательств по договору купли-продажи ценных бумаг, принимать меры для того, чтобы клиент мог понять характер рисков по рекомендуемой сделке.

2. Запрещается манипулировать ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах ценных бумаг и ценах на ценные бумаги, включая информацию, предоставленную в рекламе.

3. В случае возникновения конфликта интересов, в том числе связанного с осуществлением брокером дилерской деятельности, немедленно уведомить клиента о возникновении такого конфликта и принять все необходимые меры для его разрешения в пользу клиента.

4. Совершать сделки купли-продажи ценных бумаг по поручению клиентов в первоочередном порядке по отношению к дилерским операциям самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.

5. Исполнять поручения клиентов в порядке их поступления с учетом существенных условий этих поручений.

Брокерские конторы существенно отличаются как спектром услуг, которые они предоставляют своим клиентам, так и размером комиссионных. Существуют брокерские конторы, которые предоставляют ограниченное количество услуг по более низкой цене. Так, например, инвесторы, которым не нужны консультации или другие дополнительные услуги, обращаясь к таким брокерским фирмам, могут сэкономить свои средства. В большинстве случаев брокерские фирмы представляют из себя довольно большие организации. В таких фирмах институционных и индивидуальных инвесторов обслуживают разные специалисты фирмы. Следует отметить, что для каждого клиента брокерская фирма открывает клиентский счет, движение средств на котором отражает операции покупки и продажи по заказу клиента тех или иных ценных бумаг. Заказ клиента оформляется в виде клиентской заявки. Основной информацией, которая содержится в клиентской заявке, есть: название брокерской фирмы, вид ценной бумаги, размер заявки, максимальный срок исполнения, тип заявки.

Размер заявки может быть выражен в полных лотах, равняться неполному лоту или быть комбинацией полного и неполного лота. В зависимости от срока исполнения различают однодневные, на определенный срок и открытые заявки.

Однодневная заявка должна быть исполнена на протяжении дня. Если на конец дня заявка осталась невыполненной – ее аннулируют.

Заявка на определенный срок (неделю, месяц)- действует на протяжении установленного в ней срока, по окончании которого она автоматически аннулируется.

Открытая заявка – действительна до ее исполнения или отмены клиентом. Часто такие заявки требуют от инвестора регулярного подтверждения того, остается ли заявка действительной. Инвестор может дать такое подтверждение на неделю или месяц, тогда брокер несет ответственность за отмену заявки по окончанию указанного времени.

Основные типы заявок определяются из требований инвесторов относительно ограничения цен купли-продажи ценных бумаг и классифицируются так:

Рыночная – заявка на покупку или продажу определенного вида ценной бумаги по наиболее выгодной текущей цене. Как правило, такая заявка – однодневная. Большинство сделок на биржах заключаются именно на основе рыночных заявок;

Лимитная – заявка с ограничением цены. В этом случае инвестор определяет конечную цену, то есть минимальную цену продажи или максимальную цену покупки ценной бумаги. Если этот лимит не был достигнут, то есть текущая цена продажи ниже чем конечная или текущая цена покупки выше конечной, то в таком случае заявка брокером не исполняется;

- «стоп»-заявка – заявка брокеру осуществить покупку или продажу акций в тот момент, когда цена достигнет обусловленного в заявке уровня, то есть купить акции, когда цена повысится до обозначенного в заявке уровня или продать, когда цена упадет до обозначенного уровня. Как правило, назначение таких заявок – это страховка от возможных убытков и обеспечение минимального уровня прибыли;

Лимитная «стоп»-заявка – заявка, которая автоматически превращается в лимитную по достижении какой-либо буферной цены. При предоставлении такой заявки инвестор определяет две цены: буферную или «стоп»- цену и конечную цену исполнения. Если лимитная заявка может быть исполнена по необозначенной цене по достижению ценой определенного уровня, то лимитная «стоп»-заявка может быть не выполнена вообще, поскольку по достижении буферной цены может сразу стать недостижимой конечная цена исполнения.

Заявки могут содержать различные предостережения, а именно:

1) о праве брокера действовать на свое усмотрение. Такое предостережение дает возможность брокеру самостоятельно устанавливать специфику заявки – полностью все ее параметры или только срок и цену исполнения. Чаще всего такое предостережение встречается в лимитных заявках, реже – в рыночных;

2) «исполнить или отменить» означает, что заявку нужно срочно исполнить в полном объеме или отменить.

3) «срочно исполнить или отменить» отличается от предыдущей тем, что заявка может быть исполнена частично, а неисполненная часть аннулирована;

4) «только в полном объеме», как правило, включается в заявку при осуществлении операции с большой партией ценных бумаг. В отличие от двух предыдущих случаев тут не предусматривается срочное исполнение заявки;

5) «в момент открытия или закрытия» предусматривает, что заявка должна быть исполнена в числе первых, сразу после открытия биржи или в числе последних перед закрытием;

6) «цену не повышать и не понижать» означает, что цена, обозначенная в заявке, не может корректироваться.

При проведении операций на фондовом рынке через посредничество брокерской фирмы инвестор может открывать в фирме или обычный клиентский счет, или счет с использованием маржи. Маржа открывает перед инвестором и брокерской фирмой больше возможностей по управлению денежными потоками и ценными бумагами клиента. Счет с использованием маржи дает возможность инвестору осуществлять маржинальные сделки и получать в кредит ценные бумаги.

Маржинальная сделка заключается в том, что когда у инвестора не хватает средств для покупки ценных бумаг, он может превысить лимит по счету. Таким образом, клиент получает взаймы в брокерской фирме, а она, в свою очередь – брокерский кредит в банке. Как обеспечение брокерского кредита используются ценные бумаги инвестора, которые хранятся в брокерской фирме.

Маржинальные сделки заключаются в тех случаях, когда ожидается повышения курса ценных бумаг. При этом прибыль инвестора превысит прибыль, полученную им с использования обычного счета. Однако при падении рыночных цен на ценные бумаги использование счета с маржей приведет к большем убыткам, чем использование обычного счета.

Дилерская деятельность

Дилерская деятельность- это деятельность по заключению сделок от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки или продажи ценных бумаг с обязательством покупки и продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам.

Основным доходом дилеров является разница между ценами продажи и покупки ценных бумаг. Разница в ценах купли-продажи есть оплатой дилерам за срочность и уравновешивание временного дисбаланса между спросом и предложением на определенные виды ценных бумаг, находящихся в обороте на рынке.

Кроме того, что дилеры дают возможность инвестору в какое-либо время купить или продать ценные бумаги, способствуют ценовой стабилизации и обеспечивают ликвидность рынка, они также предоставляют информационные услуги участникам рынка, а на некоторых рынках выступают в роли ведущих аукционов на биржах.

Дилеры могут формировать и осуществлять на рынке как простые, так и сложные спекулятивные стратегии. Простые стратегии базируются на прогнозе повышения или падения цен на актив, с которым хотят осуществить спекулятивную операцию.

Кроме спекулятивных операций дилеры осуществляют на рынке различные виды рискованного и безрискового арбитража. Осуществление арбитража приводит к выравниванию цен на активы на разных рынках и к установлению паритетных цен на взаимосвязанные активы. Арбитраж во многих случаях дает возможность дилерам получить прибыль без риска и не нуждается в начальных инвестициях.

Примером безрискового арбитража может быть покупка акций межнациональной корпорации в одном регионе по низкой и продажа в другом регионе по более высокой цене.

Рискованный арбитраж преимущественно связан с трансформациями акционерного капитала: банкротством, слиянием, реорганизацией и присоединением.

В зависимости от того, какую стратегию реализуют дилеры на рынке, их разделяют на «быков», те, которые играют на повышение цен и «медведей», которые играют на понижение цен. «Игра» на повышение заключается в покупке ценных бумаг и в будущем их продажа. При правильном прогнозе относительно повышения цен это покупка по низкой цене, продажа по более высокой и получение прибыли. При неправильном прогнозе это покупка по высокой цене, продажа по более низкой и получение убытков.

В зависимости от того, на каком промежутке времени дилеры проводят свои операции, их разделяют на: скальперов, однодневных и позиционных трэйдеров.

Скальперами – называют профессиональных торговцев, которые «играют» на минимальных колебаниях цен и получают доход за счет большого количества сделок. Как правило, скальперы реализуют биржевые контракты через несколько минут или часов после их покупки. Чаще всего это оптовые торговцы, которые заключают сделки с другими брокерами. Скальперы редко переносят свое предложение на следующий день и играют на колебаниях цен на протяжении одной торговой сессии.

Однодневный трэйдер, как и скальпер, удерживает рыночную позицию на протяжении торговой сессии и редко оставляет позицию до следующего рабочего дня. Большинство однодневных торговцев – члены биржи. Однако удерживать позицию на протяжении дня могут и инвесторы, которые не принимают непосредственное участие в торгах, а осуществляют операции через финансовых посредников.

Позиционный трэйдер- занимает позицию по срочной сделке и потом удерживает ее на протяжении нескольких дней, недель или месяцев. В случае правильного прогноза движения цен на рынке может получать значительную прибыль.

Тех, кто строит свои стратегии на основе временных изменений цен на активы, называют спредэрами. Спредэры изучают закономерности и взаимосвязь цен на активы в разные периоды года и прогнозируют их на будущие периоды. С помощью анализа и прогноза спредэры отмечают максимальную разницу в ценах и в случае повышения этой разницы вступают в биржевую игру. Примерами стратегий, которые реализуются спредэрами на рынке, могут быть купля-продажа контрактов на один актив, но на разные сроки поставки.

Это 18 и 19

Деят-сть по управлению ЦБ

Деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим .

Наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам. Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством Российской Федерации и договорами. Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего.

В случае если конфликт интересов управляющего и его клиента или разных клиентов привел к действиям управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, управляющий обязан за свой счет возместить убытки.

Управляющий вправе совершать сделки с ценными бумагами и заключать договоры, только при условии, что клиент является квалифицированным инвестором.

Иск о нарушениях управляющего может быть предъявлен клиентом в течение одного года с даты получения им соответствующего отчета управляющего.

Характерными чертами доверительного управления являются следующие:

· активы, которыми оперирует доверительный управляющий, ему не принадлежат;

· активы переданы ему в доверительное управление на определенный срок;

· доверительное управление осуществляется на основе договора;

· доверительный управляющий проводит операции с активами за вознаграждение в интересах указанных в договоре лиц, размер %% определяется правилами статьи 395 ГК РФ

· возложение на управляющего обязанности по требованию клиента или по предписанию федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг продать ценные бумаги и прекратить договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами;

· возмещение управляющим клиенту убытков, причиненных в результате продажи ценных бумаг и прекращения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами

Задачи

  • обеспечение условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • соблюдение стандартов профессиональной этики;
  • защита интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг ;
  • установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами , обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Статус саморегулируемой организации определяет для организации совокупность прав и обязанностей, которыми не наделены и которые не являются обязательными для остальных некоммерческих организаций . Подать заявление на получение статуса (лицензии) может организация, учрежденная не менее чем 10 профессиональными участниками рынка ценных бумаг .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • 1959 год в истории железнодорожного транспорта
  • Афега

Смотреть что такое "" в других словарях:

    САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - добровольное объединение не менее чем десяти профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Статус… … Юридическая энциклопедия

    САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - добровольное объединение не менее чем десяти профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом РФ О рынке ценных бумаг от 22 апреля 1996 г и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Статус… … Энциклопедический словарь экономики и права

    САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - некоммерческая организация, основанная на членстве профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющая свою деятельность на основании лицензии, выданной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Порядок образования и… …

    саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг Большой юридический словарь

    САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - согласно Закону РФ О рынке ценных бумаг от 22 апреля 1996 г. добровольное объединение не менее чем 10 профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с вышеуказанным законом и функционирующее на принципах некоммерческой … Юридический словарь

    ОРГАНИЗАЦИЯ, САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для… … Большой экономический словарь

    САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА Ц - согласно Закону РФ О рынке ценных бумаг от 22 апреля 1996 г. добровольное объединение не менее чем 10 профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с вышеуказанным законом и функционирующее на принципах некоммерческой … Юридический словарь

    записка распорядительная профессиональных участников рынка ценных бумаг - Первичный документ внутреннего учета, удостоверяющий факт совершения сделки с ценными бумагами. Распорядительная записка должна быть составлена после совершения сделки, а если это невозможно не позднее конца рабочего дня, в течение которого была… … Справочник технического переводчика

    ЗАПИСКА, РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - первичный документ внутреннего учета, удостоверяющий факт совершения сделки с ценными бумагами. Распорядительная записка должна быть составлена после совершения сделки, а если это невозможно не позднее конца рабочего дня, в течение которого была… … Большой бухгалтерский словарь

    СИСТЕМА АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - совокупность установленных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) требований к профессиональной квалификации руководителей и специалистов организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Определœенное место в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулируемые организации профессиональных участников РЦБ (СРО), которые могут образовываться с одобрения ФСФР. Οʜᴎ являются добровольными объединœениями профессиональных участников РЦБ. Важно заметить, что для своих членов СРО устанавливают правила деятельности на РЦБ и контролируют их соблюдение. Цель их создания: обеспечить условия деятельности профессиональных участников, соблюдение ими этики на РЦБ, зашита интересов инвесторов.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг - это добровольное объединœение профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме некоммерческой организации, создаваемое с целью участия в процессе регулирования рынка ценных бумаг наряду с государственными органами регулирования.

В таблице 7 презентации представлена классификация саморегулируемых организаций на срочном рынке России .

На российском рынке ценных бумаг имеются следующие основные саморегулируемые организации:

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);

Профессиональная организация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

В состав участников указанных организаций, кроме профессиональных участников фондового рынка, обычно еще входят коммерческие банки, инвестиционные компании, организации, специализирующиеся на разработке компьютерного обеспечения, и т.п.

Также на рынке имеются и другие добровольные объединœения профессиональных участников различного рода. К такого рода организациям, прямо связанным с рынком ценных бумаг, относится, к примеру, Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).

Саморегулируемая организация ʼʼНациональная фондовая ассоциацияʼʼ (НФА) учреждена крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов РФ и Банка России в январе 1996 года (первоначально как Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг – НАУРаГ).

В состав ассоциации (на 01.01.2007 ᴦ.) входит более 240 кредитных организаций и инвестиционных компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг из 25 регионов России и всœех 7 федеральных округов, операции которых составляют более 60% объёма российского рынка ценных бумаᴦ.

Национальная лига управляющих (НЛУ) - саморегулируемая организация, объединяющая компании, управляющие активами паевых инвестиционных фондов (ПИФ), акционерных инвестиционных фондов (АИФ), а также пенсионными резервами, пенсионными накоплениями и другими активами.

Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР).

Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) учреждена в целях обеспечения благоприятных условий деятельности членов Партнерства, защиты интересов членов Партнерства, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов Партнерства.

Ассоциация учреждена 22 марта 2000 года следующими негосударственными пенсионными фондами: НПФ ʼʼГазфондʼʼ, НПФ ʼʼЛУКОЙЛ-ГАРАНТʼʼ, НПФ ʼʼУгольʼʼ, НПФ электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ ʼʼСургутнефтегазʼʼ, НПФ ʼʼСемейныйʼʼ. Государственная регистрация произведена 21 июня 2009 года.

Саморегулируемые организации совместно с государственными органами регулирования вырабатывают этические правила работы на рынке, которые добровольно обязуются соблюдать профессиональные участники рынка. Эти правила имеют важное значение для постепенного формирования современной высокой рыночной культуры у всœех профессионалов рынка.

Вопросы для семинара:

1. Какую роль играет регулирование на фондовом рынке? Кто может осуществлять регулятивные функции?

2. С помощью каких методов может осуществляться регулирование? Какие из них по вашему мнению обеспечивают более эффективное управление рыночными процессами?

3. На базе изучения законодательства охарактеризуйте функции Федеральной службы по финансовым рынкам.

4. Какую роль играет саморегулирование на фондовом рынке? Как взаимодействуют между собой государственный регулятор и саморегулируемые организации? Как решается вопрос о саморегулируемых организациях за рубежом?

5. На базе данных официального сайта ФСФР охарактеризуйте основные направления деятельности регулятора в ближайшей перспективе. Достигнуты ли цели, продекларированные ФСФР ранее?

Важно заметить, что для самостоятельного изучения:

Добавить вопросы из УМП в соответствии с темой

Саморегулируемые организации на РЦБ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Саморегулируемые организации на РЦБ" 2017, 2018.

1.3 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками РЦБ на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Задачи саморегулируемой организации:

A. Обеспечение благоприятных условий профессиональной деятельности на рынке.

B. Соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке.

C. Защита интересов профессиональных участников в государственных органах регулирования.

D. Защита интересов клиентов профессиональных участников.

E. Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их выполнением.

Права саморегулируемой организации:

1) разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

2) осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

3) контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

4) информационная деятельность на рынке;

5) обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.

Положительные стороны саморегулирования:

1. Разработка стандартов поведения самими профессиональными участниками РЦБ, реально представляющими его особенности.

2. Экономия государственных средств, сокращение аппарата управления рынком ценных бумаг.

3. Участники РЦБ больше заинтересованы в нормальном регулировании, чем правительственные чиновники. Контроль общественных структур более требовательный, чем со стороны чиновников.

4. Проще ввести этические нормы поведения профессиональных участников РЦБ.

1.4 Система управления рынком ценных бумаг в России

Принципы регулирования российского РЦБ во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Основные принципы:

I. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками.

II. Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка.

III. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке.

IV. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия.

V. При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом.

VI. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность.

VII. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования РЦБ, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка “с центра поля”, необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка.

VIII. Оптимальное распределение функций регулирования РЦБ между государственными и негосударственными органами управления.

Как любая система управления, система управления РЦБ строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами и включает 2 подсистемы: управляющую и управляемую, которые обслуживает организационная, функциональная и техническая инфраструктура. Первая подсистема выступает в роли субъекта, а вторая – объекта управления.

Управляющая подсистема включает:

1. Государственные органы и саморегулируемые организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг законодательную, регистрационную, лицензионную и надзорную деятельность.

2. Законодательную инфраструктуру (нормативно-правовые документы, действующие на РЦБ, 90% которых – законодательные акты).

3. Этику фондового рынка (правила ведения бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями).

4. Традиции и обычаи.

Управляемая и управляющая подсистемы выполняют соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся:

® организация движения финансовых ресурсов;

® обеспечение качества ценных бумаг;

® информационное обеспечение рынка.

Субъект управления выполняет такие функции:

® координация;

® регулирование;

® прогнозирование;

® стимулирование;

® организация

® контроль процессов, происходящих на рынке.

Воздействие субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления рынком предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. Решение этой задачи основано на применении современной вычислительной техники и технологии, развитии телекоммуникационных систем, обслуживающих локальные РЦБ. Создание общенациональной телекоммуникационной системы, объединяющей региональные рынки, даст возможность координировать функционирование и развитие рынка ценных бумаг в целом, соблюдать единые правила проведения фондовых операций, регистрации ценных бумаг, торговли ими, составления отчетности, существенно облегчит и ускорит процесс совершения сделок.

Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФСФР России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников РЦБ (ПАРТАД, НАУФОР), с другой стороны. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков). В нашей стране пока отсутствуют общественные организации регулирования РЦБ, но на стихийной основе время от времени они возникают, когда имеют место какие-то кризисные ситуации в обществе, как, например, в период прекращения существования “билетов МММ” в первой половине 1990-х гг.

В соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” государственное регулирование данного рынка осуществляется на основе:

A. установления обязательных требований к деятельности на РЦБ:

Q эмитентов ценных бумаг;

Q профессиональных участников;

Q саморегулируемых организаций

B. установления стандартов эмиссии ценных бумаг

C. государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг

D. государственной системы контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ценным бумагам

E. лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

F. запрещения и пресечения предпринимательской деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии

G. создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг

H. установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и местного самоуправления

Государство на российском РЦБ выступает в качестве:

ü эмитента при выпуске государственных ценных бумаг

ü инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий

ü профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов

ü регулятора при написании законодательства и подзаконных актов

ü верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов

Структура органов государственного регулирования российского РЦБ:

I. Высшие органы государственной власти:

1. Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг.

2. Президент издает указы.

3. Правительство выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

II. Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:

1. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет всестороннее регулирование рынка корпоративных ценных бумаг, является федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Она представляет собой совокупность центрального органа и территориальных организаций, охватывающих все основные регионы России.

Основные функции ФСФР:

Æ Обеспечение динамичного развития РЦБ в соответствии с национальными интересами России;

Æ координирует деятельность всех других федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования данного рынка;

Æ утверждает стандарты эмиссий ценных бумаг и стандарты проспектов ценных бумаг;

Æ утверждает порядок государственной регистрации проспектов ценных бумаг, выпусков ценных бумаг и отчетов об их итогах;

Æ разрабатывает и утверждает требования к правилам осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

Æ устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, в том числе операциям размещения, обращения, расчетно-депозитарным операциям, порядку ведения реестра;

Æ устанавливает порядок, осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на РЦБ и ведет реестр этих лицензий;

Æ устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников РЦБ;

Æ определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

Æ обеспечивает создание системы раскрытия информации на РЦБ;

Æ утверждает квалификационные требования, предъявляемые к персоналу профессиональных участников рынка ценных бумаг, и осуществляет их аттестацию в форме приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационного аттестата;

Æ создание и развитие системы нормативных актов, необходимых для регулирования РЦБ;

Æ устанавливает порядок допуска российских ценных бумаг к размещению и обращению вне территории РФ.

2. Министерство финансов РФ (Минфин) регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

3. Центральный банк РФ (ЦБ) регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

4. Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Основополагающими документами по государственному регулированию рынка ценных бумаг являются:

1. Гражданский кодекс РФ, части I и II

В данном нормативно-правовом акте описываются основные положения всей системы рынка ценных бумаг: дается определение ценной бумаги, ее виды, требования к ней, операции, производимые с ценной бумагой.

2. Федеральный закон “Об акционерных обществах”

Вышеуказанный закон разъясняет порядок создания, реорганизации и ликвидации акционерных обществ, порядок выпуска ими ценных бумаг, управление акционерным обществом, распределение его прибыли, контроль за деятельностью акционерного общество и т.п.

3. Закон “О рынке ценных бумаг”

Данный закон регулирует виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, эмиссию ценных бумаг, обращение эмиссионных ценных бумаг, помещение информации о последних и их рекламу, а также государственное регулирование РЦБ и деятельность саморегулируемых организаций.

4. Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”

В статье 6 данного законодательного акта описываются возможные виды деятельности кредитной организации, при учете, что она получила соответствующую лицензию.

5. Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации”

Статьи 22 и 46 описывают все возможные виды деятельности Банка России, касающиеся ценных бумаг (в основном, это эмиссия и обращение государственных облигаций).

6. Закон “О товарных биржах и биржевой торговле”

Оговариваются права государственных органов по регулированию товарных бирж, при этом учитывается неотъемлемость права биржи на самоуправление

7. Закон “О валютном регулировании и валютном контроле”

Описывается проведение операций с внешними ценными бумагами, отдельно оговариваются права резидентов и нерезидентов, а также возможность вывоза ценных бумаг за рубеж.

8. Федеральный закон “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг”

Описывается вся процедура выпуска ценных бумаг, характеризуется занятость в ней определенных органов государственной власти.

9. Федеральный закон “О переводном и простом векселе”

10. Закон “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”

11. Федеральный закон “Об ипотеке”

12. Федеральный закон “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”

13. Федеральный закон “Об инвестиционных фондах

14. Федеральный закон “Об инвестиционных ценных бумагах”

15. Постановление ФСФР России “Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии”

16. Постановление ФСФР России “Об утверждении стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций

17. Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг

18. Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на РЦБ, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложении операций с ценными бумагами.

Регулирование процессов, происходящих на фондовом рынке, является одной из сфер деятельности региональных комиссий, образованных в соответствии с Указом Президента РФ “О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации”. Цель таких комиссий – обеспечить выполнение установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, а также практическую реализацию решений, принимаемых ФКЦБ России, и контролировать деятельность профессиональных участников РЦБ на территории региона.

В состав региональной комиссии входят представители администрации территорий (отдела или департамента управления государственным имуществом, финансового управления), территориальных подразделений фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции и налоговой полиции, управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства, Центрального банка и др. При региональной комиссии создается консультационно-совещательный орган – экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представители профессиональных участников РЦБ и их союзов, иных общественных объединений, фондовых бирж, а также независимые эксперты.

В сферу компетенции региональной комиссии входят следующие вопросы:

a) разработка основных направлений развития регионального рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов по вопросам регулирования фондового рынка в пределах установленных полномочий;

b) регламентация порядка деятельности: 1) юридических и физических лиц на региональном РЦБ; 2) специализированных регистраторов, депозитариев, инвестиционных институтов, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;

c) определение обязательных требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению и обращению.

В соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” саморегулируемые организации имеют статус структур, вырабатывающих четкие стандартные требования к своим членам. Основные правила деятельности саморегулируемых организаций включают требования к размеру капитала и уровню кредитоспособности, этичного поведения членов организации, ведения дел и учета в соответствии с законодательными нормами, компетентности управляющих и специалистов, информационной открытости и т.д.

В конце 1994г. в России была создана “Профессиональная ассоциация участников фондового рынка” (ПАУФОР). 2 саморегулируемые организации – “Совет крупнейших регистраторов и депозитариев” (СКРО) и “Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферт-агентов и депозитариев” (ПАРТАД) – стали инициаторами разработки положения “О деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг” (принято 21 июня 1995г.), в соответствии с которым были введены единые стандарты по регламентации деятельности регистраторов. Активную работу на рынке ценных бумаг проводят самая крупная саморегулируемая организация – “Национальная ассоциация участников фондового рынка” (НАУФОР) и некоммерческое партнерство “Объединение по защите интересов акционеров предприятий и организаций” (ОПИАК).

НАУФОР объединяет преимущественно брокерские, дилерские и управляющие компании на РЦБ. Была создана в 1995г. Имеет региональные филиалы. Основные направления деятельности НАУФОР: разработка правил и стандартов профессиональной деятельности, разработка этических кодексов поведения профессиональных участников на рынке, осуществление мониторинга состояния рынка ценных бумаг, помощь в выходе на рынок вновь организуемым компаниям по торговле ценными бумагами, представление интересов сообщества профессиональных торговцев в соответствующих органах государственной власти.

ПАРТАД объединяет регистраторов и депозитариев. Учреждена в 1994г. Ее целью является развитие инфраструктуры РЦБ в области регистрационных и депозитарных услуг. Она активно разрабатывает правила и стандарты ведения регистрационной и депозитарной деятельности, участвует в работе по выдаче лицензий и квалификационных аттестатов.




Товарных бирж, постоянные фондовые аукционы), техническая (клиринго-расчетная, депозитарная, регистрационная сеть) и организационная подсистемы инфраструктуры обеспечивают нормальное функционирование рынка ценных бумаг. Вся деятельность российского рынка ценных бумаг сконцентрирована в Москве (90%) и Санкт-Петербурге. Региональный рынок ценных бумаг сосредоточен в таких городах, как Новосибирск, ...

Надо четко разграничить функции казначейства, Центрального банка и МНС. Другой вариант организационного решения проблемы состоит в серьезном изменении и перераспределении функций отдельных ведомств. 2.3 Перспективы развития рынка ценных бумаг в России Как видно из предыдущих параграфов настоящей работы рынок ценных бумаг в России переживает сложный, неустойчивый период формирования. За...