Леонардо да винчи. Theo Jansen - Современный Леонардо Да Винчи

  • 14.05.2019

Великий Леонардо известен не только творческой гениальностью и широчайшим диапазоном применения своих талантов. Он прослыл и как любитель конспирологии, т.к. на разных фрагментах своих полотен делал записи, значительную часть которых никто до последнего времени не сумел распознать. Между тем всего за несколько первых месяцев Второй мировой войны все втянутые в нее страны научились читать шифрограммы друг друга и рассекречивать самые затейливые коды разведок противников. Но код да Винчи остается тайной на протяжении пятисот пятидесяти лет.

Если сложить численность всех исследователей искусства и инженерной мысли Леонардо за минувшую половину тысячелетия с полтиной, то она превысит кадры разведчиков и контрразведчиков Второй мировой по всей Европе и даже в Америке. Однако результат прочтения надписей скуден. Вопрос “почему?” напрашивался у многих и в том числе у меня. Но вот недавно друзья переслали мне по интернету статью липецкого журналиста Егора Орлова “Код да Винчи. Гений эпохи Возрождения писал шифровки по-армянски”. Как в таких случаях и бывает, первая реакция – удивление, вторая – радость, ну а уж третья – обязательно недоверие. Так что я принялась сверять статью со своими знаниями и библиотекой. И приглашаю читателей принять участие в этом захватывающем процессе.

Итак, давшая интервью Е.Орлову художница Армине Хачатрян утверждает, что секрет кодов Леонардо – в армянском языке и его буквах, которыми основатель художественной школы Возрождения и делал многие из своих записей. Для подтверждения своих догадок она даже научилась вести записи одновременно обеими руками, как он. При этом Армине может сделать запись левой рукой слева направо, а правой рукой одновременно писать справа налево, да еще зеркальными буквами. Или писать текст, разводя руки от центра: правой – направо, левой – налево. И ее возможности в одновременном письме двумя руками кажутся безграничными. В Липецке, где она живет, медицинская комиссия в составе офтальмолога, психиатра, терапевта, нейрохирурга и других серьезных специалистов подтвердила каждую из заявленных способностей Армине, выдав коллективную справку.

Выявленные в позднем возрасте и самостоятельно развитые способности Армине – не самоцель, а желание выполнить Задание, полученное во сне. А задание было простым, но трудно выполнимым: прочитать коды да Винчи на его полотнах. И здесь мы возвращаемся в детство, которое Армине провела в родительском доме, увешанном репродукциями великого Леонардо. Девочка росла среди них, и это было ее гениальным окружением. А еще в силу тесноты квартиры Армине делала уроки, сидя за старорежимным трельяжем и попутно видя мир в зазеркалье. Глядя на репродукции картин Леонардо, она уже тогда замечала то, что было недоступно другим. И ее не понимал даже любимый папа:

– Что ты выдумываешь? – удивлялся он. – Какие тут могут быть буквы в углу картины?

При этом папа не учитывал, что дочка обладает еще одним уникальным даром: она способна видеть невооруженным глазом то, на что способен бинокль с 10-кратным приближением. И наоборот: “переворачивать” свой внутренний бинокль, удаляя предмет на расстояние, позволяющее рассматривать поверхность заинтересовавшего объекта микрон за микроном. Но как и все дети, Армине считала, что это умеют все, и нередко нарывалась на непонимание. Однако выросла она не закомплексованным чудиком, не выскочкой, а серьезной красивой девушкой с художественными способностями.

Армине окончила факультет изобразительного искусства Армянского педагогического института, вышла замуж и родила красивых детей, несколько лет поработала учителем рисования в школе. А когда в Армении наступили тяжелые годы локального финансового и энергетического кризиса, переехала с мужем и детьми в Липецк – поближе к возможностям зарабатывать собственным трудом на жизнь и образование детей. Вскорости организовала фирму по продаже спецодежды.

– Когда я ложилась спать после тяжелого трудового дня, то на сон грядущий “заказывала” себе воспоминания о картинах Леонардо, и они провожали меня в сон, – рассказывала Армине журналисту Орлову. – Но однажды во сне явился сам Леонардо и велел снова взяться за кисти и научиться писать обеими руками одновременно.

Это было начало тысячелетия – 2001 год, и проснувшаяся в российском городе Армине Хачатрян поспешила с утра в книжный магазин, где на полке стояла книга про великого гражданина Флоренции. Армине наугад открыла ее на странице с рисунком “Сердце”. Вгляделась в репродукцию и ахнула, отчетливо увидев изображенный прямо у сердца армянский текст в зеркальном отображении!

“На лбу горы Масис

Страны Муш

Слышал я, что турки кастрировали

Маминых сестер”.

А ведь армянские легенды утверждают, что Большой Масис и Малый Масис, т.е. в целом Арарат, – это старший и младший братья, или же их сердца, и надпись на рисунке сердца подтверждает знание художником армянского фольклора! К тому времени, когда Леонардо сделал этот рисунок, возмужавшая Османская империя успела не раз напасть на Армению, чиня невероятные по кровавости бедствия. Об этих ужасах, видимо, и хотел донести правду потомкам да Винчи. Но кроме того донесение свидетельствует, что мать была армянкой и родом из Армении.

Звали ее Катарин, родила она Леонардо вне брака от сына хозяина поместья Винчи, и это подтверждают все исследователи жизни Леонардо. При этом все молчат о происхождении названия поместья, подчеркивая, однако, разнообразие талантов предков в искусстве, способности деда изготавливать музыкальные инструменты, играть на них и, в частности, на лютне. Сам Леонардо в тридцатилетнем возрасте даже стал победителем музыкального конкурса в Милане, играя на усовершенствованной им дедовой лютне. Стоп! Но ведь мы называем этот инструмент “вин”! То есть “винчи” – это из ряда “дудукчи”; “зурначи” и пр.?

Как пишет в своей книге “Мир Леонардо” известный исследователь Ренессанса Роберт Уоллес, в пятилетнем возрасте Леонардо был отнят от матери преуспевшим во Флоренции нотариусом-отцом и увезен туда. После Катарин нотариус успел жениться еще четырежды, произведя на свет 10 сыновей и дочку. Хочу заметить, что браки и дети – не единственные достижения дона Педро. Участники знаменитых карнавалов города одевались в костюмы, придуманные именно им, да и песни, написанные неутомимым нотариусом, распевались булочниками Флоренции и спустя сотню лет после его смерти. Ясно, что любимый первенец такого отца получил хорошее образование, которое продолжил в качестве ученика известного живописца и ваятеля Андреа дель Вероккио.

Тем не менее такой серьезный и заслуживающий доверия свидетель, как секретарь кардинала Арагона Антонио де Беатис, в свою очередь сообщал в мемуарах, что при посещении Леонардо видел все его книги, написанные им исключительно на простонародном языке. Так на каком же языке учился Леонардо в таком случае?

– Это действительно грабар, – подтвердил профессор, – армянский язык, который в раннее средневековье оставался всенародным, но после реформы, инициированной в XII веке унией между Армянской Апостольской и Римской Католической церковью, стал языком только высокообразованных людей.

Получается, что излагавший мысли на тосканском volgare и академическом грабаре Леонардо образование-то получил армянское! В своих рассуждениях об анатомии языка и его связи с языком общения Леонардо пишет: “Обрати внимание на то, каким образом посредством движения языка и при помощи губ и зубов произношение всех названий предметов нам становится привычно, и слова… какого-либо наречия доходят до нашего слуха посредством этого инструмента. Наречия … меняются из века в век по отдельным странам вследствие смешения народов, которое происходит в результате войн и других катастроф”.

Следует помнить, что Флоренция XV- XVI веков была ничуть не менее армянской, чем Баку или Тифлис – в XIX. В ноябре 1439 года Совет Венеции даже издал декрет о союзе с местными армянами, которые были представлены нотариусами, стряпчими, судовладельцами и судостроителями, строительными подрядчиками, ремесленниками (кузнецами, плотниками, пекарями, рестораторами), а переводчиками всех “варваров” (турок, египтян и пр.) были исключительно армяне. В городе на тот момент имелись 34 армянские церкви, которые были не просто культовыми учреждениями, но и центрами культуры и образования. А среди итальянских святых было 11 канонизированных армян. Яркий пример – возвышающаяся на холме церковь Сан-Миниато, хранящая мощи святого Минаса, пришедшего в Тоскану из Армении в 250г. проповедовать христианство и обезглавленного за это. Согласно легенде, Минас подобрал свою голову и поднялся на холм – молиться за палачей, где и отдал Богу душу. Место вскоре стало центром паломничества, а после принятия христианства там была отстроена армянская церковь.

Сан-Миниато была любимым прибежищем юного Леонардо, имевшего обыкновение рассматривать мозаики базилики, в том числе над главным алтарем, с изображением самого святого - на ней была надпись золотыми буквами: San Minuato Rex Erminiae. Согласно свидетельству позднего настоятеля церкви Диосоньо Кристо, Леонардо часто и подолгу беседовал со священниками, оставил в дар церкви автопортрет, который демонстрируют только почетным посетителям. Интересно было бы показать его Армине. Согласно падре Диосоньо, повзрослевший Леонардо арендовал меблированные комнаты у жившего на другом конце улицы армянина и продолжал посещать именно эту церковь, хотя в двух шагах от дома была другая, католическая. Дочь домохозяина послужила моделью для картины Ermina con L’Erminiae (“Армянка с Армянским”, как тогда называли ценных пушистых зверьков, привозившихся исключительно из Армении). Теперь эта картина называется “Дама с горностаем”.

Между тем сделавшая открытие Армине недоумевала: почему никто до сих пор не раскрыл код да Винчи? Неужели для этого нужно было всего-то родиться армянкой и вырасти в доме, где стоял трельяж? И старательно делать за ним уроки, наблюдая в зеркальном отражении репродукции Леонардо? И любить эти картины с детства той таинственной силой, которая вызывала их в памяти на сон грядущий? И однажды призвать во сне самого да Винчи с его советом освоить зеркальное письмо? И внять этому совету наяву?

Но “всего-то по-армянски” – это то, что нормальные люди называют гениальностью. Недавно Армине сделала еще одно сенсационное открытие – расшифровала надписи на полотне “Мона Лиза”: на лбу Джоконды по-армянски написано: “Стеснительная”, а в углу картины – “Нерир, кчкчан” (“Извини, крикунья”). Видимо, хоть и флорентийский, но армянин, автор ущипнул натурщицу, вызвав на ее серьезном лице робкое стеснение, а уж потом увековечил свои извинения, намекая потомкам, как рождался образ Моны Лизы. Вот вам и “секрет Джоконды”, который записан у нее прямо на лбу, но упорно не берется в расчет бесчисленными исследователями!

Но это не единственный секрет Леонардо: на одном из полотен мастера Армине прочитала сделанное в зеркальном отображении признание: “Я – Вачис”, и обилие Вачиков среди и нынешних армянских детей подтвердит вам: да, это то самое имя, данное будущему живописцу, очевидно, при крещении! Но кроме того Ваче означает “сын скитальца”. На другом полотне Армине нашла девичью фамилию матери Леонардо, еще на одном – воспоминания о путешествии в Армению.

Счастье, конечно, что таланты Армине так широки, что она даже написала книгу о своих открытиях в творчестве и биографии Леонардо. А вот наше всеобщее и постоянное несчастье в том, что никто еще не поддержал ее в получении высококачественных файлов для публикации и дальнейшего исследования полотен. Да и вообще – в деле издания книги. Хотя многие миллионы, израсходованные соплеменниками Дэна Брауна на издание его антиисторического романа “Код да Винчи” и его раскрутку, могли бы послужить примером для армянских олигархов.

Так что – сам Леонардо? Как получилось, что его армянское происхождение и владение письменным армянским языком на правах родного оказалось тайной за семью печатями на протяжении полутысячи лет? В свое время проведший годы в Италии выдающийся исследователь и писатель Костан Зарян подробно изучил некоторые аспекты вопроса и выступил с циклом лекций в Бостоне в 1944 году, в Американском университете в Бейруте в 1952–1954гг. Лекции были опубликованы в журнале “Советакан арвест” (N4-5 1967г.), переизданы в 1999г. в сборнике “Наватомар” под редакцией Юрия Хачатряна. Так вот, в биографии да Винчи он нашел следующие факты:

“… Леонардо говорит о 120 своих рукописных книгах. Читая их, можно представить стиль его работы, повседневные заботы, его мировоззрение и в определенной мере детали его биографии. В первую очередь бросается в глаза бескрайний горизонт его мысли, разнообразие изысканий, неутолимая жажда все постичь и непреодолимое желание подвергнуть все анализу”.

Согласно Заряну, в письменном наследии Леонардо присутствуют описания путешествий по Армении, архитектурные принципы базилик армянских церквей и их зарисовки, а также развернутый план книги об Армении. Свои книги Леонардо завещал Франческо Мельци, который перевез рукописи к себе в Милан. Через сорок семь лет известный художник и знаменитый автор “Жизнеописаний” Вазари видел и листал эти рукописи в доме у Мельци. Однако уже в то время большая их часть была разделена – Вазари в том числе рассказывает об одном миланском художнике, который выбрал для приобретения записки об искусстве.

Зарян пишет: “Сразу после смерти Мельци началось безжалостное разграбление и уничтожение наследия гения. Некий Помпео Леони вырвал для себя сотни страниц из книг, а другие выбросил”. По какому праву? И что именно выбросил вандал? Уж не книгу ли об Армении? А также биографические данные об истинном происхождении Леонардо? И на каком языке были сделаны записи в этих книгах? И в соответствии с какой сверхпрограммой осуществлялась цензура наследия титана?

И далее: “Несмотря на такие неразумные и невежественные растраты, до нас дошло 5 тысяч рукописных страниц Леонардо. Обращаясь к свидетельству этих рукописей, нужно иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, они были варварским образом изрезаны, частично утрачены и произвольным образом разорваны. Во-вторых, и это крайне важно, будучи личными дневниками, они не предназначались для публикации. Как известно, Леонардо делал все, чтобы затруднить их прочтение: писал справа налево, поэтому читать написанное можно только в зеркальном отражении”.

Итак, сам Леонардо да Винчи кодировал многие из своих мыслей, записывая их в зеркальном отражении и на разных языках. Дорвавшиеся до его письменного наследия вандалы уничтожили не только несколько книг, но также вырвали многие страницы из переплета, изрезали сохраненные. Однако произведенная зачистка наследия кое-где дала сбои, и до нас дошли-таки шифрограммы, сделанные гением всех времен на армянском языке. А сведенные с давно известными фактами, они наконец приоткрыли реальную биографию Леонардо. Ведь правда – она одна! И даже если ее дорога пролегает сквозь сотни лет, наперекор безжалостным и агрессивным силам зла, неспроста уничтожавшим великие библиотеки мира и наследие гениев, она способна неожиданно проявляться. И для этого ей достаточно посадить маленькую глазастую Армине делать домашние уроки за семейным трельяжем, в котором отражается вечная армянская любовь к культуре.

«Как хорошо прожитый день даёт спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь даёт спокойную смерть»

«Свобода - главный дар природы»

Леонардо да Винчи

Живописец, скульптор, архитектор, инженер, учёный - всё это Леонардо да Винчи. Куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретённое человеческим искусством.

Леонардо да Винчи. Великий, загадочный, притягивающий. Такой далёкий и такой современный. Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями. Сколько о нём написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно.

Загадка Леонардо начинается ещё с его рождения, в 1452 году 15 апреля в городке к западу от Флоренции. Он был незаконно рождённым сыном женщины, о которой почти ничего не известно.

Мы не знаем ни её фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют молодой крестьянкой.
Пусть это так и будет. Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере, в XIII столетии. Воспитывался Леонардо в доме отца. Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь. Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевёрнуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полётом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Всё это свидетельствует о его любознательности и ещё о том, что в молодости он много времени проводил на свежем воздухе, прогуливаясь по окрестностям городка. Эти окрестности, которые мало изменились за последние пятьсот лет, и сейчас чуть ли не самые живописные в Италии. Отец заметил и приняв во внимание высокий полёт дарования сына в искусстве, отобрал в один прекрасный день несколько его рисунков, отнёс их Андреа Верроккио, который был его большим другом, и настоятельно попросил его сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов. Поражённый теми огромнейшими
задатками, которые он увидел в рисунках начинающего Леонардо, Андреа поддержал сера Пьеро в его решении посвятить его этому делу и тут же договорился с ним о том, чтобы Леонардо поступил к нему в мастерскую, что Леонардо сделал более чем охотно и стал упражняться не в одной только области, а во всех тех, куда входит рисунок.

Ранний период творчества. Первая датированная работа Леонардо (1473 г. Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья; с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует о постоянном интересе художника к атмосферным явлениям, о которых он позднее много писал в своих заметках. Пейзаж, изображённый с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приёмом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика; в нём искусно сочетаются слабые, вялые и напряжённые, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение.

Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным учёным, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования.

В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолёта, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам.

К 1480 г. Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 г. он переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представился как инженер и военный эксперт, а также как художник. Годы, проведённые в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску "Тайная вечеря", которая дошла до нас в полуразрушенном виде. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие.
Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвёл неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало её быстрое повреждение.
А затем довершили дело грубые реставрации и... солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796 г. Трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур.

Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. А между тем, сколько времени, сколько вдохновенного искусства и сколько пламенной любви вложил Леонардо в создание этого шедевра. Но, несмотря на это, даже в полуразрушенном состоянии, "Тайная вечеря" производит неизгладимое впечатление. На стене, как бы преодолевая её и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развёртывается древняя евангельская драма обманутого доверия. И драма эта находит свое разрешение в общем порыве, устремлённом к главному действующему лицу – мужу со скорбным лицом, который принимает свершающееся как неизбежное. Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты. Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига. Его наклонённая голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны – и в этом глубокий смысл показанной драмы.

Недатированная картина "Благовещение" (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в 19 в.; возможно, более правильно было бы рассматривать её как результат сотрудничества Леонардо и Вероккьо. В ней есть несколько слабых моментов, например, слишком резкое перспективное сокращение здания слева или плохо разработанное в перспективе масштабное соотношение фигуры Богоматери и пюпитра. Однако в остальном, особенно в тонкой и мягкой моделировке, а также в трактовке туманного пейзажа с неясно вырисовывающейся на заднем плане горой, картина принадлежит руке Леонардо; это можно заключить из изучения его более поздних работ. Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остаётся открытым.

В Милане Леонардо начал делать записи; около 1490 г. он сосредоточил внимание на двух дисциплинах: архитектуре и анатомии. Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) – тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму – круг. Леонардо нарисовал план и перспективные виды всего сооружения, в которых намечены распределение масс и конфигурация внутреннего пространства. Примерно в это же время он добыл череп и сделал поперечное сечение, впервые открыв пазухи черепа. Заметки вокруг рисунков свидетельствуют о том, что его в первую очередь интересовала природа и строение мозга. Безусловно, эти рисунки предназначались для чисто исследовательских целей, однако они поражают своей красотой и сходством с набросками архитектурных проектов в том, что и на тех, и на других изображены перегородки, разделяющие части внутреннего пространства. Помимо всего этого он не щадил своего времени вплоть до того, что рисовал вязи из верёвок с таким расчетом, чтобы можно было проследить от одного конца до другого всё их переплетение, заполнявшее в завершение всего целый круг. Один из этих рисунков, сложнейший и очень красивый, можно видеть на гравюре, а в середине его - следующие слова: Leonardus Vinci Academia.

Он был не только гением в искусстве, но и очень приятным в общении, что привлекал к себе души людей. Не имея, можно сказать, ничего и мало работая, он всегда держал слуг и лошадей, которых он очень любил предпочтительно перед всеми другими животными, доказывая это тем, что часто, проходя по тем местам, где торговали птицами, он собственными руками вынимал их из клетки и, заплатив продавцу требуемую им цену, выпускал их на волю, возвращая им утраченную свободу.
За что природа и решила облагодетельствовать его тем, что, куда бы он ни обращал свои помыслы, свой ум и своё дерзание, он в творениях своих проявлял столько божественности, что никогда никто не смог с ним сравняться в умении доводить до совершенства свойственные ему непосредственность, живость, доброту, привлекательность и обаяние.

Зрелый период творчества. Принёс ему первый заказ в 1483 г., это было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия – Мадонна в гроте (Лувр; атрибуция кисти Леонардо более поздней версии из Лондонской Национальной галереи оспаривается). Коленопреклонённая Мария смотрит на Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя, в то время как ангел, указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Кажется, что фигуры отделены от зрителя лёгкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечёткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. За ними в полутьме пещеры видны сталактиты и сталагмиты и подёрнутые туманом медленно текущие воды. Пейзаж кажется фантастическим, однако следует помнить утверждение Леонардо о том, что живопись – это наука. Как видно из рисунков, одновременных картине, он основывался на тщательных наблюдениях геологических явлений. Это относится и к изображению растений: можно не только отождествить их с определённым видом, но и увидеть, что Леонардо знал о свойстве растений поворачиваться к солнцу.

Деятельность Леонардо в первое десятилетие 16 в. была столь же разнообразной, как и в другие периоды его жизни. В это время была создана картина "Мадонна с Младенцем и св. Анной", и около 1504 г. Леонардо начал работу над своей знаменитой картиной "Мона Лиза", портретом жены флорентийского купца. Этот портрет является дальнейшей разработкой типа, появившегося у Леонардо ранее: модель изображена по пояс, в лёгком повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные руки ограничивают композицию снизу и так же прекрасны, как лёгкая улыбка на её лице и первобытный скалистый пейзаж в туманной дали.
Джоконда известна как образ загадочной, даже роковой женщины, однако эта интерпретация принадлежит 19 веку. Более вероятно, что для Леонардо эта картина была наиболее сложным и удачным упражнением в использовании сфумато, а фон картины – результат его исследований в области геологии. Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо был до такой степени поглощён изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины Леда на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами. Леонардо изобрёл принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют чётких границ: всё, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живёт, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она "живая". На протяжении веков её улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят всё больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству.

Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех. Он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений незавершено. Многие были испорчены водой, огнём, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью которого он на готовой картине, будто специально проделывал "окна незаконченности". Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.

Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении ещё несколько веков.

Многочисленные рисунки художника (7000 листов) скомпонованы в трактаты: «Трактат о живописи», «Атлантический кодекс», «Трактат о полёте птиц». Все открытия и изобретения Леонардо на века опередили своё время.

Потеря Леонардо сверх меры опечалила всех, кто его знавал, ибо не было никогда человека, который принёс бы столько чести искусству живописи. Это мастер, который поистине с великой пользой для человечества прожил всю свою жизнь.

Да всё его творчество - сплошные вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь, да и последующим поколениям останется.

Ирина Никифорова © Библиотекарь.Ру

Потревожить прах великого Леонардо Да Винчи задумали итальянские учёные из Национального комитета по культурному наследию. Могила художника находится во французском замке Амбуа, и предварительное согласие на эксгумацию уже получено.

У исследователей - множество вопросов. Правда ли это останки самого Леонардо? Есть идея провести сравнительный анализ образцов из французской усыпальницы с ДНК родных да Винчи, похороненных в Италии.

Учёные хотят узнать, от чего умер живописец. В костях поищут следы туберкулёза, сифилиса и отравления свинцом.

Наконец, самое интересное: по черепу собираются реконструировать лицо да Винчи. Тогда и станет понятно, не писал ли художник свою знаменитую Джоконду с самого себя, на чём настаивают некоторые искусствоведы.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci) родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции.
Великий итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный. Яркий представитель типа «универсального человека» - идеала итальянского Ренессанса.

Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил своё время на несколько веков. Окружённый легендами ещё при жизни, великий Леонардо - символ безграничных устремлений человеческого разума.

Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто "(родом) из городка Винчи». Полное его имя - Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи», пишет Википедия.

Для начала я хотел бы привести один отрывок из документа, который содержит медицинский отчёт, написанный врачом, вызванным к постели больного да Винчи. И хотя Леонардо всю жизнь искренне и очень сильно ненавидел докторов, стараясь обходится в своей жизни без их непосредственного участия, видимо, на этот раз ему действительно пришлось довольно туго, хотя лично я думаю, что подпустить лекаря к своей постели Леонардо да Винчи мог, только находясь в бессознательном состоянии. Так что придётся предварить цитату из медицинского свидетельства цитатой из дневника самого да Винчи исключительно для того, чтобы наглядно продемонстрировать, каким же серьёзным и внушающим опасение, по всей видимости, было состояние его здоровья.
Научись сохранять здоровье, что тебе тем более удастся, чем более будешь беречься врачей, ибо составы их относятся к роду алхимии, книги коей многочисленны не менее тех, что существуют о медицине. Всякий человек хочет накопить капитал, чтобы дать врачам, разрушителям жизни. Поэтому они должны быть богаты.
Так что, как вы сами можете убедиться, со средневековой медициной у Леонардо отношения не заладились. Тем не менее приглашённый к кровати больного сорокалетнего да Винчи (возраст изобретателя можно установить благодаря тому, что документ врача датирован вполне определённо) лекарь оказался, видимо, весьма компетентным, потому что довольно точно сумел определить не только диагноз, но, и выдвинул очень правдоподобную причину заболевания. Вот что написал врач:
Вызванный к одру болезни Леонардо да Винчи, который родом из Тосканы, я определил по виду его лица и по виду его конечностей, которые находились в оцепенении, а ещё и по лихорадочному жару, который глодал больного изнутри, без видимых причин тому снаружи, мозговую лихорадку. Я спрашивал домашних, которые ухаживали за больным до прихода моего, что делал да Винчи перед тем, как почувствовал жар и слабость? И спрашивал, как долго длится мозговая
лихорадка и не случилось ли с больным какого увечья? На все вопросы свои я получил достаточные ответы. Ни увечья, ни встречи с другим больным у Леонардо из Тосканы не было, а была нервная горячка, которая не отпускала его в течение пяти дней. Нервная горячка как сказали мне его домашние, для него привычна и повторяется раз от разу, когда случается ему услышать укоры в том, что его работы бывают не закончены или не нужны. И в бреду находясь, вызванном мозговой лихорадкой, да Винчи всё повторял какие-то споры и доводы и обелял себя перед невидимым собеседником, говоря, что не хочет ничего другого, как сделанной работы на пользу людям.
Да уж. Ничего себе впечатлительность! Как-то не вяжется такая прямо-таки «девичья истеричность» с тем, что мы уже знаем о характере да Винчи. Сильный и мужественный человек, а при одном лишь укоре в несостоятельности впадает, чуть ли не в коматозное состояние. Сдаётся мне, что причины для такой гипертрофированной реакции несколько глубже и серьёзнее, чем это может показаться на первый взгляд. Возможно, что именно применение масонской организации в отношении Леонардо принципа «разделяй и властвуй», то есть полная информационная изоляция изобретателя от дальнейшей судьбы его открытий, как раз и могло стать причиной такой степени его бешенства, которая доводила его до буквально «помрачения рассудка».
Будучи человеком вспыльчивым и порывистым, Леонардо, видимо, трудно было себя сдерживать, когда его начинали обвинять в несостоятельности как мастера, а он при этом даже не мог как следует оправдаться. Во-первых, из соображений секретности, которые он буквально впитал с молоком матери, а во-вторых, из-за того, что он и сам не был совершенно точно уверен, в том, что хоть что-то из созданного им вообще увидит свет божий. А ведь современной медицине известно, что длительное воздействие стрессовых ситуаций (к которым, без сомнения, относится перманентное едва сдерживаемое бешенство от несправедливых обвинений) определённо может довести человека до клиники нервных болезней.

За свою жизнь он создал более 500 научных трудов во всех областях науки и творчества, хотя написал всего двенадцать картин.
Впервые труды Леонардо да Винчи стали доступны для широкой публики только в начале XX века. Многое из его наследия считается утерянным безвозвратно. Но искусствоведы и учёные, которые занимаются исследованием его творчества, уверены, что в мире существует по крайне мере еще 150 трудов да Винчи, предположительно находящиеся в полной сохранности. Некоторые из его изобретений до сих пор не расшифрованы или их значение не понято современными учёными.

Основатель компании «Microsoft» в 1994 году приобрёл на аукционе рукопись Леонардо да Винчи о происхождении мира. Рукопись состоит из 72 страниц и содержит описание некоторых его изобретений. Билл Гейтс заплатил за рукопись 30,8 миллионов долларов.

ModernLib.Ru / Кассе Этьен / Леонардо да винчи: второе пришествие.

Вот уже почти пять столетий неизменный интерес среди учёных вызывает наследие Леонардо да Винчи. Сегодня он известен в первую очередь как художник, чьи шедевральные полотна украшают самые известные музеи мира. Загадка улыбки Мона Лизы до сих пор вызывает десятки самых безумных теорий, а на знаменитой фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» исследователи видят предсказание конца света.

Однако Леонардо был и не менее талантливым изобретателем, который открыл для человечества новую ступень развития. Человек, чья гениальность была признана ещё при жизни, во многом опередил своё время. Сконструировав по чертежам Леонардо да Винчи машины, исследователи доказали, что именно ему принадлежат «авторские права» на парашют, вертолёт, акваланг, пулемёт, автомобиль и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию. Современные испытания устройств, выполненных по чертежам Леонардо, показали - они работают!

Feldgrau.info›Главная Форум Фото Каталоги›…genij-leonardo-da-vinchi

Чтобы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение, Леонардо да Винчи практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и -- представьте себе! -- современной нейролингвистике. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!

Подробнее:
Справка:

Лихорадка центрального происхождения обусловлена непосредственным раздражением теплового центра гипоталамуса в результате острого нарушения мозгового кровообращения...

Webmed.com.ua›…zdorove…simptomy…simptomy…lihoradka

Интересно, что великий художник написавший "Тайну вечери" не отличался религиозностью. Вот как он писал о святых иконах:
«Говорить будут с людьми, которые ничему не внемлют, у которых глаза открыты, но ничего не видят; они будут обращаться к ним и не получать ответа; они будут молить о милостях того, кто имеет уши и не слышит; они будут возжигать свечи тому, кто слеп».

Filaretuos.livejournal.com›71426.html

В числе глупцов есть некая секта, называемая лицемерами, которые беспрерывно учатся обманывать себя и других, но больше других, чем себя, а в действительности обманывают больше самих себя, чем других.

Леонардо да Винчи

Задача данной статьи - пусть даже и условно выяснить, что расскажет нам код ПОЛНОГО ИМЕНИ уникального человека ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ о его уходе из жизни.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

12 18 33 47 48 65 70 85 90 100 118 124 141 157 186 192 209 224 229 230 233 243 257 281 291
Л Е О Н А Р Д О д и с е р П Ь Е Р О д а В И Н Ч И
291 279 273 258 244 243 226 221 206 201 191 173 167 150 134 105 99 82 67 62 61 58 48 34 10

5 6 9 19 33 57 67 79 85 100 114 115 132 137 152 157 167 185 191 208 224 253 259 276 291
д а В И Н Ч И Л Е О Н А Р Д О д и с е р П Ь Е Р О
291 286 285 282 272 258 234 224 212 206 191 177 176 159 154 139 134 124 106 100 83 67 38 32 15

ЛЕОНАРДО ди сер ПЬЕРО да ВИНЧИ = 291 = 139-ОТРАВЛЕННЫЙ + 152-ТОКСИНАМИ МОЗГ.

Проведём дешифровку отдельных столбцов:

243 = 104-КИСЛОРОДА + 139-ОТРАВЛЕННЫЙ
____________________________________________
58 = МОЗГ БЕЗ...

243 = 105-ГИБЕЛЬ МОЗГА + 138-УМИРАЮЩИЙ
_____________________________________________
58 = ФИНАЛ

243 - 58 = 185 = КОНЦЕНТРАЦИЯ \ яда в крови \.

19 = Т\ оксины \
_______________________________________
282 = КОНЦЕНТРАЦИЯ ЯДА В КРОВИ

282 - 19 = 263 = 139-ОТРАВЛЕННЫЙ + 124-ТОКСИНАМИ М\ озг \.

Код ДАТЫ СМЕРТИ: 2.05.1519. Это = 2 + 05 + 15 + 19 = 41 = МОЗГ = НЕЖИВ.

291 = 41-МОЗГ + 250-ОТРАВЛЕННЫЙ ТОКСИНАМИ.

Код полной ДАТЫ СМЕРТИ = 121-ВТОРОЕ МАЯ + 34-\ 15 + 19 \-\ код ГОДА СМЕРТИ \-ГИБЕЛ\ ь \ = 155 = КОНЧЕНА ЖИЗНЬ.

291 = 155-КОНЧЕНА ЖИЗНЬ, СМЕРТЕЛЬНОЕ + 136-ОТ ТОКСЕМИИ.

Справка:

Токсемия возникает тогда, когда при работе органов человека в организме полноценно не выводятся естественные продукты распада.

24farm.ru›parazitologiya/toksemiya/

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 177-ШЕСТЬДЕСЯТ + 66-СЕМЬ = 243 = 105-ГИБЕЛЬ МОЗГА + 138-УМИРАЮЩИЙ.

Таким образом мы вернулись к началу дешифровки столбцов.

291 = 243-ШЕСТЬДЕСЯТ СЕМЬ + 48-...ЕМЬ. (т.е. мы видим конец предложения, идущего справа налево).

5«Пляжных животных», как Тео называет свои творения, он изготавливает уже более 15 лет.Первое свое «пляжное животное» Тео создал скорее ради любопытства, решив на некоторое время отдохнуть от компьютера, но это занятие его настолько увлекло, что за первым последовали сотни «потомков». После пропеллерных животных появились крылатые, которые двигались за счет взмахов приводимых ветром крыльев. А не так давно Тео придумал «зверя», которым он гордится больше всего, - Animaris Rhinoceros Transport.

Этого гиганта массой 2,8 тонны и высотой 4,7 метрa Янсен создал уже не в одиночку, а в сотрудничестве с голландской компанией Heijmerink en Wagemakers. Ведь в его основе лежат не какие-нибудь дешевые трубки, а стальной скелет, прикрытый сверху полиэстером. Носорог Янсена в неком роде революционное творение. «Тысячелетия назад было сделано фантастическое изобретение - придумано колесо, - рассказывает Тео Янсен. - Но на легко деформируемых поверхностях, таких как песок или грязь, колеса бесполезны. Поэтому я в некотором смысле изобрел колесо заново. Ведь Animaris Rhinoceros Transport - это универсальное колесо для любых поверхностей». Шагающий носорог Тео - не просто пляжное животное, но и транспортное средство. На него могут забраться несколько человек и путешествовать как на наземной яхте. Несмотря на немалый вес носорога, провести его на веревке может и один человек.









Главное, что портит жизнь Янсену, - это штормовые ветра: после них ему приходится восстанавливать многих животных заново или строить из их «трупов» новых зверей. Правда, пластмассовые твари Янсена отличаются капризным нравом и при обычном ветре. «Сейчас мне приходится ремонтировать их каждые пять минут, но это заметный прогресс, - рассказывает создатель. - Раньше от поломки до поломки они ходили несколько секунд». Быть пастухом пластмассовых зверей - нелегкое дело.

Итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый и философ эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Винчи, недалеко от Флоренции. Отец - сеньор, мессэр Пьеро да Винчи - был зажиточным нотариусом, так же как и четыре поколения его предков. Когда родился Леонардо, ему было около 25 лет. Умер Пьеро да Винчи в 77 лет в 1504, за свою жизнь имел четырех жен и был отцом десяти сыновей и двух дочерей (последний ребенок родился, когда ему было 75 лет). О матери Леонардо почти ничего не известно: в его биографиях чаще всего упоминается некая „молодая крестьянка” Катерина. В эпоху Возрождения к незаконнорожденным часто относились так же, как к детям, рожденным в законном браке. Леонардо сразу был признан своим отцом, но после рождения был отправлен вместе с матерью в деревню Анхиано.

В 4 года его забрали в семью отца, где он получил начальное образование: чтение, письмо, математика, латынь. Одна из особенностей Леонардо да Винчи - его почерк: Леонардо был левша и писал справа налево, переворачивая буквы так, что текст легче было читать с помощью зеркала, но если письмо было адресовано кому-либо, он писал традиционно. Когда Пьеро было за 30, он переехал во Флоренцию и обосновал там свое дело. Чтобы найти работу для сына, отец привез его во Флоренцию. Будучи незаконно рожденным, Леонардо не мог стать юристом или врачом и отец решил сделать из него художника. В то время художники, считавшиеся ремесленниками и не принадлежавшие к элите, стояли чуть выше портных, но во Флоренции испытывали к живописцам гораздо больше почтения, чем в других городах-государствах.

В 1467-1472 Леонардо обучался у Андреа дель Верроккио - одного из ведущих художников того периода - скульптора, бронзолитейщика, ювелира, устроителя празднеств, одного из представителей Тосканской школы живописи. Талант Леонардо-художника был признан учителем и публикой, когда юному художнику едва исполнилось двадцать лет: Верроккьо получил заказ написать картину „Крещение Христа” (Галерея Уффици, Флоренция), второстепенные фигуры должны были писать ученики художника. Для живописи в то время использовались темперные краски - яичный желток, вода, виноградный уксус и цветной пигмент - и в большинстве случаев картины получались тусклыми. Леонардо рискнул писать фигуру своего ангела и пейзаж недавно открытыми масляными красками. По легенде, увидев работу ученика, Верроккио сказал, что «его превзошли и отныне все лица будет писать только Леонардо».

Он овладевает несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо. В 1472 Леонардо был принят в гильдию живописцев - гильдию Святого Луки, но остался жить в доме Верроккио. Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами. 8 апреля 1476 Леонардо да Винчи по доносу был обвинен в садомее и арестован вместе с тремя друзьями. В то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба. Судя по записям того времени, многие сомневались в виновности Леонардо, ни обвинителя, ни свидетелей так и не нашли. Избежать сурового приговора, вероятно, помогло и то, что среди арестованных был сын одного из вельмож Флоренции: был суд, но провинившихся отпустили после небольшой порки.

В 1482, получив приглашение ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи неожиданно уехал из Флоренции. Лодовико Сфорца считался самым ненавистным тираном в Италии, но Леонардо решил, что Сфорца будет для него лучшим покровителем, чем Медичи, правившие во Флоренции и невзлюбившие Леонардо. Первоначально герцог взял его в качестве устроителя придворных праздников, для которых Леонардо придумывал не только маски и костюмы, но и механические „чудеса”. Великолепные праздники работали на преумножение славы герцога Лодовико. За жалование меньшее, чем у придворного карлика, в замке герцога Леонардо исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, придворного художника, позднее - архитектора и инженера. Одновременно Леонардо „работал на себя”, занимаясь несколькими направлениями науки и техники одновременно, но за большую часть работы ему не платили, так как Сфорца не обращал никакого внимания на его изобретения.

В 1484-1485 годах около 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы. Леонардо да Винчи, считавший причиной этого перенаселенность города и грязь, царившую на узких улочках, предложил герцогу построить новый город. По плану Леонардо город должен был состоять из 10 районов по 30 тысяч жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади (через несколько столетий Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). Проект устройства города, как и многие другие технические идеи Леонардо, герцог отверг.

Леонардо да Винчи было поручено основать в Милане академию художеств. Для преподавания он составил трактаты о живописи, свете, тенях, движении, теории и практике, перспективе, движениях человеческого тела, пропорциях человеческого тела. В Милане возникает Ломбардская школа, состоявшая из учеников Леонардо. В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою „Тайную вечерю” на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане.

22 июля 1490 Леонардо поселил в своем доме юного Джакомо Капротти (впоследствии он стал звать мальчика Салай - „Демон”). Что бы ни вытворял юноша, Леонардо прощал ему все. Отношения с Салаем были самыми постоянными в жизни Леонардо да Винчи, не имевшего семьи (ни жены, ни детей он не хотел), а после его смерти Салай унаследовал многие картины Леонардо.

После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). Последние годы 1516-1519 он прожил во Франции.

Немного подробнее остановимся на последнем периоде его жизни, когда в марте 1516 года смерть Джулиано Медичи лишила Леонардо да Винчи надежного покровителя. Поэтому зимой 1516 – 1517 он принимает приглашение короля Франции Франциска I (1494 — 1547) и в качестве его придворного живописца уезжает во Францию. Он живет в Клу (Кло-Люссе) близ королевского замка Амбуаз, занимается научными экспериментами, архитектурными и ирригационными проектами.

В октябре 1517 г. кардинал Луиджи д’ Арагона посещает престарелого Леонардо в Клу и позднее пишет о нескольких картинах, которые он видел в мастерской художника. О старческих недомоганиях Леонардо, с которыми был связан спад творческих сил, упоминает Антонио де Беатис, секретарь кардинала. В своем письме от 10 октября 1517 он пишет 65-летнем мастере как о глубоком старике, который уже не мог много работать, но еще хорошо рисовал. Однако в последних очень немногочисленных рисунках, полных изображений фантастических существ, не чувствуется возраст художника. Эти поздние рисунки насыщеннее и композиционно сильнее набросков его юности, они излучают почти юношескую энергию и создают впечатление, что, несмотря на преклонные годы, Леонардо с его, как никогда живым умом вернулся к истокам своего искусства.

Последние дни жизни Леонардо да Винчи. Смерть великого художника в замке Клу (Кло-Люссе) в возрасте шестидесяти семи лет в 1519 году. 23 апреля 1519 г. Леонардо выражает в завещании свою последнюю волю. 2 мая он умирает в Клу. Согласно легенде, король Франции Франциск I присутствовал у смертного одра Леонардо.

Умер Леонардо да Винчи в замке Клу 23 апреля 1519 в возрасте 67 лет и сам король Франции Франциск I присутствовал у его смертного ложа.

Сегодня в замке Клу (Кло-Люссе) в Амбуазе. можно увидеть апартаменты, которые воссоздают время жизни здесь великого живописца и настоящего ученого Леонардо да Винчи: «спальня Леонардо» с кроватью под алым балдахином и другой мебелью в стиле ренессанс, которые передают атмосферу того времени и заставляют вспомнить о смерти великого живописца. В обширном «кабинете» на стене висит копия картины Леонардо да Винчи, с которой мастер не расставался до конца своей жизни — это Мона Лиза, известная еще как Джоконда.

Согласно завещанию Леонардо да Винчи был похоронен в церкви Сен Флорантен в Амбуазе, одной из двух главных церквей города, прекрасно сохранившейся до наших дней. О том, что Леонардо да Винчи был действительно похоронен в галерее церкви Сен-Флорантен, подтверждает запись в церковном регистре: «В галереи этой церкви был похоронен господин Леонардо да Винчи, миланский дворянин, первый живописец, инженер и архитектор короля, государственный мастер механики и бывший живописец миланского герцога». Однако могила Леонардо да Винчи была утрачена во время гугенотских войн.

В готической часовне, встроенной в отвесную каменную стену замка Амбуаз, фортификационные сооружения которого господствуют над городком, находится можно видеть могильную плиту с именем Леонардо да Винчи. Поэтому многие посетители замка Амбуаз принимают эту изящную готическую часовню за фактическое место захоронения великого художника.

Охватить масштаб личности Леонардо да Винчи - дело невозможное. Человек, ставший легендой при жизни, остаётся легендой и недостижимым идеалом и в современном мире.

Гений или, как его часто называют, титан Возрождения Леонардо да Винчи личность поистине уникальная. Его жизнь представляет собой удивительный калейдоскоп – во всех сферах, за которые он брался, от живописи до сложных инженерных изобретений он достиг невероятных высот. Между тем о самом Леонардо мы почти ничего не знаем – он был очень скрытным и одиноким человеком, а первая биография была написана спустя 30 лет после его смерти Джорджо Вазари.

Родился Леонардо 15 апреля 1452 года в маленьком городке Винчи на северо-западе Италии. История его семьи хранит несколько загадок, так как неизвестно кем была его мать. Все источники указывают на то, что звали её Катерина, но вот чем она занималась – открытый вопрос. Традиционно считается, что она была простой, юной крестьянкой. Отец Леонардо был нотариус Пьеро да Винчи, которому на тот момент было 25 лет. Отец присутствовал при крещении ребенка и признал его, но по неизвестным причинам первые 4 года жизни Леонардо провел в деревушке Анхиано. В год рождения сына Пьеро женится на Альбиере Амадоре и только спустя 4 года забирает сына к себе. Должность нотариуса в те времена считалась достаточно знатной, поэтому детство и юность Леонардо прошла в благополучии и достатке. Отец был женат 3 раза, имел 12 детей и дожил до 77 лет. Но он, по замечанию Вазари, был обычным человеком, что делает необыкновенность Леонардо еще более интересной. Так или иначе, отец всё же дал хорошее домашнее образование сыну, хотя и бессистемное, о чем потом упоминал в своих записях Леонардо.

Талант юноши проявился уже в раннем возрасте. Интересен эпизод, в котором Пьер да Винчи попросил своего сына раскрасить большой деревянный щит в подарок одному из соседей. Леонардо с радостью и с большой ответственностью подошел к делу, выбрав изображение Медузы Горгоны для рисунка на щите. Рисунок был выполнен настолько реалистично, что отец, увидев его, буквально пошатнулся от ужаса. Конечно, такой шедевр он не мог подарить и оставил себе. Сейчас копия этого щита кисти Караваджо хранится в одном из музеев Франции. Вероятно, именно после этого случая Пьеро решил отдать сына на обучение во Флоренцию, где Леонардо под назиданием известного художника Верроккьо учится живописи. Так начался период в жизни Леонардо да Винчи, получивший название флорентийский.

Флоренция в те времена была одним из главных центров интеллектуальной элиты всей Западной Европы. Леонардо, попав в среду таких известных художников как Боттичелли, Гирландайо, Беллини и многих других, выделяется своей отстраненностью и одиночеством. В его записях хорошо прослеживается, что его одиночество – сознательное. Он считал, что «если ты одинок, то полностью принадлежишь самому себе», и не стремился заводить близких знакомств с кем-либо. Частично поэтому он не входил в кружок интеллектуалов Флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Но не только из-за этого он не мог попасть в интеллектуальную среду того времени. Одной из причин было то, о чем досадовал сам Леонардо – это плохое знание латыни, которая вплоть до Новейшего времени считалась главным языком науки. Но другая причина была важней – Леонардо был художником, а во времена Возрождения художники считались скорее ремесленниками или даже профессиональными малярами, выполняющими заказ; отношение к художникам было как к слугам. Не оцененный по достоинству кружком гуманистов-интеллектуалов, талант да Винчи поражал Верроккьо. Работая в мастерской, учитель поручил Леонардо написать ангела на одном из его полотен. Фигура ангела, написанная да Винчи, настолько поразила учителя, что, по словам Вазари, он больше никогда не взял в руки кисть. Ученик превзошел учителя. Вскоре Леонардо открывает собственную мастерскую.

В это время папа Сикст IV пригласил лучших тосканских мастеров для работы в Ватикане. Среди них были Гирландайо, Боттичелли, Перуджино, Филипп Липпи, Синьорелли и многие другие, но не Леонардо. Возможно, что недооцененный гений испытал некоторую досаду от произошедшего и решился на переезд в Милан. К тому же его инженерные и научные наклонности уже все больше овладевали им, а Милан в это время был практически противоположностью изысканной Флоренции – это был промышленный город, где множество мастеров, оружейников и ремесленников установили крепкое производство. Леонардо просит покровительства у местного хозяйственника Лодовико Сфорца, причем позиционирует себя в первую очередь не как художника, а как инженера, рассказывая в письме о собственных инженерных задумках, таких как пушки, закрытые колесницы, катапульты и баллисты, и лишь одной строчкой упоминает о своей художественной деятельности. Сфорца принимает Леонардо ко двору и даёт различные задания как инженерные, так и связанные с искусством. Одним из заданий была постройка памятника основателю династии Сфорца – Франческо Сфорца. Статуя в виде коня с всадником должна была стать символом законности и величественности власти семьи, и Леонардо принялся за работу. В течение 16 лет продолжалась работа над памятником. После нескольких неудачных отливок, глиняная статуя коня была сделана, но из-за вторжения французов в Милан в 1499 году она безвозвратно была утрачена. К счастью сохранились чертежи, по которым можно судить о необыкновенности задумки Леонардо.

Миланский период всё более утверждает инженерный и художественный талант Леонардо да Винчи. Именно тогда появляются его картины «Дама с горностаем», «Мадонна Литта», «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», множество анатомических и простых карандашных рисунков. Одним из знаменитейших рисунков Леонардо да Винчи является Витрувианский человек – фигура мужчины, в двух наложенных друг на друга позициях, вписанных в окружность и квадрат. Рисунок размером 34,3×24,5 см выполнен чернилами и акварелью. Фигура мужчины показывает математические пропорции человеческого тела в соответствии с данными из трактатов римского архитектора Витрувия. Витрувианский человек является своего рода символом природной идеальности человека, его внутренней симметрии и математической пропорциональности. Рисунок, таким образом, представляет собой одновременно и художественное произведение, и научный труд.

Инженерные разработки и идеи да Винчи, дошедшие до нас в его записях, не могут не удивлять. Поразительно, как человек рубежа XV-XVI веков мог насколько опережать время! В чертежах сохранились проекты вращающейся цепи для велосипеда, машины для массового производства, различные летательные аппараты, станки и многое другое. Он разрабатывал проекты благоустройства городов, конструировал шлюзы, плотины, каналы, мельницы, даже высчитывал стоимость этих проектов, но, к сожалению, никто за них не брался. Неуёмная и интенсивная изобретательская и инженерная деятельность да Винчи будто являлась протестом против тех кружков интеллектуалов, куда он не попал. Он доказывал сам себе, что он всё же входит в этот круг, и делает это на голову выше других.

После вторжения французских войск, Леонардо возвращается во Флоренцию. Здесь он получает поручение от Сеньории участвовать в росписи зала Большого совета дворца Сеньории, где уже на тот момент работал Микеланджело. Так два гиганта эпохи стали работать вместе, хотя и без особой расположенности друг к другу. Как отмечает Вазари, время от времени посмотреть на работу мастеров заходил тогда еще юный Рафаэль. Действительно невероятная ситуация! Примерно в это же время Леонардо пишет свой главный шедевр – знаменитую на весь мир «Джоконду» или «Мону Лизу». История этой картины привлекает искусствоведов всех стран, а загадочная госпожа Лиза дель Джокондо не оставляет равнодушными зрителей. Самое известное произведение живописи в мире оказало невероятнейшее влияние на глобальную художественную культуру, а сам Леонардо да Винчи не расстаётся со своим шедевром, даже уехав во Францию. Таких любимых картин у него было три: «Мона Лиза», «Иоанн Креститель» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».

Некоторое время Леонардо вновь проводит в Милане на службе у французского короля Людовика XII, а затем в Риме у папы Льва X. В 1516 году да Винчи был приглашён ко двору новым королём Франции Франциском I. Он получил звание первого королевского художника, инженера и архитектора, но по сути был просто «украшением» двора – королю было престижно иметь у себя «того самого Леонардо», ставшего уже легендой. К сожалению, здоровье художника ухудшалось, правая рука была парализована, ему всё тяжелее было передвигаться без посторонней помощи, поэтому выполнять свои должностные обязанности он мог. Тогда Франциск I приобрёл у Леонардо «Мону Лизу», чем обеспечил ей сохранность в веках.

Незадолго до смерти художник перебрался в маленький городок Амбуаз, на реке Луаре. В возрасте 67-ми лет Леонардо да Винчи уже был прикован к постели. В полном сознании он пишет завещание: все свои рукописи и книги перешли к одному из его учеников Франческо Мельци. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи тихо ушёл из жизни.

Феномен гениального художника, учёного, писателя до сих пор волнует умы исследователей. Личность Леонардо да Винчи не входит ни в один человеческий размер, размах его деятельности огромен, а влияние, оказанное на всю мировую культуру, невероятно удивительно. Леонардо действительно неисчерпаем, современность рассматривает всё новые и новые аспекты его жизни и творчества, стремясь постичь тайны «универсального человека». В честь него назван астероид, многие авторы используют прототип Леонардо да Винчи в своих произведениях, снимаются фильмы и сериалы так или иначе связанные с наследием великого да Винчи, и многое другое. Он стал больше, чем просто исторически значимой фигурой – он стал образом, титаном и недостижимым идеалом.