Послевоенное устройство мира. Эпоха холодной войны

  • 09.09.2019
  • 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
  • 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
  • 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
  • Типичные ошибки авторов рефератов
  • II. Календарный план занятий
  • III. Описание балльно-рейтинговой системы
  • 4 Кредита (144 балла)
  • IV. Темы и задания к семинарским занятиям по курсу «история».
  • Тема 8. Советский человек – традиционный или модернизированный?
  • Тема 9. Духовное развитие общества и появление «нового человека» во второй половине хх – начале ххi вв.
  • V. Вопросы к рубежной аттестации (1-ый курс, 1-й сем., нач. Ноября)
  • VI. Вопросы к итоговой аттестации (1-ый курс, 2-ой сем., начало июня)
  • VII. Темы рефератов
  • 2. Понятие «общество». Основные законы развития общества
  • 1. По закону ускорения развития общества.
  • 2. По закону неодинаковой скорости общественного развития разных народов.
  • 3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.
  • 4. Основные подходы к истории: формационный, культурологический, цивилизационный
  • 5. Место России среди других цивилизаций
  • Лекция № 2 Восточные славяне. Возникновение и развитие древнерусского государства (VI – середина XI в.В.)
  • 1. Восточные славяне в древности. Особенности хозяйственного уклада и политической организации в VI – середине IX в.В.
  • 2.Образование, расцвет и начало раздробленности
  • Лекция №3 Политическая раздробленность на Руси. Борьба за независимость в XIII в. И начало объединения Русских земель
  • 1.Причины и последствия раздробленности Руси
  • 2.Борьба за независимость и её итоги.
  • Лекция №4 Образование централизованного российского государства. Политика и реформы Ивана IV Грозного.
  • 1. Образование и политическая система Российского централизованного государства
  • 2. Политика и реформы Ивана Грозного
  • Важнейшие реформы:
  • Лекция № 5 Смутное время в России и правление первых Романовых
  • 1.Причины, ход и итоги смутного времени
  • 2.Ход и итоги Смутного времени
  • 2. Россия во времена первых Романовых
  • Лекция №6
  • 2. Просвещенный абсолютизм и итоги правления Екатерины Великой.
  • Лекция №7 Россия в первой половине XIX века. Великие реформы Александра II и особенности модернизации страны.
  • 2.Начало промышленного переворота в России
  • 3.Великие реформы Александра II и их значение.
  • 4.Особенности модернизации пореформенной России.
  • Лекция №8 Россия на рубеже XIX – XX веков.
  • Лекция № 9 Столыпинские реформы и их итоги. Россия в I Мировой войне.
  • Лекция № 10 Смена путей исторического развития России в 1917 г. Становление советской системы.
  • 2. Двоевластие. Кризис Временного правительства.
  • 3.Установление Советской власти. Учредительное собрание.
  • Лекция № 11 Гражданская война и политика «военного коммунизма»
  • Лекция № 12 Советский Союз в 1920-30-е годы хх века
  • 2. Образование ссср.
  • 3. Советская модель модернизации.
  • 4. Завершение складывания тоталитарной политической системы. Режим «личной власти» Сталина.
  • 5. Международное положение и внешняя политика ссср в 1930-е годы
  • Лекция № 13 Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
  • Лекция № 14 Послевоенное устройство мира, холодная война и её последствия.
  • Лекция №15 Восстановление народного хозяйства в ссср (1946-1952гг.). Советское общество в 1953-1964гг.
  • Лекция №16 Советское государство в середине 1960-х - начале 1990-х годов Особенности периода правления л.И. Брежнева
  • Лекция №17 Перестройка и распад ссср. Образование Российской Федерации
  • Лекция № 18 Современная Россия (1990-е гг. Хх в. – начало ххIв.)
  • Россия в 2000 - 2012 гг.
  • Лекция № 14 Послевоенное устройство мира, холодная война и её последствия.

    Внешняя и внутренняя политика СССР.

    Окончание второй мировой войны породило новую ситуа­цию на планете. На первое место во внешней политике европейских стран встали вопросы мирного урегулирования, начиная с определения границ и налаживания взаимоотношений и кончая решением внутренних социальных и экономических проблем.

    Главным вопросом послевоенного урегулирования встал вопрос создания международных организаций.

    В апреле 1945 года в Сан-Франциско открылась конференция по вопросам безопасности народов в послевоенный период. В работе конференции приняли участие делегации из 50 стран во главе с министрами иностранных дел. Характерным явилось то, что среди участников конференции были представители Украины и Белоруссии, по которым вопрос был решен еще на Крымской встрече глав государств СССР, США и Великобритании. Так как в Польше правительство было создано в ходе борьбы с фашистской Германией, а в Лондоне находилось другое, эмигрантское правительство, по инициативе Англии и США в отношении Польши было принято постановление о том, что после решения вопроса о польском правительстве этой страны ей будет предоставлено место в ООН.

    На конференции создана Организация Объединенных Наций и после острых дискуссий принят Устав, который был подписан в торжественной обстановке 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября 1945 года. Этот день считается днем рождения ООН. В Уставе впервые закреплен в качестве основы международных отношений принцип равноправия и самоопределения народов. Устав обязывал членов ООН принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права».

    Главным политическим органом ООН является Совет Безопасности, состоящий из постоянных членов. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН, наряду с США, Англией, Францией и Китаем.

    Главным совещательным органом ООН является Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют представители всех стран-членов организации. Генеральной Ассамблеей ООН на двухгодичный срок избираются непостоянные члены.

    В отличие от США, значительно усиливших свои позиции, европейские страны из лагеря победителей вышли из войны с ослабленной экономикой. Еще сложнее обстояли дела в СССР. С одной стороны, небывало возрос международный авторитет Со­ветского Союза и без его участия теперь не решалась ни одна крупная проблема международных отношений. В то же время эко­номическое положение СССР было сильно подорвано. В сентябре 1945 г. сумма прямых потерь, причиненных войной, оценивалась в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раз превышало национальный доход СССР в 1940 г.

    СССР стал признанной великой державой на международной арене: число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52.

    Внешняя политика. Наметившееся после войны потепление международных отношений оказалось недолгим. В первые месяцы после поражения Германии и капитуляции Японии советское правительство всяче­ски старалось создать образ СССР как миролюбивого государства, готового к поиску компромиссов в решении сложных мировых проблем. Оно подчеркивало необходимость обеспечить благопри­ятные международные условия для мирного социалистического строительства в СССР, развития мирового революционного про­цесса, сохранения мира на Земле.

    Но так продолжалось недолго. Внутренние процессы, а также кардинальные перемены в международной обстановке при­вели к ужесточению советским руководством политико-доктринальных установок, определявших конкретные цели и дей­ствия отечественной дипломатии, направления идеологической работы с населением.

    После окончания войны были образованы народно-демократические государства в Албании, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польше, Румынии, Югославии. 11государств пошли по пути построения социализма. Мировая система социализма объединила 13 государств и охватила 15% территории и около 35% населения земного шара (до войны – 17% и 9% соответственно).

    Таким образом, в борьбе за влияние в мире бывшие союзники по войне с Германией разделились на два противостоящих друг другу лагеря. Между СССР и США, Востоком и Западом началась гонка воору­жений и политическое противоборство, получившее название «хо­лодной войны».

    В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР. Свои выводы Черчилль представил в мемуарах: так как СССР стал смертельной угрозой для Америки и Европы необходимо немедленно создать фронт, уходящий как можно дальше на Восток, против его стремительного продвижения. Главная и подлинная цель англо-американских армий – Берлин с освобождением Чехословакии и вступлением в Прагу. Вена и вся Австрия должны управляться западными державами. Отношения с СССР должны строиться на военном превосходстве.

    Холодная война – глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками – с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов. Конфронтация не была войной в прямом смысле – одной из главных составляющих была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы-победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам.

    Формальным началом холодной войны часто считается выступление У.Черчилля в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. Речь У.Черчилля очертила новую реальность, которую отставной английский лидер, после заверений в глубоком уважении и восхищении «доблестным русским народом и моим товарищем военного времени маршалом Сталиным», определял как «железный занавес».

    Неделей позже И.В.Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.

    Сталинское руководство стремилось создать в Европе и, по возможности, в мире антиамериканский блок, кроме того, страны Восточной Европы воспринимались как «санитарный кордон» против американского влияния. В этих интересах советское прави­тельство всемерно поддерживает коммунистические режимы в Восточной Европе, где к 1949 г. произошли «социалистические революции», коммунистическое движение в Греции (попытка ор­ганизовать здесь коммунистический переворот провалилась в 1947 г.), негласно ввязывается в корейскую войну (1951-1954 гг.) на стороне прокоммунистически настроенной Северной Кореи.

    В 1945 году СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая признание права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах. В 1946 году на Лондонском совещании министров иностранных дел СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить себе присутствие в Средиземноморье.

    12 марта1947 года президент США Гарри Трумэн заявил о намерении предоставить Греции и Турции военную и экономическую помощь в размере 400млн. долларов. Одновременно определил содержание соперничества США и СССР как конфликта демократии и тоталитаризма.

    В 1947 году по настоянию СССР соцстраны отказались от участия в плане Маршалла, предполагавший предоставление экономической помощи в обмен на исключение коммунистов из состава правительства.

    После войны всем странам соцлагеря СССР оказывал существенную экономическую помощь. Так, в 1945 году Румыния получила в порядке займа 300 тонн зерна, Чехословакия – 600 тысяч тонн зарна, Венгрия – три займа, и т.д. К 1952 году такая помощь уже оценивалась на сумму свыше 3млрд долларов.

    Созданный после войны по решению Потсдамской конференции Контрольный Совет для управления Германией как «единым экономическим целым» оказался неэффективным. В ответ на решение США о проведении в 1948 году сепаратной денежной реформы в западных зонах оккупации и Западном Берлине с целью дать немецкой экономике твердую валюту, СССР установил блокаду Берлина (до мая 1949г.). В 1949 г. конфликт между США и СССР привел к расколу Германии на ФРГ и ГДР, где неразрешенной осталась проблема Западного Берлина.

    Советский Союз развернул широкомасштабную помощь странам народной демократии, создав для этой цели специальную организацию - Совет экономической взаимопомощи(1949 г.).

    1949-50гг. стали апогеем «холодной войны» - был создан военно-политический блок стран Запада – НАТО, а также другие блоки с участием США: АНЗЮС, СЕАТО и др.

    Спустя несколько лет СССР объединил часть стран народной демократии в военно-политический союз - Организацию ВаршавскогоДоговора: (1955-1990гг. - Албания /до 1968г./, Болгарии, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия). СССР активно содействовал коммунистическим партиям и движениям в западных государствах, росту освободи­тельного движения в «третьем мире» и созданию стран «социали­стической ориентации».

    Со своей стороны руководство США стремилось к проведению политики с «позиции силы», пытаясь использовать для давления на СССР всю свою экономическую и военно-политическую мощь. В 1946 году президентом США Г.Трумэном была провозглашена доктрина «ограничения коммунистической экспансии», подкрепленная в 1947 году доктриной экономической помощи» свободным народам».

    США была оказана широкомасштабная эко­номическая помощь западным странам («план Маршалла»), создан военно-политический союз этих государств во главе с США (НА­ТО, 1949 г.), размещена у границ СССР сеть американских воен­ных баз (Греция, Турция), поддерживались антисоциалистические силы внутри стран советского блока.

    В 1950-1953гг. в ходе корейской войны произошло прямое столкновение между СССР и США.

    Таким образом, формирование лагеря социализма, который в экономическом, политическом и культурном отношении все более обособлялся от капиталистических стран, и жесткий политический курс Запада привели к расколу мира на два лагеря – социалистический и капиталистический.

    Тема 16. ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА

    1. Изменения в международных отношениях в послевоенный период. Начало «холодной войны».

    2. Образование социалистического блока в Восточной Европе. Начало падения колониальной системы.

    Вторая мировая война привела к серьёзным изменениям в соотношение сил на международной арене. После поражения Германия, Италия и Япония на время выбыли из числа великих держав и потеряли свои колонии. Франция и даже Великобритания значительно ослабли. Зато Соединенные Штаты Америки вышли из войны усилившимися. Далеко обогнав все остальные страны в области экономики, они превратились в гигантскую «сверхдержаву», занявшую главное место в капиталистическом мире.

    Другой сверхдержавой стал Советский Союз. Несмотря на тяжелые потери победа СССР в войне, его огромный экономический потенциал, наличие мощной армии, образование под руководством СССР блока народно-демократических государств, превратили Советский Союз в величайшую державу мира. Международный авторитет СССР значительно возрос. Без его участия теперь не решался ни один серьёзный вопрос мировой политики. Противостояние «сверхдержав» США и СССР и в связи с этим образование «двухполюсного мира» наложили глубокий отпечаток на всю послевоенную историю.

    После Второй мировой войны единство стран-победительниц не могло сохраняться долго. СССР, с одной стороны, и США, Великобритания и Франция - с другой, представляли различные социальные системы. Советский Союз - социалистическую, а его бывшие союзники - капиталистическую. Обе стороны стремились к расширению территории, в которых были распространены именно их общественные порядки. СССР стремился получить доступ к ресурсам, которые прежде контролировались капиталистическим странами. Прокоммунистические и просоветские партизанские движения развернулись в Греции, Иране, Китае, Вьетнаме и других странах. США и их союзники стремились сохранить свое господство в Западной Европе, Азии, Африке и Латинской Америке. Разоренные войной жители Европы и Азии с большим интересом относились к опыту быстрого индустриального строительства в СССР, миллионы людей надеялись, что замена капиталистической системы, переживавшей тяжелые времена, на социалистическую, может позволить быстро преодолеть разруху.

    Непростые отношения между бывшими странами союзницами получили название «холодная война». Вообще этот термин обозначает состояние военно-политической, экономической и идеологической конфронтации государств и групп государств, при которой ведется гонка вооружений, применяются экономические меры давления (эмбарго, экономическая блокада и т. п.), осуществляется организация военно-статегических плацдармов и баз. «Холодная война» возникла вскоре после Второй мировой войны и закончилась в начале 1990-х гг. главным образом в связи с демократическими преобразованиями во многих странах бывшей социалистической системы.

    «Холодная война» вызвала раскол мира на два лагеря, тяготевших к СССР и США. Конфликт между СССР и бывшими союзниками происходил постепенно. Первым шагом в этом направлении стала «фултонская речь». 5 марта 1946, выступая в присутствии президента США Г. Трумэна в Фултоне, У. Черчилль обвинил СССР в развертывании мировой экспансии, в наступлении на территорию «свободного мира», то есть той части планеты, которая контролировалась капиталистическими странами. Черчилль призвал «англосаксонский мир», а именно США, Великобританию и их союзников дать отпор Советскому Союзу. Крылатыми стали его слова о разделе Европы «железным занавесом». Речь в Фултоне стала своеобразным объявлением «холодной войны».

    В 1946-1947 гг. Советский Союз усилил давление на Грецию и Турцию. В Греции шла гражданская война, а от Турции СССР требовал предоставления территории для военной базы в Средиземном море. В этих условиях президент США Гарри Трумэн заявил о готовности осуществлять «сдерживание» СССР во всем мире. Эта позиция получила название «доктрины Трумэна» и означала прекращение сотрудничества между победителями фашизма.

    Гарри Трумэн, 33-й президент США

    Однако фронт «холодной войны» пролегал не между странами, а внутри них. Около трети населения Франции и Италии поддерживало компартии. В ряде западноевропейских государств социалисты и коммунисты входили в состав правительств. В 1947 США выдвинул план Маршалла по предоставлению странам Европы материальной помощи. Главной его целью было улучшение тяжелого экономического положения послевоенной Европы, чтобы не допустить приход к власти левых сил и перехода европейских стран в лагерь социализма. В этой связи план Маршалла тесно связан с «доктриной Трумэна», направленной на противодействие расширению зоны влияния СССР в мире. Основные положения плана были выдвинуты государственным секретарем США Джорджем Маршаллом 5 июня 1947 года на выступлении в Гарвардском университете. Его целью было оказание экономической помощи разорённой войной Европе. Американская сторона не оговаривала, какие именно страны могут рассчитывать на финансовую поддержку. При этом Джордж Маршал прекрасно понимал, что конгресс США не поддержит программу помощи, одним из получателей которой будет Советский Союз.

    На состоявшейся в июле 1945 года конференции в Париже СССР отказался принять участие в плане Маршала. Советское руководство посчитало, что с его помощью Соединённые Штаты получат контроль над экономикой стран, которым будет оказывать финансовую поддержку. Вместе с Советским Союзом к плану не присоединились и молодые социалистические государства Восточной Европы.

    План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 года, когда в США вошел в силу закон о четырехлетней программе «помощи иностранным государствам», предусматривавший предоставление помощи западноевропейским странам на основе двусторонних соглашений. Страны-участники обязывались способствовать развитию свободного предпринимательства, поощрять частные американские инвестиции, сотрудничать в снижении таможенных тарифов, поставлять в США некоторые дефицитные товары, обеспечить финансовую стабильность, создать специальные фонды в национальной валюте, высвобождаемой в результате получения американской помощи, расходование которых контролировалось бы США, представлять регулярные отчеты об использовании получаемых средств. Для контроля над исполнением плана Маршалла была создана Администрация экономического сотрудничества, возглавляемая крупными американскими финансистами и политическими деятелями. Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. С апреля 1948 по декабрь 1951 года США израсходовали по плану Маршалла около 17 млрд. долларов, причем основную долю (около 60%) получили Великобритания, Франция, Италия и Западная Германия. 30 декабря 1951 года план Маршалла официально прекратил свое действие и был заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности», предусматривавшим возможность одновременного предоставления военной и экономической помощи.

    Страны, получавшие помощь по плану Маршалла

    (высота красного столбика соответствует относительному размеру помощи)

    В ходе реализации плана Маршала были достигнуты все основные и вторичные цели. США и Канада получили прекрасный рынок сбыта излишков продукции, экономика западноевропейских стран была восстановлена, отсталые отрасли промышленности модернизированы, суммарный уровень ВВП в 1947-1951 годах показал рост почти в 33%, промышленность и сельское хозяйство превысили довоенный уровень на 40 и 11 % соответственно. Кроме того, это закрепило раскол Европы на режимы принявшие американские условия и вошедшие в сферу влияния СССР.

    Одним из символов разделённой Европы стала судьба Германии. В 1945 году её территория была оккупирована союзными войсками. Были проведены мероприятия по демилитаризации немецкой экономики и демократизации общества. СССР и западные державы по-разному видели дальнейшую судьбу Германии. В итоге 23 мая 1949 года на подконтрольной США. Великобритании и Франции территории была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ответ на это 7 октября 1949 года из восточногерманских областей, была образована Германская Демократическая Республика (ГДР), которая вошла в сферу влияния СССР. Раскол Германии стал одной из наиболее сложных международных проблем в послевоенной истории.

    «Холодная война» требовала укрепления коммунистического движения, в которое за время войны пришли новые люди, часто - демократически настроенные. В 1947 году крупнейшими европейскими компартиями вместо Коминтерна был создан Коминформ, который должен был согласовывать деятельность коммунистов в разных странах. Однако Коминформ был использован для осуждения попыток восточноевропейских коммунистических режимов искать свои варианты развития. Эта политика привела, в частности, к советско-югославскому конфликту. В 1948 году в СССР развернулись репрессивные кампании против всех, кто мог иметь культурные контакты с внешним миром. Однако репрессии, направленные против инакомыслящих, проходили и в странах Запада, прежде всего в США. Эти события получили известность как «охота на ведьм».

    Соперничество СССР и США неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками - социалистическим и капиталистическим. Целью противников было достичь превосходства особенно в области атомного оружия, а также в средствах его доставки. Вскоре таким средствами помимо бомбардировщиков стали ракеты. Началась гонка ракетно-атомных вооружений. Первоначально лидером в гонке были США. Они располагали атомным оружием, впервые опробованным еще в августе 1945 года при бомбардировке японских городов Хиросима и Нагасаки. Планы американского генерального штаба предусматривали применение атомного оружия против СССР и его союзников в случае военного конфликта.

    Советский военно-промышленный комплекс прикладывал все усилия, чтобы создать собственную атомную бомбу. Над этой задачей работали советские ученые совместно с разведслужбами. Некоторые инженерные решения удалось получить по каналам разведки из секретных американских учреждений, но эти данные нельзя было бы использовать, если бы советские ученые не подошли вплотную к созданию атомного оружия самостоятельно. Таким образом, создание нового оружия в СССР было вопросом времени, которого у нас на тот момент не было.

    В 1949 году Советский Союз испытал собственную атомную бомбу. Эта новость вызвала шок у американского руководства. Наличие бомбы у СССР удержало США от применения атомного оружия в Корее, хотя такая возможность и обсуждалась высокопоставленными американскими военными. В 1953 году СССР испытал термоядерную бомбу. С этого времени США до 1960-х гг. обгоняли нашу страну лишь в количестве ядерного оружия и средств его доставки, но не качественно. У СССР было практически любое вооружение, которым располагали США.

    В апреле 1949 года США, Канада и большинство стран Западной Европы создали военный союз - Североатлантический блок (НАТО). Согласно принятым на себя обязательствам, каждая из стран-участниц этого пакта обязывалась оказать немедленную помощь, включая применение вооружённой силы, в случае вооружённого напа-дения на одну или несколько из них в Европе или Северной Америке. СССР и страны Восточной Европы в 1955 году отве-тили на это созданием своего военного союза - Организации Варшавского договора. Таким образом, компромисс между двумя политическими системами, сложившийся в результате войны с фашизмом был окончательно разрушен.

    Государства Европы, вошедшие

    в НАТО (обозначены синим) и ОВД (красные)

    Значительным историческим событием послевоенного времени стали народно-демократические революции в ряде стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и Азии: Вьетнаме, Китае, Корее и несколько ранее - революция в Монголии. В значительной мере политическая ориентация в названных странах определялась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск, выполняющих освободительную миссию в период Второй мировой войны. Это же во многом способствовало и тому, что в большинстве стран начались кардинальные преобразования в политической, социально-экономической и других сферах в соответствии со сталинской моделью.

    Выход социалистической модели за рамки одной страны и распространение ее на Юго-Восточную Европу и Азию заложил основы для возникновения сообщества стран, получившего название «мировая система социализма». В 1959 г. Куба, а в 1975 г. Лаос вошли в орбиту новой системы, просуществовавшей более 40 лет. В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26,2% территории земного шара и насчитывающих 32,3% мирового населения. Принимая во внимание даже просто эти количественные показатели, можно говорить о мировой системе социализма как существенном факторе послевоенной международной жизни.

    Как отмечалось выше, важной предпосылкой складывания мировой системы социализма явилась освободительная миссия Советской Армии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Сегодня ведутся достаточно острые дискуссии по этому вопросу. Значительная часть исследователей склонна считать, что в 1944-1947гг. не было народно-демократических революций в странах этого региона, а Советский Союз навязал освобожденным народам сталинскую модель общественного развития. С подобной точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, так как, следует учитывать, что в 1945-1946 гг. в этих странах осуществлялись широкие демократические преобразования, восстанавливались зачастую буржуазно-демократические формы государственности. Об этом свидетельствуют, в частности: буржуазная направленность аграрных реформ при отсутствии национализации земли, сохранение частного сектора в мелкой и средней промышленности, розничной торговле и сфере услуг, наконец наличие многопартийности, включая и высший уровень власти. Если в Болгарии и Югославии сразу же после освобождения был взят курс на социалистические преобразования, то в остальных странах Юго-Восточной Европы новый курс стал осуществляться с момента установления по существу безраздельной власти национальных компартий, как это было в Чехословакии (февраль 1948 г.), Румынии (декабрь 1947 г.), Венгрии (осень 1947 г.), Албании (февраль 1946 г.), Восточной Германии (октябрь 1949 г.), Польше (январь 1947 г.).

    1949 год можно считать своеобразной паузой, подведшей черту под предысторией мировой системы социализма, а 50-е годы – выделить в относительно самостоятельный этап форсированного создания «нового» общества, по образцу СССР. Это всестороннее огосударствление промышленных отраслей экономики, принудительное кооперирование, а по существу огосударствление аграрного сектора, вытеснение частного капитала из сферы финансов, торговли, установление тотального контроля государства, высших органов правящей партии над общественной жизнью, в области духовной культуры и т.п.

    Однако была и иная модель социалистического строительства, осуществлявшаяся в те годы в Югославии - модель самоуправленческого социализма. Она предполагала в общих чертах следующее: экономическую свободу трудовых коллективов в рамках предприятий, их деятельность на основе хозяйственного расчета при индикативном типе государственного планирования; отказ от принудительной кооперации в сельском хозяйстве, достаточно широкое использование товарно-денежных отношений и т.п., но при условии сохранения монополии компартии в известных сферах политической и общественной жизни.

    Отход югославского руководства от «универсальной» сталинской схемы строительства явился причиной практической изоляции ее на ряд лет от СССР и его союзников. Лишь после осуждения сталинизма на XX съезде КПСС, только в 1955 г. отношения социалистических стран с Югославией стали постепенно нормализоваться.

    Иосип Броз Тито, руководитель послевоенной Югославии

    Важной вехой в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г. Целью СЭВ было объявлено содействие путём объединения и координации усилий стран - членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию, интеграции социалистической экономики, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса. Предполагалось при помощи повышения уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью добиться непрерывного роста производительности труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния населения стран - членов СЭВ.

    Здание СЭВ в Москве

    В результате проведённых реформ и при активном участии СЭВ уже к середине 50-х годов восточноевропейские страны достигли значительных успехов в послевоенном восстановлении экономики. Был совершён впечатляющий рывок в наращивании хозяйственного потенциала и модернизации социальной структуры. В масштабах региона был завершён переход от аграрного к аграрно-индустриальному типу общества. Однако стремительный рост производства сопровождался увеличением отраслевых диспропорций. Создаваемый экономический механизм был во многом искусственным, не учитывающим региональную и национальную специфику. Экономический рост осуществлялся на экстенсивной основе, за счёт всё большего вовлечения рабочей силы, энергии, сырья. Сформировалась «мобилизационная» система экономических отношений, в которой вертикальная командно-административная структура заменяла действие горизонтальных рыночных связей. Её неизбежным порождением стала бюрократизация экономического управления.

    Тем не менее, социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью мировой системы социализма. На другом же ее полюсе находились Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам. Эти страны наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма, а именно: в рамках жесткой однопартийной системы решительно искореняли элементы рыночных, частнособственнических отношений.

    Первой на этот путь вступила Монголия. В 1921 году была провозглашена власть народного правительства, а в 1924 году - Народная Республика. В стране начались преобразования под сильным влиянием северного соседа СССР. К концу 40-х гг. в Монголии происходил процесс отхода от первобытно-кочевого быта путем строительства в основном крупных предприятий в области горнодобывающей промышленности, распространения земледельческих хозяйств. С 1948 года страна приступила к форсированному строительству основ социализма по образцу СССР, копируя его опыт. Партия власти поставила задачу превращения Монголии в аграрно-индустриальную страну, не считаясь с ее особенностями, по существу отличной от СССР цивилизационной базой, религиозными традициями и т.п.

    Наиболее крупной социалистической страной Азии до сегодняшнего дня остается Китай. После победы революции, разгрома армии Чан Кайши (1887-1975) 1 октября 1949 года. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Под руководством Коммунистической партии Китая и при большой помощи СССР страна приступила к восстановлению народного хозяйства. При этом Китай наиболее последовательно использовал сталинскую модель преобразований. А после XX съезда КПСС, осудившего некоторые пороки сталинизма, Китай противопоставил себя новому курсу Советского Союза, превратившись в арену небывалого по масштабам эксперимента под названием «большой скачок». Концепция форсированного строительства социализма Мао Цзэдуна (1893-1976) по своей сути являлась повторением сталинского эксперимента, но в еще более жесткой форме. Сверхзадача состояла в стремлении догнать и перегнать СССР путем резкой ломки общественных отношений, использования трудового энтузиазма населения, казарменных форм труда и быта, военной дисциплины на всех уровнях социальных отношений и т. п. В результате уже в конце 50-х годов население страны стало испытывать голод. Это вызвало брожение в обществе и среди руководства партии. Ответной реакцией Мао и его сторонников стала «культурная революция». Так была названа широкомасштабная кампания репрессий в отношении инакомыслящих, растянувшаяся вплоть до смерти Мао. До этого момента КНР, считаясь социалистической страной, тем не менее находилась как бы за границами мировой системы социализма, свидетельством чему могут быть, в частности, даже вооруженные столкновения ее с СССР в конце 60-х гг.

    Помимо Китая, в социалистический лагерь вошли такие государства Азии, как Вьетнам и Северная Корея Наиболее авторитетной силой, возглавлявшей борьбу за независимость Вьетнама, была Коммунистическая партия. Ее руководитель Хо Ши Мин (1890-1969) возглавил в сентябре 1945 года временное правительство провозглашенной Демократической Республики Вьетнам. Эти обстоятельства и определили марксистско-социалистическую направленность последующего курса государства. Он осуществлялся в условиях антиколониальной войны сначала с Францией (1946-1954 гг.), а затем с США (1965-1973 гг.) и борьбы за воссоединение с югом страны вплоть до 1975 года. Таким образом, строительство основ социализма длительное время протекало в военных условиях, оказавших немалое влияние на особенности реформ.

    Страны мира в 1959 году

    Аналогичная картина наблюдалась в Корее, обретшей независимость от Японии в 1945 году и разделенной в 1948 году на две части. Северная Корея находилась в зоне влияния СССР, а Южная Корея – США. В северной Корее (КНДР) установился диктаторский режим Ким Ир Сена (1912-1994), осуществлявший строительство казарменного, закрытого от внешнего мира общества, основанного на жесточайшем диктате одной личности, тотальном огосударствлении собственности, быта и т.п. Тем не менее, КНДР удалось достигнуть в 50-е гг. определенных положительных результатов в хозяйственном строительстве благодаря развитию основ индустрии, заложенных при японских завоевателях и высокой культуре труда в сочетании с жесточайшей производственной дисциплиной.

    В конце 50-х гг. к лагерю социалистических государств присоединилась Куба. В январе 1959 года там произошла антиколониальная революция. Враждебная политика США к молодой республике и решительная поддержка ее Советским Союзом определили социалистическую ориентацию руководства страны.

    В конце 50-х, 60-е, 70-е гг. большинству социалистических стран удалось добиться известных положительных результатов в развитии народного хозяйства, обеспечив рост жизненного уровня населения. Однако в этот период отчетливо обозначились и негативные тенденции и прежде всего в экономической сфере. Укрепившаяся во всех без исключения странах мировой системы социализма модель развития сковывала инициативу хозяйственных субъектов, не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом экономическом процессе. Особенно наглядно это стало проявляться в связи с начавшейся в 50-е гг. научно-технической революцией. По мере ее развития страны социалистического лагеря все более отставали от передовых капиталистических держав по темпам внедрения в производство научно-технических достижений, главным образом в области электронно-вычислительной техники, энерго- и ресурсосберегающих производств и технологий. Попытки же частичного реформирования этой модели, предпринятые в то время, не дали положительных результатов. Причиной неудач реформ было сильнейшее сопротивление им партийно-государственной номенклатуры, в основном и определившее крайнюю непоследовательность и как результат - безуспешность процесса преобразований.

    Победа демократических сил над фашизмом во Второй мировой войне и усиление влияния СССР создали благоприятные условия для падения колониальной системы. Вопрос о системе международной опеки(иначе говоря, колониальной проблеме) в соответствии с договоренностью глав правительств Англии, СССР и США был включен в повестку дня конференции в Сан-Франциско, учредившей в 1945 г. ООН. Советские представители настойчиво выступали за принцип независимости для колониальных народов, их оппоненты, и прежде всего англичане, представлявшие в то время самую крупную колониальную империю, добивались, чтобы в уставе ООН говорилось лишь о движении «в направлении к самоуправлению». В итоге была принята формула, близкая к предлагавшейся советской делегацией: система опеки ООН должна вести подопечные территории в направлении «к самоуправлению и независимости».

    За десять последовавших лет от колониальной и полуколониальной зависимости освободилось более 1,2 млрд. человек. На карте мира появилось 15 суверенных государств, в которых проживало свыше 4/5 населения бывших колониальных владений. Добились освобождения крупнейшие английские колонии Индия (1947) и Цейлон (1948), подмандатные территории Франции – Сирия и Ливан (1943, вывод войск – 1946), от японской колониальной зависимости освободился Вьетнам, завоевавший независимость от Франции в ходе восьмилетней войны (1945-1954), победили революции социалистического характера в Северной Корее и Китае.

    С середины 50-х гг. началось крушение колониальной системы в ее классических формах прямого подчинения и диктата. В 1960 г. Генеральная ассамблея ООН по инициативе СССР приняла Декларацию о предоставлении независимости бывшим колониальным странам.

    К концу Второй мировой войны на 55 территориях Африканского континента и ряда примыкавших к нему островов проживало около 200 млн. человек. Формально самостоятельными считались Египет, Эфиопия, Либерия и доминион Великобритании – Южно-Африканский Союз, имевшие свои правительства и администрации. Огромная часть территорий Африки была поделена между Англией, Францией, Бельгией, Португалией, Испанией, Италией. 1960 г. вошел в историю как «год Африки». Тогда была провозглашена независимость 17 стран центральной и западной части континента. В целом процесс освобождения Африки завершился к 1975 г. К этому времени во всем мире в сохранившихся колониях проживало 3,7% населения планеты на территории, составлявшей менее 1 % площади земного шара.

    Всего после Второй мировой войны освободились от колониального ига более 2 млрд, человек. Крушение колониальной системы, безусловно, прогрессивное явление в современной истории человечества, так как для огромной массы населения планеты открылись возможности самостоятельного выбора пути, национального самовыражения, доступа к достижениям цивилизации.

    Освобождение стран Африки от колониаль-

    В результате разгрома стран оси произошло существенное изменение соотношения сил на мировой арене.

    Международные отношения . В основу международного устройства были положены решения Потсдамской конференции (июль–август 1945г.) об ответственности стран-инициаторов Второй мировой войны и о создании международного механизма безопасности. В апреле–июне 1945 г. учреждается Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности ООН (СССР, США, Великобритания и Франция располагали правом вето на его решения) получил полномочия на принятие мер по поддержанию международного мира. Решения Нюрнбергского и Токийского международных трибуналов, покаравших главных военных преступников, явились юридическим основанием для проведения союзными оккупационными администрациями денацификации и демилитаризации Германии и Японии.

    «Холодная война». Основу послевоенных отношений составило противостояние США, создавших систему международных военно-политических блоков, среди которых важнейшую роль играл Северо–Атлантический Пакт – НАТО, и СССР, опиравшегося на группу сопредельных стран, в которых были созданы режимы «народной демократии», копирующие советский строй (в Европе эти страны в 1955 г. создали Организацию Варшавского Договора).

    Поскольку соперничество не привело к глобальному вооруженному конфликту, сложившаяся ситуация на грани силового решения определялась как «холодная война», не исключавшая локальных столкновений (война в Корее) Ситуация обострялась созданием первоначально в США, затем в СССР атомного оружия.

    Военные потери СССР . В годы войны Советский Союз понес гигантские людские и материальные потери: погибли не менее 30 миллионов человек (из них около 2/3 – мирное население). Страна утратила почти 30% национального богатства. С учетом роста послевоенных обязательств СССР (огромные ресурсы были сконцентрированы на реализации советского «атомного проекта» и оказание помощи странам советского блока) скорейшее восстановление потенциала становилось важнейшей задачей послевоенных лет.

    Восстановление народного хозяйства . Используя патриотический подъем в обществе, власти, сократив в 1945-1948гг. вооруженные силы с 11,4 до 2.9 млн. человек, долю военных расходов в бюджете с 43 до 18%, сумели максимально задействовать мобилизационные возможности советской системы. Путем концентрации трудовых и материальных ресурсов удалось уже в 1948 г. достичь довоенного уровня промышленного производства. Проблемы в сельском хозяйстве, рассматриваемом, по-прежнему, как источник накоплений для военно-промышленного комплекса, решались медленнее. В конце 1947 г. удалось отменить карточную систему. В условиях крайне низких жизненных стандартов (средний уровень жизни, примерно соответствующий показателям 1913 г., был достигнут лишь в 1954 г.) удалось выделить некоторые средства на восстановление разрушенных городов, развитие народного образования.

    Послевоенные репрессии . Не смотря на частичную десталинизацию в годы войны, режим не отказывался от насильственных методов (в 1941–1944 гг. были депортированы немцы Поволжья, крымские татары, часть народов Северного Кавказа).

    В послевоенные годы масштабный террор возобновляется:

    Расширяется масштаб применения принудительного труда заключенных (от 1,5 до 2,5 млн.), репрессии в отношении сотен тысяч бывших советских военнопленных, ссылка отбывших заключение в годы террора 30-х гг.;

    Гонения на крупнейших деятелей культуры; Зощенко, Ахматову, Прокофьева, Шостаковича, Эйзенштейна, Таирова; разгром отечественной генетики, кибернетики; под прикрытием преодоления «преклонения перед иностранщиной» была развернута кампания против «космополитизма»);

    Репрессии в отношении партийно-государственных кадров.

    Причины ужесточения режима . Советская идеологическая машина использовала победоносные итоги войны для беспрецедентного возвеличивания Сталина. Со времен внутрипартийной борьбы 20-х гг. Сталин сформулировал стратегию, в которой интересы мирового коммунизма были подчинены специфически понятым национальным интересам страны. В послевоенные годы этот симбиоз «интернационализма» и «государственности» был призван укрепить в сознании масс абсолютную незыблемость власти вождя, что, на первый взгляд, обессмысливает новый виток террора.

    Однако в основах сталинской системы накапливались кризисные процессы:

    Физическое дряхление вождя, что порождало борьбу за наследие;

    Низкий уровень жизни входил во все большее противоречие с «официальной» эпохой строительства коммунизма;

    Перемены в умонастроениях общества, особенно, фронтовиков, осознавших себя активными «делателями истории», что не вписывалось в основы тоталитарной власти.

    Террор оставался незаменимым инструментом подержания мобилизационного состояния в обществе для достижения необоснованных целей и превентивного подавления недовольства.


    Планы послевоенного устройства

    Основные направления послевоенного мирного урегулирования были намечены во время войны ведущими державами антифашистской коалиции. На конференциях руководителей СССР, США и Великобритании в Тегеране, Ялте и Потсдаме, а также на совещании руководителей США, Великобритании и Китая в Каире были согласованы вопросы о территориальных изменениях, об отношении к побежденным фашистским государствам и наказании военных преступников, о создании специальной международной организации для поддержания международного мира и безопасности. Союзные державы решили оккупировать Германию, Италию и Японию с целью искоренения милитаризма и фашизма. Они постановили предать главных военных преступников суду Международного трибунала. Территориальные захваты Германии, Италии, Японии и их союзников, осуществленные в З0-е гг. и в период второй мировой войны, аннулировались. СССР, США и Англия заявили, что необходимо восстановить независимость Австрии и Чехословакии, вернуть Северную Трансильванию Румынии. Чехословакия согласилась передать Советскому Союзу Закарпатскую Украину, где преобладало украинское население.

    Границу между Германией и Польшей союзники договорились провести по линии рек Одер и Нейсе (Одра и Нисса). Восточная граница Польши должна была проходить по границе с Западной Украиной и Западной Белоруссией, вдоль линии Керзона. Город Кенигсберг и прилегающие к нему районы передавались Советскому Союзу. Более 6 млн. немцев и венгров, проживавших на территориях, отошедших к Польше, Чехословакии и СССР, выселили с прежнего места жительства. Германия и ее союзники должны были уплатить репарации странам, ставшим жертвами фашистской агрессии.

    Репарации (лат. восстановление) – возмещение побежденным гос-вом причиненного им материального ущерба в денежной или какой-либо иной форме. Выплата репараций предусматривается после окончания войны в мирном договоре.

    Великобритания, США и СССР решили освободить из-под власти Японии все территории, «которые она захватила при помощи силы», и ограничить японский суверенитет четырьмя главными островами. Корее была обещана независимость. Северо-Восточный Китай (Маньчжурия), остров Тайвань (Формоза) и другие китайские острова, захваченные Японией, предполагалось возвратить Китаю. Советскому Союзу возвращался Южный Сахалин и передавались Курильские острова, до 1855 г. принадлежавшие России. С согласия китайского правительства, СССР должен был получить в аренду военно-морскую базу в районе городов Порт-Артур (Люйшунь) и Дальний (Далянь) на Ляодунском полуострове Китая.

    На конференции в Ялте и последующих совещаниях представителей СССР, США и Англии было достигнуто соглашение о разделительной линии между советскими и англо-американскими войсками, действующими в Европе. Она проходила с севера на юг: от Балтийского моря через Германию и Австрию, по границе Югославии с Италией вплоть до Адриатического моря. Территории к востоку от этой линии, за исключением Греции, освобождались советскими войсками; к западу от нее - англо-американскими.

    Аналогичная разделительная линия была намечена в Корее. Северную Корею (к северу от 38 параллели) освобождали советские войска; Южную Корею - американские.

    Первоначально разделительные линии мыслились как временная военная мера, но вскоре они превратились в фактическую границу между советской и англо-американской сферами влияния.

    Многие согласованные между СССР, США и Англией меры были проведены в жизнь еще в ходе войны при заключении перемирий с бывшими союзниками Германии - Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, - а также в результате безоговорочной капитуляции Германии и Японии. Их полное осуществление предполагало послевоенное сотрудничество между тремя великими державами антифашистской коалиции - Советским Союзом, США и Великобританией, однако после окончания войны и ликвидации опасности со стороны фашистского блока противоречия между ними значительно обострились.

    Сталинское руководство Советского Союза, исходившее из идеи о неизбежности грядущей победы социализма над капитализмом, рассчитывало установить свой контроль в странах, освобожденных Советской армией, постепенно ликвидировать там капиталистические порядки и, таким образом, нанести мощный удар мировой капиталистической системе.

    В свою очередь, американские правящие круги намеревались, - как заявил президент США Г. Трумэн в послании конгрессу 19 декабря 1945 г., - «сохранить свою роль руководителя всех наций». Считая, что победа возложила на Америку «бремя постоянной ответственности за руководство миром», они стремились помешать переходу стран Центральной и Восточной Европы под контроль Советского Союза; хотели не допустить распространения социализма на новые территории. Создание в каких-либо странах дружественных Советскому Союзу правительств руководящие деятели США и Великобритании считали «советской экспансией» и пытались остановить ее.

    В первые послевоенные годы совместные решения держав антифашистский коалиции еще проводились в жизнь, но отношения между Советским Союзом, Великобританией и США быстро ухудшались, постепенно превращаясь из союзнических во враждебные.

    Образование ООН

    Важным событием международной жизни первых послевоенных лет было создание Организации Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой являлось поддержание международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами и государствами.

    По предварительной договоренности между СССР, США и Великобританией, достигнутой на конференции глав трех великих держав в Ялте, Учредительная конференция ООН открылась в апреле 1945 г. в Сан-Франциско (США). На нее были приглашены государства, объявившие войну Германии и другим странам фашистского блока. Конференция приняла Устав ООН, зафиксировавший важнейшие принципы международного права: развитие дружественных отношений между нациями на основе равноправия и самоопределения народов, невмешательство во внутренние дела других государств, разрешение международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы. В Уставе указывалось, что международное сотрудничество должно осуществляться в духе «уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

    Согласно Уставу, руководящими органами ООН являются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. Генеральная Ассамблея, т.е. собрание всех членов ООН, где каждая страна имеет один голос, периодически собирается на сессии, которые рассматривают общие принципы международного сотрудничества и проблемы, связанные с поддержанием международного мира и безопасности. Решения Генеральной Ассамблеи носят не обязательный, а рекомендательный характер, но обладают высоким международным авторитетом. Совет Безопасности, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, принимает решения, обязательные для членов ООН. Совет Безопасности состоит из постоянных и непостоянных членов. Постоянными членами являются пять великих держав: СССР, США, Великобритания, Китай, Франция. Непостоянные члены, в число которых первоначально входило шесть стран, избираются Генеральной Ассамблеей сроком на два года. Решения Совета Безопасности действительны лишь при условии единогласия всех его постоянных членов (право вето).

    В ООН действуют Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат во главе с Генеральным секретарем, избираемым Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Кроме того, при ООН существует ряд международных специализированных организаций, в том числе завоевавшая большой авторитет Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). День вступления в силу Устава ООН - 24 октября 1945г. - ежегодно отмечается как день ООН.

    В 1945 г. членами ООН стало 51 государство - участники конференции в Сан-Франциско. Страны фашистского блока - Германия, Япония, Италия и их союзники - сначала не допускались в ООН. Затем количество членов ООН значительно увеличилось и к концу 50-х годов достигло 83. Постепенно ООН стала наиболее авторитетной международной организацией, играющей крупную роль в деле сохранения мира, предотвращения ядерной войны, борьбы против колониализма, защиты прав человека.

    Доктрина Трумэна и план Маршалла

    Наряду с «атомной дипломатией», важной составной частью американской доктрины «сдерживания коммунизма» являлась экономическая и военная помощь другим капиталистическим странам. Первым официальным шагом в этом направлении была доктрина Трумэна, сформулированная в послании президента Трумэна конгрессу США 12 марта 1947 г. Ссылаясь на просьбы, полученные от правительств Греции и Турции, Трумэн объявил о предоставлении этим странам военной и экономической помощи для борьбы с коммунизмом в размере 400 млн. долл. В Грецию и Турцию посылались американское вооружение и военные советники, там создавались американские военные базы.

    Доктрина Трумэна касалась не только Греции и Турции. По существу, она носила мировой характер. В ней прямо указывалось, что политика Соединенных Штатов должна состоять в поддержке всех народов, борющихся против коммунизма. В соответствии с этим принципом Соединенные Штаты поддерживали китайское правительство Чан Кайши, которое до 1949 г. вело гражданскую войну в Китае, а также оказывали постоянную экономическую и военную помощь правительству Южной Кореи.

    Особое внимание правящие круги США уделяли странам Западной Европы, где, по их мнению, в результате войны и послевоенного кризиса возникла «угроза коммунизма». Американское правительство разработало специальный план помощи странам Европы, который был оглашен в выступлении государственного секретаря США Дж. Маршалла. 5 июня 1947 г. Маршалл говорил, что пережившая множество бедствий Европа «должна либо получить существенную дополнительную помощь, либо встретиться с экономическими, социальными и политическими испытаниями угрожающего характера». Он заявил, что Америка готова оказать Европе безвозмездную помощь, которая будет направлена «не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, бедности, отчаяния и хаоса».

    Советское правительство усмотрело в плане Маршалла «план закабаления Европы», имеющий целью «реставрировать власть капитализма в странах новой демократии», укрепить империализм и фашизм, подготовить новую империалистическую войну. Исходя их таких представлений, Советский Союз отказался участвовать в плане Маршалла, даже не обсуждая его конкретных условий. Под нажимом СССР план Маршалла отвергли все страны Народной демократии, а также Финляндия. Только Чехословакия сначала согласилась принять план Маршалла, но через несколько дней по требованию СССР отказалась от него. Напротив, 16 капиталистических стран, в том числе такие крупные, как Англия, Италия и Франция, выразили готовность получать американскую помощь и создали для этой цели специальную постоянную международную Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). (Кроме Англии, Италии и Франции в число 16 государств входили Бельгия, Голландия, Дания, Люксембург, Швеция, Норвегия, Исландия, Ирландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. В 1949 г. к ним присоединилась Западная Германия).

    В течение 1948 года члены ОЕЭС заключили с США двусторонние соглашения об условиях получения помощи по плану Маршалла. В обмен на американские поставки продовольствия, сырья, промышленных товаров и оборудования они обязывались предоставлять правительству США информацию о состоянии своей экономики, снабжать США дефицитными материалами, не допускать продажу «стратегических товаров» Советскому Союзу, поощрять американские капиталовложения. В каждую страну направлялись специальные американские миссии, контролировавшие выполнение плана Маршалла. Средства от продажи американских товаров, полученных по плану Маршалла, могли расходоваться только с согласия этих миссий.

    План Маршалла действовал 4 года: с 1948 по 1952 г. За это время США поставили в Западную Европу оборудование, промышленные товары и продовольствие на сумму около 17 млрд. долл. Ежегодные расходы по плану Маршалла составляли в среднем около 1% валового национального продукта США. Наибольшую долю поставок получили Англия (2,8 млрд.), Франция (2,5 млрд.), Италия (1,3 млрд.) и Западная Германия (1,3 млрд. долл.). Поставки по плану Маршалла дали мощный импульс развитию экономики западноевропейских стран, но на определенное время увеличили их зависимость от США и способствовали консолидации, консервативных сил.

    Попытку применить замысел плана Маршалла к бывшим колониальным и зависимым странам предпринял президент Трумэн. Четвертый пункт его послания от 20 января 1949 г. содержал обещание использовать научные и технические достижения Америки «для развития и процветания слаборазвитых стран». По образцу плана Маршалла получатели помощи должны были заключать с США особые двусторонние соглашения, причем помощь оказывалась лишь в том случае, если американский президент считал, что она укрепит «безопасность США». За три года, с 1950 по 1953 г. американскую помощь по «программе 4-го пункта» получили 37 развивающихся стран, в том числе такие крупные, как Индия и Индонезия.

    Американское правительство поддерживало правительство Чан Кайши в Китае, но китайская народно-освободительная армия, действовавшая под руководством Коммунистической партии, разгромила его войска. Чан Кайши укрылся на острове Тайвань под охраной американского флота.

     Расширение границ. Победа во Второй мировой войне принесла СССР территориальные приобретения, которые имели немалое стратегическое значение. Величайшая держава мира во многом ограничилась лишь тем, что было насильственно присоединено еще в довоенный период, однако появились и новые территории.
    Финляндия передала СССР область Печенги, по решению Потсдамской конференции к РСФСР отошла часть Восточной Пруссии с ее столицей — Кенигсбергом. По договорам с Чехословакией к УССР была присоединена Закарпатская Украина, произошел обмен территориями с Польшей. В 1944 г. Тува вошла в состав Советского государства на правах автономной республики, а в 1946 г. окончательно была установлена граница с Афганистаном. Победа над Японией позволила присоединить Курильские острова и Сахалин, но это не было закреплено мирным договором между государствами, что и сегодня создает определенные трудности между ними. Таким образом, СССР оказался в границах, которые на сегодняшний день имеет СНГ и страны Балтии.
    Образ жизни на вновь присоединенных территориях изменялся, он приобрел все черты советской системы: восстановление хозяйства сопровождалось индустриализацией и коллективизацией, ликвидировался традиционный уклад жизни, проводилось раскулачивание и чистки. Все это вызывало национальное противостояние, вооруженную борьбу против советской системы (особенно обостренную в Западной Украине). И сегодня сложное переплетение национальных, идеологических и политических мотивов противостояния 1940-х годов дестабилизирует отношения между братскими и соседскими народами.
    Отношения с Западом. Вторая мировая война коренным образом изменила систему международных отношений. Разгром фашизма и появление на арене новых сверхдержав — СССР и США — привели к складыванию геополитической двуполярности в мире. Международная обстановка на долгие годы стала определяться противостоянием двух систем — капиталистической и социалистической.
    Победа в идеологическом противостоянии была возможна только в случае опоры на реальную силу, и силой этой являлось ядерное оружие. Для СССР во второй половине 1940-х годов ситуация усугублялась отсутствием ядерного потенциала, несмотря на то, что разработки и исследования в атомной энергетике велись уже давно. Известно, что, руководствуясь этим фактом, президент США Г Трумэн в 1949 г. предполагал предъявить СССР ультиматум и в случае его невыполнения применить против 100 городов Союза 1300 бомб. Всего США разработали 10 планов нанесения атомного удара по СССР. От катастрофы мир спасло лишь появление у СССР своей ядерной бомбы, что означало достижение паритета и временное устранение смертельной угрозы. С этого времени противостояние ведущих держав вошло в крайне опасную фазу — передел сфер влияния в мире стал принимать все более неприкрытые формы, а обе стороны усиленно продолжали гонку вооружений.
    Однако СССР уже добился немалого влияния в Восточной Европе, поддерживал нарастающие антиколониальные освободительные движения в Азии, опекал бывшие колонии побежденных государств, наладил отношения с новым коммунистическим Китаем.
    Таким образом, даже после окончания Второй мировой «битва за Европу» продолжалась — изменились лишь участники и способы «войны». У. Черчилль, выступая с речью в Фултоне в 1946 г., назвал СССР «империей зла» и заявил, что «железный занавес опустился». Это событие положило начало «холодной войне» — противостоянию сторон на всех уровнях. Однако США, изменив принципу «неучастия в войнах в мирное время», будучи самым экономически дееспособным государством мира, развернули «план Маршалла», который предусматривал восстановление послевоенной Европы. Так в орбиту влияния Штатов попала Западная Европа и зависимые от нее территории. Советский Союз, осознавая угрозу подобной политики, выступил против создания каких-либо военных и политических блоков и высказался за равноправные двусторонние отношения между всеми государствами. В подтверждение принципа мирного сосуществования государств с разными общественно-политическими системами в 1948 г. был подписан договор с Финляндией.
    В 1949 г. произошел Берлинский кризис, вызванный конфликтом в оккупационных зонах с союзниками в Западном Берлине. Обошлось без кровопролития, но Берлинский кризис привел к консолидации антисоветских сил и созданию военно-политического блока НАТО, в который вошли и 12 государств под эгидой США. Советский Союз и его союзники постепенно оказались в окружении военных баз противников. Внутри стран все больше усиливалась атмосфера недоверия друг к другу, ограничивались культурные контакты, пропаганда создавала стереотип о «враждебном окружении», в США развернулась «охота на ведьм», в СССР намечался очередной виток чисток.
    Постепенно холодное противостояние сверхдержав распространилось на весь мир и в любой момент могло перерасти в вооруженный конфликт. Первой «ласточкой» стала война в Корее в 1950 — 1953 гг. Вмешательство, по существу, в гражданскую войну СССР и США показало всю хрупкость ситуации и незащищенность «неприсоединившихся» государств от претензии новых хозяев мира. В данной ситуации политика Советского Союза и США все еще сохраняла свои имперские черты.
    Отношения с Восточной Европой. Государства этого региона оказались в сфере влияния СССР сразу же после войны, поскольку они освобождались Красной армией, которая завоевала доверие большинства населения этих стран героической борьбой с фашизмом. В этих странах к власти пришли левые силы во главе с коммунистами (народно-демократические режимы). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским странам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. Сочетание чувств подлинной симпатии к социалистическому строю со стороны населения и активная поддержка новых режимов со стороны СССР привели к международному союзу, который получил название «социалистический лагерь». В Европе это были Польша. Чехословакия, Болгария, Венгрия, ГДР, Румыния, Югославия, Албания. В Азии — Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам.
    С партнерами по лагерю разворачивались всесторонние контакты: налаживались экономические и культурные связи, происходили обмены опытом. В 1949 г. как альтернатива «плану Маршалла» советской стороной было инициировано создание СЭВ — Совета Экономической Взаимопомощи. СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а затем и ряд других стран координировали свою деятельность через систему взаимных договоров. Наряду с неоспоримыми достоинствами такого взаимодействия налицо было явление, уже тогда заложившее основу будущего распада этой организации: стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма.
    СССР, не считаясь со спецификой отдельных государств, проводил политику унификации общественно-политического уклада, приведения к единообразию всех стран, пошедших по пути социалистического развития. Это приводило к появлению противоречий и конфликтов во взаимоотношениях с отдельными странами. К примеру, уже в марте 1948 г. лидер Югославии И. Броз Тито открыто заявил о «тупике» в отношениях с СССР, что повлекло полный дипломатический разрыв. В ответ на это в социалистических странах была развернута антиюгославская кампания.
    В течение последующих лет жесткий диктат Сталина удерживал общую ситуацию под контролем. Но в эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе.

    Лекция, реферат. Послевоенное устройство мира - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.