История происхождения Крымских татар - Этнографический Донбасс. Национальный символ крымского ханства тарак-тамга

  • 25.09.2019

Вопрос, откуда в Крыму появились татары, до недавнего времени вызывал массу споров. Одни считали, что крымские татары наследники золотоордынских кочевников, другие их называли исконными жителями Тавриды.

Нашествие

На полях найденной в Судаке греческой рукописной книги религиозного содержания (синаксаря) сделана следующая пометка: «В этот день (27 января) впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира соответствует 1223 году от Р.Х.). Подробности татарского набега можно прочесть у арабского писателя Ибн-аль-Асира: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».
Побывавший в 1253 году в южной Таврике фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук оставил нам жуткие подробности этого нашествия: «А когда пришли Татары, Команы (половцы), которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы».
Опустошительное нашествие золотоордынских кочевников, без сомнения, кардинально обновило этнический состав населения полуострова. Однако преждевременно утверждать, что тюрки стали основными предками современного крымскотатарского этноса. Таврику издревле заселяли десятки племен и народов, которые благодаря изолированности полуострова, активно смешиваясь, соткали пестрый многонациональный узор. Крым недаром называют «концентрированным Средиземноморьем».

Крымские аборигены

Крымский полуостров никогда не пустел. Во время войн, нашествий, эпидемий или великих исходов его население не исчезало полностью. Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».
С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры. Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной». Еще раньше древнегреческий историк Геродот описывал обычай тавров, в котором они «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Как тут не вспомнить, что спустя многие века разбой и война станут постоянными спутниками «крымцев» (как называли крымских татар в Российской империи), а языческие жертвы, согласно духу времени, превратятся в торговлю рабами.
В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров. Его гипотеза заключалась в том, что «тавры, будучи в средние века сильно перенаселены татарами, остались жить на старых местах, но уже под иным именем и перейдя постепенно на татарский язык, заимствовав мусульманскую веру». При этом Кеппен обратил внимание, что татары Южного берега имеют греческий тип, в то время как горные татары близки к индоевропейскому типу.
В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе. Безымянный автор XVI века, хорошо знавший население Крыма своего времени, сообщает: «Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержанностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения».
Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.
Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. Русский ученый Станислав Сестреневич-Богуш отмечал, что и на рубеже XVIII-XIX веков живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык был похож на южно-немецкий. Ученый добавил, что «все они мусульмане и татаризованы».
Лингвисты отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка. Они также уверенно заявляют и о готском вкладе, пусть относительно небольшом, в крымскотатарский генофонд. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации», – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.

Пришельцы из Азии

В 1233 году золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру.
Вопрос, насколько современные крымские татары могут считаться наследниками ордынских завоевателей, а в какой степени иметь автохтонное либо другое происхождение, по-прежнему актуален. Так, петербургский историк Валерий Возгрин, а также некоторые представители «меджлиса» (парламент крымских татар) пытаются утвердить мнение о преимущественной автохтонности татар в Крыму, однако большинство ученых с этим не согласно.
Еще в средние века путешественники и дипломаты считали татар «пришельцами из глубин Азии». В частности, русский стольник Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) писал, что татары, которые «все страны около Дону, и моря Меотского (Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма) окрест Понта Евксинского (Чёрного моря) обладаша и поседоша» были людьми пришлыми.
Во время подъема национально-освободительного движения в 1917 году в татарской печати призывали опираться на «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», а также с честью держать «эмблему татар - голубое знамя Чингиса» («кок-байрак» – национальный флаг татар, проживающих в Крыму).
Выступая в 1993 году в Симферополе на «курултае» прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил, что «мы - сыновья Золотой Орды», всячески подчеркивая преемственность татар «от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче».
Впрочем, подобные заявления не совсем вписываются в этническую картину Крыма, наблюдавшуюся до присоединения полуострова к Российской империи в 1782 году. В то время среди «крымцев» довольно четко различали два субэтноса: узкоглазых татар – ярко выраженного монголоидного типа жителей степных деревень и горных татар – характерных европеоидным строением тела и чертами лица: высоких, нередко светловолосых и голубоглазых людей, говоривших на ином, чем степной, языке.

Что говорит этнография

До депортации крымских татар в 1944 году этнографы обращали внимание, что этот народ, пусть и в разной степени, несет на себе печать многих генотипов, когда-либо живших на территории Крымского полуострова. Ученые выделяли три основные этнографические группы.
«Степняки» («ногаи», «ногайцы») – потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVII столетии ногайцы бороздили степи Северного Причерноморья от Молдавии до Северного Кавказа, но позднее, большей частью насильственно, были переселены крымскими ханами в степные районы полуострова. Немалую роль в этногенезе ногаев сыграли западные кыпчаки (половцы). Расовая принадлежность ногаев европеоидная с примесью монголоидности.
«Южнобережные татары» («ялыбойлу») – в большинстве своем выходцы из Малой Азии, сформировались на основе нескольких миграционных волн из Центральной Анатолии. Этногенез этой группы в значительной степени обеспечили греки, готы, малоазийские турки и черкесы; в жителях восточной части Южного берега прослеживалась итальянская (генуэзская) кровь. Хотя большая часть ялыбойлу – мусульмане, некоторые из них долгое время сохраняли элементы христианских обрядов.
«Горцы» («таты») – жили в горах и предгорьях средней полосы Крыма (между степняками и южнобережцами). Этногенез татов сложный, до конца не изученный. По предположению ученых в формировании этого субэтноса поучаствовало большинство населявших Крым народностей.
Все три крымскотатарских субэтноса различались своей культурой, хозяйством, диалектами, антропологией, но, тем не менее, всегда ощущали себя частью единого народа.

Слово генетикам

Совсем недавно ученые решили прояснить непростой вопрос: Где искать генетические корни крымскотатарского народа? Изучение генофонда крымских татар было проведено под эгидой крупнейшего международного проекта «Genographic».
Одной из задач генетиков было обнаружение доказательств существования «экстерриториальной» группы населения, которая могла бы определить общность происхождения крымских, поволжских и сибирских татар. Инструментом исследования стала Y-хромосома, удобная тем, что передается только по одной линии – от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами, пришедшими от других предков.
Генетические портреты трех групп оказались не похожи друг на друга, другими словами поиск общих предков для всех татар не увенчался успехом. Так, у поволжских татар преобладают гаплогруппы, распространенные в Восточной Европе и Приуралье, для сибирских татар характерны «паневразийские» гаплогруппы.
Анализ ДНК крымских татар показывает высокую долю южных – «средиземноморских» гаплогрупп и лишь небольшую примесь (около 10%) «переднеазиатских» линий. Это значит, генофонд крымских татар в первую очередь пополнялся выходцами из Малой Азии и Балкан, и в значительно меньшей степени – кочевниками степной полосы Евразии.
При этом выявлено неравномерное распределение основных маркеров в генофондах разных субэтносов крымских татар: максимальный вклад «восточного» компонента отмечен у самой северной степной группы, а у двух других (горной и южнобережной) доминирует «южный» генетический компонент. Любопытно, что ученые не обнаружили сходства генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.

(в Турции, Болгарии и Румынии)

Религия Расовый тип

Южноевропейская - Ялыбойцы;Кавкасионная, среднеевропейская - таты; Европеоидная (20 % монголоидности) - степные.

Входит в

Тюркоязычные народы

Родственные народы Происхождение

готаланы и тюркские племена,все те кто когда-либо населял Крым

мусульмане -сунниты , принадлежат к ханафитскому мазхабу .

Расселение

Этногенез

Крымские татары сформировались как народ в Крыму в XV-XVIII веках на основе различных этнических групп, живших на полуострове ранее.

Исторические предпосылки

Основные этносы, населявшие Крым в древности и средневековье - тавры , скифы , сарматы , аланы , булгары , греки , готы , хазары , печенеги , половцы , итальянцы , адыги (черкесы), малоазийские турки . На протяжении веков вновь приходившие в Крым народы ассимилировали живших здесь до их прихода или сами ассимилировались в их среде .

Важная роль в формировании крымскотатарского народа принадлежит западным кыпчакам , известным в русской историографии под именем половцев . Кыпчаки с -XII веков стали заселять приволжские, приазовские и причерноморские степи (которые с тех пор вплоть до XVIII века именовались Дешт-и Кыпчак - «Кыпчакская степь»). Со второй половины XI века они начали активно проникать в Крым. Значительная часть половцев укрылась в горах Крыма, спасаясь после поражения объединённых половецко-русских войск от монголов и последовавшего разгрома половецких протогосударственных образований в северном Причерноморье.

Ключевым событием, наложившим отпечаток на дальнейшую историю Крыма, стало произошедшее в 1475 году завоевание Османской империей принадлежавших до того Генуэзской республике и княжеству Феодоро южного берега полуострова и прилегающей части Крымских гор, последующее превращение Крымского ханства в вассальное по отношению к Османам государство и вхождение полуострова в Pax Ottomana - «культурное пространство» Османской империи.

Значительное влияние на этническую историю Крыма оказало распространение на полуострове ислама . Согласно местным преданиям, ислам в Крым принесли еще в VII веке сподвижники пророка Мухаммеда Малик Аштер и Газы Мансур . Однако активно распространяться в Крыму мусульманство стало только после принятия в XIV веке золотоордынским ханом Узбеком ислама в качестве государственной религии. Исторически традиционным для крымских татар является ханафитское направление, которое является наиболее «либеральным» из всех четырех канонических толков в суннитском Исламе.

Формирование крымскотатарского этноса

К концу XV века были созданы основные предпосылки, приведшие к формированию самостоятельного крымскотатарского этноса: в Крыму установилось политическое господство Крымского ханства и Османской империи, тюркские языки (половецко-кыпчакский на территории ханства и османский в османских владениях) стали доминирующими, а ислам приобрёл статус государственной религии на всей территории полуострова. В результате преобладания получившего имя «татары» половецкоязычного населения и исламской религии начались процессы ассимиляции и консолидации пёстрого этнического конгломерата, которые привели к появлению крымскотатарского народа . В течение нескольких столетий сложился крымскотатарский язык на основе половецкого языка с заметным огузским влиянием .

Важной составляющей этого процесса была языковая и религиозная ассимиляция весьма смешанного по своему этническому составу христианского населения (греки , аланы , готы , черкесы , половецкоязычные христиане, в том числе потомки ассимилированных перечисленными народами в более ранние эпохи скифов, сарматов и др.), составлявшего к концу XV века большинство в горных и южнобережных регионах Крыма. Ассимиляция местного населения началась ещё в ордынский период, но особенно усилилась она в XVII веке. Об ассимиляционных процессах в ордынской части Крыма писал ещё византийский историк XIV века Пахимер: С течением времени, смешавшись с ними [татарми], народы, обитавшие внутри тех стран, я разумею: аланы, зикхи, и готы, и различные с ними народы, научаются их обычаям, вместе с обычаями усваивают язык и одежду и делаются их союзниками . В этом перечне важно упоминание обитавших в горной части Крыма готов и аланов, которые начали перенимать тюркские обычаи и культуру, что соответствует данным археологических и палеоэтнографических исследований . На подконтрольном османам Южном берегу ассимиляция шла заметно медленнее. Так, результаты переписи населения 1542 года показывают, что подавляющее большинство сельского населения османских владений в Крыму составляли христиане . Археологические исследования крымскотатарских кладбищ на Южном берегу также показывают, что мусульманские надгробия массово начинают появляться в XVII веке . В результате к 1778 году, когда крымские греки (греками тогда называли всех местных православных) были по приказу российского правительства выселены из Крыма в Приазовье, их насчитывалось чуть более 18 тысяч (что составляло порядка 2% от тогдашнего населения Крыма ), причём больше половины этих греков составляли урумы , родным языком для которых является крымскотатарский, грекоязычные же румеи были меньшинством, а носителей аланского, готского и других языков к тому времени не осталось совсем. Тогда же были зафиксированы случаи перехода крымских христиан в ислам с целью избежать выселения.

История

Крымское ханство

Оружие крымских татар XVI-XVII веков

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства .

Государство крымских татар - Крымское ханство существовало с по 1783 годы . На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской империи и было её союзником. Правящей династией в Крыму был род Гераев (Гиреев), основателем которого был первый хан Хаджи I Герай . Эпоха Крымского ханства - это период расцвета крымскотатарской культуры, искусства и литературы. Классик крымскотатарской поэзии той эпохи - Ашик Умер . Среди прочих поэтов особо известны Махмуд Кырымлы - конец XII века (до-ордынский период) и хан Газы II Герай Бора . Главный из сохранившихся архитектурных памятников того времени - ханский дворец в Бахчисарае .

В то же время политика российской имперской администрации характеризовалась определенной гибкостью. Российское правительство сделало своей опорой правящие круги Крыма: всё крымско-татарское духовенство и местная феодальная аристократия была приравнена к российской аристократии с сохранением всех прав.

Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымскотатарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую империю . Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы. По данным исследователей конца XIX века Ф. Лашкова и К Германа население полуостровной части Крымского ханства к 1770-м годам составляло примерно 500 тыс. человек, 92 % из которых были крымские татары. Первая российская перепись 1793 года зафиксировала в Крыму 127,8 тыс. человек населения, в том числе 87,8 % крымских татар. Таким образом, за первые 10 лет российской власти Крым покинуло до 3/4 населения (из турецких данных известно о 250 тыс. крымских татар, поселившихся в конце XVIII в. в Турции, в основном в Румелии). После окончания Крымской войны , в 1850-60-е годы из Крыма эмигрировало около 200 тыс. крымских татар . Именно их потомки сейчас составляют крымскотатарскую диаспору в Турции , Болгарии и Румынии . Это привело к упадку сельского хозяйства и почти полному запустению степной части Крыма . Тогда же Крым покинула большая часть крымскотатарской элиты.

Наряду с этим интенсивно проходила колонизация Крыма , в основном территории степей и крупных городов (Симферополь , Севастополь , Феодосия и др.), за счёт привлечения российским правительством переселенцев с территории Центральной России и Малороссии. Всё это привело к тому, что к концу XIX века крымских татар осталось меньше 200 тыс. (около трети всего крымского населения) и 1917 году около четверти (215 тыс.) от 750-тысячного населения полуострова .

В середине XIX века крымские татары, преодолевая разобщенность, начали переходить от мятежей к новому этапу общенациональной борьбы. Появилось понимание того, что надо искать пути борьбы против эмиграции, которая выгодна Российской империи и ведет к вымиранию крымских татар. Необходима была мобилизация всего народа для коллективной защиты от гнёта царских законов, от русских помещиков, от служащих русскому царю мурзаков. По мнению турецкого историка Зюхаль Юксель, начало этому возрождению положила деятельность Абдурамана Кырым Хавадже и Абдурефи Боданинского . Абдураман Къырым Хавадже работал преподавателем крымскотатарского языка в Симферополе и издал в 1850 году в Казани русско-татарский разговорник. Абдурефи Боданинский, в 1873 году, преодолевая сопротивление властей, издал в Одессе «Русско-татарский букварь», причем необычайно большим тиражом в две тысячи экземпляров. Для работы с населением он привлекал самых способных из молодых своих учеников, определяя им методику и программу занятий. При поддержке прогрессивных мулл удавалось расширять программу традиционных национальных учебных заведений. «Абдурефи Эсадулла был первым просветителем среди крымских татар», пишет Д. Урсу . Личности Абдурамана Къырым Хавадже и Абдурефи Боданинского знаменуют начало этапов трудного возрождения народа, уже много десятилетий изнывающего под политическими, экономическими и культурными репрессиями.

Дальнейшее развитие Крымскотатарского возрождения, которое связано с именем Исмаила Гаспринского, явилось закономерным следствием мобилизации национальных сил, предпринятой многими, безымянными сегодня, представителями светской и духовной интеллигенции крымских татар. Исмаил Гаспринский явился выдающимся просветителем тюркских и других мусульманских народов. Одна из главных его заслуг - создание и распространение среди крымских татар системы светского (нерелигиозного) школьного образования, которое также радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский характер. Он стал фактическим создателем нового литературного крымскотатарского языка. Гаспринский начал издавать первую крымскотатарскую газету «Терджиман» («Переводчик») с 1883 года, которая вскоре стала известна далеко за пределами Крыма , в том числе в Турции и в Средней Азии. Его просветительская и издательская деятельность привела, в конечном счёте, к появлению новой крымскотатарской интеллигенции. Гаспринский также считается одним из основателей идеологии пантюркизма .

Революция 1917 года

В начале ХХ века Исмаил Гаспринский понял, что его просветительская задача выполнена и необходимо выходить на новый этап национальной борьбы. Этот этап совпал с революционными событиями в России 1905-1907 годов. Гаспринский писал: «Первый долгий период мой и моего „Переводчика“ закончен, и начинается второй, краткий, но, вероятно, более бурный период, когда старый педагог и популяризатор должен явиться политиком».

Период с 1905-го по 1917-й годы являл собой непрерывный нарастающий процесс борьбы, переходящей от гуманитарной к политической. В революцию 1905 года в Крыму были выдвинуты проблемы, касающиеся наделения крымских татар землей, завоевания политических прав, создания современных учебных заведений. Наиболее активные крымскотатарские революционеры сгруппировались вокруг Али Боданинского, эта группа находилась под пристальным вниманием жандармского управления . После смерти Исмаила Гаспринского в 1914 году в качестве старейшего национального лидера остался Али Боданинский. Авторитет Али Боданинского в национально-освободительном движении крымских татар в начале XX века был непререкаем. В феврале 1917 года крымскотатарские революционеры с большой подготовленностью наблюдали за политической обстановкой. Как только стало известно о серьёзных волнениях в Петрограде, уже вечером 27 февраля, то есть в день роспуска Государственной Думы, по инициативе Али Боданинского был создан Крымский Мусульманский Ревком . С десятидневным опозданием симферопольская группа социал-демократов организовала первый Симферопольский Совет. Руководство Мусульманского Ревкома предложило Симферопольскому Совету совместную работу, однако исполком Совета отклонил это предложение. Мусульманский Ревком организовал всенародные выборы по всему Крыму, и уже 25 марта 1917 года состоялся Всекрымский мусульманский съезд, на котором удалось собрать 1500 делегатов и 500 гостей. Съезд избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (Мусисполком) из 50 членов, председателем которого был избран Номан Челебиджихан , управляющим делами избран Али Боданинский. Мусисполком получил признание Временного правительства как единственный полномочный и законный административный орган, представляющий всех крымских татар. Под контролем Мусисполкома находились политическая деятельность, культура, религиозные дела, экономика. Исполком имел во всех уездных городах свои комитеты, в деревнях также были созданы местные комитеты. Центральными печатными органами Мусисполкома становятся газеты «Миллет» (редактор А. С. Айвазов) и более радикальная «Голос Татар» (редакторы А. Боданинский и X. Чапчакчи).

После проведенной Мусисполкомом всекрымской избирательной кампании 26 ноября 1917 года (9 декабря по новому стилю) в Бахчисарае в Ханском дворце был открыт Курултай - Генеральная Ассамблея, главный совещательный, директивный и представительный орган. Курултай открыл Челебиджихан. Он, в частности, сказал: «Наша нация созывает Курултай не для закрепления своего господства. Наша цель трудиться рука об руку, голова к голове со всеми народами Крыма. Наша нация справедлива». Председателем Курултая был избран Асан Сабри Айвазов . В Президиум Курултая вошли Абляким Ильми, Джафер Аблаев, Али Боданинский, Сейтумер Таракчи. Курултай утвердил Конституцию, в которой было сказано: «…Курултай верит, что принятая Конституция может обеспечить национальные и политические права малочисленных народов Крыма только при народно-республиканской форме правления, поэтому Курултай принимает и провозглашает принципы Народной республики как основу национального существования татар». Статья 17 Конституции отменяла титулы и сословные звания, а 18-я - узаконивала равенство мужчины и женщины. Курултай объявил себя национальным парламентом 1-го созыва. Парламент выбрал из своей среды Крымскую национальную Директорию, председателем которой был избран Номан Челебиджихан. Челебиджихан составил свой кабинет. Директором юстиции был сам Номан Челебиджихан. Директором военных и внешних дел стал Джафер Сейдамет. Директором просвещения - Ибраим Озенбашлы. Директором вакуфов и финансов - Сеит-Джелиль Хаттат. Директором религиозных дел - Амет Шукри. 5 декабря (по старому стилю) Крымская национальная Директория объявила себя Крымским Национальным Правительством, выпустила воззвание, в котором, обращаясь ко всем национальностям Крыма, призвала их на совместную работу. Таким образом, в 1917 году в Крыму начали существовать крымскотатарский Парламент (Курултай) - законодательный орган, и крымскотатарское Правительство (Директория) - исполнительный орган.

Гражданская война и Крымская АССР

Доля крымских татар в населении районов Крыма по материалам всесоюзной переписи населения 1939 года

Тяжёлым испытанием для крымских татар стала Гражданская война в России . В 1917 году после Февральской революции был созван первый Курултай (съезд) крымскотатарского народа, провозгласивший курс на создание независимого многонационального Крыма. Известен лозунг председателя первого Курултая, одного из наиболее чтимых крымскими татарми лидеров, Номана Челебиджихана - «Крым - для крымчан» (подразумевалось всё население полуострова независимо от национальности . «Наша задача, - говорил он, - создание такого государства, как Швейцария . Народы Крыма представляют собой прекрасный букет, и для каждого народа необходимы равные права и условия, ибо нам идти рука об руку» . Однако Челебиджихан был пленён и расстрелян большевиками в 1918 году , а интересы крымских татар на протяжении Гражданской войны практически не учитывались как белыми , так и красными.

Крым под немецкой оккупацией

За участие в Великой Отечественной войне пятеро крымских татар (Тейфук Абдуль , Узеир Абдураманов , Абдураим Решидов , Фетислям Абилов , Сеитнафе Сеитвелиев) были удостоены звания Героя Советского Союза , а Аметхан Султан был удостоен этого звания дважды. Двое (Сеит-Неби Абдураманов и Насибулла Велиляев) являются полными кавалерами Ордена Славы . Известны имена двух генералов-крымских татар: Исмаил Булатов и Абляким Гафаров.

Депортация

Обвинение в сотрудничестве крымских татар, а также других народов, с оккупантами стало поводом для выселения этих народов из Крыма в соответствии с Постановлением ГКО СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 года . Утром 18 мая 1944 года началась операция по депортации народов, обвиненных в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана . Небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР , на Урал , в Костромскую область .

Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (более 47 тыс. семей) . С каждого третьего взрослого крымского татарина взяли подписку о том, что он ознакомился с постановлением, и что за побег с места спецпоселения грозил срок 20 лет каторжных работ, как за уголовное преступление .

Официально основанием для высылки было объявлено также массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной Армии в 1941 году (называлось число около 20 тыс. человек), хороший приём немецких войск и активное участие крымских татар в соединениях германской армии, «СД », полиции, жандармерии, аппарате тюрем и лагерей . При этом депортация не коснулась подавляющего большинства крымскотатарских коллаборационистов , так как основная масса их была эвакуирована немцами в Германию . Оставшиеся в Крыму были выявлены органами НКВД во время «зачисток» в апреле-мае 1944 года и осуждены как предатели родины (всего по Крыму за апрель-май 1944 года было выявлено около 5000 коллаборационистов всех национальностей). Крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, также были подвергнуты депортации после демобилизации и возвращения с фронта домой в Крым. Также были депортированы крымские татары, не жившие в Крыму во время оккупации и успевшие вернуться в Крым к 18 мая 1944 года . В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар - участников войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта .

Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымскотатарского движения, в 1960-е годы собиравших сведения о погибших .

Борьба за возвращение

В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году , в «оттепель », крымские татары были лишены этого права до 1989 года («перестройка »), несмотря на обращения представителей народа в ЦК КПСС , ЦК КПУ и непосредственно к руководителям СССР и при том, что 9 января 1974 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов СССР, предусматривающих ограничение в выборе места жительства для некоторых категорий граждан».

С 1960-х годов в местах проживания депортированных крымских татар в Узбекистане возникло и начало набирать силу национальное движение за восстановление прав народа и возвращение в Крым.

ЦК КПУ сообщает, что за последнее время, и особенно в 1965 году, участились посещения Крымской области татарами, отселенными в прошлом из Крыма… Приезжавшие в сентябре 1965 года в Крым некие Сулейманов, Халимов, Бекиров Сеит Мемет и Бекиров Сеит Умер, жители г. Гулистана Узбекской ССР, при встречах со своими знакомыми сообщали, что «сейчас в Москву поехала большая делегация добиваться разрешения вернуться крымским татарам в Крым. Возвращаться будем все или никто». <…>

Из письма в ЦК КПСС о посещениях Крыма крымскими татарами. 12 ноября 1965 г.

Деятельность общественных активистов, настаивавших на возвращении крымских татар на историческую родину, преследовалась административными органами советского государства .

Возвращение в Крым

Массовое возвращение началось в 1989 году , и сегодня в Крыму проживает около 250 тыс. крымских татар (243 433 чел. по всеукраинской переписи 2001 года), из них в Симферополе - свыше 25 тыс., в Симферопольском районе - свыше 33 тыс., или свыше 22 % населения района.

Основными проблемами крымских татар после возвращения стали массовая безработица , проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших за последние 15 лет крымскотатарских посёлков.

Религия

Подавляющее большинство крымских татар - мусульмане -сунниты . Исторически исламизация крымских татар происходила параллельно с формированием самого этноса и была очень длительной. Первым шагом на этом пути был захват Судака и окрестностей сельджуками в XIII веке и начало распространения в регионе суфийских братств, а последним - массовое принятие ислама значительным количеством крымских христиан, желавших избежать выселения из Крыма в 1778 году . Основная же часть населения Крыма приняла ислам в эпоху Крымского ханства и предшествовавший ему золотоордынский период. Сейчас в Крыму насчитывается около трёхсот мусульманских общин, большая часть которых объединена в Духовное управление мусульман Крыма (придерживается ханафитского мазхаба). Именно ханафитское направление, которое является наиболее «либеральным» из всех четырех канонических толков в суннитском Исламе, является исторически традиционным для крымских татар.

Литература крымских татар

Основная статья: Литература крымских татар

Видные крымскотатарские писатели XX века:

  • Бекир Чобан-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Дженгиз Дагджи
  • Эмиль Амит
  • Абдула Демерджи

Крымскотатарские музыканты

Крымскотатарские общественные деятели

Субэтносы

Крымскотатарский народ состоит из трёх субэтнических групп: степняков или ногаев (не путать с народом ногайцы) (çöllüler , noğaylar ), горцев или татов (не путать с кавказскими татами) (tatlar ) и южнобережцев или ялыбойских (yalıboylular ).

Южнобережцы - ялыбойлу

До депортации южнобережцы жили на Южном берегу Крыма (крымскотат. Yalı boyu ) - узкой полосе шириной в 2-6 км, протянувшейся вдоль берега моря от Балакалавы на западе до Феодосии на востоке. В этногенезе этой группы основную роль сыграли греки , готы , малоазийские турки и черкесы , а в жителях восточной части Южного берега есть также кровь итальянцев (генуэзцев). У жителей многих деревень Южного берега вплоть до депортации сохранялись элементы христианских обрядов, унаследованных ими от греческих предков. Большая часть ялыбойцев приняла ислам в качестве религии достаточно поздно, по сравнению с двумя другими субэтносами, а именно в 1778. Поскольку Южный берег был под юрисдикцией Османской империи, южнобережцы никогда не жили в Крымском ханстве и могли перемещаться по всей территории империи, об этом свидетельствует большое количество браков южнобережцев с османами и другими гражданами империи. В расовом отношении большинство южнобережцев принадлежат к южноевропейской (средиземноморской) расе (внешне похожи на турок, греков, итальянцев и т. д.). Однако встречаются отдельные представители этой группы с ярко выраженными чертами североевропейской расы (светлая кожа, светлые волосы, голубые глаза). Например, жители деревни Кучук-Ламбат (Кипарисное) и Арпат (Зеленогорье) относились именно к этому типу. Южнобережные татары и по физическому типу заметно отличаются от тюркского: отмечались более высокий рост, отсутствие скул, «в общем, правильные черты лица; тип этот сложен весьма стройно, почему и может быть назван красивым. Женщины отличаются мягкими и правильными чертами лица, темными, с длинными ресницами, большими глазами, тонко очерченными бровями» [откуда? ] . Описанный тип, однако, даже в пределах небольшого пространства Южного берега подвергается значительным колебаниям, в зависимости от преобладания тех или других живших здесь народностей. Так, например, в Симеизе, Лименах, Алупке нередко можно было встретить длинноголовых, с продолговатым лицом, длинным горбатым носом и русыми, иногда рыжими волосами. Обычаи южнобережных татар, свобода их женщин, почитание некоторых христианских праздников и памятников, их любовь к оседлым занятиям, сопоставленные с их наружным видом, не могут не убедить, что эти, так называемые «татары» близки к индоевропейскому племени. Население среднего ялыбоя отличается аналитическим складом ума, восточного - любовью к искусству - это определяется сильным влиянием в средней части готов, а в восточной греков и итальянцев. Диалект южнобережцев относится к огузской группе тюркских языков, очень близок к турецкому . В лексике этого диалекта имеется заметный пласт греческих и некоторое количество итальянских заимствований. Старый крымскотатарский литературный язык, созданный Исмаилом Гаспринским, был основан именно на этом диалекте.

Степняки - ногаи

Горцы - таты

Современная ситуация

Этноним «татары» и крымскотатарский народ

То, что в общепринятом названии крымских татар присутствует слово «татары», часто вызывает недоразумения и вопросы о том, не являются ли крымские татары субэтнической группой татар , а крымскотатарский язык диалектом татарского . Название «крымские татары» осталось в русском языке с тех времён, когда почти все тюркоязычные народы Российской империи именовались татарами : карачаевцы (горские татары), азербайджанцы (закавказские или азербайджанские татары), кумыки (дагестанские татары), хакасы (абаканские татары) и т. д. Крымские татары имеют мало общего в этническом плане с историческими татарами или татаро-монголами (за исключением степных), и являются потомками тюркоязычных, кавказских и других племён, населявших восточную Европу до монгольского нашествия, когда на запад и пришёл этноним «татары». Крымскотатарский и татарский языки являются родственными, поскольку оба относятся к кыпчакской группе тюркских языков, однако не являются внутри этой группы ближайшими родственниками. Из-за достаточно сильно отличающейся фонетики крымские татары почти не понимают на слух татарскую речь. Наиболее близкими к крымскотатарскому являются из огузских турецкий , азербайджанский , а из кыпчакских кумыкский и карачаевский языки . В конце XIX века Исмаилом Гаспринским была предпринята попытка создания на основе крымскотатарского южнобережного диалекта единого литературного языка для всех тюркских народов Российской империи (в том числе и татар Поволжья), однако серьёзного успеха это начинание не имело.

Сами крымские татары на сегодняшний день используют два самоназвания: qırımtatarlar (дословно «крымтатары») и qırımlar (дословно «крымцы») . В обиходной разговорной речи (но не в официальном контексте) может употребляться в качестве самоназвания и слово tatarlar («татары»).

Написание прилагательного «крымскотатарский»

Кухня

Основная статья: Крымскотатарская кухня

Традиционными напитками являются кофе , айран , язма, буза .

Национальные кондитерское изделия шекер къыйыкъ, курабье , пахлава .

Национальными блюдами крымских татар являются чебуреки (жареные пирожки с мясом), янтыкъ (печенные пирожки с мясом), сарыкъ бурма (слоёный пирог с мясом), сарма (фаршированные мясом и рисом листья винограда, капусты), долма (фаршированные мясом и рисом болгарские перцы), кобетэ - изначально греческое блюдо, о чём свидетельствует название (печеный пирог с мясом, луком и картофелем), бурма (слоёный пирог с тыквой и орехами), татараш (буквально татарская еда - пельмени) юфакъ аш (бульон с очень мелкими пельменями), шашлык (само слово крымскотатарского происхождения), плов (рис с мясом и курагой в отличие от узбекского без моркови), пакъла шорбасы (мясной суп с стручками зеленой фасоли, заправленный кислым молоком), шурпа, хайнатма.

Примечания

  1. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык . Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  2. Этноатлас Узбекистана
  3. О миграционном потенциале крымских татар из Узбекистана и др. к 2000 г.
  4. По переписи 1989 г. в Узбекистане было 188 772 крымских татар.() При этом нужно учитывать, что с одной стороны после распада СССР большая часть крымских татар Узбекистана вернулась на свою родину в Крым , а с другой - что значительная часть крымских татар в Узбекистане записывается при переписях как «татары». Есть оценки численности крымских татар в 2000-е годы в Узбекистане до 150 тыс. чел.(). Численность собственно татар в Узбекистане составляла 467 829 чел. в 1989 г. () и около 324 100 чел. в 2000 г.; а татар вместе с крымскими татарами в 1989 году в Узбекистане было 656 601 чел. и в 2000 году - 334 126 чел. Какую долю от этого количества в реальности составляют крымские татары, точно неизвестно. Официально в 2000 г. в Узбекистане было 10 046 крымских татар ()
  5. Joshuaproject. Tatar, Crimean
  6. Crimean Tatar population in Turkey
  7. Перепись населения Румынии 2002 г. Национальный состав
  8. Всероссийская перепись населения 2002 года . Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  9. Перепись населениея Болгарии 2001 г.
  10. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения .rar)
  11. Около 500 тыс. в странах бывшего СССР, Румынии и Болгарии, и от 100 тыс. до нескольких сот тысяч в Турции. Статистика по национальному составу населения в Турции не публикуется, поэтому точные данные неизвестны.
  12. Тюркские народы Крыма. Караимы. Крымские татары. Крымчаки. / Отв. ред. С. Я. Козлов, Л. В. Чижова. - М .: Наука, 2003.
  13. Озенбашлы Энвер Мемет-оглу . Крымцы. Сборник работ по истории, этнографии и языку крымских татар. - Акмесджит: Доля, 1997.
  14. Очерки истории и культуры крымских татар. / Под. ред. Э. Чубарова. - Симферополь, Крымучпедгиз, 2005.
  15. Türkiyedeki Qırımtatar milliy areketiniñ seyri, Bahçesaray dergisi, Mayıs 2009
  16. А. И. Айбабин Этническая история ранневизантийского Крыма. Симферополь. Дар. 1999
  17. Мухамедьяров Ш. Ф. Введение в этническую историю Крыма. // Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки. - М .: Наука. 2003.

Глава 2 Впервые татары попали в Крым во время появления в Восточной Европе татаро-монгол в промежутке времени с 1223 г.(походы Чингисхана) и 1239 г. (поход Батыя).

Крымское ханство. Предыстория

Photo-1LИменно тогда 31 мая 1223 г. произошла знаменитая Битва на реке Калке между русскими князьями и половцами с одной стороны, и подразделениями Чингисхана под руководством Джебе и Субеде— с другой.

Историческая справка:

По́ловцы (по наиболее вероятной этимологии — от др.-рус. половъ «жёлтый», возм. желтоволосые или желтокожие; кимаки, кыпчаки, куманы) — тюркский кочевой народ, образовавшийся в VIII веке в степях Казахстана и южной Сибири (верхнее течение реки Иртыш). В XI заселили степи Восточной Европы до Дуная («Половецкое поле», Дешт-и-Кипчак). Находились в сложных отношениях с Русью. В начале XII века половцы были вытеснены Владимиром Мономахом на Кавказ, за Волгу, Дон, однако во второй половине XII века вновь активно участвовали в междоусобной борьбе русских князей. Затем, с 1190-х годов, наступил недолгий период, в общем, мирного сосуществования и частичной христианизации половецкой знати.

В дальнейшем половцы вошли в состав тюркского населения Золотой Орды, внеся вклад в формирование таких этносов, как гагаузы, казахи, крымские татары, сибирские татары, ногайцы, башкиры, карачаевцы, балкарцы, кумыки.

Автор, намерено затрагивает тему Битвы на реке Калка, так усилено муссируемую на все лады, во всех школьных учебниках, создатели которых проливают при этом «крокодильи слезы» за бедными русскими и неразумными половцами, для того чтобы обратить внимание читателя на первопричину завоевания татаро-монголами русских княжеств .

Итак, половецкий хан Котян Сутоевич обратился к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Мстиславичу Удалому и к другим русским князьям, прося у них помощи против нового грозного врага: «Сегодня татары взяли нашу землю, а завтра и вашу полонят, если мы все дружно не встанем против них ».

На этот призыв откликнулись три князя - киевский Мстислав Романович, галицкий Мстислав Мстиславич и черниговский Мстислав Святославича и ряд других мелких князей.

После долгих уговоров Мстислава Удалого и щедрых подарков, т.е. говоря современным языком взяток (подкупа) со стороны половцев было решено, что «лучше встретить басурманов на половецкой земле, нежели на своей» .

Сбор был назначен на правом берегу Днепра, близ острова Хортица.

Узнав о сборах, монголы прислали своих послов с такими словами: «Мы с Русью войны не хотим и на вашу землю не посягаем. Воюем мы с половцами, которые всегда были вашими врагами, а потому, если они бегут теперь к вам, — бейте их и забирайте себе их добро».

Выслушав послов, русские князья приказали всех их перебить. Историки оправдывают это дерзкое даже по тем свирепым и диким временам преступление русских князей тем, что, мол, в 1222 году половцы поддались на уговоры монгол нарушить свой союз с аланами, после чего Джебе разбил алан, а затем обрушился и на половцев.

Но вот как этот эпизод описывает Гумилев Л.Н. в своей книге»Древняя Русь и Великая степь» -

« Долгое время половцы воевали с монголами на рубеже Яика (река Урал), удерживая при помощи башкир монгольские войска за Эмбой и Иргизом. Степная война обычно состоит из набегов и стычек, вследствие чего она, как правило, безрезультатна. Но тут у монголов появилась возможность ударить по половцам с тыла. Разбив в 1219-1221 гг. хорезмшаха Мухаммеда, владевшего всем Ираном, монголы вышли на Кавказ, нанесли поражение грузинам, и в 1222 г. в обход неприступного Дербента три тумэна прошли на степные просторы Северного Кавказа, населенные в то время аланами»

А убийство послов, во все времена означало объявление войны . Хотя Русь к этому готова не была и значительная часть русских князей из северных территорий отказались участвовать в войне с монголами.

И снова цитата из вышеназванной книги Гумилева «А ведь это подлое преступление, гостеубийство, предательство доверившегося! И нет никаких оснований считать мирные предложения монголов дипломатическим трюком. Русские земли, покрытые густым лесом, были монголам не нужны, а русские, как оседлый народ, не могли угрожать коренному монгольскому улусу, т.е. были для монголов безопасны. Опасны были половцы - союзники меркитов и других противников Чингиса. Поэтому монголы искренне хотели мира с русскими, но после предательского убийства и непровоцированного нападения мир стал невозможен.»

Положение усугубилось тем, что в сборном войске небыло общего командующего. Дружины удельных князей подчинялись лишь своим великим князьям. Половцы под руководством Котяна признавали только Мстислава Удалого.

Котян перед выступлением в поход крестился в православную веру. Ну, а все половцы, стало быть, тоже в одночасье стали христианнами? Наверно пример Князя Владимира Красно Солнышка, таким образом, крестившим Русь, был заразительным и в те времена.

Перейдя на левый берег и разбив 2 передовых отряда русские войска, действуя разобщено и вследствие ненадлежащей боеспособности или измены части половцев 31 мая 1223 г. потерпели полный разгром.

А теперь несколько цитат с книги Л.Н. Гумилева «Древняя Русь и Великая степь»

« Одна часть монголов гнала бегущих до берегов Днепра, а вторая осадила стан киевского князя. Он храбро отбивался три дня, но после того как посланный на переговоры атаман бродников (беглого люда) Плоскиня, в итоге предавший князя, поклялся на кресте, что если русские положат оружие — никто из них не будет убит, а князей и воевод отпустят домой, сдался." Кстати, упоминание в летописях «бродников» и их атамана Плоскини, уже свидетельствует, что в районе Хортицы, где позже обрадовалась Запорожская сечь, уже в те времена собирался беглый от князей народ – бродники.

Вот историческая справка: Бродники , продники, бронники - этнически смешанное население побережья Азовского моря и нижнего Дона в XII-XIII вв., возможно тюрко-славянского происхождения, по некоторым другим источникам ираноязычные. По всей вероятности в состав бродников могли входить остатки разрозненных хазар, булгар, а позже огузов.

Бродники не оставили о себе ни материальных, ни письменных следов, это затрудняет их этническую идентификацию.

Бродники не однократно принимали участие в междоусобных войнах русских князей, а также в русско-половецких и русско-татарских битвах. После ХIII в. письменная информация о бродниках не прослеживается.

Однако существует гипотеза, что бродники не сумев создать прочное этническое сообщество растворились в славянской среде и пополнили первые казачьи отряды (мнение М. Грушевского ).

А Гумилев Л.Н. так трактует этот этнос по своему: «На Дону монголы обрели союзников. Это был этнос бродников, потомков православных хазар и предков низовых казаков. Бродники населяли пойму Дона и прибрежные террасы, оставив половцам водораздельные степи. Оба эти этноса враждовали между собою, и потому бродники поддержали монголов. Благодаря помощи бродников монголы ударили по половецким тылам и разгромили Юрия Кончаковича, а хана Котяна, тестя Мстислава Удалого, отогнали за Днестр.»

Так может это и есть то начальное образование, которое со временем преобразовалось в казачество и Грушевский и Гумилев правы?

Но вернемся к нашему повествованию .

Монголы своего обещания не сдержали: все русские князья, и военачальники были убиты. Простых воинов увели в рабство.

На берегах Калки русское воинство потеряло десятки тыс. человек. И по сведениям летописцев только каждый десятый вернулся из похода.

С этой битвой народный эпос связывает и гибель русских богатырей: в летописи среди убитых названы имена Александра Поповича (Алеши Поповича)и Добрыни Рязанца (Добрыни Никитича) — реальных лиц и, очевидно, знаменитых воинов, раз их упомянули наряду с князьями. Мстиславом Удалым и Даниилом Романовичем.

А что же наши главные герои заварившие эту бойню?

Снова слово Гумилеву Л.Н. «А сам Мстислав Святославич 31 мая 1223 г. вместе с черниговской ратью бежал с поля боя. Разумеется, и сам он был убит, и его сын, и "богатырь Александр Попович с семьюдесятью собратьями" Русские потери достигали 90 % бойцов.!»

Мстислав Мстиславич Удалой еще до битвы захватил в плен раненого татарского витязя Гемябека, которого татары оставили "в кургане", так как он не мог сесть на коня.

Ну, уж ладно, убил бы его сам; нет, он выдал его половцам на муки! А после битвы, добравшись до Днепра и сев в ладью, он велел рубить прочие ладьи, вместо того чтобы организовать переправу соратников, скакавших за ним следом. Паника? Да

А его зять и союзник Котян Сутоевич, спросит себя читатель, небось, тоже погиб «смертью храбрых»? А вот и нет, этому повезло больше.В 1238 году окончательно разбитый в Астраханских степях монголо-татарами Батыя, Котян Сутоевич бежал с 40 тыс. единоплеменников в Венгрию, где король принял его в подданство и дал земли для поселения.

Но настал 1239 год и к Руси приблизились орды Батыя

Photo-3LИсторическая справка:Батый (Бату-хан, 1205—1255) — монгольский полководец и государственный лидер, чингизид, хан Золотой Орды, сын Джучи и внук Чингисхана.

По разделу, произведённому Темучином (Чингисханом) в 1224 году, старшему сыну, Джучи, достались Кипчакская степь, Хива, часть Кавказа, Крым и Русь (улус Джучи). Ничего, не предприняв для фактического овладения назначенной ему части, Джучи умер в 1227 году.

На курултаях 1229 и 1235 годов было решено отправить большое войско для покорения пространств к северу от Каспийского и Чёрного морей. Хан Угэдэй поставил во главе этого похода Батыя.

С ним шли Орду, Шибан, Тангкут, Кадан, Бури и Пайдар (потомки Чингизхана) и полководцы Субудай-багатур и Джебэ-нойон.

В своём движении это нашествие захватило не только русские княжества, но и часть Западной Европы. Первой целью стала Венгрия, куда ушли от татар половцы. Но, вначале поднявшись по Волге, Батый разгромил Волжскую Булгарию, затем, разорил Рязань, Москву, Владимир-на-Клязьме, двинулся, было на Новгород, но от весенней распутицы ушёл в Половецкие степи, по дороге расправившись с Козельском.

На этой последней истории необходимо остановится более подробно, ибо есть версия, что причиной мести Батыя Козельскому князю Василию Титычу было то обстоятельство, что его отец участник битвы на реке Калке, был причастен к убийству монгольских послов.

Вот как это событие описано у Гумилева Л.Н. «Однако монголы не ко всем русским стали проявлять враждебность и мстительность. Многие русские города во время похода Батыя не пострадали. "Злым городом" был объявлен только Козельск, князь которого Мстислав Святославич Черниговский был среди тех "великих" князей, которые решали судьбу послов. Монголы полагали, что подданные злого правителя несут ответственность за его преступления. У них самих было именно так. Они просто не могли себе представить князя вне "коллектива". Поэтому пострадал Козельск.»

Photo-4lА так же потому, что описание этой трагедии есть одни из ярких примеров позднейшей фальсификации истории русскими летописцами. Которые, к примеру, не смотря на 100% истребление всех жителей, т.е. полное отсутствие каких - либо свидетелей и документов (деревянный город был сожжен) «Батый ж, взя град Козелеск и изби въся и до отрочате, ссущих млеко, а о кпязи Василии не ведомо се: инии глаголяху, яко в крови утопе, понеж бо млад бе » противореча самим себе, пишут о заседании Княжеского совета и историческом решении, принятом на нем: «Наш Князь младенец, но мы, как верные Россияне, должны за него умереть, чтобы в мире оставить по себе добрую славу, а за гробом принять венец бессмертия», «главы своя положити за христианскую веру ».

Но продолжим рассказ о Батые и его влиянии на создание Крымского ханства .

В 1239 году Батый покорил Переяславль, Чернигов, разорил Киев (6 декабря 1240 года), Каменец, Владимир-Волынский, Галич и Лодыжин.

Здесь орда Батыя разделилась. Часть во главе с Каданом и Орду направилась в Польшу, где под Лигницей польские силы потерпели страшное поражение.

Крайним западным пунктом этого движения оказался немецкий Майсен. После чего Батый повернул на юг и пришёлся по Моравии (нынешняя Словакия).

Другая большая часть с Батыем во главе пошла на Венгрию, где скоро с нею соединились Кадан и Орду. Венгерский король Бела IV был наголову разбит Батыем и бежал. Батый прошёл Венгрию, Хорватию и Далмацию, всюду нанося поражения и, наконец, уничтожив ненавистных ему половцев.

В декабре 1241 года умер хан Угедей; заставило Батыя вернутся со своими ордами в Монголию, чтобы принять участие в избрании нового хана.

Позже Батый, осел на берегах Волги в городе Сарайчик, ставшем при нём столицей нового обширного государства Золотая Орда.

Photo-5r Важной исторической особенностью являлось так же то обстоятельство татаро-монголы, следуя "Ясе»- закону Чингизхана, практиковали полную веротерпимость (один из законов "Ясы" строжайшим образом запрещает направлять насилие против жреческой касты завоеванных народов), настаивая лишь на военно-политическом и хозяйственном (дань) подчинении русских.

Но в 1312-1313 годах положение изменилось и при хане Узбеке монголы-татары, а, следовательно, и крымские татары приняли ислам, как единую религию.

Это важное обстоятельство имело существенное влияние не только на культуру и законы Золотой Орды, но и на формирование под ее началом Московского княжества, как зародыша будущей Российской империи, которая впоследствии начнет серию войн для захвата Крыма.

Вскоре после этих военных походов татаро - монгол под предводительством Батыя и весь степной и предгорный Крым попал под владение Золотой Орды.

Историческая справка: Власть ханов Золотой Орды охватывала территорию значительной части современной России (кроме Восточной Сибири, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера), северный и западный Казахстан, Украину, Молдавию, часть Узбекистана (Хорезм) и Туркмении.

В ордынский период верховными правителями Крыма были ханы Золотой Орды, но непосредственное управление осуществляли их наместники эмиры.

В этот же период исторические летописи засвидетельствовали появление первых признаков создания Запорожской сечи.

Название территории произошло от специальной системы укреплений из срубленных деревьев - засек. Со своим центром - о. Хортица на Днепре.

Именно в 1304 в русских летописях появляется впервые известие казаках в Запорожье и их атамане Критикии. В исторических документах указывалось на то, что у казаков не было феодального землевладения и зависимости. Существовало самоуправление с выбранными кошевыми, куренными атаманами и гетманом.

Тоесть мы видим, что одновременно с формирование Крымского ханства, появляется его постоянный противники-антиподы запорожские казаки.

Photo-6l Первым формально признанным властителем в Крыму считается Оран-Тимур, племянник Батыя, получивший эту область от Менгу-Тимура.

Главным городом Крымского Юрта был город Кырым (современный Старый Крым). Это имя затем распространилось постепенно и на весь полуостров.

Вторым центром Крыма стал Бахчисарай.

Многонациональное население Крыма тогда состояло в основном из кыпчаков (остатков племен половцев), греков, готов, аланов и армян, живших в основном в городах и горных селениях. Крымская знать была в основном смешанного кыпчакско-ордынского происхождения.

После смерти Эдигея в 1420 году Орда фактически утратила контроль над Крымом. После этого в Крыму началась ожесточённая борьба за власть, победителем из которой вышел первый хан независимого Крыма и основатель династии Гераев Хаджи I Герай.

Его личность историкам неясна, ибо и сама история Крымского ханства получает достоверный (документально-архивный) характер только с начала близких отношений с (Османской империей) Турцией.

Однозначно можно утверждать, что власть Хаджи Гераю досталась ему нелегко, после упорной борьбы с противниками, в которой он обнаружил тонкий политический ум, энергию и хитрость. О нем известно, что он провел свою юность в Литве, в качестве беглеца, и получил престол, благодаря поддержке польско-литовского государства в 1428г., но вскоре лишился его и вторично захватил власть в 1434 г. и царствовал до смерти в 1466 г.

Собственное национальное имя его было Девлет, мусульманское Бирди, а прозвища Хаджи и Гирей он принял при вторичном занятии престола по связи с обстоятельствами своего детства.

Прозвище Гирей было впоследствии принято его сыном Менгли и стало династическим прозвищем Крымских ханов.

Золотоордынский период в истории Крыма было окончательно завершён.

Многолетнее стремление крымцев к независимости увенчалось успехом, а сотрясаемая смутами Золотая Орда не могла уже оказать серьёзного сопротивления.

Photo-7r Вскоре после отпадения Крыма она распалась на Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и Ногайскою Орду.

При Хаджи Гирее титул Хана стал обозначать верховного правителя.

Тогда же был утвержден герб - Тамга Крымского улуса (трезубец или гребень) и флаг.

А теперь сравните флаг и герб Крымского ханства, и Флаг и Малый герб Украины – народы братья?

К началу XV века в состав Крымского ханства его входила, помимо степного и предгорного Крыма, часть горной части полуострова и обширные территории на континенте.

Хаджи Девлет Гирей вел двойственную политику по отношению к Московскому государству и генуэзцам, которых он обложил данью. Он явно стремился овладеть всем Крымом и, весьма вероятно, заключил с турками формальный договор, по которому уступал им Кафу с Готией. А так же систематически и помогал литовцам и полякам в их борьбе с Золотой Ордой.

Крым - это уникальный и неповторимый край, "орден на груди планеты Земля", как сказал один из его исследователей. Туристы, попадая сюда впервые, удивляются, как на такой маленькой по площади территории смогло уместиться всё разнообразие природы. Ведь здесь есть и горы, и скалы, и морское побережье с галечными пляжами, а также шумные водопады и десятки красивейших пещер.

Однако в этой статье речь пойдет не о природных красотах Крыма, а о его символике. Вы узнаете, что символизирует крымский флаг, а также какую семантику несет в себе герб Крыма. Картинки главных символов республики также представлены здесь. Надеемся, вам будет интересно!

Флаг и герб Крыма - основные символы полуострова

Любая страна, республика, область или город имеют свои официальные символы - флаг и герб. Они сложились исторически, и, чаще всего, отражают (показывают) идентичность того или иного населенного пункта или территории.

Флагом называют полотнище прямоугольной формы, которое имеет определенную раскраску. Как правило, это полосы разного цвета и направления (реже - узоры или рисунки). Существует даже целая наука, которая занимается их изучением - вексиллология .

Слово "герб" (herb) имеет немецкое происхождение и дословно означает "наследство". Дело в том, что первоначально герб служил отличием для конкретного рода, и этот символ передавался из поколения в поколение, по наследству. Позже его стали использовать и в качестве символов городов или стран. Наука, комплексно изучающая гербы, носит название геральдика .

Теперь стоит ознакомиться с тем, что представляет собой герб и флаг Республики Крым. Какова же их семантика?

Герб Крыма: фото и описание

Основой современного крымского герба является варяжский щит. На нем изображено мифическое существо - грифон, который смотрит в левую сторону и держит в лапе синюю жемчужину в серебряной ракушке. Над головой грифона изображено восходящее желтое солнце, а сам щит обрамлен двумя греческими колоннами с обеих сторон. Снизу щит окаймляет лента (в традиционных цветах крымского флага, о котором речь пойдет далее) с надписью: "Процветание - в единстве".

Стоит отметить, что герб Крыма, в своем современном виде, был оформлен в 1991 году, а утвержден на официальном уровне в 1992-м. В марте 1995 года он был легализирован украинской властью путём принятия закона "об Автономной Республике Крым".

Как известно, в марте 2014 года была присоединена к России. При этом местные власти республики решили не изменять уже существующую символику полуострова, приняв в июне того же года соответствующий закон.

Вот такую историю пережил современный герб Крыма. Фото этого символа вы можете увидеть ниже:

Значение герба

Известно, что грифон издавна использовался в геральдике региона Северного Причерноморья. Так, это мифическое существо присутствовало на эмблемах древнего Пантикапея (нынче Керчь), а также Херсонеса.

Герб Республики Крым имеет в своей основе щит красного цвета. И это не случайно, ведь червлёный окрас - это напоминание о героической и порой трагической судьбе крымского народа. Не случайно и присутствие жемчужины в лапе грифона. Это - прямой намек на уникальность и неповторимость крымской земли.

Связь Крыма с Древней Грецией тоже показана на гербе - с помощью двух колонн по краям. А вот Солнце над щитом символизирует рассвет и светлое будущее региона.

Исторические гербы Крыма

Как правило, символы стран и городов часто изменяются с течением времени. И герб Крыма здесь - не исключение.

Интересно проследить за тем, как он изменялся на протяжении истории полуострова. Ведь в разное время на его территории существовали различные государственные образования. И герб, соответственно, тоже менялся.

Герб во времена Крымского ханства

Это мощное государственное образование существовало более трех веков: с 1441 до 1783 года. При этом оно занимало не только полуостров Крым, но и Кубань, а также почти весь юго-восток современной Украины. Столицами этого государства в разное время были Старый Крым и Бахчисарай. Лишь в 1783 году территория Крымского ханства была аннексирована Российской Империей. Немного позже эту аннексию признала и

Гербом Крымского ханства можно считать родовую эмблему династии Гиреев - знак тарак-тамга. К слову, он и сегодня является национальным символом всех крымских татар и изображен на их флагах. Известно, что именно этот знак во времена Крымского ханства чеканился на монетах, а также наносился на некоторые общественные строения.

Любопытно, что на сегодняшний день нет единой интерпретации данного знака. Согласно одной из них, тарак-тамга символизирует уравновешенные весы.

Герб Таврической губернии

После аннексии Крыма Россией в 1783 году на его территории была образована административная единица Российской Империи - которая официально существовала в период с 1802 по 1921 год. Её центром (столицей) стал город Симферополь, который сразу же начал стремительно развиваться. Кстати, топоним "таврида, таврика" принесли на полуостров древние эллины, еще во времена колонизации крымского побережья.

Как же выглядел герб Крыма в те времена, в XIX - в начале XX столетия? На золотом щите в центре был изображен двуглавый орел черного цвета. На груди у орла находился еще один, маленького размера щит с изображением креста (именно того, который греческие императоры прислали в Древнюю Русь).

Сверху щит герба венчает императорская корона - символ царской власти. Окаймляют же его желтые дубовые ветви, в которые вплетена синяя лента. Как известно, этот герб был официально утвержден еще 8 марта 1784 года, когда самой губернии, по сути, еще не существовало. Изображение этого крымского герба показано ниже:

Герб Крымской АССР

Следующий этап в истории полуострова связан с приходом советской власти. В 1921 году на его территории была создана Крымская АССР, которая просуществовала до 1992 года. Столицей республики остался город Симферополь. До 1954 года Крым находился в составе РСФСР, а после был передан Украинской ССР.

Как же выглядел герб Крыма в то время? Стоит отметить, что он имел две редакции: первая - от 1921 года, а вторая - от 1938 года. Единственное отличие между ними - в надписях. Так, первоначально на крымском гербе присутствовали надписи на а в 1938 году их дополнили русскими.

Выглядел герб Крымской АССР следующим образом: в центре - красный щит, на котором был изображен серп и молот - центральный символ советской системы. При этом он озарялся лучами восходящего снизу солнца. Внизу, под щитом герба, был начертан главный девиз страны: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" С обеих сторон щит этого герба окаймляли золотые колосья пшеницы: по семь справа и слева.

Просто и лаконично выглядел и флаг Крымской АССР. В верхнем левом углу сплошного красного полотнища размещались всего две надписи: "РСФСР" и "КрАССР" (под первой надписью).

Флаг Республики Крым

Теперь стоит рассказать и о другом символе Республики Крым - о её флаге.

Флаг - это обязательный атрибут любого территориального образования. При этом, он должен отражать и точно показывать идентичность того или иного города, региона или государства. Что же означает современный крымский флаг и какова его история?

Датой рождения этого флага считается 24 сентября 1992 года. В 1999 году он был повторно утвержден, но уже в качестве официального флага Автономной Республики Крым в составе Украины. После в марте 2014 года власти республики приняли решение не изменять флаг Крыма.

Флаг Республики Крым представляет собой полотнище прямоугольной формы, состоящее из трех горизонтальных полос неодинаковой толщины. Сверху флага находится синяя полоса (1/6 всей толщины полотна), в центре - белая (самая толстая, занимающая 2/3 толщины полотна), а снизу расположена красная полоса (1/6 всей толщины полотна). Именно такой вид крымского флага является эталонным. Авторами этого символа выступили А. Мальгин и В. Трусов.

Какую же семантику несет в себе флаг Крыма?

Считается, что красная полоса внизу символизирует героическое и драматическое прошлое полуострова, а синяя сверху - его радужное и перспективное будущее. При этом самая широкая полоса в центре - это настоящее Крыма. Авторы не случайно сделали эту полосу самой широкой, намекая на то, что все события, которые происходят в жизни полуострова, весьма значимы для его дальнейшей судьбы. А сам Крым ждет великое будущее.

Заключение

Таким образом, флаг и герб Крыма - это важнейшие символы республики. В них отражена вся суть непростой, но весьма яркой истории крымского народа.

8 апреля 1783 года был издан Манифест Екатерины II о присоединении Крыма к России.

Крымское ханство , отколовшееся в 1427 году от распадающейся под нашими ударами Золотой Орды, всё время своего существования было самым злейшим врагом Руси.
C конца XV столетия крымские татары , которых сейчас пытаются представить жертвами русского геноцида, совершали постоянные набеги на Русское Царство. Ежегодно они, обходя степные посты, проникали на русскую землю, углублялись в пограничную область на 100—200 километров, поворачивали назад и, развернувшись лавиной, занимались грабежом и захватом рабов. Тактика татар состояла в том, что они разделялись на несколько отрядов и, стараясь привлечь русских к одному или двум местам на границе, сами нападали на какое-либо другое место, оставленное без защиты. татары сажали на лошадей чучела в виде людей, чтобы их казалось больше. Пока 20-30 тысяч татарских всадников отвлекали на себя внимание основных сил русских, другие отряды опустошали русские пределы и возвращались назад без большого урона.

Крымск о-татарский всадник

Захват пленников и торговля рабами были главной статьей экономики Крымского ханства. Пленники продавались в Турцию, на Средний Восток и даже в европейские страны. За два века на крымских невольничьих рынках было продано более трех миллионов людей. Ежедневно в Константинополь приходили по три-четыре корабля, везущих русских невольников.
Борьба с крымскими татарами была главной статьёй русских военных расходов, но эта борьба шла с переменным успехом. Часто русским войскам удавалось разгромить татар и отбить пленных. Так, в 1507 году войска князя Холмского нанесли поражение татарам на Оке, отбив захваченную добычу. В 1517 году 20-тысячный татарский отряд дошёл до Тулы, где был полностью разбит русским войском, а в 1527 году русские войска разгромили крымцев на реке Остёр. Однако поймать в степи мобильное крымское войско в условиях отсутствия в те годы авиаразведки и спутникового слежения было достаточно сложно, и чаще всего татары уходили в Крым безнаказанно.

Как правило, взять крупный город татарам было не под силу, но в 1571 году войска хана Давлет-Гирея, пользуясь тем, что русская армия ушла на Ливонскую войну, разрушили и разграбили саму Москву, уведя 60-тысяч пленных - практически всё тогдашнее население столицы. На следующий год хан хотел повторить поход и даже намеревался присоединить Московию к своим владеньям, но был наголову разбит в Битве при Молодях , потеряв при этом почти всё мужское население ханства. Однако предпринять поход в Крым чтобы добить зверя в его логове, Русь, ослабленная войной на два фронта, тогда не смогла, и через два десятилетия выросло новое поколение, и уже в 1591 году татары повторили поход на Москву, а в 1592 разграбили тульские, каширские и рязанские земли.

Положение пленников в Крыму было крайне тяжёлым. Рабы продавались с аукциона, скованные по десятку за шею. Помимо самого худого содержания пищей, водой, одеждой и жилищем, их предавали изнурительным работам и истязаниям. Мужчины нередко попадали на турецкие галеры, где до полного истощения служили прикованными к скамьям гребцами. Женщины-невольницы поставлялись в богатые дома для плотских утех и гаремов, а менее красивые из них делались домашней прислугой. Но больше всего ценились мальчики - среди подобных народов всегда высок процент содомитов, но поскольку магометанским законом мужеложство запрещено, они нашли способ обмануть Аллаха - нельзя, мол, иметь в зад мужчину, у которого растут борода и усы, а если они ещё не растут, то можно.

Уже Ивану Грозному было ясно, что для ликвидации татарской угрозы необходимо захватить татарскую территорию и закрепить её за Россией. Так он сделал с Казанью и с Астраханью, но с Крымом расправиться не успел - увидев, как усиливается Русь, запад навязал нам Ливонскую войну.

Василий Голицын.

Фельдмаршал Христофор Антонович фон Миних

Светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический

Взвод татарских коллаборационистов под командованием немецкгого унтер-офицера.

Смутное время также не позволило расправиться с Крымом, и татарские набеги продолжались всё 17-е столетие. Попытку покорить Крым в период правления царевны Софьи предпринял князь Василий Голицын. Он сумел разгромить союзную крымцам Буджакскую орду дунайских татар, но взять Перекоп и войти в Крым ему так и не удалось.
Первыми из русских в Крым вошли войска фельдмаршала Миниха. 20 апреля 1736 года пятидесятитысячное русское войско с Минихом во главе выступило из местечка Царицынки, бывшим местом сбора, и 20 мая через Перекоп вошло в Крым, отбросив крымского хана с войском. Взяв штурмом перекопские укрепления, русская армия пошла вглубь Крыма и через десять дней вошла в Гезлев, захватив там почти месячный запас продовольствия для всей армии. К концу июня войска подошли к Бахчисараю, выдержав два сильных татарских нападения перед крымской столицей, взяли город, в котором было две тысячи домов, и полностью сожгли вместе с ханским дворцом. Однако пробыв в Крыму месяц, русские войска отошли к Перекопу и в конце осени вернулись на Украину, потеряв непосредственно от боевых действий две тысячи человек и половину армии от болезней и местных условий.

В отместку за поход Миниха в феврале 1737 года крымские татары сделали набег на Украину через Днепр у Переволочны, убив генерала Лесли и взяв множество пленных, но на большее крымцы, снова потерявшие много народу, способны уже не были.

Крымские набеги возобновились через два десятилетия, когда вновь подросло следующее поколение. Дело в том, что русские, в отличие от восточных народов, никогда не убивают женщин и детей в стане разбитого противника. Эту русскую черту сами русские называют благородством, а восточные народы именуют не иначе как глупостью. У нас почему-то считают, что те, кого мы пощадили, будут за это нам благодарны. На самом же деле подросшие сыновья всегда будут мстить за убитых отцов.

В 70-е годы 18-го столетия русские вновь были вынуждены пойти на Крым. Первое сражение произошло у Перекопской крепости 14 июня 1771 года. Отряд российский войск генерала Прозоровского переправился через Сиваш и обошел Перекопскую крепость слева, оказавшись в тылу татарско-турецких войск. Хан пошел к нему навстречу, но был отброшен ружейным огнем. Одновременно штурмовые колонны князя Долгорукова пошли на перекопские укрепления. 17 июня Долгоруков начал наступление на Бахчисарай, отряд генерал-майора Брауна двинулся на Гезлев, а отряд генерала Щербатова пошел к Каффе. Вторично разбив 29 июня уже стотысячную армию крымских татар в сражении при Феодосии, русские войска заняли Арабат, Керчь, Еникале, Балаклаву и Таманский полуостров. 1 ноября 1772 года в Карасубазаре крымский хан подписал с князем Долгоруковым договор, по которому Крым объявлялся независимым ханством под покровительством России. К России переходили морские черноморские порты Керчь, Кинбурн и Еникале. Но и в этот раз, освободив более десяти тысяч русских пленников, армия Долгорукова ушла к Днепру, правда, теперь русские хотя бы оставили гарнизоны в крымских городах.

Окончательное покорение Крыма стало возможным лишь в результате заключения Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Турцией в 1774 году, и главная заслуга в окончательном решении Крымского вопроса принадлежит Григорию Потёмкину.
Потёмкин придавал большое значение присоединению Крыма к России. В конце 1782 года, оценивая все преимущества присоединения Крыма, светлейший излагает свое мнение в письме Екатерине II: «Крым положением своим разрывает наши границы… Положите ж теперь, что Крым Ваш, и что нету уже сей бородавки на носу — вот вдруг положение границ прекрасное: по Бугу турки граничат с нами непосредственно, потому и дело должны иметь с нами прямо сами, а не под именем других... Вы обязаны возвысить славу России...».
Рассмотрев все доводы Потемкина в необходимости срочного решения столь важной внешне и внутриполитической задачи, 8 апреля 1783 года Екатерина II издает манифест о присоединении Крыма, где крымским жителям обещалось «свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего содержать их в равне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру...».
Именно Потемкину принадлежит слава «бескровного» присоединения Крыма, что отмечали и его современники. Глинка С.Н. поэтически, немного высокопарно отзывался об этом историческом событии в своих «Записках»: «заботы его (Потемкина) были о древнем царстве Митридатовом, и он это царство принес России в дар бескровный. Чего не успели сделать века от покорения Казани и Астрахани, чего не успел сделать Петр I, то один совершил этот великан своего времени. Он смирил и усмирил последнее гнездо владычества монгольского».
Признание Портой присоединения Крыма к России последовало только через восемь с лишним месяцев. До тех пор положение в Крыму было чрезвычайно напряженным. Обнародование манифеста должно было произойти после принесения присяги в Крыму и на Кубани, причем Потемкин лично принимал присягу у крымской знати. Это было приурочено князем ко дню восшествия на престол Екатерины II (28 июня). Сначала присягали мурзы, беи, духовные лица, а затем уже и простое население. Торжества сопровождались угощеньями, играми, скачками и пушечным салютом. Уже 16 июля 1783 года Потемкин докладывал Екатерине II, что «вся область Крымская с охотой прибегла под державу Вашего императорского величества; города и с многими деревнями учинили уже в верности присягу».
Татарская знать ханства торжественно присягала на плоской вершине скалы Ак Кая под Карасубазаром.
После присоединения Крыма к России многие татары стали покидать полуостров и переселяться в Турцию. Однако для освоения края были нужны рабочие руки. Отсюда, наряду с официальным разрешением и выдачей всем желающим соответствующих документов (паспортов), стремление администрации удержать как можно больше жителей на занимаемой территории. Переселение из внутренних областей России и приглашение на жительство иностранцев начались несколько позднее. Заботясь о сохранении спокойствия в Крыму, Потемкин 4 мая 1783 года в ордере генералу Де Бальмену писал: «Воля Ея императорскаго величества есть, чтобы все войска, пребывающие в Крымском полуострове, обращались с жителями дружелюбно, не чиня отнюдь обид, чему подавать пример имеют начальники и полковые командиры»; нарушители должны были отвечать «по всей строгости закона».
В первые годы существования Советского Союза Крым входил в состав РСФСР.

Во время Великой Отечественной Войны Крым находился в немецкой оккупации, и крымские татары объявили себя союзниками Гитлера, за что и были выселены в Среднюю Азию.

В 1954 году Крым был передан в состав Украинской ССР. После приобретения Украиной независимости в Крыму образовалась автономная республика, президент которой Юрий Мешков придерживался пророссийской ориентации. Однако вскоре мешков был отстранен от власти, а автономия Крыма была существенно урезана.