Поместная Церковь для «чайников. Раздел I

  • 30.08.2019

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ. В православии Церковь, обладающая самостоятельностью во внутреннем управлении, имеющая юрисдикцию на собственной территории, называемой канонической, в пределах одного или нескольких государств.

Все-лен-ская пра-во-слав-ная цер-ковь со-сто-ит из от-дель-ных поместных церквей, ко-то-рые, в свою оче-редь, вклю-ча-ют в се-бя епи-ско-пии (епар-хии), а епар-хии - при-хо-ды. Все поместные церкви ис-по-ве-ду-ют од-но и то же ве-роуче-ние, ко-то-рое хра-нит-ся Все-лен-ской пра-во-слав-ной цер-ко-вью из-на-чаль-но. В тер-ри-то-ри-аль-ном раз-ме-же-ва-нии по от-но-ше-нию друг к дру-гу поместные церкви со-об-ра-зу-ют-ся с по-ли-ти-ко-административным де-ле-ни-ем, с государственными и административными гра-ни-ца-ми. По-ня-тие «Поместная церковь» упот-реб-ля-ет-ся вви-ду осо-бен-но-стей ка-но-нического строя Церк-ви, в си-лу тра-ди-ци-он-ной для пра-во-сла-вия тес-ной свя-зи Церк-ви с хри-сти-ан-ским го-су-дар-ст-вом (прин-ци-пы их взаи-мо-от-но-ше-ний, на-зван-ных сим-фо-ни-ей вла-стей, бы-ли вы-ра-бо-та-ны в Ви-зан-тии и вы-ра-же-ны в 6-й но-вел-ле императора Юс-ти-ниа-на I).

В древ-ней Церк-ви до середины III века ка-ж-дая епи-ско-пия, то есть ме-ст-ная Цер-ковь во гла-ве с епи-ско-пом, пре-ем-ни-ком апо-сто-лов, об-ла-да-ла са-мо-стоя-тель-но-стью. Во 2-й половине III века ста-ла скла-ды-вать-ся по-ме-ст-ная струк-ту-ра: епи-ско-пы пер-вен-ст-вую-щих го-ро-дов про-вин-ций Римской им-пе-рии ста-ли пред-се-да-тель-ст-во-вать на епи-скоп-ских со-бо-рах сво-их про-вин-ций. В 34-м Апо-столь-ском пра-ви-ле о них ска-за-но: «Епи-ско-пам вся-ко-го на-ро-да по-до-ба-ет знать пер-во-го в них и при-зна-вать его как гла-ву...». Ис-то-рический кон-текст од-но-знач-но го-во-рит о том, что под «на-ро-дом» в ка-но-не под-ра-зу-ме-ва-ет-ся тер-ри-то-рия, за-ня-тая тем или иным на-ро-дом, а не на-цио-наль-ность (эт-нос): про-вин-ции Римской им-пе-рии со-ста-ви-ли зем-ли, на-се-лён-ные пле-ме-на-ми, под-верг-ши-ми-ся в своё вре-мя эл-ли-ни-за-ции или ла-ти-ни-за-ции. Таким образом, в ос-но-ве административного де-ле-ния Церк-ви ле-жит тер-ри-то-ри-аль-ный, а не национальный прин-цип. По-это-му пра-во-слав-ные хри-стиа-не лю-бой на-цио-наль-но-сти, про-жи-ваю-щие на од-ной тер-ри-то-рии, окорм-ля-ют-ся од-ним епар-хи-аль-ным епи-ско-пом и вхо-дят в од-ну поместную церковь (по сло-ву апостола Пав-ла, во Хри-сте «нет ни Ел-ли-на, ни Иу-дея, ни об-ре-за-ния, ни не-об-ре-за-ния, вар-ва-ра, Ски-фа, ра-ба, сво-бод-но-го…» (Кол. 3:11)). Со вре-ме-нем пер-вые епи-ско-пы ста-ли на-зы-вать-ся ми-тро-по-ли-та-ми, по-то-му что на административном язы-ке Римской им-пе-рии ми-тро-по-лия-ми (греческое μητρ&oxia;οπολις - го-род-мать) име-но-ва-лись цен-тры про-вин-ций (тер-мин «ми-тро-по-лит» упо-ми-на-ет-ся уже в ка-но-нах I Все-лен-ско-го со-бо-ра (325)). Это оз-на-ме-но-ва-ло по-яв-ле-ние пер-вых поместных церквей. Позд-нее про-цесс ук-руп-не-ния по-ме-ст-ной струк-ту-ры при-вёл к об-ра-зо-ва-нию поместных церквей в гра-ни-цах дио-це-зов во гла-ве с ар-хи-епи-ско-па-ми; в V веке поя-ви-лись пат-ри-ар-ха-ты. В то вре-мя (до раз-де-ле-ния церк-вей в 1054 году) в чис-ло поместных церквей вхо-ди-ла и Римская цер-ковь. При сло-жив-шей-ся во 2-й половине 1-го тысячелетия сис-те-ме пен-тар-хии (5 пат-ри-ар-ха-тов) в то же вре-мя су-ще-ст-во-ва-ли поместные церкви, ко-то-рые воз-глав-ля-лись не пат-ри-ар-ха-ми, а ар-хи-епи-ско-па-ми , например Кипр-ская цер-ковь. Хо-тя ме-ж-ду по-ли-тическим про-цес-сом об-ра-зо-ва-ния но-вых го-су-дарств и, как след-ст-вие, из-ме-не-ния государственных гра-ниц и об-ра-зо-ва-ни-ем или уп-разд-не-ни-ем поместной церкви нет ав-то-ма-тической свя-зи, тем не ме-нее в ис-то-рии в ре-зуль-та-те этих по-ли-тических про-цес-сов од-ни поместные церкви, ут-ра-чи-вая са-мо-стоя-тель-ность, вхо-ди-ли в со-став дру-гих или объ-е-ди-ня-лись с ни-ми, или, на-обо-рот, церк-ви об-ре-та-ли ста-тус поместных церквей, вы-де-ля-ясь из су-ще-ст-во-вав-ших ра-нее бо-лее круп-ных об-ра-зо-ва-ний.

Вне ка-но-нических гра-ниц всех поместных церквей (например, в современной Западной Ев-ро-пе) тер-ри-то-ри-аль-ный прин-цип не мо-жет стро-го со-блю-дать-ся: раз-ные поместные церкви име-ют па-рал-лель-ную юрис-дик-цию на од-ной и той же тер-ри-то-рии.

Поместные церкви под-раз-де-ля-ют-ся на ав-то-ке-фаль-ные и ав-то-ном-ные. Ав-то-ке-фаль-ной счи-та-ет-ся са-мо-стоя-тель-ная поместные церкви, не за-ви-ся-щая ни от ка-кой иной поместной церкви (смотреть Ав-то-ке-фа-лия). На начало XXI века су-ще-ст-ву-ют 15 ав-то-ке-фаль-ных поместных церквей. В по-ряд-ке дип-ти-ха (пе-реч-ня), при-ня-то-го в РПЦ, это: 9 пат-ри-ар-ха-тов - Кон-стан-ти-но-поль-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Алек-сан-д-рий-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Ан-ти-охий-ская пра-во-слав-ная цер-ковь,Ие-ру-са-лим-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Рус-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Гру-зин-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Серб-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Ру-мын-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Бол-гар-ская пра-во-слав-ная цер-ковь; 3 церк-ви, воз-глав-ляе-мые ар-хи-епи-ско-па-ми, - Кипр-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Эл-лад-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Албанская пра-во-слав-ная цер-ковь; 3 церк-ви, воз-глав-ляе-мые ми-тро-по-ли-та-ми, - Поль-ская пра-во-слав-ная цер-ковь, Чеш-ских зе-мель и Сло-ва-кии пра-во-слав-ная цер-ковь, Пра-во-слав-ная цер-ковь в Аме-ри-ке. В Кон-стан-ти-но-поль-ской пра-во-слав-ной церк-ви и не-ко-то-рых других поместных церквах упот-реб-ля-ет-ся не-сколь-ко иной дип-тих: в нём от-сут-ст-ву-ет Пра-во-слав-ная цер-ковь в Аме-ри-ке, ав-то-ке-фаль-ный ста-тус ко-то-рой Кон-стан-ти-но-поль-ской цер-ко-вью и не-ко-то-ры-ми другими поместными церквами не при-зна-ёт-ся, Грузинская цер-ковь сле-ду-ет по-сле Болгарской церк-ви.

Ав-то-ном-ные церк-ви об-ла-да-ют весь-ма ши-ро-кой, но не пол-ной са-мо-стоя-тель-но-стью. Главное раз-ли-чие ме-ж-ду ав-то-ке-фаль-ны-ми и ав-то-ном-ны-ми церк-ва-ми за-клю-ча-ет-ся в том, что пер-вые име-ют са-мо-сто-ятельную цепь апо-столь-ско-го пре-ем-ст-ва: епи-ско-пы ав-то-ке-фаль-ной Церк-ви, вклю-чая пер-во-го сре-ди них, по-став-ля-ют-ся епи-ско-па-ми са-мой этой Церк-ви, а по-став-ле-ние пер-во-го епи-ско-па ав-то-ном-ной Церк-ви санк-цио-ни-ру-ет-ся свя-щен-но-на-ча-ли-ем Церк-ви, пре-дос-та-вив-шей ав-то-но-мию (цер-ко-вью-ма-те-рью, ки-ри-ар-халь-ной Цер-ко-вью). Из это-го вы-те-ка-ют и другие ог-ра-ни-че-ния са-мо-стоя-тель-но-сти ав-то-ном-ной Церк-ви: её ста-тус, ус-тав ут-вер-жда-ют-ся выс-шей вла-стью ки-ри-ар-халь-ной Церк-ви; её пер-вый епи-скоп под-су-ден выс-шей су-деб-ной вла-сти ки-ри-ар-халь-ной Церк-ви; от-но-ше-ния с другими церк-ва-ми ав-то-ном-ная Цер-ковь осу-ще-ст-в-ля-ет че-рез по-сред-ст-во ки-ри-ар-халь-ной Церк-ви (ав-то-ном-ные церк-ви мо-гут уча-ст-во-вать в меж-цер-ков-ных кон-так-тах, в том числе и на все-пра-во-слав-ном уров-не, да-же са-мо-стоя-тель-но, но при без-ус-лов-ном со-гла-со-ва-нии сво-ей по-зи-ции с ки-ри-ар-халь-ной Цер-ко-вью). Ос-но-ва-ни-ем для про-воз-гла-ше-ния ав-то-но-мии мо-гут слу-жить раз-ные фак-то-ры: ча-ще все-го на-хо-ж-де-ние Церк-ви в пре-де-лах ино-го го-су-дар-ства, не-же-ли ки-ри-ар-халь-ная Цер-ковь, а так-же гео-гра-фическая уда-лён-ность и эт-ническое свое-об-ра-зие тер-ри-то-рии. Ис-то-ри-че-ски про-воз-гла-ше-ние ав-то-но-мии час-то сле-до-ва-ло за при-об-ре-те-ни-ем го-су-дар-ст-вом, на тер-ри-то-рии ко-то-ро-го на-хо-дит-ся Цер-ковь, по-ли-тической са-мо-стоя-тель-но-сти. Ут-ра-та же государственной са-мо-стоя-тель-но-сти тер-ри-то-рии обыч-но ве-дёт и к уп-разд-не-нию цер-ков-ной ав-то-но-мии.

Тер-мин «ав-то-ном-ная Цер-ковь» но-вый, но яв-ле-ние это бы-ло из-вест-но и в древ-но-сти, и в Сред-не-ве-ко-вье. В сущ-но-сти, при-ме-ром цер-ков-ной ав-то-но-мии мо-жет слу-жить Русская цер-ковь до на-ча-ла её ав-то-ке-фа-лии (1448), ко-гда она, тер-ри-то-ри-аль-но, эт-ни-че-ски и по-ли-ти-че-ски обо-соб-лен-ная от ки-ри-ар-халь-ной Церк-ви (Кон-стан-ти-но-поль-ская пра-во-слав-ная цер-ковь), име-ла лишь ог-ра-ни-чен-ную за-ви-си-мость от неё, чем ре-ши-тель-но от-ли-ча-лась от других ми-тро-по-лий Кон-стан-ти-но-поль-ской церк-ви.

На начало XXI века су-ще-ст-ву-ют 4 ав-то-ном-ные церк-ви: Си-най-ская ар-хи-епи-ско-пия в юрис-дик-ции Ие-ру-са-лим-ской церк-ви, Фин-лянд-ская ав-то-ном-ная пра-во-слав-ная цер-ковь в юрис-дик-ции Кон-стан-ти-но-поль-ской церк-ви, Япон-ская ав-то-ном-ная пра-во-слав-ная цер-ковь и Ки-тай-ская ав-то-ном-ная пра-во-слав-ная цер-ковь в юрис-дик-ции РПЦ.

В ка-то-ли-циз-ме его уни-вер-са-ли-ст-ский цен-тра-лизм ис-клю-ча-ет ту сте-пень са-мо-стоя-тель-но-сти ме-ст-ных церк-вей, ка-кая име-ет ме-сто в пра-во-сла-вии. По-это-му в ка-то-ли-циз-ме не су-ще-ст-ву-ет по-ме-ст-ных ав-то-ке-фаль-ных церк-вей. Од-на-ко в современной Рим-ско-ка-то-лической церк-ви до-пус-ка-ет-ся оп-ре-де-лён-ная по-ме-ст-ная ав-то-но-мия (пра-во ми-тро-по-ли-тов на ка-но-нический над-зор за под-ве-дом-ст-вен-ны-ми епар-хия-ми, оп-ре-де-лён-ные пра-ва про-вин-ци-аль-ных епи-скоп-ских со-бо-ров и кон-фе-рен-ций, осо-бый ста-тус восточных ка-то-лических церк-вей).

В Православии в церковно-административной практике существует феномен деления на отдельные, независимые, самостоятельные, или автокефальные (поместные) Церкви, которые, в свою очередь, отнюдь не являются другими, противоположными, или неправославными. Напротив, все они тождественны друг другу, будучи отделены не идейно (вероучительно), а лишь территориально, регионально, административно. Каждая поместная Православная Церковь, возглавляемая своим предстоятелем, заключает всю полноту Единой Вселенской Православной Церкви.

Такая традиция сложилась еще в Древней Церкви, в первые века христианства. В этой связи целесообразно обратиться к основаниям деления на поместные Церкви.

Основания деления Единой Вселенской Православной Церкви на поместные можно разделить на три группы:

1. Основания, зафиксированные в Священном Писании . Согласно евангельскому повествованию, Иисус Христос повелел святым апостолам научить все народы и призвать их в Церковь (Мф. XXVIII, 19 – 20). Апостолы, исполненные Духа Святого, разошлись по всей известной им территории Средиземноморья, Балкан, Азии и вели проповедь на многих языках (Деян. II, 4, 9 – 11). Свою проповедническую деятельность они разделили между собой по различным территориям, вследствие чего святой апостол Петр считается прежде всего апостолом евреев, святой апостол Павел – просветителем греков, святой апостол Фома – персов и индийцев.

Проповедуя Евангелие в различных странах, апостолы основывали региональные (поместные) Церкви, входившие в организм Единой Церкви. В моноэтнических местностях апостолы основывали Церковь из одного народа, службы в которой велись на языке этого народа, в местах же, где преобладало полиэтническое население, основывалась многонациональная Церковь. Одна из первых церквей, основанных апостолами, состояла из людей одной нации - это Церковь в Иудее, после этого из христиан одной национальности были основаны Церкви в Индии, Эфиопии, Галлии, а из смешанного христианского населения – в Антиохии, Риме, Коринфе. В апостольских посланиях мы находим упоминания названий отдельных Церквей – Асийские (1 Кор.XVI, 19), Македонские (2 Кор.VIII, 1), Галатийские (Гал. I, 2; 1 Кор. XVI, 1), Филиппийская (Флп. I, 1), Кенхрейская (Рим. XVI, 1) и др.

Основывая поместные Церкви в различных странах, апостолы ставили в их главе пастырей - предстоятелей, которым предоставлялись широкие права: управлять этими Церквами, самостоятельно руководить их внутренней жизнью с учетом местных особенностей, традиций и условий. Таким образом, сами апостолы утверждали Церкви с самостоятельным управлением. Свидетельством того, что уже во время апостолов таких Церквей было достаточно много, являются заключительные слова апостола Павла в послании к Римлянам: «Приветствуют вас все Церкви Христовы» (Рим. XVI, 16).

2. В связи с тем, что в первых трех главах Апокалипсиса указываются поименно семь Асийских Церквей (в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии), т. е. расположенных на территории Малоазийского полуострова, можно прийти к выводу, что основанием для такого деления Церквей служило административное деление Римской империи. Обширные церковные области названы именем целых округов (например, Церкви Асийские), меньшие – именем провинций (например, Церкви Македонские). Управление отдельными Церквами было сосредоточено в главных городах округов или провинций, где находились епископские кафедры.

3. Канонические основания деления на поместные Церкви , содержащиеся в правилах апостольских, Вселенских и Поместных Соборов). Например, 34-е апостольское правило говорит об административной самостоятельности поместных Церквей. Аналогичная мысль выражена в 9-м правиле Антиохийского собора: дела поместной Церкви должны решаться ее епископатом во главе с первым епископом. 6-е правило Второго Вселенского Собора, говоря о случаях обвинений в адрес епископов или доносам на них, предписывает представлять обвинителям «свои обвинения всем епископам области», что также говорит о совместном решении всего епископата в делах своей местной церкви.

2-е правило Второго Вселенского Собора запрещает всем поместным Церквам простирать свою власть «на Церкви за пределами своей области».

Таким образом, правила Вселенской Церкви защищают неприкосновенность поместных Церквей, не допускают вмешательства одной поместной Церкви во внутренние дела другой.

В первохристианские времена поместные Церкви, имея свою иерархию, не зависели друг от друга в плане своего внутреннего устройства и управления. Со временем такие независимые Церкви стали называться автокефальными.

Автокефальная Церковь – это Церковь, имеющая своего предстоятеля, свои органы управления, независимые от другой власти. Иначе говоря, это независимая, самоуправляющаяся Церковь 1 .

Автокефалия (независимость) поместных Православных Церквей как частей Единой Вселенской Христовой Церкви не абсолютна, а зависит от характера сфер их деятельности. Поэтому рассмотрим, что является общим, единым, связующим для всех поместных Церквей, и в чем поместные Церкви могут быть самостоятельны.

Единым (общим) для всех поместных Церквей является:

    Догматическое учение. Христос Спаситель принес на землю истину православного вероучения. Отсюда именно Церкви принадлежит право свято хранить, выражать и толковать Богооткровенную истину, никаким образом не изменяя сущность веры и истины;

    Каноническое учение, вытекающее из основ вероучительных. К области канонического учения относятся: правила апостольские, правила Вселенских Соборов, правила десяти Поместных Соборов и правила святых отцов.

Вместе с тем каноны не являются догматами. Следовательно, каждая поместная Православная Церковь, не нарушая единого догматического учения, может издавать свои законы в определении своего устройства и управления (например, таковыми являются Уставы (Положения) поместных Православных Церквей).

Требуя полного единства в вопросах веры и догматики, каноны предоставляют поместным Церквам полную свободу в административной сфере. Самостоятельность поместных Церквей выражается в следующем:

    Церкви свободны в сфере богослужения (в освящении для себя св. Мира, в канонизации своих святых, составлении и введении в употребление новых песнопений и др.);

    Поместные Церкви обладают полной самостоятельностью в области суда;

    Поместные Церкви вправе созывать свои Соборы (Поместные Соборы);

    Каждая поместная Церковь может явиться инициатором созвания Вселенского Собора.

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ, маргинальная протестантская секта. Альтернативные названия - Церковь такого-то города, Церковь дома собраний, «Живой поток». Основана в 20-х гг. XX в. в Китае Вочманом (англ. «страж») Ни (полное имя - Ни Шуцу). В 1949 церковь была обвинена властями КНР в шпионской деятельности и запрещена. Часть её последователей была репрессирована, другой части удалось эмигрировать на Тайвань и в США .

Догматика Поместной церкви по некоторым своим положениям близка к вероучению плимутских братьев (замкнутых), однако имеет и свою специфику, гораздо значительней выходя за пределы общепризнанных христианских доктрин. Признавая догмат о Троице, Поместная церковь вносит в него существенные изменения. Так, Иисус Христос рассматривается сектантами как основная ипостась Троицы, причём человеческое естество в Нём является лишь добавлением к божественному естеству. Присутствуют в учении Поместной церкви также элементы модализма (учения о том, что Бог один, но является людям в разных видах). Никео-Константинопольский символ веры считается недостаточным и помимо него используется свой собственный символ из 11 пунктов. Для секты характерны эсхатологические тенденции. Она придерживается концепции премилленаризма (учения о втором пришествии Иисуса Христа перед установлением Им царства Божьего на Земле). Признаётся также характерный для плимутских братьев принцип диспенсационализма (учения, согласно которому история человечества делится на отдельные периоды, а в каждом из них действует свойственный именно для него закон Бога). Важное место в вероучении Поместной церкви занимают сочинения Вочмана Ни и его соратника Уитнесса (англ. «свидетель») Ли. Сектантами принята «возрождённая» версия Нового Завета, во многом расходящаяся с канонической.

Поместная церковь категорически отвергает разделение верующих на мирян и духовенство и не имеет духовенства как такового. Таинства Поместной церкви сильно отличаются не только от протестантских, но и от христианских вообще. Так, крещение может повторяться несколько раз, знаменуя новые этапы духовного развития. Повторное крещение называется «погребением» и часто сопровождается сжиганием вещей, символизирующих прошлую «неправедную» жизнь. При причащении хлебом и вином акцентируется внимание на их раздельном употреблении. Перед причащением члены Поместной церкви 10-15 минут мысленно просят у Бога прощения за совершённые грехи, что заменяет им исповедь.

В Поместной церкви проводятся воскресные собрания, присутствие на которых обязательно для всех членов секты. На богослужениях в качестве молитв используются стихи из Библии, многократно повторяемые хором. Это должно, по мнению сектантов, вызвать «возжигание» людей, в результате чего произойдёт схождение на них Святого Духа. «Загоревшийся» человек должен постараться «зажечь» и других. Сектанты стремятся войти в состояние «наслаждения Богом», постоянно повторяя при этом фразу «О Господь Иисус!». После службы обязательно читается проповедь, в которой подробно разъясняются сочинения идеологов секты. На собраниях женщины должны покрывать голову.

Во главе иерархии Поместной церкви стоят «апостолы», в обязанности которых входит открытие новых церквей и координация деятельности уже существующих. Церковные общины возглавляют старейшины. Задачей-минимум секты объявлено создание в каждом городе своей общины, для чего ведётся активная миссионерская работа. При этом проповедники Поместной церкви обычно избегают указывать свою конфессиональную принадлежность.

Враждебно относясь к другим конфессиям, Поместная церковь не признаёт разделения христианства на отдельные деноминации и призывает всех христиан объединиться с ней, якобы являющейся последним звеном возрождения библейского христианства.

Общины Поместной церкви есть во многих странах мира, и общая численность её последователей достигает 100 тыс. человек. Наиболее крупные общины находятся на

Квазиденоминация
Китайского происхождения

Организация также известна под названием "Местная церковь " или просто "Церковь" с обозначением города ее пребывания: "Церковь в Москве ", "Церковь в Петербурге ", "Церковь в Гонконге " и т. п. При этом в английском варианте в названии имеется определенный артикль: например, "The Church in Moscow ", что подчеркивает исключительный характер этой церкви. Более точно это название можно перевести как "Единственная Церковь в Москве". Последнее время в России организация все чаще фигурирует под именем "Церковь домашних собраний ".

I. Основные данные

1. Основатель: Ни Тошэн (1903 – 1972). Его имя переводят как Уочман Ни, то есть "Сторож Ни". Он также известен как Ни Шуцзу или Генри Ни.

Ни Тошэн родился в 1903 г. на юге Китая в семье методистов, однако сам он принял крещение только в 1920 г. Ни учился в нескольких миссионерских школах, где разочаровался в христианстве и даже на какое-то время отошел от него. Однако под влиянием китайской евангелистки Доры Юй он вернулся к вере и поступил учиться в Библейский колледж, который она возглавляла. Там на него произвело большое впечатление общение с китайскими евангелистами, которые проповедовали создание отдельной, независимой от империалистов китайской церкви. Они критиковали западных протестантов, обвиняя их в фарисействе и в том, что они придерживаются мертвых форм, изменяют живому духу христианства. Уже в 1922 г. Ни Тошэн порвал со всеми группами и начал самостоятельно проповедовать Евангелие в Шанхае и его окрестностях. В 1927 г. он собрал группу единомышленников, основав общину со временем получившую название "Место собрания христиан", а затем – "Церковь зала собраний". Уочман Ни много путешествовал по Китаю, активно проповедуя и создавая новые общины. Он обличал "традиционализм" различных христианских общин и деноминаций, настаивая на том, что необходимо преодолевать излишнюю привязанность к ритуалам (в чем обвинял протестантов), и учил, что христиане должны объединяться по месту жительства под руководством старейшин, которые не имеют статуса пасторов.

Значительное влияние на Уочмана Ни оказали идеи "Плимутского братства", основанного в Англии в 1831 г. и с начала ХХ века активно занимавшегося миссионерской деятельностью в Китае. Члены "Плимутского братства" регулярно проводили домашние молитвенные собрания, особое внимание уделяя пророчествам и подготовке к Страшному Суду, который они вскоре ожидали. Поведение членов этого братства жестко регламентировалось, им категорически запрещалось общение с членами других деноминаций. Уочман Ни активно сотрудничал с лондонским отделением братства, изучал методы проповеди, богословские идеи его главы и даже сумел получить финансовую поддержку. Однако в конце 30-х годов он порвал и с ними, поскольку желал полной самостоятельности и стремился к созданию свободной от иностранных влияний церкви. Однако от "Плимутского братства" у Ни Тошэна остались некоторые богословские идеи и сборник религиозных песнопений "Гимны малого стада".

В 1939 г. Ни Тошэн отошел от религиозной деятельности и занялся бизнесом, основав вместе с братом в захваченном японцами Шанхае фармацевтическую фабрику, которая вскоре стала приносить солидный доход. Управление общиной он передал своему ученику Ли Чаншоу, известному под именем Уитнесс Ли. В 1947 г. Уочман Ни посетил Тайвань, где основал еще одну фабрику по производству лекарств, а также купил землю и основал школу проповедников. Сам Ни Тошэн не успел уехать на Тайвань, он был арестован коммунистами и получил 15 лет лагерей. После начала культурной революции срок продлили. Он пробыл в заключении в общей сложности 20 лет и скончался 1 июня 1972 г. в одном из исправительных лагерей. Его творческое наследие весьма обширно – неполное собрание сочинений составляет 20 томов.

2. Время основания:

3. Место основания:

4. Регион распространения:

В настоящее время "Поместная Церковь" распространилась по всему миру. Наибольшее число последователей в США, Гонконге и на Тайване. В феврале 1998 г. на сайте "Поместной Церкви" в Интернете указывалось, что она действует в 169 городах в России, на Украине, в Белоруссии, Армении, Латвии и Литве. По заявлению "Поместной Церкви", в 1996 г., в России у нее было около 2000 полноправных членов, однако влияние этой организации значительно выше, поскольку книги Уочмана Ни и Уитнесса Ли, а также журнал "Поток" печатаются миллионными тиражами и распространяются повсеместно. Это обеспечивает "Поместной Церкви" большое число "сочувствующих".

5. Местонахождение руководящего центра:

штат Калифорния, США

6. Организационная структура:

"Поместная церковь" имеет жесткую иерархическую структуру. Жизнь всех членов общины строго контролируется руководством.

Члены "Поместной Церкви" делятся на первичные общины – "семьи", каждая из которых трижды в неделю проводит молитвенные собрания. Четыре семьи составляли группу. По мере роста числа верующих семьи разделяются на ячейки по 15 человек, в каждую из которых входят двое ответственных за посещаемость собраний.

7. Базовая литература:

Книги Уочмана Ни и Уитнесса Ли

У "Поместной Церкви" есть издательство под названием "Живой поток" ("Living Stream"). Однако формально в структуру церкви оно не входит, являясь отдельным независимым издательством (что всячески подчеркивается). В то же время, все сотрудники издательства являются членами "Поместной Церкви" и вся выпускающаяся литература имеет к этой церкви самое непосредственное отношение.

Издательство "Живой поток" выпустило собственный перевод Библии с английского на русский, украинский и армянский языки (так называемая "Версия восстановления" или "Восстановительный перевод"). Издания "Живого Потока" особенно популярны среди баптистов и пятидесятников.

8. Периодические издания:

  • Журнал "Поток"

9. Другие средства массовой информации:

Данных нет

10. Учебные заведения:

В деле подготовки миссионеров "Поместной Церкви" очень важна ежегодная конференция в Лос-Анджелесе. Конференция обычно длится неделю, а потом четыре недели идет семинар, на котором готовят проповедников. До своей смерти 9 июня 1997 г. подготовкой миссионеров занимался лично Уитнесс Ли.

II. Учение

1. Истоки учения:

протестантизм

2. Краткое изложение учения:

Учение "Поместной Церкви" в целом мало отличается от протестантского, однако его особенностью является безоговорочное следование трактовкам Уочмана Ни и Уитнесса Ли, которые порой характеризуются совершенной богословской безграмотностью или даже содержат откровенно неортодоксальные идеи.

Уитнесс Ли считал, что его действиями непосредственно руководит Сам Бог и требовал от последователей безоговорочного подчинения. Это четко прослеживается в его проповедях: "Позвольте мне сообщить вам секрет моего идеального совершенства в качестве мощного столпа для действий Господа. Братья типа Бенсона Филипса и Джона Со движутся к совершенству потому, что у них совершенно нет собственных идей. Недавно брат Бенсон мощно заявил, что единственное, что он знает, – это следовать служению брата Ли. Когда Джон Со остановился с нами в Лос-Анджелесе, он не знал ничего, кроме впитывания каждой детали этого служения..." Уитнесс Ли также заявлял: "Не ду майте, что это мое учение, это откровение Господа". Следовательно, "Поместная Церковь" имеет чистое неискаженное христианское учение, базирующееся непосредственно на Откровении от Бога.

Все остальные христианские общины в "Поместной Церкви" принято называть "деноминациями". Это слово имеет негативный оттенок и противопоставляется понятию "церковь", которое применяется только к самой "Поместной Церкви". Обычно утверждается, что обратиться к Богу человек может и в "деноминациях", но полностью прийти к Нему – только в "Поместной Церкви". В других деноминациях тоже есть истинные христиане, но они не знают, что они истинные христиане. К тому же, истинные христиане пребывают там как бы временно, потому что, узнав о существовании "Поместной Церкви", они сразу переходят туда. А если не переходят, значит, они не истинные христиане. Считается, что люди, которые находятся в "деноминациях", слепы. Естественно, что каждый христианин, который обретает зрение, не может более находиться там и вступает в "Поместную Церковь": "лишь слепая овца может оставаться в загоне. Как только у нее открываются глаза, она перепрыгивает через забор и бежит к пастбищу, на зеленую травку, к теплому солнышку, на свежий воздух".

При этом, отношение к "деноминациям" отнюдь нельзя назвать миролюбивым. "Что такое великий Вавилон? Это смесь из христианства. Великий Вавилон – это блудница-мать со множеством блудниц-дочерей. Римско-Католическая Церковь – это мать, а все деноминации – это ее дочери". И далее: "Мы просто отказываемся от религии, мы отказываемся от христианства. В ранние дни своего существования Церковь должна была отказаться от иудаизма. Сегодня мы отказываемся от христианства".

Католическую Церковь Уитнесс Ли объявляет "апокалиптической Иезавелью" из церкви Фиатирской, которая называет себя пророческой и вводит в заблуждение детей Божиих (Откр. 2, 20 – 23). Протестантов он сравнивает с Сардийской церковью, о которой апостол Иоанн говорит: "Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв" (Откр. 3, 1). Плимутское братство – это Лаодикийская церковь: "Ты ни холоден, ни горяч" (Откр. 3, 15 – 16).

Уитнесс Ли утверждает, что подлинное учение Христа было утрачено примерно с 60 года по Р. Х., а к концу II в. в Церкви не осталось практически ни капли истины, сама же Церковь стала "Вавилонской блудницей". Таким образом, к началу Реформации XVI в. на Земле стояла кромешная тьма. Он пишет: "Но через краткое время после завершения Нового Завета Церковь начала терять все важные вещи, которые можно найти в Библии. И в конце концов к XV в. все было потеряно. Люди знали лишь совсем немножко от Бога". Уитнесс Ли считает, что Мартином Лютером, графом Цинцендорфом, Моравскими братьями, Джоном Уэсли, методистами и Плимутским братством были сделаны некоторые шаги по направлению к восстановлению истинной Церкви. Затем на смену им пришли протестантские фундаменталисты, пятидесятники и евангелисты, но истинной "возрожденной церковью" является только община Уитнесса Ли.

Учения других христианских общин проверяются членами "Поместной Церкви" на истинность следующим образом: если учение расходится с доктриной Уитнесса Ли, – оно считается ошибочным.

Однако в действительности среди высказываний Уитнесса Ли есть богословские утверждения, которые, с точки зрения исторического христианства, являются откровенно еретическими. Так, одним из основных элементов его учения является концепция "смешивания" ("mingling" или "blending"). Согласно учению Уитнесса Ли, Бог сотворил человека, чтобы "смешаться" с ним в вечности. Тогда Бог перестает быть просто Богом и делается Богочеловеком (Христос является примером такого "смешения"). Человек также перестает быть просто человеком и делается человекобогом. Таким образом, цель существования человека – смешаться с Богом. Согласно Уитнессу Ли, в конце времен человек и Бог сделаются единым целым; человек восполнит Бога, а Бог восполнит человека. Человек был сотворен нейтральным по отношению к Богу и к сатане. Намерение Бога было в том, чтобы нейтральный невинный человек принял в себя Бога и смешался, слился с Ним. Однако, человек согрешил и принял в свое тело сатану, смешался с ним, сам частично сделавшись сатаной. В физическом плане это привело к тому, что тело – это сатана в прямом смысле, душа заключена внутри тела, значит, она тоже не имеет доступа к Богу и полностью отождествляется с сатаной. "Наша падшая душа, наше внутреннее "я" – это и есть сам диавол, который в нас живет" – пишет Уитнесс Ли. Таким образом, злом провозглашается не грех (бунт против Бога), а сама человеческая идентичность (На эти взгляды Уитнесса Ли, несомненно, повлияло его восточное происхождение).

Объясняя термин "смешивание", Уитнесс Ли подчеркивает, что это полное слияние: "это как чай и вода – если вы подливаете чайную заварку в воду, то это делается единой "чайной водой", в которой чай и вода уже неразделимы. До такой же степени наши тело и душа смешаны с сатаной, дух же наш умер после падения". Однако у Бога есть Свой план спасения, который состоит в том же смешивании или слиянии. Христос стал первым человеком, который полностью смешался с Богом и в таком состоянии явился нам, чтобы оживить наш дух и чтобы через дух мы тоже могли смешиваться с Богом.
По утверждению Уитнесса Ли, если человек является истинным христианином (то есть принадлежит к "Поместной Церкви"), его дух, который был мертв, оживает и смешивается со Христом. Таким образом, он делается в полном смысле единым с Богом, становится Богочеловеком. Уитнесс Ли говорит, что поскольку Христос – Богочеловек, то мы, приходя в Его Церковь ("Поместную"), тоже становимся "боголюдьми". "Мы можем различаться числом, но по природе мы с Ним абсолютно то же самое" – пишет он. Смешивание происходит постепенно. День за днем христианин впитывает Слово Божие ("ест и пьет Христа"), постепенно смешиваясь с Ним. Кроме того, всем верующим необходимо постоянно "смешиваться" друг с другом, чтобы в конце концов превратиться в единое, неразделимое тело. Тогда в единое тело может войти Святой Дух.

Несомненно, такое учение о человеческой природе и о спасении значительно отличается от общехристианского. Ни в одной из конфессий христиане обычно не считают себя "боголюдьми" и не воспринимают спасение как "смешение с Богом" или "растворение" в Нем. Такое понимание спасения характерно, скорее, для восточных религий. Единство Церкви также не предполагает формирования из верующих однородной безликой массы.

Тема "смешивания" переходит в учении Уитнесса Ли и на христологию, порождая совершенно неортодоксальные утверждения. Так, в "Поместной Церкви" считается что божественная и человеческая природы во Христе до такой степени смешаны, что в Нем остается лишь природа Богочеловеческая. Уитнесс Ли заявляет: "Его человеческая природа добавилась к божественной природе, и две природы, которые раньше были разделены, стали одной". Такое учение явно противоречит христианскому, согласно которому, "Христос познаваем в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо" (Халкидонский Собор).

Учение "Поместной Церкви" о Пресвятой Троице следует древней ереси монархианства, точнее, ее разновидности – модализму (учению о том, что Ипостаси Троицы – это только "образы" или "модусы" единого Бога. Уитнесс Ли объясняет Троицу так: "Есть просто люди, а есть люди с большой целью. Вот есть такой человек с большой целью, он просыпается у себя дома. К нему подходят его дети – он для них отец. Потом он идет в университет, и там он – профессор. Потом он идет в больницу – и там он врач. Так кто же он – отец он, или он врач, или он профессор? Так же и Бог – нату ра с очень большой целью. Поэтому Он может быть Отцом, Сыном и Святым Духом". "Бог во Христе прошел через длинный процесс – процесс воплощения, распятия, воскресения и вознесения. Тот самый Бог из первой главы Бытия прошел такой процесс... Сегодня, после приготовления, сам Христос является Духом животворящим... Этот Христос, после своего приготовления, теперь является животворящим Духом". Таким образом, согласно Уитнессу Ли, Бог-Отец Сам был распят на Кресте (ересь патрипассианства). Подобное богословие чуждо не только традиционным христианским Церквам, но и протестантизму.

Порой, богословские высказывания Уитнесса Ли заходят еще дальше: "Как Бог, Он Отец, Он Сын, Он Дух, Он Господь, Он Христос. И Он все другие предметы: Он свет, Он жизнь, Он воздух, вода, еда, одежда, место жительства". Бог, согласно Уитнессу Ли, – это также и Церковь (имеется в виду "истинная", т. е. "Поместная Церковь"). Она добавляется к Троице в качестве четвертой Ипостаси: "Теперь Они четыре в Одном – это Отец, Сын, Дух и Тело, то есть церковь". Судя по всему, это утверждение призвано показать божественную сущность "Поместной Церкви" и, тем самым, еще более укрепить верность и послушание ей со стороны последователей.

Примеры, приводимые Уитнессом Ли для объяснения Троицы, не без оснований воспринимаются многими как крайне примитивные и кощунственные. Он пишет:
"Покупая арбуз, вы предполагаете съесть его, а желудок займется перевариванием. Другими словами, вы предполагаете усвоить этот арбуз. Как это можно сделать? Сначала вы покупаете целый арбуз; потом режете его ломтями; затем, прежде чем арбуз попадает к вам в желудок, жуете его, пока он не превратится в кашицу. (...) Я думаю, что это прекрасный пример Троицы. Обычно арбузы больше нашего желудка. Как можно проглотить большой арбуз, когда рот у нас маленький, а горло узкое? Прежде чем арбуз сможет принять размеры, удобные для еды, его нужно разрезать на ломти. Затем при еде он превращается в кашицу. (...) Бог-Отец сопоставим с целым арбузом; Сын – с ломтями; наконец, Дух – с кашицей"...

Кроме того, Св. Дух – это "...всеизлечивающая поливитаминная таблетка. Достаточно одной таблетки, чтобы разрешить ваши нужды. Представьте себе только, какая это таблетка! <...> Излечение – в этой таблетке. Одна доза Святого Духа избавит тебя ото всех неприятностей" и т. п.

Такое примитивное понимание христианского учения явно выдает в Уитнессе Ли человека, совершенно невежественного в вопросах богословия и, по сути, слабо разбирающегося в христианстве.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Сами члены "Поместной церкви" считают себя "внеденоминационными протестантами", однако абсолютное большинство протестантов их таковыми не признает. Некоторые православные исследователи, например, Александр Дворкин, вообще не относят "Поместную Церковь" к христианским общинам, считая, что эта организация – "основанная на восточном пантеизме и древних ересях тоталитарная секта с элементами оккультизма и четко разработанными методами контролирования сознания своих адептов". К подобному мнению склоняются и сотрудники Санкт-Петербургского "Центра Апологетических исследований", относящие "Поместную Церковь" к разряду "культов".

1. Основные этапы истории

"Поместная Церковь" ведет свое происхождение от "Церкви зала собраний", основанной в Китае в 1920-х годах. В это время под влиянием антизападных настроений часть китайских протестантов порвала с иностранными руководителями миссий, при этом не отказываясь от самого протестантизма. Возникло течение сторонников "национальной церкви, свободной от империалистического влияния". Одним из искателей новых церковных форм стал Ни Тошэн, который в 1922 году порвал со всеми протестантскими группами и начал самостоятельно проповедовать Евангелие. В 1927 г. он основал общину под названием "Место собрания христиан", позднее переименованную в "Церковь зала собраний". В 1938 г. "Церковь зала собраний" имела уже много отделений в провинциях Китая. В ней было 128 постоянных сотрудников, которые назывались апостолами и путешествовали от общины к общине, регулируя духовную жизнь верующих.

В 1939 г. Ни Тошэн отошел от управления своей церковью, передав его своему ученику Ли Чаншоу, известному как Уитнесс Ли или "Свидетель Ли" (1905 – 1997). Уитнесс Ли стал подлинным вдохновителем и идеологом организации. Если Уочман Ни был динамичным проповедником, то Уитнесс Ли оказался способным организатором. Его авторитет был поистине непререкаем. Каждое его слово стенографировалось и немедленно публиковалось, несмотря на многочисленные ошибки и неточности (порой объясняющиеся плохим знанием английского языка).

Ли Чаншоу родился в северной китайской провинции Шаньдунь. Он происходил из семьи китайских баптистов. В 1925 г. Ли принял крещение и стал прихожанином одной из независимых китайских церквей, которая так и называлась "Китайская независимая церковь". Он поддерживал связи и с миссионерами "Плимутского братства". Переломным моментом в его жизни стало знакомство с Уочманом Ни, чьи слова о том, что не следует осуждать пятидесятников за впадение в транс на молитвенных собраниях, ибо пути к Богу многообразны, произвели на него сильнейшее впечатление. Несколько лет Ли проповедовал на севере Китая, разработав свою методику миссионерской работы. Он организовывал маленькие общины из представителей самых разных профессий, что давало им возможность самообеспечения. Потом эти общины переселялись в районы, где совсем не было христиан, и начинали там миссионерскую деятельность. Однако из-за вмешательства японских оккупационных властей этот проект провалился. В 1943 г. Ли Чаншоу был арестован и попал в японскую тюрьму. После освобождения Китая он вновь приступил к миссионерской деятельности. Именно ему пришлось восстанавливать после войны разрушенную структуру "Церкви зала собраний". Он разделил верующих на первичные общины – "семьи", каждая из которых трижды в неделю проводила молитвенные собрания. Четыре семьи составляли группу. По мере роста количества прихожан семьи разделяли на ячейки по 15 человек, в каждую из которых входили двое ответственных за посещаемость. Постепенно регламентация поведения стала ужесточаться: на всех верующих были заведены личные дела и был окончательно закреплен принцип: "ничего нельзя делать, не спросясь у руководства".

К моменту прихода коммунистов к власти в Китае община уже обладала значительными средствами, которые использовались на приобретение земли и строительство молельных домов. Источником дохода была, в частности, фирма Уочмана Ни, которая была передана в собственность церкви, а также добровольные вклады верующих. К 1949 г. "Церковь зала собраний" имела на территории Китая 600 общин и 70 000 членов.

В том же году Уитнесс Ли переселился с семьей на Тайвань, где Уочман Ни имел свою фабрику и школу проповедников. Там было основано издательство "Тайванская комната евангельской книги" и сеть общин, которая всего через пять лет насчитывала уже 20 000 прихожан.

В 1962 г. Уитнесс Ли объявил, что Бог призывает его переехать в США. Он основал "Церковь в Лос-Анджелесе", и вскоре многие его приверженцы с Тайваня последовали за ним. Община стала быстро пополняться американскими членами, и новые собрания стали возникать по всей стране. В 1965 г. был основан "Живой Поток", ставший издательским филиалом движения. В Лос-Анджелесе стали проводится ежегодные конференции. На первой такой конференции, проведенной в 1962 г., присутствовало 70 человек. В 1964 г. число участников конференции выросло до 132 человек из различных городов США и даже из других стран. В 1969 г. собралось 462 человека со всех концов США и из целого ряда зарубежных стран, в том числе Бразилии, Канады и Дании. В 1970 г. было уже 1300 чел овек, а зарубежные гости приехали из таких далеких стран, как Таиланд, Сингапур и Малайзия.

2. Современная деятельность

Члены "поместной Церкви" активно проповедуют в метро и на улицах. Стиль их миссионерской деятельности практически не отличается от стиля работы "Церкви Христа". Отличить миссионеров этих двух течений весьма непросто. Однако подошедшие к вам члены "Церкви Христа" на вопрос: "Вы из Церкви Христа?", скорее всего, ответят утвердительно. Миссионеры из "Поместной церкви" в большинстве случаев скажут, что они "просто христиане". Члены "Поместной Церкви" посвящают миссионерской деятельности практически все свободное время. Это является обязательным условием пребывания в организации. Уитнесс Ли учил последователей: "Нам всем нужно посвящать больше времени завязыванию контактов с людьми. Один вечер в неделю должен использоваться для ваших личных дел, три вечера – для церковных собраний и три остающихся вечера – для завязывания контактов с людьми. Помимо этих трех вечеров, я надеюсь, что вы будете использовать каждый из своих обеденных перерывов для этой же цели".

Уитнесс Ли пишет: "...Церковь должна быть вашим единственным интересом. Что является вашим интересом сегодня: учеба? бизнес? семья? Мой единственный интерес – это церковь. Мы все должны стать такими "алкоголиками" ради церкви". Все личное полностью подавляется. Зачастую последователи "Поместной Церкви" одинаково одеваются, одинаково подстрижены и говорят с одинаковыми интонациями. Показателен рассказ Уитнесса Ли о том, как он покупал себе ботинки. Куда бы он ни заходил, всюду продавались слишком модные ботинки, а ему были нужны немодные, "чтобы не превозноситься". Разумеется, этот рассказ воспринимается как прямое руководство к действию, поэтому члены "Поместной Церкви" стараются не покупать ботинки, которые могут быть сочтены модными. Они одеваются весьма скромно, но галстук и белая рубашка обязательны. В этом, несомненно, проявляется групповое (характерное для китайцев и других азиатских народов) сознание: доминирует стремление не выделяться из группы, быть "как другие".

Этот же принцип господствует и на молитвенных собраниях "Поместной Церкви", которые обычно проходят в школах или в арендованных кинозалах. Во время совместной молитвы собравшиеся громко нараспев повторяют: "О Господь Иисус!", постепенно доходя до всеобщего исступления. Уитнесс Ли утверждает, что если произносить эти слова определенным образом, то будешь находиться "в Духе". В состоянии коллективного религиозного экстаза, достигаемого такой "молитвой" сам смысл выкрикиваемых слов значит несравнимо меньше, чем возникающая эмоциональная атмосфера. Слова, в принципе, могут быть любыми. Характерно, что для вхождения в состояние "пребывания в Духе" рекомендуется "отключить ум" или "выйти за пределы своего ума".

Другой распространенный способ совместной молитвы в "Поместной Церкви" называется "молитвочтением". Метод был разработан Уитнессом Ли, который впервые применил его на Тайване в конце 50-х гг. Заключается он в следующем: В определенный момент молитвенного собрания встает кто-то из присутствующих и говорит, например: "Братья, читаем Послание к Галатам, 2, 19". Все раскрывают Библию и читают: "Я распят с Господом". Потом тот, кто читал, повторяет: "Я! Я! Господь сказал: Я! Братья, Господь сказал мне: Я! Аллилуйя!" (Все кричат: "Аллилуйя!"). Потом каждый начинает выкрикивать: "Господь сказал: Я! Аминь! Сам Господь сказал: Я! Ух, Сам Господь сказал: Я! Братья, Господь сказал: Я распят! Аминь! Распят, сказал Господь! Господь сказал: распят Я! Аллилуйя, братья!" и т. д. Этим также достигается состояние всеобщего транса. Присутствующие начинают раскачиваться, кричать, махать руками и т. п.

Практика "молитвочтения" обосновывается цитатой из 2 Тим 3, 16, где говорится, что все Писание богодухновенно. На основании этого Уитнесс Ли заявляет, что Писание – это Дух Бога. Следовательно, Писание – это Сам Бог или Сам Христос. Он пишет: "С этого момента мы должны считать Библию самой сущностью Бога, а не откровением Бога". "Из Библии очевидно, что Слово Христово ни капли не меньше, чем Сам Христос". "Когда мы занимаемся молитвочтением, мы духовно едим и пьем сущность Христову". Уитнесс Ли утверждает, что каждое слово Писания нужно читать при помощи "молитвочтения", тогда вы будете наполнены Словом, которое есть Сам Господь. При этом, рекомендуется не слушать слова, но наслаждаться Самим Богом через слово. Главное – все воспринимать "духом", а не разумом. "Мы истинно наслаждаемся совместным молитвочтением Слова на наших собраниях. Оно намного лучше, чем проповедь или учение, потому что в него включается дыхание. Когда мы молитвочитаем Слово, мы просто дышим вовнутрь себя Иисуса... Мы собираемся не для того, чтобы получить немного учения, но чтобы на нас подышал Господь Иисус, принять в себя Господа Иисуса через дыхание". Таким образом, библейские тексты, как правило, воспринимаются последователями "Поместной Церкви" исключительно на эмоциональном уровне, в то время как их подлинный смысл зачастую остается неясным.

IV. Ответвления

Данных нет

V. Библиография

  1. Дворкин А. Л. "Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования", Изд-во братства святого Александра Невского, Нижний Новгород, 2000.