Старославянские игры и забавы. Игры и забавы в древней руси

  • 31.08.2019

КАЗАЧЬИ ЗАБАВЫ

СЛАВЯНСКИЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Определение


Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры.

На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых,

вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир.
Славянские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность,

направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры,

Которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные,

социальные и духовные ценности народа.
В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура

выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов,

заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.

Цитата:
“Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту,

благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей,

обучая их, как надо развлекаться и отдыхать”.
А.А. Таран, "Русские народные игры и их классификация"

Что это такое?


В этой статье мы рассмотрим основные виды подобных игр – от нехитрых развлечений простолюдинов,

до царских забав, от забытых потех – до дисциплин, ставших спортивными в настоящее время

И перешагнувшими границы России, Украины и Белоруссии.
Древность была не особо богата развлечениями, но зато они носили поистине массовый характер –

все, от мала до велика, принимали участие в празднествах и торжествах.

В празднество, редкий свободный от работы день, люди стремились отдохнуть от тяжелого каждодневного труда, играя,

Состязаясь или просто участвуя в забавах в качестве зрителей. Но не только забавами и развлечениями служили нашим предкам игры,

А еще и воинской тренировкой перед боями с противниками, коих у славян всегда было великое множество.
Само слово “забава” у славян носило не совсем “развлекательный” смысл, а более широкий: “массовое событие”.

Чаще всего массовым событием и была какая-нибудь из перечисленных здесь игр.


Поединок монаха Пересвета с татарином Кочубеем символичен – Русь постоянно привлекала иноземных завоевателей со всех сторон света

Единоборства

Кулачный бой. На протяжении всей Истории славяне вели постоянные войны, и воинские упражнения и игры

сделались неотъемлемой частью древнеславянской культуры, прочно войдя в быт и отразившись в традиционных “потехах”.

Русский кулачный бой (“кулачная потеха”), – яркий тому пример.

Историческая справка


Первые летописные упоминания о кулачном бое встречаются в начале XIII в. Великий Князь киевский, Мстислав III,

и князь псковский, Владимир, ободряя пред битвой своих воинов представили им на волю: сразиться на конях или пешими.

И получил ответ: “мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках”.

На первый взгляд, кулачный бой может показаться достаточно варварским развлечением.

Но, памятуя, что на Руси редкий год обходился без войны, вполне закономерно, что для простого люда

(который в любой момент мог быть востребован, как ополчение) он стал исторической традицией.

А для государства в целом – полезной школой, в которой население обучалось воинскому искусству “без отрыва от производства”.

Обычно плохо вооруженные ополченцы стремились компенсировать данный недостаток быстрой реакцией и умелым,

неожиданным использованием ситуации, и этому их учил кулачный бой.
Кулачные бои проводились один на один или “стенка на стенку” (групповой бой).

Кулачные поединки всегда собирали множество зрителей, жадных до зрелища бескомпромиссной борьбы

Бои один на один (“сам на сам”) в основном проводились перед массовыми боями, либо использовались для разрешения споров,

А так же в судебной практике. В последнем случае подобный поединок назывался “поле”

и применялся как судебное доказательство: он служил для окончательного подтверждения правоты ответчика в судебном деле.
Самые выдающиеся одиночные бойцы охотно брались боярами “под свое крыло” –

они кормились с барского стола и осыпались всяческими милостями, а бояре бились об заклад, сводя их в поединках для своей потехи.

Местами проведения боев в летнее время выбирались “обширные” места – городские площади, поляны.

Зимой “потеха” происходила чаще всего на льду рек или озер. Бои проводились во время русских народных праздников,

Большинство из которых на Руси проходятся на зиму. На поединки выходили в валенках и полушубках,

что накладывало определенный отпечаток на технику боя.

Удары наносились так, чтобы пробить теплую одежду – с использованием веса всего тела.



На льду замерзшей реки собирались “кулачники” всех возрастов и сословий

Большинство кулачных боев были “правильными”, т.е. проводившимися по правилам.

Вот основные их положения:

· биться “по любви” – то есть не иметь на противника злобы,

· не бить лежачего противника,

· не бить сзади,

· не таить в кулаке тяжелых предметов,

· не ставить подножек и не захватывать одежды противника,

· не бить ногами (удар обутой ногой мог покалечить противника).

В боях “стенка на стенку” принимало участие почти все мужское население от мальчишек (!) до взрослых.

Подростки “зачинали” бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы-“надёжи”.

Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу.
Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия.

Развивались чувство локтя и взаимовыручка – умения незаменимые в битве.

Продолжался кулачный бой до тех пор, пока одна из сторон не обращалась в бегство.
По окончанию “потехи” чествовали наиболее отличившихся бойцов –

их поили вином и водили по улицам с песнями, прославляющими их подвиги.
Однако единых правил все же не использовалось и нередко бои ограничивались

Только неизменными – “лежачего не бить” и “досмерти не убивать”.
Существовал и очень жесткий тип боя, “свалка-сцеплялка” больше напоминающий побоище –

в нем использовалось все: от ударов ногами до кистеней, палок и ножей. После таких свалок нередко оставались покалеченные и даже убитые.



Перед судным боем проводились обязательные очистительные обряды

Из того, что до кулачных боев допускались даже дети, ясно отношение,

Которое имелось у славян к воспитанию силы тела и духа сызмальства. Современному человеку дико представить,

как мать отпустит ребенка в драку 50 на 50 человек, бессмысленную и все же довольно жестокую.
Однако для наших предков это было совершенно осмысленным и приемлемым уроком,

Некоей школой для мужчины, максимально конкретно, “на живом материале” обучающей не просто боевым ухваткам и уловкам –

а гораздо более важному духу совместного соперничества, взаимной поддержки и единства. Закалкой с детства на всю жизнь.
Оглядываясь на традиции русского кулачного боя, становится легче понять ту невиданную стойкость

и самопожертвование, которое славяне испокон веку проявляли в войнах за свою родину.

С развитием огнестрельного оружия кулачные бои потеряли для государства свое прикладное значение

(не малую роль тут сыграло христианство, стремившееся искоренить языческие обычаи) и оно объявило их “вредной забавой”.

В 1274 году митрополит Кирилл собрал во Владимире собор, на котором между иными правилами постановлено было:

“отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать”.
Запрещали кулачные бои с завидным постоянством, но даже после указа Николая I (в 1832 г)

“О повсеместном и полном запрещении кулачных боев” (“Кулачные бои, как забава вредная, вовсе запрещаются”) –

они не прекратили своего существования и продолжали сохраняться в народном быту:

“В Москве фабричный был Семен, силач-боец
Зараз из печи изразец
Своею вышибал железной пятернею,
Когда же на бою являлся пред стеною
Все опрокидывал и гнал перед собою.
Страх, ужас перед ним,
А клики радости и похвала за ним…”.
А.Е. Измайлов


Исход этого поединка знаком нам со школьной скамьи. “Песня про купца Калашникова” М .Ю.Лермонтова в иллюстрации Васнецова

Историческая справка


После 1917 года, кулачный бой был зачислен в “прогнившее наследие проклятого царизма”

и не нашел своего места среди спортивных видов борьбы. Идеология кулачного боя, основанная на религиозности и сплоченности общины,

Шла в разрез с партийной идеологией, превозносящей совсем иные ценности, и кулачный бой за годы Советской Власти не получает никакого развития.

Все попытки внедрить приемы народного боя в программу подготовки пограничников и милиции успехом не увенчались.
Возрождение кулачного боя происходит уже в наше время – появляются многочисленные школы и стили славянских боевых искусств,

Основывающихся на традициях кулачного боя или использующих его элементы.

Профессиональные сообщества славянских боевых искусств:

Пляски и танцы


Нам сейчас трудно разглядеть и осознать корни современной славянской пляски, наблюдая ее по телевизору

Или на гуляниях и праздниках в исполнении фольклорных коллективов. А создавалась она совсем не как развлечение,

а как специфическая система игровой тренировки славянских воинов, помогающая вырабатывать

боевые двигательные навыки, выносливость развить ловкость и силу.
Гопак, трепак, “казачок”, “барыня”, матросское “яблочко” и другие пляски носят в себе остаточные элементы пешего боя и единоборства.



Казаки – большие любители сплясать гопака. А о том, как они воевали в других странах до сих пор ходят легенды

Например, суть известнейшего русского танца “Барыня” заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной.

А в том, чтобы бороться за партнершу с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством!
Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника.

Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс.

Поэтому настоящая “Барыня” очень трудна – требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами.

Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением.

Получается, не танец, а поединок – но не бой, а искусство!

На Руси издревле проводились состязания плясунов. Плясали как в одиночку, так и в паре с соперником.

Состязание чаще всего происходило на ярмарках. На плясунов “спорили” и делали ставки, а победители получали призы: подарки, деньги или вино.
Плясуны постоянно тренировались, выдумывали новые сочетания “коленцев”, неизвестные соперникам и зрителям.

До состязаний наработки держали в большом секрете. Это постоянно пополняло и обогащало технику русского пляса.



“Барыня” только на первый взгляд мирный танец. Борьба за девушку актуальна между молодыми людьми во все времена. Именно это противостояние легло в основу танца

Различали парный и одиночный перепляс. В первом случае один из плясунов показывал какое-либо движение или связку,

соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Во втором – соревнующиеся попеременно показывали свои движения,

при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор "выкрутасов".

Историческая справка


Один из вариантов боевого пляса “скобарь” (или как его еще называли – “ломание веселого”)

предусматривал непосредственный контакт с противником во время исполнения.

“Исполняли” его под ритмичный и простой наигрыш на гармошке.
Бой-пляска проходила по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения.

Бой мог остановить гармонист (в более давние времена – гусляр), прекратив наигрыш.
Перед началом “ломания” плясун встряхивал головой, взъерошивая волосы.

Эти действия, в купе с определенными возгласами и притопыванием относились к элементам древней народной магии.

Совершая их, человек выходил из привычного бытового пространства, перебираясь в иной пласт бытия,

где время текло иначе, а органы чувств работали по-другому.
Расслабленное тело скобаря реагировало не то что на действия соперника – а даже на дуновение ветерка.

Подобное состояние аналогично трансу, в который вводили себя воины Востока.

Кроме воинских плясок существовали и многочисленные мирные танцы-игры,

обрядового и просто развлекательного назначения. Самым “славянским” из которых является хоровод (коло, корогод , танок).

Игры-обряды

Обрядовые игры на Руси чем-то сродни современным ролевым играм.

Играющие переодевались (“рядились”) в различные одежды – принимая образы зверей или высших сил.
Строились такие игры на природной магии подобия: блин, хоровод, горящее колесо –

подобны солнцу и, вспоминая о нем, люди изготавливая его изображения, прося поскорее вернуться после зимних стуж.

Они верили, что действительно помогают весне придти поскорее.
Христианство так и не смогло до конца искоренить веру в языческих богов,

и части древних обрядов нет-нет, да проскакивают в нашей повседневной жизни.



Не сразу Русь приняла новую веру. Столкновения язычников и христиан долго сотрясали страну

Хороводы по всей Руси использовались в качестве праздничного ритуального танца в основном весной.

Круг у славян являлся символом солнца, и танец символизировал приближение расцвета природы

и стремился помочь ей пробудиться после зимы. Хоровод сопровождался песней-просьбой о будущем урожае.

Люди приносили на поле испеченный накануне большой каравай и “подкармливали” им землю.
Использовали танец и для того, что бы отвести предполагаемую беду от селения –

один крестьянин на коне опахивал землю по краю всего села, а остальные, держась за руки, цепочкой шли за ним и пели.



Хороводы – любимое развлечение сельской молодежи. И невесту можно выбрать, и жениха присмотреть

Хоровод служил также молодежным развлечением и включал в себя не только непосредственно сам круговой танец,

Но и многое другое: гуляющие играли на музыкальных инструментах, внутри самого хоровода разыгрывались бытовые сценки и пантомимы.

Комоедицы (23 марта) – “праздник поедания комов”, особых блинов, посвященных медведю. Более известен как Масленица.
Люди прыгали через костры, умывались талой водой или снегом,

после чего торжественно сжигали на костре чучело Зимы-Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи.

Историческая справка


Обычно Масленицу (Марену) представляли в образе огромной женоподобной фигуры, которую делали из соломы,

наряжали нелепым образом, сажали в сани и возили по селам.

Карнавальный поезд мог состоять из десятка саней, в которых разъезжали ряженые.

После завершения праздничного ритуала куклу сжигали, прощаясь с ней:

“Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая...”

Образ Масленицы соединял в себе смертоносное (зима) и животворящее (весна) начала:

люди словно бы вступали в новую жизнь, прощались со старой.
С принятием христианства образ Масленицы претерпел значительные изменения,

хотя и не утратил до конца языческих черт.



Живой дух праздника не заменит ни что. Не многим в наше время удавалось вот так лихо прокатиться на тройке под гармошку

После этого шли “будить медведя” (“пробуди”). В яме-берлоге, укрывшись валежником, лежал ряженый,

Изображавший спящего медведя. Вокруг берлоги водили хоровод, криками стараясь разбудить косолапого.

Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. “Медведь” не просыпался до тех пор,

пока одна из девушек не садилась ему на спину и не подпрыгивала на ней.

Затем девушка убегала, унося с собой кусок медвежьего наряда.

Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, и шел искать свою потерю, опираясь на костыль:

“Скрипи нога, скрипи липовая!
И вода-то спит, и земля-то спит.
И по сёлам спят, по деревням спят.
Одна баба не спит, на моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт, моё мясо варит.
Мою кожу сушит”.

Поймав свою обидчицу, “медведь” пытался “задушить” её в своих объятиях.
После “пробудей” наставал черед остальных масленичных игрищ:

Городка, кулачек, коняшек, катания на качелях и лошадях и лазания на столб за подарком.
Масленичный столб. На площади устанавливали высокий, абсолютно гладкий столб вдобавок еще и натертый маслом или салом.

На верхушке столба подвешивали какой-либо приз (например – пару сапог) и любой желающий мог попытать счастья снять приз.

Задача была не из легких – зачастую смельчаки соскальзывали по столбу обратно вниз под хохот собравшегося народа, едва одолев половину пути.
Часто на верхушке столба устанавливали колесо, с прикрепленными к нему веревками или цепями – прообраз современных “гигантских шагов”.


Не перевелись еще богатыри…? Или масла на столб пожалели…? Хотя и без масла не каждому осилить такой столб

Коляда (Святки) начинается 29 декабря – в пору, когда день понемногу начинает прибывать, “поворачивая на весну”.
Перед празднеством кудесник выл волком, прогоняя злых духов – еще один элемент языческой природной магии.
На Коляду существовал обычай рядиться в звериное платье и с песнями ходить по дворам,

выпрашивая у хозяев продукты – колядовать.


Вот такая проказливая коза и ходила колядовать на Святки

Главой ряженых была коза, за которой шла ее свита - кот, лисица, журавль, свинья:

“Ой, пляшу, пляшу для дорогого
Может даст ползолотого.
Ой, мало, мало, на том не стало!
Ой, скачу, скачу, серебра хочу!
Раз имеешь сына, дай головку сыра
Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку

Если не богатый, выгони из хаты
Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою”

“Звери” подпевали:

”Наша коза - стара дереза
С Киева шла, всю Русь обошла”….

Люди бросали колядующим в мешок гостинцы: колбасу, сало, пряники, печенье – кто, чем богат.

Собрав полный мешок гостинцев отправлялись пировать.
Праздник заканчивался игрищами - нужно вкатить горящее колесо в гору со словами:
“В гору катись, с весной воротись”.


Солнце – главный символ языческой веры. Природной мощью, полученной от Солнца, веет от этого славянского волхва. Картина В. Королькова , “Волхв”

Тризна. С появлением в обряде захоронения нового мемориально-культового элемента –

насыпного кургана возник и новый поминальный обряд – тризна. Тризна – традиция воинская,

состоявшая из жертвоприношения, поминального обряда, пира и воинских игрищ в честь усопших (павших) воинов.

В такие игрища у славян входили состязания в стрельбе из лука, метания ножей, топоров и сулиц в цель, скачек и единоборств.



“Бойцы вспоминали минувшие дни…”. Много таких курганов на Руси и поныне

Массовые игры

На ярмарках и гуляниях популярностью пользовались состязания силачей в поднятии камней и прочих тяжестей,

толкании бревна; бои на бревне: когда два участника садились друг перед другом на высоко закрепленном бревне

И старались сбить друг друга на землю ударами мешков с опилками или палками, обмотанными тряпьем.

Дети соревновались друг с другом в беге “взапуски”, то есть наперегонки.

К массовым играм относились и перетягивание каната (невода), снежки, катание на санках,

Бег на ходулях – игры хорошо известные и сейчас. С некоторыми играми мы познакомимся поближе.



Перетягивание канта по вкусу и взрослым и детям и в наши дни

Взятие городка. На пригорке возводилось потешное укрепление из брёвен и веток, а зимой из снега (городок).

Женщины и девушки, защитницы городка, находились внутри «крепости».

Парни, разделившись на “всадников” и “коней”, начинали приступ. Их задачей было разрушить укрепления и,

пробившись сквозь строй защитниц, захватить знамя. При этом необходимо было усидеть на “коне”.

сли “всадник” падал с “коня” или же его стаскивали, то он больше участия в игре не принимал.

Задача женщин – не дать захватить знамя. Для этого ими использовались средства весьма внушительные:

обмотанные шкурами палки, набитые соломой мешки, а зимой ещё и снежки.

Игра продолжалась до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не откажутся от этой затеи.

Игрок, сумевший захватить знамя, имел право перецеловать всех защитниц.



Не возбранялось участникам игры садиться и на настоящего коня

Коняшки. Игроки разделялись на два “войска”. Каждое “войско”, в свою очередь, состояло из “всадников” и “коней”.

Всадниками обычно выступали девушки, забиравшиеся на спины парней.

Задача игроков была проста – вывести из равновесия другую пару.

Выигрывала пара дольше всех устоявшая на ногах.

Спортивные игры

К таким играм можно отнести лапту и городки. Дожив до наших дней они, обрели единые правила,

не утратив своих характерных черт – азарта, задора, самобытности.

Лапта в древности была распространенной молодецкой забавой у славян.

В русских летописях есть многочисленные упоминания об этой народной игре.

При раскопках древнего Новгорода, среди прочих предметов,

Обнаружено было немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре.

Лапта пользовалась успехом и у викингов, которые, судя по всему, переняли ее у славян –

норвежские археологи не раз находили биты для игры в лапту.
Не обошли игру вниманием и русские писатели. У А . Куприна находим:
“Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр.

В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег,

меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят.

Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру...”

Историческая справка


Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г.

Однако, лапту на государственном уровне тогда так и не признали.

И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование.

Игры, подобные лапте, есть и у других народов мира:

у англичан – крикет, у американцев – бейсбол, у кубинцев – пелота, у финнов – песа палло, у немцев – шлагбал.

Историческая справка


Первый чемпионат РФ, прошел в 1958 г., а 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР.
В 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, и самобытная игра вымирает.

Спасло лапту от забвения постановление Госкомспорта СССР “О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты”, принятое в 1987 г.
К началу 1988 г. лапта уже культивировалась в 344 коллективах физической культуры РСФСР, Украины, Белоруссии.
В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России.
В 1994 г. игра была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию.
В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований.

В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек.

Одна команда считается “бьющей’, другая – “водящей”. После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды

старается добежать до конца поля, где находится “дом”, и затем вернуться обратно.

Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко.

Если его “осалят” мячом, то команда бьющих идет водить в поле.


Городки (рюхи, чушки).История этой игры насчитывает несколько веков –

она почти столь же стара, как и лапта.

Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах,

И в документах, относящихся к истории Древней Руси.



Совсем не требуется знать Историю, чтобы понять, что происходит на картине. Городки мало изменились за века

Смысл игры был в том, что бы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени

(складывающиеся из деревянных столбиков – “городков”) за черту игрового поля – “города”.
Правила игры, размеры поля, сами фигуры, количество и дистанция бросков в разных местностях сильно различались,

И к “общему знаменателю” городки привели уже после Революции, в 1923 г.


Историческая справка


Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году,

Когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования.
В программу первой Всесоюзной Олимпиады городки были включены в 1928 году.
В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур,

И игра была во многом регламентирована. По существу эти правила действуют и сегодня.
В советское время игра была чрезвычайно популярна и редкий стадион или завод не имел своей городошной площадки.

Сейчас популярность городков несколько снизилась, хотя в 2001 году в Санкт-Петербурге прошел первый чемпионат мира по этому виду спорта.

Сама игра очень проста и даже самостоятельное изготовление инвентаря для нее не требует особой сноровки –

выстругать палку-биту и пяток деревянных цилиндриков – дело не хитрое, тем более для русского крестьянина.

Вот игра и получила повсеместную любовь и признание среди народа. Хотя и служила развлечением не только простому люду:

Заядлыми городошниками были Петр Первый, Суворов, Ленин, Сталин и другие заметные фигуры.
Но у славян были так же развлечения, хоть и недоступные народу, но без которых немыслима История нашего государства.

Царские забавы

Так издревле на Руси называли псовую и соколиную охоты. Эти увлечения пришли к нам Востока.

Но получили на Руси столько типично славянских черт, что теперь можно говорить о них, как о национальных.
“Псовая охота – лихая забава наших предков, еще и в настоящее время

тешит сердца русских охотников дорожащих заветами старины”,

Писал в своей книге ”Першинская охота” Д. П. Вальцов.



Даже с картины веет азартом и передается радостное волнение охотников

Псовой охоте на Руси не одно столетие – в летописях ХII века есть упоминания о том,

что еще при великом князе Владимире Мономахе «зверей травили псами»,

А на одной из фресок Софийского собора в Киеве (построен в ХI в.) изображена остроухая собака, гонящая оленя.

Изначально в охоте использовались травильные собаки, отличавшиеся не столько быстротой,

сколько силой и злобностью, но позже, на Руси была выведена уникальная порода быстрых охотничьих собак – русских борзых.

Историческая справка


Слово” борзый” до ХV в. характеризовало исключительно резвость коней.
В XVII в. порода русских борзых формируется как национальная.

В 1600 г. Борис Годунов отправил в подарок иранскому шаху Аббасу пару борзых собак.

И это был воистину царский дар, так как цена этих собак была баснословно высока, однако собаки шаха не заинтересовали.

Недаром псовую охоту причисляли к “царским забавам” – содержание псарни, тренировка собак и сами собаки

стоили огромных денег и были по карману только состоятельной части населения, князьям, боярам и т.д.

Заведующие охотой – ловчие, были наделены большими полномочиями и обладали немалой властью в обществе.

Историческая справка


Поскольку псовая охота являлась уделом аристократов, за годы Советской Власти

В стране практически перевилась русские борзые – собаки, с которыми традиционно охота и проводилась.

Даже сейчас в России всего около 1,5 тысяч собак этой породы, и то в основном в “декоративном” виде.

То есть собаки живут вне своры и не приспособлены к охоте, а служат только украшением дома для их хозяев.
Для сравнения: в Германии популяция русских борзых насчитывает 15 тысяч особей, в США – 45 тысяч.

Для псовой охоты более всего подходили поля с островками леса или кустарника и глубокими оврагами – местами дневок зверей.

Конные охотники с борзыми располагались в местах вероятного выхода зверей.

В острова или овраги запускали стаю гончих. Поднятого зверя гончие выгоняли в открытые поля,

где спущенные со свор борзые резким броском настигали и брали его.

Историческая справка


В XVIII - XIX вв. в псовых охотах Ромадановских, Шереметевых, Разумовского, Орлова, Панина, Барятинского

и других насчитывалось по 150 - 200 и даже по 300 собак, а в охоте Петра II в 1729 г.

числилось 420 собак и десятки человек охотничьей прислуги – ловчих, доезжачих, борзятников, выжлятников, корытничих , конюхов, поваров.

Охотились чаще всего на зайцев и лисиц, но особенно высоко ценились охоты на волков.

Однако охота служила не только развлечением для богатых – ее значимость была велика и с политической точки зрения.

На охотах решались важные государственные вопросы и проблемы.
Нередко, охота устраивались и специально для иностранных послов и дипломатов –

и от ее удачного проведения могла зависеть судьба государства.

Соколиная охота. “Россия – страна большая, до самого океана, и на этом океане у них несколько островов,

где водятся сокола и кречеты”, когда-то описывал нашу страну Марко Поло.

И в русских песнях, сказках и былинах ясный сокол – частый гость, “птица благородная”.
Соколиная охота предшествовала на Руси псовой и была ей в последствии постепенно вытеснена.

Возникла она примерно в VIII веке и достигла своего расцвета в XVII при царе Алексее Михайловиче.

Однако к концу ХIХ века только немногие мелкопоместные дворяне продолжали охотиться с ловчими птицами,

и после Революции многовековые охотничьи традиции были утрачены, а сама охота – забыта.



Соколиная охота тиха – ни лая собак, ни криков загонщиков, ни выстрелов. Но от этого не менее увлекательна – стремительный полет сокола, и – добыча у него в когтях

С соколом (кречетом, ястребом, беркутом) охотились на птиц (перепелов, тетеревов, цапель) и зверей (зайцев, лисиц).
Как и псовая, соколиная охота была привилегией знати, так как содержание птицы и уход за ней было делом весьма дорогостоящим.

Соколиную охоту ценили, прежде всего, за красоту и аристократизм – знатоки наслаждались зрелищем птицы, атакующей свою добычу.

Однако мода на это занятие превратила охоту из спорта в нечто среднее между обязательным ритуалом

Для вельмож и балами, где можно “на других посмотреть и себя показать”.

Историческая справка


По легенде одна из московских церквей посвящена покровителю всех сокольников св. Трифону и воздвиг ее сокольничий Ивана Грозного,

В благодарность святому за то, что тот явился к нему во сне и подсказал, где находится пропавший белый кречет – любимец царя.

В настоящее время энтузиасты объединяются в клубы любителей соколиной охоты с целью возродить эту древнюю забаву.

Заключение


Кино, телевидение, компьютеры и прочие технические блага цивилизации при всех своих достоинствах

обладают одним значительным минусом – они отдаляют людей друг от друга, принося развлечения,

За которыми не надо выходить из дома, встречаться и общаться с другими людьми.
Но народные игрища и гуляния продолжают объединять людей: Новый Год, Масленица,

Пасха и прочие праздники по-прежнему выводят народ на улицы, позволяют вспомнить полузабытые традиции.

Остается пожелать, чтобы исконно русские обычаи не угасали, не вырождались,

а сохранялись для наших детей и внуков, чтобы связь времен не прерывалась.



Богатырь это не профессия, а призвание. И славянская культура, основанная на массовых играх и обрядах, воспитывала богатырей-защитников

Народные игры и забавы - Сайт о русских народных играх - http://www.glee.ru/
Славянская слобода - Игры, обычаи и праздники славян - http://slavyans.narod.ru/index.html
Борьба - Сайт о национальных видов борьбы народов бывшего СССР - http://ussrwrestling.narod.ru/
Православие - Библиотека, славянский словарь, история, праздники http://www.pravoslavie.by/
Славянское язычество - Фотогалерея языческих праздников - http://www.paganism.ru/photos.htm
Книга Велеса - Фотоиллюстрации и текст знаменитой Велесовой Книги - http://svterem.narod.ru/files/dop.htm
Да, скифы мы! - Галерея славянских картин А. Клименко - http://www.kurgan.kiev.ua/klim.html
Символы - Сайт по орнаментам, символам, рунам славян - http://ornament.narod.ru/
Словарь - Словарь устаревших и диалектных слов - http://www.telegraph.ru/misc/day/dis.htm
Азбука - Славянская азбука - http://heathen.narod.ru/az/azbuka.htm
История Руси – Краткое пособие по истории - http://www.lants.tellur.ru/history/istrus.htm
Воин – Русские стили боя - http://warriors.newmail.ru/russtyle.htm
Русские доспехи - Сайт о русских доспехах X – XIVв. - http://rusarmor.chat.ru/
Русские Веды – Библиография работ по язычеству - http://apknvart.chat.ru/d_l.htm
IFGS - Сайт международной федерации городошного спорта - http://www.gorodki.com.ru/IFGS/index.htm

Взято с сайта http://ludology.ru/45321?SELQUANT=1

Народная игра – это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.

Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов. Игра – деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян – один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр. На Руси умели и работать и весело отдыхать.
Славянские народные игры – самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.

Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет “казакам-разбойникам”. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические. “Сундучок с играми” – расписанный в русских художественных традициях ларчик с инвентарем для игр. Спортивные отлично сочетаются с интеллектуальными!

Для удобства рассмотрения можно разделить народные игры на несколько типов:

игры, отражающие отношения человека и Природы
игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
игры по религиозно-культовым мотивам
игры на находчивость, быстроту и координацию
игры на силу и ловкость
военные игры

Отметим, что деление это весьма условно и не ставит перед собой цели обязательно загнать все игры в определенные классификационные рамки. Вполне возможно, что какие-то из представленных далее народных игр подойдут сразу к нескольким категориям. Ниже мы рассмотрим наиболее типичные народные игры, а так же некоторые предыгровые моменты, без которых рассказ о самих играх был бы не полон. В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего. Детские игры – полны смеха, радости и движения

Зазывалки

Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:
Чижик-пыжик воробушек, По улоньке скачет, Девиц собирает Поиграть-поплясать Себя показать….
Или:
Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?
Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:
Тай-тай, налетай! Никого не принимай!

Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку. Считалки Считалками называют короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего или для распределения ролей в игре:
Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять Вышел красный месяц А за ним – луна, поводи одна. Шесть, семь, восемь, девять, десять Царь решил меня повесить А царица не дала И повесила царя.

Считалка – неотъемлемая часть детской игры во все времена. Современные игроделы могут солидно называть ее “механизмом случайного распределения ролей”. Удивительное многообразие считалок наводит на вопрос, откуда же берутся для них темы? При их создании дети часто используют мотивы и образы колыбельных, прибауток, хороводных, плясовых, шуточных песен, частушек и других жанров фольклора, приспосабливая их к новым игровым задачам. Из текстов-источников выбирается то, что привлекает внимание игрой звуков или необычностью ситуации, и убирается все лишнее, что придает этому сюжетному действию динамику. Считалки могут начинаться как загадки:
Сидела баба на пече, на каленом кирпиче, Не могла стерпеть, начала пыхтеть….
Или как сказки:
Жили-были два гуся….
Концовки разнообразны: “выйди вон”, “это, верно, будешь ты”, “все равно тебе водить”. “Выход” – это заключительный элемент в общей композиции считалки, обязательный для этого жанра. Если считалка не имеет концовки, то последние строки текста отличаются особой эмоциональной выразительностью, заметной при исполнении.

Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам:
Мати, мати, Что вам дати?
и спрашивают, кто из них кого выбирает:
Какого коня – сивого Или златогривого?
Или:
За печкой заблудился Или в стакане утопился? И т.д.
Постепенно все игроки делятся на две команды. Сам процесс формирования двух команд – своего рода “игра перед игрой”, и если вспоминать компьютерные игры, то по своей увлекательности он напоминает генерацию персонажа перед началом любой ролевой игры (даже перед большинством компьютерных).
Конечно, далеко не все нынешние подростки играли в народные игры – хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений есть одной из наиглавнейших целей нашей культуры, ведь именно играми Наши Предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.

Игры по религиозно-культовым мотивам

Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственен некое своеобразное мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими.

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, На одну минуточку.
Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного - определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.
Детали:
Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.

Черти в аду

Эта игра – разновидность пятнашек. На земле чертят параллельные линии на расстоянии 2 метров, и называется это пространство Адом. Внутри него бегают двое водящих, взявшись за руки - черти. Все остальные участники стоят по разные стороны Ада и стараются перебежать через него на другую сторону. Тех, кого запятнали, тоже становятся чертями.
Детали:
Чертям запрещено отпускать руки друг-друга.

Дедушка-рожок

В наше время игра известна под названием “колдунчики”. Выбранному по жребию водящему, в данном случае дедушке-рожку (колдуну), отводится дом, в котором он сидит смирно до поры до времени. Остальные игроки, разбившиеся на две группы поровну, отходят в разные стороны от этого дома – на расстояние 15-25 шагов. При этом каждая партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем каждый свой дом. Свободное пространство между этими чертами, или домами, называется полем.
Дедушка-рожок из своего дома спрашивает:
- Кто меня боится?
- Никто! - отвечают игроки, перебегая через поле, и дразня водящего:
- Дедушка-рожок, на плече дыру прожег!
Тому надо поймать игроков и отвести их в свой дом. Такие игроки считаются заколдованными и покидать дом не могут.

Современный вариант игры в “колдунчики”. На роликовых коньках
Пока дедушка-рожок занят ловлей кого-нибудь из бегущих, пойманных им игроков могут выручать их товарищи. Для этого надо подбежать к дому колдуна и дотронуться рукой до пойманного. Этот игрок считается расколдованным. Он может покинуть дом и присоединиться к своей прежней группе. Если дедушка-рожок переловит всех, то водить в следующей игре начинает тот, кого изловили первым.
Детали:
Пойманный колдуном игрок, желающий, чтобы его расколдовали, должен вытянуть в стороны руки со словами: “Чай-чай, выручай!”

Другие игры подобной тематики:

Пахари и Жнецы;
Иван-косарь и звери;
Люлька.

Военные игры

Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде.
В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.
На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек.

Кулачный бой

Для многих читателей будет удивительным, но в кулачных боях на Руси участвовали и дети. Конечно, они бились не с взрослыми, а между собой, “для затравки”.
В одном из видов подобных игр главное место занимало контактное противоборство “бойцов”. Допускались удары кулаками (обычно из поражаемой зоны исключались лицо и пах), захваты тела и одежды соперников и приемы борьбы. Играющие делились на две команды. Столкновение обеих партий проходило на открытом пространстве, и в итоге надо было захватить противника в плен или обратить в бегство, что делало игру похожей на традиционные кулачные бои взрослых. “Бойцы”, упавшие или поваленные на землю, считались “убитыми” и выбывали из игры.

Как один из вариантов этого вида игры в войну можно рассматривать игру в “снежки”, когда одна команда мальчишек состязалась с другой в кидании друг в друга комками снега. Играть могли до тех пор, пока одна из команд не признавала свое поражение, не выдержав обстрела противника. Либо оговаривались какие-либо дополнительные правила. Например, игрок, пораженный снежком, мог считаться “убитым” или “раненым” и выбывал из дальнейшей игры. Или продолжал в ней участвовать (в случае “ранения”), но с ограничениями. Тяжесть “ранения” определялась местом попадания снежка. Раненый в ногу мог передвигаться теперь, только скача на здоровой ноге и т.д.

Палочный бой

В еще одной разновидности игры в войну соперники фехтовали деревянным оружием: “шпагами”, “мечами”, палками. Правила “ранений” в этой игре были сходны с правилами “снежков”. Выключались из игры и “пленные”, захваченные соперничающей партией. Категорически запрещалось умышленно поражать “оружием”, голову, шею и пах. Противоборство велось до тех пор, пока все играющие одной из сторон не были “убиты”, “ранены тяжело”, “взяты в плен” или обращены в бегство.

Казаки-разбойники

При игре в еще одну распространенную военную игру – “казаки-разбойники”, одна из команд (“разбойники”) должна была прятаться, а вторая (“казаки”) ее искать и преследовать. “Разбойники” в ходе игры стремилась разными способами запутать противника, усложнить ему поиск. При встрече обеих команд или их отдельных представителей условия игры предусматривали как прямое рукопашное противоборство, так и бой деревянным оружием, “перестрелку”, “взятие в плен”.

Взятие крепости

Последний, рассматриваемый в этой статье вид игры в “войнушку” требовал предварительных приготовлений. Каждая соперничающая сторона возводила неподалеку друг от друга укрепления, “крепости”. Материалы для них могли быть самые разные зимой – снег и куски льда, летом дерево: доски, ветки, бревна. Команды обстреливали друг друга снежками, льдинами, мешочками с песком или травой, либо предпринимали “штыковые” атаки на укрепления противника, в ходе которых допускались рукопашный бой и фехтование палками. Победившая партия старалась, как правило, разрушить “крепость” противника.

Другие игры подобной тематики.

Игра – самое любимое занятие детей и взрослых. Игра – самая лучшая и самая эффективная форма получения новых знаний, навыков, умений, опыта. В играх человек учится всему, что ему нужно в жизни. Именно поэтому в славянской традиции весь процесс обучения детей строился в форме игры. Однако сейчас многие взрослые не помнят игр, в которые играли в детстве. И вспоминая их на праздниках веселятся, как дети. Вспомните и вы те игры, в которые играли вы и ваши пра-пра-пра…родители. Многие из них развивают способности: ловкость, внимательность, выносливость, смекалку и т.д.. Кто, если не вы, передаст эти игры вашим детям?

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Раз, два, три – водяной не спи!
Хоровод останавливается, "водяной” встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих.
Задача водяного – определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим. "Водяной” может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Для большей сложности "водяной” при последних словах песни раскручивается навстречу движения хоровода.
P.S.
Когда долго играют, то многих уже узнают по одежде, поэтому наши ребята иногда меняются шарфами, или снимают какую-либо деталь одежды, чтобы было посложнее. Приседают пониже или встают на цыпочки. Игра очень веселая. Как правило, в нее играют дольше всех.

«Жмурки» - старинная игра, которая имеет много разновидностей. В нее играют дети всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна: водящий с закрытыми глазами - «жмурка» - должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.
ЖМУРКИ С ГОЛОСОМ
Все играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий (по жребию) становится в середину круга. Ему завязывают глаза или надевают на голову колпак, закрывающий глаза. В руки водящему можно дать палочку, можно играть и без нее.
Все играющие двигаются по кругу в какую-либо сторону до тех пор, пока водящий не остановит командой «Стой!». Тогда все останавливаются, а водящий протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот из играющих, на кого она направлена. Водящий просит его подать голос, т. е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук, изменив голос. Если водящий угадает, кто подал голос, он меняется с ним местом и ролью. Если не угадает, то продолжает водить.
Правила Требовать подачу голоса можно до 3 раз, после чего водящий должен сказать, кто держит его за руку (или палочку). Если водящий не смог угадать 3 раза, его сменяют новым водящим по жребию или выбору. Когда водящий просит подать голос, должна быть полная тишина.

ПОЛ, НОС, ПОТОЛОК

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

В игре участвуют дети от 3 до 40 человек.
Выбирается один водящий - «медведь», который становится в углу площадки (или помещения). Остальные играющие - дети. Они располагаются на другой стороне площадки в своем «доме». Пространство между «берлогой» «медведя» и детьми - «бор» («лес»).
Дети идут в «бор» за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «медведю». Во время сбора «грибов» и «ягод» дети припевают:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
Медведь простыл,
На печи застыл!
Последние две строки теперь часто заменяют на:
А медведь сидит
И на нас рычит!
После последних слов «медведь», который до этого притворялся спящим, потягивается и бежит к детям, а они быстро поворачиваются и бегут к себе «домой» или разбегаются в разные стороны, стараясь не попасться «медведю», который стремится поймать их (дотронуться рукой - осалить).
Кого «медведь» поймает, тот меняется с ним ролью. Если «медведю» не удастся поймать кого-либо (все ребята спрячутся к себе в «дом»), он идет к себе в «берлогу» и продолжает водить.

Правила «Медведь» не имеет права выбегать и ловить ребят, пока они не скажут последние слова речитатива. Ловить можно только в установленных пределах площадки.
Вариант:
Рисуют два круга, один круг - «лес» (на середину его кладут ягоды и грибы), другой - «деревня». Один из участников игры, изображающий медведя, садится в «лесу». Остальные идут из «деревни» в «лес» по ягоды и грибы, у ребят в руках корзинка. Все поют:
У медведя во бору
Грибы, ягоды я рву.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит,
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Ребята ходят вокруг «леса» и дразнят Медведя:
Уж мы ягоды берём,
А медведю не даём.
Идём в лес с дубинкой -
Бить медведя в спинку!
Передавая друг другу корзинку, они пытаются забежать в «лес» и бросить в корзинку ягоды и грибы. Кого Медведь в «лесу» поймает, тот выбывает из игры. Когда всё же кому-то удастся забежать в «лес» и бросить в корзинку ягоды и грибы, тут все бегут в «деревню», а Медведь догоняет. Если Медведь догонит ребят и отберёт корзинку, то забирает ягоды и грибы себе. А если ребята сумеют убежать от Медведя в «деревню», то выбирается новый Медведь, и игра продолжается.

Старинная игра «Лапта», часто называемая «Русской лаптой», причем в разных местах она имеет свое название (например, в Таджикистане эта игра называется «Тулуфбози», в Башкирии - «Уральский мяч», в Каракалпакии - «Кошамаран») и некоторые различия в правилах. Приведенные ниже правила игры применяются главным образом в средней полосе РСФСР.
В «Лапту» играют на большой площадке, лужайке в летнее время. Участвуют в ней школьники, молодежь и взрослые, от 8 до 30 человек. Игра проводится самостоятельно. Судьями в игре обычно бывают капитаны команд, или «матки», как их часто называют в этой игре.
Для игры требуются небольшой тряпичный, резиновый или теннисный мяч и лапта - круглая палка длиной 70-80 см и толщиной 3-3,5 см. С одного конца ее немного стесывают, чтобы легче было держать в руках; на другом конце она остается круглой (для начинающих можно сделать ее лопатообразной).
Описание.
На двух сторонах площадки - «поля» - на расстоянии 40-80 м чертят или отмечают ветками или другими предметами две линии - линию кона и линию «города». Выбирают двух капитанов («маток») и разделяются на две команды любым способом (обычно путем сговаривания). По жребию одна команда становится за линию «города»; другая размещается произвольно в «поле». Капитан «полевой» команды посылает одного игрока в «город» для подачи мяча.
По очереди первый метальщик - игрок «города» - берет лапту и становится у линии «города», напротив него находится подающий, который подбрасывает мяч, а метальщик отбивает его лаптой в «поле» как можно выше и дальше. Полевые игроки стараются поймать его с воздуха или схватить с земли. Пробивший удачно по мячу бежит на кон и возвращается в «город», за что зарабатывает 1 очко. Игроки «поля», схватив мяч с земли, пытаются осалить мячом перебегающих. Если кого-либо осалят, сами бегут в «город», а игроки из «города» бегут в «поле» и стремятся попасть мячом в игрока, не успевшего убежать в «город» (т. е. стремятся «от-салиться»).
Команда, успевшая в полном составе занять «город», остается там и начинает отбивать мяч в «поле». Если полевой игрок поймает его с воздуха («свечу»), вся его команда переходит в «город», а бывшие в «городе» идут в «поле». И так идет борьба за овладение «городом». Каждый сумевший пробежать на кон и обратно зарабатывает очко. Играют до определенного количества очков или на условленное время. Команда, получившая больше очков, выигрывает.
Правила Игроки «города» отбивают мяч в «поле» по очереди, установленной капитаном. Каждый игрок бьет по мячу 1 раз, а капитан имеет право на 3 удара. Подающий должен подбрасывать мяч так, чтобы было легко ударить по нему, иначе он обязан повторить подбрасывание. И так до 3 раз. Если 3 раза он подбросит плохо, его сменяют. Перебегающий должен оставить лапту в «городе», иначе обязан возвратиться за ней. Попадание мячом засчитывается лишь в том случае, если он попадет в игрока непосредственно, а не отскочив от чего-либо. Если игрок пробил мяч слабо, он может не бежать на кон, а ждать хорошего удара, выполненного затем кем-либо из других игроков. Поэтому одновременно могут бежать несколько игроков, пробивших мяч неудачно. Подающий имеет право осаливать перебегающих, как и игроки «поля». Перебегать можно только до тех пор, пока мяч находится вне «города». Вернувшийся в «город» игрок имеет право опять отбивать мяч в «поле» в порядке очереди.

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15. Первая команда идет вперед со словами: -Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место: -Дорогие, а мы к вам пришли! Другая повторяет этот маневр со словами: -Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли? Начинается диалог: -Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? Первая команда совещается и выбирает кого-то: -Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного). Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается: -Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас. -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится. -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. -Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. -Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит. Первая команда завершает: - Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда! Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15. Первая команда идет вперед со словами: -Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место:

-Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? Первая команда совещается и выбирает кого-то:

-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного). Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается:

-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас. -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится. -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. -Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. -Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит . Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой , должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж . В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

...

Возникновение народной игры на Руси

Вряд ли когда-нибудь мы всерьёз задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто придумал кататься на санках с горки и сколько лет «казакам-разбойникам». Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если внимательно понаблюдать за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, их прообразом служили реальные события - бытовые и культурно-исторические. «Сундучок с играми» - расписанный в русских художественных традициях ларчик с инвентарём для игр. Спортивные отлично сочетаются с интеллектуальными!

Классификация игр древних славян

Рассмотрим типичные народные игры. В каждую из этих игр дети могут поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего. Детские игры полны смеха, радости и движения.

Народные игры можно разделить на несколько типов - с оговоркой, что деление это весьма условно:

  • игры, отражающие отношения человека и природы;
  • игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков;
  • игры по религиозно-культовым мотивам;
  • игры на находчивость, быстроту и координацию;
  • игры на силу и ловкость;
  • военные игры.
Жизнь человека в старину была намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта или людям придётся голодать.

Закономерно, что эта связь нашла своё отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети в своём стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возникли игры, в которых отражается отношение человека к природе. Во многих из них лесные хищники - медведь, волк, лисица - главные действующие лица. К примеру, «Волки во рву», «Волки и овцы», «Хромая лиса», «Медведь и вожак».

Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, что составляло повседневные занятия людей в старину, дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на них, совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. Игровой инвентарь для русских игр можно в избытке найти в любом доме. Примеры таких игр: «Бояре», «Невод», «Удочка», «Птицелов».

Религиозно-культовые мотивы чётко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и в сюжетах игр. Детству свойственно особое мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими. Это «Водяной», «Черти в аду», «Дедушка-рожок» («Колдунчики»).

Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям, но особенно привлекательными они становятся, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор, элементы соперничества и соревнования - вот главные составляющие славянских народных игр на находчивость, быстроту и координацию. Например, «Горелки», «Свайка», «12 палочек», «Жмурки».

Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра - такое занятие, в котором дети могли продемонстрировать сверстникам свои лучшие качества. Примеры таких игр: «Чехарда», «Дуга», «Бой петухов».

Военная тематика не могла не войти в детские игры. За свою долгую историю военные игры не претерпели каких-либо существенных изменений и дошли до нас в почти первозданном виде.

В самом общем варианте игра в войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приёмы противоборства и условия признания победителей.

На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек. Это «Кулачный бой», «Снежки», «Палочный бой», «Казаки-разбойники», «Взятие крепости».

Далеко не все нынешние дети играют в народные игры, хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений - одна из главных целей нашей культуры, ведь именно играми наши предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.

Наталья Сафарова,

Анастасия Савельева,

Алина Костылева,

педагоги школы № 141, г. Москва