«Россия сэкономит огромные деньги. Продлили срок аренды

  • 29.08.2019

Политический обозреватель
2008 09 15

В 2017 году, в общем-то, довольно скоро, истекает срок соглашения об аренде порта Севастополь, подписанного Россией и Украиной на два десятилетия. И тогда Москве придется решать, где размещать военные корабли.

20 мая украинский президент В. Ющенко издал декрет, которым поручил правительству подготовить проект закона о выводе Черноморского флота (ЧФ) России в 2017 году. Кроме того, было дано указание завершить правовое оформление украинско-российской границы по Азовскому и Черному морям.

В 1997 году Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, которым российская сторона признала Украину в границах 1954 года в расчете на гарантии развития дружеских отношений с Россией и уважение ее интересов в Крыму.

Упомянутый договор предусматривал раздел ЧФ между двумя странами. Россия получила 80 процентов Черноморского флота бывшего СССР и право аренды у Украины порта Севастополь на 20 лет. Аренда обходилась России в сумму примерно 100 млн. долларов США; деньги списывались в счет долга Украины за нефть и газ. Цена аренды не была конкретно зафиксирована, поэтому с ухудшением отношений Киев заговорил о том, что она, эта цена, может повыситься в разы.

Россия остро реагирует на любые дискуссии, связанные с Черноморским флотом. Москва уже пригрозила, что, если Киев не продлит соглашение об аренде Севастопольского порта после 2017 года, то могут быть пересмотрены принципы договора от 1997 года, касающиеся границ Украины. А срок «большого договора» истекает в 2009 году…

Агрессия России против Грузии, стремление Грузии и Украины в НАТО вновь обострили внимание к проблеме Крыма – Севастополя и в частности – базирования российского ЧФ.

Как известно, несколько российских военных кораблей подошли к берегам Грузии, что уже само по себе было давлением на Тбилиси. Указ В. Ющенко, запрещающий без предварительного согласования с правительством Украины пересекать ее морскую границу, Москва сочла юридически ничтожным. Такое игнорирование Киева и возможное отделение Крыма от Украины омрачают и так напряженные украинско-российские отношения.

Становится очевидным, что Киев не намерен продлевать соглашение об аренде Севастопольского порта после 2017 года. А Россия за девять лет вряд ли успеет обзавестись новой военно-морской базой.

Российская морская база в Севастополе за 17 лет изжила себя. Если в 1991 году ЧФ составляли 6 эскадр (противолодочная группа, десантники, морская авиация, береговая охрана и др.), то сегодня имеется всего одна эскадра, в которой три боевых корабля первого ранга. В случае утраты одного корабля было бы уже проблематичным говорить «эскадра», да и базирование в другой стране потеряло бы смысл…

Сегодняшний Черноморский флот стоит на рейде в Троицкой бухте, выход из акватории которой затрудняют затонувшие суда – и так зажатые российские военные силы без труда могут быть заблокированы несколькими украинскими катерами прибрежной охраны. К тому же, 500 километров линии берега контролируется украинцами.

Российские стратеги предлагают искать запасные варианты. Примерно 200 кораблей может принять Цемесская (Новороссийская) бухта, но она не защищена от штормов и норд-оста. Сейчас появилась возможность разместить корабли малого водоизмещения в абхазском порту Очамчира, контролируемом Россией. Москва упоминает и о возможной переброске военных кораблей в сирийский порт Тартус, что на Средиземное море. Но президент Ассад не вечен…

Черноморский флот должен быть выведен из Севастополя до 28 мая 2017 года. Такие сроки содержатся в меморандуме, который накануне был передан в Москве главой МИД Украины Владимиром Огрызко своему российскому коллеге Сергею Лаврову. Официальный Киев призывает российские власти начать по этому поводу консультации в июле этого года.


Именно в мае 2017 года, согласно российско-украинским договоренностям, закончится двадцатилетний срок аренды Россией военно-морской базы в Крыму, рассказал РС один из инициаторов меморандума, бывший командующий ВМС Украины вице-адмирал Владимир Бескоровайный:


«Это сотни кораблей, тысячи людей. Это тысячи семей, которые надо вывезти, надо разместить, надо обустроить. Мы предоставляли им территорию не для того, чтобы они здесь базировались, а как временное пребывание для решения вопросов вывода. И вопрос так ставится, что в 2017 году последний матрос должен Севастополь покинуть. А для этого нужны совместные усилия, это надо составить программу по приему освобождаемых, виртуально освобождаемых фондов, по их передаче и их активации экономической».


Ранее в Москве заявляли, что считают преждевременными переговоры о начале вывода военных подразделений из Крыма, а российские политики допускали возможность пролонгации договора по флоту. Не против этого только нынешняя украинская оппозиция. Один из ее лидеров Виктор Янукович, возглавлявший предыдущее правительство, стал первым премьер-министром Украины, который не исключил, что Черноморский флот может остаться в Крыму и после 2017 года.


Вот что по этому поводу говорит заместитель председателя Меджлиса крымских татар Рефат Чубаров: «Тогда надо называть вещи своими именами. То есть, если кто-то хочет рассуждать о добровольной утрате Украиной своего суверенитета, то пусть об этом говорит. Но конституция предусматривает и эту проблему тоже. Это подпадает под государственную измену».


В Кремле не раз заявляли, что Черноморский флот играет в Крыму важную стабилизирующую роль. Но, по мнению крымских татар его присутствие полуострову пользы не несет:


«Черноморский флот со всеми его многочисленными структурами является такой структурой, которая никоим образом не является позитивом для Крыма, для Украины. Прежде всего это десятки тысяч гектаров земель, которые занимаются под инфраструктуру. Не стоит воспринимать Черноморский флот только как причалы и несколько десятков или сотен всяких плавательных средств. Это аэродромы, это маяки, это воинские части, это склады, это резервуары и тому подобное. Все это не работает на экономику Украины и Крыма, это первое. Второе, Черноморский флот обеспечивает различные контрразведывательные и разведывательные структуры. Таким образом, мы можем говорить о легализации с помощью Черноморского флота нахождения на территории Украины очень многих военных специалистов, которые, скажем так, проводят специфическую деятельность в отношении украинского государства».

ВСЕ ФОТО

Россия, сделавшая скидку Украине за газ, будет платить за аренду базы Черноморского флота в Севастополе "живые деньги" - по 98 млн долларов ежегодно после 2019 года, сообщил на пресс-конференции в Киеве президент Украины Виктор Янукович
president.gov.ua

Россия, сделавшая скидку Украине за газ, будет платить за аренду базы Черноморского флота в Севастополе "живые деньги" - по 98 млн долларов ежегодно после 2019 года, сообщил на пресс-конференции в Киеве президент Украины Виктор Янукович. Блок Юлии Тимошенко тем временем обещает сорвать ратификацию соглашения.

Янукович рассказал, что во время переговоров с президентом Дмитрием Медведевым в Харькове он использовал эту методологию и настаивал на названной сумме аренды. По его словам, он предложил российской стороне "платить авансово", уже сейчас, а не с 2017 года.

"Эти переговоры были очень сложными. Они привели к тому, что мы договорились, что первые 10 лет Россия сделает существенную скидку... Если посмотреть и посчитать, то мы вышли приблизительно на цену 1,2 млрд в год", - сказал Янукович.

"Но мы на 10 лет приблизили 40 млрд долларов, то есть четыре млрд в год", - отметил он. После 2019 года Россия будет платить "живые деньги" - 98 млн долларов ежегодно. По словам Януковича, все эти условия внесены в соглашение.

"Мы хорошо понимали, что Украине нужно определяться с базой сегодня, а не в 2017 году. Хотя они говорили откровенно: вы будете платить 10 лет за газ, а мы не будем платить вам до 2017 года за аренду - и будем делать зачет", - сказал он.

Долг Украины перед Россией на начало 2010 года составлял 1,095 млрд долларов. Ежегодная выплата по нему составляет 97,7 млн и равна платежу РФ за аренду базы Черноморского флота. Такая схема взаимозачета просуществует еще 11 лет - до 2020 года включительно, после чего Киев сможет рассчитывать на получение арендной платы "живыми деньгами".

С 1 апреля "Газпром" продает газ Украине на 30% дешевле, чем указано в контракте, то есть уже во II квартале по 230 долларов за тысячу кубометров вместо 330 долларов. Скидка не может превысить 100 долларов за тысячу кубометров. Оплаченные Украиной за I квартал 6,5 млрд кубометров газа (по 305 долларов за тысячу кубометров) пересчитываться не будут. В целом со скидкой в 2010 году будет поставлено 30 млрд кубометров газа, в 2011-2019 годах - по 40 млрд кубометров ежегодно. Формула с базовой ценой 450 долларов за тысячу кубометров и условие take or pay остаются неизменными.

В связи со снижением цены газа субсидирование украинской экономики российским госбюджетом составит в этом году до 3 млрд долларов, а в 2011 году - до 4 млрд.

В будущем вопрос о ЧФ будет решаться на референдуме

Виктор Янукович, кроме того, заявил, что не исключает возможности проведения в будущем референдума по вопросу базирования Черноморского флота РФ на Украине. Но для этого нужно создать необходимую законодательную базу.

Отвечая на вопрос о возможности проведения референдума по ЧФ, Янукович сказал: "Как только будет принята соответствующая законодательная база для проведения референдума на Украине... Естественно, таких вопросов будет очень много, по которым мы должны будем сверять точку зрения с украинским народом".

Президент Украины сообщил, что планирует проводить плебисциты не только по этому, но и по другим вопросам.

Тимошенко хочет сорвать соглашение о ЧФ

Блок Юлии Тимошенко не исключает возможности блокирования работы Рады для недопущения ратификации соглашения о продлении срока пребывания на украинской территории российского Черноморского флота.

"Задача оппозиции не допустить ратификации "пакта Медведева- Януковича". Все законные методы мы предусматриваем. Посмотрим, каким будет поведение коалиции. Мы предусматриваем все методы, включая блокирование", - заявил вице-спикер Верховной Рады Николай Томенко из БЮТ в четверг.

Тем временем в Партии регионов Украины уверены, что Верховная рада ратифицирует соглашение о пребывании Черноморского флота России. "Голосование по бюджету, по утверждению программы социально- экономического развития и синхронизированное голосование по ратификации соглашения состоится на следующей неделе", - сказал член фракции Партии регионов Михаил Чечетов в эфире 5 канала в четверг.

При этом, Чечетов выразил сомнение, что в субботу 24 апреля будет созвано внеочередное заседание парламента по инициативе оппозиции. В соответствии с календарным планом работы парламента с 27 по 30 апреля пройдут пленарные заседания.

Член фракции Партии регионов Вадим Колесниченко также уверен, что парламент ратифицирует соглашение о продлении сроков пребывания ЧФ РФ в Крыму до 2042 года.

"Конечно, ратифицируют, потому что в парламенте умных людей гораздо больше, чем тех, которые, кроме как себя любимых, в этом мире ничего не видят. Да, это будет ратифицировано, несмотря на разный вой, слюни, сопли тех людей, которые загубили будущее Украины и ее оборонный комплекс", - сказал он в четверг.

Отвечая на вопрос о том, как скоро парламент может ратифицировать этот документ, депутат отметил, что это зависит от президента Виктора Януковича, который должен внести в парламент проект подписанного соглашения.

Конституционный суд признал соглашение правомерным

Конституционный суд Украины признал конституционным решение о продлении сроков пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины, сообщил на брифинге министр иностранных дел Константин Грищенко, передает ИТАР-ТАСС.

"В среду было решение суда по представлению, которое направлялось по этому поводу еще в прошлом году. Решение достаточно четкое и понятное. Существует положение о том, что сроки могут быть продлены при согласии сторон, если ни одна из них предварительно не проинформирует о своем решении не продлевать соглашение. Таким образом, вопрос решен Конституционным судом",- подчеркнул министр.

В свою очередь, европейский комиссар по расширению и политике соседства ЕС Штефан Фюле, находящийся в Киеве с визитом, отметил, что "продление таких соглашений является суверенным правом каждого государства, главное, чтобы договорные отношения отвечали конституционным принципам".

Перед встречей в МИД еврокомиссар выступил в четверг с лекцией в Киевском институте международных отношений. Касаясь соглашения о продлении сроков пребывания Черноморского флота РФ в Крыму, он заявил, что не видит "вызовов, которые могли бы помешать проекту евроинтеграции Украины". По его мнению, "принятие данного решения является суверенным правом Украины".

Названа дата думского заседания по вопросу ратификации соглашения о сроках пребывания Черноморского флота в Крыму. Оно может быть созвано 27 апреля, сообщил глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачёв. По его словам, соглашение могут внести в Думу уже в пятницу.

Ранее пресс-секретарь президента Наталья Тимакова сообщила, что процесс ратификации Соглашения в парламентах России и Украины начнется синхронно.

Как уточнил в четверг Косачев, документ, по предварительной договоренности, будет рассмотрен в Госдуме в 11 часов по московскому времени, а в Верховной Раде - в 10 по местному, т.е. синхронно до минуты - с учетом разницы во времени.

Председатель же Госдумы Борис Грызлов заявил, что российские парламентарии готовы проголосовать за ратификацию соглашения о продлении нахождения Черноморского флота на 25 лет и выразил надежду, что партия регионов Украины сумеет обеспечить в Верховной Раде необходимое количество голосов.

Условия соглашения между РФ и Украиной

Украина, благодаря подписанным документам по газу, получит в течение ближайших 10 лет реальный инвестиционный ресурс на сумму около 40 млрд долларов , сообщил президент Украины Виктор Янукович. "Россия дала Украине возможность получить газом инвестиционную помощь на сумму около 40 млрд долларов", - сказал он после переговоров с президентом РФ Дмитрием Медведевым.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, Виктор Янукович рассчитывает, что российский газ с 30%-ной скидкой, о которой сегодня договорились обе стороны, Украина начнет получать уже в апреле нынешнего года.

"Этот конкретный ресурс мы начнем получать с апреля", - сказал он. Украинский лидер посчитал выгоду украинской стороны от скидок на российский газ: "Если в 2010 году мы получим 30 млрд кубических метров - это будет 3 млрд долларов, на следующий год получим 40 млрд кубометров газа - это значит 4 млрд долларов".

А как заявил глава "Газпрома" Алексей Миллер в среду журналистам в Харькове Россия подтвердила намерение не взимать штрафы за недобор Украиной газа, это зафиксировано в подписанных в среду в Харькове документах. "Мы не взимаем штрафные санкции, и это мы отразили в дополнении к договору. Россия впредь не будет взимать штрафные санкции за недобор газа Украиной", - обещал он.

Напомним, в Харькове 21 апреля прошли переговоры президентов России и Украины Дмитрия Медведева и Виктора Януковича. В начале встречи Дмитрий Медведев заявил о намерении вернуть отношениям двух стран качество стратегических.

"Сегодняшняя встреча - внеплановая, но очень важная. Нам предстоит сделать несколько шагов для укрепления отношений и перевести их из разряда ординарных в партнерские, вернуть им качество стратегических отношений между двумя очень близкими странами", - заявил глава российского государства.

Медведев также отметил, что экономики двух стран "связаны тысячами хозяйственных узлов, наши люди близки друг другу".

Киев рассчитывал получить скидку на российский газ в размере 30%, чтобы обеспечить сбалансированный бюджет на текущий год. Такое мнение высказал ранее ИТАР-ТАСС независимый эксперт в газовой сфере, бывший пресс-секретарь "Нафтогаза Украины" Валентин Землянский.

19 января 2009 года "Газпром" и НАК "Нафтогаз Украины" подписали два контракта, согласно которым в 2009 году "Газпром" предоставлял скидку украинским потребителям в размере 20% от европейской цены, но при этом цена на транзит газа оставалась на уровне 1,7 долларов за 1000 кубометров на 100 км. Уже с 2010 года стороны должны были перейти на рыночные цены. Условия контракта предусматривают схему "бери и плати" на 80% от годового объема поставки газа и штрафы за невыборку газа. Однако "Газпром", учитывая сложную экономическую ситуацию, до сих пор прощал "Нафтогазу" невыбранные объемы.

8 апреля 2010 года стороны договорились о корректировке годового контрактного количества газа на 2010 год с 33,75 млрд куб. м до 36,5 млрд куб. м для обеспечения надежного транзита газа европейским потребителям в зимний период.

Также руководители "Газпрома" и "Нафтогаза Украины" Алексей Миллер и Евгений Бакулин подписали документы о поставках российского газа на Украину и его транзите в Европу на 2009-2019 годы.

По итогам переговоров президентов РФ Дмитрия Медведева и Украины Виктора Януковича подписаны Дополнение к контракту номер ТКГУ от 19 января 2009 года между Национальной акционерной компанией "Нафтогаз Украины" и ОАО "Газпром" об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины на период с 2009 по 2019 годы и Дополнение к контракту номер КП от 19 января 2009 года между ОАО "Газпром" и Национальной акционерной компанией "Нафтогаз Украины" купли-продажи природного газа в 2009-2019 годах.

Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

Соглашение о продлении на 25 лет срока пребывания Черноморского флота России в Севастополе ратифицировано Госдумой РФ и Верховной Радой Украины. Однако Дмитрий Медведев и Владимир Путин не сошлись в оценке адекватности арендной платы, а украинские юристы ставят под сомнение конституционность договора.

21 апреля Дмитрий Медведев и Виктор Янукович договорились о продлении после 2017 года на 25 лет базирования Черноморского флота (ЧФ) РФ в Крыму. Арендная плата за пребывание ЧФ, начиная с 28 мая 2017 года, будет складываться из платежей России Украине в размере 100 миллионов долларов в год, а также из дополнительных средств, получаемых за счет снижения цены за газ, поставляемого на Украину.

При цене в 333 доллара и выше за тысячу кубометров газа снижение составит 100 долларов, при цене ниже 333 долларов снижение составит 30% от такой цены. За 10 лет эти договоренности позволят Украине сэкономить порядка 40 миллиардов долларов.

Премьер-министр РФ Владимир Путин назвал такую цену запредельной. "Я бы за эти деньги съел бы вашего президента", - пошутил Путин. - "За эти деньги можно построить несколько баз".

"Но для нас это вопрос не только денег, но и сотрудничества с Украиной, а сотрудничество в военной сфере, безусловно, поднимает степень доверия, возможность работать доверительно и в экономике, и в социалке, и вот это, на самом деле, самое главное", - добавил он.

Президент России Дмитрий Медведев, в свою очередь, считает арендную плату за базирование Черноморского флота РФ в Севастополе высокой, но не запредельной.

"Это соглашение имеет взаимовыгодный характер и для России, и для Украины. Только выгоду нужно правильно считать, отрешиться от арифметических приемов, не говорить о том, кто больше проиграл, кто выиграл, не говорить о том, каким образом это отразится на тех или иных текущих вопросах, а смотреть в будущее", - сказал Медведев.

Если отталкиваться от рыночной цены земли на южном берегу Крыма, то прописанная в договоре сумма выглядит вполне справедливо. Стоимость годовой аренды гектара земли в местах базирования ЧФ оценивается в пределах от 10 тысяч до 50 тысяч долларов. Арендуемые Россией для нужд ЧФ 18,2 тысяч га должны были бы по таким расценкам стоить от 182 миллионов до 910 миллионов долларов в год. Плюс аренда примерно 10 тысяч погонных метров причалов.

С другой стороны по действующему сейчас базовому договору, заключенному в 1997 году, Россия платит Украине арендную плату 98 миллионов долларов. Надо заметить, что новая цена за аренду территории под военную базу в Украине одна из наиболее высоких в мировой истории.

Для сравнения, США платит Кубе за аренду базы Гуантанамо 3,4 тысячи долларов в год. Нынешний статус этой базы регулируется договором, подписанным в 1934 году. Договор является бессрочным и может быть расторгнут только по обоюдному согласию сторон, либо же при нарушении условий аренды.

В 1959 году Куба отказалась принимать от США плату за Гуантанамо, однако формальных причин для расторжения договора не было. В 2002 году база была перепрофилирована в тюрьму, Куба посчитала это нарушением условий аренды и потребовала от США ухода с острова.

Впрочем, финансовые условия американского военного присутствия на Кубе можно назвать казусом или исключением из правил. Однако таким общим правилом является финансовые аспекты экстерриториального базирования сил США в рамках союзных обязательств: в Южной Корее, Италии и Японии.

Согласно данным ежегодного доклада Пентагона, стоимость аренды в этих странах подсчитывается, но к оплате не предъявляется, поскольку считается вкладом в общую оборону и составляют основу т.н. поддержки принимающей стороны.

В 2003 году финансовая поддержка американских сил со стороны Южной Кореи составила чуть более 843 миллионов долларов, Италии - около 367 миллионов долларов, Японии - 4,4 миллиарда долларов. Причем Япония оплачивает практически все затраты США, связанные с базированием на японской территории, кроме зарплаты американских военнослужащих.

Если заявление Медведева о вкладе Черноморского флота в обеспечение европейской безопасности получит международное признание, то договор с Украиной теоретически можно было бы заключить на аналогичных основаниях. На самом же деле, поскольку Украина не является участницей Ташкентского договор о коллективной безопасности, то и вкладом в общую оборону эту сумму назвать пока нельзя.

В качестве альтернативного примера можно привести Великобританию, которая не имеет союзных обязательств с Кипром, однако за свои базы в этой стране аренды не платит. Согласно договору 1960 года о предоставлении Кипру независимости эти базы являются суверенной британской территорией.

Экономическую политику России в отношении своих военных баз наиболее наглядно демонстрирует история с арендной платой за базу Камрань во Вьетнаме. Она была передана Вьетнамом в бесплатную аренду СССР в 1979 году сроком на 25 лет. После распада Советского Союза права на бесплатную аренду перешли к России. В конце девяностых не базе начались активные восстановительные работы.

Однако осенью 2001 года Россия заявила про закрытие базы Камрань. Военные говорили про экономические причины этого решения. На самом деле, Вьетнам только лишь предлагал обсудить возможность проведения аукциона, на котором предварительно соглашался пролонгировать соглашение с Россией за 300 миллионов долларов в год (сообщалось, что США и Китай предлагали по 500 миллионов долларов в год).

Правовое положение военных баз

Согласно концепции национальной безопасности, интересы Российской Федерации диктуют необходимость её военного присутствия в некоторых стратегических регионах мира и размещения там военных баз.

Юридически эта потребность закреплена в Концепции национальной безопасности Российской Федерации и в Основных положениях военной доктрины РФ. В них говорится, что угрозу национальной безопасности России в оборонной сфере представляют собой возникновение или обострение в государствах СНГ политических и экономических кризисов, также существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов в этих странах.

Военное присутствие России в странах СНГ использует опыт сотрудничества бывшего СССР с рядом зарубежных государств (Венгрией, Чехословакией, Кубой, Вьетнамом и т.д.) и основывается на Договоре о коллективной безопасности (1992 года), Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ (1994 года), Меморандуме о поддержании мира и стабильности в Содружестве.

Заключенные в развитие этих документов многосторонние и двусторонние международные договоры, определили, что размещение российских военных баз на территории стран Содружества содействует созданию устойчивого военно-стратегического баланса сил в этих регионах.
Таким образом, международно-правовое положение российских войск и военнослужащих за границей определяется комплексной системой правовых норм, в состав которой входят международные договоры различного характера, федеральное законодательство РФ и национальное законодательство государств СНГ, на территории которых находятся российские войска.

Однако вызывает опасение недостаточная регламентация обеспечения собственной безопасности военных баз, что может сказаться на их функционировании. Не совсем ясно, например, каким образом порядок обеспечения безопасности объекта, установленный в Вооружённых Силах РФ, может возыметь действие в отношении граждан страны пребывания и других лиц, намеревающихся совершить противоправные действия в отношении военной базы.

Потенциальную угрозу правовому положению российских военных баз в странах СНГ представляют особенности национального законодательства этих стран. Проблема усугубляется тем, что взаимодействие международных документов, которые регулируют правовое положение российских войск за рубежом, в отечественной правовой науке не подвергалось специальному комплексному юридическому исследованию.

Черноморский флот и украинские законы

Наиболее нестабильным, с правовой точки зрения, представляется положение Черноморского флота. Как утверждают украинские юристы, договор об аренде этой базы нарушает нормы Конституции Украины, а также нормы действующего законодательства Украины, регламентирующие порядок заключения, расторжения и пролонгации международных договоров, заключенных между государствами.

В части первой и третей статьи 2 Конституции говорится, что территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной. Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию, он означает верховенство, полноту, целостность, неотчуждаемость и самостоятельность власти в пределах государственной границы.

В Основном законе Украины сказано, что "заключение международных договоров, которые противоречат Конституции Украины, возможно лишь после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины". В то же время, согласно предписанию части первой статьи 17 Конституции Украины, защита суверенитета и территориальной целостности Украины является самой важной функцией государства, делом всего украинского народа. Поэтому в части седьмой указанной статьи в качестве соответствующей гарантии этого предусмотрено, что на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз.

Однако, в соответствии с пунктом 14 Конечных положений Конституции Украины, определено: "Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины".

Принятие этой нормы было обусловлено тем, что на момент принятия Конституции Украины на территории страны уже существовала военная база, на которой находились иностранные военные формирования. Поэтому, предусмотрев в Конституции положение, не допускающее расположения на территории страны иностранных военных баз, Верховная Рада, предусмотрела возможность продолжения использования существующих военных баз.

Однако, как поясняют украинские юристы, такое пребывание по содержанию пункта 14 раздела XV "Переходные положения" должно было быть исключительно временным, а использование соответствующих военных баз может осуществляться лишь на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины.

В этой связи, условия заключения нынешнего соглашения между РФ и Украиной вызывают у украинских экспертов сомнения, что органами государственной власти Украины соблюдена соответствующая процедура, которая предусмотрена нормами специального нормативно-правового акта Украины.

Более того, статья 20 закона "О международных договорах Украины" гласит, что "международный договор Украины может быть пролонгирован в соответствии с условиями, определенными самим международным договором". А в статье 4 этого же закона говорится, что заключения международных договоров Украины подаются Министерством иностранных дел Украины после проведения Министерством юстиции правовой экспертизы о соответствии проекта международного договора Конституции и законам страны.

В действующем договоре о базировании Черноморского флота четко прописана процедура: если в 2016 году ни одна из сторон не заявит о его расторжении, то он автоматически продлевается на пять лет. Таким образом, подписание нынешних соглашений можно признать нарушением сразу двух статей (4 и 20) закона "О международных договорах Украины".

Перспективы

Впрочем, вопрос конституционности соглашения об аренде базы в Севастополе затрагивался неоднократно. Обращения к Конституционному Суду Украины депутатов Верховной Рады Украины и президента Виктора Ющенко по поводу соответствия Конституции указанного международного соглашения каких-либо действенных результатов не принесли.