22 марта православный праздник 40 святых приметы. Церковный Православный праздник марта

  • 02.09.2019

Post Views: 466

22 марта Русская православная церковь почитает память Севастийских. В 320 году нашей эры 40 воинов-христиан из древнего турецкого города Севастия бросили вызов военачальнику-язычнику, отказавшись приносить жертву идолам, объяснив свой поступок тем, что поклоняются лишь истинному Богу, а не каменным истуканам. Не помогли ни уговоры, ни угрозы. В итоге воинов схватили, заключили в тюрьму, хотели побить камнями, но каменные глыбы чудом пролетали мимо. Тогда отважных воинов заставили погрузиться в ледяное Севастийское озеро, а рядом натопили баню, куда можно было войти и погреться, только отрекшись от Христа.

Несмотря на страшный мороз, они так и не изменили своей вере, не вышли из воды, и в итоге были умерщвлен

Народное название дня – Сорок сороков. Согласно народным поверьям, с этого дня должно пройти 40 заморозков, и тогда наступит настоящее тепло. Сорок сороков – очень значимый старинный праздник. Он был посвящен встрече весны, поклонению Солнцу и ожиданию теплой погоды, благоприятной для полевых работ.

Традиции 22 марта

В этот день отмечают вторую встречу весны. Считается, что в эти дни прилетают сорок разных пичуг, и первая из них - жаворонок. Пекут булочки в форме жаворонков (см. рецепт 16 марта), обмазывают их медом. Считается, что с 22 марта и до Зосима-пчельника (30 апреля) будет сорок утренних морозов - утренников. Если утренники с этого дня идут постоянно, то лето будет теплое. Чтобы защититься от морозов, хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков - «сороки святые, колобаны золотые». Испеченные колобки начиная с сорок каждый день выбрасывали по одному за окошко, приговаривая: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру-поздорову!»

Заговоры 22 марта

Я скажу вам самую легкую и наиболее простую формулу вызова духа-помощника, вот она:

Дух-помощник, ко мне (имя) приди!
Что велю тебе, сотвори.
Огонь к огню,
Вода к воде,
Дух-помощник, иди ко мне,
К (такой-то) Божьей рабе.
Ключ. Замок. Язык.
Аминь. Аминь.
Аминь.

Народные приметы на 22 марта

1. С этого дня до наступления устойчивого тепла должно пройти 40 утренних заморозков (утренников).

3. Если испечь из теста в этот день 40 шариков-колобков и ежедневно выбрасывать в окно по одному, так можно защитить свои посевы от морозов.

4. Какая погода на Сорок сороков, такая же будет и в сенокос.

5. Жарко на улице – 40 дней тепло будет. Холодно – впереди еще 40 морозных дней.

6. Много галок и сорок – к теплым денькам впереди.

7. Чайки кружатся – к ледоходу.

8. Подул теплый ветер – лето дождливым будет.

10. Листва еще не распустилась, но уже слышен первый гром – к голодному году.

11. Если мать или жена, ожидающая сына или мужа с войны (из армии) будет молиться 40 мученикам Севастийским, мужчина вскоре вернется живым, здоровым и невредимым.

12. Сильный мороз в этот день – к богатому урожаю проса.

День Сорока мучеников Севастийских, в народе называемый попросту «Сороки», «Сорок Сороков» или «Жаворонки», Православная Церковь ежегодно отмечает 22 марта. Христиане вспоминают воинов города Севастии, жестоко истязаемых язычниками и отдавших свои жизни, отказавшись отречься от истинного Бога.

Однако не только этим примечательны Сороки. Есть у праздника и языческая составляющая. Ведь на эту дату приходится весеннее равноденствие, когда зимняя тьма начинает отступать под натиском весеннего солнышка. На землю, наконец, приходит тепло и радость, возрождается ото сна природа, а на душе становиться светлее. И это тоже повод для торжества, которое всегда проходит весело несмотря на продолжающийся строгий пост.

Религиозный смысл праздника

В самом начале IV века христианство уже уверенной поступью покоряло языческие народы. Однако далеко не все местности радостно склонялись под его знамёна. В их числе находился и город Севастия в провинции Армения, находившейся на территории Римской Империи. Там во главе гарнизона легионеров стоял закоренелый идолопоклонник по имени Агриколай.

Однажды этот ревностный язычник потребовал от своих подчинённых принять участие в жертвоприношении многочисленным идолам. Но сорок воинов-христиан категорически отказались от варварского ритуала, заявив, что они поклоняются лишь истинному Богу.

Возмущённый их сопротивлением, Агриколай попытался склонить легионеров на свою сторону сначала щедрыми посулами денег и званий, а затем и угрозами. Когда слова не помогли, безжалостный командир перешёл к пыткам и издевательствам. Однако бесстрашные христиане, заключённые в темницу и усердно молившиеся, вдруг услышали Божественный голос, утешавший страдальцев. Он обещал им защиту и вечное спасение в награду за стойкость и истинную веру.

Мучители держали воинов в тюрьме, пытались побить камнями и, наконец, решили погубить, загнав в ледяную воду зимнего озера. Для большего искушения на берегу жарко топили баню, но соблазну поддался лишь один из многих, а его место тотчас занял христианин из числа стражников. Но камни летели мимо, а вода в водоёме вдруг сама по себе потеплела, и тогда тюремщики сделали страдания мучеников совсем невыносимыми, перебив им ноги тяжёлыми кувалдами.

После гибели легионеров знатный сановник Лисий приказал стереть с лица земли даже тела людей, отказавшихся отречься от Христа. Их сожгли в пламени костра, а останки утопили в озере. Однако спустя трое суток епископу Севастии Петру довелось наблюдать видение, в котором сорок мучеников просили похоронить их по христианскому обряду. Ночной порой верующие в истинного Бога отправились к озеру и увидели чудесное явление: кости погибших ярко сияли во мраке глубин, так что собрать их и предать земле оказалось совсем просто. С тех пор Севастийский полк смог обрести покой, а имена легионеров-христиан прославляются верующими и в наши дни.

Традиции и обычаи на Сорок Сороков

Все ритуалы, связанные с Днём Сорока мучеников Севастийских, направлены в основном к одной цели: как можно быстрее привлечь весну, приблизить наступление тепла и прогнать зимний холод.

  • В День 40 святых верующие непременно посещают праздничную литургию в храме. Ведь именно этот праздник лучше всего подходит, чтобы просить у Севастийских мучеников помощи в преодолении жизненных сложностей, об укреплении в истинной вере, о силах для того, чтобы справиться с отчаянием и обрести стойкость, о сплочённости родных и упрочении семейных уз.
  • Праздник Жаворонки невозможно представить без целой стайки птичек (40 штук) из постного теста, которые в христианской традиции символизируют души воинов-мучеников. Их пекут, обязательно дополняя тельце раскрытыми крыльями. Ведь с языческих времён считалось, что эти птахи должны быстрее лететь навстречу погожим денькам и принести тепло на своих спинках. Нельзя забывать о глазках и клювике, иначе ваши посланцы не смогут разглядеть весну и позвать её своими звонкими голосками. Часть жаворонков следует устроить на подоконнике в качестве угощения для настоящих пернатых соседей, а остальных – раздать детям, чтобы те бежали с выпечкой на улицу и громко выкликали весну. И тогда ласковые деньки обязательно наступят раньше обычного, а домашняя птица будет хорошо нестись и не заболеет.
  • Для того чтобы прогнать злые силы, сковавшие землю морозом и накрывшие мир темнотой, незамужние девушки 22 марта должны разорвать сорок верёвочек и переломить сорок прутиков. Тогда зима непременно отступит, а светлые духи помогут пробудиться природе. Для тех же целей каждой из них следует приготовить по сорок вареников и угощать ими юношей. К тому же с помощью кулинарных талантов можно и суженого подыскать.
  • Наши предки любили на Сороки раскачиваться на качелях. Считалось, что чем выше взлетают к небу парни и девушки, тем богаче будет будущий урожай, а в семьи придёт больше счастья и благополучия.
  • На День 40 святых молодое деревце обязательно наряжали яркими лентами и бумажными цветами. Ведь такую красоту весна просто не может не заметить, а значит, быстрее появится и настоящая зелень. Чтобы привлечь ещё больше внимания к чудесному дереву, вокруг него устраивают игры и танцы, поют песни и водят хороводы.
  • Кроме жаворонков из теста пекли и так называемые «орехи» в количестве 40 штук. Овсяные или ржаные шарики по одному выбрасывали за порог каждое утро последующие сорок дней после Жаворонков. Так хозяйки окончательно прогоняли зимние холода, которые в марте-апреле ещё нет-нет да и напомнят о себе морозными утренниками. Их же укладывали в самодельные гнёздышки из соломы, чтобы куры лучше неслись.

«Сороковые» приметы

В конце марта наши предки уже начинали думать о будущем урожае, и потому обращали особое внимание на приметы, предсказывающие погоду. Практически каждый праздник изобилует такими наблюдениями, и Сорок Сороков – не исключение.

  • Если 22 марта на земле ещё лежит снег, то и на Пасхальной неделе не стоило ожидать тепла. Зато тёплый ветер и многочисленные ручейки символизировали окончательную победу весны.
  • На Сороки следует понаблюдать за птицами. Когда в небе к концу марта появляются скворцы, то можно ожидать раннюю весну, жаркое лето и богатый урожай. А вот птахи, вьющие гнёзда на солнечной стороне домов и деревьев, предвещают неблагоприятный сельскохозяйственный сезон с холодами и обильными дождями.
  • Стоит 22 марта обратить внимание на погоду. Если денёк выдался тёплый и солнечный, то и остаток весны будет таким же. А вот хмурое небо и ненастье предупреждают, что зима не торопиться сдавать свои позиции и ещё не раз огорчит заморозками и снегопадами.
  • Зато «праздничный» мороз обещает отличный урожай зерновых. А вот гроза, прогремевшая в этот день над голым лесом, станет предвестником голодного года.
  • В праздник наши предки обращали внимание даже на ветер. Его тёплое южное дуновение обещало затяжные дожди летом, а холодные северные порывы предрекали засушливый сезон. Сухое лето обещало и отсутствие осадков в период от Сретенья до Сорок.

Гадания на Жаворонки

В праздничный день наши предки традиционно любили гадать, желая узнать, что готовит им будущее. Главным объектом для предсказаний служили, конечно же, жаворонки из теста.

  • Среди стайки из сорока пташек каждая хозяйка обязательно делала несколько «счастливых» птичек. Чтобы их отметить, в тесто добавляли монетку или щепотку соли. Тот, кому доставался такой жаворонок, мог не беспокоиться за своё благосостояние и удачу целый год.
  • Девушки использовали выпечку для гадания на суженого. Они бросали птичку через плечо и смотрели, в какую сторону укажет клювик «оракула» из теста. Со стороны, выбранной провидением, и следовало в скором времени поджидать сватов.
  • Часто печенье или булочки в виде птиц незамужние красавицы пекли сами, а затем выставляли каждая по одному изделию за порог дома. Девицы внимательно наблюдали, чьё угощение первым выберет дворовый пёс. Ведь именно эта счастливица первой из подруг обретёт красивого, щедрого мужа и семейное счастье.

22 марта - Сороки, Сорок мучеников

Память святых 40 мучеников, мучившихся в Севастийском озере.

В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный язычник. Под его началом был отряд из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, вышедших победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Ночью они услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Когда их на следующее утро привели к Агриколаю, тот стал льстиво восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа. Снова услышав отказ, он велел заковать воинов. Но старший их, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Через неделю состоялся суд над воинами; для этого в Севастию прибыл знатный сановник Лисий. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Лисий велел побить их камнями, но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых окружает какая-то невидимая сила. В темнице воины вновь услышали ночью голос Господа: «Верующий в меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо воспримете венцы нетленные». На следующий день суд перед мучителями и допрос повторился, воины же остались непреклонны. Стояла зима, был сильный мороз. Воинов раздели, повели к озеру, неподалеку от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, недалеко на берегу затопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Один из стражников, Аглаий, увидал, взглянув на озеро, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Он насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду и, сказав: «И я — христианин!» — присоединился к мученикам. Наутро воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Тела святых сожгли на костре, а обуглившиеся кости бросили в воду, чтобы христиане не собрали их. Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севастийскому и повелели предать погребению их останки. Ночью он с несколькими приближенными собрал и с честью похоронил их.

Народные обычаи и приметы на 22 марта

На Сороки день с ночью меряются.

Сорок мучеников — сорок утренников.

Если на сорок святых пал мороз, то урожай на просо.

С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое.

Гречу следует сеять пропустя сорок морозов после сорока мучеников.

Во что Сороки, в то и Петровки (в день недели).

Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. На Сороки обычно пекли фигурки жаворонков. В некоторых местах с их помощью выбирали семейного засевалыцика. Мужчины вытаскивали жаворонков, и тот, кому попадалась птичка с запеченной в ней монетой, первым начинал весною посев.

*** Святых 40 мучеников Севастийских: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Флавия, Аетия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (ок. 320).
Мучеников Урпасиана (ок. 295); 6-ти мучеников. Святого Кесария, брата святителя Григория Богослова (ок. 369). Праведного Тарасия. Священномучеников Михаила (Маслова), Алексия, Димитрия (Гливенко), Петра (Космодамианского), Сергия (Лебедева), Сергия (Цветкова), пресвитеров, Николая (Горюнова) диакона и преподобномученика Иоасафа (Шахова), Московских; преподобномучениц Наталии (Ульяновой), послушницы, и Александры (1938). Иконы Божией Матери Албазинской, именуемой "Слово плоть бысть" (1666).

День памяти сорока мученикам Севастийским

В 313 году святой император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай. И вот зимой 320 года он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, заявив, что они -- христиане и поклоняются только Богу истинному, а не истуканам.
Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. Узники усердно молились и ночью услышали глас: «Претерпевший до конца спасется».
Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.
Ночь длилась, и стражники, охранявшие место мучения, задремали. Не мог заснуть только один из них, Аглаий. Он был поражен: как же эти христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молитвы? В третьем часу ночи он увидел, что над озером разливается яркий свет, совсем как летом. Стало так тепло, что лед растаял. Аглаий недоумевал: что же происходит? Взглянув вверх, он увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять -- по числу оставшихся стойкими мучеников. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: «И я христианин!» - и побежал к мученикам. Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога.
Лисий приказал уничтожить останки воинов, чтобы христиане не почитали мощи новых мучеников. Тела святых были сожжены на костре, а кости брошены в реку. Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севастии Петру и повелели ему взять кости из реки. Епископ с несколькими священниками ночью тайно пришли к реке. О чудо: кости мучеников сияли в воде как звезды! Христиане собрали останки святых и с честью похоронили их.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» - булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.

Албазинская икона Божьей Матери "Слово плоть бысть"

Албазинская икона Божией Матери прославившийся в Амурском крае в XVII в. в период завоевания и заселения Даурии. Свое название А. и. получила от рус. Албазинского острога, основанного казаками в 1651 г. на левом берегу Амура. В 1665 г. икона была принесена в Албазин из Киренского острога иером. Ермогеном, основателем Усть-Киренского Троицкого муж. монастыря (1663); в 1671 г., по устроении им муж. монастыря во имя Всемилостивого Спаса (см. Албазинского Брусянского), образ был перенесен туда. В 1685 г. в результате осады Албазина маньчжурами Спасская обитель была разрушена, и иером. Ермоген, возвращаясь в Усть-Киренский монастырь, оставил чудотворный образ в Сретенске. В 1860 г. А. и. была перевезена в Благовещенск и помещена в кафедральный собор. Для образа изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским в июне 1860 года при первом вступлении его в свой епархиальный город». В 1885 г. указом Святейшего Синода был учрежден епархиальный праздник в честь чудотворной А. и., отмечавшийся 9 марта. В 1895 г. икона явила чудеса во время эпидемии; при содействии еп. Камчатского Гурия (Буртасовского) было установлено еженедельное чтение акафиста перед иконой, заканчивавшееся молитвой об избавлении от «тлетворных ветр и смертоносныя язвы». С 1902 г. ежегодно, после второго дня Св. Троицы, А. и. совершала длительный путь по Дальн. Востоку. От кафедрального собора до Зейской переправы ее торжественно провожали соединенные крестные ходы от всех церквей во главе с епископом, затем на специальном пароходе вверх по Амуру икона двигалась до Николаевска-на-Амуре, вниз по амурским притокам и на о-в Сахалин; примерно через 2 месяца А. и. возвращалась в Благовещенск. В 1924 г. кафедральный собор сгорел, и икона была передана в Ильинскую ц., имущество к-рой 10 мая 1938 г. по решению горсовета поступило в Амурский областной музей краеведения в Благовещенске.
В кон. 1991 г. А. и. была возвращена РПЦ и крестным ходом перенесена в благовещенский кафедральный собор.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
27.03.2019 -
28.03.2019 -
29.03.2019 -

По приметам на 22 марта судили о погоде на ближайшие сорок дней. В народном месяцеслове дата получила название Сороки, Сорок сороков, Жаворонки, Равноденствие, Сорочины, Сорок мучеников.

Православная церковь в этот день почитает память сорока воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру во Христа при императоре Лицинии в 320 году в городе Севастия (Малая Азия). Мужчины отказались принести жертвы языческим богам, после чего их раздели и вывели на покрытое льдом озеро, оставив на ночь. Недалеко от озера находилась тёплая баня, чтобы желающие отречься от веры могли в ней согреться. Утром один из воинов, не выдержав мучений, побежал в баню, но переступив её порог сразу умер.

Видя стойкость воинов, один из римлян сам разделся и присоединился к ним. На следующий день тела замерзших мучеников были сожжены, а их останки брошены в реку. Позже братья по вере собрали останки и с почестями похоронили.

22 марта: традиции и обычаи дня

На Сороки вторая встреча весны. Крестьяне выходили «кликать» весну. Этот обряд сопровождался песнями-веснянками.

В народе про этот день говорили: «На 40 мучеников – прилетает 40 птиц ». «На Сороки день с ночью меряется, зима заканчивается, весна начинается ». Считается, что в этот день из-за моря прилетают жаворонки.

Ещё 22 марта поминали усопших: посещали могилы, заказывали о родных и близких обедню или поминовение на проскомидии. Не забывали помянуть покойных и во время трапезы. Женщины молились сорока мученикам, чтобы муж или сын целыми и невредимыми вернулись с войны.

На Руси 22 марта из овсяной или ржаной муки пекли фигурки жаворонков и 40 шариков-«орехов». Начиная с этого дня, ежедневно бросали на улицу по одному «ореху», призывая: «Мороз, Красный нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь уходи подобру-поздорову! ». Кормление мороза на протяжении сорока дней связано с народной приметой о том, что после 22 марта может быть ещё 40 ночных заморозков.

Рецепт обрядового печенья «Жаворонки»

Для приготовления понадобится:

  • 0,5 л молока;
  • 200 г сливочного масла;
  • 1 кг муки;
  • 50 г дрожжей;
  • 2 ст.л. сахара;
  • 0,5 ч.л. соли.

В дрожжи добавить по чайной ложке теплой воды и сахара. Молоко подогреть до 30°, муку просеять. 0,5 кг муки засыпать в миску, добавить подогретое молоко, замесить тесто, добавить дрожжи и сахар. Тесто посыпать мукой, накрыть чистой салфеткой и убрать в тёплое место.

Когда поднимется тесто, добавить оставшуюся муку, масло, соль и вымешивать до тех пор, пока тесто не перестанет прилипать к рукам. Если тесто не отстает от рук и расползается, нужно добавить больше муки. Когда подготовите тесто, посыпьте его мукой, накройте салфеткой и поставьте в теплое место, чтобы оно поднялось. Поднявшееся тесто обожмите рукой и дайте подойти ещё раз.

Потом сделайте печенье в форме жаворонков:

  1. Из теста скатайте небольшой жгут, свяжите его узлом, а концы вытяните.
  2. Из одного конца вылепите голову, вытянув клюв, вместо глаз вставьте две изюминки или ягодки.
  3. Другой конец примните и надрежьте ножом, сделав подобие хвоста.

В былые времена в одно печенье, под крыло жаворонка, прятали монетку. По поверью, кому она попадется, тот будет весь год счастлив.

По обычаю, головки «жаворонков» отдавали скотине, а туловище съедали дети.

22 марта: приметы и поверья

  1. Если на Сорок святых оттепель, то будет хороший урожай проса.
  2. Если на Сороки тепло, то следующие сорок дней (до ) будут теплыми, а если холодно – холодными.
  3. Солнце в кругах – к отличному урожаю.
  4. Синица на Сороки запела – тепло ворожит.
  5. Человек, насчитавший в этот день сорок пичуг, будет здоров и счастлив.
  6. Теплый ветер – к ненастному лету.
  7. Ласточки прилетели – к урожайному году.
  8. Сны с 21 на 22 марта не исполнятся. Сновидения, увиденные днем 22 марта, сбудутся только через 5 лет, но будут уже не нужны.

Видео: 22 марта – День жаворонка, сороки и сорока святых