В какое время суток молился господь иисус. Как иисус учил молиться

  • 22.07.2019

« Бог – не человек…» («Числа 23:19).

«Ибо Я Бог, а не человек…» («Осия» 11:9).

Библия часто называет Иисуса человеком:

«…человек, который сказал тебе правду…» («Евангелие от Иоанна» 8:40).

«Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса - назаретя́нина, человека, на которого Бог открыто указал вам посредством могущественных дел, предзнаменований и знамений, которые Бог совершил через него среди вас, как вы и сами знаете» («Деяния» 2:22).

«Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа» («Деяния» 17:31)

«…человек Христос Иисус…» («1-е Тимофею» 2:5).

Таким образом, Бог – не человек, а Иисус, да благословит его Господь, был человеком, а значит – не Богом.

Библия говорит, что Бог – не сын человека:

«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» («Числа 23:19»).

Библия часто называет Иисуса «сыном человека»:

«…так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» («Евангелие от Матфея»12:40).

«…ибо приидет Сын Человеческий» («Евангелие от Матфея»116:27).

«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле» («Евангелие от Марка» 2:10).

«…потому что Он есть Сын Человеческий » (Иоаннн 5:27).

Ветхий Завет, говоря о человеке, также многократно использует «сын человеческий» (Иов 25:6; Псалтирь 144:12; Иезекииль 2:1;2:3;2:6;2:8;3:3-4;3:10;3:17;3:25).

Господь противоречил бы Самому Себе утверждая сначала, что Он не есть сын человеческий, а потом превратившись в такового. Всевышний не создает путаницы. Как мы видим, люди так же, как и Иисус, названы «сын человеческий», чтобы разграничить между ними и Богом, который не является «сыном человеческим» согласно Библии.

3. В Библии Иисус отрицает свою божественность

В Евангелии от Луки (18:19) Иисус возражает человеку, назвавшему его «благий»: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог»

В Евангелии от Матфея (19:17) также говорится: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную , соблюди заповеди»

Иисус не учил людей называть себя Богом. Иначе вышло бы, что он возносит человека. Напротив, Иисус принижал человека, утверждал, что он не имеет права называться благим. Таким образом, Иисус отрицал свою божественность.

4. Библия утверждает, что Бог величественнее Иисуса

«…Ибо Отец мой более меня…» (Иоанн 14:28).

«Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех…» (Иоанн 10:29).

Иисус не может быть Богом, если Бог более него. Вера христиан в равенство Бога и сына прямо противоположна словам Иисуса.

5. Иисус никогда не призывал учеников поклоняться себе или Святому Духу, но одному только Богу.

«Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах!» (Лука 11:2).

«Истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Иоанн 16:23).

«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоанн 4:23).

Будь Иисус Богом, он настаивал бы на поклонении себе. Но, поскольку Иисус повелевал поклоняться Богу, он сам Богом не является.

6. Библия говорит: Иисус признавал, молился и поклонялся только истинному Богу.

Иисус обращался к Богу со словами: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанн 17:3).

Иисус выстаивал ночи в молитве:

«В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лука 6:12).

« …Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить…» (Матфей 20:28).

Как молился Иисус?

«Пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой!...» (Матфей 26:39).

Даже Павел писал:

«Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» (К Евреям 5:7).

Кому молился Иисус, пав ниц с сильным воплем и слезами? Неужели себе? Неужели он молил самого себя о спасении? Ни один человек, здравый или безумный, не молится себе! Иисус молился единственному настоящему Богу. Иисус служил Тому, Кем был послан. Что может быть более ясным доказательством тому, что он не был Богом?

Господь в Коране подтверждает, что Иисус поклонялся только Одному Богу.

Ответ

Предостерегая от тщеславной молитвы лицемерных фарисеев, Христос предостерег Своих учеников и от подражания язычникам:

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 7—8).

А что такое лишнее в молитве? На этот вопрос отвечает Сам Иисус Христос в Нагорной проповеди:

не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 31—33). Смысл этих слов, в связи с прежде сказанными, таков: назначение человека — достигнуть вечной жизни в Царстве Небесном; средство к достижению этой цели — исполнение воли Божией, правды Его в этой земной жизни, в Царстве Божием. Следовательно, главнейшая забота человека должна заключаться в отыскании возможности, путем исполнения воли Божией, вступить здесь в Царство Божие, сделаться достойным членом его, и тем открыть себе вход и в Царство Небесное. На этом он должен сосредоточить все свои мысли, сообразно этому во всем поступать и об этом молиться; все же не относящееся к этому, все земное, временное, как-то: пища, питье, одежда и прочее, все это — лишнее; лишнее не для человека, ибо он не может жить без пищи, питья, одежды, но лишнее для молитвы; лишнее потому, что человеку, ищущему прежде всего Царства Божия и правды Его, все это будет дано Богом и без прошения его, ибо Отец его Небесный знает, что он во всем этом имеет нужду.

Однако моление об этом лишнем не безусловно воспрещено. Научив нас молиться о хлебе

насущном, Христос тем самым признал не подлежащим осуждению моление о даровании нам,

в мере действительной необходимости, и благ земных; но это моление не должно заслонять собой искания Царства Божия и правды Его.

По этому поводу Иоанн Златоуст говорит: «Господь внушает, что молящиеся не должны просить скоропреходящего и погибающего: ни красоты телесной, которая увядает от времени, изглаживается от болезни, исчезает при смерти; ни денежного богатства, которое, подобно речным водам, притекает и утекает, переходит то к одному, то к другому, убегает от тех, кто удерживает его, и не остается у тех, кто любит его, подвергается бесчисленному множеству бедствий от моли, от разбойников, от клеветников, от пожаров, от кораблекрушений, от нападений врагов и от прочих зол; ни почетной власти, которую также сопровождает множество скорбей. А некоторые из людей, впадших в крайнее безумие, не только просят у Всевышнего телесной красоты, богатства, власти и тому подобного, но восстают против своих врагов, умоляют послать им какое-нибудь наказание, и Того, Кого просят быть к самим себе милостивым и человеколюбивым, в отношении к врагам своим хотят сделать немилостивым и нечеловеколюбивым. Господь, желая предотвратить это, заповедует: не говорите лишнего» (Беседы о жизни по Богу. Т. 3. Кн. 1).

Заповедуя не говорить на молитве лишнего, как язычники, Христос пояснил, что язычники думают, что в многословии своем будут услышаны.

Толкуя эти слова, «Августин делает различие между многословием, которое здесь порицается, и неустанными молитвами, которые Господь так усиленно поощряет в другом месте. Кто Сам проводил ночи в молитве, Кто сказал: ищите, и обрящете (Мф. 7, 7) Кто объяснял притчей, что должно всегда молиться и не унывать, Тот, конечно, был очень далек от порицания продолжительной молитвы, если это действительно молитва. Он может осуждать только те молитвы, которые под этим названием представляют нескончаемый набор громких и пышных слов, заменяющих излияния глубочайшего, искреннего чувства и невыразимые в словах сердечные воздыхания» (Тренч. Нагорная проповедь).

Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 8). По поводу этих слов некоторые спрашивают: а если Он наперед знает, чего мы просим, то какая необходимость вообще просить чего-либо? Какая нужда выражать какое-либо прошение словами, пересказывать что-либо Тому, Кому все уже известно? Какая нужда вообще в молитве?

Слова Иисуса — знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него — содержат в себе воспрещение многословия в молитве, а не самой молитвы. Если бы не было надобности в молитве вообще, то Христос не говорил бы: Просите, и дано будет вам (Мф. 7, 7); молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44); истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16, 23) и т. д.

Но почему же (говорят) Всеблагий Бог не подает людям все, в чем они имеют нужду, и без прошения их, без молитвы?

По учению Иисуса Христа, люди имеют действительную нужду лишь в достижении Царства Небесного; но так как человек одарен свободой воли и может произвольно искать это Царство или бежать от него, то понятно, что оно только просящему дано будет. В стремлении к достижению этой цели; в борьбе с искушениями и страстями, силы человеческие нередко ослабевают, и потому молитвенное обращение к помощи Божией становится неизбежным. Сам Христос молился в Гефсиманском саду перед предстоящими Ему страданиями, когда заметил, что Его человеческие силы слабеют; искушаемый мыслью о возможности избавиться от этих страданий, Он молился и окончил молитву Свою словами: да будет воля Твоя!

Следовательно, Иисус Христос не только не осудил обращение наше к Богу в молитве, но даже словом и примером Своим заповедал нам молиться.

Подает же Бог без прошения, без молитвы, только ищущим прежде всего Царства Божия и правды его, и притом подает им только то, что для них считается лишним в молитве.

Молитва Господня

Молитесь же так: Отче наш...

Молитва, данная Господом Своим ученикам и известная под именем молитвы Господней (Мф. 6.

9—13), есть только образец согласной с Его учением молитвы, нисколько не исключающий возможности и других молитв, ибо и Сам Господь Иисус Христос произносил другие молитвы (Ин. 17).

Отче наш. Бог, как Творец мира и людей, считается Отцом всех Своих творений. Но все ли люди смеют называть Его своим Отцом?

Для того, чтобы иметь право называть Бога Отцом, надо исполнять заповеди, данные Христом: «Любите (сказал Он) врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 44—45)».

Следовательно, только исполняющие заповеди Христовы, стремящиеся к совершенству, могут называть Бога своим Отцом; все же остальные люди, не переставая быть творениями или, по ветхозаветному, рабами Божиими, недостойны именоваться сынами Отца Небесного. В этом убеждает нас происшедший после Нагорной проповеди разговор Иисуса с иудеями. Иисус сказал иудеям:

Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: Мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8, 41—44).

Сыны Отца Небесного должны быть чужды себялюбия; они должны любить весь род человеческий, даже врагов своих, и за всех молиться. Вот почему, уча Своих последователей молиться, Христос повелевает им говорить — Отче наш, а не Отче мой, то есть молиться за всех, а не за себя только.

Называя в этой молитве Бога Отцом нашим, мы тем самым признаем всех людей, как детей одного Отца, нашими братьями; а так как братья должны быть равноправны, то и все люди равны перед Богом; ни богатство, ни знатное происхождение не могут выделить человека из общего уровня; только благочестие, исполнение воли Божией, искание Царства Божия и правды Его могут отличить человека и сделать его достойным сыном Отца Небесного.

Сущий на небесах.

На обыкновенном разговорном языке небом всегда назывался и теперь называется весь мир, кроме земли. Но так как Бог есть Дух, не нуждающийся в каком-либо особом месте для Своего пребывания, Дух вездесущий, то слова молитвы — сущий на небесах — надо понимать не буквально. Отцом Небесным мы называем Бога в отличие от отца земного, как и вообще все неземное называем небесным.

Да святится имя Твое.

«Что это значит? (спрашивает Августин) Может ли Бог быть еще святее, чем Он есть? В Себе Самом не может; это имя само в себе пребывает одно и то же, вовеки святое; но святость его может умножаться и возрастать в нас самих и в других людях, и в этом прошении мы молимся, чтобы род человеческий более и более познавал Бога и чтил Его Всесвятого».

«Да святится — значит да прославится (говорит Златоуст). Сподоби нас — как бы так учит нас Спаситель молиться — так чисто жить, чтобы через нас все Тебя славили» (Беседы на Евангелие от Матфея. 19).

В начале Нагорной проповеди Иисус сказал Своим ученикам:

да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Добрые дела совершаются во исполнение воли Божией; видящие осуществление этой воли в добрых делах познают святость Бога, во имя Которого эти дела совершаются, познают святость имени Его, а через это имя Божие святится, признается святым, прославляется даже и теми людьми, которые до того времени были далеки от Бога.

В первые века христианства истинные последователи Христа, исполнением заповедей Христовых, в которых им открыта была воля Божия, самоотверженной любовью к ближним и всегдашней готовностью душу свою положить за них привлекали к Христу толпы язычников, познававших в них величие и святость Того Бога, воля Которого вдохновляла их, и имя Которого святилось в них.

Можно привести много примеров и из позднейших времен, даже из нашего времени, когда добрые дела и вообще святая жизнь праведника заставляли маловерных и даже неверующих признать величие Божие и святость имени Его.

Поэтому слова — да святится имя Твое — можно понимать так: да проявится святость имени Твоего в людях, творящих волю Твою! Да светит свет Твой в них, и да познают и прославят Тебя все народы земли! Да будет везде свято имя Твое!

Да приидет Царствие Твое. Бог есть Творец и Царь всего мира; следовательно, Царство Его — весь мир. Но в учении Иисуса Христа отличается Царство Божие на земле от Царства Небесного.

Под именем Царства Небесного разумеется та неземная жизнь вечного блаженства, которая обещана праведным людям после окончательного Суда Божия над родом человеческим, после Страшного Суда. Царство Небесное придет независимо от желаний или молитв людей; молитвы не могут ускорить наступление его; следовательно, здесь речь идет не о наступлении его. Царством же Божиим Христос называл Царство земное, совокупность всех людей, творящих волю Божию, таких людей, для которых воля Божия, заповеданная нам Христом, составляет высший и безусловно обязательный закон, которые одушевлены истинной любовью ко всем, даже врагам, и которые благотворят даже и ненавидящим их; это — духовное Царство, не ограниченное никакими границами: оно везде, где люди творят волю Божию. Вот о скорейшем наступлении этого Царства для всех людей мы и молимся, когда говорим:

да приидет Царствие Твое. Мы молим Бога, чтобы все люди скорее познали Его волю и исполнили ее, чтобы Царство Божие, Царство мира, любви и добра вместило бы в себе всех без исключения людей и объединило бы их в единое стадо с Единым Пастырем.

Но так как достигнуть Царства Небесного можно не иначе, как пройдя земную жизнь и, притом исполняя волю Божию и, вследствие этого, состоя членом Царства Божия здесь, на земле, то, молясь о том, чтобы Царство Божие вместило всех людей, мы тем самым молим и о вступлении всех без исключения людей в Царство Небесное. Следовательно, произнося слова — да приидет Царствие Твое — мы одновременно молим о распространении на всех людей Царства Божия и о нелишении их Царства Небесного.

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Бог — Творец мира; Ему подчинено все. Но Он же, создав человека, даровал ему свободу воли. Злоупотребляя этой свободой, люди действуют далеко не всегда согласно с волей Бога. Вот почему весь мир, руководимый исключительно волей Бога, противополагается людям, руководимым своей свободной волей, как небо противополагается земле; и если мы просим, чтобы воля Божия была и на земле, как на небе, то это означает нашу просьбу, чтобы воля Божия руководила людьми так же, как она руководит всем миром, чтобы воля людей совпадала бы с волей Бога, чтобы люди желали лишь того, что угодно Богу. Это не уничтожает свободу воли человека, но приводит ее в согласие с волей Бога.

Эту необходимость согласования своей воли с высшей волей Иисус Христос объяснил при другом случае: не ищу Моей воли, сказал Он, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5, 30). Если Он, Богочеловек, во всем согласовал Свою волю с волей Пославшего Его, то тем более мы, обуреваемые искушениями и немощами нашего тела, должны заботиться о том, чтобы воля наша во всем согласовалась с волей Отца нашего Небесного.

В той же Нагорной проповеди Христос сказал:

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Вот почему Он учит нас после слов — да приидет царствие Твое — говорить: да будет воля Твоя, да исполняется всеми людьми воля Твоя!

Хлеб наш насущный дай нам на сей день. «Он повелел (говорит Златоуст) просить хлеба насущного не для объедения, а для питания, восполняющего истраченное в теле и отклоняющего смерть от голода, — не роскошных столов, не разнообразных яств, произведений поваров, изобретений хлебопеков, вкусных вин и прочего тому подобного, что услаждает язык, но обременяет желудок, помрачает ум, помогает телу восставать на душу. Не этого просить научает нас заповедь, но хлеба насущного, то есть обращающегося в существо тела и могущего поддержать его. Притом и его заповедано нам просить не на великое число лет, а столько, сколько нужно нам на настоящий день... В самом деле, если ты не знаешь, увидишь ли завтрашний день, то для чего беспокоишь себя заботой о нем?.. Тот, Кто даровал тебе тело, вдохнул душу, сделал тебя животным разумным и приготовил для тебя все блага прежде, нежели создал тебя, забудет ли тебя, Свое создание?» (Беседы «О жизни по Богу»; Беседы на Евангелие от Матфея. 19).

В этих словах молитвы, под именем хлеба насущного разумеется все, крайне необходимое для поддержания нашей жизни. А так как человек состоит из души и тела, то под хлебом насущным надо разуметь не только пищу, питье, одежду, жилище и все прочее, необходимое для поддержания жизни тела, но и все, что облагораживает, очищает, возвышает наши души и тем приближает их к Богу.

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, то есть прости нам грехи наши так, как и мы прощаем согрешившим против нас.

Христос заповедал нам любить врагов наших, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих и гонящих нас. Кто исполняет эту заповедь, тот, несомненно, прощает своих врагов, и за то сам заслуживает прощения грехов. Но если кто и не достиг такого совершенства, кто еще не может любить врагов своих и благо творить им, но, однако, не гневается на них и прощает им все обиды, тот все-таки в праве просить у Бога прощения грехов своих.

Но кто не прощает согрешившим против него, кто гневается на них и желает им зла, — смеет ли тот самый просить у Бога прощения своих грехов? Ответ на этот вопрос содержится в следующих пояснительных словах Иисуса Христа:

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Итак, прежде чем просить у Бога прощения грехов наших, мы сами должны простить всем своим обидчикам; мало того, мы должны примириться с тем, на кого сами не гневаемся, но кто имеет нечто против нас, то есть считает себя обиженным нами; и тогда только мы можем молиться о прощении грехов наших.

Вдумайтесь в эти слова молитвы: прости нам грехи наши так, как и мы прощаем согрешившим против нас!

И если вы не прощаете обидевших вас, то вы должны прийти в ужас от этих слов, которые произносите ежедневно. Ведь вы просите, чтобы Бог не прощал вас! Вы просите, чтобы Он простил вас так, как и вы прощаете; а если вы таите злобу против обидевших вас и не хотите простить их, то, значит, вы просите Бога, чтобы и Он не прощал вас. Одумайтесь же и не дерзайте просить у Бога прощения ваших грехов, если сами не прощаете обидевших вас! Спешите скорее простить всех, чтобы не было поздно! Ведь вы не знаете, когда будете отозваны из этого мира, а за пределами этой жизни нет места ни покаянию, ни всепрощению!

«Бог благоволил вступить с нами в договор (говорит блаженный Августин); Он говорит тебе: прости, и Я прощу! Не простил ты — сам против себя идешь, а не Я».

Необходимость прощать все обиды, чтобы получить прощение своих грехов, Христос объяснил особенно наглядно в притче о должнике (Мф. 18, 21—35), которую окончил такими словами:

Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 32—35).

Бывают случаи, когда мы прощаем согрешившего против нас брата, но прощаем не чистосердечно, не из любви к согрешившему, не из-за желания снять с него тяжесть греха, а по особым соображениям, находя это в данное время выгодным для себя; словом, прощаем не охотно, а как бы по принуждению. Хотя такое вынужденное прощение все-таки лучше гнева и затаенной злобы на брата, но оно не дает нам права надеяться, что и Бог простит нам наши прегрешения. В приведенных выше словах Господа, которыми Он окончил притчу о должнике, заключается положение, не вызывающее ни малейшего сомнения: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Да, надо прощать охотно, искренно, чистосердечно, из любви к ближнему, а не по иным соображениям, и только тогда мы в праве надеяться, что и Господь простит нам наши грехи; только тогда мы можем обращаться к Богу с мольбой:

и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.

Сознающий свою греховность, осуждающий себя, решающийся больше не грешить естественно желает снять с себя ответственность за совершенные им грехи, а потому в раскаянии молит о прощении. Таким образом, искренняя молитва о прощении грехов есть вместе с тем и покаяние в грехах.

Кто не раскаивается в грехах своих, кто не признает себя грешным, тот не нуждается в прощении грехов и не молится о том.

Покайтесь, — взывал Иоанн Креститель (Мф. 3, 2). Призывом к покаянию начал Свою проповедь и Иисус Христос. За покаянием следует молитва о помиловании; нет покаяния без молитвы, нет и молитвы без покаяния.

И не введи нас в искушение.

Искушением вообще называется испытание, в частности же — соблазн. Искушать можно Бога и человека. По отношению к Богу искушение выражается большей частью в требовании от Него доказательств Его всемогущества или же в испытании Его милосердия. По отношению же к человеку искушение выражается в испытании его нравственных сил склонением его к чему-либо безнравственному, греховному. Искушает нас соблазном греха злой дух, а также люди; искушаем мы и сами себя. Бог же никого не искушает. Если Он иногда и насылает на нас беды для испытания нашей веры, то такие испытания не могут считаться искушениями в смысле соблазна. Подвергаться искушениям, соблазнам — неизбежная участь каждого человека; и чем сильнее искушение, тем труднее борьба с ним, но зато тем приятнее победа, тем выше подвиг победителя. Сознавая неизбежность для человека искушения вообще, мы не должны, однако, на этом основании искать их, идти навстречу им. Это было бы слишком самонадеянно с нашей стороны. Напротив, зная слабость свою, мы должны всеми мерами избегать их сами и отвращать от них наших ближних. Но если искушение пришло, мы должны встретить его во всеоружии разума и воли и победить его, устоять против соблазна, не поддаться ему. Если человек начнет свое самоисправление и возрождение, по указаниям Иисуса Христа, с сознания своей духовной нищеты, и пройдет последовательно, с Божией помощью, все ступени лестницы, ведущей к возможному для него совершенству, то дальнейшая борьба будет для него легка; но и в таком случае, при всей легкости борьбы, он не должен забывать возможности своего падения, и потому постоянно должен молить Бога о помощи.

Искушать, то есть соблазнять нас, наталкивать нас на совершение чего-нибудь дурного, могут: мы сами, то есть наши похоти и страсти, затем другие люди и, наконец, дух зла. Животное не может бороться с похотями своего тела и вполне подчиняется им. Человек же одарен духом, господствующим над телом, и потому может побеждать похоти его. Силой того же духа он может бороться и с соблазнами близких ему людей и, в крайности, должен отречься от соблазняющего его друга, хотя бы он был так необходим, как глаз или правая рука. Может соблазнять нас и диавол. Диавол может только соблазнять нас, внушать нам дурные мысли и желания, но власти над нами не имеет; если он, по-видимому, и приобретает над нами власть, то только потому, что мы сами, добровольно, подчиняемся ему без сопротивления, сами вручаем ему эту власть и становимся его рабами, но такой власти над нами ему не дано свыше. Мы можем побеждать и его, мы должны быть победителями! И если мы ведем упорную борьбу с ним и сознаем, что без помощи свыше можем не выдержать всего натиска духа зла, то должны молить милосердного Бога о помощи.

Итак, мы молимся не о том, чтобы не подвергаться искушениям, так как обязаны сами по возможности избегать их, а о том чтобы, вступив в борьбу с искушениями, не обессилеть, не пасть, не причинить тем себе зла.

Итак, наше бессилие в борьбе с искушениями, наше нравственное падение причиняет нам много зла. Молясь о поддержании нас в борьбе, мы, вместе с тем, молим и об избавлении нас от вредных последствий борьбы, победителями из которой мы не сумели и не смогли выйти. Мы молим избавить нас от зла, от бедствия, которое постигло нас отчасти по нашей вине. И так как мы привыкли все зло приписывать диаволу, которого называем также духом лукавым, то и оканчиваем молитву словами:

но избавь нас от лукавого.

Всепрощающий и любвеобильный Господь разрешил нам просить Его об избавлении нас даже от таких бед, какие мы могли бы сами предотвратить, если бы не обессилили в борьбе.

Молитва оканчивается исповеданием веры в Бога, Которому принадлежит Царство, то есть власть над всем миром, сила всемогущества и слава во все века.

Аминь — слово еврейское, означающее подтверждение чего-либо: «так, действительно, истинно, да будет». Оно было произносимо народом в синагогах после прочтения кем-либо одним молитв. Обычай этот перешел и к христианам.

Каждый верующий имеет при себе ключи, при помощи которых он мог бы открыть великую кладовую Бога. Этими ключами является молитва. Сегодня каждый верующий может наслаждаться молитвой, но, к сожалению, не многие христиане знакомы с силой молитвы.

Может показаться странным, что ученики обратились к Иисусу с вопросом: "Господи! научи нас молиться" (Лук.11:1). Возможно, эти люди росли в строгой религиозной атмосфере. Они "ходили в церковь" и молились всю свою жизнь. Если бы учеников Иисуса спросили немного раньше: "Умеете ли вы молиться?" - то это бы их оскорбило. "Конечно, мы знаем, как нужно молиться", - ответили бы они. - "Мы на протяжении многих лет молимся каждый день".

Они могли бы процитировать из Ветхого Завета места о молитве. Они могли бы поспорить с человеком, имеющим мнение, что молитва не обязательна. Они также могли бы доказать, почему необходимо молиться. Но когда они увидели, как молился Иисус, то они поняли, что ничего не знают о молитве. Они видели, сколько времени Иисус отводил для молитвы, и какое место она занимала в Его жизни. Они видели, что когда молился Иисус, то происходили чудеса и менялись люди. Для учеников молитва - это была форма, но для Христа молитва являлась силой. Они видели, что когда Иисус помолился, то успокоилось море. Они наполнили двенадцать коробов хлебами после того, как Он помолился над пятью хлебами и двумя рыбками. Они видели, как после слов Иисуса слепой прозрел.

Молитва всегда занимала важное место в жизни Христа. В Евангелии от Марка 1:35 мы читаем: "А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился". Несмотря на то, что предыдущий день был очень напряженным, Иисус, тем не менее, сокращал время Своего сна, чтобы Он мог встать раньше и провести это время в молитве. Если Иисус столько проводил времени в молитве, должны ли мы молиться меньше?

В Евангелии от Луки 6:12 мы читаем: "В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу". Иногда Иисус чувствовал, что Ему необходимо было молиться на протяжении всей ночи. Слова "молитва" и "молиться" используются минимум 25 раз в связи с Иисусом во всех четырех Евангелиях, а также и то, что Иисус молился, косвенно упоминается и в других местах, но само слово "молитва" там не используется. Иисус тратил много времени и энергии на молитву. Это означает, что Его последователи должны делать то же самое.

Посмотрите внимательнее на молитвенную жизнь Иисуса в Его первосвященнической молитве в Иоанна 17.

Заступническая молитва, является прелюдией к великому служению, которое начнется после воскресения Иисуса. Послание к Римлянам 8:34 открывает нам сегодняшнее служение Иисуса:

"Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас".

Послание к Евреям 7:25 также открывает нам сегодняшнее служение Иисуса: "Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них".

Иисус молился за Своих учеников. Он и сейчас это делает. Но прежде, чем Он молился за Своих учеников (Ин.17), Он молился за Себя.

Иисус молился за Себя. (Ин.17:1-5)

Это не является эгоизмом, если человек молится за себя. Если верующий молится о самом себе, то он обязательно будет молиться и о других.

Иисус просил Своего Отца о двух вещах, и обе эти вещи связаны с Его прославлением. Слово прославление, которое используется здесь, означает превознесение, честь, возвеличивание.

Просьба прославить Его на кресте (17:1) Иисус должен был быть прославлен даже в этой ужасной смерти.

Просьба прославить Его в воскресении (17:5)

Иисус мог видеть то время, когда Он вновь вернется к Своему Отцу. То, что Иисус был до сотворения мира, мы видим в Его словах: "...прославь Меня... славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира". Иисус был до того, как был создан окружающий нас мир. Иисус не был сотворен, Он был всегда.

В 3-м стихе Иисус дает определение, что значит вечная жизнь: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа".

В 4-м стихе мы видим, каким должен быть итог обладания этой вечной жизни. Верующий должен будет прославить Бога здесь на земле и завершить работу, которую Бог поручил ему исполнить.

Иисус молил Бога выполнить эти две просьбы, чтобы в конечном итоге, прославить Своего Отца (ст1).

Иисус молится за Своих учеников. (17:6-19)

Когда Иисус начинает молиться об учениках, то Он дает Своему Отцу личную рекомендацию Своих последователей. Заметьте, что Иисус говорит о положительных качествах Своих учеников. Молясь Отцу, Он не начал описывать их Ему, насколько они были слабыми. Слова Его похвалы находятся в стихах 6-8. ...они были Твои... и они сохранили слово Твое; Ныне уразумели они... и они приняли и уразумели истинно... и уверовали, что Ты послал Меня. Ни одного плохого слова. Не является ли это для нас уроком, говорить о людях только хорошее и помогать им подниматься, если они упали?

Иисус продолжает молитву и просит Бога о трех вещах для Своих учеников.

1. Чтобы они были едины (17:11)

Иисус должен был оставить эту землю. Мир начнет преследовать верующих. Верующие столкнуться с искушениями. После того, как христианство начнет распространяться, между верующими появится напряжение, появится разница во мнениях, доктринах и стратегиях.

Иисус знал, что им понадобится помощь для того, чтобы сохранить свое единство, поэтому Он и просит Бога помочь им. Книга Деяний Святых Апостолов показывает, что в ранней церкви молитва Иисуса оставалась действенной. Единство являлось основной характеристикой ранних верующих.

Верующие должны быть едины между собой, потому что Бог един (17:11)

2. Иисус просит, чтобы Бог сохранил их от зла и от дьявола. (17:15)

Иисус из личного опыта был знаком с реальной силой сатаны. (Мф.4)

Каждый верующий является целью сатаны. Единственное, что пугает сатану, это молитва христиан.

Павел также знал силу сатаны. В послании к Ефесянам 6:10-20 Павел предупреждает верующих в Ефесе. Верующие должны быть осведомлены о реальном существовании сатаны и молиться, чтобы Бог давал им силы противостоять искушениям.

Кто-то сказал, что если сатана не мешает тебе, то это значит, что он уже обладает тобой. Ему не надо продолжать искушать своих последователей, потому что он уже владеет ими.

3. Иисус молился, чтобы Его ученики были отделены. (17:17)

Иисус молился, чтобы Его ученики не только были освящены, но чтобы они также были отделены для служения. Они должны были продолжить то, что начал Иисус Христос. Бог послал Иисуса в мир, чтобы Он выполнил Свою миссию, поэтому Иисус также посылает учеников, чтобы они в свою очередь также выполнили свою миссию (17:18).

У Бога был план по искуплению всего человечества, и ученики были включены в него, поэтому молитва Иисуса и Его три просьбы особенно были для них важны. Иисус просил Отца, чтобы Он сохранил учеников от мощных атак сатаны, чтобы Он сохранил их от естественной человеческой наклонности к разобщенности, и они нуждались также, чтобы Господь снабдил их всем необходимым, чтобы они могли бы выполнить свою миссию.

Ученики принадлежали Богу. (17:6-10)

Учеников ожидали трудности. (17:11-14)

Ученики получили задание, которое они должны были выполнить. (17:18)

Иисус молился о Своих будущих последователях. (17:20-24)

Просьбы Иисуса в отношении Его будущих последователей похожи на предыдущие.

1. Он молился о единстве среди будущих верующих. (17:21-23)

Это единство применимо только к верующим. Библия нам ничего не говорит, что когда-либо наступит единство среди всех людей. Об этом мечтает правительство, но это никогда не случиться. Только возрожденные верующие могут испытать то единство, о котором молился Христос.

Бог ожидает единства среди Своих людей. Среди своего народа, в церкви, дома - единство является нормой для верующих.

2. Иисус молился о будущем прославлении всех верующих. (17:24)

Иисус хотел, чтобы все верующие в оный день были с Ним в славе, и это Свое желание Он открыл нам. Каждый раз, когда умирает верующий, Его молитва получает ответ.

В Своей молитве Иисус начал с Себя, затем Он молился о Своих учениках, которые находились рядом с Ним, и после этого Он молился о Своих будущих последователях. Он начал с того, что они были избраны Богом. Он решает вопросы нашей жизни и помогает нам завершить нашу миссию. Он заканчивает просьбой, чтобы все верующие разделили с Ним славу небес.

Христианин молится о собственных нуждах, но он также должен молиться и о других, причем не меньше чем о себе.

Когда ты не можешь посетить больного, ты можешь молиться о нем.

Если ты не доволен братом, тебе следует молиться о себе и о нем.

Когда ты чувствуешь, что начинаешь критиковать своего пастора, тебе необходимо молиться о нем.

Люди начнут изменяться, когда ты начнешь о них молиться, более того, ты начнешь изменяться.

Когда ты молишься? Как долго ты молишься? О чем ты молишься?

Также, как и ученики Иисуса, христиане сегодня должны искренне сказать: "Господь! научи нас молиться".

Что эта глава значит для нас сегодня?

Мы должны молиться за других.

Молись за своего пастора каждый день. Молись за пассивных членов церкви. Молись за больных. Молись за не спасенных.

Мы должны просить, чтобы Господь благословил нас, чтобы через это прославился Сам Бог.

Говори хорошее о людях.

Стремишься ли ты к единству с твоими братьями и сестрами по вере? Если ты не имеешь с кем-то единство, пойди и исправь положение.

Мы посланы и должны исполнить Божию миссию. Каждый верующий призван к служению помогать другим в их нуждах.

Когда ты молишься? Сколько времени ты обычно проводишь в молитве каждый день?

Авторы книг Нового Завета, которые предоставляют наиболее ранние достоверные сведения об Иисусе из Назарета, отметили, что в течение Своей жизни Иисус Христос часто молился, особенно в критические моменты Своего служения (от Луки 5:16; 9:28).

Для чего нужно молиться?

Кроме того, Евангелия содержат учения Иисуса Христа о молитве. Например, Иисус сказал Своим ученикам:

«И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (от Луки 11:9-10).

Это величественное обещание, которое можно применять каждую минуту, каждый час и каждый день. Многие недооценивают это обещание, а некоторые, возможно, недостаточно изучают и недостаточно применяют. С помощью молитвы мы укрепляем связь с Богом и Спасителем. Благодаря нашим молитвам, Бог может предоставить нам Свою помощь, которую Он всегда готов оказать. Молитва открывает нам доступ к силе Бога, Его перспективе и приносит нам мир. Молитва противоположна гордыне, ибо она свидетельствует о том, что мы полагаемся на Господа и Его жертву, молясь во имя Его и благодаря Ему.

Притчи о молитве

В одной из Своих многочисленных притч, часто называемой «Притчей о неправедном судье», Иисус Христос учил, что «до лжно всегда молиться и не унывать» (от Луки 18:1). В этой притче говорится о женщине, которая просит судью: «Защити меня от соперника моего». Она не прекращает своих прошений, и в конце концов судья отвечает ей. Нас учат постоянно молиться, помня при этом, что Бог знает наилучшее время для Своих ответов. В некоторых случаях, даже если наша воля совпадает с волей Бога, с нами происходят события, оказывающие влияние на нашу жизнь, и ответы приходят тогда, когда это лучше всего для нас, и когда благодаря этому, другие смогут получить наибольшую духовную помощь.

Вслед за этой притчей Иисус рассказал другую - притчу о фарисее и мытаре (от Луки 18:9-14). В этой известной притче Иисус Христос попросил Своих слушателей задуматься над тем, почему они молятся, указывая на то, что молитва сама по себе не имеет значения. Важнейшим показателем того, насколько эффективны наши молитвы, является состояние нашего сердца.

Молитесь искренне

Во время Своего последнего посещения Иерусалима Иисус Христос назвал главнейшее учреждение Иудеев (храм) «Мой дом» и указал, что «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (от Марка 11:17). Марк также отметил, что Иисус учил: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (от Марка 11:25). Он также добавил, что ученики «напоказ долго молящиеся, примут тяжелое осуждение» (от Марка 12:40).

Матфей даёт похожее изложение учений Иисуса Христа о молитве в следующих записях: «И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми» (от Матфея 6:5). Он также добавляет: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники» (от Матфея 6:7), дополняя Свое учение из притчи о неправедном судье о том, что нужно молиться часто и «не унывать» (см. выше).

Во время Своего последнего вечера с Апостолами Иисус сказал им: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» (от Луки 22:40). Он снова напомнил им об этом немного позже, когда нашёл их спящими: «И сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (от Луки 22:46).

Но когда Он возвращался после нескольких часов моления, завершавших трудовой день, они видели мир на Его лице, и ощущение отрады распространялось вокруг Него. После часов, проведенных в общении с Богом, Он выходил каждое утро к людям и нес им чудный небесный свет (Нагорная проповедь Христа, с. 102).

Молитва поддерживала духовную жизнь Иисуса.

Христос пожертвовал Собой ради человечества не только на кресте. Каждый день Он «ходил, благотворя» (Деян. 10:38) и изливая Свою жизнь. Существовал только один путь, который мог поддерживать такую жизнь. Только доверие Богу и тесное общение с Ним подкрепляли Его силы. Пред взором Творца, под сенью Всемогущего люди преображаются, это проявляется в их благородных поступках. Однако по своей греховной слабости человек не всегда остается верным Ему, часто вера ослабевает, прерывается общение с Богом, и все стремления к высшему идеалу угасают. Но жизнь Иисуса была жизнью доверия Своему Небесному Отцу и поддерживалась постоянным общением с Ним; и поэтому Его небесное и земное служение было безупречным и победным. Как человек Он просил у Бога сил до тех пор, пока Его человеческая природа не наполнялась небесным потоком, который связывал человечество с Богом. Получая жизнь от Бога, Он наделял жизнью людей (Воспитание, с. 80).

Молитвенная жизнь Иисуса открывает тайны духовной силы. - Жизнь Спасителя на земле была жизнью общения с природой и Богом. В этом общении Он открыл для нас секрет жизненной силы (Советы по здоровому образу жизни, с. 162).

Иисус молился, готовясь к выполнению особых задач.

Иисус, готовясь к какому-нибудь большому испытанию или какому-то важному делу, уединялся в горах и проводил ночь в молитве к Своему Отцу. Ночь молитвы предшествовала рукоположению апостолов и Нагорной проповеди, преображению, мукам в судилище и на кресте и славе воскресения.

Мы тоже должны находить время для размышления и молитвы, для получения новых духовных сил. Мы не ценим, как следовало бы, силу и действенность молитвы (Служение исцеления, с. 509).

Человеческое естество Иисуса сделало молитву необходимостью.

Поскольку Христос стал человеком, то постоянно испытывал потребность в подкреплении от Своего Отца. У Него были Свои излюбленные места для молитвы. Он с удовольствием общался со Своим Отцом в уединении гор. Благодаря этим духовным упражнениям Его святая человеческая душа укреплялась для выполнения обязанностей и перенесения испытаний следующего дня. Наш Спаситель вникает во все наши нужды и слабости, ибо Он Сам был просителем, Который молился по ночам и искал у Отца Своего новые силы. Получая таким образом духовную энергию и подкрепление, Он был готов к выполнению долга и перенесению испытаний следующего дня. Он - наш пример во всем. Он - брат в наших немощах, но не в наших страстях. Будучи безгрешным, Он отвращался от всякого зла, ибо зло было ненавистно Ему. Он переживал мучительную борьбу и мучительную агонию в этом греховном мире. Его человеческая природа делала молитву насущной потребностью и преимуществом. Ему требовалась все большая Божественная поддержка и утешение, которое Его Отец был готов даровать Ему, ради блага человека оставившему небесную радость и избравшему Своим домом холодный и неблагодарный мир. Христос находил утешение и радость в общении со Своим Отцом. В молитве Он облегчал Свое сердце от скорбей, тяжким грузом давивших на Него. Он был мужем скорбей, изведавшим болезни.

Днем Он ревностно трудился, чтобы делать людям добро и спасать их от погибели. Он исцелял больных, утешал скорбящих и приносил радость и надежду отчаявшимся. Он возвращал умерших к жизни. Когда Он заканчивал Свои дневные труды, то удалялся подальше от городского шума и суматохи и преклонял колени в какой-нибудь удаленной роще, чтобы возносить к Отцу Свои моления. Он молился из вечера в вечер. Иногда яркий лунный свет озарял Его склонившуюся фигуру, а затем облака снова заслоняли луну. Когда Он молился в такой смиренной позе, на Его голову и бороду выпадала ночная роса или иней. Часто Он всю ночь излагал Отцу Свои просьбы. Он - наш пример. Если бы мы помнили об этом и подражали Ему, то были бы намного сильнее в Боге.

Если Спаситель с Его Божественной силой чувствовал такую потребность в молитве, то насколько же больше нуждаемся в ней мы, слабые, грешные смертные; как ревностно и неустанно мы должны молиться! Когда Христа одолевали самые сильные искушения, Он постился. Он посвящал Себя Богу и, благодаря ревностной молитве и подчинению воле Своего Отца, выходил победителем. Исповедующие истину для этих последних дней должны больше всех других христиан подражать великому Образцу во всем, что касается молитвы.

«Довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его» (Мф. 10:25). На наших столах часто можно увидеть деликатесы, в потреблении которых нет никакой необходимости и которые не прибавляют нам здоровья. Но мы любим их больше, чем самоотречение, свободу от болезней и трезвый рассудок. Иисус искренне стремился черпать силу у Своего Отца. Это обстоятельство Сын Божий считал более ценным для Себя, чем сидеть за самым роскошным столом. Он дал нам свидетельство, согласно которому молитва необходима, чтобы получить мощь для борьбы с силами тьмы и для исполнения порученной нам работы. Наша собственная сила - на самом деле слабость, но сила, которую дает Бог, велика и могущественна. Она сделает всякого, обретающего ее, более, нежели победителем (Свидетельства для Церкви, т. 2, с.201-203).

Иисус уделял время для молитвы, как бы ни был Он занят или утомлен.

Христос не жалел Себя в служении. Он не измерял Свою работу часами. Его время, Его сердце, Его душа и энергия были отданы труду на благо рода человеческого. Его дни были наполнены утомительным, тяжелым трудом, а по ночам Он склонялся в молитве, прося благодати и выносливости, чтобы суметь сделать еще больше. В страстной мольбе, со слезами Он посылал Свои прошения к небесам, дабы укрепилась Его человеческая природа, и Он мог собраться с духом, встретить во всеоружии лукавого врага со всеми его ухищрениями и получить поддержку в Своей миссии возвысить род человеческий. Своим соработникам Он говорит: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал» (Ин. 13:15) (Служение исцеления, с. 500).

Иисус молился рано утром. - Раннее утро часто заставало Его в уединении размышляющим, исследующим Священные Писания или молящимся. Пением Он приветствовал утренний рассвет. Благодарственными гимнами Иисус ободрял Себя и нес небесную радость утомленным и разочарованным (Советы по здоровому образу жизни, с. 162).

Иисус молился в особых местах.

У нас должно быть место для тайной молитвы. Иисус имел любимые места для общения с Богом, такие же места следует иметь и нам. Людям бывает крайне необходимо удаляться на время и оставаться наедине с Богом (Нагорная проповедь Христа, с. 84).

Иисус молился ради нас. - Иисус часто изнемогал от непосильного труда, самоотречения и самопожертвования, благословляя страждущих и нуждающихся. Ночи напролет проводил Он в молитве на пустынных горах не потому, что был слаб или нуждался, но оттого, что Он видел и чувствовал вашу природную слабость сопротивляться искушениям врага во всех областях, где он ныне одолевает вас. Господь знал, что вы будете равнодушны к опасностям и не ощутите потребности в молитве. Именно ради нас Он возносил Свои молитвы Отцу, сильно вопия и плача (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 379).

Ученики Иисуса находились под впечатлением от Его привычки молиться.

«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф. 20:28). Он жил, учил и молился не ради Себя, но ради других. Каждое утро после часов, проведенных с Богом, Он нес небесный свет людям. Он ежедневно получал новое крещение Духом Святым. В ранние часы нового дня Господь пробуждал Его от сна, и Его душа и уста были помазаны благодатью, чтобы Он мог передать ее другим. Из небесных обителей Ему посылались слова - слова, которые Он вовремя говорил утомленным и притесняемым. «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся» (Ис. 50:4).

Ученики Христа находились под впечатлением от Его молитв и Его привычки общения с Богом. Однажды после короткого отсутствия их Господа они нашли Его погруженным в молитву. Казалось, не замечая их присутствия, Он продолжал громко молиться. Сердца учеников были глубоко тронуты. Когда Он закончил молиться, они воскликнули: «Господи, научи нас молиться» (Ревью энд Геральд, 11 августа 1910 г.).

Молитва Господня прекрасна своей простотой.

Иисус учил Своих учеников, что подлинной является только та молитва, которая возносится из непритворных уст и движима действительными нуждами души. Он научил Своих учеников краткой, исчерпывающей молитве. Этой молитве, прекрасной в своей простоте, нет равных. Это совершенная молитва как для общественной, так и для частной жизни; она возвышенна и достойна, однако настолько проста, что дитя, сидящее на коленях матери, может ее понять. Дети Божьи веками повторяли эту молитву, однако ее сияние не потускнело. Ее продолжают любить и лелеять, подобно ценной жемчужине. Эта молитва замечательна. Никто не будет молиться напрасно, если в его молитвах будут содержаться принципы, присутствующие в ней. Наши общественные молитвы должны быть короткими и выражать только реальные нужды души, открывая в простоте и доверчивой вере именно то, в чем мы нуждаемся. Молитва, исходящая из смиренного, сокрушенного сердца, есть живое дыхание души, жаждущей праведности (Знамения времени, 3 декабря 1896 г.).

Иисус преклонял колени, когда молился.

Когда мы возносим свои моления Господу как во время общественного богослужения, так и наедине, можем преклонить колени. Иисус, Который есть наш Пример, «преклонял колени и молился». О Его учениках также сказано, что они «преклонили колени и молились». Апостол Павел говорит: «Преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа». Ездра, исповедуя пред Богом грехи Израиля, «преклонил колени». Даниил склонял колени три раза в день и молился своему Богу и славословил Его (Вести для молодежи, с. 251).

Внимательно изучите наставления Иисуса о молитве.

К наставлениям Христа о молитве следует отнестись с особым вниманием. Молитва содержит в себе Божественную науку, и иллюстрация, предложенная Христом, открывает принципы, которые необходимо знать каждому. Иисус показывает здесь, каков должен быть истинный дух молитвы. Он учит нас быть настойчивыми в наших обращениях к Богу и заверяет нас в Его желании услышать нашу молитву и отозваться на нее (Наглядные уроки Христа, с. 142).