Житие святого и значение иконы. Молитва св

  • 17.07.2019

В царствование римского императора Антонина под начальством воеводы Севастиана служил один воин, родом из Италии, называвшийся Виктором. Сей Виктор веровал в Господа нашего Иисуса Христа и открыто пред всеми исповедовал Его всесвятое имя. Когда в то время было воздвигнуто гонение на христиан, то воевода призвал к себе блаженного Виктора и сказал ему:

– К нам пришел царский указ, повелевающий принуждать вас, христиан, к жертвоприношению нашим богам, а не повинующихся предавать тяжким мучением. Посему и ты, Виктор, принеси жертву богам, дабы не подвергнуться мучениям и не погубить своей души.

Мученик Виктор Дамасский. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита, 1546, Афон

Но святой Виктор отвечал воеводе:

– Я не послушаю безбожного повеления смертного царя и не исполню его воли, ибо я раб бессмертного Царя, Бога и Спасителя моего Иисуса Христа, Царство Коего бесконечно и исполняющие волю Коего будут жить вечною жизнью, а вашего смертного царя и царство временно, и исполняющие его нечестивую волю погибнут во веки.

На это воевода сказал Виктору:

– Ты воин нашего царя, исполни его повеление и принеси жертву.

– Нет, – ответил Виктор, – я теперь уже воин не вашего земного царя, но Небесного; если же я и был временно воином под властью вашего царя, то я всё-таки не переставал служить моему Царю, и теперь не оставлю Его и вашим идолам не принесу жертвы. Делай со мной, что пожелаешь: мое тело в твоих руках, и ты имеешь над ним власть, над душою же моею имеет власть только один Бог мой.

Тогда воевода стал уговаривать Виктора:

– Ты сам, – говорил он, – устраиваешь себе бедствие, не исполняя царского повеления; советую тебе принести жертву богам, дабы избавиться от мучений, кои ожидают тебя.

– Я того и желаю, – отвечал с твёрдостью святой Виктор, – чтобы претерпеть мучение за моего Господа и сильно радуюсь, что сподоблюсь страдать за имя Его.

Тогда воевода тотчас приказал сломать ему пальцы и вывернуть их из суставов. Потом мучитель повелел сильно разжечь печь и бросить в нее святого Виктора, в каковой печи мученик пробыл три дня и остался живым и невредимым подобно тому, как и три отрока в печи Вавилонской (Дан.3:50). А мучитель, не ожидая, что святой Виктор останется живым, повелел на третий день отворить печь, взять из неё прах мученика и высыпать его в реку. Но когда отворили печь, святой вышел оттуда невредимым, прославляя Бога за то, что огонь не коснулся его и не повредил ему.

Видя свою неудачу, воевода призвал одного чародея и приказал ему умертвить святого Виктора отравой. Чародей сварил мясо с смертоносным ядом и дал есть святому.

Святой сказал:

– Хотя мне и не подобает брать от вас нечистое мясо и есть, однако я съем его, дабы вы уразумели, что ваш смертоносный яд ничего не может сделать против силы Жизнодавца Господа моего.

Затем помолившись, мученик съел отравленное мясо и нисколько не пострадал. Чародей, видя, что святой остался невредимым от съеденной отравы, приготовил другое мясо с сильнейшим ядом и сказал святому:

– Если ты съешь это мясо и останешься жив, то я оставлю всё свое волшебство и чародейство и уверую в твоего Бога.

Святой Виктор и это мясо, отравленное сильнейшим ядом, съел, но остался невредимым. Тогда чародей громким голосом воскликнул:

– Ты победил силу моего волшебства, Виктор, и мою душу, уже давно погибшую, избавил от ада, ибо я уверовал в проповедуемого тобою Господа Иисуса Христа.

После сего чародей пошел в свой дом, и собрав все свои волшебные книги и все волшебные талисманы, сжёг их и сделался истинным христианином.

Воевода, видя, что ничто не может повредить святому, пришел в сильную ярость и приказал вытягивать из тела мученика жилы; после чего повелел бросить мученика в кипящее масло.

А святой в это время говорил:

– Мне так же приятно сие кипящее масло, как жаждущему холодная вода.

Такая твёрдость святого Виктора привела мучителя в еще большую ярость, и он повелел повесить святого на дереве и опалять его тело свечами; а чтобы еще больше увеличить тяжесть мучений, смешали прах с уксусом и вливали эту смесь в уста мученика.

Но он говорил:

– Уксус сей и смертоносный яд ваш для меня всё равно, что мёд и медовые соты.

Тогда мучитель, приходя всё в большую и большую ярость, повелел выколоть Христову мученику глаза. После сего, повесив святого вниз головой, воины ушли и оставили его висеть в таком положении в течение трех дней. В четвертый же день, думая, что мученик уже умер, воины пришли посмотреть на него, и найдя его живым, удивились. От сего они пришли в ужас и ослепли, и каждый из них начал искать себе проводника.

Святой, милосердовав о них, усердно помолился Богу и сказал им:

– Во имя Господа моего Иисуса Христа, прозрите!

И они тотчас прозрели и, придя к воеводе, рассказали ему бывшее. Но воевода еще сильнее разгневался и повелел воинам содрать кожу со святого Виктора. Когда это нечестивое повеление приводили в исполнение, то одна женщина, по имени Стефанида, пришедшая посмотреть на мучения святого, христианка по вере, супруга одного из воинов, увидала два прекрасных венца, спускающихся с неба. Один из сих венцов спускался на главу святого мученика Виктора, а другой на её главу.

– Блажен ты, Виктор, и блаженны твои страдания за Христа, благоприятна Богу твоя жертва, как жертва Авеля (Быт.4:4), ибо ты праведным сердцем принес Ему самого себя! Бог так же принял тебя, как некогда праведного Еноха, коего Он взял с земли в рай, дабы он не вкусил и временной смерти (Быт.5:24); ты праведен, как Ной, исполненный благих дел и самый святой из народа своего (Быт.6:9). Ты уверовал, как Авраам, принес себя в жертву Богу, как Исаак, претерпел труды, как Иаков. Премудр ты, как Иосиф, коему было дано провидеть будущее; искушение претерпел ты, как Иов, который после многих страданий победил диавола и показал пример терпения! (Кн. Иова. Иак.5:10-11) Ты подобен Исаии, который был по приказанию царя Манассии перепилен пилою; тебя не коснулся огонь, как в Навуходоносоровой печи трех отроков (Дан.3:60); ты возложил свою надежду на Бога, как Давид, сын Иессея. Вот я вижу два венца, ниспосланные с неба, один больший и прекраснейший, другой меньший; – больший приносится тебе двенадцатью Ангелами, и меньший мне; ибо и я, хотя и немощный сосуд, готова принять подвиг мученичества и мужественно пострадать за имя Господа нашего и положить за Него свою душу.

Услыхав сии слова Стефаниды, воевода повелел воинам взять ее и привести к себе. Гордо посмотрев на нее, он спросил:

– Ты кто?

– Я христианка, – ответила святая.

Святые Мина, Виктор Дамасский (в середине) и Викентий. Икона, Начало XVII века. Ризница монастыря Хиландар. Афон

Потом воевода спросил ее об имени и о летах, и узнав, что имя её Стефанида, что ей пятнадцать лет и восемь месяцев от роду и что она замужем год и четыре месяца, начал с кротостью говорить ей:

– Зачем ты так скоро хочешь покинуть сей прекрасный мир, хорошую жизнь и замужество и желаешь погубить свою молодую жизнь, добровольно отдавая себя на смерть за Распятого.

Святая на это отвечала мучителю:

– Я оставляю временный и суетный сей мир и все земные плотские желания и моего смертного мужа, дабы пойти вместе с мудрыми девами навстречу нетленному и бессмертному Жениху, Христу Спасителю моему.

Воевода сказал ей:

– Не говори таких бессмысленных и бесполезных слов о твоем Боге, обратись к нашим богам и принеси им жертву.

Но святая Стефанида с твёрдостью отвечала:

– Ты и твои боги исполнены лжи, я же говорю истину, ибо мой Господь истинный и в Нем нет неправды. Не принесу жертвы ложным богам, но хочу быть приятною жертвою Истинному, живущему на небе, Богу, дабы не лишиться уготованного мне венца в Его Царстве.

Тогда мучитель повелел наклонить к земле вершины двух находящихся там финиковых пальм и привязать к ним святую, чтобы разорвать ее. Одну её ногу привязали к вершине одной наклоненной финиковой пальмы, а другую к другой и отпустили их; пальмы, поднявшись в высоту, разорвали мученицу надвое. Святая же душа мученицы, как бы птица, вылетевшая из разорванной сети, нашла себе гнездо на небе в уготованном ей венце.

После сего и святого Виктора воевода повелел усекнуть мечем. Услыхав о сем повелении, святой Виктор возблагодарил Бога. Перед тем, как хотели ему отсечь главу, он предсказал о смерти своих мучителей, говоря:

– Чрез двенадцать дней вы умрете, а воевода ваш через двадцать четыре дня будет взят в плен неприятелями.

Предсказав сие, святой помолился и преклонил свою главу на усечение. И отсечена была мечем честная глава святого мученика.

По усечении главы святого Виктора из тела его вытекло молоко с кровью, и многие из неверующих, видя таковое чудо, уверовали во Христа. Наипаче же уверовали многие, когда увидели исполнение пророчества мученика, ибо как он предсказал, так и сбылось: мучившие погибли внезапно, а воевода был взят в плен неприятелями.

Святой Виктор и святая мученица Стефанида пострадали одиннадцатого ноября в городе Дамаске. А ныне они водворились в том граде, каковой не имеет нужды ни в солнце, ни в луне, чтобы светить ему, ибо слава Божия просвещает его, и Агнец Божий светильник его.

Примечания

1. Антонин – римский император, более известный под именем Марка-Аврелия Философа, царствовал с 161 по 180 г.

***

Молитва мученику Виктору Дамасскому:

  • Молитва мученику Виктору Дамасском у. Виктор Дамасский был воином, когда при императоре Марке Аврелии (конец II века) начались гонения на христиан, Виктор отказался принести жертву богам, и принял мученическую кончину. Покровитель воинов, к нему обращаются за молитвенной помощью для дарования веры, крепости духа в гонениях, для вразумления людей занимающихся оккультными практиками, гаданиями и магией

Акафист мученику Виктору Дамасскому:

Канон мученику Виктору Дамасскому:

  • Канон мученику Виктору Дамасскому

Житийная и научно-историческая литература о мученике Викторе Дамасском:

  • Мученик Виктор Дамасский - Азбука.Ru

Великомученица Евфимия и мученики Виктор и Сосфен

Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ев-фи-мия все-х-валь-ная бы-ла до-че-рью хри-сти-ан - се-на-то-ра Фило-фро-на и Фе-о-до-сии. Она по-стра-да-ла за Хри-ста в г. Хал-ки-доне, рас-по-ло-жен-ном на бе-ре-гу Бос-фо-ра, на-про-тив Кон-стан-ти-но-по-ля, око-ло 304 го-да.

Хал-ки-дон-ский пра-ви-тель Приск разо-слал при-ка-за-ние всем жи-те-лям Хал-ки-до-на и его окрест-но-стей явить-ся на язы-че-ский празд-ник по-кло-нить-ся и при-не-сти жерт-ву идо-лу Арея, угро-жая ве-ли-ки-ми му-ка-ми то-му, кто не ис-пол-нит при-ка-за-ния. Во вре-мя это-го нече-сти-во-го празд-не-ства 49 хри-сти-ан скры-ва-лись в од-ном до-ме, где тай-но со-вер-ша-ли Бо-же-ствен-ную служ-бу Ис-тин-но-му Бо-гу. Сре-ди мо-ля-щих-ся на-хо-ди-лась и юная де-ви-ца Ев-фи-мия. Вско-ре о ме-сто-пре-бы-ва-нии хри-сти-ан ста-ло из-вест-но, и они бы-ли при-ве-де-ны к При-с-ку для от-ве-та. В те-че-ние 19 дней му-че-ни-ков под-вер-га-ли раз-лич-ным пыт-кам и ис-тя-за-ни-ям, но ни-кто из них не по-ко-ле-бал-ся в ве-ре и не со-гла-сил-ся при-не-сти жерт-ву идо-лу. Раз-гне-ван-ный пра-ви-тель, не зная, ка-ким еще спо-со-бом при-ну-дить хри-сти-ан к от-ре-че-нию, по-слал их на суд к им-пе-ра-то-ру Дио-кли-ти-а-ну, но от-де-лил от них са-мую юную - де-ви-цу Ев-фи-мию, на-де-ясь, что она, остав-шись од-на, не вы-дер-жит ис-пы-та-ний.

Свя-тая Ев-фи-мия, раз-лу-чен-ная со сво-и-ми бра-тья-ми по ве-ре, усерд-но мо-ли-лась Гос-по-ду Иису-су Хри-сту, чтобы Он Сам укре-пил ее в пред-сто-я-щем по-дви-ге. Сна-ча-ла Приск уго-ва-ри-вал свя-тую от-речь-ся, обе-щая зем-ные бла-га, по-том дал при-ка-за-ние му-чить ее. Му-че-ни-ца бы-ла при-вя-за-на к ко-ле-су с ост-ры-ми но-жа-ми, ко-то-рые при вра-ще-нии от-ре-за-ли кус-ки те-ла. Свя-тая гром-ко мо-ли-лась. И вот ко-ле-со са-мо со-бой оста-но-ви-лось и не дви-га-лось при всех уси-ли-ях па-ла-чей. Со-шед-ший с неба Ан-гел Гос-по-день снял Ев-фи-мию с ко-ле-са и ис-це-лил от ран, свя-тая же с ве-се-ли-ем бла-го-да-ри-ла Гос-по-да.

Не вра-зу-мив-шись чу-дом, му-чи-тель по-ве-лел во-и-нам Вик-то-ру и Со-сфе-ну бро-сить свя-тую в рас-ка-лен-ную печь. Но те, уви-дев в пла-ме-ни двух гроз-ных Ан-ге-лов, от-ка-за-лись ис-пол-нить при-ка-за-ние пра-ви-те-ля и са-ми уве-ро-ва-ли в Бо-га, Ко-то-ро-му по-кло-ня-лась Ев-фи-мия. Дерз-но-вен-но воз-гла-сив, что и они хри-сти-ане, Вик-тор и Со-сфен сме-ло по-шли на стра-да-ния. Они бы-ли от-да-ны на съе-де-ние зве-рям. Во вре-мя каз-ни они взы-ва-ли к ми-ло-сер-дию Бо-жию, чтобы Гос-подь и их при-нял в Цар-ство Небес-ное. Услы-шав при-зы-вав-ший их небес-ный Глас, они ото-шли в жизнь веч-ную. Зве-ри же да-же не до-тро-ну-лись до их тел.

Свя-тая Ев-фи-мия, бро-шен-ная дру-ги-ми во-и-на-ми в печь, оста-лась це-ла. С Бо-жи-ей по-мо-щью она вы-хо-ди-ла невре-ди-мой по-сле мно-гих дру-гих пы-ток и ис-тя-за-ний. При-пи-сы-вая это вол-шеб-ству, пра-ви-тель ве-лел вы-ко-пать но-вый ров, на-пол-нил его но-жа-ми, а свер-ху при-крыл зем-лей и тра-вой, чтобы му-че-ни-ца не зна-ла о при-го-тов-лен-ной ей каз-ни; но и тут свя-тая Ев-фи-мия оста-лась невре-ди-мой, лег-ко про-шед-ши на-до рвом. На-ко-нец, ее осу-ди-ли на съе-де-ние зве-рям в цир-ке. Пе-ред каз-нью свя-тая ста-ла про-сить, чтобы Гос-подь спо-до-бил ее уме-реть. Ни один зверь, вы-пу-щен-ный на аре-ну, не бро-сил-ся на свя-тую. Лишь од-на мед-ве-ди-ца на-нес-ла ей неболь-шую ра-ну на но-ге, из ко-то-рой ис-тек-ла кровь, и свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ев-фи-мия тот-час скон-ча-лась. В это вре-мя про-изо-шло зем-ле-тря-се-ние, страж-ни-ки и зри-те-ли от стра-ха бе-жа-ли, так что ро-ди-те-ли свя-той смог-ли взять ее те-ло и с че-стью по-хо-ро-нить неда-ле-ко от Хал-ки-до-на.

Впо-след-ствии на мо-ги-ле ве-ли-ко-му-че-ни-цы Ев-фи-мии был воз-ве-ден ве-ли-че-ствен-ный храм. В этом хра-ме про-ис-хо-ди-ли за-се-да-ния IV Все-лен-ско-го Со-бо-ра в 451 го-ду, во вре-мя ко-то-рых свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца чу-дес-ным об-ра-зом под-твер-ди-ла пра-во-слав-ное ис-по-ве-да-ние, по-ло-жив пре-дел ере-си мо-но-фи-зи-тов, о чем по-дроб-но ска-за-но в день вос-по-ми-на-ния это-го чу-да II июля.

По взя-тии Хал-ки-до-на пер-са-ми в 617 го-ду мо-щи свя-той ве-ли-ко-му-че-ни-цы Ев-фи-мии пе-ре-не-се-ны бы-ли в Кон-стан-ти-но-поль (око-ло 620 г.). В пе-ри-од ико-но-бор-че-ской ере-си ра-ка с мо-ща-ми свя-той Ев-фи-мии ока-за-лась бро-шен-ной в мо-ре. Бла-го-че-сти-вые ко-ра-бель-щи-ки из-влек-ли их. Впо-след-ствии они по-па-ли на ост-ров Лем-нос, а в 796 го-ду бы-ли воз-вра-ще-ны в Кон-стан-ти-но-поль.

Молитвы

Тропарь мученику Виктору Халкидонскому

Му́ченик Твой, Го́споди, Ви́ктор,/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Виктор, подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученику Виктору Халкидонскому

И́же сла́ве, Го́споди и всех Соде́телю,/ Ты в ми́ре яви́л еси́ украше́нных доброде́тельми страстоте́рпцы и му́ченики,// да и́мут непобеди́мую побе́ду.

Перевод: К славе Твоей, Господи и Творец всех, явил Ты в мире украшенных и мучеников, да имеют они непобедимую силу.

Молитва мученику Виктору Халкидонскому

О, святы́й уго́дниче Бо́жий, му́чениче Ви́кторе! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и помощи́ нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святому мученику Виктору

Кондак 1

Избраннаго воина Христа Бога нашего, святаго мученика Виктора песньми почтим, яко ходатая нашего и молитвенника; ты же, страстотерпче, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:

Икос 1

Ангел земный и человек небесный явился еси, святый мучениче, егда озарившеся светом истиннаго богопознания, радостно потекл еси на страдальческий подвиг. Темже, поминающе страдания твоя, за Христа претерпенныя, вопием ти сице:

Радуйся, Творца всяческих всем сердцем возлюбивый.

Радуйся, за имя Его тяжкая страдания приемый.

Радуйся, идольское нечестие обличивый.

Радуйся, любве ради твоея ко Христу живота своего не пощадивый.

Радуйся, славу мира сего ни во чтоже вменивый.

Радуйся, сладости райския вкусивый.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 2

Видя гонения нечестивых на христианы, не убоялся еси прещения и мучительства их, но яко доблий воин Христов, пред нечестивым воеводою Севастианом предстал еси, и веру свою во единаго истиннаго Бога исповедал еси, поя велегласно: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богодухновен имея, святый мучениче Викторе, изумил еси мучителя мужеством души твоея и словесы, имиже дерзновенно проповедал еси Христа - Истиннаго Бога. Темже, похваляюще исповедание твое, вопием ти таковая:

Радуйся, единаго истиннаго Бога проповедниче.

Радуйся, Пресвятыя Троицы верный поклонниче.

Радуйся, идольскаго служения искоренителю.

Радуйся, христианскаго благочестия насадителю.

Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче.

Радуйся, славы вечныя сопричастниче.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 3

Силою Вышняго укреплен, дерзновенно пред мучителем стал еси, мужественный исповедниче Христов, темже угрозы и ласкательства онаго презрев, на подвиг мученический потекл еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея крепкую надежду на Небеснаго Владыку и Господа, и помняще слово апостольское, яко подобает повиноватися Богу паче, нежели человеком, ты, святый мучениче, не повинуяся велению мучителя, но исповедав себе воином Царя Небеснаго быти, отринул еси языческое нечестие и в руце мучителей предался еси. Мы же, поминающе мужество твое, вопием ти сице:

Радуйся, доблий воине Царя Небеснаго.

Радуйся, верный рабе своего Домовладыки.

Радуйся, угрозы нечестивых презревый.

Радуйся, прелесть идольскую обличивый.

Радуйся, подвиг мученический добре совершивый.

Радуйся, веру свою во Христа кровию засвидетельствовавый.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 4

Бурею ярости одержим, безумный мучитель повеле тяжко мучити тя и в пещь огненную воврещи. Ты же, все упование свое на Бога возложивый, во огнь, якоже иногда три отроцы, безбоязненно вшел еси, поя победную песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав нечестивый воевода, яко по триех днех пребывания во огненней пещи, ты, славный мучениче, невредим обрелся еси, и еще большия ярости исполняяся, призва чародея и повеле ему умертвити тя. Ты же, смертоносную пищу приим, паки неврежден пребыл еси, подвизая вопити тебе таковая:

Радуйся, поборниче веры непоколебимый.

Радуйся, страстотерпче, адаманта твердейший.

Радуйся, огня неубоявыйся.

Радуйся, росою молитв твоих пламень огненный угасивый.

Радуйся, смертоносныя снеди вкусив, невредим пребывый.

Радуйся, пищи райския ныне наслаждаяйся.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 5

Боготечней звезде подобен был еси, мучениче Христов, указующей путь спасения: чародея бо, умертвити тя хотящаго, веровати во Христа подвигл еси, научая воспевати купно с тобою: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше душевныма очима своима Бога, яве чудодействующа тобою, святый Викторе, волхв нечестивый умилися сердцем и уверова во Христа, тобою проповедуемаго. Мы же, воспевая величия Божия, на тебе явленная, глаголем:

Радуйся, спасительным словом тьму неверия разгнавый.

Радуйся, мученическим веры исповеданием неверныя ко Христу обративый.

Радуйся, вся козни диавола разрушивый.

Радуйся, силу демонскую верою Христовою низложивый.

Радуйся, верных ко прославлению Бога воздвизающий.

Радуйся, в бедах и скорбех сущих прибегати к Нему наставляющий.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 6

Проповедником истинныя веры во Христа явился еси пред мучители твоими, страстотерпче славне, никия бо раны тебе содеянныя не возмогоша повредити тебе: кипящий бо елей, аки источник воды прохладныя тебе показася, и оцет, аки сладкий сот тебе бысть. Мы же, терпению твоему удивляяся, вопием Богу, дивному во святых Своих: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия свет слепотствующим очесем мучителей твоих, егда ты, святый мучениче, имя Господа Иисуса призвал еси. Сего ради тебе, славному угоднику Божию и чудотворцу, взываем:

Радуйся, скорый наш пред Богом заступниче и ходатаю.

Радуйся, о душах наших теплый предстателю.

Радуйся, недужных молитвою своею исцеляяй.

Радуйся, раны душевныя и телесныя врачуяй.

Радуйся, веру нашу укрепляяй.

Радуйся, надежду нашу утверждаяй.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 7

Хотяще прославити Бога, укрепляющаго избранныя Своя, жена некая, именем Стефанида, пришедши на место мучения твоего и велию терпению твоему удивляяся, виде венцы нетленныя с небесе сходящия. Сие убо благоговейно зряще и Бога в сердце своем славяще, возопи: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показа безчеловечия ярость злобный мучитель, егда юную Стефаниду, похваляющую страдания твоя, мучениче Христов Викторе, повеле, приклонив ветви древес, привязавши, разсещи. Мы же, подвиг святыя мученицы славяще, ублажаем купно с нею страдания твоя, страстотерпче, вопиюще:

Радуйся, жертвою благоприятною, якоже Авелево приношение, Богу бывый.

Радуйся, праведности и благих дел, якоже Ной, исполненный.

Радуйся, в вере Аврааму подражаяй.

Радуйся, Иову в терпении последствуяй.

Радуйся, якоже Давид, все упование свое на Господа возложивый.

Радуйся, лик мученический восполнивый.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 8

Странно бе видети и слышати языком, неведущим Божией силы, како в слабом человечестем телеси возможно таковыя претерпевати за Христа муки. Мы же, славяще Бога, даровавшаго святым мучеником таковую крепость, с любовию взываем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь радости божественныя исполнился еси, святый мучениче, егда повеление мучителя на мечное твое усечение услышал еси. Мы же, страдания твоя воспоминающе, и велие терпение твое похваляюще, глаголем:

Радуйся, веру, надежду и любовь до конца сохранивый.

Радуйся, венец мученический от руки Вседержителя приемый.

Радуйся, в невечернем дни Царствия Христова водворивыйся.

Радуйся, во обителех райских на Небеси вселивыйся.

Радуйся, усердно у престола Божия о нас молящийся.

Радуйся, о призывающих тя непрестанно пекущийся.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 9

Всякия беды и напасти избави нас молитвами твоими, страстотерпче святый Викторе, велие бо имаши дерзновение пред Господем, за Негоже и душу свою положил еси, взывая непрестанно: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не возмогут изрещи тебе достойныя хвалы мучениче славный, многих ради подвигов и страданий, ихже за Христа подъял еси волею. Сего ради мы, недоумевая восхвалити тя по достоянию, воспеваем сице:

Радуйся, веры христианския исповедниче неустрашимый.

Радуйся, воине Христов непобедимый.

Радуйся, благонадежный помощниче всем за истину терпящим.

Радуйся, скорый утешителю в беде сущих.

Радуйся, Церкви Христовы защитниче.

Радуйся, всех православных заступниче.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 10

Спасения и вечныя радости достигше по мнозех страданиях Христа ради, ты, святый мучениче, научаеши и нас вся, ради Бога, благодушно претерпевати и на Него единаго все упование свое возлагати, воспевая песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и прибежище к тебе притекающим ты еси, угодниче Божий, молишися бо непрестанно Христу Богу нашему за всех почитающих страдания твоя. Приими убо, мучениче многострадальне, и от нас грешных сия убогия похвалы:

Радуйся, яко возлюбил еси живот вечный паче временнаго.

Радуйся, яко Царствие Небесное предпочел еси славе человечестей.

Радуйся, яко страдании твоими снискал еси нескончаемую радость.

Радуйся, яко вкусивши смерть мученическую, прешел еси к блаженному безсмертию.

Радуйся, горняго Сиона наследниче.

Радуйся, Христовы Церкви велие удобрение.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 11

Пение Пресвятей Троице воздал еси, святый мучениче Викторе, не словом точию, но живым всего себе в жертву принесением: Творца бо своего паче всего возлюбил еси и Ему единому добре послужил еси, поя со умилением: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемный светильник истиннаго света сущим на земли являешися, богоизбранне Викторе, просвещаеши бо сердца верных и к разуму Божественному наставляеши вопиющих ти с любовию таковая:

Радуйся, Подвигоположника Христа последователю.

Радуйся, жития непорочнаго рачителю.

Радуйся, кротости и смирения образе.

Радуйся, послушания и терпения учителю.

Радуйся, светило благочестия немерцающее.

Радуйся, звездо, ко спасению путь верный показующая.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 12

Благодать Божественнную испроси нам, мучениче Христов, много бо может молитва праведнаго ко благосердию Владыки, не возгнушайся нашея греховныя нечистоты, но буди нам во всем помощник и к покаянию благий наставник, научая милующему нас Богу воспевати: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще многострадальныя подвиги твоя, славный страстотерпче, хвалим долготерпение твое, ублажаем мученическую кончину, почитаем священную память твою и в похвалу сицевая тебе зовем:

Радуйся, во страдании своем доблесть чудную явивый.

Радуйся, язвы Господа Иисуса Христа на теле твоем носивый.

Радуйся, наследие Царствия Христова стяжавый.

Радуйся, в дому Отца Небеснаго обитель себе сотворивый.

Радуйся, яко тобою Бог прославляется.

Радуйся, яко тобою демоны посрамляются.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 13

О всеблаженный святый мучениче Викторе, приими сие наше хвалебное пение, от умиленнаго сердца тебе приносимое, и избави нас от всякаго зла твоим теплым к Богу ходатайством, да с тобою и всеми святыми воспеваем победную песнь: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Фрагмент статьи из т. 8 «Православной энциклопедии». Москва, 2004 г.
Виктор [лат. Victor; греч. Βίκτωρ] (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая). Воин-христианин В. служил в рим. армии под начальством дукса (или комита) Севастиана. Когда начались гонения на христиан, его призвали к военачальнику и велели принести жертвы языческим богам. В. отказался и был подвергнут пыткам, его бросили в раскаленную печь и оставили в ней в течение 3 дней, но мученик остался невредимым. Затем его заставили съесть отравленное мясо, но яд не подействовал, а чародей, приготовивший зелье, уверовал во Христа. После этого В. предали еще большим мучениям: ему вытягивали жилы, бросили в котел с кипящим маслом, повесили на дереве и опаляли тело свечами, вливали в уста мученика прах, смешанный с уксусом. Затем ему выкололи глаза и повесили вниз головой, при этом ослепившие его воины сами потеряли зрение, но впосл. исцелились по молитве святого. Узнав об этом, Севастиан велел содрать с него кожу. Присутствовавшая при его страданиях христианка по имени Стефанидаувидела 2 лучезарных венца, спускающихся с неба, и открыто исповедала Христа. Она была казнена по приказу военачальника, а В. отсекли голову. Перед смертью В. предсказал гибель, ожидающую его мучителей, что вскоре сбылось. Когда В. был обезглавлен, произошло чудо: из его тела потекли кровь и молоко.
Житие В. сохранилось на греч., лат., копт. языках. Тексты содержат значительные расхождения относительно времени жизни и места кончины мученика. Согласно лат. источникам (BHL, N 8559—8563), В. происходил из Киликии (М. Азия), по греч. версии (BHG, N 1864) - он был родом из Италии. По лат. и греч. житиям, В. пострадал в царствование имп. Антонина Пия (138-161), по копт. житиям - в гонения имп. Диоклетиана (BHO, N 1242—1244), по мнению большинства историков, при имп. Марке Аврелии (161-180).

Местом мученической кончины пространные греч. жития считают Дамаск, а краткие синаксарные - Италию (Минологий Василия II - PG. 117. Col. 154), копт. — Антиохию в Сирии или Антиною Египетскую, большинство лат. источников - Александрию, нек-рые позднейшие из них - Сицилию или Марсель (смешивая В. с Виктором, мч. Марсельским).
Нек-рые исследователи предполагают, что существовало 2 одноименных мученика, один пострадал в Сирии, др. — в Египте, и что на определенном этапе произошло слияние культа В. и Виктора, егип. мч. Др. ученые считают, что В. принял мученическую кончину в Египте, но его почитание было настолько распространено в Антиохии, что возникла легенда о его сир. происхождении. Существует также мнение, что в основе др. версий лежит греч. житие (BHG, N 1864) или его прототип, составленный в III-IV вв., согласно к-рому В. претерпел мучение в Сирии (Lucchesi. Col. 1291—1292).
Память В. отмечается в греч. календарях 11 нояб. (в ряде визант. синаксарей 10 или 12 нояб.), в лат. памятниках кроме общепринятого праздника 14 мая, также 24 апр. (BHL, N 8559), 11 янв., 20 февр., 23 апр. и 8 мая (MartHieron. P. 36, 106, 169, 205-206, 240, 253, 289), 1 апр. (MartRom. P. 120, 188).

Сведения относительно мощей В. также разноречивы. В Александрийском Cинаксаре под 23 нояб. сообщается об освящении в Антиохии церкви, построенной в честь В., на месте, где было похоронено его тело (Syn Alex. 1922. T. 18. Fasc. 1. P. 157-159). В XII в. в к-польской ц. вмч. Мины, около Манган, хранились мощи мучеников В. и Викентия (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 443). В Риме часть мощей В. хранилась в ц. св. Панкратия, в 1697 г. они были перенесены в кармелитский мон-рь Санта-Лучия алле Боттеге Оскуре, а затем в ц. святых Марцеллина и Петра. С 1906 г. мощи В. находятся в Фано, в Италии.
http://www.sedmitza.ru/text/869233.html

Великомученица Евфимия и мученики Виктор и Сосфен

Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ев-фи-мия все-х-валь-ная бы-ла до-че-рью хри-сти-ан - се-на-то-ра Фило-фро-на и Фе-о-до-сии. Она по-стра-да-ла за Хри-ста в г. Хал-ки-доне, рас-по-ло-жен-ном на бе-ре-гу Бос-фо-ра, на-про-тив Кон-стан-ти-но-по-ля, око-ло 304 го-да.

Хал-ки-дон-ский пра-ви-тель Приск разо-слал при-ка-за-ние всем жи-те-лям Хал-ки-до-на и его окрест-но-стей явить-ся на язы-че-ский празд-ник по-кло-нить-ся и при-не-сти жерт-ву идо-лу Арея, угро-жая ве-ли-ки-ми му-ка-ми то-му, кто не ис-пол-нит при-ка-за-ния. Во вре-мя это-го нече-сти-во-го празд-не-ства 49 хри-сти-ан скры-ва-лись в од-ном до-ме, где тай-но со-вер-ша-ли Бо-же-ствен-ную служ-бу Ис-тин-но-му Бо-гу. Сре-ди мо-ля-щих-ся на-хо-ди-лась и юная де-ви-ца Ев-фи-мия. Вско-ре о ме-сто-пре-бы-ва-нии хри-сти-ан ста-ло из-вест-но, и они бы-ли при-ве-де-ны к При-с-ку для от-ве-та. В те-че-ние 19 дней му-че-ни-ков под-вер-га-ли раз-лич-ным пыт-кам и ис-тя-за-ни-ям, но ни-кто из них не по-ко-ле-бал-ся в ве-ре и не со-гла-сил-ся при-не-сти жерт-ву идо-лу. Раз-гне-ван-ный пра-ви-тель, не зная, ка-ким еще спо-со-бом при-ну-дить хри-сти-ан к от-ре-че-нию, по-слал их на суд к им-пе-ра-то-ру Дио-кли-ти-а-ну, но от-де-лил от них са-мую юную - де-ви-цу Ев-фи-мию, на-де-ясь, что она, остав-шись од-на, не вы-дер-жит ис-пы-та-ний.

Свя-тая Ев-фи-мия, раз-лу-чен-ная со сво-и-ми бра-тья-ми по ве-ре, усерд-но мо-ли-лась Гос-по-ду Иису-су Хри-сту, чтобы Он Сам укре-пил ее в пред-сто-я-щем по-дви-ге. Сна-ча-ла Приск уго-ва-ри-вал свя-тую от-речь-ся, обе-щая зем-ные бла-га, по-том дал при-ка-за-ние му-чить ее. Му-че-ни-ца бы-ла при-вя-за-на к ко-ле-су с ост-ры-ми но-жа-ми, ко-то-рые при вра-ще-нии от-ре-за-ли кус-ки те-ла. Свя-тая гром-ко мо-ли-лась. И вот ко-ле-со са-мо со-бой оста-но-ви-лось и не дви-га-лось при всех уси-ли-ях па-ла-чей. Со-шед-ший с неба Ан-гел Гос-по-день снял Ев-фи-мию с ко-ле-са и ис-це-лил от ран, свя-тая же с ве-се-ли-ем бла-го-да-ри-ла Гос-по-да.

Не вра-зу-мив-шись чу-дом, му-чи-тель по-ве-лел во-и-нам Вик-то-ру и Со-сфе-ну бро-сить свя-тую в рас-ка-лен-ную печь. Но те, уви-дев в пла-ме-ни двух гроз-ных Ан-ге-лов, от-ка-за-лись ис-пол-нить при-ка-за-ние пра-ви-те-ля и са-ми уве-ро-ва-ли в Бо-га, Ко-то-ро-му по-кло-ня-лась Ев-фи-мия. Дерз-но-вен-но воз-гла-сив, что и они хри-сти-ане, Вик-тор и Со-сфен сме-ло по-шли на стра-да-ния. Они бы-ли от-да-ны на съе-де-ние зве-рям. Во вре-мя каз-ни они взы-ва-ли к ми-ло-сер-дию Бо-жию, чтобы Гос-подь и их при-нял в Цар-ство Небес-ное. Услы-шав при-зы-вав-ший их небес-ный Глас, они ото-шли в жизнь веч-ную. Зве-ри же да-же не до-тро-ну-лись до их тел.

Свя-тая Ев-фи-мия, бро-шен-ная дру-ги-ми во-и-на-ми в печь, оста-лась це-ла. С Бо-жи-ей по-мо-щью она вы-хо-ди-ла невре-ди-мой по-сле мно-гих дру-гих пы-ток и ис-тя-за-ний. При-пи-сы-вая это вол-шеб-ству, пра-ви-тель ве-лел вы-ко-пать но-вый ров, на-пол-нил его но-жа-ми, а свер-ху при-крыл зем-лей и тра-вой, чтобы му-че-ни-ца не зна-ла о при-го-тов-лен-ной ей каз-ни; но и тут свя-тая Ев-фи-мия оста-лась невре-ди-мой, лег-ко про-шед-ши на-до рвом. На-ко-нец, ее осу-ди-ли на съе-де-ние зве-рям в цир-ке. Пе-ред каз-нью свя-тая ста-ла про-сить, чтобы Гос-подь спо-до-бил ее уме-реть. Ни один зверь, вы-пу-щен-ный на аре-ну, не бро-сил-ся на свя-тую. Лишь од-на мед-ве-ди-ца на-нес-ла ей неболь-шую ра-ну на но-ге, из ко-то-рой ис-тек-ла кровь, и свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ев-фи-мия тот-час скон-ча-лась. В это вре-мя про-изо-шло зем-ле-тря-се-ние, страж-ни-ки и зри-те-ли от стра-ха бе-жа-ли, так что ро-ди-те-ли свя-той смог-ли взять ее те-ло и с че-стью по-хо-ро-нить неда-ле-ко от Хал-ки-до-на.

Впо-след-ствии на мо-ги-ле ве-ли-ко-му-че-ни-цы Ев-фи-мии был воз-ве-ден ве-ли-че-ствен-ный храм. В этом хра-ме про-ис-хо-ди-ли за-се-да-ния IV Все-лен-ско-го Со-бо-ра в 451 го-ду, во вре-мя ко-то-рых свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца чу-дес-ным об-ра-зом под-твер-ди-ла пра-во-слав-ное ис-по-ве-да-ние, по-ло-жив пре-дел ере-си мо-но-фи-зи-тов, о чем по-дроб-но ска-за-но в день вос-по-ми-на-ния это-го чу-да II июля.

По взя-тии Хал-ки-до-на пер-са-ми в 617 го-ду мо-щи свя-той ве-ли-ко-му-че-ни-цы Ев-фи-мии пе-ре-не-се-ны бы-ли в Кон-стан-ти-но-поль (око-ло 620 г.). В пе-ри-од ико-но-бор-че-ской ере-си ра-ка с мо-ща-ми свя-той Ев-фи-мии ока-за-лась бро-шен-ной в мо-ре. Бла-го-че-сти-вые ко-ра-бель-щи-ки из-влек-ли их. Впо-след-ствии они по-па-ли на ост-ров Лем-нос, а в 796 го-ду бы-ли воз-вра-ще-ны в Кон-стан-ти-но-поль.

Молитвы

Тропарь мученику Виктору Халкидонскому

Му́ченик Твой, Го́споди, Ви́ктор,/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Виктор, подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученику Виктору Халкидонскому

И́же сла́ве, Го́споди и всех Соде́телю,/ Ты в ми́ре яви́л еси́ украше́нных доброде́тельми страстоте́рпцы и му́ченики,// да и́мут непобеди́мую побе́ду.

Перевод: К славе Твоей, Господи и Творец всех, явил Ты в мире украшенных и мучеников, да имеют они непобедимую силу.

Молитва мученику Виктору Халкидонскому

О, святы́й уго́дниче Бо́жий, му́чениче Ви́кторе! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и помощи́ нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святому мученику Виктору

Кондак 1

Избраннаго воина Христа Бога нашего, святаго мученика Виктора песньми почтим, яко ходатая нашего и молитвенника; ты же, страстотерпче, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:

Икос 1

Ангел земный и человек небесный явился еси, святый мучениче, егда озарившеся светом истиннаго богопознания, радостно потекл еси на страдальческий подвиг. Темже, поминающе страдания твоя, за Христа претерпенныя, вопием ти сице:

Радуйся, Творца всяческих всем сердцем возлюбивый.

Радуйся, за имя Его тяжкая страдания приемый.

Радуйся, идольское нечестие обличивый.

Радуйся, любве ради твоея ко Христу живота своего не пощадивый.

Радуйся, славу мира сего ни во чтоже вменивый.

Радуйся, сладости райския вкусивый.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 2

Видя гонения нечестивых на христианы, не убоялся еси прещения и мучительства их, но яко доблий воин Христов, пред нечестивым воеводою Севастианом предстал еси, и веру свою во единаго истиннаго Бога исповедал еси, поя велегласно: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богодухновен имея, святый мучениче Викторе, изумил еси мучителя мужеством души твоея и словесы, имиже дерзновенно проповедал еси Христа - Истиннаго Бога. Темже, похваляюще исповедание твое, вопием ти таковая:

Радуйся, единаго истиннаго Бога проповедниче.

Радуйся, Пресвятыя Троицы верный поклонниче.

Радуйся, идольскаго служения искоренителю.

Радуйся, христианскаго благочестия насадителю.

Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче.

Радуйся, славы вечныя сопричастниче.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 3

Силою Вышняго укреплен, дерзновенно пред мучителем стал еси, мужественный исповедниче Христов, темже угрозы и ласкательства онаго презрев, на подвиг мученический потекл еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея крепкую надежду на Небеснаго Владыку и Господа, и помняще слово апостольское, яко подобает повиноватися Богу паче, нежели человеком, ты, святый мучениче, не повинуяся велению мучителя, но исповедав себе воином Царя Небеснаго быти, отринул еси языческое нечестие и в руце мучителей предался еси. Мы же, поминающе мужество твое, вопием ти сице:

Радуйся, доблий воине Царя Небеснаго.

Радуйся, верный рабе своего Домовладыки.

Радуйся, угрозы нечестивых презревый.

Радуйся, прелесть идольскую обличивый.

Радуйся, подвиг мученический добре совершивый.

Радуйся, веру свою во Христа кровию засвидетельствовавый.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 4

Бурею ярости одержим, безумный мучитель повеле тяжко мучити тя и в пещь огненную воврещи. Ты же, все упование свое на Бога возложивый, во огнь, якоже иногда три отроцы, безбоязненно вшел еси, поя победную песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав нечестивый воевода, яко по триех днех пребывания во огненней пещи, ты, славный мучениче, невредим обрелся еси, и еще большия ярости исполняяся, призва чародея и повеле ему умертвити тя. Ты же, смертоносную пищу приим, паки неврежден пребыл еси, подвизая вопити тебе таковая:

Радуйся, поборниче веры непоколебимый.

Радуйся, страстотерпче, адаманта твердейший.

Радуйся, огня неубоявыйся.

Радуйся, росою молитв твоих пламень огненный угасивый.

Радуйся, смертоносныя снеди вкусив, невредим пребывый.

Радуйся, пищи райския ныне наслаждаяйся.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 5

Боготечней звезде подобен был еси, мучениче Христов, указующей путь спасения: чародея бо, умертвити тя хотящаго, веровати во Христа подвигл еси, научая воспевати купно с тобою: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше душевныма очима своима Бога, яве чудодействующа тобою, святый Викторе, волхв нечестивый умилися сердцем и уверова во Христа, тобою проповедуемаго. Мы же, воспевая величия Божия, на тебе явленная, глаголем:

Радуйся, спасительным словом тьму неверия разгнавый.

Радуйся, мученическим веры исповеданием неверныя ко Христу обративый.

Радуйся, вся козни диавола разрушивый.

Радуйся, силу демонскую верою Христовою низложивый.

Радуйся, верных ко прославлению Бога воздвизающий.

Радуйся, в бедах и скорбех сущих прибегати к Нему наставляющий.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 6

Проповедником истинныя веры во Христа явился еси пред мучители твоими, страстотерпче славне, никия бо раны тебе содеянныя не возмогоша повредити тебе: кипящий бо елей, аки источник воды прохладныя тебе показася, и оцет, аки сладкий сот тебе бысть. Мы же, терпению твоему удивляяся, вопием Богу, дивному во святых Своих: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия свет слепотствующим очесем мучителей твоих, егда ты, святый мучениче, имя Господа Иисуса призвал еси. Сего ради тебе, славному угоднику Божию и чудотворцу, взываем:

Радуйся, скорый наш пред Богом заступниче и ходатаю.

Радуйся, о душах наших теплый предстателю.

Радуйся, недужных молитвою своею исцеляяй.

Радуйся, раны душевныя и телесныя врачуяй.

Радуйся, веру нашу укрепляяй.

Радуйся, надежду нашу утверждаяй.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 7

Хотяще прославити Бога, укрепляющаго избранныя Своя, жена некая, именем Стефанида, пришедши на место мучения твоего и велию терпению твоему удивляяся, виде венцы нетленныя с небесе сходящия. Сие убо благоговейно зряще и Бога в сердце своем славяще, возопи: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показа безчеловечия ярость злобный мучитель, егда юную Стефаниду, похваляющую страдания твоя, мучениче Христов Викторе, повеле, приклонив ветви древес, привязавши, разсещи. Мы же, подвиг святыя мученицы славяще, ублажаем купно с нею страдания твоя, страстотерпче, вопиюще:

Радуйся, жертвою благоприятною, якоже Авелево приношение, Богу бывый.

Радуйся, праведности и благих дел, якоже Ной, исполненный.

Радуйся, в вере Аврааму подражаяй.

Радуйся, Иову в терпении последствуяй.

Радуйся, якоже Давид, все упование свое на Господа возложивый.

Радуйся, лик мученический восполнивый.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 8

Странно бе видети и слышати языком, неведущим Божией силы, како в слабом человечестем телеси возможно таковыя претерпевати за Христа муки. Мы же, славяще Бога, даровавшаго святым мучеником таковую крепость, с любовию взываем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь радости божественныя исполнился еси, святый мучениче, егда повеление мучителя на мечное твое усечение услышал еси. Мы же, страдания твоя воспоминающе, и велие терпение твое похваляюще, глаголем:

Радуйся, веру, надежду и любовь до конца сохранивый.

Радуйся, венец мученический от руки Вседержителя приемый.

Радуйся, в невечернем дни Царствия Христова водворивыйся.

Радуйся, во обителех райских на Небеси вселивыйся.

Радуйся, усердно у престола Божия о нас молящийся.

Радуйся, о призывающих тя непрестанно пекущийся.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 9

Всякия беды и напасти избави нас молитвами твоими, страстотерпче святый Викторе, велие бо имаши дерзновение пред Господем, за Негоже и душу свою положил еси, взывая непрестанно: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не возмогут изрещи тебе достойныя хвалы мучениче славный, многих ради подвигов и страданий, ихже за Христа подъял еси волею. Сего ради мы, недоумевая восхвалити тя по достоянию, воспеваем сице:

Радуйся, веры христианския исповедниче неустрашимый.

Радуйся, воине Христов непобедимый.

Радуйся, благонадежный помощниче всем за истину терпящим.

Радуйся, скорый утешителю в беде сущих.

Радуйся, Церкви Христовы защитниче.

Радуйся, всех православных заступниче.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 10

Спасения и вечныя радости достигше по мнозех страданиях Христа ради, ты, святый мучениче, научаеши и нас вся, ради Бога, благодушно претерпевати и на Него единаго все упование свое возлагати, воспевая песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и прибежище к тебе притекающим ты еси, угодниче Божий, молишися бо непрестанно Христу Богу нашему за всех почитающих страдания твоя. Приими убо, мучениче многострадальне, и от нас грешных сия убогия похвалы:

Радуйся, яко возлюбил еси живот вечный паче временнаго.

Радуйся, яко Царствие Небесное предпочел еси славе человечестей.

Радуйся, яко страдании твоими снискал еси нескончаемую радость.

Радуйся, яко вкусивши смерть мученическую, прешел еси к блаженному безсмертию.

Радуйся, горняго Сиона наследниче.

Радуйся, Христовы Церкви велие удобрение.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 11

Пение Пресвятей Троице воздал еси, святый мучениче Викторе, не словом точию, но живым всего себе в жертву принесением: Творца бо своего паче всего возлюбил еси и Ему единому добре послужил еси, поя со умилением: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемный светильник истиннаго света сущим на земли являешися, богоизбранне Викторе, просвещаеши бо сердца верных и к разуму Божественному наставляеши вопиющих ти с любовию таковая:

Радуйся, Подвигоположника Христа последователю.

Радуйся, жития непорочнаго рачителю.

Радуйся, кротости и смирения образе.

Радуйся, послушания и терпения учителю.

Радуйся, светило благочестия немерцающее.

Радуйся, звездо, ко спасению путь верный показующая.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 12

Благодать Божественнную испроси нам, мучениче Христов, много бо может молитва праведнаго ко благосердию Владыки, не возгнушайся нашея греховныя нечистоты, но буди нам во всем помощник и к покаянию благий наставник, научая милующему нас Богу воспевати: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще многострадальныя подвиги твоя, славный страстотерпче, хвалим долготерпение твое, ублажаем мученическую кончину, почитаем священную память твою и в похвалу сицевая тебе зовем:

Радуйся, во страдании своем доблесть чудную явивый.

Радуйся, язвы Господа Иисуса Христа на теле твоем носивый.

Радуйся, наследие Царствия Христова стяжавый.

Радуйся, в дому Отца Небеснаго обитель себе сотворивый.

Радуйся, яко тобою Бог прославляется.

Радуйся, яко тобою демоны посрамляются.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 13

О всеблаженный святый мучениче Викторе, приими сие наше хвалебное пение, от умиленнаго сердца тебе приносимое, и избави нас от всякаго зла твоим теплым к Богу ходатайством, да с тобою и всеми святыми воспеваем победную песнь: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Святой мученик Виктор, память которого празднуется 11 / 24 ноября, был родом из Италии. В царствование императора Марка Аврелия Философа (161-180) он служил в Дамаске (Сирия), в войске, которым командовал военачальник Севастиан. Виктор был христианином и не скрывал этого - открыто перед всеми исповедовал всесвятое имя Иисуса Христа.

Когда Марк Аврелий начал гонение на христиан, то по всем воинским частям был разослан его приказ, повелевающий воинам совершить жертвоприношения, что являлось проверкой их преданности богам Рима, императору и отечеству. Уклонившихся от этого действа было велено предавать тяжким мучениям.

Когда дошел черед до Виктора, Севастиан вызвал его к себе и приказал принести жертву богам. Святой, не колеблясь, отказался подчиниться приказу: «Я теперь уже воин не вашего земного царя, но Небесного. Если же я и был временно воином вашего царя, то никогда не переставал служить моему Царю и теперь не оставлю Его и вашим идолам не принесу жертвы».

Видя, что никакие уговоры не помогают, Севастиан приказал подвергнуть ослушника пыткам - святому Виктору сломали пальцы и вывернули их из суставов… С Божьей помощью Виктор прошел сквозь все пытки невредимым и по-прежнему был неколебим.

Тогда Севастиан призвал к себе чародея и приказал ему отравить воина-христианина. Чародей сварил мясо, смешал его со смертоносным ядом и дал святому. Помолившись, Виктор съел отравленное мясо и… остался жив. То же повторилось и в другой раз. Эти чудеса и слова мученика «ваш яд бессилен против силы Жизнодавца Господа моего» так подействовали на чародея, что тот поспешил отказаться от волхвований и стал христианином.

Севастиан, видя, что даже яды не могут повредить святому, приказал подвергнуть его еще более страшным мучениям: из тела Виктора стали вытягивать жилы… Потом его бросили в кипящее масло… Затем страдальца повесили на дереве, опаляя его тело свечами… От бессилия и злобы ему в конце концов выкололи глаза.

Повесив святого вниз головой, истязатели ушли и три дня не приходили к месту мучений. На четвертый день воины вернулись, чтобы убедиться в смерти Виктора. Увидев его живым, они испытали такой ужас, что в одночасье ослепли. И только по молитве святого мученика Всемогущий Господь возвратил им зрение. Вернувшись к Севастиану, воины рассказали обо всем, что с ними случилось, призывая военачальника к милосердию. Но пришедший в неописуемую ярость Севастиан уже не слушал их - он отдал еще более чудовищное повеление: содрать со святого кожу!

На месте мучений святого Виктора присутствовала молодая жена одного из воинов по имени Стефанида, тоже христианка. По Божьему произволению ей открылось такое чудо: она увидела два прекрасных венца, спускающихся с неба; один из венцов, который несли двенадцать ангелов, опускался на голову мученика Виктора, а другой, меньший, - на ее главу.

Изумленная видением и сострадая мученику, Стефанида заступилась за него и стала громко прославлять его имя, за что была схвачена воинами и приведена к Севастиану. Узнав, что ей только около 16 лет, военачальник стал уговаривать ее принести жертву, не губить своей молодости и пожалеть своего мужа, с которым она прожила всего полтора года.

Невзирая на сладкозвучные речи Севастиана, Стефанида открыто прославила Христа и предпочла умереть, но не приносить жертву идолам: «Ты и твои боги исполнены лжи. Я же говорю тебе истину, ибо мой Господь истинный и в Нем нет неправды. Не принесу жертвы ложным богам, но хочу быть приятной жертвой Истинному, живущему на Небе Богу, дабы не лишиться уготованного мне венца в Его Царстве».

Тогда мучитель повелел привязать Стефаниду к двум согнутым пальмам, которые, распрямившись, разорвали мученицу. После чего обезглавили и святого мученика Виктора.

Святые мученики Виктор и Стефанида пострадали за Христа в 175 году.