Икона богородица млекопитательница что она означает. Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Млекопитательница»

  • 22.08.2019

Предание

История иконы Божией Матери «Млекопитательница» связана с деяниями двух почитаемых, соименных друг другу восточных святителей.

Святой Савва Освященный (+532), один из основателей общежительного монашества и составитель известного иерусалимского устава, по преданию, долго сохранившемуся в Хиландарской обители, перед своим исходом из жизни временной оставил удивительное завещание, похожее больше на пророчество. Он открыл братии, окружавшей его смертный одр, что Лавру со временем посетит царственный паломник из Сербии по имени Савва, и ему должна быть дарована в благословение чудотворная монастырская икона Богородицы «Млекопитательницы». Со времени произнесения этого предсказания святыня около семи веков находилась в Лавре святого Саввы Освященного под Иерусалимом.

В первой половине XIII века Палестину посетил святитель Савва, первый архиепископ Сербии, младший сын Немани, основателя сербской королевской династии. Посещение прославленного владыки было воспринято как исполнение древнего пророческого завещания святого Саввы Освященного, и святителю, вместе с чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Троеручица», Лавра благословила и образ «Млекопитательницы». На обратном пути из Палестины в Сербию святитель Савва посетил Святую Афонскую Гору, где им был основан Хиландарский монастырь. Именно этой обители он и оставил в неотъемлемое наследство и украшение икону Божией Матери «Млекопитательница», поставив ее в церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней находился Типик (устав) святителя Саввы. В знак особого почитания чудотворная иерусалимская святыня была поставлена в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно помещают икону Святой Троицы или образ Спасителя. В хиландарской церкви икона Господа Вседержителя занимает место по левую сторону от царских врат в иконостасе, то есть там, где должна стоять икона Богоматери.

Особое почитание образ «Млекопитательницы» приобрел среди южан - народов Италии, Греции, Балкан, для которых эта святыня являлась родной, а также служила памятью о Святой Земле. На Руси икона Божией Матери «Млекопитательницы» не получила большого распространения, видимо, из-за сугубо «прикладного» ее понимания как моленного образа для кормящих матерей.

Празднование в честь чудотворной иконы Богородицы «Млекопитательницы» совершается 25 января (12 января по старому стилю), в день памяти святителя Саввы Сербского, особо послужившего ее прославлению.

Иконография

Икона Божией Матери «Млекопитательницы», по-гречески «Галактотрафусы», изображает Богородицу, кормящую грудью Младенца Иисуса.

Одним из чтимых образов «Млекопитательницы» является фреска в верхней части южной стены притвора сербской церкви Богородицы Одигитрии в Пече (ок. 1330 г.). Богоматерь представлена сидящей на престоле под киворием с подвешенной к нему лампадой и кормящей Младенца, расположенного у Нее на коленях. С обеих сторон от престола изображены два поклоняющихся ангела.

Вверху изображения написаны слова последнего стиха каждого икоса акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная». Эта надпись, заключающая в себе смысл всего Великого Богородичного акафиста, свидетельствует о большом почитании в Сербии образа «Млекопитательницы». Сам факт изображения кормящей Божией Матери на престоле под киворием говорит о глубоком символическом значении, которое придавалось этой иконе у сербов: Божия Матерь, из Которой «течет мед и млеко» (стих 6 икоса), мыслилась Подательницей Жизни вечной, образом Рая.

Списки с иконы

Один из наиболее известных чудотворных списков иконы Богородицы «Млекопитательницы» находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания этого образа неизвестно. По преданию, он принадлежал одному афонскому подвижнику, схимонаху Игнатию, который в 1848 году был послан в Россию для сбора пожертвований в пользу обители. От иконы было множество чудес в русских и украинских городах. В частности, в

Харькове произошло чудо поражения обеих рук некоего столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, и чудесное исцеление согрешившего после молебного пения перед святым образом.

В Италии почитаемый образ «Млекопитательницы» находится в базилике Сан-Джованни-Эванджелиста Равенне.

Другие чтимые списки иконы «Млекопитательницы» прославились в Москве и Одессе. Их история связана с именем преподобного Гавриила Афонского, настоятеля Свято-Ильинского скита.

В главном приделе московского Богоявленского собора хранится икона Божией Матери «Млекопитательницы» с предстоящими святителем Николаем Чудотворцем и пророком Иоанном Предтечей. Пресвятая Богородица изображена с короной на голове, которую поддерживают коленопреклоненные Ангелы. Надпись на иконе гласит: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память двухмесячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».

Одесский образ находился до революции на Ильинском подворье в Одессе в великолепном трехпрестольном храме, построенном в 1894-1896 годах прп. Гавриилом Афонским. Главный престол собора был освящен во имя иконы Божией Матери «Млекопитательница». В настоящее время в этом храме, преосвященном в честь святого пророка Божия Илии, образу «Млекопитательницы» посвящен правый придел, а сама икона, привезенная преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском одесском мужском монастыре. В киоте иконы хранятся редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы.

В России известны еще два образа Божией Матери «Млекопитательницы», прославившиеся чудотворениями. Один из них являлся афонским списком чудотворного образа, посланным в 1860-м году в Курскую губернию. Второй образ - обретенный. Он был обнаружен в 1650 году на высоком дереве в двадцати верстах от города Минска. Вскоре на этом месте был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, помогавшей при избавлении от различных бед и недугов, спасавшей людей во время нашествия шведов.

Тропарь, глас 1

Без Семене от Божественнаго Духа, / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матери прежде век суща, / нас же ради из Тебе без отца бывша, / плотию родила еси и Младенца млеком питала еси. // Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.

Кондак, глас 5

Душ наших чувствия очистивше, / узрим на иконе таинство преславное, / Творца Вселенныя и Господа вышних сил, / во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, / и, со страхом и радостию поклоняющеся Тебе / и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: // радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих: зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа: аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов м дщерей человеческих зриши: темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и состадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившыя их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави, даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающыя их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающыя нас болезни скоро исцели, належащыя на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих, услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших, вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную Надежду рода нашего, во веки веков.

Икона Божией Матери «Млекопитательница» легко узнаваема. На ней Дева Мария кормит Сына грудью. Это очень редкий иконографический экземпляр и согласно некоторым преданиям первым местом его нахождения стала лавра Саввы Освященного, которая располагалась на расстоянии 18-ти вёрст от Иерусалима.

В 13-м веке туда прибыл тёзка основателя лавры, святой Савва архиепископ Сербский, который приходился сыном правителю Сербии. Савва Освящённый предвидел его появление, и монахи, следуя указаниям, которые он оставил при жизни, вручили потомку государя «Млекопитательницу» и «Троеручницу» (второй образ был передан по собственному желанию иноков).

После этого икона оказалась в Хилендарском монастыре (гора Афон), где она остаётся до сих пор. Примечательно, что «Млекопитательница» и изображение Господа Вседержителя в иконостасе поменяны местами в сравнении с обычным вариантом: Богородица – слева, а Спаситель – справа.

Значение образа

Материнское молоко – это символ всего ценного, что дарит мать ребёнку после его рождения, а сам процесс кормления приравнивается к великому таинству. Многие, из молящихся перед этой иконой, полагают, что именно таким должно быть лик матери, не тяготящейся своим материнством, испытывающей от него радость. Тогда и само кормление будет актом полным тепла, искренней любви и заботы.

В этом изображении сочетается одновременно несколько образов Девы Марии:

  • Мать – окружающая дитя своей любовью;
  • Кормилица – помогающая напитать младенца;
  • Заступница – защищающая от болезней и недугов, а также от бед и напастей.

Поэтому её покровительство так необходимо всем женщинам и их чадам.

Списки с иконы

Образ Марии на иконе Божией Матери «Млекопитательница» и списках с неё сопровождается изображением солнца и луны, на которых имеются соответствующие надписи. Но есть ряд икон, где Богородица изображена зеркально и ей сопутствует другая символика. Некоторые из них относят к числу чудотворных.

Один из списков «Млекопитательницы» хорошо известен в России. Время его обретения относят к 1650-му году. Икона была обнаружена в ветвях высокого дерева, находящегося в селе Крестогородск (окрестности Минска). На этом месте позднее была установлена церковь Успения Божией Матери. Сам образ разместили над царскими вратами, но по определённым дням его спускали, давая возможность верующим приложиться к ней. Иногда такое прикосновение помогало в излечении тяжёлых заболеваний.

Московскими копиями иконы владеют Богоявленский собор и храм Святителя Николая. Ещё один список можно обнаружить, если посетить Свято-успенский мужской монастырь, расположенный в Одессе. Там же, перед ликом Богородицы размещена небольшая часть ризы Иисуса.

О чём молиться

Иконе Божией Матери «Млекопитательница» следует приносить молитвы об избавлении от трудных родов, о том, чтобы грудное молоко всегда появлялось в достаточном количестве, а также о сохранении младенцев от всяких хворей. Ввиду этого, к ней обращаются, прежде всего, беременные девушки, волнующиеся о будущем своего малыша, а также недавно родившие, которые хотят снискать благополучия ребёнку, либо разрешить возникшие проблемы.

Кроме того, «Млекопитательница» может пособить тем, у кого были обнаружены проблемы со здоровьем, связанные с молочными железами, либо страдающим от гинекологических заболеваний.

Образок Богородицы часто советуют положить в карман родильной одежды, чтобы во время родов боль отступила. Наконец, Богоматерь может напитать не только материально, но и духовно, поэтому она помогает обрести взаимопонимание и спокойствие в семейной жизни.

Но в любом случае, образ требует вежливого и почтительного обращения, искренности в молитве и чистоты помыслов. Чтобы получить помощь, следует полностью сосредоточиться на волнующей проблеме, а лишь потом обращаться к Царице Небесной.

Одна из самых трогательных картин, которая никого не может оставить равнодушным - мать кормит младенца грудью. В православии существует почитаемая икона - «Млекопитательница». Единственная в своем роде, показывает самую сокровенную часть отношений между женщиной и ее ребенком. Неудивительно, что в народе она пользуется особой популярностью.


Как появилась

На этот счет существует несколько версий. Почитание Святой Марии, которая кормит Младенца, имеет очень древнее происхождение. Во всяком случае, это полностью справедливо для западной церкви, ведь Россия приняла христианство намного поздней остального мира (почти тысячу лет спустя). В Риме найдены настенные изображения, датируемые серединой II в., где Богородица прикладывает к груди Младенца.

  • В Египте существовал культ почитания Изиды, кормящей маленького Гора. Однако христианское почитание с языческим не имеет ничего общего. Икона «Млекопитательница» олицетворяет полное взаимное доверие между людьми и Богом, сотворившим всю вселенную, их теснейшую связь. Тогда как язычество - простой обмен приношений на «услуги» различных божков.

На Западе также известны мозаики, украшения с подобным сюжетом. Одна из самых знаменитых картин Да Винчи - Мадонна, кормящая Иисуса («Литта»). В 7 в. существовал даже культ молока Богородицы: паломникам показывают пещеру в Вифлееме, где родился Христос (соответственно, там Мать его кормила). Сейчас здесь церковь, принадлежащая католикам.

В середине 16 в. католический Собор запретил изображать обнаженные тела, как следствие уменьшилось количество икон, где Дева Мария кормит Сына.


Почитание в Восточной церкви

В Византии икона Божией Матери «Млекопитательница» появляется намного позже, только в 14 в. У Русской Православной церкви есть собственная история данного образа. Считается, что он был подарен преподобному Савве (родоначальник монашества в Греции). Перед смертью он распорядился, чтобы икону передали паломнику, который будет носить то же имя, что и он. Случилось это лишь через несколько веков. Лавру посетил Савва Сербский, которому была передана святыня.

Только после этого, в 1860 г., список попал в Россию, в Курскую область. Согласно преданию, икона «Млекопитательница» помогает матерям, у которых недостаточно молока. Сложным моментом для многих оказывается также отлучение от груди - и тут Богородица придет на помощь.

Еще один образ был обретен в Белоруссии, в 1650 г. На месте его появления заложили храм, а саму икону поместили высоко над центральным входом в алтарь. Чтобы прихожане могли приложиться, ее спускают на специальном устройстве.


Где поклониться образу

Первообраз иконы Богородицы «Млекопитательница» находится на Афоне, в церкви Хиландарского монастыря. Чудотворный список есть в Ильинском скиту, тоже на святой горе. В современной России, как ни странно, это довольно редкий образ. Возможно, Богородица так показывает свою печаль, ведь в стране как никогда высок процент абортов. Но в Богоявленском соборе Москвы такая икона есть, это список 19 в., привезенный из Греции.

  • Хотя в храмах образ этот встретишь нечасто, можно приобрести его для дома. Каждая будущая мать молится Богородице перед иконой «Млекопитательница» о том, чтобы выносить свое дитя. Также женщина может переживать из-за нехватки молока, а в этот период очень важно сохранять присутствие духа. Чтобы не поддаваться стрессу, необходимо обращаться за помощью к Царице Небесной.

Поскольку почитание иконы «Млекопитательница» имеет довольно древнюю историю, для нее написаны особые молитвы: величание, тропарь, акафист, канон. Ограничений на молитвы в домашних условиях нет. После прочтения одобренных Церковью молитв, каждая женщина сможет найти в сердце нужные слова, чтобы обратиться к Деве Марии. Она, как высшая Мать всех людей, обязательно найдет отклик на них в своем святом сердце!

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой «Млекопитательни ца»

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Млекопитательнице Спаса нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже благодать исцеления нам присно подаеши.

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на свя​тей иконе, на руках носящую и мле​ком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемило​стивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Тво​им из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на Матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыхании рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша к престолу Сына Твоего и Бога нашего, да ми​лостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ве​дущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую За​ступницу и верную надежду рода на​шего, во веки веков. Аминь.

Икона Млекопитательница - значение и в чем помогает was last modified: Июнь 12th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

История Млекопитательницы

Первоначально икона находилась под Иерусалимом в Лавре святого Саввы Освященного. Святой Савва Освященный, умирая (а было это в 532 году), оставил пророчество о посещении Лавры царственным паломником Саввой из Сербии и наказал даровать ему «Млекопитательницу» в благословение.
Минуло семь веков, шло четырнадцатое столетие.
И вот пророчество сбывается - святитель Савва, первый архиепископ Сербский посетил Палестину. Во исполнение завета Святого Саввы ему был дарован образ Божией Матери «Млекопитательница», а вместе с ним - чудотворная икона «Троеручица» и жезл игумена.
На обратной дороге из Палестины Савва Сербский посетил Святую Гору Афон, где основал Хиландарский монастырь. Вот здесь, в церкви Карейской Келии и оставил он святой образ «Млекопитательницы». В силу своей значимости, размещена икона была по правую сторону иконостаса (обычное место для икон Святой Троицы или Спасителя). День обретения иконы монастырем и стал днем празднования "Млекопитательнице".

Места поклонения Млекопитательнице

Во-первых, оригинальный образ в церкви Карейской Келии.

Списки с этой иконы, по древней традиции, на некоторое время ставятся под нее, тем самым, находясь в ее намоленной веками атмосфере, как-бы заряжаются от нее чудодейственной энергией.

Один из главнейших чудотворных списков с Хиландарской Млекопитательницы находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания его неизвестно. Этой иконой настоятель Ильинского скита отец Паисий благословил схимонаха Игнатия, посланного в 1848 году в Россию для сбора пожертвований в пользу обители.
Были зафиксированы многочисленные случаи чудесных исцелений при следовании Игнатия с иконой через Харьков, Елец, Тулу и Москву. Серебряная с позолотой риза «Млекопитательницы» украшена дорогими разноцветными камнями. На обороте иконы перечислены чудеса, бывшие от нее.

В городе Печ (на территории бывшей Сербии, а теперь в Косове), в церкви Богородицы Одигитрии имеется древняя фреска (ок. 1330 г.) с изображением Млекопитательницы. Богоматерь, кормящая младенца Иисуса, сидит на престоле под дарохранительницей. Слева и справа от нее два поклоняющихся ангела.
Православным сербам Богородица представлялась источником вечной жизни. «Радуйся, Невесто Неневестная» написано сверху на иконе.

Есть образ «Млекопитательницы» и в Италии, в базилике Сан-Джованни-Эванджелиста (Равенна).

В России иконы с таким сюжетом крайне редки.

В Москве, в Богоявленском соборе (ул. Спартаковская, 15) находится икона Божией Матери «Млекопитательница» - подарок Преподобного Гавриила Афонского (с 1887 года - настоятель Свято-Ильинского скита на горе Афон, с 1894 - архимандрит), о чем свидетельствует надпись на иконе. Над головой Млекопитательницы корона, которую держат коленопреклоненные Ангелы. Внизу, справа от Богородицы - святитель Николай Чудотворец, слева - пророк Иоанн Предтеча.

В Москве есть еще один список Млекопитательницы - в храме святителя Николая Чудотворца в Бирюлево (Булатниковский пр., д. 8а)

Чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», привезенная вышеупомянутым преподобным Гавриилом Афонским со Святой горы Афон, находится в Свято-Успенском мужском монастыре в Одессе (пер. Маячный, 6). Образу «Млекопитательницы» посвящен правый придел храма.
В киоте иконы расположены редчайшие святыни - часть ризы Христа Спасителя и хитона Пресвятой Богородицы.

Другой образ чудотворной иконы находится также в Одессе, в Свято-Ильинском мужском монастыре (ул. Пушкинская, 79), там же имеется аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница», где на обратной стороне имеется надпись, начертанная рукой самого преподобного Гавриила Афонского.

В 1650 году под Минском, в Крестогорском урочище на дереве была обнаружена еще одна икона Богоматери «Млекопитательница». В честь ее чудесного обретения здесь вознесся храм Успения Богородицы. Икона была размещена над царскими вратами и могла спускаться вниз, чтобы верующие могли к ней прикоснуться.

А в Туле (ул. Лизы Чайкиной, д.1), предпринимателем Василием Ивановичем Макарухиным, на предприятиях которого изготовлялась различная церковная утварь, в 1868 году был построен целый монастырь во имя образа Млекопитательницы. Это Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь - единственный в России удел Пресвятой Богородицы - Млекопитательницы, основанный в ее честь.
Имя главного спонсора строительства, в силу его скромности долгое время оставалось в тени. В 1879 году Василий Иванович переезжает из Москвы в монастырь на "иноческое" проживание, где и находится до самой своей смерти в 1890 году.

Ну и еще один монастырь со списком Млекопитательницы - Ново-Тихвинский женский монастырь в Екатеринбурге (ул. Зеленая роща, 1)

Молитва Млекопитательнице

"...Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих.
Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа.
Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже теплее припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкого недуга и горькия скорби избави.
Даруй им здравик и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою.
О Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающие нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и намощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков.
Аминь..."

Еще вариант молитвы -

"...О, Всепетая Мати, Млекопитательница Спаса нашего!
Услыши сердечная воздыхания наша, буди теплая Заступница и Молитвенница за нас пред Сыном Твоим и Богом, о еже избавитися нам от грех наших, да не пребудем вне чертога Его, но сподобимся со всеми святыми пети Ему:
Аллилуиа..."

Текст молитв не догма.
Всякий страждущий может дополнять их своими сокровенными пожеланиями, в частности, при бесплодии можно вставить, к примеру, такой текст: "...Всемилостивая Матерь Божья, радость материнства познавшая, помоги, заступись за меня перед господом нашим Иисусом Христом, дай мне благополучно зачать, выносить, родить и выкормить здоровое дитя, даруй мне это счастье, не оставь меня в печали моей...".
Ну, или кому как сердце подскажет.

)

Первообраз Божией Матери «Млекопитательница » — единственной православной иконы, изображающей Богородицу кормящей Божественного Младенца , хранился некогда в основанном Саввой Освященным монастыре, располагавшемся недалеко от Иерусалима. Святой Савва отошел к Господу в 532 г., завещав братии передать «Млекопитательницу» в благословение некоему знатному богомольцу царского рода, носящему то же имя, что и он — Савва.

Шесть столетий спустя явился в лавру на поклонение сербский подвижник Савва, сын короля, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась…

Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с другой иконой Божией Матери — «Троеручицей»), и игуменский жезл.

От святителя Саввы Сербского «Млекопитательница» перешла Хилендарскому монастырю на Афоне , к восстановлению и расширению которого он имел со своим отцом, в монашестве Симеоном, прямое отношение. Для монахов, желающих подвизаться в одиночестве, была построена ими отдельная от монастыря келия в центре Афона — Карее. Ее настоятель обладал полной независимостью. Связь с Хилендаром заключалась лишь в том, что настоятеля келии избирал и поставлял хилендарский игумен.

Для устроения монашеской жизни в келии святой Савва написал особый устав (Типик), ставший образцовым для сербского скитского монашества. Согласно ему монах, подвизающийся в келии, должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и принимать пищу в течение пяти дней лишь раз в день, а по понедельникам, средам и пятницам еще и без вина и масла.

В церкви при Карейской келии, названной впоследствии Типикарницею , так как в ней и находился Типик святителя Саввы, и была поставлена «Млекопитательница». Удивительно, но икону Божией Матери установили здесь не по левую сторону от царских врат, а по правую, где располагают обыкновенно иконы Спасителя и Пресвятой Троицы…

Обретение первой российской (Крестогорской) «Млекопитательницы» относят к 1650 г. Она была обнаружена на высоком дереве в урочище Крестогорск в 20 верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором она и была помещена над царскими вратами. Чтобы верующие могли к ней приложиться, был устроен особый механизм для спуска иконы вниз. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, упоминают, в частности, что она спасала людей во время нашествия шведов....

В середине XIX в. прославился еще один список «Млекопитательницы», привезенный в Россию схимонахом Ильинского скита на Афоне Игнатием. Он был послан в Россию для сбора пожертвований и был благословлен в путь этой иконой. В Харькове от нее было явлено первое чудо — у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки. Покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление, и за этим первым чудом последовало и множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве…

С Ильинским же скитом связывают происхождение известных икон Божией Матери «Млекопитательница», находящихся в Москве и Одессе. Настоятель скита Гавриил, причисленный ныне к лику святых, преподнес в 1894 г. список «Млекопитательницы» афонской работы «в дар и благословение в храм Богоявления, что на Елоховом поле» в память о двухмесячном пребывания «в оном храме» чудотворного образа из Ильинского скита.

В 1894-1896 гг. архимандрит Гавриил возвел на Ильинском подворье в Одессе великолепный трехпрестольный храм в византийском стиле. Главный престол в нем был освящен во имя чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». В храме помимо других святынь была помещена и привезенная с Афона икона Божией Матери «Млекопитательница». Сегодня она находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре.

На рамке ее укреплены редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы. В построенном архимандритом Гавриилом Свято-Ильинском соборе пребывает теперь другой, более поздний список иконы «Млекопитательница». В недавние времена была обретена и аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница» с надписью на обратной стороне самого преподобного Гавриила Афонского…

На отдельных списках иконы «Млекопитательница» могут быть начертаны по-гречески и в славянском переводе слова тропаря: «Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!».

К иконе Божией Матери «Млекопитательница» обычно обращаются за помощью кормящие матери. Считается, что она имеет особую благодать защищать матерей и детей...

Тропарь, глас 1

Без Семене от Божественнаго Духа, / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матери прежде век суща, / нас же ради из Тебе без отца бывша, / плотию родила еси и Младенца млеком питала еси. // Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.

Кондак, глас 5

Душ наших чувствия очистивше, / узрим на иконе таинство преславное, / Творца Вселенныя и Господа вышних сил, / во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, / и, со страхом и радостию поклоняющеся Тебе / и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: // радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице .

Акафист Божией Матери ради иконы Ея Млекопитательница

Кондак 1
Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои о явлении чудотворныя иконы Твоея. Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, соблюди и спаси от всяких бед рабы Твоя, с верою и любовию вопиющия Ти:

Икос 1
Архангел Гавриил с небесе прииде к Тебе, Богородице, благовестити непостижимое рождение от Тебе Бога Слова, и рече: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Темже и мы, смиреннии, дерзаем вопити к Тебе сице:
Радуйся, Ангелов радосте;
Радуйся, человеков спасение.
Радуйся, падшаго мира обновление;
Радуйся, средостения вражды разрушение.
Радуйся, пророческих глагол исполнение;
Радуйся, завета древняго пременение.
Радуйся, Агнца и Пастыря во чреве Твоем упасшая;
Радуйся, Творца небесе и земли плотию рождшая.
Радуйся, повившая Повивающаго небо облаки;
Радуйся, дланьма носящая на Херувимех Носимаго.
Радуйся, Питателя вселенныя млекопитавшая;
Радуйся, млеком Богопознания верных Питательнице.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 2
Видя Иосиф целомудренный Чистую Деву непраздну сущу, восхоте тай пустити Ю: уведев же во чреве имущу от Духа Свята, удивися непостижимей тайне воплощения, и до конца верен хранитель чистоты Твоея пребысть; мы же, грешнии, славяще еже о нас Господне смотрение, во умилении сердец наших благоговейно покланяемся Ти, вопия рождшемуся от Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 2
Разум человеческий недоразумевает постигнути велие таинство воплощения от Тебе, Пречистая, Христа Бога нашего, и Ангели небеснии недоуменно дивятся, како нас ради, человек, Владыки Христа с небесе на землю низхождение и от Девы воплощение бысть, мы же, земнороднии, Тебе благодарение приносяще, радостно глаголем:
Радуйся, праведных Иоакима и Анны святое прозябение;
Радуйся, неплодныя утробы плод благословенный.
Радуйся, в зачатии Твоем чудеснем прославленная;
Радуйся, в рождении Твоем благодатию Божиею осененная.
Радуйся, благовещение Архангелово во смирении радостно приемшая;
Радуйся, девство и деторождение пречудно в Себе сочетавшая.
Радуйся, Спасителя мира нетленно родившая;
Радуйся, Дево Пренепорочная и Богородице Пречистая.
Радуйся, Бога яко Отроча младо пастырем явившая;
Радуйся, Владыку, яко Первенца, праведному Симеону принесшая.
Радуйся, Кивоте Божества освященный;
Радуйся, Вместилище Божественных откровений.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 3
Сила Вышняго осени Тя, Марие Богоневестная, и Дух Святый найде на Тя с благовещением Архангеловым. Темже благодатию Святаго Духа осеняема, зачала еси во утробе Твоей и явилася еси одушевленный Кивот Слова воплощеннаго, Емуже прерадостно вопием: Аллилуиа.

Икос 3
Имущи любовь к человеком, искупленным Кровию Сына Твоего, Преблагая Владычице, прияла еси от Бога благодать покрывати род христианский, емуже в утешение икону Твою сию святую, чудес благодатию прославленную, милостиво даровала еси. Темже благодарственно вопием Ти:
Радуйся, пресветлая звездо, являющая миру Солнце правды;
Радуйся, преславная палато, в нюже вселися Христос.
Радуйся, от всех родов ублажаемая;
Радуйся, велие дерзновение к Сыну Твоему и Богу стяжавшая.
Радуйся, выну ходатайствующая пред Ним за род христианский;
Радуйся, присно умоляющая Его за люди согрешившия.
Радуйся, скорая наша Помощнице;
Радуйся, милостивая наша Заступнице.
Радуйся, грешников кающихся Споручнице;
Радуйся, сущих в скорбех и напастех Избавительнице.
Радуйся, твердое наше ограждение от находящих на ны озлоблений;
Радуйся, непостыдная наша надеждо.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 4
Бурное море преплыв, Савва Святый, Сербския Церкве первосвятитель, по завету великаго Саввы Освященнаго, благоговейно прият чудотворную икону Твою, Млекопитательнице, от рук преподобных отец Великия Лавры его и радостно возопи к Носимому на руках Твоих Сыну Божию: Аллилуиа.

Икос 4
Слышавше иноцы Святыя Горы, яко честная икона Твоя, Богородице, от Иерусалима к ним грядет, с радостию изыдоша в сретение ея, и узревше ю, руками святителя Саввы носимую, благоговейно поклонишася и с веселием сице Тебе вопияху:
Радуйся, являющая нам дивное заступление;
Радуйся, сладчайшее душ наших утешение.
Радуйся, Гору Афонскую благодатным Покровом осенившая;
Радуйся, иконы Твоя чудотворныя в ней умножившая.
Радуйся, от Иерусалима пришествием Твоим новое знамение милости Твоея нам явившая;
Радуйся, иконою Твоею насельников Святыя Горы благодатно озарившая.
Радуйся, странствия нашего тихое прибежище;
Радуйся, спасения нашего немолчная Ходатаице.
Радуйся, монахов премудрая Учительнице;
Радуйся, Святаго Афона Богодарованная Владычице.
Радуйся, затворников и отшельников сладкая Собеседнице;
Радуйся, иноков Прокровительнице.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 5
Боготечною звездою водимии волсви достигоша храмины, в нейже узреша Отроча с Мариею, Материю Его, и падше поклонишася Ему. Сего ради и мы, грешнии, предстояще честней иконе Твоей, Богомати, яко Самой Ти сущей и держащей на объятиих Твоих Богомладенца, со умилением поклоняемся Ему, непрестанно вопиюще: Аллилуиа.

Икос 5
Видяще, Владычице, святую икону Твою с Богомладенцем Иисусом, Егоже, яко блаженная Мати, от сосцу Твоею питаеши, величаем дивное смотрение Его о нас, грешных, и умиленно вопием Ти таковая:
Радуйся, Подательнице духовныя радости;
Радуйся, Агнице, рождшая Агнца Божия, вземлющаго грехи мира.
Радуйся, лествице Иаковля, земная с небесными соединившая;
Радуйся, в след Тебе девы Царю приводящая.
Радуйся, скорбных матерей утешение;
Радуйся, чад их благодатное охранение.
Радуйся, вдов скорая Заступнице;
Радуйся, сирых Питательнице.
Радуйся, алчущих Кормительнице;
Радуйся, болящих нечаемая Целительнице.
Радуйся, заблуждших Путеводительнице;
Радуйся, юных целомудрию Наставнице.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 6
Проповедуем милости, явленныя Тобою Святей Афонстей Горе, Богомати, и о Покрове Твоем всечестнем присно радуемся, видим бо, яко и ныне от иконы Твоея исцелений множество бывает всем верою просящим и умиленно вопиющим Богу: Аллилуиа.

Икос 6
Возсияла еси лучами предивных чудес Твоих, Богородице Дево, от иконы Твоея святыя, на нейже девственную лепоту Твою созерцающе, и рукама Твоима держимаго Краснейшаго паче сынов человеческих Богомладенца видяще, к славословию Твоему подвизаемся и тако глаголем:
Радуйся, цвете девства неувядаемый;
Радуйся, матерей славо и похвало.
Радуйся, Мироположнице благоухания Христова;
Радуйся, алавастре, на всяк недуг врачевания подающий.
Радуйся, Предстательнице у Престола Пресвятыя и Единосущныя Троицы;
Радуйся, стамно златая святых святейшаго Слова.
Радуйся, преукрашенный чертог Царя царей;
Радуйся, Горо Святая, н низхождением Божиим прославленная.
Радуйся, Церкве Христовы сияющая лепота;
Радуйся, всего мира удобрение.
Радуйся, Небесная Царице, паче солнца светлейшая;
Радуйся, Владычице, от всех чинов Ангельских поклоняемая.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 7
Хотящим нам, Богородительнице, благоговейно лобызати чудотворный Твой образ, не возбрани, Всеблагая, грехов ради наших, но, аще и недостойных, с любовию приими и вся прошения благая наша исполни; вемы бо, Царице, яко милосердие Твое неисчетно. Сего ради с упованием неотступным к Тебе прибегаем и, славяще чудеса Твоя, поем Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Новую милость явила еси, Богородице, егда неисчерпаемый источник исцелений и благодатную помощь всем с верою притекающим ко святей сей иконе Твоей даровала еси. Сего ради, благодаряще Тя и пречудному образу Твоему со умилением припадающе, хвалебно зовем Ти:
Радуйся, от горних высот всех нас Матернею любовию Твоею назирающая;
Радуйся, юдоль земную многоскорбную милосердием Твоим посещающая.
Радуйся, непрестанная спасения нашего Споспешнице;
Радуйся, дивный сосуд благодатнаго врачевания.
Радуйся, прославляющих Тя прославляющая;
Радуйся, и непочитающих иконы Твоея на покаяние призывающая.
Радуйся, во дни брани православным воином крепость подающая;
Радуйся, в дни мира сердца верных веселящая.
Радуйся, нагих и безкровных присно покрывающая;
Радуйся, сирот и вдовиц никогдаже оставляющая.
Радуйся, хождение хромым подающая;
Радуйся, очи слепым отверзающая.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 8
Странствие наше земное многоскорбное и многомятежное услаждаеши, Владычице, иконою Твоею святою, на нюже взирающе с верою и любовию, уповаем, яко имамы Тя на небеси Матерь и Покровительницу Всеблагую, присно споспешествующую нам в жизни сей и по смерти нас не оставляющую. О сем радующеся и из глубины сердца благодаряще Тя, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Вси роди христианстии присно блажат Тя, Богородицу сущую, и на лик Твой Пречистый благоговейно взирающи, с верою покланяются Тебе, яко Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. Темже и мы, грешнии, с любовию вопием Ти:
Радуйся, Царице, яко Преславная глаголашася о Тебе;
Радуйся, Владычице, яко небесная и земная пети Тебе не умолкают.
Радуйся, свеще неугасимая, весь мир сиянием Твоим озаряющая;
Радуйся, благоуханный крине девства и чистоты.
Радуйся, любве и милости источниче живоносный;
Радуйся, молитвеннице благоприятная за ны грешныя ко Христу Богу.
Радуйся, грешных ко Творцу приводящая;
Радуйся, праведный гнев Его на милость прелагающая.
Радуйся, ниво неоранная, клас спасительный миру израстившая;
Радуйся, Трапезо Пресвятая, Живоносный Хлеб нам даровавшая.
Радуйся, лествице, от тьмы греховныя ко спасению изводящая;
Радуйся, звездо Пресветлая, путь к небесем показующая.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 9
Всякая похвала не довлеет славе Твоей, Богородице Дево: Ты бо Сына от Духа Святаго зачала еси и невместимаго Бога во чреве вместила еси; Тобою спасение мира возвещается, падший же род человечь Пречестным Рождеством Твоим от вечныя смерти свобождается. Сего ради, из глубины души возсылаем Ти благодарственныя хваления и, яко избавленнии от злых, поем Богу: Аллилуиа.

Икос 9
Ветии многовещанныя не могут постигнути велию тайну Твоего приснодевства, Богородице, како в рождестве и по рождестве Дева пребыла еси. Мы же, верою православно величающе Тя, яко Приснодеву и Матерь Предвечнаго Живота, приносим Ти из глубины сердец исповедание наше и любовию вопием Ти:
Радуйся, иноков и инокинь православных благое наставление;
Радуйся, ревнующих о чистоте и целомудрии твердое ограждение.
Радуйся, девственных чинов Святая Предводительнице;
Радуйся, и брака честнаго защита и покрове.
Радуйся, Едина непорочная в женах;
Радуйся, нетленная и неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати.
Радуйся, в ложеснах Твоих Бога нетесно вместившая;
Радуйся, Матерним Твоим к Нему дерзновением спасение миру устрояющая.
Радуйся, яко о Тебе радуется Ангельский Собор;
Радуйся, яко о Тебе торжествует человеческий род.
Радуйся, всеми добродетельми преукрашенная;
Радуйся, от всех христианских родов почитаемая и блажимая.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 10
Спасти хотя мир, Христос Бог избра Тя, Пречистая, и из честных кровей Твоих истка Себе Плоть, явися на земли и спасение миру содела. Темже песнословим Тя, яко Всепетую Матерь Избавителя, благодарственно вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 10
Стену необориму и покров нерушимь имеют Тя, Богородице Дево, во иноческих обетех подвизающиися и Помощницу Державну вси, на Тя по Бозе все упование свое возлагающии, Тебе бо дадеся от Господа благодать молитвеннаго заступления, и Ты еси верных в девстве и чистоте утверждение. Темже и мы, грешнии, благоотишие душевное в Тебе обретающе, усердно взываем:
Радуйся, добре подвизающихся Ходатаице блаженнаго упокоения;
Радуйся, иноком, на плоть воинствующим, Подательнице блаженнаго упокоения.
Радуйся, безмолвствующим благодатное осенение;
Радуйся, старцев благоговейных отрадо и утешение.
Радуйся, стариц боголюбивых крепосте и утверждение;
Радуйся, юношей и дев в девственном житий заступление.
Радуйся, всяк возраст верных Матерняго благопопечения Твоего сподобляющая;
Радуйся, неверных в веру чудесы Твоими приводящая.
Радуйся, благочестивых домов покрове и благословение;
Радуйся, обидимых и гонимых готовое заступление.
Радуйся, обидящих грозное обличение;
Радуйся, враждующих любвеобильное примирение.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 11
Пение хвалебное приносим Ти, Христе Царю, в вертепе рождшемуся и во яслех возлегшему спасения нашего ради. Темже в песнех величаем и Пречистую Матерь Твою, Приснодеву Марию, пред честною иконою Ея возвещающе милости и чудеса, имиже обогатися вся вселенная. Ты же, Всеблагая, Сама научи нас выну взывати Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светлыми лучами чудес Твоих, Богородице Дево, мрак греховный отгоняеши, всех нас на стезю спасения поставляющи. Темже молим Тя, Всеблагая, приведи нас к тихому пристанищу Твоему, да со умилением приносим Ти хвалебныя пения сицевая:
Радуйся, Пренепорочная Владычице, Солнце Правды верным возсиявшая;
Радуйся, плачущим и скорбящим небесное утешение низпосылающая.
Радуйся, нищих и убогих богатство неоснудеваемое;
Радуйся, подвижников благочестия во брани духовней твердое укрепление.
Радуйся, предстательство к Богу наше крепкое;
Радуйся, в час кончины ограждение наше необоримое.
Радуйся, в райских селениих ходатайством Твоим нас водворяющая;
Радуйся, благочестно живущим Матернее милосердие являющая.
Радуйся, от востока до запада непрестанно славимая;
Радуйся, от Ангел и человек в песнех радостно превозносимая.
Радуйся, рук наших дела исправляющая;
Радуйся, скорби лютыя в радость претворяющая.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 12
Благодать и милость испроси, Преблагословенная Мати, от Сына Твоего, Христа Бога нашего, и, воздевающи к Нему Богоприемныя руце Твой, умоли Его вся ны спасти и избавити от гибели вечныя: много бо может молитва Твоя Матерняя ко благосердию Владыки; темже радующеся, поем рождшемуся из Тебе: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Преславная чудеса Твоя, Богородице Дево, от иконы Твоея святыя присно являемыя, величаем Тя, возвеличившую род наш. Ты же, Всеблагая, освяти и спаси вопиющия Ти сицевая:
Радуйся, Мати, без отца Предвечнаго Сына родившая плотию;
Радуйся, яко Тобою печали наша утоляются.
Радуйся, Живоносный милостей источник всем к Тебе прибегающим;
Радуйся, лучезарный светильниче омраченных душ наших.
Радуйся, пророческая светлая похвало;
Радуйся, апостольская нетленная славо.
Радуйся, мучеников утешение;
Радуйся, святителей укрепление.
Радуйся, неотступная Хранительнице иноческих обителей;
Радуйся, праведных непрестанное радование.
Радуйся, мира Владычице;
Радуйся, яко Тобою спасение миру содевается.
Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 13
О, Всепетая Мати, Млекопитательнице Спаса нашего! Услыши сердечная воздыхания наша, буди теплая Заступница и Молитвенница за нас пред Сыном Твоим и Богом, о еже избавитися нам от грех наших, да не пребудем вне чертога Его, но сподобимся со всеми святыми пети Ему: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва Пресвятой Богородице пред иконою Ея «Млекопитательница»
О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая и Милостивая Млекопитательнице ! С любовию и благоговением припадающе ко святому и чудотворному образу Твоему, на немже видяще всех Творца и Господа, яко Младенца пречистым млеком Твоим питаема, благохваления и поклонение приносим Ти грешнии и недостойнии раби Твои и слезно молим Тя: не остави нас без Твоея помощи и заступления! Се бо грехми и страстьми разслабленни есмы и гладом духовным погибающе, алчем и жаждем пищи небесныя. Оскуде бо в нас вера, упование благое, любовь и благочестие. Несмысленни и младоумни есмы, зане присно умом и деянми младенствуим, и воли Божией не творим, ниже разумеем, что есть благое или злое. Ты же, о Царице Небесная, Питательница жизни нашея, покровом милости Твоея покрывающая вселенную всю, напитай нас от источника благости Твоея млеком Богопознания, да возрастаим в страсе Божии и смиренномудрии. Ты еси миро, излиянное любящим Тя рабом Твоим, росою молитв Твоих Богоматерних ороси нас, да принесем Богу плоды покаяния и житие нескверное. Укрепи нас малодушных, омраченных грехми просвети, востание страстей наших утоли, ко спасению вечному окорми, немощи естества нашего исцели и не остави до конца погибнути рабы Твоя, Ты бо еси едина Заступница наша и Упование, и вси надеющиися на Тя не постыдятся. Яко да Твоими теплыми молитвами в день Страшнаго Суда Христова избавимся будущаго осуждения и нескончаемыя муки, сподобимся же избранных радости и веселия вечнаго, во еже со всеми святыми воспевати Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава и благодарение, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Тропарь Божией Матери ради иконы Ее «Млекопитательница»
Тропарь, глас 3:
Без семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси Сына Божия, от Отца без Матере прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси. Темже не престай молити избавитися от бед душам нашим.

Кондак, глас 5:
Душ наших чувствия очистивше, узрим на иконе таинство преславное, Творца Вселенныя и Господа вышних сил, во объятиих держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Млекопитательнице Спаса нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже благодать исцеления нам присно подаеши.

Млекопитательница (Монастырь Хиландар)