Сходства и различия "монархии" от "республики".

  • 19.07.2019

Период расцвета монархии - это рубеж Нового времени. Именно тогда проявилось отличие монархии от республиканской формы правления и выработаны важнейшие ее разновиднос­ти: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конститу­ционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом).

Каковы общие черты монархической формы правления неза­висимо от ее разновидностей? Во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя воз­можны варианты, когда началу той или иной монархической ди­настии кладут выборы(дом Романовых в России). Монарх приоб­ретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву («милостью Божией», как обыкновенно указывается в его титуле или в случае избрания - «милостью Божией и волей на­рода») 4 . Монарх не несет никакой юридический ответственности за свои политические действия. В «Утвержденной Грамоте» на Михаила Романова возлагалась «ответственность в своих делах перед единым небесным царем». В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права только с его воле­изъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилова­ния. На международной арене, в сношениях с другими государ­ствами, монарх единолично представляет свое государство. Он пользуется титулом князя, герцога, короля, царя, императора и получает значительное содержание из государственной казны, а также имеет право на особую охрану.

При неограниченной абсолютной монархии всеми указанны­ми выше правами монарх пользуется безусловно и неограничен­но (отсюда иназвание) независимо от какой-либо иной власти. При ограниченной - посредством или при обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха. Аристотель в классификации монархий исходил из пси­хологических оснований - монархия из «правильной» формы правления превращается в «неправильную» - тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует личные корыстные интересы и правит по произволу. Сегодня принимаются в расчет юридические основания. Конституционную монархию подразде­ляют на представительную (дуалистическую) и парламентарную. И в той и в другой монарх делит власть с парламентом.

В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Италия, Ру­мыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответст­венных перед ним министров и иных должностных лиц (губерна­торов префектов и т.п.). Ему принадлежат право вето и право не­ограниченного роспуска парламента. Впрочем, в законодательной сфере право представительного органа гарантируется полномочи­ем вотировать бюджет.

В парламентарных монархиях (современные Англия, Бель­гия, Норвегия, Швеция) назначенные главой государства мини­стры зависят от вотума доверия парламента. Монарх имеет право отлагательного вето лишь в отдельных случаях, предусмотрен­ных законом. Повеления монарха приобре­тают юридическую силу лишь будучи контрассигнованными со­ответствующим министром. Правовое положение монарха сущест­венно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует личную жизнь монарха (брак дворцовая служба и т.п.). Складывается положение, характеризующееся известной формулой: «Царствует, но не уп­равляет». Сказанное не означает, что фигура монарха становится чисто декоративной. Как показывает опыт последнего времени монархическую форму правления, считавшуюся в советский пери­од некоей политико-правовой окаменелостью, не следует спешить списывать как безнадежную архаику. Эта форма правления, на­считывающая не одну сотню лет истории, таит в себе немало жиз­ненных потенций. Народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. После распада СССР неко­торые страны СНГ подумывают о введении монархического строя. В обстановке кризиса национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх - «отец нации», «стоит над политическими страстями не принадле­жит ни к какой партии», «неподкупный арбитр в различного рода спорах и трениях». А главное, что особенно привлекает в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх - «символ единстванации и стабильного правового порядка». Нередко обра­щаются к позитивному опыту решения многих проблем, найден­ному в рамках монархизма: проблем экономики, финансов, жизненного уровня, самоуправления, национального представительства и т.п.

Подводя итог рассмотренных во второй главе вопросов заключим, что монархия – это, по выражению философа И.А. Ильина 5 , «органическая» форма правления, требующая религиозных начал, особой обществен­но-психологической атмосферы и т.д. Ее нельзя «вводить» про­извольно, «объявлять» монархом случайное или не подготовлен­ное соответствующим образом лицо, монархия, как форма правления, весьма неоднородна гибка и изменчива.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика монархии и республики 5
1.1. Монархия 5
1.2. Республика 19
2. Сравнение монархической и республиканской форм правления 26
2.1. Плюсы и минусы монархии относительно республики 26
2.2. Сравнительный анализ монархии и республики 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

ВВЕДЕНИЕ
Традиционно сложилось понимание о двух разновидностях форм правления: монархии и республике. Монархия характеризуется наличием главы государства (царь, король и пр.), которому власть передается по наследству.
Республиканская форма правления, в свою очередь, предполагает избрание высших государственных органов населением данного государства.
Монархии традиционно делят по степени концентрации власти на абсолютные и ограниченные (дуалистические, конституционные (парламентские)). Республики бывают президентскими и парламентскими, в зависимости от концентрации власти в руках того или иного органа.
Следует отметить, что такая классификация достаточно условна и чистых типов практически не существует. Как отмечает А.В. Малько, "в реальной жизни нет форм правления вообще, существующих независимо от конкретной государственно-правовой системы в некоем обобщенном виде. Нет абстрактных монархических или республиканских форм, это теория. На практике же существуют формы правления тех или иных государств, а также их конкретные, обусловленные различными причинами объективные и субъективные разновидности".
Монархии и республики противопоставляют друг другу и сегодня, некоторыми учеными даже высказывается мнение, что монархия является оптимальной формой правления для современной России, учитывая ее историческое прошлое.
Данной проблематике посвящены работы таких авторов как Матузов Н.И., Малько А.В., Бредихин А.Л., Нерсесянц В.С., Руденко В.Н., Чиркин В.Е., Безруков А.В., Авдеев Д.А., Баглай М.В., Бредихин А.Л., Кириенко Г.С. и др.
Целью курсовой работы является изучение соотношения монархической и республиканской форм правления.
Объектом исследования настоящей курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в обществе при монархической и республиканской формах правления.
Предметом - монархическая и республиканская форма правления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности монархии,
- изучить особенности республики,
- рассмотреть плюсы и минусы монархии относительно республики,
- провести сравнительный анализ монархии и республики.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.

1. Общая характеристика монархии и республики

1.1. Монархия
Древнейшей формой правления является монархия.
В странах с монархической формой правления главой государства является монарх. Его власть юридически считается непроизводной от какой-либо другой власти, государственного органа или избирательного корпуса.
Он властвует не в результате получения мандата избирателей или назначения его в качестве главы государства парламентом, а по собственному праву. Поэтому монарх формально считается источником всей государственной власти в стране. От его имени осуществляется государственное управление, отправляется судопроизводство. Правительство любой монархии именуют не иначе как "правительство Его Величества".
"В его руках, - писал о монархе крупнейший русский государствовед Н.М. Коркунов, - видимым образом сосредоточиваются все различные элементы государственной власти. Он имеет право участвовать в распоряжении всеми проявлениями государственной власти. В этом смысле можно сказать, что в монархии ни один акт государственной власти не совершается помимо или против воли монарха. Не всегда власть монарха безгранична. Но будет ли монарх абсолютным или ограниченным властителем, он все-таки имеет право участвовать так или иначе во всех проявлениях государственной власти, что и придает ему значение видимого главы и сосредоточения всей государственной деятельности".
Монархическая форма правления характеризуется следующими признаками:
1. Существование единоличного носителя верховной государственной власти; монарх - единственный источник власти, единственный субъект государственного суверенитета.
2. Пожизненная принадлежность власти монарху, законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах.
3. Династическое наследование верховной власти монарха,
4. Власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (т. е. подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т. п.).
5. Монархическая форма правления характеризуется юридической безответственностью монарха, т. е. монарх не несет юридической, а также политической ответственности за результаты своего правления. Однако существовал и существует ряд монархий, организация государственной власти которых не характеризуется всеми вышеперечисленными признаками.
Так, например, в Византии из ста девяти царствовавших императоров семьдесят четыре были убиты. Во всех семидесяти четырех случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. При коронации императора Цхимисхия патриарх Полуевкт даже провозгласил новый догмат: «Таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства», т. е. победителей не судят. Римские легионеры назначали и смещали императоров.
Как свидетельствуют историки, арагонские феодалы возводили королей по формуле: «Мы, которые стоим столько же, сколько и Вы, и которые можем больше, чем можете Вы, мы назначаем Вас нашим королем и сеньором при том условии, что Вы будете соблюдать наши привилегии. А если нет, - то нет». Таким образом, история изобилует примерами отсутствия признаков монархии в государствах с монархической формой правления, а значит, вышеупомянутые признаки монархической формы правления не абсолютны.
Так, единоличность верховной власти - не характерный признак всех монархий. Если обратиться к истории Древнего Рима, то нельзя однозначно сказать, кем были римские консулы: двумя республиканскими полу царями, из коих ни один не был царем, или оба были срочными республиканскими чиновниками? В V-VI вв. среди франков различали «назначенных царей» («res designatus») и «освященных царей» («res consecratus»); при этом только вместе они составляли единого суверена. И в истории России известен пример занятия престола двумя царями одновременно (период правления Петра I и Ивана V с 1682 по 1696 г.).
На сегодняшний день Объединенные Арабские Эмираты - «коллективная монархия», в которой полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся эмиратов федерации, полномочия главы государства, кроме церемониальных, осуществляются ими совместно на заседании Совета эмиров. Аналогично неоднозначен и признак наследственности власти монарха. Известно, что в VII в. чешским королем был избран Сало; короли Кастилии и Арагона в XIII в. занимали престол по выбору. Золотая Булла 1356 г. Карла IV - Императора Священной Римской Империи Германской нации - устанавливала, что король избирается семью князьями-курфюрстами. Истории известны и так называемые выборные монархии. В частности, выборной монархией было Польское государство до его ликвидации и раздела между Россией, Австрией и Пруссией. Во времена, когда Тибет был независимым государством, его главу (далай-ламу) избирали (отыскивали), как и сейчас, среди малолетних детей. Вообще подобные процедуры назначения монарха можно назвать выборами с большой степенью условности. «Выборы» монарха не являются всеобщими, «корпус избирателей» весьма специфичен - его нельзя назвать народом, политическим сообществом. Вместе с тем есть все основания назвать еще один тип монархий, где совмещаются наследование трона и выборность монарха.
Так, например, в Малайзии - федеративном государстве, в состав которого входят султанаты и губернаторства, монарх избирается на пять лет из числа наследственных султанов девяти штатов (всего в стране 13 штатов, но главы четырех из них не являются наследственными султанами и в выборах не участвуют). На деле выборов нет. По списку совета правителей султаны занимают пост монарха по очереди. Выборность главы государства на определенный срок сближает данную форму правления с республикой, однако все же Малайзия - это монархия: избранными могут быть только наследственные султаны. Статус монарха, присвоенный главе малазийского государства, следует считать правовой аномалией. Он не имеет собственного права на власть в федерации, его полномочия производны от власти всего федеративного государства.
Бесспорным монархом он является лишь в пределах своего султаната. Не случайно в другой монархической федерации - Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) - главе государства не стали присваивать статус монарха и определили его как президента федерации. ОАЭ - это «коллективная монархия», где полномочия монарха принадлежат Совету эмиров. Это также сближает форму правления данной страны с республиканской и может быть веским основанием для отнесения ОАЭ к числу номинальных монархий. Вместе с тем приведенные примеры составляют скорее исключения из правил. Большинство монархий современности - это династические монархии, власть в которых передается по наследству.
Известны несколько способов престолонаследования. Салический, при котором женщины полностью исключаются из круга наследников престола (в Норвегии, Японии, Бельгии); кастильский, не исключающий женщин из очереди престолонаследников, но отдающий предпочтение мужчинам. При этом выделяют две разновидности такого способа престолонаследования: кастильский традиционный и кастильский современный. В соответствии с первым престол наследуется по старшинству, однако действует правило «младший брат имеет преимущество перед старшей сестрой» (в Великобритании, Дании, Испании).
Кастильский же современный такого исключения не предусматривает, престол переходит по старшинству (в Швеции); австрийский не исключает женщин, но дает мужчинам преимущество во всех степенях родства (в Люксембурге, Лихтенштейне, Монако, Нидерландах). Согласно сложившейся традиции в случае вакантности престола, малолетства наследника, болезни или длительного отсутствия, а устанавливается регентство. Небезупречен и такой признак монархии, как бессрочность власти монарха. Как было отмечено выше, в частности в Малайзии, власть монарха носит выборный и срочный характер (он избирается султанами сроком на пять лет).
Таким образом, справедлива мысль о том, что зачастую монархии лишены некоторых признаков данной формы правления, являясь номинальными монархиями. Исходя из этого введен еще один, шестой признак монархической формы правления: 6. Монархическое правосознание, которое, в отличие от республиканского правосознания, олицетворяет верховную государственную власть, само государство, политическое единство страны и сам народ.
Как писал по этому поводу И.А. Ильин, «монархическому правосознанию свойственно воспринимать и созерцать государственную власть как начало священное и придавать монарху особый, высший религиозный, осмысленный ранг. Тогда как для республиканского правосознания характерно вполне земное, утилитарно-рассудочное восприятие и трактовка государственной власти. И нет нич........

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Монографии
1. Авакьян А. С., Арбузкин А. М., Кененова И. П. Современные проблемы публичной власти /А. С. Авакьян, А. М. Арбузкин, И. П. Кененова // - М. : Юстицинформ. - 2014. - 596 с.
2. Лафитский В. И. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Правовые системы Западной Европы / Г. Н. Андреева, О. В. Белоусова, И. С. Власов и др. ; под ред. В. И. Лафитского // - М. : ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2012. Т.
2. - 768 с.
3. Руденко В. Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты / В.Н. Руденко; Отв. ред. : А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин // - Екатеринбург: УрО РАН, 2003. - 476 c.
Учебники
4. Авакьян С. А., Арбузкин А. М., Кененов И. П. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян // - М.: Юстицинформ 2014. - 692 с.
5. Баглай М. В. Указ. соч. ; Козлова Е. И. Указ. соч. ; Конституционное право России / М. В. Баглай, Е. И. Козлова; Отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин // - М. , 2011 - 195 с.
6. Безруков А. В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / А. В. Безруков // М. : Юстицинформ, 2015 - 304 с.
7. Еллинек Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек; Вступ. ст. : И. Ю. Козлихин - С. - Пб. : Юрид. центр Пресс, 2004. - 752 c.
8. Ильин И. А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948-1954 годов: В 2 т. Т.1. / И. А. Ильин // - М. : Рарог, 1992 . - 271 с.
9. Катков Д. Б. Конституционное право / Д. Б. Катков, Е. В. Корчиго //- М. , 2011. - 288 с.
10. Казанник А. И., Костюков А. Н. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова// - М. : Проспект, 2015. Т. 2. - 528 с.
11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права /Н. И. Матузов, А. В. Малько // - М., 2014. - 528 с.
12. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. /А. А. Мишин // - М. : Статут, 2013. - 520 с.
13. Нерсесянц В.С. Общая теория государств и права /В. С. Нерсесянц // - М. , 2010. - 560 с.
14. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В.Д. Перевалова// - М. , 2012. - 97 с.
15. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт / В. Е. Чиркин // - М. , 2009 и др.

Научные статьи
16. Кряжкова О. О демократии и демократических процедурах: что не так?/ О. О. Кряжкова // Сравнительное конституционное обозрение. - 2014. - N 1.
17. Бредихин А.Л., Кириенко Г.С. Федерализм как концепция организации государственной власти /А. Л. Бредихин, Г. С. Кириенко // Вопросы правоведения. - 2012. - N 2. - 88 - 97с.

18. Авдеев Д.А. Форма и содержание государства как политико-правовая гармония / Д. А. Авдеев // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2012. - N 4. 8 - 13 с.

19. Бредихин А.Л. К вопросу о понятии и элементах формы государства / А. Л. Бредихин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - N 5. С. 3 - 6.

20. Кушхов И.Р. Соотношение элементов формы государства / И. Р. Кушхов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - N 6. С. 11.

Электронные ресурсы
21. Конституция Дании URL: (дата обращения 18.03.16)
22. Монархическая форма правления URL: (дата обращения 18.03.16)
23. Принципы престолонаследия URL: (дата обращения 18.03.16)
24. Свазиленд / Конституционные основы, характеристика формы правления URL: (дата обращения 18.03.16)

«Монархия-это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, по наследству». Радько Т. Н. Теория государства и права. - В. 1995. С. 115.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

  • - наличие единоличного пожизненного главы государства (царь, король, император, шах);
  • - наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • - представительство государства монархом по своему усмотрению;
  • - юридическая безответственность монарха.

Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе.

Выделяются следующие разновидности монархической формы государственного правления:

Древневосточная монархия:

В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху. Организация государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной деспотией.

«Деспотия - (греч. despotia - неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти» Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. - М., 2002. С. 26., реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.

Следует отметить, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных государств была иногда ограничена элементами республиканского правления:

  • - в Древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и контроль за ним со стороны народного собрания и совета знати. Таким образом, власть носила выборный и ограниченный характер;
  • - в Древней Индии - наличие Совета царских чиновников, что свидетельствует об ограниченности верховной власти монарха. Кроме того, наряду с монархиями в древней Индии существовали отдельные государства, основанные на республиканской форме правления (демократические - «ганы», аристократические - «сингхи»).

Сделав, таким образом, оговорку, можно дать следующее определение: Восточная деспотия - такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей. Действительно, такой строй существовал во многих древних азиатских государствах, однако власть в них принадлежала, как правило, не единоличному правителю, а многочисленной правящей группировке. Настоящая деспотия в истории существовала, но не как стабильный строй, продолжающийся длительное время, а как редкая ситуация, очень краткая во времени. Страны Древнего Востока объединяет не деспотическая форма государственного правления, а их неповторимая цивилизация, которая оставила неизгладимый след в истории человечества. Перевалов В. Д., Алексеев С. С. Теория государства и права. - М., 2005. С. 124.

Древнеримская монархия (30г. до н.э. - 476г. н.э.):

Выступавшая в форме империи, древнеримская монархия имеет в своем развитии два периода:

  • - принципат;
  • - доминат.

«Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - принцепсу (первому в списке сенаторов)». Матузов Н.И., Малько В. А. Теория государства и права. - М., 2001. С. 245. При принципате действуют народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли в решении государственных дел они не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора. В зависимости от конкретных условий он исполняет полномочия любого должностного лица: командует армией, осуществляет суд по гражданским делам, по своему усмотрению комплектует сенат, отменяет решения любого органа власти, арестовывает граждан и т.д. Император является основным источником законодательной власти, сенат же играет лишь совещательную роль.

«Доминат - (от лат. dominatus - господство) неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. III в.)». Там же. - С. 247.В этот период полностью исчезают республиканские учреждения.

Управление государством сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает исполнителей - сановников. Император открыто провозглашал своё божественное происхождение. Порядок в Римской империи поддерживался при помощи многочисленного административно - судебного и военного аппарата. Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней её стадии, стали образцом для подражания в средние века. Они в значительной мере получили реальное отражение в государственности Франции, Германии, Испании, самой Италии. Римская империя - составная часть римской цивилизации. Это время дало человеческой истории не только Калигулу и Нерона, но и таких выдающихся мыслителей, учёных, литераторов, архитекторов, юристов, историков, как Сенека и Плиний Старший, Марк Аврелий и Апулей, Корнелий Тацит и Аппиан, Петроний и Флакк, Овидий и Марциал. И по сей день, поражают человеческое воображение непревзойдённые архитектурные творения Древнего Рима - Колизей и Пантеон.

Феодальная (средневековая) монархия:

Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего развития:

раннефеодальная монархия;

сословно-представительная монархия;

абсолютная монархия.

Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы, не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское, Киевская Русь). Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками: - раздробленность территории; - слабость центральной власти; - непрочность государственного устройства; - наличие остатков родового самоуправления.

По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители верховной власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное властвование на своей территории и защищались от нападения извне. Одновременно формировался аппарат центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов. Вследствие завоеваний слабо организованных народов возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана). Империи возглавлялись единым владыкою - королём, великим князем, халифом или ханом. Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной дружиной и народным ополчением. Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом. Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти. Таким образом, с развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи, и она распадается на отдельные изолированные государства.

«Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительными органом (собранием)». Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.,1995. С.104. Такие сословно-представительные собрания (во Франции - Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы, в России - Земский собор) возникают в результате:

  • - преодоления феодальной раздробленности;
  • - развития товарно-денежных отношений;
  • - создания централизованной монархии.

Сословно-представительные собрания, состоявшие из:

духовенства;

дворянства;

представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев), представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся:

законодательской деятельностью;

контролем за финансами.

Наряду с сословно-представительными органами функционировали строго централизованные: - аппарат центральной исполнительной власти; - разветвленный аппарат местной исполнительной власти; - постоянная армия, всецело подчиненные монарху.

«Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю, королю, императору)». Черданцев А. Ф. Теория государства и права. - М., 2002. С. 125. Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и одновременным распадом феодализма и его сословий.

Основными признаками абсолютной монархии являются:

  • - отсутствие органов, ограничивающих компетенцию монарха;
  • - ликвидация или полный упадок представительных учреждений;
  • - юридически не ограниченная власть монарха;
  • - наличие в распоряжении монарха постоянной армии, полиции, разветвленного бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым монархом. При чем центральная бюрократия оттесняет феодалов от непосредственного осуществления власти и на местах. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по - прежнему имеет принудительную направленность. Сыграв в течение известного времени положительную роль в мировом историческом процессе, абсолютная монархия довольно быстро уступила место более прогрессивным формам государственности.

Конституционная монархия:

Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, что определяется утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в праве. Как форма правления конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества, но формально не утрачивает своего значения в ряде стран и сейчас (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.)

Конституционная монархия бывает:

парламентской;

дуалистической (практически изживает себя).

Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: - правительство формируется из представителей партии или партий, победивших на выборах в парламент; - лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой государства; - в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха, являясь символической, фактически отсутствует; - законодательные акты принимаются парламентом; - правительство ответственно только перед парламентом.

Парламентарная монархия характерна для современных индустриально развитых государств с демократическим режимом (Великобритания, Бельгия, Нидерланды).

Дуалистическая монархия, характеризуясь двойственностью государственной власти, имеет следующие признаки: - правительство формируется монархом не зависимо от партийного состава в парламенте; - правительство не ответственно перед парламентом

Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент - интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии с 1871 по 1918 гг. В настоящее время «классических», «чистых» дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчинённое ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.

Как уже было нами сказано выше, существует две основные формы правления: монархия и республика, которые явно отличаются друг от друга по всем критериям.

Итак, монархия - это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху (царю, императору, королю, шаху и др.), который управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследования, и не несет ответственности перед населением.

Монархия делится на два вида: абсолютная (неограниченная) и ограниченная монархия.

Абсолютная (неограниченная) монархия - это форма правления, при которой монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. На сегодняшний день примером абсолютной монархии могут служить такие государства, как Бутан, Бруней, Оман. Но также в истории ярким примером является Россия в конце XVII века, когда в ней сложилась абсолютная монархия. Для Российской Империи в период абсолютной монархии были присущи свои существенные особенности, которые отличают ее от других монархий:

  • 1) если абсолютная монархия в Европе существовала в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (в особенности крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;
  • 2) если социальной базой западноевропейского государства абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Абсолютная монархия в России прекратила свое существование в феврале 1917 года.

Ограниченная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органов (парламентом) и особым правовым актом (Конституцией). В настоящее время современными конституционными монархиями являются, например, Великобритания и Швеция, в которых власть монарха ограничена Конституцией, парламентов, правительством и независимым судом.

Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Верховные органы в республике выбираются демократическим способом. В развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ним.

В настоящее время республики подразделяются на парламентарную и президентскую. Различие их, главным образом, состоит в том, какой из органов верховной власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет работу, и перед кем - парламентом или президентом правительство несет ответственность. Также в современной юридической литературе выделяется такая форма правления, как смешанная республика.

Наша страна - Россия, была провозглашена республикой 1 сентября 1917 года, а 14 сентября на созыве Демократического совещания был сформирован орган контроля над правительством - Временный Совет Республики («предпарламент»). Также, если заглянуть в историю Российского государства, то в период 1991-2000 гг. Россия перетерпела политический кризис. Именно в этот период до весны 1993 года особенно остро встал вопрос о форме правления - быть республике президентской или парламентской. Однако, все споры разрешила новая Конституция, принятая в результате референдума 12 декабря 1993 года. В силу новая Конституция вступила 25 декабря 1993 года, Россия была официально провозглашена президентской республикой, а законодательный орган впервые был назван парламентом.

Президентская республика характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти (правительства). Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а президент в свою очередь не имеет права роспуска парламента. И президент, и парламент избирается народом. Зародилась президентская республика в США, где по сей день и остается.

Парламентарная республика характеризуется тем, что президент является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не являясь лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он также может называться иначе). Парламент же наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, т.е. правительство несет ответственность перед парламентом за свою деятельность. К парламентарным республикам относят Германия, Греция, Италия и др.

Смешанная республика («полупрезидентская»), в которой парламент и президент, в той или иной мере, делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Президент и парламент избираются народом. Президент назначает главу правительства по согласованию с парламентом и имеет право роспуска нижней палаты парламента. Парламент же имеет право выразить вотум недоверия правительству, но отправляет его в отставку президент. Такие страны, как Россия, Франция являются примером смешанной республики.

О форме правления государства, о правильной его организации мыслители думали еще в древности. Так, Платон, а за ним и Аристотель, выделяли три возможные формы государственного правления:

Монархия - власть одного;

Аристократия - власть лучших;

Полития - власть народа (в малом государстве - полисе).

В то же время они предупреждали, что в определенных случаях эти формы правления могут деградировать и приобретать для народа нежелательный характер. Так, монархия превращается в тиранию, аристократия в олигархию (власть узкой группы богачей, военных), а полития (республика) или умеренная демократия в охлократию (власть толпы).

В государствоведческой литературе существуют два подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода (А.А. Мишин) понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица -- главы государства, монарха или президента; с точки зрения широкого подхода (чехословацкий автор И.Благож) в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы.

Сегодня, на уровне с монархической формой правления существует также республиканская. Республика (от греческого res - дело, publica - общество; res publica - общественное дело, государство) -- это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республика или республиканская форма правления также является весьма древней формой государственной организации общества. Она зародилась ещё в Древнем мире и наивысшего расцвета достигла в Афинской республике.

По поводу того, какая форма правления лучше давно ведутся споры и многие думают по-разному. Дж. Локк, например, считал, что «абсолютная монархия... несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Л.А. Тихомиров считал, что монархическая форма правления лучше, потому как люди на психологическом уровне стремятся быть под чьей-то властью.

Содержание понятия "республика можно выразить известной формулой Цицерона "respublica -- res populi" (т.е. государство, -- это дело народа). Когда противопоставляют монархию и республику, то под монархией подразумевается монархия реальная -- прежде всего абсолютная монархия, которая складывается в период позднего феодализма и которая действительно является противоположностью республике. Абсолютный монарх подчиняется законам в той мере, в которой он желает им подчиняться. В этом отношении абсолютистская монархия противостоит республике, где все должностные лица обязаны действовать в соответствии с законом.

Важным отличием республики от монархии является то, что в республике власть первоначально принадлежит народу, а в монархии монарху. Так в республике органы государственного управления, включая президента, правят от имени всего народа, а монарх правит на собственном праве. В монархии от народа не зависит, кто станет главой государства. В выборной монархии монарх избирается, но его избирает не весь народ, а лишь его малая часть. Видно, что, в сравнение с абсолютной монархией, в республиканской форме правления открывается большая возможность влияния народа на деятельность государства.

В частности понятие демократия (народовластие) применимо в полной мере только к республиканской форме правления.

В монархических государствах личность монарха часто связывается с религией, и даже если он не возглавляет доминирующую религиозную иерархию, то все равно является религиозной особой. От имени монарха издаются законы, даже если монарх не участвовал в их разработке (парламентарная монархия). Монарх является символом государства. В республиках же личность президента не является священной и, как правило, не нужна для проведения ритуальных актов.

В республике президент избирается народом, перед которым он несет политическую ответственность - через парламент. Право парламента привлечь президента к ответственности называется импичментом. Монарх же не несёт никакой юридической ответственности за свои деяния в области управления государством. При абсолютизме нет того, кто юридически мог бы привлечь монарха к ответственности, а при парламентаризме и дуализме, когда есть другие властные органы, этому способствует принцип контрасигнатуры, о котором уже говорилось в предыдущем разделе.

Если республику противопоставлять реальной монархии, то значительное отличие имеет статус личности. Монархическая форма правления характеризуется признанием неравенства людей и разделения их на классы, которые обладают совершенно разными возможностями, правами и обязанностями. В республике же все граждане признаны равными в своих правах. Угнетение прав отдельных слоев населения и отдельных личностей в частности караются законом. Каждый гражданин имеет равное право доступа ко всем государственным должностям в соответствии со своими способностями. Политическая власть при абсолютизме не может быть предметом споров и партийной борьбы, поскольку вопрос обладания властью однозначно и безусловно предопределен, в то время как в республике все иначе. Поэтому в абсолютных монархиях отсутствуют и даже запрещены политические партии. Кроме того, подданные в принципе не должны иметь политических прав, поскольку наличие таких прав дало бы возможность лицам претендовать на то, что не может принадлежать никому, кроме реального главы государства - монарха.

Республика предполагает чёткое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Правовое республиканское государство ставит своей целью достижение баланса между этими ветвями власти, которые призваны уравновешивать и стабилизировать деятельность друг друга. Ни одна из ветвей не должна подчиняться другой. Власть разделена так, чтобы нельзя было выделить наиболее сильную и могучую ветвь. Если этот принцип правильно осуществляется, то никто не сможет овладеть всей полнотой власти, а значит, власть не будет использоваться в корыстных целях отдельных лиц или их групп. Этот принцип гарантирует надлежащее обеспечение и защиту прав личности, законность и порядочность власти. Каждая ветвь власти вынуждена действовать в соответствии с законом, в противном случае ее могут привлечь к ответственности другие ветви власти. Так, например, если парламент обнаружит незаконность в действиях правительства, он может выразить ему вотум недоверия. При абсолютизме же власть полностью принадлежит монарху и никому больше. Как уже говорилось, монарх подчиняется закону настолько, насколько он этого хочет. Его никто не имеет права привлечь к ответственности и уличить в незаконности его поступков. Никакого разделения властей нет и быть не может. Даже в дуалистической монархии принцип разделения властей, в сущности своей, не соответствует республиканскому. Определенные вопросы, в этом случае, отнесены к ведению парламента, но власть парламента несравнима по своей силе с властью монарха. Вето монарха практически не может быть преодолено. При парламентарной монархии ситуация совершенно иная, но это потому, что она по своей сущности очень схожа с республикой о чем будет говориться далее.

Если рассматривать реальные монархии и реальные республики, то видно, что это две абсолютно противоположные формы правления, имеющие множество отличий. Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие. Каждая из форм правления имеет как достоинства, свойственные только ей, так и недостатки. В процессе развития государств, путем мирных реформ, восстаний, революций, военных переворотов и т.д., форма правления отдельных государств постоянно менялась иногда в лучшую, а иногда в худшую сторону. Это происходило потому, что люди начали видеть несовершенство каждой из форм правления в чистом виде и необходимость преобразования последних, путем заимствования отдельных положений у другой формы правления и реформации собственных старых укладов.

Несмотря на то, что реальные монархия и республика - это две совершенно разные формы правления, отличающиеся в корне друг од друга по множеству признаков, в процессе их исторического преобразования их виды (абсолютная монархия и президентская республика, парламентарная монархия и парламентарная республика) всё чаще стали приобретать схожие черты. Конечно, в мире существуют и «чистые» виды, какой либо из формы правления, но сегодня в мире наблюдается тенденция уменьшения количества таких стран. Если рассматривать реальные монархию и республику, то ни о какой схожести говорить не представляется возможным, однако в силу преобразования этих форм правления и образования новых их разновидностей, сегодня некоторые из видов республики и монархии очень схожи.

Рассвет республики можно наблюдать в Древних Афинах, где власть принадлежала Совету 500 (а прежде 400), который избирался гражданами данного полиса. Важно отметить, что в той республике президента не было, власть принадлежала группе избранных лиц. В монархии же власть принадлежала одному монарху, независящему от всего народа. Но позже в республике появляется президент, а в монархии парламент. Таким образом, в монархии появляются элементы демократии (парламент), а в республике возрастает роль одного лица. В силу абсолютно разной сущности видов монархии и республики, нельзя сказать, что в монархическом государстве у монарха больше властных полномочий, чем в республике у президента и наоборот. В современных парламентарных монархиях монарх практически не обладает никакой властью, а если рассматривать президентскую республику, ярким примером которой является США, то там президент возглавляет исполнительную ветвь власти. Также встречаются суперпрезидентские республики (такая форма была широко распространена еще в XIX в. в Латинской Америке, а в XX в. была воспринята рядом государств Африки) и президентско-монократические республики. В суперпрезидентских республиках власть президента намного весомее и сильнее других ветвей, но всё же, президент избирается из числа депутатов, и есть реальная возможность смены одного президента на другого путем выборов, это прописано в Конституции.

В президентско-монократической республике все иначе. Ей присущ один из главных признаков монархии - несменяемость главы государства. Такие республики существовали при однопартийной системе и их Конституции предусматривали пожизненных президентов. Началось это явление в Индонезии (президент Сукарно), затем последовала социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркое на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). Ныне осталось лишь два пожизненных президента -- в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником. Такие модели (суперпрезидентская и монократическая) обычно устанавливаются в следствие военного переворота. Руководитель переворота, как правило, становится президентом. В таких формах правления ярко выражаются признаки абсолютной монархии.

Вместе с тем, если рассматривать парламентарную республику и парламентарную монархию, можно заметить, что это, если не брать во внимание некоторые особенности, почти идентичные формы правления. И в первом и во втором случае глава государства практически не имеет властных полномочий. В современных парламентарных монархиях монарх не имеет права вето, либо им не пользуется. Реальная власть находится в руках парламента. В Конституциях некоторых стран четко записано, что монарх не имеет права управления делами государства. (Конституция Японии 1946 г., вступившая в силу в 1947 г.). Примерно такое же соотношение сил главы государства и парламента наблюдается в парламентарных республиках.

На фактическое состояние формы правления большое влияние оказывает форма государственного устройства и политический режим государства. Ярким примером влияния формы государственного устройства на форму правления является выборная монархия в Малайзии о чём уже говорилось. Политический режим также оказывает большое влияние на форму правления. Ярким примером того является СССР. Так тоталитаризм республику, фактически, преобразовывает в монархию, а демократия преобразовывает монархию в республику.

В монархиях жители государства именуются как поданные, в республиках как граждане. Жители абсолютных монархий в своих правах и обязанностях, безусловно, отличались от граждан демократических республик, но такого нельзя сказать про жителей парламентарных монархий. Здесь уровень прав и свобод граждан может ничуть не уступать, а иногда и быть выше, чем в республиках (особенно, чем в республиках с авторитарным и тоталитарным режимом). Например, правовое положение граждан во Франции, мало чем отличается от положения поданных в Великобритании. Термин «подданный» в разных видах монархии различен по своей сущности. В абсолютной монархии поданный означает «поданный его величества», где естественно уровень прав и свобод поданных ниже. В парламентарных монархиях современности термин «поданные» - есть ни что иное как дань традиций. Его все чаще заменяют термином «гражданине», а в некоторых государствах термин «подданные» используется только при проведении различных церемоний, обрядов и т.д., о чем уже говорилось.

Заимствуя различные черты друг у друга, монархия и республика преобразуются, и появляются их новые виды. Это преобразование может быть обоснованно рядом причин:

1. Создание таких видов улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий правителя, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и главе государства. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами.

2. Так называемые «чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой, например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монократических республик в Африке, о которых ранее упоминалось. Парламентарной же республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства, то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. Заимствование отдельных черт других форм правления помогает преодолеть недостатки "чистых" форм.

3. Возникновение таких видов связано с распространением и восприятием, во все большем числе стран мира, общечеловеческих ценностей, влиянием монистических идей и институтов.

Под влиянием таких идей в эмиратах Персидского залива (Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ, в 1992 г. в Саудовской Аравии -- государстве, наиболее упорно сопротивлявшемся идеям конституционализма) приняты конституции. Правда, они остаются лишь внешней оболочкой абсолютистского по существу государства.

Сегодня, многие учёные считают, что нельзя выявить более прогрессивную форму правления, потому что в одну и ту же форму могут вкладываться совершенно разные содержания. В мире намечается общая тенденция преобразования монархической формы правления в республиканскую. Но это не всегда так. Например, в Испании после смерти диктатора Франсиско Франко, народ захотел восстановить монархическую форму правления. Испанцы связывали большие демократические надежды с личностью Хуана Карлоса. Прошло время, и он оправдал надежды народа. Конституция установила, что корона передается наследникам Хуана Карлоса 1 Бурбона, который, таким образом, является первым в новой династии. Необходимо отметить, что форма правления также зависит от исторического опыта народа. Народы, претерпевавшие на себе жестокость и несправедливость со стороны правителя, редко остаются монархиями (Италия). Так среди бывших колоний практически нет монархий (США и другие страны Латинской Америки).

Ведется много споров по поводу того, какая форма правления лучше. Каждая из форм имеет как свои плюсы, так и минусы. Распространено мнение, что республиканская форма правления демократичнее, чем монархическая. Возможно это и так, потому что в реальной республике все органы наделенные властью избираются народом (прямо или косвенно), но всегда ли хорошо, когда властные органы избираются народом. Есть мнение, что при всеобщем голосовании вероятность выдвижения наиболее достойного кандидата значительно ниже, чем в случае, когда их назначают. Президент или премьер-министр (даже самый порядочный) будет видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, будет всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны - гибель династии и скорее всего личная гибель монарха.

Когда монарх вправе сам решать важные государственные вопросы, значительно повышается возможность принятия какое-либо решение, минуя различные инстанции и формальности, когда времени на обсуждении просто нет. Подобное право имеет президент в президентских и президентско-парламентских республиках (право ввода чрезвычайного или военного положения и т.п.), но эти виды республики отличаются от классического вида.

Одним из достоинств монархии является политический нейтралитет монарха (поддерживаемый недопустимостью его членства ни в одной политической партии), его компетентностью и информированность в вопросах управления, обеспечиваемые многолетним опытом; подготовкой к достойному исполнению своих задач с детства, возможность сохранения монархом своего статуса независимо от соотношения политических сил. Даже если монарх и не имеет реальной политической власти (при парламентарной монархии), он, в силу своего авторитета, может повлиять на происходящие политические процессы и помочь прийти к консенсусу политическим партиям.

Важным достоинств монархии является способность сохранять неформальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту миссию - символа и инструмента единства.

Одним из недостатков династической монархии является случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник, что может повлечь за собой массу нежелательных последствий. Может статься, что династия вообще прекратиться (например, убийство единственных наследников). Республиканской форме правления, как известно, такие проблемы не свойственны.

Еще одним недостатком монархии является, так называемый, фаворитизм. На некоторые государственные должности могут быть назначены любимчики монарха, которые не всегда сильны в сфере предстоящей деятельности. Хотя сразу же нужно оговориться, что так происходит далеко не всегда.