Взгляды и мышление юношей и девушек в подростковом возрасте претерпевают серьезные изменения. Это касается различных аспектов – теперь молодые люди уделяют повышенное внимание своей внешности, стремятся расширить и изменить свой круг общения, начинают следить за модными тенденциями и прислушиваться к мнению тех, кого они считают своими кумирами.
В том числе, старшеклассники начинают критически относиться к своей личности. Они отмечают все, даже самые незначительные недостатки, и выделяют достоинства и преимущества, которые кажутся им важными и ценными. В силу возрастных особенностей подростки не всегда могут адекватно оценить свою личность и сделать правильные выводы.
Если ребенок начинает переоценивать себя, это очень часто приводит к и бесцеремонному поведению, которое нередко становится причиной возникновения конфликтов с окружающими. Подросток с напротив, в большинстве случаев замыкается в себе, становится неуверенным и безынициативным, что негативно сказывается на уровне его развития.
Именно поэтому родителям и педагогам важно контролировать самооценку юношей и девушек, переживающих переходный возраст, и в случае необходимости принимать меры психологического воздействия. Нередко уровень самооценки личности подростка определяется с помощью теста Р.В. Овчаровой, о котором вы узнаете в нашей статье.
Тест на определение самооценки у подростков по методике Р.В. Овчаровой
Чтобы определить уровень самооценки, школьнику предлагается ответить на 16 вопросов. В каждом из них возможно 3 варианта: «да», «нет» или «трудно сказать». Последний следует выбирать только в крайних случаях. За каждый положительный ответ испытуемому присуждается 2 балла, а за ответ «трудно сказать» - 1 балл. В случае отрицания любого из утверждений ребенок не получает за него ни одного балла.
Вопросы теста на самооценку для подростков Р.В. Овчаровой выглядят следующим образом:
Мало кто может взглянуть на себя со стороны и оценить объективно свою самооценку. Наш тест поможет вам на мгновение стать сторонним наблюдателем, чтобы понять, к чему вам следует стремиться.
Ранее мы опубликовывали статью о том, как избавиться от синдрома отличника . Это главный противник трезвого, правильного взгляда на мир и нормальной самооценки. Если вас преследует плохое настроение, депрессии и неудачи, попробуйте понять, нет ли у вас такого синдрома, прочитав соответствующую статью.
Тест на самооценку
Данный тест очень прост. Вам будут предложены 8 вопросов, после ответа на которые вы подсчитаете количество баллов и поймете, какова ваша самооценка. На каждый вопрос должен быть дан лишь один вариант ответа.
Вопрос 1: как ты относишься к неудачам? Что ты делаешь в случае провала?
а) расстраиваюсь, впадаю в депрессию;
б) расстраиваюсь, но ищу пути выхода из ситуации;
в) не переживаю, поскольку в этом нет смысла.
Вопрос 2: как ты можешь описать себя?
а) меня повсюду преследуют неудачи;
б) я стараюсь учиться на своих ошибках;
в) я победитель по жизни.
Вопрос 3: ты — ...
а) пессимист;
б) реалист;
в) оптимист.
Вопрос 4: если ты занят и у тебя много дел, а коллеги тебя попросят помочь им решить какую-то трудную задачу, то...
а) ты поможешь им, ведь у тебя нет другого выбора;
б) ты поможешь им, если у тебя с ними хорошие отношения и ты свободен;
в) ты им в любом случае не станешь помогать.
Вопрос 5: если ты не справляешься с чем-то важным, то...
а) попробуешь сделать все сам;
б) поставишь коллег и друзей в известность о том, что тебе нужна помощь, и продолжишь заниматься поиском решения;
в) сделаю так, что мою работу выполнит кто-то другой.
Вопрос 6: если кто-то встанет нарочно перед вами в очереди, что вы будете делать?
а) ничего, ведь, возможно, он или она спешит;
б) вежливо скажете человеку, что он не прав. Если получите отказ, то попробуете решить проблему по-другому;
в) у вас отняли личное время, поэтому не остановитесь, пока человек не встанет в очередь по правилам.
Вопрос 7: если вы бы вам предложили работу, связанную с управлением персоналом, то что бы вы сделали?
а) отказались, поскольку это очень трудно, и на вас будет лежать большая ответственность;
б) взяли бы время на раздумья, чтобы оценить свои возможности и спросить совет у близких и друзей;
в) сразу бы согласились.
Вопрос 8: как часто вы знакомитесь с людьми по своей инициативе?
а) почти никогда или никогда;
б) редко, время от времени. Должна быть веская причина или моя заинтересованность;
в) знакомлюсь всегда, когда нахожусь в соответствующем настроении.
Если вы набрали от 8 до 16 баллов включительно , то ваша самооценка является заниженной, и уверенности в себе, вероятно, не хватает. В данном случае рекомендуем прочитать статью о том, как повысить самооценку и развить уверенность в себе . Помните, что ваш случай очень распространен и тысячи людей каждый день по всему миру избавляются от неуверенности различными путями.
Если ваши баллы находятся в диапазоне между 17 и 31 , то у вас все в полном порядке. Старайтесь продолжать смотреть ан мир трезвым взглядом и оценивать свои возможности максимально объективно. Скорее всего, вы хороший друг и товарищ, а также имеете свои увлечения, которые приносят вам удовольствие. Получить от жизни еще больше вам поможет статья о правиле 20 минут, которая расскажет о том, как научиться вырабатывать полезные привычки .
Старайтесь не впадать в крайности, уметь ставить себя на место других людей, но и не забывать о себе. Счастье и гармония заключены в балансе между самопожертвованием и эгоизмом, которые представляют собой две крайности одного печального финала — одиночества. Работайте над собой, ведь в самосовершенствовании и заключена вся наша жизнь. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
Тест-опросник «Определение уровня самооценки»С.В.Ковалёв
Описание методики
Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.
Инструкция
«Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:
4 – очень часто;
3 – часто;
2 – иногда;
1 – редко;
0 – никогда.»
Стимульный материал
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупцом.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
18. Люди ждут от меня многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто понапрасну волнуюсь.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.
Обработка результатов
Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям.
Интерпретация результатов
– с умма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки , при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;
– сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки . Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.
– сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.
% учащихся испытывают высокий уровень самооценки, адекватно реагиру ю т на замечания других и трезво оценива ю т свои действия;
% учащихся испытывают средний уровень самооценки . Они время от времени ощуща ю т необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценива ю т себя и свои способности без достаточных на то оснований.
% учащихся испытывают средний уровень самооценки , при котором они нередко болезненно перенос я т критические замечания в свой адрес, чаще стара ю тся подстроиться под мнение других людей, сильно страда ю т от избыточной застенчивости.
Методика Экспресс диагностики уровня самооценки личности применяется для быстрой оценки своих возможностей. Как ни парадоксально, но человек такой, каким он сам себя представляет, ощущает и создаёт (см. рис. №1). На основе существующей самооценки человек каждодневно делает выбор как себя вести, самооценка обеспечивает относительную стабильность личности и может являться толчком к развитию личности. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному внутреннему и/или межличностному конфликту.
Самооценка в психологии это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценки себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценки выступает система личностных смыслов человека.
Тест Экспресс диагностика уровня самооценки личности (Методика диагностики самооценки):
Инструкция.
Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.
Опросник методики экспресс диагностики самооценки.
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Я чувствую свою ответственность по работе.
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупцом.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я допускаю ошибки в своей жизни.
11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
18. Люди ждут от меня очень многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я часто смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
23. Я часто волнуюсь и понапрасну.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.
Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов.
Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале:
Очень часто - 4 балла
Часто - 3 балла
Иногда - 2 балла
Редко - 1 балл
Никогда - 0 баллов
А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.
Уровни самооценки:
Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки
, при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки
, при котором человек лишь время от времени старается подладиться под мнения других.
Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки
, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.
Рисунок №1. Причины заниженной (низкой) самооценки.
У каждого человека есть определенные представления о себе: насколько он умён, красив, коммуникабелен, смел и способен добиваться результата. Самооценка личности оказывает большое действие на наше поведение и принимаемые решения, достижения, и, как следствие, на всю нашу жизнь. Поэтому так много внимания в психологии уделяется процессу её исследования.
Психологические тесты на определение уровня самооценки предназначены для того чтобы выявить объективную степень оценки самого себя как личности в целом. На сегодняшний день существует множество методик для корректировки самоопределения, однако для того чтобы менять свой образ по данным методиками необходимо сначала определиться на каком уровне самооценка человека находится.
О самооценке
Человеку с низким уровнем самооценки крайне сложно реализовать себя в жизни, ему мешает большое количество комплексов и неуверенность в себе. Психологические тесты помогают выявить проблемы, связанные с оценкой своего Я, а значит, в дальнейшем эти проблемы можно решить или самостоятельно, или с помощью психологов.
Стоит отметить, что четкий уровень самооценки очень сложно определить, ведь разных ситуациях человек может мыслить и определять свое состояние по-разному. Поэтому при прохождении тестов следует анализировать только те ситуации, которые встречаются в жизни обыденно.
С помощью данного небольшого онлайн теста из 10 вопросов можно определить уровень самооценки: завышенный, нормальный или пониженный. Результат подскажет к какому из трёх индексов самооценки вы более близки и, возможно, даст стимул для качественных изменений в вашей жизни!
«плюсы» и«минусы» демократии
Геодезист. Кто такой геодезист? Описание профессии. Профессия геодезист Геодезист обучение
Магеллановы облака: кто они?
Перечный соус для стейка Сливочный перечный соус
Как составить грамотное портфолио дизайнеру