Андрей фурсенко автобиография. Карьера Андрея Фурсенко

  • 10.08.2019

Родился 17 июля в 1949 в Ленинграде, сын советского академика, историка-американиста (специалиста по американскому капитализму 18-19 вв.) Александра Александровича Фурсенко и его жены Натальи.

В 1966 году поступил на математическо-механический факультет Ленинградского государственного университета имени (ЛГУ) имени А.А.Жданова, который окончил в 1971 году. Специализировался по кафедре физической механики (зав.кафедрой - Борис Васильевич Филиппов). В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию на ученое звание кандидата физико-математических наук, с 1990 г. - доктор физико-математических наук.

В университете активно занимался общественной работой: в комсомоле, добровольной дружине, в студенческих строительных отрядах, вступил в партию (членом КПСС оставался до ее запрещения в августе 1991 года).

После окончания университета с 1971 по 1991 год занимал должности стажера-исследователя, младшего научного сотрудника, заведующего лабораторией, заместителя директора по научной работе, ведущего научного сотрудника Ордена Ленина Физико-технического института имени Иоффе АН СССР в Ленинграде (директор института - Жорес Алферов).

В институте занимался вопросами математического моделирования, связанными с газодинамикой, физикой плазмы, ударно-волновыми процессами, а также партийной и общественной работой, советом молодых ученых, внедренческими инициативами.

В 1990-91 гг. А.Фурсенко, Юрий Ковальчук (другой замдиректора ФТИ им.Иоффе) и Владимир Якунин (руководитель иностранного отдела ФТИ) выступили с инициативой создать при институте кольцо инновационных компаний для внедрения научных открытий в реальную экономику и зарабатывания на этом средств с дальнейшим вкладыванием их в науку. Директор института Ж.Алферов не поддержал планы "коммерциализации" института, после чего А.Фурсенко, Ю.Ковальчук и В.Якунин покинули свои должности в руководстве ФТИ.

В 1991-92 гг. - вице-президент петербургского АО "Центр перспективных технологий и разработок" (президент - Ю.Ковальчук).

С 1992 года по ноябрь 2001 года - генеральный директор Ассоциации (с марта 1996 - "Некоммерческого фонда") "Региональный фонд научно-технического развития" (РФНТР) Санкт-Петербурга при электронном предприятии "Светлана". РФНТР Спб был учрежден семью соучредителями, в т.ч. банком "Россия" (Виталий Савельев, Ю.Ковальчук), акционерным обществом "Фонд Регионального развития (ФРР) Санкт- Петербурга" (Ю.Ковальчук, Александр Столяров), электронным предприятием ОАО "Светлана" и КУГИ Спб.

С 1993 года знаком с Владимиром Путиным, который на посту председателя городского Комитета по внешним связям (КВС) оказывал покровительство экономическим структурам Ю.Ковальчука и В.Якунина ("…Мы познакомились в 1993 году. Он довольно активно нас поддерживал и во многом способствовал созданию научно-технического центра. Был тогда один сложный момент, связанный с передачей нам здания крупного оборонного предприятия, и Владимир Владимирович, будучи председателем комитета по внешним связям и курируя в числе прочего и нашу деятельность, способствовал, чтобы это решение было принято" - "Коммерсант ВЛАСТЬ", 22 марта 2004, с.31).

В 1995 году вступил в движение "Наш дом - Россия" (НДР); председателем совета Санкт-Петербургского отделения - которого был В.Путин.

В ноябре 1996 года стал одним из восьми соучредителей дачного потребительского кооператива (ДПК) "Озеро" на берегу Комсомольского озера в Приозерском районе Ленинградской области (другие соучредители кооператива: Владимир Путин , Виктор Мячин, Юрий Ковальчук , Владимир Смирнов , Владимир Якунин , Сергей Фурсенко , Николай Шамалов).

В марте 2000 г. был назначен генеральным директором Венчурного инновационного фонда (ВИФ), учрежденного правительством РФ при участии правительства Санкт-Петербурга.

С 23 июня 2000 по 27 июня 2003 был членом ревизионной комиссии Акционерного банка (АБ) "Россия" (совладельцы и руководители банка: Юрий Ковальчук , Виктор Мячин, Михаил Клишин, Владимир Якунин; другие члены рев. комиссии: Аркадий Буравой, Наталия Давидчук, Виталий Иванов).

В октябре 2000 г. стал почетным консулом Филиппин в Санкт-Петербурге.

С начала 2001 года - председатель научного (экспертного) совета Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" ("Центр Ковальчука"; председатель правления - Ю.Ковальчук, председатель попечительского совета - академик Александр Фурсенко). Учредителями фонда ЦСР "Северо-Запад" выступили в конце 2000 года московский фонд ЦСР (председатель совета - Герман Греф , президент - Дмитрий Мезенцев , вице-президент - Эльвира Набиуллина , председатель попечительского совета - Дмитрий Козак), АБ "Россия" (В.Ковальчук, В.Мячин), пивоваренная компания "Балтика" (Теймураз Боллоев), ЦНИИ "Гранит" (Георгий Коржавин) и ОАО "Телекоминвест". Возглавил в ЦСР "Северо-Запад" проект "Институты развития инновационной экономики".

В декабре 2001 года был назначен заместителем министра промышленности, науки и технологий РФ (министр - Илья Клебанов). В июне 2002 года был назначен первым заместителем министра промышленности, науки и технологий РФ. После назначения вышел из ревизионной комиссии банка "Россия". 27 июня 2003 членом ревизионной комиссии банка "Россия" был вместо А.Фурсенко избран Борис Ковальчук (сын Ю.Ковальчука).

2 ноября 2003 был назначен и.о.министра промышленности, науки и технологий после отставки И.Клебанова.

13 ноября 2003 на встрече В.Путина с высшими чиновниками послужил вместе с министром по антимонопольной политике Игорем Юсуфовым и министром здравоохранения Юрием Шевченко объектом президентского раздраженного окрика: "Сюда нужно смотреть! И слушать, что я говорю!" ("КоммерсантЪ", 14.11.03). Юсуфов и Шевченко, в отличие от Фурсенко, в следующий состав правительства не попали.

9 марта 2004 указом президента назначен министром образования и науки в правительстве Михаила Фрадкова.

С мая 2004 года - член Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов.

С июня 2004 года - член Морской коллегии при Правительстве РФ.

В июле 2004 года назначен председателем российских частей Смешанной Российско-Греческой комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству, Смешанной Российско-Австрийской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству и Российско-Мексиканской смешанной комиссии по экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству и морскому судоходству.

На встрече с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в конце марта 2004 заявил о намерении продолжить курс на внедрение религиозных предметов в школах (НГ, 02.04.2004).

В конце марта - начале апреля 2004 неоднократно критиковал практику применения "единого государственного экзамена" (ЕГЭ), внедрявшегося прежним министром образования Владимиром Филипповым, и обещал, что ЕГЭ не станет единственной формой проверки знаний российских выпускников, а затем заявил, что прием в вузы по результатам массового ЕГЭ "несовместим с понятием профессионального высшего образования" ("Время новостей", 7 апреля 2004).

Противник вариативности образования - 18 апреля 2004 подверг критике "множественность" учебников и предложил вместо этого "один-два учебника по каждому предмету и дополнительную литературу, на которые учитель сможет уверенно опираться" ("Время новостей", 19,04.2004).

После назначения А.Фурсенко министром образования и науки министерство утвердило разработанный при прежнем министре Владимире Филиппове новый учебник для 10-го класса "Основы безопасности жизнедеятельности", вызвавший обвинения в распространении этнической ксенофобии, в частности по отношению к цыганам, которые в этом учебнике обвиняются в распространении в России инфекционных заболеваний ("среди факторов риска, среди путей передачи инфекционных начал выделяют: контакт с бомжами, цыганами, в том числе с их одеждой, руками, предметами, которыми они пользовались… Возможны: вшивость, желудочно-кишечные, простудные заболевания, дизентерия, брюшной тиф, холера, туберкулез, грипп, сифилис, сыпной тиф").

В 1991-93 гг. в соавторстве с доцентом кафедры физической механики СпбГУ Татьяной Хантулевой написал теоретическую работу "Нанесение равномерных тонких покрытий в химических реакторах" (по версии Т.Хантулевой: "Точнее, это я писала. А он мою работу контролировал" - "Версия", №14, 12-18 апреля 2004).

Является бенефициаром-совладельцем консалтинговой компании в Кельне.

Женат (жену зовут Татьяна), сын Александр. По некоторым сведениям, жена и сын живут в США (со слов бывшей соседки: "…Танин брат победил на какой-то олимпиаде в Америке и вызвал Таню туда к себе. Она уехала с сыном и матерью, а Андрей остался" - "Версия", №14, 2004).

Младший брат Сергей Фурсенко - по образованию энергетик, гендиректор ООО "Лентрансгаз".

Министр образования и науки РФ (с 2004 г.)

Награды

Орден «За заслуги перед отечеством» IV степени (10 августа 2009 года) — за большие заслуги в развитии системы образования и науки Российской Федерации и многолетнюю плодотворную деятельность .

Почётная грамота Правительства Российской Федерации (17 июля 2004 года) — за большой личный вклад в развитие фундаментальной и прикладной науки, формирование национальной инновационной системы и многолетний плодотворный труд .

Орден «Данакер»(1 декабря 2008 года, Киргизия) — за вклад в социально-экономическое развитие Кыргызстана, укрепление дружбы и сотрудничества между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией в области науки и образования .

Орден «Полярная звезда» (17 июля 2009 года, Якутия) — за особые заслуги в развитии системы образования и науки, вклад в подготовку высококвалифицированных кадров для республики и многолетнее плодотворное сотрудничество .

Образование

В 1971 году окончил механико-математический факультет Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова. Доктор физико-математических наук.

Карьера и государственная деятельность

В 1971- 1991 г.г. — стажёр-исследователь, младший научный сотрудник, заведующий лабораторией, заместитель директора по научной работе, ведущий научный сотрудник Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе АН СССР в Ленинграде. Специалист в области вычислительной физики.

В 1991 - 1993 г.г.— вице-президент АО «Центр перспективных технологий и разработок», Санкт-Петербург. Его непосредственным начальником был Юрий Ковальчук.

В 1994 - 2001 г.г. — генеральный директор Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга. При его активном участии были реализованы более 80 высокотехнологичных проектов, для финансирования которых удалось привлечь около 13 млн. долларов.

В 1995 г. вступил в партию «Наш дом - Россия».

С 2000 г. — председатель научного совета Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».

После избрания в 2000 году В.В. Путина на пост Президента России карьера Андрея Фурсенко продолжилась в Москве.

В 2001 - 2002 г.г.— заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации

С июня 2002 г.— первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

С октября 2003 г. — и. о. министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

С 9 марта 2004 г. — министр образования и науки Российской Федерации в правительстве М.Е. Фрадкова.

С 12 мая 2008 г. — вновь министр образования и науки в правительстве В.В. Путина. С 11 января 2010 г.— член правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

В период реформирования системы отечественного образования министерством начал реализовываться приоритетный национальный проект «Образование». При этом Андрей Фурсенко является членом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Во время его руководства отраслью образования начали происходить изменения в процессе интегрирования науки и высшей школы. Фурсенко выступает за то, чтобы Россия принимала участие в Болонском процессе, а также за реформирование Российской Академии наук и перевода части её сотрудников на коммерческие контракты.

Доходы

За 2006 год, по официальным данным, министр получил доход 2,6 млн рублей.

За 2008 год, по официальным данным правительства РФ, А.А.Фурсенко получил 4,5 млн. рублей.

За 2009 год Фурсенко получил 4.9 млн рублей.

Реформы Фурсенко в системе образования

Согласно последнему стандарту образования для старшей школы, в программе будут выделяться шесть предметных групп . Первая группа - это русский язык и литература, а также родной язык и литература. Вторая группа включает в себя иностранные языки, третья - математику и информатику. В четвертую группу входят общественные науки, в пятую - естественные науки, в шестую - искусство или предмет по выбору.

Предполагается, что в каждой из групп ученик сможет выбрать один-два предмета. При этом предметы «Россия в мире», ОБЖ и физкультура будут обязательными для всех.

Таким образом, число предметов в старших классах, изучаемых школьником, сократится с 16-21 до 9-10. У ученикам останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе.

Этот размещенный на сайте Минобразования новый проект в начале 2011 года вызвал активную критику учительского и родительского сообщества.

В свою очередь, Андрей Фурсенко считает, что высшая математика, русский язык и литература не обязательно должны являться для старшеклассников необходимыми предметами. По его собственному признанию, он не изучал в школе высшую математику и при этом «не дурнее других».

Фурсенко является убежденным сторонником Единого государственного экзамена (ЕГЭ). По его мнению, ЕГЭ, а также различные олимпиады «не дают возможности для коррупционных действий». Кроме того, считает он, ЕГЭ «даёт возможность ребятам всей России более успешно построить свое будущее», а также «позволит оценить качество школьной подготовки и исправить недостатки школьного образования».

В 2006 году министр заявлял, что зарплата учителей должна вырасти до 20-30 тыс. рублей в месяц. Однако до сих пор далеко не во всех регионах страны школьные педагоги получили прибавки к своей зарплате. На недавно состоявшейся встрече с редакцией газеты «Аргументы и факты» Фурсенко объяснил эту ситуацию так: «Объясню, что обещано и что сделано. Цель была такая: довести среднюю зарплату учителей до средней по региону, а там, где это невозможно, повысить минимум на 30%. Речь шла именно о средней зарплате. Мы не обещали повысить зарплату каждого учителя на треть. К 1 августа этого года федеральный центр перечислил регионам 20 млрд рублей. В 2012-2013 гг. будет направлено ещё 100 млрд. Федеральные деньги идут на закупку оборудования, учебной литературы, автобусов, повышение квалификации учителей и т. д. В ответ на это регионы обязались высвободившиеся в региональных бюджетах деньги направить на повышение зарплат учителям. Однако в некоторых регионах учителям не разъяснили, на что они могут рассчитывать. В результате люди решили, что власти их опять обманули».

Кроме того, глава Минобрнауки РФ заявил, что в российских школах гораздо больше учителей, чем нужно. Их численность, по мнению министра, можно сократить примерно на 200 тысяч человек. Фурсенко подчеркнул, что его ведомство само увольнениями заниматься не будет, а может только рекомендовать школам, сколько педагогов и в какие сроки нужно уволить. «В Европе в среднем на одного учителя приходится 13-15 учеников. У нас … девять-десять учеников на одного учителя», - пояснил министр.

В 2007 году на ежегодном молодежном форуме на Селигере Андрей Фурсенко высказал такую точку зрения: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца , а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя , способного квалифицированно пользоватьсярезультатами творчества других».

«Идеология образования осталась той же — мы должны готовить творцов, - высказывает свою позицию Фурсенко. - А нам необходимо прежде всего прививать культуру использования уже имеющихся наработок, следования имеющимся стандартам». По его убеждению, в настоящее время у вузов сохраняется устаревшая позиция по подготовке в первую очередь «творцов», которые могут быть не всегда и не везде нужны.

Такая позиция министра образования вызвала большой резонанс. Были рассуждения о том, что ни одна из планируемых жизненно важных для России программ не может быть реализована потребителями-исполнителями, владеющими лишь отвёрточной и сборочной технологиями по чужим схемам.

Есть даже такое мнение, что последствием подобной образовательной политики проявилось и то, что в 2009 году из всего количества первокурсников механико-математического факультета и факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ справились с контрольной по материалам ЕГЭ только 40%.

Министр придерживается мнения, что система повышения квалификации учителей должна стать более активной и оперативной. «Если мы хотим иметь новое образование, сначала мы должны получить нового учителя», - подчеркнул он.

Министр отметил еще одну проблему системы образования - каждая новая инициатива, будь то «Наша новая школа» или Федеральная целевая программа развития образования, требует от педагогов огромного количества отчетов, бумажной работы. Учителя, как человека творческого, такая бумажная волокита, естественно, «тормозит». По словам Фурсенко, дошло до того, что учителя перестали традиционно жаловаться на зарплаты, а больше переживают от количества бумаг. «Педагоги просто не успевают заниматься детьми, потому что надо писать отчеты», - отметил министр.

Слухи о возможном введении системы платного образования в России Андрей Фурсенко опроверг.
«Это исключено, это - страшилка, я рассматриваю это как чистую провокацию», - заявил российский министр в ходе научной конференции в Мехико. Человек, который попытается пролоббировать идею платного образования в России, закончит свою политическую карьеру, считает Фурсенко. «Вы можете себе представить хоть одного политика, вводящего платное образование? Человек, попытавшийся реализовать эту идею, - конченый человек», - подытожил министр.

Андрей Фурсенко пообещал, что ведомство в 2012 году продолжит работу по повышению стипендий нуждающимся студентам и отличникам.

«Мы будем продолжать работу по улучшению стипендиального обеспечения, мы должны адресным образом увеличивать стипендии для ребят, которые являются социально незащищенными, точно также для тех ребят, которые показывают блестящие результаты в учебе», — сказал министр в своем интервью. Кроме того, министр сообщил, что в 2012 году будет продолжена работа по повышению зарплат преподавателям вузов.

Министр также призвал ректоров вузов вернуть учащимся все места в студенческих общежитиях . По его словам, на настоящий момент не хватает примерно 700 тыс. кв. метров общежитий, поэтому решается вопрос о выделении 5 млрд рублей в течение трех лет на эти цели, перераспределив имеющиеся средства.

Не совсем обычный ход властей, принятый в отношении учащихся московских школ в дни выборов и митингов , когда их обязали писать контрольные работы , Фурсенко прокомментировал так: «Я считаю железно, что дети действительно во время митинга должны быть заняты другим. Ни на каких митингах — ни за, ни против — их быть не должно… По-человечески я понимаю тех, кто принимал такое решение. Не дай Бог, что случится, во всем будет виновата школа».

Критика Андрея Фурсенко и его позиции

В 2011 году было опубликовано Открытое письмо Президенту Дмитрию Медведеву с требованием отставки Андрея Фурсенко из-за разрушения им системы российского образования, которое подписало огромное количество людей, включая деятелей культуры и науки. Произошло это после того, как Министерством было объявлено предложение сделать главными предметами в выпускных классах ОБЖ, физкультуру и новый предмет «Россия в мире», якобы призванная воспитывать в юных гражданах любовь к Родине. При этом уроки русского языка, литературы и математики, ко всеобщему изумлению, предлагалось сделать необязательными. В итоге последовали массовые возмущения среди образованных слоев общества, а также среди простых родителей учащихся. Владимир Путин дал понять Андрею Фурсенко, что в этот раз он «перестарался» в отношении реформирования. После этого стандарты были отправлены на доработку, и до последнего времени окончательное решение по ним еще не было принято.

Некоторые деятели Русской православной церкви и председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А.Попов подвергли Фурсенко критике и по той причине, что он выступает за внесение в школьную программу предмета «История мировых религий», а не «Основы православной культуры».

Касающиеся современного образования, Андрей Фурсенко дал на встрече с редакцией « Аргументы и факты» . Во время интервью поднимались темы таких нововведений, как ЕГЭ, новые стандарты обучения, сокращение сельских школ, новая система финансирования, зарплаты учителей и т.д.

Семья и личная жизнь

Отец - академик РАН Александр Александрович Фурсенко

Брат - Сергей Александрович Фурсенко. С 2003 года он является генеральным директором ООО «Лентрансгаз», дочернего предприятия ОАО «Газпром». С 3 февраля 2010 года — Президент Российского футбольного союза.

Официальный сайт министерства образования и науки РФ

Биография Фурсенко Андрея Александровича – Молодые годы.
Андрей Александрович родился 17 июля в 1949 в Ленинграде. Отец его, Александр Александрвич был академиком историком, занимался историей Америки XVIII – XIX (стоит сказать, что это было в те времена одним из элитных направлений в истории) имел жену Наталью.
Уже в 1966 году Андрей Александрович поступил на механико - математический факультет ЛГУ имени Жданова. После окончания его в 1971 году. Фурсенко пощёл в аспирантуру на специализацию по кафедре физической механики. Хоть он и защитил в 1978 году кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук, всё же срок в семь лет для защиты кандидатской слишком большой. Уже в последующем, в 1990 году Андрей Александрович получил звание доктора физико-математических наук.
Биография Фурсенко отмечена тем, что ещё учась в ЛГУ, он был активистом и был увлечён общественной работой. Ей он был занят и в комсомоле, и в добровольной дружине, и в многочисленных студенческих стройотрядах. Позже Андрей Александрович вступил в компартию, в которой состоял до прекращения её существования в 1991 году.
Биография Фурсенко Андрея Александровича – Зрелые годы.
Закончив университет, Фурсенко вплоть до 1991 года занимал самые различные должности начиная от стажёра-исследователя, и заканчивая ведущим научным сотрудником Ордена Ленина Физико-технического института имени Иоффе АН СССР в Ленинграде.
Биография Фурсенко и в институте была разнообразной, где он занимался математическим моделированием, физикой плазмы, ударно-волновыми процессами. Что касается общественно полезных занятий, то он состоял в совете молодых ученых.
Примечательно, что в начале девяностых годов Фурсенко вместе с Юрием Ковальчуком (другой заместитель директора Физико-технологического института) и Владимиром Якуниным (который являлся руководителем иностранного отдела Института) проявили инициативу в создании при ФТИ целого комплекса компаний, через которые бы внедрялись всевозможные научные изобретения в в экономику, причём чистый доход этих компаний должен был идти на спонсирование науки. После того как директор отказался от воплощения планов троицы в жизнь, те покинули свои посты.
С 1992 года по ноябрь 2001 года Андрей Александрович являлся генеральным директором Ассоциации "Региональный фонд научно-технического развития" , которая располагается в Санкт-Петербурге и состоит при предприятии "Светлана".
В 1993 году познакомился с... Владимиром Путиным. Владимир Владимирович тогда был председателем городского Комитета по внешним связям и пользуясь своим положением, всячески помогал экономическим структурам Ю. Ковальчука и В. Якунина.
Ещё через два года Фурсенко вступил в движение "Наш дом – Россия", где председателем в Санкт-Петербурге тогда был уже знакомый ему Путин. Помимо внутриполитической деятельности, биография Фурсенко может похвастаться и внешнеполитическими успехами, так в 2000 году он стал почетным консулом Филиппин в Санкт-Петербурге.
С декабря 2001 биография Фурсенко переживает очередной подъём. Андрея Александровича назначили заместителем министра промышленности, науки и технологий. Спустя год его сделали первым заместителем министра промышленности, науки и технологий России. А в 2003 году Андрей Александрович стал уже исполняющим обязанности министра промышленности, науки и технологий. Через год в соответствии указа Путина занял пост министра образования и науки в правительстве, которое возглавлял Михаил Фрадков.
В мае 2004 года Андрей Александрович оказался в составе комиссии правительства по повышению результативности бюджетных расходов. В июле того же года Фурсенко возглавил отечественную часть Смешанной Российско-Греческой комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству, а также аналогичные комиссии, которые действовали вместе с такими странами как Австрия и Мексика (в отношении последней правда ещё затрагивался вопрос о судоходстве).
Но всё же биография Фурсенко известна нам благодаря его преобразованиям и заявлениям в сфере образования. Так на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Андрей Александрович сказал о том, что намерен продолжить внедрение православно-религиозных предметов в школах. Отношение к такому решению в народе далеко не однозначно. Эту меру многие считают сомнительной.
Как ни странно, но Фурсенко в 2004 году много раз критиковал то, как был введён единый государственный экзамен (само внедрение, напомним, было начато ещё предыдущим министром образования В. Филипповым). Андрей Александрович дал обещание, что ЕГЭ не будет монопольным экзаменом для российских выпускников. Также Фурсенко отмечал, что огромное количество учебников не может пойти на пользу, и выдвинул предложение, в соответствии с которым по каждой дисциплине должно быть не больше двух учебников и дополнительный список литературы.
Также сразу после занятия поста министра образования Андрей Александрович подтвердил разработанный ранее учебник 10-го класса "Основы безопасности жизнедеятельности". Этот опрометчивый шаг вызвал множество упрёков в распространении идей этнической ксенофобии. Так, например цыгане в этом учебникепредставлялись как носители и распространители инфекционных заболеваний.
В 2009 году Фурсенко провёл для некоторых возмутительную реформу русского языка, в соответствии с которой ряд слов можно было произносить в разных родах и с различными ударениями. По сути это являлось не столько упрощением языка, сколько его абсурдизацией, которое не могло вести ни к чему иному, кроме как к поощрению безграмотности.
Помимо заслуг в политической сфере, Фурсенко является автором более чем ста работ в научной сфере.
Касательно семейного положения Андрея Александровича, он женат (жена Татьяна), имеет от с ней сына Александра. Существует мнение, что его семья живут в США.

Андрей Александрович Фурсенко – помощник президента РФ по научно-образовательной политике, ранее – министр образования и науки РФ (2004-2012 гг.).

Детство Андрея Фурсенко

Андрей Фурсенко родился 17 июля 1949 года, в интеллигентной ленинградской семье. Его отец, Александр Фурсенко, посвятил жизнь изучению истории, в течение своей научной деятельности был академиком РАН, работал секретарем в историческом отделении академии, изучал американскую политику XVIII-XIX веков и являлся выдающимся специалистом в этой области.

Семья была вынуждена часто переезжать – этого требовала работа отца, поэтому Андрей Фурсенко сменил много школ, однако везде стабильно демонстрировал отличную успеваемость. Из всех предметов больше всего его привлекали точные науки. В школьные годы он также увлекался киносъемкой, вместе с друзьями снимал любительские фильмы. С удовольствием и много читал литературу самых разных направлений и жанров.

Образование Андрея Фурсенко

В 1966 году, после окончания школы, Андрей Александрович поступил на математико-механический факультет Ленинградского университета. Его специализацией была механика. В эти годы он принимал активное участие в общественной жизни: участвовал в добровольных дружинах, студенческих стройотрядах, был примерным комсомольцем, уже во время учебы в университете вступил в КПСС. В 1971 году Фурсенко закончил университет и поступил в аспирантуру, в 1978 году защитил кандидатскую диссертацию. Степень доктора физико-математических наук получил в 1990 году.

Начало карьеры Андрея Фурсенко

После аспирантуры Андрей Александрович долгое время работал в Ленинградском физико-техническом институте. Здесь, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице, он прошел путь от стажера-исследователя до заместителя директора, активно занимался научной деятельностью, участвовал в общественной и партийной жизни института, что дало хороший толчок для дальнейшей карьеры.

Андрей Фурсенко в гостях у Владимира Познера

В 1990 году Фурсенко был вынужден уйти из института, так как его директор, Жорес Алферов, не поддержал идею «коммерциализации» научных открытий и вкладывания заработанных средств в науку.

С 1991 по 1993 год Фурсенко служил вице-президентом в Центре перспективных технологий и разработок под руководством Юрия Ковальчука. В 1993 году он лично познакомился с Владимиром Путиным , который в то время руководил комитетом по внешним связям и помог ускорить передачу здания крупного оборонного предприятия под научно-технический центр.

В период с 1994 по 2001 Фурсенко занимал кресло генерального директора Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга. В 1995 году присоединился к партии «Наш дом – Россия».

Политическая карьера Андрея Фурсенко

В 2001 года Андрей Фурсенко получил должность заместителя министра промышленности, науки и технологий. Через год он был повышен до первого заместителя, а еще через год – до исполняющего обязанности министра.

В 2004 году политик получил новое и неожиданное для него назначение от только что вступившего в должность председателя Правительства России Михаила Фрадкова – Андрей Фурсенко был назначен министром образования и науки. Впоследствии он сохранил данную должность в Правительстве Виктора Зубкова, сформированном в 2007 году.

Андрей Фурсенко о проблемах образования

В 2008, после очередных выборов президента, он продолжил работу на своем посту в Правительстве под председательством Владимира Путина. При активном участии Андрея Александровича была разработана и внедрена программа реформы образования. Политик заявил о главной цели реформы следующее: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других» (2007 год, Международный форум на Селигере).


Инициативу министра поддержал президент Дмитрий Медведев , 8 мая 2010 подписавший соответствующий законопроект, после этого трансформировавшийся в №83-ФЗ.

Первым нововведением стало внедрение единого государственного экзамена (ЕГЭ) во всех 11 классах. Фурсенко считал, что ЕГЭ поможет искоренить коррумпированность в системе образования и получить честные оценки знаний выпускников. Реформа коснулась и высшего образования. В соответствии с Болонской системой оно было разделено на два цикла: бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года). Была проведена ревизия высших учебных заведений, по итогам которой более четверти (136 из 502) российских вузов были признаны неэффективными. Преподавательский состав подвергся сокращению.

В январе 2011 года Фурсенко изменил список необходимых для поступлений в вузы экзаменов в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования. Приказ вступил в силу в мае того же года, за месяц до начала вступительных испытаний. Разразился скандал, и уже 12 мая Фурсенко заявил, что вернет прежний порядок экзаменов. Данная инициатива вызвала критику со стороны президента Дмитрия Медведева, который заявил, что Фурсенко «поставил на дыбы всю страну».


В период пребывания Фурсенко на посту министра образования духовные семинарии прошли государственное лицензирование, духовные «ученые степени» были признаны наравне со светскими. В программу школ был включен курс основ религии: учащиеся могли изучить основы одной из четырех основных религий, или же выбрать историю религий или светскую этику.

В 2012 году председателем правительства России стал Дмитрий Медведев, который не включил Фурсенко в состав нового Кабинета министров, однако Андрей Александрович был назначен помощником президента Владимира Путина по образовательной политике.


В 2012 году Фурсенко был назначен ответственным за только что созданное Управление президента по научно-образовательной политике. Помимо этого он руководил рабочей группой по национальному проекту «Образование».

Личная жизнь Андрея Фурсенко

В 1979 году, еще будучи молодым специалистом, Андрей Александрович женился. В данный момент супруги находятся в разводе, Татьяна Фурсенко и их общий сын Александр Фурсенко (1979 г.р.) живут в США. После развода Андрей Фурсенко женился во второй раз, известно имя его избранницы – Надежда Смирнова.

Что касается хобби, Андрей Фурсенко увлекается гольфом и любит плавать.

Андрей Фурсенко сегодня

В 2016 году Фурсенко по-прежнему занимал должность помощника президента, консультируя Владимира Путина по вопросам политики науки и образования. Среди главных задач – сокращение количества неэффективных вузов.

Андрей Фурсенко о перспективах науки (февраль 2016 года)

Александр Александрович Фурсенко (11 ноября 1927 года, Ленинград — 30 июня 2008 года) — советский и российский историк, академик АН СССР (1990). Первый среди российских учёных послевоенного поколения заложил основы серьёзного академического изучения истории США. По выражению американского историка Роберта Бирнса, «один из самых компетентных советских специалистов по истории США в двадцатом столетии».

В 1946 году после окончания школы поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета. Специализировался на вновь созданной кафедре истории международных отношений, которую возглавлял известный учёный профессор Николай Павлович Полетика. Но несмотря на то, что формально свои научные исследования студент Фурсенко проводил под руководством Полетики, своим подлинным научным руководителем он считал профессора Бориса Александровича Романова. В 1951 году Фурсенко окончил университет, защитив дипломную работу, посвящённую дальневосточной политике в XIX веке. В том же году он поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института истории АН СССР, где продолжал исследовательскую работу уже под непосредственным руководством Романова.

Работал младшим, старшим, главным научным сотрудником, с 1988 года — заведующим отделом всеобщей истории Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР (сменил на этом посту В.И. Рутенбурга).

С 1987 — член-корреспондент АН СССР, с 1990 — академик АН СССР. С 1996 по 2002 г. — член Президиума РАН, академик-секретарь Отделения истории РАН.

1986-1998 гг. — член исполкома Международной ассоциации экономической истории как представитель России. С 1999 — член Европейской Академии (Academia Europaea). Член комиссии по правам человека при Администрации Санкт-Петербурга. Почётный консул Республики Филиппины в Санкт-Петербурге. Читал лекции в зарубежных университетах.

Автор фундаментальных работ в области истории США, международных отношений и внешнеэкономической политики России. Является автором и редактором следующих трудов: «История США», «История внешней политики и дипломатии США» (1994), «Становление американского государства» (1992), «Словарь американской истории» (1997). Документированная история Карибского кризиса («One Hell of a Gamble: Khrushev, Castro and Kennedy, 1958-1964»), написанная им в соавторстве с американским исследователем Т. Нафтали, стала бестселлером в США и выдержала два издания в России.

Сыновья — Андрей Александрович (с 2004 — по 2012) министр образования и науки; Сергей Александрович (с 2003 — генеральный директор компании «Лентрансгаз»; 2010-2012 — президент Российского футбольного союза).

Книги (5)

Адская игра. Секретная история Карибского кризиса 1958-1964

Книга российского и американского историков освещает наиболее драматический период «холодной войны» — Карибский кризис, когда человечество стояло на грани ядерной катастрофы. Основанный на ранее скрытых за семью печатями материалов архивов США и СССР, включая документы Н.С. Хрущева, его ближайшего окружения и КГБ, — это первый полный отчет о самом опасном противостоянии великих держав во второй половине XX века.

Шаг за шагом, день за днем в книге показан путь к роковому дню 22 октября 1962 года, который мог стать последним в истории человечества.

Династия Рокфеллеров

Книга представляет исторический очерк трех поколений американских миллиардеров Рокфеллеров.

Она рассказывает о том, как сколотил свое состояние основоположник этого богатейшего в мире семейства Джон Д. I, как развивалась «империя» Рокфеллеров при его преемниках. Возникновение первого американского треста, методы, при помощи которых Рокфеллер завоевал монополию, тайные политические махинации и империалистическая политика на международной арене — обо всем этом рассказано на страницах книги.

Главное внимание уделяется истории клана Рокфеллеров за последние 20 лет. Значительное место отведено политической деятельности представителей нынешнего поколения этой финансовой династии, прежде всего — Нельсона Рокфеллера, видного деятеля республиканской партии, дважды претендовавшего на пост президента США. Наряду с этим в книге даны оценка состояния Рокфеллеров, описание их владений и частной жизни.

Президенты и политика США. 70-е годы

Книга рассказывает о политическом развитии Америки в 70-е годы в период пребывания на посту президента республиканца Р.Никсона, Дж.Форда, демократа Дж.Картера. Отдельная глава посвящена приходу к власти Р.Рейгана.

В монографии рассматриваются политические, социальные и экономические проблемы 70-х годов, использованы документы, воспоминания участников событий, советская и зарубежная литература.

Книга предназначена для историков и специалистов-международников.

Россия в контексте мировой истории

В нем отражены важнейшие события того времени; биографии известных деятелей; понятия, характеризующие особенности становления и развития американского государства. Поскольку и авторы, и читатели смотрят на Америку со стороны, было важно показать ее во взаимоотношениях с внешним миром, определить место США в сообществе наций. Поэтому особое внимание уделено истории внешней политики, и в частности русско-американским отношениям.

Словарь содержит более 1450 статей.