Выборы в гд 1999 итоги. «Справедливая Россия

  • 03.08.2019

Государственная дума Российской Федерации

Первые выборы в Государственную думу Российской Федерации

В новейшей истории России первые выборы в Государственную думу прошли в 1993 году. По Указу Президента РФ Бориса Ельцина был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов и назначены выборы российского парламента Федерального Собрания. Тем же Указом на 12 декабря 1993 года были назначены выборы в Государственную Думу, нижнюю палату Федерального Собрания, и верхнюю палату парламента Совет Федерации.
В стране оставалась смешанная избирательная система: кандидаты могли идти в Думу и по одномандатным округам, и по партийным спискам. Именно по этой системе формировалась Госдума первого (1993), второго (1995), третьего (1999) и четвертого (2003) созывов. В Думу сроком на четыре года избирались 450 депутатов, из них 225 по одномандатным округам (один округ - один депутат) и 225 по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и избирательными блоками.
Выборы в Думу пятого созыва 2 декабря 2007 года состоялись уже в соответствии с новым Федеральным законом, который предусматривает избрание всех депутатов Госдумы по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Федеральные списки кандидатов выдвигались только политическими партиями. В Думу прошли те партии, которые преодолели 7 процентный барьер. Из избирательных бюллетеней исчезла графа «против всех кандидатов». Впервые на федеральных выборах не устанавливался минимальный порог явки.

Государственная Дума первого созыва, 1993-1995 гг.

12-декабря 1993 года было избрано 444 депутата. В их числе 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В пяти округах выборы не состоялись, в одном выборы не проводились (Чеченская Республика).
Восемь из 13 избирательных объединений (блоков) преодолели 5 % барьер: «Либерально демократическая партия России» (64 места), «Выбор России» (64), КПРФ (42), «Женщины России» (23), «Аграрная партия России» (57), «Яблоко» (27), «Партия российского единства и согласия» (22), Демократическая партия России (14).
В состав Думы вошли представители 32 национальностей. На момент избрания насчитывалось 58 женщин-депутатов (чуть более 13 процентов от общего числа депутатов).
В начале работы Думы первого созыва представительская функция доминировала над законодательной. За два года работы Дума первого созыва приняла 461 закон. 310 принятых законов вступило в действие. Согласно мнению специалистов, дума первого созыва выполнила миссию перехода от советского «предпарламента» к профессиональному демократическому парламенту; структурированному по партийному признаку.

Государственная Дума второго созыва, 1995-1999 гг.

Выборы прошли 17 декабря 1995 года. 5 % барьер смогли преодолеть четыре избирательных объединения: КПРФ (157 мест), «Наш дом - Россия» (55), ЛДПР (51) и «Яблоко» (45). Выборы состоялись во всех избирательных округах.
В Думу второго созыва были избраны 46 женщин. Их представительство по сравнению с Думой первого созыва сократилось с 13 до 10 процентов.
Депутатам второго созыва в наследство от Думы первого созыва досталось около 500 законопроектов, находившихся на разных стадиях рассмотрения. В связи с этим была образована специальная комиссия, обеспечившая преемственность в законотворчестве. Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 вступили в силу.

Государственная Дума третьего созыва, 1999-2003 гг.

Выборы состоялись 19 декабря 1999 года. В восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися. В этих округах повторные выборы в Думу состоялись 26 марта 2000 года. В Чеченском одномандатном избирательном округе №31 выборы состоялись 20 августа 2000 года.
Шесть избирательных объединений преодолели 5 % барьер: КПРФ (113 мест), «Межрегиональное движение «Единство» («Медведь») (73), «Отечество - Вся Россия» (68), СПС 29, «Блок Жириновского» 17, «Объединение «Яблоко» 20.
Всего в период третьего созыва состоялось 265 очередных, внеочередных и дополнительных заседаний Думы, на которых в общей сложности было рассмотрено в разных чтениях около 2100 законопроектов.

Государственная Дума четвертого созыва, 2003-2007 гг.

Выборы состоялись 7 декабря 2003 г. По трем одномандатным избирательным округам выборы были признаны несостоявшимися, так как большинство избирателей по этим округам проголосовали против всех кандидатов.
5 процентный барьер сумели преодолеть три политические партии и один избирательный блок: «Единая Россия» (223 места), КПРФ (52), ЛДПР (36), избирательный блок «Родина» (37).
Одной из главных отличительных черт Думы четвертого созыва является самый высокий по сравнению со всеми предыдущими созывами уровень преемственности состава ее депутатского корпуса. В 2003 году на следующий срок своих полномочий были избраны 207 депутатов Госдумы третьего созыва. Кроме того, после выборов 2003 года в Думу вернулись несколько депутатов первого и второго созывов, и общее число депутатов, уже имеющих опыт работы в ней, составило 224, то есть почти половину всего депутатского корпуса.
За четыре года работы парламентарии рассмотрели 2712 законопроектов, из них приняты 1062 федеральных закона, одобрены 25 конституционных законов.


Государственная Дума пятого созыва, 2007-2012 гг.

По итогам выборов 2 декабря 2007 года «Единая Россия» получила конституционное большинство 315 мест в нижней палате. Коммунисты - 57 мандатами, ЛДПР - 40, «Справедливая Россия» - 38. Состав нижней палаты обновился примерно наполовину.
В составе Госдумы пятого созыва остались такие «старожилы», как Владимир Жириновский (ЛДПР) и Геннадий Зюганов (КПРФ). Среди депутатов пятого созыва немало известных в стране людей артистов, ученых, предпринимателей, врачей, учителей, юристов и общественных деятелей. А по числу спортсменов эта Дума превзошла все предыдущие. В частности, депутатами Госдумы были олимпийские чемпионы Антон Сихарулидзе, Алина Кабаева, Светлана Хоркина, Светлана Журова, Ирина Роднина и Светлана Ишмуратова.
Также впервые в состав парламента были избраны председатель Всероссийского общества инвалидов Александр Ломакин Румянцев от фракции «Справедливая Россия» и чемпион Параолимпийских игр в Турине по лыжным гонкам, генсек Параолимпийского комитета РФ единоросс Михаил Терентьев. Специально для них плотники оборудовали пандусы, облегчающие передвижение по лестницам, а также особые кресла в зале пленарных заседаний.

Государственная Дума России 6 созыва, 2012-2016 гг.

Список фракций Государственной думы России 6 созыва

Государственная Дума России 7 созыва, 2016-2021 гг.

В выборах в Госдуму седьмого созыва приняло участие 52 млн. 700 тыс. 922 избирателя. Явка на выборах составила 47,88%. Всего новый созыв нижней палаты представлен шестью партиями и одним самовыдвиженцем.
В Госдуму седьмого созыва по спискам прошли четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». «Единая Россия» по итогам выборов получила 343 мандата, КПРФ - 42, ЛДПР - 39, «Справедливая Россия» - 23.
Кроме этих четырех партий в Госдуму прошли два одномандатника (председатель партии «Родина» Алексей Журавлев и руководитель федерального политкомитета «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов), а также один самовыдвиженец Владислав Резник.

Выборы в нижнюю палату парламента Российской Федерации на территории Тверской области

Выборы в нижнюю палату парламента 2003 г. В этот день на территории Тверской области проводились совмещенные выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Губернатора Тверской области, а также муниципальные выборы.
Подготовку и проведение выборов в нижнюю палату парламента на территории Тверской области осуществляли Избирательная комиссия Тверской области, 2 окружных избирательных комиссии, 46 территориальных и 1367 участковых избирательных комиссий, общей численностью более 10 тысяч человек.
В ходе избирательной кампании окружные избирательные комиссии зарегистрировали 29 кандидатов в депутаты (13-кандидатов по округу № 172 и 16 – по округу № 173). Своих кандидатов по пропорциональной части списка представили 23 избирательных объединения. По итогам выборов 5% барьер преодолели четыре избирательных объединения.
Выборы в нижнюю палату парламента 2007г. В ходе выборов для избирательных участков области было закуплено технологическое оборудование: 350-переносных и 1050 стационарных ящиков для голосования. Для обеспечения реализации избирательных прав людей с ограниченными возможностями здоровья были оборудованы стационарными либо переносными пандусами ряд избирательных участков в 13 муниципальных образованиях. Впервые в Тверской области был создан избирательный участок для лиц, не имеющих регистрации на территории Российской Федерации. Такой избирательный участок был образован на базе Тверского Дома Милосердия. Также впервые на выборах была предусмотрена особая степень защиты избирательного бюллетеня – специальная марка, которая наклеивалась на избирательные бюллетени.

В избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы России шестого созыва в 2011 г. участвовали 3053 кандидата от 7 политических партий. В общефедеральной части списка на выборы шли 59 кандидатов от всех 7 политических партий, в составе региональных групп политических партий по Тверской области было зарегистрировано 37 кандидатов из выдвинутых 38 кандидатов: от «Справедливой России» - 12; от ЛДПР - 4; от «Патриотов России» - 3; от КПРФ - 5; от «Яблока» - 3; от «Единой России» - 6; от «Правого Дела» - 4.

18 сентября 2016 г. на территории Тверской области действовало 1217 участковых избирательных комиссий и столько же избирательных участков. Явка избирателей составила 41,62%.

В Тверской области на выборах депутатов Государственной Думы РФ седьмого созыва по единому избирательному округу пятипроцентный барьер преодолели четыре партии: «Единая Россия» (45,0%), ЛДПР (16,35%), КПРФ (15,23%) и "Справедливая Россия" (9,61%).

По одномандатным округам победу одержали кандидаты от «Единой России».

По 179-му Тверскому избирательному округу победила Светлана Максимова («Единая Россия»), набравшая 35,49% голосов избирателей.

По 180-му Заволжскому избирательному округу убедительную победу одержал Владимир Васильев («Единая Россия»), набравший 53,03% голосов.

На фоне успехов федеральных войск в Чечне, роста популярности В. Путина, в условиях крайне острой предвыборной, в том числе информационной, борьбы 19 декабря состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания. Вот каковы результаты голосований по избирательным блокам, опубликованные Центральной избирательной комиссией спустя десять дней после выборов. Всего приняло участие в выборах 61,8% избирателей, примерно на три процента меньше, чем на выборах в Госдуму в 1995 г. КПРФ получила 24,29% голосов, за «Единство» отдано 23,3%, «Отечество - Вся Россия», главного противника президентского блока – 13,33%, «Союз правых сил – 8,52%, «Блок Жириновского» – 5,98%, Объединение «Яблоко» - 5,93%. Сравнительные итоги выборов 1993 г., 1995 г. партий-победителей представлены в виде таблицы 7.

Таблица 7

Итоги выборов в Государственную Думу партий-победителей в 1993, 1995 и 1999 г. (в %)

Расклад политических сил по фракциям выглядел следующим образом: КПРФ - 93 депутата (Г. Зюганов), «Единство» - 81 депутат (Б. Грызлов), ОВР – 46 депутатов (Е. Примаков), СПС –
32 депутата (С. Кириенко), «Яблоко» - 23 депутата (Г. Явлинский), ЛДПР – 17 депутатов
(И. Лебедев). Кроме того, в Думе были также созданы следующие депутатские группы: Народный депутат – 58 депутатов (Г. Райков), «Регионы России» - 39 депутатов (О. Морозов) и Агропромышленная депутатская группа – 37 депутатов (Н. Харитонов). Около 20 депутатов отказались войти в какую бы то ни было фракцию и решили работать в Думе в качестве независимых. Спикером Государственной Думы вновь был избран Г. Селезнев (285 - «за», 2 - «против», 7 - воздержались»). Имея большинство в Госдуме, фракции КПРФ и «Единство» разделили между собой думские посты, что вызвало скандал в российском парламенте. Представители фракций ОВР, «Яблоко», СПС сняли свои соответствующие кандидатуры и покинули зал заседаний. Депутаты от фракции «Единство», поддержав кандидатуру Г. Селезнева, получили согласие фракции КПРФ на некоторые ключевые комитеты в пользу проправительственного «Единства», в том числе комитета по безопасности. По сравнению с прошлым составом Думы анализ итогов выборов позволяет сделать следующие выводы.



1. КПРФ сохранила свое электоральное влияние по партийным спискам среди избирательных объединений и блоков, баллотировавшихся в Госдуму, она добилась наибольшего успеха, заняв первое место и, как следует из данных, помещенных в вышеприведенной таблице, смогла увеличить свое представительство в Думе до 24,29 %. Однако вместе с союзниками представительство коммунистов в нижней палате значительно уменьшилось (с 220 депутатов до 130).

2. Наибольшего реального успеха добился, к удивлению многих избирателей, блок «Единство» («Медведь»). Он получил второе после КПРФ количество мест в Думе, что отражало, с одной стороны, растущий авторитет В. Путина в обществе, а с другой – недоверие значительной части избирателей к старой правящей политической элите.

3. Вместо одной партии власти – НДР, набравшей всего 1,19% голосов, возникли два новых проправительственных движения: «Единство» и его соперник ОВР, потерпевший неудачу на выборах. Однако 19 декабря один из лидеров ОВР Ю. Лужков, несмотря на острую борьбу Кремля и этого блока, одержал убедительную победу на выборах московского мэра.

На правом фланге политического спектра появился блок «Союз правых сил», не только преодолевший 5-процентный барьер, но и занявший по итогам выборов среди избирательных объединений и блоков данного направления третье место (8,52%).

4. По сравнению с прошлым составом Думы количество блоков и объединений, прошедших в Госдуму, увеличилось до шести (в 1995 г. – четыре). За них проголосовало 80% избирателей.
В результате доля полученных каждой политической партией депутатских мандатов уменьшилась. Так, у КПРФ, занявшей, как уже отмечалось, первое место среди избирательных объединений и блоков, баллотировавшихся в Госдуму, она уменьшилась на сорок, в результате коммунисты и их «левые» союзники потеряли доминирующие позиции в нижней палате и утратили таким образом возможность определять политическую линию в нижней палате федерального собрания. Напомним, что по итогам выборов в Госдуму в 1995 г. коммунистам и их союзником (220 депутатских мест) не хватало всего шесть голосов, чтобы иметь определяющее большинство в Госдуме.

5. Другое отличие от прежнего состава Думы заключалось в том, что партии, открыто поддерживавшие либерально-демократические ценности, получили большинство. Оказалось, что политическую линию законодательной ветви власти теперь будут определять сторонники правительства и экономических реформ, оказавшиеся впервые после 1995 г. в большинстве в нижней палате. Иными словами, Дума стала проправительственной. Что касается двух «партий власти», «Единства» и ОВР, то они, как только закончились выборы и определилась новая расстановка сил, быстро нашли общий язык и стали демонстрировать единение фактически по всем вопросам, связанным с продвижением реформ, недопущением «левых» к властному определению политической линии законодательной ветви власти. В этом их поддерживала одна из крупнейших думских фракций «Народный депутат», а также «Регионы России», образованная независимыми депутатами, одержавшими победу в одномандатных округах.

6. Выборы в Госдуму значительно укрепили позицию В. Путина, популярность которого как самостоятельного политика все увеличивалась. В. Путин стал самым известным политиком в ельцинской системе власти. Этому способствовали и оживление экономики, и политический капитал, приобретенный им в течение первых месяцев второй чеченской войны, и выборы депутатов в Государственную Думу. В самом деле, соперник «Единства» ОВР, допустивший роковые просчеты на старте избирательной кампании, потерпел на выборах неудачу. Почти четверть избирателей продемонстрировала доверие к «Единству», правительственной «партии власти». Коммунисты утратили возможность определять политическую линию в законодательной деятельности думских депутатов, сторонников либерально-демократических ценностей оказалось большинство.

7. На результаты выборов большое влияние оказало социально-экономическое положение в стране, а также ряд других факторов, в том числе наличие финансовых и организационных ресурсов, влияние авторитетных политических деятелей, сильных региональных лидеров и структур, представительства политической партии в Государственной Думе, организации поддержки в широких слоях населения и т.д.

23 декабря Совет Федерации принял Закон «О выборах Президента Российской Федерации». Согласно этому Закону, выборы президента должны были состояться в 2000 г. В этом году России предстояло пройти еще одно серьезное испытание на готовность к демократии – мирной передачи президентской власти в результате выборов.

Отставка Б. Ельцина

Б. Ельцин не стал дожидаться окончания срока своих президентских полномочий, а предпочел уйти сам, добровольно. К такому решению его подталкивали теперь и итоги выборов в Государственную Думу, которые еще больше укрепили позицию В. Путина, и высокий уровень вероятной поддержки премьер-министра, которому он вполне доверял, на предстоявших президентских выборах. И вскоре после думских выборов Президент РФ приступил к заключительному этапу своей сложной политической игры. Он пригласил Председателя Правительства приехать в Кремль, и в ходе беседы сообщил ему о своем досрочном уходе и о предложении относительно назначения премьер-министра своим преемником. По словам Председателя Правительства, вопрос был поставлен следующим образом: «да или нет». В. Путин во имя Великой России ответил «да» и получил реальный шанс стать Президентом России.

В обстановке секретности руководитель администрации президента А. Волошин, а также
В. Юмашев и Т. Дьяченко приступили к составлению последнего телеобращения Б. Ельцина к народу. Утром, в предновогодний день, 31 декабря Б. Ельцин подписал Указ № 1761. Ниже следует его содержание.

«1. В соответствии с частью 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации прекращаю с
12 часов 00 минут 31 декабря 1999 г. исполнение полномочий Президента Российской Федерации.

2. В соответствии с частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации полномочия Президента Российской Федерации временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации с 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 г.

3. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания».

Это был последний Указ Б. Ельцина. Вслед за тем В. Путин подписал Указ за номером 1762: «В связи с отставкой Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина приступил в соответствии со статьей 92 Конституции Российской Федерации к временному исполнению полномочий Президента Российской Федерации с 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 г.». Одновременно был подписан, очевидно, заранее подготовленный Указ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». В соответствии с этим Указом, Б. Ельцину как бывшему Президенту России предоставлялся полный иммунитет от уголовного преследования. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру. Вместе с тем Указ сохранял фактически за Б. Ельциным все блага и привилегии, которыми он пользовался до отставки, включая охрану, правительственную связь, правительственную дачу и ряд других. В этой связи отметим, что в свое время Б. Ельцин, говоря его словами, считал, что «отступные», т.е. материальные условия отставки М. Горбачева, были чрезмерными, он отказывался наделить бывшего Президента СССР полным иммунитетом от уголовной ответственности, который ему теперь предоставлялся. Более того, Б. Ельцин рекомендовал
М. Горбачеву пока не поздно покаяться во всех грехах. Впрочем, как отмечалось, все, что просил М. Горбачев, за исключением, по словам Б. Ельцина, чего уж «непомерного», он получил.

Вернемся к событиям, связанным с отставкой Б. Ельцина. В. Путин уже в новом качестве был представлен в Кремле руководителям силовых структур. Б. Ельцин просил их поддержать будущего Президента. В 12 часов по московскому времени, когда жители Дальнего Востока собрались у телеэкранов провожать старый и встречать Новый Год, телеобращение Б. Ельцина вышло в эфир. В нем он заявил о сложении с себя полномочий главы государства.

Для страны, общества уход Президента РФ был полной неожиданностью.

Таким образом, в качестве предварительного итога, можно сделать следующие выводы. За годы политических реформ российская политическая система претерпела изменения двух типов:

Институциональные, выражающиеся в возникновении и укреплении политических институтов как основы политической системы, выражающих и представляющих общезначимые интересы общества. Речь идет, прежде всего, о государстве и его структурах, политических партиях и политических движениях, средствах массовой информации, общественном мнении и других. При этом основу новой российской государственности заложили парламентские и президентские выборы и, как отмечалось, принятие новой Конституции;

Структурно-содержательные, нашедшие выражение в утверждении демократических принципов и условий формирования и жизнедеятельности системы и гражданского общества. К ним можно отнести безусловное признание и, хотя и неполное, обеспечение прав и свобод человека; экономическую свободу, многообразие форм собственности, рыночные отношения; политический и идеологический плюрализм, реальное осуществление права человека на информацию; легитимность и представительный характер власти; провозглашение правового государства, невмешательство государства в частную жизнь граждан, законодательное закрепление взаимных обязанностей и ответственности граждан и государства, стремление к партнерству и гражданскому согласию в обществе и др.

Таким образом, с точки зрения институциональной трансформации общества, политические преобразования привели к прогрессу, но вместе с тем в конкретных социальных условиях
России – и к деформации либеральных ценностей в «чистом виде». В результате вместо классических либеральных ценностей появились уродливые формы власти, вместо демократии – скорее автократия; в политическом отношении возник водораздел между «левыми» и «правыми»; приватизация, как бесплатная, так и платная, передача государственного имущества частным владельцам, хотя и привела к изменению самой природы российской экономики, но вместе с тем родила не средний класс, а криминальный элемент; вместо национальной буржуазии общество получило компрадорскую, не желавшую вкладывать инвестиции в отечественную промышленность и предпочитавшую вывозить капитал за рубеж. Говоря словами политолога
В. Кортунова, «вместо великой демократической революции мы получили великую криминальную революцию». Но все эти противоречивые процессы не означали, что российское общество в культурно-цивилизационном плане исчерпало себя и оказалось не способным «усвоить» западные либеральные ценности. Проблемы, возникшие при институциональной трансформации, переходе России к многоукладной экономике и рынку в ходе процесса формирования нового типа общества и государства сами по себе были сложны и противоречивы, порой уникальны, требовали творческого подхода, что и подтвердило последующие развитие событий в России. Они в контексте деятельности Б. Ельцина и его ближайшего окружения вызывали и вызывают научный интерес и неоднозначную оценку исследователей.

Парламентские выборы 1999 года и выборы президента в 2000 году

Важным событием в политической жизни страны осенью 1999 г. стала кампания по выборам депутатов в Государственную Думу третьего созыва. Главными соперниками были традиционные парламентские «фракции-партии» КПРФ, «Яблоко» и ЛДПР. Серьезный политический вес приобрел новый политический блок: движение «Отечество», объединившееся в августе 1999 г. с региональным «губернаторским» блоком «Вся Россия» и создавшее движение «Отечество – Вся Россия» (ОВР), во главе которого встали экс-пре- мьер Е.М. Примаков и руководители трех регионов – мэр Москвы Ю.М. Лужков, губернатор Санкт-Петербурга В.А. Яковлев и Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев.

Другой предвыборный блок – «Союз правых сил» (СПС) – возглавил недавний премьер российского Правительства С.В. Кириенко. В СПС вступили такие известные сторонники глубоких рыночных реформ, как Б.Е. Немцов, И.М. Хакамада, А.Б. Чубайс.

Наконец, в сентябре 1999 г. при активной поддержке Кремля и «Белого дома» был образован проправительственный избирательный блок «Единство» во главе с министром Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям генералом С.К. Шойгу, а также двумя другими представителями силовых ведомств России – генералом А.И. Гуровым, прославившимся своими расследованиями в сфере организованной преступности, и рекордсменом мира по классической борьбе полковником налоговой полиции А.А. Карелиным.

23 декабря 1999 г. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обнародовала официальные итоги проведенных выборов. По федеральным спискам только шести избирательным объединениям удалось преодолеть 5 %-ный барьер. Лидерами «думского марафона» стали КПРФ, «Единство», ОВР, СПС, «Яблоко» и «Блок Жириновского» (ЛДПР). Представители КПРФ набрали по федеральным спискам 67 мандатов и победили в 46 одномандатных округах, а проправительственный блок «Единство» получил соответственно 64 и 8 мест. Именно эти две ведущие политические силы с учетом независимых депутатов, сформировавших парламентскую группу «Народный депутат», составили думское большинство. К нему присоединилась также ЛДПР.

Три других избранных в Думу объединения (ОВР, СПС и «Яблоко»), также сформировавшие парламентские фракции, фактически оказались в Госдуме третьего созыва в меньшинстве, что обусловило в начале работы нового состава парламента кризисную ситуацию с выборами Председателя Думы и руководителей думских профильных комитетов. Несмотря на протесты думского меньшинства, 18 января 2000 г. на безальтернативной основе Председателем Государственной Думы третьего созыва был переизбран Г.Н. Селезнев.

Результаты парламентских выборов определили новую «политическую конфигурацию» в стране, что позволило Президенту РФ Б.Н. Ельцину сделать заявление о своей добровольной отставке и возложении президентских обязанностей на Председателя Правительства РФ В.В. Путина, прозвучавшее с экранов телевизоров 31 декабря 1999 г. – в канун Нового, 2000 г.

К середине февраля 2000 г. в соответствии с действующей Конституцией РФ и Законом

о выборах Президента РФ Центральная избирательная комиссия России зарегистрировала 12 кандидатов, претендующих на пост главы государства.

26 марта 2000 г. в первом же туре президентских выборов исполняющий обязанности Президента и Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин, получив почти 53 % голосов, одержал убедительную победу над своим ближайшим конкурентом – лидером КПРФ Г.А. Зюгановым. Помимо этих кандидатур, претендентами на пост главы государства являлись лидеры крупнейших парламентских фракций: Г.А. Явлинский

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «История России: все темы для подготовки к ЕГЭ»

и В.В. Жириновский, а также нынешний губернатор Кемеровской области А.Г. Тулеев. На пост Президента РФ баллотировались и другие российские политики: депутаты Госдумы всех трех созывов бывший министр социальной защиты Э.А. Памфилова, известный кинорежиссер С.С. Говорухин, лидер движения «Духовное наследие» А.И. Подберезкин, губернатор Самарской области К.А. Титов, отстраненный от должности Генеральный прокурор РФ Ю.И. Скуратов, бывший руководитель столичного ФСБ Е.А. Савостьянов (правда, снявший свою кандидатуру накануне выборов) и, наконец, крупный московский предприниматель У.А. Джабраилов.

Победа В.В. Путина в первом же туре президентских выборов в России на рубеже третьего тысячелетия в силу его растущего политического авторитета была очевидной и весьма предсказуемой.

7 мая 2000 г., накануне 55-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в Большом Кремлевском дворце состоялся торжественный акт вступления В.В. Путина в должность Президента РФ.

На пост главы Правительства России, по предложению вновь избранного Президента РФ, был утвержден бывший министр финансов М.М. Касьянов.

Важнейшим направлением в деятельности Президента РФ стало осуществление масштабной административной реформы. В настоящее время в современной России в целом сформирована демократическая политическая система, предусматривающая избрание на всех уровнях глав исполнительной власти (от Президента страны и руководителей субъектов Федерации до мэров городов и глав местного самоуправления), а также создание органов законодательной и представительной власти (от депутатов Государственной думы до членов законодательных собраний и избранных представителей органов местного самоуправления).

Однако сложившаяся структура органов государственной власти и управления требует своего совершенствования. В связи с этим в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений вновь избранным Президентом РФ 13 мая 2000 г. был подписан Указ об образовании федеральных округов – структурных единиц нового политико-администра- тивного деления России. Во исполнение данного решения было сформировано семь федеральных округов: Центральный (с центром в Москве), Северо-Западный (в Санкт-Петер- бурге), Приволжский (в Нижнем Новгороде), Северо-Кавказский (в Краснодаре), Уральский (в Екатеринбурге), Сибирский (в Новосибирске) и Дальневосточный (в Хабаровске), а затем назначены полномочные представители Президента в каждом из перечисленных федеральных округов.

Помимо этого, летом 2000 г. по инициативе нового Президента России парламент страны утвердил реформу формирования Совета Федерации. Согласно введенному в действие новому Закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» вместо глав исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации в верхней палате российского парламента с 1 января 2002 г. работают на постоянной основе в качестве депутатов назначенные из регионов губернаторами и региональными законодательными собраниями их представители. 5 декабря 2001 г. Председателем обновленного Совета Федерации Федерального Собрания РФ вместо ушедшего в отставку

и переизбранного накануне губернатора Орловской области Е.С. Строева стал член Совета Федерации от Санкт-Петербурга С.М. Миронов.

Изменение принципа формирования Совета Федерации поставило в повестку дня вопрос об организации постоянного диалога руководителей субъектов Федерации и главы государства по основным проблемам государственно-политического развития страны и

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «История России: все темы для подготовки к ЕГЭ»

форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой стал новый консультативный орган – Госсовет РФ, сформированный из глав регионов России. 1 сентября 2000 г. В.В. Путин подписал Указ «О Государственном совете Российской Федерации».

Предпринятые новым Президентом России серьезные административные преобразования свидетельствуют о значительном укреплении исполнительной властной вертикали, усилении влияния центральных органов власти, ослаблении самостоятельной политической роли Федерального Собрания и – в известной мере – органов власти субъектов Федерации. Но все это не является конечной целью реформы, а только создает основы для нового этапа государственного строительства в современной России. Совершенствование политической системы в Российской Федерации предполагает формирование эффективного государственного аппарата, обеспечивающего стабильное общественное развитие и гарантии соблюдения прав и свобод личности, а также фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации для обеспечения всех граждан страны полнотой политических и социально-эко- номических прав, создание надежных правовых гарантий в сфере развития российской экономики.

– о гимне, гербе и флаге, а рабочая группа, созданная для рассмотрения предложений о тексте государственного гимна (бывшего гимна СССР), утвердила обновленный текст гимна Российской Федерации, вторично переработанного С.В. Михалковым.

Значительное место в деятельности нового Президента в прошедшие после его избрания два года занимали вопросы осуществления военной, судебной и налоговой реформ. Так, в рамках реформирования Вооруженных Сил России рассматривается вопрос о перспективах перехода к их комплектованию на профессиональной основе.

В июне 2001 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О политических партиях». Согласно этому Закону, политическая партия должна была насчитывать не менее 10 тыс. членов и иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. В ноябре 2004 г. к Закону о партиях были приняты поправки, ужесточившие требования к ним. Отныне политическая партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов, а партийные организации численностью не менее 500 человек должны работать в большинстве субъектов Федерации. Процесс сокращения численности политических партий был продолжен в 2007 г. Он происходил в основном за счет слияний и поглощений. Другим шагом, направленным на укрупнение партий, стало повышение избирательного барьера с 5 до 7 % и пропорциональная система выборов в Государственную Думу.

11 марта 2007 г. в российских регионах (более чем в 70) прошли выборы в органы власти и управления различных уровней. На выборах областных, краевых и республиканских депутатов победила партия «Единая Россия». Выборы показали, что сохраняют влияние КПРФ (более 16 %), «Справедливая Россия» (14 %), Союз правых сил и ЛДПР (оба – менее 8 %).

7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу. Четыре партии преодолели пятипроцентный барьер. «Единая Россия» получила поддержку 37 % избирателей, КПРФ – 12 %, ЛДПР – 11 %. За болк «Родина» проголосовало 9 % избирателей. «Единая Россия» сформировала в Думе фракцию из более чем трехсот депутатов и приобрела конституционное большинство. Председателем Думы стал Б.В. Грызлов. Впервые в Государственной Думе сложилось большинство партии власти, которая могла проводить реформы последовательно.

В 2004 г. состоялись выборы Президента страны. Рейтинг В.В. Путина был высок. Руководители КПРФ и ЛДПР, согласовав с партийным активом политические планы, не стали выдвигать свои кандидатуры. 24 февраля 2004 г., за три недели до президентских

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «История России: все темы для подготовки к ЕГЭ»

выборов, В.В. Путин отправил в отставку весь состав Правительства, возглавлявшегося М.М. Касьяновым. В Государственную Думу 1 марта 2004 г. Президент внес кандидатуру М.Е. Фрадкова на должность премьер-министра. Кандидатура эта получила поддержку. Острой конкурентной борьбы не было и в ходе выборов Президента. Уже в первом туре победил В.В. Путин, за которого проголосовало около 71 % избирателей. Другие претенденты, среди которых были И.М. Хакамада, С.Ю. Глазьев, С.М. Миронов, набрали от 0,75 до 13 % голосов.

2 декабря прошли выборы в Государственную Думу пятого созыва. 64 % голосов набрала «Единая Россия», получившая официальную поддержку Президента страны. Он возглавил ее список. Все депутаты впервые прошли в Думу исключительно по партийным спискам. Порог был установлен на уровне 7 %. КПРФ получила 11 %, ЛДПР – 8 %, «Справедливая Россия» – 7 %. «Единая Россия» получила в парламенте конституционное большинство – 315 мест. Структура новой Думы, как отмечали эксперты, практически не отличается от предыдущей, что дает возможность продолжать реформирование экономики и общества

в принятом в начале десятилетия направлении. Итоги выборов закрепили ту политическую систему, которую Кремль создавал предыдущие семь лет.

В 2008 г. состоялись президентские выборы. Конституционный срок пребывания

в должности Президента В.В. Путина истек. От партии власти был выдвинут единый кандидат – Д.А. Медведев. Оппозиция предложила свои кандидатуры. КПРФ выдвинула Г.А. Зюганова, либеральные круги – М.М. Касьянова, ЛДПР – В.В. Жириновского. Кандидатура М.М. Касьянова была снята Центральной избирательной комиссией из-за нарушений, выявленных в ходе сбора подписей в его поддержку. Д.А. Медведев набрал 70,28 % голосов, Г.А. Зюганов 17,72 %, В.В. Жириновский – 9,34 %, А.В. Богданов – 1,3 %.

Итак, итогом реформирования партийно-политической системы к концу первого десятилетия нового века стало постепенное укрупнение партий и формирование эффективных законодательных и исполнительных структур власти в центре и регионах. Новая конфигурация политических сил позволила стабилизировать внутриполитическую обстановку и продолжить модернизацию государственного механизма.

Наметились тенденции к укреплению исполнительной вертикали власти в стране, усилению государственного контроля над политическими и социально-экономическими изменениями в обществе.

» Выборы в Государственную Думу

© Василий Авченко

Глава II. Эффективность политических манипуляций на практических примерах (продолжение)

§ 2. Выборы в Государственную Думу 1999 года как манипулятивный полигон: «медведи» учатся летать

Когда люди бедные и неустроенные, они всегда будут голосовать за коммунистов.
(Б. Ельцин, «Президентский марафон» ).

Перед схваткой

После переизбрания в 1996 году Ельцина политическая обстановка в России находилась в состоянии неустойчивого равновесия: с одной стороны, президентом был продолжен либеральный (реформаторский) курс, с другой — получившие ещё на парламентских выборах 1995 года большинство в Госдуме коммунисты смогли блокировать принятие важнейших инициатив президента и правительства. Очевидно, что президентская команда была заинтересована в том, чтобы на ближайших парламентских выборах управлять электоральным процессом и, если не избавиться от левой оппозиции в Думе, то хотя бы создать ей соразмерный «противовес». Стало ясно, что пускать на самотёк выборы нельзя.

В целом участвовавшие в выборах партии можно разделить на демократические (правые), центристские, левые (коммунистические) и патриотические, хотя, разумеется, здесь обычна эклектика (удачная или нет - другой вопрос). Отдельной строкой здесь проходит «партия власти».

КПРФ, партия левой оппозиции, к 1999 оставалась наиболее популярной из существовавших партий. Стоит отметить, что к 1996 году КПРФ уже стала считаться умеренно-левой (и даже «соглашательской» с точки зрения более радикальных левых партий) организацией. Поэтому на выборах в Госдуму были представлены и леворадикальные партии («Сталинский блок - за СССР» и др).

В руках Кремля был сильнейший «административный ресурс», о котором мы подробно говорили в разделе, посвящённом президентским выборам 1996-го. Что касается «партии власти», то «Наш дом - Россия» после отставки Виктора Черномырдина считаться таковой уже не могла. Поэтому близкие к власти политтехнологи решили создавать «партию нового типа». Это должна был быть, во-первых, полностью проправительственная, во-вторых, действительно популярная, способная состязаться с КПРФ структура. Таковой стало Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»). Популярности ей добавила поддержка нового премьер-министра Владимира Путина (маховик «раскрутки» президентского преемника Путина был уже запущен). На создании «Медведя» мы подробнее останавливаемся ниже.

«Отечество - вся Россия» (движения Лужкова и Примакова «Отечество» и «Вся Россия» объединились незадолго до выборов, в августе 1999 года) было соперником Кремля («партии власти») только в смысле конкуренции. Идеологические расхождения между командой Ельцина и Лужковым-Примаковым были невелики. В то же время между двумя этими группами была определённая неприязнь и старые счёты. Поэтому накануне выборов подконтрольный «семье» «телекиллер» Сергей Доренко исправно «мочил» с экрана ОРТ Юрия Лужкова. Что касается Евгения Примакова, то тут дело обстояло сложнее: власти не без оснований надеялись, что он сможет отнять часть голосов левого электората. «ОВР» было довольно неоднородным новообразованием, которое политолог А. Цуладзе определил как «объединением со смещённым центром, которое колебалось между умеренно-левым и умеренно-правым крылом» .

«Яблоко» и «Союз правых сил» традиционно рассчитывали на поддержку стабильного ядра своих сторонников, но претендовать на политические лидерство не могли. К 1999 году эти партии несколько умерили оппозиционный пыл, сместившись в сторону правоцентризма.

ЛДПР к 1999 году сохранило в глазах избирателей определённую популярность, но не самостоятельность. Идейная эклектичность и обычная непоследовательность лидера ЛДПР Владимира Жириновского оттолкнули от него многих бывших сторонников, которые выработали собственное, достаточно устойчивое политические мировоззрение.

КПРФ - 24,29%
«Единство» («Медведь») - 23,32%
«Отечество - вся Россия» - 13,33%
«Союз правых сил» - 8,52%
Блок Жириновского (ЛДПР) - 5,98%
«Яблоко» - 5,93%
«Коммунисты, трудящиеся России - за Советский Союз» - 2,2%
«Женщины России» - 2,1%
Партия пенсионеров - 2,0%
«Наш дом - Россия» - 1,2%
Российская партия защиты женщин - 0,8%
Конгресс русских общин (движение Ю. Болдырева) - 0,6%
«За гражданское достоинство» - 0,6%
Сталинский блок «За Советский Союз» - 0,6%
Движение в поддержку армии - 0,6%
«Мир. Труд. Май» - 0,6%
Блок генерала А. Николаева - академика С. Фёдорова - 0,6%
Российский общенародный союз - 0,4%
Партия мира и единства - 0,4%
Российская социалистическая партия - 0,2%
Движение патриотических сил «Русское дело» - 0,2%
Консервативное движение России - 0,2%
Всероссийская политическая партия народа - 0,1%
«Духовное наследие» - 0,1%
Социалистическая партия России - 0,1%
«Социал-демократы» - 0,1%
Независимые кандидаты - 5%

«Медведь» родился взрослым

Кремлёвские политтехнологи выразили намерение создавать партию нового типа. Осталось только найти нового типа… (Устное народное творчество)

Мы делаем акцент на стратегии и тактике «Единства» потому, что для нашей темы интересен успех именно этого новообразования. Если прочие влиятельные партии «законсервировались» в своих PR-приёмах и получили заранее спрогнозированное число голосов, то никак не зарекомендовавший себя «Медведь» совершил прорыв в применении на территории РФ политтехнологий и добился почти невероятного успеха.

Чему обязано «Единство» своим успехом? Во-первых, эта партия была новой - и по дате создания, и по форме. Её возглавили «не замаранные» публичной политикой люди, к тому же имевшие имидж национальных героев - борец с катастрофами Сергей Шойгу, борец с мафией и коррупцией Александр Гуров и просто борец Александр Карелин - олицетворение «сильной власти» (кстати, после прогремевших в 1999 терактов надежда на деятелей такого рода стала особенно трепетной). Вот что говорит Б. Ельцин о создании «Единства» в «Президентском марафоне»: «Мужественный Шойгу, спасатель, по-настоящему романтичная фигура, которая воплотила в себе весь идеализм нового поколения. Он должен был привлечь к себе молодёжь и женщин. Карелин - тот рассчитывал на поддержку всего мужского поколения. Гуров - говорил на языке, близком и понятном людям пожилого и среднего возраста» .

Отметим, что именно эта «партия власти» создавалась как «близкая к народу». «Демократический выбор России» и его лидер Егор Гайдар (выборы в Госдуму в 1993 году) такой «близостью» похвастаться не могли, то же относится и к «НДР» Черномырдина («призыв» 1995 года), опиравшейся в основном на элиту. Откровенные слова Б. Ельцина: «С самого начала мне было понятно, что эта партия «социального оптимизма» не должна в сознании избирателей ассоциироваться с моим именем, как, впрочем, и с именем любого другого известного политика прежнего поколения. Особенность нового движения (…) состояла в его абсолютной свежести, аполитичности его участников» . Непростая задача: создать «партию власти», не ассоциирующуюся с властью! Ельцин признаёт, что смысл «Единства» был в надевании на непопулярную власть популярной маски и побуждении голосовать, по сути, за эту маску.

«Медведи» ориентировались не только на традиционный электорат, но и на считавшуюся пассивной политически молодёжь (этот ход впервые был использован избирательной командой Б. Ельцина в 1996 году). Характерно, что все трое лидеров-«медведей» не воспринимались населением как чиновники-политиканы. Они казались просто практиками, хорошо выполняющими свою работу. Имиджи этой тройки не конфликтовали между собой (чем не могло похвастаться, например, «ОВР»).

Второе название «Единства» - «Медведь» - положительно воспринималась на подсознательном уровне (пишут, что Борис Березовский, которому приписывется инициатива создания движения, сначала хотел назвать новую партию власти - «Мужики»).

«Имиджмейкеры «Единства» ставили своей целью создать принципиально новый продукт, - пишет политический обозреватель Автандил Цуладзе. - В кратчайшие сроки предстояло из ничего раздуть целую партию, мыльный пузырь, который лопнет, как только выполнит своё прямое предназначение. Технология надувания «мыльных пузырей» стала одной из новинок этой кампании» .

Идеологию «Единство» не успело, да и не пожелало вырабатывать. Его создатели действовали по принципу Ж. Сегела («голосуют за человека, а не за идеологию») и упор сделали на яркие личности лидеров «Единства».

Остановимся на акцентах, которые делались пиарщиками «Медведя» в период предвыборной кампании. Во-первых, это декларированная поддержка со стороны В. Путина (хотя, будучи премьер-министром, он не мог формально возглавлять партию), во-вторых, «Единство» сразу же создавалось как «партия власти», в-третьих, это колоритные и выигрышные фигуры лидеров, в-четвёртых, «созидательная» и «народная» символика.

В основу агитационных роликов «Единства» были положены два видеоряда: программные заявления лидеров движения и мультипликационные вариации на «медвежьи» темы. Интересно, что медведь был выбран как животное, ассоциирующееся с «сильной рукой», «хозяином тайги» и пр., но, как отмечали некоторые аналитики, он вовсе не был стопроцентно выигрышным (например, в большинстве русских народных сказок медведь представлен сильным, но недалёким и постоянно попадающим впросак зверем).

Успех «Единства» отметили все (только что созданное, по сути, из пальца высосанное движение шутя догнало признанного лидера - КПРФ!). Однако, например, С. А. Белановский считает, что новое движение могло бы реализоваться на декабрьских выборах сильнее и довести свой актуальный рейтинг (около 25%) до рейтинга премьера Путина (около 55%) .

Дети догоняют отцов (комментарии к итогам выборов)

Мы-то думали, что «демократические» выборы - это игра по «их» правилам. Но теперь стало ясно другое: «их» выборы - это игра вообще без каких-либо правил… (В. Хатюшин о выборах в Думу 1999 года)

Если рассматривать результаты декабрьских выборов в контексте политической жизни России 90-ых, то становится ясно: победа КПРФ - не победа в том смысле, что коммунистическая партия в общем сохранила свой электорат и рейтинг, но проиграла в состязании политтехнологий. Здесь первое место следует, бесспорно, отдать новорожденному (по некоторым оценкам - «мертворожденному») «Единству». Не имея заслуг, серьёзного политического возраста, не имея даже программы, это движение смогло практически догнать (23,3% против 24,3%) КПРФ - движение, обладающее куда более глубокой идеологической и социальной базой. С. Лисовский и В. Евстафьев: «Было бы неправильно считать выборы-99 победой над коммунистами, потому что их главным итогом стала победа политических технологий, которая показала, что продуманная и просчитанная предвыборная коммуникативная кампания может привести к вершинам власти даже «виртуальную» партию» .

Факторы, определяющие исход выборов, можно разделить на технологические, административные и идеологические.

А. Цуладзе считает, что в области технологий успешнее всего выступил СПС (как и «Медведь», «виртуальная» партия) за счёт того, что Анатолий Чубайс в одном лице представлял главного финансиста, главного идеолога и политтехнолога блока . За обладание административным ресурсом шла борьба между «ОВР» и «Единством». Последнее сумело сочесть административную мощь и высокий политтехнологический уровень, сделав упор на масштабную рекламную кампанию. Что касается «ОВР», то это объединение, использовав лишь административный фактор и не имея продуманной тактики действий, проиграло в области технологической (рекламной). Оно вложило главные силы в партийное строительство, отодвинув работу в области политических коммуникаций на второй или третий план. КПРФ же опиралась в основном на идеологию, но у этой партии был достаточно силён и административный ресурс. Что касается технологического, то на фоне войны компроматов тактика коммунистов (отойти в сторону и спокойно вести агитацию) выглядела достаточно выигрышно. Первое место партии на выборах-99 было предсказуемо. Хотя на фоне успеха скороспелого «Медведя», повторяем, этот успех порядком бледнеет.

«Яблоко» рассчитывало в основном на свой идеологический ресурс, но проигрывало в технологическом и административном. ЛДПР обязано своим прохождением 5-процентного барьера главным образом грамотной разработке технологий.

Кроме этих трёх использовавшимися партиями ресурсов, на ход выборов влияли политические события в РФ. Это дефолт 1998-го и ухудшение уровня жизни широких слоёв населения, это теракты 1999 года (Буйнакск, Волгодонск и особенно взрывы жилых домов в Москве), это продолжающаяся война в Чечне, смена премьер-министра, болезнь Ельцина и т. д. Как видим, в большой манипулятивной игре выполняют свои функции - прямо или косвенно - даже насильственные смерти сотен людей.

Итоги выборов неоднозначны. С одной стороны, Дума стала «правее» и «приручённее», доля главных оппозиционеров - коммунистов - по сравнению с прошлым созывом уменьшилась (они уже не получили большинства). С другой стороны, КПРФ всё же одержало победу и смогло пользоваться этим, блокируя нежелательные инициативы правительства.

Историк и публицист Вадим Кожинов считает, что по сравнению с 1993 и 1995 произошёл сдвиг электората влево . Что касается успеха пропрезидентского «Медведя», то он взял столь впечатляющее количество голосов именно потому, что применил в своей агиткампании патриотическую риторику. Выборы-99 стали своеобразным полигоном для отработки политических технологий, способных в недалёком будущем «сконструировать» нового президента. Стала ясна роль грамотно организованной PR-кампании, публичная политика всё больше стала напоминать театральное действо большого размаха. Политтехнологи уже не навязывают избирателю свой продукт, диктуя, что есть хорошо и что - плохо, а, напротив, предлагают то, что избиратель заведомо примет, то, что соответствует (пусть внешне и показушно) установкам электората.

«Технология мыльных пузырей», о которой говорит А. Цуладзе, была с блеском применена в выборной кампании В. Путина (2000 г.). Власти уже не нужно было разгонять парламент танками и автоматами, как это было сделано в сентябре-октябре 1993 года. Кремль добился максимального успеха на парламентских выборах, что позволило «подготовить почву» для успешного выступления в ходе президентской кампании. Поэтому выборы в президенты Владимира Путина, по сути проведённые теми же лицами, что осуществляли продвижение Бориса Ельцина в 1996 году, прошли не в пример легче. А это значит, что политический процесс в России становится управляемым, сравнительно легко укладываясь в нужное правящей элите русло. Кроме того, уменьшение стихийного элемента в политической жизни - признак нарастания фактической (не формальной) доли диктата в действиях правящих кругов и уменьшения участия основного населения в управлении.