Внешняя политика ссср начало холодной войны кратко. Внешняя политика ссср в послевоенный период

  • 26.08.2019

Сам термин «холодная война» был пущен в оборот Госсекретарем США Д.Ф.Даллесом. Его суть - политическая, экономическая, идеологическая конфронтация двух систем, балансирование на грани войны .

Не имеет смысла спорить на тему, кто начал «холодную войну» - убедительные аргументы приводятся как той, так и другой стороной. В западной историографии «холодная война» - это ответ западных демократий на попытку Советского Союза экспортировать социалистическую революцию. В советской историографии причинами «холодной войны» назывались попытки американского империализма установить мировое господство США, ликвидировать социалистическую систему, восстановить капиталистический строй в странах народной демократии, подавить национально-освободительные движения.

Нелогично и неразумно полностью обелять одну сторону и возлагать всю вину на другую. Сегодня «холодную войну» можно рассматривать как неизбежную плату за создание двухполюснойструктуры послевоенного мира, в котором каждый из полюсов (СССР и США) стремился усилить свое влияние в мире исходя из своих геополитических и идеологических интересов, при этом осознавая границы возможной экспансии. Уже в ходе войны с Германией в некоторых кругах США и Англии всерьез рассматривались планы начать войну с Россией. Широко известен факт переговоров, которые Германия вела в конце войны с западными державами о сепаратном мире (миссия Вольфа). Предстоящее вступление России в войну с Японией, позволявшее спасти жизни миллионов американских парней, перевесило чашу весов, не дало осуществиться этим планам.

Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки была не столько военной операцией, сколько политическим актом с целью оказания давления на СССР.

Главной осью конфронтации стали отношения между двумя сверхдержавами - СССР и США. Поворот от сотрудничества с Советским Союзом к конфронтации с ним начался после смерти президента Ф.Рузвельта. Начало «холодной войны» принято датировать речью У.Черчилля в американском городе Фултоне в марте1946 г., в которой он призывал народ США к совместной борьбе против Советской России и ее агентов - коммунистических партий.

Идеологическим обоснованием холодной войны стала доктринаТрумэна , выдвинутая президентом США в 1947г. Согласно этой доктрине, конфликт западной демократии с коммунизмом непримирим. Задача США - борьба с коммунизмом во всем мире, «сдерживание коммунизма», «отбрасывание коммунизма в границы СССР». Провозглашалась американская ответственность за события, происходящие во всем мире, все эти события рассматривались через призму противостояния коммунизма и западной демократии, СССР и США.

Монопольное обладание атомной бомбой позволяло США, как они считали, диктовать свою волю миру. В 1945г. началась разработка планов нанесения атомного удара по СССР. Последовательно разрабатывались планы «Пинчер» (1946г.), «Дропшот» (1949г.), «Бройлер» (1950г.) и др. Американские историки, не отрицая наличия таких планов, говорят, что речь шла лишь об оперативных военных планах, которые составляются в любой стране на случай войны. Но

после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки наличие таких планов не могло не вызывать резкой озабоченности Советского Союза.

В 1946г. в США было создано стратегическое военное командование, рас

поряжавшееся самолетами - носителями атомного оружия. В 1948г. бомбардировщики с атомным оружием были размещены в Великобритании и Западной Германии. Советский Союз был окружен сетью американских военных баз. В 1949г. их насчитывалось более 300.

США проводили политику создания военно -политическихблоков против СССР. В 1949 г. был создан Североатлантическийблок (НАТО ). В его состав вошли: США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Норвегия, Греция и Турция. Были созданы: в 1954 г. - военная организация Юго -ВосточнойАзии (СЕАТО ), в 1955 г. - Багдадскийпакт . Был взят курс на восстановление военного потенциала Германии. В 1949 г., в нарушение Ялтинских и Потсдамских соглашений, из трех зон оккупации - английской, американской и французской - была создана ФедеративнаяРеспубликаГермания , которая в этом же году вошла в НАТО.

Советский Союз не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США. У него не было для этого необходимого флота (авианесущих кораблей всех классов, десантных судов); до 1948г. он практически не обладал стратегической авиацией, до августа 1949г. атомным оружием. Разработанный в конце 1946 - начале 1947г. «План активной обороны территории Советского Союза» имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945г. по 1948г. численность советской армии сократилась с 11,4 до 2,9 млн. чел. Но, несмотря на неравенство сил, Советский Союз стремился проводить жесткую внешнеполитическую линию, приводившую к усилению конфронтации . Какое-то время Сталин надеялся на сотрудничество с американцами в технической и экономической области. Однако после кончины Рузвельта стало ясно, что такая помощь не входила в планы политиков США. Еще в 1945г. Сталин потребовал создать систему совместной обороны черноморских проливов СССР и Турции, установить совместную опеку союзниками колониальных владений Италии в Африке (при этом СССР планировалось предоставить военно-морскую базу в Ливии).

В 1946г. возникла конфликтная ситуация вокруг Ирана. В 1941г. туда были введены советские и английские войска. После войны английские войска были выведены, а советские продолжали оставаться. На занятой ими территории в иранском Азербайджане было сформировано правительство, провозгласившее автономию и начавшее передачу крестьянам части помещичьих и государственных земель. Одновременно национальную автономию провозгласил иранский Курдистан. Западными странами позиция Советского Союза была расценена как подготовка к расчленению Ирана. Иранский кризис послужил поводом для речи Черчилля в Фултоне. СССР был вынужден вывести войска.

Противостояние наметилось и в Азии. С 1946г. началась гражданская война в Китае. Войска гоминдановского правительства Чан-Кайши попытались занять территории, контролируемые коммунистами. Западные страны поддержали Чан-Кайши, а Советский Союз - коммунистов, передав им значительное количество трофей- Мао Дзедун ного японского оружия. В 1948г. Народно – освободительная армия Китая (НОАК), как стала называться армия КПКперешла в наступление и разбила последние крупные со единения гоминдановской армии на севере страны. Столица мирно капитулировала.1октября 1949г. была провозглашена Китайская Народная Республика. Лидер коммунистов Мао – Дзедун возглавил правительство. Образование КНР резко изменило соотношение сил в мире. Ранее США, монопольно обладая атомной бомбой, могли диктовать миру свою волю. Теперь коммунисты стояли у власти в двух крупнейших странах мира, в которых проживало свыше трети населения Земли.

Советский Союз согласился на создание в Польше коалиционного правительства, включавшего представителей лондонской эмиграции, но не пошел на проведение в Польше всеобщих выборов, что привело к конфликтной ситуации в стране.

Окончательный распад мира связан с выдвижением Соединенными Штатами «планаМаршалла » (Государственного секретаря США) и резко отрицательным отношением к нему СССР.

США неизмеримо разбогатели в годы войны. С окончанием войны им угрожал кризис перепроизводства. В то же время экономика европейских стран была разрушена, их рынки были открыты для американских товаров, но платить за эти товары было нечем. Вкладывать же капиталы в экономику этих стран США опасались, так как там было сильно влияние левых сил и обстановка для капиталовложений была нестабильна: могла в любой момент последовать национализация.

«План Маршалла» предлагал европейским странам помощь для восстановления разрушенной экономики. Предоставлялись займы на покупку американских товаров. Вырученные деньги не вывозились, а вкладывались в строительство предприятий на территории этих стран. План Маршалла приняли 16 государств Западной Европы. Политическимусловием оказания помощи было удаление коммунистов из правительств. В 1947г. коммунисты были выведены из правительств западноевропейских стран. Помощь была предложена и восточноевропейским странам. Польша и Чехословакия начали переговоры, но под давлением СССР отказались от помощи. Одновременно США разорвали советско-американское соглашение о кредитах и приняли закон о запрещении экспорта в СССР. Тем самым произошло разделение европейских стран на две группы с разными экономическими системами.

В 1949г. в СССР была испытана атомнаябомба , а в 1953г. создана термоядерная бомба (раньше, чем в США). Создание в СССР атомного оружия положило начало гонкевооружений между СССР и США.

В противовес блоку западных государств, стал формироваться экономический и военно -политическийсоюзсоциалистическихстран . В 1949 г. был создан СоветЭкономическойВзаимопомощи - орган экономического сотрудничества государств Восточной Европы. Условиями вступления в него был отказ от плана Маршалла. В мае 1955 г. создается Варшавскийвоенно -политическийсоюз . Произошел раскол мира на два противостоящих друг другу лагеря.

Это сказалось на экономическихсвязях . После принятия плана Маршалла и образования СЭВ сложились фактически два параллельных мировых рынка, мало связанных друг с другом. СССР и Восточная Европа оказались изолированными от развитых стран, что пагубно сказалось на их экономике.

Внутри самого социалистическоголагеря Сталин проводил жесткую политику, последовательно осуществлял принцип «Кто не с нами, тот против нас». Он писал: «Два лагеря - две позиции; позиция безусловной защиты СССР и позиция борьбы против СССР. Тут надо выбирать, ибо нет, и не может быть третьей позиции. Нейтральность в этом деле, колебания, оговорочки, искание третьей позиции являются попыткой уйти от ответственности... А что значит уйти от ответственности? Это значит незаметно соскользнуть в лагерь противников СССР». Внутри социалистических стран проводились расправы с инакомыслящими. Если же особую позицию занимало руководство страны, то эту страну отлучали от социалистического лагеря, разрывали с ней всякие отношения, как это произошло в 1948г. с Югославией , руководство которой пыталось проводить независимую политику.

Со смертью Сталина завершилась первая стадия «холодной войны». На этой фазе «холодная война» воспринималась обеими сторонами как временная, промежуточная фаза между двумя мировыми войнами. Обе стороны лихорадочно вели военные приготовления, расширяли свои системы союзов, вели друг с другом войны по их периферии. Наиболее острыми моментами этого периода были: берлинскийкризис (лето1948 г .) а также война в Корее (1950 - 1953гг).

Поводом к Берлинскому кризису стала денежная реформа в западных зонах оккупации, когда вся масса денег старого образца не была изъята из обращения и хлынула в восточную зону. В ответ советская администрация ввела блокаду Западного Берлина, что послужило поводом к объединению западных зон оккупации и созданию ФРГ

Война в Корее (1950 - 1953 гг. ) – конфликт между Корейской Народно – Демократической Республикой (Северная Корея), поддерживаемой Китаем и СССР, и Республикой Корея (Южная Корея), поддерживаемой США. Эти государства образовались из Советской и Американской зон оккупации. Каждое из них стремилось воссоединить страну под своей властью. Началась война вторжением северокорейских войск. Соединенные Штаты воспользовались тем, что СССР отстранился от участия в работе Совета Безопасности ООН в знак протеста против отказа принять в ООН Китайскую Народную Республику, и добились решения о вводе в Корею войск ООН, а фактически войск западного блока, которые воевали там с войсками Китая и СССР. Военные действия шли с переменным успехом. Применить атомное оружие США не решились. Война закончилась на тех же рубежах, с которых началась.

Кардинальные изменения геополитической ситуации в послевоенном мире, разное соотношение сил на международной арене, коренные различия в социально-политическом строе, системе ценностей, идеологии СССР и Запада, и в первую очередь США, стали мощными факторами, приведшими к расколу союза бывших держав-победительниц, обусловили формирование двухполюсной картины мира. В послевоенный период «холодная война» носила неизбежный характер, она была своего рода платой за создание двухполюсной структуры послевоенного мира, в котором каждый из полюсов (СССР и США) стремился усилить свое влияние исходя из своих геополитических и идеологических интересов, осознавая при этом границы возможной экспансии.

3. Политическаясистема СССР.

В СССР после войны началась перестройка управления страной. Был распущен Государственный Комитет Обороны - чрезвычайный орган, созданный в годы войны. Однако возврата даже к тем ограниченным формам демократии, которые существовали перед войной, не произошло. Верховный Совет собирался раз в год, чтобы утвердить бюджет. 13 лет не созывались партийные съезды, а пленум ЦК за это время проходил лишь однажды.

В то же время в политической системе после войны происходили определенные перемены. Во-первых, в качестве основной политической линии на смену интернационалистской компоненты «марксизма-ленинизма» пришел государственныйпатриотизм, призванный сплотить все силы внутри страны в условиях разворачивающегося противостояния с Западом. Во-вторых, центр политической власти переместился после войны от партийной элиты к исполнительнойвласти - правительству. За 1947 - 1952 гг. протокольные заседания Политбюро состоялись лишь дважды (решения принимались методом устного опроса), секретариат ЦК стал фактически отделом кадров. Вся практическая работа по управлению страной сосредоточилась в Совмине СССР. В нем были созданы восемь бюро, между которыми распределялось большинство министерств и ведомств. Их председатели - Г.М. Маленков, Н.А.Вознесенский, М.З.Сабуров, Л.П.Берия, А.И.Микоян, Л.М.Каганович, А.Н.Косыгин, К.Е.Ворошилов входили в БюроСоветаМинистров , которое возглавлял И.В.Сталин. Все государственные вопросы решались в узком кругу «соратниковСталина », куда входили В.М.Молотов, Л.П.Берия, Г.М.Маленков, Л.М.Каганович, Н.С.Хрущев, К.Е.Ворошилов, Н.А.Вознесенский, А.А.Жданов, А.Андреев. Режим личной власти И.В.Сталина, установившийся с конца 1930-х годов, достиг своего наивысшегоразвития .

Период после окончания Великой Отечественной войны и вплоть до смерти Сталина принято считать апогеемтоталитаризма в СССР, его высшей точкой. В литературе наметились различные подходы в оценке действия репрессивной составляющей сталинского послевоенного режима. Сложилось определенное общее представление о том, что репрессии являлись важнейший инструментом для достижения стабилизации обстановки в стране, мобилизации сил наций на решение экономических проблем, сплочения общества в условиях начавшейся «холодной войны», решения ситуативных задач в борьбе за власть внутри правящих элит.

Летом1946 г . начались идеологические кампании, вошедшие в историю под названием «ждановщины », по имени А.А.Жданова, руководившего ими. Вышел ряд постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы, музыки, кинематографии, к которых были подвергнуты резкой и необъективной критике многие советские поэты, писатели, кинорежиссеры, композиторы, за «безыдейность» и проповедь «идеологии, чуждой духу партии». В постановлениях подчеркивалось, что литература и искусство должны быть поставлены на службу коммунистического воспитания масс.

Уже следующим летом эта идеологическая кампания распространилась на сферу общественных наук. А.А Жданов провел совещание философов, на котором осудил советскую философию за «чрезмерную терпимость» к идеалистической буржуазной философии и предложил - последовательно исходить из принципа «партийности », а не из «буржуазного объёктивизма». Идеологический контроль был распространен на все сферы духовной жизни. Партия выступила как законодатель в языкознании, биологии, математике. Были осуждены как «буржуазные лженауки» волновая механика, кибернетика, генетика.

С конца 1948 г . идеологические кампании приобрели новое направление. Их Основой стала «борьба снизкопоклонством » перед Западом. Этот аспект идеологического наступления отличался особо ожесточенным характером. В основе его лежало стремление отгородиться от западных государств, от «буржуазного влияния» «железным занавесом». Западная культура почти целиком объявлялась буржуазной, враждебной. Проводилась мысль о приоритете русских ученых в различных областях знания, о превосходстве России над Западом. Любое изобретение от велосипеда до самолета объявлялось детищем русских талантов.

Нужен был образврага , и этим врагом стал космополит - «человек без роду и племени», преклоняющийся перед Западом и ненавидящий родину. Критика космополитизма принимала все более и более антисемитский характер, начались гонения на евреев: были закрыты еврейские культурные организации, арестован ряд представителей еврейской интеллигенции. Кульминацией кампании по борьбе с «космополитизмом» стало «деловрачей » (январь 1953г .), когда группу врачей кремлевской больницы, евреев по национальности, обвинили в том, что они убили посредством неправильного лечения секретарей ЦК А.А.Жданова и А.С.Щербакова и готовили убийство Сталина.

Во второй половине 40-х годов возобновились массовые репрессии . Арестовывались военнопленные, освобожденные из фашистских концлагерей войсками союзников. И хотя репрессии не достигли масштабов 30-х годов, не было громких показательных процессов, проявилась тенденция некоторого затухания репрессивной волны, но все же они были достаточно широкими. В 1946г. по политическим обвинениям были осуждены 123294 чел., в 1947г. - 78810, в 1952г. - 28800. Всего в 1946 - 1952 гг. по политическим обвинениям были осуждены 490714 чел., из них 7697 (1,5%) получили смертные приговоры, 461017 чел. отправлены в заключение, остальные - в ссылку. В целом к январю 1953г. в ГУЛАГе содержались 2468542 заключенных, из них свыше полумиллиона осужденных по политическим обвинениям, при этом доля политических заключенных в это время составляла 0,3% населения СССР. Следует учитывать, что статья «контрреволюционные преступления» применялась ко всем, сотрудничавшим с немцами в годы войны.

Ужесточение политического климата было прежде всего следствием «холодной войны». Аналогично обстояли дела и в странах западного блока. Там развернулась компания антисоветизма, проходившая под флагом борьбы с «советской военной угрозой», со стремлением СССР «экспортировать коммунизм» в другие страны. Под предлогом борьбы с «подрывной коммунистической деятельностью», была развязана компания против коммунистических партий, которых изображали «агентами Москвы». В 1947г. коммунисты были удалены из правительств Франции, Италии и др. В Англии и США был введен запрет коммунистам занимать должности в армии и госаппарате. В ФРГ компартия была запрещена.

Особый размах «охота на ведьм» приняла в США в начале 1950-х гг., в период «маккартизма» (по имени сенатора Д.Маккарти – ее вдохновителя). При Конгрессе были созданы комиссии по расследованию «антиамериканской деятельности», на которые мог быть вызван любой гражданин. По их рекомендации любого могли уволить с работы. В 1954г. был издан закон «О контроле за

коммунистами». Коммунисты были обязаны зарегистрироваться, как агенты иностранной державы. В случае отказа им грозил штраф 10 тысяч долларов или тюремное заключение до пяти лет.

В ситуации отсутствия демократических механизмов репрессии так же были проявлением борьбы за власть в сталинском окружении. С конца 1940-х гг. Сталин из-за тяжелой болезни фактически отошел от власти. Личное соперничество, сложившееся между двумя блоками сил в окружении И.В.Сталина - А.А.Ждановым и А.А.Кузнецовым, с одной стороны, и Г.М.Маленковым и Л.П.Берия, с другой, - определяло главную конфликтную линию в отношениях между представителями властной элиты. В этом противостоянии временное преимущество оказалось сначала на стороне ленинградцев (А.А.Жданова и А.А.Кузнецова). А.А.Кузнецов был членом секретариата ЦК и курировал министерство госбезопасности. В апреле 1946г. были арестованы бывший министр авиапромышленности А. Шахурин, командующий ВВС А.Новиков, что дало основание вывести Г.М.Маленкова, который курировал авиапромышленность в годы войны и ранее возглавлял управление кадров, из секретариата ЦК. Прочные позиции в руководстве занимал А.Жданов - одновременно член трех высших властных органов (Политбюро, Оргбюро и секретариата ЦК). Он занимался преимущественно вопросами пропаганды и идеологии. Летом 1948г. резко ослабло влияние А.А.Жданова, что в конце концов закончилось поражением ленинградской группы и укреплением позиций Г.М.Маленкова и Л.П.Берии, которые сохранили свою лидирующую роль до смерти Сталина. Следствием этого соперничества стало «ленинградскоедело » (1948 г.), когда были арестованы и тайно расстреляны такие видные деятели, как председатель Госплана Н.Вознесенский, секретарь ЦК КПСС А.А.Кузнецов, Предсовмина РСФСР М.Родионов, глава Ленинградской партийной организации П.Попков и др. Им были предъявлены обвинения во фракционности, в попытка противопоставить ленинградскую парторганизацию всей ВКП(б), в русском шовинизме (за предложение создать Бюро ЦК ВКП(б) по РСФСР и Компартию РСФСР, что могло привести к расколу единой ВКП(б) на национальные компартии и к развалу СССР). Таким образом, победители расправились с побежденными.

Победа стран антигитлеровской коалиции над блоком фашистских государств привела к радикальным изменениям на международной арене. Это проявилось, во-первых, в росте авторитета и влияния Советского Союза при решении геополитических вопросов, связанных с послевоенным устройством стран Европы и Юго-Восточной Азии. При его активной помощи в ряде стран Центральной и Восточной Европы произошли народно-демократические революции и к власти пришли левые демократические силы. Под руководством коммунистов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии прошли аграрные реформы, была проведена национализация крупной промышленности, банков и транспорта. Возникла политическая система народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. Для координации деятельности компартий в странах народной демократии в 1947 г. было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). В его документах был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря - капиталистического и социалистического.

Во-вторых, в самих капиталистических странах необычайно возросло влияние коммунистов . Они даже были избраны в парламенты и вошли в правительства ряда стран Западной Европы. Это заставило империалистические круги объединиться и организовать «крестовый поход» против мирового коммунистического движения и его вдохновителя - СССР. Отношения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции резко меняются. От сотрудничества они переходят к «холодной войне» , т.е. к жесткой конфронтации на мировой арене, сопровождающейся свертыванием экономических и культурных связей, острейшей идеологической борьбой и враждебными политическими акциями, переходящими даже в локальные военные конфликты. Считается, что начало «холодной войны» положил бывший премьер-министр Великобритании У.Черчиль своей речью в марте 1946 г. Выступая в американском колледже в Фултоне в присутствии президента США Г.Трумэна, он призвал «братскую ассоциацию народов, говорящих на английском языке», объединиться и противостоять «коммунистическим и неофашистским государствам», составляющим угрозу для «христианской цивилизации».

Переход к «холодной войне» объясняется не только необходимостью борьбы с коммунистическим влиянием, но и претензиями США на мировое господство . После окончания второй мировой войны США стали самой мощной державой, обладающей огромным экономическим и военным потенциалом. До конца 1940-х гг. они сохраняли монополию на обладание атомного оружия. Президент Г. Трумэн в послании конгрессу в 1947 г., развивая идею У. Черчиля, писал, что победа во второй мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром. Послание содержало конкретные меры, направленные на сдерживание советского влияния и коммунистической идеологии. Политика, предлагаемая «доктриной Трумэна», получила в истории дипломатии название «политики сдерживания» . Стратегами Пентагона разрабатывались планы прямого военного нападения на СССР с использованием атомных бомб. Наиболее известный из них, «Дропшот», предполагал сбросить на 100 городов нашей страны 300 атомных бомб при первом ударе. Американскому народу говорилось о серьезной военной угрозе со стороны СССР. Чтобы погасить доброе отношение населения к советским людям, в США проводятся шумные пропагандистские кампании о подрывной деятельности коммунистов. На самом деле Советский Союз в то время не обладал атомным оружием, стратегической авиацией и авианесущими кораблями, а поэтому не мог составить реальной угрозы США. Но в условиях роста международной напряженности и политической конфронтации СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений.



Изменения на международной арене определили основные задачи внешней политики Советского государства. К их числу прежде всего относится заключение мирных договоров с прежними сателлитами Германии и формирование у западных границ СССР «сферы безопасности». В процессе послевоенного мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения, в том числе и на западных границах СССР. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть территории которой передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау с прилегающими к ним районами присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области, а также часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР.

В 1945 - 1948 гг. состоялось подписание двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией. Согласно советско-чехословацкому договору о Закарпатской Украине от 26 июня 1945 г., ее территории были присоединены к Украинской ССР. Граница СССР с Польшей, согласно договору о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г., была установлена с небольшими изменениями в пользу Польши. В целом она соответствовала «линии Керзона», предложенной странами Антанты в 1920 г.

Если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. - уже 52 государства.

Одним из важных вопросов международной политики стал вопрос о послевоенном устройстве мира . В 1946 г. по нему разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками. В странах Восточной Европы, оккупированных советскими войсками, складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели «государственного социализма». Одновременно в Западной Европе, оккупированной войсками Соединенных Штатов и Великобритании, стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу «западных демократий». До лета 1949 г. еще проводились регулярные совещания министров иностранных дел (СМИД) США, Англии, Франции, Китая и СССР, на которых бывшие союзники пытались найти компромисс. Однако принятые решения в большинстве своем оставались на бумаге.

Участвовать в возможной войне у СССР не было ни сил, ни средств, поэтому для него борьба за мир становится наиболее актуальной. Одним из основных механизмов поддержания мира являлась Организация Объединенных Наций (ООН) , образованная в октябре 1945 г. по решению стран-победительниц. В ее состав вошло 51 государство. СССР наряду с США, Великобританией, Францией и Китаем стал постоянным членом Совета Безопасности - руководящего органа ООН. Используя право вето, он стремился пресекать все агрессивные попытки империалистических государств. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружений и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с чужих территорий. Большинство из этих предложений блокировались бывшими союзниками. Ситуация несколько изменилась после появления у СССР атомного оружия (август 1949 г.). В 1947 г. по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН все же принимает резолюцию, осуждающую любую форму пропаганды войны. В августе 1948 г. возникает международное движение сторонников мира , первый конгресс которого прошел в Париже в 1949 г. В его работе приняли участие представители 72 стран. Был создан Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира во главе с французским физиком Ф. Жолио-Кюри и учреждены Международные премии мира. Советский Союз оказывал постоянную помощь этому движению. В августе 1949 г. в Москве возник Советский комитет защиты мира. Более 115 млн. советских людей поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия «как оружия устрашения и массового уничтожения людей» и установления международного контроля за исполнением этого решения.

В феврале 1950 г . между ней и СССР был подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помощи .

Победа коммунистов в Китае стимулировала национально-освободительную борьбу народов Азиатского континента. Большинство стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии оказались на грани перехода к построению социализма. Кроме Китая, на этот путь встали Северная Корея и Северный Вьетнам.

Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенный период стало установление дружественных взаимоотношений и поддержание тесных связей со странами Восточной Европы , ставшими на путь социализма. Стремясь не допустить их сближения с западными странами и принятия участия в «плане Маршалла», Советский Союз был вынужден брать на себя обязательства, противоречащие собственным экономическим интересам. В условиях разрухи и голода восстановительного периода он поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства, продукцию тяжелого машиностроения и металлургии. За 1945 - 1952 гг. только сумма долгосрочных льготных кредитов, предоставленная СССР странам народной демократии, составила свыше 15 млрд руб. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между социалистическими странами был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.

В отличие от западных стран, государства Восточной Европы до середины 50-х гг. не образовывали единого военно-политического союза. Однако это вовсе не означало, что военно-политического взаимодействия не существовало - оно строилось на другой основе. Сталинская система взаимоотношений с союзниками была настолько жесткой и эффективной, что не требовала подписания многосторонних соглашений и создания блоков. Принимаемые Москвой решения являлись обязательными для всех стран. Советская модель развития признавалась единственно приемлемой. Государства, не пожелавшие находиться под жесткой опекой СССР, подвергались сильному политическому, экономическому и даже военному нажиму. Так, чтобы помочь установлению «народной» власти в Чехословакии, в эту страну в феврале 1948 г. вновь были введены советские войска. В 1953 г. были подавлены антиправительственные выступления в ГДР. Единственной страной, которой все-таки удалось уйти из-под сталинского диктата, стала Югославия. Ее лидер И. Броз Тито считал, что сталинская модель социализма не годится для этой страны. Он избирает путь, напоминающий нэп, с допущением в незначительных размерах частной собственности и мелкотоварного производства. Резкое несогласие вызвала также идея Сталина об объединении Югославии и Болгарии в единую федерацию. Началась полоса взаимных клеветнических обвинений и угроз. В 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. Этому примеру последовали все страны народной демократии.

Итоги внешнеполитической деятельности советской дипломатии в послевоенный период достаточно противоречивы: с одной стороны, она способствовала укреплению позиций и расширению сфер влияния нашего государства в мире, но с другой - не удалось преодолеть конфронтации с Западом, что в значительной степени

Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг

Состояние экономики в послевоенный период. Экономическая политика партийно-государственного аппарата в послевоенный период характеризовалась возвратом к модели 30-х годов. В качестве приоритетных направлений рассматривались развитие тяжелой промышленности и ускорение процесса преобразований сельского хозяйства в сторону все более огосударствленных, «социалистических» форм собственности (совхозы). Сталин возражал против любой уступки рынку, заменив денежные платежи колхозам продуктообменом, снижая розничные цены, что обрекало сельских производителей на убыточность. В итоге темпы роста объема сельскохозяйственного производства после 1947 года значительно снизились. Продолжение подобной политики начало приводить к экономическим потрясениям, резко ухудшившим, в 1951 - 1953 гг. все хозяйственные показатели. Перемены в руководстве страной, вызванные смертью Сталина, поставили на повестку дня необходимость пересмотра стратегии экономического развития советского общества. Планы развития экономики Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева. Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М. Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о подъеме производства продовольствия и предметов потребления. Такой подход предполагал, по его мнению, значительное увеличение инвестиций в развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельское хозяйство. Он должен был, по мнению Маленкова, обеспечить за два- три года значительное улучшение снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. В области сельского хозяйства он предложил считать главным направлением повышение урожайности (т.е. интенсификацию производства) и включение фактора личной заинтересованности колхозников. Для этого, по мнению Маленкова, необходимо было снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем в два раза денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли. При казалось бы едином политическом курсе партийно-государственного руководства, позиция Первого секретаря ЦК Н.С. Хрущева отличалась от стратегического замысла Маленкова. Приоритет в его политике был отдан сельскому хозяйству. Она предполагала, в частности, значительное повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель (что означало, по сути, продолжение экстенсивного развития сельского хозяйства). Выступая на сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК КПСС с программным докладом о развитии сельского хозяйства, Хрущев поддержал как исходный тезис Маленкова о перенесении центра тяжести с тяжелой промышленности на подъем производства товаров народного потребления. Но это не помешало ему в последующем, на январском (1955 г.) Пленуме ЦК, осудить Маленкова, а на XX съезде партии - и сам этот курс. С приходом к власти в стране Хрущева началось осуществление его концепции экономического развития СССР. Научно-технический прогресс и реформы. В системе экономических преобразований было отведено значительное, но явно недостаточное место научно-техническому прогрессу. В специальном майском постановлении, а затем в июле 1955 г. на пленуме ЦК КПСС заявляется о необходимости ускорения НТП, внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Тогда же образуется Госкомитет Совета министров СССР по новой технике. К концу 50-х гг. в стране было создано и освоено производство свыше 5 тыс. новых типов машин и оборудования. Своеобразным символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. А в апреле 1961 г. Советский Союз первым в мире осуществил запуск человека в космос. Перестройка управления экономикой. В качестве главного направления реформ, предпринятых руководством Хрущева, рассматривалась перестройка хозяйственного механизма, системы управления экономикой. Хрущев полагал, что одним из главных факторов, сдерживающих экономическое развитие страны, является неоправданно большее количество чиновников: при общей численности рабочих и слуясащих в 1954 г. - 444,8 млн чел., свыше 6,5 млн составлял административно-управленческий аппарат. Для преодоления факторов, сдерживавших реформу, в 1954 г. было принято специальное постановление, результатом которого стало сокращение численности различных управленческих структур. Это дало ежегодную экономию свыше 5 млрд руб. В марте 1955 г. предпринимается попытка реформы планирования сельскохозяйственного производства, исходившая из сочетания централизованного государственного руководства с местной хозяйственной инициативой, расширением прав колхозов и совхозов. В 1956 г. в продолжение курса на децентрализацию управления ряд союзных министерств был преобразован в союзно-республиканские. Тогда же в ведение республик передается управление почти 15 тыс. промышленных предприятий. В 1957 г. реформа управления экономикой была продолжена. В мае сессия Верховного Совета одобрила решение февральского пленума ЦК об упразднении отраслевых министерств и создании территориальных органов управления - советов народного хозяйства. Авторам этих решений казалось, что благодаря разрушению ведомственной монополии будет решена задача максимального использования ресурсов, имеющихся на местах. Состояние промышленности, социальной сферы. Несмотря на то, что правительство Хрущева увеличило финансирование сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, упор по-прежнему делался на производство средств производства (предприятия группы «А»)„ которое составило к началу 60-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства. Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двухкратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства превышали 10 %. Столь высокие темпы позволяют сделать вывод о завершении к началу 60-х гг. построения в СССР индустриального общества. Это обстоятельство обусловило и весьма серьезные позитивные сдвиги в социальной сфере: к середине 60-х гг. значительно выросла заработная плата рабочих и служащих (за 1961-1965 гг. - на 19%), увеличились доходы колхозников (в 1964 г. им были впервые введены пенсии), на 40% за годы семилетки вырос жилой фонд страны, укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Указанные достижения породили у Хрущева и его окружения эйфорию и уверенность в скором построении коммунизма. В 1959 г. на XXI съезде КПСС была поставлена задача в кратчайший срок «догнать и перегнать» ведущие капиталистические страны по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения. А в 1961 г. программа КПСС, принятая на XXII съезде, провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» уже к началу 80-х гг. Нарастание трудностей в экономике, кризис хрущевских реформ. Практическое решение грандиозной задачи построения коммунизма столкнулось с несовершенством существовавшего хозяйственного механизма. В начале 60-х гг. экономическая ситуация в стране вновь осложнилась. Давали о себе знать не только объективные причины, но и многочисленные управленческие эксперименты в экономике, субъективизм и волюнтаризм руководства, значительное увеличение расходов на военные нужды, новая волна политизации и идеологизации управления экономикой. Вновь нарушается принцип материальной заинтересованности как колхозников, так и рабочих промышленных предприятий. Были ограничены возможности ведения крестьянами подсобных хозяйств, что породило острую нехватку продовольствия в 1962-1964 гг.. В промышленном производстве роль материальных стимулов сводится на нет введенной системой морального стимулирования новаторов производства. К этому же времени относится и «кукурузная эпопея» Хрущева. Стремясь увеличить производство кормовых культур, он настоятельно рекомендовал решить эту задачу путем расширения посевов кукурузы. С 1955 по 1962 гг. площади под нее были увеличены более чем вдвое (с 18 до 37 млн га). Результатом этих мероприятий стало общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась и кризисом в освоении целинных земель в 1962-1963 гг., связанным как с неблагоприятными погодными условиями, так и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв. Кризисные явления в развитии сельского хозяйства привели к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим затем традиционными. В городах не хватало даже хлеба, за которым с раннего утра выстраивались огромные очереди. С 1 июня 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30 % цены на мясо и на 25 % на масло. Это вызвало массовое недовольство, а в ряде случаев, и открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события 1 - 2 июня 1962 г. в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска. Волнения и столкновения с милицией в эти же дни имели место в городах Донбасса и Кузбасса. С целью снижения напряженности правительство приняло ряд социальных мер. В частности, была повышена зарплата в госсекторе (на 35 %), удвоился размер пенсий и снижен пенсионный возраст. Продолжительность рабочей недели сокращается с 48 до 46 часов. Руководство отменило введенные еще в 20-е гг. обязательные государственные займы. Начал решаться и жилищный вопрос. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 гг. увеличился на 80%. Все это свидетельствовало о том, что по сравнению с первыми послевоенными годами вторая половина 50-х гг. и даже начало 60-х гг. стали периодом значительного улучшения материального положения населения. Подводя итоги параграфу, можно заключить, что результаты преобразований были достаточно противоречивыми: с одной стороны, выросли темпы промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшилось материальное положение населения, с другой стороны, уже в начале 60-х годов наметились кризисные явления в социально-экономической сфере, руководство не смогло добиться поставленных задач. В современной науке вплоть до настоящего времени продолясаются споры относительно оценок характера и итогов хрущевских реформ. Оценка экономических реформ. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, общая цель реформ, нашедшая выражение в лозунге «Догнать и перегнать Америку!» не была достигнута. Отставание СССР от наиболее развитых капиталистических стран Запада продолжало оставаться значительным. Построение в СССР индустриального общества современного типа требовало замены не только прежнего хозяйственного механизма, но и устаревшей политической системы. Сломав репрессивную систему, реформы не тронули ее основу - систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие из преобразований начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом. Новая общественная модель должна была ориентироваться на построение в СССР постиндустриального общества. Однако этого не произошло ни в начале 60-х гг., ни позже.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

Ход урока Причины «холодной войны» СССР и «план Маршала» Создание двух систем союзов

4 слайд

В ожидании лучшего… Пережившие страдания, лишения, горечь утраты близких, люди в десятках стран мира, в том числе и в СССР, мечтали, чтобы закончившаяся война была последней в истории человечества.

5 слайд

В ожидании лучшего… Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Отношения между державами победительницами, СССР и США, в 1945-1947 гг. стремительно ухудшались. Их соперничество привело к гонке вооружений, борьбе за контроль над ключевыми районами мира, росту числа локальных конфликтов и созданию системы военных союзов. Оно все чаще характеризовалось как «холодная война». См. видео «Первая сессия генеральной ассамблеи»

6 слайд

Понятие «холодной войны» Термин «холодная война» был введён американским журналистом и писателем-фантастом У. Липпманом. «Холодная война» - это состояние напряжённой конфронтации в отношениях между капиталистическими и социалистическими странами во главе с США и СССР.

7 слайд

Причины «холодной войны» 1. Отсутствие общего врага у стран антигитлеровской коалиции. 2. Стремление СССР и США к доминированию в послевоенном мире. 3. Противоречия между капиталистической и социалистической общественно-политическими системами. 4. Политические амбиции руководителей СССР(Иосиф Сталин) и США (Гарри Трумэн)

8 слайд

«Холодная война» сопровождалась: 1. Гонкой вооружений и усиленной подготовкой к «горячей» войне; 2. Соперничеством во всех сферах общественной жизни; 3. Острой идеологической борьбой и созданием образа внешнего врага; 4. Борьбой за сферы влияния в мире; 5. Локальными вооруженными конфликтами.

9 слайд

Кто виноват? США и страны Запада. В своей речи в марте 1946 г. У.Черчилль призвал противопоставить силе СССР силу англосаксонского мира. Ядерный шантаж СССР: 196 бомб для уничтожения 20 советских городов. «Доктрина Трумэна» - «спасение» Европы от советской экспансии: экономическая помощь Европе; размещение военных баз вблизи советских границ; использование военных сил против СССР; поддержание внутренней оппозиции в странах Восточной Европы. План Дж. Маршалла: усиление проникновения США в Европу за счет оказания экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы Второй мировой войны (17 млрд. долларов)

10 слайд

11 слайд

Кто виноват? СССР Стремление изменить режим черноморских проливов. Возвращение Карского и Ардаганского округов. Совместное управление Танжером (Северная Африка). Заинтересованность в изменении режима управления Сирией, Ливаном. Протекторат СССР над Триполитанией (Ливия). В 1949 г. СССР произвел первое испытание ядерного оружия. Советские ученые первыми разработали новое поколение оружия - термоядерное. 1947 год. Создание Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) - организации, которая имела политические и идеологические цели противостояния Западу. Доктрина А. Жданова: мир разделен на два лагеря - «империалистический» (во главе с США) и «демократический» (во главе с СССР)

12 слайд

13 слайд

План «Маршалла» (официальное название - «Программа восстановления Европы») - программа помощи Европе после Второй мировой войны, выдвинутая в 1947 г. госсекретарём США Дж. Маршаллом. В рамках реализации этой программы на Парижской конференции 12 ― 15 июля 1947 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества. На эту конференцию были также приглашены представители СССР и государств Восточной Европы, однако Сталин не допустил участия в обсуждении ни одной из находившихся под советским контролем стран. В «Плане Маршалла» приняли участие 16 государств Европы: Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. После создания Федеративной республики Германия, действие «Плана Маршалла» было распространено и на это государство. Эл. Учебник: стр. 12 (верх)

14 слайд

Условия: Все эти страны получили помощь США при условии: отказа от политики национализации промышленности, сохранения свободы частного предпринимательства, поощрения частных американских инвестиций, свободного доступа американских товаров в эти страны при одностороннем снижении ими таможенных тарифов и т. д.

15 слайд

16 слайд

Динамика ВВП и СССР в годы Второй мировой войны (млрд) Вопрос: Какова причина такой разницы в ВВП между двумя великими державами в годы 2-й мировой?

17 слайд

В 1947 году коммунисты восточноевропейских стран по указанию Информбюро решительно осудили «план Маршала». В противовес ему они выдвинули идею ускоренного развития своих стран с опорой на собственные силы и при поддержке СССР

18 слайд

Вместо распущенного в 1943 г. Коминтерна осенью 1947 г. Было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро)- международный координационный центр, созданный по решению совещания коммунистических и рабочих партий, состоявшегося в Польше в конце сентября 1947 г. В состав Коминформбюро вошли представители коммунистических и рабочих партий Болгарии, Венгрии, Италии, Польши, Румынии, Франции, Чехословакии, Югославии и Советского Союза. Первоначально штаб-квартира Коминформбюро размещалась в Белграде, однако после конфликта советского и югославского руководства она была перебазирована в Бухарест. На совещаниях Коминформбюро были приняты Декларация по вопросу о международном положении (1947), резолюции «Об обмене опытом и о координации деятельности партий» (1947), «Защита мира и борьба с поджигателями войны», «Единство рабочего класса и задачи коммунистических и рабочих партий» (1949).

19 слайд

В ответ на создание США Западноевропейского союза (ЗЕС) в январе 1949 года СССР и его союзники - Албания, Болгария, Венгрия, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия создали Совет Экономической Взаимопомощи. - межправительственная экономическая организация социалистических стран. Создана в 1949 г. по решению экономического совещания представителей СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии. В момент создания СЭВ речь шла о том, чтобы этим политическим актом продемонстрировать солидарность социалистических стран перед лицом Западной Европы, начавшей осуществление «плана Маршалла». Устав СЭВ вступил в действие лишь в 1960 г., когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ социалистической альтернативой европейского «общего рынка». В 1974 г. СЭВ получил статус наблюдателя в ООН. Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участниц, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и т. д.

20 слайд

21 слайд

В апреле 1949 г. США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегий, Дания, Исландия и Португалия учредили военно-политический союз – Организацию Североатлантического договора (НАТО).


После войны кризис ударил по Британской империи и её могуществу в мире, начался распад её колониальной империи. На мировую сцену вышли две супердержавы: СССР и США. Противоречия были идеологическими. Вопрос ставился жестко: социализм или капитализм. Начиналась «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА», война без открытого противостояния, война гонки вооружений, война противостояния США и СССР.




Состояние острой политической, экономической, идеологической и т. д. конфронтации (противоборство, противопоставление), не перешедшей в открытую военную фазу, которая проходила между СССР и его союзниками с одной стороны, а также США и их союзниками с другой стороны.


Причины « холодной войны » Отсутствие общего врага у стран антигитлеровской коалиции Стремление СССР и США к доминированию в послевоенном мире Противоречия между капиталистической и социалистической общественно- политическими системами. Политические амбиции руководителей СССР(Иосиф Сталин) и США (Гарри Трумэн)





Противоречия по поводу будущего Германии становилось всё больше. СССР не устраивал советский план по поводу Германии, а США советский. Противостояние привело в 1949 г. образованию Федеративной Республики Германии (ФРГ) на Западе и Германской Демократической Республики (ГДР) на Востоке. Таким образом в Европе появилось 3\2 Германии, а если реально то три, так как поделенным оказался и Берлин.






Начало «холодной войны» Похолодание в отношениях между СССР и США появились сразу после окончания Второй мировой войны Начало «холодной войне» было положено в марте 1946 речью в Фултоне Уинстона Черчилля Провозглашение в 1947 Г. Трумэном доктрины ещё более ухудшило отношения СССР со своими бывшими союзниками Фултонская речь Черчилля и доктрина Трумэна были восприняты СССР как призыв к войне


Доктрина Трумэна предполагала: Оказание экономической помощи странам Европы Создание военно-политического союза западных стран под руководством США Размещение вдоль границ СССР сети военных баз США Поддержку внутренней оппозиции в странах Восточной Европы Использование ядерного оружия


Противостояние двух супердержав нарастало. Испытание СССР своей атомной бомбы отсрочило прямое столкновение СССР и США. Но противостояние продолжалось. Этот период затянувшийся на десятилетия держал весь мир в напряженности и получил название «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА». На Европу по словам Черчилля «Опустился железный занавес». На территориях освобожденных СССР устанавливались «народные демократии» по советскому образцу. Вместо демократических Чехословакии, Польши, Венгрии, Румынии, Югославии образовывались ЧССР, ПНР, ВНР, СРР, СФРЮ. Образовался социалистический лагерь. Диктатор Социалистической Румынии Георге Георгиу Деж, «свой человек Сталина». Флаг и герб СРР




Доктрина Трумэна План Маршалла Создание НАТО Раскол Германии: ФРГ -1949


Влияние КПСС на политику стран В. Европы (отказ от плана Маршалла) Помощь в передаче власти коммунистам в ряде стран Создание СЭВ и ОВД – 1949 и 1955 Испытание атомной бомбы – 1949 Поддержка раскола Германии – ГДР – 1949




Противостояние привело к началу гонки вооружений. Создавалось всё больше новых и страшных методов уничтожения людей. Часто гонка приводила лишь к росту количества вооружений. Своё вооружение СССР и США использовали заочно во время войны в Корее, Вьетнаме, Афганистане, ближнем Востоке. Мир был поделен на противоборствующий лагерь.


В апреле 1948 г. Госсекретарь Маршалл решил оказать помощь Западной Европе в послевоенном восстановлении, сделав таким образом Европу своим вечным должником. Цель «Плана Маршалла», была укрепить устои капитализма в Европе. В 1949 г. была создана военная Организация Североатлантического договора (НАТО), якобы против возможной агрессии Германии, а фактически против СССР. В НАТО вошло 12 государств Европы. Ответом СССР было создание в 1949 г. Совета Экономической взаимопомощи (СЭВ) странам Восточной Европы и в 1955 г военной Организации Варшавского договора в которую вошли 9 стран. Европа была поделена на два лагеря. Эмблема НАТО и ОВД


Последствия «холодной войны» для СССР Огромные расходы на гонку вооружений Расходы на поддержку стран-сателлитов (стран, входящих ОВД) Установление «железного занавеса», ограничение контактов со странами Запада Ужесточение внутриполитического курса Отсутствие доступа к новейшим зарубежным технологиям, технологическое отставание от стран Запада