Официальная политика расовой сегрегации. Отношение к чернокожему населению

  • 17.08.2019

Контрольная работа

Апартеид: корни, сущность, последствия


Введение

Истоки апартеида в ЮАР

Сущность политики апартеида

Проблемы развития ЮАР после отказа от политики апартеида

Заключение

Список источников и литературы

Введение


Сегодня ЮАР входит в число наиболее успешных стран мира. Южная Африка является членом «Большой двадцатки» - престижного «клуба» наиболее развитых стран мира. Однако для достижения столь впечатляющих результатов Южно-Африканской Республике сначала пришлось пройти трудный путь обретения независимости, путь борьбы с межнациональной, межрасовой рознью.

Апартеид (африкаанс apartheid - «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) - официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей в Южно-Африканской Республике (ЮАР, до 1961 года - Южно-Африканский Союз, ЮАС) с 1948 по 1994 год Национальной партией.

Изучение истории режима апартеида актуально, так как, на наш взгляд, это достаточно распространенное в мире явление. Не только режим белого меньшинства в Южной Африке использовал апартеид для удовлетворения потребности в безопасном и комфортном проживании. В апартеиде в разные годы обвиняли и Бразилию, и Израиль, и Саудовскую Аравию. И даже Францию, которую в 2005 году тряхнули выступления цветной молодежи из пригородов, выступавшей против политики социального апартеида. Необходимо изучение такого социально-политического явления, как апартеид, дабы избежать подобных неофашистских, сепаратистских, расистских проявлений в обществе в будущем. Падение режима апартеида подтверждает его ошибочность и бесперспективность в современном мире.

В контрольной работе мы будем опираться на следующую исследовательскую литературу.

Российский африканист, доктор исторических наук, В. Городнов в статье «Мертворожденный бантустан» поднимает проблему «черных» гетто на территории бантустанов.

Монография известного историка-африканиста Л.А. Дёмкиной «Некоторые аспекты социально-политического развития южно-африканского общества после 1994 г.» позволяет нам проследить развитие ЮАР после отмены политики апартеида.

В работе Л.А. Дёмкиной и И.В. Черкасовой «Режим ЮАР - преступление против человечества» рассказывается об исторических корнях апартеида, о жесточайшем расовом и социальном угнетении в Южно-Африканской Республике, внутренних противоречиях режима апартеида.

В монографии историка Д. Жукова «Апартеид: История режима» анализируются различные аспекты становления и развития режима апартеида, провозглашенного правящей Национальной партией в 1948 году и просуществовавшего фактически до избрания первого черного президента Нельсона Манделы.

Политическую и социально-экономическую ситуацию в ЮАР периода апартеида, а также истоки и причины политического и расового конфликта, расстановку политических сил анализирует в своей работе «Южная Африка: диалог или конфронтация» историк И.О. Иванов.

В статье В.Н. Тетёкина «ЮАР сегодня: демократия и власть» рассказывается о том, что изменилось в ЮАР за последние полтора десятилетия.

Источниками в нашей работе будут служить труды ученых-африканистов, свидетелей кризиса апартеида в ЮАР. Это, во-первых, монография А.Д. Григоряна «Южная Африка: профсоюзы и борьба…». Анализ документов и материалов Южно-Африканской коммунистической партии, заявлений и выступлений деятелей национально-освободительного движения - Африканского национального конгресса (АНК), Объединенного демократического фронта (ОДФ), текущей официальной и социальной статистики, публикаций Международной организации труда (МОТ) и др., а также личные впечатления, полученные от поездок в страну, позволили автору довольно реально представить социально-экономическую и политическую ситуацию в ЮАР.

Множеством работ по проблемам ЮАР, проблемам апартеида широко известен российский историк-африканист, политический деятель Вячеслав Николаевич Тетёкин. В 1981-1996 гг. он был сотрудником Советского комитета солидарности стран Азии и Африки. В координации с советскими спецслужбами В.Н. Тетёкин занимался поддержкой освободительных движений Юга Африки (АНК в ЮАР и СВАПО в Намибии). В 1990 году закончил аспирантуру Института стран Азии и Африки при МГУ, кандидат исторических наук. В частности мы привлечем такие статьи В. Тетёкина, как «Копье, несущее свободу» и «Реальности противоборства».

Историк И. Филатова в статье «Апартеид воочию» рассказывает о посещении ею в составе делегации самых разных уголков ЮАР, от больших процветающих городов до шантитаунов (нищих нелегальных посёлков) периода ослабления апартеида.

Целью контрольной работы является попытка составить целостное представление о политике апартеида в ЮАР. Эта цель обусловила постановку в нашем исследовании следующих задач:

осветить корни апартеида;

определить основные принципы апартеида;

проанализировать проблемы ЮАР после отказа от политики апартеида.

1. Истоки апартеида в ЮАР


Европейская колонизация Южной Африки была начата голландской Ост-Индской компанией, основавшей в 1652 году Капскую колонию. Постепенно расширяя пределы колонии, голландские колонисты - буры (впоследствии стали называть себя африканерами) - истребляли или оттесняли в пустынные районы Южной Африки бушменов и готтентотов (коренное население). На рубеже XVIII-XIX веков Капскую колонию захватила Великобритания. Теперь уже не только бурские, но и английские власти захватывали у коренного населения всё новые и новые земли. «Захватнические войны на юге Африки завершились колониальным порабощением африканцев, превращением их в дешевую рабочую силу. Стремление сохранить коренное африканское население именно в этом качестве лежало в основе всей последующей политики Англии, а затем и господствующих классов ЮАР».

Насколько сейчас известно, впервые слово «апартеид» употребил в своей речи в 1917 году Ян Христиан Смэтс, ставший в 1919 году премьер-министром ЮАС. Хотя обычно апартеид связывают с преобладанием африканеров в правительстве с 1948 по 1994 год, Британская империя ещё в XIX веке ограничивала права на переселение чернокожих африканцев со своих территорий в регионы Капской колонии и Наталя, занятые белыми и цветными (метисами). Чернокожим африканцам запрещалось не только переселяться в эти земли, но и вообще передвигаться из одного округа в другой без соответствующего пропуска, который они должны были всегда иметь при себе. В Кейптауне и городах Наталя им запрещалось выходить на улицу после заката.

Термин «апартеид» возник как политический лозунг, сформулированный лидером южноафриканской Националистической партии доктором Д.Ф. Маланом в 1944 г., особенно активно использовался во время избирательной кампании 1948 г., окончившейся победой этой партии. «Запугивая белых избирателей «коммунистической опасностью», правящие круги южно-африканской буржуазии привели в 1948 году к власти крайне правую «очищенную» националистическую партию, возглавленную генералом Маланом. Началось резкое усиление реакции и фашизации всей жизни страны». Вокруг идеи апартеида сплотились самые различные социальные группы и классы африканеров, и в течение четырех десятилетий она служила основой расистской программы правительства


2. Сущность политики апартеида


Апартеид - сложное явление. Это не просто система расовой дискриминации. В мире были (да и сейчас есть) страны, где при закрепленном в конституции и законодательстве равенстве всех граждан, тем не менее, существует негласная дискриминация отдельных групп населения по этническим признакам. Апартеид - это система расовой дискриминации, возведенная в ранг закона.

Именно в ЮАР впервые после поражения гитлеровской Германии была узаконена расовая классификация людей. Основным признаком, по которому жителей Южной Африки относили к той или иной группе (белые, цветные, индийцы, африканцы) был цвет кожи. Но во многих случаях причисление к той или иной группе населения имело произвольный характер и даже члены одной семьи могли попадать в разные расовые группы, что порождало человеческие трагедии, ибо смена классификации с «белого» на «индийца» или «африканца» означала принципиальное изменение (в сторону резкого понижения) статуса человека.

Слово «апартеид» в буквальном смысле означает «раздельность». В политическом смысле оно означало раздельное экономическое, социальное и культурное развитие различных этнических групп Южной Африки. Идея апартеида заключалась в том, что разные группы населения, находясь на одной территории, одновременно живут и развиваются как бы в разных странах. В основе апартеида лежали Закон о расселении по этническим группам и Закон о классификации по расовым признакам. По закону о расселении по расовым группам №41 1950 г. каждый житель ЮАР должен был быть классифицирован и занесен в специальный список в соответствии с его расовой принадлежностью. «Отнесение человека к той или иной расовой группе предопределяет его место в системе политических, социальных и экономических отношений, его положение в южноафриканском обществе».

К числу законов о расовой классификации относится и закон об аморальности и смешанных браках, более известный общественности как «закон о разбитых сердцах». «Он предназначен для того, чтобы воспрепятствовать «смешению» рас, что звучит как издевка, если вспомнить, что само появление так называемых цветных - плод долгой истории естественного расового смешения».

В политическом плане апартеид означал лишение чёрного населения страны политических прав в общенациональном масштабе. Они не могли избирать членов законодательных органов ЮАР и быть избранными в эти органы. Таким образом, чёрные, составляющие подавляющее большинство населения страны, были лишены права влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, на решения, в том числе и непосредственно затрагивающие их интересы. апартеид политика партия африканский

Разумеется, создание столь сложной системы было подчинено прежде всего экономическим целям - сохранению полного контроля белого меньшинства над природными и человеческими ресурсами Южной Африки для их использования в интересах белого населения. Существовала колоссальная разница в уровнях жизни белого и чёрного населения страны. Все территории с наиболее плодородными землями, со сколько-нибудь значительными запасами полезных ископаемых, развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой подпадали под категорию «белых» районов.

Между тем правительство белого меньшинства не могло делать вид, что чёрного населения просто не существует. Необходимо было найти форму, в которой чёрные получали как бы собственное государственное устройство, в котором они могли формально развиваться отдельно от «белого» государства. Однако для режима апартеида было бы опасно появление единого «чёрного» государства, которое неизбежно объединяло бы всех африканцев, индийцев и цветных. А сохранение белого режима во многом определялось его способностью сохранить раздробленность чёрного большинства.

В этих целях была изобретена система так называемых национальных государств для африканцев - бантустанов (от слова «банту» - обобщённого названия в «белой» Южной Африке всех африканцев, вне зависимости от конкретной этнической группы, к которой они принадлежали). Причём каждый бантустан представлял собой псевдогосударство, на территории которого доминировала одна из этнических групп африканцев. Таких «государств»-бантустанов было создано десять - по числу основных этнических групп африканцев. «Здесь были созданы правительства, министерства, парламенты, университеты, возникли свои политические партии». Индийцы и цветные (метисы) получили не «государства», а обособленные районы их проживания. «Главная суть доктрины апартеида заключается в создании на территории ЮАР «туземных» псевдогосударств и государства «белой» ЮАР», - указывают Л.А. Дёмкина и И.В. Черкасова.

Разумеется, никакой речи о подлинной независимости идти не могло. Выборы, как и практически все аспекты экономической, политической и социальной жизни бантустанов, жёстко контролировались центральным «белым» правительством. В этих целях существовал институт представителей правительства, которые реально управляли жизнью бантустанов. Репрессивные органы и вооружённые силы этих псевдогосударств находились под полным контролем белых офицеров. И в экономическом отношении бантустаны были практически нежизнеспособны, ибо под их территорию были выделены наиболее бедные районы страны, со скудными почвами, лишённые полезных ископаемых и современной промышленности.

Вот эти бантустаны и представляли собой главную несущую конструкцию системы апартеида. Именно они составляли основу так называемого «большого апартеида», тогда как внешние признаки расовой дискриминации - автобусы, пляжи, скамейки «только для белых» и другие аналогичные формы дискриминации - назывались «малым апартеидом».

Не приходится говорить и о том, что столь несправедливое государственное устройство, превращающее основную массу населения в людей второго сорта, лишенных политических, экономических и социальных прав, могло существовать только в условиях жёсткого подавления всех форм сопротивления. В этих целях режим апартеида создал мощный военно-полицейский аппарат.

Свое идеологическое обоснование система апартеида получала от Датской реформаторской церкви, которая обосновывала коренные различия между «богоизбранными» белыми и чёрными жителями Южной Африки. Её приверженцами в основном являлись африканеры - потомки первых белых поселенцев - выходцев из Голландии.

В этих же целях функционировал мощный информационно-пропагандистский аппарат, который расхваливал достоинства системы раздельного развития, а также запугивал белых южноафриканцев «чёрной» опасностью и доведённой до абсурда мнимой угрозой коммунистического захвата Южной Африки (по законам ЮАР любое проявление сопротивления системе апартеида квалифицировалось как «пособничество коммунизму» и наказывалось тюремным заключением). Жёсткость контроля над СМИ была доведена до такой степени, что в прессе запрещалась публикация фотографий Нельсона Манделы и других лидеров Африканского Национального конгресса (АНК), находившихся в пожизненном заключении.

Такое политическое устройство ЮАР получило определение «колониализм особого типа». В «классической» схеме колониализма угнетающая нация живет на отдельной территории от угнетаемой нации, как правило, на другом континенте - в Европе. Примерами классического колониализма были империи Великобритании, Франции и Португалии, а также более мелкие колониальные державы: Бельгия, Голландия, Италия. Особенностью Южной Африки было то, что и господствующая, и угнетаемая нации жили на одной территории.

В углублении политического кризиса в стране в 80-е годы огромное значение имело свержение в середине 70-х годов колониальных режимов в бывших португальских колониях Анголе и Мозамбике, ликвидация в 1980 г. расистского правления в Родезии и провозглашение независимой Республики Зимбабве. «В результате правящие круги ЮАР лишились поддержки рухнувших в этих странах расистско-колониальных режимов, страна стала последним бастионом расизма на Юге Африки».

К концу 1970-х годов правящая верхушка Националистической партии и представители «большого бизнеса» начали понимать, что неизбежны реформы и что апартеид стал тормозом экономического развития страны. «Увеличивается число прогрессивно настроенных белых, понимающих обреченность режима и выступающих за его ликвидацию». Конечно же, экономическая и политическая ситуация, когда многие западные монополии выводят свои капиталы из ЮАР, а угроза усиления международных экономических санкций и дальнейшей политической, культурной, спортивной изоляции становятся всё более реальной, подталкивает власти ЮАР к переменам, заставляет искать выход. «Как представляется, главная цель новых руководителей НП - убедить мировое сообщество в том, что ЮАР пусть медленно, но продвигается в сторону отмены апартеида сверху».

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах. К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации. В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение. Падение режима апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК) и коммунистической партии страны. Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира. Военизированным крылом старейшего на континенте национально- освободительного движения - АНК было «Умконто ве сизве» - «Копьё нации». «Тут важно отметить, что АНК занимает принципиальную позицию в вопросах расовых отношений: борьба ведётся против режима расистского меньшинства, а не против людей с белой кожей. Показательно, что в формирования «Умконто ве сизве» входят, помимо африканцев, «цветные», индийцы, а также белые».

Наряду с вооружённой борьбой АНК и международной изоляцией расистского режима основными причинами падения режима апартеида стало падение численности белого населения с 21% в 1940 году до 11% в 1990 году, а также меры по демонтажу системы апартеида, проводимые в годы правления Фредерика де Клерка.

Новый лидер Националистической партии и президент страны Ф. де Клерк, пришедший к власти в сентябре 1989 г., придал существенный динамизм процессу демонтажа апартеида и своими действиями подтвердил приверженность курсу на устранение расовой дискриминации. «Он поставил задачу затормозить процесс радикализации среди африканцев, который явился следствием их дискриминации и угнетения, добиваться нормализации политической обстановки и выхода ЮАР из международной изоляции». В частности, был отменен запрет на деятельность Африканского национального конгресса, Южно-Африканской коммунистической партии, Панафриканского конгресса и еще 33 демократических организаций различного политического направления. Одновременно были отпущены многие видные деятели национально-освободительного и профсоюзного движения, в том числе отбывший 27 лет заключения Нельсон Мандела. Кроме прочих, «был отменен также акт о районах расселения этнических групп, согласно которому белым, африканцам, «цветным» и индийцам запрещалось проживать совместно и разрешалось лишь расселяться в пределах кварталов, очерченных в соответствии с расовой квалификацией».

В марте 1994 г. население бантустанов Сискея и Бопхутхатсваны свергли своих правителей, и временное правительство ЮАР приняло на себя управление этими территориями. 27 апреля 1994 г. вступила в силу временная конституция, и ЮАР стала государством многорасовой демократии. 26-29-го апреля 1994 года состоялись всеобщие демократические выборы. Победил АНК, получив поддержку большинства избирателей - 63 %, Национальная партия набрала 21 % голосов. 9 мая 1994 года Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу. Продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился.


3. Проблемы развития ЮАР после отказа от политики апартеида


После отмены апартеида коренное население получило реальный доступ к образованию, к государственным должностям, и к занятию бизнесом. Были отменены международные санкции против ЮАР, что вызвало приток иностранных инвестиций.

Правительство АНК осуществляло программы при которых при устройстве на работу, предпочтение отдается людям с чёрным цветом кожи. Но компетентных специалистов среди чернокожих пока мало. При этом многие высокообразованные белые специалисты эмигрировали из страны, прежде всего из-за всплеска преступности. С 1995 г. по 2008 г. из ЮАР уехало около 800 тыс. белых из живших в ней на момент отмены апартеида четырёх с лишним миллионов.

Вместе с тем, несмотря на значительную активизацию государственной социальной политики и расширение ее ресурсной базы, изменения в социальной сфере в ЮАР идут достаточно медленно и болезненно. Южная Африка остается страной с резко поляризованной социальной структурой и, несмотря на энергичные усилия политического руководства, направленные на исправление существующих дисбалансов в общественном устройстве (только на образование здесь тратится около 20% бюджетных средств или 6% ВВП) и ускорение экономического роста, здесь, как отмечает российский африканист Л.А. Демкина, в ЮАР происходит такое явление, как сползание в состояние развивающейся страны, проявляющееся в росте безработицы, увеличении неформального сектора экономики и криминализации общественной жизни.

Следует особо подчеркнуть, что правительство во главе с Африканским национальным конгрессом (АНК) унаследовало тяжелейшие проблемы, связанные с формированием в Южной Африке в течение длительного периода колониализма особого типа, когда высокоразвитая метрополия и слаборазвитая колония сосуществуют в единой стране. Одной из таких проблем является неподготовленность подавляющего большинства африканской части южноафриканского населения к «полноценному участию и вхождению в современное общество (экономику, политику и социальную сферу), обусловленная всем предыдущим колониально-расистским порядком».

ЮАР переживал серьезные трудности, связанные с ее экономикой в переходный период. С одной стороны, южноафриканская экономика, опирающаяся на свои богатейшие минеральные ресурсы, начиная со Второй мировой войны быстро развивалась, завершая процесс индустриализации, за счет импортозамещающих технологий (до какого-то определенного времени импортозамещение стимулировали и международные санкции против режима апартеида), и, обладая обширной ресурсной базой, способна была сравнительно легко переносить экономические кризисы. Это стало одной из основных причин ее сравнительной устойчивости и в постапартеидный период. Но, с другой стороны, с исчерпанием резервов для экстенсивного роста постепенно накапливались факторы торможения развития. Наращивание производства и экспорта высокотехнологичными отраслями обрабатывающей промышленности стало сдерживаться как низкой квалификацией основной (африканской) части рабочей силы, так и ужесточавшимися с каждым годом международными санкциями.

Вхождение значительного числа черных южноафриканцев в предпринимательские круги можно считать одним из важнейших социальных последствий произошедшего в середине 1990-х годов демонтажа политической системы апартеида. Если в середине 1980-х годов численность африканской буржуазии ЮАР, включая мелких предпринимателей, оценивалась в 60-70 тыс. человек, то к середине прошлого десятилетия она достигла 1 млн. человек, что составляет четверть общего числа предпринимателей. Таким образом, «разделительная черта между бедными и богатыми перестала с завидной точностью совпадать с расово-этническим делением общества, как это было в недалеком прошлом». Доходы черной элиты в ЮАР увеличились только в 1996-2001 гг. вдвое.

По-прежнему белые составляют подавляющее число пассажиров авиалиний, обитателей гостиниц и посетителей ресторанов, владельцев вилл. Черные доминируют ныне в государственной службе, быстро растет их число в среднем и крупном бизнесе. Однако процесс «выравнивания» идёт естественным путём и плавно, чтобы не обрушить экономику страны. «Из 28 министров правительства ЮАР двое - белые. Из 19 заместителей министра (в ЮАР не каждый министр имеет зама) белых - четверо. Другое дело, что белый цвет кожи больше не является гарантией автоматического процветания».

Объективно говоря, радужные ожидания черного большинства совершенно не оправдались. Жизненный уровень подавляющей части коренного населения по-прежнему продолжает оставаться чрезвычайно низким (хотя и не таким запредельным, как в классических «банановых республиках»). Невероятного уровня достигла преступность, эффективной борьбе с которой препятствует пугающая коррумпированность полицейского ведомства, что и не удивительно, ведь практически все руководящие должности в силовых министерствах заняли черные, причем назначенные не по признаку их профессионализма, а исходя из политической конъюнктуры.

«Белому населению страны - африканерам - посчастливилось избежать печальной участи своих братьев из Зимбабве, где, как известно, имущество белых было экспроприировано, причем незаконные изъятия земель и собственности сопровождались массовым террором, провозглашенным одиозным президентом Робертом Мугабе (в прошлом марксистом-ленинцем, а ныне черным расистом). Руководство ЮАР в лице Нельсона Манделы, а затем Табо Мбеки, оказалось достаточно прозорливым, чтобы не позволить государству рухнуть в объятия экономического коллапса. Несмотря на весь свой фанатизм, черные южноафриканские лидеры отлично понимают, что успехом своей экономики ЮАР обязана исключительно белым».

Заключение


апреля 1994 г. на первых в истории Южной Африки всеобщих выборах, в которых участвовало и чёрное, и белое население этой страны, уверенную победу одержал Африканский национальный конгресс. Итоги выборов означали ликвидацию системы апартеида, существовавшей в ЮАР с 1948 г.

Тем не менее, «сейчас, как указывает историк Д. Жуков, - практически все - как черные, так и белые - граждане ЮАР признают один факт: в настоящий момент всем им живется значительно хуже, чем в 1980-е годы, когда апартеид находился, что называется, «на излете» (формальная сегрегация продолжала действовать, но белое меньшинство пошло на ряд существенных уступок черным, и жизненный уровень негров стал неуклонно возрастать)». Причина крушения белого режима была, таким образом, чисто политической: мировая общественность не желала больше мириться с существованием на юге Африки расистского режима. Надобность последнего в качестве форпоста борьбы с коммунизмом на континенте отпала из-за крушения социалистического лагеря, а мода на политкорректность находилась в зените.

Режим апартеида был уникальной системой, сложившейся в условиях Южной Африки как единственная возможная форма сохранения здесь белого присутствия и европейской цивилизации. С падением апартеида и переходом власти в руки черного большинства страна пошла по совершенно другому пути, характерному для большинства государств африканского континента.

Список источников и литературы


Источники

1.Григорян А.Д. Южная Африка: профсоюзы и борьба рабочего класса в условиях кризиса апартеида. М., 1992.

2.Тетёкин В.Н. Копье, несущее свободу // Азия и Африка сегодня. 1987, №5.

Тетёкин В.Н. Реальности противоборства // Азия и Африка сегодня. 1987, №11.

Филатова И. Апартеид воочию // Азия и Африка сегодня. 1990. №7.


Литература

1.Городнов В. Мертворожденный бантустан // Азия и Африка сегодня. 1987, №4.

2.Дёмкина Л.А. Некоторые аспекты социально-политического развития южно-африканского общества после 1994 г. М., 2006.

Дёмкина Л.А., Черкасова И.В. Режим ЮАР - преступление против человечества. М., 1981.

Иванов И.О. Южная Африка: диалог или конфронтация. М., 1989.

Жуков Д. Апартеид. История режима. М., 2007.

Тетёкин В.Н. ЮАР сегодня: демократия и власть // Азия и Африка сегодня. 2009.№4.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

] . Утверждалось, что услуги наподобие образования и здравоохранения были «раздельными, но равными», однако качество тех услуг, что предоставлялись чёрным, было обычно намного ниже [ ] . На подобные упрёки со стороны европейских «левых» южноафриканское правительство отвечало, что уровень медицинского обслуживания темнокожего населения действительно ниже, при равном и даже более высоком удельном количестве врачей на душу населения среди негров. По утверждениям властей, причина этого - более низкий уровень квалификации негритянских врачей. А он, в свою очередь, был вызван прежней ошибочной государственной политикой в области образования - более снисходительным отношением к негритянским абитуриентам [ ] , с целью увеличить число чёрных студентов. Правительство предполагало, что принимаемые им новые меры полностью устранят неравенство в уровне медицинского обслуживания к началу XXI века [ ] . Но этим планам не суждено было осуществиться [ ] .

Лишение чёрного населения политических прав было обычной [ ] практикой в европейских колониях , однако после деколонизации Африки стало рассматриваться как часть политики апартеида.

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах [ ] . К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации [ ] . В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение [ ] . Падение режима апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК) [ ] . Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира . Наряду с вооружённой борьбой АНК и международной изоляцией расистского режима, основными причинами падения режима апартеида стало падение численности белого населения с 21 % в 1940 году до 11 % в 1990 году [ ] , а также меры по демонтажу системы апартеида, проводимые в годы правления Фредерика де Клерка (за что он также был награждён Нобелевской премией мира).

Правительство немедленно приступило к внедрению апартеида. Были приняты законы, запрещавшие смешанные браки, введена расовая классификация всех граждан и создана комиссия для рассмотрения трудных случаев. Основой апартеида стал принятый в 1950 году Закон о групповых областях (Group Areas Act), целью которого было географическое разделение расовых групп. Оформление системы апартхейда проходило в условиях подъёма антиколониальной борьбы в странах Азии и Африки, что не могло не сказаться на общем характере политики правительства Национальной партии. Апартхейд должен был помочь белым сохранить своё господство через ограничение территории проживания чернокожих африканцев особыми территориями, хоумлендами, ставшими впоследствии известными как бантустаны . В них под контролем собственных властей, состоявших из представителей местной африканской политической элиты, должна была сосредоточиться основная часть чернокожего населения, а на территориях, зарезервированных за белыми, оставались лишь те, чей труд был необходим для работы промышленных предприятий и обслуживания белых. В 1953 году был принят закон о раздельных услугах (Separate Amenities Act), вводивший раздельные пляжи , общественный транспорт , больницы , школы и университеты . Паспортный режим был ещё более ужесточён: теперь чернокожие африканцы должны были всегда иметь при себе удостоверения личности, что сильно затрудняло их миграцию в «белые» районы страны. С введением этого закона чернокожим африканцам было запрещено без специального разрешения жить в «белых» городах и даже просто посещать их. Проживание в больших городах разрешалось лишь тем, кто имел там работу, но не членам их семей.

Сегрегация распространялась также на пешеходные мосты, кинотеатры под открытым небом, кладбища, парки, пешеходные переходы, общественные туалеты и такси.

Большинство чернокожих африканцев лишались гражданства ЮАР после того, как их бантустаны провозглашались «независимыми». Таким образом, они не могли получить паспорт ЮАР, дающий право выезда за границу; впрочем, и без того получить этот паспорт было сложно. Обладание им считалось привилегией, а не правом, и правительство не считало нужным выдавать чернокожим африканцам много паспортов [ ] .

Насильственное выселение

Борьба против апартеида

Белые противники апартеида

Апартеид был поддержан далеко не всеми слоями белого населения. Руководствами и преподавательскими составами университетов, где состав студентов с самого начала был многорасовым, политика апартеида критиковалась и часто саботировалась, несмотря на усилия правительства по внедрению сегрегации, в частности, создание отдельных «чёрных» университетов.

Активно противодействовали апартеиду некоторые организации ветеранов Второй мировой войны, особенно ввиду того, что проводящая апартеид Национальная партия в военный период симпатизировала нацизму и выступала против поддержки антигитлеровской коалиции. Бывший военный лётчик-ас Адольф Малан проводил в 1950-е гг. крупные манифестации, число участников которых достигало нескольких десятков тысяч.

В Южноафриканской коммунистической партии, боровшейся против апартеида, было также много белых (в силу исторических причин, главным образом евреев) . Среди её видных белых деятелей были Джо Слово , Рут Ферст , Абрахам (Брам) Фишер , Ронни Касрилс .

Сопротивление чёрного населения

Приход к власти Национальной партии в 1948 году и провозглашение апартеида официальной политикой нового правительства и усиление репрессий относительно небелого населения заставило активизировать свою деятельность Африканский национальный конгресс (АНК), придерживавшийся до того достаточно умеренной тактики. К руководству в организации стали приходить более радикальные лидеры, вышедшие из Молодежной лиги АНК. В 1949 году АНК впервые выступил с программой, открыто предусматривавшей протесты в форме забастовок, протестных шествий и акций гражданского неповиновения. Это продолжалось в течение 1950-х годов и иногда приводило к беспорядкам. В йоханнесбургском Софитауне активное сопротивление силовым структурам апартеида, вплоть до вооружённых нападений, оказывали гангстерские группировки чернокожей молодёжи, прежде всего Vultures Дона Маттеры .

25 - 26 июня 1955 года несколько организаций, включая Индийский конгресс и АНК, собрались на «Конгресс народа» в Клиптауне возле Йоханнесбурга и приняли Хартию свободы, где выдвигалась идея Южно-африканского союза (ЮАС) как демократического государства, не знающего расовой дискриминации. Хартия также предусматривала проведение национализации «минеральных богатств скрытых под землей», а также всех банков и промышленных предприятий, «принадлежавших монополиям» . После принятия Хартии противники апартеида (вождь Лутули , Нельсон Мандела , Уолтер Сисулу , Мозес Котане , Оливер Тамбо , Расти Бернштейн, Джо Слово и другие) были арестованы по обвинению в государственной измене, но 29 марта 1961 года суд их оправдал .

Спортивные соревнования

В течение многих лет спортсмены ЮАР не допускались на международные спортивные соревнования, прежде всего по олимпийским видам спорта. Широко известен бойкот Олимпийских игр , организованный африканскими странами в 1976 году . Этот бойкот был формой протеста против проведения товарищеского матча по регби между ЮАР и Новой Зеландией. Дисквалификации подвергались и спортсмены, поддерживающие контакты с ЮАР.

Конец эпохи апартеида (1989-1994 годы)

2 мая 1990 г. состоялась встреча лидеров АНК с правительством ЮАР, на которой было достигнуто соглашение о проведении амнистии и последующей реабилитации политзаключенных . Узники совести выпускались из тюрем, диссиденты могли свободно вернуться в ЮАР из-за рубежа. Им гарантировался дальнейший иммунитет от судебных преследований за политические убеждения. К 30 апреля 1991 года было освобождено 933 «борца против апартеида», однако 364 террориста остались в заключении из-за серьёзности совершенных ими преступлений. Всего в ЮАР вернулось около 6000 политических эмигрантов (отказано было лишь 100 экстремистам).

] . На подобные упрёки со стороны европейских «левых» южноафриканское правительство отвечало, что уровень медицинского обслуживания темнокожего населения действительно ниже, при равном и даже более высоком удельном количестве врачей на душу населения среди чернокожих. По утверждениям властей, причина этого - более низкий уровень квалификации негритянских врачей. А он, в свою очередь, был вызван прежней ошибочной государственной политикой в области образования - более снисходительным отношением к негритянским абитуриентам [ ] , с целью увеличить число чернокожих студентов. Правительство предполагало, что принимаемые им новые меры полностью устранят неравенство в уровне медицинского обслуживания к началу XXI века [ ] . Но этим планам не суждено было осуществиться [ ] .

Лишение чёрного населения политических прав было обычной [ ] практикой в европейских колониях , однако после деколонизации Африки стало рассматриваться как часть политики апартеида.

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах [ ] . К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации [ ] . В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение [ ] . Падение режима апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК) [ ] . Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира . Наряду с вооружённой борьбой АНК и международной изоляцией расистского режима, основными причинами падения режима апартеида стало падение численности белого населения с 21 % в 1940 году до 11 % в 1990 году [ ] , а также меры по демонтажу системы апартеида, проводимые в годы правления Фредерика де Клерка (за что он также был награждён Нобелевской премией мира).

Правительство немедленно приступило к внедрению апартеида. Были приняты законы, запрещавшие смешанные браки, введена расовая классификация всех граждан и создана комиссия для рассмотрения трудных случаев. Основой апартеида стал принятый в 1950 году Закон о групповых областях (Group Areas Act), целью которого было географическое разделение расовых групп. Оформление системы апартхейда проходило в условиях подъёма антиколониальной борьбы в странах Азии и Африки, что не могло не сказаться на общем характере политики правительства Национальной партии. Апартхейд должен был помочь белым сохранить своё господство через ограничение территории проживания чернокожих африканцев особыми территориями, хоумлендами, ставшими впоследствии известными как бантустаны . В них под контролем собственных властей, состоявших из представителей местной африканской политической элиты, должна была сосредоточиться основная часть чернокожего населения, а на территориях, зарезервированных за белыми, оставались лишь те, чей труд был необходим для работы промышленных предприятий и обслуживания белых. В 1953 году был принят закон о раздельных услугах (Separate Amenities Act), вводивший раздельные пляжи , общественный транспорт , больницы , школы и университеты . Паспортный режим был ещё более ужесточён: теперь чернокожие африканцы должны были всегда иметь при себе удостоверения личности, что сильно затрудняло их миграцию в «белые» районы страны. С введением этого закона чернокожим африканцам было запрещено без специального разрешения жить в «белых» городах и даже просто посещать их. Проживание в больших городах разрешалось лишь тем, кто имел там работу, но не членам их семей.

Большинство чернокожих африканцев лишались гражданства ЮАР после того, как их бантустаны провозглашались «независимыми». Таким образом, они не могли получить паспорт ЮАР, дающий право выезда за границу; впрочем, и без того получить этот паспорт было сложно.

Насильственное выселение

Борьба против апартеида

Белые противники апартеида

Апартеид был поддержан далеко не всеми слоями белого населения. Руководствами и преподавательскими составами университетов, где состав студентов с самого начала был многорасовым, политика апартеида критиковалась и часто саботировалась, несмотря на усилия правительства по внедрению сегрегации, в частности, создание отдельных «чёрных» университетов.

Активно противодействовали апартеиду некоторые организации ветеранов Второй мировой войны, особенно ввиду того, что проводящая апартеид Национальная партия в военный период симпатизировала нацизму и выступала против поддержки антигитлеровской коалиции. Бывший военный лётчик-ас Адольф Малан проводил в 1950-е гг. крупные манифестации, число участников которых достигало нескольких десятков тысяч.

В Южноафриканской коммунистической партии, боровшейся против апартеида, было также много белых (в силу исторических причин, главным образом евреев) . Среди её видных белых деятелей были Джо Слово , Рут Фёрст , Абрахам (Брам) Фишер , Ронни Касрилс .

Сопротивление чёрного населения

Приход к власти Национальной партии в 1948 году и провозглашение апартеида официальной политикой нового правительства и усиление репрессий относительно небелого населения заставило активизировать свою деятельность Африканский национальный конгресс (АНК), придерживавшийся до того достаточно умеренной тактики. К руководству в организации стали приходить более радикальные лидеры, вышедшие из Молодежной лиги АНК. В 1949 году АНК впервые выступил с программой, открыто предусматривавшей протесты в форме забастовок, протестных шествий и акций гражданского неповиновения. Это продолжалось в течение 1950-х годов и иногда приводило к беспорядкам. В йоханнесбургском Софитауне активное сопротивление силовым структурам апартеида, вплоть до вооружённых нападений, оказывали гангстерские группировки чернокожей молодёжи, прежде всего Vultures Дона Маттеры .

25 - 26 июня 1955 года несколько организаций, включая Индийский конгресс и АНК, собрались на «Конгресс народа» в Клиптауне возле Йоханнесбурга и приняли Хартию свободы, где выдвигалась идея Южно-африканского союза (ЮАС) как демократического государства, не знающего расовой дискриминации. Хартия также предусматривала проведение национализации «минеральных богатств скрытых под землей», а также всех банков и промышленных предприятий, «принадлежавших монополиям» . После принятия Хартии противники апартеида (вождь Лутули , Нельсон Мандела , Уолтер Сисулу , Мозес Котане , Оливер Тамбо , Расти Бернштейн, Джо Слово и другие) были арестованы по обвинению в государственной измене, но 29 марта 1961 года суд их оправдал .

Спортивные соревнования

В течение многих лет спортсмены ЮАР не допускались на международные спортивные соревнования, прежде всего по олимпийским видам спорта. Широко известен бойкот Олимпийских игр , организованный африканскими странами в 1976 году . Этот бойкот был формой протеста против проведения товарищеского матча по регби между ЮАР и Новой Зеландией. Дисквалификации подвергались и спортсмены, поддерживающие контакты с ЮАР.

Конец эпохи апартеида (1989-1994 годы)

2 мая 1990 г. состоялась встреча лидеров АНК с правительством ЮАР, на которой было достигнуто соглашение о проведении амнистии и последующей реабилитации политзаключенных . Узники совести выпускались из тюрем, диссиденты могли свободно вернуться в ЮАР из-за рубежа. Им гарантировался дальнейший иммунитет от судебных преследований за политические убеждения. К 30 апреля 1991 года было освобождено 933 «борца против апартеида», однако 364 террориста остались в заключении из-за серьёзности совершенных ими преступлений. Всего в ЮАР вернулось около 6000 политических эмигрантов (отказано было лишь 100 экстремистам).

В том же году рядом белых леволиберальных политиков была предложена новая государственная модель, согласно которой каждая расовая группа должна иметь равный вес в законодательном органе, с тем, чтобы ни одна из них не могла господствовать. Однако Н. Мандела решительно отверг это предложение. В своем выступлении на митинге чернокожих радикалов в Кейптауне он заявил: «Факторы, которые сделали необходимой вооруженную борьбу, все ещё существуют сегодня, у нас нет другого выхода, кроме как продолжать борьбу».

Апартеид наоборот в ЮАР или белое население ЮАР подвергается настоящему геноциду

Что вы знаете о ЮАР? Наверное первое что вам придет на ум это борец за права черных Нельсон Мандела, режим апартеида, белые угнетающие черных, добыча алмазов и экономическое содружество БРИКС.

Что если я вас скажу, что за 47 лет белого режима апартеида в ЮАР было убито всего 7 тыс. чернокожих в стычках с полицией, а за 23 года черной демократии убили 70 тыс. белых. Или, что Нельсон Мандела был черным фашистом и пел песенки со словами Убить Бура (т.е. белого потомка голландских и немецких переселенцев), или что группы черных проникают в белые дома и насилуют женщин с 8 месяцев и до 90 лет на глазах их мужей, отцов и братьев и только в самом конце убивают мужчин, а если удается кому либо из женщин выжить после группового изнасилования, вероятность заболеть ВИЧ у них составляет 95%. Или останавливают машину с белой беременной женщиной и стреляют ей в живот? Как вам такая черная демократия по-южноафрикански. В ЮАР проживает 56 млн. человек и только 4,6 млн. из них белые и 5-6 млн. цветные (потомки смешанных браков белых, азиатов и черных больше считающих себя белыми по культуре и самосознанию) — они дискриминируемое меньшинство. Россия и лично Путин поддерживает черную элиту ЮАР и президента Джейкоб Зума, который множество раз обвинялся в коррупции и изнасиловании. О всем этом и многом другом вы узнаете в этом материале.

«Радужная нация» – так назвал жителей своей страны новоизбранный в 1994 году президент ЮАР Нельсон Мандела. Вскоре термин был заимствован одним из его соотечественников архиепископом Дезмондом Туту, который окрестил «радужной нацией» Южную Африку времён пост-апартеида…

На современном этапе население ЮАР носит мультикультурный характер. На территории страны проживают представители различных рас и этнических групп. Древнейшие, исконно коренные жители ЮАР – это бушмены. С XV века их начали активно вытеснять пришлые народы-кочевники. Именно их потомки составляют сейчас большую часть населения страны. Это зулу, коса, тсвана, ндебеле, тсонга, педи, суто, свази, венда. В период колонизации в страну завозились выходцы из Индии для работы на плантациях сахарного тростника.

В результате, сейчас на территории Южноафриканской Республики проживают около 80% чернокожих африканцев, в том числе иммигрантов из соседних стран, в частности, из Зимбабве. Белое население (англоафриканцы, потомки буров, немцев, португальцев и французов) составляет всего лишь 10%. Еще 8% представлены так называемыми «цветными» - потомками от смешанных браков ранних поселенцев с коренными жителями ЮАР. Оставшиеся 2% населения страны – это потомки индийцев.

Такая расовая и национальная пестрота в стране, с одной стороны, всегда способствовала культурному взаимообмену, а с другой - являлась причиной обособления одних групп населения от других. Как бы ни хотелось быть толерантными и политкорректными, всё же нужно признать, что в подобном случае – а ЮАР являет собой самый яркий пример – раздельное проживание местных и пришлых – это закономерность. Образ жизни и образ мышления европейцев и чернокожих африканцев был и есть слишком разный.

Слишком разные, чтобы жить вместе

До середины XX века власть в Южной Африке не могли поделить буры и заинтересованные в богатых природных ресурсах страны англичане. В результате англо-бурских войн и последующих политических процессов в 1948 году власть в ЮАР полностью перешла к бурам. В том же году был введен режим апартеида, который был отменён только в 1994 году.

В итоге – сорок шесть лет апартеида, то есть раздельного проживания белых людей европейского происхождения и чернокожих африканцев и, по сообщению лидера африканеров доктора Дана Роодта, только около 7 тысяч убитых в стычках с полицией местных преступников. А вот двадцать лет демократии принесли более 70 тысяч убитых, изнасилованных и физически покалеченных белых, плюс тысячи невинных чернокожих, погибших от рук своих же собратьев.

Сегодня ситуация в стране крайне нестабильная. Это выражается, прежде всего, в уровне преступности, исходящей в основном из среды чернокожих, и в дискриминации белых граждан в практически всех сферах жизни. Необходимо подчеркнуть, что белые в ЮАР (на втором месте индийцы) являются самыми образованными и трудоспособными представителями страны. Готовность к трудностям и жизнестойкость, выработанная их предками, прочно заложены в генах современных африканеров. Они не боятся труда. Ввиду того, что чернокожее правительство со времён падения апартеида систематически лишает белых граждан прав на достойно оплачиваемый квалифицированный труд, они берутся за любую предложенную работу, качество которой остаётся на высоком уровне. Должности же, требующие специальной подготовки, знаний, определённого уровня квалификации, всё чаще и чаще занимают неквалифицированные чернокожие африканцы.

Коренные африканцы, нужно признать, не самая интеллектуально развитая раса на земле. Но это не упрёк и не попытка дискриминировать их, это всего лишь констатация факта. Люди, с момента появления Homo Sapiens и вплоть до XVI века (когда начала колонизация Африки), живущие традиционным укладом жизни, который практически не менялся за всю историю существования африканского континента, не могут в одночасье добровольно совершить скачок в развитии.

А вот европеоиды прошли не один этап развития прежде чем достичь того уровня, на котором мы находимся сейчас. У африканцев не было условий для постепенной эволюции сознания. Поэтому с момента прихода европейских колонизаторов в Африку, её обитателям пришлось автоматически принимать абсолютно не свойственный им уклад жизни. Формально они это сделали, и даже успешно, но внутренние традиционные установки не поменялись. И упрекать их за это было бы несправедливо.

Однако белые никогда и не требовали от аборигенов мгновенных изменений, ведь на протяжении всей истории колонизации чернокожим жителям была предложена работа посильная для них, отвечающая их физическим и интеллектуальным возможностям…

Сегодня ситуация с рабочими местами выглядит двойственной, как, впрочем, и всё, что касается черно-белого вопроса. С одной стороны, внедрив политику BEE (Black Empowerment Economy), которая как раз и заключается в предоставлении чернокожим гражданам ЮАР лучших рабочих мест с хорошей оплатой труда, в прошлом «угнетённые» получили многие привилегии после окончания учебных заведений, и, как результат, более высокий уровень жизни. С другой стороны, уровень образования в ЮАР вынужден был снизиться на законодательном уровне в связи с тем, что африканцы не способны усваивать материал настолько хорошо, чтобы сдать экзамены. Кстати говоря, качество образования в ЮАР во времена апартеида было одним из самых высоких в мире.

Возвращаясь к теме, хотелось бы подчеркнуть, что дело не в плохой системе образования, или недостатке кадров, а в природных способностях. Африканцы, несомненно, обладают другими врождёнными данными, например, они удивительно пластичны, сама природа создала их для танцев и музыки – почти у всех отменный слух и мягкие голоса. Но чтобы достичь необходимой статистики в уровне грамотности и образованности населения, школам и университетам пришлось именно снизить стандарты, чтобы чернокожие студенты смогли беспрепятственно сдать необходимый минимум. Соответственно, специалисты выходят из университетов вовсе не того уровня, который необходим для получения высокой должности. Но они, тем не менее, получают эти должности по закону…

Таким образом, правительство ЮАР дискриминирует белое население в следующей последовательности: при найме на любую должность в государственном секторе преимуществом будет пользоваться сначала чернокожий мужчина, потом чернокожая женщина (оба – как бывшие угнетённые по расовому признаку), затем белая женщина (как бывшая угнетённая по половому признаку), и только потом рассматривают кандидатуру белого мужчины.

Из-за подобной абсурдной системы большинство белых в стране работают больше на себя, а не на государство - чаще всего молодые люди наследуют семейный бизнес или создают свой собственный. Но чтобы открыть средний бизнес необходимо нанять определённое количество чернокожих, а это уже чревато. Обычно их нанимают на основе отзывов людей, у которых кандидат уже когда-то работал. Этот вариант наиболее безопасный.

Неудивительно, что многие белые получают образование и уезжают из страны. За последние 20 лет из ЮАР уехало около 1 млн белых. Те, кто не может позволить высшее образование и иммиграцию, остаются на родине и принимают ситуацию как данность.

Хроники кошмара

Помимо дискриминации в сфере занятости белые жители ЮАР подвергаются физическому насилию. Сложно сказать, растёт ли рост насилия только из-за расы, или же причины этому имеют иной характер. Есть два противоположных мнения, которых придерживаются сами африканеры.

Первое гласит, что в ЮАР сегодня процветает преступность по расовому признаку. Приверженцы этой позиции считают, и не безосновательно, что чернокожие африканцы часто нападают без всякой жажды материальной наживы, и делают это, скорее, чтобы отомстить за колониальное прошлое. Разумное зерно в этом есть, и вот почему. По статистике взломы домов и убийства их хозяев не всегда сопровождаются кражей вещей и денег. Зато, за редким исключением, убийства белых сопровождаются жестокими пытками. Зачем пытать человека, чтобы потом, после его убийства, украсть ценные вещи из дома? Не проще ли выбрать время, и в отсутствие хозяев ограбить дом? Или уж сразу застрелить их и унести все, что нужно?

Существует специальный проект, посвящённый статистике убийств, изнасилований и пыток всех белых за последние несколько лет. Данные собираются скрупулёзно со всех провинций страны. Новости обновляются ежедневно. За этим лично следит автор проекта (www.sunettebridges.co.za). И вот что мы имеем на сегодняшний день: если дом взломала банда, то у его обитателей почти нет шансов выжить. Это касается и женщин, и мужчин. Причём, участь и у тех и у других не завидная. Женщины и девочки 95% будут подвергнуты изнасилованию, в том числе групповому. Если они выживут, то те же 95% гарантируют им ВИЧ или СПИД, которыми почти поголовно заражены чернокожие африканцы.

Возраст женщины для чернокожего не имеет значения, насилию подвергаются особи женского пола от 8 месяцев и до 90 лет и старше. Описание пыток – не самая приятная вещь, поэтому скажу лишь, что в ход идут разные «инструменты» – от деревянных палок до кипятка или раскаленного утюга. По свидетельству жертв, женщин часто насилуют на глазах мужей, сыновей и братьев, а потом на их же глазах убивают. Последним убивают мужчину – чтобы успел посмотреть на смерть семьи…

Вот почему на сегодняшний день большинство белых уверено, что в стране процветает самый настоящий геноцид. По данным международной организации Genocide Watch (www.genocidewatch.org), возглавляемой Доктором Грегори Стэнтоном, уровень геноцида в ЮАР по соответствующей шкале стоит на отметках 6 и 8. Шестой уровень идентифицируется как подготовительная стадия геноцида, а седьмой – стадия истребления. Восьмая стадия не требует комментариев. К слову сказать, г-н Стэнтон когда-то был участником движения, направленного на борьбу с апартеидом.

Большая доля убийств белых приходится на фермеров – людей, благодаря которым страна имеет первоклассную молочную продукцию, мясо, свежие фрукты и другие продукты питания. С 1994 года в ЮАР от рук чернокожих погибли около 4.000 белых фермеров. Эта цифра ещё не включает тех, кто сумел выжить…

Есть и другая позиция, согласно которой о геноциде говорить нет смысла, потому что всё то же самое происходит и в среде чернокожего населения: такой же уровень насилия, те же пытки. Просто чернокожих в стране 44 миллиона против менее 4 миллионов белых. И подобный образ жизни у первых – закономерность. Тем более, кто будет считать убитых чёрных, да ещё и вести статистику? Это не нужно, в первую очередь, самим чернокожим африканцам. Жизнь человека не является для них ценностью, смерть для них – в порядке вещей, даже если она является насильственной…

Инструкция по выживанию

Со стороны может показаться, что жить в подобных условиях просто невыносимо, но потомки отважных буров уже больше двадцати лет соблюдают правила, которые хоть как-то помогают обезопасить их жизнь. Любому иностранцу, впервые приехавшему в ЮАР, эти правила будут озвучены. Но нужно иметь здравый смысл и понимать, что никакие правила не являются гарантией того, что ночью можно спать спокойно. Рекомендации следующие.

Не носить с собой наличные, не выкладывать на виду (в том числе и дома) электронную технику. Что касается охраны жизни и здоровья, то женщинам лучше не носить блестящие украшения, иначе можно остаться без ушей, не сидеть в машине с открытой дверью, на шоссе стараться не опускать стекла автомобильных окон, самое главное - НИКОГДА, НИ ПРИКАКИХ УСЛОВИЯХ не останавливаться на дороге в ответ на сигнал подвезти. Ещё советуют не останавливаться на красный свет в больших городах, если вокруг слишком много болтающихся чернокожих – могут разбить стекла машины, выпихнуть из неё всех пассажиров и угнать авто. Хорошо, если обойдётся без жертв. Был случай, когда из машины попросили выйти беременную женщину, а когда она вышла, выстрелили ей в живот.

Дома белых все сплошь и рядом имеют решётки на окнах. Более того, имеется и кованная железная дверь-сетка, которая ставится снаружи обычной деревянной двери. На мой наивный вопрос: не лучше ли поставить дверь цельнолитую металлическую, ответа не последовало - действительно, нет смысла ставить дорогую дверь, если в дом можно попасть, просто разбив окна, снеся имеющиеся на них решетки. Те, кто может себе позволить, устанавливают в доме сигнализацию. Удовольствие это дорогое, сама установка стоит примерно 20.000 рандов, то есть примерно 80.000 рублей.

На окраинах Йоханнесбурга и Претории дома белых жителей обнесены высокими заборами с электротоком. Состоятельные граждане стараются приобретать жильё в специальных комплексах, которые охраняются. Жить в них действительно безопаснее, но мало, кто может себе позволить такую роскошь.

Апартеид наоборот

Все белые южноафриканцы знают, что не следует приближаться к тауншипам – поселениям чернокожих, в основном около больших городов. В пример хочу привести один из красивейших городов мира Кейптаун. Город расположен у подножия Столовой горы на берегу Атлантического океана. Красота природы и уютная капско-голландская архитектура соседствуют с грязными серыми тауншипами, где рождаются и вырастают чернокожие преступники. Постройки, которые сложно назвать домами, сооружаются из коробок, ржавых металлических листов, полусгнивших досок и других отходных строительных материалов. Крышей часто служат плёнки, по виду напоминающие разорванные черные мешки для мусора, придавленные камнями, чтобы в случае ветреной погоды их не снесло. Канализации в тауншипах нет, соответственно, повсюду тотальная антисанитария. Так живут тысячи чернокожих.

Белые в Кейптауне и окрестностях живут совсем по - другому. Частные дома с садом и бассейном, или винодельческие и другие фермы – вот излюбленное жилище голландских потомков провинции Западный Кейп. Но это самая «белая» провинция ЮАР, где люди действительно могут себе это позволить, занимаясь виноделием, цветоводством и сельским хозяйством. Заработали. Построили. Наслаждаются… до тех пор, пока чернокожие не трогают. А часто им очень хочется прибрать к рукам то, что нажили честным трудом белые.

Увы, более или менее обеспеченную жизнь могут себе позволить совсем не многие белые. Множество белых южноафриканцев живут на уровне чернокожих, а то и хуже. Невозможность найти работу кончается тем, что люди фактически оказываются на улице и живут в постройках, подобных тауншипам. Существует благотворительный проект, который посредством Facebook привлекает помощь со стороны для белых людей, оказавшихся в бедственном положении. Проект называется Vriende van Nehemia, что в переводе с языка африкаанс означает «Друзья из Негемии». Цель проекта – найти не просто гуманитарную помощь в виде продуктов питания и одежды, но и научить этих людей заново бороться за жизнь, ведь многие из них, потеряв надежду, просто перестают что-либо делать. Непосредственная гуманитарная помощь необходима, но зачастую она превращает людей в безамбициозных существ, которые привыкают к постоянно приходящей помощи и считают, что сами со своей проблемой не справятся.

Волонтёры обучают нуждающихся белых разным ремёслам, которые позволяют им зарабатывать хоть какие-то деньги. Но для более успешного развития самому проекту также не хватает финансирования. Правящая в стране партия АНК (Африканский Национальный Конгресс) отказывается помогать неимущим африканерам, в то время как многие их чернокожие сограждане получают от правительства шикарные автомобили почти бесплатно. Стоит внимательно присмотреться на дорогах ЮАР к водителям новеньких иномарок – 90% из них это чернокожие южноафриканцы…

Надо сказать, африканеры – народ дружный и отзывчивый. Из тех, кого я знаю лично, многие помогали соседям, оказавшимся в какой-то момент без средств к существованию – отдавали одежду, покупали на свои деньги продукты питания. Безвозмездно.

Так почему же африканеры оказались в таком положении? Есть версия, что происходящие в стране события – это ответная реакция на апартеид. Среди чернокожих, в первую очередь, из молодёжной лиги партии Африканский Национальный Конгресс, весьма распространена песня «Kill the Boer» («Убей Бура»). Считается, что первым её начал петь в свое время Нельсон Мандела. На youtube есть видео, на котором можно видеть Манделу и его соратников-коммунистов, хором напевающих эту песню (http://www.youtube.com/watch?v=fcOXqFQw2hc).

Возникает закономерный вопрос: как человек, желающий демократии, может петь песни расистского характера? Ответ один: Мандела хотел ЛИШЬ ЧЁРНОЙ ДЕМОКРАТИИ, а не всеобщей, а значит, был за апартеид при власти чернокожих. Власти утверждают, что буры отняли землю у народа и теперь платят за это жизнью. По словам членов партии АНК земля Южной Африки всегда принадлежала их предкам, и теперь они хотят получить её обратно как законные наследники. А так как сейчас ею владеют белые фермеры, то единственный способ отомстить за такую несправедливость – это убить их.

Но, во-первых, предки современных чернокожих, как уже говорилось ранее, были такими же «чужаками» в ЮАР, как и белые. Во-вторых, зачем им земля, с которой они ничего не делали до прихода белых, и не делают до сих пор, даже если она у них есть? Ответ: не зачем! Просто хочется власти. Абсолютной. Месть за апартеид – просто прикрытие, хотя многие до сих пор верят, что при апартеиде их предкам жилось плохо, хотя это не так. Но реалии апартеида – тема отдельной статьи.

Южноафриканское правительство в лице лидирующей партии АНК и недавно переизбранного президента Джейкоба Зумы отрицают геноцид белых, утверждая, что атаки на фермеров – обычный криминал. Но наводит на размышления тот факт, что власти перестали вести статистику подобным преступлениям. Это говорит о том, что реальное количество убитых и пострадавших белых гораздо выше, чем официально названные цифры.

Основатель организации Genocide Watch Доктор Стэнтон считает, что убийства фермеров отнюдь не случайны хотя бы из-за невероятно жестоких пыток, которые применяют к ним чернокожие. Подобные пытки с целью ограбить дом – исключение из правила. Но в ЮАР такие «исключения» случаются чуть ли не каждый день. А это уже, можно сказать, система. Кстати говоря, ООН определяет геноцид как «преднамеренное, систематическое разрушение полностью или частично этнической, расовой, религиозной или национальной группы».

«Мы пока не знаем, кто планирует эти убийства, но мы просим международного расследования, чтобы узнать, кто за этим стоит», - говорит г-н Стэнтон. Изучая вопрос геноцида в мире уже несколько десятилетий, Грегори Стэнтон пришел к выводу, что происходящее сейчас в ЮАР уже имело место быть и в других странах. То же самое было в Бурунди и Руанде. Подобное совсем недавно произошло в Зимбабве. Кстати говоря, от режима в Зимбабве пострадали не только белые, у которых отняли фермы, но и сами чернокожие. Последним пришлось искать прибежище и работу в соседних странах, в том числе и в ЮАР. Я лично знаю двух выходцев из Зимбабве, которые довольно успешно нашли работу в Южной Африке в городке под названием Мтунзини. Оба работают в местном буш-пабе (Bush Pub) Трудятся, как все и благодарны за то, что хоть как-то могут помогать своим семьям, оставшимся на родине.

Что касается ЮАР, то в Genocide Watch уверены, что все жестокие преступления чётко спланированы, и что за этим стоит какая-то экстремистская группировка. В этом утверждении есть логика. Если поехать в глубинку Южной Африки, в места, которые расположены очень далеко от поселений белых людей, то люди там живут своей жизнью – истинно африканской. У них нет машин, нет телефонов, нет телевидения. При виде белого человека смотрят с одной стороны с тревогой в глазах, с другой с интересом – не часто, оказывается, белые захаживают сюда. Один из близких мне людей рассказывал, как по долгу службы ездил в подобное место для геодезических расчётов – чтоб провести электричество в дома. Когда местные об этом узнали (через переводчика), радости их не было предела. Женщины стали петь хвалебные песни на своем языке, предлагать еду в знак благодарности. Эти люди говорили, что появление белого человека в их краях – добрый знак, сулящий хорошие изменения в жизни.

Прыжок Пантеры

Несмотря на все происходящее, этот случай несколько меняет представление о чернокожих людях в Африке и их отношении к белым. И можно быть уверенным, что таких случаев немало. Тогда получается, что жестокие нападения на белых и ненависть по отношению к ним – удел определённой группы людей. А раз есть исполнители, значит, есть и заказчики.

Многие африканеры считают, что за массовым истреблением белых в ЮАР стоит Партия Чёрная Пантера (Black Panther Party). На сайте ФБР она значится как «экстремистская организация чернокожих людей, основанная в Оклэнде (Калифорния) в 1966 году». Но её деятельность была направлена против империализма и на борьбу за гражданские права чёрных американцев. И никаких насильственных методов борьбы с их стороны не наблюдалось.

Противоречие? Нет, просто существует другая организация с похожим названием - Партия Новая Чёрная Пантера (New Black Panther Party), возникшая в 1989 году в Далласе (Техас). Эти два названия часто путают, принимают за одну организацию, хотя партия Новая Чёрная Пантера не является прямым преемником Пантеры 60-х годов. Это подтверждает сам основатель шестидесятников Доктор Хьюи П. Ньютон. В открытом письме «Партии Новая Чёрная Пантера не существует» он пишет, что Новые Пантеры не имеют права претендовать на подобное название, так как это незаконно. Более того, их цели абсолютно противоположны тем, что были у первоначальной Партии.

Основополагающим принципом Партии Чёрная Пантера было, выражаясь словами Че Гевара, утверждение «настоящий революционер движим огромным чувством любви», и, кроме этого, деятельность её была основана на любви к чёрным, а не на ненависти к белым». А Новые Пантеры – это самозваные лидеры, применяющие насилие по отношению к белым именно из ненависти к ним…

Идея создания Новых Пантер принадлежала Майклу МакГи – олдермену из Милуоки, который в 1987 году угрожал срывать все события, организованные белыми американцами, до тех пор, пока не будет увеличено количество рабочих мест для чернокожих. Именно тогда он заявил о своем намерении создать Новую Чёрную Пантеру. Если дать краткую характеристику её идеологии, то в основном она сводится к национализму чернокожих граждан США, социализму, пан-африканизму, превосходству негроидной расы над остальными и анти-империализму. На эмблеме организации изображена черная пантера на фоне африканского континента. Надпись гласит: «Партия Новая Чёрная Пантера – свобода или смерть». В настоящее время главой Партии является Нашим Нзинга.

The New American сообщает, что Новые Пантеры не раз бывали на африканском континенте. В частности, они гордятся своей «исторической» поездкой в Зимбабве и Южную Африку. В конференции, транслируемой онлайн, члены Партии проговорились о своем замысле полностью истребить южноафриканцев европейского происхождения. Участники конференции утверждали, что они «поднимут чёрную армию», организуют военное обучение, буду тесно сотрудничать с теми, кто уже убивал белых и, наконец, станут требовать ещё больше убийств на расовой почве…

Ещё не вечер?

Сегодня правозащитники пытаются привлечь внимание стран Европы, Америки, а также Австралии и Новой Зеландии к проблеме преступности на расовой почве в ЮАР. Одним из способов помочь белым является принятие их за рубежом и признание за ними статуса беженцев. Но проблема в том, что массовая иммиграция 4 млн южноафриканцев невозможна! Например, в США существует квота для африканцев. К сожалению, несмотря на то, что в африканерах течет европейская кровь, они попадают именно под эту квоту. Более того, аналитики считают, что разрешение на иммиграцию белых может подорвать статус покойного ныне Нельсона Манделы, что развеет миф о нём и АНК как о «борцах за свободу и справедливость».

В 2010 году марш-протест против геноцида белых в ЮАР прошёл в Швеции. Радио The Right Perspective сообщило: участники марша считают, что «больше нельзя сидеть и ничего не делать, ведь то, что происходит сейчас в ЮАР, может случиться в будущем с нами». В 2012 году был организован протест в Лос-Анджелесе и еще в 15-ти штатах США. Листовки с информацией о геноциде в ЮАР раздавались всем случайным прохожим. Организаторы протеста были приятно удивлены отзывчивостью людей и их желанием поддержать африканеров.

В самой Южной Африке африканеры воплотили в жизнь проект под названием Красный Октябрь (www.redoctober.co.za). Проект призван повысить осведомлённость сограждан, а также мировой общественности о высоком уровне расовых преступлений против национальных меньшинств страны. 21 марта 2014 года участники акции выпустили в небо десятки красных воздушных шаров в ознаменование единства меньшинств в борьбе против расовой дискриминации и геноцида…

… Проблема массовых убийств белых в ЮАР долго замалчивалась, а представителям белого меньшинства не удавалось привлечь к ней внимание других стран. Хочется верить, что ситуация начала меняться в лучшую сторону, и, что потомков буров, наконец-то, услышит мир. И пусть статус титулованного «борца за свободу» Нельсона Манделы пострадает, зато африканеры – этот уникальный в этническом и культурном плане народ - сохранится, чтобы передать богатые культурные традиции своим будущим поколениям.

Валерия Вестэйзен, специально для «Польского приказа»

Вконтакте

Апартеид - одна из самых позорных страниц в истории человечества. Что такое апартеид? Это принудительная расовая сегрегация (разделение) населения на различные группы. Древний римский принцип Divide et impera («Разделяй и властвуй») был очень хорошо усвоен англосаксами, приводившими его без зазрения совести в 20-м веке. Необходимо вспомнить горькие уроки истории с примерами апартеида и, еще раз бесстрастно взглянув, убедиться: он существует в различных завуалированных формах даже в наше время.

Мировая финансовая элита во главе человеконенавистнических идеологий

При слове «апартеид» в массовом сознании всплывает ЮАР (Южная Африканская Республика) в которой такие события имели место. Если кратко и понятно, апартеид - это ряд политических мер государственной власти, направленных на ущемление основных прав и свобод граждан, отличных по своему расовому происхождению. Основным двигателем внедрения таких идей является так называемая элита мирового капитала.

Вспомнить хотя бы «уважаемого предпринимателя», создателя конвейера - Генри Форда. Он сдружился с Гитлером, финансировал его деятельность. Ай-би-эм также немало потрудилась на ниве учета жертв концентрационных фашистских лагерей. Федеральная резервная система, Банк Англии, компания «Стандарт Ойл» (главой которой был Прескот Буш, дедушка Джорджа Буша) - все они финансировали или оказывали другую посильную помощь Гитлеру.

Общий механизм апартеида

В основе любых конфликтов и войн всегда лежит борьба экономических интересов. Это уже потом за уши притягивается идеология для всех «лишних» людей. Именно они и должны совершать героические подвиги на поле брани, совершенствуясь в искусстве истребления себе подобных. Потому что все эти «лишние», не занятые в добывании невосполнимых полезных ископаемых, в той или иной степени претендуют на различные ресурсы, которые мировая экономическая элита считает своим личным достоянием.

Если говорить кратко и понятно, апартеид - это заинтересованность определенных групп людей в создании абсолютно подконтрольного общества, где нищета, бедность большинства людей воспринимается как данность. Контролировать, усмирять такую массу должна другая категория лиц, отличная по своим расовым, культурным, историческим и другим особенностям. Она обеспечивает бесперебойную работу механизма по увеличению капитала власть имущих. Подконтрольное местное население, как правило, выселяется в резервации, гетто, где никто не будет им мешать погибать из-за отсутствия нормальной работы, медицинского обслуживания, образования и других необходимых условий для развития.

Что такое апартеид в действии, прекрасно видно на примерах народов, обладающих колоссальными природными ресурсами, но к ним пришли научно-технический процесс и глобальные корпорации. Увеличение производительности труда неизбежно высвобождает огромное количество рабочих рук, которые потом становятся обузой (выплата пособий по безработице, компенсации и т. д).

Определение, что такое апартеид, коротко дается в любой энциклопедии. Крайняя форма дискриминации, ограничивающая коренных жителей в правах, территориально их изолирующая.

Апартеид в ЮАР

1948 г. на выборах в данной стране побеждает Национальная партия. Белое меньшинство населения закрепляет за собой положение господ. У них имеются прекрасные условия для жизни. Об этом они позаботились, законодательно закрепив такое положение вещей. Особенно интересны два закона: «Об общественной безопасности» и «О подрывной деятельности».

Их суть заключалась в том, что теперь любого человека можно было схватить прямо на улице по малейшему поводу и сопроводить в тюрьму на неопределенный срок. Такие «глупости», как ордер на арест и прочая ненужная волокита, в целях экономии времени практически упразднялись. Было еще одно «прогрессивное» изобретение местной юриспруденции - общие суды для лиц, совершивших разные преступления.

Понятие апартеида неразрывно связано с ЮАР. На волне общих успехов в деле нарушения прав и свобод собственных граждан власти этой страны издали еще несколько законов, после чего ЮАР стала символом людоедской политики расизма.

Для начала запретили вступать в брак представителям разных рас. Коренное население выселили в резервации и запретили покидать его или работать в городах без специального разрешения. Опротестовать что-либо стало невозможно: туземцев лишили гражданских прав, свобод.

Борьба с эксплуататорами

Что такое апартеид, Советский Союз прекрасно понимал. Имел уже горький опыт с фашизмом, прочувствовал. Поэтому для него было естественным шагом выступить в ООН с предложением увеличения эмбарго на поставки оружия в ЮАР в 1975 г. Естественно, на такую инициативу наложили вето представители «цвета европейской демократии» - Франция, Великобритания. США также были против изменения существующего порядка вещей. Достаточно привести пару цифр. До 1943 г. они инвестировали в экономику этого государства около 50 млн долларов, в 1969 г. - свыше 700 млн, и с тех пор финансовые потоки только увеличивались.

А что происходило в самом ЮАР? Без того трудную ситуацию в стране накаляло противостояние племен зулу и коса. Мало того, ЮАР оккупировала территорию нынешней Намибии (до 1968-го - Юго-Западная Африка). Создав самую боеспособную армию в регионе, правительство жесточайшим образом боролось с повстанцами и возросшим криминалом. Несмотря на профессионализм, опыт своих спецподразделений, ситуация медленно, но верно выходила из-под контроля.

Свержение режима апартеида в ЮАР

В начале 90-х наступила эпоха глобальных перемен в мировой политике. Джордж Буш-старший заявил о необходимости построения демократии во всем мире. Деловые круги ЮАР, чутко реагирующие на любые изменения в международной обстановке, расценили это как конец эпохи доминирования белого меньшинства, огромного влияния, важного значения апартеида в жизни целой страны с ее различными народами. Боязнь ограничений, санкций, способных помешать бизнесу, подтолкнула финансовых воротил напрямую обратится к правительству с требованием найти выход из создавшейся щекотливой ситуации.

Поначалу были попытки мирного урегулирования: предлагались проекты создания равного представительство во всех органах государственной власти. Это привело только к тому, что оппозиция, почувствовав свою силу, усилила натиск. 25 июля 1993 года теракт в Кейптауне показал неспособность правящего руководства страны решить эту проблему. Под давлением всей мировой общественности были проведены выборы, на которых с большим отрывом победил Нельсон Мандела. Режим апартеида в ЮАР пал.

Начало политики расовой сегрегации в США в 20-м веке

Эти меры белого населения, желающего максимально отделить себя от «цветных» и «черных», начали приниматься еще с 1905 года. Знаменитый закон штата Калифорнии «О запрете смешанных браков» был направлен в основном против японцев, или, как их презрительно называли, «монголов». Антияпонские настроения выразились также в Законе об исключении азиатов - по своей сути устанавливался практически непреодолимый барьер для получения американского гражданства.

Логичное завершение такой формы апартеида - выселение американских японцев в специальные лагеря. Это случилось во время Второй мировой войны. Таким образом, американское общество еще раз показало степень своего недоверия и неприязни к собственным согражданам.

Отношение к чернокожему населению

Что такое апартеид в истории, как нельзя лучше иллюстрируют события 20-го века, происходившие в США. Общественные места, транспорт, школы, производство, одним словом, все сферы жизни были пронизаны неприкрытым расизмом. Вспышки насилия, происходившие с обеих сторон, - результат общественных противоречий, где потомки европейцев, не самой лучшей ее части, всеми силами пытались сохранить свою главенствующую роль.

Места только для белых в общественном транспорте, школы только для белых нарушали 14-ю поправку Конституции США. Но даже представители Национальной гвардии направляли штыки на чернокожих детей, не пуская их в школы. Штрафами карались случаи, когда белым не уступали места в автобусе. Угнетенной части населения ничего не оставалось делать, как сражаться за свои права.

Мартин Лютер Кинг

Основной заслугой этого выдающегося американского правозащитника является организация борьбы афроамериканцев ненасильственными методами. Градус противостояния в обществе в 50-60-х годах накалился настолько, что Америка вполне могла скатиться к Гражданской войне, предпосылки для этого имелись.

Родившийся в семье пастора, он был «образцовый гражданин, только черный», как его называли средства массовой информации. Он боролся с проявлением любой несправедливости, не только связанной с расизмом, дискриминацией. Организовывал забастовки рабочих, осуждал войну во Вьетнаме, одним словом, жизнь этого человека, погибшего от пули снайпера, проходила в постоянной борьбе ненасильственными методами.

Туманные обстоятельства его убийства, цинизм его исполнения подтолкнули нескольких тысяч американцев к мысли, что эту систему можно сломать только террором.

Черные пантеры

Расовая дискриминация, сегрегация, которым подвергались не только афроамериканцы, но и коренное население Америки, если описать одним словом кратко и понятно, - это апартеид. Появившаяся в 60-х года пария самообороны «Черные пантеры» первоначально в своем движении поставила задачу борьбы с полицейским произволом, наркоторговлей в гетто, достижение равноправия.

Руководство ФБР сразу окрестило эту организацию основной угрозой национальной безопасности, с которой нельзя церемониться. Были брошены все силы на ее ликвидацию. ФБР применяла такие методы, как дискредитация, арест наиболее ярких активистов, но движение только набирало обороты.

В конце концов организацию «Черная пантера» постигла та же участь, что и всех ее «коллег». Существует объективный закон развития всех движений, организаций, партий, выбравших методы террора в качестве последнего аргумента. Они неизбежно сращиваются с криминалом, становясь его органичной частью. Сицилийская мафия вначале своего существования в 16-м веке также боролась «за большое крестьянское счастье и общую справедливость». История доказывает: исключений в этом законе не бывает.

«Черная пантера» была неоднократно замечена в торговле наркотиками, оружием, рэкете. Это и отвернуло многих ее бывших членов.

Ку-клукс-клан

В начале своего создания это тайное общество не имело четких целей и задач. Но вот замаячила угроза потери главенства белой расы в американском обществе. Это подтолкнуло ее членов развязать террористическую деятельность. Убийства, поджоги, взрывы, избиения на улице, запугивание физической расправой, массовые шествия. Арсенал выражения «своей гражданской позиции» настолько впечатлил власти, что эту террористическую организацию неоднократно запрещали, но она всегда возрождалась, творя еще более страшные преступления.

Что такое апартеид в ЮАР, члены этой организации прекрасно себе представляют. Ку-клукс-клан имеет устойчивые связи в этом регионе. В настоящее время она вновь распущена. Вопрос: надолго ли?

Заключение

Что означает апартеид, на себе испытали и сегодня испытывают индейцы США. Коренное население выселено в резервации. Там процветает безработица, алкоголизм, отсутствует приличное медицинское обслуживание, образование. Тем не менее США и дальше готовы нести «свою священную миссию» по внедрению демократии во всем мире.