Дикие страны африки и их нравы. Южная Африка и её свадебные традиции

  • 12.09.2019

Дружеское общение

Дружеское общение, теплота человеческих отношений, го­товность сострадать и приходить на помощь друг другу - это те сферы, где русские, безусловно, достигли очень высо­кого уровня. Жители России, посто­янно испытывая тяготы, пришли к выводу, что самое ценное - это дружба, а рассчитывать в жизни можно только на близких людей.

Беседа - особенно людей среднего и старшего возраста - через короткое время переходит на тему «о судьбах родины», обсуждаются вопросы истории, этики, культуры. Привычка общаться с друзьями на кухне и засиживаться за разговорами до утра сохранилась по сей день. Традиционно кух­ня - это самое неформальное и удобное место для посиделок с дру­зьями. Если русские друзья будут вас принимать на кухне, следует вос­принимать это не как недостаток уважения, а напротив, как признак того, что вас считают своим. Русские очень любят поговорить о политике, ангольцы тоже любят поговорить о жизни, о проблемах государства. Здесь у нас много общего.

С друзьями принято делить­ся всем, что происходит в нашей жизни. Степень откровенности, даже интимности таких бесед может иногда шокировать. При этом все учас­тники разговора принимают живейшее участие в проблеме, дают советы, сочувствуют, и всё это вполне искренне. Эта ситуация знакома и ангольцам. Часто друзья пред­лагают помощь, и часто общими усилиями проблему уда­ется решить.

Как в Анголе, так и в России можно также попросить денег в долг у друзей или «подкинуть» им на время своего ребёнка. Ведь в следующий раз помощь может понадобиться и другу.

Очень важную роль в поддержании дружеских и приятельских кон­тактов играет телефон. И в России, и в Анголе принято регулярно звонить друзьям «просто так», без особого дела, и распространена та­кая привычка отнюдь не только среди подростков. В России звонить по телефону друзьям можно до поздней ночи (если у них нет обыкновения рано ло­житься спать), в то время как этикетом дозволяется звонить до 10 ча­сов вечера. В Анголе так поступают обычно очень молодые люди, но не принято, если человек уже имеет семью.

Семейные отношения

Как правило, русская семья включает в себя не только родителей с детьми, но и старшее поколение, и взрослых детей. Здесь мы, естественно, не хотим сказать, что у европейцев нет бабушек или внуков. А имеем в виду тот факт, что практически на протяжении всей жизни представители трех (а иногда и четырех) поколений прожи­вают вместе, ведут общее хозяйство, испытывая всю меру ответственности друг за друга. В Анголе молодой человек, вступающий в брак, стремится жить отдельно от родителей и иметь собственный дом. Жена приходит в дом мужа, следовательно, мужчина, желающий жениться, должен предоставить семье дом.

Основой семьи в России является женщина. Русская женщина во все вре­мена должна была быть сильной, волевой, стойкой. Можно говорить о жене как о главе семьи, потому что именно ей приходится решать почти все проблемы, связанные с бытом и воспитанием детей. Любопытно, что при попытках проследить образ русской семьи по анекдотам получается следующая картина: муж ле­жит на диване и читает газету (вариант - сидит в кресле и смотрит по телевизору футбол), а женщина одной рукой варит обед, а другой держит ребенка, и это всё после полного рабочего дня и захода в магазин за продуктами.

В Анголе большинство женщин не работает, они являются домохозяйками, поэтому финансовая ответственность за семью лежит на плечах мужа, а домашняя работа и уход за детьми – на плечах женщины. В России женщина имеет отпуск по уходу за ре­бёнком до трёх лет без перерыва в трудовом стаже, в Анголе – до двух лет.

Продолжительность рабочего времени женщины в России (с учётом домашнего труда) составляет 14-16 ча­сов, и это не преувеличение.

Пожилые люди в России имеют обычно невысокую пенсию и настолько не обеспечены материально, что не могут себе позволить ни развлечений, ни поездок, а нередко даже пол­ноценного питания, лечения. Сдать своих родителей в дом престарелых считается в России безнравственным, потому что в плохих условиях старики быстро умирают. В Анголе такое встречается в том случае, если пожилому человеку нужно специальное медицинское обслуживание.

И в России, и в Анголе бабушки и дедушки, как правило, значительно больше заняты внуками, чем собой. Так как молодые родители работают, именно на бабушек ло­жатся основные заботы по уходу за ребенком, его воспитанию и разви­тию. В Анголе ребенка отдают в детский сад только в том случае, если нет бабушки, т. к. детские сады в Анголе очень дороги.

Праздники

Русские славятся своим гостеприимством. Поводом к общению может быть любое событие в жизни семьи - рождение детей и покупка стиральной машины, защита дис­сертации и день рождения любимой собаки. Приглашаются гости, да­рятся подарки, готовится праздничное угощение. Естественно, приня­то обмечать и «всенародные» праздники. Есть среди них любимые, се­мейные - например Новый год, а есть и официальные, совершенно формальные - такие как День Конституции. Большинство праздни­ков объявлены в России выходными днями и, соответственно, исполь­зуются, как повод пригласить к себе друзей или самим сходить в гости.

Сейчас назовем праздники Анголы:

2) 4 января – День Мучеников (годовщина восстания против португальских колонизаторов в 1961 году)

3) подвижная дата в феврале-марте - Карнавал

Наиболее любимые в России праздники - это Новый год и Восьмое марта. В Анголе это место занимает Рождество. В России Рождество после революции стали отмечать сравнительно недавно, ведь последние несколько десятиле­тий все религиозные праздники были вне закона.

Новый год - это замечательный праздник, к нему готовятся зара­нее. Обязательно украшают живую ёлку, под неё кладут подарки друг другу. К 12 часам ночи все садятся за накрытый стол, открывают шампанское. При этом непре­менно включён телевизор, по которому незадолго до полуночи с поздрав­лениями выступает президент, а непосредственно перед наступлением Нового года на экране появляется изображение Спасской башни Крем­ля с главными часами страны. Подбой курантов разливают шампанс­кое, провожают Старый год и встречают Новый. Как правило, для вру­чения подарков, особенно детям (независимо от их возраста и веры в чу­деса), взрослые стараются «организовать» Деда Мороза - русский аналог Санта Клауса. Обычно это кто-либо из старших членов семьи или из близких друзей. Вообще, следует подчеркнуть, что Новый год - это праздник сугубо домашний, на который приглашаются только са­мые близкие люди и добрые друзья.

Наряду с государственными, общенародными праздниками традиционно и с большим энтузиазмом отмечаются праздники домашние, семейные: дни рождения, именины, свадьбы, новоселья и годовщины памятных событий. Следует отметить, что в России регулярно отмечают дни рождения, а празднование именин не очень распространено.

Такие семейные праздники отмечают себя дома, приглашают гостей и готовят угощение.

Застольная беседа

Обычно празднование какого-либо события или просто встреча друзей проходит за накрытым столом. Это надо понимать буквально: за столом проходится провести несколько часов. Правила и темы для разговора в ка­кой-то мере универсальны для всех, и африканцев, и русских: обсуждаются успехи детей, проблемы, связанные с жильём, здоровье, погода, политика, культурные новости, криминальные события и т. п. Естественно, бесе­да должна носить общий характер, а чтобы гости не забывали о поводе к встрече, регулярно произносятся тосты. Не принято за столом об­суждать служебные вопросы (если это не встреча сослуживцев).

В России достаточно распространено в гостях рассказывание анекдотов. Довольно забавны анекдо­ты об известных персонажах русской истории и культуры, причём выбор объекта достаточно произволен, например, обширная серия анекдотов о красном командире времен гражданской войны (1917-1922) Васи­лии Ивановиче Чапаеве и его адъютанте Петьке. Очень много анекдо­тов бытовых, начинающихся фразой «Вернулся муж из командиров­ки...». Популярна серия анекдотов о «новых русских», где высмеива­ется их невежество, наглость, страсть к деньгам.

Часто застолье заканчивается общим пением, особенно это рас­пространено у представителей старшего поколения. Поют с удоволь­ствием все, в целом получается неплохо. Поют русские народные песни и романсы, тексты которых всем хорошо знакомы: Коробейники», «Тонкая рябина», «Лучинушка», «Ой, то не вечер...», а из более новых - «Ой, цветет калина», «Подмосковные вечера», «Огней так много золотых» и другие. Еще один жанр исполняемой хором песни – сентиментально-слезливые тюремные романсы, пес­ни про злосчастную судьбе арестанта, например «Таганка» о Таганской тюрьме. У песни этой красивая мело­дия, она производит сильное впечатление, особенно при многоголос­ном исполнении.

Бракосочетание в России - один из наиболее красивых и значимых ритуалов. В последнее время наряду с официальной церемонией бракосочетания снова получило распространение и венчание в церкви.

Сама процедура бракосочетания торжественна и официальна. Жених (в темном костюме) и невеста (в белом платье с фатой) в присутствии двух свидетелей из числа близких друзей под звуки «Свадебной марша» Мендельсона обмениваются обручальными кольцами (следует упомянуть, что в России обручальное кольцо принято носить на безымянном пальце правой руки; на левой руке обычно носят кольцо разведённые и вдовцы) и ставят свои подписи на документах. Этому предшествует речь распорядителя, в которой новобрачных «наставляют», как следует строить семейную жизнь, и поздравляют со вступлением в брак. В завершение церемонии новобрачные получают свидетельство о браке и штамп в паспорте в графе «семейное положение». После ЗАГСа молодожены, как правило, традиционно совершают поездку по городу. Такая поездка обычно происходит на ав­томашинах, украшенных свадебной символико.

После официальной части празднование продолжается в рестора­не или дома, в зависимости от пристрастий или финансовых возможно­стей.

Традиционный свадебный обряд является важнейшим элементом русской культуры. Некоторые элементы старинного свадебного обряда можно наблюдать и в наше время, причем, как правило, их воспроизведение носит шуточный, юмористический характер. Речь идет о таких обычаях, как, к примеру, шутливое «похищение невесты» кем-нибудь из друзей или соседей. Жених должен найти невесту и отдать за нее «выкуп» - либо деньгами, либо вином. Так в старину проверяли силу любви жениха, а также это был удобный повод выяснить, не жаден ля претендент на руку дочери. Или другой обычай, который можно видеть на современных свадьбах: когда молодые возвращаются после бракосочетания, гости смотрят, кто первым перешагнет порог - тот и будет в семье главным. Правда, есть и другой обычай - жених должен перенести невесту через порог на руках (видимо, это автоматически делает его главой семьи). Когда новобрачные выходят из церкви (или дверей ЗАГСа), гости встречают их, осыпая конфетами и мелкими деньгами - чтобы жизнь была сладкая и богатая. Невеста после обряда бракосочетания может бросить свой букет в толпу гостей - та девушка, которая его поймает, выйдет замуж в этот же год. Обычно на свадьбы, проводящиеся в ресторане, приглашается тамада, знаток старинных ритуалов, который и организует все веселье Определен также порядок произнесения тостов (за здоровье молодых, за родителей жениха, за родителей невесты и т. д.), обязательно сопровождаемых криками «Горько!».

Африканский континент – это скопление самых разнообразных культур. Отсюда и огромное разнообразие свадебных традиций. Есть одна общая черта: африканским девочкам с самого раннего возраста внушается важность семьи и обязанности замужней женщины. Африканские свадьбы всегда очень колоритные и живые. И всегда это очень важная часть жизни не только молодоженов, но и их родственников. Свадьба в Африке означает слияние семей или даже племен в специфическую «семейную единицу». Непосредственно свадебные традиции и обряды отличаются в разных частях Африки.

Яркие праздничные цвета, песни, музыка и танцы присутствуют на всех африканских свадьбах. Традиционно считается, что девочка в Африке должна выходить замуж в очень раннем возрасте, как только она достигнет физического созревания. Во многих африканских странах девочек с раннего возраста учат специальному коду, на котором она может общаться с другими замужними женщинами, не раскрывая этого факта перед мужем. Африканские свадебные традицииВ Судане и некоторых других государствах возле Нила свадьба – это в основном событие для жениха. Жених должен заплатить семье невесты своеобразный выкуп за то, что семья теряет дочь как «рабочую силу». Оплата обычно принимается в виде стада овец или рогатого скота. В Сомали девочка обручается с женихом, которого выбирают родители еще в очень раннем возрасте. Каждый мужчина может там иметь до четырех жен, если сможет их обеспечить. В Египте в день свадьбы жених обычно идет в дом невесты с несколькими друзьями, чтобы заплатить определенный выкуп. Далее свадьба проводится в присутствии двух свидетелей, которые должны быть мусульманами. Жених принимает невесту и обещает заботиться о ней и защищать ее. Спустя несколько дней после церемонии жених приводит невесту в свой дом, куда приглашаются также друзья и родственники, чтобы их поздравить. В более развитых африканских странах старинные племенные свадебные традиции все больше забываются. Все больше африканских молодоженов устраивают свадьбы по западному стилю, с традиционным приемом для гостей. Скорее всего, такая тенденция продолжится и дальше.

П охороны

Процедура похорон в России очень четко регламентирована. Занимаются их организацией специальные похоронные бюро, которые предоставляют место на кладбище, транспорт; там же заказываются все похоронные принадлежности. До момента похорон тело покойного нахо­дится в морге одной из больниц. Если человек умирает дома, то специ­альная служба сразу же увозит его в морг. В России умерших либо кре­мируют (крематории существуют только в больших городах), либо хоро­нят на кладбище. Обычно похороны делятся на несколько этапов: вынос тела из морга больницы (гроб по русской традиции не должны нести бли­жайшие родственники), затем специальный автобус везёт гроб с телом в Церковь для православного отпевания, отпевание может производиться дома. Надо сказать, что если церковный ритуал венчания не имеет повсеместного распространения, то отпевание проводится теперь почти всегда, если покойный был крещён. После отпевания похоронная процессия отправляется на кладбище.

Рождение ребёнка

На протяжении многих столетий русским малышам на их вопрос «Откуда берутся дети?» объясняли, что их приносит аист (птица, кото­рая исстари считалась символом домашнего очага) или их находят в ка­пусте (на капустной грядке). Отсюда обилие символики с изображени­ем аиста или капусты в магазинах, торгующих товарами, предназначен­ными для новорожденных.

Мать с новорожденным выписывают из родильного дома на пятый-шестой день. Согласно поверью, не рекомендуется готовить детское при­даное (пеленки, одеяльца и т. д.) заранее - «чтобы не сглазить», хотя конечно, в наши дни этот обычай соблюдается редко. Если родился маль­чик, то принято покупать одежду и одеяло голубого цвета, а если девоч­ка - розового. Есть еще забавный ритуал: когда медсестра выносит новорожденного встречающим родственникам, надо обязательно зап­латить ей деньги - хоть сколько-нибудь (это на счастье!). Обычно в течение первого месяца жизни к ребёнку допускают только близких родственников. Это и дань старинной традиции, поскольку считалось, что в это время малыша легко «сглазить», и вполне соответствует современным представлениям о гигиене, ведь новорождённые действитель­но очень уязвимы. Затем начинаются посещения и поздравления род­ственников и друзей. Из подарков, которые принято дарить новорож­дённому, стоит упомянуть традиционную серебряную ложечку «на зубок» (её дарят на появление первого зуба).

Во многих культурах мира одним из самых ответственный и красивых ритуалов является свадьба. Она знаменует изменение статуса молодоженов, она связана с духами и освящена богами. Свадьбы окружены своими ритуалами, особенно яркими и экзотичными в африканских племенах.

Все невесты мира, если и плачут на свадьбе, то по двум причинам – либо не хотят расставаться с девичеством, либо жених нелюбимый. Вот и это девушка племени масаи из Южной Кении не слишком рада замужеству, потому что совсем не знает своего жениха. Но свадебный наряд красивый.


Свадьба в государстве Эритрея длится всю неделю. И всё это время гости поют, пляшут, смотрят верблюжьи бега, угощаются козьим мясом, сладким чаем и кашами, а смешная история от лучшего рассказчика скрашивает застолье.


Женщина из Намибии надевает на свою 15-летнюю дочь семейную реликвию – свадебный головной убор «екори». Он призван закрывать лицо невесты по время её похищения женихом.


Намибийской свадьбе предшествует особый танец «химба». Все приглашённые отбивают ладошами чёткий ритм, под который танцует женщина. Перед этим она покрыла своё тело особой смесью, изготовленной из охры, жира, трав и смолы. Цвет крови и земли символизирует жизнь.


А вот так выглядит масаи, находясь перед хижиной матери своего жениха. По законам этой национальности, невеста может не входить в дом своей свекрови до тех пор, пока не получит полное моральное удовлетворение от подарков, которые ей дарят родственники будущего мужа. Она прикрывает себя зонтиком, олицетворяющим её скромность.

Эритрейская невеста должна находиться в полном уединении вплоть до свадьбы. Для этого на неё надевают особую маску под названием «Бурга». Стоить отметить, что мусульманские племена, живущие в Эритрее, свято чтят традиции предков, поэтому мужчины женятся только на своих соплеменницах.


В Южной Африке на севере Претории невесту выдают замуж, завернув в специальное покрывало, которое она обязана будет надевать по всем знаменательным событиям в своей жизни. Интересно, что у тамошних племён свадьба может растянуть на годы, и считается завершённой только, когда родится первенец.

Этнический состав Африки чрезвычайно сложен. По приблизительным подсчетам, на континенте живет примерно 50 наций и народностей, и 3 тысячи различных племен, говорящих на тысяче языках. На Африканском континенте 107 этносов, насчитывают более 1 млн. человек каждый и составляют 86,2% всего населения. Численность 24 народов превышает 5 млн. чел., и они составляют 55,2% населения Африки.

Крупнейшие из них – египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, аромо, суданские арабы. При этом следует учитывать, что практически каждый этнос имеет свой язык, исключение составляет арабский язык, на котором говорит одна пятая часть африканского континента.

В странах Тропической Африки соседствуют друг с другом мусульманские общности различных направлений, толков, сект; христиане – также различных вероисповеданий, сторонники традиционных верований, афрохристиан, сочетающих христианство с традиционными религиями.

Традиции и обычаи народов

Традиция (от лат. traditio - передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; его способы. В качестве традиций выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.

1. Шаманы

О шаманах слышали все.

Но что же все-таки представляют собой эти “служители духов?

На этот счет единого мнения нет. В любом случае, с древнейших времен и до сего времени шаманы являются носителями сверхъестественных способностей, ясновидящими, заступниками людей. Нечто подобное шаманизму существует и у племен Австралии, Южной Африки и Америки. Одно из замечательнейших свойств шаманских методов - их сходство во всех концах планеты. Шаманы сопровождают жизнь своего соплеменника от рождения до смерти.

2. Маски

Шаман посредник между видимым и невидимыми мирами, как хозяин духов, как сверхъестественный врачеватель и т. д. Но, чтобы злой дух не узнал шамана или другого участника ритуала в лицо, и не вселился в него, существуютмаски .

Иногда маски покрывают всю голову, как шлем. Иногда прикрывают только лицо. Если маска слишком тяжелая, между ее краями крепится веревочка, которую танцор придерживает зубами.

Стилизованные головы неземных существ, вырезанные из дерева, разрисованные и покрытые орнаментом из цветного бисера и мелких раковин. Огромные, предназначенные для ритуальных танцев, и маленькие - маски-талисманы.

Зачастую мы привыкли считать маски атрибутом веселых зрелищ – театров, карнавалов, детских праздников. Но в прошлом эти “ложные лица” воспринимались куда более серьезно, играя важную, а порою главную роль в религиозных обрядах и ритуалах многих народов мира.

Ритуальные танцы

Танец во все времена был неотъемлемой частью человеческой жизни.

Шаманами чаще всего были мужчины, и их главным инструментом воздействия на природу и события был и есть до наших дней – танец. На всех континентах во всех Древних религиях жрецы или их помощники использовали танец для восхваления богов, просьб о помощи...

Танцевали на каждый праздник, перед охотой, перед посевной, перед войной... Танцевали все, и женщины и мужчины, но в некоторых случаях в танцах участвовали только мужчины. Танец – это не только и не столько обращение к богам, но и прекрасная тренировка тела и координации движения. Если внимательно присмотреться, то формы или другими словами, комплексы, выполняемые мастерами восточных единоборств, своими плавными движениями и переходами напоминают танцевальные движения.

Меня всегда привлекало не столько красота или плавность движений, сколько восхищало умение в совершенстве владеть телом, и впечатляло осознание того, сколько же труда и упорства необходимо было приложить, чтоб добиться такого результата.

Даже современные пляски требуют некоторой гибкости и выносливости, только вот движения напоминают диких африканцев, собирающихся на войну. К тому же основными музыкальными инструментами являются барабаны и прочий ударный металл. С самых диких времен, и до сих пор, во всех странах и на всех континентах люди под барабаны шли на войну, рубили головы, расстреливали, прогоняли сквозь строй как в русских армиях времен крепостничества, ну и само собой – хоронили...

Украшения и одежда

Женская страсть к украшениям поддерживается одной из древнейших традиций, возникшей во времена, когда человеческая культура только-только зарождалась.

Cудя по маленьким бусинам из раковин моллюсков, найденным в Израиле и Алжире, сто тысяч лет назад бусы или браслеты уже были известны людям. С тех пор не осталось, кажется, ни одного материала, из которого не изготавливали бы украшения, не осталось и части тела, на которую их бы не надевали - от лба до пальцев ног.

Женщина племени ама-ндебеле из Южной Африки с традиционным шейным украшением, которое сейчас уже редко можно увидеть на молодых девушках.

Женщина с самой длинной шеей считалась самой красивой у ама-ндебеле. С раннего детства женщины этого народа носили на шее латунные обручи, благодаря чему шея могла удлиниться на 40-50 см. Эти обручи нельзя было снимать, так как отсутствие шейной мускулатуры привело бы женщину к немедленной смерти.

Клиновидные или круглые диски считались в Африке важным украшением для женщин. Женщины надевали эти диски в то время, когда их мужья и свекрови отсутствовали.

Таким образом, африканские женщины пытались подражать птицам, имеющим культовое значение для африканцев. В некоторых африканских племенах этот обычай восходит к стремлению шокировать своим внешним видом работорговцев.

Сегодня африканская молодежь пользуется лишь в некоторых случаях прищепками для губ, но обычно украшения для губ не используются.

Украшения, которые надевались позже, служили защитой для открытых частей тела, через которые в человека легко могли бы проникнуть злые духи, вредные испарения или какие-либо сверхъестественные силы.

Эфиопский народ – сурма – самые изобретательные декораторы человеческого тела, такие только есть на Земле. Телесный орнамент они подбирают для себя так же тщательно и ревностно, как европейские модники подбирают себе одежду. В нескольких мазках немудреного природного красителя сурма – рассказ о себе, о свих желаниях и чувствах, о воинственности или стремлении к миру, о радости или печали, о любви.

Женщина из племени мусгу с прищепкой из алюминия на верхней губе. Такие украшения были характерны для многих племен республики Чад. В детском возрасте девочкам из племен лоби и кирди протыкали уши, губы и нос.

Прически

Традиционное украшение зулусов с рогами буйвола, символизирующее силу.

Удлинение головы у племени мангбе-ту - до недавних пор это соответствовало тамошнему идеалу красоты; считалось, что такое удлинение способно защитить женщину от колдовства. Для достижения подобного эффекта через несколько дней после рождения ребенка голову новорожденного туго бинтовали. Затем на голове носили длинный цилиндрический узел из волос, чтобы усилить эффект удлинения черепа.

Расцвет парикмахерского искусства Африки пришелся на XVII-XIX века - времена “королевств”. Именно тогда прически начали делать не на париках, а из собственных волос. Это означало, что человек с помощью прически не столько участвовал в текущем ритуале - свадьбе или похоронах, сколько стремился “остаться самим собой” как можно дольше, вне зависимости от происходящего.

Родина афро – Западная Африка. Разновидностей этого фасона много. Самая дорогая прическа на основе расчесанных волос называется “бананы” (bananas), когда волосы окружают голову в виде грозди этих плодов. Строгие и “холодные”, “официальноделовые бананы” носит одна из самых влиятельных здешних дам - жена президента Камеруна Шанталь Бийа - “Мама Африка”

Противоположность афро представляют “дрэды” (dread), или “ужасные локоны”. Дрэды, придуманные в Восточной Африке, не требуют ежедневного ухода и, в пику афро, они принципиально “нечесаные”. В отличие от западной части континента, где примером для парикмахерского подражания были арабы, европейцы и американцы, то есть “другие люди”, в Восточной Африке источником вдохновения стилистов был мир природы. Максима африканского направления турбизнеса - “на Западе стоит смотреть на людей, на Востоке - на животных” - помогает понять и феномен парикмахерского искусства этого континента. Например, прическа масаев, состоящая из сотен тонюсеньких косичек, доходящих до пояса, - подражание природе. Масаи верят, что их народ происходит от львов. Поэтому волосы - признак мужественности. Женщины же бреются налысо - им, как и львицам, гривы не положены.

Красота требует жертв…

Мы привыкли к тому, что современная красота стандартизирована, разнообразные конкурсы красоты демонстрируют и пропагандируют эталоны красоты цивилизованного мира. А тем временем коренные народы сохраняют свои исконные представления о том,

Подчас нам эти стандарты кажутся просто ужасными, потому что чаще всего эта самая красота требует немалых жертв.

Колыбелью нательной живописи с полным правом можно считать Африку, где практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Немаловажную роль в развитии этого искусства сыграли климатические условия, благодаря которым люди имеют возможность демонстрировать свое тело круглый год, Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела:живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг . Тело украшали с различными целями, в том числе с декоративной. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). При нанесении татуировок важную роль играли их местоположение, интенсивность окраски, размеры и цвет. Последние нередко были особенными для каждого племени или семейства.

Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам. Так, например, в ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем ли, есть ли дети и др.).

Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина. Как уже было сказано, немаловажное значение имело местоположение нательного знака. Рубцы наносили на все части тела: на грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.

Одно и то же местоположение знака у разных племен имело различное значение. Например, женщины яунде делали на бедрах рубцы. А вот у соседствующих с ними жителей подобное считалось неприличным.

В некоторых африканских племенах рубцы наносили маленьким детям. Для этого их щеки смазывали смесью из трав, золы и селитры и втирали ее. После заживления ран на коже образовывались грубые рубцы. Обычай нанесения рубцов детям и подросткам очень древний. Например, чтобы юноша смог вступить в круг мужчин, необходимо было сделать на коже определенный рубец.

У большинства африканских племен до настоящего времени отсутствие татуировки является признаком неполноценности. Считается, что мужчина без нательного знака не станет удачливым охотником, а женщина не сможет создать семью.

В связи с тем, что татуирование (или рубцевание) занимало столь важное место в жизни племен, процесс нанесения нательных знаков относился к разряду сложных обрядов, в таинство которых посвящались только избранные.

Мальчик становится мужчиной…

Что ни народ, то и обычай…

Но везде и всюду родителям хочется, чтобы их ребенок вырос человеком. И на разных языках говорят новому человеку слова, похожие на те, что говорят на седьмой от рождения день у народов Суахили в Восточной Африке:

Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди.

Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.

Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.

Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром…

Экзамены у разных племен – разные.

В Западной Африке, например, существовали даже своеобразные “университеты”, где обучали будущих мужчин.

Если юноша из племени бешдар не удержит равновесие и упадет, ему придется еще год ждать возможности доказать, что он не мальчик, но муж.

Труд мужской и женский

Мы привыкли к тому, что работа делится на мужскую и на женскую.

В наше время в семье, например, такое деление часто бывает несправедливым. У народов нсау, в Камеруне, почти вся работа выполняется женщинами. Очень плохо у нсау приходится холостякам. О таких людях у нсау говорят: “Он работает почти так же много, как женщина…”.

У скотоводов Восточной Африки пастухи – мальчики и мужчины. Они же доят скот, зато масло сбивают их матери и жены. А у масаев доят коров женщины, а коз – мальчики.

Среди народов этого района мужчины обрабатывают только определенные культуры: бананы, батат, табак, сахарный тростник.

Все остальные культуры сажают женщины. Убирают урожай и обмолачивают его только женщины. Таким образом, почти все работы в растениеводстве выполняют женщины (только целину поднимают мужчины), а в скотоводстве работают преимущественно мужчины. Мужчины еще занимаются охотой, строят хижины занимаются изготовлением железных и деревянных изделий. Всю работу по дому делают женщины, воспитывают детей, плетут циновки, выполняют гончарные работы.

При переноске тяжестей африканские мужчины никогда не помогают женщинам. Если мужчину увидят за этим занятием или увидят, как он помогает женщине переносить тяжести, – сами женщины его засмеют.

Заключение

В процессе выполнения проекта я заметил, что на самом деле многие обычаи и традиции народов Африки стали приживаться и в европейских странах.

Например, африканские прически – афро, дреды, косички уже никого не удивляют. Также молодежь покрывает свое тело татуировками, пирсингом, живописью. Современные танцы напоминают нам ритуальные африканские танцы.

А молодые мамы с удовольствием используют сплины для ношения малышей (африканские мамы колясками не пользуются, ведь за маминой спиной малышу спокойно и уютно).

Так что варварские обычаи оказались не такими уж и дикими.

Африка жаркий материк. Во всех смыслах этого слова. Здесь и экватор с самой большой пустыней в мире, и великолепные саванны с дикими животными, озерами и водопадами. И народы, населяющие этот необычный материк, весьма эксцентричны.

Основную часть жизни народов Африки (а их не мало, около 3 тысяч) занимает религия, а именно традиционные для Африки анимистические верования, в меньшей степени ислам и христианство.

Большинство африканских народов отрицает все новое и современное. Сильнее всего они привязаны к постоянству и неизменности, в том числе и во всем, что касается повседневной жизни, традиций и обычаев, ведущих свое существование от прадедов.

Многие оригинальные традиции этого континента основаны как раз на этих верованиях.

Самой важной деталью жизни многих народов является деторождение, стерильные женщины подвергаются жестоким гонениям и издевательствам.

Отличительной чертой африканского народа банту можно назвать увеличенную нижнюю губу, в которую вставляются небольшие диски, которые со временем могут доходить до нереальных размеров.

Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг. В некоторых племенах распространены женщины-жирафы, с браслетами, одетыми на шею. Таким образом, они визуально увеличивают себя, скрывают худобу, потому что быть тощими у них считается некрасиво.

У большинства африканских племен до настоящего времени отсутствие татуировки является признаком неполноценности. Считается, что мужчина без нательного знака не станет удачливым охотником, а женщина не сможет создать семью.


У большинства народов практикуется обрезание, а также эксцизия клитора и половых губ в детском или подростковом возрасте.

Современный обычай выкупа невесты весьма распространен в Западной Африке, но в своей интерпретации. Выбранный отцом невесты жених, должен удовлетворить тещу столько раз, сколько скажет будущий тесть. Скажет «двадцать» – значит двадцать, «пятьдесят» – значит пятьдесят. Жениха и мать невесты оставляют в хижине на неопределенное время с запасами еды и питья, пока испытание не будет пройдено. Надо сказать, испытание проходят далеко не все, некоторые юноши попросту сбегают.

В Заире и Конго вождь племени считался настолько важной фигурой, что только он мог лишить девушку целомудрия. При этом если вождь не мог этого сделать из-за физической слабости, то он свергался. Ведь если вождь не может справиться с такой элементарной задачей, то как он может руководить целым племенем?!

Следите за новостями на нашей странице