Договор с татарстаном поддерживает весь мир. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти российской федерации и органами государственной власти республики татарстан

  • 29.07.2019

С истечением 24 июля последнего действующего договора о разграничении полномочий между Москвой и Казанью может закончиться история договорных отношений федерального центра и регионов. Высокопоставленный источник “Ъ” в администрации президента (АП) на вопрос о том, согласован ли с Кремлем текст нового договора с Татарстаном, сказал “Ъ”, что «нет никакого нового договора». Экс-президент республики Минтимер Шаймиев ранее заявлял, что «договор может быть продлен без внесения каких-либо изменений». Эксперт считает, что противником продления договора с Татарстаном может быть куратор внутриполитического блока Кремля Сергей Кириенко.


В понедельник исполнилось десять лет со дня подписания 26 июня 2007 года договора о разграничении полномочий между органами госвласти РФ и Татарстана. Его подписывали президент РФ Владимир Путин и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Срок действия договора истечет 24 июля 2017 года. В ст. 5 самого договора отмечается, что порядок его продления определяется федеральным законом. Однако в ст. 26.7 закона «Об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти субъектов РФ» оговаривается, что срок действия договора не может превышать десять лет, а порядок продления документа вообще не описан. Источник “Ъ” в госструктурах не исключает, что в 2003 году такую формулировку «умышленно записали в законе, чтобы в будущем договор не продлевать». Высокопоставленный источник “Ъ” в АП на вопрос о том, согласован ли с Кремлем текст нового договора, сказал, что «нет никакого нового договора».

Договор о разграничении полномочий между РФ и Татарстаном впервые был подписан в 1994 году - Минтимером Шаймиевым и первым президентом РФ Борисом Ельциным. Он предполагал более широкие полномочия для Татарстана: республика имела право на собственное законодательство, налоги, гражданство. С приходом в Кремль Владимира Путина законодательство всех субъектов РФ было приведено в соответствие с федеральным. В Приволжском федеральном округе этой работой занимался полпред президента Сергей Кириенко. В 2003 году был установлен двухлетний срок для обновления ранее заключенных договоров, после чего прежние соглашения теряли силу, а новые должны были утверждаться законами, однако уже тогда в Кремле давали понять, что на особые отношения с центром могут рассчитывать немногие: в числе таких регионов называли Татарстан и Чечню.

В 2004 году господин Кириенко вместе со спикером Госсовета республики Фаридом Мухаметшиным в рамках специальной рабочей группы начали подготовку текста нового договора. Работа, как писал “Ъ”, проходила в режиме строгой секретности. «Мы пришли к согласию по большинству пунктов, остались не до конца разрешенными только два момента - по недропользованию и языку» - таков был стандартный ответ господ Мухаметшина и Кириенко на все вопросы. В итоге по подписанному в 2007 году договору за республикой оставили право на совместное с федеральным центром решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями Татарстана, право на особое оформление паспортов (жители могут получить вкладыш на татарском языке). Кандидаты на должность руководителя республики должны владеть обоими государственными языками: русским и татарским.

Власти Татарстана неоднократно заявляли о необходимости пролонгации договора с РФ и после 2017 года. Ранее президент Татарстана Рустам Минниханов говорил “Ъ”, что «дальнейшие договоры не ухудшают, а повышают ответственность той или иной территории перед федеральным центром». Господин Минниханов - единственный из региональных лидеров, сохранивший слово «президент» в названии своей должности.

«Безусловно, мы выступаем за то, чтобы этот договор действовал. Это пример и подтверждение того, что мы живем в федеративном государстве»,- говорил в конце 2016 года Фарид Мухаметшин. Он подчеркивал, что республика «не претендует на какие-то новые полномочия»: «Не исключаю, что мы просто пойдем на пролонгацию договора. Это принципиально в целом для страны».

Одним из главных лоббистов договора считается экс-президент Татарстана, госсоветник республики Минтимер Шаймиев. В его пресс-службе “Ъ” сообщили, что свою позицию он уже обозначал на съезде народов Татарстана в апреле. Тогда он сказал, что «договор может быть продлен без внесения каких-либо изменений в содержание как конституционная норма, способствующая укреплению федеративных основ нашего государства». Он также отметил, что «учитывая созидательный характер данного договора, результаты которого мы видим в успешном развитии республики, он имеет право на жизнь». Отметим, что господин Шаймиев является советником куратора внутриполитического блока Кремля Сергея Кириенко на общественных началах.

В Госдуме и Совете федерации не знают, что происходит с договором. В понедельник сразу несколько опрошенных “Ъ” депутатов и сенаторов от Татарстана отказались комментировать ситуацию, заявив, что «тема настолько больная, что ни скажешь - будет только хуже». По мнению одного из парламентариев, нового договора скорее всего не будет. Другой сказал “Ъ”, что «по слухам, вокруг договора есть какая-то интрига». Не комментировали вопрос и в парламенте республики. «Договор необходим, но пока в Госсовете это не обсуждается»,- заявил “Ъ” зампред комитета Госсовета по законности Рафил Нугуманов. «Я сам очень хотел бы знать, что с договором»,- сказал старейший депутат Госсовета Марат Галеев. Фарид Мухаметшин недавно говорил, что «сегодня этого вопроса в повестке дня нет», но не исключил, что «это будет в скором времени»: «Будет получена информация, возможно, даже от президента республики». В аппарате Рустама Минниханова заявляют, что «не располагают информацией». Избранный от Татарстана председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов заявил “Ъ”, что к этому вопросу «надо относиться спокойно, и все будет»: «Вопрос в работе. Нет никаких правовых ограничений, чтобы такой договор был».

Если договор не будет продлен, вопрос о нем может быть поднят в августе на съезде Всемирного конгресса татар (ВКТ), на котором будут представители диаспоры татар из 40 стран мира. «Реальность такова, что Татарстан может рассчитывать на особую роль. Хотелось бы, чтобы федеральный центр не превратил этот вопрос в политическую тяжбу. Здесь не должно быть какого-то непонимания или обид»,- сообщил “Ъ” глава исполкома ВКТ Ринат Закиров.

В Казани Всетатарский общественный центр уже провел ряд акций в поддержку нового договора, но они были немногочисленными. Общественники направили письмо Владимиру Путину, в котором посетовали, что не слышат «никаких заявлений от руководителей России и Татарстана о новом договоре, его содержании». Действующий договор они считают «фикцией» и предлагают закрепить за республикой такие полномочия, как «самостоятельное осуществление внешнеэкономической деятельности, создание Национального банка», а также отчисление налогов в федеральный бюджет «согласно единому нормативу или фиксированной суммы».

Политолог Аббас Галлямов отмечает, что «договор в нынешнем виде начисто лишен какого бы то ни было содержания, поэтому его пролонгация для федеральных властей не является проблемой, но для жителей Татарстана это показатель эксклюзивного статуса, который позволяет чувствовать себя особенными». Если Рустам Минниханов не сможет продлить договор, это сильно ослабит его позиции в глазах населения (особенно с учетом зимнего банковского кризиса в республике), что нежелательно накануне выборов, отмечает эксперт. Он не исключает, что причина задержки связана с желанием Сергея Кириенко «развернуть уже принятое решение о продлении договора»: «Во время работы полпредом ему пришлось потратить много сил в борьбе с руководством Татарстана и Башкирии, не желавшим приводить региональное законодательство в соответствие c федеральным. Скорее всего, тогда он сформировал негативное отношение к “региональной вольнице” и сейчас пытается покончить с последним пережитком той эпохи».

Кирилл Антонов, Казань; Софья Самохина

«Нужен ли Татарстану договор с Москвой?» - дебаты на эту тему были назначены на вчерашний вечер в конференц-зале казанской гостиницы «Шушма». И это вызывало тревогу насчет катаклизмов, которые грозили этой гостинице, непонятно было только, что именно там произойдет ближе к назначенному времени - потоп или, может, великая засуха? Ведь именно внезапными неполадками в системе водоснабжения объясняют чаще всего отказ в предоставлении уже арендованных залов под мероприятия оппозиционеров (вчерашние дебаты на актуальную тему организовало местное отделение движения Михаила Ходорковского «Открытая Россия» совместно с татарстанскими «яблочниками»)…

Но на этот раз на коммунальную стихию кивать не стали. Как рассказали «Вечерней Казани» организаторы, за пару часов перед началом дебатов им прямо заявили, что гостиницу «не устраивает формат мероприятия, которое имеет политический характер». Пришлось спешно перебазироваться на запасную площадку - в гостиницу «Волга». Едва ли не первыми места в ее зале заняли представительница исполкома Казани и молодой человек из аппарата президента РТ, хорошо известный участникам оппозиционных митингов…

«ТАТАРСТАН МОЖЕТ ТОРГОВАТЬСЯ»

Практически сразу стало очевидным, что зал разделен на две половины. С правой стороны, где собрались сторонники договора (люди все немолодые), выступали преимущественно с заявлениями об обязательности изучения татарского языка русскими. С левой, где собрались его противники (люди в основном гораздо моложе), так же горячо выступали против такой обязательности.

При этом в вопросе распределения финансов между федеральным центром и регионом стороны дружески сходились в убеждении, что деньги в любом случае разворуют. Но тут же и расходились: «левосторонники» заявляли, что в случае продления договора все разворуют региональные власти, а «правосторонники» возражали, что в случае его непродления все еще раньше разворуют власти федеральные.

Ну а всякий не национально ориентированный субъект тут рисковал выглядеть столь же нелепо, как Гулливер, игнорирующий принципиальную важность вопроса: с тупого конца надлежит разбивать яйцо либо же с острого.

Выступавший по жребию первым член регионального совета партии «Яблоко» Борис Фанюк выразил мнение, что истекающий договор - по содержанию лишь формальность и «повод пободаться элитам федеральным и татарстанским», а жителям Татарстана от него не горячо, не холодно. Поэтому биться стоит не за договор, а за принципиальное перераспределение большой части властных полномочий от федерального центра ко всем регионам.

Я поддерживаю идею договора в том случае, если там будет пункт, что русские должны быть представлены пропорционально своей численности во всех властных структурах и в образовании и культуре – особенно; что будет пункт об обязанности властей республики о восстановлении нескольких сотен храмов, сейчас находящихся в мерзости и запустении, - начал лидер «левой стороны» - глава Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов, но немедленно дезавуировал эти фантазии пояснением, что это он «естественно, пошутил».

На самом деле г-н Щеглов против договора, ибо: «Почему должен быть один регион, имеющий договор, а остальные десятки регионов не имеют договоров?» Он примирительно заметил, что «идея национального возрождения татарского народа, по сути, хорошая», однако «идея суверенитета, обязательного двуязычия, сохранения президентства – это все элементы некой конструкции, которая для русского народа здесь не пользу приносит, а вред».

Политолог Руслан Айсин как лидер «правого крыла» сообщил, что «татары наравне с русскими заложили основы этого государства», но остались без собственного государства, а потому нуждаются в хотя бы символической компенсации:

Договор – это аспект, связанный со статусностью Татарстана, его особостью, его политическим позиционированием в мире… Татарстан сейчас единственный регион, отстаивающий демократические принципы развития российского государства, хотите смейтесь, хотите нет...

Смеяться в зале не стали.

Но если власти региона отстаивают демократические принципы, почему они дают такие громадные проценты Путину и Минниханову на всех выборах? - воспользовался своим правом на вопрос оппоненту Борис Фанюк. - Почему они дают такие громадные проценты «Единой России» - партии, которая все эти годы только и делала, что забирала полномочия регионов?

Политика - вещь сложная… - глубокомысленно заметил г-н Айсин. - Почему дают 99 процентов…

Потому что 110 не могут! - выкрикнули из зала, и тут уж аудитория воздерживаться от смеха не стала.

В общем, демократии в России нет и не было, объяснил политолог, а «договор выгоден всем татарстанцам, потому что он закрепляет фактор того, что Татарстан может торговаться, чтобы оставлять еще больше денег здесь, чтобы зарплаты у вас росли, чтобы асфальт был гладок – это все договор!».

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ДОГОВОРА?

Да все то же и останется, заверил Борис Фанюк: «Как было истекание полномочий и ресурсов из регионов на всяческие авантюры федерального центра, так и будет. Продление договора ничего не поменяет».

Михаил Щеглов в качестве «противника асимметричной этнофедерации» заявил, что отсутствие договора будет благом.

Руслан Айсин же дал понять, что без договора никому не поздоровится, ибо этот документ есть «последняя соломинка тонущему», а также «последняя возможность не скатиться в авторитаризм» (естественно, авторитаризм федерального уровня).

На авансцену выступил лидер ТОЦ Фарит Закиев - соратник политолога Айсина по поддержке идеи договора и его же соперник в борьбе за место лидера «правосторонников». Он повторил известный довод властей республики: «Татарстан не подписал федеративный договор (1992 года, сейчас де-факто не действующий. «ВК» ) вместе с Чечней», - а потому без отдельного договора между Казанью и Москвой – никак.

Татарстан – это государство, а Кировская губерния – провинция российская, вот и все, нельзя их сравнивать! – подчеркнул он для сведения сторонников равных прав регионов.

Фарит Закиев сообщил: «Татарская общественность считает, что речь должна идти не о пролонгации договора, а о заключении нового, который являлся бы продолжением договора 1994 года», т.е. более радикального, чем нынешний. И огласил список требований к этому новому договору: право Татарстана на самостоятельное «участие в отношениях с иностранными государствами», «создание национального банка», «решение вопросов о владении, пользовании и распоряжении землей, недрами, водами», а также на создание «самостоятельной системы образования».

В зале заговорили: «правосторонники» - одобрительно, «левосторонники» - наоборот.

ВИД С ГОРЫ

Все уважаемые защитники договора поют, как тетерев на токовище: только о своих проблемах и только себя слышат, - заметил член правления Общества русской культуры Борис Бегаев. - Руслан говорит, что татарский народ обижен недостаточным признанием как государствообразующего…

Я сказал - ущемлен! - оскорбился Руслан Айсин за татарский народ.

Но нет ни одной организации, в которую вы можете написать о защите прав русского народа, разве что Путину, но он не ответит! Мы, русские в Татарстане, задвинуты. Тут говорят только о правах татарского народа, говорят, что договор такой хороший… Но почему у нас зарплаты на 17 процентов ниже, чем по России?

На это политолог отметил, что «договор нужно наполнить новым содержанием» и что ему кажется знаменательным отсутствие дискуссий по этому поводу.

То, с чем мы столкнулись, когда дебаты отменили, - напомнил он про демарш «Шушмы», - доказывает, что казанский Кремль боится договор обсуждать - не дай бог, не вышло бы чего!

Затем бурно поспорили по поводу, само собой, государственных языков. Сторонник договора Салих Сайфутдинов с восторгом сообщил, что «лет 50 - 60 назад что русские, что татары, что чуваши, что марийцы владели тремя-четырьмя языками, а русская интеллигенция владела татарским языком - это было межнациональное общение!». Противник договора Михаил Щеглов объяснил, почему, по его мнению, не хотят учить татарский нынешние русскоязычные школьники: «Потому что ваши правители приложили столько усилий… По 5 - 6 часов в неделю в обязательном порядке, и не сметь обсуждать этот вопрос!.. И вы на эту ложную идею поддались, что заставить русских детей учить татарский - вот так вы спасете татарский язык… Вы прикладывайте силы к тому, чтобы ваши дети татарский знали, чтобы в семьях на нем разговаривали!» Тут г-н Сайфутдинов воскликнул, что в соседней Чувашии татарских детей заставляют учить чувашский язык и вот это-то, по его мнению, и есть нехорошая «провокация»…

В общем, стало по-человечески понятнее, почему казанский Кремль избегает выносить проблемы договора на широкое обсуждение…

Председатель Татарского центра из Казахстана, прибывший на съезд, примирительно заметил, что «кто на горе живет, горы не видит». Под гордой возвышенностью подразумевался, естественно, Татарстан: здесь строят дома, здесь Казань «стала красивой и чистой», здесь «Минтимер Шаймиев поднял авиационную промышленность»… Затем гость с Востока поведал трогательную историю, как, будучи на экскурсии в Казанском кремле, увидал двух бабушек, пришедших в надежде рассказать Шаймиеву, что живут они «хуже некуда», и утешил старушек тем, что есть куда хуже - например в Казахстане… А затем без малейшей паузы с гордостью сообщил, что за казахстанского президента Назарбаева будут голосовать, «сколько бы он ни был»…

После такого, кажется, только и оставалось, что подытожить: пути народной мудрости неисповедимы до полного умопомрачения…

Но Михаил Щеглов предложил свежий, хотя и рискованный ракурс обсуждения:

Представим такую ситуацию… Путин собирает татар, представителей других народов и говорит: ребята, чего вы держитесь за эти свои республики, договора, за ваших зажравшихся баев? Давайте я отберу деньги у олигархов, у московских чиновников и дам каждому вашему народу пропорционально вашей численности - только откажитесь от ваших республик, договоров, от ваших требований демократии! Что сказали бы ваши аксакалы на такое предложение?

Элиты, конечно, продались бы, взяли бы деньги. Простой народ остался бы ни с чем… - признал Руслан Айсин. И подытожил с облегчением: - Но, как писал Чехов, этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!..

В Татарстане предлагают провести референдум по новому договору о разграничении полномочий с федеральным центром. С таким заявлением выступили активисты Всетатарского общественного центра. У нынешнего договора срок действия истекает в июле 2017 года.

О намерении добиваться вынесения вопроса о пролонгации договора между Казанью и Москвой на республиканский референдум активисты Всетатарского общественного центра заявили в ходе пикета, который состоялся в столице Татарстана накануне. Центр известен приверженностью националистическим взглядам. Необходимость пересмотра либо пролонгации договора, который регламентирует раздел полномочий между Татарстаном и федеральным центром, вызвана тем, что действующий документ утратит силу летом следующего года.

Соглашение было завизировано в 2007 году. От РФ его подписал президент Владимир Путин, от Татарстана – его первый президент Минтимер Шаймиев. Документ имеет статус федерального закона. В соответствии с ним, Казань и Москва общими усилиями согласовывают экономическое и культурное развитие республики. Также Татарстан добился права предоставлять жителям дополнительные вкладыши во внутренние паспорта.

Действующий договор является уже вторым в истории. Соглашение, датированное 1994 годом, предусматривало значительно больше суверенных прав для Татарстана, в числе которых значилось введение собственной фискальной системы и даже предоставление гражданства.

Именно договор 1994 года руководитель ВТОЦ Фарит Закиев считает в большей мере соответствующим интересам республики, нежели нынешний. Подписанное в 2007 году соглашение активист считает государственным переворотом. Теперь общественники направят обращение с просьбой вынести следующий договор на всенародное обсуждение президенту республики Рустаму Минниханову.

Однако в руководстве Татарстана считают, что нынешнее соглашение нужно не изменять, а пролонгировать. По мнению председателя республиканского парламента Фарида Мухаметшина, договор 2007 года полностью соответствует федеративному государственному устройству, и добиваться дополнительных полномочий в Казани не планируют. Переподписание договора спикер анонсировал на послевыборный период.

О низкой вероятности выполнения призывов ВТОЦ относительно волеизъявления говорит и экс-советник Шаймиева Рафаэль Хакимов. Он напоминает, что соответствующий референдум уже состоялся в 1992 году. А руководитель комитета Госсовета по национальным вопросам Разиль Валеев допускает, что соглашение в целом оставят в силе, но дополнят новыми положениями

ТЕКСТ ДОГОВОРА:

Статья 1

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан осуществляется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и настоящим Договором.

Проходящий в Казани очередной, уже шестой по счету Всемирный конгресс татар обратился к Владимиру Путину с требованием сохранить в республике должность Президента и создал новый управляющий орган по образу Национального совета образца 1917 года. Таким образом, спустя столетие, республиканская правящая элита для защиты своих политических и экономических интересов вновь пытается реставрировать инструменты развития национализма и сепаратизма.

Для того, чтобы оценить то, что происходило в эти дни в Татарстане, необходимо понять, что же такое Всемирный конгресс татар (ВКТ) и провести несколько исторических параллелей.

Министерство юстиции РФ зарегистрировало ВКТ 24 апреля 1998 года – дата, в общем, ничем не примечательная, но и действие исключительно техническое. На самом деле первый съезд Всемирного Конгресса татарского народа прошел в Казани в 1992 году. А вот 1992-й – это уже ключевая веха в истории республики. Ведь именно весной этого года Татарстан отказался подписывать Федеративный договор с Россией. И практически сразу стало понятно, что переговоры по этому поводу будут если и не безнадежными, то очень сложными и затяжными. Так и произошло.

Осенью 1992 года по новой Конституции Республика Татарстан стала суверенным государством, в декабре 1993-го был объявлен бойкот всероссийскому голосованию, фактически оставивший новое государство за периметром федеративного правового поля и позволивший избрать собственного президента. Ситуация для формирующегося российского государства оказалось достаточно критичной – автономный анклав в самом центре страны был никому не нужен, идти по пути Чечни также было неразумно, и 15 февраля 1994 года в Москве президенты РФ и РТ Борис Ельцин и Минтимер Шаймиев подписали договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Это была убедительная победа Шаймиева-политика. В рамках соглашения Татарстан объявлялся государством, объединенным с Россией на очень привлекательных для республики условиях. Она получала право на собственные Конституцию и законодательство, установление и сбор республиканских налогов, ввод республиканского гражданства, самостоятельность в отношениях с субъектами РФ и иностранными государствами и внешнеэкономической деятельности. Природные ресурсы были объявлены «исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана».

Второй съезд Всемирного конгресса татар прошел в 1997 году, на нем был принят Устав организации. Это был год, когда после определенного затишья в первые пункты повестки политической жизни республики вновь вышли вопросы национальной идентификации и связанного с ней особого правового статуса. После образования Союза России и Белоруссии Татарстан объявил о желании самостоятельного вступления в него, а чуть позже Госсовет республики принял постановление о приостановлении выдачи паспортов гражданина Российской Федерации нового образца. Вот такие совпадения.

Конечно, Всемирный Конгресс татар не стоит рассматривать как самостоятельный орган, способный решать сложные политические задачи. Но функцию pr-инструмента властей Татарстана ВКТ выполняет вполне исправно. Причем инструмент этот рассчитан, в первую очередь, не на внутреннюю аудиторию, а на мировую общественность. И за возможность продвигать нужные мысли в нужное время власти Татарстана готовы хорошо платить. Разумеется, деньгами налогоплательщиков. В «свободное от политики время» конгресс очень активно занимается проведением сабантуев, татар-квестов и других подобных мероприятий - не очень осмысленных, но очень дорогих.

Сейчас как раз наступило то самое «нужное время». 2017 год, президент Татарстана Рустам Минниханов не может договориться с российским федеральным правительством о заключении нового договора о разграничении полномочий, в республике бушует банковский кризис, который в Кремле, Минфине и Центробанке РФ старательно не замечают, и в повестку ВКТ, долгое время обходившего политические вопросы, вновь включены животрепещущие пункты. Участники конгресса на пленарном заседании поддерживают обращение Госсовета республики к президенту, но, не о необходимости заключения нового договора, а о сохранении наименования должности высшей государственной власти в республике – президента. И, в общем, это все расставляет по своим местам.

Смена статуса главы Татарстана, очевидно, повлечет реформу системы управления, перераспределение полномочий, вероятнее всего, вновь придется делить ресурсы и активы. То есть, местные правящие кланы готовы биться за свое изо всех сил, а договор, конституция, и прочая мишура, работающая на благо республики, а не персоналий и семей, не так и важна. Отметим, в речи президента РТ на пленарном заседании тема договора не всплыла ни разу.

Однако выпад в сторону федерального центра в выступлении Рустама Минниханова все же был, причем выпад, ярко иллюстрирующий методы, которые глава республики готов использовать в защите своих личных интересов. Президент объявил о создании на базе «Всемирного конгресса татар» национального совета «Милли Шура» . Для тех, кто не в курсе, «Милли Шура» - это Национальный совет, одна из ветвей власти, созданная в Татарстане в 1917 году вместе с Духовным советом (Мэркэз Дини Шура). Зачем понадобился такой откат к решениям очень смутного периода? Видимо, ставка вновь делается на национализм и сепаратизм. И никого не должны обманывать пламенные заверения Рустама Минниханова в верности Владимиру Путину, который выступает «надежным гарантом сильной России».

Кремль они точно не обманули. Уже после пленарного заседания в федеральной прессе появились сообщения со ссылкой на источник в администрации президента РФ о том, что позиция Москвы по вопросу продления договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном не изменилась, так как «государство не должно строиться по договорному принципу».

Из всего происходящего можно сделать логичный, но очень неприятный вывод. Рустам Минниханов, видимо, понимает, что власть уплывает из рук, как неглупый человек, наверняка осознает, что сам виноват в этом. Ведь многие разделяют мнение, что руководитель республики, по-видимому, что зарвался, решая вопросы личного и семейного благополучия за счет жителей республики, и ищет новые инструменты для борьбы с федеральным центром, в том числе. Вв виде поддержки западных элит, за счет раздувания «национального вопроса», формирования «оппозиционной администрации» в рамках, казалось бы, аполитичного ВКТ. К чему это приведет? Прогнозы неутешительны: ухудшение качества и стабильности жизни в республике (в первую очередь, конечно, для населения), новый виток финансового кризиса, передел собственности, клановые войны. Вот такие вот Сабантуи, похоже, будет праздновать до недавнего времени благополучная республика.

Отныне юридически нахождение Татарстана в составе Российской федерации может оказаться под вопросом

11 августа 2017 года истек срок действия договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Республикой Татарстан. Нового договора нет и не предвидится. Если эта новость оставила вас равнодушной, то, с точки зрения практической политики, вы, возможно, правы. После прекращения действия договора реальная схема взаимотношений двух Кремлей – московского и казанского – никак не поменялась. Но вот с точки зрения юридической казуистики, событие, которое только что имело место, можно назвать эпохальным. Речь идет о таком краеугольном понятии как территориальная целостность России – о юридических основах нахождения Татарстана в составе нашего государства.

Согласно Конституции Татарстана, договор о разграничении полномочий между между Москвой и Казанью – одна из трех главных причин, в силу которых этот регион является субъектом РФ. Самая первая статья основного закона республики гласит: “ Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией РФ, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан “ О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан”.

В переводе с юридического языка на общепонятный эта формулировка означает или, выразимся осторожнее, может означать следующее: так как договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Казанью больше нет, то нахождение Татарстана в составе России оказывается под вопросом. К счастью, юридическая реальность далеко не всегда совпадает с реальностью как таковой. Вне зависимости от того, что написано в официальных документах, Татарстан не выйдет из состава России не сегодня, не завтра и не послезавтра. Но отмахиваться от возникшей юридической коллизии как от чего-то малозначимого тоже нельзя.

Мы столкнулись вовсе не с мелким юридическим курьезом, представляющий интерес только для любителей конституционного права. Мы столкнулись с необходимостью выстроить новую схему взаимоотношений между федеральным центром и одним из самых значимых и влиятельных регионов России. Старая ельцинская схема этих взаимооотношений только что умерла. А новая путинская, несмотря на длительность пребывания нынешнего президента у власти, еще не выстроена.

Находясь 6 августа 1990 года с визитом в Казани, только что избранный председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин сказал свою судьбоносную фразу: “Берите суверенитета столько, сколько сможете проголотить”. Любезные хозяева Ельцина, первую скрипку среди которых играл занимавший тогда должность руководителя местного обкома КПСС Минтимер Шаймиев, вспользовались этим приглашением на полную катушку. В период резкого ослабления центральных структур власти, совпавший с ельцинским правлением, Татарстан под лидерством Шаймиева взял курс на максимизацию своей самостоятельности.

Обратите внимание на процитированную выше первую статью основного закона республики: “ Татарстан – государство, объединенное с РФ”. Обратите – и сравните с основным законом другой нашей республики, чье руководство во времена Ельцина тоже весьма преуспело в деле давления на федеральный центр: “ Республика Башкортостан являетеся демократическим правовым государством в составе РФ”. Чувствуете разницу? В ельцинский период нашей истории политическая элита в Казани делала все, чтобы в Москве постоянно “чувствовали разницу” между Татарстаном и другими российскими регионами. В декабре 1993 года республика фактически бойкотировала референдум о принятии новой Конституции России. Явка избирателей в Татарстане составила менее 15%. А в одном из районов с населением в тридцать тысяч человек на участки пришли только три избирателя. Аналогичным образом в Татарстане тогда провалились выборы в новый федеральный парламент. Своих посланцев в Государственную Думу и Совет Федерации республика отправила только после подписания в феврале 1994 года первого договора о разграничении полномочий между Москвой и Казанью.

Но даже после подписания этого договора Минтемир Шаймиев разными способами давал понять: Татарстан – это нечто большое, чем рядовый субъект Российской Федерации. Мелкий, но красочный пример. Название КГБ исчезло из официального обихода в Москве осенью 1991 года. Но вот в Татарстане КГБ продолжило свое существование аж до весны 2001 года. Постоянная игра команды Шаймиева на грани – или, как считают некоторые, даже чуть-чуть за гранью – вовсе необязательно может считаться доказатательством наличия у руководства республики сепаратистких настроений. В 90-ые годы шустрые региональные руководители часто использовали подлитические угрозы как рычаг для выбивания из федерального центра экономических преференций.

Вот, например, как первый президент Ингушетии Руслан Аушев выбил из премьера Черномырдина право создать в своей республике свободную экономическую зону. Цитирую рассказ Аушева своему другу и биографу Владимиру Снеригреву: “ Я уже немного поднаторел в коридорах власти, знал, что к делу лучше подходить не сразу, лучше сначала собеседника подготовить. Поэтому начал издалека: - Виктор Степанович, беда у нас. Совсем плохо: денег нет, беженцы зиму провели без крыши над головой. Подбросьте нам с барского стола.

Но к Черномырдину все тогда шли ровно с такими разговорами, поэтому ответ был предопределен: - Денег у меня нет. Не проси и не надейся. Тогда я его слегка пошантажировал: -Раз не даете денег, тогда дайти независимость. Он удивленно поднял брови и даже привстал со стола: - Пошел ты знаешь куда! Хватит нам одного Дудаева. Брось такие разговоры. Забудь! - и еще добавил несколько непечатных, но очень выразительных слов. Но, вижу, разволновался. Ага, теперь можно и козыри выклыдывать: - Виктор Степанович, денег у центра нет и не предвидится. Разрешите на самим их заработать. На общее дело. - Это как? - Да вот есть одна идея”.

Не знаю, ограничивались ли аппетиты команды Шаймиева “шантажом” федерального центра или у Казани при Ельцине были более обширные амбиции. Но факт в том, что ельцинская эпоха закончилась, а при Путине Татарстан начали постпенно “возврщать в строй”. В 2006 году Путин и Шаймиев, правда, подписали новый договор о разграничении полномочий между Москвой и Казанью. Но уже тогда руководству Татарстана сделали прозрачный намек: так дальше дело не пойдет. Уже после того, как на договоре появилась подпись ВВП, такой абсолютно послушный орган как Совет Федерации вдруг “взбунтовался” и проголосовал против. Документ был удтвержден только тогда, когда президент и Государственная Дума вместе преодолели вето Совета Федерации.

И вот летом 2017 года Татарстан остался без договора о разграничении полномочий. Как выходить из этой ситуации? Я противник любых проявлений сепаратизма и попыток отдельных регионов выбить для себя полунезависимый статус. Есть и еще один аргумент против подписания нового договора о разграничении полномочий. Для подобного документа сейчас просто нет “начинки”: В отличии от прошлых времен все вопросы взаимоотношений центра и регионов теперь регулируются федеральными законами. Но одновременно я убежден: Москва должна избегать любых действий, которые могут быть охарактеризованы как унижение Татарстана или проявление к нему неуважения.

Казань должна получить возможность “сохранить лицо”. Для восточных – и не только восточных – обществ это не просто важно, а архиважно. Федеральный центр и руководство Татарстана должны совместно найти компромиссное, популярное и юридически выверенное решение. Судя по моим разговорам со знатоками казанского политического закулисья, чиновники в Москве и Казани уже понимают контуры такого решения. Не буду вдаваться детали, которые интересны и даже понятны только юристам. Главное то, что компромисс и возможен, и крайне желателен. Федеральный центр и Татарстан смогли не поссориться в “лихие” 90-ые. В “стабильные”десятые у них тем более нет такого права.