Африканские племена без одежды. Женщина и в Африке женщина. Но какая

  • 07.07.2019

Красота - понятие более чем относительное. Бывает красота по-американски, а бывает и по-африкански, -китайски, -индийски, -азиатски и даже -папуа-ново-гвинейски.

Женщины-жирафы

Женщина падаунгов с кольцами на шее ©Flickr/Khun_K

Мужская половина народа падаунг, проживающего в Мьянме и Таиланде, вероятно, считает, что по-настоящему красивой женщиной может считаться лишь та, у которой самая длинная шея. Иначе как объяснить повальное истязание своих шей представительницами этого народа? Хотя местные жители рассказывают, конечно, что традиция окольцовывать шеи (и ноги) берет начало с тех времен, когда в этих краях обитало много тигров, поэтому, когда мужчины уходили на охоту, металлические кольца могли хоть как-то защитить женщин от нападения. Может быть, оно и так, но представительницы этого народа говорят, что их мужчин весьма привлекают такие длинные шеи, поэтому замуж выйти их обладательницам гораздо проще.

Эксперименты с внешностью начинаются с самого нежного возраста - с пяти лет. С этого момента девочкам начинают накручивать латунные спирали на шею. Каждый виток такой спирали в толщину составляет 1 см. С каждым годом количество спиралей увеличивается. Взрослая женщина может носить на себе пару десятков таких колец, вес которых достигает 4-5 кг. Из-за своих шей туристы окрестили представительниц народа падаунг женщинами-жирафами.



Представительницы народа падаунг / ©Flickr/Khun_K

Круглая губа

Еще более радикальной «красотой» отличаются женщины из племени мурси (мун), проживающего на юго-западе Эфиопии. По достижении 15-18-летнего возраста девочке разрезают нижнюю губу, и для начала вставляют в нее палочку, затем круглую тарелочку, которая со временем заменяется на тарелочку побольше, пока, в конце концов, не достигнет довольно внушительных размеров. У некоторых представительниц прекрасного пола губной диск может достигать 12-15 см. Больше диск - выше социальный статус мурсианки, поэтому если вы вознамерились взять в жены такую красавицу - приготовьте богатый выкуп. Хотя есть мнение, что диск может свидетельствовать и о возрасте женщины, чем старше, тем больше тарелка в ее губе. Сами же мурси, разумеется, объясняют свою страсть к тарелкам тем, что они защищают их от злых духов, которые якобы проникают в тело человека через рот. Примечательно, что ни один мужчина подобные украшения не носит - видимо, злые духи пристают исключительно к женщинам. Поэтому велика вероятность, что с помощью такого украшения мужчины племени мурси попросту оберегают себя от соперников из других племен - кто еще покусится на такую красоту!

Помимо прочего, диски нещадно давят на нижние зубы женщин, поэтому их попросту вырывают. Не все, конечно, но передние уж точно. Утешает, что хотя бы во время еды или перед сном женщины могут вынимать свои диски.



Женщины из племени мурси / ©Alamy

Измазаться в грязи

Утро женщин народа химба (Северная Намибия) начинается с «грязевой ванны». Они обмазывают себя специально приготовленной кашицей из охры, смолы, жира и пепла - от макушки до пяток, включая волосы, которые еще и заплетены в дреды. Той же самой «мазью», впрочем, принято натираться здесь и мужчинам, и детям. Помимо того, что в глазах среднестатистичекого мужчины химба такая грязь на женщине выглядит жутко привлекательно, она и его самого спасет от жары. Но, увы, чтобы прослыть красоткой в мире химба, этого мало - после обряда посвящения вам еще должны удалить четыре зуба на нижней челюсти. Вот тогда вы - настоящая красавица!



Женщины народа химба / ©Jordi Cerdà

Пробку - в нос!

А вот мужчины народа апатани, которое проживает на северо-востоке Индии, не скрывают, что их женские украшения призваны сделать местных красавиц менее привлекательными в глазах мужчин соседних народов. Женщины здесь вставляют пробки в крылья носа. Насколько то, что раньше считалось женским носом, нравится при этом самим мужчинам апатани - непонятно, но выглядит все это более чем странно. Но, видимо, страх потери жены-красавицы был сильнее. Помимо «пробкования носа» женщинам этого народа делались татуировки, которые представляли собой прямую линию, начинающуюся у подбородка и заканчивающуюся на кончике все того же носа - чтобы уж наверняка. Как же все-таки повезло девушкам - представительницам европейских ценностей: некоторые из их мужчин всего лишь предлагают им «одеться поскромнее». Со странами Востока сложнее, но чадра - это все-таки вам не пробки в носу!

Сегодня, впрочем, молодые красавицы-апатани все чаще предпочитают украшать себя иными способами.



Женщина апатани / ©Anthony Pappone

Нога-лотос

Многим известен тот факт, что относительно недавно - еще на рубеже X и XX вв. - китаянки вынуждены были в буквальном смысле становиться калеками ради «красоты». Самым прекрасным местом женщины здесь считалась ступня - причем не какая-нибудь, а длиной 10 см, а по форме напоминающая цветок лотоса. Для того чтобы подобное изуверство стало возможным, девочкам с 4-х лет жестоко перебинтовывали ступню так, чтобы четыре пальца соприкасались с подошвой. Неудивительно, что в таком состоянии рост стопы останавливался, и начиналась деформация. Стоит ли говорить, что китайские «красотки» передвигались с большим трудом и болями, постоянно хромали. Вот на такие ухищрения шли китайские женщины ради замужества и популярности у мужчин. Европейские женщины до такого, конечно, не дошли - они лишь вставляют в грудь силикон и увеличивают губы.

"Этого не может быть!" - вот первая мысль, которая приходит в голову (а сердце уже учащенно бьется, и в горле сухо), когда впервые близко видишь красивую африканку. Ее формы фантастически скульптурны - и это безо всякого силикона, при этом ни грамма жира, ни одной складки или морщинки на муаровой коже. Ее движения свободны и грациозны, как у пантеры, и вся она дышит непритворной, живой энергией жаркого солнца, буйной грозы и тропической ночи.

В общении с ней отдыхаешь от жеманных, капризных, холодных женщин Севера, оскопленных идеями равенства полов.

Небольшая компания европейцев собралась на вилле, чтобы поболтать друг с другом за порцией-другой "джин-тоника". Француз, бизнесмен лет пятидесяти, холостяк, пришел со своей африканской подругой. Она стройная, чувственная, лет двадцати пяти или моложе. Весь вечер она ведет себя так, как будто никого, кроме ее друга, в этом мире нет и быть не может. Она сидит, прижавшись к нему, или просто и естественно сворачивается, словно кошка, рядом на диване, положив ему голову на колени, и он ласково гладит ее курчавые волосы, не прерывая беседы. Когда кто-то обращается к ней, она кратко отвечает, совершенно не интересуясь тем, какое впечатление производит на окружающих. В этот вечер - он ее мужчина, ее господин, и она растворяется в нем. Надо ли говорить о том, как она поведет себя, когда они останутся наедине?..

В африканке мужчина находит то, что в первую очередь и привлекает его в женщине: натуральную женственность и искреннюю чувственность. Отпадает надобность в фальшивых прелюдиях: если да - то да, если нет - то нет. Один соотечественник рассказывал, что однажды где-то в африканской глубинке он, сидя рядом с девушкой, гладил ей руку. Та, как видно, так и не поняла, чего он хотел.

Разумеется, что в отношениях с африканкой не только исчезает тоскливая подготовительная фаза, но и возникает необходимость мочь еще что-то, кроме как "медленно и печально раз в неделю". Один коллега жаловался, что его африканская партнерша с пол-оборота пришла в такой экстаз, что стала яростно тереть ему руками уши. У бедняги от этой бури и натиска пропал всякий аппетит...

Но не надо думать, что белый мужчина должен сильно комплексовать, опасаясь сравнения с местными жителями, принадлежащими к сильному полу. Один из журналов, выходящих в Кот д"Ивуаре, провел опрос среди кот-дХивуарок с просьбой оценить по пятибалльной системе их удовлетворенность своими мужьями-друзьями. Большинство оказалось жалкими троечниками, немногие получили отметку "хорошо", отличников не нашлось. Так что и под тропиком Рака есть еще место для подвигов...

При этом надо иметь в виду, что у африканок достаточно твердые представления о том, что в любви допустимо, а что нет, что нравственно, а что постыдно. В некоторых районах с патриархальным укладом жизни до сих пор в случае относительно долгого отсутствия мужа женщина должна принадлежать его братьям и отцу, и сама она нормально относится к такой семейной заботе. (Некоторые советские женщины, выехавшие на ПМЖ в Африку и оказавшиеся в такой ситуации, сильно нервничали). Но в то же время оральные ласки, даже в отношениях с единственным возлюбленным, для многих африканок - грязное изобретение белых людей. Речь не идет, конечно, о "ночных бабочках" больших туристических центров. Но представительницы этой профессии - не самый лучший материал для исследования национальных черт, вне зависимости от того, идет ли речь о России или Кении. Ангина - она и в Африке ангина.

В чем-то очень главном африканки похожи на настоящих русских женщин. В сельской местности африканка работает на поле, носит овощи - иногда за много километров - в тазу на голове на рынок для продажи, собирает хворост, готовит еду, моет-стирает-сушит белье, носит воду, ухаживает за многочисленными детьми и мужем. Функции последнего, за исключением одной, назначенной природой, далеко не так конкретны. Он может рыхлить землю или пасти коров. Но больше всего мужчина любит быть начальником. Лучше всего большим. Но можно и маленьким. Например, сторожем. Мужчину можно увидеть возле водной колонки стирающим рядом с женщинами белье. Но это - чужое белье, он делает это за плату. Их домашнее белье стирает жена.

В жизни африканки одежда играет огромную роль. Осведомленные лица утверждают: подари чернокожей красавице комплект белого ажурного белья или платье - и она твоя. В хорошем смысле, конечно.

Африканские девушки надевают и короткие юбки, и джинсы, и майки, как их сверстницы во всем мире. Женщина, работающая в полиции или на таможне, с достоинством носит мундир. Но больше всего африканка любит национальную одежду: платье или замысловатый костюм.

Как правило, такая одежда шьется на заказ. При этом каждая стремится носить что-то особенное, отличающее ее от других, хотя и в рамках определенных канонов. В Черной Африке - десятки государств и сотни народов со своими традициями и вкусами. Но чаще всего африканское платье шьется из яркой, цветастой ткани, иногда с огромным портретом национального лидера на самом видном месте. Лучшие африканские ткани делают в Англии и Голландии. Бедра как бы обернуты в материю, что подчеркивает их рельеф и узость талии. На плечах могут быть всякие замысловатые складочки в виде крылышек, а шея открыта в широком вырезе, и, если позволяют средства, на шоколадной коже красуется золотая цепь.

Африканки любят украшения. Однажды в небольшой простенькой ювелирной мастерской я видел африканца с тремя его спутницами (может быть, женами), которые сдавали за деньги свое золотишко. Это были не только цепи и кольца, но и, главным образом, браслеты на руки и ноги. Все вместе взвешивали на обычных весах, тех, что можно видеть у нас на овощных прилавках. Золото едва уместилось на одной чашке, на другой понадобилось несколько гирь.

А если нет золота и серебра, африканка охотно носит ожерелья и браслеты из раковин, бирюзы, кожи, дерева. Причем бусы вы можете обнаружить у нее не только на шее, но и на талии. Если повезет - то вы увидите ее в одних бусах. Бывают, правда, странные вкусы. Говорят, что относительно недавно лучшим подарком жениха невесте кое-где в Эфиопии было ожерелье из засушенных мужских яичек. Чем их было больше - тем лучше. Ручаться за достоверность этого факта трудно, так как никто из этнографов не рвался в те места для проведения научных изысканий.

Но мы говорили о платьях. Особую красоту им придает то, что они длинные, облегающие ноги почти по всей длине с красивым расширением внизу. Дело в том, что по традиции африканка спокойно выставляет всем на обозрение свою грудь и закрывает ноги. Обнаженная по пояс женщина, склонившись над ступой, энергично толчет в ней зерно, а голые массивные груди выделывают Бог весть что в такт энергичным движениям - такая картина обычна для гвинейской деревни. (В городе, впрочем, принято одеваться. Произошло это не вдруг. Бывший лидер Секу Туре, боровшийся за нравственность в соответствии с "социалистической ориентацией" своего режима, приказал полиции арестовывать простодушных сторонниц стиля "топлесс".)

Соответственно, достаточно спокойно относятся к обнаженной женской груди и африканские мужчины. В этом они похожи на современников Пушкина. Если на балу грудь дамы случайно вываливалась из глубокого декольте, это никого не эпатировало. Иное дело, если открывалась ножка чуть выше лодыжки. Так и в Африке. Нечто бесподобное творилось там во время выступлений советского балета. Голые ноги балерин заставляли зрителей реветь от возбуждения.

Кстати, о танцах. Африканки обожают танцевать. Это у них в крови. Часто можно видеть девочку, которая идет по улице пританцовывая. Даже с поклажей на голове. Африканцы танцуют в деревнях, в бедных городских кварталах, на дискотеках и в шикарных ночных клубах - везде с упоением, легко, страстно. Танец - душа Африки. И тут нам, северянам, с ними не сравниться.

В Африке танцуют даже солидные, под центнер весом, матроны. Почему-то так получается, что если африканка не голодает, то с возрастом из стройной, гибкой девушки она превращается в дородную даму. Впрочем, грации она не теряет никогда, но приобретает какое-то особое достоинство в движениях.

Я подозреваю, что этот избыточный вес объясняется большим количеством съеденных бананов, маниоки, кукурузы и прочей вегетарианской снеди, которая составляет основу рациона в тех краях. Не хотите быть толстой, как африканская "мама" - нажимайте на котлеты, а не на бананы.

"Мама" - так ласково зовут в Африке дам бальзаковского возраста. И не только знакомые, а, например, покупатели на базаре. Солидные, спокойные "мамы" - главное действующее лицо на продовольственном рынке. Мужчины там на подхвате: мясники, рыбники, подносчики товара, - а в юном возрасте они охраняют машины покупателей, носят за ними корзину с покупками и тянут где что плохо лежит с прилавка, из кошелька, кармана и той же машины.

Вот на вещевых рынках и в магазинах мужчины обычно на первых ролях, но тоже не всегда. В частности, в некоторых странах женщины взяли под свой контроль мелкооптовую и розничную торговлю тканями. Многие из них не знают грамоты, и как они ведут свою бухгалтерию, не выучившись математике, - неизвестно. Но они все делают и ездят на "мерседесах". За это их зовут "мама-бенц". У каждой из них, как правило, есть свой "папа", то есть муж. Пока жена ворочает миллионами, он сидит где-нибудь в теньке и потягивает пальмовую бражку.

Но многое зависит от традиций той или иной страны, народа и религии. У охотников-скотоводов масаев, например, женщины практически самостоятельно ведут хозяйство в то время, как мужья большую часть времени живут в отдельных, "мужских" деревнях. А на Мадагаскаре мальгашка во время долгого отсутствия мужа (командировки) приобретала свободу, в том числе и в любовной сфере. Наверное, некоторые из них сегодня жалеют, что древние обычаи уступают натиску цивилизации.

Чего нельзя сказать о существовавшей до недавнего времени практике операций на девочках (клитерэктомии), лишавших их на всю жизнь возможности испытывать оргазм. Таким образом подлые мужчины-многоженцы надеялись обезопасить себя от измен со стороны супруг.

Но теперь это в прошлом. Не измены, конечно. В этом смысле африканцы мало чем отличаются от остального мира. У хитрых африканских мужчин даже есть словечко "второе бюро". Это значит - любовница.

Жены, тем более загруженные заботами и детьми, ведут себя скромнее. А вот до замужества их никто особо не стесняет всякими там "где так поздно шаталась?" и "почему сегодня ночью приехала на другой машине?" Все понимают: и потанцевать хочется, и одеться, да и попросту пожить радостно. Что-что, а радоваться африканцы умеют искренне, без всяких сомнений, сожалений и предчувствий.

Меня всегда удивляло, что мужчины и женщины в Африке, при явной их чувственной силе, обходятся без глупых заигрываний типа "дэвушка, банан хочэшь?" И со знакомыми, и с незнакомыми они веселы, дружелюбны и просты.

Отношение к белым в Африке не назовешь однозначным. С одной стороны, есть "национальная гордость" темнокожего человека. С другой - желание высветлить свою кожу, выпрямить волосы. (На прически африканки тратят часы. Это - предмет гордости многих.) Смешанные браки существуют, как правило, в одном варианте: он черный, она белая. Но никто не осудит африканку, если на пляже или в клубе она окажется в компании белого.

Первый вопрос, который задают об африканках мужчины, не бывавшие в этих краях, понятен. Я отвечаю на него так: они очень красивые. А вот вопрос о том, в какой стране они самые-самые, сложен. Принято считать, что в Эфиопии и Сомали. Многие модели - из тех краев. Говорят, что среди их предков были древние семитские племена, пришедшие в Африку с Ближнего Востока. Отсюда светлая кожа, прямые носы при стройных прекрасных фигурах. Но выделять лишь Африканский Рог, где расположены Эфиопия и Сомали, значит обижать остальную Африку. Там повсюду есть прекрасные женщины, хотя, быть может, и несколько иных типов красоты. Но, как известно, "мамы" всякие нужны, "мамы" всякие важны".

Но я люблю только свою жену. Заявляю официально, пока она не пустила меня на эфиопское ожерелье...

Александр ДЕВИТТ


Роль женщин в жизни африканских народов явно недооценивают. Она не очень заметна и носит более закулисный характер, чем бурная и проходящая на глазах у всех деятельность мужчин, но дом - это вотчина женщин.

Тысячи домашних забот - от уборки и стряпни до деторождения и воспитания детей - отнимают очень много времени. На один только трудоемкий процесс - приготовления пищи уходит чуть ли не весь день. Женщины получают от работы удовлетворение, потому что с ними вынуждены считаться.

Повсюду в саваннах за женщинами ухаживают, их балуют и даже после свадьбы, особенно у южных народов, мужчина постоянно дарит жене наряды и украшения, чтобы она могла показаться на людях и поддержать его собственный статус.

В обществах, допускающих многоженство, у каждой жены свое хозяйство, и муж чаще всего бывает просто гостем в доме жены. Основное влияние женщин определяется тем, что они рожают детей, и многие народы южных саванн, признавая важность этой роли женщины, устанавливают наследование по материнской линии, и женская линия становится главнее мужской.

В таких обществах мужчина может обладать властью, но только благодаря тому, что он является членом линиджа своей сестры, и вся власть и влияние перейдут по наследству не к его, а к ее детям.

Признание обществом ведущей роли женщины в семье находит выражение в выкупе, который не только гарантирует хорошее поведение мужа (в противном случае жена может оставить его и он потеряет выкуп), но и ставит его в подчиненное положение, ибо выкуп не дает ему абсолютных прав над женщиной, но зато налагает большую ответственность.

Помимо всего, выкуп - это символ обмена, состоявшегося между двумя группами, это не плата за женщину, а обмен взаимными обязательствами. Как правило, общество устанавливает, какие именно браки предпочтительнее, и хотя индивидуум может свободно выбирать партнера, эта свобода до некоторой степени ограничена.

Такая система брака помогает сохранять ранее установленные отношения между группами и обычно отвечает определенным политическим и экономическим требованиям. Если общество предписывает или предпочитает тот или иной брак, то это означает, что оно отводит особую роль установлению социальных уз между данными группами.

Запрет на кровосмешение и правила экзогамии ведут к обмену женщинами посредством браков между отдельными группами и создают те бесчисленные узы родства, которые облегчают экономическое и иное сотрудничество, столь необходимое в полном опасностей мире. Как можно гарантировать сохранение таких отношений лучше, чем с помощью брачных уз, отцовства и тех теплых чувств, которые связаны с понятием о родстве?

Ведь семья - это естественная и основная форма организации, и во многих африканских обществах она служит образцом всей общественной структуры племени. Так, несколько семей образуют линидж, ведущий начало от единого общего предка.

Несколько линиджей уже считают, что у них был еще более древний предок, хотя они и не всегда в состоянии проследить всю свою генеалогию. Такие линиджи образуют клан. Несколько кланов, утверждающих, что у них есть далекий, часто мифологический, предок-основатель, составляют племя. В общем, жизнь женщин в Африке очень сильно отличается от жизни наших славянок. Но они к ней привыкли.

Русского человека, откровенно говоря, пугают. Виной всему их необычные стандарты красоты, которые в корне отличаются от наших. Из-за этого у нас сложился стереотип, что все чернокожие женщины не так привлекательны, как наши. Однако действительно ли это так? Или, быть может, за шокирующими фото мы перестали замечать истинную красоту Африки?

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно отсеять правду от вымысла. Для этого давайте сравним различные категории темнокожих девушек, живущих как на территории Черного континента, так и за его пределами.

Африканская девушка: чем она пугает?

Африканские русскому человеку кажутся как минимум странными. Пробитые уши, в которых с легкостью помещается 10 см тарелка. Украшенный шипами нос, похожий скорее на тело ежа, чем на прелестную часть лица. Вытянутые, словно у жирафов, шеи, опоясанные медными обручами. Все это пугает нашего человека, а также заставляет его ломать голову над тем, зачем же они себя так уродуют?

Однако следует прояснить один момент. Подобные излишества - это привычная норма для местных племен. Это часть того культурного наследия, что передавалось из поколения в поколение, на протяжении последних 2-3 тысячелетий. И странными они кажутся лишь для нас, а для них это привычная часть эстетического образа предков.


Исключение из правил

Но не все коренные жители Африки склонны к самобичеванию. Так, среди всех прочих выделяется ведь в нем обитают самые красивые африканские девушки. При этом их внешний вид по достоинству оценивают не только чернокожие мужчины, но и большинство европейцев.

Все дело в том, что женщины из этого племени обладают удивительно стройным телом, что крайне необычно в тех краях. Также они не «уродуют» свое тело, а наоборот, следят за ним. Так, девушки ежедневно втирают в свои волосы особый экстракт из глины и природных масел, тем самым формируя удивительные косички, чем-то напоминающие дреды.

К тому же в этом племени женщины привыкли носить на себе множество украшений. И это придает им еще большей элегантности и благородности. Недаром кто-то из туристов заметил, что все они похожи на темнокожих принцесс древности.


На заре новой эры

И все же даже коренные африканцы потихоньку начинают осознавать, что сегодня подобные чудачества уже не в моде. По мере того как прогресс захватывает одичалые земли, меняется и сама культура Черного континента. Теперь красивые африканские девушки не спешат уродовать свое тело и лицо. Благодаря телевидению они приобретают новые взгляды и убеждения, отличающиеся от привычных в лучшую сторону.

В целом, несмотря на всю самобытность африканцев, они все больше и больше стремятся стать похожими на американцев и европейцев. Ведь их образ - это символ богатства и благополучия, которых здесь так сильно не хватает. Поэтому не стоит удивляться тому, что современная девушка вместо тарелкообразных сережек предпочтет в подарок набор качественной косметики.

Африканские девушки-модели

Подобные изменения в культуре африканских народов привели к тому, что их женщины начали перевоплощаться на глазах. Из диких и неухоженных волчиц они превратились в грациозных пантер, способных конкурировать на равных с европейскими красавицами. В доказательство тому приведем небольшой список уроженец Африки, способных удивить всех своим прелестным видом.

  • Иман Мохамед Абдулмаджид - эта африканская девушка одна из первых показала миру истинную красоту Черного континента.
  • Кейт Менсон - ганская топ-модель, победившая в 2008 году на национальном конкурсе «Лицо Африки».
  • Олучи Онвигба - нигерийская красавица, покорившая подиумы многих престижных показов.
  • Ясмин Варсаме - уроженка Сомали, переехавшая в Канаду и прославившаяся там как одна из самых привлекательных девушек штата.
  • Женевьев Наджи - еще одна африканская девушка из Нигерии, ставящая известной певицей и моделью за пределами родины.

Примечательно то, что этот список можно продолжать очень долго, так как сногсшибательных красавиц на этом континенте много. Но куда важнее то, что сегодня мир начал принимать этих женщин как достойных соперниц белокожих моделей. Поэтому и миф о том, что все темнокожие девушки непривлекательны, также понемногу начинает рассеиваться.

Африканки, прославившиеся на весь мир

Если в предыдущей главе разговор шел просто о красивых женщинах Африки, то в этой речь пойдет о самых известных из них. О тех, чья красота раз и навсегда изменила окружающий их мир, заставила преклонить колени перед «черными богинями».

  • На первом месте стоит эфиопская супермодель и дизайнер Лия Кебеде. Эта африканская девушка настолько популярна, что журнал Forbes присудил ей 11 место среди самых высокооплачиваемых моделей планеты.
  • Второе почетное место занимает Агбани Дарего - уроженка Нигерии. Именно она является той первой чернокожей женщиной, что смогла выиграть «Мисс Мира».
  • Флавиана Матата - танзанийская модель, занявшая в 2007 году 6 место на конкурсе «Мисс Вселенная». Сегодня ее лицо представляет торговую марку одного из самых известных модных домов - Vivienne Westwood.


Прошлое и будущее

В завершение хочется сказать, что Африка - это континент потрясающих контрастов. Здесь гармонично переплетаются прошлое и будущее, странное и понятное, красивое и уродливое. Поэтому нельзя сказать, что вскоре все африканские девушки будут выглядеть как европейские. Скорее всего, большинство самобытных племен по-прежнему будут следовать древним обычаям и нормам.

Однако те из них, кто все же осмелится на перемены, навсегда изменят представление мира о женщинах этого края.