Интимные подробности брачных традиций африканского племени мурси. Невероятные сексуальные обычаи в Эфиопии. Племя Мурси

  • 01.04.2019

Страницы: 1

Фотозаметки по ЭФИОПИИ (2011)

МУРСИ - черная жемчужина долины Омо. Самое эпатажное и самое зрелищное племя численностью всего около 6,5 тысяч населяет равнину Тама и холмистую местность Мурси в Маго-парке. Эти скотоводы заселяют один из самых изолированных районов Эфиопии, зажатый между рекой Омо и ее притоком Маго. Зависящие от новых пастбищ, они вынуждены постоянно перемещаться.

Фоторассказ полностью о путешествии в Эфиопию читайте в нашем ЖЖ

В долине Омо, Эфиопия



// i-am-mzungu.livejournal.com


// i-am-mzungu.livejournal.com


// i-am-mzungu.livejournal.com



// i-am-mzungu.livejournal.com


Мурси относятся к нилотской этнической группе и являются одними из самых черных людей на земле, здорово отличаясь по цвету кожи от соседствующих с ними эфиопских племен долины Омо.


// i-am-mzungu.livejournal.com


К числу самых известных традиций мурси относятся ежегодные бои мужчин на палках Donga, когда их мужчины вместе с сури (сурма) собираются на ежегодный турнир и до крови жестоко и самоотверженно бьются на палках по системе плей-офф. Самый сильный забирает себе любую женщину, пришедшую на турнир. Фестиваль проводится в ноябре-месяце, когда в сезон племя может позволить себе широкое празднование.

// i-am-mzungu.livejournal.com


// i-am-mzungu.livejournal.com



// i-am-mzungu.livejournal.com


// i-am-mzungu.livejournal.com


// i-am-mzungu.livejournal.com


У женщин мурси другая забава - ношение губных тарелок, достигающих 25 см в диаметре! Существует несколько теорий ношения мурси губных тарелок: обезображивание для предотвращения порабощения арабами в древности; защита от проникновения злых духов в тело через рот; определение социального статуса, демонстрируя количество скота, которое должен выплатить жених в качестве калыма за невесту - обладательницу тарелки.


// i-am-mzungu.livejournal.com



// i-am-mzungu.livejournal.com



// i-am-mzungu.livejournal.com


// i-am-mzungu.livejournal.com


Мурси - непревзойденные мастера скарификации. Шрамы на их теле символизируют социальный статус и былые заслуги. Шрамы создаются при использовании лезвия и верблюжьей колючки. Для достижения выпуклости в рану подсаживается личинка мухи, которая, кроме прочего, уничтожает все возможные инфекции.


// i-am-mzungu.livejournal.com


// i-am-mzungu.livejournal.com


// i-am-mzungu.livejournal.com


Супермодель мурси. :)

// i-am-mzungu.livejournal.com


После незабываемого посещения племени Хамер, переполненные мыслями и чувствами, измождённые телом, но крепкие духом, члены экспедиции пробились вниз сквозь джунгли хребта Николая II и вновь вышли к берегу реки Омо. Теперь им предстояло найти другое удивительное племя Эфиопского Тибета. Зовут их - Мурси.
Чаёвничая под тентом у костра, мы не переставали удивляться тому, какие всё-таки крепкие корни имеет у человечества его коренная религия - язычество. Вот и эта страна, официально считается - христианской, а на самом деле христианство в наших странах совсем разное. В Эфиопии его называют монофизитским, т.к. местные копты (священники) в отличие от наших, отрицают догмат о двух сущностях Христа: божественной и человеческой, утверждая, что он - божественный Дух.Подобное объязыченное православие можно увидеть только в центральной части страны. На юге же, где мы путешествовали, многочисленные "цивилизованные" племена вообще никогда не видели Библии и называют бога, кто - Уак, кто - Иер, кто - Тоса, кто - Кий, кто - Тума, кто - Даду. А уж разыскиваемые нами Мурси вообще ни в бога, ни в чёрта не верят, а поклоняются такому, что Вы охнете от ужаса!..

Долгожданная встреча.

К исходу четвёртого дня пути мы, наконец, вышли в район заболоченной дельты Омо. Река будто исчезла, превратившись в опасно чавкающую зыбь. Небольшие клочки сухой почвы колыхались под ногами, выпуская из под себя пузырьки вонючего газа. Любой непродуманный шаг стал стоить жизни, но мы, как ни странно, были рады окончанию тяжёлого пути к зловещим топям. Шесть автоматов дружно выпустили в воздух троекратные залпы, знаменуя очередную победу духа над телом.

Итак, мы здесь. Куда и как двигаться по болоту в поисках племени мурси?Короткая очередь внезапно расколола густую тишину, вздыбив линию грязных фонтанчиков, чуть ли не в метре от нашего привала. Ошеломлённо застыв мы не знали, что делать: укрыться было негде, разбегаться - невозможно. Мы были идеальной мишенью даже для начинающего стрелка...
Но, ведь нас не убили? Нас явно не хотели убивать, в данный момент? Не сговариваясь, мы побросали своё оружие под ноги и молча замерли.
Они стали постепенно "проступать" сквозь пелену тумана, висевшего над болотом, будто колеблющиеся призраки. Кольцо из десятка вооружённых теней медленно сжималось вокруг нас и скоро мы уже могли полностью разглядеть их. Это были абсолютно нагие чёрные мужчины, тела которых были разрисованы циркулярными полосами белого цвета. Словно безразмерная морская тельняшка покрывала сверху донизу их тело. Даже внушительный половой член каждого был тщательно разрисован белыми кольцами, являясь точной копией жезла автоинспектора. Позже, за эту прелесть мы прозвали мужиков-мурси "гаишниками", но в тот момент нам было не до смеха.


Это был передовой заслон племени, своего рода - пограничная застава на краю их владений. Нам опять повезло. Трое из нас, служившие когда-то на флоте, неизменно носят в экспедициях свои дембельские тельняшки. Вот и в тот напряжённый момент мы были в них. И надо было видеть удивлённые лица воинов-мурси, неожиданно обнаруживших пришельцев в такой же, как у них, ритуальной раскраске. Быстро смекнув, мы постарались объяснить, что являемся их "белыми братьями по вере", а ещё три человека - это наши слуги. Ответ удовлетворил и нас пригласили в деревню. Мы пришли в эту, скрытую от посторонних глаз деревню и несколько дней прожили среди мистического племени, узнав многие его тайны. Они настолько невероятны, что я вынужден, для полной убедительности, рассказывать о них сухим языком научного доклада, посланного мной в Географическое Общество.

Страшная красота.

Племя это, наверное, принадлежит к мутантам негроидной расы, потому что значительно отличается своим видом от привычных стандартов красоты. Как мужчины, так и женщины - низкорослы, ширококостны и кривоноги. Низкие лбы, сплюснутые носы, короткие шеи. Тела дряблы и болезненны на вид, с отвисшими животами и сгорбленными спинами. Волос на головах почти нет, а потому все женщины-мурси постоянно носят замысловатые головные уборы сложной конструкции, изготовленные из веток, грубых кож, болотных моллюсков, высохших плодов, мёртвых насекомых, чьих-то хвостов и какой-то вонючей падали. Их сморщенные, жёванные лица, с маленькими, узкопосаженными глазками имеют чрезвычайно злобный и настороженный вид.

Уникальное "украшение" лица, которое они используют, является совершенно необычным, даже для диких людей. Дело в том, что ещё в юном возрасте их девочкам прорезают нижнюю губу, и начинают вставлять туда деревянные чурбачки, всё более и более крупного диаметра. За несколько лет дыра в губе постепенно увеличивается всё значительней. В день свадьбы в неё вставляют "тарелку" из обожженной глины, называемую дэби, о назначении которой речь пойдёт позже. Диаметр такой посудины в губе может достигать 30-ти сантиметров, превышая диаметр самой головы! Если такую тарелку вытащить, то наружный край губы под дыркой отвисает вниз на 10-15 см. в виде своеобразного круглого жгута. Он очень упругий и эластичный. (Когда мы устроили в этом племени соревнование по стрельбе из лука, то одна из "губодырок" продемонстрировала нам уникальный трюк: она вставила в жгут губы стрелу, оттянула его и выстрелила вверх. Удивлению нашему не было границ, т.к. стрела улетела выше крыши хижины!). Гораздо позже мы узнали и то, почему два нижних зуба над тарелкой выдираются и в этой щели постоянно, словно гнилое жало, торчит кончик потрескавшегося, кровоточащего языка.




Даже из описания внешнего вида женщин-мурси вы можете сделать вывод о том, насколько ужасен их внешний облик. Даже днём на них трудно смотреть без мистического ужаса. Если же, не дай Бог, такая ведьма вдруг встретится ночью, или приснится, - вам не позавидует даже материалист.
На второй день нашего пребывания, один из подростков без спросу взял компас из нашей палатки. Парня мигом поймали и привязали к дереву. Мы, было, подумали, что сейчас будет порка, а потому довольные уселись неподалёку. И тут - впервые увидели её.Эта женщина была довольно симпатичной.У неё не было разреза в губе для тарелки, зато был особенный головной убор. Он состоял из двух десятков полых цилиндриков - кусочков ствола какого-то растения, нанизанных на волосы, словно большие бигуди. Необычная женщина молча подошла к воришке и взяла его за кисть. В другой её руке вдруг блеснул нож: мгновенным круговым движением была рассечена кожа и сухожилия на запястье руки парня. Другим резким движением кисть была свёрнута и отброшена в сторону. (Позже мы видели, как она была сварена и пошла на изготовление очередной монисты-нэк. Тогда-то мы и поняли, почему у многих мужчин племени отсутствуют кисти одной из рук.

Жрицы смерти

Человечество знает несколько растений, из которых можно приготовить наркотики. Но, в Африке их растут сотни. Дурманящее курево и какие-то улётные зелёные листья, которые жуют здесь все, от мала до велика, нам предлагались многократно, с утра до вечера, на всём пути по эфиопской глубинке.

Но, как правило, народ этот балуется наркотой только для лёгкого балдежа, расслабляясь от жары, безделья и вечного пофигизма. А вот племя мурси пошло дальше всех в пагубном пристрастии. Дурман стал неизбежной частью их жизни, а вернее - средством ухода от неё. А всё потому, что в своём культе они поклоняются Богу Смерти - Ямда.

Согласно традициям этого мистического племени, все его женщины являются Жрицами Смерти. По вечерам, в своей хижине они готовят, сначала, какое-то, относительно лёгкое наркотическое зелье, растирая в порошок сушёные плоды особого болотного ореха. Насыпав его на вдетую в губу тарелочку-дэби, каждая женщина приближает наркотическое яство к губам собственного мужа и они оба начинают одновременно слизывать его (при этом жена высовывает язык через дыру между зубами). Эта часть ритуального обряда называется "поцелуй смерти". Кстати, привычный для нас способ целоваться они вообще не используют. Затем, в тлеющий очаг бросается пучок какой-то дурманящей травы, которая начинает испускать вверх струйки желтоватого дыма. Мужчина ложится над очагом на специальные жерди таким образом, чтобы струйки сладкой курильни поднимались прямо к его лицу, поместив голову на углубление подставочки-подушечки,сделанной из дерева.Этих подушечек много,каждая натирается зельем и наговаривается особым индивидуальным заклинанием. В итоге, она становится носителем конкретного сновидения! Это может быть "фильм" об удачной охоте, или ночи любви, о вкусном обжорстве, или победной битве с врагами и т.п. По просьбе мужа, жена каждый вечер приносит ему деревянный подголовник с тем видением, которое он хочет увидеть перед возможной смертью. Эта часть обряда называется "сон смерти" и название это вовсе не случайно. Пока мужчина сладко грезит в дыму дурмана, жена готовится дать ему яд.

Этот смертельный порошок Верховная Жрица племени готовит из тех самых нижних зубов, выдернутых у женщин, настаивая их на сложном зелье из девяти трав, растущих на кочках мёртвых топей Лотагипи. Спустя некоторое время, женщина-мурси поднимается к спящему мужу и вдувает ему в рот смертельный порошок со своей губной тарелочки. Эта часть мистического обряда называется "укус смерти". Но на этом мурсины страсти не заканчиваются. Отравив мужей, все Жрицы смерти собираются в хижине Срэк и проводят там какой-то таинственный обряд.
Зловещий ритуал завершался действом, которое мы прозвали "рулеткой смерти, а сами мурси называют его - "дар смерти". Верховная Жрица обходила все хижины деревни, поднималась к отравленным мужчинам и клала им в рот спасительное противоядие, порции которого и находились в цилиндриках, украшавших её сложную "причёску". И никто кроме неё и Бога Смерти не знал,кто умрет на этот раз.Если она, выйдя из хижины, рисовала на загубной тарелке его жены белый крест,значит это стала вдовой.

Невероятная правда

Страх сковывал нашу волю все дни пребывания в племени мурси. Ведь мы, в силу увиденного тут, естественно предполагали для своей судьбы самый худший вариант. Если эти жрицы ни в грош не ставят жизни своих мужчин, то уж наши - точно заберут! Решив бежать, мы стали тайно уговаривать того подростка (что лишился кисти из-за нашего компаса) - провести нас через трясины и уйти отсюда вместе с нами. Он с радостью согласился, но, к невероятному удивлению, сказал, что вернётся в племя, чтобы принять смерть за проступок своего тела. Мы бежали тёмной ночью, во время шабаша.Проводник рассказал,что их вера говорит, что тела мужчин-мурси являются своего рода ритуальной "тюрьмой" Бога Ямда, в которую он заключает Души своих помощников - Демонов Смерти, в случае их какого-либо неповиновения. И белые полосы, которыми разрисовывается тело, символизируют оковы плоти, временно сдерживающие мятежный Дух. (А не из этого ли древнего символа нами заимствована полосатая раскраска роб у всех заключённых в неволю?)

Методично убивая плоть мужчин систематической дачей им наркотического яда, женщины-жрицы словно разрушают эти физические земные оковы, приближая час освобождения, для томящихся в них, высших духовных Сущностей.

Скорее всего вы назовете их обычаи дикостью.
Оно и понятно, какие-то вещи происходят на уровне Средневековья, какие-то с трудом укладываются в голову, а какие-то и вовсе заставляют шевелиться волосы.
И тарелки в губе - это вполне безобидное... Еще они делают женщинам обрезание при рождении, украшают тело шрамами, создавая целые картины, безжалостно рубятся палками в споре за невесту, без зазрения совести готовы убить любого из враждебного племени, а невесту выкупают за 20 коров и автомат...

Добро пожаловать в племя мурси, одно из наиболее ярких и знаменитых африканских языческих племен, которого однажды может не стать...

2. ... и причиной этого является наступление цивилизации и... муха це-це.
Еще каких-то 10-15 лет назад лишь единицы путешественников могли похвастать тем, что своими глазами видели женщин с тарелкой в губе из племени мурси. Все дело в том, что мурси вместе с десятком других племен обитают в труднодоступной местности в долине реки Омо и рьяно охраняют границы своих территорий от соседей и пришлых чужаков.
Даже в наше время на туристических форумах нередко можно увидеть информацию с предупреждением об опасности посещения племен в долине Омо и категоричные рекомендации не пытаться попасть к мурси самостоятельно. Кроме шуток, если сунуться к ним без сопровождения и охраны, можно никогда не вернуться домой...
В наши дни область между реками Маго и Омо, населенная племенами, является территорией национального парка Маго, посещение которого строго регламентировано. Попасть сюда легально можно только в сопровождении организованных групп либо с помощью аккредитованной туристической фирмы, предоставляющей джип с водителем и обязательного гида, хорошо знакомого с вождями племен. Кроме того, на въезде в парк к вам в машину подсадят вооруженного рейнджера, в задачи которого входит обеспечить и безопасность визитеров, и контроль за ними во избежание всяческих конфликтов.

3. Территория национального парка представляет собой зеленую саванну практически без каких-либо следов цивилизации.
Только эта грунтовая дорога напоминает о том, что осталось за спиной... Здесь нет ни мобильной связи, ни электричества, ни чего-то другого, к чему мы привыкли в обычной жизни.
Раньше и дороги не было. За последние годы ее накатали джипы любителей нестандартного туризма и... грузовики строителей, которые везут все необходимое для постройки завода по переработке сахарного тростника. Завод строят за территорией парка, но единственная дорога проходит через него.

4. Племя мурси проживает на территории общей площадью около 2 тысяч квадратных километров, довольно жестко охраняя ее границы и не допуская чужаков, кроме оговоренной с правительством Эфиопии квоты туристов и грузовиков строителей.
На, казалось бы, безлюдной дороге то там, то здесь можно увидеть мужчин с копьями или автоматами Калашникова. Иногда попадаются и невооруженные люди, идущие по своим делам.

5. Мурси проживают в небольших деревнях с населением от нескольких десятков до нескольких сотен жителей. Всего в племени насчитывается около 7,5 тысяч человек.
Деревня - это хаотично расположенные хижины, построенные из соломы или веток, главную "площадь", где проводят время старейшины племени и загоны для скота.
Мурси - скотоводы, причем довольно успешные. Это племя считается одним из наиболее богатых племен региона, как раз благодаря количеству скота. По большому счету, каждый важный социальный акт заключается здесь при помощи скота, например, для того, чтобы взять девушку в жены, семья жениха платит отцу невесты "даури" – как правило, это 20-40 коров и автомат Калашникова. Эта традиция характерна для всех племен Омо, и именно поэтому рождающиеся девочки считаются здесь неплохой гарантией благосостояния семьи.

6. И именно девочки, а впоследствии женщины, стали визитной карточкой племени благодаря своим знаменитым огромным тарелкам в нижней губе. Подробнее о традиции вставлять в губу тарелку я рассказывал во вчерашнем посте. Об остальных традициях чуть ниже.
Одна из них - оружие. С оружием здесь почти все, по крайней мере, мужчины.
Так сложилось исторически. Чтобы выживать, охранять свои территории от притязания соседей, защищать скот от воровства и диких животных, мурси издавна вооружены до зубов и, не раздумывая, применяют оружие по назначению. Копья, ружья, автоматы - кто на что богат.

7. В племени мурси на женщинах лежит основная часть тяжелых работ: они ответственны за строительство домов, уход за детьми, приготовление пищи и доставку воды в деревню из ближайшего источника или русла реки. Мужчины племени мурси – скотоводы. Их основные занятия - выпас коров с козами и охрана деревни. На мужчинах лежит также защита деревни в случае межплеменных конфликтов. При этом девочки с раннего возраста помогают матерям в обустройстве быта, а мальчики учатся обращаться с оружием.

8. Женщины мурси, помимо знаменитых тарелок, носят много украшений. Нужно сказать, с тарелками, икебанами на голове и даже рогами, выглядят они очень эффектно.
Волос на голове ни мужчины, ни женщины не носят, сбривая их полностью или делая прически, как у ребенка на фото.

9. Хижины у мурси двух типов: капитальные из соломы, как на фото и "летние" из палок, как на фото №5.

10. В хижинах из палок крыша очень плотная, чтобы не пропускать воду во время дождя, а вот стенки "прозрачные". Это позволяет пропускать дневной свет, в отличие от "капитальных" хижин, а холодов здесь не бывает...

11. Основная еда мурси – сухая каша, приготавливаемая из перетертого маиса или сорго. Иногда к ней добавляется молоко и кровь животного, забираемая свежей непосредственно из раны на шее коровы (животное при этом не убивается), либо уже набранная ранее и хранящаяся в калабасах. Мясо мурси практически не едят, употребляя его только на крупные праздники.

12. Любимый напиток мурси - кофе со специями очень своеобразного вкуса, от которого Антошу
antonapostol чуть не вывернуло и воротило до самого вечера.
Но местные жители пьют его, уверуя, что он очень хорош в качестве профилактики, если вдруг укусит муха це-це

13. Мужчины "тусят", как правило, отдельно от женщин. И тоже за ковшиком кофе.

14. Многие спят прямо под открытым небом, предоставляя возможность ночевать в хижине жене и детям.
Подушек у племен нет, вместо них они используют необычные стульчаки, называемые боркото. Мужчины их повсюду носят с собой, как мы носим мобильный телефон. Днем на них сидят, ночью их ставят под голову...

15. Традиционной одеждой мурси всегда были козьи шкуры, однако последнее время все больше и больше мурси переодевается в более легкие хлопковые накидки, которые покупают на рынках. Сегодня уже все мужчины повязывают разноцветные ткани вокруг бедер, женщин мурси все еще можно встретить в одежде из шкуры, однако и они все больше и больше предпочитают пользоваться тканями.

17. Интересны свадебные обычаи у мурси.
Когда мужчины достигают совершеннолетия, они могут попытаться получить право жениться. Как это происходит?
В честном поединке на палках. Эти поединки называются бои донга, к которым юноши довольно долго готовятся, овладевая искусством боя на длинных палках.
В поединке они нещадно молотят палками друг друга, ведь только победитель получит право жениться в этом году.
Если ты проиграешь, весь следующий год будешь пасти скот, не помышляя о теплой женской груди у себя под боком...

18. Женщины, чтобы быть максимально привлекательными для мужчин, как я уже писал вчера, носят огромные керамические тарелки в нижней губе.
Пирсинг нижней губы мурси делают юным девушкам, достигшим 12-13-летнего возраста. Вначале в губу вставляется небольшая деревянная шайба, размеры которой постепенно увеличивают, растягивая губу женщины, а затем меняют на керамические блюдца. Для того чтобы вставить его в губу девушки, ей выбивают нижние зубы.

19. Но разрыв губы, выбивание зубов и тарелка - еще не самое варварское, что делают здесь женщинам.
При рождении (а часто и в более позднем возрасте) девочкам делают, так называемое, женское обрезание. Иными словами, им удаляют клитор. Для чего?
Чтобы сделать женщину покорной и не склонной к измене.
Кстати, эти племенные традиции очень сильно противоречат тому, что происходит в сексуальной жизни остальной массы эфиопских женщин (но об этом в другой раз)

20. Так что, к девушкам мурси очень хорошо подходит фраза "не родись красивой, а родись счастливой"...

21. Кстати, в последние годы уже далеко не всем девочкам мурси разрезают губу для тарелки. Некоторые отказываются от этой традиции, ограничиваясь только дисками в ушах...

22. Помимо тарелок в губе и клитоpодектомии, у мурси есть еще одна отличительная черта.
Они практикуют шрамирование тела. У мужчин это метки за убитых врагов или крупных хищных животных, у женщин просто украшение.
Да-да, шрамами они рисуют на своем теле примерно, как в нашем мире татуировками.

23. Некоторые девушки просто потрясают своими "украшениями"

24. Губы у нее целые, а вот уши....

25. ... и кожа на теле...

26. Представляете, сколько нужно было сделать разрезов и нанести рубцов?
И это в условиях полнейшей антисанитарии и отсутствия какой-либо, даже потенциальной, медицинской помощи.

27. "Рисуют" везде - на плечах, руках, спине, животе, груди...

28. Мурси, культурно и лингвистически, родственны племени сури и считают себя одним народом. С этим племенем у мурси хорошие отношения и даже разрешены межплеменные браки. Остальные же племена видят в мурси агрессивный народ, и отношения с ними довольно прохладные. Иногда даже вспыхивают серьезные конфликты, в том числе вооруженные. Но мы об этом мало знаем, ведь там нет ни репортеров, ни телекамер, ни даже полиции...

29. Несмотря на многочисленные предупреждения об опасности посещения племени и некоторые опасения в их реакции на фотокамеры, жители мурси оказались вполне доброжелательны и приятны в общении. И это тоже "достижение" цивилизации. Ведь туристы - это деньги. Каждое фото - это деньги. Немного, 5 бырр за снимок. Но нас было трое, фотографировали мы многих, так что все эти люди понемногу заработали и прощались с нами с улыбками на лице, долго махая руками вслед пылящему по грунтовке внедорожнику...

Путешественник и фотограф Александр Химушин отправляется в Эфиопию, чтобы выяснить зачем женщины племени мурси носят в губе тарелку.

Вставлять тарелку или круглую пластину в губу - распространенная традиция в прошлом и настоящем некоторых народностей.

Экскурс в историю

Археологические раскопки показывают, что уже тысячи лет назад нагубные пластины использовали племена Африки, а, совершенно независимо от них, в более поздний период, такие же нагубные тарелки появились у племен Центральной и Южной Америки. В зависимости от региона пластины носили и мужчины, и женщины, причем как на нижней, так и на верхней губе.



Известно, что они придавали обладателю определенный социальный статус. Любопытно, что алеуты и инуиты, проживающие на территории России (а также на Аляске и в Канаде) также использовали подобные пластины, однако, как и большинство других народностей, позабыли об этой традиции еще до наступления XX века.

Установка нагубных тарелок по сей день широко практикуется лишь двумя родственными племенами - мурси и сури, населяющими долину Омо, что на стыке границ Южного Судана, Эфиопии и Кении. По сути, это одно и то же племя - лишь с некоторыми отличиями. Пластины используются исключительно женщинами и только на нижней губе. Как правило, пластина устанавливается девушкам - до свадьбы, в период полового созревания.



Инструкция по установке (для желающих)

Установка тарелки на губу - длительный и болезненный процесс. Для начала девушке обычно удаляют четыре передних зуба на нижней челюсти. Затем (обычно это делают мать или бабушка) острым лезвием производится сквозной надрез чуть ниже нижней губы, длиной в пару сантиметров, куда вставляется деревянная пробка. Примерно через месяц, после того как надрез заживет, пробку меняют на другую, большего размера, таким образом постепенно растягивая отверстие. Когда оно достигает 4 см, вставляют первую круглую пластину.



Со временем губа растягивается все больше и больше, и пластины меняют одну на другую, большего размера, пока не будет достигнут желаемый размер.



Известны случаи, когда размер нагубной тарелки достигал 40 см в диаметре.



После заживления и растяжки нижняя губа без тарелки выглядит примерно так:



Зачем козе баян?

Версии, почему мурси и сури использовали и до сих пор продолжают активно использовать пластины, разнятся. Мнения нескольких западных специалистов, исследовавших вопрос, критикуя и опровергая друг друга, сводятся к следующим вариантам.

1. Защита. В прошлом мурси сами стали калечить себя, чтобы их не забирали в рабство. Однако, как известно, времена рабства уже давно позади, а мурси все так и продолжают носить тарелки.

2. Самоидентификация. Без тарелки в губе женщина чувствует себя как белая ворона, поскольку эта традиция впитана ею с молоком матери. Впрочем, в последнее время все больше девушек мурси отказываются от установки пластины, невзирая на неодобрение соплеменников. Побывав и в деревне для туристов, и в тех местах, куда еще не ступала нога иностранца, могу сказать, что, на мой субъективный взгляд, сегодня лишь около половины женщин мурси и сури разрезают нижнюю губу. Из тех же, кто это сделал, далеко не все в повседневной жизни постоянно носят тарелку.

3. Заработок. Как сказал бы в этом случае великий комбинатор: «Утром деньги, вечером мурси!» Внешность женщин племени уже давно привлекает туристов. Так как добираться до места довольно сложно (это удаленная приграничная территория) и опасно (там часто происходят вооруженные стычки между племенами), тургруппы обычно попадают лишь в пару проверенных мест. Жители этих небольших селений, забросив все остальное, живут лишь тем, что позируют для фото за деньги. Однако две маленьких деревни на фоне 7,5-тысячного населения мурси - это скорее исключение, чем правило. Ведь мурси - это племя скотоводов, чьи стада исчисляются сотнями голов. Заработать на этом можно гораздо больше, чем на скудных чаевых заезжих туристов.

4. Красота. Тарелка в губе для девушки - символ женственности и красоты. Чем она больше, тем больше шансов найти завидного жениха. Родителям же потенциальной невесты удачная свадьба сулит сорвать большой куш в виде рогатого скота и других благ от жениха. Ведь красота, как известно, - страшная сила! Возможно, что мурси восприняли это слишком буквально!



«Козе баян, попу гармонь, икону папуасу!» (В.В. Высоцкий)

Как бы то ни было на самом деле, мурси и сури остаются последними, в прямом и переносном смысле, носителями исчезнувшей во всем мире древней традиции. И даже если эта традиция нас шокирует (как кого-то, возможно, шокирует, что наши женщины прокалывают уши), она существовала в мире на протяжении более 10 000 (!) лет, а значит, имеет место быть. Ведь богатство мира - в его разнообразии! Всем добра!