Пример понятия сознание в философии. Сознание человека

  • 10.08.2019

Итак, сознание - это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само - контролировании поведения человека. сознание концепция происхождение

Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Человек, в отличие от животных сам себя познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - самое важное отличие психики человека от психики самых развитых животных. Сознание не просто психическое состояние, а высшая человеческая форма отражения действительности. Сознание человека структурно организовано и является целостной системой, состоящей из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.

Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы в оформленном виде не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (Демокрит) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. Однако, для древнего грека сознание не являлось еще самостоятельным феноменом. Душа (сознание) была частью мирового космоса, и абсолютно точно воспроизводила окружающие явления. Представление о сознании как внутреннем духовном опыте человека появляется в философии Средневековья , где анализируется сквозь призму религиозной проблематики. В эпоху Нового времени , когда собственно и происходит поворот от понятия души к понятию сознание, последнее трактуется как познавательная способность человека, как "Я" - личностное образование. Сознание понимается как продукт внутреннего развития (мышления у Декарта) и как результат внешних воздействий (ощущений у Локка и Гоббса). Философия XIX века открывает новые горизонты сознания. Иррационалисты Шопенгауэр и Ницше ставят сознание в зависимость от неосознанных процессов. Впоследствии это будет доказано З. Фрейдом в психологии бессознательного. К. Маркс и Ф. Энгельс анализируют влияние на сознание социальных предпосылок.

В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания:

  • · Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, над личностной, в конечном счёте, трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.
  • · Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли).
  • · Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, ее элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б. Спинозы. Данные современной науки об элементах рассудочной деятельности животных, успехи физиологии в диагностике заболеваний центральной нервной системы, достижения кибернетики в создании "мыслящих машин" возрождают идеи гилозоизма и психофизиологического параллелизма, согласно которому и психическое, и физиологическое есть две самостоятельные сущности, исследование которых должно вестись через собственную субстанциональность.
  • · Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга. Отрицание качественной специфики сознания, мышления человека своими истоками уходит в античную культуру и особенно ярко проявилось в античном атомизме, но особую популярность материализация сознания получила в конце XVIII - начале XIX века в связи с распространением идеи дарвинизма. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт, пропагандируя достижения науки середины XIX века, огрубляли, упрощали сложнейшую философскую и психофизическую проблему, проблему соотношения материи и сознания. В XX веке, в связи с успехами решения технических задач конструирования искусственного интеллекта, философскими дискуссиями по поводу проблемы "может ли машина мыслить?", исследованиями, обнаружившими непосредственную взаимосвязь между содержательной стороной мышления и структурой протекающих в мозгу процессов, вновь актуализировались идеи характеристики мышления как атрибута материального субстрата.
  • · Социологизация сознания сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию "врожденных идей" Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание. Зачатки этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, ставящего формирование способностей, добродетелей человека в зависимость от потребностей общества, интересов государства - полиса. В этих идеях отрицается индивидуальность мышления человека, зависимость способностей мыслящего индивида от особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы.
  • · Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Опираясь на достижения классической и современной науки, диалектико-материалистическая концепция сознания вскрывает сущностные черты и особенности человеческого сознания.
  • v Сознание - идеальное явление, функция, особое свойство, продукт высокоорганизованного материального субстрата - человеческого мозга, мыслящей материи.
  • v Сознание - идеальный образ, снимок, копия, отражение в мозгу субъекта материального объекта.
  • v Сознание обладает творческой активностью, проявляющейся в относительной самостоятельности его функционирования и развития и обратном воздействии на материальный мир.
  • v Сознание - продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать.
  • v Сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения.

Все шесть рассмотренных концепций содержат в себе долю истины в понимании природы сознания, имеют своих сторонников, достоинства и ограниченности, отвечают на одни вопросы, но не дают ответов на другие и потому имеют равные права на существование в рамках философского знания. В неклассической и пост неклассической философии складывается парадоксальная ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания и, следовательно, о философском статусе феномена сознания ставится под сомнение, а практическое изучение сознания объективными, в том числе научными, методами активизируется, что свидетельствует о непреходящем значении и значимости человеческого мышления. На протяжении всего XX века одни участники в спорах о природе сознания воспроизводят идеи об ирреальности, трансцендентности сознания, а другие сводят сознание к языку, поведению, к нейрофизиологическим процессам, отрицая специфику и особую, свойственную самому сознанию структуру и сущность.

Важнейшаякатегория философии, обозначающая человеческую способностьидеального воспроизведениядействительности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной(личностной) и общественной. Понимание сущности сознания находится впрямой зависимости от решениявопроса о взаимоотношении духа иприроды, материи и сознания. Признание первичности идеального ведет к превращению, сознания всамостоятельную сущность, творящую мир. Такой подход выражен в периодантичности в философии Платона; в Средневековье - в христианской философии (носителем высшегосознания является Бог), в немецкой классической философии - во взглядах Гегеля. Вматериалистической философии сознаниерассматривается как свойствовысокоорганизованной материи, каксубъективный образ объективного мира, как идеальное в противоположностьматериальному и в единстве с ним, как осознанное бытие, какотношение «Я» к «не-Я». Решение проблемы сознания предполагает и выяснение предпосылок его возникновения. Их можноусматривать в свойстве отражения,лежащего в фундаменте материи, свойстве, родственном сознанию. Непосредственной основойсознания является трудоваядеятельность. Сознание неотделимо от деятельности, оно возникает в процессе труда, развивается и обогащается под воздействием социокультурной реальности. Определяющую роль играет практика. Сознание прежде всего есть знание, которое составляет его сердцевину. Поэтомуправомерно определение сознания как субъективного образаобъективного мира. Это, далее, естьспособность человека, обладающего знанием, выделять себя изокружающего мира ипротивопоставлять себя ему как субъектаобъекту. Сознание - это и целеполагающая деятельность, то естьпредварительное мысленноепостроение образа самой деятельности и получаемого в ходе ееопределенного результата. Содержаниесознания реализуется черездеятельность человека. Поэтому оно выступает в виде замысла и идеи. Идея - это не только знание, но и планирование того, что должно быть, это есть понятие,ориентированное на практическую реализацию. Практическая реализациязамысла, цели, понятия предполагает наличие потребностей, а такжеволи. Потребности и воля -важнейшие компоненты сознания.Взаимодействие с миром порождает учеловека как носителя сознания иопределенное к нему отношение. Этовыражается не только в мысленных оценках, но и эмоциях, чувствах. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Важную роль играет память. Память, позволяющая сохранять опыт, перекидывает мостик между прошлым и настоящим, а также между настоящим, прошлым ибудущим. Поскольку предметомсознания является не только внешний мир, но и сам субъект, носительсознания, постольку существенным моментом сознания являетсясамосознание. Самосознание - это осознание человеком своейдеятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей. Развитой формойсамосознания является теоретическая рефлексия, посредством которойчерез систему понятий раскрывается социальная природа субъекта.Существует и личностная рефлексия как проявление глубоких раздумий человека о смысле собственногобытия, его нравственнойнасыщенности. Самосознание способствует развитию субъекта, егорационально-нравственномусовершенствованию. Сознание внутренне связано с бессознательным. Бессознательное часто (например во фрейдизме) резко противопоставляетсясознательному, ему отводитсярешающая роль в жизни человека. Но существует и иная трактовка, исходящая из приоритетасознательного. Бессознательное неотгорожено непроходимой стеной от сознания. Его можнорассматривать как продукт сознательной деятельности. То, что ранеенаходилось в сфере сознания,переходит в бессознательное. В свою очередь, бессознательное,существующее в глубинах психикичеловека, способно вновьпревращаться в формы сознания. СОКРАТ (469/470-399 гг. до н. э.) - древнегреческийфилософ. Сам Сократ ничего не писал, а учил мудрости на площадях,базарах, симпосьенах и другихпубличных местах. Наиболееразвернуто его взгляды изложены уПлатона, его ученика, вследствиечего бывает трудно отделитьсократовские мысли от платоновских. Главным предметомфилософствования Сократа был человек,основное отличие которого от всего мира - это душа. Сократ душу понимает интеллектуалистски, в первую очередь душа - эторазум, но также и нравственные нормы, следованиедобродетелям. Поэтому, будучи сутьючеловека, душа больше, чем тело, нуждается в попечении. Девизом философии Сократа стало«Познай самого себя» - надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах. Сократический метод со всемарсеналом своих приемов (ирония, майевтика, индукция) имел своей целью, сверхзадачей заставитьчеловека взглянуть в себя. При этомСократ не навязывал готового знания собеседнику, а пытался вместе с ним построить его. Себя он уподоблял повивальной бабке,присутствующей при рождении истины. Майевтика - это повивальное искусство. Ирония помогала собеседникуувидеть, что его спесь, самомнениеоснованы на кажущемся знании,частичном, ложном. Другим девизом Сократа было: «Я знаю, что я ничего не знаю». Ирония расчищает душу. С помощью индукции, которую, по Аристотелю, Сократ начинаетприменять первым, он строит понятие, нечто общее, что объединяетизменчивые вещи в один род. Он искалустойчивые нравственные нормы, на которые мог опереться человек для совершенствования своей души. Добродетель - это способ бытийствования, делающий человека тем, чем ему должно быть. Сократ вобласти этики интеллектуалистичен: если человек знает, что есть благо, разве ему захочется плохого?Порочность идет от незнания. Поэтому Сократ и ставит вопросы о благе, мужестве, мудрости,справедливости. В вопросе о смерти илибессмертии души Сократпридерживается взглядов орфиков. Душабессмертна, тело - могила души,умирает тело - начинает жить душа. Сократ был философом жизни в подлинном смысле: он жил и умер так, как учил.

Сознание - это наши мысли, чувства, представления, воля. Все это составляет очень важную способность человека понимать окружающее, осознавать свое место в обществе, свои действия, чувства, мысли, интересы. Животные, как известно, не осознают ни свое поведение, ни свое место в мире. Из-за этого они не владеют ни сознанием, ни тем более самосознанием. Это монополия человека.

Проблема сознания в последние годы находится в центре внимания многих ученых разных областей знаний - социологии, логики, психологии, кибернетики, физиологии, математики и др. Проблема сознания привлекает особенно пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, его отношения с окружающей средой предусматривает изменения природы человеческого сознания.

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. ГЕНЕЗИС СОЗНАНИЯ И ЕГО СУЩНОСТЬ

Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Главная сложность ее понимания и изучения в значительной мере связана с тем, что мы не можем наблюдать явления сознания непосредственно, чувственно, не можем его измерять, исследовать с помощью различных приборов. Поэтому на протяжении многих столетий сознание оставалось тайной. Это всегда порождало мистификации относительно его природы и сущности. Так, еще в древности возникло представление о сознании как проявлении души - таинственной «чувственно-сверхчувствительной» сущности, которая считалась ответственной за человеческую жизнь и некоторые важные состояния человеческого тела. Характерным для этих взглядов было то, что душа не отделялась от тела, еще не существовало разделения на материальное и идеальное. Это касается также первых философских теорий. На начальных стадиях своего развития греческая философская мысль не знала понятия «идеальное» как особую противоположность чувственно-предметному материальному. С течением времени душу стали рассматривать как некую нематериальную субстанцию, независимую от материи, способную вести самостоятельное существование, бессмертную и вечную. Впервые эти взгляды теоретически обоснованы и закреплены в философии Сократа и его ученика Платона. Гераклит основу сознательных действий человека определял понятием «логос», которое понималось как слово, мысль, сущность самих вещей. Ценность человеческого разума определялась в зависимости от степени принадлежности к этому логосу - объективному мирозданию. В общем, в античной философии сознание причастно к разуму, что является космическим и выглядит как обобщение действительного мира, синоним универсальной закономерности.

В дальнейшем историко-философском процессе проблема сознания толковалась по-разному, причем многие философы объясняли сознание в зависимости от того, какую позицию они занимали в вопросе соотношения материи и сознания. Охарактеризуем кратко эти позиции в основных направлениях философии (схема 6.1).

Схема Б.1. Проблема сознания в философии

Идеалистические взгляды на природу сознания на протяжении столетий приобретали разное содержание, но сводились к следующему: сознание - первично, материя - вторична. Так, объективный идеализм наделял сознание сверхматериальным, сверхъестественным характером: оно существует независимо от мира, где-то вне мира и вне человека, не имеет никакого отношения к мозгу; дух не рождается и не возникает, он живет собственной жизнью, развивается, порождает явления природы и истории. Такое утверждение идеализма о существовании сознания непосредственно смыкается с теологией, которая утверждала, что сознание человека является Божьим даром: создавая человека, Бог «вдохнул в него дух живой», наделив частицей Божественного света. Значит, это дар Божественного разума, который живет собственной жизнью, в своем развитии порождает явления природы и руководит историей общества.

С точки зрения дуалистов, материя и сознание - самостоятельные, равноценные начала (М II С). Это означает, что за сознанием признавалась полная независимость от материи. Как и материя, сознание вечно, оно не возникало и не рождалось. Соответственно отпадала и необходимость решения вопроса о его происхождении. Одним из выдающихся представителей дуализма был Рене Декарт, который считал, что в основе мира лежат две субстанции: духовная (мыслящая) и телесная (протяженная).

Дуализм был присущ и философии Иммануила Канта. Близкой к дуалистической трактовке сознания является концепция французского философа, ученого и богослова Пьера Тейяра де Шардена. Он считал, что в земной материи была заключена определенная масса элементарного сознания, психической энергии. Ведь сознание так же первоначально, как и материя. Поэтому неудивительно, что оно пробилось в мир из тьмы подсознания. Никто, в том числе наши предки, не заметил появления разума на Земле, «человек вошел в мир бесшумно». Диалектическая концепция может быть оправдана на том основании, что между сознанием и бытием в самом деле пролегают настолько четкие границы, что свести их одно к другому или к какому-либо общему корню почти невозможно. И. Кант по этому поводу писал: «Существуют два основных ствола человеческого познания, которые произрастают, возможно, из единого, общего, но нам не известного корня...»

В 50-е гг. XIX в. довольно широко распространился вульгарно-материалистический взгляд на сознание. Это название объясняется тем, что его приверженцы (немецкие философы Л. Бюхнер, К. Фогт и голландец Я. Молешотт) рассматривали сознание грубо, упрощенно, вульгарно. Они считали, что сознание, мысль «выделяется» мозгом точно так же, как желчь выделяется печенью или моча почками (М=С). Климат, пища и т.п., по их мнению, непосредственно определяют образ мышления человека. Несмотря на то, что вульгарно-материалистическая точка зрения отвергнута достижениями современной науки, попытки свести сознание к определенному виду материи предпринимаются до сих пор. Например, в связи с успехами электрофизиологии было выдвинуто положение, будто мысль является просто электромагнитными колебаниями, излучаемыми мозгом. Действительно, мозг беспрерывно излучает электромагнитные волны, которые изменяют свой характер, если мозг начинает активно работать. Исследование этих волн в случае болезни человека позволяет обнаружить, какие участки мозга повреждены. Однако содержание мыслей по записям на пленке определить невозможно, так как они не являются материей.

Механистически толковал сознание и гилозоизм (от греч. hyle - вещество и zoe - жизнь). Его приверженцы предполагали наличие ощущений также у неживых предметов (М

Новый подход к пониманию сознания был связан с возникновением диалектического материализма. С точки зрения этого направления, сознание производно от материи, оно вторично и активно по отношению к ней (М -> С). Истоки как всего живого, так и сознания, находятся в материи, которая способна двигаться и саморазвиваться. Диалектический материализм рассматривал сознание как продукт закономерного исторического развития материи, его социальной формы движения; как функцию, особое свойство не всей материи, а лишь особым образом социально-организованной материи (человеческого мозга); как субъективный образ объективного мира, который нужен человеку для адекватной практической деятельности.

Что касается современной мировой философии, то изучением сознания занимается такая ее область, как феноменология. Она возникла в Германии в начале XX в. и имела несколько вариантов (Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера, Макса Шелера, Жана-Поля Сартра, Мориса Мерло-Понти), среди которых основной считается теория Э. Гуссерля. Термин «феноменология» образован из двух понятий - феномен и логос, которые имеют греческое происхождение: «феномен» - это то, что самопроявляется, демонстрирует себя, и «логос» - учение. В границах феноменологии сознание рассматривается как специфическая область бытия, которую нельзя сводить ни к каким отношениям: ни к предметным, ни к специальным, ни к бессознательной основе самого сознания. У Э. Гуссерля речь идет о разнообразных феноменах сознания, у М. Хайдеггера - о феномене человеческого бытия, у Ж.-П. Сартра - о рефлексивном (для бытия - себя), у М. Мерло-Понти - об одухотворенном человеческом теле.

Представители феноменологии старались противостоять наивному натуралистическому взгляду на сознание и мир, который сводит сознание к предмету, объекту и устанавливает между ними лишь причинные и функциональные связи. По Э. Гуссерлю, бытие сознания принципиально отличается от предметного мира как сугубая осознанность. М. Хайдеггер говорил о различии человеческого существования и сущего. Но и сознание, и человеческое бытие существуют только в единстве с миром. Значит, имеется в виду абсолютное, поток сознания, который формирует феномены - значения предметного мира.

Проблема сознания занимает важное место и в других зарубежных философских направлениях. Среди них - герменевтика, экзистен

циализм, психоанализ, лингвистическая философия, структурализм, философия жизни и др. Они достигли значительных результатов в процессе исследования различных содержательных аспектов сознания, его внутренней логики. Сегодня исследования философов сосредоточились на соотношении «духа» и «тела», физических и психических состояний и т.п. Много внимания отводится вопросам, которые возникают на границе философии и языка, когнитивной психологии и компьютерного моделирования сознания. Актуальной остается проблема происхождения сознания.

Современный материалистический подход к этой проблеме неизменен: материя в процессе развития под влиянием определенных обстоятельств порождает разум. Рассмотрим эту точку зрения подробнее. И для начала зададимся вопросом: благодаря каким свойствам материя приходит к вершине своего развития - порождению «духа»; что это за внутренняя сила в «фундаменте» материи, которая закономерно побуждает к возникновению мышления, воли, эмоций и т.п.?

Естественные науки на этот вопрос отвечают однозначно: «Таким свойством материи является свойство отражения». Итак, отражение - та «ниточка», держась за которую можно выйти на решение проблемы сознания. Что же такое отражение? Отражение - универсальное качество материи, процесс и результат взаимодействия, при котором особенности одного объекта в иной форме воссоздаются в особенностях другого объекта. Поскольку взаимодействие присуще всем материальным объектам, то и отражение следует рассматривать как всеобщее свойство материи. Взаимодействие предметов никогда не проходит бесследно, обязательно остаются последствия. Причем необходимое условие отражения - похожесть, соответствие с отражением.

В развитии отражения как общего свойства материи можно условно выделить три больших этапа: отражение в неживой природе, отражение в живой природе и отражение на социальном уровне. Этим этапам соответствуют следующие формы отражения (схема 6.2):


Схема 6.2. Эволюция форм отражения

Физико-химическое отражение происходит по законам механики, физики, химии. Такое отражение имеет пассивный характер. След не оценивается объектом, на котором он появился. Особенность физико-химического отражения состоит в том, что оно может осуществляться только в непосредственном контакте. Следствия таких контактов содержат определенную информацию о характере взаимодействия. Годовые кольца на срезе дерева, например, могут рассказать о климатических условиях в разные годы. Поэтому важная черта любого отражения - информативность. Один объект оставляет о себе память в другом, и эта память сохраняется определенное время. Итак, отражение - общее свойство материи, которое заключается в информационном воспроизведении особенностей отражаемого предмета.

Физиологическое отражение возникает на начальной стадии развития живой природы и присуще одноклеточным структурам. Более простой формой отражения является раздражимость. Это свойство живых организмов выборочно реагировать на физико-химическое воздействие и обнаруживаться в активных реакциях на факторы, имеющие непосредственное биологическое значение для организма. Вместе с тем организм не замечает их, если действие не направлено прямо на него. На основе раздражимости возможно лишь пассивное приспособление к среде. Это означает, что простейший организм только выбирает более благоприятные условия существования среди имеющихся, но сам их не ищет и тем более не создает.

Психическое отражение возникает на более высоком этапе развития живой природы. Особое значение имеет возникновение нервных клеток, которые принимают сигналы от внешних раздражений. Постепенно происходит дифференциация функций между нервными клетками: одни специализируются на восприятии сигналов света, другие - звуковых, третьи - вкусовых и т.д. Таким образом, возникают отдельные специализированные органы ощущений и разветвленная нервная система, которая согласовывает их работу. Это знаменует появление отдельной формы отражения - чувствительности, т.е. отражения в форме ощущений, восприятий и представлений. Появление чувствительности означает переход от пассивного приспособления к активно-поисковой ориентационной деятельности, которая осуществляется в форме наследственного инстинктивного или личностноприобретенного поведения. Инстинктивное отражение характерно для всех беспозвоночных. Оно заключается в том, что в стереотипных ситуациях все представители определенного биологического вида ведут себя одинаково. На первый взгляд, их действия кажутся сознательными и целенаправленными, но на самом деле они обусловлены наследственными механизмами и теряют всякий смысл, если изменить условия.

На качественно более высокую ступень поднимается отражение позвоночных, у которых появляются головной мозг и центральная нервная система. Способ отражения окружающего мира с помощью головного мозга называется психикой. Ее сущность состоит в том, что у высокоорганизованных животных, кроме безусловных рефлексов (инстинктов), существуют также условные рефлексы, которые становятся основой более сложного личностно-приобретенного и ориентационного поведения. Условные рефлексы - временные нервные связи, возникающие в результате того, что организм на протяжении определенного времени подвергается действию одних и тех же или похожих факторов. Механизм их действия основан на открытом Иваном Павловым принципе «обратной связи», задача которого - постоянно ставить мозг в известность о том, что происходит в управляемой им системе и окружающей среде. Причем идет оповещение не только о работе того или иного органа, но и об эффекте этой работы, которая позволяет корректировать поведение. Итак, условные рефлексы выполняют роль сигнализатора, предупреждая о событиях, которые должны произойти, что является необходимым условием «опережающего отражения».

Отражение в форме сознания. Его носителем является человек, который вышел из недр животного царства. Психика животных выступала той биологической предпосылкой, на основе которой развилось человеческое сознание. Несмотря на генетическую общность психики человека и психики животных, их отражение не следует отождествлять. Сознание - высшая форма отражения. Оно имеет принципиально иной характер, чем психика животных, и проявляется:

  • во-первых, в том, что чувственное отражение наполняется более глубоким и осознанным содержанием. Возникает своеобразная надстройка над ним - абстрагирование, которое заключается в мысленном выделении отдельного предмета, отношения, свойства из совокупности предметов, отношений, свойств. Абстрагирование - способ превращения наблюдений и представлений в понятия. Оно расчленяет, разрывает, схематизирует целостную подвижную действительность. В отдельно взятой абстракции субъект отходит от действительности. Но именно это обеспечивает изучение отдельных сторон предмета в чистом виде и, таким образом, проникновение в их сущность;
  • во-вторых, сознание отражает мир не в чувственно-наглядных, а в идеальных образах. Что это за образы? Что такое идеальное? При рассмотрении категории «идеальное» нужно иметь в виду, что идеальное характеризует прежде всего гносеологическое отношение сознания к бытию, выявляя принципиальное отличие между отражением и отражаемым, образом и объектом. Это отличие состоит в том, что идеальные образы, отражая свойства реальных объектов, сами этих свойств не имеют. Идеальным образам не свойственны какие бы то ни было физические, химические и прочие признаки материальных объектов. Они не имеют ни пространственных размеров, ни геометрических форм, ни объема, ни массы и т.п. Образ розы не пахнет, а от образа огня даже папиросу не прикуришь. Идеальное - это то, что существует и не существует одновременно. Его нет как особой субстанции, которая существует наряду с материей, но оно есть как субъективная реальность. Субъективность означает, что идеальное всегда принадлежит субъекту, человеку или группе людей и не существует без своего носителя, поэтому в содержании образов и понятий сознания отражаются особенности жизненного опыта его носителя, его интересы, чувства, расположение духа, переживания и т.д. Субъективность также означает неполноту отражения, которая связана с тем, что в ощущениях дается не зеркальная копия, а более или менее приближенное воспроизведение свойств предмета.

Следует отметить, что в понимании проблемы идеального сложились два взаимосвязанных подхода. Первый условно обозначают как «деятельное толкование идеального». Он связан с именем российского философа Эвальда Ильенкова (1924-1979). Сторонники этого подхода выводят свойства идеального из неотъемлемых свойств материи. Психологизм, или информационный подход, становление которого связано с именем другого российского философа Давида Дубровского (р. 1929), рассматривает идеальное как особое свойство субъективности, духовности, относительно независимой от материального, нейронального, предметно-практического. Оба подхода имеют положительные и отрицательные моменты;

В-третьих, человеческое отражение имеет не приспособительный, а активно-преобразовательный характер. Человека не удовлетворяет то, что дано природой, и он стремится изменить эту данность так, чтобы она отвечала его потребностям. Это человек осуществляет прежде всего в своем сознании. Содержание сознания так или иначе практически реализуется. Но перед этим оно приобретает характер замысла или идеи. Идея - не только знание, но и планирование того, что должно быть. Идея - понятие, ориентированное на практическую реализацию. Человек сначала в сознании создает, конструирует новое - проекты зданий, машин, технологические процессы, а потом воплощает их в действительность с помощью труда. Потребности человека, отражаясь в сознании, приобретают характер цели, т.е. идеальной модели желаемого будущего. Реализуясь в практической деятельности, цель материализуется в предметной форме, в формах реально существующих предметов, которых раньше не существовало в природе.

Такова краткая характеристика сознания как высшей формы отражения. Она появилась вследствие эволюционного усложнения материи. В этом сложном, охватывающем миллиарды лет развитии можно выделить два качественных скачка: переход от неживого к живому и переход от живого к мыслящему. В результате второго скачка возникло сознание. Это стало возможным потому, что появились определенные биологические предпосылки и социальные условия.

К непосредственным биологическим предпосылкам возникновения сознания относятся (схема 6.3)


Схема В.З. Биологические предпосылки и социальные условия возникновения сознания

  • 1) телесная организация человекообразных существ. Здесь сыграло роль прежде всего прямохождение, развитие и высвобождение передних конечностей. Это сделало возможным для человекообразных существ совершение трудовых операций;
  • 2) первая сигнальная система высших животных (развитие звуковых и двигательных средств информации). В историческом плане сигнальная система обезьян явилась своеобразной прелюдией языкового общения;
  • 3) стадная форма жизни человекоподобных обезьян. В условиях стадного общения повышалась их жизнеспособность, усложнялись связи со средой, складывалась внутренняя иерархия особей в стаде. Стадные связи - предпосылка общинной организации людей;
  • 4) головной мозг, развитая нервная система высших животных. Эволюцию мозга у высших животных можно проследить на таких примерах. Объем мозга у дриопитека или шимпанзе был 400 см 3 ; у питекантропов (о. Ява) - 900 см 3 ; у китайских древних людей, или синантропов, - около 1050 см 3 ; у неандертальца - 1300- 1400 см 3 . Мозг современного человека имеет следующие параметры: объем - 1400- 1600 см 3 , средний вес - 1400 г, отношение веса мозга к весу тела - 1:40, сложность внутренней структуры мозга - 12-15 млрд клеток.

Перечисленные биологические предпосылки возникновения сознания человека лишь подготовили возможность формирования нового явления. Однако их было абсолютно недостаточно для превращения возможности в действительность. Решающую роль в возникновении и развитии сознания сыграли социальные условия.

Первым фактором становления сознания выступил труд (схема 6.3). Во время процесса изготовления элементарных орудий труда человек постоянно выделял общие связи и отношения в предметах труда. Например, со временем он начал осознавать, что режет не только данный острый предмет, но и острый предмет вообще, огонь дает не только трение этих кусков дерева, но трение вообще, и т.п. Трудовой процесс подталкивал будущего человека к абстрагированию, обобщению, т.е. учил отделять основные признаки предмета от самого предмета и формировать понятия. С помощью средств труда, которые одновременно являлись и средствами познания, человек постигал свойства объективного мира. Изготовляя средства труда, в которых закреплялись выявленные свойства предметов, человек учился мысленно их выделять. Логика чувственно-предметной деятельности фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. Так постепенно формировался логический образ предмета, а работа человека приобретала осознанный характер. Археологические находки свидетельствуют, что мышление человека было сопряжено с его трудовой деятельностью, а с развитием сознания становилось более опосредованным и абстрактным. Зарождаясь и развиваясь в труде, сознание и воплощалось в труде, создавая предметный мир очеловеченной природы, мир культуры.

Вторым фактором возникновения и развития сознания является языковое общение, речь (схема 6.4).

Язык возник в коллективе первобытных людей. Чтобы общими усилиями вырыть и замаскировать яму, загнать в нее зверя и убить его, охотники должны были многое сообщить друг другу. И жизнь заставила их этому научиться. Разнообразие информации, которую должны были передавать друг другу наши предки, требовала определенных знаков.

Знак должен был стать единым для определенного класса вещей и действий и общим для всех участников трудового процесса. Жесты не отвечали этим требованиям. Их можно принять и понять лишь при условии, что их видишь. В коллективном же труде участвуют, разумеется, и те, кто не видит друг друга. Вот почему возникла необходимость в звуковой системе знаков, с помощью которых осуществляется общение. Такая система знаков и есть речь. Она состоит из разных слов, условных звуковых знаков и выполняет двойную функцию: выступает и как средство общения, и как орудие мышления. Слова являются не только условными знаками разных предметов и процессов - они также фиксируют наши мысли об этих предметах. Только с помощью речи (устной, письменной или художественнообразной) человек может сформулировать и выразить свои мысли. Конечно, для того, чтобы мыслить, не обязательно говорить вслух. Глухонемые, например, не владеют звуковым языком, но это вовсе не означает, что у них отсутствуют язык и мышление. Эти люди могут выражать свои мысли с помощью жестов и письменного языка. Надо сказать, что выразительный язык жестов так или иначе используется всеми людьми, особенно для передачи эмоций и чувств, конкретизации значений слов.


Схема 6.4. Единство сознания и речи

Вместе с тем речь - не просто способ фиксации и передачи мыслей, она является необходимым условием и орудием мышления. Процесс мышления - процесс оперирования абстрактными понятиями, которые условно закодированы в соответствующих словах. Формулируя мысль, человек как бы проговаривает про себя определенные слова, отыскивая наилучшую форму ее воплощения. Невозможно завершить мысль без соответствующего словесного (вербального) оформления. Иногда, правда, может возникать иллюзия, что формирование мысли про себя предшествует ее словесному оформлению. Человеку кажется, что мысль целиком созрела, только он пока не может четко ее выразить. Однако нечеткость и невыразительность высказываний свидетельствуют о нечеткости и незрелости мысли. И наоборот, ясная и четкая по смыслу, стройная по форме мысль высказывается в доходчивых и понятных суждениях. Таким образом, процесс мышления невозможен без речи, которая выступает формой реальности мысли.

Третьим фактором возникновения сознания является общинный характер жизни людей. Сознание - продукт общества и общественного развития. Вне общества не было, нет и не будет сознания. О том, что без общинных отношений сознание невозможно, говорят более 50 случаев «воспитания» детей животными. У таких детей не оказалось никаких признаков сознания. Каким же образом социальность формировала сознание людей? В процессе трудовой деятельности люди вступают друг с другом в те или иные формы отношений, взаимного общения, которое может быть производственным или личным. Общение является одной из необходимых предпосылок формирования и развития личности, ее сознания, общества в целом. Ведь если под общением мы понимаем взаимодействие общественных субъектов (классов, групп, личностей), то между ними, бесспорно, происходит обмен информацией, опытом, способностями, навыками, умениями и т.п. Общение - одно из условий социализации личности. В общении человек не только получает рациональную информацию, формирует способы деятельности, но путем подражания и наследования усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения.

Таким образом, для возникновения сознания были необходимы определенные биологические предпосылки, которые, однако, сами непосредственно не создают его. Сознание возникает на социальной основе, является продуктом общества и общественного развития. Но прежде всего сознание - функция человеческого мозга. Каковы же физиологические основы сознания, каков механизм его функционирования?

Учение о деятельности мозга развивала плеяда выдающихся отечественных ученых, таких как Иван Сеченов, Иван Павлов , Николай Введенский, Алексей Ухтомский, Левон Орбели. В своих работах они доказали, что сознание есть функция того особо сложного кусочка материи, который называется мозгом человека. Мозг человека, по словам И. Сеченова, - «чудеснейшая машина в мире». Это тончайший нервный аппарат, высочайшая форма организованной материи в известной нам части Вселенной. Он является также центральным пунктом организма. С помощью многочисленных чувствительных и подвижных нервов (периферийная нервная система) мозг связан с системой ощущений, которая черпает информацию из внешней среды и органов, осуществляющих определенные функции организма (мышц, желез, сосудов и др.). Получив нервные импульсы, которые свидетельствуют о состоянии внешней среды и внутреннем состоянии организма, мозг регулирует сложные отношения организма с изменяющимися условиями среды.

В самом аппарате головного мозга выделяют несколько частей, или «блоков», которые отличаются друг от друга строением, связями и функциями. Общая работа всех блоков создает сложную высшую нервную деятельность. Это своеобразный психофизиологический процесс. Психическое не существует отдельно от физиологического. Физиологическое является материальным субстратом, материальным носителем психического, психическое же - результат, продукт, свойство этого физиологического. Они связаны друг с другом, составляя единый психофизический процесс, обусловливая друг друга своим существованием. Нельзя отделить мышление от мыслящей материи.

Мозг - не источник сознания. Между мыслящим мозгом и собственно мышлением имеет место отношение не причины и следствия, а органа и функции. Человеческий мозг - орган сознания, а сознание - его основная функция. Причем мыслит и осознает не мозг сам по себе, а человек с помощью мозга. Сознание отражает не структуру и содержание мозга и не физиологические процессы, которые происходят в нем, а прежде всего внешний мир. В противном случае, как метко заметил Л. Фейербах, кошки вместо того чтобы бросаться на мышей, раздирали бы когтями собственные зрачки. Таким образом, сознание человека, его психика являются продуктом физиологической деятельности мозга, его свойством, и вне этой физиологической деятельности оно не существует.

Завершая рассмотрение первого вопроса раздела, выделим главное (схема 6.5):


Схема 6.5. Понятие сознания

  • 1) сознание - свойство высокоорганизованной материи;
  • 2) сознание - высшая форма отражения действительности, идеальный образ материального мира;
  • 3) сознание - продукт общественно-исторического развития и усложнения материи;
  • 4) сознание - регулятор целенаправленной деятельности человека.

Итак, сознание - специфично человеческое отражение и духовное

освоение действительности, свойство высокоорганизованной материи - человеческого мозга, которое заключается в создании субъективных образов объективного мира, в удержании, сохранении и переработке информации, в выработке программы деятельности, направленной на решение определенных задач, в активном управлении этой деятельностью.

Сознание является общественно-историческим продуктом. Оно возникает вместе с человеческим обществом в процессе становления и развития трудовой деятельности и речи, формируясь только в условиях социальной среды, постоянного общения индивидов между собой.

1. Дух и сознание как философская проблема.

2. История представлений о сознании и основные концепции его понимания.

3. Отражение и сознание. Психика животных.

4. Структура сознания: компоненты и уровни.

1. Материя и все связанные с ней процессы, в том числе и процессы жизнедеятельности человеческого тела, являются лишь одной из сторон бытия. Развитие природы, формирование живого вещества, приводящее к появлению человека и общества, являются предпосылками возникновения другой не менее важной стороны – духа. Понятием «дух» принято объединять все нематериальные процессы, имеющие идеальную природу – сознание, общество, культуру. Проф. Л.П. Станкевич выделяет следующие основные характеристики духа:

1. Дух является формой существования, характеризуемой сотворенностью и временностью.

2. Дух неотделим от материи, но в то же время противоположен ей. Материя объективна, дух субъективен, будучи внутренним состоянием материальных объектов. Следовательно, если материя телесна, то дух бестелесен, но при этом именно дух управляет материальными объектами. Высшей формой такого управления (через материальные средства в рамках существования) является человеческая деятельность, для которой сознание представляет столь же необходимый элемент, как и наличие искусственных орудий.

3. Дух представляет собой систему. Нет духа в чистом виде как некоторой субстанции, он существует в форме отдельных образов, идей, которые формируют более высокую систему, которую иногда определяют как мировой разум, несущий в себе закономерности существования и развития мира как целого.

4. Дух и материя находятся в постоянном движении, изменяясь и совершенствуясь. Духовное развитие состоит в обогащении духовных образов, содержащихся и образуемых духом моделях мира и самого себя.

5. Высшая ступень развития духа, представленная сознанием человека и человечества, понимается как постижение мира, в котором мы живем и действуем. Такая духовная деятельность направлена на то, чтобы строить каждому человеку свою жизнь, и деятельность в соответствии с понимаем основных характеристик бытия 46 .

Проблема сознания – одна из ключевых проблем философиии науки.До настоящего времени так и не сложилось определения сознания, которое могло бы объединить различные исследовательские стратегии. Это означает, что как никогда востребованной продолжает оставаться тысячелетняя традиция философии. Если психологический подход к сознанию состоит в выяснении механизма его функционирования, выявлении в нем природных и социальных компонентов, то задача философии сводится к комплексному исследованию сознания, в единстве его исторических корней, психологического, физиологического и социального аспектов. Это подразумевает вопросы о природе сознания, его основных противоречиях, структуре, а также анализ сознания как части идеального в целом (духа). Философия стремиться выявить общие предпосылки исследования сознания : что мы знаем о собственном сознании? Среди таковых принято выделять следующие:

1. Самоочевидность сознания. При ближайшем рассмотрении оказывается, что сознание – это первое, что дано нам. Все остальное воспринимается через призму сознания, а значит, зависимо от него.

2. Сознание может быть свободно управляемо и изменяемо, т.е. человек может направлять свою мысль на любую предметность (напр., воспоминание или фантазия или реальный объект перед вами).

3. Присутствие собственного сознания служит средством освоения всех других форм существования, т.е. весь окружающий мир дан нам через посредничество сознания.

Последнее свойство сознания, по мнению В.В. Миронова и А.В. Иванова, 47 ставит ряд трудностей при его анализе:

1. «Парадокс ускользающей предметности» : поскольку сознание интенционально, т.е. всегда направлено на какой-либо предмет, оно всегда есть «сознание о чем-то». Проблема в том, что за этим «сознанием о чем-то» мы не можем оценить само наше сознание, как оно есть (как не можем в жизни полностью отдавать отчет во всех своих поступках).

2. «Парадокс логических средств осмысления сознания» : чтобы рационально что-либо понять, необходимо очертить границы исследуемого объекта, т.е. показать, чем он не является, а затем сравнить. Однако, как можно очертить границы сознания, если через него нам «даны» все предметы мира, включая его самого как ускользающую предметность?

3. Проблема объективных методов изучения сознания : какие бы методы анализа не использовались, на данный момент не представляется возможным устранить влияние особенностей внутреннего мира ученого на получение и интерпретацию данных. Это связано с эмоционально-психологическим состоянием, фактами личной биографии, базовых ценностно-интеллектуальных предпочтений, национально-культурного окружения.

4. Проблема языковых средств описания сознания : даже если определенные объективные методы исследования сознания будут найдены, то каким образом их описывать? Затруднение имеет своей причиной тот факт, что сознание континуально, неразрывно, оно представляет собой живой поток взаимопересекающихся мыслей, в то время как любой язык – явление дискретное, разорванное на отдельные понятия и слова 48 .

Философский подход к сознанию концентрирует свое внимание на основных противоречиях в существовании сознания. Оказывается, что сознание представляет собой синтез на первый взгляд совершенно несоединимых противоположностей: сознание предстает как посредник между внутренним миром человека и внешней реальностью, оно изменяется под воздействием обстоятельств и в то же время имеет достаточно устойчивые стереотипы поведения и мышления, по которым человек может действовать всю жизнь; оно состоит из осознаваемых и бессознательных компонентов, которые по-разному переплетаются в каждом человеке.

С помощью сознания возможной оказывается сама человеческая деятельность. Это связано с тем, что практически все осознанные действия человека всегда имеют определенную цель. Цели формируются, сохраняются, а также корректируются в процессе деятельности благодаря сознанию.

С точки зрения философии сознание можно определить как высшую, свойственную только человеку и связанную с речью функцию мозга, заключающуюся в способности к идеальному воспроизведению действительности реального мира, включающей в себя не только обобщение и оценку происходящих процессов, но и предварительное мыслительное построение действий, а также целенаправленное творческое изменение действительности.

2. В современной истории философии принято считать, что одним из первых проблему сознания в европейской философии поставил Платон . Это вовсе не означает его абсолютного первенства (на Востоке сознание всегда, по сути, и выступало как важнейший объект размышлений). Вместе с тем, сам термин «сознание» древние греки не употребляли. Проблема сознания изучалась ими в контексте проблем мышления и души. Так, например, философ Демокрит рассматривал душу как особое образование, состоящее из особой разновидности атомов. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. Вместе с тем, сознание не являлось пока еще самостоятельным феноменом, а душа (как носитель сознания) воспринималась как часть мирового космоса, абсолютно точно воспроизводя явления окружающего мира.

В эпоху Средневековья на изучение души, мышления и сознания наложила отпечаток религиозная направленность философии. Это позволило разделять душу и дух как различные проявления божественного в человеческом.

В эпоху Нового времени в контексте общего поворота науки от общих проблем понимания мира к конкретным вопросам естествознания и техники происходит изменения ракурса изучения сознания. Именно в это время собственно и происходит поворот от понятия души к понятию «сознание», а последнее трактуется как познавательная способность человека, как «Я» - личностное образование. Сознание понимается как 1) продукт внутреннего развития мышления у Рене Декарта и как 2) результат внешних воздействий, называемых ощущениями у Джона Локка и Томаса Гоббса . В ф илософии XIX века сознание получает принципиально новую трактовку. Так, иррационалисты Шопенгауэр и Ницше ставят сознание в зависимость от неосознанных процессов. Впоследствии это будет доказано З. Фрейдом в психологии бессознательного. К. Маркс и Ф. Энгельс анализируют влияние на сознание социальных предпосылок.

В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания .

Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческого, надличностного, в конечном счете, трансцендентального феномена (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащего в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание в этом случае есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самостоятельную и самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли, Э. Гуссерль).

Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, материя одушевлена и обладает предпосылками к мышлению (Фалес, Анаксимандр, Аристотель, Дж. Бруно, Б.Спиноза).

Вульгарный материализм - это отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет абсолютно материальный характер, так как оно результат функционирования определенных частей или образований мозга (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды (Дж. Локк, Вольтер, П.А. Гольбах).

Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального (К. Маркс, Ф. Энгельс).

3. Современные трудности с определением сознания во многом могут быть решены в контексте изучения проблем биологических предпосылок сознания. В современной психологии и физиологии высшей нервной деятельности к подобным «биологическим» предпосылкам относят:

1) сложную психическую деятельность животных, связанную с функционированием центральной нервной системы и головного мозга;

2) начало орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков, освободивший передние конечности в сочетании с прямохождением;

3) стадную форму обитания животных, а также возникновение звуковой сигнализации для передачи информации.

Эти предпосылки необходимы, но не достаточны для появления человеческого сознания. В данном параграфе нас интересует первая составляющая. Возникают вопросы: каков механизм функционирования сознания? Каким образом он появляется?

Важную роль в объяснении данного вопроса продолжает играть теория отражения, согласно которой сознание есть продукт эволюции головного мозга, который в свою очередь является одной из высших форм развития органической материи. Понимаемый как результат эволюции всего живого, человеческий мозг является генетическим продолжением более простых форм и способов связи живого с внешним, в том числе и неорганическим миром.

Таким образом, материя на всех уровнях своей организации обладает свойством отражения , которое развивается в процессе ее эволюции, становясь все более сложным и многокачественным. Способность к самоорганизации и саморазвитию материальных систем является одной из важнейших причин усложнения форм отражения. Эволюция форм отражения выступает в качестве предыстории сознания: в качестве связующего звена между неорганической материей и материей, выраженной в органической и, прежде всего, в человеческой форме.

Что же такое отражение? О тражение естьпроцесс и результат взаимодействия, при котором одни материальные тела своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел, сохраняя при этом след взаимодействия. То есть отражение в качестве результата взаимодействия объектов не прекращается после завершения этого процесса, а сохраняется в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления. Подобное отраженное многообразие структур и свойств, взаимодействующих явлений получило название информации, которую понимают как содержание процесса отражения. Совершенно справедливо говорить о различных качественных уровнях проявления отражения и о различных мерах информационной насыщенности отражения.

Подобная многомерность отражения принципиально меняет его свойства в условиях неживой и живой природы. Если в неживой природе разнообразие форм взаимодействия и отражения минимально, а порог чувствительности по отношению к указанному разнообразию остается низким, что является источником слабой способности к использованию полученной информации для самоорганизации, то в живой природе доступна уже более высокая степень интенсивности информационного содержания отражения и значительно более широкий ее объем. Интенсивность информационного обмена в живой природе оказывает мощное воздействие на расширенное самовоспроизводство свойств, а также формирование новых признаков, их кодирование и наследственную передачу. Таким образом, усложнение форм отражения выражает не только факт развития и усложнения материи, но и ускорение этого развития.

Уровнями отражения в живой природе выступают явления раздражимости, чувствительности, а также психическая форма отражения.

Раздражимость – это способность организма к простейшим реакциям на воздействие окружающей среды, проявляющаяся в форме ответных действий. Речь идет об избирательном реагировании живого на внешние воздействия. Данная форма отражения не пассивно воспринимает информацию, а активно соотносит результат реакции с потребностями организма. Раздражимость выражается лишь по отношению к жизненно важным воздействиям: питание, самосохранение, размножение.

Чувствительность – это способность отражать отдельные свойства внешней среды в форме ощущений, основанная на возникновении совокупности рецепторов существенно обогащающих информационное содержание отражения окружающего мира. Развитие ощущений еще более ускорило процесс эволюции живого.

Психическая форма отражения - это особая форма отражения, опирающаяся на нервную систему и функционирование ее особого центра – мозга, и проявляющаяся в способности анализировать сложные комплексы одновременно действующих внешних раздражителей. Данная форма призвана создавать целостный образ ситуации, индивидуальное поведение, основанное на опыте отдельной особи, на условных рефлексах, в отличие от интуитивного поведения, основанного на безусловных рефлексах.

Психическая форма отражения характеризуется не столько значительным богатством отражения явлений, сколько более активным «участием» в процессе отражения отражающего. В данном случае существенно возрастает избирательность отражения, концентрация и выбор объекта отражения или даже его отдельных свойств и признаков. При этом подобная избирательность определяется не только биофизической актуальностью для отражения тех или иных свойств и признаков, но и эмоционально-психической предпочтительностью. Следует заметить, что усложнение свойств психического отражения непосредственно связано с развитием мозга, его объема и структуры. На данном уровне развития расширяются ресурсы памяти, способность мозга запечатлевать конкретные образы вещей и присущие им связи, воспроизводить эти образы в различных формах ассоциативного мышления.

Таким образом, важнейшей предпосылкой возникновения сознания оказывается факт естественно-исторической эволюции материи и одного из важнейших ее свойств – отражения. В процессе эволюционного развития материя, все больше усложняясь в своей структурной организации, порождает такой субстрат, как мозг. Дальнейшая трансформация психики в человеческое сознание происходит вследствие различных факторов антропосоциогенеза, важнейшими из которых выступают орудийная деятельность и стадная форма обитания животных.

4. Структура сознания хорошо представлена А. В. Ивановым в виде круга, состоящего из четырех частей, каждая из которых является отдельной сферой сознания:

- сфера телесно-перцептивных способностей : к этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.

- логико-понятийные компоненты сознания : с помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина.

- эмоциональная компонента сознания : это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Сюда относятся:

1) инстинктивно-аффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы);

2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.);

3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.).

Главным регулятивом и целью «жизнедеятельности» этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал «принципом удовольствия».

- ценностно-мотивационная (или ценностно-смысловая) компонента сознания . Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами 49 .

Указанные компоненты сознания дополняются уровнями сознания , которых в современной философии и психологии принято выделять три – бессознательное, осознаваемое и сверхсознательное.

В бессознательное традиционно включают совокупность телесных ощущений и влечений, а также инстинктивно-аффективные переживания, воспоминания и комплексы, которые находятся вне поля осознания и контроля со стороны нашего «Я». При этом бессознательное может быть как индивидуальным, так и коллективным. Важный вклад в разработку последнего внес швейцарский психолог К.Г. Юнг в своей концепции архетипов коллективного бессознательного, т.е. относительно устойчивых образно-символических структур, определяющих и канализирующих протекание наших бессознательных процессов.

Сфера осознаваемого представляет собой динамичное единство некоторых телесно-перцептивных способностей, а также логико-понятийные средства осмысления действительности. Это определенный набор знаний и оценок, реализуемых в поступках, подконтрольных нашему «Я».

К феномену сверхсознательного принято относить объективные и сверхвременные процессы и акты сознания. Например, могут быть отнесены категории, обеспечивающие возможность порождения и понимания любых смыслов (пространство, время, движение, качество, количество), устойчивый каркас знания как такового (математические истины, логические правила, законы природы, всеобщие нравственные, эстетические и социальные ценности), творческие озарения. В сфере сверхсознательного проявляется свойство сознания восходить от индивидуальных форм к формам коллективным, т.е. не зависеть от предпочтений и пристрастий отдельных людей.

1. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.

2. Спиркин, А.С. Сознание и самосознание. - М.: Наука, 1972.

3. Спиркин, А.С. Философия. - М.: Гардарики, 1998.

4. Мамардашвили, М.К. Сознание как философская категория // Вопросы философии. – 1990. – № 10.

5. Философия: учебник для вузов / ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Акад. проект: Культура, 2008.

Сознание человека – это субъективное переживание внешней действительности, которое выражается в самоотчете этих событий. Более широкое определение понятия сознание это свойство психики, через которое отображаются внешние события, независимо от уровня осуществления (биологического, общественного, чувственного или рационального). В более узком значении – это функция головного мозга, свойственная только людям, которая, связанная с речью, выражается в целенаправленном и обобщенном отражений явлений действительности, предварительном построении действий в уме и прогнозировании результатов, проявляется в рациональном управлении и действий посредством .

Понятие сознание человека является предметом исследования во многих науках (психологии, философии, социологии), ученые пытаются раскрыть смысл существования и возникновения такого явления.

Сознание синоним: рассудок, осмысление, уяснение, постижение, мысль, разум, далее они будут использоваться в тексте.

Формы сознания

Существует индивидуальное и общественное сознания. Первое, индивидуальное – это сознательность каждого индивида о его индивидуальности бытия, посредством его общественного бытия. Оно является элементом общественного сознания. Следовательно, второе, понятие сознания общественного – это обобщенные индивидуальные сознания различных личностей. Такое обобщение происходит исторически, в процессе долгого времени. Поэтому оно также считается групповым.

В групповом сознании необходимо рассмотреть две особенности – это общественный контакт людей, как важный фактор и общая сила этих людей при объединении их отдельных сил.

Каждый коллектив составляет группу различных личностей, однако, не каждая группа личностей будет коллективом. Исходя из этого, проявление коллективного сознания всегда будет групповым, а групповое не всегда будет коллективным. Коллективный разум – это, во-первых, проявление общественного сознания, как общественной идеи, во-вторых, эта идея обусловливает деятельность отдельных личностей в этом коллективе.

Индивидуальная осознанность типичных личностей всегда определяет групповую осознанность. Но только типичное для определенной группы, которое подходит по частоте проявления, силе выражения в любое время, то есть такое, что опережает, направляет развитие данной группы.

Коллективное и групповое формы сознания пребывают под зависимостью общественного сознания и обусловливаются отношениями между членами группы. Таким образом, те психические явления, которые характерны процессу общения представляют различные явления в групповом сознании.

Последнее, в свою очередь, разделяется на несколько форм сознания. Самыми специфическими являются массовидные явления, они составляют общественные настроения и создают групповой психологический климат. Вызывают эти настроения в большей части межличностные отношения. Если в группе хорошие, теплые и доверчивые отношения, то соответственно и психологический климат будет благоприятный и проблемы такой группе легче решать. Но если в такой коллектив внедряется человек, рассеивающий вражду между членами группы, естественно, психологический климат будет ухудшаться, эффективность труда начнет падать. Также на массовые настроения в группе могут повлиять дидактогении – это изменения в настроении, доходящие до болезненного состояния и вызваны грубым поведением и воздействием руководителя.

Еще одна форма группового сознания – паника. Паника – это проявление , состояние , которое захватывает целую группу и под влиянием взаимного подражания усиливается еще больше.

Мода – форма группового сознания, когда люди начинают подражать друг другу, равняться на общественное мнение и опираться на извещение средств массовой информации, относительного того, в чем они должны ходить, одеваться, обуваться, какую музыку слушать.

Коллективное мышление – также форма групповой сознательности, оно закрепляет целенаправленность каждого члена в решении задания коллектива, дает возможность продумать ее и осветить с разных сторон, также способствует инициативности. Коллективное мышление добавляет критичность решениям, и это способствует развитию самокритичности в каждого члена группы, обогащает знаниями и опытом одних за счет приобретения знания у других, создает позитивный эмоциональный тонус, создает ситуации соревнования, повышая работоспособность, сокращает время для решения поставленной задачи. Решение одного задания способствует появлению новых и стимулирует, таким образом, развитие и прогрессирование группы, коллективное мышление двигает коллектив вперед.

Форма общественного сознания делится на несколько видов: религию, науку, право, нравственность, идеологию и искусство. Такие формы, как религия, право, нравственность и искусство, как социальные явления являются относительно самостоятельными и изучаются разными науками. Нравственное и эстетическое сознания имеют связь, какую можно повседневно наблюдать, например, нравственные поступки часто характеризуют как красивые, и наоборот, аморальные поступки называют отвратительными или безобразными.

Религиозное искусство через церковную живопись, музыку используется для углубления религиозных чувств и в целом религиозного сознания каждой личности и целых групп. В малых группах религиозная осознаваемость – это явление из религиозной психологии, которая включает религиозное мировоззрение отдельного человека и групп.

Философский вид сознания – теоретическое мировоззрение, познания о законах природы, человека и общества, она выделяет методы их познания. Отображает бытие в концептуальной форме, выполняет гносеологическую и мировоззренческую функции.

Научность сознания представляет собой рациональное систематизированное отображение окружающего мира через применение научных теорий, доводов и фактов, отображается в сознании людей в категориях законов и теорий. Оно позволяет человеку мыслить в категориях, применять различные принципы познания, чтобы делать новые открытия. Применение научного сознания можно увидеть во всевозможных сферах бытия людей.

Нравственность, как форма осознанности, появлялась и изменялась, также как нравственная психология группы, которая обобщает социальный полезный опыт общения в группах и в соответствующих условиях.

Нравственность сознания основывается на категории морали, она является самой древней формой общественного сознания, также оно проходит сквозь все области человеческой деятельности (профессию, быт, семью). Оно отражается в категориях, которым человек мыслит и руководится: добра, зла, совести, достоинства и другие. Мораль определяется кругозорами конкретных обществ и классов. В моральных нормах отображаются общечеловеческие, то есть независимые от общественного класса, нравственные ценности: гуманизм, честь, ответственность, сострадание, коллективизм, благодарность, великодушие.

Политичность сознания начала появляться с формированием государства, классов и сферы политики. Оно отражает взаимодействия классов и социальных групп, место и их роль в государственной власти, отношений между собой наций и государств, ориентированы экономическими мотивами. Оно интегрирует все формы общественного сознания. На него воздействуют различные сферы: религия, наука, право, но ведущим остается политическое. Также это элемент функционирования политической системы страны. В нем есть два уровня: обыденно-практический уровень и идеолого-теоретический. На обыденно-теоретическом уровне взаимосвязаны опыт и традиция, эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, оно появляется стихийно, из деятельности и жизненного опыта людей. Также оно нестабильное, потому что существует под влиянием и зависимостью от условий жизни, эмоций людей и постоянно меняющегося опыта.

Употребление обыденного сознания важно тем, что ему свойственна целостность жизнепонимания, и при творческой обработке оно есть основой теоретического сознания. Теоретическому политическому сознанию свойственна полнота и глубина отображения политической реальности, отличающаяся способностью прогнозировать и систематизировать взгляды. Оно может вырабатывать политическую программу, с опорой на экономическую и социальную сферы. Такая политическая идеология способна активно оказывать влияние на уровне общественного сознания. Над созданием идеологии трудятся только специально обученные люди, которые занимаются осмыслением закономерностей общественной жизни и занимают себя «политическим творчеством». Хорошо сформированная идеология может оказать влияние на сознательность общества в целом, поскольку это непросто система взглядов, а хорошо структурированная пропаганда, пронизывающая все слои и сферы общества, которая пользуется государственной силой и использует средства массовой информации, науку, культуру, религию.

В правовом сознании очень большая связь с политическим, поскольку в не м имеют место политические, как и экономические заинтересованности различных общественных групп. Оно воздействует на различные сферы общественной жизни, в которой выполняет такие функции: регулятивную, познавательную и оценочную.

Также правовое, имеет исторический характер, и его развитие происходит зависимо от экономических и политических обстоятельств и условий жизни, оно зарождается вместе с первыми проявлениями политической организации социума, права и деления на классы и отображает взаимоотношения людей, организаций, государственных органов, которые связаны правами и обязанностями, их гарантом является закон.

Экономическая осведомленность отображает знания и теории экономической деятельности и социальные потребности. Оно формируется под влиянием исторических условий и обусловливается необходимостью осознания экономических и социальных изменений. Также оно направлено на совершенствование экономической реальности.

Экологические аспекты сознательности человека выполняют общественные функции. Прежде всего познавательную и воспитательную функции. Оно взаимосвязано с другими формами сознания: нравственным, эстетическим и правовым. Состояние экологии требует от человека эстетического и нравственного отношения к окружающей природе, в ином случаи, человек поддается влиянию правового сознания с целью, оплатить ущерб, нанесенный природе.

Экологическая сознательность заключается в гуманном отношении к природе, осведомленностью человека себя, как часть этой природы. Критерием в этом служит духовная потребность бережного отношения и стремления к сохранению красоты природы.

Сознание и бессознательное

Состояние осведомленности – есть состоянием человека, в котором тот способен четко видит и осмысливать все, что происходит вокруг него и что происходит непосредственно с ним, способен держать под контролем свои действия и следить за развитием событий вокруг него.

Бессознательное – это неконтролируемые, неосознанные действия и особенные психические проявления. Это два различных полюса психики, но они находятся в связи и взаимодействии.

Первым в психологии начал изучать индивидуальную сознательность и бессознательное их взаимосвязь и, как они проявляются в поведении. Согласно с этим направлением, осведомленность человека – это всего лишь не более чем одна десятая психики. Большую часть составляет бессознательное, в котором хранятся инстинкты, желания, эмоции, страхи, они всегда с человеком, но только иногда проявляются и в тот момент руководят человеком.

Сознание синоним сознательности, и этот термин также будет использоваться. Итак, сознательное – это то, которое контролируется человеком, бессознательное – то, которое невозможно контролировать, только оно само способно воздействовать на человека. Озарение, сны, ассоциации, рефлексы, – проявляются без нашей воли, также интуиция, вдохновение, творчество, впечатления, вспоминания, навязчивые мысли, оговорки, описки, болезни, боли, побуждения – проявления бессознательного, иногда некоторые из них могут проявляться в совсем неподходящий момент или если человек этого совершенно не ожидает.

Таким образом, наблюдается связь бессознательного с сознательным, и на сегодняшний день никто не решается опровергнуть ее. Как сознательное, так и бессознательное переплетаются в человеке и влияют и на него и друг на друга. Бессознательная сфера может открыться человеку, чем устанавливается то, какие внутренние побуждения и силы движут человеком, его мыслями и поступками, вне сознания.

Руководствуясь этим знанием можно намного улучшить свою жизнь, научиться доверять интуиции, становиться открытым творчеству, работать над своими страхами, открываться , слушать внутренний голос, прорабатывать угнетенные желания. Для всего этого требуется запас сил и желание, но затем чтобы всецело понимать себя, развиваться, достигать целей, избавиться от комплексов, необходимо заниматься самоанализом и глубоким самопознанием.

Бессознательное избавляет разум от лишней нагрузки, защищает от перегрузки информацией. Оно помещает в себе негативные переживания, страхи, травмирующую психику информацию и благодаря этому, защищает человека от психологических перенапряжений и срывов. Без такого механизма люди не смогли бы выдерживать все давления из внешнего мира. Благодаря освобождению от негативных переживаний или устаревшей ненужной информации, человек способен полностью себя реализовывать.

Защита сознания человека проявляется в освобождении его от постоянного контроля над действиями, которые он осуществляет каждый день. Такие действия, как, например, чистка зубов, пользование приборами, езда на велосипеде, и многие другие становятся автоматическими и не требуют осмысливания действий. Также взрослый человек не замечает, как он из букв составляет слова, когда читает, не думает о том какие действия нужно совершать чтобы ходить. Точно так же действия становятся автоматическими в профессиях.

Оттого, что некоторая информация переходит в бессознательную область, освобождается гораздо больше места для усвоения новой информации, разум легче концентрируется на новых важных задачах. Но надо не забывать, что даже то, что ушло в бессознательное не пропало бесследно, оно хранится, и под влиянием какого-то стимула способно вырваться наружу, потому что, в любом случае, оно есть частью человека.

Сознательное и бессознательное психики имеют одинаковую важность для людей, и нельзя недооценивать функциональность какого-нибудь из них.

Сознание и самосознание

Понятие сознание человека применяется и в контексте самосознания. Свойства сознания в том, что оно как личностное ядро человека, вмещает в себе чувства, ощущения, мысли и эмоции. Значение самосознания в том, что оно является отношением человека к самому себе. Выходит, что оба понятия являются частями единого целого.

Если оглянутся на историю человечества, то первобытные люди имели только недоразвитое осведомление, которое развивалось поэтапно. Начиналось с того, что человек ощущал свое тело на физическом уровне, понимал ограничение его способностей. После исследования своего тела он начал исследовать внешний мир, от этого его ум обрел новую информацию, что стимулировало его развитие. Чем больше человек знакомится с разными предметами, тем больше он умеет находить их отличия и познавать новые свойства.

Сформированность самосознания, произошло еще немного позже. Сначала человеком руководили только врожденные инстинкты (размножения, самосохранения). Благодаря самосознанию человек сумел подняться над таким примитивизмом, и поспособствовало этому появление иерархичности в сообществах. Каждая группа имела вождя, которого все слушали, выполняли его указания, принимали критику и похвалы. Таким образом, люди становились выше своих инстинктов, потому что начали делать что-то не конкретно для себя одного, а для целой группы и вождя. Такое проявление самосознания в наружном мире, а не внутри сознания человека. Еще позже индивидуум начинал слушаться собственного голоса и действовать по отношению к «услышанному», это позволило ему подняться выше инстинктов, мимолетных желаний и других факторов, которые мешали личностному развитию.

В развитии современного человека формирование сознания и самосознания появляется также поэтапно. Сначала ребенок постепенно осознает себя, потом оказывается под руководством взрослых. Позже внешние руководители заменяются внутренними. Но такое развитие дошло не до всех. В неразвитых странах, есть такие люди, живущие все еще по прежнему инстинкту.

Без самосознания человек не может идти далее в своем личностном развитии, достигать целей, ладить с окружающими людьми, становиться успешным. С помощью самосознания человек видит и делает свою жизнь такой, как ему хочется. Все успешные люди владеют этим свойством. Иначе они не смогли бы стать разумными, развить интеллект.

Кстати, часто сравниваются такие категории, как сознание и . Многие люди считают, что если есть сознание, то это также говорит об интеллекте, но эти категории имеют разное значение. Интеллектуальный человек не всегда сознателен. Уровень сознательности у не очень образованных людей может быть выше. Поэтому сознание и интеллект – нетождественные понятия. Но с помощью самосознания происходит развитие интеллектуальных возможностей. Свойства самосознания и сознания – составляют жизнь современного человека, помогают ему в обретении свободы, иначе она бы осталась только в рамках желаний.

Сознание в философии

Понятие сознания в философии является сложной темой для изучения, над ней размышляли великие люди. Соотношение понятий сознание и мозг в философии еще более трудная тема, поскольку два понятия представляются, как абсолютно разные. Определением сознания является идея, а мозг – материальный субстрат. Но все же между ними определенно существует связь.

Современные философы уверены в существовании сознания и относительно источников, выделяют несколько его факторов. Первое, внешний и духовный мир, природное и духовное отражаются в сознании под видом определенных чувственно-понятийных представлений. Такая информация заключается в результате взаимодействий человека и ситуации, обеспечивающей контакт с ней.

Второе, социокультурная среда, эстетические и этические установки, правовые акты, знания, способы и средства познавательной деятельности – это позволяет человеку быть социальным существом.

Третье, это духовный внутренний мир личности, ее жизненный опыт и переживания, переосмысливая которые человек строит планы.

Четвертое, мозг является таким фактором, потому что он на клеточном уровне обеспечивает осуществление функционирование сознания.

Пятое, также фактором выступает космическое информационное поле, звеном которого есть функционирование сознания человека.

Получается, что источником сознания есть не только сами идеи (за теорией идеалистов), и не сам мозг (за материалистами), а объективная и субъективная действительность, отображающая человеком с помощью головного мозга в надличностных формах сознания.

Сознание и мозг в философии изучается с нескольких подходов. Одним из таких есть физикализм – материалистическое направление, отрицающее существование сознания в качестве самостоятельной субстанции, поскольку в первую очередь, оно порождено материей.

Солипсизм также является подходом, изучающим понятие сознания и предъявляющее крайние взгляды. Он гласит, что осознанность каждого человека существует, как единая достоверная реальность. Материальный мир есть продуктом сознания.

Описанные подходы предъявляют умеренный материализм и объективный идеализм. Относительно первого, то категория сознания в нем определяется, как уникальное проявление материи, позволяющее отображать самого себя. Второй, твердит, что в сознании имеется некая связь с материей, существование сознания определяют, как первоначальное.

В самом деле, осознанность человека относительно мозга, или как само по себе не объясняется вышеописанными подходами. Необходимо изучить другие направления. Например, существует космический взгляд, согласно ему – смысл сознания независимый от материального носителя – это дар космоса, и является неделимым.

Согласно биологической теории, возможность осознавать – это продукт живой природы и присущее абсолютно всем, даже самым простым организмам. Потому что жизнь не спонтанна, и закономерности истекают из сознания. Все живые создания имеют инстинкты врожденные и приобретенные в процессе их жизнедеятельности, накопленные вместе с опытом, они тоже способны проделывать сложные по структуре действия, а некоторым животным даже присуща своеобразная мораль.

Но есть также взгляд, относительно которого, свойство сознания считается присущим исключительно человеку. Но, даже выходя из таких разных версий, определений, философия не дает единого ответа на вопрос о источнике происхождения сознания. Разум человека находится в непрерывном движении, развитии, поскольку с ним каждый день происходят разные события, которые человек пытается осмыслить, осознать.

Сознание и язык в философии кратко можно описать, как еще один волнующий философов вопрос. Разум и язык непосредственно имеют взаимовлияние, которыми можно управлять. Когда человек работает над усовершенствованием речевых данных, он также изменяет собственные свойства сознания, развивая тем самым умение в объективном восприятии информации и принимать решения. Древние философские мыслители, такие как Гераклит, Платон, Аристотель занимались изучением взаимосвязи сознания, мышления и языка. Это даже можно проследить в греческом слове «логос», которое дословно значит, что мысль неотрывна от слова.

Сознание и язык в философии кратко можно обусловить через такое философское течение, как «философия языка», оно твердит, что способность сознания, непосредственно влияет на мировосприятие человека, в частности, его речь, из этого истекает, что также и на общение с окружающими.

В современном времени многие ученые пытаются найти все новые отношения в сознании и языку. Например, недавние исследования подтвердили, что в каждого человека в мышлении применяются визуальные картинки, которые сформировались под воздействием сознания. Таким образом, осознаваемость направляет мыслительный процесс. Близким к такому определению был мыслитель Рене Декарт, давший такое объяснение, которое навсегда закрепилось в философии и других науках, что его можно находить доминирующим.

Декарт полагал, что есть две субстанции – мыслящая и телесная, принципиально различающиеся друг от друга. Вещи и события телесной субстанции, считаются пространственными и доступными внешнему созерцанию, то сознания и события в нем не пространственные, то есть их наблюдать невозможно, но они могут осознаваться внутренним опытом носителя этого сознания.

Идеалисты не поддерживали такую мысль, а утверждали, что личность – это состояния сознания, как дух, в котором телесное и биологическое не имеет особого значения. Современники не удовлетворяются подобным взглядом, поэтому философы, обсуждающие психофизическую проблему сознания, придерживаются в большей степени вариантов материализма.

Самым последовательным вариантом материалистического направления есть теория тождества, полагающая, что мыслительные процессы, восприятия и ощущения тождественны с состоянием мозга.

Функционализм, как еще один взгляд на определение сознания, рассматривает явления и процессы, как функциональные состояния мозга, а не физические. Мозг определяется, как сложная многоуровневая система, обладающая физическими, функциональными и системными свойствами. Такой подход имеет несколько минусов, из которых основным есть то, что такое определение очень в духе картезианского дуализма.

Некоторые сторонники современной философии считают, что нужно отвернуться от представлений Декарта о личности, как «духе в машине», исходя из того, что изначально человек является разумным животным, способным к сознательному поведению, личность не можно разделить по двум мирам, поэтому есть необходимость в новом толковании понятий, связанных со способностью сознания – от простых ощущений до интеллектуальных процессов и самосознания.