Паронимы воинственный - воинствующий. Примеры предложений с паронимом - воинственный

  • 30.07.2019

Национальная политика Александра III в противовес традиционной российской веротерпимости и покровительственному отношению к малым народам определялась буквально понятым православным патриотизмом и стремлением добиться слияния всех подданных Российской империи в единую нацию. Сам глубоко религиозный император и его ближайшее окружение, опираясь на православно-славянофильские идеи, стремились укрепить самодержавие, осуществляя с 80-х гг. бюрократическими методами политику воинствующего великодержавного национализма, насильственной русификации и утверждения православия.

Эта политика особенно ярко проявилась в отношении Царства Польского и Финляндии. В Финляндии в конце 80-х - начале 90-х гг. была упразднена самостоятельность финляндского почтового ведомства, введен обязательный прием русской монеты, преобразован Сенат в целях ослабления его политического значения.

В Польше усиленно насаждался русский язык в школе. В 1885 Г. был закрыт Польский банк. Вся деятельность администрации была направлена на превращение Царства Польского в Привисленский край.

В прибалтийских губерниях в конце 80-х гг. местные судебные и административно-полицейские учреждения были заменены общеимперскими, начал активно внедряться русский язык, что объективно ослабляло позиции немецкого дворянства, снижая его влияние на местное население (латышей и эстонцев). Вместе с тем в 1883 г. небывалый размах приобрело в Прибалтике обращение населения в православие. Всего за период правления Александра III из лютеранства: в православие перешло более 37 тыс. человек.

Дискриминации подверглась национальная культура украинцев и белорусов, их языки были запрещены к употреблению. Подверглась гонениям униатская церковь.

В течение царствования Александра III в православие было обращено более 8,5 тыс. мусульман и более 50 тыс. язычников.

Политика преследований и ограничений проводилась в отношении евреев. В мае 1882 г. были изданы "Временные правила", запрещавшие евреям селиться вне городов и местечек, за исключением существующих земледельческих колоний, что должно было, с одной стороны, ослабить волну антиеврейских выступлений, прокатившуюся в 1881т т. по запааным губерниям и Польше, а с другой - ограничить.места1 проживания евреев "чертой оседлости". Еврей лишались..права приобретать имущество в сельских местностях. В 1887 г. циркуляром министра народного просвещения. Делянова была установлена процентная норма приема евреев в средние и высшие учебные заведения: 10% - в "черте оседлости", 5% - вне ее и 3% - в столицах. В 1891-1892 гг. специальными законами было ограничено проживание евреев в Москве и Московской губернии и выселено около 20 тыс. человек.

Узнать, кто такие националисты, можно, открыв любой словарь. Национализм - это политический термин, который определяет культуру и язык своего народа, как высшие ценности. А значит, националистами называют тех, кто защищает свою культуру и свой язык. Позже от этого понятия возник шовинизм. В этом случае ставится выше расовое превосходство, то есть это - расизм. К примеру, в прошлом веке считалось, что белая раса во всем превосходит черную. Что самые развитые, творчески способные и высокообразованные.

Кто такие русские националисты

Националисты России - это те люди, которые стремятся продвигать пророссийскую точку зрения, выдвигая на первое место интересы своей страны с интересами русской нации в целом. Они выступают за то, чтобы Россия в первую очередь была тем государством, которое выражало бы интересы своего народа как образующего государство. Если задуматься над вопросом, кто такие националисты в России, то можно ответить следующим образом. Это люди, которые занимаются пропагандой русского национализма и способствуют обеспечению режима, наиболее благоприятного для своих соплеменников. При этом конфликт может происходить по таким спорным темам, как белые и красные, атеисты и верующие, язычники и православные, и так далее. Борясь против русофобии, националисты могут объединяться с государственными деятелями, но последние в основном не одобряют разделения людей по этническому признаку.

Нацизм или национализм

Шестьдесят лет назад мир потрясла сокрушительная война, а сегодня последователи Гитлера претендуют на политический олимп. Они пытаются попасть в парламенты и кабинеты министров, чтобы показать всему миру, кто такие националисты. Эти деятели утверждают, что оберегают интересы народа, но так ли это, или они ничем не отличаются от нацистов? Возможно, есть вероятность того, что война, потрясшая мир 60 лет назад, снова повторится.

Политическая идеология и течение

Кто такие националисты? Это приверженцы политического течения, для которого защита нации и соблюдение ее интересов являются главнейшим принципом. И при этом не имеет значения, по какому признаку сформирован народ. Объединение осуществляется по крови, вере, географическому признаку. Национализм - это идеология, которая стойко защищает интересы нации, но при этом не превозносит ее над другими народами.

Нацизм тесно переплетается с националистическими идеями, но при этом превозносит один народ над другим. Разрешаются в этой политической идеологии и расовая дискриминация, этнические войны. Главнейшим атрибутом такой идеологии является тоталитаризм, то есть отказ от рыночной экономики, создание атмосферы единомыслия и тотальной нетерпимости, введение всеобщей воинской повинности. Таким вот простым образом можно объяснить, и националисты и чем эти понятия отличаются.

Различие между национализмом и нацизмом

Последователи национализма более терпимо относятся к представителям других рас. К тому же нужно разобраться, кто такие националисты, объединяющиеся по религиозному или территориальному признаку. Национализм не во всех случаях противоречит рыночной экономике, свободе мышления и слова. Это течение в политике способно справиться с и вписаться в правовое поле государства.

А вот отвечая на вопрос, кто такой социал-националист, можно сразу отметить полное отсутствие личной свободы народа. Это человек, который придерживается идеологии тоталитарного государства.

Отношение к другим народам

Кто такие националисты и нацисты, понятно. Для нацизма имеет значение определение этноса, так как это течение ставит на первое место биологическое происхождение человека, тогда как националисты объединяются по религиозному признаку или согласно общим взглядам. К чужим расам национализм относится более или менее терпимо, но при этом отделяет их от своей, не стремясь к слиянию. Нацисты превозносят один народ над другим, то есть имеет место расовая дискриминация.

Государственное устройство

Национализм проявляется в любых политических формах, начиная от демократии и заканчивая авторитаризмом. Нацизм не признает никакой другой формы кроме тоталитаризма, стремится к уничтожению других партий. Здоровое проявление национализма позволяет определить социальную или выделить ее на фоне остальных с учетом интересов. В данном случае осуществляется эффективное управление.

Государственный уклад нацизма более агрессивен, так как в этом течении предполагается распространение одной биологической группы, которая превосходит остальные. Этническое совершенство одной расы полностью оправдывает угнетение и даже уничтожение другой.

Украинское националистическое направление

Если рассматривать вопрос, кто такие украинские националисты, то стоит обратить внимание на новую социал-националистическую партию, созданную на базе организации «Украинский национальный союз». Основной идеологией этой партии является социальная справедливость и авторитарный государственный строй. На данный момент в Украине действует три партии националистов: «Конгресс украинских националистов», «Свобода» и УНА-УНСО. Но будущая партия не станет объединять уже имеющиеся. В программе УНС будут задекларированы три главных принципа: введение строгого законодательства касаемо иммиграции, авторитарный принцип управления государственной власти и поддержка социальной справедливости.

Правый сектор

Правым сектором называют объединяющую группу, в которую входят многие организации. Инициатива создания Правого сектора принадлежит Организации «Тризуб» имени Степана Бандеры. В дальнейшем к этому течению присоединились различные группы людей - организованные и не организованные. Эти группы по-разному объясняют, националисты. Но тем не менее они все придерживаются националистического направления, несмотря на некоторое различие взглядов. К примеру, основатель Правого сектора - организация «Тризуб» - придерживается понятий украинского национализма в интерпретации Степана Бандеры. Организация «Патриот Украины», также входящая в состав Правого сектора,исповедует социальный национализм.

Правые националисты и ЕС

Украинские националисты создали Правый сектор для того, чтобы все приверженцы этой идеологии смогли объединиться в группу. Это база для того, чтобы те, кто придерживался правой позиции, смогли совершить национальную революцию для свержения прежнего порядка, который они считают режимом внутренний оккупации. И в этом случае основная цель - национальная революция. Вопрос вступления Украины в ЕС для националистов этой страны не является главным, и Правый сектор не против подписания ассоциации, так как в большей степени деятели этого течения согласны заключать любые нормальные торгово-экономические отношения с одной страной или с группой стран.

Но с другой стороны украинские националисты не могут одобрять интеграцию в действиях, то есть поддерживать вступление Украины в ЕС. Это объясняется тем, что Евросоюз - это образование не по национальному признаку. Здесь нивелируются любые расы, входящие в А для националистов такая позиция недопустима, так как в этом случае понятие нации как таковой полностью стирается.

Радикальная форма национализма

У национализма есть множество форм и течений, которые могут даже противоречить друг другу. Но в политике движения националистов отношения с государственной властью строится только на отстаивании интересов определенной общности. Самым опасным проявлением национализма считается его радикальная форма, которая проповедует индивидуальность конкретной нации по отношению к другим, даже в том случае, если эти нации живут на территории одного государства. Радикальный национализм практически во всех странах признан социально опасным явлением, и по степени опасности его приравнивают к экстремизму. Например, в РФ пропаганда радикального национализма и разжигание розни меж нациями является уголовным преступлением.

На идеях радикальной формы национализма строится фашизм и нацизм. А активная пропаганда данных идей, как правило, приводит к ксенофобии, шовинизму и сепаратизму. Но признанной международной правовой нормой современного мира является политический национализм, который считает что принадлежность каждого человека к нации - это его личный выбор. И вполне можно, будучи гражданином данного государства, делить единую территорию с другими.


Третья форма национализма носит агрессивный, воинственный и экспансионистский характер. Во многих отношениях она напрямую противостоит либеральному национализму с его верой в равноправие и самоопределение наций. Впервые свою агрессивную сущность национализм этого типа продемонстрировал в конце XIX в., когда европейские державы во имя национальной славы и в стремлении обеспечить себе более теплое «место под солнцем» учинили колоссальную «драку за Африку». От колониальной политики предшествующего периода европейский империализм XIX в. отличался тем, что в нем впервые проявился массовый национализм общества (так называемый народный национализм), в глазах которого обретение империи становилось первостепенным вопросом национального пре-
стажа, почему каждая колониальная победа ^ к понятийному аппарату
и сопровождалась вспышками народного энтузиазма, или джингоизма (jingoism). Обе ми- Расовая теория, расизм - эти понятия ровые войны XX В. во многом были порож- часто используются как синонимы, хотя се-
дены именно экспансионистским национа- годня чаще Употребляется последнее. Тер- „ „ мин «расовая теория» применим к любой
лизмом. Когда по завершении длительной концепции, которая в выводах политичеСко-
полосы гонки вооружений и ряда междуна- г0 или социального характера исходит из родных кризисов в августе 1914 г. началась того, что человечество делится на биологи- Первая мировая война, население в главных чески отличные друг от друга расы. В осно-
столицах Европы ликовало в предвкушении ае расовых теорий лежат два положения" „ „ „ Первое заключается в том, что на основа-
завоевании и военной славы. Вторая миро- нии особых генетИческих различий между
вая война разгорелась из-за отнюдь не чуж- людьми о человечестве можно говорить как
дых национализму программ имперской экс- о совокупности рас; второе - что из этих
пансии, выношенных Японией, Италией и глубинных генетических оснований проис-
Германией. Но самым жестоким проявлени- текают те или иные ос°бенности культуры, „ , „ интеллекта и поведения людей, принадле-
ем этой формы национализма в современной жащих к разным расам. Будучи перенесена
Европе оказалось стремление боснийских сер- на политическую почву, расовая теория ста- бов возродить «Великую Сербию». новится логическим обоснованием призы
В своей наиболее радикальной форме на- вов к Расовой сегрегации (апартеиду) и док-
ционализм этою толка вдет от психолоши рев- трин 0 превосходстве ^ * деи над другими (например, идеология
ностного, подчас истеричного, националиста- арийства и антисемитизм). Что касается ра-
ческого энтузиазма, о котором иногда гово- сизма, то этот термин обычно употребляет-
рят как о «всеобъемлющем, тотальном нацио- ся в более узком значении и означает край-
нализме». Сам термин принадлежит француз- не негативное отношение - вплоть до не-
ттт.. , нависти - к людям иной расы, независимо
скому националисту Шарлю Морра (Charles от того имеет ли эта Bp^e6H0CTb отно.
шение к расовой теории или нет.
Maurra, 1868-1952), лидеру правого крыла «Аксьон Франсез» . Морра исповедьшал идею абсолютной первичности и величия нации,
близкой к формуле «нация - все, человек - ничто». Существование нации у него наделялось столь высоким смыслом, что человек в этой картине приобретал какое-то значение лишь тогда, когда всего себя отдавал на службу общенациональному делу. Особую привлекательность этот фанатичный патриотизм имел для всякого рода маргинальных слоев общества - этих всеми отвергнутых, одиноких и беспомощных людей, для которых идея национального величия оставалась, похоже, вообще последней возможностью вернуть себе хоть какое-то чувство гордости и самоуважения. Такие идеологии, нужно заметить, совершенно разрывают все и всякие связи между национализмом и демократией. «Народ» для них есть замкнутое этническое целое, внутреннее связанное почти первобытными отношениями взаимного служения, но отнюдь не политическими связями: «националь-ному единству» в этом случае противопоказаны джингоизм - психология крайнего эн- свобода мнений и открытая конкуренция за власть, тузиазма по случаю войны, военных по- здесь требуются дисциплина и добровольное под- бед и завоеваний, чинение лидеру. Морра поэтому и изображал де-

Ц; ¦ К понятийному аппарату мократию как источник слабости и коррупции
в обществе, призывая к восстановлению абсо- Колониализм есть теория и/или практика лютной монархии.
установления контроля над чужой террито- Воинственная и агрессивная форма на-
рией, тем самым превращаемой в «коло- ЦИОнализма неизменно ассоциируется с понию». Колониализм, таким образом, пред- ттт / ставляет собой особую форму империализ- нятием шовинизма. Шовинизм (своим про- ма. Основными признаками «колонизован- исхождением слово обязано Николя Шовэну ности» являются поселения, где живут вы- (Nicolas Chauvin), французскому солдату, про- ходцы из метрополии, и экономическое под- славившемуся фанатичной преданностью На- чинение этой метрополии, характерное для полеону и делу франции) являет собой со- земель Африки и Юго-Восточной Азии колониальное правление осуществлялось вы- вершенно иррациональную веру в превосход- ходцами из метрополии, отличавшимися по ство и величие своей собственной нации, этнической принадлежности от «туземного» Здесь и речи не может быть о каком бы то ни населения. Французы, например, рассмат- было равноправии наций: предполагается, что ривали колонии как часть метрополии, что и ые ая имеет сюю собствеН- предполагало наделение всех колониальных _
народов правами граждан Франции. В про- НУЮ сУДьбУ ~ °ДНИ рождены властвовать,
тивовес традиционному колониализму, нео- Другие - подчиняться. Естественно, такой на-
колониализм - это по сути дела исключи- ционализм получает свое выражение в докт-
тельно экономический Феномен, основыва- ринах этнического и расового превосходства
ющийся на экспорте капитала из более раз- „
_ „ одних народов над другими, откуда уже ру-
витои страны в менее развитую. Примером 1 ^ " J J „
может служить так называемый «империа- кой подать до откровенного расизма. Свою лизм доллара», практикуемый США в стра- собственную нацию шовинист считает един- нах Латинской Америки. ственной и неповторимой - «избранным на родом». Так, первые немецкие националисты - Фихте и Ян - истинным Volk (органическим народом) полагали только немцев, которым-де одним только и удалось сохранить чистоту крови и языка; для Морра таким народом, воплощением всех христианских и классических добродетелей, были французы.
Без чего национализм этого толка никогда не обходился, так это без образа внешнего врага. Перед лицом внешней угрозы нация объединяет свои ряды, особо остро осознает свое единство - и достигает, так сказать, «негативной интеграции». У шовинистического национализма оппозиция «мы - они» достигает своего логического предела. «Мы» здесь, собственно говоря, и рождается-то только тогда, когда уже есть «они» - те, кого нужно презирать и ненавидеть. Мир четко делится по одному принципу (как правило, расовому) - вот «свои», вот «чужие», причем «чужие» являются причиной всех и всяческих бед и невзгод, выпадающих на долю «своих». Нагляднее всего это проявилось в яром антисемитизме, ставшем основой немецкого нацизма. В своей Mein Kampf (1925) Гитлер и представил историю совер-шенно по-манихейски - как битву между арийцами и евреями, олицетворяющими силы света и тьмы, добра и зла.
Еще одним лейтмотивом экспансионистского национализма является идея на-ционального возрождения или обновления. Обычно в ход идут мифы о былом величии и славе нации. Так, итальянские фашисты во главе с Муссолини вспоминали о днях императорского Рима, немецкие нацисты, называя свой режим «третьим рейхом», вели отсчет от «первого рейха» Священной Римской империи Карла Великого и «второго рейха» Бисмарка. Обращаясь к мифологии, национализм здесь
предстает эдаким двуликим существом, которое ностальгически смотрит в прошлое и оптимистически в будущее. Важно еще вот что: как только национализм этого толка берет в свои руки знамя возрождения былого величия и славы, он немедленно приобретает милитаристский и экспансионистский характер, - война становится испытанием нации на прочность. Тотальный национализм никак не может обойтись без имперских поползновений - стремления к завоеваниям или поиска колоний, - это паннационализм (pan-nationalism), пожирающий все и вся. Нацистская Германия и в этом отношении является самым ярким примером. В работах Гитлера была намечена трехступенчатая программа экспансии: (1) создать «Великую Германию», переселив этнических немцев в Австрию, Чехословакию и Польшу - на земли, отходящие к рейху; (2) еще дальше расширить Lebensraum (жизненное пространство), перенося границы империи в глубь России; (3) утвердить всемирное господство арийцев.


Национальная политика Александра III в противовес традиционной российской веротерпимости и покровительственному отношению к малым народам определялась буквально понятым православным патриотизмом и стремлением добиться слияния всех подданных Российской империи в единую нацию. Сам глубоко религиозный император и его ближайшее окружение, опираясь на православно – славянофильские идеи, стремились укрепить самодержавие, осуществляя с 80 – х гг. бюрократическими методами политику воинствующего великодержавного национализма, насильственной русификации и утверждение православия.

Эта политика особенно ярко проявилась в отношении Царства Польского и Финляндии. В Финляндии в конце 80 – х –начале 90 –х гг.была упразднена самостоятельность финляндского почтового ведомства, введен обязательный прием русской монеты, преобразован Сенат в целях ослабления его политического значения.

В Польше усиленно насаждался русский язык в школе. В 1885 г. был закрыт Польский банк. Вся деятельность администрации была направлена на превращение Царства Польского в Привисленский край.

В прибалтийских губерниях в конце 80 –х гг. местные судебные и административно – полицейские учреждения были заменены общеимперскими, начал активно внедряться русский язык, что объективно ослабляло позицию немецкого дворянства, снижая его влияние на местное население (латышей и эстонцев). Вместе с тем в 1883 г. небывалый размах приобрело в Прибалтике обращение населения в православие. Всего за период правления Александра III из лютеранства в православие перешло более 37 тыс. человек.

Дискриминации подверглась национальная культура украинцев и белорусов, их языки были запрещены к употреблению. Подверглась гонению унианская церковь.

В течение царствования Александра III в православие было обращено более 8.5 тыс. мусульман и более 50 тыс. язычников.

Политика преследований и ограничений проводилась в отношении евреев. В мае 1882 г. были изданы « Временные правила», запрещавшие евреям селиться вне городов и местечек, за исключением существующих земледельческих колоний, что должно было, с одной стороны, ослабить волну антиеврейских выступлений, прокатившуюся в 1881 г. по западным губерниям и Польше, а с другой – ограничить места проживания евреев « чертой оседлости». Евреи лишались права приобретать имущество в сельских местностях. В 1887 г. циркуляром министра народного просвещения Делянова была установлена процентная норма приёма евреев в средние и высшие учебные заведения: 10% - в «черте оседлости», 5% - вне ее и 3% - с столицах. В 1891-1892 гг. специальными законами было ограничено проживание евреев в Москве и Московской губернии и выселено около 20 тыс. человек.

Разработка и проведение политики контрреформ. С июня 1882 г. до конца 1885 г. происходит установление нового курса и намечаются общие контуры преобразований, главной задачей которых являлось усиление роли поместного дворянства как опора самодержавия.

Император и его ближайшее окружение избрали тактику постепенной и последовательной ликвидации установлений предыдущего царствования. Первым детищем нового правительственного курса стал университетский устав 1884 г. Он фактически уничтожил автономию университетов. Ректор, деканы и профессора отныне назначались, при этом учитывались не ученые заслуги, а «религиозно – нравственное и патриотическое направление». Были резко ограничены права ученых коллегий, уничтожен университетский суд. Вся университетская жизнь ставилась под надзор попечителя учебного округа и министра. Вводилась система государственных экзаменов и оплата студентами права посещения лекций и практических занятий. Значительно возросла власть императора студентов, соединявшая в себе судебную и административную функции.

Обсуждение нового устава выявило значительные разногласия среде членов Государственного совета, большинство в котором принадлежало либеральной оппозиции. Однако Александр III утвердил мнение меньшинства.

Основная работа по созданию проектов контрреформ сосредоточилась в Министерстве внутренних дел, а главным разработчиком стал правитель канцелярии министерства, бывший предводитель дворянства А. Д. Пазухин.

К осени 1886г. был готов проект земской контрреформы. Важным шагом в ее осуществлении стало принятие 12 июля 1889 г. закона о земских участковых начальниках. При его обсуждении в Государственном совете против этого закона высказалось подавляющее большинство, но Александр III вновь поддержал меньшинство. Земские начальники назначались министром внутренних дел из числа потомственных дворян и должны были заменить институт мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд. Они утверждали и смещали должностных лиц крестьянской администрации, без суда налагали штрафы и подвергали крестьян аресту. Закон о земских начальниках увеличивал правительственную опеку над крестьянами, подчинял их административной и судебной власти дворян.

Следующим шагом было принятие 12 июня 1890 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», установившего сословный принцип выборов в земства и усиливший правительственный контроль за их деятельностью. Первая курия отныне включала только дворян, имущественный ценз для них был уменьшен, а число гласных увеличено. Для городской курии ценз был повышен. А крестьяне лишались выборного представительства: губернатор сам назначал крестьянских гласных из числа избранных крестьянами кандидатов. Постановление земств могло быть отменено губернатором, если он считал его «нецелесообразным».

Вместе с тем, встретив неприятие проекта земского положения в Государственном совете, Александр III счел преждевременным окончательную ликвидацию выборности и все сословности земских учреждений.

Вслед за земской контрреформой на повестку дня был поставлен вопрос о городском самоуправлении, «нелепость» которого, как заметил Александр III, давно осознана правительством». «Городовое положение» 11 июня 1892 г. значительно ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления, усиливало право администрации. Городской голова и члены городской управы объявлялись государственными служащими и, следовательно, попадали под контроль администрации.

Судебные преобразования. Настойчивыми, но осторожными были действия Александра III против «судебной республики» - судебных установлении 1864 г. Последовательно ограничивалась сфера компетенции судов. Продолжалось наступление на гласность судопроизводства. В дополнение к ограничению гласности по политическим процессам, введенному уже в 70 – е гг., закон 12 февраля 1887г предоставил министрам внутренних дел и юстиции право объявлять закрытыми заседания суда. В апреле 1887г. был повышен имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что ставило препятствия к демократизации их состава. По закону 7 июля 1889 г. из ведения суда присяжных изымались наиболее значительные дела. Серьезный удар по судебным уставам нанесла ликвидация мировых судов в связи с введением института земских начальников в 1889 г.

В целом принятые меры не ликвидировали основные принципы судебной реформы: несменяемость судей, гласность и суд присяжных. Задачу полного пересмотра судебных уставов 1864 г. взялся решить назначенный в 1894 г. министром юстиций Н. П. Муравьев, главный прокурор на важнейших политических процессах. Но завершению судебной контрреформы помешало изменение политической обстановки после смерти Александра III.

Политика в области цензуры в 80-х – начале 90-х гг.была направлена на искоренение инакомыслия даже в самой умеренной форме.

«Временные правила о печати» 27 августа 1882 г. предоставили право министерствам просвещения, внутренних дел и Синоду закрывать газеты и журналы «вредного направления». Издания, получившие «предостережение», должны были проходить предварительную цензуру. Большое распространение получила практика издания специальных циркуляров, которые ограничивали круг тем, разрешенных для освещения в прессе.

В 1883г. Главное управление по делам печати возглавил соратник М. Н. Каткова, Е. М. Феоктистов, под руководством которого восстановилось всесилие цензуры. В том же 1883 г. прекращается издание либеральных газет «Московский телеграф», « Голос», «Страна», в 1884 г. – «Русского курьера». Общественным событием стало закрытие в апреле 1884 г. самого демократического журнала – «Отечественные записки» под редакцией М. Е. Салтыкова-Щедрина. Всего за 1882-1893 гг. прекратило существование 15 изданий, из них 10-в первые 4 года.

Цензурным запретам подвергалась и непериодическая печать: за все время правления Александра III было запрещено 72 книги, среди них произведения Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова. Цензурные комитеты накладывали запреты на издание рукописей на украинском языке, на ввоз в Россию из-за границы ряда книг и журналов.

Значительное внимание уделялось цензурой драматическим произведениям: из почти 4 тыс. рассмотренных цензорами русских пьес за 1882-1891 гг. было запрещено к постановке более 1300.

Активно вмешивалось цензурное ведомство в работу библиотек. С 1884 г. вводиться чистка библиотечных фондов: на основании специальных списков производиться изъятие книг и журналов.

Экономическая политика Александра III была направлена на решение двух важнейших задач: ускорение хозяйственного развития страны и поддержка и укрепление позиции дворянства. В решение первой задачи глава Министерства внутреннего рынка, одновременный подъем сельского хозяйства и промышленности и упрочнение положения средних слоев населения. При этом он выступал за разработку налогового законодательства, благоприятствующего развитию промышленности и сельского хозяйства, и против государственного финансирования промышленности.

9 мая 1881 г. был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и списании недоимок по ним на предыдущие годы. А 12 декабря 1881 г. был обнародован указ о переводе всех временнообязанных крестьян на обязательный выкуп к 1 января 1883 г. В 1886 г. все государственные крестьяне были переведены на выкупные платежи.

Убытки, понесенные казной, призвано было покрыть повышением земельного налога в 1,5 раза, налога на городскую недвижимость, а также ставок акцизных сборов на табак, спирт и сахар.

Постепенная отмена подушно подати (1882-1886) сопровождалась развитием других форм налогообложения: увеличились доходы от денежных вкладов, возросли акцизы, было преобразовано торгово-промышленное налогообложение, почти вдвое повышены таможенные пошлины.

Обременительной для бюджета страны была система государственных гарантий доходов частных железных дорог. При Н. Х. Бунге вводиться контроль над железнодорожным хозяйством и начинается выкуп государством частных и финансирование строительства казенных железных дорог.

В 1883 г. возобновляется создание акционерных частных банков. В 1885г создается Дворянский земельный банк, призванный поддержать помещичье землевладение (против его создания выступал Бунге).

В январе 1887 г. Н. Х. Бунге ушел в отставку под нажимом консерваторов, обвинивших его в неспособности его преодолеть дефицит госбюджета. Сменивший его А. И. Вышнеградский (1887-1892) был известным ученым-математиком и одновременно крупным биржевым дельцом. Он сохранил общую направленность экономической и финансовой политики своего предшественника, сделал упор на накопление денежных средств и повышение курса рубля путем финансовых и биржевых операций.

Вышнеградский усилии протекционизм в таможенной политике. В целом за 1880-1890гг. повышение пошлин на импорт принесло увеличение дохода почти на 50 %. В 1891 г. был осуществлен общий пересмотр таможенного тарифа с цепью его централизации и уничтожения местных тарифов. Благодаря протекционистской таможенной политике увеличился ввоз в Россию иностранных капиталов (за 1880-1890 гг. с 98 млн. руб. до 215 млн).

Вновь были увеличены налоги (поземельный, с городских имуществ), в1887 г. введен акциз на керосин и спички, поднят размер питейного акциза.

В результате удачной биржевой операции в 1888 – 1890 гг. была проведен конверсия внешних займов России из 5% в 4%.

В конце 80-х гг. удалось, наконец, преодолеть дефицит государственного бюджета. К 1893 г. доходы казны возросли на 60 % по сравнению с 1880 г., а расходы- на 36 %. В денежном исчислении доходы превысили расходы в 1893 г. почти на 100 млн. руб.

В области внешней политики Россия при Александре III не вела больших войн (за что его назвали « Царем – Миротворцем »), но все – таки значительно расширила свои границы в Средней Азии. В европейской политике Александр вначале продолжил ориентацию деда и отца на союз с Германией и Австрией (развитие идей и принципов Союза трех императоров), а в 1893 г. заключил союз с Францией.

В области культуры и особенно образования царская политика была направлена на развитие и укрепление русской национальной самобытности. Она выразилась, в частности, в том, что по всей стране появились многочисленные постройки в псевдорусском стиле, напоминающие византийские храмы. В это время был и построены и многочисленные храмы Христа Спасителя в разных городах.

Еще один храм Христа Спасителя был построен в ознаменование спасения царской семьи от нового покушения со стороны террористической организации « Народная воля». В октябре 1888 года. Оно произошло неподалеку от станции Борки. Хоть царь и не пострадал, последствия стресса который он испытал во время крушения поезда, сказались на его поведении всю его оставшуюся жизнь.

Период правления Александра III ознаменовался также бурным развитием музыки и изобразительного искусства. В это время появились настоящие шедевры оперной классики и живописи. Среди них – оперы А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского – Корсакова, картины Васнецова, В. Сурикова. Такой рассвет искусства во многом объяснялся тем интересом, какой проявлял к нему царь. Он следил за всеми новинками, сам часто бывал в театрах, посещал открывающиеся в столице художественные выставки и отбирал картины для созданного по его инициативе музея.

Именно при Александре III началось внедрение русской культуры в сознание и быт всех народов, населявших Россию. Создавался и образ царя – народолюбца. Вспомним, например, знаменитую картину И. Репина, где Александр III изображен среди народа, а богато украшенная рама, на которой представлены многочисленные гербы, символизирует единение российских губерний и городов.

Конечно, Александр III занимался не только государственными проблемами. Он отличался большой физической силой и выглядел как настоящий богатырь – высокий и могучий. В свободное время царь любил поохотиться и устраивал для своих приближенных императорские охоты. К своей семье Александр III относился с большой нежностью и обожал двух своих сыновей Николая и Михаила.

Казалось, что богатырская сила и выносливость обещают Александру III долгие годы царствования. Тем более, что он был еще не старым человеком: ему всего – то сорок девять лет. Царь мог шутя разорвать пальцами колоду карт, завязать в узел кочергу, но в январе 1894 года он вдруг почувствовал ухудшение здоровья. Конечно, сказались последствия психологической травмы, полученной при железнодорожной катастрофе под Борками, частые переохлаждения на охоте, давние злоупотребление алкоголем. Врачи настаивали на немедленном отдыхе и лечение за границей. Но император не захотел менять свой режим и продолжал всю ту же многочасовую напряженную работу с документами, участвовал в заседаниях Государственного совета, принимал посетителей. На сон отводилось не более пяти часов.

Врачи старались сделать все возможное, чтобы восстановить здоровье императора, и, к общей радости, на короткое время действительно наступило улучшение. Однако вскоре болезнь опять взяла свое. В начале августа 1894 года император отправился в Ливадию, где 20 октября скончался.

7 ноября в Петербурге состоялись похороны Александра III. Под грохот орудийного салюта гроб опустили в могилу. Императрица Мария Федоровна бросила в нее горсть земли, а Россию ждало трагическое царствование Николая.



ВОИНСТВЕННЫЙ//ВОИНСТВУЮЩИЙ

ВОИНСТВЕННЫЙ//ВОИНСТВУЮЩИЙ
ВОИНСТВЕННЫЙ. 1. Отличающийся воинским духом, склонность ю к военным действиям, стремящийся отстаивать свои интересы, права войной. Синоним: агрессивный. Антоним: миролюбивый. 2. Связанный с войной, направленный к войне. Синоним: агрессивный. Антоним: миролюбивый. 3. перен. Проявляющий готовность к столкновению, спору, драке; боевой, задорный. Антоним: миролюбивый.Воинственн|ый: 1) ~ый народ; ~ые племена, кочевники; ~ая рать; 2) ~ые планы, намерения; ~ая политика, вылазка; 3) ~ый дух, характер, тон, крик, вид; ~ая осанка, поза; ~ый гимн. Воинственные, смелые, сильные люди когда-то жили здесь, и жизнь их была вольной, и гибли они в борьбе за волю. Скиталец. Полевой суд. Осень и зима 1775 ознаменовались самой крупной воинственной вылазкой американцев за всю войну за независимость. Н. Яковлев. Вашингтон. Ничего воинственного не было в фигуре Симона Петлюры. Выглядел он совсем не военным человеком. Н. Островский. Как закалялась сталь.
ВОИНСТВУЮЩИЙ. Ведущий активную непримиримую борьбу с кем-чем-либо. Воинствующ|ий: ~ий гуманист, философ, атеизм, материализм, идеализм, национализм; ~ее мещанство; ~ий обыватель; ~ая теория; ~ее направление чего-либо. Культура народов сложна, она не умещается в границы, которые проводят на карте воинствующие политики. И. Эренбург. Японские заметки. Героев этих произведений роднит между собой нравственная чистота, жизненная активность, воинствующий гуманизм. Сравните: воинственная партия - партия, призывающая к войне; воинствующая партия партия, борющаяся с враждебной ей идеологией, активно проповедующая свои идеи.