Политическое поведение на примере страны. Многообразие форм политического поведения

  • 26.07.2019

Развитие внутриполитической системы, дипломатических отношений между государствами увеличивает роль каждого человека, его поведения при решении политический вопросов. Узнаем, что под политическим поведением понимает наука, и какими свойствами она наделяет политическую личность.

Понятие

Политическое поведение - это система сознательных и бессознательных действий человека, являющегося субъектом политики.

Это могут быть:

  • действия отдельных людей и массовые выступления;
  • стихийные и организованные действия.

Наука выделяет различные способы политического поведения. Это может быть взаимодействие с другими людьми, государственными органами, политическими партиями. Кроме того, отношения со всеми перечисленными участниками политики могут строиться по-разному: на основе взаимопонимания и поддержки, либо соперничества, борьбы.

То, какое поведение выберет тот или иной участник, зависит от его политических интересов и личных ценностей. Мотивы разных групп населения в момент их включения в политическую жизнь могут быть совершенно разными.

Историческим примером противоборства разных политических интересов может послужить Гражданская война в России начала 20 века, когда население страны разделилось на группы по тому, как оно видело будущее страны. Часть людей выступала за построение социалистического государства, кто-то был сторонником монархии. Все они готовы были вооруженным путем отстаивать свои интересы.

Формы политического поведения

Существует большое количество различных форм политического поведения. Для того чтобы нагляднее представить все их многообразие, приведем классификацию, отражающую разные аспекты политического поведения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Особое внимание уделим двум формам политического поведения:

  • стихийное политическое поведение;

Является одним из самых опасных, так как оно часто приводит к негативным последствиям. Его признаками является: неуправляемость, различные формы агрессии, большая роль случайного лидера.

  • электоральное политическое поведение;

Это легитимная (признанная государством и обществом) форма политического поведения, смысл которого заключается в участии в выборах, референдумах, выражении своего мнения в вопросе назначения кандидатов на государственные посты. Выбор этот всегда основан на сознании человека, его взглядах. Но в некоторых странах существует проблема неучастия граждан в выборах. Причинами этого могут быть низкий уровень политической культуры людей, отсутствие веры в честность процедуры выборов и др.

Общество и государство не могут оставлять без внимания политическое поведение людей, так как от этого во многом зависит стабильность и развитие политической системы, от которых зависит безопасность людей. В частности, нормы государственного регулирования запрещают такие виды воздействия на политику, как террор, вооруженные столкновения.

Другим проявлением государственного регулирования политического поведения является стремление к организации (объединение в официальные группы - партии, чтобы люди могли легально высказывать свое мнение), распространение демократических идей, политического образования, особое внимание к качествам политических лидеров.

Что мы узнали?

Политическое поведение - это совокупность поступков человека в сфере политики. Участниками политической жизни являются все граждане демократических государств, партии и государственные органы. Все они в той или иной мере влияют на политическое развитие страны. Поведение может иметь индивидуальный или массовый, организованный или стихийный характер. Государство стремится регулировать политическое поведение людей, чтобы не допустить проявления агрессивных, экстремистских действий, обеспечить стабильное развитие.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 214.

301.73kb.

  • Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения , 442.15kb.
  • Рекомендации к изучению дисциплины и выполнению , 513.35kb.
  • Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для , 359.71kb.
  • Методические рекомендации по изучению дисциплины «Менеджмент» , 874.05kb.
  • Методические рекомендации к выполнению контрольной работы для студентов 1 курса аиси , 299.55kb.
  • Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов , 391.34kb.
  • Тема3.13. Многообразие форм политического поведения. Политическая социализация и культура. Итоговое обобщение.

    Сущность политической культуры. Гражданская политическая культура. Многообразие форм политического поведения.

    ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, ПОВЕДЕНИЕ, КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

    Политическое сознание это особый вид общественного сознания. Общественное со­знание - это духовное отражение общественного бытия людей. Само общественное бытие многообразно, поэтому и об­щественное сознание существует в различных видах и фор­мах: политическое, правовое, религиозное, художественное, нравственное, научное, философское, экономическое оозна нпе. В различных видах сознания отражаются разные грани бытия.

    Политическое сознание отражает многообразные отноше­ния партий, классов и государств в их борьбе за власть, ее ис­пользование и удержание. Поскольку в обществе существу­ют различные субъекты, включенные в политические процес­сы, в политику, постольку можно различать специфические носители политического сознания: политическое сознание индивида, социальной группы, партии, класса, этноса и об­щества в целом. Они различны по объему, но включают в себя общие элементы: политические чувства, настроения, мнения, убеждения, идеи, учения, доктрины, ориентации, интересы и т.д.

    Можно говорить о двух уровнях политического сознания: обыденно-психологическом и теоретико-идеологическом. Обы­денно-психологический уровень политического сознания включает в себя эмпирические, чувственно-эмоциональные, понятийно выраженные духовные элементы: чувства, эмо­ции, аффекты, настроения, мнения, стремления, интересы. ценностные ориентации, убеждения. Эти явления духовного мира личности и общества (т.е. общественную психологию) изучает специальная наука - социальная психология. Яркий пример - это изучение социальной психологией обществен­ного мнения, мнения различных социальных групп по тем или иным вопросам политической жизни общества. При этом ученые не требуют четкого определения понятий "реформа" или "лидер", "приватизация" или "рынок" и т.д., а просят только высказать свое мнение, дать свою оценку, выразить свое отношение к этим явлениям.

    Теоретико-идеологический уровень политического созна­ния общественного бытия людей представлен абстрактными, теоретическими, концептуальными понятиями: политичес­кая теория, доктрина, учение, концепция, программа. Понят­но, что не все люди поднимаются до такого теоретического уровня отражения политической жизни. Здесь нужны осно­вательные научные знания в области истории и теории поли­тической ни и политической мысли. Такую функцию теоретического осмысления политики и выполняют профессионалы Если политик практически реализует политические программы, доктрины, концепции, то идеолог занят их разработкой и формулированием. Политическая идеология через систему СМИ, учреждения образования ста­новится достоянием и обыденного, массового политического сознания.

    С другой стороны, политическая психология, политические чувства, интересы, настроения отражаются, обобщаются, тео­ретически осмысливаются идеологами и оформляются в соот­ветствующие учения, теории, программы, доктрины. Все эти процессы взаимодействия двух уровней политического созна­ния можно хорошо увидеть в ходе предвыборной борьбы, в из­бирательных кампаниях. Электорат (избиратели) является тем объектом, на котором проверяются и социально-психологичес­кие и идеологические механизмы манипулирования сознани­ем: убеждение и заражение, внушение и подражание. Огром­ное значение при этом имеют средства массовой информации, поскольку люди склонны больше верить газетам и телевидению, чем самой реальной жизни.

    Политическое сознание наиболее активно взаимодействует с нравственным, правовым и религиозным сознанием личнос­ти или общества.

    ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    Политическое сознание – это часть духовного мира личности или общества, политическое же поведение характеризует реальные практические поступ­ки, действия, функции человека или той или иной социальной общности. В политическом поведении проявляется политичес­кое сознание, хотя это отношение сложное. Мы привыкли гово­рить о единстве слов и дел, знаний и убеждений. Здесь можно выстроить цепочку зависимостей: "знания - убеждения - сло­ва - дела".

    Если знания и убеждения относятся к духовному миру че­ловека, к его политическому сознанию, то слова и дела, т.е. языковые и практические формы реализации сознания отно­сятся к политическому поведению. Значит, важно, чтобы по­литические знания человека превра г. члись в его политические убеждения (установки, ориентации), а его словесные завере­ния, декларации - в его политические дела, в поступки, в дей­ствия. У политически зрелого человека существует это необ­ходимое единство знаний и убеждений, слов и дел, хотя на практике мы можем видеть все многообразие сочетаний: убеж­дения расходятся со знаниями, слова с убеждениями, дела со словами.

    Поступок - центральное понятие поведения вообще и поли­тического поведения в частности. В поступке практически ре­ализуется позиция личности. Устное или письменное заявле­ние, выступление на собрании, в прессе, по телевидению - это тоже поступок, как и политическое действие (участие в стачке или в забастовке, голодовка, участие в демонстрации или вы­борах).

    Характеризуя типы политического поведения, прежде всего можно выделить людей политически активных и политически пассивных (индифферентных). Политическая апатия, безраз­личие, пассивность может быть и следствием политической без­грамотности и следствием такой политической осведомленнос­ти, которая отторгает человека от политики ("политика - гряз­ное дело").

    Политическая активность тоже имеет два основания в уста­новках, позициях личности: ее пропозиции и ее контрапозиции. В пропозициях выражаются положительные, позитивные взгля­ды и убеждения личности, ее позитивное кредо: за что я высту­паю. В контрапозициях выражаются отрицательные, негативные взгляды и установки, негативное кредо: против чего я высту­паю. У каждого человека, как правило, существует система про­позиций и система контрапозиций, т.е. диепозиционная систе­ма. В обыденной практике мы все это хорошо ощущаем:

    - "скажи мне, кто твои друзья (т.е. за что ты), и я ска­жу кто ты";

    - "скажи мне, кто твои враги (т.е. против кого ты), и я скажу, кто ты".

    Политическое поведение населения может приобретать ха­отические формы (психология толпы), приводить к созданию экстремальных ситуаций. В этих условиях решающее значе­ние имеет появление и поведение лидера. Лидер может быть как формальным (избранным, утвержденным, назначенным), так и неформальным (самовыдвиженец или выдвиженец тол­пы). Главное, что к его голосу, к его авторитету прислушива­ется масса: лидер может управлять движением людей, пресе­кать или сеять панику, звать к радикальным действиям или к успокоению.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА о культуре вообще говорилось в курсе философии. Большинство авторов склоняется к пониманию культуры как совокупности ценностей, т.е. всего того, что имеет положительное, благотворное значение для че­ловека и человечества. Культура - это все то, что приводит к развитию, возвышению, а антикультура - это все разрушающее бытие людей, все, приводящее к деградации.

    Понятие политической культуры вполне уместно здесь для объединения одноименным термином двух понятий: полити­ческое сознание и политическое поведение. Политическая культура характеризует как духовный мир личности, ее созна­ние, так и практическое поведение личности, ее деятельность, ее поступки.

    Политическая культура - это адекватное, правильное отра­жение личностью политической жизни и эффективное, адекват­ное же практическое включение в нее. Политическая культура является результатом политической социализации личности, т.е. передачи ей обществом и усвоением содержания политичес­кого образования, обучения и воспитания, о чем говорилось в теме 5. Следовательно, политическая культура личности вклю­чает в себя соответствующие политические знания, умения и политические установки, которые и реализуются в реальном политическом поведении личности.

    Формирование политической культуры личности осуществ­ляется в двух основных формах: педагогической и практичес­кой. Педагогическая система общества со всеми ее учрежде­ниями, институтами включает в себя такие учебные циклы, дисциплины и предметы, которые формируют политические знания, умения и установки: всеобщая история, история оте­чества, граждановедение, история и теория мировой и отече­ственной культуры, мир человека, социология, политология, философия, социальная экология, основы права и др. Поли­тической культурой может овладеть личность и в ходе прак­тической деятельности, связанной с общественными органи­зациями, движениями, партиями, политическими кампани­ями, митингами, демонстрациями, манифестациями и т.д. Идея "деполитизации" и "деидеологизацпи" общества, сред­ней и высшей школы, трудовых коллективов и пр. является иллюзорной, неадекватной реальному состоянию обществен­ной жизни: идут политические процессы, дискуссии, создают­ся политические партии, функционирует огромная политичес­кая система государства и т.д. И во все это объективно вклю­чен каждый человек, каждый гражданин. Все - от президента до будущего мэра или депутата, от газет, радио, телевидения до отдельных деятелей искусства ~ призывают каждого граж­данина принять участие, например, в такой политической кам­пании, кате выборы. Но чтобы грамотно действовать полити­чески, надо обладать политической культурой. Человек не мо­жет быть вне политики и вне идеологии, Другое дело - какие они: ложные или истинные, демократические пли консерва­тивные, честные или демагогические, прогрессивные или ре­акционные Во всем этом надо разбираться, чтобы не быть "винтиком", "пассивной пешкой" в руках демагогов, полити­канов, олигархов или новых фюреров

    4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

    По дисциплине предусмотрено выполнение одной домашней контрольной работы. Контрольная работа дает возможность осуществлять текущий контроль за самостоятельной работой учащихся и координировать их работу над учебным материалом в межсессионный период.

    Данная контрольная работа состоит из трех заданий по трем разделам.

    Варианты заданий определяются по приведенной ниже таблице согласно номеру книжки успеваемости учащегося. Номер книжки успеваемости указывается в работе в обязательном порядке.

    Выполненная, согласно заданиям, домашняя контрольная работа высылается учащимся в учреждение на рецензирование.

    Контрольная работа должна быть написана разборчивым почерком, в определенной последовательности, в ученической тетради согласно развернутому плану. Развернутый план пишется на первой странице.

    Для замечаний и поправок преподавателя оставляются поля в 3…4 см и не менее одной чистой страницы для рецензирования. В конце контрольной работы приводится перечень использованной литературы, дата, подпись. На обложку контрольной работы наклеивается бланк установленного образца.

    Домашняя контрольная работа, представленная после установленного графиком срока ее сдачи, принимается на рецензирование с разрешения директора колледжа.

    Доработанный вариант не зачтенной контрольной работы представляется на рецензирование вместе с прежним вариантом, при этом правильно выполненная часть задания не переписывается.

    Контрольная работа, оформленная небрежно, написанная неразборчивым почерком, а также выполненная по неправильно выбранному варианту, возвращается учащемуся без проверки с указанием причин возврата. В случае выполнения работы по неправильно выбранному варианту, учащийся должен выполнить работу согласно своему варианту задания.

    Работа, оформленная небрежно, рецензированию не подлежит и возвращается учащемуся для правильного оформления.

    ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

    1. Основные концепции антропосоциогенеза.
    2. Проблема возникновения языка, сознания и социальной жизни.
    3. Познание и творчество.
    4. Формирование философского понимания материи.
    5. Человек как предмет философского анализа.
    6. Культура как предмет философского анализа.
    7. Категория материи и ее эволюция.
    8. Традиционное и современное индустриальное общество.
    9. Постиндустриальное общество. Проблемы и перспективы развития.
    10. Духовность и проблема смысла жизни.
    11. Нравственное сознание как форма общественного сознания.
    12. Крушение техногенной цивилизации. Глобальные кризисы и опасности.
    13. Маргинализация и люмпенизация общества. Специфика стратификации переходных обществ.
    14. Социальные нормы и ценности.
    15. Девиация и девиантное поведение.
    16. Роль семьи в процессе социализации детей.
    17. Типы политического поведения. Формы политического поведения
    18. Политическая культура.
    19. Различие понятий власть и авторитет.
    20. Права человека как основа демократии. Взаимосвязь прав и обязанностей.
    21. Молодежные неправительственные организации и движения РБ.
    22. Политика как общественное движение.
    23. Государственная идеология РБ, ее функции и значение.
    24. Система органов государственной власти в РБ.
    25. СМИ и коммуникации в политическом процессе, их роль и значение.
    26. Политические конфликты и способы их разрешения.
    27. Политические партии.
    28. Понятие политической идеологии, ее сущность и функции.
    29. Понятие и типы избирательных систем.
    30. Сущность и функции политического лидерства.
    53. Определение понятия политический режим. Критерии политического режима.

    54. Государство как основной институт политической системы.

    ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по вариантам

    Вариант № 1

    1. Политические партии.
    2. Философия Нового времени (15-18 вв.).
    3. Классический период развития древнегреческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).

    Вариант № 2

    1. Политические элиты. Основные каналы формирования элит.
    2. Социальные статусы и роли.
    3. Мировоззрение как феномен духовно-практической жизни человека

    Вариант № 3

    1. Философия средневековья.
    2. Понятие социальной группы. Классификация групп.
    3. Типы политического поведения. Формы политического поведения.

    Вариант № 4

    1. Философия эпохи Возрождения.
    2. Определение понятия политический режим. Критерии политического режима.

    Вариант № 5

    1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
    2. Человек индивид, личность. Теории личности.
    3. Понятие и типы избирательных систем

    Вариант № 6

    1. Классическая немецкая философия.
    2. Социальные нормы и ценности.
    3. Избирательный процесс, функции выборов в политической системе общества.

    Вариант № 7

    1. Диалектика как философская концепция развития.
    2. Социальный конфликт. Способы разрешения конфликтов.
    3. Государство как основной институт политической системы.

    Вариант №8

    1. Многообразие видов познания, их значение.
    2. Социальная роль как динамическая, поведенческая сторона статуса. Ролевой набор.
    3. Теории происхождения государства. Государство и общество.
    1. Античная философия
    2. Понятие социального института и его элементы, виды и функции.
    3. Политическая модель Д. Истона.

    Вариант № 11

    1. Основные концепции антропосоциогенеза
    2. Социальная мобильность: понятие, типы, каналы.
    3. Типология общественных движений.

    Варианты № 11

    1. Общество как предмет философского анализа.
    2. Миграция: понятие, причины, виды, механизм осуществления. Последствия избыточной миграции.
    3. Президент как глава государства. Его конституционные права, обязанности и полномочия.

    Вариант № 12

    1. Специфика философского знания и его функции.
    2. Бедность и неравенство. Измерение неравенства: богатство, доход, заработная плата. Измерение бедности.
    3. Демократия как форма организации политической жизни.

    Вариант № 13

    1. Историческая динамика предмета философии.
    2. Признаки социальной зрелости. Критерии успешной и неуспешной социализации.
    3. Формы территориально-политического устройства.

    Вариант № 14

    1. Проблема сознания в философии и науке.
    2. Аномия. Проявление аномии в переходном обществе.
    3. Понятие легитимности власти, источники легитимности.

    Вариант № 15

    1. Философия экзистенциализма
    2. Исторические типы социальной стратификации.
    3. Процесс политической социализации, его взаимосвязь с политическим поведением

    Вариант № 16

    1. Диалектика как философская концепция развития.
    2. Процесс политической социализации, его взаимосвязь с политическим поведением
    3. Основные элементы политической системы. Субъекты политики, политические отношения и нормы.

    Вариант № 17

    1. История возникновения философии и метафизики.
    2. Социальные нормы и ценности.
    3. Правовое государство, его основные признаки.

    Вариант № 18

    1. Проблема человека в философии и науке.
    2. Понятие стратификации и ее показатели.
    3. Типология общественных движений.

    Вариант № 19

    1. Многообразие видов познания, их значение.
    2. Специфика стратификации переходных обществ.
    3. Политическая культура.

    Вариант № 20

    1. Познание и творчество.
    2. Функции социологии и ее место в системе других общественных наук.
    3. Избирательный процесс, функции выборов в политической системе общества.

    Вариант № 21

    1. Основные направления в философии (20 вв.).
    2. Социальная мобильность: понятие, типы, каналы.
    3. Происхождение и типология политических партий.

    Политический порядок современных обществ представляет собой сложную конструкцию норм и правил, обусловливающую появление многообразных форм политической активности. Человек может участвовать в выборах и референдумах, создавать партии и общественные организации, выражать свое мнение о действиях властей, участвовать в акциях протеста и т.д. Чем сложнее политические системы и насыщеннее по содержанию политические культуры, тем разнообразнее становятся формы политического поведения. Многообразие политических действий неизбежно ставит вопрос об их классификации, о выделении наиболее значимых типов. В науке существуют различные типологии политических действий, каждая из которых решает вполне конкретную исследовательскую задачу.

    Одной из наиболее распространенных является типология, разделяющая все политические действия в зависимости от их отношения к действующей политической системе, политическому порядку. Так, американский ученый Л. Милбрайт считает необходимым говорить о конвенциональном и неконвенциональном видах политического поведения. В первом случае речь идет о легальных, регулируемых законом политических действиях - участии в работе политических партий, голосовании на выборах, законных способах выражения своего мнения. Во втором - о действиях, противоречащих принятым в обществе нормам морали и закона, т.е. о несанкционированных демонстрациях и акциях протеста, стихийных бунтах, отказе от повиновения действиям властей. Неконвенциональные политические действия Милбрайт подразделяет на ненасильственные (демонстрации, митинги, пикеты) и насильственные (терроризм, бунт).

    Английский ученый А. Марш предлагает рассматривать политическое поведение в рамках трех видов:

    • 1) ортодоксальное политическое поведение, которое включает принятые в данном обществе способы взаимодействия в системе политических властных отношений (участие в выборах, активность групп интересов, проведение разрешенных властями политических акций и т.п.);
    • 2) неортодоксальное политическое поведение, выходящее за рамки нормативного порядка и представляющее собой акции прямого действия и неповиновения властям (несанкционированные политические митинги, пикеты, марши, забастовки и т.п.);
    • 3) политические преступления , связанные с применением насилия и направленные на разрушение политической системы и политического нормативного порядка (стихийные бунты, незаконные демонстрации, сопровождающиеся актами вандализма и насилия, вооруженные столкновения с властями, революции и т.п.).

    Описанные выше типологии позволяли исследователям выявлять удельный вес конвенционального и неконвепциопалыюго политического поведения в обществе, делать на этой основе заключения об уровне стабильности политической системы, анализировать особенности социальной принадлежности участников противоположных типов политического действия, раскрывая тем самым потенциальные очаги социальной и политической напряженности.

    Другим распространенным в политической науке основанием для типологии политических действий является уровень активности людей в политической сфере. В соответствии с данным основанием выделяют:

    • политиков-профессионалов, для которых политика - это работа, которой они занимаются большую часть своего времени;
    • активно участвующих в политической деятельности. Это люди, профессионально занятые в иной сфере, но значительную часть свободного времени отдающие работе в партийных и иных политических организациях, участию в различных политических акциях и мероприятиях;
    • пассивно участвующих в политической деятельности. К ним относится, как правило, большинство населения, которое время от времени участвует в голосовании на выборах, изредка принимает участие в массовых политических мероприятиях;
    • не участвующих в политической деятельности (абсентеистов), т.е. тех, кто воздерживается от участия в выборах, уклоняется от любых политических акций.

    Абсентеизм не означает полного выключения человека из политики. Оставаясь гражданином, он неизбежно вступает в определенные отношения с государством, например, может быть законопослушным гражданином, исправным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая им, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить сопричастность к какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента и т.п.

    Абсентеизм как массовое явление отсутствует в тоталитарных обществах. Здесь население практически поголовно участвует в гой или иной форме политической деятельности. В СССР, например, на выборы приходили почти 100% населения, молодежь поголовно вовлекалась в пионерские или комсомольские организации, взрослые - в профсоюзные, и все эти общественные организации побуждали людей к участию в политической жизни. Неучастие было невозможно в силу жесткого контроля со стороны партийных, государственных и общественных организаций.

    Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. В этом случае он может руководствоваться мотивами, имеющими для него большую значимость, например, посвятить свободное время общению с членами семьи, друзьями, а не участию в политических акциях. Не исключено, что в некоторых случаях индивид осознанно не идет па какие-либо политические действия в силу сложившихся убеждений, что своим поступком он все равно не может ничего изменить, или из чувства протеста, или из опасений перед возможными преследованиями со стороны властей, если он выскажет свое мнение и т.д.

    Анализ политического поведения через призму политической активности граждан позволяет исследователям сконцентрироваться на выявлении групп, различающихся по степени своего участия в политической жизни общества, изучить их социально-демографические особенности, выявить их партийные предпочтения, уточнить мотивы, побуждающие их к активным действиям, и т.д.

    Третий подход к типологии политического действия - это выделение автономного и мобилизованного участия. Автономное участие предполагает свободного гражданина, который включается в политическую деятельность добровольно, руководствуясь собственными интересами или интересами группы, к которой он принадлежит. Мобилизованное участие отличается тем, что включение индивида в политические акции осуществляется иод воздействием внешнего давления, например административного принуждения, опасений неприятностей, санкций со стороны правящей политической силы, страха перед возможным применением насилия в случае отказа от участия в политическом мероприятии.

    Данная типология позволяет обратить внимание на различия в мотивации демонстрируемой политической активности. В основе причин, подталкивающих людей к участию в политических мероприятиях, могут лежать как внутренние мотивы (автономное участие), так и внешние стимулы, чаще всего воспринимаемые индивидом как давление (мобилизованное участие). Наличие, к примеру, сильных внешних стимулов в тоталитарных обществах во многом объясняет феномен массовости политических мероприятий, организуемых властями, и почти поголовную явку людей на избирательные участки в день выборов. В демократических обществах, где внешнее давление ослабевает, вовлеченность людей в политические партии, общественно- политические организации, в том числе профсоюзы, падает.

    Четвертая типология предполагает разделение политических действий на индивидуальные и коллективные. Эта типология представлена в политической науке в двух видах. В первом случае в основу деления кладется принцип «в чьих интересах »: если в интересах одного индивида, то это - индивидуальное действие, если в интересах всех или группы, - коллективное. Именно такой подход описывает М. Олсон в книге «Логика коллективных действий» , где к коллективным действиям отнесены практически все виды участия, направленные на достижения целей определенной группы людей. Конфликт между индивидуальными и коллективными ценностями, неизбежно проявляющийся в политических действиях, составляет главную теоретико-методологическую проблему данной типологии.

    Другим основанием деления политических действий на коллективные и индивидуальные являются способ принятия решения и характер самого действия. Типичный пример индивидуального действия - участие в процедуре тайного голосования, когда принятое решение о выборе человек реализует в кабине для голосования, и никто в этот момент не может оказать на него давление. Коллективное действие - это действие, совершаемое совместно с другими людьми, например открытое голосование, участие в забастовке или митинге, коллегиальное принятие решения. Данная типология позволяет высветить особые грани коллективного поведения в политике, например в толпе, политической организации.

    Приведенные выше типологии не исчерпывают их перечень в политической науке. В каждом новом исследовании автор вновь и вновь продумывает достоинства и ограничения каждой из ранее созданных типологий и в зависимости от своей методологической позиции достраивает какую- либо одну из них или создает новую.

    • Milbrath LAV. Political Participation. Chicago: Rand McNally, 1965.
    • Marsh A. Protest and Political Consciousness. Beverley Hills ; London: Sage Publications,1977.
    • Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М. :Изд-во ФЭИ, 1995.

    В результате освоения данной темы студент должен:

    знать

    • – феномен и специфику политического поведения и участия;
    • – основные типы политического участия;
    • – теории политического участия;
    • – основные черты и тенденции электорального участия в современной России;
    • – особенности электорального поведения в России;

    уметь

    • – анализировать мотивы политического поведения и участия;
    • – отстаивать и защищать свои нрава;
    • – идентифицировать партийные предпочтения российских избирателей;

    владеть

    • – базовой методикой оценки политического поведения и участия;
    • – проблемным полем электорального поведения.

    Типы политического поведения и участия

    Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы.

    Политическое поведение является мотивированным процессом, в нем находят воплощение различные виды политической деятельности. Особенности политического поведения связаны со спецификой политической сферы, которая предполагает, что все "политические понятия, представления и слова имеют полемический смысл; они предполагают конкретную противоположность, привязаны к конкретной ситуации, последнее следствие которой есть разделение на группы “друг – враг”, и они становятся пустой и призрачной абстракцией, если эта ситуация исчезает" .

    Современная политическая мысль использует несколько подходов для объяснения феномена политического поведения. К основным направлениям относятся: экономическое, социологическое, психологическое. В ряде случаев возможны их интеграция, комплексное использование с целью получения объективного представления о "целостном человеке" – избирателе.

    Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

    Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что политическое участие представляет собой инструментальную активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия.

    К политическому участию относятся:

    • – электоральное поведение (действия по делегированию полномочий);
    • – активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях;
    • – посещение митингов;
    • – участие в демонстрациях;
    • – участие в деятельности партий и групп интересов.

    Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А. Марш (табл. 12.1).

    Таблица 12.1

    Классификация типов политического участия по А. Маршу

    Как видно из табл. 12.1, А. Марш выделяет три основных типа политического участия: ортодоксальное, неортодоксальное и политические преступления.

    К политическому участию ортодоксального типа А. Марш относит действия, обеспечивающие устойчивое функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней в законных формах. Действия, несанкционированные законом или направленные против политической системы (протестное поведение), квалифицируются как политическое участие неортодоксального типа. Политическими преступлениями А. Марш считает политическую деятельность с использованием нелегитимного насилия.

    Сходную позицию занимает У. Милбрайт (США), подразделяющий политическое участие на конвенциональное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям).

    К первому типу он относит голосование, участие в работе партий и избирательных кампаниях, участие в политической жизни общества, контакты с официальными лицами. Ко второму – участие в демонстрациях, бунты, решительные протесты против безнравственных действий власти, участие в митингах протеста, отказ повиноваться несправедливым законам и политическим решениям. Неконвенциональное участие осуществляется в ненасильственных активных формах (демонстрации, пикеты, митинги и т.п.) и насильственных формах (терроризм, бунт и т.п.).

    Политическое участие можно классифицировать по степени или уровню активности (активное – пассивное). На основании формы участия (приемлемые и неприемлемые) и степени активности (активное – пассивное) можно выделить четыре типа политического участия (табл. 12.1 и 12.2).

    Таблица 12.2

    Формы политическою участия

    Политическое участие зачастую подразделяют на следующие виды: автономное и мобилизационное. Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т.п. Как правило, мобилизационное участие направлено исключительно на поддержку политической системы и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики. Подобное участие ни в коей мере не является средством реализации групповых интересов. В определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

    Безусловно, оба типа являются идеальными в том смысле, что в любом обществе, в любой политической системе присутствуют элементы того и другого. В тоталитарных и авторитарных режимах доминирует мобилизационный тип участия. В демократических – автономный, хотя существуют элементы мобилизационного поведения индивидов, например, в избирательных кампаниях активно используется метод манипулирования сознанием с целью оказать воздействие на политическую позицию индивида. Один из крупнейших австрийских политологов, преподававший также в Колумбийском университете и Гарварде, Йозеф Шумпетер утверждает, что "существование партий и политиков свидетельствует о том, что массы избирателей не способны на какие-либо другие действия, кроме паники. Они регулируют политическую конкуренцию точно так же, как это делают профессиональные ассоциации. Психотехника управления партией, ее рекламная кампания, лозунги и марши – это все не украшения. Это и есть суть политики" . Рассмотрим более подробно некоторые типы политического участия.

    К наиболее распространенному типу относится электоральное поведение. На его направленность оказывает влияние, прежде всего, идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой и (или) партией. Психологическая близость к группе ограничивает спектр политических ориентации и альтернатив, упрощая политический выбор.

    Среди форм политического поведения и участия определенное место занимают протестные формы. Политический протест – это открытая демонстрация негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям.

    К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирования, массовые и групповые насильственные акции. Наиболее распространенной, объясняющей причины и механизмы протестного поведения, является концепция депривации. Депривация – это состояние недовольства субъекта, возникающее в результате расхождения между реальным (или оцениваемым) и ожидаемым им (субъектом) состоянием. Когда это расхождение становится значительным, а недовольство приобретает массовый характер, возникает мотивация к участию в протестных действиях. Факторами депривации могут быть экономический спад, резкий рост налогов и цен, разрушение стандартных норм и убеждений, утрата привычного социального статуса, завышенные ожидания, отрицательные результаты сравнения собственных успехов с успехами других или с некоторым "нормативным" состоянием. "Взрыв" протестных форм поведения с большей вероятностью происходит в период перехода от экономического подъема к глубокой депрессии, когда люди начинают сравнивать свое новое положение с прежним.

    Как показывает политическая практика, недовольство порождает протест прежде всего у тех, кто еще не потерял надежду "выбиться в люди", у кого повторялись и подкреплялись попытки улучшить свое положение. Таким образом, протестное поведение более распространено среди людей, чье положение относительно улучшилось, нежели среди тех, у кого оно стабильно остается плохим. Активизация различных форм политического протеста возможна и в периоды экономического подъема, когда рост ожиданий может значительно обгонять экономические возможности удовлетворения потребностей.

    Однако недовольство – важная, но не единственная причина протестного поведения людей. Росту депривации и активизации протестных действий способствуют радикальные идеологии, лозунги и символические акции, недоверие к политическому режиму, утрата веры в традиционные способы выражения требований.

    Распространенными формами политического протеста являются митинги, демонстрации, шествия, забастовки. При низкой степени институционализации подобные акции могут приводить к массовым беспорядкам, насилию, прямому столкновению с властями. Именно поэтому во многих демократических странах проведение массовых политических мероприятий регулируется специальными законами, которые предусматривают ряд необходимых мер (порядок уведомления властей о проводимых мероприятиях или получение организаторами предварительного разрешения властей на проведение митингов, демонстраций, шествий и т.п.).

    К насильственным неконвенциональным типам политического поведения и участия относится терроризм. Понятие "терроризм" не следует путать с понятием "террористическая деятельность", в содержание которого входит как террор, проводимый государством против народа или политических деятелей других государств, убийства политических конкурентов, так и собственно терроризм. Под терроризмом понимается оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы ) для запугивания правительства и населения. Характерной чертой, отличающей терроризм от уголовных преступлений, является проведение таких насильственных акций, которые способны ввергнуть общество в состояние шока, получить широкой резонанс, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

    Существуют различные виды политического терроризма.

    • – По идеологическим ориентациям выделяют правый (неофашистский, правоавторитарный) и левый (революционный, анархистский, троцкистский и т.п.) терроризм.
    • – По преследуемым террористами целям различают культуро-творческий (возбуждающий общественное сознание с помощью кровавых акций), рациональный (являющийся средством политического участия) и идеологический (воздействующий на всю политическую систему в целом и ее нормы) терроризм.
    • – По исторической направленности терроризм может подразделяться на "анархо-идеологический", стремящийся нарушить традиционную политическую систему, мир отцов, прервать историческую преемственность, и "национал-сепаратистский", стремящийся, напротив, восстановить мир предков, былое величие и единство нации, независимость и суверенитет, отвоевать утраченные территории, отомстить за нанесенные травмы и обиды.
    • – В отдельный вид выделяется религиозный терроризм.

    К методам терроризма относятся: убийства политических деятелей, похищения, угрозы и шантаж, взрывы в общественных местах, захват зданий и организаций, захват заложников, провоцирование вооруженных столкновений и т.п. Для членов террористических организаций характерно стремление оправдать свои действия высшими целями, невозможностью иначе повлиять на ситуацию. Однако мотивы включенности террористических организаций чаще всего бывают абсолютно иные.

    Было бы неправомерно объяснять политический терроризм исключительно психопатологическими чертами его агентов. Обследования задержанных террористов показывают, что лиц с психопатологическими отклонениями среди них немного. Для террористов характерны такие черты личности, как завышенные притязания, неудачи в освоении социальных ролей, обвинение других в собственных неудачах, эмоциональная неразвитость, повышенная степень агрессивности, склонность к стрессам, фанатизм, неадаптированность к реальности.

    Адаптация – это своеобразная форма приобретения личностью привычки. Приобретение привычки, подчеркивал И. П. Павлов, с физиологической точки зрения есть не что иное, как "образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию и служащих основой формирования поведенческих актов" , включая, видимо, и социальную активность человека.

    Многие террористы лишены способности самоконтроля. Формирование способности к самоконтролю требует постоянного присутствия волевого начала в поведенческих актах человека. "Самоконтроль, – считает Т. Шибутани, – это сложная форма поведения, которая связана со способностью взглянуть на себя “со стороны”, сформировать, с точки зрения других, Я-образ и приспособиться к их предвосхищаемым действиям" . Именно в способности человека к самоконтролю обнаруживается уровень его социального развития. Осуществление самоконтроля призвано держать человека в рамках общественных требований и связано с постоянным преодолением противоречий между личными желаниями, предпочтениями и социальными обязанностями, моральными нормами, общепринятыми в данном обществе. Таким образом, самоконтроль представляет собой определенное ограничение личного в пользу общественного и является главным условием совершенствования, процесс которого соотносится с ростом чувства ответственности, чувством долга и т.п. Важным аспектом саморегуляции поведения является стремление понять позицию других. Понимание помыслов и поступков людей не означает примирения с негативными их проявлениями, наоборот, создает условия для успешной борьбы с ними. Много недоразумений в жизни мы испытываем только потому, что не умеем или же не даем себе труда сознательно поставить себя на место других. Мотивационное "иоле" одного человека в различной степени входит в мотивационные системы других людей, взаимодействует с ними. Поэтому нередко регуляция мотивации личности опосредствуется особенностями мотивации другого человека. Выработка способности понять мотивацию других, встать на иную, пусть даже противоположную, точку зрения не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.

    В ситуациях неразрешимых проблем, борьбы мотивов возникает необходимость подняться над ними, что помогает индивидам повышать свою жизненную устойчивость в ситуациях неопределенности и кризисных ситуациях.

    Участие в террористических организациях – это своего рода способ компенсации низкой личностной самооценки (за счет чувства господства над другими), способ преодоления чувства одиночества, формирование ощущения сопричастности, коллективного единства. По существу, член террористической организации – это радикализированный маргинал, отвергший общепринятые нормы культуры, создающий и осваивающий нормы контркультуры, контркультуры насилия.

    Рост терроризма прямо не связан с социально-экономической ситуацией в обществе. Безусловно, кризис и спад производства влияют на распространение террористического поведения, однако "всплеск" террористических акций можно наблюдать и в экономически благополучных странах. Распространению терроризма способствует эмоциональноинтеллектуальный настрой общества. Так, романтическое восприятие терроризма как борьбы за правду, справедливость, как своего рода "политическое робингудство" служит террористам моральной поддержкой и способствует распространению чудовищных преступлений. Резкое же неприятие терроризма как исключительно асоциального явления – одно из слагаемых успеха в борьбе с ним.

    Выстрел в петербургского градоначальника Ф. Трепова, произведенный январским утром 1878 г. В. Засулич, ознаменовал зарождение в российском государстве политического терроризма.

    Однако какими бы целями ни оправдывался политический терроризм, он был и остается одним из тяжелейших политических преступлений. Поэтому проблема борьбы с терроризмом международным сообществом признается одной из приоритетных.

    Политическому участию противостоит такой тип политического поведения, как абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т.п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, т.е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей.

    К причинам, обусловливающим абсентеизм, относится доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками "своей" субкультуры, как чуждый и (или) иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интересов также может вести к утрате интереса к политике. С точки зрения некоторых политологов, способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики и, наоборот, угроза собственным интересам со стороны более могущественных групп порождает стремление обратиться к политике как средству отстаивания и защиты своих интересов.

    В настоящее время процесс социализации приобретает проблемные черты, обусловленные тем, что "свободное" воспитание приводит к тому, что человек действительно становится неуправляемым и потому нетерпимым для общества из-за своего постоянного стремления не считаться с другими. Неслучайно такой человек пребывает в непрерывных конфликтных отношениях с окружающими.

    Политическая апатия может проистекать из чувства собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим институтам, ощущения невозможности хоть как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений. Абсентеизм может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

    В современной России доля политически апатичных людей в составе населения достаточно велика. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в "чудесное" пришествие великого харизматического лидера. Абсентеизм определенной части российского общества – в значительной мере результат крушения мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран и ожиданий "экономического чуда".

    Роль абсентеизма в современном российском обществе неоднозначна. С одной стороны, именно абсентеизм является чуть ли не единственным стабилизирующим фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов. С другой – существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения.

    Именно поэтому в России актуальной остается проблема приобщения большей части населения к политике через институализированные формы участия.

    • Шмитт К. Понятие политического // Антология мировой политической мысли. Т. 2. М., 1997. С. 296.
    • Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия // Антология мировой политической мысли. М., 1997. С. 232.
    • Павлов И. П. Поли. собр. соч. М.; Л., 1951. Т. 4. С. 428-429.
    • Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 168.

    Понятие, факторы и формы политического поведения

    Тема 19: Политическое поведение

    Поведение субъекта становится политическим в тех слу­чаях, когда оно оказывает влияние на распределение поли­тической власти. Политическое поведение представляет собой совокупность действий социальных субъектов, стремящихся реализовать свои потребности посредством участия в поли­тической жизни. Понятие «политическое поведение» шире, чем понятие «политическая деятельность» и вбирает в себя соз­нательные и бессознательные, рациональные и иррациональ­ные, успешные и безуспешные формы участия в политике.

    В основе любой человеческой активности лежат потребности (нужды), которые не только порождают, но также и направ­ляют деятельность человека. Американский психолог А. Маслоу предложил различать базовые потребности и метапотребности (потребности роста).

    Базовые потребности - это потребности в пище, привя­занности, безопасности, самоуважении и т.п.

    Метапотребности (потребности роста) - это потребности в справедливости, красоте, порядке и т.п. Базовые потребности сильнее метапотребностией и организованы иерархически. Ме­тапотребности не имеют иерархии и могут легко замещаться одна другой. В то же время, подобно базовым потребностям, они являются врожденными (инстинктивными). Невозмож­ность их удовлетворения ведет к психическим заболеваниям и проявляется в таких состояниях, как отчужденность, стра­дание, апатия.

    Потребности могут быть как осознаваемыми, так и не­осознаваемыми. Осознанная потребность превращается в мо­тив - побуждение к деятельности, направленной на удовлетво­рение потребности. Мотив определяет направленность и выбор способов поведения. Как и потребности, мотивы могут форми­роваться и преобразовываться в процессе социализации.

    Силой, побуждающей субъектов политики к автономным действиям, являются интересы- притязания социальных субъ­ектов, основанные на осознании ими своих потребностей.

    В случае, когда индивид способен выстроить на основе своих потребностей, мотивов и интересов стратегию рациональных действий и стремится ее осуществлять, его поведение можно назвать деятельностью.

    Политическое поведение - это совокупность реакций социальных общностей, личностей на деятельность по­литической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

    Политическое участие- вовлеченность членов данной общности в процесс политико-властных отношений. Уча­стие в политической жизни является показателем вос­требованности человеком своих прав, средством дости­жения собственных целей. Возникает процесс взаимо­действия индивида с правительством, органами власти, другими политическими институтами.



    Участие в политике - это конкретные практические дей­ствия, включенность индивида в политическую жизнь. Причем, речь идет о целенаправленных действиях, созна­тельно совершаемых. Например, сознательно спланирован­ный поход на митинг расценивается как политическое уча­стие, а случайное появление там не относится к участию.

    Политические системы по-разному реагируют на уча­стие граждан в политике. Если граждане принимают ак­тивное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики и контроле за ее осуществле­нием, то такую систему считают основанной на участии. В демократических обществах это участие - свободное, всеобщее, действенное в решении важных вопросов. Оно обеспечено правовыми нормами, относительно равномерным распределением среди населения таких ресурсов участия, как деньги, образование, свободное время, дос­туп к средствам массовой информации. Демократическое общество допускает также такие формы несогласия и протеста, как митинги, демонстрации, шествия, забас­товки, .пикетирование, направление петиций, судебные процессы, в которых граждане оспаривают действия пра­вящих структур. Авторитарный режим часть населения пол­ностью или частично отстраняет от участия в политике. Тоталитарный режим мобилизует массы на ритуальные действия поддержки власти. Граждане вынуждены под страхом репрессий идти на митинги, демонстрации, выборы, организуемые правящей элитой. Запрещены все формы протеста и даже несогласия.Политическое участие выражается в двух основных формах:

    · прямой (непосредственной);

    · опосредованной (представительной).

    Прямое участие характерно для небольших политиче­ских общин, для местного самоуправления, референдумов, собраний, когда граждане непосредственно принимают участие в решении государственных и общественных дел. При опосредованном участии граждане выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, которые могут терять контроль над своими представителями. Тем не менее, оно является един­ственно возможным в крупных политических системах. Посредниками участия в современном обществе высту­пают политические партии, общественные организации, а его основной формой - выборы.

    Английский ученый А. Марш предложил следующую классификацию типов политического участия:

    · ортодоксальное, обеспечивающее стабильность, устойчивость политической системы;

    · неортодоксальное - несанкционированные действия, связанные с выражением требований» или направленные против политической системы (протестное поведение);

    · политические преступления - деятельность, связан­ная с использованием нелегитимного насилия (захват за­ложников, убийства, похищения, войны, революции, саботаж и др.).

    Формами политического участия являются:

    · поддержка кандидатов и партий в избирательных кам­паниях;

    · создание и участие в деятельности политических партий, общественных объединений, движений, групп интересов;

    · посещение политических акций и др.

    Политическое участие бывает:

    · прямое (непосредственное), реализуемое в ходе референ­думов, работы собраний и комитетов, где все участники могут участвовать в любой стадии принятия решения;

    · опосредованное (представительное), при котором граж­дане делегируют право выступать от их имени своим предста­вителям.

    Наиболее распространенной формой политического уча­стия является электоральное поведение - активность граждан, связанная с делегированием отдельным лицам полномочий на представительство их в выборных органах власти. На ак­тивности и характере электорального поведения сказываются общественное положение человека, уровень его образования и доходов, религиозность, место жительства и др. факторы. Важными факторами электорального поведения являются также система регистрации избирателей, число жителей стра­ны и уровень их образования, особенности партийной систе­мы. Исследователями отмечено, что в европейских странах активность избирателей более высокая, чем в США. Так, в период с 1979 по 1989 гг. среднее значение активности изби­рателей в 18 странах Европы колебалось в пределах от 94 до 72 процентов, за исключением Швейцарии, где оно состави­ло 48 процентов. Причина такой активности состоит в изби­рательных законах, дающих европейским избирателям боль­ше влияния, чем, например, в США, где положение правящих партий (республиканцев или демократов) в конгрессах штатов обычно слишком устойчиво, чтобы очередные выбо­ры могли его существенно изменить. В Европе же во многих странах используется пропорциональная избирательная сис­тема, и даже один лишний голос может обеспечить партии дополнительное место.

    С точки зрения самостоятельности субъектов можно вы­делить автономное и мобилизационное политическое участие.

    Автономное политическое участие граждан происходит по их собственной инициативе. Это свободная добровольная по­литическая-активность граждан, направленная на реализа­цию ими своих интересов или выражение их отношения к политическим событиям.

    Мобилизованное политическое участие организуется посред­ством принуждения или манипуляции. Если автономное уча­стие может носить протестный характер, то мобилизованное участие направлено исключительно на поддержку системы и служит интересам правящей элиты.

    Политический протест- это активное выражение негатив­ного отношения к политической системе в целом или к от­дельным ее структурам, нормам, ценностям. Формами поли­тического протеста являются митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, забастовки, акции гражданского неповинове­ния, групповые или массовые насильственные действия.

    Уклонение избирателей от участия в политике называется абсентеизмом(англ. abcence - отсутствие). Результатом абсен­теизма становится разрушение связи между властью элит и интересами избирателей, ведущее к ослаблению легитимно­сти всей политической системы. Причиной абсентеизма мо­жет быть как апатия, безразличие к политике, так и разоча­рование во власти, недоверие к существующим в стране ин­ститутам, поддержка протестных движений.