Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников. Иногда песня выбирается для индивидуального исполнения или для небольшой группы детей. Такая песня может звучать на праздничном утреннике. Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых

  • 10.05.2019

Цель занятия: закреплять знания о длительностях, развивать звуковысотный и ритмический слух, диапазон детского голоса, умение чисто пропевать мелодию, вырабатывать правильное певческое дыхание.

Для чего ребенку учиться пению?

Уже несколько лет в МАДОУ “Детский сад № 275” существует вокальный кружок “Соловушка”. Дети приходят ко мне заниматься по желанию, независимо от того, есть ли у них певческие возможности или нет. По опыту работы я знаю, что, постоянно посещая кружок, ребенок постепенно овладевает умением чисто интонировать мелодию, развивается и музыкальный слух.

На базе вокального кружка “Соловушка” появился одноименный ансамбль. Ансамбль выступает на районных конкурсах детского вокального творчества, на концертах народного академического хора дворца культуры им. С.М.Кирова. Также ансамбль принимал участие в открытии городской выставки “Куклы – ангелы нашей души”, выступал на заседаниях литературно-музыкального клуба “Свеча” в микрорайоне Новый Крым. Солисты ансамбля – постоянные участники детских праздников и ежегодного традиционного фестиваля исполнительского творчества детей детского сада “Апрельские звездочки”.

Кто -то может сказать скептично: “Для чего ребенку дополнительно заниматься пением? На музыкальных занятиях, на праздниках он поет… И этого достаточно. Зачем ему еще напрягаться?” Но я, как музыкальный руководитель, который проработал в детском саду не один год, могу ответить, что пение полезно для ребенка.

Всем известно , что из всех видов вокальной деятельности дети предпочитают пение, так как в этом жанре присутствует текстовый материал, который является наиболее доступным детям по содержанию. С помощью голоса многое можно выразить, о многом рассказать. В пении, как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии.

Никого не надо убеждать, что “только в деятельности (в частности в пении) совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, ощущения; приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются способности”.

Пение – это здоровье . Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Ребенок во время пения учится дышать, а точнее – удерживать и правильно распределять дыхание. Дыхание – это работа наших легких. Улучшается кровообращение, укрепляются связки. В дополнительной деятельности (кружок “Соловушка”) я применяю упражнения по методике шумовой дыхательной гимнастики педагога по вокалу А.С. Стрельниковой и ее дочери А.Н. Стрельниковой, такие как “Ладошки”, “Погончики”, “Ушки”, “Малый маятник”. При выполнении дыхательной гиманстики обязательны следующие правила:

– думать только о вдохе носом;
– выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно через рот;
– вдох – предельно активный, выдох абсолютно пассивный;
– вдохи делать одновременно с движениями.

Ритмичные, выполняемые по правилам гимнастики вдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы и психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет, жизненный тонус. Данная гимнастика полезна людям любого возраста, особенно детям. С помощью этой гимнастики можно добиться успеха при лечении заикания у детей. В работе над правильным дыханием я использую не только готовые упражнения, но и придуманные мной и ребятами, например: “Волшебная буковка Ш ” – упражнение на короткое дыхание (кошка сердится и замахивается лапкой – берется дыхание через нос коротко и быстро выдыхается с буквой Ш ). Кроме данного упражнения ряд других также на короткое дыхание: “надувание шарика”, “сильный порыв ветра”. Разработаны упражнения и на долгое, экономное дыхание: “змея ползет и шипит”; “сердитые гуси”, “воздушный шарик с дырочкой”, “легкий ветерок”. Все эти дыхательные упражнения сопровождаются несложными движениями. Есть и другие интересные упражнения, такие как “лошадка здоровается”, “веселый моторчик”, “поездка в машине” и т.д.

Когда ребенок поет, решаются и логопедические проблемы . Если ребенку в разговорной речи сложнее поставить тот или иной согласный звук, то в пении он сможет и не заметить, как с легкостью он этот звук пропел. В дополнительной деятельности я включаю в свою работу различные распевания, которые с помощью игры влияют на постановку звука.

Распевки или маленькие песенки разогревают детский певческий аппарат, на них легче формировать вокальные навыки и интонационный звуковысотный слух . Также они создают доброжелательную и благоприятную атмосферу для работы, поднимают у детей настроение. Детям очень нравятся рапевания: “Веселые горошинки”; “Снежный ком”, “Шла веселая собака”, “Пусть попляшет язычок”, “Кастрюля – хитруля”, “Веселые медвежата” (музыка композитора Е. Попляновой); “Семейство огурцов”, “Кузнечик”, “Кошачий вагон” (музыка Т.Тютюнниковой); “Дождик” (музыка Т.Боровик).

Развиваются музыкальные способности ребенка: слух, ритм, память, эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка. Пение – самый доступный вид деятельности : в любое время ребенок может исполнить свою любимую песню по желанию. Постоянно занимаясь исполнительской деятельностью, понемногу увеличивается диапазон детского голоса.

Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности. Ребенок учится взаимодействовать со сверстниками в ансамбле.

Развиваются творческие способности . Ребенок учится творить, фантазировать, танцевать во время своего пения, свободно чувствовать себя не только среди сверстников, но и на выступлениях во всевозможных праздниках, на концертах для родителей, на сцене во время конкурса. Ребенок становится увереннее, смелее, воспитываются его волевые качества. И, конечно, самое главное, ребенок чувствует себя АРТИСТОМ!

Вот те несколько главных “ЗА”, которые ребенок развивает, приобретает и воспитывает в себе во время индивидуальной певческой деятельности.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОКАЛУ
в средней группе
“Капельки дождя”.

Цели занятия: способствовать закреплению знаний о длительностях, развитию звуковысотного и ритмического слуха, диапазона детского голоса, умения чисто пропевать мелодию, вырабатывать правильное певческое дыхание.

Оборудование и материалы:

– декорации “радуги” и “поляны с цветами”,
– фланелеграфы большой и индивидуальные;
– приготовленные заранее пособия на филькро (тучка, капельки большие и маленькие), – --– деревянные палочки, металлофоны, веревка, прутик,
– фонограммы.

Задачи занятия:

– научить воспринимать вокальные произведения разного характера;
– способствовать развитию индивидуальных творческих способностей;
– способствовать формированию эмоциональной отзывчивости;
– способствовать созданию атмосферы радости, значимости, увлеченности, успешности каждого участника кружка.

Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Хотите? (Ответ детей). А чтобы нам было интересно путешествовать, позовем с нами в путь веселый, озорной ветерок.

Жил-был на свете веселый, озорной ветерок. И хоть он был еще совсем маленький, ему очень хотелось везде побывать и все увидеть. Закружился он над полянкой, стал подниматься выше и вдруг увидел солнышко – яркое, румяное, ласковое. “Ах! – вздохнул Ветерок, – ах, ах – какое красивое солнышко! – и потянулся к нему изо всех сил. (Дети выполняют соответствующие движения). “Ох, как хочется достать до солнышка, – ох, ох, ох!” Но солнышко было далеко, Ветерок устал, оглянулся и тут заметил много-много маленьких солнышек, только росли они не в небе, а прямо на полянке. (Детям) Вы догадались, кто они? Правильно, это были белые пушистые одуванчики. Ветерок обрадовался, что они так близко, и давай с ними играть, “Фуууу! – дул Ветерок” – и одуванчики разлетались веселыми пушинками. (Детям) Давайте поможем Ветерку, подуем на одуванчики: “Фуууу, фуууу, фуууу!”

Тут на полянку выбежала Лошадка. “Иго-го-го! – поздоровалась Лошадка с Ветерком”. Она тоже захотела поиграть с Ветерком. Побежала она за ним. Звонко стучали ее копыта. Вот так! (Муз. руководитель цокает язычком и предлагает детям тоже поцокать) . Давайте поиграем! А игра называется “Лошадки”.

Муз. руководитель читает стихотворение:

У нашей лошадки
Обновы –
На каждом копыте
Подковы.
Лошадка бежит
Иль шагом идет,
На каждом копыте
Подкова поет.
А песенку эту
Кузнец напевал
Когда для лошадки
Подковы ковал.

В. Степанов

ИГРА “ЛОШАДКИ” муз. Л. Банниковой

Дети скачут по залу, по окончании музыки убегают в “конюшню” (за веревку,
натянутую между двумя стульями), “конюх” загоняет “лошадок” прутиком и
закрывает “конюшню”.

После игры муз. руководитель продолжает:

Лошадке стало жарко от быстрого бега, и она остановилась и стала вздыхать: тпрууу, тпрууу. Но тут Ветерок помог Лошадке – направил он свои прохладные струйки прямо на Лошадку (Фуууу), и та повеселела. Лошадка попрощалась с Ветерком и поскакала дальше.

А пока Ветерок дул на Лошадку да тянулся к солнышку, он подрос и стал сильнее. Ветерок так веселился, так с увлечением играл и дул изо всех сил, что прилетела дождевая тучка. В этой дождевой тучке жили капельки: маленькие и большие. Капельки очень любили петь песенки.

Большая капелька пела вот так. Муз. руководитель выкладывает на фланелеграфе “большую” капельку и проигрывает на фортепьяно песенку капельки на ноте “ми” первой октавы. Давайте, ребята, с вами вместе споем. Дети поют протяжно: “кап-кап”. А маленькая капелька пела вот так. Выкладывает на фланелеграфе “маленькую” капельку и пропевает песенку на ноте “ля” первой октавы . А теперь вместе споем песенку маленькой капельки. Дети поют вместе с муз. руководителем. А теперь споем песенки вместе: большая, маленькая капельки, большая, маленькая. Дети поют поочередно песенки обеих капелек. Ребята, получилась песенка дождика. Смотрите, у меня приготовлены металлофоны. Давайте сыграем песенку дождика на металлофоне. Дети берут металлофоны и проигрывают песенку дождика на инструментах. Можно вызвать одного ребенка проиграть песенку на фортепьяно.

А вы хотите выложить свои песенки? Дети выкладывают свои песенки на индивидуальных карточках-фланелеграфах. Песенки (по желанию) исполняются муз. руководителем и детьми. Какие чудесные песенки у нас получились!

А мы с вами знаем песенку про дождик? (Ответ детей ). Молодцы! Эта песенка так и называется “Дождик”! Давайте ее споем.

Дети исполняют песню “Дождик” композитора Ольги Юдахиной.

Муз. руководитель. Ребята, слышите? Это дождик капает. Давайте закроем глаза и тихонечко послушаем.

Звучит музыка “Дождь начинается” Т. Гомез из альбома “Звуки природы для малышей”.

Муз. руководитель. Ребята, а теперь мы с вами побежим и спрячемся в автобусе, чтобы дождик нас не замочил. Продолжим наше путешествие в автобусе. Дети выбегают на середину зала. Там заранее приготовлены стульчики, стоящие друг за другом, как в автобусе. Дети на них усаживаются.

Проводится игра “Вот мы в автобусе сидим” (автор Е. Железнова).

Муз. руководитель. Посмотрите, дети. (Обращает внимание на коробку с деревянными палочками). Что это лежит на сиденье автобуса? Какая интересная коробка. (Заглядывает в коробку). А в ней палочки.

Пока дождь пережидаем,
Мы с вами с палочками поиграем!

Муз. руководитель раздает палочки детям.

ИГРА “ВЕСЕЛЫЕ ПАЛОЧКИ”

стихотворение производимые детьми действия
Вы скачите, палочки,
Как солнечные зайчики.
Прыг-прыг.
Скок-скок.
Прискакали
На лужок.
Правой ножкой
Топ-топ.
Левой ножкой
Топ-топ.
На головку сели

Песенку запели

С. Каратаева

Стучать по коленям двумя палочками одновременно,
отмечая каждую четверть.
Стучать палочкой
о палочку.
Стучать двумя палочками по очереди,
отмечая каждую восьмую.
Стучать по коленке палочкой
в правой руке
Стучать другой палочкой
на каждую четверть
Сделать “рожки” (поставить палочки
на голову и пошевелить ими).
Стучать палочкой о палочку на каждую четверть.

Муз. руководитель. Наконец-то дождик закончился! А посмотрите, ребята, какая после дождя радуга на небе появилась! Разноцветная! (Обращает внимание детей на радугу) . И какие красивые цветы распустились. А какую песенку мы с вами можем исполнить, где поется и про радугу и про цветы, и про дождик. (Ответ детей ). Правильно! Какие вы все молодцы! Песенку “Кто построил радугу?”.

Муз. руководитель раздает детям микрофоны.
Песня “Кто построил радугу?” композитора М. Парцхаладзе.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

“Легкий ветерок” – вдох через нос. Выдох долгий, медленный, экономный через рот с произнесением слога “фуууу ”. Руки подняты над головой. Одновременно с выдохом дети делают плавные покачивания руками – ветер качает ветки деревьев.

“Лошадка здоровается” – вдох через нос, голова делает небольшой наклон назад. Выдох через рот, но через сомкнутые свободно губы, с произнесением звука “тпруууу ”. Одновременно с выдохом голова медленно делает наклон вперед – лошадка здоровается или фыркает.

При выполнении упражнений на дыхание обязательно следить за певческой постановкой.

Дети должны сидеть или стоять прямо, плечи не сутулятся, животик расправлен. Руки свободны.

Обязательно объяснить детям, что при вдохе плечи должны быть опущены и,не в коем случае, не подниматься. Вдох – животик надулся, ребрышки раздвинулись, тугой поясок.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. С. В. Конкевич Сказка про ветерок// журнал “Музыкальная палитра” № 4-2004 г.
  2. И. Каплунова, И. Новоскольцева Праздник каждый день: конспекты музыкальных занятий в средней и подготовительной группах. СПб: Издательство “Композитор”, – 2009 г.
  3. К. Тарасова. Новые программы и методики// журнал “Музыкальный руководитель”, №1-2004 г.

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Методика обследования речевого развития старших дошкольников
Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками
Логопедическое занятие

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Ветлугина Н.А. считает, что ""пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений"" 1 .

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанимента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Метлов Н.А. в своей книге ""Музыка детям"" пишет об основных качествах детского голоса, о том, что ""голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахеи и бронхов)… У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание"" 3 .

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.

Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, выстроила систему развития певческих навыков детей дошкольного возраста.

Данную работу начинаю с детьми трехлетнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.

В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается.

Более углубленную работу в этом направлении веду на занятиях вокального кружка, который посещают дети 5-7-летнего возраста.

В основе моих занятий лежат идеи детского музыкального воспитания Карла Орфа, Огороднова Д.Е. и Емельянова В.В.

Условно занятия можно разделить на 4 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ,мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. (Приложение 1 ). Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

  • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
  • с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.

Игра – любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. ""Проверка"" осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].

2. Игры со звуком являются непременным условием на наших занятиях. Ребенок должен получить о нем совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри – в общем, все то, что подскажет фантазия педагога. Часто провожу игру ""Волшебная коробочка""

Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.

3. Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато , мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. (Рисунок 1 ).

В вокальной работе использую упражнения с ладовокальными жестами. При помощи жестов дети учатся петь устойчивые ступени от любого звука. (Рисунок 2 ).

На занятиях люблю использовать такой прием, как выразительное чтение стихотворения. Работу над стихами провожу таким образом: группа читает стихотворение под мое дирижирование (как будто музыкальное произведение). Каждый ребенок повторяет эти движения, которые предлагают несколько вариантов контрастных образов (добрый, злой, плаксивый, радостный и т.д.). Для занятий подбираю стихи, содержащие яркий игровой образ или диалог.

Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях вокального кружка. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. (Приложение2 ).

4. Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г.Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла . Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Список использованной литературы

  1. Ветлугина Н.А. ""Методика музыкального воспитания в детском саду"", М., ""Просвещение"", 1989г.
  2. Емельянов В.В. ""Фонопедический метод развития голоса"", 1999 г.
  3. Метлов Н.А. ""Музыка детям"", М., ""Просвещение"", 1985 г.
  4. Орлова Т.М., Бекина С.М. ""Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет"", М., ""Просвещение"", 1987 г.
  5. Орлова Т.М., Бекина С.М. ""Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет"" М., 1988 г.
  6. Стулова Г.П. ""Развитие детского голоса в процессе обучения пению"", М., Издательство ""Прометей"", МГПУ им. В.И.Ленина,1992 г.

(Материалы из опыта работы музыкального руководителя)

«Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

В данной работе я представляю опыт развития певческих навыков у детей дошкольного возраста в нашем детском саду в период с 2009 (со второй младшей группы) по 2013 год (до подготовительной к школе группы). На протяжении этого периода отслеживалось развитие вокальных навыков дошкольников, нарастание обучающих приёмов в формировании детского вокального исполнительства.

Основанием для выбора направления работы: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста» послужили результаты диагностики развития певческих навыков по методике О.П.Радыновой в начале 2009 – 2010 учебного года, где было выявлено, что 60% детей 3-4 лет имеют низкий уровень развития вокальных навыков: большинство пели напряженно, интонировали не всегда чисто, вступали не вовремя, нередко замедляли темп. Результаты обследования этих же детей другими специалистами показали, что у некоторых из детей выявлены проблемы со звукопроизношением, также были дети застенчивые, робкие, с замедленной речью и слабой памятью.

Теоретической базой моей работы являются разработки Н.А.Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова и другие.

Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н.А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада. При этом музыкант-практик большую роль отводил вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь». В последние годы использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально-эстетического воздействия нашли яркое отражение в программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского. В ней он подчёркивает, что активное восприятие музыки – это «основа музыкально-эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н. А. Ветлугиной, в которой предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).

В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.

Представляет интерес технология В.Емельянова, в которой представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса. И, наконец, «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания» Д. Е. Огороднова - научный труд, как нельзя лучше отвечающий духу нашего времени. Эту книгу можно назвать кодексом музыканта. Исходные позиции его методики предполагают использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии, чему в значительной мере способствует система записи вокально-ладовых упражнений. Запись позволяет наглядно и чётко выразить действия ребёнка при выполнении им вокального упражнения и, таким образом, «алгоритмировать» процесс выработки основных вокальных навыков.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что мы и пытаемся реализовать в процессе занятий.

Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка

Целью моей работы стало овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А.Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.

Для реализации цели были поставлены задачи :

1. «До» - воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

2. «Ре» - развитие эмоциональной отзывчивости у детей;

3. «Ми» - формирование певческих навыков;

4. «Фа» - развитие исполнительского мастерства;

5. «Соль» - расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;

6. «Ля» - усвоение навыков хорового пения;

7. «Си» - развитие детского песенного творчества.

Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.

Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

В работе с детьми я руководствовалась следующими принципами:

1. Целенаправленность, систематичность, плановость.

Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичность и целенаправленность. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.

2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей

3. Принцип доброжелательности и открытости.

Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.

После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа .

В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки , и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

  • сидеть (стоять) ровно;
  • не сутулиться;
  • корпус и шею не напрягать
  • голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
  • дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
  • петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
  • рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
  • нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.

Вокально-хоровые навыки:

звукообразование

чистота интонирования

ансамбль

Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием , которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.

Например: «Вот смотрите, я пою всю фразу на одном дыхании, а допеть не могу. Почему? Попробуй ты». Ребенок… «Чувствуешь?» «Не хватило силы». «Правильно, только не силы, а воздуха. Значит надо его опять набрать в легкие. Вздох и поем дальше».

Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д.Огороднова («Понюхать цветок»).

В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. И здесь, конечно, необходима система – певческие упражнения и постепенные напоминания. Использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети не разрывали слово, показываю правильное и неправильное исполнение. Затем правильно исполняем упражнения. Для развития дыхания пропеваем на выдохе гласные звуки, открытые слоги (например: да, та, ля), фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например: «Я иду и пою»).

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.

Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы).

Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.

Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.

Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Артикуляционная гимнастика

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Например, игра «Язычок»

(артикуляционная игра для малышей. Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения).

«Влево

вправо

(протыкаем языком щеку слева),

(теперь щеку справа),

(опять слева)

(опять справа).

Вверх

вниз

(протыкаем языком верхнюю губу),

Вверх - вниз

Язычок, не ленись!

(еще по разу верхнюю и нижнюю губу).

Губы, просыпайтесь !

Ротик, открывайся

(вибрируем губами)

(очень широко открываем рот)!

Язычок, покажись,

и зубов не страшись

(кусаем кончик своего языка),

(высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!

А зубы-то, а зубы кусают даже губы

(кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаются и не унимаются. (кусаем верхнюю губу)
А губы то хохочут, то сильно обижаются

(в улыбке открываем верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут, то снова обижаются

(в улыбке открыть верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать - стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами).
Язычок - не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!
Зубки, зубки, успокойтесь , хорошенечко умойтесь (проводим языком между верхней губой и зубами).
Не сердитесь, не кусайтесь , а вместе с нами улыбайтесь! (проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся)

Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В.Емельянова, которые делятся на статические и динамические.

Данные артикуляционные упражнения предварительно отрабатываются на занятиях с учителем-логопедом перед зеркалом, чтобы дети имели возможность проконтролировать качество выполнения каждого движения. На музыкальных занятиях детьми выполняются уже разученные артикуляционные упражнения, поэтому зрительный контроль в этом случае необязателен. На одном музыкальном занятии перед пением берётся не более пяти упражнений. По мере их усвоения детьми, вводятся новые упражнения.

Примеры статических артикуляционных упражнений .

Статические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).

Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

1. «Птенчик» - широко открыть рот;

2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);

3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.

В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе

Примеры динамических артикуляционных упражнений

1. «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;

2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д.Кабалевского;

Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации. Почему так происходит?

Во-первых, это интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

Например, речевая зарядка:

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии ) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.

Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения рукой, дидактические игры, фланелеграф и так далее).

Для эффективности использую пособия «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и другие ). Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом»

Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды.… С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.

Например,

Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки.

Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.

Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г.Лобачёва и другие ). В средней группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем ), поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель ). В такой же последовательности совершенствуется ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.

Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно также пользоваться следующими приемами. Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку педагога. При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание на звуках.

К дирижированию детским хором я прибегаю в тех случаях, когда дети поют без инструментального сопровождения (а капелла) или когда они во время пения находятся на некотором расстоянии от инструмента, как часто бывает на празднике. С помощью дирижерских жестов можно указать точное начало вступления и окончания песни, усиление и ослабление звука, задержку его, высоту звука, изменение темпа. Однако дирижированием не следует злоупотреблять. Надо научить детей чувствовать музыку и делать оттенки без помощи дирижера.

Песенное творчество.

В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.

Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

Дети не только увлечённо импровизируют, но и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями.

Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.

Работа над песней

(ее условно можно разделить на несколько этапов)

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

Различные методические приёмы , применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:

  • краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);
  • пояснение непонятных слов;
  • чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;
  • разгадывание загадок, ребусов;
  • вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

2 этап разучивание песни .

Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.

После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме.

Для того чтобы дети быстро запомнили песню помогаю указаниями («Эта песня легкая, ты её должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?»)

Играем с детьми в «Подсказку»: пою песню с остановками и жду, когда дети подскажут слово, которое «забыла». Или предлагаю отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращаю внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Конечно, часто у детей с нарушением речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания это вызывает затруднение. В таких случаях стараюсь больше хвалить детей, чтобы у них не развился комплекс «Я не умею, я не могу». Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.

3 этап – исполнение песни.

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.

Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков.

Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей.

В обучении детей пению помогает работа с родителями . На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников.

В период целенаправленной работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста оформлялись родительские уголки: «Охрана детского голоса», «Пойте на здоровье», «Мелодии для самых маленьких», «Колыбельные песни – лирика материнства», «Советы тем, кто хочет научиться петь». Так же в родительских уголках помещаются тексты разучиваемых песен. Родители наших воспитатанников с удовольствием принимают участие в праздниках и вечерах развлечений, в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды. Такая совместная работа детского сада и семьи оказывает благотворное влияние на дошкольников. Родители доверчиво относятся к нашим консультациям и рекомендациям, и поэтому многие ребята, став школьниками, продолжают петь в вокальных студиях, поступают в музыкальную школу.

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

В работе с воспитателями используются открытые просмотры («Путешествие Язычка», «Всем нам песни петь не лень» и другие), консультации («Советы взрослым по охране голоса детей дошкольного возраста», «Хороводные игры в работе с детьми младшего и среднего возраста», и другие), беседы, круглый стол, семинары, где педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада.

Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен), воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье и так далее), кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.

Результаты работы

Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

  • дети любят петь,
  • научились владеть своим голосом,
  • понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,
  • научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,
  • научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,
  • научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

Все это отчетливо прослеживается в результатах итоговой диагностики.

Сравнительная диагностика уровня развития музыкальных способностей за 4 года (2009-2010; 2010-2011; 2011-2012, 2012-2013 у.г.) показала следующие результаты:

возраст

начало года

конец года

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

подготовительный

Сочетание музыки и слова помогают детям выразить свои чувства, переживания. На занятиях по развитию певческих навыков дошкольники участвовали в исполнительской деятельности, что помогло им глубже понять песню, при этом многократное повторение песни не понизило интерес к ней, а, наоборот, дало ей новую жизнь. Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей.

Воспитанники нашего детского сада теперь поют не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в концертах на разных уровнях. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей характер и смысл песни.

Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей

В будущем я планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого воспитанника, используя наработанный опыт.

Представленные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями и воспитателями детских садов, для развития творческих способностей детей через музыкальные занятия, игры, музыкальные загадки, диалоги и так далее.

Список использованной литературы:

1. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г

2. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22

3. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2

4. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.

5. Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.

6. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

7. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.

9 Плохо 0

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста»


Одним из мощных средств воздействия на духовную сферу человека является пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, активизируются умственные способности. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности, так как при слушании музыки ребёнок сравнивает звуки мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, сравнивает музыку с текстом. В процессе пения улучшается физическое состояние. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса; правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание; пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.
Пение – один из способов общения и самовыражения ребенка, естественный, простой и доступный. Для того, чтобы сделать пение любимым занятием детей, предлагаю методические приемы, успешно используемые в своей работе.
Известно, что пение – единственная разновидность музыки, в которой инструмент – часть тела человека, и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы дыхания. Движения, которые происходят внутри, по темпу, ритму и стилю зависят от эмоционального состояния, настроения человека. Поэтому учиться петь – это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Ведь если дыхание подчиняется эмоциям, то эмоции могут подчиняться дыханию, и можно автоматически создавать вдох взволнованных и спокойных состояний, подчиняя ему пение, речь, самочувствие.
Для развития певческой техники используются упражнения, которые можно применять в такой последовательности.
1. Упражнения на развития дыхания.
2. Упражнения на развитие артикуляции и дикции.
3. Упражнения на развитие звукообразования.
4. Упражнения на расширение диапазона.
5. Упражнения на развитие звуковедения.
Упражнений очень много, но сначала для свободного звучания голоса, необходимо сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно, то есть принять правильную певческую установку.
Перед началом пения музыкальный руководитель может напомнить детям о правильном положении корпуса стихотворением «Спинка – тростинка» М.Картушиной.
Дошкольникам трудно в течение долгого времени держать спину прямо, поэтому для смены позы и отдыха используются динамические паузы: «Мишка – медведь», «Ветер» и т.п.
Для улучшения работы дыхательного аппарата, укрепления внешней и внутренней мускулатуры органов дыхания можно предложить упражнения из комплекса парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, которые даются в игровой форме и нравятся детям. Суть – в активном коротком вдохе, внимание на выдохе не фиксируется, он происходит сам собой. Хорошо себя зарекомендовали такие упражнения, как «Ладошки», «Кошка», «Насос», «Ушки», «Обними плечи». Нравятся детям и звуковые дыхательные упражнении, такие как: игра «Воздушный шар», когда дети сдувают шар, произнося звук «с-с-с», и надувают его со звуком «ф»; аналогичная игра для малышей «Надувайся, пузырь», пальчиковая игра «Воздушный шар», а также изобразительные упражнения по Б.С.Толкачеву и М.Л.Лазареву («Петух», «Ежик», «Комар», «Жук»).
В упражнениях на развитие певческого дыхания сохраняется следующая логика:
- Пение двухтактовых попевок.
- Пение песен и попевок в среднем темпе в размере 2/4.
- Пение песен и попевок с постепенно удлиняющимися фразами.
- Пение попевок с паузами для правильного взятия дыхания.
Добиваясь четкой и ясной дикции, музыкальному руководителю следует учить детей отчетливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянного тонуса, которого можно добиться с помощью таких упражнений, как вокально-артикуляционные. К ним относятся песенки – игры, где музыкальный руководитель поет запев, а дети отвечают за персонажа: «Ворон», «Филин» (модель Д.Огородного), озвученная артикуляционная гимнастика («Мотоцикл», «Ручеек» и т.п.). Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движениями мелкой моторики, что положительно сказывается на формировании произношения («Мышки», «Теремок», «Веселые овощи» и т.п.). Для развития дикции и артикуляции хорошо проговаривать и пропевать скороговорки в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов (хлопки, шлепки по коленям) – по методу К.Орфа. Это «Три сороки», «От топота копыт», «Вез корабль карамель», «Карусели» и т.п.
Рассматривая диапазон – звуковой объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука, следует заметить, что у дошкольников певческий диапазон небольшой в силу несформированности голосового аппарата.
При обучении пению диапазон, как правило, расширяется в сторону как нижнего, так и верхнего регистров.
Среди певческих навыков особое внимание необходимо уделить звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, голос приобретает горловой звук. Качество звука зависит от правильного формирования гласных. Для этой цели детям предлагались упражнения, которые сводились в повторении гласных: сначала одиночных, а затем соединенных (А, А – А, А – А – А, А – О – У – И).
Самым сложным певческим навыком является чистота интонирования. Одни дети поют «чисто» от природы, а другим необходимо специальное обучение. Чистота интонирования связана с развитием слуха: ладового чувства и музыкально-слуховых представлений, ощущениям тяготения мелодии к устойчивым звукам. В работе над чистотой интонации большое внимание уделяется распеванию, то есть в музыкальные занятия включаются певческие упражнения, которые способствуют развитию музыкального слуха и голоса. В качестве распевок применяются народные попевки, прибаутки.
Помимо вокальных упражнений, в работе над чистотой интонации используется прием – пение без сопровождения (a capella) . В начале пение a capella «идет» с поддержкой голоса взрослого, затем – без поддержки. Трудные места проигрываются музыкальным руководителем на инструменте, а затем пропеваются без подыгрования.
Следует отметить, что самый подходящий материал для занятий с детьми – это народные попевки, песни, хороводы, так как их мелодии просты, они могут исполняться без сопровождении, что способствует развитию певческих навыков.
На музыкальном занятии пение составляет почти 30% объёма всех заданий.
Пение составляют:
1. Упражнения для развития голоса и музыкального слуха;
2. Разучивание новой песни;
3. Закрепление, повторение ранее пройденной песни.
Работу над песней условно можно разделить на три этапа.
I этап – ознакомительный. Происходит целостное восприятие прослушанного произведения. Музыкальный руководитель стремится пробудить у детей интерес к песне, вызвать положительные эмоции с помощью яркого и выразительного исполнения. Беседа об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное исполнение, выбор соответствующего характеру песни звукообразования, дикции, дыхания (характер ласковый – петь нужно протяжно, напевно и т.д.).
II этап – разучивание песни. Дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования. Разучивание песни происходит поэтапно: мелодия разучивается по частям, фразам, в замедленном темпе. Начинают разучивать обычно с более простых, запоминающих фрагментов, например, припева. Во время разучивания песни лучше всего предлагать детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая мелодию, затем без инструмента, с помощью музыкального руководителя, наконец, самостоятельно спеть a capella. Наиболее трудным этапом является работа над выразительностью исполнения: нужно отчетливо произносить каждое слово, делать смысловые ударения, передавать характер песни. Этому способствует использование дирижерского жеста: показывать рукой динамику, акценты, что помогает в работе и над высотой звука.
III этап – повторение песни. На данном этапе дети свободно исполняют выученный репертуар, так как уже владеют певческими навыками, полученными на втором этапе. Если песня ребятам нравится, то они надолго её запоминают, включают в игры и исполняют не только в непосредственной образовательной деятельности, но и вне её.
Таким образом, пение как вид музыкальной деятельности, состоит из певческих и слуховых упражнений, распеваний, а также заданий на различение звуковысотных и ритмических соотношений; поэтапного разучивания песни, направленного на её последовательное усвоение, на развитие музыкальных способностей в целом.
Пение является самым доступным видом исполнительства. В процессе пения развиваются как музыкальные способности детей, так и психические процессы. Обучение пению – этап очень длительный и сложный. От педагога требуется высокий профессионализм и мастерство для полной реализации потребностей ребенка в пении, для развития духовно-нравственных качеств и личности дошкольника в целом.
Литература.
1. Л.Абелян «Как Рыжик научился петь». – М.: Сов. Композитор, 1989
2. А.С.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду». – М., 2003
3. Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду». М., 1981
4. В.В.Емельянов «Развитие голоса». С – П., 1997
5. М.Ю.Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. 2010
6. А.Левшинов «Исцеление судьбы: тренинг вербальной части кармы». М., 2002
7. П.С.Немов «Психология» т.1. – М., 1995
8. Т.М.Орлова «Учите детей петь (песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет)». – М., 1986
9. Т.М.Орлова «Учите детей петь (песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет)». – М., 1987
10. О.П.Радынова «Методика музыкального воспитания дошкольников» - М., 1994
11. Г.А.Струве «Ступеньки музыкальной грамотности» - С – П., 1999
12. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» - М., 2000