Конспект урока "Строение органов дыхания". Конспект урока по биологии на тему "Значение дыхания

  • 10.10.2019

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Класс: 8

Поурочный план Дата

Урок биологии

Тема урока: "Значение дыхания. Строение и функции органов дыхательной системы" - (флипчарт, страница 3- документ Microsoft Office Word ).

Цель урока (флипчарт, страница 2) :

изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление о значении дыхания как жизненно важного процесса для жизни; установить взаимосвязь строения и функций дыхательных (воздухоносных) путей, выяснить механизмы голосообразования;

Развивающие: совершенствовать навыки работы с научным текстом, таблицей, рисунками, видеоматериалом, умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, формировать умение вести научный диалог;

Воспитательные:

воспитывать у учащихся культуру речи, бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах и в группах.

Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий), самостоятельная работа с учебником и анализ новых информаций.

Оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, флипчарт, видеоматериалы «Значение дыхания», «Строение носовой полости», «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В. , ISBN 978-601-7438-01-2), интерактивная доска, компьютер.

Пока дышу, надеюсь.

(римский поэт Овидий).

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на разви-тие функ-циональной гра-мотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг.

момент

II .Актуализация знаний:

III . Мотивация

I IV . Изучение н/м:

V . Закрепле

ние

VI . Выводы

VII . Подведе

ние итогов урока.

VIII . Д/З:

VIII .

Рефлексия:

Урок – интерактивный,

Ученик не пассивный,

Он в гуще событий,

Делает много открытий,

Что на уроке узнает,

Его к развитию ведет.

Решение биологической задачи (флипчарт, страница 3) :

(Учащиеся делятся на 3 группы, каждая группа получает биологическую задачу).

А) Человек может прожить без пищи несколько недель, без воды - несколько дней, без кислорода - не больше 10-20 минут. Объясните, почему?

Б). Римский поэт Овидий писал : "Пока дышу, надеюсь". О чём он хотел сказать? Свой ответ обоснуйте.
В). Сколько воздуха (метров кубических) расходует на дыхание класс из 25 человек в течение 45 минут урока, если один девятиклассник в среднем делает 16 вдохов в 1 минуту по 500 см кубических воздуха?

(флипчарт, страница 4).

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни.

Объясните поговорку “Это нам нужно как воздух», которая доказывает это.

(Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 10, а тренированный организм через 20 минут).

Учитель: люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

(флипчарт, страница 5).

После просмотра видеофрагмента «Значение дыхания для человека», ответьте на проблемные вопросы:

    Но для чего мы дышим?

    Какое значение для любого живого организма, в том числе и для человека, имеет дыхание?

(Учитель вместе с классом обсуждает данные проблемные вопросы и переходит к сообщению целей урока, подводит к нужным выводам.)

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

Тема: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхательной системы».

Цели урока: (флипчарт, страница 6).

1. А знаете ли вы …(флипчарт, страница 7).

что взрослый человек делает 15-17 вдохов-выдохов в минуту (в сутки составляет около 2 тыс. раз), а новорождённый ребёнок делает 1 вдох в секунду. Дыхание не перестаёт работать от рождения человека до его смерти, ведь без дыхания наш организм существовать не может. Доказано, что взрослый человек выдыхает 4 стакана воды в сутки (примерно 800 мл), а ребёнок - около двух (примерно 400 мл). У взрослого человека через легкие проходит примерно 7 тыс. литров воздуха.

2. Работа с терминами (флипчарт, страница 8).

Основные термины и понятия на уроке.

Дыхание, дыхательные (воздухоносные) пути, носовая полость, носоглотка, гортань, надгортанник, голосовые связки, голосовая щель, адамово яблоко, трахея, бронхи, бронхиолы, альвеолы, легкие.

3. Значение дыхания (флипчарт, страница 9).

используя материал на стр. 163 параграфа 37 учебника под редакцией Р.Алимкулова, заполнить кластер «Значение дыхания»:

Образование и удаление СО 2

Обеспечение организма

кислородом


Значение дыхания


Удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака, сероводорода и других газов

Окисление (распад) органических соединений с освобождением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности


Беседа с классом:

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода +энергия

Из уравнения окисления мы видим, что для жизнедеятельности живого организма, в том числе и для человека, необходима энергия. Откуда она берется?

Правильно, мы дышим для получения энергии, т.е. кислород является основой жизнедеятельности живого организма.

Так, что такое дыхание? (запись в тетрадь).

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.


4). Строение и функции дыхательной системы (флипчарт, страница 10).

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм.

А). Биологическая задача:

Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких и заполните схему «Дыхательная система». Проверьте свой ответ.

Дыхательная система человека - совокупность органов, обеспечивающих внешнее дыхание (газообмен между вдыхаемым атмосферным воздухом и кровью).


Б). Дыхательные (воздухоносные) пути делятся на верхние (полость носа, носоглотка и гортань) и нижние (трахея и бронхи) (флипчарт, страница 11).

В). Задание:

По ходу изучения строения и функций органов дыхательной системы, мы постараемся, заполните таблицу. Перечертите её, пожалуйста.

(Лучше таблицу заранее распечатать и раздать, чтобы не тратить на это время урока).

Таблица «Строение и функции органов дыхательной системы»:

Название органа

Строение

Функции


Г). Верхние дыхательные пути: носовая полость и носоглотка

а). Воздухоносный путь начинается с носовой полости (флипчарт, страница 12).

«Без носа человек чёрт знает что

птица не птица, гражданин не гражданин,

Просто возьми да и вышвырни за окошко!»

Н.В.Гоголь.

А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у его предков – человекообразных обезьян, его не было! Чтобы узнать об этом я вам предлагаю ответить на вопросы после просмотра видеофрагмента о носовой полости:

    Какие особенности строения носа помогают справиться ему с данной функцией?

(Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. При нормальном дыхании воздух проходит через носовые отверстия в носовую полость , которая разделена костно-хрящевой перегородкой (именно она придает форму носу) на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Они выстланы изнутри слизистой оболочкой, содержащей клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия, кровеносными сосудами и железами, выделяющие слизь. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания).

    Какие функции выполняет нос?

(задерживает пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости; согревает и увлажняет поступающий воздух; обонятельная; участие в речи и мимики).

Это интересно…

    Мерцательный эпителий выносит наружу до 20-30 грамм пыли в сутки.

    Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в легких скопилось бы 5кг.

    У взрослого человека слизистая оболочка носа выделяет 0,5 литра слизи.

б). Гигиена носового дыхания (флипчарт, страница 13).

Видеофрагмент «Чихание и кашель».

в). Наблюдения: “Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

(флипчарт, страница 14).

Опыт: закройте один носовой ход, а к другому поднесите легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. (Этот прием можно показать на испытуемом).

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки) внутренними ноздрями – хоанами , а затем в глотку , с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот.

г). Биологическая задача: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

В глотке пересекаются пищеварительные и дыхательные пути. Пища из глотки поступает в пищевод, а воздух через гортань поступает в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.

Д)) Верхние дыхательные пути: гортань (флипчарт, страница 15).

а). Строение гортани.

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

используя материал на стр. 164 параграфа 37 учебника под редакцией Р.Алимкулова, заполнить кластер «Значение дыхания»:

    Чем выстлана внутренняя поверхность гортани? (слизистой оболочкой).

    Назовите самый крупный хрящ гортани? (щитовидный).

    Каким хрящом закрывается вход в гортань при глотании? (надгортанником).

Учитель: гортань имеет вид воронки. Она изнутри выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель. Стенки образованы несколькими хрящами. Между собой хрящи соединены полуподвижно. Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань при глотании закрывается хрящом – надгортанником.

б). Наблюдения (флипчарт, страница 16).

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

1.Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

2. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания. Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.

(Дыхание останавливается. Язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может).


в). Образование звука (флипчарт, страница 17).

Между хрящами гортани имеются слизистые складки - голосовые связки . Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться. Пространство между голосовыми связками называется голосовой щелью.

    Воздух во время выдоха проходит через голосовую щель и вызывает колебание голосовых связок, вследствие чего возникает звук.

    Частота колебания связок от 80 до 10000 Гц.

Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

Проблемный вопрос : Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? (при выдохе).

Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Запись крика Тарзана

    Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса (запись крика Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек).

    При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью.

    Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.

Е). Нижние дыхательные пути: трахеи и бронхи.

а). Строение трахеи и бронхов (флипчарт, страница 19).

Из гортани воздух попадает в трахею. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец, соединенных между собой связками. Трахея расположена спереди от пищевода. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких.

На уровне 4-5 грудных позвонков трахея делится на 2 бронха ( от греч. «бронхос » - дыхательное горло) – правый и левый. Внутренняя поверхность их выстлана слизистой оболочкой, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы - самые тонкие нити . Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками , в которых происходит газообмен.

б). Гигиена дыхания (флипчарт, страница 20).

    Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею.

    При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

флипчарт, страница 21).

    Впишите в текст вместо пропусков нужные слова (флипчарт, страница 24).

Имеет вид воронки, стенки которой образованы хрящами. Между хрящами гортани имеются слизистые складки - ... ... . Пространство между ними - ... ... . В результате колебания... ... при выдыхании воздуха возникает... . ... голоса зависит от длины ... ... . У женщин они..., чем у мужчин. Вот почему женский голос всегда... .

    Проверь себя (флипчарт, страницы 22,23).

(флипчарт, страница 24).

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.

2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.

4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

(Оценивание учащихся за урок, за тест).

флипчарт, страница 25).

и выполняемые функции органов дыхания (таблица).

Творческое задание:

В каких случаях затрудняется дыхание? Каковы последствия этого нарушения?

Разработайте свод правил по гигиене дыхания.

флипчарт, страницы 26.

    Кто сегодня получил отметку «5»?

    Кто получил «4»?

    Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?

    Дайте эмоциональную оценку урока.

Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления. Формулируют вывод о степени достижения цели урока

Осуществляют с амоанализ деятельности на уроке и самооценк у

Литература и интернет- ресурсы.

ПП

ЧП

ПП

НО

ИП

ЧП

ЧП

ПП

НО

ИП

ИП

ИП

ПП

НО

НО

ИП

ПП

ИП

НО

ПП

ПП

НО

ИП

Коллек

Работа в группах

Работа в парах

Работа в парах

Коллект

Работа в группах

Работа в группах

Фронтал

Работа в парах

Индивид

Работа в группах

Коллект

Индивид

Работа в парах

Индивид

Индивид

Коллект

Индивид

Коллект

Коллект

Работа в парах

Работа в парах

Индивид

Коллект

Индивид

Индивид

Индивид

Приложение из «Электронного пособия по биологии. 8 класс» (ISBN 978-601-7438-01-2),

Таблица «Строение и функции органов дыхания».

Органы

Особенности строения

Функции

Носовая полость

Воздух поступает через ноздри, носовая полость делится перегородкой на две половины, а сзади с помощью хоан сообщается с носоглоткой. Стенки носовой полости образованы костями и хрящами, выстланы слизистой оболочкой. Извилистые носовые ходы, слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, есть обонятельные рецепторы.

Обоняние, согревание

вдыхаемого воздуха,

задерживание и удаление пыли

Гортань

Гортань располагается в области шеи на уровне 4-6 шейных позвонков, по бокам ее располагаются доли щитовидной железы, а сзади - глотка. Гортань образована хрящами. Надгортанник прикрывает вход в гортань во время глотания. Изнутри гортань покрыта слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. На боковой стороне гортани справа и слева имеется углубление - желудочек гортани. Хрящи: щитовидный, надгортанник, черпаловидный, перстневидный и др.; голосовые связки, связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами и ограничивают голосовую щель.; выстлана слизистой оболочкой.

Образование звуков и речи

Трахея и бронхи

Трахея - трубка длиной около 12 см, состоящая из хрящевых полуколец. Задняя стенка трахеи мягкая (состоит из соединительнотканной перепонки), прилегает к пищеводу. Изнутри она также выстлана слизистой оболочкой, содержащей железы, которые выделяют слизь. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два бронха (бифуркация трахеи). Бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра.

Прохождение воздуха

Легкие

Они имеют форму конуса : верхняя - суженная часть - верхушка, а нижняя - более широкая - основание. На стороне каждого легкого, обращенной к сердцу, располагаются углубления (ворота легкого), через которые проходят бронх, нерв легкого, кровеносные и лимфатические сосуды. Бронх в каждом легком ветвится. Бронхи, как и трахея, в стенках содержат хрящи. Самые мелкие разветвления бронхов называются бронхиолами, они не имеют хрящей и желез, но снабжены мышечными волокнами и способны сужаться (спазмы бронхиол). Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей. Каждый отдел легкого состоит из сегментов: в правом легком 11 сегментов, в левом - 10. Каждый сегмент в свою очередь состоит из множества легочных долек. Бронхиолы переходят в расширения - альвеолярные ходы, на стенках которых находятся выпячивания, называемые легочными пузырьками, или альвеолами (диаметр их 0,2-0,3 мм). Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия и к ним примыкают капилляры.

Газообмен

Плевра

2 листка соединительнотканной оболочки:

    легочная плевра

    пристеночная плевра

Между ними - плевральная полость + плевральная жидкость

Уменьшает трение при

дыхании

Список использованных источников

1. Алимкулова Р. Биология. Алматы: «Атамура», 2008г. - 288 с.

2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М.: «АСТ - ПРЕСС». 2001г. - 815 с.

3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», 1978г. -239 с.

4. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. М.: «Медицина», 1988г. -320с.

5. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах. М.: «Издат - Школа», 1998г. - 204с.

Интернет - ресурсы:

1. «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2),

2. www . yandex . ru -поиск -картинки

3. www . imfan . kz < http :// www . imfan . kz > - персональный сайт учителя биологии Ратушняк Н. А.

4. www . kiwi . kz < http :// www . kiwi . kz > - видео файлы

5.< http :// mirbiologii . ru /8- klass >

6.< http :// www . uchportal . ru >

8.myshared.ru›slide/778318/

9.nsportal.ru›…razrabotka…uroka…znachenie-stroenie-i

10.www.uchportal.ru/

1 Открытый урок по биологии 8 класс
«Значение дыхания. Органы дыхания»
Цели: определить сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и функционирования органов дыхания; их взаимосвязь.Развитие творческого мышления детей в решении проблемных вопросов.Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике; выполнять несложные практические задания.
Задачи урока:
Познавательные:

    дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.
Развивающие:
    развивать умение делать выводы на основе полученной информации. Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях ситуации выбора. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.
Воспитательные:
    воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих; провести аналогию: дыхание – жизнь; лёгкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).
Технологии:
- здоровьесберегающая технология;- проблемного обучения;- самостоятельная работа;- ИКТ – технологии (сопровождение урока презентацией, слайдами диска «ОК»)
Методы:
    Объяснительно – иллюстративный; Проблемный, частично – поисковый; Самостоятельная работа.
Средства:
Предметные : презентации «Кто как дышит?»; « Эмоциональный фон к уроку», «Дыхательная система». Диск «ОК»; учебные таблицы; влажный материал « Верхние дыхательные пути», «Лёгкие». Модель «Гортань».Практические: выполнение заданий «Наблюдение», самостоятельной работы.Интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление.Эмоциональные: интерес.
Формы: Индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации, учебные таблицы, Диск «ОК», влажный материал «Верхние дыхательные пути», «Лёгкие». Модель «Гортань». Портрет Гиппократа.
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент:
Приветствие, фиксация отсутствующих.Проверка готовности учащихся к уроку.Организация внимания школьников.
Презентация учащихся.
Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идём по тропинке мимо стройных сосен и величавых елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчёлы, шмели. Слышим птичий гомон. Тебе хорошо и радостно. С хорошим и радостным настроением мы начинаем наш урок биологии.
2.Изучение нового материала
СЛАЙД №1 - о «Дыхательной системе»
СЛАЙД №2 – Цель урока
Эпиграф к уроку: «ПОКА ДЫШУ – НАДЕЮСЬ» - римский поэт Овидий.

Решение биологических задач:

    Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Почему?
(Без пищи и воды человек может жить несколько дней, а без воздуха не может прожить и 10 минут. Хотя некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, а иногда 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти).
    Используя знания, полученные при изучении курса «Зоологии», давайте вспомним и расскажем, у каких животных впервые появились органы дыхания? Какие эволюционные изменения произошли в дыхательных системах позвоночных животных?
Презентация учащихся с комментариями.
(* беспозвоночные (губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела;* у большинства насекомых появляется дыхательная система – трахейная;* рыбы дышат с помощью жабр, которые есть и у морских кольчатых червей;* с переходом к наземному образу жизни дыхательная система усложняется:Земноводные дышат и кожей и лёгкими, которые имеют сравнительно простое строение;* лёгкие птиц, пресмыкающихся и млекопитающих имеют более сложное строение.
    Проблемный вопрос:
Для чего мы дышим? Какое значение для нас, как впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?
Беседа:
Как вы уже знаете, всем живым существам на Земле необходима энергия для поддержания своей жизнедеятельности.Вопрос: Вспомните, откуда добывают энергию растения?(Растения используют Е солнечного света.)Вопрос: Что же происходит с этой энергией дальше?(Она используется на построение органических веществ из углекислого газа и воды).Вопрос: А откуда получают энергию животные?(Животные добывают энергию из готовых органических веществ, получаемых с пищей.
Учитель. Правильно. Но ведь для этого органические вещества должны окисляться.Окисление – это химический процесс, т.е процесс взаимодействия веществ с кислородом.Различают несколько видов окисления:
    Быстрое окисление – горение. Медленное окисление. Биологическое окисление. Биологическое окисление – совокупность реакций окисления, протекающих во всех живых клетках.
Во всех этих процессах окисления участвует кислород и входе процесса выделяется тепловая энергия.Вопрос: много ли кислорода в нашем организме? Давайте решим небольшую задачку.
Задача: Известно, что в организме человека содержится по массе 65% кислорода. Вычислите, сколько кислорода содержится в вашем организме. (Учащиеся дают свои ответы).
Свободного кислорода в организме человека нет. Кислород в организм поступает в результате дыхания. И полностью расходуется на процессы окисления.
Вопрос: Откуда животные и человек берут кислород? (из воздуха; воды).
Учитель. Совершенно верно. Вот мы и подошли к вопросу о сущности дыхания.
СЛАЙД №3- о сущности дыхания
ДЫХАНИЕ – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.
Поступление кислорода происходит через органы дыхания
Слайд № 5 – о видах дыхания
Дыхание бывает:* легочное (вдох и выдох)* тканевое (клеточное дыхание)
ПОКАЗ ДИСКА – ЛЕГОЧНОЕ И ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИЕ

СЛАЙД № 6- О значении дыхания
Значение дыхания:

    Обеспечение организма кислородом
2) Удаление углекислого газа 3)Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности 4)Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и др.)
Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.По функциональному признаку органы дыхания делятся на воздухоносные, или дыхательные, и органы газообмена или дыхательная часть.
СЛАЙД №7- дыхательная система. СЛАЙД №9- верхние дыхательные пути ДИСК ОК- носовая полость
Проблемный вопрос:
«Без носа человек чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, -просто возьми да и вышвырни за окошко!» - так писал о носе Н.В.Гоголь. (зачитывает учитель)
- А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у предков – человекообразных обезьян, его не было! (записан на доске)
При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки ресничного эпителия.У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи. Её функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующие их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже лёгкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой. Лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.
СЛАЙД № 10 – Гигиена носового дыхания.
    Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании в лёгкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции
СЛАЙД № 11 Наблюдения «Проверь проходимость воздуха через носовые ходы»
Закроем один носовой ход, а к другому поднесём кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать её при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.Вывод: при нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
СЛАЙД № 12 - гортань и МОДЕЛЬ
ДИСК «ОК» - гортань
Гортань подобна воронке, стенки которой образованы хрящами.Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. Между хрящами натянуты голосовые связки, а между ними находится голосовая щель.Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.
СЛАЙД № 13 . Наблюдение
1.Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх .
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательные движения. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.
2.Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Сделать ещё одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.
СЛАЙД № 14. –Образование звука
Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нос воздуха, который колеблет голосовые связки.Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка.
ЗАДАНИЕ В РТ №83: На рисунках изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто молчит, кто поёт. (Ученики дают ответы).У мужчин длина голосовых связок 20-24 мм, у женщин -18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.
Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? (Ответ: при выдохе).
СЛАЙД № 15 – Фонограмма слова мама, на которой чётко видно слово МАМА, на которой чётко видно, что согласные звуки вызывают более сильную вибрацию голосовых связок, нежели гласные.
СЛАЙД № 16. Гигиена голосового аппарата
Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь вызывают негативное влияние на голосовой аппарат.
СЛАЙД № 17 – Трахея и бронхи.
ДИСК «ОК».
Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Который выводит пылевые частицы из лёгких.
В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – легочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.
Носовая полость – глотка – гортань образуют верхние дыхательные пути
Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.
ВЫВОД ПОУРОКУ (Делают учащиеся)
    Закрепление изученного материала.
СЛАЙД № 26. Проверь себя. По предложенным рисункам задаются вопросы классу.
    Домашнее задание: 23. РТ №
Творческие задания:
    В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.

Конспект урока биологии в 8 классе: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."

Цель урока: Изучить строение и функции органов дыхания, значение дыхания для организма человека.

Задачи урока:

Образовательные:

    раскрыть сущность процесса дыхания;

    раскрыть его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека;

    познакомиться со строением органов дыхания в связи с их функциями;

    познакомиться с мерами профилактики заболеваний голосовых связок.

Развивающие:

    продолжить работу по изучению строения и функций организма человека;

    активизировать мыслительную деятельность и самостоятельное добывание знаний;

    умение связывать строение и функции организма.

Воспитательные:

    обратить внимание на бережное отношение к здоровью своему и близких людей;

    воспитывать чуткость и внимательное отношение к людям.

Тип урока: урок-введение, изучение нового материала.

Ход урока.

    Организационный момент:

Взаимное приветствие учителя и учеников. Проверка готовности к уроку.

    Проверка домашнего задания:
    Самостоятельная письменная работа по вариантам.

Напишите определения нижеперечисленных понятий:

1 вариант

    Эритроциты

    Фагоцитоз

    Реципиент

  1. Большой круг кровообращения

    Венозная кровь

    Гипотония

    Верхнее артериальное давление

2 вариант

    Плазма крови

    Лейкоциты

    Иммунитет

    Малый круг кровообращения

    Артериальная кровь

    Гипертония

    Автоматизм

    Нижнее артериальное давление

    Актуализация знаний:

Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”
(Dum spiro, spero)
Овидий – римский поэт.

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут).Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание? (Дыхание один из признаков жизни человека. По этому мы дышим, для того чтобы жить).

IV . Изучение нового материала

1 блок: Значение дыхания (Рассказ учителя)

1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Формула окисления

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия .

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?

Ответ: Через кровь.

Вопрос: А как кислород проникает в кровь?

Ответ: Через лёгкие.

2 блок: Понятие дыхания (Рассказ учителя, частично-поисковый метод).

Найдите пожалуйста определение в учебнике и прочитайте его.

Подробное определение:

Дыхание – это процесс поступления О 2 в клетки организма, участие О 2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Самое краткое определение:

Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.

3 блок: Типы дыхания. (Рассказ учителя).

Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание . Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.

Дыхание

Легочное Тканевое

Между воздухом и Между кровью и кровью. клетками тканей.

Ученики записывают схему в тетрадь.

4 блок: Строение органов дыхания (рассказ учителя с элементами беседы).

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

Воздухоносный путь начинается с носовой полости .

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

Ответ: Нет, потому что во носу воздух обеззараживается.

Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?

Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Ответ: Мы заболеем, т.к. воздух проходя через носовую полость обеззараживается, согревается и смачивается, а в ротовой полости нет.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.

(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)

Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?

Ответ: Очищение от пыли.

Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.

Строение гортани. Гортаньимеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.

Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

(Оно останавливается.)

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок . Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.

При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе?

Ответ: При выдохе.

В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Из гортани воздух попадает в трахею.

Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.

5 блок: Виды дыхательных путей (Рассказ учителя).

Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.

Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

Ученики записывают в тетрадь под диктовку).

V .Закрепление пройденного материала.

(Беседа по вопросам).

    Расположите последовательно органы образующие воздухоносные пути. (Носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань).

    В чем проявляется связь строения и функций органов дыхания? (Для очищения воздуха имеются ворсинки, для согрева кровеносные капилляры. Строение и функции взаимосвязаны!).

VI .Подведение итогов урока. (Рассказ учителя)

ВЫВОДЫ

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

Дети записывают выводы в тетрадь.

Оценки за активную работу на уроке.

VII .Домашнее задание

Выучить §23. Вопросы после параграфа проработать устно.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.








Назад Вперёд


















Назад Вперёд

Цель урока: изучить органы дыхания в соответствии с их функциями.

Задачи урока:

Образовательные:

  • изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
  • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
  • выяснить механизмы голосообразования.

Развивающие:

  • продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
  • развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных экспериментов.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Оборудование, материалы, средсва ТСО: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация к уроку, ноутбуки на партах, две интерактивные разноуровневые презентации, карточки с разноуровневыми заданиями, материалы для оказания первой медицинской помощи при кровотечениях: бинты, жгут, зелёнка, йод, духи, кусочек ваты на парту каждому учащемуся, свёрнутый жёлтый лист бумаги с текстом Гуманоидов, перевязанный голубой ленточкой.

Ход урока

I. Организационный этап (настрой на урок).

(Слайд 1-2) (Презентация 1)

2. Проверка домашнего задания.

(Слайды 3-6)

Каждое сердце на слайде 3 имеет гиперссылку на задание. Самые большые сердца – задания повышенного уровня сложности, среднего – среднего уровня, маленькие – задания для слабых учеников. 9 учащихся сами определяют уровень сложности задания, которое им надо выполнить. Учащиеся, которые выбрали низкий уровень – выполняют работу за ноутбуками, стоящими на первых партах каждого ряда (Презентация 2), средний уровень – показывают правила оказания первой помощи при различных типах кровотечений (Приложение1) (материалы для оказания первой помощи на столе у учителя), сложный уровень – выполняют работу за ноутбуками, стоящими на вторых партах каждого ряда (Презентация 3)

Пока ребята выполняют задания, остальные играют в игру «Кровеносная система в цифрах» (По управляющей кнопке переходим со слайда 3 на слайд 7) (слайд 7). На слайде появляются цифры, которые имеют отношение к кровеносной системе, а учащиеся определяют, что они означают.

  • 300 – грамм весит сердце
  • 5 – литров крови в организме взрослого человека
  • 120/70 – нормальное артериальное давление у взрослого человека,
  • 0.1 – секунд длится сокращение предсердий
  • 70 – ударов в минуту делает сердце здорового человека в минуту
  • 4 – отдела в сердце или группы крови
  • 20-25 – секунд длится полный круговорот крови по двум кругам кровообращения
  • 0,4 – секунд длится расслабление предсердий и желудочков
  • 0.25 – м/с скорость крови в полых венах,
  • 0,3 – секунд длится сокращение желудочков,
  • 0,5 – мм/с скорость крови в капиллярах.

Затем проверяются правила оказания первой помощи при кровотечениях.

Выставляются оценки.

3. Создание проблемной ситуации .

– Внимание!!! Внимание!!! Чрезвычайное происшествие!!! Сейчас во дворе школы обнаружен неопознанный летающий объект! Информационному центру школы срочно организовать онлайн-трансляцию с места события. Просьба сохранять спокойствие!

Учитель: Ребята, что-то случилось на школьном дворе, давайте посмотрим. (Слайд 8-9)

На слайдах пробегает оператор, высаживается космический корабль, из которого выходят Гуманоиды и оставляют коробку со свёртком во дворе школы. Свёрток (Приложение 3) приносит посыльный. На свёртке текст: «Мы прилетели из звёздной системы Альфа Центавра. Наша планета терпит экологическое бедствие. Мы знаем, что ваша планета заселена живыми существами и, возможно, может быть пригодна и для нас. Но, взяв пробу вашего воздуха, мы обнаружили газ, которого нет на нашей планете. Известно лишь, что его концентрация в атмосферном воздухе составляет примерно 21%. Что это за газ и зачем он нужен? Ребята, помогите разобраться!»

Учитель: Ребята, хватит ли вам знаний, чтобы помочь разобраться братьям по разуму.

Ученики: Нет.

Учитель: Тогда давайте разбираться вместе. Эпиграфом к нашему уроку могут быть слова древнеримского поэта Овидия: «Пока дышу, надеюсь». (Слайд 10). Наверное, каждый из вас слышал поговорку: «Это нам нужно как воздух». И, действительно, без пищи и без воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить даже 10 минут. Какая система органов участвует в газообмене?

Ученики: Дыхательная.

Учитель: Верно. И тема нашего урока сегодня «Значение дыхания. Органы дыхания». Записываем тему урока в тетрадь. (Слайд 11)

– Как вы думаете, какой незнакомый газ нашли в нашем воздухе жители планеты Альфа Центавра?

Ученики: Кислород.

Учитель: Верно! С пищей мы потребляем органические вещества – белки, жиры, углеводы. Они – источник нашей энергии. Этот процесс чем-то напоминает процесс горения. Но на образование этой энергии необходим кислород. Его, как мы уже знаем, транспортирует кровеносная система, но из воздуха его поставляет в кровь дыхательная система. (Слайд 12)

4. Работа с учебником и слайдом 13 .

– Прочитайте на стр.101 пункт «Значение дыхания» и прокомментируйте следующую схему. (Слайд 13)

Таким образом, дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ. (Слайд 14). Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (последовательно соединенных между собой полостей и трубок) и дыхательной части.
К воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань, трахея и бронхи.
Дыхательная часть – это легкие и соединительнотканная оболочка – плевра. (Слайд 15)

Воздухоносные пути начинаются носовой полостью. При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы критически к нему не относиться, – украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно!

«Без носа человек – черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» – так написал о носе Н.В.Гоголь. А если серьезно? Для чего появился нос у человека разумного?

(Дети высказывают предположения).

5. Наблюдения.

“Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. Этот прием можно показать на испытуемом.
Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия.

У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.

Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела.

6. Первичное закрепление.

Зачем же нужен человеку нос? (Слайд 16)

После ответов детей на слайде появляются ответы:

  • защитная функция;
  • согревание воздуха;
  • увлажнение воздуха.

Учитель: Восприятие нами запаха также происходит при помощи носовой полости. (Брызнуть в класс духами).

(Закрыв ноздри, произнести несколько фраз)

Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.

На слайде появляется запись:

  • обоняние;
  • участие в речи и в мимике.

(По управляющей кнопке вернуться на слайд 15)

Гортань располагается в области шеи на уровне 4-6
шейных позвонков, по бокам ее располагаются доли щитовидной железы, а сзади – глотка. Гортань образована хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык.

Надгортанник прикрывает вход в гортань во время глотания. Изнутри гортань покрыта слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. На боковой стороне гортани справа и слева имеется углубление – желудочек гортани. Хрящи: щитовидный, надгортанник, черпаловидный, перстневидный и др.; голосовые связки, связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами и ограничивают голосовую щель.; выстлана слизистой оболочкой.

Учитель: Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником. (Слайд 18)

7. Наблюдение.

    Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
    Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
    Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

    Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
    Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.
    Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.

(По управляющей кнопке переходим на слайд 17 и идём по гиперссылке на анимационное видео «Строение голосового аппарата») (Приложение 5) . Затем по управляющей кнопке переходим на слайд 19.

У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

Звуки, издаваемые голосовыми связками, еще не речь. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работа перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называется артикуляцией. (Учащиеся определение записывают в тетрадь)

8. Первичное закрепление.

Слайд 19.

Учитель: Посмотрите на рисунки и скажите: где человек молчит, где говорит, а где кричит или громко поёт.

(Слайд 20) Возможности голосовых связок не ограничены. Об этом говорит следующий пример. Выдающийся оперный певец Федор Шаляпин имел природный дар исполнения. (Класс слушает исполнение фрагмента песни) (Приложение 6) . Он регулярно тренировал свои голосовые связки. Известный рассказчик Ираклий Андронников рассказывал о нем: «Будучи мальчишками, мы были наслышаны о голосовых связках Шаляпина. Мы прибегали за кулисы театра и просили его открыть и показать рот. Перед нами простиралось огромное пространство в глубину, подобное мне никогда не случалось увидеть». Человеческие способности безграничны. Но возможности нет. Голосовые связки нужно беречь. Нельзя громко кричать, можно сорвать голос. Вредно и курение, спиртные напитки и горячее питье.

(По управляющей кнопке перейти на слайд 15 , а оттуда по гиперссылке «Трахея» на слайд 21)

Учитель: Трахея – трубка длиной около 12 см, состоящая из хрящевых полуколец. Задняя стенка трахеи мягкая (состоит из соединительнотканной перепонки), прилегает к пищеводу. Изнутри она также выстлана слизистой оболочкой, содержащей железы, которые выделяют слизь. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два бронха (бифуркация трахеи). Бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра.

9. Закрепление.

(Слайд 22)

Учитель: Найдите из перечисленных органов те, которые не относятся к дыхательной системе. (Один уч-ся у доски)

Другой уч-ся стилусом проводит линии, показывающие последовательность расположения органов дыхательной системы.

Если позволяет время, то выполнить работу (Приложение 9) в тестовом режиме.

(Слайд 23) – домашнее задание

На этом слайде вы видите лёгкие – главные органы дыхательной системы. Но о них мы поговорим с вами на следующем уроке. (Слайд 24)

Конспект урока по биологии на тему «Органы дыхания» (9 класс VIII вид)

Цель урока:
1. Показать особенности применения различных методов и приемов работы с учащимися на разных этапах урока.
2. Показать значение использования дидактического материала в коррекционной работе учителя.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и закрепить знания по разделам: «Система органов кровообращения» и «Опорно-двигательная система».
- изучить с учащимися систему органов дыхания, ее части;
- продолжить формировать интерес к строению своего организма;
- продолжить формирование умений и навыков в проектной деятельности при составлении мини-проектов,
-расширять кругозор.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать умения анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить при выполнении различных заданий;
- корректировать и развивать память, зрительно-моторную реакцию учащихся;
-развивать речь учащихся, мышление, внимание;
- обогащать словарный запас;
- развивать творческое воображение при работе с иллюстрациями
(фото) к тексту;
- на примере презентации показать возможность использования ИКТ.
Воспитательные:
- мотивация здорового образа жизни,
- воспитывать интерес к изучению жизнедеятельности своего организма на примере системы дыхания
- заинтересовывать и побуждать к поиску дополнительной информации на основе межпредметных связей,
- способствовать положительной мотивации учебной деятельности,
-воспитывать самостоятельность при подготовке презентаций, сообщений.
Оборудование к уроку:
1. Презентация на тему: «Органы дыхания».(слайды).
2. Таблица: «Органы дыхания, строение».
3. Таблица: «Выбери правильный ответ».
4. Творческое задание с использованием биологических понятий и иллюстраций.
5. Раздаточный материал для индивидуальной работы.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
I. Организация учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление новой темы.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Анализ и оценка работы на уроке.
VIII. Рефлексия
IX. Объяснение домашнего задания.

I. Организация учащихся к уроку.
У:Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста готовность к уроку.
Учащиеся проверяют готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания.
У:Ребята, вспомним изученные системы органов организма человека.
Вы готовили мини-проекты по темам: «Опорно-двигательная система» и «Система органов кровообращения».
Проверим знания.Слово для защиты мини-проекта по теме: «Опорно-двигательная система»предоставляется представителю 1 группы учащихся.
Слово для защиты мини-проекта по теме: «Система органов кровообращения»предоставляется представителю 2 группы учащихся.
У:Вопросы к классу:
1)Назовите органы опорно-двигательной системы.
Ответы:К органам опорно-двигательной системы относятся мышцы и скелет.
2)Назовите органы кровеносной системы.
Ответы:К системе органов кровообращения относятся сердце, кровеносные сосуды, кровь.
3)Назовите факторы отрицательного влияния на органы кровообращения.
Вредное влияние на органы кровообращения оказываю употребление алкоголя, наркотиков, курение.
4)Назовите факторы положительного влияния на органы кровообращения.
Укрепление и оздоровление органов кровообращения вызывают занятия спортом, физкультурой.

III. Изучение новой темы. (сл.1)
Сегодня на уроке мы начинаем изучать новую систему органов. Название системы вы узнаете выполнив задание: расположите буквы в порядке убывания размеров этих букв.(сл.2).

Итак, мы начинаем изучать систему органов дыхания.
Тема нашего урока «Органы дыхания». (сл.3).Открыли тетрадь, записали число и тему урока.
План.(сл.№4)
1. Значение дыхания.
2. Органы дыхания и их функция.
3. Гигиена дыхания.
Исключительно важно для человека дыхание. Известно, что без пищи
он может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, а без воздуха – всего несколько минут. Человек дышит постоянно, когда работает, ест, спит, гуляет.
Дыхание состоит из вдоха и выдоха. (сл.5).Процессы вдоха и выдоха. (сл.6).
Механизм вдоха.(сл.7) Во время вдоха воздух с кислородом поступает в организм человека. Механизм выдоха(сл.8). Во время выдоха воздух удаляется из организма.
Почему так важно дыхание. Работа каждой клетки, каждого органа нашего организма связана с потреблением энергии. Энергию вырабатывает сам организм. В каждой клетке происходит химическая реакция, в результате которой выделяется энергия. Для химической реакции необходим кислород, который поступает в организм во время вдоха. В результате химической реакции выделяется углекислый газ и пары воды, которые удаляются во время выдоха. Таким образом видно, что органы дыхания обеспечивают обмен газов между организмом и окружающей средой.
Дыхание – процесс обмена газов между организмом и окружающей средой (сл.№9).
Сделаем вывод и определим, какое значение имеет дыхание. (сл.№10).
Значение дыхания.
1. Поступление кислорода.
2. Удаление углекислого газа.
3. Удаление паров воды.
Газообмен происходит в легких. Но прежде чем воздух с кислородом дойдет до легких, он пройдет через ряд органов. Эти органы составляют систему дыхания (сл.№11). Органы дыхания представлены верхними дыхательными путями (носовая полость, ротовая полость, носоглотка, глотка) и нижними дыхательными путями (гортань, трахея, бронхи, лёгкие).
Начинается дыхание с поступления воздуха в носовую полость (сл.№14,15,16.17).
Носовая полость выстлана слизистой оболочкой, которая покрыта многочисленными волосками и пронизана кровеносными сосудами. Слизь убивает микробы, волоски очищают от пыли, кровеносные сосуды согревают воздух.
Почему не рекомендуется дышать ртом?
Почему нельзя кричать на морозе?
Почему на морозе нос красный?
Из носовой полости воздух поступает в носоглотку (сл.18).

Носоглотка – место соединения носовой полости и ротовой полости. Носоглотка выстлана слизистой и пронизана кровеносными сосудами. Носоглотка участвует в проведении и согревании воздуха.
Из носоглотки воздух поступает в гортань.(сл.№19,20,21,22) Гортань расположена в верхней части шеи. Она образована хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. В гортани находятся голосовые связки и между ними голосовая щель. Когда человек говорит, струя воздуха колеблет голосовые связки и возникает звук. Во время вдоха и выдоха воздух проходит через гортань.
Следовательно, гортань участвует в проведении воздуха и голосообразовании.

Из гортани воздух поступает в трахею.
(сл.№23,24).
Трахея – это трубка длиной 10-15 см. Ее составляют хрящевые полукольца. Мягкая задняя стенка трахеи не препятствует прохождению пищи по пищеводу. Такое строение не задерживает прохождение воздуха при любых движениях шеи. Трахея участвует в проведении воздуха.

Нижняя часть трахеи делится на два бронха(сл.№25). Крупные бронхи разветвляются на мелкие, как ветки у дерева. Бронхи участвуют в проведении воздуха.
Самые мелкие бронхи заканчиваются легочными пузырьками.
Легочные пузырьки пронизаны густой сетью кровеносных сосудов.
Мельчайшие бронхи и легочные пузырьки образуют легкие (сл.№26)
В легких происходит
Газообмен (сл.№27)

После газообмена совершается выдох по тем же органам, только в обратном направлении.
Назовите органы, по которым проходит воздух при выдохе?

IV.Физкультминутка. Релаксационная пауза .(сл.28)

Проведем наблюдения.
Закроем один носовой ход, а к другому поднесем кусочек ваты. Сделаем вдох и выдох. (сл.№29)

Что мы наблюдаем?

Проведем наблюдения.
Сделаем глубокий вдох и глубокий выдох. Сделаем легкий вдох и попробуем сделать глубокий выдох.
(сл.№30)
Что мы наблюдаем?
Сделайте вывод из полученных наблюдений.

V. Закрепление изученного материала.
Дать определение дыханию.
Какое значение имеет дыхание?
Из перечисленных функций выбрать только те, которые относятся к дыханию.
Учитель переворачивает слова и на обратной стороне получается предложение «Органы дыхательной системы». Учитель предлагает под названием разместить органы дыхания.

Следующее задание связано с определением органов дыхания на иллюстрации.
Определить под какими цифрами обозначены органы дыхания. (сл.31,32)

Следующее задание. По особенностям строения и выполняемым функциям определить орган дыхательной системы.(сл.№33)

Индивидуальная работа по карточкам.
Карточки №1.
Соедини орган дыхания и выполняемую им функцию (сл.№34,35).

Карточки №2.
Расположи органы дыхания в порядке прохождения по ним воздуха от носовой полости к легким.

VI. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы начали изучать систему органов дыхания.
Какой процесс в организме называется дыханием?
Перечислить органы дыхания.
И в заключении хочется напомнить еще раз, что здоровье надо беречь
смолоду. Помнить, что курение – самая распространенная вредная привычка в нашем обществе, оказывает вредное влияние на все органы и на органы дыхания в том числе.
Сравните легкие курящего и некурящего человека(сл.№36). Надеюсь, что каждый сделает для себя вывод. Тот, кто не начинал и не начинайте курить, а тот кто курит, тот обязательно должен бросить эту пагубную привычку.

VII. Анализ и оценка работы.
Учитель анализирует и оценивает работу уч-ся на уроке.

VIII. Рефлексия (сл.37).
Продолжите предложение:
1.Мне на уроке понравилось…
2.Я на уроке запомнил…
3.Я научился…

IX. Объяснение домашнего задания. 1.Учебник, стр.77-80,читать, пересказывать
2.Творческое задание:
1. Найти на своем теле места, где расположены органы дыхательной системы.
2.Приготовить сообщения, презентации на темы:
Действие табачного дыма на организм человека,
Заболевания дыхательной системы (туберкулёз, пневмония).
(сл.№38)
X.Спасибо за внимание.(сл.39)