Дотационные страны евросоюза. ЕвроСоюз упорно ищет варианты уменьшить евро- дотации лимитрофам: Прибалтике, Польше, Венгрии

  • 21.08.2019

РИГА, 19 фев — Sputnik. Балтия призвала страны ЕС увеличить взносы в общий бюджет после 2020 года, который после выхода Великобритании из ЕС "похудеет" на 13 миллиардов евро, чтобы не уменьшилось финансирование программ развития. Однако открытая ориентация на США вопреки политической линии Брюсселя и провокационное нагнетание напряженности в отношениях с РФ могут сыграть злую шутку для Балтии и других "младоевропейцев", пишет Дмитрий Добров в ИноСМИ .

Платите больше

Президент Литвы Даля Грибаускайте, а также премьеры Латвии и Эстонии Марис Кучинскис и Юри Ратас подписали письмо в адрес властей ЕС, где говорится о необходимости увеличения взносов стран — членов сообщества в общий бюджет, из которого идут деньги на аграрные субсидии и программы развития.

"Мы готовы дискутировать о том, как даже после Brexit сохранить уровень нынешней многолетней финансовой программы, увеличив вклады в бюджет ЕС и, возможно, найдя новые собственные ресурсы", — говорится в письме.

Это письмо президент Даля Грибаускайте на прошлой неделе передала находившемуся в Вильнюсе с визитом председателю Европейского совета Дональду Туску.

Требование продолжать финансирование из фондов ЕС поддерживают и другие "младоевропейцы" — Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, ведь выделяемая им помощь ЕС колоссальна: до сих пор дотации из этих фондов обеспечивали около 20% ВВП стран Балтии и 6% — Венгрии, отмечает Добров.

"Польша получает ежегодно от Евросоюза около 13,4 миллиарда евро, Чехия — 4,3 миллиарда евро, Словакия — 3,7 миллиарда евро, Венгрия — 5,6 миллиарда евро. Даже крошечные Литва и Латвия получают около одного миллиарда евро в год. Всего с 2014 по 2020 год суммарная помощь Евросоюза странам Восточной Европы должна достичь гигантских объемов: для Польши — 77,6 миллиарда евро, Чехии и Венгрии — по 22 миллиарда евро, Словакии — 14 миллиардов евро", — указывает эксперт.

Не соблюдаете принципы - не получите деньги

Однако действие нынешних "программ консолидации" для Восточной Европы заканчивается в 2020 году. Главная причина — не только ограниченность средств, но и невыполнение "младоевропейцами" основных обязательств по отношению к ЕС, пишет Добров.

Главными нарушителями европейских норм считаются Польша и Венгрия, которые отказываются принимать у себя беженцев по европейским квотам. В случае Польши это еще и судейская реформа, из-за которой у Варшавы возникли разногласия с Еврокомиссией.

Французский министр по европейским делам Натали Луазо заявила: "Совершенно неприемлемо, когда страны ЕС получают деньги из общего бюджета на определенные цели и проводят несовместимую с нашими принципами национальную политику". По мнению Луазо, в будущем дотации будут четко привязаны к соблюдению норм ЕС, в частности правовых стандартов.

Глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль констатирует в этой связи, что позиции Западной и Восточной Европы сейчас принципиально расходятся. В этих условиях невозможно инвестировать новые средства в экономику "младоевропейцев".

Этой позиции придерживается и Еврокомиссия, отмечает Добров. В мае будут предложены рамочные условия для дальнейшего финансирования, а год спустя, уже после , будет окончательно утвержден новый, более жесткий бюджет. Перспективы утверждения этого бюджета неплохие, поскольку Лондон не сможет наложить свое вето, отмечает автор.

Бюджетное планирование в Евросоюзе осуществляется в рамках семилетних бюджетных периодов. Текущий бюджетный период занимает отрезок времени с 2014 по 2020 год, следующий начнется в 2021 году. Впоследствии Евросоюз ежегодно принимает годовые бюджеты сообщества, в них вносятся отдельные коррективы, которые не могут превышать согласованные параметры семилетнего бюджета. Доходная часть бюджета Евросоюза формируется на основании взносов стран ЕС, которые различаются по размеру и должны быть согласованы как на европейском, так и на национальном уровне.

Идти в фарватере США не всегда выгодно

После выхода Великобритании бюджет ЕС не просто сократится на 8-10%, значительно вырастет финансовый и политический вес франко-германского тандема. С уходом Великобритании "младоевропейцы" лишатся важнейшего союзника в противостоянии "диктату" Брюсселя и ЕЦБ, а противоречия "старой" и "новой" Европы неизбежно обострятся, считает Добров.

"На Западе считают, что "младоевропейцы" относятся к ЕС потребительски: получают деньги и не проявляют солидарности. Нарушений много: отказ принимать мигрантов по квотам Евросоюза, демпинг рабочей силы, открытая ориентация на Вашингтон вопреки политической линии Брюсселя и провокационное нагнетание напряженности в отношениях с Россией", — говорится в статье.

Еще один фактор раздора - , против которого выступает Балтия и Польша, но который так выгоден Германии и Австрии.

"Денежный вопрос" как показатель противоречий

В нынешних резко изменившихся условиях "Европа двух скоростей" становится реальностью. Де-факто это означает укрепление западноевропейского "твердого ядра" в виде франко-германского альянса и примкнувших к нему государств "старой Европы", пишет Добров.

Что касается более отсталых стран, находящихся за пределами романо-германского "лимеса", они станут вторым, внешним кругом, который будет постепенно интегрироваться в "твердое ядро".

"Младоевропейцы" отчаянно протестуют против концепции Европы "двух скоростей", Польша считает этот проект дискриминацией и шантажом. Но пока что все указывает на то, что пропасть между старой и новой Европой не выравнивается, а лишь углубляется, и "денежный вопрос" — лишь один из показателей растущих противоречий", — заключает автор.

Владимир Веретенников, для РИА Новости

Экономисты Латвии, Литвы и Эстонии утверждают, что в ближайшие годы прибалтийские республики могут столкнуться с острым системным кризисом, связанным с потерей значительной части финансирования из западных структурных фондов. На кону — сотни миллионов евро. РИА Новости решило выяснить, чем грозит государствам Балтии полное или частичное отлучение от европейской финансовой "соски".

Под денежным дождем

На сегодняшний день в Евросоюзе идет очередной период планирования — с 2014 по 2020 год. За этот срок только Латвии, как следует из открытых источников, планировалось выделить из европейских структурных фондов порядка 4,5 миллиарда евро (по три тысячи на каждого жителя). Согласно данным Eurostat, общий размер дотаций для государств Прибалтики составил за последние пять лет около 3,5 миллиарда евро в год. При этом финансовые вливания в Литву и Латвию почти ежегодно увеличивались на 50-100 миллионов евро. Самыми крупными донорами являются Европейский социальный фонд (ESF), Европейский фонд регионального развития (ERAF) и Фонд кохезии (выравнивания) (KF). Примечательно, что с момента вступления всех трех республик в ЕС в 2004-м величина их обязательных выплат в общую казну Союза не превышала 150-300 миллионов евро. Другими словами, объем отдаваемого был в шесть-семь раз меньше, чем получаемого.

В разговоре с РИА Новости депутат Европарламента от Латвии Андрей Мамыкин подтвердил: "Зависимость всех трех стран Балтии от денег ЕС фатальна. Но самая финансово несамостоятельная из балтийских "сестер" — Латвия. В 2017 году ее годовой бюджет составляет восемь миллиардов евро. Из них один миллиард — помощь от ЕС. То есть каждый восьмой евро в нашем латвийском бюджете — подарок от ЕС. В следующем году финансовая зависимость от Евросоюза останется: бюджет спланирован на уровне почти 8,7 миллиарда евро. Из них 1,2 миллиарда — деньги ЕС".

Европа в Прибалтике – не того сорта. Загуститель не тот Как известно, мы состоим из того, что едим. Точнее, из того, что усвоилось и осталось. А в этом смысле после вступления в ЕС в странах Прибалтики все время происходит что-то невероятное. Но при этом очевидное.

Технология освоения проста: достаточно умело составить проект, подать его на рассмотрение в Брюссель и в итоге получить европейские деньги. "Тут целое море программ: от оборудования лабораторных комнат для студентов в университетах до утепления школ и садиков, от укладки нового асфальта до программы мобильности для безработных с целью вернуть их на рынок труда. Финансирование ведется по сотням программ и по линии десятков фондов и инструментов поддержки. Обучение пограничников, семинары для прессы, строительство новых линий сортировки мусора, борьба с детской бедностью, закупка оборудования для борьбы с контрабандой, улучшение систем управления в госсекторе, помощь предпринимателям при переходе на зеленую энергию, дотация при закупке электромобилей, финансовая помощь крестьянам при рекультивации пахотных земель… Мне легче назвать отрасли, где Евросоюз нам не помогает", — отмечает Мамыкин.

Пора взрослеть

Однако не исключено, что такое изобилие скоро закончится. Мамыкин объясняет, что бюджетные периоды в ЕС планируются на семь лет, а очередной срок истекает в 2020 году.

"Некоторые программы в Латвии будут действовать до 2024 года, потому что они начнутся позже или рассчитаны на десять лет, с 2014-го. Что будет потом — не знает никто. Сокращение финансирования связано с двумя моментами. Первый: выход Великобритании из ЕС. Недавно я встречался с еврокомиссаром по бюджету Гюнтером Эттингером. Он назвал цифру в 12 миллиардов евро в год — та сумма, которой будет ежегодно не хватать при отсутствии в ЕС Соединенного Королевства. Поэтому при уменьшении доходной части общего бюджета ЕС сократится и расходная часть. И каждое государство, включая страны Балтии, будет получать меньше. Самый скромный минус, который прогнозируют финансисты, — 150-200 миллионов евро для каждой из стран. Четыре миллиарда из недостающих денег ЕС готова компенсировать Германия. Но очевидно, что полностью покрыть недостающий взнос британцев не готова ни одна из больших стран ЕС: ни Франция, ни Испания, ни Италия", — утверждает парламентарий.

Кроме того, по его словам, есть и вторая причина сокращения дотирования: прибалтийские республики стали считаться в ЕС "взрослыми". "За время с 2004 года, когда Литва, Латвия и Эстония стали полноправными членами ЕС, прошло более 13 лет. Теперь чиновники Еврокомиссии говорят: за минувшие годы мы закачали в экономики стран Балтии десятки миллиардов евро. Вы эти деньги брали и всякий раз рапортовали, что жизнь становится все лучше и лучше. Теперь вам пора самим становиться донорами — ЕС вам помог, теперь вы сами обязаны помогать Болгарии, Румынии и Хорватии, вошедшим в Евросоюз после вас. И еще на горизонте вступление в ЕС государств Западных Балкан, это даже Юнкер признал в своей последней речи. Детство кончилось, пора странам Балтии взрослеть и тоже нести ответственность за наш общий союз", — описывает ситуацию Мамыкин.

Не очень хорошо обстоят дела и в Литве. Вот что рассказал РИА Новости депутат горсовета Клайпеды Вячеслав Титов: "Сегодняшнее развитие Литвы, как и Прибалтики в целом, во многом определяется именно субсидиями ЕС. В последние годы республика ежегодно получала 1,6-1,9 миллиарда евро. Например, у нас в Клайпеде принцип формирования инфраструктурного бюджета таков, что, к примеру, Евросоюз выделяет 85% для строительства бассейна, а 15% средств отчисляет самоуправление. Бывает, что на тот или иной проект 85% в равных долях выделяют ЕС и государство, а оставшиеся 15% — местные власти. Евросоюз также дотирует сельское хозяйство в странах Балтии. Если у тебя есть один гектар сельскохозяйственной земли и ты косишь на ней траву, тебе выделяют где-то по 100 евро в год. Можно смело говорить, что в случае сокращения субсидий государствам Прибалтики предстоит очень болезненный процесс — придется учиться жить на свои средства".

Было — даром, будут — кредиты

Неутешительные прогнозы для Прибалтики в беседе с РИА Новости подтвердил и Мирослав Митрофанов — сопредседатель партии "Русский союз Латвии", помощник евродепутата Татьяны Жданок.

"Существующий сейчас порядок финансирования Фонда кохезии существенно изменится. Раньше старые члены ЕС вкладывали деньги в этот фонд, а оттуда финансировались инфраструктурные проекты в государствах — новых участниках Содружества. Цель — сократить существенный разрыв в уровне развития инфраструктуры старых и молодых членов ЕС. Впрочем, деньги на выравнивание получают не только государства, но и некоторые отдельные бедные регионы, например в Испании, Италии и Греции", — комментирует Митрофанов.

За счет внешних вливаний, уточняет он, формируется примерно пятая часть ВВП Латвии. "Понятно, что лишиться этих денег было бы очень болезненно для государства. Сейчас Минфин пытается успокоить население: недавно заявили, что в следующий период планирования бюджета Евросоюза после 2020 года объем доступных нашей стране средств из еврофондов может снизиться лишь на 15-30 процентов", — поясняет эксперт.

После 2020 года, уверен собеседник, приток европейских денег в Прибалтику не иссякнет, но поступать они будут уже не даром, а в виде долгосрочных кредитов. "Дело в том, что сейчас Евросоюз переживает экономическую стагнацию. Там просто не предвидится настолько больших инфраструктурных проектов, которые потребуют вложения "дешевых денег", имеющихся сейчас в ЕС в большом количестве. В этих условиях наилучшим способом размещения средств считается отдача их в кредит под гарантии государств или муниципалитетов", — обрисовывает перспективы Митрофанов.

И добавляет, что в ближайшие годы случится еще одно существенное изменение — проекты, на которые идут деньги из европейских структурных фондов, начнут оцениваться гораздо строже, чем раньше. "До нынешних времен в этой сфере царила большая свобода. Оценкой проектов, требующих менее 200 тысяч евро, в Брюсселе вообще не интересовались, полностью оставляя это в сфере компетенции национальных правительств. Но сейчас все проекты, претендующие на еврофинансирование, не просто начнут подвергать тотальной проверке, их еще и заставят конкурировать друг с другом. Допустим, представит Германия 50 проектов инфраструктурного развития и пять — Латвия. Естественно, предпочтение отдадут проектам с более тщательной проработкой (а для этого необходимо наличие высококлассных экспертов), с возможностью государственного софинансирования и меньшими коррупционными рисками. Помимо этого, Еврокомиссия может проверить на любом этапе эффективность своих вложений, а выдачу денег под утвержденные проекты можно будет остановить уже в ходе их реализации, если государство откажется участвовать в общих программах ЕС. Как, например, в программе равномерного распределения беженцев по всем странам — членам Евросоюза. Страны Балтии отнюдь не рвутся размещать у себя мигрантов", — напоминает Митрофанов.

В ожидании "финансового шторма"

По информации Андрея Мамыкина, в Прибалтике сейчас есть масса программ, которые не смогут существовать без ЕС, оплачивающего до 85% стоимости того или иного проекта. "Понятно, что, сидя на денежном буксире, в самостоятельное плавание отправиться сложно. Ясно, что в ситуации урезания или полного прекращения финансирования те или иные программы придется просто закрыть", — признает Мамыкин.

Не евро единым… Почему в Польше уверены, что европейская валюта ей навредит Страны Прибалтики, вступив в ЕС, поторопились перейти на евро. Результат, мягко говоря, неоднозначный. А вот Дания и Швеция, например, входят в ЕС давным-давно, а в еврозону – нет. И даже не собираются. Почему?

Вместе с тем, указывает он, безрадостная перспектива — не секрет для властей. "Но тут в странах Балтии подход совершенно разный. В Эстонии, например, задолго до прекращения еврофинансирования поставили амбициозную цель — стать "цифровым центром" ЕС. В итоге Эстония получила в Еврокомисии пост комиссара по единому цифровому рынку (им стал бывший премьер-министр республики Андрус Ансип). Эстонцы уже создали не только первое в мире, но и самое эффективное "цифровое" государство: от заявления в полицию до подписания закона президентом — все это происходит в электронном виде. Они оказались настолько прозорливыми, что пять-семь лет назад сумели подготовиться к экономическому кризису и создали государственный накопительный фонд. В Латвии, к сожалению, противоположная ситуация. Пока нам дают деньги из ЕС, мы их "пилим", причем не без случаев чудовищной коррупции. Однако стратегическое видение развития страны до сих пор отсутствует", — рассказывает депутат.

Парламентарий говорит, что ситуация весьма унизительная: "Спустя 27 лет после провозглашения независимости моя страна стоит в позе попрошайки с протянутой рукой! Мол, дяденьки в Брюсселе, дайте нам денег, кушать хочется…" Также он обращает внимание на то, что самая талантливая и работоспособная молодежь продолжает десятками тысяч покидать Латвию, чтобы получить достойную работу и сделать карьеру в Западной Европе. А зарубежные инвесторы, у которых есть желание вложиться в Латвию, зачастую понимают, что их денег здесь никто не ждет.

В свою очередь, не все настроены столь пессимистично и считают, что латвийское правительство все же готовит фундамент для жизни после оттока европейских денег. По словам Мирослава Митрофанова, в стране проводят налоговую реформу, сокращают персонал государственных учреждений, расходы на социальную среду (хотя, к примеру, финансирование военной сферы не только не урезается, а, напротив, растет). "Скоро резко усилится давление на муниципалитеты, чтобы радикально увеличить ту долю взимаемых налогов, которую самоуправления перечисляют в госказну. При этом особенно пострадают муниципалитеты Риги и Рижского района — как наиболее состоятельные. Кроме того, уже опубликован план о закрытии почти половины школ в стране", — резюмирует Митрофанов.

Хватит ли времени перестроить финансовую систему — вопрос открытый.

Начиная строительный проект, мы привыкли думать о завышенных сметах со стороны строительных компаний, неточности проектировщиков, дополнительных затратах и в целом о большой головной боли. Мы не надеемся на помощь государства для развития нашего бизнеса, минимизации налоговой нагрузки и получение налоговых льгот. В отличие от всего этого, Словения может предложить совершенно другой опыт.

Субсидии в Европе

Именно здесь, в Европе, абсолютно реально получить безвозвратную субвенцию - безвозмездное финансирование со стороны государства и Европейского Союза в размере — до 50% строительной сметы на строительство или реконструкцию объекта. Но как и в любом деле, здесь есть свои подводные камни и трудности, преодолеть которые помогут специалисты. Самый первый шаг — правильный выбор инвестиционного объекта для получения субсидии, а именно объекта под реконструкцию. Как и в любой стране, в Словении есть высокоразвитые регионы, такие как столица и ее пригород (Любляна), прибрежная зона (Порторож, Изола, Копер), индустриальные центры (Копер, Целье, Марибор) и развитые курортные направления (Блед, Бохинь, Краньска Гора, Рогашка Слатина). На этих направлениях, получение дотации проблематично, хотя и не невозможно.

Наиболее перспективным направлением, для получения данных субвенций и дотаций, будут регионы попадающие под нужды развития туризма

Минусы развитых регионов и раскрученных туристических центров:

  • очень высокая стоимость недвижимости, даже под реконструкцию;
  • высокая стоимость земли;
  • бюрократические препоны в связи с высокими требованиями и ограничениями использования земли и зданий;
  • высокая конкуренция.

Плюсы развитых регионов:

  • готовая маркетинговая стратегия;
  • постоянный и сформированный туристический оборот.

Наиболее перспективным вариантом, для получения безвозвратных субвенций и дотаций, будут регионы попадающие под нужды развития туризма, сельского хозяйства или экономики в регионе. Такими регионами на данный момент являются:

  • Северо-Восток Словении, Поморский регион. Регион является аграрной зоной Словении, а кроме того там расположены прекрасные термальные и лечебные курорты. Несмотря на это, регион все еще нуждается в развитии и для этого предусмотрены программы по развитию экономики и сельского хозяйства, в которых можно участвовать.
  • Юг и Юго-Восток Словении, вдоль границы с Хорватией. Регион является винородным краем, в котором также присутствуют лечебные курорты (Доленьски Теплицы). В этом регионе предусмотрены программы развития туристической отрасли.

Объектом инвестиций могут служить данные варианты:

  • заброшенное фермерское хозяйство;
  • старинный объект под реконструкцию;
  • современный объект, но при условии, что при его отделке будут использоваться современные, энергосберегающие материалы и технологии.

Для подачи заявки на участие в тендере на получение средств субсидии размере 45-80% от сметы необходимо:

  1. наличие компании в Словении с положительным балансом и хорошей бонитетной оценкой;
  2. права собственности на объект инвестиций — ферма, замок, участок, дом и т.д.;
  3. полученной разрешение на строительство согласно проектной документации;
  4. бизнес-план;
  5. маркетинговый план;
  6. правильно составленные документы для тендерной комиссии.

Как правило срок рассмотрения заявки о получении безвозвратной дотации составляет 60-90 дней, после чего вы получаете свидетельство на целевую компенсацию ваших затрат при строительстве и можете начинать работы.

Уход Великобритании из Евросоюза имеет не только негативную политическую составляющую, но и экономическую, особенно для Восточной Европы. Ведь Объединённое Королевство - один из главных финансовых доноров европейского интеграционного проекта.

Редактор LJ Media

Члены ЕС делятся на нетто-получателей и нетто-доноров. «Нетто» - потому что каждая страна и складывает деньги в общую копилку, и берет из нее. Разумеется, не сама и не сколько вздумается. Бюджет Евросоюза наполняется государствами, за его формирование отвечают Совет Европейского союза, Еврокомиссия и Европарламент. За наполнением и расходом бюджета бдительно следит Европейская счетная палата, созданная в 1975 году.

Если страна берет больше, чем дает, то она нетто-получатель. И наоборот, если дает больше, чем берет, - нетто-донор. Вот как выглядит карта Европы, если ее раскрасить цветами дотационных стран (красно-желтые оттенки) и доноров (желто-зеленые).

2016 год

В Евросоюзе действует семилетнее планирование бюджета. Предыдущая семилетка - 2007 - 2013 гг., на нее пришелся кризис 2008 - 2009 гг. Нынешняя началась в 2014 году и закончится в 2020-м. На нее придется и надвигающийся мировой кризис, и узко европейский - Brexit. Который, впрочем, наверняка повлияет и на остальной мир.

На основании данных Еврокомиссии я составил несколько табличек.


, 2016 год

Как мы видим, нетто-доноров в Евросоюзе десять. Табличка ранжирована по колонке с данными за 2014 год. Легко заметить, что главный донор - Германия. Великобритания лишь на третьем месте, после Франции и перед маленькой Голландией.

Нетто-получателей почти вдвое больше.


, 2016 год

Здесь тоже требуется пояснение. Члены ЕС выстроены, опять же, по данным за 2014 год. Как мы видим, Мальта, Кипр, Люксембург и Ирландия находятся в пограничном состоянии, в некоторые годы они бывали даже донорами или близко к ним. Хорватия новичок, она вступила в ЕС 1 июля 2013 года. Понятно, что она вряд ли откажется от дотаций в будущем. Но пока неясно, какое место займет.

Хорошо видно, что самые большие траты Евросоюза приходятся вовсе не на Грецию, а на Польшу. Европейцам виднее, кто больше заслужил халяву, конечно. Был бы толк.

Таблички ниже более корректны. Выше перечисленные не определившиеся страны в них не вошли, потому что создают путаницу.

, 2016 год

Оказывается, больше всех получают литовцы и вообще балтийские тигры. Но это им, по-моему, не очень помогает - из всех трех стран население разъезжается.

Теперь посмотрим среднедушевые дотации, которые платят страны-доноры.


, 2016 год

Здесь тоже небольшой сюрприз - оказывается, самыми работящими (или сердобольными) в Европе являются вовсе не немцы, а датчане. Британцы плетутся в хвосте. То есть, подданные Ее Величества Елизаветы Второй вряд ли когда-нибудь почувствуют серьезное повышение жизненного уровня после Brexit. Но, насколько я понимаю, их больше беспокоят не деньги, а мигранты.

Еще кое-какая статистика: в странах-донорах живет 330 млн человек, в остальных - 206. Выводы можно делать любые. По мне так каждый житель старой Европы вполне может прокормить одного-двух младоевропейцев - это очевидно. Просто нужно лучше работать.

Шутки шутками, но для наших бывших соседей по соцлагерю наступают нелегкие времена. Халява явно заканчивается, балтийских тигров гонят из теплых клеток с гарантированным кормом на вольный выпас - поднимать экономику своих гордых стран. Как, впрочем, и остальных жителей Восточной Европы. Пора затягивать пояса - неумолимо наступает настоящая независимость.

Что будет на Украине, прогнозировать сложно. Точнее, тут все зависит от вашей фантазии. Ясно одно: у Европы деньги и так кончались, а тут еще британцы влезли со своим референдумом. Чует мое сердце, опять украинцы дружить с нами захотят. Причем, довольно скоро.

Выяснила, зачем Варшава сознательно идет на конфликт с Брюсселем.

Европейская комиссия (ЕК) одобрила применение 7 статьи Лиссабонского соглашения о ЕС в отношении Польши. Это позволит ввести санкции за нарушение польскими властями принципа независимости правосудия.

Вице-председатель Еврокомиссии Франс Тиммерманс напомнил, что за последние два года правящая партия Польши «Право и справедливость» (ПиС) приняла 13 законов, позволяющих правительству «систематически вмешиваться в процессы формирования, управления и функционирования» судебной системы.

«Сегодня, после многочисленных попыток привлечь польские власти к конструктивному диалогу, Еврокомиссия пришла к выводу, что в Польше существует риск серьезного нарушения принципа главенства права», - говорится в пресс-релизе Еврокомиссии по итогам заседания.

Тиммерманс подчеркнул, что Варшава проигнорировала три предупреждения Еврокомиссии о том, что проводимые в стране судебные реформы противоречат принципу главенства права.

Решение ЕК уже раскритиковала польская сторона - пресс-секретарь партии «Право и справедливость» Беата Мазурек заявила, что рекомендация ЕК об активации 7 статьи Лиссабонского соглашения в отношении Польши «не имеет смысла» и является «чисто политическим».

В свою очередь, в польском МИДе заявили о намерении судиться с Еврокомиссией по поводу решения о санкциях. «Польша готова к защите своих прав в суде ЕС как независимом и беспристрастном судебным органе и надеется, что у нее будет такая возможность», - заявили в польском дипведомстве.

Чем Польша разозлила ЕС

15 декабря польский сенат одобрил окончательную редакцию законов о Верховном суде и Национальном судебном совете, предложенных президентом страны Анджеем Дудой . Они предполагают возможность внесения жалоб на решение суда любого уровня в Верховный суд. Кроме того, закон предполагает установление пенсионного возраста для судей на уровне 65 лет с возможностью продления срока полномочий при обращении на имя президента.

Предыдущие редакции законов о Верховном суде и Национальном судебном совете летом были ветированы польским президентом в связи с массовыми протестами и резкой критикой со стороны оппозиции и Евросоюза. После этого Дуда представил альтернативный вариант данных законопроектов, хотя они тоже не устраивают ни оппозицию, ни ЕС.

А вот законы о работе всеобщих судов и Национальной школе судей польский лидер подписал сразу - в Еврокомиссии утверждают, что они являются попыткой правительства установить контроль над всеми ветвями государственной власти и подорвут независимость правосудия в Польше.

Конфликт Брюсселя и Варшавы по поводу судебной реформы в Польше тянется уже два года - с тех пор, как в начале 2016 года Варшава начала вносить изменения в судебное законодательство.

В июле Еврокомиссия уже грозилась «немедленно запустить» процесс активации 7 статьи. Это случилось после принятия польским парламентом закона, который позволил бы правительству отправить на пенсию почти всех судей Верховного суда - именно этот законопроект заблокировал президент Дуда.

Статья 7: что это значит для Варшавы

Статья 7-я Лиссабонского соглашения о ЕС предполагает введение внутренних санкций в отношении страны, «серьезно нарушающей европейские ценности». Эти ценности перечислены во 2-й статье того же документа: уважение человеческого достоинства, свобода, демократия, главенство права и соблюдение прав человека, включая права меньшинств. В случае с Польшей основой претензий ЕС стало как раз несоблюдение принципа «главенства права».

Если 7-я статья Лиссабонского договора все же будет активирована, Польшу могут лишить права голоса в Совете Европы .

Но прежде рекомендацию Еврокомиссии о применении 7-й статьи Лиссабонского соглашения должны рассмотреть страны-члены ЕС. Для запуска санкционного механизма необходимы голоса как минимум 22 из 27 государств-членов Евросоюза.

Все зависит от того, выскажется ли за активацию статьи такое количество членов Евросоюза - по словам заведующего сектором стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергея Уткина , этого может и не произойти. «Вполне вероятно, что, несмотря на определенное беспокойство, с которым в ряде стран ЕС наблюдают за трансформациями польской политики, формальное осуждение Польши с последующим применением к ней санкций просто не наберет нужного количества голосов», - считает эксперт.

Польский политолог Якуб Корейба в беседе с «Газетой.Ru» подчеркнул, что премьер Венгрии Виктор Орбан уже публично обещал Качиньскому (глава правящей партии «Право и справедливость» - ПиС), что будет ветировать вступление в силу 7 статьи: «Так что это пиар-акция, - уверен политолог,

Комиссия пытается создать прецедент и перетянуть на себя больше полномочий, а Германия и Франция традиционно тестируют пределы своего неформального влияния».

Доцент кафедры политической истории МГИМО Кирилл Коктыш допускает, что ЕС все же применит санкции в отношении Варшавы, но подчеркивает, что это не нанесет существенного ущерба интересам Польши. «Совет Европы не является органом, который принимает решения, это трибуна для обсуждений - лишение права голоса в СЕ не нанесет Польше особого ущерба, а кроме этого Польше пока ничего не грозит», - напомнил он.

В некотором смысле эти санкции даже выгодны для Варшавы, поскольку обосновывают ее право не платить по европейским обязательствам и не следовать тем распоряжениям Брюсселя, которые для нее неудобны, считает Коктыш.

«Применение санкций будет политически обидным, но неэффективным. Для Брюсселя это ситуация, когда пряники кончились, а кнута не хватает», - заключил эксперт.

Зачем Варшаве ссориться с Брюсселем?

Варшава идет на обострение, так как понимает, что это прибавит популярности властям, считает Якуб Корейба. «ЕС вместо града на холме превратился в черного человека: в глазах польского народа стал источником угроз, а не надежд, и правительство позиционирует себя как защитник простых людей от транснациональной олигархии», - подчеркивает эксперт.

«Право и справедливость» опирается на евроскептически настроенного избирателя, в целом поддерживающего намерение правительства не идти на поводу у Брюсселя. То есть, с точки зрения избирателя происходит укрепление суверенитета страны, а с точки зрения правящей группы - укрепление ее собственных позиций. Желание Варшавы «поссориться» с Брюсселем может быть связано и с тем, что со следующего года Евросоюз существенно сократит дотации для всех стран Восточной Европы, в том числе и Польши. Страна окажется в ситуации, когда привилегии заканчиваются, а обязанности остаются. «Поэтому Польша вполне осознанно шла на конфронтацию с Брюсселем», - утверждает Кирилл Коктыш из МГИМО.

В свете разногласий Варшавы с ЕС особенно интересен вопрос о перспективах развития отношений Польши с Россией. Директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев считает, что процессы, наблюдаемые в Польше, дают надежду на улучшение их отношений с Россией на фоне разочарования в «чисто западном» пути.

«Можно надеяться, что Россия воспользуется этим, чтобы налаживать отношения с Варшавой - нечто подобное уже происходило с Венгрией и Чехией, видимо, теперь на очереди Польша», - говорил в беседе с «Газетой.Ru» эксперт.

Однако Кирилл Коктыш, предупреждает, что процесс сближения Польши с Россией не будет быстрым. «Сближение с Россией для Польши будет спекулятивным, чтобы пугать этим Брюссель», - объяснил он.