Экономические отношения китая и японии. Особенности отношений китая и японии на современном этапе

  • 04.09.2019

Конкуренция Пекина и Токио, несомненно, продлится еще долго.

*** «Сим присуждаем тебе титул „Королевы Ва, приветливой к Вэй"… Да будет твое правление, о королева, мирным, а деяния — бескорыстными.» — из письма императора Цао Жуя японской императрице Химико в 238 году нашей эры, «Вэй Чжи» («История царства Вэй», ок. 297 н. э.) ***


*** «От императора страны, где солнце восходит, императору страны, где солнце садится,» — из письма императрицы Суико императору Ян-ди из династии Суй от 607 года н. э., «Нихон сёки» («Анналы Японии», 720 год н. э.)

Призрак двух сильнейших стран мира, конкурирующих за власть и влияние, формирует идеи ученых и наблюдателей, утверждающих, что будущее Азии, а, возможно, даже всего мира, будет формироваться Соединенными Штатами и Китаем. Начиная с экономики и заканчивая политическим влиянием и вопросами безопасности, американская и китайская политики считаются по сути противоречивыми, что создает между Вашингтоном и Пекином непростые отношения, которые затрагивают многие другие страны в Азии и за ее пределами.

Однако в данном сценарии часто игнорируется другой аспект внутриазиатской конкуренции, который, вполне возможно, будет столь же важен, как в случае Америки и Китая. На протяжении тысячелетий отношения между Китаем и Японией были более взаимозависимыми, состязательными и весомыми, чем недавно установившиеся связи между Вашингтоном и Пекином. Каждая из сторон стремилась к господству или, по крайней мере, наибольшему влиянию в Азии, и именно это соперничество обуславливало отношения каждой из них со своими соседями на различных этапах истории.

Сегодня мало кто сомневается в том, что китайско-американская конкуренция оказывает наибольшее непосредственное влияние на весь азиатский регион, особенно в сфере безопасности. Давние союзы Америки, в том числе с Японией, и предоставление таких благ общественной безопасности, как свобода судоходства, остаются основными альтернативными стратегиями политике Пекина в сфере обеспечения безопасности. В любом потенциальном столкновении двух крупных держав Азии, в качестве одного из антагонистов рассматриваются, естественно, Китай и Соединенные Штаты. Тем не менее, игнорировать китайско-японское соперничество как нечто второстепенное было бы ошибкой. Два этих азиатских государства, несомненно, будут конкурировать еще долго после формирования внешней политики США, независимо от того, выведет ли Вашингтон силы из Азии, нехотя примет китайскую гегемонию или станет укреплять свою безопасность и наращивать политическое присутствие. Более того, азиатские страны и сами понимают, что китайско-японские отношения представляют собой новую великую игру в Азии, а во многом — и вечную конкуренцию.

За несколько столетий до появлений первых исторических данных о Японии, не говоря о формировании первого централизованного государства, посланники ее крупнейшего клана представали при дворе династии Хань и ее преемников. Первыми прибывшими в Восточную Хань были представители народа Ва в 57 году н. э., хотя некоторые документы датируют первые встречи между китайской и японской общинами концом второго века до н. э. Вполне закономерно, что данные упоминания о китайско-японских отношениях находятся в тесной связи с вторжением Китая на Корейский полуостров, с которым древняя Япония с давних времен вела торговлю. И наблюдателей того времени не удивляли ожидания двора Вэй касаемо почтения к Китаю. Чуть более удивительной является, пожалуй, предпринятая в седьмом веке попытка новоявленного островного государства, только начинавшего объединяться, провозгласить не только равенство с самой могущественной страной Азии, но и превосходство над ней.

Масштабный характер китайско-японских отношений стал очевиден уже на ранних этапах: конкуренция за влияние, претензии обеих сторон на превосходство и сложности в контексте геополитического баланса в Азии. И хотя прошло вот уже два тысячелетия, фундамент этих отношений изменился мало. Однако теперь в уравнение добавилась новая переменная. На протяжении последних столетий в определенный момент времени мощностью, влиятельностью и наличием международных связей отличалась лишь одна из двух держав, а сегодня обе они являются сильными, объединенными, глобальными игроками, хорошо осведомленными о сильных сторонах соперника и собственных слабостях.

Большинство американских и даже азиатских наблюдателей полагают, что в обозримом будущем ситуацию в Азии, а то и во всем мире, определят именно китайско-американские отношения. Однако между Китаем и Японией конкуренция существовала гораздо дольше, а потому ее значимость не стоит недооценивать. На фоне начинающегося в США период самоанализа и корректировки внешней политики и политики безопасности после Ирака и Афганистана, продолжающейся борьбы за сохранение обширных глобальных обязательств и определении намеченной Дональдом Трампом корректировки внешней политики, извечная конкуренция между Токио и Пекином вот-вот войдет в еще более напряженную фазу. Скорее всего, именно эта динамика в ближайшие десятилетия сформирует будущее Азии, а также отношения между Вашингтоном и Пекином.

Заявление о том, что будущее Азии будет решаться между Китаем и Японией, может показаться причудливым, особенно после двух десятилетий необычайного экономического роста, в результате которого Китай стал крупнейшей экономикой мира (по крайней мере, исходя из расчета паритета покупательной способности), и параллельного 25-летнего экономического застоя в Японии. Тем не менее, в 1980 году это же утверждение прозвучало бы столь же нереально, за исключением тех случаев, когда Япония в течение нескольких лет наращивала экономическую отдачу, выражавшуюся двузначными и высокими однозначными числами, в то время как Китай едва сумел выбраться из продлившейся целое поколение катастрофы политики Большого скачка и Культурной революции. Всего несколько десятилетий назад предсказывалось, что именно Япония станет мировой финансовой державой в полном смысле этого слова, а противостоять ей будет под силу одним лишь Соединенным Штатам.

Однако на протяжении большей части истории сравнивать Японию с Китаем было просто нецелесообразно. Островные державы редко способны конкурировать со сплоченными континентальными государствами. С момента возникновения единых китайских империй, начиная с империи Цинь в 221 году до н. э., Япония всегда отставала от своего континентального соседа. Даже в периоды разобщенности множество разрозненных и конкурирующих частей Китая были либо одного с Японией размера, либо больше. Таким образом, на протяжении полувековой эпохи Троецарствия, когда японская королева Ва воздавала должное царству Вэй, каждый из трех доменов — Вэй, Шу и У — контролировал больше территорий, чем зарождавшийся императорский дом Японии. Естественное чувство превосходства Китая нашло отражение в самом слове, используемом для обозначения Японии — Ва, что значит «карликовый народ» или, в качестве альтернативного варианта перевода, «покорный народ», что соответствовало китайской идеологии относительно других этносов в древности. Аналогичным образом, ввиду географической изоляции Японии от континента, опасный переход через Японское море в Корею предпринимался очень редко и то одними лишь бесстрашными буддийскими монахами и торговцами. Ранние китайские летописи неоднократно описывали Японию как страну «посреди океана», подчеркивая ее изоляцию и отличия от континентальных государств. Длительные периоды японской политической изоляции, такие как период Хэйан (794-1185 годы) или Эдо (1603-1868 годы), также говорили о том, что Япония на протяжении веков находилась преимущественно за рамками основного направления азиатского исторического развития.

Зарождение современного мира перевернуло традиционное неравенство между Японией и Китаем с ног на голову. И действительно, то, что китайцы продолжают называть «веком унижения», начиная с опиумной войны 1839 года и заканчивая победой Коммунистической партии Китая в 1949-м, в значительной степени совпало с превращением Японии в первую в мире крупную незападную державу. Когда развалились многовековая династия Цин, а с ней и тысячелетняя имперская система Китая, Япония стала современным национальным государством, которое нанесет военное поражение двум величайшим империям того времени: самому Китаю в 1895 году и царской России десятилетием позже. Катастрофическое решение Японии вторгнуться в Маньчжурию в 1930-е годы и бороться одновременно с Соединенными Штатами и другими европейскими державами привело к опустошению всей Азии. Тем не менее, когда Китай погрузился в десятилетия военной диктатуры после революции 1911 года, а затем в гражданскую войну между националистами Чана Кайши и коммунистами Мао Цзэдуна, Япония после разрухи 1945 года стала второй по величине экономикой мира.

Однако с 1990 года ситуация изменилась, и Китай занял еще более доминирующее положение в мире, о чем Токио в разгар своего послевоенного господства мог только мечтать. Если представить международную державу как трехногий табурет, стоящий на политическом влиянии, экономической динамичности и военной силе, то полностью свой экономический потенциал Япония развила лишь после Второй мировой войны, и то через несколько десятилетий свои позиции потеряла. Пекин тем временем занял господствующее положение на международных политических форумах на фоне формирования второй по мощности армии в мире и превращения в торгового партнера более чем ста государств по всему миру.

И все же в сравнительном выражении в настоящее время богатыми и могущественными государствами являются и Китай, и Япония. Несмотря на продолжавшийся целое поколение экономический застой, Япония остается третьей по величине экономикой мира. На свои вооруженные силы она тратит примерно 50 миллиардов долларов в год, в результате чего появилась одна из самых продвинутых и хорошо подготовленных армий планеты. На континенте второй по мощи страной в мире после Соединенных Штатов считается Китай, с его дерзкой инициативой «Один пояс — один путь», предложениями о свободной торговле и растущей областью военного влияния. Этот примерный паритет представляет собой нечто новое в контексте отношений между Японией и Китаем, а, возможно, является также и важнейшим, однако не часто признаваемым фактором. Он также стал стимулом для интенсивной конкуренции сторон в Азии.

По сути, конкуренция между странами не ведет к агрессии или каким-либо особенно спорным отношениям. И действительно, взгляд на китайско-японские отношения с точки зрения 2017 года может исказить то, сколь традиционно непростыми были их связи. На протяжении долгих периодов своей истории Япония считала Китай маяком в темном море — самой передовой цивилизацией в Азии и образцом политических, экономических и социокультурных форм. И хотя порой это восхищение превращалось в попытки заявить о равенстве, если не превосходстве, как в эпоху династии Тан (7-10 в.) или спустя тысячелетие во времена правления сегунов дома Токугава (17-19 в.), говорить об отсутствии взаимодействия между двумя сторонами было бы ошибкой. Аналогичным образом китайские реформаторы понимали, что в конце девятнадцатого века Япония добилась столь значительных успехов в модернизации своей феодальной системы, что и сама на некоторое время стала образцом для подражания. Не случайно в первые годы ХХ века отец Китайской революции 1911 года Сунь Ятсен жил во время своего изгнания из Китая в Японии. Даже после жестокого вторжения и оккупации Японией Китая в тихоокеанском театре войны японские политики 1960-х и 1970-х годов, такие как премьер-министр Танака Какуэй, пытались найти с Китаем общий язык, восстановить отношения и даже подумывали о новой эпохе китайско-японских отношений, которые впоследствии придадут очертания холодной войне в Азии.

Столь хрупкие надежды, не говоря уже о взаимном уважении, сейчас кажутся попросту невозможными. На протяжении более десяти лет Япония и Китай в своих отношениях были заперты внутри казалось бы нерушимого порочного круга, характеризовавшегося подозрениями и все более напряженным маневрированием в области безопасности, политики и экономики. За исключением реальных японских вторжений в Китай в 1894-95 и 1937-45 годах, история японско-китайской конкуренции зачастую носила столь же риторический и интеллектуальный характер, сколь и реальный. Текущая конкуренция является более непосредственной даже в условиях китайско-японской экономической интеграции и глобализации.

Контекст

45 - Китай к войне готов опять

Санкэй симбун 04.10.2017

Азиатские тигры на пути к альянсу

Хуаньцю шибао 22.05.2017

СМИ Японии: Россия - младший брат Китая

ИноСМИ 21.03.2017
Нынешняя атмосфера японско-китайской неприязни и недоверия выражена отчетливо. Серия опросов общественного мнения, проведенных японским некоммерческим аналитическим центром Genron NPO в 2015-16 годах, выявила плачевное состояние отношений двух стран. В 2016 году 78% опрошенных китайцев и 71% японцев описали отношения между своими государствами как «плохие» или «относительно плохие». С 2015 по 2016 год в обоих секторах аудитории также наблюдался значительный рост ожиданий ухудшения отношений: с 13,6% до 20,5% для Китая и с 6,6% до 10,1% для Японии. На вопрос о том, являются ли китайско-японские отношения потенциальным источником конфликта в Азии, утвердительно ответили 46,3% японцев и 71,6% китайцев. Такие же выводы прослеживаются и в рамках других опросов, вроде того, что провел в 2016 году аналитический центр Pew Research Center: 86% японцев и 81% китайцев придерживались малоблагоприятных взглядов друг на друга.

Причины столь высокого недоверия общественности во многом отражают нерешенные политические споры между Пекином и Токио. Опрос Genron NPO показал, что более 60% китайцев, к примеру, свое неблагоприятное впечатление о Японии аргументировали отсутствием у последней оправданий и угрызений совести по поводу Второй мировой войны, а также национализацией в сентябре 2012 года островов Сенкаку, которые Китай именует Дяоюйдао и считает своей территорией.

И действительно, вопрос истории не дает покоя китайско-японским отношениям. Проницательные китайские лидеры использовали его в качестве моральной «дубины» для нанесения удара по Токио. Как выявил опрос Pew Research Center, подавляющее большинство китайцев — 77% — считают, что Япония еще не достаточно извинилась за войну, а более 50% японцев с этим не согласны. Спорные визиты нынешнего премьер-министра Синдзо Абэ в святилище Ясукуни, где чествуют 18 военных преступников класса А, в декабре 2013 года стали очередной провокацией в глазах китайцев, что, казалось, преуменьшило степень раскаяния Японии в связи с войной на фоне проводимого Абэ скромного военного наращивания и оспаривания претензий Китая в Восточно-Китайском море. Визит в Китай весной 2017 года не выявил снижения антияпонских представлений на китайском телевидении; как минимум треть, если не больше, транслируемых в вечерние часы программ говорили о вторжении Японии в Китай, учитывая ту правдоподобность, что привносили свободно говорящие на японском актеры.

Если китайцы сосредоточены на прошлом, то японцы больше всего обеспокоены настоящим и будущим. В ходе все тех же опросов почти 65% японцев утверждали, что их негативное отношение к Китаю обусловлено нескончаемым спором об островах Сенкаку, а более 50% списали неблагоприятное впечатление на «кажущиеся гегемонистскими действия китайцев». Таким образом, 80% опрошенных Pew Research Center японцев и 59% китайцев сказали, что либо «очень», либо «несколько» обеспокоены возможностью военного конфликта в результате территориальных споров между своими странами.

Подобные негативные впечатления и страх войны возникают несмотря на почти беспрецедентные уровни экономического взаимодействия. Даже на фоне недавнего экономического спада в Китае, по данным Всемирной книги фактов ЦРУ, Япония осталась третьим по величине торговым партнером Китая, доля экспорта которого составила 6%, а импорта — около 9%; Китай же для Японии оказался крупнейшим торговым партнером, а доли экспорта и импорта составили 17,5% и 25% соответственно. И хотя точные цифры выяснить трудно, утверждается, что в японских фирмах прямо или косвенно задействовано десять миллионов китайцев, большинство из них — на материке. Неолиберальное предположение о том, что более широкие экономические связи повышают порог конфликтов в области безопасности, для китайско-японских отношений редкостью не является, причем как сторонники, так и критики концепции могут утверждать, что на данный момент верна именно их интерпретация. С момента произошедшего в отношениях спада при администрации Дзюнъитиро Коидзуми японские ученые, такие как Масая Иноуэ, описывали их как seirei keinetsu: прохладными с политической и теплыми с экономической точки зрения. Те отношения нашли свое отражение и в контексте роста числа едущих в Японию китайских туристов (в 2016 году их было почти 6,4 миллиона) и утверждений Национальной туристической администрации Китая о том, что страну посетили около 2,5 миллиона японцев — превзойти эти показатели оказалось под силу лишь южнокорейским туристам.

Однако развивающиеся китайско-японские экономические отношения не могли остаться незатронутыми геополитической напряженностью. Споры из-за архипелага Сенкаку привели к резкому сокращению прямых иностранных инвестиций Японии в Китай в 2013 и 2014 годах, при этом в годовом исчислении объемы инвестиций снизились на 20 и 50 процентов соответственно. Это снижение сопровождалось равнозначным увеличением японских инвестиций в Юго-Восточную Азию, в том числе Индонезию, Таиланд, Малайзию и Сингапур.

Отрицательное отношение японского бизнеса к Китаю нашло отражение в политической и интеллектуальной сферах. Японские аналитики в течение многих лет были обеспокоены долгосрочными последствиями роста Китая, а затем эти опасения переросли в открытую тревогу, особенно после того, как в 2011 году экономика Китая обогнала японскую. С тех пор как в 2010 году начался вызванный неоднократными инцидентами на островах Сенкаку кризис политических отношений, политики Токио истолковывали действия Пекина как демонстрацию новообретенной национальной силы и разочаровывались в Соединенных Штатах за их на первый взгляд высокомерное отношение к настойчивости китайцев в Восточно-Китайском море. В 2016 году на одной из международных конференций, что я посетил, высокопоставленный японский дипломат жестко раскритиковал Вашингтон и другие азиатские столицы за использование одной лишь риторики для борьбы с экспансией Китая в азиатских водах и предупредил, что скоро, вероятно, будет уже поздно охлаждать пыл Пекина в процессе обретения им военного господства. «Вы не понимаете», — повторял он необычайно резко, порицая то, что считал (подобно, быть может, своему начальству) неоправданным самоуспокоением в связи с притязаниями Китая на всей территории Азии. Нетрудно понять, что некоторые ведущие идеологи и официальные лица рассматривают Китай в качестве без пяти минут смертельной угрозы свободе действий Японии.

Что касается китайских чиновников, то почти все они относятся к Японии и ее будущим перспективам пренебрежительно. Один из ведущих ученых сказал мне, что количество состоятельных граждан Китая уже превысило общую численность населения Японии, а потому ни о какой конкуренции между сторонами и речи быть не может; по его словам, Япония попросту не способна удержаться на плаву, а потому ее влияние (и способность противостоять Китаю) обречено на исчезновение. Аналогичный почти полностью отрицательный взгляд на Японию продемонстрировал мой визит в один из самых влиятельных аналитических центров Китая. Многочисленные аналитики выразили скептицизм относительно намерений Японии в Южно-Китайском море, продемонстрировав тем самым обеспокоенность ростом активности Японии в регионе. «Япония хочет развязаться с [послевоенной] американской системой и положить конец альянсу», — утверждал один аналитик. Другой критиковал Токио за его «деструктивную роль» в Азии и за создание шаткого альянса против Китая. В основе многих подобных настроений китайской элиты лежит отказ признания легитимности Японии в качестве основного азиатского государства наряду с опасениями относительно того, что Япония является единственной азиатской страной — кроме, разве что, Индии, — которая может помешать Китаю в достижении определенных целей, таких как морское господство во внутренних морях Азии.

Чувство недоверия между Китаем и Японией свидетельствует не только о давней напряженности, но и о неуверенности обеих стран в занимаемых ими позициях в Азии. В совокупности такие нестабильность и напряженность порождают конкуренцию, даже несмотря на поддержание масштабных экономических отношений.

Внешняя политика Китая и Японии в Азии направлена, как все чаще представляется, на противодействие влиянию — или блокирование целей — друг друга. Подобный конкурентный подход осуществляется в контексте отмеченных выше глубинных экономических взаимодействий, а также поверхностного радушия регулярных дипломатических обменов. По сути, один из наиболее непосредственных конфликтов происходит в сфере региональной торговли и инвестиций.

С началом модернизации экономики и создания послевоенного политического союза с Соединенными Штатами Япония помогла сформировать зарождавшиеся экономические институты и соглашения в Азии. Азиатский банк развития (АБР), основанный в Маниле в 1966 году, всегда возглавлялся японским президентом в тесном сотрудничестве со Всемирным банком. Эти два учреждения устанавливают большинство стандартов кредитования суверенных государств, включая ожидания в отношении политических реформ и широкомасштабного национального развития. Помимо АБР, начиная с 1954 года Япония потратила также сотни миллиардов долларов официальной помощи на цели развития. К 2003 году она освоила 221 миллиард долларов в глобальном масштабе, а в 2014 все еще расходовала около семи миллиардов долларов официальной помощи; 3,7 миллиарда из этой суммы были потрачены в Восточной и Южной Азии, особенно в Юго-Восточной Азии и Мьянме. Политологи Барбара Сталлингс и Юн Ми Ким отметили, что в целом более 60% зарубежной помощи Японии приходится на Восточную, Южную и Центральную Азию. Японская помощь традиционно ориентирована на развитие инфраструктуры, водоснабжение и санитарию, здравоохранение и развитие кадрового потенциала.

Что касается Китая, то в плане организационных инициатив и оказания помощи он всегда отставал от Японии, хотя в 50-е годы прошлого века тоже начал оказывать помощь за рубежом. Ученые отмечают, что оценка помощи Китая развитию соседей затрудняется отчасти дублированием коммерческих операций с иностранными странами. Кроме того, более половины помощи приходится на страны Африки к югу от Сахары и лишь 30% — на страны Восточной, Южной и Центральной Азии.

В последние годы Пекин начал наращивать свою активность в обеих сферах в рамках всеобъемлющей региональной внешней политики. Наиболее, пожалуй заметными стали недавние попытки Китая диверсифицировать региональную финансовую архитектуру Азии путем создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AБИИ). Соответствующее предложение было озвучено в 2013 году, а официально банк открылся в январе 2016-го и вскоре привлек к участию почти все государства, за исключением Японии и США. AБИИ недвусмысленно стремился «демократизировать» региональный процесс кредитования, так как Пекин долгое время жаловался на жесткость правил и управления АБР, что дало Китаю менее 7% общего количества акций с правом голоса, в то время как Япония и Соединенные Штаты обеспечили себе по 15%. Обеспечивая Китаю доминирующее положение, Пекин владеет 32% акций АБИИ и 27,5% голосов; следующим по величине акционером является Индия с ее 9% акций и чуть более 8% голосов. По сравнению с активами АБР, составляющими около 160 миллиардов долларов и 30 миллиардами в кредитном выражении, AБИИ предстоит, тем не менее, долгий путь в направлении достижения такого размера, который был бы соизмерим с его амбициями. Первоначально на него выделили 100 миллиардов долларов, но выплачено на сегодняшний день было лишь десять из них — на пути к цели в 20 миллиардов. Учитывая свою изначально небольшую базу, в первый год АБИИ освоил только 1,7 миллиарда в кредитном отношении, еще два миллиарда запланировано на 2017 год.

Многие в Азии поддерживают очевидное соперничество между Китаем и Японией в области помощи и финансов. Официальные лица отчаянно нуждающихся в инфраструктуре стран, к примеру, Индонезии, надеются на удачное стечение обстоятельств в рамках конкуренции между АБР и АБИИ, при котором высокие социальные и экологические стандарты Японии помогут улучшить качество китайских кредитов, а менее затратная структура Китая сделает проекты доступнее. По данным АБР, с учетом необходимости выделения 26 триллионов долларов на развитие инфраструктуры к 2030 году, чем больше дополнительных источников финансирования и помощи будет доступно, тем лучше, даже если Токио и Пекин рассматривают оба финансовых института в качестве инструментов для достижения более существенных целей.

Китайский президент Си Цзиньпин привязал АБИИ к своей амбициозной, если не сказать грандиозной, инициативе «Один пояс — один путь», превратив новый банк, по сути, в комплекс инфраструктурного кредитования наряду со старым Банком развития Китая и новым Фондом Шелкового пути. По сравнению с Японией, Китай сосредоточил бóльшую часть своей внешней помощи на инфраструктуре, а инициатива «Один пояс — один путь» служит последним и крупнейшим воплощением этой приоритетной задачи. Именно эта инициатива, известная также как «новый Шелковый путь», представляет собой одну из ключевых проблем для экономического присутствия Японии в Азии. На первом форуме «Один пояс — один путь», состоявшемся в Пекине в мае 2017 года, Си пообещал инвестировать один триллион долларов в инфраструктуру с охватом Евразии и других стран, пытаясь в основном связать наземные и морские торговые маршруты в контексте новой глобальной экономической архитектуры. Си также пообещал, что инициатива «Один пояс — один путь» будет стремиться к сокращению бедности как в Азии, так и в мире. Несмотря на широко распространенное подозрение, что вложенные в инициативу суммы окажутся на поверку значительно ниже обещанных, схема Си представляет собой как политическую, так и экономическую программу.

Выполняя функции квазиторгового соглашения, инициатива"Один пояс — один путь" также подчеркивает конкуренцию Токио и Пекина в сфере свободной торговли. Несмотря на то, что многие считают боязливой и вялотекущей торговой политикой, японский экономист Киёси Кодзима (Kiyoshi Kojima) предложил создать «зону свободной торговли Азиатско-Тихоокеанского региона» фактически еще в 1966 году, хотя всерьез форумом Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) эта идея стала восприниматься лишь в середине 2000-х годов. В 2003 году Япония и десять членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) начали переговоры по вопросу заключения соглашения о свободной торговле, которое вступило в силу в 2008 году.

Основным стимулом Японии к свободной торговле стало Транстихоокеанское партнерство (ТТП), к которому она официально присоединилась в 2013 году. На связавшее Японию с Соединенными Штатами и десятью другими тихоокеанскими государствами ТТП пришлось бы почти 40% мирового объема производства и четверть мировой торговли. Однако с выходом из ТТП США в январе 2017 года будущее пакта оказалось под сомнением. Премьер-министр Абэ без энтузиазма относится к перспективе пересмотра пакта, учитывая потраченный на его запуск политический капитал. Для Японии ТТП по-прежнему является функциональным элементом более масштабного единства интересов, основанного на расширении торговли и инвестиций и принятии общих нормативных схем.

Китай в течение последнего десятилетия стремился догнать Японию на торговом фронте, подписав в 2010 году собственное соглашение о свободной торговле с АСЕАН и обновив его в 2015-м, с целью достижения к 2020 году двусторонней торговли на общую сумму в один триллион долларов, а инвестиций — в размере 150 миллиардов. Что еще важнее, в 2011 году Китай принял инициативу АСЕАН, известную как Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (RCEP), призванное связать десять государств АСЕАН с шестью партнерами по диалогу: Китаем, Японией, Южной Кореей, Индией, Австралией и Новой Зеландией. RCEP, на долю которого приходится почти 40% мирового производства, и почти 3,5 миллиарда человек, все чаще рассматривается в качестве китайской альтернативы Транстихоокеанского партнерства.

Пока Япония и Австралия стремились, в частности, замедлить окончательное соглашение по RCEP, Пекин получил огромный импульс в результате выхода администрации Трампа из Транстихоокеанского партнерства, результатом которого стало широко распространенное мнение о превращении Китая в мирового экономического лидера. Токио не особо успешно борется с таким мнением, однако продолжает предлагать альтернативы доминирующим в Китае экономическим инициативам. Один из таких подходов заключается в продолжении переговоров в рамках RCEP, а другой — в совместном финансировании АБР и АБИИ определенных проектов. Такая совместная конкуренция между Японией и Китаем может стать нормой в контексте региональных экономических отношений, даже несмотря на то, что каждая из сторон стремится максимизировать свое влияние как в институтах власти, так и с азиатскими государствами.

Что касается вопросов безопасности, здесь борьба между Пекином и Токио за влияние и власть в Азии является гораздо менее двусмысленной. Применительно к Японии, которая хорошо известна своим пацифистским обществом и различными ограничениями в отношении своей армии, может показаться странным то, что в последнее десятилетие Китай и Япония стремились вырваться из стереотипных структур безопасности. Пекин ориентирован на Соединенные Штаты, которые считает серьезной угрозой своей свободе действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но наблюдатели не должны игнорировать степень обеспокоенности в отношении Японии со стороны китайских политиков и аналитиков, некоторые из которых считают исходящую от ее угрозой сильнее даже американской.

Ни Япония, ни Китай не имеют реальных союзников в Азии, и этот факт часто упускается из виду при обсуждении их региональных внешних политик. Они доминируют или обладают потенциалом доминировать над своими меньшими соседями, что затрудняет создание доверительных отношений. Более того, Азия хранит воспоминания о каждой из них как об империалистической державе, предоставляя еще один повод для зачастую негласной настороженности.

Для Японии это недоверие усугубляется ее обременительными попытками справиться с наследием Второй мировой войны, а также ощущением большинства азиатских государств, что извинений за свою агрессию и зверства она принесла недостаточно. И все же давнее пацифистское устройство Японии и ее ограниченное военное присутствие в Азии после 1945 года способствовали ослаблению подозрений относительно ее намерений. С 1970-х годов Токио уделяет приоритетное внимание налаживанию связей со странами Юго-Восточной Азии, хотя последние до недавнего времени были сосредоточены главным образом на торговле.

Вернувшись к власти в 2012 году, премьер-министр Абэ принял решение увеличить расходы на оборону Японии и начать наращивание сотрудничества в сфере безопасности в регионе. После десятилетнего спада каждый из оборонных бюджетов Абэ начиная с 2013 года предусматривал все более существенные расходы, а в настоящее время они составляют в общей сложности около 50 миллиардов долларов в год. Затем путем реформирования послевоенных правовых ограничений, таких как запреты на поставки оружия и коллективную самооборону, Абэ стал пытаться предлагать поддержку Японии в качестве способа ослабления растущего военного присутствия Китая в Азии. Продажа морских патрульных судов и самолетов другим странам, включая Малайзию, Вьетнам и Филиппины, призвана содействовать наращиванию потенциала этих государств в территориальных спорах с Китаем по вопросу архипелага Спратли и Парасельских островов. Аналогичным образом Токио надеялся продать Австралии следующее поколение своих подводных лодок, а также обеспечить Индию поисково-спасательными самолетами-амфибиями, хотя оба этих плана в конечном счете либо провалились, либо были приостановлены.

Несмотря на подобные неудачи, Япония расширила свое сотрудничество в области безопасности с различными государствами Азии, в том числе в Южно-Китайском море. Она официально присоединилась к индийско-американским военно-морским учениям «Малабар», а в июле 2017 года направила на учения свой крупнейший вертолетоносец после трех месяцев заходов в порты Юго-Восточной Азии. Японская береговая охрана по-прежнему активно взаимодействует со странами региона и планирует создать совместную организацию морской безопасности с береговой охраной Юго-Восточной Азии, чтобы помочь им справиться не только с пиратством и стихийными бедствиями, но и улучшить их способность контролировать и защищать спорные территории в Южно-Китайском море. А совсем недавно министр иностранных дел Японии Таро Коно (Taro Kono) объявил о морской инициативе в области обеспечения безопасности в Юго-Восточной Азии стоимостью 500 миллионов долларов, направленной на наращивание потенциала между государствами на наиболее загруженных водных путях.

Если Токио пытался построить мосты к азиатским странам, то Пекин строил искусственные острова в попытке завоевать признание в качестве доминирующей азиатской державы в области безопасности. Китай сталкивается с более сложным уравнением безопасности в Азии, нежели Япония, учитывая споры в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также территориальные споры с соседями, в том числе такими крупными странами, как Индия. Резкий рост вооруженных сил Китая за последние два десятилетия привел не только к созданию более эффективного военно-морского флота и военно-воздушных сил, но и к политическому курсу, направленному на защиту и даже продление своих требований. Резонансное восстановление земель и строительство баз на островах Спратли служат примером решения Пекина отстаивать свои претензии и подкреплять их с помощью военного присутствия, что затмевает усилия других конкурирующих сторон в Южно-Китайском море. Аналогичным образом, увеличение количества морских учений Китая в районах, удаленных от территорий, являющихся объектом притязаний, как, например, риф Джеймс близ Малайзии, беспокоило государства, которые рассматривают рост потенциала Пекина в качестве вероятной угрозы.

Китай, безусловно, предпринял попытку решить эти проблемы с помощью морской дипломатии, а именно проведения продолжающейся серии переговоров с государствами АСЕАН по вопросу Кодекса поведения в Южно-Китайском море и совместных учений с Малайзией. Однако неоднократные акты запугивания или непосредственные предостережения в адрес азиатских государств охладили всякую доброжелательность и заставили малые государства задуматься о том, сколь долго стоит попустительствовать экспансионистской деятельности Китая. Кроме того, регион испытывает беспокойство в связи с тем, что Пекин категорически отвергает постановление Международного суда Гааги в отношении его претензий на территории в Южно-Китайском море. В отличие от Японии, Китай не стремился завоевать друзей посредством поставок оборонительной техники; основная часть китайских военных продаж в Азии идет в Северную Корею, Бангладеш и Бирму, формируя шаткую структуру, наряду с Пакистаном (крупнейшим потребителем китайских поставок оружия), изолированную от тех, кто сотрудничает с Японией и Соединенными Штатами.

Подход Китая, представляющий собой сочетание прагматичной политики и ограниченной политики силы, более вероятно обеспечит ему достижение своих целей, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, а то и дольше. Малые государства не питают иллюзий относительно своей способности успешно противостоять посягательствам Китая; они надеются либо на естественную сдержанность Пекина, либо на невыполнимую задачу, которая позволит коллективному давлению влиять на процесс принятия Китаем решений. При таком раскладе Япония выступает, прежде всего, в качестве «третьего лишнего». Хотя Токио в состоянии защитить собственные территории в Восточно-Китайском море, он знает, что его власть в регионе ограничена. Это требует не только продолжения, а то и укрепления союзнических отношений с Соединенными Штатами, но и подхода, который помог бы осложнять принятие Пекином решений, к примеру, путем предоставления оборонительной техники странам Юго-Восточной Азии. Токио понимает, что потенциально может помочь сорвать — но не сдержать — китайскую экспансию в Азии. Иными словами, Азия сталкивается с конкурирующими стратегиями безопасности двух своих самых могущественных стран: Япония стремится пользоваться популярностью; Китай — внушать страх.

Статьи по теме

Российско-китайские учения 2017

The Diplomat 22.09.2017

Китаю грозит судьба Японии

Die Welt 12.06.2016
Более глубоким проявлением китайско-японского соперничества является негласно предлагающаяся каждой из сторон модель национального развития Азии. Дело не в том, что Пекин ожидает принятия правительствами тихоокеанского региона коммунизма или помощи со стороны Токио в установлении парламентской демократии. Это скорее фундаментальный вопрос отношения к каждому из государств со стороны его соседей и влияния сторон в регионе благодаря восприятию своей национальной силы, эффективности правительства, социальной динамичности и предоставляемым системой возможностям.

Следует признать, что это крайне субъективный подход, и доказательства того, какая из двух стран является более влиятельной, будут, скорее всего, несистематическими, инферентными и косвенными, нежели недвусмысленно информативными. И это не то же самое, что повсеместная концепция использования невоенных методов. Несиловая мощь обычно считается элементом национальной власти и, в частности, привлекательности той или иной системы касаемо создания условий, посредством которых данное государство может достигать политических целей. Хотя Пекин и Токио, несомненно, заинтересованы в продвижении своих государственных интересов, этот вопрос отличается от того, как каждая из сторон воспринимается и какую пользу извлекает из проводимой ими политики.

Давно прошли те времена, когда Махатхир Мохамад (Mahathir Mohamad) мог объявить Японию образцом для подражания с точки зрения Малайзии, а Китай считал модель модернизации Японии парадигмой. Надежды Токио на использование своих экономических связей с Юго-Восточной Азией — так называемая концепция «стаи летящих гусей» — для более широкого политического влияния были разрушены ростом Китая в 1990-е годы. Пекин является крупнейшим торговым партнером для всех государств Азии, где занимает центральную позицию. Но китайско-японские отношения остались в основном деловыми ввиду сохраняющихся опасений относительно самоуверенности и страхов Пекина оказаться перегруженным экономически. В краткосрочной перспективе Китай может показаться более влиятельным благодаря своей экономической мощи, но и она преобразуется в политические успехи лишь местами. Не наблюдается и увеличения числа азиатских государств, пытающихся сымитировать политическую модель Китая.

В качестве альтернативы, Токио и Пекин продолжают бороться за положение и влияние. Каждый из них ведет переговоры в основном с одним и тем же набором азиатских субъектов, обеспечивая тем самым то, что азиаты считают без пяти минут рыночной конкуренцией, в рамках которой малые государства способны проводить более выгодные сделки, чем если бы имели дело лишь с одной из двух сторон. Более того, и Китай, и Япония частично основывают свои политические курсы на представлениях о политике США в Азии. Союз Японии с Соединенными Штатами способствует, по сути, объединению Токио и Вашингтона в единый блок против Пекина, а также создает глубинную неопределенность относительно американских намерений. Обеспокоенность Японии правдоподобностью американских обещаний продолжить участие в жизни Азиатско-Тихоокеанского региона создает почву для реализации планов Токио по военной модернизации, отчасти для того, чтобы стать более эффективным партнером, а отчасти — ради недопущения чрезмерной зависимости. В то же время неопределенность в отношении долгосрочной политики Америки усиливает стремление Японии углубить отношения и сотрудничество с Индией, Вьетнамом и другими странами, разделяющими ее озабоченность по поводу растущей военной мощи Китая. Аналогичным образом, реакцией Пекина на участие администрации Обамы в территориальных спорах Южно-Китайского моря стала программа восстановления земель и строительства баз на островах Спратли. То же самое можно сказать и об инициативах Китая в области финансов и свободной торговли, которые направлены — по крайней мере, отчасти — на ослабление Транстихоокеанского партнерства, которое активно пропагандировалось (но не инициировалось) Вашингтоном, или о продолжающемся влиянии Всемирного банка на региональное кредитование.

С одной лишь материальной точки зрения, Япония останется внакладе в рамках любой прямой конкуренции. Дни ее экономической славы остались далеко позади, и она никогда не отличалась особыми успехами в вопросах преобразования своей по-прежнему относительно мощной экономики в политическое влияние. Осознание несостоятельности своей политической системы усиливает ощущение того, что Япония, скорее всего, уже никогда не восстановит ту динамичность, что была для нее характерна в первые десятилетия после войны.

Тем не менее, Япония, будучи стабильной демократией, имеющей в основном удовлетворенное, высокообразованное и здоровое население, по-прежнему считается ориентиром для многих азиатских государств. Давным-давно решив проблему загрязнения окружающей среды и имея низкий уровень преступности, Япония представляет собой привлекательную модель для развивающихся обществ. Умеренная международная политика и минимальные зарубежные военные операции в сочетании с щедрой иностранной помощью делают Японию наиболее популярной в Азии страной, согласно одному из опросов Pew Research Center в 2015 году —71% респондентов высказался положительно. Рейтинг одобрения Китая составил всего 57%, а треть респондентов высказалась отрицательно.

Но нынешняя репутация и привлекательность выгодны Японии лишь до определенной степени. Когда в 2016 году японский центр по изучению общественного мнения Genron NPO задал вопрос о потенциальном росте влияния Японии к 2026 году, утвердительно ответили 11,6% китайцев и 23% южнокорейцев; удивительно, но среди самих японцев так думали только 28,5%. Когда в 2015 году Genron задал тот же вопрос о Китае, выяснилось, что роста его влияния в Азии к 2025 году ожидают 82.5% китайцев, 80% южнокорейцев и 60% японцев. Причиной таких результатов стали, несомненно, два десятилетия экономического роста Китая и стагнация японской экономики, но определенную роль играют, вероятно, и недавние политические инициативы Китая при Си Цзиньпине.

Несмотря на то, что в региональных опросах общественного мнения Япония набрала меньше баллов, Китай спровоцировал волну ожиданий относительно того, что благодаря своей мощи станет господствующей державой Азии, а то и всего мира. Это облегчило процесс привлечения азиатских государств к сотрудничеству или настороженному нейтралитету. АБИИ является лишь одним примером стечения стран Азии на китайское предложение; среди других можно отметить инициативу «Один пояс — один путь». Пекин использовал свое влияние также и отрицательным образом, оказывая, к примеру, давление на такие государства Юго-Восточной Азии, как Камбоджа и Лаос, с целью противостояния жесткой критике территориальных претензий Китая в совместных коммюнике АСЕАН.

Временами доминирующее положение Китая действовало против него, и Япония воспользовалась обеспокоенностью региона его мощью. Когда государства-члены АСЕАН предложили то, что в начале 2000-х годов стало Восточноазиатским саммитом при участии Китая, Японии и Южной Кореи, Токио совместно с Сингапуром успешно лоббировали присвоение статуса полноправных членов также Австралии, Индии и Новой Зеландии. Данное присоединение еще трех демократических государств было направлено на ослабление влияния Китая на то, что станет, как ожидалось, крупнейшей паназиатской многосторонней инициативой, а потому подверглось открытому осуждению со стороны китайских средств массовой информации.

Ни Японии, ни Китаю не удалось занять доминирующее положение в качестве бесспорной великой державы Азии. Страны Юго-Восточной Азии хотят, прежде всего, чтобы их не втягивали в китайско-японский — или, что почти то же самое, китайско-американский/японский — спор в области политики и безопасности. Ученые Бхубхиндар Сингх, Сара Тео и Бенджамин Хо утверждают, что в последние годы государства АСЕАН стали уделять больше внимания отношениям между США и Китаем, поскольку именно Соединенные Штаты имеют союзников среди стран Юго-Восточной Азии и именно Соединенные Штаты включились в спор за территории в Южно-Китайском море.

Тем не менее, китайско-японские отношения считаются критически важными в контексте стабильности в Азии в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Хотя данная конкретная озабоченность концентрируется на проблемах безопасности больше, чем на более серьезных вопросах национальных моделей, когда в фокус внимания попадает национальное развитие, упор на Китай и Японию становится еще более четким. Никто не отвергает сохраняющуюся важность Соединенных Штатов в контексте краткосрочного и среднесрочного будущего Азии, но осведомленность о долгой истории китайско-японских отношений и конкуренции является главным элементом более широкого регионального восприятия власти, лидерства и угроз, которое в ближайшие десятилетия окажет на Азию значительное влияние.

Банальным, но небесполезным было бы замечание о том, что ни Япония, ни Китай покинуть Азию не могут. Они связаны друг с другом и со своими соседями, и оба имеют напряженные отношения с США. Экономические связи Японии и Китая в дальнейшем, скорее всего, углубятся, даже если обе стороны станут искать альтернативные возможности и стремиться структурировать азиатские торгово-экономические отношения наиболее выгодными с точки зрения своих интересов способами. Вне всяких сомнений, между Пекином и Токио будут эпизоды весьма интенсивного политического сотрудничества, а также минимальное количество рядовых дипломатических условностей. Обмены на местном уровне продолжатся — как минимум благодаря миллионам туристов.

Однако, как показывает история и цивилизационные достижения этих стран, они останутся двумя наиболее могущественными государствами Азии, а это подразумевает постоянную конкуренцию. независимо от того, останется Япония в союзе с США или нет и увенчается ли успехом стремление Китая сформировать паназиатское сообщество «Один пояс — один путь», стороны не оставят попыток влиять на ситуацию в плане политики, экономики и безопасности в Азии. Учитывая тот факт, что Соединенные Штаты продолжают сталкиваться с проблемой своих глобальных обязательств и интересов, что приведет к периодам относительного истощения сил в Азии, Китай и Япония останутся связанными сложными, зачастую напряженными и конкурентными отношениями, которые являют собой нескончаемую большую игру в Азии.

Майкл Ослин изучает проблемы современной Азии в Институте Гувера при Стэнфордском университете. Данную статью он написал, будучи постоянным сотрудником Американского института предпринимательства.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Приход к власти в Японии в 2006 году кабинета Абэ был использован Пекином для возобновления китайско-японских контактов на высшем уровне и улучшения политической атмосферы отношений. Китай сыграл на встречном интересе Японии к проведению многовекторной дипломатии в целях повышения глобальной роли Токио. Отставка Абэ и избрание в 2007 году новым японским премьером Фукуда не притормозило китайской активности на японском направлении, свидетельством чего стал визит Ху Дзиньтао в Токио в мае 2008 года Солнцев В. Ясуо Фукуда о «возвышенных устремлениях» японской дипломатии // Компас. - 2008. - № 5. - С. 23..

Несмотря на рост экономического сотрудничества между Китаем и Японией, в краткосрочной перспективе не стоит ожидать реального политического сближения Пекина и Токио. Тормозящий эффект на динамику двусторонних отношений продолжают оказывать нерешенные исторические и территориальные споры, негативное восприятие китайцами и японцами друг друга, соревнование Пекина и Токио за лидерские позиции в Восточной Азии, а также отрицательное отношение Пекина к повышению статуса Токио в СБ ООН.

Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао 18 ноября 2006 г. в Ханое провел встречу с премьер-министром Японии Синдзо Абэ Приоритеты внешней политики Японии на 2007 год // Посольство Японии в России. - Режим доступа: http://www.ru.emb-japan.go.jp/POLICIES/PolicyPriorities.html, свободный..

На встрече Ху Цзиньтао отметил, что их вторая встреча за этот период, насчитывающий чуть больше одного месяца, демонстрирует общее желание Китая и Японии улучшать и развивать двусторонние отношения, а также знаменует собой новый этап в развитии двусторонних отношений. В настоящее время китайско-японские отношения находятся на важном этапе развития. На плечах руководителей двух стран лежит ответственность за то, чтобы двусторонние отношения развивались в правильном направлении, исходя из стратегической высоты и с учетом общей ситуации, в целях того, чтобы двусторонние отношения и в дальнейшем сохранили хорошую тенденцию развития.

По его словам, на их встрече, состоявшейся в Пекине в октябре этого года, обе стороны указали на необходимость рассмотрения китайско-японских отношений, исходя из стратегической высоты и с перспективных позиций, а также важность приложения максимума усилий по осуществлению общих целей мирного сосуществования двух стран, поддержания дружественных связей из поколения в поколение, взаимовыгодного сотрудничества и совместного развития. В ходе встречи стороны достигли консенсуса по широкому кругу вопросов - углублению взаимного доверия в политической сфере, укреплению взаимовыгодного сотрудничества, активизации обменов между сотрудниками и содействию сотрудничеству в международных и региональных делах.

На встрече Ху Цзиньтао указал, что перед странами встает новая задача налаживания всестороннего, многопрофильного и многопланового взаимовыгодного сотрудничества. Для выполнения этой задачи обе стороны должны прилагать усилия в следующих направлениях: Во-первых, определить направление развития китайско-японских отношений. Стороны уже достигли единства мнений по установлению стратегических отношений на основе взаимного благоприятствования. Это будет содействовать выведению двустороннего взаимовыгодного сотрудничества на новый уровень. Министерства иностранных дел двух стран должны провести глубокие обсуждения и как можно скорее достичь консенсуса, чтобы еще лучше планировать и направлять развитие двусторонних отношений. Во-вторых, углублять дружбу между народами двух стран. Стороны должны расширять гуманитарные контакты, в особенности, контакты между молодежью, укреплять обмен в культурной и других областях, создавать благоприятную среду общественности, содействовать установлению близких отношений между народами двух стран, непрерывно упрочивать основы дружбы между двумя странами. В-третьих, практическим образом содействовать взаимовыгодному сотрудничеству. Стороны должны полностью проявить роль уже существующих механизмов сотрудничества, выработать среднесрочную и долгосрочную программу по укреплению сотрудничества в области торговли, инвестиций, информатики, энергетики, охраны окружающей среды и финансов, предпринять эффективные меры и упрочить узы общих интересов. В-четвертых, совместно содействовать миру, стабильности и развитию в Азии. В духе сотрудничества и обоюдного выигрыша проводить контакты и согласование по таким важным темам, как обеспечение безопасности в Северо-Восточной Азии, укрепление регионального сотрудничества в области энергетики, продвижение строительства интеграционного процесса Восточной Азии, и отдать силы делу содействия прочному миру и совместному процветанию в Азии. В-пятых, надлежащим образом урегулировать актуальные проблемы деликатного характера. Проблемы истории и Тайваня затрагивают политические основы двусторонних отношений, поэтому их необходимо надлежащим образом урегулировать. Стороны должны, оставив разногласия, проводить переговоры и диалоги на основе принципа взаимной выгоды и взаимного благоприятствования, стремиться к совместному развитию, ускорять процесс консультаций по проблеме вокруг Восточно-Китайского моря и добиться скорейшего урегулирования этой проблемы, с тем чтобы Восточно-Китайское море стало морем мира, дружбы и сотрудничества Приоритеты внешней политики Японии на 2007 год // Посольство Японии в России. - Режим доступа: http://www.ru.emb-japan.go.jp/POLICIES/PolicyPriorities.html, свободный..

Синдзо Абэ в свою очередь сказал, что его успешный визит в КНР, состоявшийся в октябре этого года, был встречен с приветствием со стороны народов двух стран и всего международного сообщества. После этого, продолжал он, отношения между двумя странами получили хорошее развитие. Стороны договорились продолжать усилия по установлению японо-китайских стратегических отношений на основе взаимного благоприятствования. Он выразил надежду на то, что стороны сохранят контакты на высоком уровне и будут прилагать совместные усилия по дальнейшему развитию двусторонних отношений. Синдзо Абэ предложил сторонам как можно скорее положить начало механизму встреч министров экономики по координации торгово-экономического сотрудничества; начать диалог между энергетическими ведомствами двух стран по укреплению сотрудничества в области экономии энергии и охраны окружающей среды; совместно способствовать активизации гуманитарных контактов, укреплять сотрудничество в туристической области; претворять в жизнь достигнутые договоренности, начать совместное изучение исторических вопросов; прилагать совместные усилия и укреплять консультации с тем, чтобы Восточно-Китайское море стало морем мира, дружбы и сотрудничества; интенсифицировать взаимодействия между Японией, Китаем и Республикой Корея, активизировать обмены между тремя странами в области инвестиций, охраны окружающей среды и туризма; укреплять координацию и совместно содействовать региональному сотрудничеству в Восточной Азии Приоритеты внешней политики Японии на 2007 год // Посольство Японии в России. - Режим доступа: http://www.ru.emb-japan.go.jp/POLICIES/PolicyPriorities.html, свободный..

Синдзо Абэ указал, что Япония будет, как и прежде, относиться к тайваньской проблеме в соответствии с принципами, предусмотренными в Совместном японо-китайском заявлении, и эта позиция Японии не претерпела никаких изменений.

Остановившись на ядерной проблеме Корейского полуострова, Ху Цзиньтао констатировал, что Китай и Япония должны настаивать на денуклеаризации Корейского полуострова и мирном урегулировании ядерной проблемы полуострова путем диалога во имя сохранения мира и стабильности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии. В нынешней сложной ситуации, отметил далее Ху Цзиньтао, соответствующие стороны должны проявлять сдержанность и сохранять хладнокровие во избежание дальнейшего ухудшения ситуации. Санкции не являются целью и не могут привести к урегулированию проблемы. Шестисторонние переговоры по-прежнему являются реальным и эффективным механизмом для урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова путем диалога. Китайская сторона готова приложить совместные с другими сторонами усилия по содействию скорейшему возобновлению шестисторонних переговоров для осуществления в конечном итоге денуклеаризации Корейского полуострова. КНР, как заявил Ху Цзиньтао, готова проводить контакты и согласование с японской стороной.

Синдзо Абэ сказал, что Япония выступает за денуклеаризацию Корейского полуострова и урегулирование его ядерной проблемы путем диалога. Он выразил удовлетворение по поводу согласия всех сторон на возобновление шестисторонних переговоров, дал высокую оценку усилиям, прилагаемым китайской стороной в этом направлении, и выразил надежду на достижение успеха на переговорах. Синдзо Абэ также подчеркнул, что "три неядерных принципа" /не обладать, не производить и не ввозить ядерное оружие/ являются неколебимым политическим курсом японского правительства Приоритеты внешней политики Японии на 2007 год // Посольство Японии в России. - Режим доступа: http://www.ru.emb-japan.go.jp/POLICIES/PolicyPriorities.html, свободный..

Китайско-японские отношения развиваются по схожему сценарию формирования пределов ухудшения отношений и схожести позиций по проблемам безопасности, но со своей спецификой. Китаю и Японии не удастся полностью изменить негативное взаимное восприятие из-за различий в трактовке истории. Тем не менее, приход в 2012 г. к власти «пятого поколения китайских лидеров», многие представители которого получили образование на Западе, и омоложение японской политической элиты за счет политиков послевоенного поколения способны к середине 20-х гг. ослабить исторический негатив в пользу взаимодействия сторон. Интересы сотрудничества будут работать на создание трехстороннего формата «США - Япония - Китай» по вопросам региональной безопасности и развития.

1

В отношениях Китая и Японии есть нерешенные вопросы. Самыми важными из них являются территориальные и исторические споры. Страны имеют взаимные претензии на территории островов Дяоюйдао (яп. Сенкаку). Кроме того, Китай и Япония ведут постоянные споры о результатах Второй мировой войны. Япония не делает акцент на ответственности за жертвы агрессии против азиатских народов, а, наоборот, подчеркивает свой вклад в мировое развитие в послевоенный период. При этом премьер Японии Синдзо Абэ отмечает, что поколения, которые не имеют отношения к войне, не должны «нести на себе бремя извинений».

После прихода на пост премьера-министра Японии Синдзо Абэ в 2006 году китайско-японские отношения потеплели, произошла встреча лидеров двух стран, заложившая основу совместному историческому исследованию, целью которого стала новая трактовка преступлений, совершенных японцами в период Второй мировой войны в Китае. Но уже в начале 2010 года отношения вновь ухудшились из-за обвинения Японией Китая в отказе предоставить ей запасы жизненно важных редкоземельных металлов. А в 2012 году они обострились еще больше из-за спорных территорий островов Дяоюйдао.

Председатель КНР Си Цзиньпин 23 мая 2015 года в Доме народных собраний выступил с важной речью по поводу развития китайско-японских отношений. Генеральный секретарь обратил пристальное внимание на то, что основа китайско-японской дружбы - народ. Будущее отношений Китая и Японии в руках народов этих стран. Си Цзиньпин также подчеркнул, что любая попытка исказить действительность исторических фактов является преступлением.

По мнению профессора Пекинского университета международных отношений Чжоу Юншэна, для содействия развитию отношений Китая и Японии, с одной стороны, японским лидерам необходимо сохранять спокойствие, не бросать вызов Китаю в названных выше спорных вопросах; с другой стороны, также необходимо пользоваться выгодными возможностями для улучшения отношений обеих стран, не портить отношения, общаться между собой, укреплять взаимное доверие.

Библиографическая ссылка

Илларионова Л.С. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ КИТАЯ И ЯПОНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-1. – С. 95-96;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8313 (дата обращения: 26.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отношения Японии и Китая имеют длительную и насыщенную событиями историю. В V-VI вв. Япония поддерживала оживленные связи с феодальным Китаем, в V в. японцы заимствовали у Китая иероглифическую письменность, в середине VI в.

В Японию проникает буддизм. Китай оказал огромное влияние на развитие японской культуры. До начала ХV в. Япония активно торговала с Китаем. В период закрытия Японии от внешнего мира (1639-1854) связи между двумя странами прерываются, хотя торговля в незначительных объемах осуществлялась. Период с конца ХІХ по 1945 г. в истории японо-китайских отношений был самым мрачным: обе страны дважды воевали между собой (18941895) и (1937-1945), с 1931 по 1945 г. северо-восточная часть Китая (Маньчжурия) была оккупирована Японией. Китай за это время понес огромные жертвы. По данным китайских источников, только в войне 1937-1945 гг. погибли и получили ранения около 35 млн китайских солдат и мирных граждан. Прямые экономические потери Китая составили свыше 10 млрд долл., косвенные - около 50 млрд долларов.

С образованием Китайской Народной Республики (1 октября 1949 г.) отношения двух стран находились в «замороженном состоянии». В 50-60-е годы ХХ в. Япония, следуя политике США, проводила курс так называемого «сдерживания» Китая. Однако в начале 1970-х гг. в политике Японии, как и в политике США, в отношении Китая наметился поворот. В сентябре 1972 г. в Пекине было принято Совместное заявление правительств КНР и Японии, которое декларировало установление дипломатических отношений между двумя странами. Тогда же Япония официально признала правительство КНР в качестве «единственно законного правительства Китая» и разорвало дипломатические отношения с Тайванем, что открыло путь к широкому развитию межгосударственных связей и повышению значения китайского фактора в глобальной политике Японии. С тех пор японо-китайские отношения развивались быстрыми темпами. В течение 1973-1978 гг. был заключен ряд договоров и соглашений, которые подвели международно-правовую базу под японо-китайские отношения. Среди них: торговое соглашение, предусматривавшее взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, соглашение о прямом воздушном сообщении и мореплавании, об обмене представителями СМИ, об учреждении консульств, соглашение о рыболовстве.

Важным событием в двусторонних отношениях явилось подписание в августе 1978 г. в Пекине Японо-китайского договора о мире и дружбе, который открыл широкий путь к развитию двусторонних отношений в политической, торгово-экономической, культурной и др. областях. В политической области за прошедшие годы состоялись взаимные визиты высших руководителей двух стран. В октябре 1992 г. император Японии Акихито впервые в истории двусторонних отношений посетил Китай.

Особенно большое развитие получили торгово-экономические связи. В 2004 г.

Китай вышел на первое место как торговый партнер Японии, опередив США. Японо-китайский товарооборот достиг более 213 млрд долл, а японо-американский 196,7 млрд долл. В последующие годы происходил дальнейший рост двусторонней торговли. В 2011 г. он составил 301,9 млрд долл. Как свидетельствует статистика, общий торговый оборот между Китаем и Японией в 2013 году составил 312,55 млрд долл. Можно уверенно предположить, что торговоэкономические связи Японии и Китая будут расти и в дальнейшем.

Активно развиваются культурные и гуманитарные связи. Здесь сказывается сильное влияние китайской культуры и обычаев на культуру Японии, которые были заложены еще в древние времена. Нельзя не учитывать также и многочисленную китайскую общину, проживающую в Японии (более 560 тыс. чел.). Между двумя странами очень развит туристический обмен.

Однако между Японией и Китаем существуют и серьезные разногласия, среди которых «историческая память» и территориальный спор. Китайцы не могут простить японцам их агрессию во время войн, человеческие жертвы и унижения, которым они подвергались. Когда высокопоставленные деятели Японии посещают синтоистский храм «Ясукуни», то это вызывает бурные протесты, так как этот храм в Китае считается символом японского милитаризма.

В последние годы японо-китайские отношения обострились из-за территориального спора вокруг необитаемых островов Сенкаку (по- китайски Дяоюйдао), расположенных в Восточно-Китайском море. Например, в сентябре 2013 г. Япония выразила КНР протест в связи с появлением семи китайских патрульных кораблей в районе спорных островов Сенкаку. В октябре 2013 г. два дня подряд истребители сил самообороны Японии поднимались по тревоге из-за полета четырех китайских самолетов между островами Окинава и Миякодзима. Воздушное пространство Японии нарушено не было, но в обоих случаях истребители военно-воздушных сил самообороны были подняты в воздух по тревоге. Ранее Китай фактически пригрозил Японии военным ударом. Сделал это накануне официальный представитель министерства обороны КНР. Он заявил, что если Япония собьет китайский беспилотник, то удар по самолету даже без человека на борту будет «актом войны, и мы дадим отпор этому решительными мерами».

Попытки решить эту проблему путем переговоров Токио и Пекин предпринимали несколько раз, однако результатов они не принесли, поскольку ни одна из сторон пока не выразила готовность пойти на компромисс. Япония доказывает, что острова принадлежат японской стороне с 1895 г., согласно Симоносекскому договору, юридически закрепившему победу Японии в войне с Китаем. Позицию Японии в этом споре поддерживают США.

Исходя из геополитических и стратегических интересов двух стран в этом регионе, по всей видимости, подобное противостояние будет продолжаться и в дальнейшем.

После нормализации дипотношений между Китаем и Японией в 1972 году двусторонние торгово-экономические связи развиваются быстро. На 2005 год общий объем товарооборота между двумя сторонами вырос более чем в 160 раз. В течение с 1993 г. по 2003 г. Япония все время являлась крупнейшим торговым партнером Китая. В 2007 году валовой товарооборот между Китаем и Японией достиг 236 млрд. долларов, Китай стал крупнейшим торговым партнером Японии, Япония занял третье место среди торговых партнеров Китая. Китайско-японские экономические связи могут развиваться динамично и имеют перспективы неуклонного развития в связи со следующими факторами:

Во-первых, Китай и Япония – соседние государства, разделенные неширокой полосой воды. Географическая близость является благоприятным условием для развития международной торговли и экономического сотрудничества.

Япония как страна с второй по величине экономикой в мире опередила Китай в области производства с применением высоких и новых технологий, техникоемкой и капиталоемкой отраслях, имеет передовые технологии для экономии энергии и охраны окружающей среды, обладает большим опытом подъема страны средствами техники. А Китай является крупнейшей в мире развивающейся страной, в которой в последние 30 лет экономика получила быстрое развитие, сформировался большой рыночный спрос. Разницы в объеме ресурсов и экономической структуре определила большую взаимодополняемость между двумя сторонами в процессе экономического развития.

В-третьих, в последние годы Китай огромными усилиями реализует на практике концепцию научного развития, содействует изменению способов экономического роста, рассматривает экономию энергии и охрану окружающей среды как важные экономические цели. Япония обладает передовыми технологиями охраны окружающей среды, к тому же, она стремится превратиться в мощную страну по охране окружающей среды. Это позволит расширять пространство торгово-экономического и технического сотрудничества между Китаем и Японией.

В-четвертых, Япония является густонаселенной страной, восточный регион Китая с наиболее развитой экономикой тоже является густонаселенным. У них имеется некоторая сходность в области окружающей среды. Более того, Япония может предоставить кое-какие опыт и модели социального развития.

В-пятых, китайско-японские торгово-экономические отношения развиваются на мировом фоне, на фоне глобализации экономики и тенденции к интеграции региональной экономики. Между экономиками различных стран существует сложное взаимопроникновение, или, как говорится, в тебе есть мое, а во мне есть твое. Экономические связи между Китаем и Японией развивались именно на таком фоне и при такой основной тенденции, вот поэтому должны идти в ногу с ними. В кое-каком смысле китайско-японские экономические отношения с каждым днем становятся «отношениями мирового значения». Недавно Китай, Япония, Республика Корея вместе с другими восточно-азиатскими странами приступили к реализации плана фонда, направленного на противостояние потенциальным финансовым потрясениям в мировом масштабе. Это свидетельствовало, что экономическое сотрудничество восточно-азиатских стран уж носит определенный стратегический характер, что экономическая интеграция в регионе Восточной Азии также должна чего-либо добиться.

В-шестых, экономические связи по сути являются своего рода взаимовыгодными отношениями, такой особенностью еще более ясно характеризуются китайско-экономические экономические связи. Например, японская правительственная помощь, инвестиции предприятий играют огромную роль в социально-экономическом развитии Китая, с другой стороны, экспорт японских товаров в Китай значительно содействовал избавлению Японии из экономической депрессии, затянувшейся 10 лет, экспорт китайской продукции в Японию идет на пользу сохранению более высокого уровня жизни у японского народа.

Следует сказать, что нынешние китайско-японские связи приобрели довольно большие масштабы, к тому же, сравнительно крепки. Если обе стороны могут лучше регулировать национальную психологию и устранить политические препятствия, то получат еще большую движущую силу и уверенность в экономическом сотрудничестве. В последние десять лет Япония переживала экономический застой в некоторой степени, опасаясь тенденции экономической маргинализации. Ныне Азия стала источником движущей силы для роста мировой экономики, будущее японской экономики также должно быть в Азии.

В будущем китайская экономики будет быстро развиваться в ходе регулирования производственной структуры и повышения технического уровня, что даст новый стимул развития торгово-экономических отношений между Китаем и Японии, одновременно, откроет также новое пространство сотрудничества. В будущем, если только обе стороны, считаясь с интересами целого, будут действовать в соответствии с требованиями времени, то несомненно смогут поднять на новый уровень китайско-японские торгово-экономические связи. (Автор статьи – Хуан Цин, редактор высшей категории газеты «Жэньминь жибао»)-о-

中日经贸为什么前景看好

自1972年中日邦交正常化以来,中日经贸关系发展迅速,至2005年,双方贸易额增长了160多倍。在1993年至2003年期间,日本一直是中国最大的贸易伙伴国。2007年,中日双边贸易总额达2360亿美元,中国是日本最大的贸易伙伴,日本是中国第三大贸易伙伴。中日经济关系之所以能迅速发展并具有持续发展的前景,有如下几个因素:其一,中日两国是“一衣带水、一苇可航”的邻国,地理上接近成为国际贸易和经济合作的良好条件。其二,日本作为世界第二经济大国,在高新技术产业、技术密集型产业、资金密集型产业上领先中国,拥有先进的节能环保技术和技术立国经验。中国是世界上最大的发展中国家,30年来经济发展迅速,市场需求旺盛。资源和经济结构的差异决定了双方在经济发展的过程中有很强的互补性。其三,近年来,中国着力实践科学发展观,推动经济增长方式的转变,节能和环保成为重要的经济目标。日本拥有先进的环保技术,亦有成为环保大国的意向,这将进一步扩大中日之间经贸和技术合作的空间。其四,日本是一个人口稠密的国家,中国经济最发达的东部地区也是人口稠密的地区,二者之间有若干环境相近性。在社会发展方面,日本亦可提供某些可借鉴的经验和模式。其五,中日经贸关系有一个世界性的大背景,就是经济全球化和区域经济一体化的趋势。各国经济之间日益呈现“你中有我,我中有你”的复杂关联。中日经济关系就是在这种大背景、大趋势下发展起来的,也必须顺应这样的大背景和大趋势。在某种意义上,中日经济关系日益成为“世界中的中日经济关系”。最近,中日韩和其它东亚国家启动了应对潜在世界金融动荡的基金计划,反映出东亚国家的经济合作已具有一定的战略性质,说明东亚地区在经济一体化上也必须有所作为。其六,经济关系在本质上是一种“互惠”关系,中日经济关系的这种特点更为明显。例如,日本的政府援助、企业投资等对中国的经济社会发展颇有助益,另一方面,日本对华出口对日本经济走出10年低迷很有帮助,中国对日出口则对日本人民保持较高生活水平很有帮助。应该说,当前中日经贸关系已有相当规模,而且比较坚固。如果双方能更好地调适民族心理,消除政治障碍,在经济合作上则会有更强的动力和信心。日本近10年经济不大景气,有经济边缘化的忧虑。当前,亚洲是世界经济增长的动力源,日本的经济前途也应该是在亚洲。未来,中国经济会在产业结构调整和技术升级上有较快的发展,这会给中日经贸关系带来一些新的因素,同时也会开拓新的合作空间。未来,只要中日双方在经贸关系上有大局观,有胸怀,采取“君子顺势而为”的态度,就一定能把中日经贸关系推向新的高度。