Подвижная игра салки дай руку правила игры. Интересные игры для садика

  • 19.07.2019

Для маленьких детей бег, прыжки и другие активные движения являются не просто полезными занятиями - для них это норма жизни, самое естественное занятие. Многие родители, забывая об этом, постоянно пытаются приструнить детей, заставить их "заниматься серьезными делами" - например, сидеть за книжками. Но бороться со своим родительским раздражением можно и другим способом: превратите хаотичные движения детей в организованную игру. Это будет и физкультура, и одновременно - развитие внимательности и навыки работы в команде. И поспешите, лето скоро кончится! Может быть, осталась всего неделя-другая для активных игр на улице!

Раз, два, три – лови!

Дети становятся на одной стороне комнаты. Они говорят: "Раз, два, три – лови!" - и бегут к противоположной стене комнаты. Водящий, который находится в центре комнаты, должен успеть поймать игроков, пока они не добежали до противоположной стены.

Салки со змеей

Звучит веселая музыка, детки бегают, прыгают. Музыка смолкает - дети приседают на корточки и затаиваются (чтобы змея их "не заметила"). Змея (игрушечная) "ползает" мимо детей, а они должны сидеть не шелохнувшись. В этой игре у детей развивается выдержка.

Волк и овечки

Дети встают в круг, в середине круга сидит "волк". Остальные дети – «овечки» тихонько подходят к "волку", при этом можно предложить детям выполнять различные движения (приседать, хлопать в ладоши и т.п.). Когда одна из "овечек" дотрагивается до "волка", он вскакивает и начинает ловить детей. Тот, кого поймали, становится "волком", а "волк" превращается в "овечку", после чего игра продолжается.

Салки с домиками

В этой игре водить лучше взрослому. Водящий догоняет детей. Если ребенок видит, что его вот-вот поймают, он может сделать "домик": скрестить руки на груди или сложить их над головой «домиком» - теперь его пока нельзя салить. И водящему придётся бежать за другим.

Салки-приседалки

Водящему нужно осалить кого-то из детей. Чтобы спастись от водящего, убегающий ребенок может присесть. А когда водящий отойдёт на безопасное расстояние – встать и снова принимать активное участие в игре.

Птички в гнездышках

Дети – "птички" - встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5-10 см), расположенные на одной стороне комнаты. Взрослый говорит: "На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки". "Птички" спрыгивают с "веточек", "летают", размахивают "крылышками", приседают, "клюют зернышки". По сигналу взрослого: "Дождь пошел!" - птички улетают в свои гнездышки.

Блин и оладушки

В центре комнаты кладётся большой обруч, это "блин", а вокруг - несколько маленьких обручей – "оладушки". Дети бегают по комнате, пока взрослый не скажет: "Блин!" - или: "Оладушки!". Детям нужно быстро встать или в большой обруч, или в один из маленьких, в соответствии с прозвучавшим словом.

Перебрось игрушки

Если у вас дома много мягких игрушек, можно сыграть в очень веселую игру. Поделите ковер пополам (для обозначения границы на середину ковра положите длинную веревку). Распределите мягкие игрушки между вами и ребенком поровну. Вы кидаете свои игрушки на территорию ребенка, а он свои - на вашу. Задача - перебросить все игрушки на площадь другого игрока.

День - ночь

Водящий говорит: "День", - все бегают. "Ночь", - замирают на месте. Водящий должен внимательно следить за играющими. Если кто-то был невнимательным или пошевелился, когда "наступила ночь" – становится водящим.

Автомобили

Каждый из игроков назначается "автомобилем". У каждого "автомобиля" есть свой "гараж" - стульчик (или обруч, лежащий на полу). "Автомобили" "ездят" по комнате, "рулят" и стараются не врезаться друг в друга. Можно усложнить задачу и положить на пол широкую длинную дощечку (мост), поставить препятствия в виде стульев, коробок и т.п. По сигналу: "Автомобили, в гараж!" - все стараются побыстрее занять свой стульчик.

Птички и автомобили

Девочки будут "птичками", а мальчики – "автомобилями". Взрослый говорит: "Птички вылетели погулять". Девочки - "летают" по комнате, "машут крыльями" и "клюют зерна". По сигналу взрослого: "Автомобили выехали!" - "птички" быстро убегают с дороги, а мальчики начинают изображать машины: "крутят руль" и "ездят" по «дороге». В следующий раз детям можно поменяться ролями.

Зайчики и домики

На полу раскладываются обручи по количеству детей. Дети – "зайчики" - прыгают и бегают по комнате. При словах взрослого: "Серый волк!" - дети забегают в свои "домики".

Каждому по игрушке!

На полу в разных местах разложены мягкие игрушки. Дети бегают по комнате, стараясь не задевать их. На определенный сигнал: хлопок в ладоши, удар в бубен, звон колокольчика - каждый ребенок подхватывает на руки одну из игрушек. Кому что достанется? Затем кладет игрушку на место, и игра продолжается.

Найди свою пару

Дети встают в пары. Каждой паре детей выдается пара одинаковых предметов, например, одной паре – по красной ленточке, другой – по маленькому шарику и т.д. По сигналу взрослого дети разъединяются и произвольно бегают по комнате. По второму сигналу каждый ребенок должен как можно быстрее найти свою пару. Проигрывает пара, дольше всех искавшая друг друга. Эту игру можно проводить и без предметов – члены каждой пары должны запомнить друг друга.

В моём советском детстве не было компьютера с безлимитным интернетом. Кабельного телевидения с выбором из 70 с лишним каналов. И хитроумных развивающих игрушек тоже не было. И – как ни удивительно – детство было бесконечно счастливым. В нём был мяч, взлетающий в небо одновременно со звонким «Хали-Хало!». Тёплые ладошки соседских девчонок в обеих руках и разноголосое: «Калим-бам-ба! На что слуга?..». Истрепанная бельевая резинка (то ещё сокровище в эпоху тотального дефицита!) и жестяная банка из-под монпансье, набитая песком, - чтобы прыгать в «резиночку» и классики. Сегодняшних девочек за подобными занятиями увидишь редко. Не хотят? Да нет, скорее, просто не знают правил игры… Что ж, готовьте мелки, резиночку и банку из-под леденцов. Попробуем «вспомнить всё».

САЛКИ

Правила игры в салки (они же «пятнашки», «ловитки» и «ловишки») просты: один или несколько водящих ловят игроков и, когда поймают, меняются с ними ролями. Водящий-«салка» выбирается по жребию или считалкой. Перед началом игры устанавливаются границы площадки, за которые нельзя выбегать: покинувший их автоматически становится водящим. Игроки разбегаются по площадке, и водящий с криком «Я салка!» начинает их ловить. Чтобы осалить игрока, нужно дотронуться до него рукой или заранее оговоренным предметом, но не хватать и не тащить. Каждый новый водящий должен высоко поднять руку и объявить: «Я салка!», чтобы дети знали, от кого им спасаться на этот раз.

По желанию можно немного разнообразить условия игры. Например, начертить в пределах площадки «домик», в котором дети спасаются от водящего, - вот у вас и «салки с домом» . Только не забудьте предупредить детей, что долго «отсиживаться» в домике нельзя! В «салках-пересекалках» убегающие могут выручать друг друга: нужно перебежать дорогу между водящим и тем, кого он догоняет. Если кто-то перебежит дорогу, то «салка» должен ловить именно его. Салки «Давай руку!» улучшают взаимодействие между детьми. Убегающий может крикнуть: «Дай руку!», и если кто-то из ребят возьмет его за руку, водящий не имеет права осаливать эту «сладкую парочку». Но если к ним присоединится еще один ребенок, то есть взявшихся за руки деток будет трое, то «салка» имеет право поймать любого крайнего игрока.

КЛАССИКИ

Некогда популярные, а сегодня почти забытые, «классики» - не просто занимательная игра. Это еще и превосходный способ развития глазомера и чувства равновесия, тренировка хорошей координации движений и прекрасная нагрузка на ноги. Для игры нам понадобится: сухой асфальт (прямоугольник примерно 2м х 1м), мелки и бита. Биту при желании можно заменить шайбой или плоским камнем, но куда интереснее сделать её собственноручно! Берем плоскую металлическую баночку (из-под гуталина, крема для обуви или леденцов – от чего найдете) и плотно набиваем ее песком. Бита должна получиться довольно тяжелой. Она не должна раскрываться от удара об асфальт, поэтому знатоки «классиков» биту слегка деформируют (вгибают). Если не нашли подходящую баночку – не беда: можно сделать биту из двух крышек – капроновой и жестяной. Насыпьте между ними песок и закрепите (для прочности можно обмотать изолентой).

Затем расчерчиваем асфальт на «классики» - их может быть 8 или 10 (в каждом дворе были свои особенности игры, поэтому единых правил нет). Рисуем прямоугольник с двумя рядами по 4 или 5 клеточек соответственно. Нумерация начинается с левой нижней клеточки (класса) до левой верхней и продолжается с правого верхнего до правого нижнего класса. Если хотите усложнить игру – добавьте клетку «огонь». Если бита случайно попадет в нее, то все достижения «сгорят» и придется начать игру с самого начала.

Первый игрок начинает игру, бросая биту в «первый класс» - левую нижнюю клеточку. Затем, прыгая, он толкает ногой биту во второй «классик», в третий и так далее. Одновременно нужно самому перепрыгивать, не задевая линий. Из последнего «классика» нужно вытолкнуть биту за пределы поля. После успешного окончания первого кона игрок бросает биту во второй квадрат, после окончания второго кона – в третий, и так далее.

В первом уровне, который состоит из 8 или 10 конов соответственно, игроки просто перешагивают из клеточки в клеточку, стоя на двух ногах. Затем следуют более сложные уровни с тем же количеством конов. Например, такие:

Второй – прыгаем по «классикам» на одной ноге.
Третий – «кочерга». Прыгаем на правой ноге, а биту пинаем всегда влево. Можно отдохнуть на пятом квадрате, стоя на двух ногах.
Четвертый – прыгаем на левой ноге, а биту пинаем вправо. "Переменка" - на шестом квадрате.
Пятый - прыгаем и пинаем биту двумя ногами сразу.
Шестой - прыгаем и перебрасываем биту через одну клетку (1-3-5-7-9).
Седьмой - нельзя смеяться. Все вокруг в это время пытаются рассмешить.
Восьмой - можно кидать биту из пятого класса (квадрата).
Девятый - кидаем биту на "9" и прыгаем с закрытыми глазами.
Десятый - ручеек (10 раз на одной ноге из первого - в десятый), а биту при этом можно не трогать.

При этом в одном классе нельзя стоять двумя ногами (за исключением первого и пятого уровня и оговоренных «переменок»): даже самое легкое касание второй ногой означает переход хода. Также нельзя топтаться и подталкивать биту в пределах одного класса. Если бита попала на линию, вылетела за пределы поля или угодила не в тот «класс» - ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот игроков, который прошел все уровни от начала и до конца.

РЕЗИНОЧКА

Еще одно сокровище из времен советского детства – это обычная бельевая резинка длиной от 2 до 4 метров, связанная в кольцо. Если одновременно в одной точке пространства оказывались 2-3 девочки и резиночка, то моментально начиналась игра – «на радость» учителям в школьных коридорах и соседям снизу, если скакали дома.

Для игры в резиночку требуется не меньше трех игроков (третьего игрока может заменить стул, столб или дерево, подходящее по диаметру). Двое игроков растягивают резиночку и надевают себе на ноги, а третий должен пропрыгать через эту преграду определенные комбинации. Если попытка оказывалась удачной, то резинка поднималась выше. Если прыжок не удался, то игрок меняется местами с одним из держащих резиночку (если играют две пары, то игрока может попробовать «выручить» партнер по команде). Теоретически существует семь уровней, но обычно удавалось доходить максимум до четвертого:

- первые – резиночка на уровне щиколоток
- вторые - на уровне колен
- третьи - на уровне бедер
- четвертые - на уровне пояса
- пятые - на уровне груди
- шестые - на уровне шеи
- и даже седьмые - резинка держалась руками на уровне ушей.

Жестких правил и комбинаций прыжков нет – в каждом дворе игра шла по своим правилам. Обычно те, на ком держится резиночка, имели право «заказывать» фигуры. Начинали с «простых » (надо прыгать так, чтобы ноги оказывались по обе стороны то одной, то другой резинки - как бы садиться верхом на каждую резинку). Наступать на резинку нельзя. Можно заказывать любое количество: «двое простых», «десять простых», «с остановкой» или без. Если удалось успешно проскакать «простые» на каждом уровне, то переходим к следующим комбинациям. Например, к «пешеходам » - нужно наступить каждой ногой на резинку и в прыжке поменять ноги 4 или 5 раз, проговаривая «пе-ше-хо-ды» или «пе-ше-хо-ди-ки». Или к «ступенькам » - прыгаем двумя ногами (вместе) - подпрыгиваем, зацепляем одну резинку, наступая на другую, потом одним прыжком освобождаемся от резинки и выпрыгиваем с другой стороны.

Можно изменять не только высоту, но и ширину резиночки. Обычно она натягивалась на ширине плеч, но можно попробовать поскакать "узенькие " (те, кто держит резиночку, сдвигают ноги близко-близко) или "совсем узенькие " (резинка на одной ноге, чтобы прыгать через нее было совсем неудобно). В общем, если подключить фантазию, то можно скакать, не повторяясь, целое лето все дни напролет!

«А вот мы прыгали совсем не так…», - задумчиво сказали Вы, прочитав эту статью. Так выключите компьютер, возьмите мелки или бельевую резинку и выходите со своей дочкой на улицу! Расчертите «классы», натяните резиночку, - и ноги сами вспомнят, как оно было тогда, в далеком и солнечном детстве…

А я в «домике»!

– У тебя сколько рубинов?
– 50!
– Ого! Покеж, какая у тебя мельница?

Этот диалог я подслушала на днях у соседских мальчиков. Они сидели на скамейке и тыкали друг у друга в телефонах. Оглянувшись вокруг, я не увидела детей, играющих в «Собачку» или чертящих поле для «Тише едешь – дальше будешь». Современным дети, увы, предпочитают стучать по клавиатуре и сидеть во «ВКонтакте».

Дворовые игры, в которые мы играли днями напролет (пока не «загонят»), постепенно уходят в прошлое. А ведь большинство из них не только развивают ловкость, выносливость и силу, но и учат таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка.

Предлагаю вам вспомнить наши любимые дворовые игры и приобщить к ним своих детей.

Прятки

Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.

Простая игра – можно играть где угодно и когда угодно. Особенно увлекательно под вечер, когда смеркается.

Правила

Сначала выбирают водящего. Для этого в детстве мы знали миллиард считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.

Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел. Задача водящего: найти всех спрятавшихся.

Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).

Кодовые фразы:

  • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» – кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).
  • «Пила-пила, лети как стрела» – кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.

Количество игроков: чем больше, тем лучше.

Салки / Догонялки


Салки – они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. По данным Википедии, у этой игры порядка 40 (!) названий (почти в каждом регионе бывшего Союза – свой).

При этом, игра простецкая. Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

Правила

Считалкой (куда без нее?) выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка – «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

Количество игроков: от 3 и больше.

Вариации салок:

  • Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
  • «Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
  • «Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
  • Сифа – в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

Инвентарь:

  • палки (биты, куски арматуры, но самый шик – сломанная хоккейная клюшка);
  • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
  • мел (чтобы расчертить площадку).

Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия – пешка (солдат); 2 линия – дама; 3 линия – короли; 4 линия – тузы и т.д.

От начала площадки до последней линии – зона званий; от последней линии до конца площадки – зона пекаря (царя, попа и т.д.).

На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда – на кирпич).

Правила


Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех – тот «Пекарь».

«Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки – у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» – игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача – не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

Количество игроков: не ограничено.


Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.

Правила

На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.

  • №1 – одна нога;
  • №2 – одна нога;
  • №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
  • №5 – двумя ногами (можно передохнуть);
  • №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
  • №8 – одна нога;
  • №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.

Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.

Количество игроков: не ограничено.


Играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но зато азарт зашкаливал. Тем более, для нее не нужно ничего, кроме мяча.

Правила

Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.

Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.

Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.


Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

Правила

Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

  1. резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
  2. резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
  3. резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
  4. резиночка на талии (почти никому не удавалось);
  5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).

Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)

Красная печать никому не убегать.

Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

Правила

Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).

Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

Количество игроков: от 6 человек.


Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом – «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.

Правила

Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.

Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.

Количество игроков: не меньше 3.


В эту игру, как правило, играли дети постарше, потому что она достаточно травмоопасная, несколько некультурная, но дико веселая.

Правила

Игроки делятся на две команды – слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона».

Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.


Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

Правила

На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а). Собрал все эти буквы? Ты – лягушка!

Количество игроков: не ограничено.

А в какие игры играли во дворе вы?

Салки – 100 вариантов игры

Серия «Разнообразим подвижные игры»


Артем Юрьевич Патрикеев

Фотограф Артем Патрикеев


© Артем Юрьевич Патрикеев, 2017

© Артем Патрикеев, фотографии, 2017


ISBN 978-5-4485-3977-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Салки – одна из самых распространенных и интересных игр. В обычные салки можно играть в любом месте, да и времени на организацию и проведение много не требуется. Выбрали водящего – и побежали! Что может быть проще? Но хорошо, если ребята используют хотя бы два-три варианта – для них это уже отличный результат. Но почему бы не показать им то огромное разнообразие салок, которое можно придумать?

В эту книгу вошли подвижные игры, в которых водящие салят игроков, но те не выбывают, а меняются с водящим или водящими ролями, то есть игры проводятся без выбывания.

Салки – варианты игры

1. Обычный вариант.

Выбирается водящий – салка. Остальные игроки разбегаются по игровой территории. По сигналу начинается игра. Задача водящего – догнать игрока и коснуться его рукой (осалить). Осаленный сам становится водящим-салкой. Он поднимает руку вверх и громко сообщает: «Я – салка!», после чего сам начинает догонять игроков.

Игра проводится определенное время, по окончании которого можно подсчитать, кто из игроков реже всего был салкой, первый выбранный салка не в счет.


2. «Игра с пересаливанием».

В этом варианте осаленный может тут же пересалить обратно. Такой вариант чаще применяется детьми на переменах. Однако он не столь интересен, так как зачастую может получиться ситуация, когда двое стоят рядом и пересаливают друг друга. Остальным в это время остается только стоять и наблюдать эту картину.


3. «Салка – руки за спиной».

Этот вариант проводят в небольших помещениях, в которых в обычные салки играть просто не получится, потому что не хватает места нормально побегать.

Выбирается водящий, руки которого связывают за спиной (или он их просто держит в «замке» за спиной). Его задача – постараться осалить одного из игроков, не расцепляя руки. Ситуация для водящего не очень удобная, так что ему нужно подумать, как лучше действовать, чтобы хоть кого-нибудь поймать или коснуться руками, сложенными за спиной. Осаленный становится водящим, ему также связывают руки за спиной, или он их убирает за спину, и игра продолжается.


4. «Салки на столе».

Два игрока сидят напротив друг друга. Сначала первый кладет руки на стол, второй держит свои руки под столом (на коленях). Неожиданно второй быстро поднимает руки из-под стола и пытается осалить руки первого на столе. Если получилось осалить – игроки меняются ролями.

Так же можно играть, когда несколько человек сидят вокруг стола. Один из игроков убирает руки под стол, остальные держат на столе. Водящий может попытаться осалить любого. Главное в этой игре – сесть так, чтобы водящий мог спокойно достать каждого. В этом плане удобнее всего выбрать круглый стол.


5. «Салки с домиками».

Обычный вариант, но нельзя салить того, кто находится в «домике». В качестве домика может быть выбран любой удобный вариант:

а) успеть присесть, поставить руки над головой домиком;

б) встать на одну ногу;

в) встать в заранее обозначенные домики.

Водящий не должен долго стоять рядом с игроком «в домике».


6. «Салки ножки на весу» или «Салки ножки от земли».

Игроки, чтобы их не осалили, должны успеть сесть и поднять обе ноги. Можно сесть на пол и поднять ноги, а можно и на стул, скамейку и т. п., в зависимости от того, где проходит игра и что имеется на игровой площадке.

В этом варианте игры ребятам нужно действовать внимательно, чтобы не наступить на тех, кто находится на полу.


7. «Салки на одной ноге».

Все игроки, включая салку, передвигаются с помощью прыжков на одной ноге. Менять ногу нельзя, пока не сменится салка. Когда водящий кого-нибудь осалит, дается пауза, водящий меняется (им становится осаленный игрок), ребята отдыхают, стоя на двух ногах. Потом игра продолжается, ребята могут продолжить играть, прыгая на другой ноге.


8. «Салка на одной ноге».

В этом варианте только салка прыгает на одной ноге, остальные игроки передвигаются как обычно. Конечно же, водящему очень трудно кого-либо поймать, но такая игра проводится на небольшой игровой территории.

Если водящий встает на две ноги, то в наказание он должен будет поймать уже двух игроков. То есть только со вторым пойманным водящий будет меняться ролями.


9. «Салка с двумя водящими».

Выбираются двое водящих. Игра проходит по обычным правилам, но если один водящий кого-нибудь осалит, то только он меняется с осаленным ролями, второй продолжает водить, пока сам кого-нибудь не поймает.


10. «Салки с двумя водящими на одной ноге».

В этом случае двое водящих играют, прыгая на одной ноге, остальные игроки бегают как обычно.


11. «Салки-стенки».

Весьма популярный вариант игры. В этом случае нельзя салить того, кто касается рукой, ногой или любой другой частью тела стены. На переменах, когда вокруг только голые стены, эту игру проводить очень удобно.


12. «Салки с мячом».

Водящий получает в руки мяч (в зависимости от того, где проводится игра, можно использовать как средние мячи, так и большие надувные). Задача водящего – бегать и салить игроков мячом, причем мяч он должен бросить, а не просто подбежать и коснуться им кого-либо. Можно засчитывать любое попадание мяча – от стены, потолка и т. п. Но лучше считать только прямое попадание или попадание от пола.


13. «Салки и мяч».

Эта игра довольно сложна, если подходить к ней без подготовки.

Игроки получают один мяч на всех, выбирается водящий – салка. Салка может салить только игроков без мяча. То есть, чтобы усложнить водящему жизнь, игроки должны быстро перебрасывать мяч друг другу, стараясь сделать так, чтобы мяч все время оказывался у того, кто ближе всего находится к водящему.

Чтобы упростить задачу игрокам, можно выдать им два-три мяча (а то и больше). Пусть они теперь попробуют так распорядиться мячами, чтобы водящий никогда не смог добраться до того, кто без мяча.

С одной стороны, большое количество мячей – это усложнение для водящего, но с другой – и усложнение для игроков, так как при большом количестве мячей ребята начинают путаться, бросать по два-три мяча одному игроку, чем сами себе и усложняют задачу.


14. «Салки и мяч 2».

Теперь водящему нужно осалить не игрока, а мяч. То есть на этот раз ребята стараются быстро перебрасывать мяч друг другу, чтобы тот не достался водящему. Если водящий осалит мяч, то может сам выбрать, с кем поменяется ролью. Но нельзя выбирать того, кто был предыдущим водящим (чтобы не выбирали всегда одних и тех же).


15. «Салки и мяч 3».

Задача водящего – осалить того игрока, который будет с мячом в руках. В то же время, задача игроков – мяч не терять. То есть мяч всегда должен быть у кого-то в руках. Если мяч теряется, то водящий может осалить любого игрока. Но лучше ввести правило, при котором игрок, по вине которого мяч не попал никому в руки, становится салкой.


16. «Салки с мячом на резинке».

Водящий-салка получает мяч на резиночке. Вот с таким предметом он бегает за игроками и пытается осалить кого-нибудь. Чтобы было удобнее быстро меняться мячиком на резинке, лучше использовать какой-то удобный держатель. Тогда водящий может сразу передать мяч осаленному и убежать, пока тот будет брать мяч поудобнее.


17. «Салки – дай руку».

В этом варианте игроки могут спастись от водящего-салки. Для этого ребенок может взять за руку ближайшего игрока. Однако держаться за руки можно только в паре. Если будут держаться трое или более игроков, то водящий может осалить любого из них. Стоять долго, держась за руки, нельзя. Взялись за руки, когда опасность, а как только водящий ушел, нужно тут же руки отпустить. Если игроки слишком боятся и все время держатся за руки, то можно ввести дополнительное правило – нельзя, чтобы все игроки держались за руки одновременно. Если такое происходит, то водящий может осалить любого.


18. «Салки – Золотой гусь» (Ловля цепочкой)

Салка начинает игру как обычно – старается осалить одного из игроков. Но тот, кого осалят, не меняется с салкой ролями, а «приклеивается» к нему, берет за руку. Теперь салка – это два игрока, причем салить может только второй игрок свободной рукой. Когда он осалит еще одного игрока, тот берется со вторым за руку и теперь уже трое являются салкой и так далее. То есть салка все время «растет», становится всё длиннее и длиннее. Игра проходит до того момента, пока все игроки не станут единой цепью. Можно договориться, что последний пойманный и будет первым салкой в новой игре.

Салки – одна из самых популярных подвижных игр. Включиться в нее очень просто, и чем больше участников, тем интереснее становится процесс. Быстрота, точный расчет, ловкость и доля везения обеспечивают всем друзьям хорошее настроение!

Цель

Водящий должен догнать и коснуться ладонью убегающего ребенка. Выигрывает тот, кого не смогли осалить.

Ход

До начала игры с помощью считалки или жребия выбирают водящего или воду. Затем детвора договаривается о границах территории, за которую нельзя выходить.

По команде все разбегаются в разные стороны. Водящий старается догнать игроков и дотронуться рукой до любого из них. Если ему это удается, осаленный принимает ведущую роль и громко объявляет об этом остальным.

В более простом варианте новый ловец присоединяется к старому, и они начинают работать сообща. Чтобы водящим было труднее, они должны держаться за руки.

Для усложнения салочек в игру вводят дополнительное правило: если ведущий коснулся головы, рук или ног убегающего, это не считается. Развлечение длится до тех пор, пока все дети не устанут бегать.

Существует несколько видов этой подвижной игры.

Я в домике

До начала догонялок собравшиеся договариваются, какие места на площадке буду считаться «домиками». Это могут быть песочница, скамейка, очерченный квадрат на асфальте или контур, нарисованный палочкой на земле. Маленьким детям достаточно присесть на четвереньки, сложить руки над головой и громко крикнуть: «Я в домике!».

Участника, забежавшего «под крышу», салить запрещено. Но долго находиться на защищенной территории нельзя. Кроме того, укрытие существует только для одного игрока, и в него нельзя забегать вдвоем или втроем.

Выше ноги от земли

Игра начинается как обычно. Отбежав от водящего, участники приседают на землю, скамейку, бревно или качели и поднимают ноги от земли. Того, кто успеет это сделать, салить нельзя. Если все игроки окажутся с поднятыми ногами, ведущий имеет право поймать любого из них. Долго держать ноги на весу не разрешается.

Один из вариантов этой игры – Салки с приседанием. Ловец не может коснуться игрока, который успел присесть на корточки. В другой версии бегун, который успел прыгнуть в ямку, вскочить на лежащий камень или пень, на время считается неприкосновенным. Третий вариант – «Помощь». Нельзя поймать участника, которого успел взять за руку товарищ.

Тройные Салки

Осаленным считают игрока, до которого водящий дотронулся 3 раза подряд и при этом прокричал: «Раз! Два! Три!».

Круговые Салки

На земле чертят большой круг, и игроки встают вдоль него. По сигналу все бегут в одном направлении и стараются осалить впереди бегущего. Тот, кого коснулись, выходит из цепочки. По сигналу направление движения меняют на противоположное.

Перекрестные Салки

В игру вводится дополнительное правило. Если водящий гонится за убегающим, а дорогу пересекает другой игрок, ловец должен изменить направление и устремиться за ним. Благодаря этому динамика процесса возрастает, а участники могут помогать друг другу.

Подвижная игра развивает скорость, ловкость и быстроту реакции. Бег с догонялками проходит очень весело, поэтому нравится как малышам, так и детям школьного возраста.