Диоген в каком веке жил. Диоген Синопский (Диоген из Синопа)

  • 10.08.2019

Киники проповедуют естественную и близкую к природе жизнь. Причем, природа понимается больше как инстинкты человека, а не земная флора и фауна. Антисфен основал первую школу киников в Древней Греции. Однако наибольшую известность получил его ученик - Диоген Синопский. Именно он воплотил в жизнь образ истинного кинического мудреца.

Жизнь "до" философии

Родился Диоген в городе Синопа. Его отец работал ростовщиком и жизнь семьи протекала безбедно. Однако, после того как их уличили в чеканке фальшивых денег, они были изгнаны из города. В надежде переосмыслить ценности собственной жизни Диоген отправился в Афины. Там он осознал свое призвание в философии.

Биография Диогена Синопского, особенно ранняя, не может быть окончательно достоверно трактована. О его жизни известно очень мало, а единственный источник информации - записи его тезки, Диогена Лаэртского.

Диоген - ученик

Диоген Синопский твердо решил примкнуть к основателю школы киников - Антисфену. Учитель, в свою очередь, не нуждался в учениках и отказал в обучении. Помимо этого его смущала сомнительная репутация юноши. Но Диоген не смог бы стать величайшим киником, если бы сдавался так просто.

Денег на жилье у него не было, так что он вкопал в землю пифос - большую глиняную бочку - и стал жить внутри. День за днем он продолжал просить пожилого философа об обучении, совершенно не принимая отказов. Его не могли отвадить ни удары палкой, ни грубые гонения. Он жаждал мудрости и видел ее источник в лице Антисфена. В конечном счете, мастер сдался и взял на обучение настырного ученика.

Диоген - киник

Основа философии Диогена Синопского - аскетизм. Он намеренно отказывался от любых благ цивилизации, продолжая жить в пифосе и просить подаяния. Им отвергались любые условности, будь то религиозные, общественные или политические. Он не признавал государства и религии, проповедуя жизнь естественную, наполненную подражанием природе.

Лежа возле пифоса, он читал проповеди горожанам. Он уверял, что лишь отказ от благ цивилизации способен освободить человека от страха. Необходимо отбросить условности и предрассудки, дабы уйти с позиции ведомых. Жить, как живет собака, - свободно и естественно - прямой путь к освобождению и счастью.

Ты видишь перед собой космополита, гражданина мира. Воюю же я против наслаждений. Я – освободитель человечества и враг страстей, хочу быть пророком правды и свободы слова.

Диоген говорил, что каждый человек имеет в распоряжении все, что нужно для счастливой жизни. Однако, вместо того чтобы воспользоваться этим, люди мечтают об иллюзорных богатствах и эфемерных удовольствиях. К слову, наука и искусство, по мнению Диогена, более чем бесполезны. Зачем тратить жизнь на их познание, когда следует познать лишь самого себя?

Диоген, однако, почитал практическую и нравственную стороны философии. Он утверждал, что это - моральный компас людей. Известное высказывание Диогена Синопского, адресованное некому человеку, который отрицал важность философии:

Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?

Диоген всю свою жизнь стремился к добродетели. Он делал это непривычными путями, однако цель его всегда была благородна. И пусть его идеи не всегда находили подходящие умы, но тот факт, что мы читаем о нем сейчас, спустя столько лет, говорит о многом.

Диоген vs Платон


Широко известен факт об извечных спорах между Диогеном и Платоном. Два непримиримых философа не упускали случая подметить ошибки другого. Диоген видел в Платоне лишь "болтуна". Платон, в свою очередь, называл Диогена "безумным Сократом".

Рассуждая о понятиях и свойствах, Платон пришел к выводу, что каждый предмет имеет собственные свойства. Эту теорию с радостью парировал Диоген: "Я вижу стол и чашу, но не вижу чашности и стольности." На это Платон ответил: "Чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума.".


Самый блистательный момент Диогена - его несогласие с теорией Платона о том, что человек - это птица без перьев. Во время одной из лекций Платона Диоген ворвался в зал и бросил ощипанного петуха под ноги аудитории, воскликнув: "Глядите, вот он - человек Платона!".

Отношения между ними, в целом, были напряженные. Диоген открыто выказывал свое пренебрежение идеализмом Платона и самой личностью философа. Он считал его пустословом и презирал за пресмыкательство. Платон, не отставая от оппонента, называл Диогена собакой и сетовал на отсутствие у него разума.

Диоген - "рок-звезда" античности


В чем Диоген был хорош помимо философии, так это в экстравагантных выходках. Своим поведением он четко прочерчивал линию между ним и другими людьми. Он подвергал себя жесткой закалке, изводил свое тело испытаниями. Его целью было не только физическое неудобство, но и нравственное унижение. Именно для этого он просил подаяния у статуй, дабы приучить себя к отказам. Одна из знаменитых цитат Диогена Синопского гласит:

Философия дает готовность ко всякому повороту судьбы.

Однажды Диоген начал звать людей, а когда те сбежались на его зов, он накинулся на них с палкой и закричал: "Я звал людей, а не мерзавцев!" В другой раз он ходил днем по улице с зажженным фонарем и искал человека. Этим он хотел показать, что звание "человек" - нужно заслужить добрыми делами, а значит такого найти очень непросто.


Примечателен известный случай встречи Диогена Синопского и Александра Македонского. Александр, прибыв в Афины, пожелал встретиться живущим в пифосе мудрецом, о которым судачил весь город. Как только царь подошел к Диогену, то поспешил представится: "Я - Александр Македонский." Мудрец ответил: "А я - собака Диоген." Александр, восхищенный киником, предложил ему просить чего он только хочет. Диоген на это ответил: "Не заслоняй мне солнца."

Когда философу кинули кости, мотивируя это тем, что он сам себя называет собакой, он просто помочился на них. Когда же Диоген при людях занимался онанизмом, то был недоволен тем, что голод нельзя утолить просто погладив живот. Однажды, читая лекцию на площади, он заметил, что никто не обращает на него внимания. Тогда он заверещал словно птица, и вокруг него собралась целая толпа. На это он сказал:

Вот, афиняне, цена вашего ума! Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.

Хоть его выходки и выглядят довольно странными и отталкивающими, он делал это с определенной целью. Он был уверен, что людей можно научить ценить то, что у них есть только чрезмерным примером.

Рабство


Диоген пытался покинуть Афины, не желая участвовать в боевых действиях, ему было чуждо любое проявление насилия. Философу это не удалось: корабль был настигнут пиратами и Диоген был захвачен в плен. На невольничьем рынке его продали некому Ксениаду.

Занимаясь воспитанием детей своего хозяина, Диоген приучил их к скромности в еде и пище, обращению с дротиками и верховой езде. В общем, он оказался очень полезным учителем и не был отягощен положением раба. Напротив, он хотел показать, что философ-киник даже будучи рабом все равно остается свободнее своего господина.

Смерть


Смерть - не зло, ибо в ней нет бесчестья.

Смерть настигла Диогена в том же рабстве. Он, по собственной просьбе, был похоронен лицом вниз. На его памятнике была установлена мраморная фигура собаки, символизирующая жизнь Диогена.

Он был умен и остер на язык, тонко подмечал все недостатки отдельного человека и общества. Диоген Синопский, произведения которого дошли к нам только в виде пересказов более поздних авторов, считается загадкой. Он является одновременно искателем истины и мудрецом, которому она открылась, скептиком и критиком, объединяющим звеном. Одним словом, Человеком с большой буквы, у которого можно многому научиться и современным людям, привыкшим к благам цивилизации и технике.

Диоген Синопский и его образ жизни

Многие люди помнят со школы, что Диогеном звали человека, который жил в бочке посреди афинской площади. Философ и чудак, он, тем не менее, прославил в веках свое имя благодаря собственным учениям, названным позже космополитическими. Он жестко критиковал Платона, указывая этому древнегреческому ученому на недостатки его философии. Он презирал славу и роскошь, смеялся над теми, кто воспевает сильных мира ради того, чтобы быть в почете. Предпочитал вести домом ему служила глиняная бочка, которую часто можно было увидеть на агоре. Диоген Синопский много путешествовал по греческим полисам, а себя считал гражданином всего мира, то есть космоса.

Путь к истине

Диоген, философия которого может показаться противоречивой и странной (а все из-за того, что до нас не дошли его работы в первозданном виде), был учеником Антисфена. История говорит, что учитель вначале сильно невзлюбил юношу, который искал истину. Все потому, что был он сыном менялы, который не только сидел в тюрьме (за сделки с деньгами), но и имел не самую лучшую репутацию. Почтительный Антисфен пытался прогнать нового ученика, и даже колотил его палкой, но Диоген с места не сдвинулся. Он жаждал знаний, и Антисфен должен был открыть их ему. Своим кредо Диоген Синопский считал то, что он должен продолжать дело отца, но в другом масштабе. Если его папа портил монету в буквальном смысле, то философ решил портить все устоявшиеся штампы, рушить традиции и предрассудки. Он желал как бы стереть из те лживые ценности, которые были насажены им. Честь, слава, богатство - все это он считал фальшивой надписью на монетах из низменного металла.

Гражданин мира и друг собак

Философия Диогена Синопского - особенная и гениальная в своей простоте. Презирая все материальные блага и ценности как таковые, он поселился в бочке. Правда, некоторые исследователи считают, что это была не совсем обычная бочка, в которой хранили воду или вино. Скорее всего, это был большой кувшин, который имел ритуальное значение: в их использовали для погребения. Философ высмеивал установленные нормы одежды, правила поведения, религию, образ жизни горожан. Жил, как собака, - на подаяние, да и часто себя называл четвероногим животным. За это его назвали киником (от греческого слова, обозначающего собаку). Его жизнь опутана не только многими тайнами, но и комичными ситуациями, он является героем многих анекдотов.

Общие черты с другими учениями

Вся суть учения Диогена может вместиться в одно предложение: живи, довольствуясь тем, что имеешь, и будь благодарным за это. Диоген Синопский негативно относился к искусству, как к проявлению ненужных благ. Ведь человек должен изучать не призрачные материи (музыку, живопись, скульптуру, поэзию), а самого себя. Прометея, который принес людям огонь и научил создавать разные нужные и ненужные предметы, считал справедливо наказанным. Ведь титан помог человеку создать сложность и искусственность в современной жизни, без которых жить было бы намного проще. В этом философия Диогена похожа с даосизмом, учениями Руссо и Толстого, но более устойчива во взглядах.

Бесстрашный до безрассудства, он спокойно попросил (который покорил его страну и пришел познакомиться с прославленным чудаком) отойти и не закрывать ему солнце. Учения Диогена помогают избавиться от страха и всем, кто изучает его труды. Ведь на пути стремления к добродетели, он избавился от ничего не стоивших земных благ, приобрел моральную свободу. В частности, именно этот тезис был принят стоиками, которые развили его в отдельную концепцию. Но сами стоики не сумели отказаться от всех преимуществ цивилизованного общества.

Как и его современник Аристотель, Диоген был жизнерадостным. Он не проповедовал уход от жизни, а лишь призывал к отстраненности от внешних, непрочных благ, заложив тем самим основы оптимизма и положительного взгляда на все случаи жизни. Будучи весьма энергичным человеком, философ из бочки был прямой противоположностью скучным и почтенным мудрецам с их учением, предназначенным для людей утомлённых.

Значение философии мудреца из Синопа

Зажженный фонарь (или факел, по другим источникам), с которым днем искал человека, еще в античные времена стал примером презрения к нормам общества. Этот особенный взгляд на жизнь и ценности привлек других людей, которые становились последователями безумца. А само учение киников было признано наиболее короткой дорогой к добродетели.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОУ ВПО " МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКА (МЭСИ)" ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ

Реферат

Тема реферата по дисциплине " Основы философии " :

Диоген Синопский

Выполнила студентка

Усоян С.Ф.

Ярославль

Введение

1. Биография Диогена Синопского

2. Философия Диогена Синопского

Заключение

Список использованных источников

Введение

Диоген Синопский (IV в. до н.э.) считается наиболее ярким философом-киником. Название этого философского направления - киники, согласно одной из версий возникло от именования афинской гимнасии Киносарг ("зоркий пес", "резвые собаки"), в которой преподавал ученик Сократа Антисфен (V-IV вв. до н.э.). Именно Антисфен считается основателем кинизма. По другой версии, термин "киник" является производным от древнегреческого слова "кюникос" -- собачий. И в этом смысле, философия киников -- "собачья философия". Эта версия согласуется с существом кинической философии, представители которой утверждали, что потребности человека носят животный характер и сами называли себя собаками.

1. Биография Диогена Синопского

Диоген Синопский (жил в IV в. до н.э., современник Александра Македонского) - наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена - "кинос" - собака). В действительности название происходит от слова "Киносарт" - холм и гимназий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.

Диоген родился в городе Синопа, малоазийском полисе на берегу Понта Эвксинского (Черного моря), но был изгнан из родного города за изготовление фальшивых денег. С тех пор Диоген скитался по городам Древней Греции, а наиболее долгое время прожил в Афинах.

Если Антисфен разработал, так сказать, теорию кинизма, то Диоген не только развил идеи, высказанные Антисфеном, но и создал своего рода идеал кинической жизни. Этот идеал включал в себя основные элементы кинической философии: проповедь безграничной духовной свободы отдельного индивида; демонстративное пренебрежение ко всяким обычаям и общепринятым нормам жизни; отказ от удовольствий, богатства, власти; презрение к славе, успеху, знатности.

Девизом всех киников можно считать слова Диогена: "Ищу человека". По преданиям, Диоген, бесконечно повторяя эту фразу, среди белого дня ходил с зажженным фонарем среди толпы. Смысл этого поступка философа заключался в том, что он демонстрировал людям их неверное понимание сущности человеческой личности.

Диоген утверждал, что человек всегда имеет в своем распоряжении средства для того, чтобы быть счастливым. Однако большинство людей живут иллюзиями, понимая под счастьем богатство, славу, удовольствия. Свою задачу он видел как раз в том, чтобы развенчать эти иллюзии. Характерно, что Диоген утверждал бесполезность математики, физики, музыки, науки вообще, считая, что человек должен познать только самого себя, свою собственную неповторимую личность.

В этом смысле киники стали продолжателями учения Сократа, до предела развив его идею об иллюзорности обыденного человеческого представления о счастье, о добре и зле. Недаром Платон называл Диогена "безумствующим Сократом".

Истинное счастье, по мнению Диогена, состоит в полной свободе индивида. Свободен же только тот, кто свободен от большинства потребностей. Средство для достижения свободы Диоген обозначал понятием "аскеза" -- усилие, тяжкий труд. Аскеза -- это не просто философское понятие. Это образ жизни, основанный на постоянных тренировках тела и духа для того, чтобы быть готовым ко всяческим жизненным невзгодам; умение властвовать над собственными желаниями; воспитание в себе презрения к наслаждению и удовольствиям.

Сам Диоген стал в истории примером мудреца-аскета. У Диогена не было никакой собственности. Одно время, подчеркивая свое презрение к людским привычкам, он жил в пифосе -- большом глиняном сосуде из-под вина. Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из своей сумы чашку, промолвив: "Мальчик превзошел меня простотой жизни". Он выбросил и миску, когда увидел мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба. Диоген просил подаяния у статуи, а на вопрос, зачем он это делает, сказал: "Чтобы приучить себя к отказам".

Поведение философа было вызывающим, даже экстремистским. Например, придя в один роскошный дом, он плюнул в лицо хозяину в ответ на просьбу соблюдать порядок. Когда Диоген брал деньги в долг, то говорил, что хочет лишь взять то, что ему должны. А однажды он стал звать людей, и когда те сбежались, набросился на них с палкой, говоря, что звал людей, а не мерзавцев. Подчеркивая свое отличие от окружающих, и выражая им свое презрение, он неоднократно называл себя "собака Диоген".

Идеалом, целью жизни Диоген считал достижение состояния "автаркии" (самодостаточности), когда человек постигает суетность внешнего мира и смыслом его существования становится безразличие ко всему, кроме спокойствия собственной души. В этом смысле характерен эпизод встречи Диогена и Александра Македонского. Прослышав о Диогене, величайший государь пожелал встретиться с ним. Но когда он подошел к философу и сказал: "Проси, чего хочешь", Диоген ответил: "Не засти мне солнца". В этом ответе как раз и заключена идея автаркии, ибо для Диогена совершенно безразлично все, включая и Александра, кроме своей собственной души и своих собственных представлений о счастье.

Уже в древности учение киников стали называть наиболее короткой дорогой к добродетели. А на могиле Диогена был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки с надписью: "Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не прейдет, ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать наипростейший путь жизни".

2. Философия Диогена Синопского

Киники - одна из философских школ Древней Греции сократического периода. Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Главная цель кинического учения - не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.) - и проверка данного образа жизни на себе.

Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

o возведение свободы вне общества;

o добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

o отсутствие постоянного места жительства, скитания;

o предпочтение; отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

o восхваление физической и духовной бедности;

o крайний аскетизм;

o замкнутость;

o критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

o воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;

o неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

o отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

o не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали культуру, мораль, богатство;

o концепция внимания на пороках общества; худших человеческих чертах;

o радикализм, парадоксальность, скандальность.

Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений. В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, хиппи и др.

Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:

o жил в бочке;

o заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не загораживай мне солнце!";

o выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей;

o вывел понятие "гражданин мира (космополит);

o жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;

o не признавал никаких законов, кроме закона природы;

o гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;

o идеализировал жизнь первобытных людей и животных.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Диогена Синопского

· Поучать старца - что лечить мертвеца.

· Любовь - дело тех, кому нечего делать.

· Смерть -- не зло, ибо в ней нет бесчестья.

· Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.

· Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.

· Сладострастие - занятие людей, ничем другим не занятых.

· На вопрос, откуда он, Диоген сказал:" Я - гражданин мира."

· Быть в хорошем настроении - причинять муки своим завистникам.

· Если ты подаешь другим, подай и мне, если нет, то начни с меня.

· Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.

· Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: "Одна гадюка у другой берет яд взаймы".

· Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец -- самый опасный из ручных животных.

· Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.

· На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил: "Молодым еще рано, старым уже поздно".

· Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.

· Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.

· Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, Диоген ответил: "Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда сможешь.

· Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология -- самым безумным; суеверие и деспотизм -- самым несчастным.

Суть философии: Сторонники этой философии считали, что боги дали людям все необходимое, обеспечив им легкую и счастливую жизнь, но люди утратили меру в потребностях и в погоне за ними обретают лишь несчастья. Богатство, к которому стремятся люди, расценивается киниками как источник человеческих бед, оно же рассматривается как источник тирании. Они полагали, что достичь богатства можно лишь ценой моральной деградации, путем обмана, насилия, грабежа, неэквивалентной торговли. Провозглашая, что труд есть благо, они ограничивали в соответствии с индивидуалистическими установками своего времени размеры трудовых усилий лишь достижением минимума материальных средств поддержания личной жизни.

В социально-экономических воззрениях киников отразился протест обездоленной массы свободного населения в ответ на угнетение, непосильные налоги, несправедливость властей, алчное хищничество и расточительство тех, кто сколачивал громадные состояния и жил праздно в роскоши. Киники в противовес этому выдвинули пренебрежение к жизненным благам, презрительное отношение к собственности и собственникам, негативное отношение к государству и общественным установлениям, пренебрежительное отношение к науке

Заключение

В призывах киников к освобождению от богатства и пороков, в борьбе против погони за материальным благополучием, в тяге к нравственному совершенству слышатся голоса будущего, воспевающие высшую красоту человеческих деяний, победу духовного начала, раскрывающего равные возможности для всех. Школа киников (циников) исходила из того, что каждый человек самодостаточен, то есть имеет все необходимое для духовной жизни в себе самом. Однако не каждый человек способен понять себя, прийти к самому себе и довольствоваться тем, что он имеет в себе самом. Ярким представителем школы киников является Диоген Синопский (400-325 гг. до н.э.).

Путь нравственного развития и обучения киников состоял из трех ступеней: философский киник диоген поведение

Аскеза - отказ от комфорта и благ, которые дает общество;

Ападейкия - игнорирование знаний, накопленных обществом;

Автаркия - игнорирование общественного мнения: похвалы, порицания, насмешек, оскорблений.

Фактически киники демонстрировали не столько самодостаточность, сколько негативную реакцию по отношению к обществу. Естественно, что такое понимание этических норм не могло получить большой популярности. Более распространенным был подход Эпикура (341-270 гг. до н.э.).

Список использованных источников

1. http://studentforever.ru/stati/16-filosofia/47-filosofija-kinikov-i-stoikov.html

2. http://psychistory.ru/antichnost/ellinizm/16-shkola-kinikov.html

3. http://ru.wikipedia.org/wiki

4. http://citaty.info/man/diogen-sinopskii

5. http://ru.wikiquote.org/wiki

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Философия древней Греции в VII-VI веках до н.э. как первая попытка рационального постижения окружающего мира. История возникновение и сущность кинической философии. Антисфен - основатель и главный теоретик кинизма. Философское учение Диогена Синопского.

    реферат , добавлен 24.10.2012

    История жизни Диогена Синопского, его философские взгляды. Создание греческой школы киников. Исповедование мыслителем отрицание всего материально–ценного в жизни: богатства, удовольствий, моральных канонов. Изучение сути идеалов кинитической жизни.

    презентация , добавлен 05.11.2014

    История жизни Диогена Синопского, его философские взгляды и идеи. Создание греческой школы киников. Путешествие Диогена в Дельфы к оракулу Аполлона, который дал совет "сделать переоценку ценностей". Проповедование философом аскетического образа жизни.

    презентация , добавлен 07.04.2015

    Кризис античного полиса. Развитие кинической философии. Восхваление физической и духовной бедности, аскетизм, непризнание авторитетов. Социальность, отрицание культуры, нигилизм. Образ жизни Диогена Синопского. Беседа Диогена с Александром Македонским.

    презентация , добавлен 04.10.2012

    Зарождение кинизма, вера Антисфена в "возврат к природе" без правительства, частной собственности, брака, установленной религии. Философские взгляды Диогена Синопского. Ученики Диогена эллинистической эпохи. Кинизм эпохи империи, его значение в философии.

    реферат , добавлен 28.04.2010

    Общие сведения о писателе Диогене Лаэрском. Содержание его суждений о происхождении греческой философии. Изучение Диогеном теорий древних натурфилософов: Гераклита, Демокрита и Киренаики. Четыре положительных результата анализа философии Платона.

    реферат , добавлен 16.05.2011

    Направление западной философской мысли конца XIX - начала XX в. История философии жизни. Жизнь и сочинения Анри Бергсона. Георг Зиммель как представитель философии жизни в Германии. "Жизнь" и "воля" - центральные понятия философии Фридриха Ницше.

    реферат , добавлен 12.06.2009

    Внутренняя духовная жизнь человека как основные ценности, которые лежат в основе его существования, направления исследования данной проблемы в философии. Компоненты духовной жизни: потребности, производство, отношения, особенности их взаимосвязи.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2014

    Общая характеристика современной зарубежной философии. Принципы рационалистического направления: неопозитивизма, структурализма, герменевтики. Основные черты антропологической проблематики в современной философии жизни, фрейдизма, экзистенциализма.

    контрольная работа , добавлен 11.09.2015

    Мировоззрение, его место и роль в жизни. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы. Главные темы и направления русской философии. Теория отражения в философии. Происхождение, признаки и функции государства. Структура общественного сознания.

Его сочинения до нас дошли только в пересказах. По преданию, философ жил в глиняной бочке на афинской площади. Точнее, вероятно, Диоген жил в глиняном сосуде – пифосе. Эти сосуды обычно имели высоту 1,5 - 2 метра, закапывались в землю и использовались для хранения зерна. Диоген разместил свой пифос на центральной площади города Коринфа и, находясь в нём или же рядом с ним, лёжа давал советы горожанам. Странствуя по Греции, он называл себя гражданином не государства-полиса, а всего космоса – «космополитом»… Проповедовал аскетизм.

По преданию, на вопрос, почему люди подают милостыню нищим и убогим, но не помогают философам, Диоген ответил: «Богатые знают, что бедными и больными они могут стать, но мудрецами – никогда…

По другому преданию, когда Диогена спросили, где он будет жить, если украдут его бочку, тот ответил: «Останется ведь место от бочки!»

«Хрисипп и Диоген были первыми авторами - и притом наиболее последовательными и непреклонными, - выразившими презрение к славе».

Мишель Монтень, Опыты, М., «Альфа-книга», 2009 г., с. 604.

«Славу Антисфена превзошёл его ученик Диоген . Это был «молодой человек из Синопа на Эвксине, которого он (Антисфен) невзлюбил с первого взгляда; это был сын менялы с сомнительной репутацией, сидевшего в тюрьме за порчу монеты. Антисфен гнал юношу прочь, но тот не обратил на это внимания. Антисфен побил его палкой, но тот не сдвинулся с места. Ему нужна была мудрость, и он считал, что Антисфен должен ему её дать. Целью в жизни у него было делать то же, что делал его отец, - «портить монету», но в гораздо более широком масштабе. Он хотел бы портить всю «монету», имеющуюся в мире. Любой принятый штамп фальшив, ложен. Аюди со штампом полководцев и царей, вещи со штампом чести и мудрости, счастья и богатства - все это были низменные металлы с фальшивой надписью».

Он решил жить, как собака, и поэтому его назвали «киником», что означает «собачий». Он отвергал все условности, касающиеся и религии, и манер, и одежды, и жилища, и пищи, и приличий. Говорят, что он жил в бочке, но Гилберт Мюррей уверяет, что это ошибка: то был огромный кувшин, какие употреблялись в первобытные времена при погребениях. Он жил, как индийский факир, подаянием. Он заявлял о своём братстве не только со всем человеческим родом, но также и с животными. Он был человеком, рассказы о котором собирались ещё при жизни. Широко известен тот факт, как Александр посетил его и спросил, не хочет ли он какой-либо милости. «Только не заслоняй мне свет», - ответил Диоген.

Учение Диогена никоим образом не было тем, что мы теперь называем циничным, как раз наоборот. Он пламенно стремился к добродетели, в сравнении с которой, как он утверждал, все земные блага ничего не стоят. Он искал добродетель и моральную свободу в освобождении от желания: будьте безразличными к благам, которыми одарила Вас фортуна, и Вы освободитесь от страха. В этом отношении, как мы увидим, его доктрина была воспринята стоиками, но они не пошли за ним в отказе от прелестей цивилизации.

Диоген считал, что Прометей был справедливо наказан на то, что принёс человеку искусства, породившие сложность и искусственность современной жизни. В этом он напоминает последователей даосизма , Руссо и Толстого , но более устойчив во взглядах, чем они. Хотя он был современником Аристотеля , его доктрина по своему характеру принадлежит к эллинистическому веку. Аристотель был последним греческим философом, чьё мироощущение было жизнерадостным; после него все философы в той или другой форме проповедовали уход от жизни . Мир плох, давайте научимся быть независимыми от него. Внешние блага непрочны, они - дары судьбы, а не вознаграждение за наши собственные усилия. Только субъективные блага - добродетель или довольство, достигнутые путем смирения, - прочны, и только они поэтому имеют цену для мудреца. Сам Диоген был человеком, полным энергии, но его учение, как и все доктрины эллинистической эпохи, должно было привлекать людей утомлённых, у которых разочарование убило естественную активность. И, конечно, оно не было рассчитано на то, чтобы развивать искусство или науку, дело управления государством или любую другую полезную деятельность, за исключением протеста против могущественного зла».

Многие наши современники вспоминают о Диогене в первую очередь то, что он жил в бочке. На самом деле это далеко не «городской сумасшедший»: Диоген Синопский – известный древнегреческий философ, яркий представитель школы киников, ученик Антисфена , продолживший развивать его учение. Главным источником сведений о биографии Диогена является другой Диоген - Лаэртский, написавший трактат «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Сейчас сложно оценить достоверность содержащихся в нем данных – равно как и другой информации об этом философе.

Родился Диоген Синопский около 412 г. до н. э. (в разных источниках даты разнятся) в Синопе, в семействе знатного и богатого банкира Гикесия. В молодости он стал изгнанником: горожане выгнали его за то, что он помогал отцу делать фальшивые деньги его чеканной мастерской. Согласно одной легенде, пребывающий в сомнениях Диоген искал совета у оракула Аполлона, отправившись в Дельфы. Совет «сделать переоценку ценностей» Диоген воспринял как указание на допустимость того, что предлагал тему отец. По другой версии, в Дельфах Диоген оказался уже после его с отцом разоблачения и бегства и не пытался разрешить сомнения, а спрашивал о путях к известности. Получив вышеупомянутый совет, будущий философ превратился в странника и много путешествовал по своей стране. Примерно в 355-350 г. до н. э. он оказался в столице, где примкнул к числу учеников философа Антисфена, основавшего школу киников. У Диогена Лаэртского можно найти сведения о 14 философско-этических работах Диогена Синопского, дававших представление о системе взглядов их сочинителя. Кроме того, он считается автором семи трагедий.

Воззрения этого древнегреческого философа, его образ жизни, манера поведения в глазах других людей были весьма оригинальными и даже эпатирующими. Единственное, что признавал Диоген, - это аскетическая добродетель, в основе которой лежит подражание природе. Именно в ней, ее достижении и состоит единственная цель человека, а путь к ней лежит через труд, упражнения и разум. Диоген называл себя гражданином мира, ратовал за то, чтобы дети и жены были общими, говорил об относительности авторитетов, в том числе в области философии. Например, в знаменитом Платоне он видел болтуна. Детищем демагогов он считал и государство, общественные законы, религиозные институты. Идеальным ему представлялось первобытное общество с его простыми, естественными нравами, не обезображенными цивилизацией, культурой. В то же время он считал, что людям нужна философия - в качестве врача или рулевого. Диоген проявлял полное равнодушие к общественной жизни, ко всему, что обычные люди считали благами и нормами морали. В качестве жилья он выбрал объемный сосуд для хранения вина, носил отрепье, прилюдно справлял самые интимные потребности, общался с людьми грубо и прямолинейно, невзирая на лица, за что получил от горожан прозвище «Пес».

Привычки, способы выражения негативного отношения к обществу и морали, высказывания Диогена, вероятнее всего, впоследствии были преувеличены, и сегодня никто не может сказать, что в многочисленных анекдоты и историях о Диогене является правдой, а что мифом, вымыслом. Как бы там ни было, Диоген Синопский является одним из ярчайших представителей античной эпохи, а его взгляды оказали заметное влияние на позднейшие философские концепции.

Легенда гласит, что Диоген лишился жизни добровольно путем задержки дыхания. Случилось это в Коринфе 10 июня 323 до н. э. На могиле философа-оригинала установили памятник из мрамора, изображающий собаку.