Занятие по шахматам. Конспект открытого занятия по шахматам на тему: “Сказочная страна шахмат”

  • 10.09.2019

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по шахматам по теме:

«Шах»

Учитель:Хамаганова Любовь Галсановна

2015 - 2016 учебный год

Первый год обучения (2-е классы)

Тема занятия: Шах.

Цель занятия: дать понятие, что шах – это нападение на неприятельского короля.

Задачи:

    Закрепление изученных тем: названия всех фигур, их ходы, их место в начальном положении;

    Шах. 3 способа защиты от шаха;

    Решение дидактических заданий, развитие умения находить правильные ходы;

    Воспитание интереса к шахматам, привитие любви к игре.

Развитие умения думать, составлять план действий «в уме», расширение кругозора, внимательности и наблюдательности;

Оборудование и дидактическое оснащение урока:

    Демонстрационная доска;

    Наборы шахматных фигур;

    УМК И.Г.Сухина «Шахматы» 2 часть.1 год обучения;

    Загадки, задачи на шахматную тему;

Словарь: Шах.

I . Организационный момент: Прозвенел долгожданный звонок.

Начинается урок!

Настроение каково? ВОО!

I . Вводно-мотивационный этап.

-Повторение пройденного материала. 1) Загадки шахматные

А)Из названий какой шахматной фигуры потерялась одна буква, если получилось слово «КРОЛЬ».

В)Безопасные поля поищи для _______

Г)Какой король не умеет говорить?

Д)Кто может подсказать пароль? Его величество ___________

2) «Волшебный мешочек». Ребёнок на ощупь угадывает шахматную фигуру, показывает детям. Пешка, король, ферзь, слон и т.д.

Дети показывают их ходы (горизонталь, вертикаль, диагональ)

II .Операционно-содержательный этап

Мотивация: Чтение шахматных терминов с таблицы: Король. Шах. Ферзь. (Это на доске)

Какие из этих терминов вам уже знакомы? (Король, ферзь).

Чем похожи слова король и ферзь? (Оба слова обозначают шахматных фигур, оба заканчиваются на мягкий знак.

Чем особенны эти фигуры? (Ферзь- самая сильная фигура, а король –самая важная фигура. Без короля нет игры.

Какое слово вам ещё не знакомо? Не встречалось на наших уроках? (ШАХ)

Какие же задачи поставите перед собой на данный урок?

(что такое шах? Какими фигурами поставить шах? Как защитить от шаха короля)

1. Изучение нового материала. Объяснение учителя идёт.

- Учитель : Что же такое шах?

- Учитель: Шах – это нападение на неприятельского короля. (Табличку повесить) Какими фигурами можно объявить шах?

Демонстрационная доска.

1) Ставлю на одно из угловых полей белого ферзя , а на другое – чёрного короля. Вот так ферзь нападёт на вражеского короля. (

2) Ставлю на крайних полях любой вертикали или горизонтали располагаю белую ладью и чёрного короля, показываю шах ладьёй. ( h 8 – Кр. h 1)

( Показываю на демонстрационной доске.)

3) Показываю шах слоном : Белый белопольный слон (а8) объявил шах королю.(Кр. H 1)

4) Показываю шах к онём : Белый конь объявит шах королю. (g 3- Кр. h 1)

5) Показываю шах пешкой . Запомните!!! Пешка объявляет шах только по диагонали. Ходит пешка вперёд, а нападает по диагонали. Король съесть пешку не может, потому что она защищена слоном.

( f 3- Кр е4) Слона поставить на h 1- это защита пешки.

2. Первичное закрепление по презентации.(Фронтальная работа)

Презентация: 1 слайд без стрелки.

На данной диаграмме видите шах? (Да) Кто объявил шах королю? ( Белая ладья)

1 ученик должен проговорить. Белая ладья b 3 – h 3.

Появляется 2 слайд со стрелкой.

3 слайд: - Что можете сказать про эту позицию? Ученик должен проговорить (Белый белопольный слон (с е 8)объявил шах чёрному королю (b 3).

Появляется 4 слайд со стрелкой.

5 слайд. – Существует ли здесь угроза королю? (Да) Какой фигурой? (Ферзём) Называет ученик.

Появляется 6 слайд со стрелкой.

7 слайд.- Здесь кто объявил шах? (Конь)

Слайд (8) со стрелкой появляется.

9 слайд. Пешка объявила шах королю. (По диагонали)

10 слайд со стрелкой появляется.

ВЫВОД: Что такое шах? ( Угроза, удар)

Какими фигурами можно поставить шах вражескому королю? ( шах можно поставить любой фигурой, кроме короля)

Учитель: Раз на короля напали, значит,он должен защититься.

Оставаться под шахом король не может.

Какими же способами можно защититься королю от шаха? УЧЕБНИК с.30.

Существуют 3 способа защиты от шаха: Повесить на доску: 3 СПОСОБА

1) Король уходит из-под шаха. Рассмотреть 1 способ УЙТИ

2) Рассмотрим второй способ. Что вы скажете ? Добиваться от детей полного ответа. (Чёрный ферзь а3 объявил шах белому королю на а1 и не заметил как оказался под ударом белого коня)

Что должен сделать КОНЬ? ( Конь бъёт ферзя) ПОБИТЬ

3)Что вы видите? Чёрный ферзь поставил шах белому королю.

Король может уйти? (нет) - Он может побить ферзя? (Нет).

Существует третий способ. Какой? Короля должна закрыть другая фигура.

В нашем случае: БЕЛЫЙ БЕЛОПОЛЬНЫЙ СЛОН b 1 ИДЁТ ВЛЕВО ПО ДИАГОНАЛИ НА а2, ПРИКРЫВАЯ КОРОЛЯ ОТ УДАРА. ЗАКРЫТЬСЯ

ВЫВОД: Сколько существует способов? (3) Уйти, побить, закрыться.

Запомнили.

Физминутка. Я СМОТРЮ НА ПЕРВЫЙ РЯД,

ПО КРАЯМ ЛАДЬИ СТОЯТ.

РЯДОМ С НИМИ ДВА КОНЯ

ХИТРО СМОТРЯТ НА МЕНЯ.

МЕЖ КОНЕЙ ЗАКЛЮЧЕНЫ

НАШИ СЛАВНЫЕ СЛОНЫ.

И ЕЩЕ ДВА ПОЛЯ ЕСТЬ,

А НА НИХ КОРОЛЬ И ФЕРЗЬ.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

Учебник СТР. 31. Кто встречает нас? Синеглазка. Помогите Синеглазке узнать объявлен ли шах чёрному королю? И какой фигурой? Самостоятельно в парах работаете. Карандашом покажите.

(В это время диаграмму №6 на демонстрационной доске расставить.)

Проверка. Обращаюсь к парам. №1 диаграмма. (ДА)

Докажи: Белая ладья а8 объявила шах чёрному королю на h 8.

2. НЕТ №3. ДА. Проговори. Белый ферзь h 1 объявил шах чёрному королю на а8. №4 НЕТ

5 ДА. Белый конь g 4 объявил шах чёрному королю на f 2.

А диаграмму №6 я перенесла на магнитную доску.

Я считаю, что белая пешка е4 объявила шах чёрному королю е5. Вы согласны с этим? (Нет)

А почему? Белая пешка вперёд же ходит. Значит она напала на короля. Это же шах? Ответ детей: Белая пешка ест только по диагонали . Молодцы! Вы не попались на эту ловушку.

Физминутка .

Покажи горизонталь, вертикаль, диагональ.-3 раза,

Практическая часть.

1.Учебник СТР.32. Кто нас встречает? Весёлый карандаш-герой детского журнала «Мурзилка». Вместе с весёлым карандашом попробуйте сами поставить шах вражескому королю. Дети работают в учебнике карандашом простым.

Проверка по рядам (Самой пройтись, помощники мне помогают)

Диграмму №3 на магнитную доску перенести одной паре .

(пара детей) . Один белые фигуры ставит, другой чёрные)

Объясните нам, как вы поставили шах. А вы проверьте.

(Белая пешка g 7 съест чёрного коня на h 8 и превратиться в белого коня. Шах чёрному королю поставлен.) Показать должны.

2. Рабочая тетрадь СТР. 13.

1. Я читаю первое задание. Ответ: ШАХ + усл.знак показать.

2 . Второе задание я читаю, а помощник в это время расставит фигуры на первую диаграмму

Показать запись: Л е1 + f е7+

Д.З будет. Задание 3 покажите взрослым дома и проверьте их. Смогут ли они поставить шах королю.

Задание 4. «Защита от шаха»

Помощник расставляет фигуры на первую диаграмму, я читаю задание.

Посмотрите. Какая фигура объявила шах?( Чёрная ладья g 8 напала на белого короля. Рассеянный художник не знает, что делать. Найди за белых лучшую защиту. Покажи стрелкой и запиши. Думайте!!!

(Белая ладья с 7 идёт вправо по горизонтали на g 87)

Рефлексия.

Что значит дать шах? (Угроза для вражеского короля.)

Король может защититься? ДА. Он может УЙТИ, ПОБИТЬ, ЗАКРЫТЬСЯ. Молодцы.

Отгадайте эхо-загадки: У какого слона нет хобота? (У шахматного) В каких клетках не держат зверей? На каких полях ничего не растёт?

Понравился урок? Покажите своё настроение (Смайлики)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Сопроводительная информация:

    Фамилия, имя, отчество учителя Плотникова Ольга Викторовна

    Школа, город Ростовская область, г.Донецк, МБОУ СОШ №3

    Внеурочное занятие «Шахматная школа»

    Класс 1 класс

    Форма проведения: кружковое занятие

    Тема урока Шахматная нотация

Конспект занятия

Цель занятия:

Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций

Задачи :

Личностные:

Оборудование:

Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока.

Литература:

    Книга "Шахматы для детей, родителей и учителей", авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, г.Санкт-Петербург

Разработала:

Плотникова О.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г.Донецка Ростовской области

Ход урока.

Этап урока

1.Отгадайте ребус


Какой шахматный термин зашифрован в ребусе?

Правильно, это термин НОТАЦИЯ.

Кто знает, что обозначает этот термин?

Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация»)

2.Актуализация знаний.

Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику.

В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти - доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя.

Можно ли помочь Пете? Как?

Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание шахматной нотации.

Шахматная нотация - система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске .

3.Формулирование темы урока и постановка целей

Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»?

Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске.

Какие цели стоят перед нами?

1.Эвристическая беседа «Шахматный город»

Представьте себе шахматный город . Улицами будут вертикали, а домами - горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура.

Король живёт на улице «b» в доме № 7.
Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4.
Ладья живёт на улице «е» в доме № 5.
Слон живёт на улице «f» в доме № 8.
Конь живёт на улице «g» в доме № 2.

Теперь запишем покороче - на шахматном языке. Приняты такие сокращения:
Кр - Король
С - Слон
Ф - Ферзь
К - Конь
Л - Ладья
п. - пешка

Король и конь начинаются с одной буквы «К» , но в коРРР оле хорошо звучит буква «Р» !

Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 - позиция на доске записана. Теперь сами запишите положение фигур.

    Игра «Шахматный почтальон»

Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома . Там ставьте фигуру.

(Учитель называет «адреса» фигур, дети расставляют их на шахматной доске)

Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали.

Правила шахматной нотации

Для чего надо научиться записывать позицию? Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном занятие ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать?

Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться.

Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:

    Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур - вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь.

    Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король - ферзь - ладья - слон - конь - пешки.

    Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h».

Давайте попробуем записать эту позицию - она из недоигранной юными шахматистами партии.

Начинаем с белых :
Крс1, Фf2, Лe1 (первой мы записали именно эту ладью – она по алфавиту ближе к вертикали «а»), Лh1, Ke4 (этот конь ближе к первой горизонтали), Ke6 .
С фигурами, кажется, всё. Что дальше?
Не забудь про пешки, они хоть и маленькие, но тебе пригодятся:
пп. (буквы «пп.» пишем лишь раз): a3, b2, c2, c5, g3 .

Чёрные фигуры запиши самостоятельно в своей тетрадке, а затем сверь с нашей записью.
Чёрные : Крg8, Фd8, Ла8, Лf8, Cg4, Cg7 ;
пп. b7, c6, f7, g6, h7 .

Несколько полезных советов:
Снимай только записанные фигуры! Записал короля, снял его с доски, затем ферзя, дальше... пока на доске не останется фигур.
Если занятие близится к концу, то оставь пять минут на запись отложенной партии.

Проверь себя. Чаще всего у начинающих встречаются такие ошибки:

    путаем Короля и Коня (забываем писать маленькую «р» у короля. Пишем «К» вместо «Кр» );

    забываем последовательность и записываем все фигуры в разнобой;

    ленимся записать позицию соперника.

Обязательно укажи имена и фамилии противников - кто с кем играл.

Не расстраивайся, если у вас с противником не совпадает запись отложенной партии. Восстановить позицию можно и по ходам!


Данное пособие создано для учителей, преподающих курс «Введение в шахматы». Материалы презентации помогут Вам и Вашим ученикам в стихотворной и игровой форме быстрее освоить все основные шахматные понятия и правила. Порядок страниц презентации соответствует поурочным разработкам для учителя И. Г. Сухина «Шахматы, первый год, или учусь и учу». И. Г. Сухина «Шахматы, первый год, или учусь и учу». Использованы материалы из учебников и пособий И. Г. Сухина и дополнительных источников: И. Весела, И. Веселы «Шахматный букварь», В. В. Князева «Азбука шахматиста», сказка и стихотворение моего собственного сочинения. Пусть это пособие будет Вам в помощь! Елена Юрьевна Лобачева МОУ «Кисловская СОШ»


Скучно было детворе Ранним утром во дворе. - Знаю я одну игру, - Сказал ребятам Петя. – Где бы ни был я, везде в неё играют дети. везде в неё играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король – А возглавляет всех король – Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать!








Вся в квадратах – белых, чёрных – деревянная доска, А ряды фигур точёных – деревянные войска. Люди их передвигают, коротая вечера, Люди в шахматы играют – интересная игра! Ты, дружок мой, без опаски, без смущения вступай, Словно в мир чудесной сказки, в чёрно- белый этот край. Что? Трёхглавые драконы нас не ждут здесь? Не беда! Тут, зато лихие кони и пехота хоть куда! Тут ферзи, слоны отважны, мчатся поперёк и вдоль, И, совсем как в сказке, важный возвышается король. Тут герои в каждом войске, и выходит рать на рать Хитроумно и геройски воевать и побеждать!










Начальное положение Проговаривай! Расставляй! Запоминай! Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят. Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей. Меж коней заключены Наши славные слоны. И ещё два поля есть, А на них король и ферзь. А теперь без спешки Идут на место пешки.


Начальное положение Белый отряд, чёрный отряд – Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же – в отряде другом. В каждом отряде – ты сам погляди – оба угла занимают ладьи. Рядом с ладьями кони видны, Рядом с конями встали слоны. Кто ж посредине? Ферзь с королём – самые главные в войске своём. Чтобы не путать, какие поля тут для ферзя и для короля, Нужно запомнить одну из примет: ФЕРЗЬ ВЫБИРАЕТ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТ – Белый на белом квадрате стоит, Чёрному чёрный удачу сулит. Есть свой квадрат у любого ферзя, Путать ферзей с королями нельзя! А перед всеми – ладьёй и конём, Перед слоном, королём и ферзём – Пешки-малышки встали стеной, Им начинать этот сказочный бой.


Ладья Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она. Это башня боевая неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди!








Ферзь Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у ферзя широк. Ферзь может ходить как ладья и как слон – и прямо и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. И кажется, будто ферзю тесноват доски чёрно-белой простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали – ты больше вниманья ферзю удели.






Конь Не мила коню неволя, перед ним простор широк, очень ловко на два поля совершает конь прыжок, замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок! Ну, а если угрожает окружения заслон, через тех, кто окружает, перепрыгивает он, совершает конь прыжок: поле – прямо, поле – вбок. Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок!




Пешка Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, пешка держит путь, ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой, первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом - вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же пешка бьёт? Бьёт наискосок. Всю доску пройти должна пешка до конца – превратится там она в грозного бойца. Кем ей стать – ферзём, ладьёй? Может быть, конём? Как решать вопрос такой, мы потом поймём.




Король Король любит гладкий, расчищенный путь: в любую он сторону может шагнуть, однако легко ты заметишь, дружок, что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле – вот шага длина, не очень проворен король– старина. не очень проворен король– старина. Зато начеку королевская рать – должна короля она оберегать. Ведь если б король беззащитный погиб, фигуры войну продолжать не смогли б. Запомни: король всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей!






Шах На тебя решил нагнать твой противник страх: королю сейчас опять объявил он шах. Ты пугаться не спеши вражеских атак, поразмысли-ка в тиши: может, шах – пустяк? Короля-владыки честь войску дорога – посмотри, нельзя ли съесть дерзкого врага? А ещё я путь другой подсказать могу: ты дорогу перекрой этому врагу. ты дорогу перекрой этому врагу. Стань фигурою своей на его пути – короля всего верней сможешь так спасти. Подскажу тебе, позволь, я и третий путь: не сумеет ли король в сторону шагнуть? не сумеет ли король в сторону шагнуть?


Мат В бой ты ведёшь деревянную рать, ну, а умеешь ли мат объявлять? Мат – это шах, при котором, учти ты, у короля никакой нет защиты. Шах, от которого не отступить, шах, от которого нечем закрыться, нечем фигуру грозящую сбить, и с поражением нужно смириться. Мат – торжество атакующих сил, мат – цель игры, мат – сраженья конец. ЕСЛИ ДАЛ МАТ, ЗНАЧИТ, ТЫ ПОБЕДИЛ, ЗНАЧИТ, ТЫ МОЛОДЕЦ!




Рокировка Рокировать можно: 1. Король и ладья в этой партии ещё не сделали ни одного хода. 2. Между королём и ладёй нет других фигур. 3. Король не стоит под шахом. 4. Поле, через которое собирается прыгнуть король, не находится под ударом фигур противника. 5. После рокировки король не окажется под шахом.


Шахматная партия Партия – запомнить ты готов? – из отдельных состоит ходов. Что такое ход? Сейчас узнаем. Вот фигурку мы передвигаем с одного квадрата на другой – делаем свой ход очередной. А порой противника фигура высится на поле, как скульптура, не даёт твоей фигуре встать. Как тут быть? С доски фигуру снять! На освободившийся квадратик встанет твоей армии солдатик. Не стесняйся делать ход такой, ведь игра напоминает бой. Тот, кто белым войском управляет, первым ходом битву начинает. А подряд два хода можно? Нет! Нужно ждать противника ответ. Так, за ходом ход, идёт сраженье, наступленье или отступленье. Игроки же видят цель одну: шахматную выиграть войну. И дают приказ своим солдатам – постараться кончить дело матом.


Шахматная партия Правила поведения при игре в шахматы. Играть надо молча, не спеша. Если дотронешься до фигуры противника, её придётся побить (если это возможно). Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать нельзя. Нельзя мешать партнёру думать. Нельзя подсказывать игрокам. Не следует произносить вслух «шах» и «мат». Если какая-нибудь своя фигура или фигура противника расположена не в середине клетки, то при своём ходе можно сказать: «Поправляю» - и поставить её поаккуратнее. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнёром и зазнаваться. Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку – это дань уважения партнёру. Перед партией тоже принято рукопожатие (последние два правила относятся к серьёзным турнирным партиям). Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывая варианты.


ЭТО ИНТЕРЕСНО! Шахматная физминутка: Раз и два, и три, четыре – Ставим ноги мы пошире. Руки врозь, наклон вперёд, Вправо, влево. Вот народ! Засиделся, застоялся – В шахматы так заигрался. - Пешка здесь и пешка там? Ни за что их не отдам! За коня слона, ладью? Хорошо, подумаю! Отдохнем сейчас немного И по шахматным дорогам. И по шахматным дорогам. Раз – присели, встали – два: Отдохнула голова.


ЭТО ИНТЕРЕСНО! Шахматная физминутка: Пешки раз, и раз, и раз – Конь получится как раз. Пешка раз, и два, и три – На слона теперь смотри. Восемь пешек смелых ряд – Боевой у нас отряд! Раз присели, два присели – Восемь пешек одолели. Шаг вперёд шагнули вместе, Шаг назад – и мы на месте.


Цена фигуры Давным-давно в Шахматном королевстве задумали фигуры помериться мощью своей и решить: «Кто же самый могучий?» Договорились, что самая маленькая и бесстрашная Пешка будет всех взвешивать, чтобы ей не так обидно было! Сел Слон, и чтобы его уравновесить пришлось на другую чашу шахматных весов усадить ТРИ Пешки! Подошла очередь Коня. И опять ТРЁХ Пешек хватило! Уселась Ладья. Пришлось звать на помощь ПЯТЬ Пешек! Наконец и Ферзь до весов добрался. ДЕВЯТЬ Пешек потребовалось! Вот с тех пор и называют СЛОНА и КОНЯ лёгкими фигурами, а ЛАДЬЮ и ФЕРЗЯ – тяжёлыми.


Цена фигуры У каждой фигуры своя есть цена. Вот посмотри на Коня и Слона. Запомни! У каждого стоимость ТРИ! В игре их смелее, смелее бери! Не бойся же и на Ладью наступать, Добудешь, и сразу получится ПЯТЬ! А у Ферзя большая цена: ДЕВЯТЬ он стоит во все времена! ДЕВЯТЬ он стоит во все времена! Пешка-малышка стоит ОДИН, Пешка-малышка стоит ОДИН, А поле пройдёт, и она – господин!


Название занятия: Шахматный король

Класс: 1 класс

Цель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король» и его ролью на шахматной доске.

Задачи:

    Обучающая: дать общее представление о шахматной фигуре «Король».

    Развивающая: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске.

    Воспитательная: прививать интерес к игре в шахматы.

Оборудование: магнитная доска с набором шахматных фигур, шахматные доски, шахматные фигуры, карточки со словами, компьютер, медиапроектор, ноутбуки, игра «Лабиринт» на карточках, словарные слова, цветные карандаши, схема «Возможные ходы короля», картинки (солнышко, дождик, облачко) для рефлексии, короны для королей.

Прилагаемые медиаматериалы:

    видеоролик «Шахматное королевство»;

    электронное пособие «Шахматная страна».

Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

    Весела И., Веселы И. Шахматный букварь: Книга для учащихся/Пер. с чеш. Е.И. Ильина, Н.Н. Попова; Ил. К. Франты.- М.: Просвещение, 1983. – 128с., ил.

    Монтированный видеоролик оригинальной версии мультфильма «Гамбит» режиссёра Якова Сморгонского, производства «Анимафильм».

    Сухин И.Г. Шахматы, первый год обучения. В 2-х частях. - Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.

    Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. - Обнинск: Духовное возрождение, 1999.- 120с., ил.

    Электронное пособие «Шахматная страна», автор Клещёва Г.В., учитель информатики МОУ «Медведская ООШ» Щучанского района.

    Мелодия «В гостях у сказки».

    «Дискотека с Машей» песня из мультфильма «Маша и Медведь» «Про следы» (минусовка).

    Физкультминутка о ходах короля.

    Изображения короля, ходы

ХОД УРОКА:

1 .Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Шахматный нас ждет урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Сегодня будем мы

Узнавать и рассуждать, Обязательно играть! Ученик читает стихотворение:

На свете есть забавная

Волшебная игра.

В неё с утра до вечера

Играет детвора

Там мчатся кони резвые

Трубят поход слоны.

И клетки чёрно – белые

Чудес и тайн полны. -Что же это за страна?(Шахматная срана) .

2.Повторение ранее изученного.

Ребята я хочу вас пригласить отправиться в необыкновенное путешествие в шахматное королевство. Хотите отправиться туда? Но перед путешествием для начала мы должны пройти подготовку.

Но для начала вспомним героев этой страны.

Помогут в этом нам загадки и игры.

- ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК » Описание игры: Опустить руку в мешочек, достать фигуру и определить, что это за фигура, назвать её, поставить на своё место на шахматной доске

А вы должны не только отгадать загадки, но и вспомнить. в каком домике живёт каждая фигура и поселить её в нужное место.

Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла.

(Пешка )

Стою на самом краю, путь откроют – пойду.

Только прямо хожу, как зовут – не скажу.

(Ладья )

Не живет в зверинце, не берёт гостинцы,

По косой дорожке ходит, хоботом не водит.

(Слон )

Передвигается не косо и не прямо,

А буквой «Г» - так шахматисты говорят. (Конь )

Эта фигура выбирает свой собственный цвет - белый на белом квадрате стоит, чёрному чёрный удачу сулит. Фигура, которая ходит как ладья и слон. Является самой сильной из всех фигур (Ферзь)

Сколько ферзей участвует в игре? Назовите адреса фигур и поместите фигуры на шахматную доску.

Дети поочерёдно выставляют свои фигуры на шахматную доску. А УЧИТЕЛЬ – НА ДЕМОНСТРАЦИОННОЙ ДОСКЕ. -Молодцы! Ребята, посмотрите,какой фигуры не хватает не шахматной доске? (Короля)

Правильно! ? От кого зависит спокойствие в королевстве? Ребята, а кто правит в шахматном королевстве? (Король )

- Как вы думаете, какова тема нашего занятия?

Тема нашего занятия «Король». Мы познакомимся с королем и его ролью на шахматной доске

3. Изучение нового материала.

(Тема крепится на доску ) А для этого мы оправляемся в Шахматное королевство,чтобы больше узнать о короле.

- А что вы знаете о короле?

- Посмотрите на шахматную доску. Могут ли начать сражение фигуры? (нет ) Почему? (нет королей ) А сколько королей на шахматной доске? (Изображения королей крепятся к доске ). Где стоят короли? (e 1, e 8 ) Покажите на магнитной доске.

Молодцы! Жители Шахматного королевства приветствуют нас и хотят с нами познакомиться, а для этого они нам прислали письмо, в котором рассказывают интересную историю. А про кого – вы мне ответите на вопрос после прослушивания сказки. УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СКАЗКУ:

« Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный.Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной.

Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки.

Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.

А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.

И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противоположной стороне. По углам поставил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.

Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, - молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.

Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.

Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.

И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске».

- Вы внимательно слушали сказку.Кто герой сказки? - Как жили между собой королевичи? Кто помирил их? - Мы продолжаем путешествие по шахматной стране, чтобы больше узнать о короле обратимся к электронному пособию и попадём в гости к космическому пришельцу Шахматной страны Динозаврику, который хочет нам рассказать много интересного про шахматного короля. РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМ ДИСКОМ «Динозавры учат играть в шахматы». КОРОЛЬ Король может передвигаться по шахматной доске в любом направлении: вперед и назад, вправо и влево, прямо и наискосок, но только на одну клетку. Перепрыгивать через клетки королю запрещается. За ход пойти на одно из соседних полей - вот предел его возможностей. Поэтому Его Величество считается самой медленной шахматной фигурой. Предположим, что королю нужно попасть с 1-й горизонтали на 8-ю. Для этого он должен будет совершить 7 ходов. Другие фигуры могут одолеть этот путь за меньшее число ходов. Словно король идет туда пешком, а другие фигуры передвигаются на транспорте. По шахматным правилам королю нельзя ходить на атакованные чужими фигурами поля. Это единственная фигура, которая не может пойти под неприятельский удар. Рубит король так же, как и ходит. Ему разрешено бить любые чужие фигуры, кроме короля. Но если фигура соперника защищена другой своей фигурой, то король ее забрать не может. Под бой-то он не ходит! Самого короля нельзя срубить ни при каких обстоятельствах. Короля не рубят - ему ставят мат! Между собой короли всегда соблюдают определенную дистанцию. Между ними должна быть как минимум одна клетка. Стоять на соседних полях (рядом) им запрещается. Король с королем не встречаются! Таким образом, король - самая главная шахматная фигура, но одновременно и самая слабая из-за своего медленного способа передвижения. Весьма значительную роль (ЧИТАЕТ СТИХ УЧЕНИК) Играет в шахматах король. Но больно тихий он ходок: Всего по клетке за разок! Как ходит король Стрелками показано, накакие поля может пойти каждый из королей. Видно, что в центре доски белому королю доступны 8 полей, а на краю доски черному ко- ролю - лишь 3 поля. Как рубит король Стрелками показано, что белый король может срубить черную пешку, а черный король - белую ладью. Короли стоят напротив друг друга через одну клетку. Три соседних поля между ними по 5-й горизонтали - запретная зона для королей. Здесь королям недоступны два поля. -Ну а сейчас подошло время отдохнуть.

4. Физкультминутка (под музыку)

Если нарисовать одновременно все возможные ходы короля, то рисунок будет похож на солнышко. Я предлагаю с помощью движений рук изобразить это солнышко и согреть весь мир.

Руки вверх по вертикали,

Руки вверх по диагонали,

Руки в стороны по горизонтали,

Руки вниз по диагонали,

Руки вниз по вертикали.

Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми. Игра в шахматы тесно связана со спортом. Многие чемпионы мира по шахматам увлекаются разными видами спорта.На сколько вы сильны, быстры и ловкие, мы сейчас проверим.Я объявляю эстафету: «Перенеси фигуры».

Видно, что вы все в хорошей физической подготовке, поэтому можем смело

5.Практическая работа. Закрепление изученного материала.

Продолжаем наше путешествие. Жители шахматной страны предлагают нам игры.Бьют короли, так же как и ходят: любую фигуру на соседней клетке. Попробуем!

Игра «Кто быстрее?» Практическая работа в парах Отработка навыков при выполнении практического задания. Дети играют друг с другом королями на уничтожение. Внимание! Объявляется репетиция дуэли черного и белого короля! Результаты по истечению трех минут. В игре два короля. «Игра на уничтожение». Занять исходные позиции. Начали! По истечении трех минут обмен опытом. Вывод: черный король и белый король не могут представлять друг другу угрозы так как не могут атаковать друг друга.

В игре участвуют два ребенка: два короля – черный и белый. Задача королей взять все фигуры противника, и не попасть под удар самому. На индивидуальных шахматных досках за отдельными столами каждый ученик подходит к номеру своей доски – проверяет учитель у каждого индивидуально. Задача: белым королем побить все черные фигуры.

-А сейчас объявляется музыкальная пауза. Давайте покажем свои таланты нашим гостям. ЧАСТУШКИ 1. Черно-белая доска - Родственница сетки, Бело-черные цвета Чередуют клетки. 2. Пешка – маленький солдат, Храбрый и отважный, Ход в две клеточки она Делает однажды. 3. За шеренгой пешек в ряд Выстроился штаб: Ферзь, король, ладья и конь Рядышком стоят. 3. Конь с ЖЕ- 2 на KА -4 Ходит буквой “Г”, Через головы скакать Может он вполне. 4. Слон наискосок идет, Только прикажи. В плен противник попадет, Вставший на пути. 5. Лодка армии – ладья Плавает легко Влево, вправо, взад, вперед, Прямо как в кино. 6. Очень важная фигура В шахматном мирке - Ферзь! Его кандидатура Принята везде.

7. И последняя фигура – Шахматный король. Быть особенно он должен Защищен тобой. Ученики читают стихи: 1 .Король любит гладкий, расчищенный путь: В любую он сторону может шагнуть, Однако легко ты заметишь, дружок, Что в силах он сделать не шаг. а шажок. 2 .Всего одно поле – вот шага длина, Не очень проворен король –старина. Зато на чеку королевская рать – Должна короля она оберегать. 3. Ведь если б король беззащитный погиб, Фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: король всех главней, всех важней, Нет в шахматном войске важнее вождей!

Подведение итогов занятия - тест по теме «Король» - каждому ученику раздаются полоски (Приложение 9) и по два цветных карандаша.

- Подведем итоги нашего путешествия по шахматному королевству. У каждого из вас есть полоски, где нужно закрасить квадраты. Если вы даёте на вопрос ответ «Да», то закрашиваете квадрат красным карандашом, если – «Нет» - синим.

Согласен ли ты, что:

1) король – самая высокая фигура? (да)

2) можно ли побить короля? (нет)

3) на шахматной доске два короля? (да)

4) король перепрыгивает через другие фигуры? (нет)

5) из угла доски король держит под ударом три поля? (да)

6) черный король может побить черного ферзя? (нет)

7) может ли король пойти с белого поля на чёрное? (да)

8) может ли король в начальном положении сделать первый ход? (нет)

На что похож рисунок? (На горизонталь или вертикаль шахматной доски – словарная работа со словами.

Молодцы. Все хорошо работали. Я, думаю из вас мудрые шахматисты получатся.

Если зря не зазнаваться.

Каждый день тренироваться:

Бегать, прыгать, в шахматы играть –

Сильным шахматистом можно стать! »

Волшебник: «Вам понравилось в моём сказочном царстве? »

Дети: Да, понравилось!

Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу, но впереди нас ждут интересные встречи с обитателями этого чудесного королевства.

В этой стране

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

Мы возвращаемся из Шахматного королевства и приземляемся на цветочной поляне.

Наше путешествие, ребята, подходит к концу. И мне интересно знать какое настроение у вас осталось после путешествия, а от нашего настроения зависит погода в шахматном королевстве (Учитель кратко поясняет значение картинок на доске.

- Проверим погоду? (Под музыку « Про следы» (минусовка) из мультфильма «Маша и Медведь» . к аждый ученик подходит к столу, берёт понравившуюся ему картинку и крепит на шахматную магнитную доску )

Всё отлично; – все хорошо;
- есть вопросы.

Мария Корякина
Конспект занятия по шахматам в старшей группе

Конспект занятия по шахматам в старшей группе .

Разработка воспитателя Корякиной Марии Васильевны.

Программное содержание :

1. Продолжать знакомить детей со своеобразным миром шахмат , привить им любовь к древней и мудрой игре.

2. Разносторонне развивать ребенка, способствовать его умственному развитию.

3. Закрепить ориентировку в пространстве : направо, налево, спереди, сзади.

4. Обогащение словаря : ферзь, король, ладья, пешки.

Материал :

Демонстрационная магнитная доска с фигурами, указка, чудесный мешочек, 2 подноса, картинки, дидактический материал, магнитные фишки, шоколадные конфеты, разноцветные шары, напольная шахматная доска , шапочки фигур.

Ход занятия:

Звучит сказочная спокойная музыка. Под музыку заходят дети и воспитатель. Воспитатель : Дети, начинаем занятие по шахматам . (Вдруг кто – то стучится в дверь.)

Воспитатель : Дети, кто – то стучится в дверь. Давайте откроем.

(Заходит Незнайка.)

Незнайка : Здравствуйте, дети! Я Незнайка. Куда я попал, в какую страну меня пустили?

Воспитатель : Незнайка, ты попал в Страну шахматных чудес . Наши дети тут учатся играть в шахматную игру . Пожалуйста присаживайся здесь.

Незнайка : Дети, я не знаю ни названия, ни расстановку шахматных фигур , пожалуйста повторите, может я запомню что-нибудь.

Воспитатель : Дети, поможем Незнайке узнать фигуры. (Да.) Сначала давайте повторим названия шахматных фигур (повторяют) .

Молодцы дети, скажите пожалуйста сколько пешек должны быть в каждой команде? (По 8)

Воспитатель : Кто подойдет сюда и посчитает пешки. (Подходит ребенок, берет указку и считает чёрных пешек.)

Воспитатель : Незнайка, ты запомнил? (Да-а)

Воспитатель : Незнайка, мы познакомили тебя с шахматными фигурами . А теперь покажем тебе, как они должны стоять на шахматной доске . (В комнате заранее разложена напольная шахматная доска . После объяснения воспитателя ребенок-фигура находит свое место на напольной доске.)

Незнайка, запомни пожалуйста, во главе чёрной армии стоит гордый Король. С правой стороны стоит его правая рука – Королева, т. е. Ферзь. Потом Слоны, дальше стоят Кони, а на самом краю доски стоят Ладьи-охранники, похожие на башни, они укрепляют границы своего Королевства. А перед фигурами стоят пешки – пехотинцы, солдаты своего Короля.

Воспитатель : Незнайка, ты запомнил какая фигура где стоит? (Да, запомнил.)

Физминутка : подвижная игра «Живые фигуры» .

Воспитатель : Дети, отгадайте пожалуйста загадки :

1. Кто самый главный в шахматной игре ? (Король) Показываю картину Короля.

2. А самая быстрая и сильная фигура кто? (Ферзь) (Показываю картину Ферзя.)

Незнайка, запомни, пожалуйста, Королеву в шахматной игре называют Ферзем. Про Ферзя люди придумали такую поговорку : «В начале игры Ферзь любит свой цвет» . Значит в начале игры белая Королева стоит на белой клетке, а чёрная Королева на чёрной клетке.

3. Если пешка дойдёт до последней линии в кого может превращаться? (в любую фигуру) . Правильно дети, вот посмотрите на эту картину - «Девочка-пешка» мечтает стать Королевой.

4. В шахматной игре только одна фигура перепрыгивает через фигуры, это кто? (Конь) Прыжок Коня подобен букве «Г» или на хоккейную клюшку. Кто подойдёт сюда и покажет ход Коня фишками на магнитной доске. Дети, запомните если Конь стоит на светлой клетке, то должен наступить обязательно на тёмной клетке. А если стоит на тёмной клетке, то наступает на светлую клетку.

Воспитатель : Давайте поиграем в дидактическую игру «Чудесный мешочек» (на ощупь должны найти фигуру) .

Незнайка, теперь наши дети споют тебе песню «Шахматная страна » .

На свете есть чудесная страна,

И зовётся шахматной она .

Который век, наперекор столетьям,

Живёт и здравствует мудрейшая игра.

Каждую фигуру ты запомни,

Это твои верные друзья.

В шахматы играть вы научитесь ,

Это ведь гимнастика ума!

Незнайка : Спасибо, дети! Я очень рад, что попал в эту загадочную удивительную Страну шахматных чудес . Мне нужно идти, приду к вам в следующий раз научиться играть. За то, что вы познакомили меня с шахматными фигурами , я угощаю вас конфетами. (Угощает) До свидания! (Дети прощаются с Незнайкой) .

Воспитатель : Дети, на этом наше занятие заканчивается . Сегодня мы познакомили Незнайку с шахматными фигурами . В следующий раз мы научим его играть в шахматы . Спасибо всем.

Публикации по теме:

Как можно провести турнир по шахматам В конце года неплохо провести турнир на личное первенство всей группы: девочки и мальчики играют вместе по круговой системе. Можно разбить.

Конспект открытого интегрированного занятия «Секреты дружбы» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 комбинированного вида» Конспект открытого занятия.

Конспект познавательного занятия в старшей группе Цель: создание условий для развития социально-коммуникативных умений. Задачи: - обучающие: развитие культуры общения и взаимодействия ребенка.

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе «Сказочный мир театра – я в нем художник» План занятия. 1. Экскурсия в театральную комнату (краткая беседа -2-3) 2. Просмотр музыкального.