А какие еще подлодки затонули. Почему погиб весь экипаж подлодки «Курск

  • 21.09.2019

October 7th, 2014 , 01:21 pm

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов затонула подводная лодка К-219. Причиной катастрофы стал взрыв в ракетной шахте. Памяти всех погибших в катастрофах подводников посвящен этот пост

На пирсе тихо в час ночной.
Тебе известно лишь одной,
Когда усталая подлодка
Из глубины идёт домой

В декабре 1952 года дизель-электрическая лодка С-117, готовящаяся к учениям в составе Тихоокеанского флота, потерпела катастрофу в Японском море. Из-за поломки правого дизеля лодка шла в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов по докладу командира неисправность была устранена, но экипаж больше на связь не выходил. Причина и место гибели подводной лодки до сих пор неизвестны. Предположительно, затонула в ходе пробного погружения после некачественного или неудачного ремонта в море из-за неисправных воздушных и газовых захлопок, из-за чего дизельный отсек был быстро заполнен водой и лодка не смогла всплыть в надводное положение. Следует принимать во внимание, что это был 1952 год. За срыв боевой задачи и командир лодки и командир БЧ-5 могли быть отданы под суд. На борту было 52 человека.


21 ноября 1956 года вблизи Таллина (Эстония) подводная лодка М-200, входящая в состав Балтийского флота, столкнулась с эскадренным миноносцес "Статный". Спасти удалось 6 человек. 28 погибли.


Еще одна авария в Таллинском заливе произошла 26 сентября 1957 года, когда дизельная подводная лодка М-256 из состава Балтийского флота, затонула после начавшегося на борту пожара. Хотя изначально ее удалось поднять, спустя четыре часа она ушла на дно. Из 42 членов экипажа спасти удалось 7 человек. Лодка проекта А615 имела двигательную установку на основе дизеля, работающего под водой по замкнутому циклу через твердый химпоглотитель для удаления углекислого газа и обогащение горючей смеси жидким кислородом, что резко повышало угрозу возникновения пожара. Лодки А615 пользовались дурной славой у подводников, из-за высокой пожароопасности их называли «зажигалками».


27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80. Она не вернулась на базу с полигона. Поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С‑80 была найдена. Причиной гибели стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи воздуха к дизелям в перископном положении ПЛ) в ее дизельный отсек. До настоящего времени четкой картины происшествия нет. По некоторым данным лодка пыталась уклониться от таранного удара норвежского разведывательного корабля "Маряата" срочным погружением на циркуляции и будучи сильно утяжеленной, чтобы не быть выброшенной на поверхность (был шторм), провалилась на глубину с поднятой шахтой и открытой воздушной захлопкой РДП. Погиб весь экипаж ‑ 68 человек. На борту было два командира.


4 июля 1961 , в ходе учений "Полярный круг" произошла утечка радиации на вышедшем из строя реакторе подводной лодки К-19. Экипаж смог самостоятельно устранить неисправность, лодка осталась на плаву и смогла вернуться на базу. От сверхвысоких доз облучения погибло восемь подводников.


14 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б‑37 из состава Северного флота. В результате взрыва боезапаса в носовом торпедном отсеке погибли все, кто находился на пирсе, на подводной лодке и на торпедно‑технической базе ‑ 122 человека. Серьезные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350. Комиссия по расследованию чрезвычайного происшествия пришла к выводу, что причиной трагедии стало повреждение обтекателя боевого зарядного отделения одной из торпед при погрузке боезапаса. После чего командир БЧ-3 чтобы скрыть происшествие по перечню №1 аварийных происшествий на флоте пытался запаять пробоину, из-за чего торпеда загорелась и взорвалась. От детонации взорвались остальные боевые торпеды. Командир лодки капитан 2 ранга Бегеба находился на причале в 100 метрах от корабля, был взрывом сброшен в воду, получил тяжелые ранения, впоследствии был отдан под суд, защищал себя сам и был оправдан.


8 августа 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 "Ленинский комсомол", первой атомной подводной лодке ВМФ СССР, в подводном положении произошел пожар в 1 и 2 отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа, спаслись 65 человек. Корабль своим ходом вернулся в базу.


8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота. ПЛ несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. Погибли 98 человек. Лодка затонула на глубине 6000 метров. Причина катастрофы неизвестна. На борту лодки обнаруженной в 1974 году американцами, которые неудачно пытались ее поднять, было 100 человек.


12 апреля 1970 года в Бискайском заливе в результате пожара в кормовых отсеках затонула АПЛ К‑8 пр. 627А из состава Северного флота. Погибли 52 человека, спаслись 73 человека. Лодка затонула на глубине более 4000 метров. На борту находилось два ядерных боеприпаса. Два ядерных реактора перед затоплением были заглушены штатными средствами.


24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике на АПЛ К‑19 пр. 658 произошел пожар в девятом отсеке. Позже огонь перекинулся в восьмой отсек. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. Погибли 28 моряков, спаслись 76 человек.


13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 пр. 675МК с научно‑исследовательским судном "Академик Берг". Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода. Чтобы предотвратить окончательное затопление К‑56, командир лодки принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. Погибли 27 человек.


21 октября 1981 года в Японском море затонула дизельная средняя подводная лодка С‑178 пр. 613В в результате столкновения с большим морозильным рыболовным траулером "Рефрижератор‑13". Авария унесла жизни 31 моряка.


24 июня 1983 года у полуострова Камчатка затонула АПЛ К‑429 пр. 670А из состава Тихоокеанского флота. Катастрофа произошла при дифферентовке лодки в районе, где глубина была 35 метров, вследствие поступления воды в четвертый отсек через шахту судовой вентиляции, которую по ошибке оставили незакрытой при погружении лодки. Часть членов экипажа удалось спасти, но 16 человек перед этим погибли в результате взрыва аккумуляторных батарей и борьбы за живучесть. Если бы лодка вышла на большие глубины, она бы однозначно погибла вместе со всем экипажем. Гибель корабля произошла по причине преступной халатности командования, приказавшего неисправной подводной лодке с нештатным экипажем выйти в море на стрельбы. Экипаж покинул затонувшую лодку методом шлюзования через торпедные аппараты. Командир, до конца возражавший против решения штаба и только под угрозой лишения должности и партбилета вышедший в море, впоследствии был осужден на 10 лет лишения свободы, в 1987 году амнистирован и вскоре умер. Непосредственные виновники, как всегда это у нас бывает, от ответственности ушли. Впоследствии лодку подняли, но она опять затонула в заводе у причала, после чего была списана.


6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Атлантическом океане на глубине 4000 метров в результате взрыва ракеты в шахте затонула АПЛ К‑219 пр. 667АУ. Оба ядерных реактора были заглушены штатными поглотителями. На борту находились 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками и два ядерных боеприпаса. Погибли 4 человека. Остальные члены экипажа были эвакуированы на подошедшее с Кубы спасательное судно "Агатан".


7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара в хвостовых отсеках на глубине 1700 метров затонула АПЛ К‑278 "Комсомолец" пр. 685, получив сильные разрушения прочного корпуса. Погибли 42 человека. На борту находились два штатно заглушенных ядерных реактора и два ядерных боеприпаса.

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море потерпела катастрофу российская атомная подводная лодка "Курск". Субмарина была обнаружена 13 августа на глубине 108 метров. Весь экипаж в составе 118 человек погиб.

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке на утилизацию затонула АПЛ К‑159. На борту лодки в качестве команды сопровождения находились 10 членов экипажа. Погибли 9 человек.

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) "Нерпа", построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

Подводная лодка аргентинских ВМС "Сан-Хуан" класса TR-1700, которая перестала выходить на связь в минувшую среду, скорее всего, погибла, к такому выводу склоняются ведущие военные эксперты. Редакция портала Москва 24 вспомнила о похожих катастрофах в море и их причинах. Не исключено, что "Сан-Хуан" стала жертвой размещенной на ее борту устаревшей и крайне опасной американской торпеды.

Напомним, что субмарина исчезла 15 ноября во время перехода из порта Ушуайя к месту постоянного базирования в городе Мар-дель-Плата. В ходе поисковой операции, к которой подключились военно-морские силы США, Чили и Великобритании, следов лодки обнаружить пока не удалось. "Тот факт, что экипаж не смог сообщить на берег об аварийной ситуации, может говорить только о том, что она развивалась скоротечно, – рассказал порталу Москва 24 бывший офицер-подводник Северного флота, пожелавший остаться неназванным, – версий здесь может быть две: или это было быстрое затопление отсеков, или взрыв".

Затопление: ошибка экипажа или неисправность

Подводная лодка "Сан-Хуан" к моменту катастрофы имела солидный для боевых кораблей возраст – в состав военно-морских сил Аргентины построенный на немецких верфях корабль вступил в 1985 году. При этом лодку нельзя назвать ржавым корытом – в 2007-2013 годах на верфи Astillero Domecq Garcia корабль прошел глубокую модернизацию, в ходе которой были заменены главные двигатели, аккумуляторные батареи и гидроакустическая станция. Как заявляло тогда командование аргентинских ВМС, обновленная "Сан-Хуан" могла служить флоту еще 30 лет.

В послевоенный период в мире было потеряно несколько подводных лодок из-за аварийного поступления больших объемов воды в отсеки, как правило, они уходили на дно за считаные минуты, не успев сообщить об аварии на берег. Один из самых известных случаев – авария на подводной лодке ВМФ СССР К-429, которая произошла весной 1983 года. Перед погружением экипаж забыл закрыть шахту вытяжной вентиляции, в результате лодка затонула на глубине 37 метров за 2-3 минуты. Большей части экипажа удалось спастись, погибли 16 моряков.

Практически восемь лет ничего не было известно об исчезнувшей в 1961 году в Баренцевом море ракетной подводной лодке С-80. Обстоятельства гибели корабля выяснились только после его обнаружения и подъема в 1969 году. Как установила правительственная комиссия, причиной трагедии стало обледенение клапана устройства РДП (работа дизеля под водой). При погружении подлодки шахта, через которую в двигатель поступал воздух, из-за наледи осталась открытой, и в моторный отсек хлынула морская вода.

Одна из самых тяжелых катастроф в истории американского флота – гибель атомной подводной лодки "Трешер" по официальной версии произошла из-за поступления в прочный корпус больших объемов забортной воды сквозь лопнувший сварной шов трубопровода охлаждения реактора. Вода вызвала короткое замыкание в цепях управления реактором, и он был автоматически заглушен. Неуправляемая и потяжелевшая от забортной воды лодка провалилась на запредельную для нее глубину всего за четыре минуты.

Взрыв: на лодке были опасные американские торпеды

Как сообщает командование аргентинских военно-морских сил, подлодка "Сан-Хуан" возвращалась к месту постоянного базирования после учений флота в районе архипелага Огненная земля. Поэтому, скорей всего, лодка отправилась в последний поход с загруженным боезапасом. Основное оружие лодки – 16 немецких торпед SSТ-4 и шесть старых американских противолодочных торпед Mark 37 mod. 2. Последние завоевали неоднозначную репутацию у эксплуатантов. На Mark 37 используется склонная к перегреву серебряно-цинковая батарея, было зафиксировано несколько случаев их воспламенения и самопроизвольных взрывов. Кстати, взрыв торпеды Mark 37 считается наиболее вероятной версией гибели американской атомной подводной лодки "Скорпион", которая затонула в декабре 1968 года. В июне 1960 году аккумуляторы торпеды взорвались на американской атомной субмарине "Сарго", в результате чего погиб один подводник. К слову сказать, после катастрофы "Скорпиона" американский флот начал оперативно заменять эти торпеды на более совершенные Mark 48. Опасные Mark 37 проходили модернизацию и продавались в страны третьего мира, в том числе и в Аргентину.

"Взрыв боезапаса – это тот случай, когда экипаж со 100% вероятностью не успеет ничего передать на берег и даже понять, что произошло, – рассказывает наш собеседник, – так было с "Курском", это, судя по всему, произошло и со "Скорпионом". Сразу за торпедным отсеком расположен центральный пост, в случае взрыва все находящиеся в нем люди, включая командира, погибнут. Там же находятся и основные средства связи".

Согласно плану учений, проходивших в августе 2000 года, атомоход К-141 должен был между 11-40 и 13-20 часами 12 августа произвести условное торпедирование надводного корабля противника. Но вместо того в 11 часов 28 минут 26 секунд раздался взрыв мощностью 1,5 балла по шкале Рихтера. А через 135 секунд - второй - более мощный. До 13-50 «Курск» не вышел на связь. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов приказывает «в 13.50 начать действовать по худшему варианту» и вылетает с атомного крейсера «Петр Великий» в Североморск, очевидно, для обсуждения ситуации. И лишь в 23-30 объявляет боевую тревогу, признавая «пропажу» лучшего подводного судна Северного флота.

К 3-30 часам определяется примерный район поиска, а к 16-20 устанавливается технический контакт с «Курском». Сама спасательная операция начинается в 7 часов утра 14 августа.

С одной стороны, действия спасателей, которые стороннему наблюдателю казались нерасторопоными, с другой - кажущееся бездействие президента страны, в течение четырех дней после аварии продолжавшего отдыхать в Сочи, с третьей - данные о технических дефектах подлодки, с четвертой - противоречивая информация от властей, словно старавшихся запутать всех, кто следил за судьбой экипажа - все это породило слухи о некомпетентности руководителей.
Люди, по словам Владимира Путина, предались излюбленной народной забаве: поиску виноватых. И впоследствии возмущались, что никто, по большому счету, не понес наказания. Но в том-то и беда, что если уж наказывать, то пришлось бы многих - всех тех, кто приложил руку к развалу флота, кто закрывал на это глаза, кто не работал в полную силу за мизерную (1,5-3 тысячи рублей) зарплату. Но это не имело значения: даже если бы военные в 13 часов 12 августа начали поиски «Курска», экипаж спасти они все равно бы не успели.

Кто давал сигналы бедствия?

Поводом для многочисленных спекуляций стали сигналы SOS, по которым был обнаружен «Курск» и которые продолжались в течение двух дней. Сигналы были зафиксированы на разных кораблях, и некоторые очевидцы даже утверждали, что слышали позывные подлодки - «Винтик».
До 15 августа руководители операцией продолжали уверять, будто связь с экипажем, установленная через перестукивание, продолжается. А уже 17-го в качестве официальной закрепилась новая версия: большинство моряков «Курска» погибли в первые минуты после взрыва, оставшиеся прожили всего несколько часов.
А сигналы SOS были записаны на магнитную ленту и изучены экспертами. Было доказано, что выстукивал не человек, а автомат, какого не могло быть и не было на борту «Курска». И данный факт лег новым доказательством в теорию о столкновении атомохода с иностранной подводной лодкой.

Столкнулся ли «Курск» с американской подлодкой?

Причиной первого взрыва на «Курске» стала деформация торпеды. Это признает большинство исследователей. Но сама причина деформации остается предметом споров. Широкое распространение получила версия о столкновении с американской подлодкой «Мемфис». Считается, что это она давала пресловутые сигналы бедствия.
В Баренцевом море «Мемфис» вместе с другой американской и британской субмаринами следила за учениями российского флота. Выполняя сложный маневр, ее офицеры ошиблись с траекторией, вплотную приблизились и врезались в готовившуюся выстрелить К-141. «Мемфис» пошла на дно, как и «Курск», пропахала носом грунт и встала. А через несколько дней ее обнаружили на ремонте в норвежском порту. В пользу этой версии говорит и тот факт, что К-141 оказалась в километре или двух от того места, из которого подавался сигнал бедствия.

Когда погиб экипаж?

Принципиальным стал вопрос о времени гибели экипажа российской подводной лодки. Командование флотом фактически признало, что поначалу вводило всех в заблуждение: никакого перестукивания с подводниками не велось. Большая часть экипажа, действительно, погибла в результате первого и второго взрывов. А выжившие, запершиеся в девятом отсеке могли бы протянуть дольше, если б не трагическая случайность, обнаруженная при вскрытии трупов.
Попытки моряков самостоятельно выбраться на поверхность результата не дали. Им пришлось терпеливо сидеть и ждать спасения. В 19 часов, когда наверху еще колебались, объявлять ли боевую тревогу, в отсеке началось килородное голодание. Морякам нужно было зарядить новые пластины регенерации. Трое отправились к установке, и кто-то, видимо, уронил пластину в маслянистую воду. Чтобы спасти товарищей, один из подводников бросился, телом закрыл пластину. Но было поздно: раздался взрыв. Несколько человек умерло от химических и термических ожогов, остальные - в считанные минуты задохнулись угарным газом.

Записка капитана-лейтенанта Колесникова

Косвенно гипотезу о гибели экипажа еще 12 августа подтверждает записка, оставленная капитаном-лейтенантом Колесниковым: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает». То есть уже в три часа пополудни члены команды экономили свет, спокойно сидели в темноте и ждали. А неровный почерк, которым написана эта - вторая по счету - записка, свидетельствует о том, что сил у Дмитрия Колесникова оставалось мало.
А дальше в записке было ставшее знаменитым - завещание всем нам, оставшимся в живых: «Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». И - какая-то фраза, пропущенная, утаенная от общественности следствием.
Из той фразы выросли новые домыслы: будто комиссия покрывает чье-то разгильдяйство, будто капитан-лейтенант ответил той фразой на вопрос, кто виноват или, по крайней мере, в чем причина аварии. Долго убеждали следователи, что из этических соображений не открывают содержание оставшейся части записки, что в ней - личное послание жене, не имеющее для нас никакого значения. До тех пор не верила общественность, пока не открылось содержание засекреченной части. А саму записку следствие жене Дмитрия Колесникова так и не отдало - только копию.

Почему капитану «Курска» присвоили звание Героя России?

26 августа 2000 года командиру подводной лодки Геннадию Лячину приказом Президента было присвоено звание Героя России, а все находившиеся на борту были награждены орденом Мужества. Новость эта была встречена скорее скептически: решили, что руководство страны таким образом пытается замолить свои грехи перед экипажем, загладить ошибки, допущенные в ходе спасательной операции.
Но командующий Северным флотом объяснял: к награде подводники «Курска» были представлены гораздо раньше, после операции, успешно выполненной в Средиземноморье в 1999 году, в самый разгар натовской агрессии в Югославии. Тогда экипажу К-141 удалось пять раз условно поразить корабли противника, то есть уничтожить весь американский шестой флот, и уйти незамеченными.
Но справедливости ради стоит заметить, что многие из погибших в августе 2000-го за год до того не участвовали в средиземноморском походе.

Спасли бы норвежцы?

Едва ли не с самого начала спасательной операции свою помощь предлагали британцы и американцы, а чуть позже норвежцы. В СМИ активно пропагандировали услуги иностранных специалистов, убеждая: у них и техника лучше, и специалисты мастеровитей. Затем, задним числом, уже сыпали обвинения: если бы пригласили раньше, 23 человека, запертые в девятом отсеке, были бы спасены.
На деле никакие норвежцы не в силах были помочь. Во-первых, к моменту обнаружения «Курска» подводники были уже сутки как мертвы. Во-вторых, тот объем работы, что проделали наши спасатели, тот уровень самопожертвования и самоотдачи, с которым они работали и который позволял круглосуточно, без перерывов, вести операцию, был немыслим для зарубежных специалистов.
Но - главное - даже если члены команды «Курска» были еще живы 15 и 16 числа, спасти их невозможно было по техническим причинам. Подводные аппараты не могли присосаться к подводной лодке из-за повреждений в ее корпусе. И здесь бессильна была самая современная и совершенная техника.
Подводная лодка и ее экипаж стали жертвой стечения тысяч различных обстоятельств. А ее гибель, в которой нет ничьей персональной вины, возможно, впервые за долгие годы, объединила ожесточившуюся страну.


Перелистаем страницы недавней истории. Заложенная в 1990 году на "Северном машиностроительном предприятии" в городе Северодвинске атомная подводная лодка класса К-141 проекта "Антей" вышла 10 августа 2000 года в море на ученья. На борту находились 118 человек экипажа во главе с командиром лодки капитаном I ранга Лячиным Г. П. 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут в районе учений в Баренцевом море был, якобы, зафиксирован подводный взрыв, через две минуты - еще один взрыв. Как позднее оказалось, взрывы случились на четыре часа ранее, около 7.30 утра. В 17.30 АПЛ "Курск" не вышла на связь, в 23.30 объявлена аварийной. 13 августа в 04.46 гидроакустики первыми обнаружили подводную лодку, лежащую на грунте. В 19.30 лодка была обнаружена визуально.

Именно в этот день, 12 августа 2000 года, президент Путин отправился в отпуск в Сочи и не прервал его в связи с сообщением о катастрофе подводной лодки "Курск", оставался в Бочаровом Ручье весь период проведения спасательных работ. Загорелый, в рубашке поло с коротким рукавом он появился в новостях на телевидении без следов скорби или сожаления на лице. Лишь 16 августа командование ВМФ получило санкцию президента на привлечение иностранной помощи для спасения экипажа АПЛ "Курск", поскольку оказалось, что Военно-Морской Флот России не обладает нужными спасательными средствами. Но было уже слишком поздно. 21 августа 2000 года командование ВМФ официально объявило о гибели экипажа АПЛ "Курск". 22 августа президент Путин, наконец, посетил базу ВМФ в поселке Ведяево и встретился с родственниками погибших моряков.

Далее события развивались следующим образом. Допустив преступную халатность, президент решил откупиться от родственников погибших моряков наградами. 26 августа командиру "Курска" Геннадию Лячину посмертно было присвоено звание Героя России, а 117 членов экипажа АПЛ "Курск" посмертно награждены орденом мужества. Так бы "Курск" и оставался под водой, если бы в СМИ, тогда еще полусвободных, не стали все сильнее циркулировать сведения о том, что "Курск" затонул в результате столкновения с американской подводной лодкой, шпионившей за российскими военно-морскими учениями. Основания у СМИ были. Еще 15 августа (на следующий день после того, как о трагедии узнал весь мир) радиостанция "Эхо Москвы" со ссылкой на анонимный источник в американской администрации сообщила: "Во время происшествия с российской атомной подводной лодкой "Курск" вблизи от нее находились две подлодки ВМС США, акустики одной из которых в субботу зафиксировали звук взрыва". К вечеру этого же дня Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Куроедов впервые озвучил информацию о возможном столкновении "Курска" с американской подводной лодкой. 16 августа Министр обороны РФ Игорь Сергеев выступил по телевидению и прямо заявил о таране "Курска". Так вот, 19 сентября 2000 года президент Путин отдал приказ приступить к операции по подъему останков экипажа АПЛ "Курск" и самой подводной лодки. Но не для того, чтобы выяснить тайну ее гибели. Тайна была ему известна. Нужно было замести следы: скрыть от российского общества следа столкновения.

7 ноября водолазная операция закончена, из развороченного отсека извлечены в общей сложности пятнадцать тел моряков. 24 марта 2001 года подписано распоряжение о подъеме АПЛ "Курск", а 18 мая того же года подписан контракт на подъем лодки с голландской фирмой Mammoet. 6 июля экспедиция по подъему выходит в Баренцево море.

Прошу обратить внимание, что первое, что сделала экспедиция - это отделила 16 июля первый отсек, куда именно и пришелся удар, на котором была вмятина. (О том, что она была, заявил опрометчиво по свежим следам никто иной как председатель правительственной комиссии Илья Клебанов еще 8 ноября 2000 года: "После проведенных работ глубоководными аппаратами "Мир", находящимися на борту научно-исследовательского судна "Академик Мстислав Келдыш", и исследования водолазами самого корпуса лодки, версия столкновения получила серьезное видео-подтверждение: была обнаружена внутренняя вмятина в районе первого-второго отсеков. А также отчетливо видны скользящие полосы на корпусе лодки, как если бы АПЛ столкнулась с каким-либо объектом".)

7 октября 2001 года начат подъем подводной лодки. Первый отсек отрезан и остается на дне. Доверять голландцам поднять его не стали. 21 октября 2001 г. корпус АПЛ "Курск" без первого отсека помещен в док судоремонтного завода в Росляково. 23 октября на палубу подлодки поднялись следователи. Работали Устинов и его товарищи в поте лица своего, осматривая лодку без первого отсека, куда пришелся удар "объекта". 18 февраля 2002 года следователи закончили свои труды. 20 марта 2002 года было завершено опознание трупов моряков "Курска". 26 апреля 2002 года АПЛ "Курск" отправили на утилизацию. Без первого отсека.

А вот 31 мая 2002 года начался подъем первого отсека подводки "Курск". Длился он долго и был завершен лишь 21 июня 2002 года. Видимо, собирали все мельчайшие обломки со дна. Неровен час поднимут какие-нибудь соседи-норвежцы. И будут доказательства столкновения с американцами.

Я живо помню псевдокомиссию по расследованию и ежедневные выступления по телевидению замерзшего Ильи Клебанова чуть не с палубы занимавшегося подъемом "Курска" судна. Эта самая длинная в истории РФ ложь длилась едва ли не год. Я сидел в это время в тюрьме "Лефортово" и с отвращением наблюдал всероссийскую ежедневную операцию: по приказу президента длительно лгали российским гражданам.

"Российские военные самолеты преследовали иностранную подводную лодку в Баренцевом море в районе учений Северного флота. Это, как передает корреспондент РИА-Новости, подтвердил Министр обороны России Игорь Сергеев. Накануне об этом факте сообщил на днях ушедший в отставку норвежский адмирал Эйнар Скорген. При этом он не исключал возможности столкновения российской подлодки "Курск" с американской субмариной. Адмирал также подтвердил факт захода в конце августа в один из норвежских портов подлодки "Мемфис" ВМС США. Комментируя высказывания норвежского адмирала, маршал Сергеев заявил, что специальная комиссия завершила работу и должна сделать выводы. При этом, по словам российского министра, сообщение Скоргена будет приобщено к документам комиссии и подвергнуто "самому глубокому анализу". Между тем США продолжают отрицать возможную причастность к гибели подлодки "Курск" в Баренцевом море американской субмарины. Как стало известно РИА-Новости из информированных источников в российской военной делегации в Брюсселе, шеф Пентагона Уильям Коэн заявил министру обороны Игорю Сергееву, что американская подводная лодка не могла быть причастна к возможному столкновению с "Курском"".

"В Брюсселе министр обороны России Игорь Сергеев заявил, что по-прежнему приоритетной версией гибели АПЛ "Курск" остается столкновение с иностранной подводной лодкой и подтвердил вместе с этим факт подъема в воздух шести боевых противолодочных самолетов авиации Северного флота. Между тем министр обороны США Уильям Коэн продолжает утверждать, что американские подводные лодки к катастрофе отношения не имеют. Однако факты подтвердил норвежский вице-адмирал Эйнар Скорген, который пояснил, что поднимал пару своих самолетов на перехват российских машин. По сведениям из Норвегии американская подводная лодка "Толедо" после столкновения с "Курском" ушла с места катастрофы малым ходом. На лодке была разбита "морда", погибло семь моряков, частично разрушен винт и рулевая группа. В течение двух суток экипаж сумел справиться с последствиями столкновения и 15 августа под прикрытием двух натовских "Орионов" смог вывести лодку на глубину. Заход 18 августа АПЛ "Мемфис" для ремонта антенных устройств в норвежский порт был всего лишь частью операции по выводу из-под удара "Толедо". Также как и сообщение о возврате на базы всех английских многоцелевых АПЛ якобы из-за обнаруженных неисправностей в работе реактора на одной из них. Некоторые обстоятельства стали известны после увольнения Скоргена, который не сошелся во мнениях с руководством НАТО, точнее, с командованием ВМФ США, и позволил себе недвусмысленно указать на причастность американцев к катастрофе".

Есть данные, что адмирал Вячеслав Попов все же отдавал приказ потопить иностранную субмарину в районе гибели "Курска". Именно для этого были подняты противолодочные самолеты, которые провели облет побережья Норвегии. Но затем Попов неожиданно отменил свой приказ после переговоров с адмиралом Скоргеном, и самолеты были возвращены на базу. Именно эти обстоятельства, как некую тайну должен был объявить вице-премьер Клебанов 21 ноября. Но не объявил, потому что случилось непредвиденное: забуксовала американская демократия, которой лишний скандал на фоне выборов (американского президента. - Э. Л.) был ни к чему. Примерно в то же время проводилось учебное бомбометание кораблей Северного флота в районе Кильдинского плёса, как запоздалая демонстрация решимости потопить лодки-шпионы при обнаружении их вблизи "Курска":

Еще 16 сентября 2000 года, то есть через месяц после катастрофы, на сайте Корреспондент.net была опубликована информация, взятая из газеты "Стрингер", под названием "Курск" столкнулся с американской подлодкой!" с подзаголовком "Последний таран". Привожу текст в сокращении: "118 жизней на алтарь победы Альберта Гора на выборах президента США возложил президент России. В редакции оказались материалы, безоговорочно доказывающие, что причиной гибели атомной подлодки "Курск" стало столкновение с американской субмариной SSN-23 USS Jimmy Carter класса "See wolf"(то есть "Морской волк")". Далее редакция "Стрингера" пускается в оправдание президента Путина:

"Мы прекрасно понимаем тот страшный выбор, который стоял перед Путиным сразу после трагедии "Курска" /:/ Либо промолчать и пойти на сделку, прежде всего со своей совестью, но получить в результате реальную выгоду для России. Мы не осуждаем выбор Путина. Наверное, на его месте так поступил бы каждый. Мы не собираемся читать президенту нотации:" Но через оправдание последуем к тексту: "Три взрыва. Все произошло мгновенно, в течение 10-20 секунд. Подводный атомоход "Курск" шел на всплытие со скоростью 20 узлов (примерно 40 километров в час). Уже были подняты перископ и радиоантенны. /:/ Вдруг раздался скрежет металла в районе носового отсека. От столкновения с неизвестным объектом разрывается баллон со сжатым воздухом. Нос лодки бросает вниз. Через 145 секунд подводный крейсер на полном ходу врезается в дно Баренцева моря. Удар махины весом в 18 тысяч тонн о грунт был ужасающим. /:/ От удара боевые торпеды сорвались со своих креплений на специальных стеллажах и сдетонировали. /:/

Однако помимо двух взрывов, зафиксированных норвежскими сейсмологами (о них навязчиво твердили представители НАТО все это время), был и третий взрыв. Тяжело раненый во время тарана "Jimmy Carter" медленно отползал от "Курска", выбрасывая аварийные буи. 45 минут и 18 секунд потребовалось американской подлодке, чтобы отойти от места аварии всего на полмили. Скорее всего, подлодка практически дрейфовала. Все это время экипаж ее отчаянно боролся за живучесть. Но в этот момент взрыв прогремел уже на американском подводном крейсере. После этого следы лодки-убийцы были утеряны. Скорее всего, "самым малым" она добралась до ближайшей военной базы НАТО, где до сих пор и скрывается. Вторую лодку класса Los Angeles (а именно, "Мемфис") американцы продемонстрировали всему миру. И даже допустили к ней на безопасное расстояние корреспондента ВГТРК Сергея Брилева. Первую лодку так до сих пор никто и не видел".

"Имеющиеся в распоряжении специалистов ВМФ РФ записи гидроакустических приборов указывают на то, что в районе гибели АПРК "Курск" было зафиксировано три взрыва. Первый в 7.30 утра 12 августа, малой мощности - до 300 граммов ВВ (взрывчатого вещества) в тротиловом эквиваленте, второй - через 145 секунд, большей мощности - до 1700 кг ВВ в тротиловом эквиваленте. Третий - через 45 минут 18 секунд. Малой мощности - до 400 граммов в тротиловом эквиваленте.

Первый и второй идентифицируются с местом обнаружения АПРК "Курск" с круговым вероятным отклонением 150 метров. Третий был зафиксирован примерно в 700-1000 метров от точки, где находится "Курск". /:/ Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что версия о поражении "Курска" боевым изделием, взрывом водорода или минно-взрывным способом не представляется возможной. Так как в таком случае необъясним временной промежуток между двумя первыми взрывами.

Имеющиеся данные указывают на то, что вероятной причиной детонации боекомплекта в первом торпедном отсеке могло стать столкновение "Курска" с дном Баренцева моря, которое последовало после первого взрыва в 7.30 12 августа. На дне отчетливо виден след от лодки, длиной около 120 метров.

Полное отсутствие каких-либо попыток экипажа лодки за последующие 145 секунд воспользоваться каким-либо спасательным средством или средствами аварийной сигнализации свидетельствует, что управление лодкой было потеряно в первые 10-20 секунд после начала катастрофы. Это (то есть потеря управления) могло произойти только вследствие быстрого затопления (выгорания) второго командного отсека, состоящего из четырех уровней общим объемом до 500 кубических метров. Маловероятно столь масштабное поражение АПРК взрывом малой мощности, который был зафиксирован в 7.30. По данным НПО "Рубин", где проектировалась лодка, прочность ее корпуса и запас живучести позволяют сохранить управление кораблями этого типа при поражении одного из отсеков управляемым оружием, имеющим мощность до 500 килограммов в тротиловом эквиваленте. Этот взрыв правильнее рассматривать не как причину гибели АПРК "Курск", а как следствие (признак) развивающейся катастрофы. По данным конструкторов, такой взрыв мог быть вызван механическим поражением одного из баллонов высокого давления, располагающихся между легкими и прочными корпусами в районе переборки между первым и вторым отсеками. В этом случае версия столкновения АПРК "Курск" с подводным объектом становится наиболее вероятной".

Как мы видим из приведенного анализа катастрофы на "Курске" в течение первого же месяца у следствия были достоверные данные о том, что произошло. В самом деле, я ранее упоминал, что уже вечером 15 августа Главком ВМФ России Владимир Куроедов озвучил информацию о возможном столкновении "Курска" с американской подводной лодкой. В ответ США организовали утечку сведений о двух взрывах на "Курске" и выдвинули версию с испытанием новой торпеды на ракетной тяге, которое, якобы, стало причиной трагедии. "К этому моменту, - продолжает "Стрингер", - президент и руководство Минобороны уже на сто процентов были уверены в том, что "Курск" столкнулся с другой субмариной. Спасательный буй был выловлен (бело-зеленый буй, такие применяют в аварийных ситуациях на флоте США. У нас - красно-белые), а фрагменты лодки-убийцы, оставшиеся на месте аварии, подняли со дна моря. Не была определена только "национальная принадлежность" лодки. Лживо разглагольствуя о новой русской торпеде, американцы, видимо, надеялись, что фрагментов субмарины класса Sea wolf будет недостаточно для полной идентификации ее национальности".

"Согласно данным радиоразведки и акустического сканирования в районе проведения учений Северного флота с 7 по 12 августа находились две АПЛ США. Одна из них класса Los-Angeles, другая класса Sea wolf. Также действовал корабль ВМС Норвегии "Марьята", до пяти разведывательных самолетов "Орион". Сразу после катастрофы АПРК "Курск" разведывательная активность указанных кораблей резко пошла на убыль, что является не характерным для действий ВМФ НАТО в подобных ситуациях, которые обычно стараются в этих условиях собрать как можно более подробную информацию. Вместо этого корабли НАТО были выведены из района учений и оттянуты к базам в Норвегии. /:/ Американские подлодки покинули район учений, но с этого момента прекращается поступление какой-либо информации по одной из лодок, действовавшей в этом районе. Лодка класса Los-Angeles выводится на норвежскую базу, где проводится замена экипажа. Местонахождение второй субмарины установить не удается. /:/ Расчеты показывают, что прочностные характеристики, а также конструктивные особенности некоторых типов АПЛ США допускают варианты, при которых в случае столкновения на встречных курсах при большом угле атаки к оси поражаемой лодки полученные при таких ударах повреждения не приводят к катастрофическим последствиям для таранившей АПЛ. В ситуации с АПРК "Курск" возможна ситуация, при которой таранившая АПЛ, фактически пропоров корпус "Курска" на стыке первого и второго отсеков, была им "поддета" и вытолкнута к поверхности, что дало экипажу время для активной организации борьбы за живучесть. /:/ Лодки класса Sea wolf считаются более современными, чем класса Los-Angeles. Их производство было развернуто в самый разгар холодной войны, после окончания которой дорогостоящий проект был свернут. Все лодки этого класса после того, как выработали свой ресурс, были переоборудованы в учебные тренажеры. Все, кроме одной. Лодка этого класса SSN-23 USS Jimmy Carter была модернизирована и передана силам НАТО. На "Картере" поставили новый ядерный реактор, за счет чего лодка стала более тихой и скрытной. Корпус был усилен керамикой и пластиком, что увеличило глубину погружения. Навигационное оборудование заменили новым, более современным, ультразвуковым. Но навигация все равно оставалась самым слабым местом "Картера". Последний из "морских волков" использовался исключительно для разведывательных операций, так как не был оборудован системой вертикального пуска ядерных ракет".

На следующий день после официального признания Россией катастрофы "Курска" помощь по спасению экипажа лодки предложили Великобритания, Норвегия и США. Министр обороны Великобритании Джефф Хун сделал это дважды, и всякий раз с комментариями. В первом случае он сказал: "Что касается версии о столкновении "Курска" с иностранной подводной лодкой, это была точно не британская лодка". Во втором: "В районе бедствия в этот период не было подводных лодок ВМС Великобритании. Поэтому они не могли быть причастны к столкновению с "Курском"". При этом в штабе НАТО уже знали, что России известно о столкновении "Курска" с субмариной США. Весь день 16 августа шли сообщения о переговорах и консультациях британских и российских военных. Скорее всего, устранялась путаница, возникшая первоначально из-за официальной приписки SNN-23 к НАТО. (В том числе и путаница названий. Внимательный читатель уже, наверное, заметил, что в одном случае лодка-убийца называется "Jimmy Carter", а в другом "Толедо". По моим сведениям, в "Толедо" ее переименовали, включив в состав военно-морской группы НАТО. - Э. Л.) Закончился день официальным обращением МИД России за помощью только к Великобритании и Норвегии. А 17 августа Путин официально поблагодарил премьера Великобритании Тони Блэра за помощь. Благодарности удостоился даже премьер Израиля Эхуд Барак. В адрес США и Клинтона президентом РФ не было сказано ни слова.

17 же августа замначальника штаба ВМФ РФ вице-адмирал Александр Побожий провел в Брюсселе переговоры с командующим объединенными силами НАТО в Атлантике. По окончании встречи было заявлено, что достигнуто "полное взаимопонимание". Национальная принадлежность лодки-убийцы была окончательно установлена. 18 августа контр-адмирал Крейг Куигли из Пентагона заявил: "Из аварии "Курска" не следует делать выводовотносительно состояния готовности российского военно-морского флота. Ни из этой, ни из какой-либо другой аварии не следует делать подобных "макровыводов". Подобные несчастные случаи могут случаться по разным причинам с разными ВМС по всему миру. Сейчас наша забота в том, чтобы попытаться спасти членов экипажа, находящихся на борту подводной лодки". Результатом выступления адмирала Куигли стало то, что западная пресса как по приказу сменила тон в освещении трагедии "Курска". До этого западные СМИ писали о "кончине военно-морского флота РФ и мечтаний Путина о возрождении морской славы России". После стал преобладать человеческий, сострадательный мотив.

После 21 августа, когда было объявлено о гибели экипажа "Курска", Путину позвонили главы многих государств и выразили соболезнование. Позвонил и Клинтон. О чем они разговаривали, можно лишь догадываться. Официальная информация гласила, что Путин "произнес слова благодарности и выразил уверенность в дальнейшем взаимопонимании". В начале сентября 2000 года Путин встретился с Клинтоном в Нью-Йорке.

Интересно, что российские власти именно с сентября 2000 года стали крайне болезненно реагировать на информацию о том, что причиной гибели "Курска" было столкновение с лодкой-убийцей из США. Так, Lenta.ru от 27 сентября 2000 года цитирует статью в газете "Версия" под названием "Версия: Путин и Клинтон договорились скрыть правду о гибели "Курска". Текст гласит: "Власти России и США знали, что причиной гибели "Курска" стало столкновение с американской подлодкой, но скрывали эти сведения, чтобы избежать вооруженного конфликта". Эту информацию вместе со снимком американской подлодки, зашедшей для ремонта на норвежскую военно-морскую базу вскоре после аварии "Курска", опубликовала 26 сентября газета "Версия". Снимок был сделан российским разведывательным спутником 19 августа 2000 года, утверждают журналисты. В тот же день фотографию поврежденной американской подводной лодки, зашедшей на норвежскую военно-морскую базу Хоконсверн, передали министру обороны России. Тогда же в Москву прибыл директор ЦРУ Джордж Теннет - специально для того, чтобы замять конфликт, который мог привести к войне, пишет газета. Напомним, что российские средства массовой информации высказали предположение, что причиной гибели "Курска" стало столкновение с американской подлодкой "Memphis" класса Los-Angeles. На снимке зафиксирована лодка именно этого класса, имевшая, как выяснили журналисты, серьезные повреждения в носовой части. Вероятно, это и есть "Memphis" или лодка "Toledo". А уже 10 ноября, через две недели, агентство "Эхо Москвы" сообщило, что - цитирую заголовок и текст -

"Возбуждено уголовное дело по поводу публикации в газете "Версия" фотоснимков американской подлодки, с которой предположительно столкнулась АПЛ "Курск". По поводу публикации в газете "Версия" фотоснимков американской подлодки, с которой предположительно столкнулась АПЛ "Курск", возбуждено уголовное дело, сообщил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" редактор отдела расследований газеты "Версия" Дмитрий Филимонов. Он проходит по делу в качестве свидетеля. В пятницу в офисе газеты была произведена выемка документов, точнее, компьютера. Выемку произвели после допроса в ФСБ по Московскому округу Д. Филимонова как автора статьи, в которой говорилось о том, что АПЛ "Курск" предварительно столкнулась с американской подлодкой. /:/ "Спецслужбы заинтересовались опубликованными в газете фотоснимками, сделанными из космоса. На снимках изображена американская подводная лодка, которая стояла на норвежской военно-морской базе и имела явные признаки повреждения в носовой части", - пояснил Д. Филимонов. Спецслужбы сейчас пытаются выяснить, откуда были получены фотоснимки. По словам Д. Филимонова, газета получила снимки от неизвестного человека, передавшего дискету с информацией в конверте".

5 ноября 2001 года сайт Дни.ру сообщил, ссылаясь на Интерфакс, о позиции Генпрокуратуры: "Генпрокурор Владимир Устинов в очередной раз опроверг сообщение о том, что подводная лодка "Курск" могла погибнуть в результате столкновения с другой подводной лодкой. Как сообщает Интерфакс, Владимир Устинов заявил, что ни одного такого заключения на данный момент у следствия нет".

Предсказуемо, что уже в 2003 году, уже после лживого вывода комиссии Клебанова, 6 февраля "Федеральная Служба Безопасности опровергла утверждения о том, что ФСБ ставит под сомнение результаты расследования причин гибели АПЛ "Курск"". Согласно сообщению корреспондента РИА-Новости "ФСБ опровергла сообщение одной из московских газет о том, что "ФСБ ставит под сомнение расследование причин гибели АПЛ "Курск"". Как сообщили РИА-Новости в четверг в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ России, сведения, изложенные в статье в одной из московских газет в феврале месяце 2003 года, не соответствуют действительности". Когда ФСБ господина Путина либо Генпрокурор господина Путина что-либо опровергают, граждане РФ обыкновенно предполагают, что опровергаемое и есть истина.

Между тем, все крупнейшие российские военно-морские специалисты высказались единодушно независимо один от другого, однозначно: да, было столкновение с подлодкой-убийцей.

Еще 18 августа 2000 года "Эху Москвы" заявил об этом бывший командующий Черноморским флотом адмирал Эдуард Балтин. "Авария на подводной лодке "Курск" произошла в результате столкновения, но не с сухогрузом и не с ледоколом, а с американской подлодкой", - сказал адмирал.

16 ноября 2001 года газета "Известия" опубликовала обширное интервью с вице-адмиралом Михаилом Моцаком, начальником штаба Северного флота. Интервью в "Известиях" сопровождает послесловие газеты. Вот оно: "Вице-адмирал Михаил Моцак, начальник штаба Северного флота, был в числе руководителей учений, во время которых погиб "Курск". Сегодня мы публикуем признание, которое вице-адмирал сделал в беседе с корреспондентом "Известий" Константином Гетманским. Вице-адмирал впервые приводит серию доказательств того, что "Курск" погиб в результате столкновения с иностранной подводной лодкой. Мы не знаем, почему он решил рассказать об этом именно сейчас. Военные, занимающие столь высокие должности, очень редко делают подобные заявления без согласования с руководством. Если такое согласование было, значит, после подъема "Курска" комиссии удалось получить окончательные доказательства столкновения. Если же его не было - значит, вице-адмирал пошел ва-банк, ставя честь офицера выше своей карьеры". Я процитирую самые интересные места из интервью с вице-адмиралом.

"Была зафиксирована масса косвенных признаков наличия в непосредственной близости от аварийного "Курска" второго подводного объекта, также, возможно, аварийного. "Петр Великий" зафиксировал этот объект гидроакустическими средствами. Это было зафиксировано и визуально людьми, которые пытались вытащить из воды аварийные буи:

Почему же найденный буй не был поднят? Ведь он мог бы являться доказательством столкновения.

Буй удерживался кабель-тросом на глубине около трех метров. Фактически, он как бы висел на якоре. Этим якорем могло быть что угодно.

В том числе другая подводная лодка?

Да. И когда офицер пытался подцепить буй багром, у него ничего не получилось. К сожалению, дальнейшие обстоятельства привели к потере буя из-за ухудшения погоды. К вечеру 13 августа наши летчики на расстоянии примерно 18 миль к северо-западу от "Курска зафиксировали всплывавшие топливные пузыри. Потом противолодочные самолеты обнаружили уходящую из Баренцева моря подводную лодку. Такой же вылет был сделан на следующие сутки, чтобы подтвердить местонахождение этой подлодки, и по всем каналам сигнал наших гидроакустических буев был прицельно подавлен системой подавления "друзей" из НАТО.

Почему же обнаруженный "подводный объект" был потерян, причем такими кораблями как "Петр Великий", "Адмирал Чабаненко", которые специально предназначены для поиска подводных лодок?

Я, как начальник штаба, признаю, что это упущение. "Петр Великий", когда обнаружил затонувшую подлодку и зафиксировал при этом второй подводный объект, своей главной задачей считал наведение в кратчайший срок на "Курск" сил спасения. Может быть, это было неправильно. В этой ситуации нужно было выполнять и задачу спасения, и задачу выявления истинной причины катастрофы".

Еще одно признание: "Двадцать три человека в девятом отсеке, может быть, и погибли через восемь часов после катастрофы, уже тогда, когда отсек был затоплен. А в пятом и в пятом-бис могли и дальше оставаться живые моряки, которые продолжали стучать. И последние стуки мы слышали в 11.00 14 августа". Это неприятное для президента Путина признание. Ведь он дал санкцию ВМФ на привлечение иностранной помощи для спасения экипажа (напомню, что своих технических средств не было) только 16 августа. Когда уже двое суток как прекратился стук.

13 декабря 2001 года газете "Правда" дал интервью Герой Советского Союза, бывший командующий флотилией атомных подводных лодок вице-адмирал Матушкин. "Он напомнил, - писала газета, - что рядом с местом аварии были замечены на поверхности бело-зеленые буи, которые применяют в аварийных ситуациях на флоте США. "У нас красно-белые", - сказал вице-адмирал. Затем, по его словам, был акустически запеленгован сигнал бедствия с подлодки. "Без сомнения, чужой. В нашем флоте такие сигналы автоматически не передаются в целях секретности". Он предположил, что трагедия развивалась по следующему сценарию. "Курск" и иностранная подводная лодка шли контр-курсами на разных глубинах. Российская субмарина шла ниже "американской подлодки и получила при столкновении повреждения сверху по левому борту". При таком верхнем повреждении невозможно создать противодавление и остановить проникновение воды. "Наша лодка, имевшая ход, скажем, в 5-6 узлов, резко приняла дифферент на нос (50-60 градусов) и клюнула по дну", - отметил Матушкин. При этом одна из стеллажных торпед сорвалась и ударила в корпус. Дальше сдетонировал ее боекомплект. Лев Матушкин категорически не согласился с версией о гибели лодки в результате неисправности торпеды. Он считает, что это "безграмотное заявление,рассчитанное на наивность общества. Такие заявления - попытка скомпрометировать экипаж подлодки, а также службы торпедных баз". Что же касается доводов и заключений прокуроров, то, как сказал Матушкин, "ни один прокурор, даже военный, не может считаться экспертом подводного дела. Здесь ценным может быть мнение только настоящего эксперта подводного дела, конечно, при условии его честности".

Напоминаю, что 29 июня 2002 года на заключительном заседании правительственной комиссии по расследованию гибели АПЛ "Курск" названа официальная причина - взрыв торпеды. В комиссии был минимум один честный эксперт - адмирал Моцак. Его мнение я приводил выше.

После вынесения официального вердикта российские СМИ под давлением Кремля, ФСБ, да и времени забыли о "Курске". Но не забыли об этой трагедии, - кто бы вы думали? - конечно, иностранцы. Сейчас только что по History Channel в Канаде прошел документальный сериал про подлодки. Две серии из этого сериала были посвящены "Курску". На российских интернет-форумах вовсю шли обсуждения канадского фильма. Вот описание его, взятое с одного интернет-ресурса в пересказе "Стрингера" от 1 августа 2005 года.

Французский фильм Жана Мишеля Карра "Курск. Подводная лодка в мутной воде."

В середине 1980-х годов Советский Союз построил суперлодку, подобной которой не было нигде. Эта подводная лодка «Комсомолец», принятая в боевой состав флота в 1984 году, обладала большой скоростью и могла вести бой на огромных глубинах. В советском ВМФ настала новая эпоха.

Но прошло пять лет, и «Комсомолец» со своим ядерным оружием оказался на дне океана, а две трети его экипажа погибли из-за очередного проявления советской некомпетентности.

История «Комсомольца» началась еще в 1966 году. Коллектив конструкторского бюро «Рубин» под руководством Н. А. Климова и главного конструктора Ю. Н. Кормилицына получил задание начать реализацию проекта 685, или подводной лодки глубокого погружения. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы продолжались восемь лет. Очевидно, это было связано с отсутствием подходящего металла, который мог бы выдержать колоссальное давление на глубине. Но в 1974 году было завершено строительство двойного корпуса, причем внутреннюю его часть сделали из титанового сплава.

Лодка проекта 685 (она же К-278) должна была стать опытным образцом для проведения испытаний в рамках строительства глубоководных советских субмарин будущего. Строительство начали на заводе «Севмаш» 22 апреля 1978 года, а официально закончили 30 мая 1983 года. Необычайно длительный период постройки был связан с трудностями, возникшими при обработке титана.

Контекст

За 10 лет не появилось планов поднять затонувшую АПЛ

The Independent Barents Observer 08.09.2013

Российские подлодки не имеют равных

Echo24 13.09.2016

В первый раз в новейшей истории России

ABC Nyheter 04.07.2016
Длина лодки К-278 была 110 метров, а ширина 12,3 метра. Внутренний корпус был шириной примерно восемь метров. Водоизмещение субмарины составляло 6 500 тонн, а благодаря применению титана вместо стали она оказалась заметно легче. Внутренний корпус был разделен на семь отсеков, два из которых были усилены, став безопасной зоной для экипажа. Там также находилась встроенная в рубку всплывающая спасательная камера, позволявшая экипажу покинуть корабль, находящийся на глубине до 1 500 метров.

Лодка была оснащена водо-водяным реактором ОК-650Б-3 тепловой мощностью 190 МВт, который приводил в действие два парогенератора мощностью 45 тысяч лошадиных сил на валу. Это позволяло лодке развивать подводную скорость 30 узлов, а надводную 14 узлов.

Субмарина была оснащена низкочастотным пассивно-активным гидроакустическим комплексом МГК-500 «Скат» — тем самым, который сегодня используется в ударных подводных лодках проекта «Ясень». Он передавал данные на боевую информационно-управляющую систему «Омнибус-685». Вооружение лодки состояло из шести стандартных торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра с боезапасом из 22 торпед типа 53 и противолодочных ракето-торпед «Шквал», движущихся в кавитационной полости.

Подводная лодка «Комсомолец» вошла в боевой состав Краснознаменного Северного флота в январе 1984 года и начала серию экспериментов по глубоководному погружению. Под командованием капитана 1-го ранга Юрия Зеленского она установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения — 1027 метров. Это было выдающееся достижение с учетом того, что американская субмарина ее класса «Лос-Анджелес» имела показатель по максимальной глубине погружения 450 метров. Расчетная глубина погружения у этой субмарины составляла примерно 1370 метров. У лодки имелась специальная система всплытия «Иридий» с газогенераторами для продувки балластных систем.

В советском ВМФ лодку К-278 считали неуязвимой на глубинах более тысячи метров. На таких глубинах чрезвычайно трудно обнаружить любую торпеду противника, особенно американскую Mark 48, максимальная глубина у которой составляет 800 метров. Первоначально лодку планировалось сделать испытательной, но к 1988 году она стала в полной мере боеготовым кораблем. Ей присвоили название «Комсомолец», как звали членов коммунистического союза молодежи.

7 апреля 1989 года, находясь на глубине 380 метров, «Комсомолец» столкнулся с проблемами прямо посреди Норвежского моря. По словам Нормана Полмара (Norman Polmar) и Кеннета Мура (Kenneth Moore), на борту находился второй экипаж, только что прошедший обучение. Кроме того, это была испытательная лодка, в связи с чем на ней не было аварийной команды, обеспечивающей борьбу за живучесть.

В седьмом отсеке в кормовой части начался пожар, и пламя повредило клапан подачи воздуха, из-за чего в огонь начал поступать сжатый воздух. Меры борьбы с огнем результатов не дали. Реактор заглушили, и продули балластные цистерны, чтобы лодка всплыла. Но пожар продолжал распространяться, и экипаж боролся с ним еще шесть часов, прежде чем поступила команда покинуть лодку. По словам Полмара и Мура, огонь был настолько сильный, что из-за высокой температуры от наружного корпуса начали отслаиваться плиты резинового покрытия, повышающие скрытность корабля.

Командир корабля капитан первого ранга Евгений Ванин вместе с четырьмя членами экипажа вернулся внутрь лодки на поиски тех членов экипажа, которые могли не услышать приказ об эвакуации. Далеко Ванин со своей спасательной командой продвинуться не сумел, потому что лодка дала дифферент на корму 80 градусов, и он был вынужден забраться в спасательную камеру. Сначала камера не могла отстыковаться от смертельно раненой лодки, но затем оторвалась от нее. Когда она оказалась на поверхности, от разницы давлений сорвало люк и выбросило в море двоих подводников. Камера, где находился командир и члены спасательной команды, ушла под воду.

На тот момент погибли лишь четыре человека, но после того, как лодка затонула, многие моряки подверглись переохлаждению в воде, температура которой составляла всего два градуса Цельсия. Через час подошла плавбаза «Алексей Хлобыстов» и рыболовное судно «Ома», которые спасли 30 человек. Часть из них позже скончалась от переохлаждения и от ран. Из 69 находившихся на борту членов экипажа погибли 42 человека, в том числе, командир лодки капитан 1-го ранга Ванин.

«Косомолец» погрузился на дно на глубину 1600 метров вместе с ядерным реактором и двумя торпедами «Шквал» в ядерном оснащении. В период с 1989 по 1998 годы было проведено семь экспедиций, чтобы обезопасить реактор и изолировать торпедные аппараты. Российские источники утверждают, что во время этих экспедиций были обнаружены следы несанкционированного проникновения на лодку «иностранных агентов».

Кайл Мизоками живет и работает в Сан-Франциско, пишет на темы обороны и национальной безопасности. Его статьи публикуются в таких изданиях как The Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и The Daily Beast; он также является одним из основателей Japan Security Watch — блога, посвященного вопросам обороны и безопасности.