Земные вещи в космосе: что брать на другую планету. Самые странные вещи, которые космонавты брали с собой в космос Что берут космонавты в космос

  • 19.09.2019

О том, какие странные вещи астронавты порой берут с собой на орбиту, написано немало статей. Все они так или иначе сводятся к «полезности» или хотя бы оправданности присутствия продуктов или предметов быта и гигиены в космосе. Взять, к примеру, коньяк, обнаруженный Георгием Гречко на станции «Салют-6»: «крепыш» спасал космонавтов от простуды и обморожений. Или семена пшеницы, редиса, салата, капусты - выращивая культуры на орбите, астронавты проводят успешные эксперименты и помогают науке. О мягких игрушках, что выполняют в космосе роль индикаторов невесомости, тоже рассказывали не раз.

Но бывали случаи, когда астронавты брали в космос откровенно «некосмические» штуки. Разберем пять самых странных.

Пистолеты

С Юрия Гагарина началось не только освоение космоса человеком, но и история «космических пушек». В первый полет Гагарин взял с собой ПМ - он же пистолет Макарова. «Ствол» должен был пригодиться в случае, если советский космонавт по приземлении «упадет не туда». Позднее так и получилось - Алексей Леонов вспоминал, что при высадке в 1965 году провел с напарниками двое суток в лесах Пермского края. «Из ПМ можно было разве что застрелиться», - шутил Леонов. Стало очевидно - ни о каких полезных функциях ПМ речь не идет.Тогда советские разработчики решили отказаться от идеи включать в экипировку космонавта «макаров». Однако альтернативу придумали значительно позже - только в 1979 году тот же Леонов в Туле на оружейном заводе предложил создать специальное оружие, которое помогло бы космонавту при аварийной посадке «не в той степи». Создание заняло годы, и к 1982-му появился знаменитый трехствольный ТП-82. Его, на секундочку, перестали использовать совсем недавно - в 2006 году. Берут ли сейчас с собой оружие на орбиту российские космонавты - большой секрет. Роскосмос, по крайней мере, никак это не комментирует.

Меч Люка Скайуокера

В продолжение темы оружия нельзя не сказать о личной просьбе Джорджа Лукаса, с которой он обратился к американским астронавтам в 2007 году. Режиссер попросил членов экспедиции STS-120 взять с собой на орбиту световой меч, которым орудовал персонаж Люка Скайуокера в эпизоде «Возвращение джедая». Просьба была шутливой, однако космонавты откликнулись с радостью и забрали на борт знаменитый меч. Космическая одиссея реквизита стала символичной еще и потому, что именно в 2007 году «Звездные войны» отметили свой 30-й день рождения.

Эротические картинки

Речь о полете «Аполлона-12» на Луну в ноябре 1969-го. Шутку с коллегами из основного состава провернули астронавты из состава дублирующего. Когда первые высадились на поверхность Луны, то по инструкции открыли специальные книжечки-руководства. Каково же было их удивление, когда вместо инструкций они увидели черно-белые женские прелести с подписями а-ля «изучай ее активность», «тщательно описывай выпуклости» и прочее.

Святые мощи

В октябре 2016 года члены экспедиции «Союз МС-02», стартовавшей с космодрома Байконур, взяли на борт частицу мощей Серафима Саровского. Это один из последних известных эпизодов, когда космонавты брали с собой что-то подобное. Ранее (в 2008 и 2009 годах) в космосе побывали мощи преподобного Сергия Радонежского. Еще в 2009-м на орбиту отправилась частица Животворящего Креста Господня.

Общественность по сей день спорит, есть ли какая-то практическая польза от такого «груза». Из-за этой спорности святые мощи и попали в нашу подборку. Но не будем забывать, что российские космонавты - люди в большинстве своем верующие и нередко обустраивающие личные уголки на МКС иконами.

Набор для рыбалки

Интересно, что в состав так называемого «комплекта для выживания российского космонавта» по сей день входит комплект для рыбалки. Сами герои шутят, что не прочь высадиться где-нибудь поближе к водоему, чтобы денек-другой порыбачить с друзьями. Но если серьезно, рыболовецкие снасти нужны в наборе для того же, что и пистолет Макарова в свое время, - чтобы приземлившийся не там космонавт мог выжить в диких условиях. О случаях, когда удочки или сети для ловли рыбы пригодились российским космонавтам при высадке на Землю, неизвестно. И потому набор для рыбалки занимает в нашей подборке свое почетное место.

Бонус

А теперь пара слов о том, что побывало в космосе, но при помощи беспилотников. Во-первых, швейцарский сыр. В 2010 году первый коммерческий космический корабль Dragon облетел Землю дважды. На его борту находилась капсула с надписью «Совершенно секретно». Когда после приземления капсулу вскрыли, оказалось, что там лежит целая головка сыра.

Бонусом номер два станет история о прахе в космосе. Кроме шуток - компания Celestis Memorial Spaceflights уже более 20 лет практикует отправку человеческого праха на просторы Вселенной. Одними из первых услугами «прахофирмы» воспользовались родственники Джина Родденберри - создателя «Стартрека» (Star Trek).

Итак, мы прошли тренировку, взяли необходимые вещи. Чего же еще у нас не хватает? (Ракеты.)

Ракету будем строить вот по этому плану. Строить будем из стульчи­ков. (Дети строят ракету, садятся на места.)

Дети, усаживайтесь поудобнее, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом.

Дети считают от десяти до единицы и с командой «Пуск!» взлета­ют...

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.

Лишь в синем небе полоса,

Как снег, белеть осталась.

До свидания, ребята, счастливого пути!

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

(Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 с.-162)


Конспект занятия: «Земля и космос»

Цель: обобщить и дополнить знаний детей о кос­мических телах, транспортных средствах.

Формирование умений: работать по графической инструкции, вы­полнять действия, требующие ориентировки тела в пространстве, со­вместно планировать действия в речевом общении и выполнять пос­ледовательности действий в соответствии с намеченным планом.

Подготовка к занятию: персонаж - Незнайка, Волшебный эк­ран (например, фланелеграф), цветные карандаши, материалы для создания космического корабля, ребус.

Ход занятия

На связь с детьми выходит Незнайка. (Его изображение или кукла появляется на Волшебном экране вниз головой).

Незнайка. Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я попал в беду не послушался Знайку, сел в ракету и вот лечу на Луну! А ведь я совсем ничего не знаю ни о Луне, ни о космических путешестви­ях! Да и с собой я ничего не успел взять - я ведь просто поиграть хотел в ракете и все!!! Поможете мне?

Вместе с Незнайкой дети решают, что ему нужно узнать, как отправить ему все необходимое для высадки на Луну.

Составим план работы, придумаем, как отобразить его графи­чески.

1. Вспомнить все, что дети знают о Луне, космических путеше­ственниках и космическом транспорте, дополнить свои знания.

2. Обсудить, что необходимо отправить Незнайке.

3. Завершить работу над ракетой, на которой можно отправить «космическую посылку», разгадать шифр-инструкцию по управле­нию ракетой Незнайки.

Незнайка. Я вижу Луну. Она так ярко светит! Наверное, она такая горячая, что моя ракета на ней просто расплавится, растает как свеча.

Луна - спут­ник Земли. Солнечные лучи отражаются от Луны и нам кажется, что она светится. На самом деле, светиться может лишь раскален­ная звезда, а Луна - холодная и ты можешь не опасаться, что ракета расплавится.

Незнайка. Это хорошо! Я слышал, что Луна весит меньше, чем Земля и поэтому на ней не так сильно притяжение. Можно прыгать вперед безо всякого труда на три метра! Буду скакать по лужайкам, загорать!

На Луне нет расте­ний, нет воздуха, а значит нечем дышать, нет защиты от влияния космоса. Поэтому необходим скафандр.

Незнайка. А еще мне нужна какая-нибудь «правильная» еда - суп, каша. Все мои булочки взлетают под потолок, а газировка скатывается в шарики. Пришлите, пожалуйста, мне правильных космических пончиков в космических тарелках, правильного ва­ренья и космического чая в космических чашечках.

Внутри космиче­ского корабля все предметы теряют вес. Поэтому еда для космо­навтов находится в специальных тюбиках.

Незнайка. Я вижу из окна ракеты множество крохотных огонь­ков и что-то, похожее на глобус - голубое с белыми, желтыми и зелеными пятнами. Не знаете, что это?

Детям предстоит догадаться, что Незнайка говорит о звездах и Земле.

Незнайка. А еще у меня есть рисунок, который сделал Знайка. Здесь нарисованы разные фигуры, а подпись одна - Луна. Стран­но, правда?

Воспитатель обсудит с детьми, что изображено на рисунке, научит детей отличать полную, растущую и стареющую (убываю­щую) луну.

Незнайка. Спасибо, ребята. Я узнал много интересного! Вы мне очень помогли! До свидания, до связи!

Ребята, что вы можете сказать о поступке Не­знайки? Плохо ли то, что Незнайка захотел стать космонавтом?

Кто такие космонавты? Какими чертами характера они должны обладать?

Рассмотрим происхождение слов: астронавт (греч.): острое - звезда, навт - путешественник, астроном (номос - называть, счи­тать); планета - «планетос» (греч.) блуждающий.

Каково сейчас Незнайке в состоянии невесомо­сти? Давайте попробуем поиграть с невесомым, т. е. очень легким предметом. Что это может быть? (Ответы детей.)

ИГРА «НЕВЕСОМОСТЬ». Дети делятся на две команды. Нужно как можно быстрее переправить воздушный шарик в нужную точку. Ребятам нуж­но самим решить, как выстроиться в цепочку от старта до задан­ной точки и направлять шарик легкими ударами. Ловить и переда­вать шар из рук в руки нельзя.

Кто из вас, ребята, хочет стать космонавтом? Как вы думаете, что бы произошло, если бы все стали космонавтами? (Ответы детей).

Вот как написал об этом Евгений Новичихин:

Космонавты

К загадочным звездам летяг корабли.

Представим: чуть-чуть помечтали –

И все космонавтами стали!

На улицах, в парках - повсюду они

На пляже - и то космонавты одни.

Садятся в автобус - а он не идет:

Водителя нету - собрался в полет.

Спешат космонавты пешком на обед,

Но нет ни обеда, ни повара нет:

И он в космонавты собрался, ...

И он без обеда остался.

Спасибо корове - дала молока.

(Она космонавтом не стала пока).

А кто космонавту, пока он растет,

И сказку расскажет, и книжку прочтет?

А кто космонавта научит мечтать?

А кто рассчитает ракеты полет?

А кто ее сделать придет на завод?

Кто ярко напишет на ней, например,

Простое и гордое: «СССР»?

Коль все космонавтами станут у нас,

Взлетит ли ракета в положенный час?

В расчетное время, стартуя с Земли,

К загадочным звездам летят корабли,

Полетом своим подтверждая:

Почетна работа любая!

Как вы думаете, в какой фразе заключена главная мысль стихотворения? Согласны ли вы с его автором?

Последующая работа: Воспитатель предлагает ребятам выбрать предметы, которые необходимо отправить Незнайке, до­рисовать их, раскрасить. Детям необходимо завершить работу над ракетой, которая быстро домчит горе-космонавту необходимые вещи.

Также нужно разгадать шифр - подсказку, как управлять раке­той. Используя подсказку, определить, какая сегодня Луна: полная, стареющая или растущая.

(Тимофеева Л.Л., Уман А.И. Комплексные развивающие занятия в подготовительной группе ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2006- с.80)

Потребность в разнообразии — важный элемент человеческой природы. Известно, что во Флориде, где всегда хорошая погода, очень распространена депрессия. Если все одинаково, звереешь от монотонности. Нулевая амплитуда — это отсутствие жизни.

Недели две назад Франк мне как-то позвонил, когда я была с друзьями в ресторане и мы выбирали, что заказать. Мы радовались тому, что наконец-то добрались до ужина после безумного рабочего дня, и обдумывали выбор суши.

На борту у Франка тоже был лично-радостный день: подошел к концу недельный цикл, и была пора менять носки на новые после недельной но ски.

У моего в остальном скучноватого мобильника очень хороший громкоговоритель. Ни за что бы раньше не подумала, что он мне будет так нужен в жизни. Переключила звук, «положила Франка» в центр стола. Он радостно поделился тем, какую именно футболку выбрал на следующую неделю, взял пластиковый пакет с томатным соком, и мы символически вместе приступили к еде.

При запуске можно взять полтора килограмма личных вещей непосредственно в корабль. Плюс к этому на борту станции космонавтам положено белье, носки, брюки, шорты, футболки, поло с короткими и с длинными рукавами, одна пара кроссовок для занятий спортом. Все в очень ограниченных количествах.

Многие космонавты вешают фотографии семьи на стенку в каютах, где они спят.

Франк тоже повесил такие фотографии. С ним также небольшая кукла, малыш-астронавт. Она заслуживает отдельной истории, которую я обязательно расскажу. Только чуть позже.

Еще у них есть возможность получить несколько посылок небольшой массы с произвольными предметами, которые не колют, не режут и являются, говоря официальным языком, «токсично-, газо- и пожаробезопасными», или, по-простому, неколючими, негорючими и невонючими.

Например, духи прислать нельзя. Потому что стекло бьется и может привести к ранению. А жидкость сильно пахнет, и ей некуда улетучиться. А использовать фильтры станции на чистку воздуха от якобы приятного химического запаха — это пустая трата ресурсов.

Посылки, которые я отправляю (кстати, мы заготовили их вместе, заранее), не содержат никаких сюрпризов: это различные европейские и русские деликатесы.

Жалко, что нельзя взять консервированные сосиски: из них некуда девать жидкость, в которой они хранятся. Как я говорила , выброс жидкости — это очень непростая задача. На станции мало места — сувениры только захламляют.

В каком-то интервью Франк подробно рассказывал, какие личные вещи полагаются космонавту на борту и что есть смысл брать с собой.

Корреспондент очень настаивал, хотел знать детальный список вещей Франка и даже делал намеки, что все равно это уже всем известно.

Хоть ничего секретного в этом нет, меня не перестает поражать, до какой степени отсутствует концепция конфиденциальности в России в сравнении с Западом. Никому из тех, кто помогает нашей <<личной жизни>> с европейской стороны, не пришло бы в голову, что можно хоть чем-то делиться с журналистами.

А тут, похоже, получилось, что некоторые журналисты находились чуть ли не в комнате, где шла предполетная стерилизация личных вещей. (На станции замкнутая экосистема. Лишние бактерии могут ей очень сильно повредить, поэтому все вещи и люди протираются спиртом перед отправкой в космос.)

Меня очень развеселил ответ Франка тому журналисту: «Я человек военный, мне много не надо. Все, что нужно для жизни и работы, на борту уже обеспечено. Из личного нужна только жена, но ее, к сожалению, я взять собой не смогу: она весит больше полутора килограмм».

У меня приматологический комментарий. Лена замечательно сказала, что потребность в разнообразии — важный элемент нашей природы. В рационе бушменов — 200 видов растений и 200 видов животных. Именно поэтому для психологического здоровья так ценно разнообразное питание. Кстати, именно погоня за разнообразными плодами отправляет приматов в кочевки: надо поспеть за 20 километров именно к тому из 200 видов растений, на котором сейчас созрели плоды. Поиски новой пищи заставили и людей расселиться по всему свету.

Какая же замечательная ирония в том факте, что, став вечным гастрономическим странником, человек в итоге перестал довольствоваться своей планетой, отправился на орбиту — и там тешит себя печенью трески и шоколадом (о деликатесах на орбите Лена обещала рассказать отдельно).

Не все знают, что советские космонавты ещё со времён Гагарина брали с собой в полёт оружие. Сначала это был ПМ, а затем мощный охотничий ТП-82 с тремя стволами.

На первый взгляд кажется странным, зачем нужен пистолет: если лететь на станцию, то там любой выстрел приведёт к катастрофическим последствиям. Однако, смысл в этом был. Пистолет входил в спасательный комплект и хранился в посадочной капсуле. В случае аварийной посадки в тайге, что уже случалось, он мог спасти космонавтам жизнь, защитив от диких зверей.

ТП-82 - очень мощное оружие. Его даже пистолетом назвать сложно. Со стволами по 30 см он даже без приклада-мачете и патронов весил 1,6 кг.

Из двух гладких стволов пистолет стрелял патронами 32-го охотничьего калибра с дробью, а из расположенного под ними нарезного ствола - калибром 5,45 мм. Был и отдельный сигнальный патрон, который доказал свою высокую эффективность ещё на этапе испытаний.

А случаи столкновения с медведями бывали. Советский учёный-конструктор Борис Евсеевич Черток в книге «Ракеты и люди» описывал случай, который произошёл в 1965 году с посадочным модулем «Восход-2» с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым. Космонавты высадились в тайге Северного Урала, а спасатели не могли несколько дней добраться до них по непроходимому лесу и снегу. Случались ситуации, когда они прямо из вертолёта видели медведей, выходивших на свет костра, чтобы посмотреть на космонавтов. Из ПМ те не могли защититься, а только удивляли медведей.

Чудом выживший Леонов потом выступил инициатором разработки нового оружия.


Экипаж Международной космической станции во время тренировочной зимовки в Сибири

Что самое интересное, ТП-82 вывели из обращения в 2006 году. И до сих пор неизвестно, какой пистолет пришёл ему на смену. Аналитики предполагают , что это может быть ПЯ «Грач» или тот же ПМ.

Роскосмос хранит молчание и не сообщает, вооружены ли вообще космонавты.


Космический турист Марк Шаттлворт тренируется с ТП-82 в 2002 году. Поскольку сейчас космонавты всех национальностей пользуются «Союзами», то все проходят тренировочные курсы на Чёрном море и в Сибири

С другой стороны, в последнее время от пистолетов могли отказаться. Осведомлённый источник, аналитик космической отрасли Джеймс Оберг (James Oberg), который участвовал в переговорах по этому вопросу, знает , что российские экипажи периодически голосуют, включать ли огнестрельное оружие в спасательный комплект, и регулярно отказываются от него.

А инциденты происходят. Так, в 2008 году капсула «Союз» приземлилась в 400 км от планируемой точки. Центр управления 30 минут не имел понятия, где находятся российский космонавт Юрий Маленченко, американка Пегги Уитсон и кореянка Ли Со Ён, Экипажу пришлось дозваниваться по спутниковому телефону.

Тем не менее, с GPS и современными технологиями космонавты оценивают риск заблудиться в тайге, видимо, меньше, чем риск несчастного случая с пистолетом. Да и, как верно в комментариях, каждый килограмм груза имеет значение. Вместо пистолета, который вряд ли пригодится, можно взять что-нибудь более полезное.

Человечество одержимо идеей создания поселений за пределами Земли. Чего стоит экспедиция Mars One. Это частный проект, который предполагает основание колонии на Красной планете. Жизнь поселенцев будет транслироваться по телевидению. В 2013 году основатели проекта начали отбор астронавтов для первого экипажа. Сейчас проходит третий отборочный тур и число кандидатов составляет 660 человек.

Все, что связано с космосом, кажется обычным людям слишком недостижимым, чтобы ассоциировать это хоть с какими-то земными вещами. Мы же уверены, что технологический прогресс достиг высоты почти настолько же запредельной, насколько велико расстояние от Земли до Марса. Поэтому решили искать технику, продукты и приспособления, которые уже сейчас можно купить в магазинах и захватить с собой в экспедицию на другую планету.

Первый наш герой - мечта аудиофила, плеер , который вполне можно назвать космическим. Объясняем почему.

(Всего 10 фото)

Мы рискнули - решили, что плеер действительно крут и использоваться в космическом путешествии может не только как развлекательный прибор. Почитали техническое описание, нашли массу полезных вещей. Некоторые из них попытались приспособить под задачи первой масштабной экспедиции на Марс.

Графический эквалайзер поможет в тренировке слуха

Сказать, что для экспедиции отбирают суперменов, - ничего не сказать. К старту астронавты должны овладеть массой навыков, среди которых - ремонт технического оборудования: выявление проблем и быстрое их устранение. Два астронавта из первой группы обязательно получат основательную медицинскую подготовку, один будет исследовать геологию, еще один - экзобиологию планеты. Остальные необходимые навыки будут общими для всех членов экипажа. Помимо теоретических знаний, новым космическим исследователям не помешают тренированные внешние чувства, в том числе слух.

Обладает невероятным для земной реальности графическим эквалайзером. Он делит звуковые частоты на несколько регистров: увеличивает или уменьшает уровень каждого регистра в зависимости от громкости для регулировки характеристик соответствующей частоты. Переключатели регулятора громкости выведены на дисплей устройства для визуального определения частотных характеристик, отсюда в названии «графический».

У этого плеера сразу 20 дорожек. Логично предположить, что детали одного и того же звукового файла он будет воспроизводить по-разному. Качественная звукозапись какого-то процесса (например, звук с оживленной городской улицы, звук работающего двигателя) сможет стать отличным подспорьем для тренировки слуха. С помощью эквалайзера мы меняем регистры и делаем «тише» отдельные звуки процесса. Астронавт должен напрягать слух, чтобы услышать, что кричит, например, уличный торговец с записи.

Хранение аудиоинформации о планете

Исходя из низкой плотности атмосферы Марса, уже можно предположить, что звук там будет распространяться плохо. Однако американские ученые выполнили численный эксперимент, который позволил более детально и точно описать путешествие звука на Марсе. Они заполнили виртуальную коробку виртуальной атмосферой в количестве 10 миллионов молекул углекислого газа (основной компонент атмосферы Красной планеты), передвижение каждой из которых рассчитывалось компьютером. Моделируемая звуковая волна проходила с одного конца коробки на другой. Компьютер показал, что громкий звук, который на Земле легко пропутешествовал бы на расстояние в несколько километров, на Марсе полностью затихнет после прохождения нескольких десятков метров. Даже пронзительный визг бензиновой газонокосилки там был бы совершенно неслышим уже через 100 метров, утверждают авторы исследования.

Если потребуется прослушать какие-то записи после того, как люди начнут высаживаться на планету, а это по программе Mars One произойдет совсем скоро, нужно будет устройство, которое воспроизведет запись с мельчайшими подробностями для дальнейших исследований. Этим устройством вполне сможет стать . А все благодаря возможности воспроизведения PCM. Формат Pulse Code Modulation - это наиболее полный источник звуковой информации, эталон представления звука. Звуковая дорожка в формате PCM может быть точной копией студийного оригинала, закодированного на диск без сжатия.

Усилитель для звукового оповещения

На Марсе распространено такое явление, как пыльные вихри («пыльные дьяволы»). Впервые они были сфотографированы в ходе программы «Викинг» в 1970-х годах. В 1997 году другая автоматическая марсианская станция зафиксировала прохождение пыльного вихря прямо над собой. Марсианские пыльные вихри могут быть до 50 раз шире и до 10 раз выше по сравнению с земными. Особо крупные пыльные вихри могут представлять угрозу для автоматических марсианских станций и марсоходов.

AK300 обеспечивает воспроизведение аудио студийного качества, он оснащен высокоточными фемточасами и параметрическим 20-полосным эквалайзером. Плеер поддерживает функцию USB-ЦАП при подключении к компьютерам на платформе PC или Mac - на выходе AK300 мы получаем аудиосигнал с характеристиками 24 бита / 96 кГц, который обеспечит точное звучание в наушниках, колонках или акустической системе. То есть, если мы выведем звуковой приемник наружу какого-нибудь марсианского модуля, а используем в режиме USB-ЦАП для системы аудиооповещений - это будет дополнительным способом узнать о приближающейся песчаной буре. И поможет экипажу принять необходимые меры.

Износостойкий

В качестве дополнительного довода для того, чтобы взять в космос этого невероятно привлекательного музыкального друга, нужно сказать, что сделан из алюминия, что гарантирует его износостойкость. А в космос следует брать только прочные вещи.

Классная музыка среди звезд

Последний пассаж, как водится, эстетический. Во время долгого перелета на Марс астронавтов ждут часы работы и исследований. Свободного времени будет не так много, но все же пару часов на «медитацию», скорее всего, найдется. Именно в эти моменты самым правильным кажется использовать