Конспект нод по лего конструированию в старшей группе "космическое путешествие"

  • 15.04.2019



Один мужчина мечтал построить необычную люстру, не затрачивая при этом много средств. На удачу, у него оказалось очень много деталей конструктора, в том числе и прозрачных, они были предназначены для постройки окон. Он соединил все детали вместе, и в результате получилась огромная люстра, на сборку которой ушло несколько тысяч деталей.

Люстра вышла довольно массивной, и выглядит потрясающе, несмотря на то, что материалом для неё послужил конструктор, а не хрусталь, который обычно применяется для изготовления люстр. Конструкция по размеру превосходит рост строителя, и для завершения сборки пришлось приложить невероятные усилия.

9. Копия башни Мордора



Кевин Волтер – большой поклонник произведения «Властелин колец », а также конструктора Лего. При этом он был недоволен обычными вариантами построек из конструктора. Он решил справиться с этой проблемой самостоятельно, построив гигантскую копию главной башни Саурона, под названием Барад-дур, высотой, равной среднему человеческому росту.

На создание башни было потрачено более 50 000 деталей конструктора и почти 3 месяца работы. Постройка выглядит очень впечатляюще, особенно когда взгляд падает на глаз Саурона.

8. Модель ракеты Сатурн-5


Ракета Сатурн-5 применялась для запуска спутников с 1960 по 1970 гг. Один мужчина решил построить из Лего копию ракеты, высотой около 6 метров. Для сборки потребовалось более 120 000 деталей Лего и 250 часов. Невероятная копия стала самой большой конструкцией, собранной из Лего на всём австралийском континенте. Одно время копию ракеты можно было увидеть в городской ратуше Мельбурна.

7. Модель Ferrari F1 в натуральную величину



Однажды, кто-то подумал, что мир будет неидеальным без практически полноразмерной копии Ferrari F1 , собранной исключительно из деталей конструктора Лего. Осознавая всю серьёзность мирового дефицита Ferrari из конструктора Лего, не менее шестнадцати Лего-экспертов трудились над созданием шедевра.

Дизайн и проектирование конструкции заняли полгода, а затем потребовалось 10 дней круглосуточной работы команды людей для непосредственной сборки. Количество деталей, необходимых для постройки, исчислялось сотнями тысяч. Копия получилась настолько детализированной, что создаётся впечатление, что ею может управлять реальный человек, если не обращать внимание на то, что она собрана из конструктора.

6. Огромная модель Nintendo DSi



Кто-то решил, что единственной вещью, которая будет лучше, чем портативная рабочая консоль Nintendo DSi , станет копия, по размерам превышающая человеческий рост, которая совершенно бесполезна в качестве системы видеоигр. Сооружение было построено из 50 000 деталей Лего и весит около 113 кг.

Однако, циники успели заметить, что это далеко не просто конструкция, придуманная безумцем. Американский филиал Nintendo сделал заказ на создание этого сооружения. Это значит, что гигантская модель игровой консоли на самом деле является оригинальным маркетинговым ходом.

5. Статуя Иисуса в натуральную величину


Одна из шведских церквей попала в новостную ленту после того, как представила копию статуи Иисуса, собранную из деталей конструктора Лего в натуральную величину. Церковь при этом не собирается выставлять на продажу творение. Члены церкви собрали около 30 000 деталей Лего для осуществления задумки. Люди, которые занимались сборкой, потратили на это полтора года. Насколько сложным был процесс, можно понять, учитывая то, что всё это время над сборкой статуи трудилось 40 человек.

4. Фараон


Чтобы прорекламировать новый аттракцион в Виндзорском парке Леголенд, названный Царством Фараонов, по Темзе пустили огромную статую фараона, высотой 5 метров. В общей сложности статуя преодолела расстояние в 2500 км, в процессе перевозки из Чешской Республики в Леголенд, конечный пункт назначения. Команда экспертов трудилась над созданием статуи около полутора лет. На сборку ушло 200 000 деталей Лего, а вес статуи составляет целую тонну . Новый аттракцион тематического парка, стоимостью около 3 миллионов евро уже открыт для посещения.



Несмотря на то, что уже существует множество невероятнейших конструкций, построенных из Лего, один мужчина решил пойти ещё дальше и собрать из конструктора настоящий жилой дом. Дизайнер совместно с одной тысячей добровольцев потратили огромное количество времени на сборку этого сооружения. К сожалению, эта история закончилась печально. Никто не хотел приобретать дом, построенный из 3 миллионов деталей Лего. Парк Леголенд поначалу хотел его приобрести, однако, его руководство решило, что перевозка такой массивной конструкции обойдется в немалую сумму. Кроме того, на постройку не было получено исходно-разрешительной документации, поэтому дом пришлось снести. К счастью, детали удалось сохранить и отправить на благотворительность.

2. Гигантская модель авианосца



36-летний IT-консультант решил, что пора выводить хобби на новый уровень. Это выразилось в создании крайне детализированной и большой по размеру конструкции из Лего. Он решил собрать из конструктора копию авианосца USS Intrepid, 7 метров в длину. Однако, это далеко не самое невероятное. Вес модели - 159 кг, а на сборку ушло более 300 000 деталей конструктора.

На дизайн и сборку модели авианосца были потрачены сотни часов, и в итоге она получилась детализированной до самого последнего спасательного круга. Создатель конструкции пояснил, что взялся за невероятный проект, потому что в детстве очень любил играть с конструктором Лего.

1. Огромная копия Airbus A380



Данная конструкция считается самой большой в мире копией самолёта, собранного из конструктора Лего, хотя вряд ли найдутся ещё подобные копии для сравнения. Airbus A380 считается самой большой моделью самолёта в мире. Копия получилась около 2,5 метров в длину и около 2 метров в ширину. Более того, конструкция раздвигается напополам, и внутри можно рассмотреть в деталях три этажа гигантского сооружения.

Детализация поражает точностью : создатель копии не упустил ни малейшего элемента. Всё на месте:

  • посадочные огни,
  • шасси,
  • воздушные тормоза,
  • баки для топлива,
  • тележки для багажа.

Перечислять можно бесконечно. На сборку копии Airbus A380 ушло около года и потрачено около 75 000 деталей конструктора.

Я думаю, многие любители космонавтики, активно интересущиеся историей и современным состоянием дел в области исследования и освоения космического пространства, уже узнали ракету, запечатлённую на заглавной фотографии.
Эта ракета, а точнее, ракетный ускоритель — самая большая твердотопливная ракета, когда-либо созданная человечеством.
Ну а теперь ставшая и ещё больше.
Это — боковой ускоритель системы «Спейс Шаттл», который теперь стал ещё больше, получив вдобавок к стандартным четырём секциям, с которыми он стартовал вместе с космическим челноком, дополнительную пятую секцию, что позволит ему стать ракетным ускорителем новой сверхтяжёлой космической стартовой системы НАСА, называющейся SLS (Space Launch System).
Именно эта система, согласно задумке НАСА, должна вернуть Соединённым Штатам Америки пальму первенства во всех аспектах освоения космического пространства, попутно дав всему человечеству возможность вернуться к космическому фронтиру, разорвав, наконец, порочный круг низкой околоземной орбиты и поставить снова на повестку дня вопрос освоения Луны и... даже Марса.

Насколько реальна и насколько воплотима в жизнь эта амбициозная программа? Попробуем разобраться.




Сравнительные размеры исторических, современных и разрабатываемых американских стартовых систем.
Вопрос на засыпку: почему «Дельта IV» больше «Фалкон 9»?

Современное состояние американской космонавтики после ухода с арены системы «Спейс Шаттл», достаточно плачевно: самая тяжёлая ракета-носитель в распоряжении США по сотоянию на сегодняшний день — это Delta IV Heavy, которая может вывести на низкую околоземную орбиту (НОО) груз в 28,4 тонны.
Семейство «Дельта IV» , несмотря на массу конструкторских, инженерных и коммерческих услилий «Боинга» по созданию и продвижению своего детища на рынок, оказалось «не в нужное время и в ненужном месте»: на фоне низкой стоимости запусков российской ракеты «Протон» и украинской «Зенит-3SL» стоимость запуска полезной нагрузки с помощью «Дельта IV» оказалась совершенно неподъёмной.
Единичный запуск «Дельта IV» обходился в 140-170 млн. долларов, в то время, как стоимость схожего с ней по полезной нагрузке «Протона» составляла около 100 млн. долларов, а стоимость запуска меньшего, но конкурентного с «Дельтой IV» украинского «Зенита-3SL» была и того ниже — всего лишь 60 млн. долларов.
Такая высокая стоимость запуска «Дельты IV» заставила «Боинг» искать для неё исключительно государственные заказы и, в итоге, все запуски «Дельты», кроме одного — оказались проплачены Госдепом американским бюджетом.



Старт ракеты-носителя«Дельта IV» в варианте Heavy. Стартовый вес около 733 тонн.

В конце концов, в середине 2000-х годов «Дельта IV» окончательно выпала из коммерческого сегмента космических запусков — да так и не смогла вернуться туда вплоть до нынешнего времени, когда ей начали уже наступать на пятки ребята из частной лавки SpaceХ, чья ракета Falcon 9 тоже подобралась вплотную к рыночной нише «Дельты IV», а запланированная к запуску в 2015 году модификация той же ракеты под названием Falcon 9 Heavy — даже её превзошла.



При старте Falcon 9 Heavy будут включаться сразу 27 двигателей «Мерлин» тягой по 66 тонн, работающих на керосине и кислороде.

Данное детище Илона Маска должно вывести «частную» космическую программу компании SpaceX на недостижимую ранее высоту: для одноразового варианта ракеты-носителя масса выводимого груза на НОО составит до 53 тонны, на ГПО — 21,2 тонны и на траекторию к Марсу — 13,2 тонны. При возвращении боковых ускорителей и центрального блока, грузоподъемность не превысит 32 тонны на НОО — за многоразовость ракеты-носителя приходится платить дополнительным расходом топлива и, как следствие, уменьшением полезной нагрузки.
Среди технических новинок при разработке Falcon 9 Heavy разработчиком заявлена уникальная возможность перелива горючего и окислителя во время полета из боковых ускорителей в первую ступень ракеты-носителя, что позволит иметь полные топливные баки центральной секции на момент отделения боковых ускорителей и улучшит показатели выводимой на орбиту полезной нагрузки.



Сборка корпусов первых ступеней ракет Falcon 9. Сейчас 8 двигателей уже устанавливают по кругу, с одним центральным. В тесноте, да не в обиде.

«Траектория к Марсу», упомянутая в прошлом абзаце — не абстракция. При стартовой массе 1 462 тонны, вдвое большем, чем масса рекордной на сегодняшний день «Дельты IV», тяжёлый «Сокол» становится уже той необходимой ступенькой, которая позволяет всерьёз задумываться о полётах к Луне и к Марсу. Пусть и в конфигурации, больше похожей на советские эксперименты с аппаратами серии «Зонд», нежели на колоссальную американскую программу «Сатурн-Аполлон».

Однако, в дальнейшем пути наверх концепции «Дельты IV» и Falcon 9 с боковыми ускорителями, являющимися «клонами» их первых ступеней, начинают ожидаемо буксовать.
Всё дело в том, что множить до бесконечности стартовые «боковушки», которые позволяют увеличить массы выводимой на НОО нагрузки, не получается — два или четыре боковых блока ещё можно как-то прицепить к центральному, но вот дальше сложность сборки и управления такой многокомпонентной конструкцией растёт просто-таки по экспоненте.
Именно на этом, в общем-то, и «засыпалась» королёвская лунная ракета Н-1 , у которой на первой ступени стояло 30 ракетных двигателей НК-33 , что, в совокупности с пятиступенчатой схемой самой ракеты, так и не позволило до конца отработать все вопросы её безаварийного запуска.
Нынешняя конфигурация Falcon 9, стартующая сразу с 27-ю двигателями, уже близка к пределу сложности и дальше, скорее всего, компании Илона Маска уже надо будет увеличивать массу и размеры единичного ракетного блока, что сразу же увеличивает требования по всей цепочке производства, транспортировки и запуска ракеты.

С похожими проблемами, скорее всего, столкнётся и российское перспективное ракетное семейство «Ангара». Небольшой относительный размер единичного блока уже приводит к тому, что на ракету «Ангара-А5» со стартовой массой в 733 тонны сразу приходится ставить четыре разгонные «боковушки» (при грузоподьёмности на НОО в 24,5 тонны).



«Ангара-А5» перед запуском 23 декабря 2014 года. На старте работает пять двигателей РД-191 , каждый с тягой в 196 тонн.

Дальнейший рост грузоподъёмности «Ангары» упирается в то, что к базовой секции второй ступени надо цеплять уже не четыре, а шесть ракетных ускорителей, что, пожалуй, уже является неким конструкционным и инженерным пределом для масштабирования пакетных систем, как пределом для концепции Falcon 9 являются 27 двигателей Merlin-1D на трёх стартовых блоках.

Получившаяся в проекте «Ангара-А7» сможет, согласно расчётам, при собственном стартовом весе в 1370 тонн выводить на НОО полезную нагрузку в 50 тонн (в случае использования водородного горючего для второй ступени), что и будет, скорее всего, максимальным масштабированием концепции ракетного семейства «Ангары».



Сравнение «Ангары А5» и концепций «Ангары А7» — с керосиновым и водородным горючим. Заодно тут и ответ — почему «Дельта IV» большая, а Falcon 9 — маленький.

В общем, как ни крути концепты с опорой на ракетный блок класса 200 или даже 400 тонн — всё равно получается, что конструкционный и инженерный карачун предел для таких «пакетных» ракет наступает на стартовом весе в районе 1300-1500 тонн, что соответствует выводимой массе в 45-55 тонн на НОО.
А вот дальше уже надо увеличивать и тягу единичного двигателя, и размер ракетной ступени или ускорителя.

И именно по такому пути идёт сегодня проект SLS.

Во-первых, учтя негативный опыт «Дельты IV», разработчики SLS постарались по-максимуму использовать прошлые наработки. В ход пошло всё и вся: и ракетные ускорители «Спейс Шаттла», которые усилили для целей создания тяжёлой ракеты, и старые водородно-кислородные двигатели RS-25 самого челнока, которые установили на второй ступени, и.... (сторонники теории «лунного заговора» — приготовиться!) давно забытые водородно-киcлородные двигатели J-2X , которые ведут своё происхождение от двигателей второй и третьей ступеней лунной ракеты «Сатурн V» и которые предложено использовать в проектируемых разгонных блоках SLS!

Более того, перспективные планы усовершенствования разгонных ускорителей SLS подразумевают два конкурирующих проекта с использованием ЖРД вместо РДТТ: проект компании «Аэроджет», которая представила для будущего «тяжёлого» носителя свой разрабатываемый керосиново-кислородный двигатель закрытого цикла AJ1E6, ведущий своё происхождение от двигателей НК-33 королёвской ракеты Н-1 — и проект компании «Пратт&Уитни Рокетдайн», которые предлагают... (и снова, неожиданность, луноскептики!) восстановить в США производство двигателей F-1, которые в своё время поднимали с Земли знаменитую ракету «Сатурн V».



Возможно, на эти испытательные стенды снова вернётся жизнь. Испытание первой ступени РН «Сатурн V» — «Сатурн 1С» в августе 1968 года на циклопическом стенде В-2. Заметьте, что ступень перевозится на барже.

Участвует в разработке будущего перспективного стартового ускорителя и нынешний производитель твердотопливных ускорителей, которые стоят на начальной сборке ракеты-носителя SLS, Block I — компания АТК (Alliant Techsystems), которая предложила ещё более укрупнить существующий ускоритель «Спейс Шаттла», увеличив его длину и диаметр. Проект перспективного ускорителя от ATK носит название «Чёрный рыцарь» (Dark knight) .
Ну и, в качестве вишенки на тортике — одна из будущих конфигураций системы SLS, Block Ib, предполагает использование в качестве третьей ступени водородно-кислородного блока, позаимствованного у... ракеты «Дельта IV»!
Вот такое, понимаешь, «адское ЛЕГО», в котором НАСА постаралось оценить, соединить и использовать все существующие наработки в области тяжёлых ракет.

Что же из себя представляет семейство носителей SLS? Ведь, как мы уже помним по примеру «Дельты IV», «Ангары» и Falcon 9 — габаритные размеры бывают обманчивы.
Итак, вот простая схема для понимания задуманного:


С левой части схемы — существовавшие до сих пор у США тяжёлые ракеты-носители. Лунный «Сатурн V» , который мог вывести на НОО полезную нагрузку в 118 тонн и «Спейс Шаттл» , который вроде бы и выводил на орбиту сам многоразовый челнок весом от 120 до 130 тонн, но при этом мог доставить вместе с ним лишь весьма скромную полезную нагрузку — только 24 тонн полезного груза.
Концепция SLS будет реализовываться в двух принципиальных вариантах: пилотируемом (crew) и беспилотном (cargo).
Кроме того, неготовность трёх перспективных проектов ракетных ускорителей от «Аэроджет», «Рокетдайн» и АТК заставляет НАСА использовать те «части ракетного ЛЕГО», что есть в наличии — а именно те самые пятисекционные улучшенные ускорители «Спейс Шаттла».
Построенный таким образом переходной «эрзац-носитель» (называющийся официально SLS Block I), тем не менее, согласно всем расчётам, уже будет иметь гораздо более серьёзную грузоподъёмность, нежели эксплуатирующаяся «Дельта IV» или готовый к запуску Falcon 9 Heavy. Ракета-носитель SLS Block I сможет поднять на НОО полезную нагрузку в 70 тонн.

В сравнении с концепцией SLS приведены остановленные разработки НАСА по програме «Созвездие» — так и не созданный до конца ракета-носитель «Арес» («Марс»), который совершил лишь один пробный полёт в 2009 году, в конструкции «Арес 1Х», состоявшей из того же модифицированного четырёхсекционного ускорителя «Спейс Шаттла», к которому был присоединён тестовый нагрузочный пятый сегмент и макетная нагрузка второй ступени. Целью того тестового полёта являлась проверка работы твердотопливной первой ступени в компоновке «single stick» («бревно»), однако наверное, что-то произошло в ходе испытаний, при разделении 1 и 2 ступени, произошел несанкционированный рывок вперед 1-й ступени, вызванный, по всей видимости, догоранием оторванных толчком фрагментов топлива в нем. Твердотопливный ускоритель в итоге догнал макет 2-й ступени и протаранил его.
После этого достаточно неудачную попытку собрать «новое ЛЕГО» из старых деталей в НАСА свернули, проект «Ареса» и само «Созвездие» засунули подальше на полку неудачных концепций, а из разработанного задела в рамках «Созвездия» оставили только достаточно удачный орбитальный пилотируемый корабль «Орион», который был построен по обычной для одноразовых кораблей схеме возвращаемой капсулы, которая окончательно ставила крест на многоразовом планере «Спейс Шаттла».



Космический корабль «Орион» перед своим первым запуском на ракете «Дельта IV». Декабрь 2014 года.

Диаметр корабля «Орион» — 5,3 метра, масса корабля — около 25 тонн. Внутренний объём «Ориона» будет в 2,5 раза больше, чем внутренний объём корабля «Аполлон». Объём кабины корабля составляет около 9 м³. Благодаря такой внушительной для орбитального корабля массе и свободному внутреннему объёму «Орион» при околоземных миссиях на низких орбитах (например, в экспедиции к МКС) может обеспечить жизнедеятельность 6 космонавтов.

Однако, как уже было упомянуто в начале, основной задачей для «Ориона» и должной вывести его на орбиты дальше низкой опорной стартовой системы SLS, является возврат США к задачам освоения дальнего околоземного пространства и, в первую очередь, Луны и Марса.
Именно на полёт к Луне и, возможно, к Марсу и рассчитаны основные усилия США и России в деле усовершенствования своих космических кораблей и ракет-носителей..
Поэтому по-поводу ППТС у нас пока только весёлые картинки с выставки. А вот в реальности пока сделано до обидного мало...


Есть лишь макет — между прошлым и будущим. Есть лишь макет — за него и держись...

Кроме проблем с финансированием, непонимания концепции и массы вопросов конструкторского и инженерного плана, будущее ППТС неопределено и из-за отсутствия для некоторых из его запланированных задач адекватной ракеты-носителя. Как я уже сказал, «в металле» пока у России есть только «Ангара-А5», которая может вывести на НОО не более 24,5 тонн, чего вполне хватает на околоземные миссии, но уже категорически мало для дальнейшего штурма Луны или Марса.

Кроме того, концепция ППТС базировалась на создании альтернативной «Ангаре» ракеты семейства «Русь-М» , работы над которой тоже были пока что остановлены.



Проекты ракет семейства «Русь» в сравнении с семейством только «Союз» и «Ангара».

Основным назначением ракет семейства «Русь» являлось обеспечение пилотируемых полётов, в силу чего ракета при прочих равных параметрах, обладает меньшей полезной нагрузкой на НОО, нежели ракеты семейства «Ангара». Связано это с тем, что при пилотируемых полётах одним из требований является способность ракеты-носителя уйти со старта даже при отказе одного из двигателей и требование обеспечения продолжения полёта в случае последующего отказа одного из двигателей — с продолжением вывода космического корабля на пониженную орбиту или обеспечивающие спасение и безопасную посадку.

Данные требования, включая особую траекторию выведения, которая должна обеспечить перегрузку на экипаж не более 12 g для любых аварийных ситуаций и наличие системы аварийного спасения (САС), приводят к существенному снижению грузоподъемности «Руси» в пилотируемом варианте.

Кроме того, проектный диаметр базового блока «Руси» в 3,8 метра был выбран, исходя из традиционной для СССР и России перевозки частей ракета-носителей по железной дороге.
В США же сознательно, начиная с программы «Сатурн-Аполлон», первые ступени ракет-носителей делались, исходя из целесообразного размера, при учёте возможности перевозки их водным (прибрежным-морским и речным) транспортом, что значительно упрощало требования по габаритам отдельного блока ракеты.



Перевозка первой ступени РН «Сатурн V» на речной барже Pearl («Жемчужина»).

Сегодня работы по SLS и по «Ориону», даже после краха «Созвездия» идут полным ходом.
После завершения работ по SLS Block I, который будет практически полностью базироваться на существующем заделе по «Спейс Шаттлу», НАСА планирует перейти к следующему, гораздо более амбициозному этапу — SLS Block II, с промежуточными остановками в виде SLS Block Ia и SLS Block Ib.



Вариант сборки LEGO, если раньше будут готовы ракетные ускорители. Block I, Block Ia, а затем — Block II.



Вариант сборки LEGO, если раньше будет готова модифицированная третья ступень. Block I, Block Ib, а затем — Block II.

Ракета-носитель SLS Block Ia уже должна получить какой-то из перспективных ракетных стартовых ускорителей: либо от «Аэроджета» на керосиново-кислородном AJ1E6 закрытого цикла, либо от «Рокетдайна» на доработанном F-1 открытого цикла с «Сатурна V», либо же на новом твердотопливном «Чёрном рыцаре» от АТК.
Любой из этих вариантов будет способен обеспечить конструкции Block Ia грузоподъёмность на НОО в районе 105 тонн, что уже сравнимо с грузоподъёмностью «Сатурна V» и «Спейс Шаттла» (если считать её вместе с челноком).

Те же задачи решит и создание масштабной и приспособленной к размеру всей стартовой системы третьей криогенной ступени, которая сможет дополнить двухступенчатую систему Block I (стартовые ускорители и центральная ступень на двигателях «Спейс Шаттла») третьей ступенью, которая для варианта Block Ia будет, как я уже упоминал, позаимствована из ракеты «Дельта IV» и тоже обеспечит SLS вывод до 105 тонн полезной нагрузки на НОО.

И, наконец, окончательный вариант системы Block II уже должен получить полноразмерную, спроектированную специально для массы SLS третью ступень, которая будет использовать, как и вторая ступень «Сатурна V» 5 усовершенствованных двигателей J-2X и будет выводить на НОО 130 тонн полезной нагрузки.

Но даже несмотря на все эти ухищрения, такое «космическое LEGO» будет стоить около 500 млн. долларов за один запуск, что, конечно, меньше, чем стоимость запуска «Спейс Шаттла» (1,3 млрд. долларов), но всё равно — достаточно чувствительно для бюджета НАСА.

Какие же задачи должна решать SLS и почему НАСА не принимает в учёт вариант Falcon 9 Heavy, который вроде бы должен обеспечивать стоимость в 135 млн. долларов США для одноразовой системы с переливом топлива и для 53 тонн полезной нагрузки на НОО?

Всё дело в том, что НАСА таки нацелилось на Луну, на Марс и даже на астероиды и спутники Юпитера! И Falcon 9 Heavy оказывается для таких задач слишком маленькой ракетой...



Ядерная ракета — к Марсу!

Но это уже, понятное дело, тема для хорошей отдельной статьи....

PS. Перечитав свою статью ещё раз, сообщаю.
Если я критикую современные российские подходы к освоению космического пространства и хвалю американцев — значит тому есть веские причины.
Ещё в 2010 году состояние американской программы освоения космоса было плачевным: программа «Спейс Шаттл» уже планово закрывалась, пуски «Ареса» показали полную несостоятельнсоть идей «Созвездия», все американские газеты и журналы писали о «космическом российском рабстве» для США.
Но, за прошедшие 5 лет космическая отрасль США перегруппировалась, получила необходимое финансирование — и научилась жить в новых, более жёстких условиях.

Сможет ли этим похвастаться через 5 лет российская космонавтика — особенно на фоне того, что нынешний год приносит нам нерадостные вести о закрытии программ РН «Русь-М» и ППТС, переносе сроков запуска космодрома «Восточный» и тотальном сокращении финансирования «Роскосмоса»?
Поживём — увидим. Я держу за наших пальцы крестом.

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по ЛЕГО конструированию в старшей группе.

Тема: «Космическое путешествие»

Разработала: воспитатель МБДОУ «Ручеёк» Селезнева Ольга Валерьевна

Введение

Непрерывно – образовательная деятельность по ЛЕГО конструированию на тему «Космическое путешествие» способствует развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста. Представленное занятие направлено на развитие способностей детей в конструктивно-игровой деятельности развивающей системы «ЛЕГО».

Цель: расширение знаний детей о космосе через конструирование модели ракеты с помощью «ЛЕГО».

Задачи:

Коррекционные:

    Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия;

    Развитие зрительного восприятия (цвет, форма, величина);

    Ориентировка в микро- и макро пространстве (слева, справа, над, под, за)

Образовательные:

    Закрепление представлений детей о космосе.

    Обучение работе по предложенным инструкциям (схемам);

Развивающие:

    Развитие умения конструировать по показу педагога.

    Развитие мелкой моторики, логического мышления, внимания, творческого мышления;

Воспитательные:

    Развитие умения работать в коллективе;

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, экран; конструктор «ЛЕГО»; иллюстрации с изображением космонавтов, ракеты; схемы по сборке модели ракеты; видеосюжет «Полет над планетой Земля»; звукозапись;

Формы и методы проведения НОД : беседа, развивающая игра, загадки, вопросы-ответы, самостоятельная (практическая) работа, информационные технологии (демонстрация видеосюжета), анализ работы.

Ход непрерывно – образовательной деятельности:

    Организационная часть.

Приветствие:

Воспитатель :

Придумано кем-то просто и мудро – При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро - солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель : - Ребята, сегодня у нас в группе необычная гостья? Кто это? (педагог показывает детям звездочку, вырезанную из картона).

Верно, ребята. Это звездочка. А откуда она прилетела к нам? Отгадайте загадку, и вы узнаете ответ на этот вопрос.

Там все знаки зодиака-
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днём,
Туда смотрит астроном.
(Космос)

Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне - дна.
(Космос)

Ребята, а что еще вы знаете о космосе? (ответы детей) Да, это огромное пространство со множеством звезд, и планет. И среди них наша с вами любимая Земля. (слайд или гиф изображение с видом земли из комоса)

Ребята, а кто такие космонавты? (Это люди, которые отправляются в космос и изучают его). Правильно. А кто был первым космонавтом? (если дети затрудняются, на мольберт вывешивается портрет Ю.Гагарина или выводится слайд с его портретом). Верно, это Юрий Алексеевич Гагарин.

Но Юрий Алексеевич Гагарин не сразу стал космонавтом. Прежде чем отправиться в космос, он много изучал разных наук, занимался спортом и стал военным летчиком.

Вот и для вас звездочка приготовила интересное задание. Она предлагает вам потренироваться и собрать модель самолета с закрытыми глазами. (здесь как вариант попроще можно использовать развивающую игру «Чудесный мешочек» Ребенку предлагается непрозрачный мешочек, в котором находится несколько деталей конструктора Lego . На столе перед ним лежат такие же детали. Педагог называет деталь, которую надо достать из мешочка. Ребенок сначала находит ее среди деталей на столе, а затем, не глядя в мешочек, достает такую же. Либо один из детей достает из мешочка деталь, а остальные угадывают и называют, какая это деталь. Например, кирпичик синего цвета 2х4. )

Ведь когда хотят похвалить мастера, то говорят: «Он (мастер) может это сделать с закрытыми глазами!»

Показать ребятам модель самолета на плате и рассказать принцип сборки: Корпус самолета- кирпичик 2x8;

2 крыла- кирпичики 2х4,одно крыло- под корпусом, другое над корпусом, симметрично друг к другу;

кабина- кирпичик 2x4- на корпусе(впереди);

хвост- кирпичик 2x4- устанавливается на плату к корпусу, касаясь 2 и 3 кнопочкой.

Дети снимают очки, одевают индивидуальные повязки и приступают к работе. На выполнение этого задания отводится 5-7 минут. Во время выполнения можно помогать детям словесными инструкциями. Главное, чтобы у всех все получилось! (Дети работают под музыку)

- Молодцы ребята! С этим заданием вы тоже справились. Но впереди нас ждут новые задачи!

Гимнастика для глаз.

Давайте, детки, дружно встанем! (Дети встают )

Может быть до звезд достанем! (Поочередно поднимая правую и левую руку вверх, пытаются «достать» звезды, прослеживают взглядом за руками ).

Быстро глазки закрываем,

С ними в прятки поиграем, (Закрывают глаза ладонями, а затем открывают их 3-5 раз )

Отыскать на небе звезды не всегда, увы, легко.

(Приставляют ладонь к глазам и всматриваются вдаль )

Чтоб к ним ближе оказаться,

Мы подпрыгнем высоко!

(Прыжки на месте )

Да, веселая игра,

(Делают 3 хлопка в ладони )

Но работать нам пора!

Следующее задание зашифровано в ответе на следующую загадку.

Чтобы космос покорить,

И узнать все о планетах,

Человек создал машину,

Под названием.. (Ракета)

(На слайдах демонстрируется изображение ракеты)

Верно, ребята! Вы наверняка уже знаете, что настоящую ракету создают: ученые-конструкторы, инженеры, рабочие и даже врачи. Вот и мы с вами сейчас превратимся на время в настоящих инженеров, ученых-конструкторов и построим свои ракеты. Для этого нам предстоит сдать экзамен на знание деталей конструктора. А наша гостья звездочка будет внимательно следить за тем, как мы сдаем этот важный экзамен.

Воспитатель:- Давайте поиграем с вами в игру «Кто самый быстрый и внимательный». (Объяснить детям, что нужно быстро найти деталь того цвета, которую я назову).

Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья.
Они очень разные,
Желтые, красные,
Зеленые и синие,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться.

И, в постройки превращаться.
(Коробка с кубиками, конструктор)

Воспитатель: - «Найдите, пожалуйста, все детали синего цвета. Сколько деталей синего цвета у вас получилось?

Ответ детей – 4 кирпичика 2х4, 4 кубика 2х2.

Воспитатель:- Найдите все детали красного цвета. Сколько деталей красного цвета у вас получилось? Назовите их.

Ответ детей – 3 кирпичика 2х4.

Воспитатель: - Отложите в сторону.

Воспитатель: - Найдите все детали зеленого цвета. Отложите в сторону (2 кубика зеленого цвета 2х2).

Воспитатель: - Найдите все детали желтого цвета. Отложите в сторону (2 кирпичика желтого цвета 2х4).

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Справились с заданием.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, для чего нам с вами детали разного цвета и величины? Ответ детей: – Для конструирования модели ракеты из ЛЕГО.

Верно. Эти детали нам пригодятся для постройки наших ракет.

III.Практическая работа.

Воспитатель: - Ребята, мастерить модель ракеты мы будем по схеме (педагог показывает детям схему на слайде, у детей на столах также индивидуальные схемы постройки) Возможна демонстрация этапов постройки на экране при наличии программы LEGO Digital Designer.

Вот так радуга на небе -
Шёлковый узор!
Ну и радуга на небе,
Как цветной ковёр!

А над радугой - ракета
Взмыла к небесам.
Вот такую же ракету
Я построю сам.

С чего мы начнем строительство нашей ракеты? (ответы детей)

Верно, начнем постройку с основания.

1) Для того чтобы построить основание ракеты, нужно взять 2 кирпичика желтого цвета 2х4 и установить их рядом друг с другом (педагог демонстрирует детям кирпичики и выполнение 1 этапа работы, дети повторяют).


Воспитатель: - А сейчас мы начнем с вами мастерить первую ступень ракеты. Мы берем 4 кирпичика синего цвета(2х4) и крепим их симметрично друг другу поверх желтых кирпичиков (педагог демонстрирует детям кирпичики и выполнение 2 этапа работы, дети повторяют)


Воспитатель: - Потом, ребята, мы берем 2 кирпичика красного цвета 2х4 (педагог демонстрирует детям


Воспитатель: - Далее, мы берем 3 кубика синего цвета 2х2 и один кубик зеленого цвета 2х2 и устанавливаем их друг на друга поверх красных кирпичиков посередине (педагог демонстрирует детям кирпичики и выполнение 4 этапа работы, дети повторяют).


Воспитатель: - Потом, мы берем 1 кирпичик красного цвета и два кубика 2х2 синего и зеленого цветов (педагог демонстрирует детям кирпичики и выполнение 5 этапа работы, дети повторяют).


Воспитатель: - Ребята вы не устали? Предлагаю вам немножко отдохнуть.

Дети выходят из-за столов, встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.

Физкультминутка:

Ждут нас быстрые ракеты (встать на носочки, руки на головой)

Для прогулок по планетам. (шаг на месте)

На какую захотим, на такую полетим.(руки в стороны)

Но в игре один секрет: (грозят пальчиком)

Опоздавшим места нет!

Воспитатель: - Отдохнули немножко, возвращаемся на свои места.

Заключительная часть: анализ работ и подведение итогов занятия

Мы трудились очень дружно -
Получилось то, что нужно:
Не машинка, не конфета,
Настоящая ракета !,
Вот отправится в полёт
Наш прекрасный звездолёт!

Воспитатель:- Ребята, наши ракеты готовы. Давайте посмотрим, как мы справились с работой. Вы большие молодцы! В подарок вам небольшой ролик о том как видят космонавты землю из иллюминатора космического корабля. (демонстрация ролика)

Воспитатель: - Ребята, что нового вы узнали сегодня? - А что вам больше всего понравилось на занятии? - Спасибо, ребята. Вы были очень внимательными слушателями, соблюдали порядок, всё старательно выполняли. Звездочке очень понравилось с вами играть, но ей пора возвращаться к себе домой. Давайте скажем ей: «До свидания! Счастливого пути!»

В конце занятия можно предложить детям обыграть постройки.

Представленное занятие «Космическое путешествие» адресовано для детей средней группы дошкольного образовательного учреждения. Возраст детей – 4-5 лет. Для успешного проведения занятия педагог должен выполнить следующий объём подготовительной работы:

Подготовить иллюстрации с изображениями космонавтов, ракеты, Земли, планет.

Видеосюжет на тему «Земля – вид из космоса»,

Звукозапись.

Инструкции – схемы по конструированию модели самолета и ракеты;

Выполнить образец работы для практического задания (модель самолета и ракеты);

Подготовить заготовки для практической работы (конструктор «ЛЕГО»).

Список использованных источников

1. Максаева Ю.А. Легоконструирование как фактор развития одарённости // МБОУ «Лянторская СОШ № 4»: электронный ресурс – 2013. URL: http://home.lschool4 do.ru/index.php.

2. Порвина С.В. Конспект занятия "Конструктор лего - учит, забавляет, радует, организует" // Социальная сеть работников образования: электронный ресурс – 2013. URL: .

3. Пономаренко И.Н. План - конспект занятия по Лего-конструированию. Тема « Мы дети Галактики, но самое главное...» http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2015/03/28/lego-vo-vsemirnyy-den-kosmonavtiki

4. Николенко О. Открытое занятие по легоконструированию. Электронный ресурс URL :

5. Кирикова О.В. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЮ «СОВА, СОВУШКА – МУДРАЯ ГОЛОВУШКА» Электронный ресурс URL : http://pionerov.ru/assets/downloads/mc/metodfair/Owl.pdf