Ликвидация колониализма в странах азии и африки развитие независимых государств. Вопросы и задания

  • 18.07.2019

Упорную борьбу против колонизаторов развернули страны Северной Африки. В 1951 г. добилась независимости бывшая итальянская колония Ливия. В июле 1952 г. в Египте произошла антиимпериалистическая и антифеодальная революция. Монархия была свергнута. К власти пришла группа офицерства во главе с Г. Насером. Его правительство начало борьбу за укрепление политической независимости Египта и за вывод английских войск с его территории. Оно оказывало поддержку национально-освободительному движению в других арабских странах.

Подъем освободительной борьбы арабских народов, независимая политика Египта, Сирии, некоторых других стран угрожали западным странам потерей важных экономических и политических позиций. 26 июля 1956 г. правительство Г. Насера объявило о национализации компании Суэцкого канала, в которой доминировал англо-французский капитал, обещая выплатить компенсацию и гарантировать свободный проход по каналу судов всех стран.

В ответ последовала бурная реакция Великобритании и Франции, решивших наказать Египет и любой ценой восстановить свои позиции в зоне канала. Причина была в том, что отныне доходы от канала предназначались на развитие самого Египта. Хозяева Компании и стоявшие за их спиной колониальные структуры Англии и Франции имели здесь колоссальные прибыли. Канал обеспечивал кратчайший путь морским перевозкам по маршруту Европа – Восток. По нему в 1955 г. было пропущено почти половина мирового экспорта нефти.

Советский Союз поддержал право Египта на национализацию канала и осудил попытки вмешательства в его внутренние дела. Египетское правительство отказалось отменить акт о национализации канала, и тогда Великобритания и Франция совместно с Израилем предприняли вооруженное нападение на Египет. В ночь на 30 октября 1956 г. 100-тысячная армия Израиля внезапно перешла границу Египта и устремилась через Газу и Синайский полуостров к Суэцкому каналу. 31 октября англо-французская авиация бомбардировала египетские города. 5 ноября англо-французские войска высадились в Порт-Саиде, в зоне канала, к которому уже подошли израильские войска. Египетская армия оказала упорное сопротивление, хотя силы были неравны.

Тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта вызвала протест во всем мире. Советский Союз сразу же осудил агрессию. Отказались поддержать военное вторжение в Египет и США, стремившиеся усилить собственные позиции на Ближнем Востоке. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН 2 ноября приняла резолюцию о прекращении огня в Египте. Поскольку агрессия продолжалась, советское правительство вечером 5 ноября потребовало немедленного прекращения боевых действий и очищения территории Египта, предупредив, что в противном случае СССР не останется безучастным и окажет помощь жертве агрессии, в том числе посылкой добровольцев и любым оружием. Это заставило агрессоров в ночь на 7 ноября прекратить военные действия. В декабре англо-французские войска были выведены из зоны канала, а в марте 1957 г. завершился вывод с египетской территории израильских войск.

Ослаблением позиций Великобритании и Франции на Ближнем Востоке воспользовались США. В январе 1957 г. президент США Д. Эйзенхауэр выдвинул доктрину, согласно которой после ухода Великобритании и Франции на Ближнем Востоке образовался «вакуум силы», который призваны заполнить США. Осенью 1957 г. США создали угрозу военного вторжения в Сирию, а тотчас после иракской революции с согласия президента Ливана К. Шамуна ввели свои войска в Ливан. Одновременно английские войска вошли в соседнюю с Ираком Иорданию под предлогом защиты ее королевского режима. В обоих случаях Советский Союз поддержал арабские народы и выразил протест против ввода иностранных войск. К концу 1958 г. войска США и Великобритании были выведены из Ливана и Иордании.

Все шире развертывалась борьба за независимость во французских протекторатах в Северной Африке - Марокко и Тунисе. В 1956 г. они добились независимости. В Алжире, также находившемся под властью французских колонизаторов, 1 ноября 1954 г. началось вооруженное восстание. Французские власти попытались подавить его силой, и в Алжире началась колониальная война, длившаяся почти 8 лет.

В середине 1950-х гг. многие африканские страны получили независимость: в 1956 г. – Судан, Марокко, Тунис. Весной 1957 г. добилась независимости Гана, народ которой долго вел упорную борьбу против иностранного ига. Организующей силой выступала партия Народный конвент под руководством видного деятеля национально-освободительного движения Кваме Нкрума. Осенью 1958 г. народ Гвинеи отверг новую конституцию Франции и тем самым создал суверенное государство.

В конце 50-х начале 60-х годов весь африканский континент был охвачен борьбой за независимость. В марте 1957 г. бывшая английская колония Золотой Берег стала первой независимой страной Тропической Африки. С целью удержать Золотой Берег в своем подчинении англичане долго лавировали, но, в конце концов, им пришлось согласиться с новым политическим устройством страны. Борьбу за независимость вели колонии, входившие во Французскую Западную Африку и Французскую Экваториальную Африку. Крушение колониальной системы в Экваториальной Африке привело к появлению новых независимых государств. В Гвинее, французское правительство попыталось демократическими инструментами удержать колонию, вынеся на референдум новую Конституцию. Однако население подавляющим большинством отвергло ее, что заставило Париж признать независимость Гвинеи. Вслед за ней, независимость получили Того и Камерун. На стороне национально-освободительных движений выступила ООН, которая поддерживала независимость новых африканских государств.

В 1960 г. (вошел в историю как «год Африки») независимость объявили 17 африканских стран. В 60-е годы от колониальной зависимости освободились также страны Восточной и Центральной Африки. В 1961 г. была провозглашена самостоятельность английских колоний Сьерра –Леоне и Танганьики, в 1962 г. – Руанды, Бурунди, Уганды, в 1963 г. – Кении, Занзибара; распались на независимые государства Родезия и Ньясаленд. К середине 1964 г. в Африке появилось уже 35 независимых государств, в 1975 г. – 47, к 1984 г. – более 50. Крупнейшим успехом прогрессивных сил Африки было провозглашение независимости Эфиопии и некоторых других стран.

Наиболее жестокая политика по отношению к местным африканским народам проводилась в колониях Португалии. Режим диктатора Салазара держался на штыках в метрополии, а в африканских ее владениях любые проявления инакомыслия просто свирепо подавлялись. Однако, с 1961 г. начинается вооруженное выступление свободолюбивых сил в Анголе, затем восстание охватило Гвинею-Бисау и в 1964 г. поднимается на борьбу и Мозамбик. Патриотам этих стран пришлось вести кровопролитные военные действия до середины 70-х гг. Как известно, Португалия была одной из первых европейских держав, создавших колониальную империю из захваченных территории в Азии, Африке, Латинской Америке. Ей же досталась позорная честь последней пасть под натиском объединенных сил народов колоний на африканском континенте. Правда, это произошло не без содействия демократической революции в самой Португалии, свергшей профашистский строй в апреле 1974 г.

Наряду с национально-освободительными восстаниями в Анголе, Гвинее-Бисау, Мозамбике вооруженные действия против расистско-колониальных режимов развернулись в Южной Родезии, Намибии, ЮАР. Это были аръергардные столкновения европейских колонизаторов в заповедном поле позорного колониализма на африканском континенте. Система апартеида и расизма, в создании которой активно участвовала правящая элита Англии, оказалась, в конце концов, настолько отжившей, что ООН пошла на бойкот правительств расистов. На ЮАР и Южную Родезию были введены экономические санкции. Терпя поражение, правительство Яна Смита вынуждено было согласиться на проведение парламентских выборов в стране, которые завершились победой национальных партий ЗАПУ и ЗАНУ. В апреле 1980 г. была провозглашена Республика Зимбабве.

Ситуация в Юго-Западной Африке (Намибии) несколько отличалась от остальных колоний. Дело в том, что это бывшее германское владение в годы первой мировой войны было захвачено англичанами и передано под управление своего доминиона Южно-Африканского Союза (ЮАС). Уже после второй мировой войны она была аннексирована и считалась одной из провинций ЮАС. Намибийцы добивались самостоятельного независимого существования во главе возникшего в 1960 г. движения Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО). Однако, правительство расистов ЮАС (с 1961 г. – Южно-Африканская Республика - ЮАР) игнорировало их волю. Тогда СВАПО призвала население к вооруженной борьбе (1966 г.). Ее лидер Сэм Нуйома пользовался большой поддержкой СССР, КНР, движения солидарности, Организации Африканского Единства (ОАЕ). ООН также была за самоопределение народа, отменив мандат ЮАР на управление Намибией. Уже в конце 80-х гг., когда многие районы страны находились под контролем партизанских отрядов СВАПО, власти Пре Бори дали согласие на проведение всеобщих выборов в парламент Намибии. Одержав победу, СВАПО 21 марта 1990 г. провозгласила независимость страны.

Наконец пал режим апартеида в ЮАР. До 1960 г. демократические силы выступали мирными методами за слом системы расизма и колониального угнетения африканцев. Во главе массовых движений находились Африканский Национальный Конгресс (АНК), компартия и другие организации. В марте 1960 г. власти расстреляли демонстрацию гражданского неповиновения в Шарпевиле. После этого молодое поколение решительно берется за оружие. Вооруженную борьбу начинает вести «Умконто ве сизве» («Копье нации») – военизированное крыло АНК. Кроме того, правительство ввязалось в гражданскую войну в Анголе на стороне реакционных групп. В 1989 г. президентом ЮАР избирается новый лидер НП ф. де Клерк, который приступил к демонтажу основ апартеида. В следующем году легализируется деятельность оппозиционных партий, профсоюзов, из тюрем освобождаются политзаключенные. Переходный период завершился в апреле 1994 г., когда состоялись всеобщие выборы на нерасовой основе. Они принесли полный успех АНК, лидер которой Н.Мандела через месяц был избран президентом ЮАР. Так закончилась черная полоса колониального правления в самой богатой и развитой стране Африки. Тем самым вся Африка от берегов Нила до мыса Кейптауна стала свободной.

После получения самостоятельности во многих странах Африки сохранялась неспокойная ситуация. Колониальные власти не хотели терять своего влияния, постоянно вмешиваясь в дела уже независимых государств. Многие из них обладали стратегически важными природными ресурсами, за контроль над которыми и велась ожесточенная борьба. Более того, молодые государства попали в орбиту интересов США и СССР, стремившихся обозначить сферу своих интересов, навязывая незрелым режимам тот или иной путь развития. Идеологический фактор, доминировавший в международных отношениях того периода, негативно повлиял на процесс становления новых независимых стран региона.

Обобщая историю деколонизации двух континентов можно выделить следующие ее этапы:

Первый с 1945 г. до середины 50-х гг., когда значительная часть Азии и некоторые районы Африки избавились от колониального господства.

На второй этап приходится середина 50-х гг. до 1960 г., в эти годы почти вся Азия и Северная Африка, а также два государства черной Африки – Гана и Гвинея вступили на путь самостоятельного развития.

Третий этап начинается с 1960 г. – года Африки и завершается в конце 80-х гг. – начале 90-х гг. освобождением последних осколков колониальных империй на юге Африки.

Подробное решение параграф § 22–23 по истории для учащихся 9 класса, авторов Л.Н. Алексашкина 2011

Вопросы и задания:

1. Как вы думаете, от чего зависела последовательность освобождения стран Азии и Африки? Почему в числе первых освободились народы Юго-Восточной и Южной Азии?

Последовательность освобождения стран зависела от степени приближенности к метрополии. Чем дальше находилась страна, тем меньший над ней был контроль. Поэтому первыми получили независимость страны Юго-Восточной и Южной Азии, в вот страны Юго-западной Азии и Африки государства-метрополии долго не хотели «отпускать».

2. Объясните, чем определялся выбор социально-экономической ориентации в освободившихся странах.

Выбор социально-экономической ориентации в освободившихся странах определялся тем, что мир был в те годы расколот на западный и восточный (капиталистический и социалистический) блоки. Освободившимся странам предлагались соответственно два пути – капиталистический или социалистический.

Выбор освободившихся стран часто являлся прежде всего политической ориентацией на ту или иную группу государств. Политика в таких случаях «шла впереди» экономики.

В странах Юго-Восточной Азии, освобождение которых происходило в конце Второй мировой войны и сразу после её завершения, размежевание течений и группировок внутри освободительного движения, их сотрудничество с разными внешними силами привели к расколу одних стран (Вьетнам, Корея), нарушению территориальной целостности других (отторжение Тайваня от Китая).

В конце 1950-х – 1970-е годы большая часть молодых государств сохранила «капиталистическую ориентацию», унаследованную от бывших метрополий. Это были в первую очередь страны, где индустриальный уклад оказался относительно продвинутым. В то же время в их развитии проявились новые черты – создание значительного государственного сектора, государственное регулирование экономики, введение долгосрочного планирования, государственных экономических и социальных программ.

«Некапиталистическая», социалистическая ориентация принималась меньшим числом освободившихся стран. В 1960-е годы о таком выборе заявили около 30 государств, к концу 1980-х годов их насчитывалось около десяти. Часто это были страны с преобладанием доиндустриальных, порой общинных отношений. Переход от общинной собственности к обобществлённой представлялся для них наиболее быстрым и безболезненным способом решения своих экономических и социальных проблем.

В странах, вступивших на этот путь в 1960-е годы (Алжир, Сирия и др.), был принят курс на постепенные преобразования общедемократического характера. Пришедшие к власти силы чаще всего стояли на революционно-демократических позициях и не разделяли марксистских идей. Государства, избравшие «некапиталистическую» ориентацию в 1970-е годы (Ангола, Афганистан, Эфиопия), возглавлялись политиками, которые заявляли, что «руководствуются идеями научного социализма». Соответственно и ставившиеся ими задачи носили более радикальный характер. В реальности эти страны столкнулись с множеством проблем. Они были слаборазвитыми, здесь практически отсутствовал рабочий класс, который согласно идеологическим концепциям должен был бы стать опорой нового строя, не сформировалось и крестьянство в его современном понимании, значительную роль играли общинно-племенные отношения, не были преодолены этнические, племенные, религиозные противоречия. Всё это создавало разрыв между выдвигавшимися лозунгами и действительностью.

Среди стран Азии и Африки были и те, что выбирали не один из двух предложенных европейским миром, а собственный («третий», «четвёртый») путь развития.

3. Что такое исламское государство? Назовите известные вам государства этого типа.

Исламское государство – это государство, в основу законодательства, внутренней жизни страны положены установления священной книги мусульман – Корана и свода бытовых норм – шариата. Примером исламского государства является Иран. В 1979 в Иране была принята новая конституции, согласно которой руководящая роль в обществе принадлежит мусульманскому духовенству, законодательная власть стала принадлежать меджлису (парламенту), а исполнительная – президенту и совету министров, которым контролировался высшим духовным и политическим авторитетом - велает-и-факихом (им был вплоть до своей смерти один из руководителей иранской революции аятолла Р. Хомейни).

Также примером является Саудовская Аравия, где шариат остается единственной правовой системой.

4. Выскажите своё суждение о том, почему одни из развивающихся стран избрали эволюционный тип развития, а другие – «скачок». Приведите примеры.

Выбор пути развития зависел от исторического опыта государства. Те страны, которые видели необходимость в сохранении своих традиций, выбирали путь гармоничного сосуществания достижений Запада с собственной культурой и традициями – эволюционный путь развития. Так, Дж. Неру отмечал, что история Индии «представляет собой процесс непрерывного приспособления старых идей к меняющемуся окружению, старых форм к новым. Ввиду этого в индийской истории не наблюдается перерывов в развитии культуры и, несмотря на неоднократные перемены, существует непрерывность начиная с давних времён Мохенджо-Даро и кончая нашим веком». Данная страна выбрала путь постепенного реформирования жизни общества с сохранением национального колорита.

Ряд других государств хотели получить результаты более быстрым способом, поэтому они просто перенимали модели реформирования более развитых стран, что приводило к разрыву с прежним исторически опытом. В Китае это проявился в «большом скачке» конца 1950-х годов, в других азиатских странах в так называемом «прыжке тигров» - «новых индустриальных стран» Юго-Восточной Азии в 1970 – 1980-е годы, экономическом подъёме в эти же годы в ряде нефтедобывающих арабских государств. Источники «скачка» в отдельных странах были различными – капиталовложения извне, прибыли от эксплуатации природных богатств, дешёвой рабочей силы и др. Различались и его методы (использование передовых технологий, организация производства, трудовая политика и т. д.).

Вопросы и задания:

1. Объясните, что лежало в основе «японского чуда» второй половины XX в.

В основе «японского чуда» второй половины ХХ в. лежало несколько факторов:

1. Способность Японии к модернизации, при этом быстрое, динамичное развитие осуществлялось на базе традиционных для данного общества отношений.

2. Широкое применение новейших технологий, расширение внешнеэкономических связей.

3. Традиционная культура труда японцев, воспитанных в течение столетий трудолюбия, дисциплинированности, стремления к общему успеху. На средних и мелких предприятиях в Японии отношения работников строятся как в большой семье - с подчинением младших старшим, заботой старших о младших.

4. последовательная политика поддержки среднего и высшего образования.

2. От чего зависело изменение социально-экономической политики в Китае во второй половине XX в.? *Какую роль при этом играли объективные и субъективные факторы?

Социально-экономической политики в Китае во второй половине XX в. зависело от того, кто находился во главе страны. После того как 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика был принят курс на построение социализма по советскому образцу. При этом учитывалось своеобразие Китая, предусматривалось сохранение мелкой частной собственности на средства производства, допускались элементы смешанной экономики и др. Но поднять огромную страну из разрухи и бедности было непросто. И тут сыграли историческую роль субъективные черты характера китайского лидера Мао Цзэдуна не хватало. Уже в 1955 г. началось «подхлёстывание» темпов коллективизации и индустриализации. После XX съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, Мао Цзэдун, стремясь сохранить свою власть в партии, свернул контакты с советским партийным и государственным руководством.

В мае 1958 г. был провозглашён курс «трёх красных знамён», включавший «новую генеральную линию», «большой скачок» и «народные коммуны». Лозунгом нового курса стало изречение: «Три года упорного труда – десять тысяч лет счастья!»

Следующая революционная кампания охватила политико-идеологическую сферу. В 1966 г. была провозглашена «великая пролетарская культурная революция». Во исполнение этой задачи проводились чистки руководящих партийных и государственных органов, изгонялись преподаватели из высших учебных заведений, представители интеллигенции направлялись «на перевоспитание» в деревню. Главной движущей силой «культурной революции» стала студенческая и рабочая молодёжь – оснащённые цитатниками Мао Цзэдуна хунвэйбины («красные охранники») и цзаофани («бунтари»). «Великий кормчий», как называли Мао Цзэдуна, говорил: «Нам нужны решительные люди, молодые, без особого образования, имеющие твёрдые позиции и политический опыт, чтобы взять дело в свои руки».

После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) власть перешла к его вдове и нескольким соратникам – так называемой «группе четырёх». Не желая что-либо менять в стране, они попытались сделать ставку на концепцию «бедного социализма», но вскоре были свергнуты. Перед новыми руководителями встал вопрос о том, каким курсом идти дальше.

С 1977 года во главе страны стал Дэн Сяопин, который использовал переворот для того, чтобы совершить поворот в развитии страны. Вместе с тем он сохранил убеждение, что экономическое развитие будет успешным, если его направляет сильная партия. Далее в основу социально-экономического развития КНР легли его взгляды.

С 1979 г. под лозунгом «социалистической модернизации» в Китае началось проведение экономических и социальных реформ. На селе «дворовый подряд» (крестьяне могли брать землю в аренду на 15 лет), разрешалось закупать технику, использовать наёмную рабочую силу. В промышленности расширялась самостоятельность предприятий в планировании, организации производства и сбыте продукции. Осуществлялся переход к многоукладной экономике. Наряду с государственной узаконивалась акционерная и частная собственность. Провозглашалась политика открытых дверей во внешнеэкономических связях: были разрешены иностранные капиталовложения в китайскую экономику, создавались свободные экономические зоны.

Реформы конца 1970 – 1980-х годов принесли и явно положительные результаты, и некоторые проблемы. Критериями для оценки является реальная результативность и влияние на дальнейшее развитие Китая.

В первой половине 1980-х годов отмечен значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства (в 1984 г., например, прирост производства составил 14,2%). Страна с миллиардным населением впервые за много десятилетий решила продовольственную проблему и даже стала экспортировать продукты питания. Улучшилось благосостояние людей. Вместе с тем после отмены централизованного государственного управления выросло число посреднических административных компаний, развилась коррупция в среде государственных чиновников.

Политико-идеологические основы общества в ходе реформ почти не подверглись изменениям. КПК следовала учению марксизма-ленинизма и идеям Мао Цзэдуна (правда, в уставе партии была сделана оговорка о недопустимости культа личности). В 1987 г. партийный съезд поставил задачу движения «по пути социализма с китайской спецификой».

Таким образом реформы 1970 – 1980-ых годов в КНР имели двоякий результат: с одной стороны были решены ряд экономических вопросов, с другой стороны выросло число посреднических административных компаний, развилась коррупция в среде государственных чиновников, кроме того никаких изменений не происходило в политической среде, где сохранялась монопартийность и засилие КПК.

4. В чём заключалось сходство, а в чём различие исторических судеб народов Вьетнама и Кореи во второй половине XX в.?

Схожесть исторических судеб Вьетнама и Кореи в том, что обе страны стали жертвами биполярного мира и были разделены на два враждующих лагеря с различной идеологией. В 1953 году в Северной Корее был утвержден социалистический строй, а в Южной Корее - капиталистический. Также в 1954 году был разделен и Вьетнам по 17 параллели – на социалистический Запад и капиталистический Юг.

Но различия между этими двумя странами есть – Вьетнам в результате Вьетнамской войны 1964 – 1973 года был объединен и провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам.

Корея же так и не смогла объединиться вплоть до настоящего времени. В Северной Корее утвердилась огосударствленная централизованная экономика. В Южной Корее развивается рыночное хозяйство на основе частной собственности на средства производства.

5. Дайте характеристику «новых индустриальных стран». Каковы были источники их экономического «скачка»?

«Новые индустриальные страны» - азиатские государства, которые активно начали развиваться в 1970-ые годы и буквально ворвались на мировые рынки с широким ассортиментом своей продукции – от компьютеров и морских судов до одежды и обуви. Это Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур. Западная пресса окрестила их «молодыми тиграми» или «драконами».

Их путь во многом напоминал то, что было сделано ранее в Японии. В основу экономической политики названных государств легли следующие источники: использование государственного регулирования экономики; поощрение внутреннего накопления капитала; внедрение новейших технологий путём изучения мировых новинок, приобретения лицензий, совершенствования организации производства; поэтапная индустриализация; всемерное стимулирование экспорта продукции.

В 1980-е годы подобным путём пошли ещё несколько государств этого региона – Индонезия, Филиппины, Малайзия, Таиланд.

6. Назовите основные преобразования, проведённые в Индии за годы независимости.

Основными мероприятиями правительства Дж.Неру были: реорганизация штатов страны по национально-этническому признаку; аграрная реформа, в результате которой ограничивалось крупное помещичье землевладение, часть земли передавалась малоземельным крестьянам создание государственного сектора в промышленности и введение планирования в экономике; начало индустриализации. Во внутренней политике упор был сделан на сочетание принципов демократии и централизма. Выражением внешнеполитического курса независимой Индии стало её участие в организации Движения неприсоединения. И. Ганди, продолжая курс отца, стремилась усилить экономические позиции государства, в 1969 г. была проведена национализация крупных банков. Р. Ганди основными задачами своей политики считал обеспечение национального единства и территориальной целостности страны, повышение жизненного уровня наименее обеспеченных слоев населения, модернизацию производства.

7. Благодаря чему сложилась политическая династия Неру – Ганди? Что было общим для входивших в неё деятелей?

Благодаря правильно выбранному курсу, который пользовался популярностью и поддержкой у населения. Общим у обоих лидеров было желание обеспечить национальное единство и территориальную целостность Индии, повысить жизненный уровень наименее обеспеченных слоев населения, модернизировать производство.

8. *Выскажите ваше суждение о том, в чём заключаются уроки афганских событий конца 1970-х – начала 1990-х годов.

Уроки афганских событий конца 1970-х – начала 1990-х годов говорят о том, что ни одно государство не должно вмешиваться в дела другого. То, что СССР поддержал курс руководителей Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), пришедшей к власти после Апрельского восстания 1978 г., на «установления диктатуры пролетариата» и (в после¬дующие пять лет) «перехода к социализму», было большой ошибкой.

Государство Афганистан не было готово к таким преобразованиям и построению социализм, а попытка насильственно удержать НДПА у власти с помощью ввода войск, обернулась трагедией для жителей СССР.

Реформами социалистического правительства было недовольно большинство населения страны, как и нахождением чужой армии на своей территории.

Оппозиционные силы начали открытую борьбу против власти. Стали создаваться вооружённые отряды моджахедов (борцов за веру). На территории Пакистана и Ирана было организовано более 100 лагерей и учебных центров, где с помощью западных инструкторов велась подготовка военных формирований. Начавшаяся гражданская война, в которой на стороне правительства приняли участие советские войска, привела к гибели сотен тысяч людей, разрушению городов и деревень. Оказавшись не в состоянии справиться с оппозицией, правительство предприняло ряд шагов для примирения. В 1987 г. новым президентом страны стал Наджибулла. В 1988 г. был заключён ряд соглашений о политическом урегулировании в Афганистане с участием Пакистана, СССР и США. В соответствии с ними все советские войска к 15 февраля 1989 г. были выведены из Афганистана (в том же году Верховный Совет СССР осудил принятое в 1979 г. решение о вводе войск в Афганистан).

Но гражданское противостояние в Афганистане продолжается по настоящее время, несмотря на многочисленные примирения. Усугубляется борьба внутри страны постоянным вмешательством войск других государств. Но война за влияние на правительство Афганистана продолжается по настоящее время.

Мне кажется, что опыт войн в Афганистане говорит о том, что нужно оставить данную страну в покое и перестать вмешиваться в ее дела, так как победить пока там никто не смог.

9. Какие социальные и политические силы решали судьбы народов Азии во второй половине XX в.? Покажите на примерах. *Чем вы объясните то обстоятельство, что смена лидера в странах Востока часто ведёт к полному изменению государственной политики?

В разных странах Азии события вершили различные политические силы. В одних странах, значительную роль играли патриотически настроенные армейские офицеры (например, в Египте в 1952 г., Ираке в 1958 г.). В других странах, революции вершились силами всего народа. Так случилось в Алжире, где борьба за независимость с 1954 г. переросла в народное восстание, охватила все слои населения, а организующей силой стал Фронт национального освобождения. Провозглашение в 1962 г. Алжирской Народной Демократической Республики означало победу революции.

Тот факт, что смена лидера в странах Востока часто вела к полному изменению государственной политики объясняется, как внутренними, так и внешними причинами. Внутри стран Востока многообразие интересов отдельных социальных групп - предпринимателей и интеллигенции, исламского духовенства, ремесленников и торговцев, рабочих и крестьян – делало политическое развитие этих стран очень противоречивым и переменчивым. С другой стороны на курс лидеров оказывали влияние внешние силы и стремление ведущих мировых держав укрепить свои позиции в этом стратегически важном регионе.

Так было в Египте, где пребывание у власти трёх лидеров – Г. А. Насера (1954-1970), А. Садата (1970 – 1981) и М. X. Мубарака (с 1981 г.) – сопровождалось значительными изменениями во внутренней и внешней политике. Другой пример переменчивости политического развития даёт послевоенная история Ирака.

10. Объясните, почему возник и почему так долго длится ближневосточный кризис?

Ближневосточный кризис возник после того, как 29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о разделе Палестины, освобождающейся от английского управления, и образовании на её территории двух независимых государств – еврейского и арабского. 14 мая 1948 г. было провозглашено еврейское государство Израиль. Арабы Палестины при поддержке ряда арабских стран тут же объявили войну новому государству. Арабо-израильская война 1948 – 1949 гг. закончилась поражением арабских сил. В дальнейшем столкновения между Палестиной и Израилем продолжались, а окончательно вопрос не решен и по сей день, несмотря на многочисленные договоренности. Переговорный процесс постоянно подвергается угрозе срыва из-за террористических акций исламских боевиков и противодействия переговорам со стороны части израильского общества.

11. *Как вы думаете, почему в политической истории многих стран Азии и Африки во второй половине XX в. значительную роль играют военные? Чьи интересы они представляют?

Потому что большая часть населения стран Азии и Африки была неграмотным или малограмотным. Военные начальники же имели образованием, часто проходили подготовку либо в США, либо в СССР. Кроме того у военных было вооружение, которое они могли использовать для достижения своих целей. В борьбе за власть в странах Азии и Африки побеждали те, на чьей стороне стояла армия. Сами военные утверждали, что представляют интересы своего народа, но фактически их поддерживали западные страны и США либо СССР. Ярким примером вышеназванного являются перевороты в Египте и Ливии.

12. Объясните, что такое «исламский фундаментализм». К чему стремятся и какими методами действуют его приверженцы?

Исламские фундаменталисты – сторонники возвращения к «исконным нормам ислама», их идеология в различных интерпретациях основана на обращении к религиозному, социальному и политическому опыту раннего ислама времен пророка Мухаммада, Исламские фундаменталисты выступают за строгое следование Корану и исламским законам (шариату). Их методы достижения цели радикальны, часто используются террористические методы (теракты и др.).

13. В чём вы видите значение событий, происшедших в конце 1980-х – 1990-е годы в ЮАР? Какие трудности предстоит преодолеть народам этой страны на избранном пути?

До 1961 г. это ЮАР являлась британским доминионом и называлось Южно-Африканский Союз, это было многорасовое государство. ЮАР, обладающая богатейшими природными ресурсами – месторождениями золота, алмазов, каменного угля и редких металлов, - в послевоенный период стала индустриально развитым государством. Но политика апартеида, нещадного угнетения и эксплуатации чёрного и цветного населения вызывала осуждение со стороны международного сообщества и введение экономических санкций против ЮАР. В самой стране возникло мощное освободительное движение чернокожего населения, в котором выделились несколько организаций. Наиболее влиятельными из них являлись Африканский национальный конгресс (основан в начале XX в.) и организация Инката (в неё входили представители народности зулусов). В 1983 г. был создан Объединённый демократический фронт всех сил, выступавших против режима апартеида.

Большую роль в ослаблении, а затем отмене системы апартеида, демократизации политической жизни сыграл Ф. де Клерк, возглавивший в 1989 г. Националистическую партию и. ставший президентом страны. По его инициативе были сняты расовые ограничения, начаты переговоры с лидерами движения чёрного населения. Достижение договорённостей было непростой задачей не только из-за разногласий между правительством и АНК, но и из-за столкновений между сторонниками АНК и Инката. Речь шла о преодолении как расовой, так и межплеменной розни. В 1994 г. в ЮАР состоялись первые в её истории свободные президентские выборы. На них победил лидер АНК Н. Мандела.

Таким образом, события, происшедшие в конце 1980-х – 1990-е годы в ЮАР свидетельствуют об утверждении в данной стране общечеловеческих ценностей и о постепенном решении проблемы расовой дискриминации. Но признать права меньшинств на законодательном уровне – это еще не полное решение вопроса, идея о равенстве всех народов и признание равенства прав всех племен должна закрепится в головах граждан ЮАР.

14.*Можете ли вы назвать определяющие черты лидеров стран Азии и Африки в XX в.? Видите ли вы в них отличия от европейских лидеров?

Определяющей чертой лидеров Азии и Африки, во-первых, можно назвать стремление к авторитарному стилю правления и единоличной власти, во-вторых, чрезмерную жестокость. На пути к достижению своей цели они жестоко убивали соперников, а также мирное население, подавляли любую оппозицию. Ярким примером может быть Китай, когда Мао Цзэдун в процессе построения социализма и «культурно революции» уничтожил десятки тысяч китайцев. Или в рамках реализации Исламской революции в Иране также было уничтожено большое количество критиков и несогласных.

Таким образом, в отличие от Европы людей в Африке и Азии не жалели и умирало их слишком много. Европа была белее гуманна по отношению к населению.

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ АФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ

В ликвидации колониальных режимов и переходе политической власти к африканцам вся Африка видела огромное достижение. С провозглашением независимости африканцы связывали большие надежды. Была широко распространена уверенность, что коренное улучшение жизни наступит почти немедленно. Вместе с большинством населения радужные надежды разделяли, хотя и с меньшей степенью наивности, многие африканские лидеры.

Улучшения действительно последовали. Африканцы сами стали формировать все звенья государственного аппарата, армии, полиции. Открылись широкие возможности к развитию африканских культур. Полноправное участие в работе ООН и во многих международных организациях способствовало самоутверждению новых стран и их граждан. Молодые государства начали получать значительную помощь от многих стран мира, от специализированных организаций ООН, от международных фондов, банков.

В обстановке "холодной войны" началась борьба между соперничавшими блоками за влияние на африканские государства. Вопрос о выборе пути социально-экономического развития решался правительствами государств Африки зачастую в связи с их отношением к этим блокам. Поскольку капитализм в представлении африканцев был связан с колониализмом и уже поэтому вызывал разочарование, социалистические идеи представлялись крайне привлекательными. Советский Союз и другие страны социалистического лагеря использовали это, подчеркивая, что ни одна из этих стран не несла на себе вины за колониализм в Африке. Еще более действенным было утверждение, что социалистический лагерь поможет африканским государствам вообще избежать тягот капитализма и перейти к более высоким фазам развития, минуя капитализм.

С конца 50-х годов в марксистско-ленинской теории все большее внимание уделялось разработке концепции "некапиталистического развития" и "социалистической ориентации". Эти идеи были горячо поддержаны многими лидерами африканских государств. Правящие партии объявляли своей идеологией "африканский социализм", а затем некоторые - марксизм-ленинизм. Первые шаги в этом направлении сделали правительства Ганы, Гвинеи и Мали, затем на этот путь встали Танзания, Конго, Малагасийская Республика и некоторые другие государства. Вскоре опыт этих страны показал, что эксперимент не удается. Но идеи некапиталистического развития продолжали привлекать, и на место стран, сходивших с этого пути, становились новые. С середины 70-х - Эфиопия, Ангола и Мозамбик.

Зачастую в странах, выбравших некапиталистический путь развития, ситуация складывалась напряженно, диктатура лидера и правящей партии оказывалась жесткой, а гражданские войны - кровопролитными. Но ряд самых основных трудностей был примерно один и тот же, что и в государствах, согласившихся с неизбежностью капиталистического пути.

Большинство африканских стран после провозглашения независимости остались, как и были, в ряду беднейших в мире. Строительство государственности оказалось очень сложным процессом. Многие из трудностей были вызваны колониальным прошлым, другие же - традициями доколониального времени. Каков бы ни был аппарат колониального управления, он базировался на долгом опыте, обслуживался профессионалами и действовал как уже отлаженный механизм. С его развалом всю систему управления надо было создавать заново во всех ее звеньях, снизу доверху, а к власти приходили люди, не обладавшие для этого опытом.

В большинстве государств Африки возник разбухший, непрофессиональный и неэффективный бюрократический аппарат, насквозь пронизанный коррупцией, казнокрадством, непотизмом, вертикальной солидарностью трайбалистского типа. При аморфности социальных структур единственной организованной силой оставалась армия. Результат - бесконечные военные перевороты. Диктаторы, приходившие к власти, присваивали себе несметные богатства. Капитал Мобуту, президента Конго, к моменту его свержения составлял 7 млрд. долл. Экономика функционировала плохо, и это дало простор для "деструктивной" экономики: производства и распространения наркотиков, нелегальной добычи золота и алмазов, даже торговли людьми. Доля Африки в мировом ВВП и ее удельный вес в мировом экспорте снижались, выпуск продукции на душу населения сокращался.

Становление государственности крайне осложнялось абсолютной искусственностью государственных границ. Африка получила их в наследство от колониального прошлого. Они устанавливались при разделе континента на сферы влияния и имеют мало общего с границами этническими. Созданная в 1963 г. Организация африканского единства, сознавая, что любая попытка исправить ту или иную границу может привести к непредсказуемым последствиям, к "эффекту домино" или карточного домика, призвала считать эти границы незыблемыми, сколь бы несправедливы они ни были. Но эти границы все же превратились в источник этнических конфликтов и перемещений миллионов беженцев.

Колониализм, используя политику "разделяй и властвуй", все-таки приглушал многие острые этнические распри, уходящие корнями в доколониальные времена - иначе бы колониальная экономика не могла работать. С уходом колониальных режимов эти конфликты взорвались, как мины замедленного действия. Межэтнические распри, как между государствами, так и в пределах одного государства, стали трагедией Африки. Гражданская война в 1967-1970 гг. в Нигерии, когда восточная часть страны, населенная народом игбо, решила отделиться и провозгласить себя Республикой Биафра, унесла от 1 до 2 млн. жизней. Иди Амин, кровавый диктатор Уганды в 1971-1979 гг., расправлялся с целыми народами и привел страну в состояние разрухи. Вражда между народами хуту и тутси в Руанде и Бурунди нанесла этим государствам и их населению неисчислимый урон.

Стремясь спастись от нищеты, войн и геноцида, вырваться из перенаселенных городов, где невозможно найти работу из-за отсутствия промышленности, африканцы уезжали за пределы своего континента. В 60-х годах, когда в Западной Европе был экономический бум и требовались дешевые рабочие руки, туда эмигрировали, наряду с индо-пакистанцами и арабами, и африканцы. В Великобритании, Франции и других государствах Европы их сейчас миллионы. Достоверных данных об их количестве нет, поскольку многие из них - нелегальные иммигранты. В Европе возникают стремления пресечь приток иммигрантов из Африки, но этот процесс уже вряд ли остановится. Подавляющее число иммигрантов не стремится к скорому возвращению в родные края, а борется за свои права в нынешних местах обитания.

При всех межгосударственных и межэтнических противоречиях Африка оставалась единодушна в осуждении последнего колониального режима на Африканском континенте - системы апартхейда в Южно-Африканской Республике.

Африка является важной составной частью мирового сообщества. Перед этим «просыпающимся континентом» стоит гамма сложных геополитических проблем, одни из которых имеют давнюю, многовековую , например колониализм, работорговля и т.д., другие зародились или обострились недавно, охватывают сравнительно небольшой период, поскольку с разрушением СССР изменился баланс мировых геополитических сил, что, безусловно, сказалось на социально-экономических, политических, духовных сферах жизни этого континента. Народы Африки сравнительно недавно получили политическую независимость, но в экономическом и социальном плане многие из них по-прежнему не испытали на себе реальных позитивных перемен.


После освобождения африканских стран от колониального ига в большинстве из них не нашла поддержки концепция вестернизации, т.е. ориентации их на социальные институты, эталоны права Запада, в частности США. Но в то же время не получила широкого развития и идея геополитического тяготения Африки («острова») к Евразии, в частности к Советскому Союзу.

За Африкой достаточно прочно утвердилась репутация наиболее конфликтной геополитической сферы планеты, особенно в последнюю четверть XX в. На континенте за минувшие 10 лет зафиксировано 35 крупных вооруженных конфликтов, в которых погибло более 10 млн человек, 90% из них - гражданское население. На континенте насчитывается почти половина общемирового количества беженцев (по разным оценкам - от 7 до 10 млн человек) и 60% перемещенных лиц (почти 20 млн человек). На континенте самая высокая детская смертность в мире - около 8 млн человек в год.

Это обусловлено сложным переплетением различных конфлик-тогенных факторов: этническим и клановым противостоянием, конфессиональной рознью, противоречиями социально-экономического и политического характера и т.д. Есть немало работ, особенно на Западе, которые значительно упрощают эту проблему, порой сводя конвульсивное развитие Африки к банальной схеме. Так, одним из первых трудов, положивших начало теории развития, стала книга С. Хантингтона «О новом политическом порядке в трансформирующихся обществах», где он, в частности, говорит: «Вторжение масс в политику порождает напряженность, что может создать угрозу для политической стабильности и, как следствие, для самого развития».

В начале 1990-х гг. в Намибии прошла конференция «30 лет независимости Африки: итоги и перспективы», где в качестве обобщающего вывода было сказано, что 30 лет независимости не принесли континенту ни демократии, ни процветания, но еще более углубили экономический и политический кризис, т.е. геополитически этот «остров» так и остался прикованным к странам Западной Европы и США. Новая геополитическая ситуация, сложившаяся после ликвидации СССР и стран социалистического лагеря, наложила дополнительный негативный отпечаток на геополитический расклад в мировом балансе сил.

Современные африканские государства имеют различную социально-политическую и социально-экономическую направленность. Вместе с тем вне зависимости от социальной ориентации и степени общественного развития общей характерной чертой африканских стран является борьба за ликвидацию вековой отсталости, упрочение своего социального суверенитета, экономической независимости, социального прогресса, за право распоряжаться богатством своих недр, своими людскими и финансовыми ресурсами.

Африка на продолжении столетий раздирается этническими противоречиями, которые выливаются в гражданские войны и военные конфликты.

Самое кровопролитное из них началось в 1994 г. в Руанде и длилось почти два года. Находившееся у власти правительство из радикально настроенных представителей народности хуту решило навсегда «закрыть» национальный вопрос, организовав массовое уничтожение «враждебной» народности тутси, и вырезали более 1 млн человек. Это можно сравнить только с геноцидом армян в Турции в 1915 г., с действиями расистов времен фашистской Германии или «красных кхмеров» в Камбодже.

С середины июля 2003 г. в западноафриканской стране Либерии, богатой алмазами, железной рудой, каучуком, началась гражданская война, ежедневно уносящая жизни сотен человек. Столкновения между повстанцами и президентскими войсками происходят в столице страны - Монровии. Не утихают локальные конфликты в Анголе, Эфиопии, Судане, Конго, Нигерии, Зимбабве, Сомали, Мозамбике, Сьерра-Леоне, Чаде.

Гражданская война в республике Чад тянется с короткими перерывами с 1960-х гг., как и в соседнем Судане. Мятежники свободно перемещаются из одной страны в другую. Многим повстанцам в обеих странах безразлично, в какой стране воевать. Для них это территория родственных племен. Им нужны деньги, вода, пища, пастбища для скота, земля, пригодная для выращивания сельхозкультур. Кроме того, в южных районах Чада и в Судане обнаружена нефть. Этот единственный источник валютных поступлений в страну стал в последнее время дополнительным фактором напряженности.

В Африке основные очаги сепаратизма совпадают с районами, где имеются разведанные запасы нефти. Богатая этим энергоносителем Эритрея откололась от Эфиопии. В устье Нигера местные племена атакуют нефтяные платформы и требуют контроля над доходами от добычи «черного золота».

Перечисленные и другие социальные «болячки» обостряют гонку вооружений, военные конфликты. Например, ежегодная иностранная помощь странам континента составляет 11 млрд долл., а расходы на вооружение и содержание военных превышают 12 млрд. По сути, на грани национальной катастрофы стоят Эфиопия, Ангола, Заир, где практически не затихают военные столкновения и даже войны. Так, противостоят друг другу Эфиопия и Эритрея, в Анголе военная группировка УНИТА контролирует значительную часть территории, включая водное и воздушное пространство.

Военные столкновения происходят в Мозамбике, Судане, Сомали и в некоторых других странах. Одной из основных причин столкновений является слабость национальных экономик. Как полагает профессор Жорж Нзонгола Нталажа (Заир), виновниками краха заирской экономики являются США, Франция и Бельгия. По его мнению, эти державы действовали в стране «исключительно в интересах правящей марионеточной клики, которая больше заботилась о личном обогащении, чем об интересах народа».
Свой «вклад» в разжигание гражданских войн вносят «миротворческие» силы западных стран. Например, в Чаде находится «около 1,5 тыс. французских солдат, главным образом из иностранного легиона, с боевой техникой, вертолетами, самолетами, которые дают по восставшим предупредительные залпы».

В силу этих и других причин многие африканские лидеры встретили враждебно визит бывшего французского министра внутренних дел Н. Саркози в Сенегал, Мали и другие страны. В Мали депутаты парламента потребовали «аннулировать визит», расценив его как «провокацию чистой воды». Президент Сенегала Абдулай Вад выступил с резкой критикой «африканской политики Франции».

Самая характерная черта развития стран континента - незавершенность формационных процессов в связи с относительно коротким периодом после завоевания ими политической независимости. На континенте сложно, а порой причудливо переплелись различные типы экономических отношений - от общинно-патриархальных до капиталистических и социалистических. Слаба социально-классовая дифференциация общества, социальная структура включает остатки общинно-племенных и даже родовых отношений. В политической системе господствуют различные виды власти: авторитарно-военно-диктаторские, однопартийные, многопартийные, демократические и монархические, тайные ритуальные, криминальные.

В сфере духовной идеологической жизни характерен широкий спектр различных воззрений: от традиционных африканских культур и верований до мусульманской и христианской религий, буржуазных и социалистических идей. Тайные ритуальные общества поддерживают пожар войны этнических конфликтов в Либерии, Руанде. Они создают ритуальную власть, которая уходит в «темную часть суток и теневую экономику, хотя их психологическое влияние на население все еще остается важным политическим фактором в Африке, не считаться с которыми неразумно».

В Мали «Союз детей леса» представляет собой ассоциацию с единой системой этнических представителей, ритуальных и обрядовых действий, а также эзотерической, недоступной для непосвященных информацией. Это тайное объединение имеет право распоряжаться чужой жизнью, а руководство страны «осуществляло регулярные неофициальные контакты с лидерами союза».

В полумиллионном нигерийском университетском городке Иле-Ифе верхушка тайного общества обладает реальной административной и экономической властью: «Она дирижирует деятельностью мэрии и других городских институтов, поддерживая свое предпринимательство, регулируя мистическими средствами ценообразование, вводя запрет и разрешения на определенные виды хозяйственных работ».

Пожалуй, как никакой другой континент, Африка сохраняет политическую и экономическую зависимость от внешнего мира, особенно от стран Западной Европы и США, транснациональных корпораций, международных финансовых центров. Эта зависимость постоянно стимулируется глобальными социальными проблемами: голодом, нищетой, болезнями, неграмотностью, низкой политической и общей культурой народа, острыми экономическими и политическими кризисами, обострением межэтнических, религиозных противоречий. Используя эти факторы, США стремится еще более «привязать» богатейший в ресурсном отношении континент. Президент США добился от конгресса выделения 15 млрд долл. (для контраста - 300 млн долл. при президенте Клинтоне) на программу борьбы со СПИДом, от которого быстро вымирает Африка.

Страны в современной Африке в политическом плане представляют собой в основном авторитарные режимы (к концу XX в. они господствовали в 38 из 45 государств тропической Африки). Тому есть внутренние и внешние причины. К числу первых относятся: экономическая отсталость; слабая социально-классовая дифференциация общества; наследие колониальной системы (диктаторы - вожди племен, народностей - ставленники колониальнойадминистрации); отсутствие элементов гражданского общества и правового государства; низкая политическая культура населения; межэтнические противоречия; архаичная инфраструктура - плохие дороги, связь и др.

Но помимо внутренних причин формированию авторитарных режимов способствовало и противоборство двух мировых систем - капитализма и социализма - в борьбе за сферы влияния на континенте. На протяжении 30 лет Африка была полем различных видов соперничества двух систем. Эти системы удерживали у власти и кормили различных диктаторов, которые проводили их интересы. Народ, как правило, беспрекословно подчинялся диктаторам, каким бы образом они ни приходили к власти. Население, за исключением национальной элиты, было объектом, а не субъектом политики и геополитических отношений. Отсюда и нестабильность во всех сферах жизни Африки: после 1960 г. в независимых государствах континента произошло более 100 военных переворотов. Порой их совершали сержанты и лейтенанты, если им была обеспечена поддержка из-за рубежа.

Специфическим феноменом большинства африканских стран остается особая роль армии и политической оппозиции в виде сепаратистских движений. В глазах народа армия - гарант и символ государственной независимости, организация, способная установить и поддерживать хоть какой-то порядок внутри страны и добиться более или менее равноправных отношений с внешним миром. Армия является опорой и рычагом власти практически во всех странах Африки - в крупных, как Нигерия, Заир, Судан, Эфиопия, Чад, Сомали, и меньших размеров.

В геополитическом, региональном раскладе сил в Африке, естественно, большую роль играют страны, располагающие более мощной (многочисленной, обученной, вооруженной и т.д.) армией и значительным людским потенциалом. В конце XX в. на этом континенте под ружьем находилось приблизительно около 2 млн человек. Наиболее крупные армии: Египта - 448 тыс. (при населении более 61 млн человек); Марокко - около 196 тыс. (более 28 млн); Алжира - около 122 тыс. (более 28 млн); Эфиопии - 120 тыс. (50 млн); Анголы - 82 тыс. (более 11 млн); ЮАР - 79 тыс. (40 млн).

В североафриканских странах, исповедующих, как правило, ислам, усиливается течение, стремящееся создать «исламскую государственность». Исламские группировки фундаменталистского толка с начала 1990-х гг.

Откровенно встали на путь экстремистских действий, «священной войны» не только против светских форм государственности (Алжир, Египет, Судан), но и против других религий и народов.
Следующим специфическим фактором «Черного континента», оказывающим большое влияние на его геополитическое положение, являются межэтнические отношения. Этнический состав Африки - пестрейшая мозаика наций, народностей, племен. На континенте живет примерно 50 наций и народностей, 3 тыс. племен, говорящих на тысяче языков. В результате колониального размежевания территории Африки государственные границы не имеют ничего общего с естественно-географическими и историческими границами проживания населения. 44% границ проведено по меридианам и параллелям, еще 30% - по прямым и дугообразным линиям. Такой дележ территории был миной замедленного действия, основой межэтнических конфликтов и войн, а подогревали их противостояние между Востоком и Западом, проблема выбора пути социального развития, геополитических ориентаций. Все это способствовало возникновению не только локальных межэтнических конфликтов, но и кровопролитных войн, о чем выше уже говорилось.

С начала 1990-х гг. в общественном сознании на континенте стали укореняться идеи межрегионального, межконтинентального сотрудничества. В столице Танзании Дар-эс-Саламе создан Африканский центр по урегулированию конфликтов, чтобы побудить африканцев самостоятельно решать собственные проблемы, вместо того чтобы полагаться на иностранное посредничество, однако избежать этого, к сожалению, до сих пор не удается.

Многие представители мондиализма полагают, что влияние его идей будет настолько велико, что втянет в свою орбиту население африканского континента. Но С. Xантингтон, о работах которого говорилось в предыдущих главах, по этому поводу пишет: «Было бы явной глупостью полагать, что из-за краха советского коммунизма Запад завоевал навечно весь мир». По его мнению, мировую геополитику будет определять конфронтация различных цивилизаций, где решающую роль станут играть западная и незападная цивилизации. К числу последних он относил, как мы знаем, конфуцианскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую.

На распределение, взаимодействие силовых полей на субрегиональном, континентальном и межконтинентальном уровнях дей
ствуют многие факторы. Но решающее значение, полагает С. Хантингтон, имеет то, что народы разных цивилизаций имеют различные представления о взаимоотношениях между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, о соотношении прав и обязанностей, свободы и власти, равенства и иерархии. Эти различия порождены многовековой историей. Они более глубоки, чем различия политических идеологий и режимов.

Судьбы Африки исторически давно связаны с судьбами всего мира. Этот континент стал колыбелью человечества, дал мощнейшие цивилизации (Древний Египет, Арабский Халифат и др.), но колониальная эпоха, а главное - работорговля, когда Африка почти три века поставляла рабочую силу в Северную и Латинскую Америку, затормозили развитие его народов, изолировали их от влияния мира, значительно ослабили генофонд народов континента. Колонизаторы (страны Европы) прививали населению новый образ жизни, резко отличающийся от традиционных ценностей. После получения независимости каждая из стран Африки выбирала свой путь развития: капиталистический или социалистический.

Но, как показала жизнь, западная и советская модели развития, не учитывающие реалии жизни континента, привели к еще большему углублению экономического кризиса, социальной и политической нестабильности, региональным и этническим (включая и военные) конфликтам, к усилению голода, нищеты, росту зависимости от стран-союзников. Например, в середине ХХ в. объем производства товаров и услуг стран тропической Африки равнялся объему производства маленькой европейской страны - Бельгии. По данным экономистов Института Африки РАН, уровень производимого ВВП на континенте на душу населения в конце ХХ в. был более чем в 20 раз ниже, чем в развитых капиталистических странах.

В результате взаимодействия перечисленных и других факторов за 1990-е гг. ВВП на душу населения в Африке снизился на 25%, а в странах тропической Африки - на 30%, внутренние капиталовложения уменьшились на 75%, экспорт - на 30%, импорт - на 60%.

Однако страны ООН, которые, преследуя самые гуманные цели, пытаются помочь африканским государствам, а также различные международные гуманитарные организации не в состоянии навести порядок на «кипящем континенте», а в Африке нет сильных государств, обладающих серьезным влиянием, чтобы мирить, оказывать давление на участников конфликтов. Во многих странах континента живут по известному принципу: добиться власти, получить от этого как можно больше, а после нас - хоть потоп.

Поэтому XXI в. большинство африканских стран встретили в состоянии системного кризиса, следствием которого являются недоедание и даже голод, опаснейшие болезни, неграмотность, ужасающая детская смертность, эпидемии, уносящие десятки миллионов жизней. Плюс к этому катастрофически ухудшающаяся экология и почти полное отсутствие средств для охраны окружающей среды. Отсюда малая продолжительность жизни - в Замбии, например, она составляет 37 лет.

Геополитическое положение Африки, ее позиция в системе международных отношений во многом зависят от коренного изменения международного экономического порядка в пользу формирования лучших (льготных) условий для этого континента. Пока же этот порядок объективно направлен против интересов народов Африки. Противостоять неоколонизации они могут только на базе объединения всех сфер общественной жизни большинства стран континента: экономической, социальной, политической, духовной. Но решить эту задачу в начале XXI в. представляется нереальным в силу ряда причин (о большинстве из них сказано).

Итак, в геополитическом плане Африка больше тяготеет к Западу, хотя процесс этот сложен, динамичен и противоречив. Тем не менее Россия поддерживает контакты с лидерами многих государств Черного континента. В Анголе, Демократической Республике Конго, в Намибии и других странах работают наши специалисты - нефтяники, летчики, горняки.

Политика России в отношении урегулирования африканских конфликтов пока еще остается пассивной.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

После окончания Второй Мировой войны, на территории южной и центральной Африки существовало всего три независимых государства - Эфиопия, Южно Африканский Союз и Либерия. В остальных государствах в этот период значительно усилилось антиколониальное движение.

Крушение апартеида и колониализма

В 1947 году, под давлением обязательств ратифицированных в положениях ООН, колониальные государства были вынуждены ослабить свое давление на африканские колонии. Однако правительства Великобритании и Франции сохранили право размещения на территориях колоний своих военных объектов, что де факто сохраняло их контроль над государствами.

Окончательное крушение метрополий началось только в 1960, когда 17 африканских стран получили независимость. Колониальные режимы, к началу 70- х годов, сохранились только на юге Африки.

Франция и Великобритания отказались от власти в колониях мирным путем, так как пытались сохранить статус демократических либеральных государств. Кардинально противоположной оказалась политика Португалии, правительство которой наотрез отказывалось предоставить своим колониям свободу.

В 1973 -74 годах Португалией были развязаны военные конфликты с Мозамбиком и Анголой, с целью подавления антиколониальных движений. В 1974 году на этой почве в Португалии произошла демократическая революция, результатом которой стало предоставление независимости всем колониям.

Проблемы развития африканских государств

Обретение независимости повлекло за собой возникновение новых проблем, опыта решений которых у народов бывших колониальных государств не было. Освобожденные государства получили новые границы, которые абсолютно не соответствовали этническим.

Это стало причиной развязки многих вооруженных конфликтов, несмотря на решение ООН, которое запрещало изменение границ африканских государств. Африка стала театром межэтнических войн и сепаратистских движений. Ужесточение конфликтов привело к тому, что во внутренние противостояния африканцев вынуждены были втянуться США, СССР и Куба.

Бывшие метрополии сохраняли политический и военный нейтралитет. Затянувшиеся войны повлекли за собой упадок промышленности и сельского хозяйства африканских государств. Внутренние ресурсы для проведения модернизации народного хозяйства отсутствовали, а зарубежные инвесторы не спешили вкладывать свои средства из-за политической нестабильности.

Вместе с тем, значительный прирост населения в этот период привел к острому продовольственному дефициту, и даже голоду в отдельных регионах. Существенные удар по экономическому развитию был нанесен и коммунистическим курсом политического развития, которые выбрали многие африканские государства.

В таких странах, как Конго, Зимбабве, Сомали и Ангола действовали жесткие тоталитарные режимы, которые во многом повторяли сталинскую модель. Помощь Советского Союза дружественным республикам оказалась неэффективной: в запустение пришли все предприятия.

Для работы в промышленной сфере не хватало специалистов, так как большинство граждан африканских стран, не имело даже начального образования. Проблема развития африканского континента уже в начале 80-х вышла на международный уровень. С развалом Советского Союза, поток капитала в казну развивающихся стран резко прекратился.