Русские марки мотоциклов. Урал: российские мотоциклы не для России.

  • 17.12.2018

П ро автомобильный рынок России известно немало. Одни бренды приходят, строят производственные площадки и развивают дилерскую сеть, другие же, наоборот, уходят. А вот о мотоциклетном рынке не известно практически ничего. Иностранные корпорации не стремятся наладить в нашей стране производство двухколесной техники, однако пока что у нас остались и свои компании. При этом рядовые потребители практически ничего о них не знают.

Мы собираемся закончить отчет о заброшенной деревне. Двигатели без проблем справляются с нагрузкой наших грузовиков, мы наклоняемся к передачам, и нам нравится дрейфовать на кроссовых шинах. Переход от карбюраторов к инъекции заставляет их чувствовать, они их не понимают, им просто нужно дать им время и согреть их до рабочей температуры.

Внезапно перед нами появляется уральский хребет, простирается над горизонтом, снежные вершины, ледяной ветер дует от него, тянет к нему. В другой деревне мы предупреждаем, что единственный возможный путь назад. У местного гаражного торговца мы покупаем бензин и идем дальше. Мы даже не спрашиваем, что мы танкуем, но мотоциклы справятся с этой задачей без проблем. Есть огромные водные лагуны, ожидающие нас, сломанная глиняная дорога и некоторые проблемы. Мы орошаем озера без больших проблем, вода не имеет значения для единиц инъекции или всего мотоцикла, хотя она катится вокруг цилиндров.

И рбитский мотоциклетный завод продолжает свою работу, а известен он своими легендарными «Уралами». В мире до сих пор лишь единицы выпускают мотоциклы с коляской, тем более с подключаемым на нее приводом (2WD).

П редприятие заработало в 1941 году, а за основу нынешнего «колясыча» советские инженеры взяли BMW R71. «Баварец» был с особой тщательностью исследован, и советские специалисты могли воссоздать его с точностью до миллиметра. Первой моделью, которая сошла с конвейеров предприятия, стал тяжелый мотоцикл M-72, причем выпускался он как в версиях с коляской, так и без нее. 746-кубовый двигатель развивал 22 л.с. и работал в паре с 4-ступенчатой коробкой передач.

Иногда мы пробираемся сквозь ледяной снег. Гидравлические амортизаторы рулевого управления поглощают любое воздействие на рулевое управление, мы можем управлять одной рукой даже после этого. Он определяет управление мотоциклом, нужно кататься именно в горшках и лагунах с водой.

Мы пересекаем мост, сокращенную буковую березу. Вода идет всего в нескольких сантиметрах ниже уровня дороги, если она будет оставаться внизу, она будет жизнерадостной. Перед нами пролитая река, движущаяся по всем направлениям, дорога затоплена, часть отсутствует. Лубос с гордостью исследует реку. Он падает в воду, и мы любим тот факт, что он не стрелял в него. Дно ледяное, лед остается плавающим на поверхности, высота воды составляет около 1 метра, а напротив разорванного берега. Урал дал нам препятствие, которого у нас нет.

У дивительно, но техническая часть сегодняшней продукции ИМЗ недалеко ушла от исходной модели. К 2013 году оппозитный двухцилиндровый двигатель был форсирован до 41 силы, на смену карбюратору в том же году пришел инжектор. Правда, не на всех моделях. А вот трансмиссия так и осталась 4-скоростной, зато – с задним ходом.

М ногие компоненты байка сегодня закупаются за рубежом, что положительно сказывается на надежности аппарата. В частности, на современных моделях установлены вилка Marzocchi, тормоза Brembo, амортизаторы Sachs, свечи и высоковольтные провода NGK-Ducati, карбюраторы Keihin и многое другое. Однако закупка иностранных узлов и агрегатов влияет и на цену. Сегодня начальная цена Урала на российском рынке составляет полмиллиона рублей, стоимость топовых моделей доходит почти до 700 000 рублей.

Даже через десять лет уральский позвоночник снова будет невредимым. Может быть, мы попробуем еще раз с запада на восток. Прежде чем мы развернемся, вода уже течет под колесами мотоциклов. Мы сбрасываем назад, на этот раз быстрым шагом, нужно пересекать затопленные части дороги, пока она идет. Урал слушает, саксофонные заслонки берут все дыры и обломки на пути. Двигатели с инжектированием идут невероятно снизу, с низких скоростей мы также получаем их на более высоких передачах.

Мы возвращаемся в нашу знаменитую деревню, покупаем продукты и отправляемся в тайгу, чтобы остаться на ночь. Мы идем в деревню, где хотим вернуться на дорогу. Опять же, вода постоянно поднимается, и следующий путь невозможен, он наливается через долину. Мы скорее пойдем в лес, и на этот раз мы подберем лесной лагерь под соснами.

Э то и стало одной из причин, по которым в нашей стране родные «Уралы» не пользуются популярностью. В России и странах СНГ в год продается около 3-5% от общего количества выпущенных с завода мотоциклов. А вот за рубежом ситуация совершенно иная, и ценителей подобной техники там хватает.

О сновными рынками сбыта для завода являются США и страны Евросоюза. Здесь работают десятки дилерских центров. Кроме того, предприятие отгружает свою продукцию в Австралию, Канаду, Китай, Японию и даже в Африку.

Возможно, ранняя оценка нового Урала еще рано, но первые чувства превосходны. Двигатель имеет крутящий момент более низкой скорости и позволяет вам набирать номера без колебаний и сбоев питания. Тормоза не получают много, мы узнаем позже, когда придут некоторые холмы. Мотоциклы работают надежно, только для регулировки, чтобы точно настроить геометрию и отрегулировать зацепление новых задних тормозов дисков. Нагретые ручки Урала помогли нам выдержать погоду вчера. Они имеют нескользящую резиновую поверхность и хорошо удерживаются.

Вы не пишете о километрах, которые вы путешествуете, это не поездка. В конце пути в интерфейсе мы рассмотрим, как много на тахометре. От завода осталось 10 км. Мотоциклы были ополоснуты, но начинаются утром надежно. На фотографиях видно, что им свидетельствует вода.

Д ля поддержания интереса западных клиентов в Ирбите регулярно придумывают специальные версии мотоцикла, которые выходят на рынок ограниченным тиражом. По словам представителей бренда, многие европейские клиенты специально ждут информации об их появлении и раскупаются аппараты из особой серии чуть ли не за пару дней. Стоит отметить, что никаких технических доработок мотоцикл не получает, все ограничивается внешним оформлением.

Сразу после ухода из леса мы пересекаем первый мост. Это был хороший выбор, чтобы спать в лесу. Вечером река удвоила свой корыто. Вчерашняя пыльная дорога превратилась в грязный ледовый каток. К счастью, мотоциклы управляются опытными дворниками, наслаждаясь 30-километровой поездкой по грунтовой и грязной дороге. Мы запускаем газовые зажигалки, хотя их загружают в край, прекрасно ведут. Во-первых, мы не отпустим, и если мы хотим вернуться, это наполнит нас хлопьями. Снегопад снова меняется в дождь, мы добираемся до главной дороги.

Нам нужно немного на юг, затем снова повернем на запад и ищем еще один проход через Урал. Мы тянем на газ, двигатели легко ходят, плавно. На дороге это резня, российские водители демонстрируют свое искусство. Дожди, ледяной сильный ветер поднимается. Мы строим бензин, покупаем 92 октановый бензин и шоколад. Также принято решение о необходимости небольшого обслуживания мотоциклов. Мы останавливаемся в отеле, мы припарковываем мотоциклы в местном бозовом автомобиле с видением Аль-Капоне. Сегодня культура будет в местном клубе.

О дной из первых специальных модификаций, которые появились в Европе, стала «Ворона». Она увидела свет в 2006 году. Мотоцикл окрашен в матовый черный цвет и полностью лишен хрома, а запасное колесо убрано в кожаный чехол. Всего с конвейеров предприятия сошло 33 экземпляра модели. Потенциальный покупатель мог заказать версии с коляской и без нее, а также решить, нужно ли ему второе ведущее колесо.

Таким образом, небольшая услуга изменилась на среду. Нам нужно было взглянуть на кулачок. При управлении зазором клапана на одном двигателе появился более маленький зазор. Это сигнал, что что-то не так. Один кулачок не продержался. В 8 часов утра они были на мотоцикле. Наконец, была измерена геометрия швеи. Потому что мы делаем все от глаз, это произошло только во второй раз. На одной передаче болт нейтрального датчика был слишком сильно завинчен, что привело к плохой передаче. Были отрегулированы задние дисковые тормоза.

К сожалению, в последнее время износ был ошеломляющим, и Ирбит немедленно предоставил нам новые. На одном мотоцикле после прочтения диагноза дефект зонда лямбда-зонда был заменен новым. На двух мотоциклах произошла утечка масла из рулевого амортизатора. Мы будем ждать новых в Санкт-Петербурге, мы отправим их в Ирбиту.




С пустя год предприятие выпустило исполнение «Пустыня». Его отличает практичный грязно-желтый цвет, наличие металлического ящика на замке, установленного на коляске и защищающего груз от песка, пыли и влаги, а также аптечки и канистры для перевозки жидкостей. Также на коляске установлена фара-искатель, а запасное колесо прикрыто решеткой, на которую удобно крепить дополнительный багаж. В сумме выпущено 35 «пустынных» Уралов.

Большинство из этих дефектов было обнаружено поздно, потому что мотоциклы не прошли предварительную подготовку и тест-драйв, который предшествовал каждой доставке мотоцикла клиенту. Непризнанные дефекты непоправимы. Вот почему мы здесь, чтобы тщательно изучить свойства новых моделей мотоциклов Урала в сложных условиях.

Нам не нравится поведение холодного двигателя, смесь слишком плохая, и необходимо тщательно нагревать двигатель, особенно при этих температурах. При переходе от холостого хода к скорости есть «отверстие». В ближайшие дни мы пообещали новую топливную карту, мы проверим ее сразу же после загрузки в единицы.



С ледующим дизайнеры марки сделали снежный байк под названием «Вьюга». На американском рынке эта же модель получила название Arctic. Он окрашен в бело-серый камуфляж, так что зимой на таком аппарате легко можно замаскироваться. В оснащение мотоцикла вошло большое ветровое стекло, дополнительные щитки для защиты ног водителя и обогрев ручек. На коляске же нашлось место для фары-искателя и лопаты. А вот второго седла мотоцикл лишился, на его месте также появилась решетка для поклажи. С такими вводными становится ясно предназначение спецсерии: зимние путешествия любителей экстрима.

Сегодня мы отправляем две фотографии ремонта двигателя. Больше фотографий за неделю до нашего прибытия в Ирбиту. Жаль, мы опоздали, это было весело. Мотоциклы снова отправляются, мы с нетерпением ждем. Завтра мы пересечем реку Каму, она не может быть болотной.

Мы отправляем традиционную фотографию с границы между Азией и Европой. Это странное чувство, чтобы стоять в этом символическом месте. Стальные серые облака над шахтерским городом утром не сулились хорошо, и оказалось, что он покинул указатель. Начался дождь, затем шел дождь, а затем один из нас выпил ведро с водой сверху. Тем временем всегда есть пауза, чтобы мы снова наслаждались этим.



В 2009 году свет увидела модификация «Красный октябрь», при создании которого авторы вдохновлялись романом «Охота за красным октябрем» Тома Клэнси. Байк окрашен в ярко-красный цвет, что в сочетании с черными матовыми элементами смотрится достаточно брутально. Мотоцикл немного занижен для снижения центра тяжести и лучшей устойчивости. По словам представителей ИМЗ, подобное решение позволит водителю проходить даже крутые повороты на высоких скоростях. Аппарат получил сразу два багажника: на коляске и на месте второго седока, а также небольшой контейнер с серпом и молотом на хвостовой части коляски. А вот переключение скоростей здесь находится не на привычном для мотоциклистов месте, а на топливном баке, как у ретро-моделей. Эта модель также выпущена ограниченным тиражом: свет увидели только 30 экземпляров.

Возможно, нам нужно немного отбросить критику топливной карты наших двигателей, по крайней мере частично. Сегодня мы сели в российскую компанию, действующую в нашей стране. Двигатели успокоились, их не называли взрывами детонации, они идут позади газа к холмам, как никогда, и только тихо погружаются.

Вечером мы меняем подкладку на задней части мотоцикла, механика Ирбиты подарила нам прошлой ночью. Тормоза отрегулированы, мы увидим, сколько это будет продолжаться. Медленно образец исчезает на задних шинах мотоцикла, крест Петрошин - всего лишь копия.



С ледующим стал «Снежный барс». Он полностью окрашен в белый и светло-серый цвета, а на коляску нанесен специальный логотип. Всего на рынке появилось две версии мотоцикла.

Сегодня мы бродили по Уралу, наиболее северные на дороге. Повсюду лежит снег, вода, текущая со всех сторон, даже не может уйти с дороги. Мы ищем лагерь, который довольно сложный, где бы мы ни шли грязь и воду. Сегодня у нас есть свободные водяные кровати в действии, по крайней мере, мы можем протестировать полы наших палаток.

Скрещивание хребта было красивым, крутыми поворотами, длинными спусками вниз по склону и вверх, мимо густого леса и ощущения бесконечности. И, конечно же, российская дорога, в пределах нескольких метров, превратится в танкодром, который выведет вас из сумок. За пределами ухоженных дорог города, черт возьми в городе, грузовики тонули колеса в ямах, все качались.

П ервая – ретро. Она подходит для легкой и солнечной зимы. На коляске установлен багажник, дополнительная фара, канистра из нержавеющей стали и бампер. Второе исполнение больше подходит для суровой и снежной зимы. Транспорт получил большое ветровое стекло, ручки с подогревом и лопату. А по желанию клиента дилеры устанавливали шипованное запасное колесо. Всего выпущено 25 «Барсов» двух версий.

Утром солнце светило из палаток. Мы упаковали и, после незначительных проблем, снова получили красную липкую грязь. Весь день сопровождался холодным антилокой, мы носили все, что греет, но этого недостаточно, здесь холодно здесь, в России. Сломанная дорога проезжала через нас весь день, передние гребцы переходили с одной стороны дороги на другую, но иногда мы находили дыру. Пейзаж медленно меняется, поля и луга растут, леса сокращаются. Вокруг пути, первые цветы даже показали эту весну? Наверное, нет, вечером, вечером льда льда кричали нас днем.



В 2011 году завод отмечал 70-летний юбилей. По этому поводу умельцы предприятия сделали спецсерию Anniversary M70, которая практически полностью повторяет самую первую модель, которая сходила с конвейера – М-72. Она окрашен в цвета военных советских мотоциклов, а чехол на коляске сделан из грубого брезента. Из него же сделан чехол для лопаты, входящей в список стандартного оборудования. Кроме того, на баке появились защитные накладки, а на месте второго седока установлена решетка для крепления груза. Покупатели смогут выбрать между одиночным вариантом или классической версией с коляской.

Иногда мы пересекаем мосты над пролитыми реками. Сегодня мы также опробовали, что происходит, когда бензин находится в резервуаре. После десяти центов мотоцикл не начинал немедленно, необходимо было долгое время запускать стартер, что грозило разрядить батарею. Мы не хотели рисковать, поэтому мы выбрали недоразвитое расширение с помощью другой машины.

Он чувствует, что двигатели привыкли к постоянно меняющемуся качеству бензина, так что иногда это становится все хуже. Сегодня мы разбудили полупалые деревья над нашими палатками, поэтому ветер не остановился. Традиционный теплый завтрак, и мы отправились на луг, чтобы стрелять из танковой дивизии между свиней. Набег по дороге, и снова ледяная буря снова вернулась к нам. Мы смеемся, пока солнце жарится.



В 2012 году свет увидела версия «Закат». Байк окрашен в матово-черный цвет, а некоторые элементы стали ярко-оранжевыми. По задумке создателей, такие акценты напоминают последние лучи заходящего солнца, проглядывающие сквозь облака. Мотоцикл лишился второго сиденья, зато ему на смену пришли небольшие металлические кофры для багажа. Всего на рынке появилось 25 экземпляров модели.

Они служат, теперь мы избавляемся от них, это не стоит дома. Между тем, мы загружаем последнюю версию топливной карты в блок впрыска. Его нужно протестировать на службе, его ждут клиенты. Опять же, у нас нет оценок, у нас нет технических карт. Хороший парень приходит, он спрашивает, где он, где он доволен, мы можем идти. Весна уже здесь, местные фермеры ушли на поля, дорога покрыта красной глиной, что, конечно же, не имеет значения, качество российских уральских шутников, у нас есть 3 раунда. Слева внизу внизу находится бесконечный водопад, нет дорог.



Ч ерез год, в 2013-ом, завод получил все необходимые сертификаты для продажи в Европе мотоциклов с электронным впрыском топлива. По этому случаю предприятие выпустило специальную серию Hybrid. Эта модель стала последней, оснащенной карбюратором. Модификация отличается соединением технологий со старых Уралов с новым поколением техники. В частности, этот байк оснащается дисковыми тормозами на всех трех колесах, более крупным воздушным фильтром и внешним масляным фильтром. Рама и силовые агрегаты спецверсии окрашены в черный матовый цвет, а коляска, бак и крылья получили цвет «серый асфальт». Пассажиру коляски досталось большое ветровое стекло и решетка для груза. Кроме того, «колясыч» оснащается противотуманными фарами, быстросъемными чехлами для рук на руле, а также настоящим сундуком, установленным на грузовой площадке позади водителя. С конвейеров фабрики сошло только 25 экземпляров мотоцикла.

Мы возвращаемся в 50 км от слепой дороги, которая, как говорят, является просто тракторами. Уже стемнеет, просто поплывает по дороге, и никто там, иногда проходя мимо грузовика. Мы спускаемся в первую дыру в лесу, которая не находится ниже метра под водой, перед нами небольшая поляна. Группа отлично работает, все знают, что нужно, огонь горит в то время, и он пахнет ужином.

Это тепло, поэтому мы в пути. Мы все еще не знаем, что мы ожидаем более 200 км после полностью разрушенной дороги. Мы бежим в противоположном направлении, направо и налево, где он находится. Это действительно испытание алюминиевых дисков и гидравлических амортизаторов на колесах.



Б уквально пару недель назад Урал анонсировал новую специальную версию для европейского рынка. Сейчас очень популярны скремблеры и российское предприятие не отстает от последних веяний моды. Исполнение так и называется: Scrambler. Аппарат окрашен в цвет «Огненная саламандра» и станет достаточно заметным на дороге благодаря ярко-желтым акцентам. Глушители этого транспортного средства подняты вверх, на коляске установлены светодиодные противотуманные фары, а на руле - перекладина для установки дополнительного оборудования. Например, подстаканника или держателя для смартфона. Да и багажа можно увести с собой в поездку немало, ведь багажники установлены как на задней, так и на передней части коляски. Этих мотоциклов будет выпущено только 20.



Д ля американского рынка дизайнеры зачастую проектируют отдельные версии, которые отличаются от представленных в Европе.

Н апример, в 2008 году Урал выпустил версию Gzhel. Как следует из названия, байк расписан в технике гжель. Однако основная особенность цветовой схемы заключается в том, что мотоцикл полностью окрашен вручную одной из сотрудниц завода.



В 2012 году для американского рынка была выпущена модификация Yamal, получившая название в честь российского ледокола. Мотоцикл оранжевого цвета оснащен большим ветровым стеклом для водителя, защитой рук, противотуманными фарами на коляске, решетками для крепления багажа и веслом с оригинальными инструкциями.



С пустя год поклонники марки родом из США отправились в салоны за новой специальной серией – Gaucho Rambler, созданной российскими инженерами в сотрудничестве со специалистами Pendleton Woolen Mills. По замыслу, исполнение должно отдавать дань уважения прошедшей эпохе покорения Запада. Для мотоцикла разработали оттенок «Тихоокеанский голубой», а в список необходимого оборудования включено шерстяное одеяло.



В 2014 году Ural выпустил «космический» байк под названием MIR. Этот аппарат цвета «Орбитальный белый» оснащается солнечной батареей, установленной на коляске, дополнительной светотехникой на бампере, большим ключом «на 36» и двумя «ветровиками», для водителя и пассажира. Отдельного упоминания заслуживают одеяла, при изготовлении которых использовались те же материалы, которыми пользуется Nasa для космонавтов.



Н аконец, в уходящем году ИМЗ сделал подарок поклонникам легендарной саги Джорджа Лукаса «Звездных войн» - модификацию «Урал» Dark Force. Цвет, как следует из названия, черный, в фаре светятся модные диоды, а на коляске владелец обнаружит очень важный аксессуар – джедайский меч в кобуре.



В завершение мы хотел бы отметить, что на Западе российские «колясычи» не только раскупаются, как горячие пирожки, но и стоят заметно дороже. Например, Ural Dark Force оценивается в 14 999 долларов. В переводе в российскую национальную валюту по актуальному курсу это составляет около миллиона рублей.

По коллекции мотоциклов в заводском музее "Ижмаша" можно проследить все взлеты и падения советской мотоциклетной отрасли.
Хотя мотоциклы разных модификаций и характеристик создавали в советское время несколько заводов, "ИЖ", безусловно, был самым распространенным. А в деревне вообще долгое время оставался чуть ли не единственным видом транспорта. На нем катали девчонок, ездили на рыбалку, возили сено и дрова — как только не использовали.

Между тем мало кто знает, что началась родословная "ИЖ" в начале прошлого века, когда на завод "Ижсталь" приехал, отучившись в Лейпцигском университете, молодой инженер дворянских корней Петр Можаров. Об истории создания ижевских мотоциклов рассказывает директор музея "Ижмаша" Алексей Азовский.

Алексей Алексеевич, кем был Петр Можаров и как сложилась его судьба?

Алексей Азовский: Теплотехник по образованию, он уже тогда страстно увлекался мотоспортом, у него был свой импортный мотоцикл, на котором он "рассекал" по Ижевску.

В городе Можаров модернизировал паровые котлы, сконструировал даже аэросани и глиссеры, но все это время его не отпускала мечта о собственном, не импортном, советском мотоцикле. И в 1929 г. вместе с группой таких же энтузиастов он выпустил первую опытную серию мотоциклов "ИЖ". Первые три "ИЖа" — с первой по третью модификацию — были тяжелые. Четвертый и пятый — легкие. Вся эта колонна техники в сентябре 1929 года с участием еще нескольких иномарок отправилась в первый, наделавший шуму, советский мотопробег Ижевск — Нижний Новгород — Москва — Ленинград — Харьков.

Главный результат мотопробега — конструкция мотоциклов оказалась настолько удачна, что весь многотысячный путь колонна проделала практически без поломок. Казалось бы, мотоцикл можно запускать в серию, но этого сделано не было. В стране шла большая стройка, в ВСНХ (Высшем совете народного хозяйства) сталкивались разные мнения насчет приоритетов, и необходимость создания мотоциклетного завода в Ижевске доказать не удалось.

Тем не менее именно Ижевск стал позже "столицей" советских мотоциклов?

Азовский: После той неудачной попытки Можаров уезжает сначала в Ленинград, где проектирует легкий мотоцикл, а затем в Москву, где создает тяжелый. Но затем вновь возвращается в Ижевск, где изготавливает пять опытных мотоциклов и увозит их на показ в столицу. На этот раз руководство страны дало "добро", и мотоциклы начинают серийно делать на Подольском машиностроительном заводе. Всего до войны было сделано 4,5 тыс. штук. Хотя для такой огромной страны это капля в море, их до сих пор можно найти в музеях и частных коллекциях.

И все-таки городом, где должен быть организован именно массовый выпуск мототехники, Можаров видел именно Ижевск. Здесь на вновь созданном мотоциклетном заводе и был налажен выпуск по-настоящему массовых советских мотоциклов "ИЖ-6" и "ИЖ-7".

Как только первые мотоциклы пошли с заводского конвейера, Можаров впервые в жизни берет отпуск, который стал для него роковым. В марте 1934 года на завод пришла телеграмма, в которой сообщалось: Можаров умер при невыясненных обстоятельствах. То ли покончил с собой, то ли кто-то "помог" уйти ему из жизни. В 2012 году его могилу лишь случайно отыскали местные жители. Они заинтересовались надписью на осколке могильной плиты, гласившей о том, что здесь похоронен создатель первых советских мотоциклов.

В войну завод тоже выпускал мотоциклы?

Азовский: Нет, с началом войны мотозавод перешел на выпуск пулеметов "Максим", но после войны предприятие вновь вернулось к "ИЖам". Хотя и не совсем к "ИЖам". В 1946 году из-под Дрездена был практически целиком вывезен в Ижевск небольшой мотоциклетный завод "DKW", что фактически предопределило судьбу дальнейших ижевских мотоциклов, да и вообще всей советской мототехники, учитывая масштабы производства в Ижевске. Причем, как считают некоторые, не в лучшую сторону. Дело в том, что за основу был взят немецкий мотоцикл с двигателем объемом 350 куб. см. Этот параметр после войны практически во всем мире, за исключением нескольких стран соцлагеря, был забыт. А мир наводнили 500-кубовые мотоциклы и "кратные" им разновидности с объемом двигателя от 125 до 1000 "кубиков". И если бы в Ижевск отправили, например, завод "BMW", который уже тогда специализировался на выпуске 500-кубовых машин, еще неизвестно, как бы сложилась судьба отечественного мотопрома. Но история сослагательного наклонения, как известно, не терпит, и Ижевский завод стал выпускать мотоциклы с объемом двигателя в 350 "кубиков".


Чтобы наладить выпуск мотоциклов, на завод привезли группу немецких инженеров. Так был создан первый послевоенный ижевский мотоцикл — знаменитый "ИЖ-49", который был почти копией "DKW-350". На нем поменяли переднюю подвеску — поставили телескопическую вилку, установили второе седло, новые амортизаторы, внесли еще ряд несущественных изменений. Возможно, именно потому, что не стали сильно вмешиваться в конструкцию немецкой машины, "ИЖ-49" получился надежным и по 1956 год выпускался большими объемами. Потом появился "Иж-56" со щитками приборного ящика, большим числом оборотов и мощностью двигателя.

В 1970-е годы ему и его модификациям на замену пришло знаменитое семейство "Планета" — самый массовый советский мотоцикл. Попытавшийся его сменить позже двухцилиндровый "Юпитер" оказался менее надежен и такой популярности не получил.

Сейчас завод еще выпускает мотоциклы?

Азовский: К сожалению, нет. 1 апреля 2008 года выпуск "ИЖ" был прекращен. За все время с заводского конвейера сошло 10 770 тыс. мотоциклов. Почему так все закончилось, сказать трудно. Об этом спорят до сих пор. Лично я считаю, что, несмотря на внешнее обилие марок, десятками лет завод выпускал, по существу, одно и то же. Это было время всеобщего дефицита, когда купить мотоцикл можно было только по спискам или по случаю. Тогда зачем было тратить деньги на перевооружение завода, зачем бороться за экономичность двигателя, когда бензин стоит 20 копеек? Мотоцикл возьмут все равно, в любых количествах, да еще спасибо скажут.

Показательный пример. В 1970 году к очередному съезду партии руководству завода был дан приказ из Москвы сделать новый мотоцикл — подарок советскому человеку. Но денег на его создание дали лишь 5% от необходимого. И вот наши заводские конструкторы начинают всячески изворачиваться, чтобы и мотоцикл был "как новый", и чтобы в смету уложиться. Переносят указатель поворота на фару, заказывают новый бензобак и осваивают окраску мотоцикла аж в два цвета. Вносят еще ряд несущественных изменений. Но в принципе это все тот же мотоцикл. В итоге задание партии выполнено, и советский человек получает "подарок". А завод — "индульгенцию" выпускать "старый-новый" мотоцикл еще 10 лет. Прошло 55 лет с того момента, как в Ижевск привезли немецкий мотоцикл, и хотя, конечно, в его конструкцию внесены сотни изменений, но его "уши" торчат до сих пор. Вся основная компоновка и идеология машины остались теми же.

И когда в 90-е годы были открыты границы и народ получил возможность сравнить машины, спрос на отечественные мотоциклы резко упал. Одновременно повысились цены на материалы, энергоносители, резко выросла себестоимость. И когда эти два фактора сошлись во времени, советский мотопром фактически ушел в прошлое.

А знаменитый "ИЖ Планета-спорт" не мог стать той самой "соломинкой", за которую хватается утопающий?

Азовский: С ним была вообще интересная история. В начале 70-х годов на заводе создали инициативную группу, которая разработала по-настоящему новую, перспективную модель с возможностью поставок на экспорт. Характеристики были вполне на уровне тогдашних "ямах" и "хонд". Сделали один опытный экземпляр и послали на ВДНХ. А у "Спорта" были не только хорошие характеристики, но и впечатляющий внешний вид. На выставке его увидели иностранцы, и закрутилось: "берем 30 тысяч, 40 тысяч". Директора завода вызвали в ЦК КПСС и сказали: коли решились без спроса выставить мотоцикл, извольте в течение года организовать выпуск в необходимых количествах на экспорт. А на заводе лишь опытный образец.

Два уже готовых новых корпуса, предназначенных для выпуска оружия, тут же переоборудовали под выпуск мотоциклов. Естественно, все делали в спешке. Да и на доводку конструкции не было ни времени, ни денег. В результате в серии мотоцикл получился совсем не тот, что задумывался, и за границей не пошел. В СССР за ним, конечно, гонялись, но план заводу спускали по общему количеству выпущенных мотоциклов, без учета моделей. А у него трудоемкость в разы выше, и "Спортов" делали лишь малую часть от общего количества.

Кончилось тем, что в министерстве сказали — делайте-ка вы лучше вашу "Планету". Позже стали завязывать кооперацию с японцами, пытались выпускать скутеры, но это уже были годы лихолетья, и все осталось на уровне опытных образцов...



ИЖ Планета-спорт



Иж Планета-3



Иж Планета-2



Иж Планета-3

Мотоциклисты испытывают мотоциклы системы "ИЖ-Планета" на стадионе Ижевского автозавода



Иж Планета-4



Мотоцикл с коляской "Иж-Юпитер 3". Продукция Ижевского мотозавода.



Модели мотоциклов Юпитер и Планета производственного объединения "Ижмаш"



ИЖ Юпитер-5



Иж Планета-5



ИЖ Юнкер. С внешностью иномарки он считается самым красивым из всех советских мотоциклов.